Иван да марья почему это сказка

«Русалочьи сказки» Алексея Толстого. Дивное и жуткое. Современный взгляд.

Автор: Ася Церн






Алексей Николаевич Толстой — советский писатель, по прозвищу «красный граф», общался с М.Горьким и дружил со Сталиным.

Чтобы не путать с другими Толстыми, поясню кратко: они все родственники. Лев написал «Войну и Мир», Алексей Константинович — «Князя Серебряного».

Лев Николаевич и Алексей Константинович — троюродные братья, а Алексей Николаевич — их внучатый племянник.

Он родился, когда Льву Толстому было 55 лет.

Он автор советской  фантастики:  «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гарина», автор «Хождения по мукам» и «Буратино». Находясь в эмиграции, этот Толстой переделал и адаптировал сказку Коллоди «Пиноккио» для русского читателя.

На днях я окончила читать сборник литературных авторских сказок  «Русалочьи сказки», написанный А.Н. Толстым в 1909-1910 г, в этот же сборник входит сказка «Синица» 1918 года, она значительно отличается от остальных сказок в сборнике.

Что же такого особенного я нашла в этих сказках, что собралась и написала пост? 

А вот что. Меня поразила глубокая образная поэтика, основанная на славянской мифологии. Причем нечеловеческие существа в этих сказках показаны и добрыми и злыми, словно бы автор не предлагает видеть их исключительно с одной какой-то стороны. Знаете, какая первая мысль у меня была после прочтения? 

«Какая жуть!»

Да, именно так, жуть. Потому что в первой же сказке старый дедуля повесил своего кота ради русалки! Но не волнуйтесь, дед в конце был отомщен- русалка его за самое сердце укусила, раздвинув ребра, и «с тех пор по ночам выходит из омута, стоит над водой седая его голова, мучаясь, открывает рот». 

Но дорого стоит описание кота в день гибели: «А кот ходил по пустому хлеву и мяукал хриплым мявом, словно детей хоронил». 

Концовка этой сказки дает нам понять, что это вот все могло быть даже не всерьез, фейком каким-то, ведь «чего только не наплести про старого деда»! Не знаю, как вам, но мне ситуация с повешением кота ой как не понравилась. Дед впускает в свою жизнь, в свой дом нечистую силу и постепенно гибнет. Дым от печи не нравится русалке, дед перестает готовить. Чтобы внук не шумел — бьет и прогоняет мальчишку. Русалка желает видеть небо всегда, и он ломает крышу. Он опасается, что голодный кот съест русалку — и убивает кота. Разрушение дома начинается с того, что он пускает злую силу к печи, к сердцу дома, а к концу его самого кусают за сердце. Вот такое предупреждение — не неси нечисть в дом. Вот как. 

Самая милая сказка из всей книги — про Ивана да Марью. Неожиданно с  хеппи эндом. Но в сказку закралась бесячая «избёнка». И даже в этой милой сказочке встречается жуть — Иван сдирает лыки для лаптей с липы, а липа-то и есть его сестра Марья. Не, она потом, как ее расколдуют, снова с кожей, нормальная сделается. Но сам факт… и фраза её, что она стала женой водяному… это значит, он, водяной, её все-таки снасильничал. Кстати, спасаются герои в сказке очень просто — кидаются полынью. 

Да и счастье-то какое! Герои не умерли, не то, что в других вариантах истории про цветочек Иван-да-Марья. 

В сказке про ведьмака… да, представьте себе, у нас тоже такие водились, Толстой описал его как существо с пёсьей головой, и в стародавние времена оно звезды ради своей потехи ногтем тушило. А однажды вообще полмесяца откусило да животом замаялось. А дальше была фраза от которой за живот уже схватилась я, от смеха:

«Понатужился ведьмак, выплюнул, повыл немножко и подох». 

Представьте теперь Геральта из Ривии. 

Читаю я дальше. И тут меня настигает другой вопрос.

А где МАТЬ??? Это какой-то бич. Ну почему в литературе, куда не глянь, мать умерла или ее нет просто в повествовании? 

В сказке «Кикимора» в избе живут бабушка и две внучки. Ни мужиков, ни матери. В этой истории Кикимора вроде как злая- детей крадет. Но по сюжету она за ними за всеми ухаживала: кормила, а украденную Дуничку даже грудью кормила. Зато леший помог старшей сестре младшую отыскать, посмеялся над кикиморой. ( Ее, кстати, в туман в конце обратили, мне ее жаль было).

Сказка про дикого кура вообще уж больно упорота. Мужик там не пьет алкоголь, все демона спаивает, но по сути с ним происходит всякая дичь, будто он под веществами. (По мне так, Гоголя напомнило с его «Вечерами»).

В сказке про Ивана-царевича и Алую-Алицу  все просто: со скуки парень поперся приключений искать, убил абьюзера и на бабе его женился. Но какова фраза: «Распустились по деревьям клейкие листья». И сразу же ты вспоминаешь, как сам трогаешь первые листочки, аккуратно пытаясь развернуть, и коришь себя за нетерпение, когда рвется нежный зеленый край. 

И русалки-мавки вместе с природой, как ее часть, тоже «откуда ни возьмись прибежали», и журавль, и леший. Поразительно, что в таком ключе все эти мифологические существа совсем не кажутся чужеродными или злыми, они просто части этой земли, ее дети, как трава и небо. 

Невероятно грустна оказалась сказка «Соломенный жених»… Допросилась дева жениха, создал его из соломы дух овина. И что же? Зимой этот идиот загрустил и ушел тепла искать! Ну мы-то, взрослые девицы, понимаем, почему и зачем он ушел. Ха- ха! 

Короче, затосковала дева, пошла его искать, а он замерз в поле. И все. Легла она рядом с ним и умерла. Превратились они в рожь и васильки. Грустно, аж жуть!  Но про то, что они умерли, нет ни слова. Как описана эта смерть? 

Деве «чудится», что «голубеет, синеет небо, и из самой его глубины летит к земле, раскаляясь, близится молодое, снова рождённое солнце». 

Дальше идет описание весны, грачи, ручьи и в конце этого перечислительного ряда идут слова о женихе: «и соломенный жених открыл сонные синие глаза и привстал». 

Так почему же я решила, что они умерли? Потому что дальше идет не описание объятий и «ах, как долго мы спали», а дальше какие-то прохожие чужие люди, словно настал их черед быть на первом плане в сказке, обращают внимание на то, как всколосилась рожь, а с ней васильки переплелись. Это на самом деле очень трагично!

Варвара Головко в диссертации, кстати, придерживатся мнения, что дева оживила жениха «силой своей любви»… Я тут с ней абсолютно не согласна. Все умерли, на том и сказочке конец.

В сказке «Странник и змеи» концовка заставляет перечитать историю сначала. Это ж надо такому, ходит странник, находит места, где Змей морок создал, и уничтожает созданное зло. Бедная вдова Акулина, ее подруги, дом и парни — все морок, как оказывается. Да про такого мне самой захотелось историю придумать. Хотя минуточку… у Макса Фрая(Светланы Мартынчик) же было: Макс отправился уничтожать миры мертвого морока, как узнал о них из незримой библиотеки, а потом перепоручил сие дело Лойсо Пондохве. Ай-да молодцы, странники, ай-да наследие русских писательских традиций. 

Здесь же ощущается наслоение былинных традиций о змееборце и христианских мотивов избавления от змея-искусителя. 

В этой сказке упоминается алатырь- камень, вроде как в нем счастье заложено. Исследователи текста считают, что название камня восходит к слову «алтарь», и что тут христианский, и даже старообрядческий мотив. А мне вот слово напомнило похожее — «латырь», которое я встречала в саамских сказках, и это ничто иное, как янтарь. Так вот, по легендам, в янтаре содержится силища ого-го! 

Пора прикупить себе янтарный браслет. 

«Проклятая десятина» — это вообще про то, что нельзя проклинать свою землю, иначе смерть твоя будет ужасна. Да, и там описана ужасная смерть. Но на счет поэтики и здесь есть, чем восхититься. Вот пишет автор: «под сиреневым кустом сидели дворянские дети» , а цвета как такового в короткой сказке мало, и этот сиреневый куст ты сразу видишь почему-то цветущим, хотя на улице осень: «ночь осенняя бушевала ледяным дождем, хлопали наотмашь ворота, выл в трубе ветер». Бобыль, что проклял свою землю, потом и вовсе перестает быть человеком, а становится частью природы, и вообще лишается рода, о нем автор действительно пишет в конце в среднем роде: «жевало и ухало».

В сказке «Звериный царь» описывается, как неказистый мужчина себе силу и  красоту насосал у царя, который был не прочь хорошенько дунуть.

 Вот я тут не шучу ни капли! 

«Влез мужичок в звериный живот, притулился, пуповину нашел, посасывает. 

Три дня сосал. 

Теперь  вылезай, — зовёт зверь, — чай, уж насосался». 

«И дунул. И подхватили мужика четыре ветра, вынесли к мосту, что у родного села». 

И да, вышел он уже красавцем, высоким, статным, и сразу жениться. Вот что тут добавить? Коротко и ясно же сказано.

В сказке «Хозяин» встречается редкое мифологическое существо — дворовой дух, что за конями присматривает. Но если он начинает чудить, его Хозяин приструнит, а Хозяин… простой козёл! Кони в стойле разговаривают, а «в узкое окно влезат круглый месяц». Лошади начинают беспокоиться, и их так напрягает этот момент, что месяц лезет в окно! 

На этих строках я прям вспомнила детское инфернальное чувство страха, когда ночью в окно светит круглая луна и ты лежишь, словно в параличе, и не можешь задвинуть штору…

Наконец я дошла до «Синицы», сказки, написанной гораздо позже всех остальных в этом сборнике. Она большая, она отличается еще и тем, что в ней силы не мифологические на переднем плане, а волшебство и человеческие страдания. Внимание! В этой сказке  одна и та же мать умирает трижды. 

С нее начинается и ею заканчивается сказ. Пробудилась она утром и вышла на мокрое от росы крыльцо. Так начинается печальная  история Натальи. И ведь все было — деньги, любимый князь души в ней не чаял, сына родила, три года ему и три месяца. (В сказке написано » три зимы и три лунных месяца». Уникальна сказка тем, что тут встречается описание «чуди белоглазой», народа, о котором в истории осталось мало информации. 

«Малые ростом, с рыжими космами, в шкурах», «плоские рыла», «белые глаза», — вот что можно выудить из текста. Сам Толстой собирал информацию о чуди при написании сказки из древних текстов, которые, к слову, местами противоречат друг другу. Эти материалы: статья князя Н.Н. Голицына «История Пскова (862 – 1510 г.)», «Беседы о русской истории» Ореста Миллера, статья  «Чудские древности» И. Смирнова, энциклопедический словарь «Гранат».

Интересно описан чудской шаман: «колдун, старикашка гнусный, залез в горелый пень, бормотал заклятья». А ведь можно было подумать, что нечисть фольклорная и чудь — одного поля ягода, но не тут то было! Автор пишет, что не любила Чудь нечисть и остерегалась ее. 

Сказка эта собрана, словно узор калейдоскопа — чудь северная, Днепр, южные клены и упоминание «хозар». Здесь нет леших, кикимор и прочих земных сущностей. Здесь есть любовь и смерть.

Умерла первый раз княгиня Наталья, выбросившись из терема, а сына ее враги забрали в полон. Второй раз умирала она уже от рук своего любимого мужа. Он на охоте был. Она вселилась в оленя, чтобы пригнать отряд князя к местам, где Чудь залегла с пленниками. Но муж «поднял самострел, приложил к ложу худое, свирепое, любимое лицо» и выстрелил в оленя. Из последних сил она-таки вывела отряд на Чудь, и отбили пленных княжеские воины. Сам же князь умер, защищая сына. Тогда душа Натальи переселилась в птичку и стала ручной для сына. Но как-то подросший мальчик, злясь на обидчиков-товарищей сильно сжал птицу в руке и задушил. Так умерла Наталья третий раз. 

Вот где ужас! Автор убил героиню : своими руками героини, руками любимого мужа и руками любимого сына. Ну за что??? И вот с фразой » Так и в третий раз умерла княгиня Наталья светлой и лёгкой смертью» я не согласна совсем. Это выпасть из горящего терема, чтоб не быть изнасилованной врагами, стрела в грудь от любимого, удушение — светло и легко?

Что тут сказать, я в шоке. Ничего себе сказочка для среднего школьного возраста. Женская жертвенность во всей красе, и восприятие этой жертвенности как само собой разумеющеегося действа. Это грустно и страшно. А не легко и светло. Нет ей защитника. Нет покоя. Мужик-то чего, померев, не обернулся в зверя какого, чтобы сына оберегать? Негодую, в общем. 

В диссертации Варвары Головко я нашла подробный анализ мифологического концепта «русалочьих сказок». Мир мифа Толстого состоит из солнца, земли и воды. Солнце- позитивное, доброе начало. Земля- ни добра ни зла, а вот вода показана с явно отрицательной коннотацией.

К слову, никакого «ада» не описывается, и это схоже со славянской мифологией. 

Герои, с которыми происходят неприятности, живут на окраинах, Варвара Голово называет  это «маргинальное расположение дома». Интересное чтиво, в котором специально не рассматривается «Синица» из-за отсутствия связи по мифологическим корням с остальными сказками сборника.

Для детей ли эти сказки? Я бы все же сказала, что некоторые из них —  для взрослых. Не хотелось бы «Синицу» с ее жертвенностью приносить в детские головы как необходимый образ судьбы женщины. Или если детям это давать, то необходим анализ от учителя, с предлагаемой дискуссией о том, как мог бы поступить князь, почему его лицо «свирепое и любимое», о тяжкой доле женщин и о том, как бы дети хотели бы, чтобы повернулся сюжет. 

Конечно, «Иван-да-Марья» я бы оставила для подачи детям, в качестве сравнительного анализа других вариантов истории. Про Русалку, первая сказка, тоже бы пошла, если бы не датальное описание смерти деда, тут уже на 16+ тянет. 

Хотя «Синица», несмотря ни на что, очень, очень скрепная. Все по фэншую, баба за сыном в огонь и в воду, помереть готова много раз, хоть муж убивай.

Ээх! Изнежили мы наших детей. Рамки для повествований все жестче, иначе придут психологи и сделают родителю ата-та. Все должно быть мило и добро, никаких старушек топором, ни дедов за сердце кусать… 

Кстати… Вернусь напоследок снова к «Русалке». Описана она маленькой, словно ребенок. И в других текстах Толстого русалки показаны все как соблазнительницы. Уж не выходит ли, что тут в сказке у нас ребенок чужой  с дедом живет, и жизнь дедову разрушает? Хм… хм… Нехорошо мысли повернулись. Сама себе ата-та сделаю, и баиньки. А то всякое после такого чтива привидеться может. 

Тьфу, тьфу, тьфу!

Для написания этого поста я прочла такую литературу:

А.Н.Толстой «Русалочьи сказки»

Головко В.А.  «Русалочьи сказки А.Н. Толстого: Жанрово-стилевое своеобразие в историко-генетическом аспекте. 2021 г.

Самоделова Е.А. Сказка «Синица» А.Н.Толстого как «северный текст». 2019 г.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

Написать комментарий


27K



13



169


Мероприятия

Список действующих конкурсов, марафонов и игр, организованных пользователями Author.Today.

Хотите добавить сюда ещё одну ссылку? Напишите об этом администрации.


Полезное

Подборка полезных статей и записей в блогах.

Хотите добавить сюда ещё одну ссылку? Напишите об этом администрации.

Автор: Алексей Николаевич Толстой

Название: «Иван да Марья»

Жанр: сказка

Тема произведения: приключения брата и сестры

Число страниц: 7

Главные герои и их характеристика:

  • Иван – смелый, честный, ответственный
  • Марья – добрая, милая, ослушалась брата

Мое отношение к героям произведения:

Если бы Марья не ослушалась брата, беды бы не случилось.

Иван спас свою сестру. Он проявил свои самые лучшие качества. Мне очень нравится этот герой!

О чем произведение (кратчайшее содержание, 1-2 предложения):

Марья ослушалась брата и попала в беду. Водяной превратил её в липку. Спас девушку её брат Иван, который сразился с мужичком, живущим на туче.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Жили Иван да Марья на берегу озера, в котором водяной забавлялся.
  2. Уходя, Брат наказывал сестре, чтобы она на улицу не выходила.
  3. Однако Марья ослушалась, и превратил её водяной в липку.
  4. Иван не нашёл дома сестру, погоревал и решил уйти куда глаза глядят.
  5. Из липки он сделал себе лапти.
  6. Тут липка сказала ему человеческим голосом, что она его сестра Марья.
  7. Иван сразился с мужичком на тучке и добыл Полынь-траву.
  8. Сестра с братом победили водяного и переехали в другую избушку.

Понравившийся эпизод:

Мне понравилось, когда Иван пошёл добывать Полынь-траву, чтобы спасти сестру. Он не побоялся сразиться с мужичком с локоток.

План произведения для пересказа:

  1. Избушка на берегу озера
  2. Наказ брата
  3. Злой Водяной
  4. Сестра – липка
  5. Сражение Ивана с мужичком
  6. Добыча Полынь-травы
  7. Победа над водяным

Главная мысль

Некоторые люди ради своих близких могут совершать подвиги, идти на самые смелые поступки.

Чему учит эта книга:

Произведение учит смелости, силе духа, любви к ближнему.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень понравилось это произведение. Я рада, что всё закончилось хорошо!

Новые слова и выражения:

  • Полынь — многолетнее травянистое растение
  • Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину

Пословицы к произведению:

  • Страху в глаза гляди, не смигни, а смигнешь — пропадешь.
  • Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
  • Без смелости сила попадёт на вилы.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки «Иван да Марья» и их характеристика

  1. Иван. Добрый молодец, красивый, сильный, смелый.
  2. Марья. Его сестра. Красавица.
  3. Водяной. Злой дух озера.

План пересказа сказки «Иван да Марья»

  1. Зачин
  2. Наказ Ивана
  3. Русалочьи хороводы
  4. Исчезновение Марьи
  5. Самовольные лапти
  6. Рассказ липки
  7. Борьба на туче
  8. Испуг водяного
  9. Спасение Марьи

Кратчайшее содержание сказки «Иван да Марья» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Уходя в лес, наказал Иван Марье из дома вечером не выходить.
  2. Но позвали Марью русалки и ослушалась она брата.
  3. Вернулся Иван, а от Марьи только башмачки да поясок остались.
  4. Привели лапти Ивана к липке и призналась липка, что была Марьей.
  5. Попал Иван на тучу и достал там полынь травы.
  6. Освободил Иван Марью и ушли они жить подальше от озера.

Главная мысль сказки «Иван да Марья»
От любой напасти любящее сердце спасти может.

Чему учит сказка «Иван да Марья»
Учит быть осторожными и прислушиваться к суевериям, потому что в них есть доля правды. Учит слушаться старших, учит не отчаиваться и верить в лучшее. Учит бороться за свое счастье.

Отзыв на сказку «Иван да Марья»
Мне понравилась эта сказка, и понравились русалки, которые не были злыми, но были веселыми. А вот водяной мне не понравился, какой-то он мутный персонаж. Зато Иван повел себя хорошо, не побоялся на тучу отправиться, чтобы сестру спасти.

Пословицы к сказке «Иван да Марья»
Слушайся добрых людей, на путь наставят.
Кто старшего слушается, о камень не запинается.
Братская любовь — каменная стена.
Своя сестра и сопливая хороша.
Сам погибай, а товарища выручай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Иван да Марья»
Через десять недель после Пасхи начинаются купальские дни. В это время солнце до самого дна просвечивает водоемы и негде укрыться русалкам-мавкам. Вот и выходят они в лунные ночи на берег, чтобы спрятаться под деревьями. Тогда их древяницами называют.

***

Жили в избе возле озера Иван да Марья. В озере том водяной шалил и потому Иван строго наказывал сестрице, чтобы не выходила она в его отсутствие из дома, не пела на берегу озера.
Вот ушел Иван в лес по делам. Скучно стало Марье, запела она чистым голосом у окошка.
Вдруг слышит стук, и голоса зовут: «Выдь к нам!»
Вышла Марья на крылечко и ахнула. Вокруг русалки хороводы водят, смеются, поют, к себе девушку зазывают. Выбежала Марья к русалкам и закружили ее озерные красавицы.
А тут и водяной лезет из воды, синяя башка. Протянул руки к Марье и хвать!
Вернулся Иван, нет сестрицы, только башмачки и поясок на берегу лежат.
Прошло время, наступила купальная неделя. Ободрал Иван липку, сделал себе лапти и пошел к чужим людям век доживать. Идет в одну сторону, а выходит к ободранной липке. Удивился, в другую сторону повернул, снова к липке выходит.

Рассердился Иван, схватил топор и хотел липку срубить, а та возьми и заплачь человеческим голосом. Просит не рубить ее, ведь сестра она его родная Марья.
Рассказала Марья, что водяной ее в жены взял и русалкой сделал. Сейчас она под липкой хоронится, древяницей называется. А весной снова русалкой станет. Но сказала Марья, что если найдет Иван полынь травы на зыбком месте, да в липку бросит, снова она в человека превратится.
И тут лапти сами понесли Ивана по лесу, в воздух поднимают. Поднялся Иван в небо и за черную тучу уцепился. Взобрался на нее и пошел по туче, по зыбкому месту. Да только нет там ни трав, ни кустарника.
Вдруг из тучи мужичок выскакивает в красной шапочке, да спрашивает у Ивана зачем тот явился. Рассказал Иван про полынь траву и предложил мужичок Ивану на руках бороться. Выставили они руки, бороться начали. Поборол Иван мужичка. Рассмеялся тот громко и кинул Ивану полынь-траву.
Побежал Иван вниз из тучи, а мужичок следом молниями швыряется, хохочет.
Прибежал Иван к липке, а там водяной сидит. Сунул ему Иван в морду полынь траву, скрючило водяного, убежал он в озеро. Бросил Иван полынь траву в липку и тотчас превратилась липка в Марью.
Взял Иван Марью за руку и убежали они подальше от воды, в чистое поле. Там и стали жить неразлучными.


0

А.Толстой, сказка «Иван да Марья», чему учит сказка, какая главная мысль?

1 ответ:



1



0

Алексей Толстой написал хорошую сказку, которая называется «Иван да Марья». Сказка написана в жанре волшебных сказок.

Автор рассказывает нам историю о том, как Иван, отправляясь в лес строго-настрого наказал сестрице Марье не выходить вечером из дома. К дому пришли русалки и Марья вышла к ним. Когда брат вернулся Марьи уже нигде не было, одни башмачки да поясок от неё остались.

Решил Иван отправиться к людям век свой доживать и ободрав липку сделал себе лапти, но в какую сторону не идёт всё время к ободранной липке выходит. Липка и оказалась его сестрицей Марьей, рассказала она Ивану о том, что водяной взял её в жёны и она теперь под липкой хоронится, но Иван может вернуть её в человеческий облик, если он найдёт полынь траву. Иван забрался на тучу и набрал там полынь-травы. Брат освободил Марью и они ушли подальше от озера и стали жить поживать.

<hr />

Сказка учит нас тому, что старших, которые мудрее нас, у который большой жизненный опыт нужно слушать.

<hr />

Главная мысль сказки в том, что любящее сердце способно спасти и уберечь нас от любых напастей.

Читайте также

В книге Екклесиаста устами царя Соломона было сказано

lj9N7nuC2YpZx7QPxJ2zRCwev6QsihD.png

Просматривается явная аналогия между нынешними событиями и событиями гражданской войны 1917-22гг.

Дебальцево — крупный транспортный узел и контроль над ним является лишь одним из эпизодов противостояния.

Войны во все времена имели жестокое лицо и ошибки политиков наиболее дорого обходились гражданскому населению.

Исход противостояния сложно предсказать, однако можно выстроить несколько сценариев в случае победы той или иной стороны.

Одержав победу, большевики начали претворять в жизнь идею утопического коммунизма. В случае победы белого движения вырисовывается не менее негативный сценарий перехода России под внешнее управление стран Антанты (в нынешнем варианте станы ЕС, США и Украина). Оба варианта явно негативны.

Поразительно, но у белого движения была надежда на помощь германских войск, которые еще недавно были противниками России в войне 1914 года. Вот строки из произведения Бунина «Окаянные дни«

fyEfBnedW7l35vYuLj7U8HOotfNxKWai.png

Не то же самое ли происходи и сейчас? Вопрос риторический.

Алексей Николаевич Толстой вошел в историю как автор не только исторических романов, но и как один из первых российских писателей, обратившейся к теме межпланетных путешествий. После октябрьской революции 1917 года Толстому довелось по-скитаться по западным столицам и в 1923 году он возвращается в Россию. К этому времени в советском журнале «Красная новь» уже выходит первая половина самого известного фантастического романа писателя — «АЭЛИТА», который в полном виде был напечатан именно в 1923 году. Несмотря на то, что критики встретили роман сдержано, именно он экранизировался больше всего и послужил источником для написания многочисленных продолжений.

Наверное всех поклонников замечательной сказки Алексея Толстого прежде всего интересует вопрос, а был ли у Буратино реальный прототип? Ведь фраза о том, что прообразом Буратино послужил итальянский Пиноккио говорит лишь о том, что Толстой взял идею деревянного человечка у Карло Коллоди. А вот откуда он взял характер своего героя? Оказывается прототипом Буратино многие литературоведы считают писателя Максима Горького. Тогда получается, что прототипом Мальвины, девочки с голубыми волосами, должна быть Мария АНДРЕЕВА, русская актриса, которой приписывают несколько громких романов, в том числе с небезызвестным Саввой Морозовым, от которого актриса ушла как раз к Максиму Горькому.

Алексей Константинович Толстой очень любил охоту. Это было одно из самых его любимых занятий, которая была для него отдыхом. На основе наблюдений он создает много стихотворений. «СОЛОВЬИ — НА ФЛЕЙТАХ» — это строки из письма поэту Полонскому.

Речь идет о романе-трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам».

Первый роман «Сестры» автор создавал, будучи в эмиграции в 1921-1922 годах.

Над вторым романом «Восемнадцатый год» Алексей Николаевич работал после возвращения на Родину: 1927-1928 г.

Третий, заключительный роман «Хмурое утро» автор создавал в 1940-1941 г.

Именно роман «Хмурое утро А. Н. Толстой окончил 22 июня 1941 году, В день, когда началась Великая Отечественная война.

  • Иван да марья дзен рассказ
  • Иван грозный сочинение кратко
  • Иван грозный злодей или реформатор сочинение
  • Иван грозный великий правитель или жестокий тиран сочинение
  • Иван васильевич герой рассказа после бала любит и восторгается варенькой