Иван флягин грешник или праведник сочинение

У каждой страны, как и у человека, есть душа. Творчество Николая
Семёновича Лескова помогает нам лучше прочувствовать духовный мир нашей необъятной
родины. После прочтения таких произведений как «Очарованный странник» понимаешь,
что судьба России зависит только от нас самих, а именно от простых и обычных людей.
Несмотря на небольшой объём повести, ощущается его глубина, где автор спрятал
святую истину, добравшись до которой мы заворожены её
красотой.
Истина также проста, как и имя главного героя произведения. Настоящий
богатырь Иван Флягин добровольно и вполне осознанно спешит скорее исполнить
свой долг перед родиной. Зная, что впереди его ждёт смерть, он исповедуется
перед нами и рассказывает о своей удивительной жизни. После рассказа Ивана мы
сами очарованы его необыкновенной судьбой. Неслучайно природа одарила Голована могучей,
богатырской силой, самое верное и правильное её применение он нашёл в служении
своей отчизне. Иван не стремится за славой, ему не нужны ордена и медали, а тем
более деньги и карьера военного, он и так богат душой, где есть все, что ему
нужно. Смелость, честность, доброта, любовь и находчивость со смекалкой, — вот настоящие
сокровища русского человека. «Очарованного странника» жизнь научила мудрости,
поэтому все её трудности он воспринимает как должное. «Своего пути не обежишь»,
— говорит нам Иван, то есть у каждого человека своё предназначение в этом мире,
а свернув с праведного направления, судьба снова возвращает всех заблудившихся обратно,
как правило, немного проучив самых непослушных. Поэтому надо жить в послушании,
а чем «больше повиноваться, то человеку спокойнее жить». Такая философия жизни
немало помотала Голована по свету, он был долгое время в плену и на войне, но
никогда не о чём не жалел, в награду за это ему даровано очарование
великолепием и красотой окружающего мира. Куда бы Иван ни глянул, везде видел «природы
совершенство». Необъяснимой взаимосвязью с природой главный герой обладал ещё с
самого рождения, он мог читать мысли животных, а набравшись побольше жизненного
опыта Иван стал чувствовать душу России, которая просила его встать на её
защиту», и за это восхищённому человеку погибнуть…даже за радость!»
Золотые слова Лескова: «Любовь — наша святыня!» — и есть та простая
православная истина русского народа. Благодаря ей мы всегда побеждали врагов,
вступивших на нашу землю, потому что мы сражались не за золото и власть, а за
свободу нашей страны, которую искренне любим. Если бы не было таких людей как
Иван Флягин и Николай Семёнович Лесков, то давно бы уже и России не было!

Н. С. Лесков вырос в народе. О себе писатель говорил следующее: «Я знаю русского человека в самую его глубь…Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на расшитой траве ночного выгона под тёплым овчинным тулупом». Очевидно, именно поэтому у читателя возникает ощущение, как будто автор сам пережил события своего произведения. Ключевыми проблемами произведения являются нравственные проблемы: чести и бесчестия, совести и продажности, а также философские: проблема веры и безверия, греховности, праведничества.

Центральное место в повести занимает вопрос: «Кто же такой Иван Северьяныч — безбожный грешник или же праведник?». Однозначно ответить на него, на мой взгляд, просто невозможно. И вот яркие тому доказательства. Иван Северьяныч за свою жизнь совершил немало поступков, которые расходятся не только с нормами общепринятой морали, но и с христианскими заповедями. Например, по его вине погибает монах, в борьбе за кобылу он до смерти забивает плёткой татарского князя, более того — сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку. Даже сам герой зачисляет себя в «большие грешники». Однако, Очарованный странник был заложником этих трагедий. Во всех своих поступках он руководствовался только совестью; люди уходили, а он оставался и нёс этот страшный груз по жизни, постоянно ощущая свою вину. Православное начало, на мой взгляд,

всё — таки есть в образе Флягина, который предназначен своему крестному пути.

Мне кажется, что Николаю Семёновичу глубоко симпатичен Иван Флягин. Это можно понять по тому, как он описывает его: «Он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Писатель не просто наблюдает за перипетиями судьбы главного героя, но и сопереживает и сочувствует ему. На примере Ивана Северьяныча Лесков воспевает красоту души простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к

Для меня Иван Северьяныч не является ни грешником, ни праведником. Он самый что ни на есть простодушный и бескорыстный русский человек. «Ты, братец, барабан. Били тебя, били, да всё никак не добьют» — так отзывается о Флягине один из героев повести. Истинными достоинствами очарованного странника являются смирение, честность, любовь к Родине и, прежде всего, совесть. Иван Северьянович Флягин некоторыми чертами походит на Христа. Подобно ему он принимает чужие грехи на свою душу, проходит через суровые испытания, сохраняя чистоту и искренность чувств, и при этом не таит в сердце злобу на весь человеческий род. Можно ли в наше время найти прототипов Ивана Флягина? Думаю, что да. Конечно, их не так уж и много, но всё же они есть. Высший закон, на который они опираются во всех своих начинаниях, — совесть.

Можно очень долго размышлять над вопросом, поставленным в начале произведения, каждый раз приводя всё новые и новые аргументы, но так и не найти ответа. Быть может, жизнь сама расставит нужные приоритеты…

Анна Андреевна. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете?Хлестаков. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь братец!» И тут же в один вечер, кажется, все написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат Надежды» и «Московский телеграф»… все это я написал.Анна Андреевна. Скажите, так это вы были Брамбеус?Хлестаков. Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч.Анна Андреевна. Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?Хлестаков. Да, это мое сочинение.Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.Хлестаков. Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.Анна Андреевна. Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!Хлестаков. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича.(Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.Анна Андреевна. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием дают балы!Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку — пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж — скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель…» Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна лестница сто»ит… А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж… ж… ж… Иной раз и министр… Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев. Мне даже на пакетах пишут: «ваше превосходительство». Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, — куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, — нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь — просто черт возьми! После видят, нечего делать, — ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? — я спрашиваю. «Иван Александрович ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже… «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я…» И точно: бывало, как прохожу через департамент, — просто землетрясенье, все дрожит и трясется как лист. Городничий и прочие трясутся от страха. Хлестаков горячится еще сильнее. О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого… я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам.» Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…

В приведённой выше сцене Хлестаков самозабвенно лжёт. Почему он это делает?

Характеристика Ивана Флягина в повести “Очарованный странник” – основа понимания всего произведения. В главном герое сочетаются разнообразные черты: физическая и духовная сила, разум, наивность и праведность. Он добр, простодушен, необычайно силён и смел. Повествование о жизни Ивана Северьяновича напоминает нечто среднее между приключенческим романом и жанром жития православных святых.

Детство, воспитание, семья

Главный герой родился в семье крепостного Северьяна, который работал конюхом и был отличным знатоком лошадей. Мать Ивана умерла при родах из-за того, что ребёнок родился с очень большой головой. Среди дворовых ему дали прозвище Голован.

Мальчик рос, обучаясь ремеслу у своего отца, он достиг особых высот во всём, что касалось лошадей. Познания, полученные от отца в купе с природным даром чувствовать всё живое, понимать животных, делают Ивана лучшим из лучших в своём роде.

Популярные сочинения

  • Сочинение Семейная мысль в романе Война и мир Льва Толстого
    Лев Николаевич Толстой очень детально раскрывает семейную мысль в своём романе. Писатель даёт понять, что общество состоит из маленьких семей, которые составляют великий народ
  • Сочинение Генерал Аносов в повести Гранатовый браслет (Образ и характеристика)
    Герой является генералом средних лет, высокого роста, внешне приятен. Он является другом семьи Тугановых а также крестным их княгинь. Одежда у него старомодная, на голове носил фуражку
  • Сочинение Моя семья в годы Великой Отечественной войны
    Великая Отечественная война – страшное испытание, выпавшее на плечи народа. Война затронула каждую семью, каждого человека, и моя семья – не исключение.

Судьба и поиск себя

Жизнь Ивана Флягина — калейдоскоп удивительных событий: трагических, мистических, счастливых. Его любит удача, некто свыше бережёт и предостерегает Ивана от бед и несчастий. Во время службы на Кавказе он имеет репутацию «неубиваемого»: пули обходят нашего героя мимо. Иван выполняет самые опасные задания, спасает жизни многих людей. За свои заслуги он получает офицерское звание и высокую награду.

За свою жизнь Иван Северьянович сменил множество профессий: ему довелось быть нянькой, конюхом, военным, монахом. 10 лет он провёл в плену у татар, они не отпускали Ивана из-за его таланта разбираться в лошадях. Там, он завёл семью, детей, но родина страстно манила героя. Тоска по родной земле, ежедневные молитвы, надежда на возвращение — всё это приблизило чудо. Однажды к татарам пришли иностранцы с фейерверками, зрелище настолько испугало местных, что Ивану удалось обмануть их и бежать.

Жизнь не жалела Ивана, он не встретил любимую женщину, не завёл семью. Цыганка Груша — женщина, которую он любил, предпочла смерть от его руки, чем жизнь без того, кто её бросил.

Сочинение на тему: Праведен или грешен Иван Флягин?

«Очарованный странник» вошел в задуманный уже после его создания цикл о праведниках, создававшийся Лесковым в восьмидесятых годах прошлого века. Идея этого цикла родилась в ходе спора с Писемским, который в своих письмах к автору утверждал, что ни в своей, ни в его душе «не может найти ничего, кроме низости и мерзости». В ответ на это Лесков вознамерился найти и описать несколько истинно праведных образов русских людей. «Неужели, — писал он, — все то доброе и хорошее, что было подмечено другими писателями, одни выдумки и вздор?» В русской действительности Лесков нашел множество разнообразных образов праведников: это и Несмертельный Голован, и Левша, и солдат Постников из «Человека на часах», и многие другие. Разнообразны характеры этих героев, разнообразны условия, в которые ставит их автор, но есть одна черта, которая всех их объединяет: их праведность и самоотвержение — не плоды многолетних философствований о праведной жизни, а неотъемлемая, прирожденная часть их душ. И потому эти качества настолько плотно срослись с их естеством, что ни жизненные трудности, ни внутренние противоречия не способны их заглушить. Все это верно и для очерка «Очарованный странник». Но главного героя этого произведения, Ивана Северьяновича Флягина, в отличие, например, от Несмертельного Голована, сложно оценить однозначно: насколько сильно природная праведность влияла на его поступки, был ли праведным сам образ его жизни, весь его жизненный путь? Многие произведения Лескова имеют второе название, помогающее читателю правильно настроиться на восприятие главной мысли автора. Так, и «Очарованный странник» имеет второе название — «Черноземный Телемах», указывающее на родство этого произведения с «Одиссеей» Гомера. Подобно тому, как царь Итаки в ходе своих скитаний все глубже проникался любовью к своей отчизне, герой «Очарованного странника» в своих странствиях постоянно развивает лучшие стороны своего характера, приобретает несравненный по своему богатству жизненный опыт, Становясь тем самым «бывалым человеком». Но в то же время герою удается сохранить изначальное бескорыстие, простодушие, которые столь заметно проявляются в его монастырской жизни. Именно с точки зрения этого постепенного развития лучших душевных черт мы и будем рассматривать путь Ивана Флягина. На формирование читательского отношения к герою большое влияние оказывает весь ход жизни Ивана Флягина, очень точно отраженный в названии произведения: он — «очарованный странник», он идет навстречу своей, уже предопределенной судьбе, и все жизненные испытания, как и их исход, тоже предопределены не столько роком, сколько складом характера главного героя: в большинстве случаев он просто не может поступить иначе. Нетрудно заметить, что на всем протяжении сюжета решающее влияние на жизнь героя оказывает фактор предопределенности: исход его жизненного пути предсказан. Он — «обещанный» сын и так или иначе — сразу (добровольно) или по прошествии многих трудных лет и испытаний — должен посвятить свою жизнь Богу, уйти в монастырь. И Флягин принимает приговор-вызов, переданный ему через душу нечаянно убитого им монаха. На слова о том, что ему предстоит перенести множество опасных испытаний, умирать много раз и не погибнуть, он отвечает: «Чудесно, согласен и ожидаю». То есть герой не пытается становиться в горделивую позу и сопротивляться судьбе, но полностью отдает себя ее воле и внутренне ожидает исполнения предначертанного, хотя это и объясняется его незрелостью. Поэтому в итоге его уход в монахи — не трагическое ломание шпаги об колено (мол, наконец-то я покоряюсь),^каковым бы оно могло быть, например, после возвращения из татарского плена или после смерти Груши, а естественный, плавный переход. На недоуменные вопросы слушателей он отвечает, что от обыденной и тяжелой жизни с ее мелкими проблемами после всего перенесенного «…деться было некуда». И, действительно, жизнь после всех приключений словно отправила Флягина в отставку: со своим новым статусом (дворянским званием) он просто не может найти себе место в старой, привычной действительности, а новая — не для него.. Уход в монастырь не вызывает у Ивана Флягина никакого внутреннего протеста, скорее, наоборот, в монастыре он находит долгожданное успокоение и счастье, обретает себя. Монашеская жизнь для него естественна, органична и необходима. Он всецело приемлет ее такой, какая она есть. Даже жизнь в погребе не тяготит его. Эта «последняя пристань», по его убеждению, для него предназначена. На вопрос о том, почему он не принимает старший постриг, он отвечает: «…Зачем?.. Я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии». И в этой естественной для него обстановке (а не в испытаниях) проявляется как слабая сторона его простота и доверчивость (забавные приключения со свечами в храме и с коровой, которую Флягин принял за беса). Может ли быть неправедным человек, столь глубоко приемлющий монашеский образ жизни? Все праведные и положительные поступки Иван Флягин совершает как бы неосознанно, будь то защита голубят, спасение жизни барина, возвращение ребенка матери, его военный подвиг. Решения, которые он принимает, связаны не с разумом, а с порывами души, что еще раз подчеркивает его «врожденную праведность». Самоотвержение особенно ярко проявляется в нем, когда он помогает старикам сохранить сына, отправляясь вместо него в рекруты, и когда под градом пуль переплывает реку, чтобы наладить переправу. И все же есть в биографии Ивана Флягина несколько событий, способных, на первый взгляд, заглушить своей греховностью природную праведность героя. Оговоримся, что понятия «праведность» и «греховность» изначально принадлежат религии, а потому они, хотя и справедливы, носят несколько абстрактный характер: достаточно сложно определить роль объективных жизненных обстоятельств в том или ином решении или поступке героя, поэтому суждения о них не могут быть. Так, с юридической точки зрения, Иван Северьянович совершил три убийства, но насколько велика его вина — вот в чем вопрос. Да, по юношеской бездумности и бесшабашности он лишил жизни ни в чем не повинного перед ним монаха, но смерть этого монаха была чистой игрой случая: сколько спин отведало уже нагайки Ивана безо всяких последствий. Вторая смерть — смерть батыра, которого Флягин засек во время поединка из-за кобылы, также от него не зависела. Смерть настигла батыра в честном поединке и не по воле Ивана Флягина, а только из-за упрямства татарского князя (даже справедливые, но жестокие татарские законы подтвердили невиновность Ивана). Здесь, пожалуй, самым страшным грехом было то, что он до поры до времени о них не вспоминал. Но два этих поступка были совершены Иваном Флягиным по неопытности, по недостаточной моральной зрелости. Другое дело — убийство Груши. Здесь героя может оправдать только то, что он сделал это в беспамятстве (то ли все это привиделось ему, то ли было на самом деле), хотя и тут у него не было иного выбора: во-первых, он дал клятву, страшную клятву, а во-вторых, он не мог позволить Груше погубить душу убийством, не мог просто отстраниться, а сдержать, отговорить горячую цыганку он бы не сумел. Отношение Ивана Северьяныча к своим грехам меняется на протяжении его жизни: до смерти Груши, всколыхнувшей его внутренний мир, он о них почти^не вспоминал, после ее смерти — он мучается ужасно, осознает безнадежность своего положения и говорит, что он «большой грешник»: «Я на своем веку много неповинных душ погубил». И, наконец, в монастыре его буйный дух смиряется, и он, хотя и вспоминает о своих грехах, но уже со спокойной душой, так как смотрит на свой пройденный путь уже с достигнутой вершины, на которую поднимался всю жизнь. Итак, мы видим, что Иван Северьянович Флягин, хотя и совершил в своей жизни достаточно много прегрешений, но сделал это не по собственной воле, раскаялся и искупил их благочестивыми поступками. Поэтому Ивана Флягина можно назвать праведником.

Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»

В произведении образ главного героя при внешней незатейливости и простоте неоднозначен и сложен. Автор, изучая глубинные слои русской души, ищет святость в поступках грешника, показывает нетерпеливого правдолюбца, который совершает немало ошибок, но, страдая и осмысливая содеянное, приходит на путь покаяния и истинной веры.

Ключевые слова, раскрывающие образ Ивана Флягина: глубоко верующий человек, некорыстная и простодушная натура, независимость и открытость, чувство собственного достоинства, исключительная физическая и духовная сила, знаток своего дела.

Можно ли назвать Ивана Флягина праведником

Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни. Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?

Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.

Экранизации

Повесть «Очарованный странник» – не самое известное произведение Николая Лескова. Читатели лучше знают сюжет «Левши». Тем не менее, произведение вдохновляло режиссеров на экранизации.

В 1963 году режиссер Иван Ермаков снял кинокартину с одноименным названием. Главную роль в фильме сыграл популярный советский артист, актер Александринского театра в Петербурге Александр Симонов. В ленте также снялись Татьяна Доронина и Владислав Стржельчик.

Александр Михайлов в роли Ивана Флягина

В 1990 году постановщик Ирина Поплавская обратилась к сюжету рассказа, сняв художественный фильм. Внутриличностный конфликт главного героя стал основной темой повествования. В роли Ивана Флягина выступил актер Александр Михайлов. В проекте участвовали Ольга Остроумова, Лидия Вележаева, Валерий Носик, Спартак Мишулин и Леонид Куравлев.

Жизненный путь Ивана

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру на Валаам. Беседуя с попутчиками, он рассказывает историю своей непростой жизни. Краткая, но откровенная исповедь этого благообразного черноризца увлекает слушателей.

По происхождению герой принадлежал к крепостному званию, мать рано умерла, а отец служил на конюшне кучером, куда определяют и мальчика. Однажды он спас от гибели семью графа, рискуя своей жизнью. Чудом выжив, мальчик в награду просит гармонику.

Как-то, забавы ради, хлестнул Иван кнутом по задремавшему в телеге монаху, чтобы не загораживал дорогу, а тот спросонья свалился под колеса и погиб. Этот монах явился к нему во сне и объявил Ивану, что для матери он сын не только долгожданный и намоленный, но еще и обещанный Богу, потому нужно идти ему в монастырь.

Всю жизнь его это пророчество преследовало в неожиданных ситуациях. Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода.

За издевательство над кошкой, которая съела его голубят, ему назначили суровое наказание: дробить камни для садовых дорожек. Не вынеся издевательств и тягот, решает покончить с собой. Но жизнь ему спасает цыган, уговорив украсть лошадей и вместе с ним уехать на свободную жизнь. И Иван решился на это, до того ему было тягостно. Цыган обманул и обсчитал, и Иван, выправив себе фальшивые документы за нательный крест, идет в услужение в няньки к барину, которого бросила жена.

Там герой привязался к девочке, кормил козьим молоком, по совету лекаря стал носить ее на берег лимана и закапывать ее больные ножки в песок. Безутешная мать разыскала ребенка, и, рассказав Ивану свою историю, стала умолять отдать ей дочку. Но Иван был неумолим, упрекал ее за то, что христианский долг нарушила. Когда ее сожитель предлагает герою тысячу рублей, тот, говоря, что никогда не продавался, брезгливо плюет на деньги, бросает их военному в ноги и дерется с ним. Но, увидев бегущего с пистолетом хозяина, сам отдает ребенка и убегает с тем, кого только что бил.

Оставшись без документов и денег, опять попадает в переплет. На конских торгах видит, как татары бьются за коней, забивая нагайками друг друга, и хочет тоже попробовать свои силы. В поединке за коня, который был его лишь минуту, выстоял, но его соперник погибает. Татары его прячут и увозят с собой, спасая от полиции. Так Флягин попадает в плен к иноверцам, но в уме зреет план о побеге и однажды ему удается осуществить задуманное.

Вернувшись на родину, помогает мужикам покупать коней на ярмарках. И тогда, благодаря молве, берет его на службу князь. Наступила жизнь спокойная и сытая, только иногда от тоски срывается в загулы. И в последний выход сводит судьба с цыганкой Грушенькой, которая покорила его, и Флягин, как завороженный, бросил к ее ногам все деньги, что имел. Князь, узнав про Грушу, увлекшись ее красотой и пением, привозит в имение.

Иван искренне привязался к этой необыкновенной девушке, опекал ее. Но когда обедневший князь решил бросить надоевшую возлюбленную ради выгодной женитьбы, Иван, жалея обезумевшую от горя и ревности Грушу, умолявшую спасти ее от постыдной доли, сталкивает с обрыва в реку.

Мучась от содеянного, ища себе погибели, уезжает вместо другого рекрута воевать на Кавказ , где пробыл он более пятнадцати лет. За верную службу и храбрость был награжден Георгиевским крестом и пожалован офицерским чином. Получив от полковника рекомендательное письмо, устраивается в столице на должность справщика в адресный стол, но не по нему работа: скучная, безденежная. А в кучера уже не берут, его благородное положение не позволяет седокам его обругать или ударить. Пристроился в балаган, где не погнушались его благородством, играть демона. Но и там не задержался, подрался, защищая молоденькую актрису от домогательств.

Опять, оставшись без крова и пищи, решился уйти в монастырь. Приняв имя Измаил, исполнял свое послушание в монастырской конюшне, чем был весьма доволен, потому что не надобно все службы в церкви посещать. Но мается его верующая душа, что не по нему служение в храме, не может он даже свечку нормально поставить, весь подсвечник уронит. А то еще корову пришиб, случайно приняв за беса.

Не раз принимал наказание за свою нерадивость. И стал он пророчить войну, чтобы с верой за отечество постоять. Устав от этого чудного монаха, отправляет его игумен в паломничество на Соловки. Вот в пути на богомолье, встречает очарованный странник своих благодарных слушателей, которым поведал об этапах своего житейского пути.

Характеристика Ивана Флягина как рассказчика

Сказ Флягина-Лескова намеренно замедлен, как в эпической раздумчивой песне. Но когда исподволь накапливаются силы событий и характеров, то он становится динамичным, стремительным. В эпизоде обуздания лошади, с которой даже англичанин Рарей не может справиться, способ повествования динамичный и острый. Описания коней даны так, что вспоминаются народные песни и былины. Конь в 6-й главе сравнивается с птицей, которая не своей силой несется.

Образ предельно поэтичен и смыкается с гоголевской птицей-тройкой. Эта проза должна читаться декламационно, замедлено, как стихотворение в прозе. И таких стихотворений наберется много. Чего стоит эпизод в конце 7-й главы, когда исстрадавшийся странник молится так, что снег под коленями растаял, а там, где слезы капали, утром травка появляется. Это говорит лирический поэт — страстотерпец. Эта и другие миниатюры имеют право на отдельное существование. Но вставленные Лесковым в большое повествование, дают ему необходимую окраску, обогащающий отсвет.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Лесков Н.С. / Очарованный странник / Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?

Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?

    Н.С. Лесков вырос в народе. О себе писатель говорил следующее: «Я знаю русского человека в самую его глубь…Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на расшитой траве ночного выгона под тёплым овчинным тулупом». Очевидно, именно поэтому у читателя возникает ощущение, как будто автор сам пережил события своего произведения. Ключевыми проблемами произведения являются нравственные проблемы: чести и бесчестия, совести и продажности, а также философские: проблема веры и безверия, греховности, праведничества.

     Центральное место в повести занимает вопрос: «Кто же такой Иван Северьяныч – безбожный грешник или же праведник?». Однозначно ответить на него, на мой взгляд, просто невозможно. И вот яркие тому доказательства. Иван Северьяныч за свою жизнь совершил немало поступков, которые расходятся не только с нормами общепринятой морали, но и с христианскими заповедями. Например, по его вине погибает монах, в борьбе за кобылу он до смерти забивает плёткой татарского князя, более того – сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку. Даже сам герой зачисляет себя в «большие грешники». Однако, Очарованный странник был заложником этих трагедий. Во всех своих поступках он руководствовался только совестью; люди уходили, а он оставался и нёс этот страшный груз по жизни, постоянно ощущая свою вину. Православное начало, на мой взгляд,

    всё – таки есть в образе Флягина, который предназначен своему крестному пути.

     Мне кажется, что Николаю Семёновичу глубоко симпатичен Иван Флягин. Это можно понять по тому, как он описывает его: «Он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Писатель не просто наблюдает за перипетиями судьбы главного героя, но и сопереживает и сочувствует ему. На примере Ивана Северьяныча Лесков воспевает красоту души простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к

    людям.

     Для меня Иван Северьяныч не является ни грешником, ни праведником. Он самый что ни на есть простодушный и бескорыстный русский человек. «Ты, братец, барабан. Били тебя, били, да всё никак не добьют» — так отзывается о Флягине один из героев повести. Истинными достоинствами очарованного странника являются смирение, честность, любовь к Родине и, прежде всего, совесть. Иван Северьянович Флягин некоторыми чертами походит на Христа. Подобно ему он принимает чужие грехи на свою душу, проходит через суровые испытания, сохраняя чистоту и искренность чувств, и при этом не таит в сердце злобу на весь человеческий род. Можно ли в наше время найти прототипов Ивана Флягина? Думаю, что да. Конечно, их не так уж и много, но всё же они есть. Высший закон, на который они опираются во всех своих начинаниях, – совесть.

     Можно очень долго размышлять над вопросом, поставленным в начале произведения, каждый раз приводя всё новые и новые аргументы, но так и не найти ответа. Быть может, жизнь сама расставит нужные приоритеты…

Добавил: Vikki2517

83342 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лесков Н.С. / Очарованный странник / Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?

Смотрите также по
произведению «Очарованный странник»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

Иван Северьяныч Флягин, главный герой книги, не вписывается в рамки большинства героев произведений XIX века: в нем нет однозначной склонности к положительному или отрицательному.
Во-первых, он сочетает в себе в одно и то же время качества как героя, так и антигероя.
Черты героя: доброта, нежность, стремление к справедливости, заботливость, совестли-вость, рационализм и хозяйственность, простодушие, честь, искренность, сострадание, ответст-венность, самопожертвование и отзывчивость, незлопамятность, любовь к родине, неприхотли-вость, обостренное чувство красоты, безудержная энергия.
Черты антигероя: грубость, зверство, неумение управлять эмоциями, наивность, неспо-собность к самоанализу, необразованность, отсутствие грани между добром и злом, желание оправдать свои поступки, азартность, жестокость, примирение с жизненными, трудностями, осуж-дение окружающих, обидчивость, зависимость от мнения других, гордыня, «моральная недораз-витость», медлительность и лень.

Таким образом, в одном человеке уживаются совершенно противоположные качества. Переход от одних к другим может быть очень резким, а может быть с еле заметной гранью.

Ярким примером служит рассказ Флягина про двух голубей, которых он еще мальчиш-кой завел у себя в конюшне. Голуби рождают в душе Ивана Северьяныча умиление, ему нра-вится наблюдать за «прехорошенькими» птицами и слушать ночью приятное воркование.
Также любопытство у юного Флягина вызывают маленькие птенцы. Ему захотелось по-ближе посмотреть на голубенка. Он аккуратно, чтобы не помять птенца, взял его за носик и очень долго не мог налюбоваться нежностыс крохотного создания, голубь тем временем пытал-ся отбить своего голубенка. Тут же Флягин начинает забавляться с большим голубем и дразнить его, что приводит к смерти птенца: Флягин его задушил. Необдуманная шалость влече’1 за собой печальные последствия. Но реакция мальчика двойственна: «Этакая досада; я его и в гор-стях-то грел и дышал на него, все оживить хотел; нет, пропал да и полно! Я рассердился, взял да и вышвырнул его вон за окно». В душе Флягина печаль неудержимо сменяется яростью и недовольством. Он не видит своей вины и, вместо того, чтобы похоронить птицу, жестоко швыряет ее за окно. Смерть птенца для него – причина расстройства. К этому несчастью добавляется кошка, повадившаяся воровать голубят. Флягин ловит ее и, по его мнению, справедливо наказывает сильными ударами кнута, такими, что она перестает сопротивляться. Далее, чтобы проверить, жива ли кошка, Иван Северьяныч действует весьма извращенным способом: он отрубает ей кусочек хвоста. Обычно в таких случаях следят за дыханием или пытаются привести в чувства легким гютрясыванием. У Флягина все это заменяется радикальным и неожиданным методом. Итак, внутри одного человека одновременно сочетаются умиление и жестокость.

И как итог в разговоре о парадоксальности натуры главного героя – аллегорическое изображение его через роль демона, которую исполняет Флягин в театре на Адмиралтейской пло-щади. Внешнее обличие адского создания и не соответствие с этим обличием внутреннего мира Ивана Северьяныча подчеркивают склонность Флягина к положительным и отрицательным по-ступкам. В этом же театре происходит ироничная ситуация: Флягин защищает бедную девушку, игравшую фею, от насмешек и издевательств театрального принца. А по сценарию, наоборот, фея должна была спасать принца от рук злого демона. Лесков рисует перед нами утрированно парадоксальную картину, когда демон заслуженно наказывает «светлого» принца, тем самым автор обобщает читательское восприятие героя.

Во-вторых, как и у любого человека, у Флягина есть свои страхи. Являясь динамичной личностью, он очень боится однообразия и скуки, томной работы. Но больше всего его приводит в волнение и страшит мысль о неуспокоении своей души после смерти или уход в иной мир не по всем христианским канонам. Иван Северьяныч очень религиозен. Например, он совершенно не принимает за своих детей, родившихся от татарских жен, «потому что они были без церковных таинств»; отказывается идти вместе с чувашином, который русскому Николаю Чудотворцу жертвует всего лишь двугривенную монету, а своему мордовскому божеству целого бычка. Сильное впечатление на героя производит незатейливая шутка рыбака, который говорит, что беспаспортного Ивана Северьяныча после смерти бросят в воду на съедение рыбам, а перед смертью не дадут исповедаться перед попом, так как нет документа. Все это настолько пугает Флягина, что он начинает плакать, хотя достаточно вынослив, крепок телом и духом и несентиментален.
Вообще в произведении слезы главного героя являются знаком наивысшей несостоятель-ности его жизненного положения. Флягин плачет от сильнейшей физической боли, когда татары подщетинивают ему ноги, от невыносимой тоски по родине, находясь в плену у степного народа, от жалости и братской любви к несчастной цыганке Груше.

Однако в некоторых специфичных ситуациях Иван Северьяныч сомневается в силе религии или совсем забывает о вере, христианской морали. Это особенно проявляется в попытках самоубийства, когда обстоятельства вокруг героя становятся невыносимыми, и в жестоких поступках, таких, как укрощение коней, подстегивание хлыстом спящего монаха. В порыве чувств и эмоций, для удовлетворения собственных, внезапно возникших желаний, Флягин необдуманно может совершить нехристианские поступки.
В-третьих, парадоксальность мировоззрения героя – в его понимании любви. Для Фляги-на высокое чувство – всего лишь ненужный пустяк. Эта тема подробно раскрывается в разгово-ре Ивана Северьяныча с таинственным магнетизером, который пытается объяснить Флягину, что значит «краса, природы совершенство». Флягин понимает это непосредственно как внеш-нюю красоту коня, в чем он хорошо разбирается от природы. Простота духовного мира Ивана Северьяныча является причиной его отречения от высоких чувств. В дальнейшем любовь при-ходит к Флягину, когда он встречает цыганку Грушу, но и в этом случае чувство не страсть и огонь в сердце, а братское понимание, уважение и жалость.

Важным обстоятельством для героя является незапятнанность чести. Уже в экспозиции обращает на себя внимание одна деталь: на пояске, который носит Флягин, вытканы слова «Чести моей никому не отдам», неслучайно выделенные Лесковым в тексте курсивом, что указывает на одно из основополагающих качеств Ивана Северьяныча. Так, на попытку подкупить его, когда он служил в няньках, Флягин отвечает: «…я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам…». Вместе с этим герой совестлив и склонен к раскаянию, и готов отвечать за содеянное. После драки с уланом-ремонтером Флягин всю дорогу думает: «…хорошо ли же это я сделал, что я офицера бил? …сам государь ему, по чину, может быть, «вы» говорит, а я, дурак, его так обидел!..». И герой чувствует свою вину и просит улана «для облегчения совести» его ударить.
Таким образом, все особенности характера и мировоззрения Ивана Северьяныча несо-мненно делают его крайне парадоксальной фигурой.

Стоит обратить внимание и на портрет главного героя.

Внешность Ивана Северьяныча перекликается с внешним обличием русских богатырей. Его рост был огромен, а волосы длинны и отливали таинственным свинцовым блеском, лицо было смуглое и открытое, во всем облике прослеживалась доброта и простодушие. Но для авто-ра весьма важен момент неожиданности, и он отступает от правдоподобия, когда в начале по-вести герой резко вступает в разговор на корабле, до этого оставаясь совершенно незамеченным, что по сути очень странно, так как внешность Флягина яркая и примечательная. К тому же его монашеское одеяние с высоким черным колпаком на голове привлекало внимание. Лесков тем самым усиливает интерес читателя к ведущей фигуре в повести.

Парадоксальность в характере Флягина, несомненно, накладывает отпечаток на все его поступки. Самым удивительным, наверное, будет то, что многое в своей жизни герой «даже не своей волею делал». Возникает ощущение, что Иван Северьяныч находится под властью чьих-то чар и совершает какие-либо поступки по повелению высшей силы. С другой стороны, Фля-гин является очарованным, потому что упорно противится предначертанной для него участи: мать Флягина «обещала» своего сына Богу. Иван Северьяныч в течение жизненного пути наме-ренно уклоняется от этого предназначения.

Столько раз он мог пойти в монастырь и избежать многих несчастий, но он не сделал этого, думая, что все эти предсказания – лишь месть убитого Флягиным монашка. Но ведь, в конце концов, все случается так, как обещано, и герой принимает пострижение. Хотя перед этим ему приходится перенести невероятное количество жизненных испытаний.
Вся его жизнь — это движение к определенной цели (божественному служению), то есть к той самой точке замыкания длинной кривой; но эта цель скрыта от героя, и он не стремится к ней осознанно. Все же в конце пути странник обретает свой приют. Однако Флягин идет в мо-настырь не по каким-либо духовным соображениям или от внезапного наваждения, а всего лишь из-за вынуждающих обстоятельств: его выгнали из театра, вновь быть справщиком он не хотел, а на содержании благородной «феи» ему было жить совестно. Безысходность положения Ивана Северьяныча становится причиной очередного поворота в его жизни, но который нис-колько не выделяется для него по значимости.

И вместе с тем душа Ивана Северьяныча сохраняет привычку постоянной динамики и внушает ему: «ополчайся», если начнется война, которую он предсказывает. В монастыре для успокоения духа Флягина святой отец приказал герою молиться на икону «Благое молчание», но это не помогло ему: «усиливаюсь, молчу, а дух одолевает».

Флягина автор называет богатырем-черноризцем и сравнивает его с Ильей Муромцем из-за специфической внешности и необыкновенной физической силы. Но далеко не все поступки Флягина сопоставимы с подвигами фольклорного героя. Маленьким мальчиком он спасает своего барина, на военной службе отважно переплывает реку и налаживает мост, чего никто не мог до него сделать; подчиняет своей воле непокорного коня с помощью одной нагайки; добросовестно бережет маленькую девочку, работая нянькой; помогает покупателям коней не попасться на уловки хитрых цыган и купить стоящую лошадь – все эти случаи отвечают богатырскому званию.
Но, с другой стороны, Флягин совершает в детстве много жестоких проделок, соглашается на воровство коней, неподобающе обходится с офицером, «божественным» обманом спасается из татарского плена, в зрелом возрасте неделями распивает водку в трактирах — эти действия ни коим образом не вписываются в рамки благородных.

Исследователи лесковского творчества в своих работах указывали также на сходство Флягина с Иванушкой-дурачком, в силу безудержного молодечества и озорства. Иван Северья-ныч, как и герой народных сказок, в самых трудных житейских обстоятельствах берет не умом, а хитростью, «ухватливостью», лукавством, и, в конечном счете, при всем своем детском про-стодушии и нерасчетливости, он оказывается более находчивым и умелым, чем те, кто на пер-вый взгляд превосходит его развитием и здравостью свои суждений.

Выразителен в этом отношении рассказ Флягина о том, как ему удалось укротить свире-пого коня. Действия героя противополагаются поведению англичанина Рарея, известного укро-тителя-профессионала, который в конечном итоге не смог справиться с неугомонным живот-ным.

Таким образом, снова очевидный парадокс.

Многое Иван Северьяныч делает в порыве внезапных чувств и эмоций. Он импульсивен, никогда не знает, что сделает в следующий миг. Ему свойственно обдумывание поступков только после их совершения. В такие моменты Флягин как будто опьянен и теряет контроль над собой, его одолевает азарт получить что-либо, достигнуть какой-то цели или же просто удовлетворить собственное самолюбие и гордость.

Например, автор показывает эту стихийную эмоциональность Флягина, когда он видит в трактире цыганку Грушу. Красота, грациозность, великолепные песни девушки очаровывают Ивана Северьяныча, и он в пылу начинает выкладывать одного «лебедя» за другим (сторубле-вые ассигнации), лишь бы насладиться и заслуженно наградить талант Груши. Но ей не нравит-ся угощать шампанским непримечательного гостя и петь для него, и она каждый раз пытается его обойти. Флягин замечает это и кивает ее отцу, ослушаться которого Груша не может. Ста-рый цыган видит, что гость имеет при себе значительную сумму денег, и приказывает дочери уважать его.

Таким образом, восхищенность Ивана Северьяныча прекрасной женщиной бесконтроль-но переходит в дерзость, насилие над уставшей певицей. С одной стороны, Флягин преклоняет-ся перед «чудом природы», которое видит, с другой – бесцеремонно покупает талант, да еще и не за свои деньги. Герой не может успокоиться и остановиться. Его также подстегивает мнение окружающих, Флягину стыдно одарить Грушу купюрой меньшего достоинства, чем сто рублей. «Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувств больше? Нет уже, что будет, то будет: после князю отслужу, а теперь себя не постыжу и сей невиданной красы скупостью не унижу», – так говорит Флягин, думая, что он совершает благое дело. А сам же не замечает, что цыганка измотана, устала, и даже в песнях намеками просит его прекратить, а все ее поцелуи подарены ему поневоле.

А далее Флягин, уже будучи в трезвом уме, совершенно по-другому воспринимает Гру-шу: он не может поверить князю, который отдал за нее не пять тысяч рублей, а в десять раз больше. Теперь, когда объекта воздыхания нет перед глазами, Груша становится для Ивана Се-верьяныча обычной цыганкой, а не «красой, природы совершенством». Он не понимает, как можно пожертвовать за певицу такие деньги. «Да стоит ли она этого, аспидка?» – теперь так звучат его речи.
Но судьба сталкивает этих двух людей и рождает в сердце Флягина настоящую брат-скую, светлую любовь к Груше как милой сестре. Очень тяжело переживает Иван Северьяныч трагичную участь «горькой цыганки», но именно он берет на себя избавление Груши от мучений, поклявшись спасением ее души (что становится для Флягина важнее собственного успокоения), и сбрасывает девушку с обрыва. Для Груши Флягин успел побывать поклонником и мучителем, искренне любящим и «решителем» жизни.
За пятьдесят три года Иван Северьяныч испробовал себя в роли крепостного конюха, няньки при маленькой девочке, пленника Киргизской орды, консультанта при покупке коней, был исполнителем разнообразных поручений богатого князя-офицера, бесстрашным солдатом Кавказской армии, «справщиком» в адресном столе, актером в балагане и, наконец, монастыр-ским послушником. Казалось бы, он должен искать тишины и спокойствия, но герой не думает об этом, в нем природная склонность к вечному «странничеству» не угасает ни в какие времена.

Готовимся к сочинению: Иван Северьяныч Флягин – грешник или праведник? (По повести «Очарованный странник» Н.С.Лескова)

Материалы для написания сочинения — рассуждения по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»: тема сочинения, композиция сочинения, определения понятий «грешник» и «праведник» по материалам толкового словаря, примеры эпизодов для использования аргуметов в сочинении.

Учебник:

Литература. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. 9-е изд. — М.: 2012., Ч.1 — 336с., Ч.2 — 288с.

Тема:

Жизнь за народ 70

Волкова Ольга Бернгардовна

29.01.2022



-80%

Курсы повышения квалификации

Рефлексивно-деятельностные технологии на уроках русского языка и литературы

Продолжительность 72 часа

Документ: Удостоверение о повышении квалификации

4000 руб.

800 руб.

Подробнее

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии

Русская литература 9 класс ФГОС

Электронная тетрадь по русской…

Русская литература 6 класс ФГОС

Русская литература 7 класс ФГОС

Великие русские писатели и поэты

Русская литература 5 класс ФГОС

Электронная тетрадь по русской…

Русская литература 10 класс ФГОС

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Готовимся к сочинению: Иван Северьяныч Флягин – грешник или праведник? (По повести «Очарованный странник» Н.С.Лескова) (6.44 MB)

Презентации по литературе 10 класс

Похожие файлы

  • «Повесть о житии и храбрости благородного великого князя Александра Невского»

  • «Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов»

  • Конспект урока «Хорь и Калиныч». Образы крестьян в рассказе Тургенева»

  • Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе.

  • Читательский дневник (Литературные аргументы для ОГЭ/ЕГЭ, сочинений)

Портрет: описание внешности, характеристика речи и манер

Когда читатель знакомится с главным героем повести, тому идёт 53-й год. Иван Северьяныч Флягин напоминает простодушного и доброго русского богатыря, «дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Он огромного роста, лицо его смуглое, с густыми седыми усами, закрученными по-гусарски вверх. Волосы волнистые, густые, с проседью, которая придаёт им свинцовый цвет. Одет он в послушничий подрясник и высокий чёрный колпачок.

Держится Флягин с другими людьми смело, самоуверенно, но без развязности, говорит приятным басом, неторопливо, мягко. Речь его простая, плавная, говорит он интересно и доходчиво, на возражения слушателей не обижается, а объясняет свою точку зрения.

«Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?»

Н. С. Лесков вырос в народе. О себе писатель говорил следующее: «Я знаю русского человека в самую его глубь… Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на расшитой траве ночного выгона под тёплым овчинным тулупом». Очевидно, именно поэтому у читателя возникает ощущение, как будто автор сам пережил события своего произведения. Ключевыми проблемами произведения являются нравственные проблемы: чести и бесчестия, совести и продажности, а также философские: проблема веры и безверия, греховности, праведничества. Центральное место в повести занимает вопрос: «Кто же такой Иван Северьяныч — безбожный грешник или же праведник?». Однозначно ответить на него, на мой взгляд, просто невозможно. И вот яркие тому доказательства. Иван Северьяныч за свою жизнь совершил немало поступков, которые расходятся не только с нормами общепринятой морали, но и с христианскими заповедями. Например, по его вине погибает монах, в борьбе за кобылу он до смерти забивает плёткой татарского князя, более того — сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку. Даже сам герой зачисляет себя в «большие грешники». Однако, Очарованный странник был заложником этих трагедий. Во всех своих поступках он руководствовался только совестью; люди уходили, а он оставался и нёс этот страшный груз по жизни, постоянно ощущая свою вину. Православное начало, на мой взгляд, всё — таки есть в образе Флягина, который предназначен своему крестному пути. Мне кажется, что Николаю Семёновичу глубоко симпатичен Иван Флягин. Это можно понять по тому, как он описывает его: «Он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Писатель не просто наблюдает за перипетиями судьбы главного героя, но и сопереживает и сочувствует ему. На примере Ивана Северьяныча Лесков воспевает красоту души простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям. Для меня Иван Северьяныч не является ни грешником, ни праведником. Он самый что ни на есть простодушный и бескорыстный русский человек. «Ты, братец, барабан. Били тебя, били, да всё никак не добьют» — так отзывается о Флягине один из героев повести. Истинными достоинствами очарованного странника являются смирение, честность, любовь к Родине и, прежде всего, совесть. Иван Северьянович Флягин некоторыми чертами походит на Христа. Подобно ему он принимает чужие грехи на свою душу, проходит через суровые испытания, сохраняя чистоту и искренность чувств, и при этом не таит в сердце злобу на весь человеческий род. Можно ли в наше время найти прототипов Ивана Флягина? Думаю, что да. Конечно, их не так уж и много, но всё же они есть. Высший закон, на который они опираются во всех своих начинаниях, — совесть. Можно очень долго размышлять над вопросом, поставленным в начале произведения, каждый раз приводя всё новые и новые аргументы, но так и не найти ответа. Быть может, жизнь сама расставит нужные приоритеты…

Жизненный путь

Ивана Флягина прозвали «Голованом», потому что родился он с очень большой головой. Он был «молитвенный сын» — мать вымолила его у Бога и умерла при родах. Отец его, Северьян Иваныч, был кучером, крепостным графа К., поэтому мальчик с детства любил и понимал лошадей. В 11 лет он стал форейтором (ездил на лошади впереди лошадей, запряжённых в коляску). В дороге он нечаянно он стал виновником гибели монаха. Во сне Иван увидел этого монаха, и тот предсказал, что много будет ему испытаний, а когда будет совсем погибать, то пойдёт в монахи, так как он «обещанный сын» (мать обещала, что он будет служить Богу). Затем в жизни Флягина начались странствия и испытания:

  • По наущению цыгана он украл у барина пару коней и убежал из дома.
  • В честном поединке, который устроили татары, запорол противника до смерти и бежал от ареста в степь. Там 10 лет провёл в плену у этих татар. Когда он вылечил свои искалеченные ноги, ему удалось убежать на Родину. Там граф распорядился за побег его выпороть, затем отпустил на оброк.
  • Когда Флягин служил конэсером (объездчиком коней) у князя, он в цыганском таборе бросил цыганке Груше все деньги, так как был очарован её красотой, пением и танцами. Князь простил ему, что он все казенные деньги бросил Груше, так как сам влюбился в неё и купил её у цыган за 50 тысяч рублей, заложив имение.
  • Флягин убил Грушу — она попросила ударить её в сердце ножом, так как не хотела жить из-за женитьбы князя на богатой невесте. Флягин толкнул её с обрыва, и Груша утонула.
  • Далее он служил 15 лет на Кавказе. Однажды, чтобы навести мост, переплыл под пулями реку, за что был награждён орденом и получил звание офицера.
  • Служил актёром, на представлениях играя роль демона.
  • Ушёл в монастырь, стал там кучером. Однажды ночью принял корову за беса и зарубил её. За это игумен велел посадить его на несколько месяцев в погреб. Там Флягин стал пророчествовать о скорой войне. Лекарь, которого пригласил игумен, чтобы узнать, в своём ли уме Флягин, посоветовал куда-нибудь послать его «подальше пробегаться». Флягин решил идти в Соловки на богомолье.

Главный герой повести «Очарованный странник», совершив на своём жизненном пути немало ошибок, осмыслил содеянные поступки и вступил на путь покаяния. Он чувствует себя «странником», исполняющим волю Бога. Герой очарован жизнью, а под конец её оказался очарован идеей самопожертвования во имя спасения России от угрожающих ей бед.

Судьба и поиск себя

Жизнь Ивана Флягина — калейдоскоп удивительных событий: трагических, мистических, счастливых. Его любит удача, некто свыше бережёт и предостерегает Ивана от бед и несчастий. Во время службы на Кавказе он имеет репутацию «неубиваемого»: пули обходят нашего героя мимо. Иван выполняет самые опасные задания, спасает жизни многих людей. За свои заслуги он получает офицерское звание и высокую награду.

За свою жизнь Иван Северьянович сменил множество профессий: ему довелось быть нянькой, конюхом, военным, монахом. 10 лет он провёл в плену у татар, они не отпускали Ивана из-за его таланта разбираться в лошадях. Там, он завёл семью, детей, но родина страстно манила героя. Тоска по родной земле, ежедневные молитвы, надежда на возвращение — всё это приблизило чудо. Однажды к татарам пришли иностранцы с фейерверками, зрелище настолько испугало местных, что Ивану удалось обмануть их и бежать.

Жизнь не жалела Ивана, он не встретил любимую женщину, не завёл семью. Цыганка Груша — женщина, которую он любил, предпочла смерть от его руки, чем жизнь без того, кто её бросил.

Работа и занятия

Флягин был конэсером, то есть специалистом по отбору и отъездке коней. Иван умел усмирять необъезженных лошадей, так как был большим их знатоком. Кроме основного занятия пришлось ему освоить и другие:

  • с 11 лет был форейтором (ездил на лошади впереди упряжки лошадей, везущих коляску с господами);
  • был нянькой, хорошо ухаживал за своей маленькой воспитанницей;
  • лечил людей и скотину, когда был в плену в степи;
  • служил солдатом на Кавказе;
  • работал в адресном столе;
  • был артистом в балагане;
  • сейчас служит кучером в монастыре, является послушником и зовут его теперь отцом Измаилом.

Черты характера

Образ Ивана Флягина вобрал в себя многие черты характера русского народа. В повести «Очарованный странник» показана «история роста души» главного героя. В начале своей жизни он порой проявлял жестокость, совершал необдуманные поступки, но постепенно пришёл на путь покаяния. При, казалось бы, простоте и незатейливости образ Ивана Флягина сложен и неоднозначен. Например, у него душевная глухота по отношению к своим некрещёным детям, которые родились, когда был в плену, но он полюбил свою маленькую воспитанницу, когда служил в няньках.

Ивану Флягину присущи следующие черты характера:

  • Любовь к коням, голубям, понимание природы, знание лекарственных растений.
  • Умение приспособиться к любым жизненным ситуациям и условиям, выдержка, находчивость, смекалка (провёл в плену у азиатов 10 лет, но всё же перехитрил их и убежал).
  • Сострадание, доброта (пожалел жену барина, у которого служил в няньках, и отдал ей её дочку; сочувствовал Груше, страдавшей, что её разлюбил князь; пожалел миссионеров, принявших мученическую смерть в степи).
  • Неподкупность (не согласился отдать жене барина её дочку за 1000 рублей, а отдал только когда пожалел эту несчастную женщину).
  • Совестливость (стыдился, что грубил офицеру, к которому ушла жена барина, и дрался с ним; ему совестно, что так обошёлся с защитником Отечества).
  • Наивность, простодушие, доверчивость (история с «магнетизёром», приведшим его в цыганский табор).
  • Терпение, покорность (возвратившись из плена, покорно принимает наказание за то, что сбежал от своего барина, украв у него двух коней).
  • Заботливость, ответственность по отношению к ребёнку, которого нянчил.
  • Смелость, мужество, выдержка (укрощал самых сильных коней, спас своих господ, когда тормоз в упряжке лопнул, и лошади понесли экипаж к пропасти; выдержал боль при состязании с азиатом; переплыл реку под пулями кавказцев).
  • Понимание красоты, умение любить, верность (был очарован красотой цыганки Груши, её песнями и танцами; когда она полюбила князя, а тот её разлюбил, Иван жалел её, любил её как брат).
  • Духовная сила Флягина проявилась в том, что он осознал свою греховность (признался полковнику, что большой грешник, так как убил Грушу, стал виновником смерти монаха, живёт под чужим именем).
  • Патриотизм. Любит Родину, тосковал по ней в плену, чувствует ответственность за судьбу России и русский народ. «Мне за народ очень помереть хочется», — говорит Флягин, считая, что Родине грозит нашествие врагов.
  • Глубокая, истинная вера в Бога. В плену именно эта вера поддерживала его дух.

Жизненный путь Ивана

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру на Валаам. Беседуя с попутчиками, он рассказывает историю своей непростой жизни. Краткая, но откровенная исповедь этого благообразного черноризца увлекает слушателей.

По происхождению герой принадлежал к крепостному званию, мать рано умерла, а отец служил на конюшне кучером, куда определяют и мальчика. Однажды он спас от гибели семью графа, рискуя своей жизнью. Чудом выжив, мальчик в награду просит гармонику.

Как-то, забавы ради, хлестнул Иван кнутом по задремавшему в телеге монаху, чтобы не загораживал дорогу, а тот спросонья свалился под колеса и погиб. Этот монах явился к нему во сне и объявил Ивану, что для матери он сын не только долгожданный и намоленный, но еще и обещанный Богу, потому нужно идти ему в монастырь.

Всю жизнь его это пророчество преследовало в неожиданных ситуациях. Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода.

За издевательство над кошкой, которая съела его голубят, ему назначили суровое наказание: дробить камни для садовых дорожек. Не вынеся издевательств и тягот, решает покончить с собой. Но жизнь ему спасает цыган, уговорив украсть лошадей и вместе с ним уехать на свободную жизнь. И Иван решился на это, до того ему было тягостно. Цыган обманул и обсчитал, и Иван, выправив себе фальшивые документы за нательный крест, идет в услужение в няньки к барину, которого бросила жена.

Там герой привязался к девочке, кормил козьим молоком, по совету лекаря стал носить ее на берег лимана и закапывать ее больные ножки в песок. Безутешная мать разыскала ребенка, и, рассказав Ивану свою историю, стала умолять отдать ей дочку. Но Иван был неумолим, упрекал ее за то, что христианский долг нарушила. Когда ее сожитель предлагает герою тысячу рублей, тот, говоря, что никогда не продавался, брезгливо плюет на деньги, бросает их военному в ноги и дерется с ним. Но, увидев бегущего с пистолетом хозяина, сам отдает ребенка и убегает с тем, кого только что бил.

Оставшись без документов и денег, опять попадает в переплет. На конских торгах видит, как татары бьются за коней, забивая нагайками друг друга, и хочет тоже попробовать свои силы. В поединке за коня, который был его лишь минуту, выстоял, но его соперник погибает. Татары его прячут и увозят с собой, спасая от полиции. Так Флягин попадает в плен к иноверцам, но в уме зреет план о побеге и однажды ему удается осуществить задуманное.

Вернувшись на родину, помогает мужикам покупать коней на ярмарках. И тогда, благодаря молве, берет его на службу князь. Наступила жизнь спокойная и сытая, только иногда от тоски срывается в загулы. И в последний выход сводит судьба с цыганкой Грушенькой, которая покорила его, и Флягин, как завороженный, бросил к ее ногам все деньги, что имел. Князь, узнав про Грушу, увлекшись ее красотой и пением, привозит в имение.

Иван искренне привязался к этой необыкновенной девушке, опекал ее. Но когда обедневший князь решил бросить надоевшую возлюбленную ради выгодной женитьбы, Иван, жалея обезумевшую от горя и ревности Грушу, умолявшую спасти ее от постыдной доли, сталкивает с обрыва в реку.

Мучась от содеянного, ища себе погибели, уезжает вместо другого рекрута воевать на Кавказ , где пробыл он более пятнадцати лет. За верную службу и храбрость был награжден Георгиевским крестом и пожалован офицерским чином. Получив от полковника рекомендательное письмо, устраивается в столице на должность справщика в адресный стол, но не по нему работа: скучная, безденежная. А в кучера уже не берут, его благородное положение не позволяет седокам его обругать или ударить. Пристроился в балаган, где не погнушались его благородством, играть демона. Но и там не задержался, подрался, защищая молоденькую актрису от домогательств.

Опять, оставшись без крова и пищи, решился уйти в монастырь. Приняв имя Измаил, исполнял свое послушание в монастырской конюшне, чем был весьма доволен, потому что не надобно все службы в церкви посещать. Но мается его верующая душа, что не по нему служение в храме, не может он даже свечку нормально поставить, весь подсвечник уронит. А то еще корову пришиб, случайно приняв за беса.

Не раз принимал наказание за свою нерадивость. И стал он пророчить войну, чтобы с верой за отечество постоять. Устав от этого чудного монаха, отправляет его игумен в паломничество на Соловки. Вот в пути на богомолье, встречает очарованный странник своих благодарных слушателей, которым поведал об этапах своего житейского пути.

Предложения интернет-магазинов

Н.С. Лесков вырос в народе. О себе писатель говорил следующее: «Я знаю русского человека в самую его глубь…Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на расшитой траве ночного выгона под тёплым овчинным тулупом». Очевидно, именно поэтому у читателя возникает ощущение, как будто автор сам пережил события своего произведения. Ключевыми проблемами произведения являются нравственные проблемы: чести и бесчестия, совести и продажности, а также философские: проблема веры и безверия, греховности, праведничества.
     Центральное место в повести занимает вопрос: «Кто же такой Иван Северьяныч – безбожный грешник или же праведник?». Однозначно ответить на него, на мой взгляд, просто невозможно. И вот яркие тому доказательства. Иван Северьяныч за свою жизнь совершил немало поступков, которые расходятся не только с нормами общепринятой морали, но и с христианскими заповедями. Например, по его вине погибает монах, в борьбе за кобылу он до смерти забивает плёткой татарского князя, более того – сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку. Даже сам герой зачисляет себя в «большие грешники». Однако, Очарованный странник был заложником этих трагедий. Во всех своих поступках он руководствовался только совестью; люди уходили, а он оставался и нёс этот страшный груз по жизни, постоянно ощущая свою вину. Православное начало, на мой взгляд,
    всё – таки есть в образе Флягина, который предназначен своему крестному пути.
     Мне кажется, что Николаю Семёновичу глубоко симпатичен Иван Флягин. Это можно понять по тому, как он описывает его: «Он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Писатель не просто наблюдает за перипетиями судьбы главного героя, но и сопереживает и сочувствует ему. На примере Ивана Северьяныча Лесков воспевает красоту души простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к
    людям.
     Для меня Иван Северьяныч не является ни грешником, ни праведником. Он самый что ни на есть простодушный и бескорыстный русский человек. «Ты, братец, барабан. Били тебя, били, да всё никак не добьют» — так отзывается о Флягине один из героев повести. Истинными достоинствами очарованного странника являются смирение, честность, любовь к Родине и, прежде всего, совесть. Иван Северьянович Флягин некоторыми чертами походит на Христа. Подобно ему он принимает чужие грехи на свою душу, проходит через суровые испытания, сохраняя чистоту и искренность чувств, и при этом не таит в сердце злобу на весь человеческий род. Можно ли в наше время найти прототипов Ивана Флягина? Думаю, что да. Конечно, их не так уж и много, но всё же они есть. Высший закон, на который они опираются во всех своих начинаниях, – совесть.
     Можно очень долго размышлять над вопросом, поставленным в начале произведения, каждый раз приводя всё новые и новые аргументы, но так и не найти ответа. Быть может, жизнь сама расставит нужные приоритеты…

  • Иван федоров краткий рассказ
  • Иван ургант описание внешности сочинение 7 класс
  • Иван трофимович хруцкий цветы и плоды сочинение 3 класс
  • Иван трофимович хруцкий натюрморт сочинение татарча
  • Иван трофимович хруцкий натюрморт сочинение на татарском языке 7 класс