У каждой страны, как и у человека, есть душа. Творчество Николая
Семёновича Лескова помогает нам лучше прочувствовать духовный мир нашей необъятной
родины. После прочтения таких произведений как «Очарованный странник» понимаешь,
что судьба России зависит только от нас самих, а именно от простых и обычных людей.
Несмотря на небольшой объём повести, ощущается его глубина, где автор спрятал
святую истину, добравшись до которой мы заворожены её
красотой.
Истина также проста, как и имя главного героя произведения. Настоящий
богатырь Иван Флягин добровольно и вполне осознанно спешит скорее исполнить
свой долг перед родиной. Зная, что впереди его ждёт смерть, он исповедуется
перед нами и рассказывает о своей удивительной жизни. После рассказа Ивана мы
сами очарованы его необыкновенной судьбой. Неслучайно природа одарила Голована могучей,
богатырской силой, самое верное и правильное её применение он нашёл в служении
своей отчизне. Иван не стремится за славой, ему не нужны ордена и медали, а тем
более деньги и карьера военного, он и так богат душой, где есть все, что ему
нужно. Смелость, честность, доброта, любовь и находчивость со смекалкой, — вот настоящие
сокровища русского человека. «Очарованного странника» жизнь научила мудрости,
поэтому все её трудности он воспринимает как должное. «Своего пути не обежишь»,
— говорит нам Иван, то есть у каждого человека своё предназначение в этом мире,
а свернув с праведного направления, судьба снова возвращает всех заблудившихся обратно,
как правило, немного проучив самых непослушных. Поэтому надо жить в послушании,
а чем «больше повиноваться, то человеку спокойнее жить». Такая философия жизни
немало помотала Голована по свету, он был долгое время в плену и на войне, но
никогда не о чём не жалел, в награду за это ему даровано очарование
великолепием и красотой окружающего мира. Куда бы Иван ни глянул, везде видел «природы
совершенство». Необъяснимой взаимосвязью с природой главный герой обладал ещё с
самого рождения, он мог читать мысли животных, а набравшись побольше жизненного
опыта Иван стал чувствовать душу России, которая просила его встать на её
защиту», и за это восхищённому человеку погибнуть…даже за радость!»
Золотые слова Лескова: «Любовь — наша святыня!» — и есть та простая
православная истина русского народа. Благодаря ей мы всегда побеждали врагов,
вступивших на нашу землю, потому что мы сражались не за золото и власть, а за
свободу нашей страны, которую искренне любим. Если бы не было таких людей как
Иван Флягин и Николай Семёнович Лесков, то давно бы уже и России не было!
Повесть “Очарованный странник” – одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков – мастер фольклорных образов – изобразил в повести замечательные русские типажи, оказывающие незабываемое впечатление на читателя.
Главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин – “очарованный странник”, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души. Само имя героя говорит о том, что он (Иван Флягин) – типичный, настоящий русский мужик. Однако внимательный читатель сразу понимает, что в отношении героя не все так просто, как кажется.
Воспитанные на народных волшебных сказках, многие читатели понимают, что часто за скромной внешностью Иванушки-дурачка скрывается настоящий богатырь. Так и в своем произведении Лесков изобразил Ивана эдаким сказочным богатырем, который сумел преодолеть все выпавшие на его долю испытания и сохранил в своей душе гуманные чувства, доброту, жизнелюбие, неподдельный интерес к людям, чувство участия и сострадание.
С первых же строк повести автор представляет Ивана Флягина могучим, богатырского вида мужчиной: “Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь”. Ему за пятьдесят, но он – воин в прямом смысле слова, “добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца с прекрасной картины Верещягина”. Подобно персонажам русских сказок и былин, Иван Флягин обладает огромной физической силой и удивительной мощью характера.
Он ничего не боится и готов подвергнуть себя любым испытаниям и опасностям, сознательно проверяет свою силу, которая “бьет через край”.
Лесков указывает на величие героя, которое сочетается с добродушием, мягкостью, искренностью и наивным восприятием жизни. Автор указывает, что его герой “много повидал на своем веку”, но Флягин – прирожденный философ, человек поживший и мудрый, умеющий спокойно воспринимать и стойко выдерживать все жизненные горести, не только справляясь со своими бедами и проблемами, но и облегчая судьбу других людей.
Иван Флягин способен понимать не только людей, но и животных – он обожает лошадей. Чувствуя силу и доброту героя, все тянутся к нему в надежде ощутить его заботу, найти в нем надежную опору и защиту.
Физическая сила, выносливость прекрасно сочетаются в Иване Флягине с широтой души, мягкосердечием, но его мягкость вовсе не означает слабоволия и самоуничижения. Иван – гордый человек, обладающий редким чувством собственного достоинства. Он откровенно возмущается тем, что его унизили, заставив на коленях дробить камни, он готов скорее свести счеты с жизнью, чем покориться чужой воле и стать рабом.
Именно поэтому он не желает мириться с жестокостью и убегает из дома, становясь вечным странником.
Иван Северьяныч, как и многие знакомые читателю былинные герои, постоянно находится в дороге, в поисках “судьбы”, своей истины. Во время скитаний Флягин любуется красотой природы, чувствуя малейшее ее изменение, – он очарован ею. В пути ему встречаются разные люди, и каждому он старается стать полезным, помочь чем-нибудь.
Таким образом, он сам принимает активное участие в судьбах других (вспомним, как Флягин идет в солдаты вместо сына двух старичков, который является их единственной отрадой и опорой).
С каждым разом герой становится отзывчивее к чужому горю, его переполняют чувства самопожертвования и вины, корни которых кроются, вероятно, в трагедии с монахом, произошедшей в детстве. Он терзается воспоминаниями, совесть постоянно мучит его. И потому единственно важной для себя целью Иван считает облегчение страданий окружающих, оказание помощи всем нуждающимся.
В этом, по мнению Флягина и самого Лескова, и кроется правда жизни.
Героя характеризует жажда жертвенности и сострадания, свойственная Иисусу Христу. “Мне за народ очень помереть хочется”, – говорит сам герой. Во время своих странствий он очарован не только просторами родной страны, многообразием ее яркой природы, но и мечтой о светлом будущем России и русского народа.
Но, все чаще задумываясь над безжалостными и суровыми обстоятельствами, Иван Флягин окончательно разочаровывается в жизни, приходит к выводу, что бедам и несправедливости в судьбе простого русского народа нет конца и края. Пройдя через горнила этой жизни, ощутив на себе всю ее тягость, Иван Флягин не теряет стойкости, мужества и веры и уходит в монастырь, чтобы уже в его стенах продолжать сострадать, помогать, творить добро и молиться Господу за весь русский народ и о вечном прощении.
Loading…
Н. С. Лесков вырос в народе. О себе писатель говорил следующее: «Я знаю русского человека в самую его глубь…Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на расшитой траве ночного выгона под тёплым овчинным тулупом». Очевидно, именно поэтому у читателя возникает ощущение, как будто автор сам пережил события своего произведения. Ключевыми проблемами произведения являются нравственные проблемы: чести и бесчестия, совести и продажности, а также философские: проблема веры и безверия, греховности, праведничества.
Центральное место в повести занимает вопрос: «Кто же такой Иван Северьяныч — безбожный грешник или же праведник?». Однозначно ответить на него, на мой взгляд, просто невозможно. И вот яркие тому доказательства. Иван Северьяныч за свою жизнь совершил немало поступков, которые расходятся не только с нормами общепринятой морали, но и с христианскими заповедями. Например, по его вине погибает монах, в борьбе за кобылу он до смерти забивает плёткой татарского князя, более того — сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку. Даже сам герой зачисляет себя в «большие грешники». Однако, Очарованный странник был заложником этих трагедий. Во всех своих поступках он руководствовался только совестью; люди уходили, а он оставался и нёс этот страшный груз по жизни, постоянно ощущая свою вину. Православное начало, на мой взгляд,
всё — таки есть в образе Флягина, который предназначен своему крестному пути.
Мне кажется, что Николаю Семёновичу глубоко симпатичен Иван Флягин. Это можно понять по тому, как он описывает его: «Он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Писатель не просто наблюдает за перипетиями судьбы главного героя, но и сопереживает и сочувствует ему. На примере Ивана Северьяныча Лесков воспевает красоту души простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к
Для меня Иван Северьяныч не является ни грешником, ни праведником. Он самый что ни на есть простодушный и бескорыстный русский человек. «Ты, братец, барабан. Били тебя, били, да всё никак не добьют» — так отзывается о Флягине один из героев повести. Истинными достоинствами очарованного странника являются смирение, честность, любовь к Родине и, прежде всего, совесть. Иван Северьянович Флягин некоторыми чертами походит на Христа. Подобно ему он принимает чужие грехи на свою душу, проходит через суровые испытания, сохраняя чистоту и искренность чувств, и при этом не таит в сердце злобу на весь человеческий род. Можно ли в наше время найти прототипов Ивана Флягина? Думаю, что да. Конечно, их не так уж и много, но всё же они есть. Высший закон, на который они опираются во всех своих начинаниях, — совесть.
Можно очень долго размышлять над вопросом, поставленным в начале произведения, каждый раз приводя всё новые и новые аргументы, но так и не найти ответа. Быть может, жизнь сама расставит нужные приоритеты…
Анна Андреевна. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете?Хлестаков. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь братец!» И тут же в один вечер, кажется, все написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат Надежды» и «Московский телеграф»… все это я написал.Анна Андреевна. Скажите, так это вы были Брамбеус?Хлестаков. Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч.Анна Андреевна. Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?Хлестаков. Да, это мое сочинение.Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.Хлестаков. Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.Анна Андреевна. Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!Хлестаков. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича.(Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.Анна Андреевна. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием дают балы!Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку — пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж — скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель…» Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна лестница сто»ит… А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж… ж… ж… Иной раз и министр… Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев. Мне даже на пакетах пишут: «ваше превосходительство». Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, — куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, — нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь — просто черт возьми! После видят, нечего делать, — ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? — я спрашиваю. «Иван Александрович ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже… «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я…» И точно: бывало, как прохожу через департамент, — просто землетрясенье, все дрожит и трясется как лист. Городничий и прочие трясутся от страха. Хлестаков горячится еще сильнее. О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого… я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам.» Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…
В приведённой выше сцене Хлестаков самозабвенно лжёт. Почему он это делает?
Характеристика Ивана Флягина в повести “Очарованный странник” – основа понимания всего произведения. В главном герое сочетаются разнообразные черты: физическая и духовная сила, разум, наивность и праведность. Он добр, простодушен, необычайно силён и смел. Повествование о жизни Ивана Северьяновича напоминает нечто среднее между приключенческим романом и жанром жития православных святых.
Детство, воспитание, семья
Главный герой родился в семье крепостного Северьяна, который работал конюхом и был отличным знатоком лошадей. Мать Ивана умерла при родах из-за того, что ребёнок родился с очень большой головой. Среди дворовых ему дали прозвище Голован.
Мальчик рос, обучаясь ремеслу у своего отца, он достиг особых высот во всём, что касалось лошадей. Познания, полученные от отца в купе с природным даром чувствовать всё живое, понимать животных, делают Ивана лучшим из лучших в своём роде.
Популярные сочинения
- Сочинение Семейная мысль в романе Война и мир Льва Толстого
Лев Николаевич Толстой очень детально раскрывает семейную мысль в своём романе. Писатель даёт понять, что общество состоит из маленьких семей, которые составляют великий народ - Сочинение Генерал Аносов в повести Гранатовый браслет (Образ и характеристика)
Герой является генералом средних лет, высокого роста, внешне приятен. Он является другом семьи Тугановых а также крестным их княгинь. Одежда у него старомодная, на голове носил фуражку - Сочинение Моя семья в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война – страшное испытание, выпавшее на плечи народа. Война затронула каждую семью, каждого человека, и моя семья – не исключение.
Судьба и поиск себя
Жизнь Ивана Флягина — калейдоскоп удивительных событий: трагических, мистических, счастливых. Его любит удача, некто свыше бережёт и предостерегает Ивана от бед и несчастий. Во время службы на Кавказе он имеет репутацию «неубиваемого»: пули обходят нашего героя мимо. Иван выполняет самые опасные задания, спасает жизни многих людей. За свои заслуги он получает офицерское звание и высокую награду.
За свою жизнь Иван Северьянович сменил множество профессий: ему довелось быть нянькой, конюхом, военным, монахом. 10 лет он провёл в плену у татар, они не отпускали Ивана из-за его таланта разбираться в лошадях. Там, он завёл семью, детей, но родина страстно манила героя. Тоска по родной земле, ежедневные молитвы, надежда на возвращение — всё это приблизило чудо. Однажды к татарам пришли иностранцы с фейерверками, зрелище настолько испугало местных, что Ивану удалось обмануть их и бежать.
Жизнь не жалела Ивана, он не встретил любимую женщину, не завёл семью. Цыганка Груша — женщина, которую он любил, предпочла смерть от его руки, чем жизнь без того, кто её бросил.
Сочинение на тему: Праведен или грешен Иван Флягин?
«Очарованный странник» вошел в задуманный уже после его создания цикл о праведниках, создававшийся Лесковым в восьмидесятых годах прошлого века. Идея этого цикла родилась в ходе спора с Писемским, который в своих письмах к автору утверждал, что ни в своей, ни в его душе «не может найти ничего, кроме низости и мерзости». В ответ на это Лесков вознамерился найти и описать несколько истинно праведных образов русских людей. «Неужели, — писал он, — все то доброе и хорошее, что было подмечено другими писателями, одни выдумки и вздор?» В русской действительности Лесков нашел множество разнообразных образов праведников: это и Несмертельный Голован, и Левша, и солдат Постников из «Человека на часах», и многие другие. Разнообразны характеры этих героев, разнообразны условия, в которые ставит их автор, но есть одна черта, которая всех их объединяет: их праведность и самоотвержение — не плоды многолетних философствований о праведной жизни, а неотъемлемая, прирожденная часть их душ. И потому эти качества настолько плотно срослись с их естеством, что ни жизненные трудности, ни внутренние противоречия не способны их заглушить. Все это верно и для очерка «Очарованный странник». Но главного героя этого произведения, Ивана Северьяновича Флягина, в отличие, например, от Несмертельного Голована, сложно оценить однозначно: насколько сильно природная праведность влияла на его поступки, был ли праведным сам образ его жизни, весь его жизненный путь? Многие произведения Лескова имеют второе название, помогающее читателю правильно настроиться на восприятие главной мысли автора. Так, и «Очарованный странник» имеет второе название — «Черноземный Телемах», указывающее на родство этого произведения с «Одиссеей» Гомера. Подобно тому, как царь Итаки в ходе своих скитаний все глубже проникался любовью к своей отчизне, герой «Очарованного странника» в своих странствиях постоянно развивает лучшие стороны своего характера, приобретает несравненный по своему богатству жизненный опыт, Становясь тем самым «бывалым человеком». Но в то же время герою удается сохранить изначальное бескорыстие, простодушие, которые столь заметно проявляются в его монастырской жизни. Именно с точки зрения этого постепенного развития лучших душевных черт мы и будем рассматривать путь Ивана Флягина. На формирование читательского отношения к герою большое влияние оказывает весь ход жизни Ивана Флягина, очень точно отраженный в названии произведения: он — «очарованный странник», он идет навстречу своей, уже предопределенной судьбе, и все жизненные испытания, как и их исход, тоже предопределены не столько роком, сколько складом характера главного героя: в большинстве случаев он просто не может поступить иначе. Нетрудно заметить, что на всем протяжении сюжета решающее влияние на жизнь героя оказывает фактор предопределенности: исход его жизненного пути предсказан. Он — «обещанный» сын и так или иначе — сразу (добровольно) или по прошествии многих трудных лет и испытаний — должен посвятить свою жизнь Богу, уйти в монастырь. И Флягин принимает приговор-вызов, переданный ему через душу нечаянно убитого им монаха. На слова о том, что ему предстоит перенести множество опасных испытаний, умирать много раз и не погибнуть, он отвечает: «Чудесно, согласен и ожидаю». То есть герой не пытается становиться в горделивую позу и сопротивляться судьбе, но полностью отдает себя ее воле и внутренне ожидает исполнения предначертанного, хотя это и объясняется его незрелостью. Поэтому в итоге его уход в монахи — не трагическое ломание шпаги об колено (мол, наконец-то я покоряюсь),^каковым бы оно могло быть, например, после возвращения из татарского плена или после смерти Груши, а естественный, плавный переход. На недоуменные вопросы слушателей он отвечает, что от обыденной и тяжелой жизни с ее мелкими проблемами после всего перенесенного «…деться было некуда». И, действительно, жизнь после всех приключений словно отправила Флягина в отставку: со своим новым статусом (дворянским званием) он просто не может найти себе место в старой, привычной действительности, а новая — не для него.. Уход в монастырь не вызывает у Ивана Флягина никакого внутреннего протеста, скорее, наоборот, в монастыре он находит долгожданное успокоение и счастье, обретает себя. Монашеская жизнь для него естественна, органична и необходима. Он всецело приемлет ее такой, какая она есть. Даже жизнь в погребе не тяготит его. Эта «последняя пристань», по его убеждению, для него предназначена. На вопрос о том, почему он не принимает старший постриг, он отвечает: «…Зачем?.. Я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии». И в этой естественной для него обстановке (а не в испытаниях) проявляется как слабая сторона его простота и доверчивость (забавные приключения со свечами в храме и с коровой, которую Флягин принял за беса). Может ли быть неправедным человек, столь глубоко приемлющий монашеский образ жизни? Все праведные и положительные поступки Иван Флягин совершает как бы неосознанно, будь то защита голубят, спасение жизни барина, возвращение ребенка матери, его военный подвиг. Решения, которые он принимает, связаны не с разумом, а с порывами души, что еще раз подчеркивает его «врожденную праведность». Самоотвержение особенно ярко проявляется в нем, когда он помогает старикам сохранить сына, отправляясь вместо него в рекруты, и когда под градом пуль переплывает реку, чтобы наладить переправу. И все же есть в биографии Ивана Флягина несколько событий, способных, на первый взгляд, заглушить своей греховностью природную праведность героя. Оговоримся, что понятия «праведность» и «греховность» изначально принадлежат религии, а потому они, хотя и справедливы, носят несколько абстрактный характер: достаточно сложно определить роль объективных жизненных обстоятельств в том или ином решении или поступке героя, поэтому суждения о них не могут быть. Так, с юридической точки зрения, Иван Северьянович совершил три убийства, но насколько велика его вина — вот в чем вопрос. Да, по юношеской бездумности и бесшабашности он лишил жизни ни в чем не повинного перед ним монаха, но смерть этого монаха была чистой игрой случая: сколько спин отведало уже нагайки Ивана безо всяких последствий. Вторая смерть — смерть батыра, которого Флягин засек во время поединка из-за кобылы, также от него не зависела. Смерть настигла батыра в честном поединке и не по воле Ивана Флягина, а только из-за упрямства татарского князя (даже справедливые, но жестокие татарские законы подтвердили невиновность Ивана). Здесь, пожалуй, самым страшным грехом было то, что он до поры до времени о них не вспоминал. Но два этих поступка были совершены Иваном Флягиным по неопытности, по недостаточной моральной зрелости. Другое дело — убийство Груши. Здесь героя может оправдать только то, что он сделал это в беспамятстве (то ли все это привиделось ему, то ли было на самом деле), хотя и тут у него не было иного выбора: во-первых, он дал клятву, страшную клятву, а во-вторых, он не мог позволить Груше погубить душу убийством, не мог просто отстраниться, а сдержать, отговорить горячую цыганку он бы не сумел. Отношение Ивана Северьяныча к своим грехам меняется на протяжении его жизни: до смерти Груши, всколыхнувшей его внутренний мир, он о них почти^не вспоминал, после ее смерти — он мучается ужасно, осознает безнадежность своего положения и говорит, что он «большой грешник»: «Я на своем веку много неповинных душ погубил». И, наконец, в монастыре его буйный дух смиряется, и он, хотя и вспоминает о своих грехах, но уже со спокойной душой, так как смотрит на свой пройденный путь уже с достигнутой вершины, на которую поднимался всю жизнь. Итак, мы видим, что Иван Северьянович Флягин, хотя и совершил в своей жизни достаточно много прегрешений, но сделал это не по собственной воле, раскаялся и искупил их благочестивыми поступками. Поэтому Ивана Флягина можно назвать праведником.
Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»
В произведении образ главного героя при внешней незатейливости и простоте неоднозначен и сложен. Автор, изучая глубинные слои русской души, ищет святость в поступках грешника, показывает нетерпеливого правдолюбца, который совершает немало ошибок, но, страдая и осмысливая содеянное, приходит на путь покаяния и истинной веры.
Ключевые слова, раскрывающие образ Ивана Флягина: глубоко верующий человек, некорыстная и простодушная натура, независимость и открытость, чувство собственного достоинства, исключительная физическая и духовная сила, знаток своего дела.
Можно ли назвать Ивана Флягина праведником
Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни. Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?
Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.
Экранизации
Повесть «Очарованный странник» – не самое известное произведение Николая Лескова. Читатели лучше знают сюжет «Левши». Тем не менее, произведение вдохновляло режиссеров на экранизации.
В 1963 году режиссер Иван Ермаков снял кинокартину с одноименным названием. Главную роль в фильме сыграл популярный советский артист, актер Александринского театра в Петербурге Александр Симонов. В ленте также снялись Татьяна Доронина и Владислав Стржельчик.
В 1990 году постановщик Ирина Поплавская обратилась к сюжету рассказа, сняв художественный фильм. Внутриличностный конфликт главного героя стал основной темой повествования. В роли Ивана Флягина выступил актер Александр Михайлов. В проекте участвовали Ольга Остроумова, Лидия Вележаева, Валерий Носик, Спартак Мишулин и Леонид Куравлев.
Жизненный путь Ивана
Впервые героя встречаем на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру на Валаам. Беседуя с попутчиками, он рассказывает историю своей непростой жизни. Краткая, но откровенная исповедь этого благообразного черноризца увлекает слушателей.
По происхождению герой принадлежал к крепостному званию, мать рано умерла, а отец служил на конюшне кучером, куда определяют и мальчика. Однажды он спас от гибели семью графа, рискуя своей жизнью. Чудом выжив, мальчик в награду просит гармонику.
Как-то, забавы ради, хлестнул Иван кнутом по задремавшему в телеге монаху, чтобы не загораживал дорогу, а тот спросонья свалился под колеса и погиб. Этот монах явился к нему во сне и объявил Ивану, что для матери он сын не только долгожданный и намоленный, но еще и обещанный Богу, потому нужно идти ему в монастырь.
Всю жизнь его это пророчество преследовало в неожиданных ситуациях. Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода.
За издевательство над кошкой, которая съела его голубят, ему назначили суровое наказание: дробить камни для садовых дорожек. Не вынеся издевательств и тягот, решает покончить с собой. Но жизнь ему спасает цыган, уговорив украсть лошадей и вместе с ним уехать на свободную жизнь. И Иван решился на это, до того ему было тягостно. Цыган обманул и обсчитал, и Иван, выправив себе фальшивые документы за нательный крест, идет в услужение в няньки к барину, которого бросила жена.
Там герой привязался к девочке, кормил козьим молоком, по совету лекаря стал носить ее на берег лимана и закапывать ее больные ножки в песок. Безутешная мать разыскала ребенка, и, рассказав Ивану свою историю, стала умолять отдать ей дочку. Но Иван был неумолим, упрекал ее за то, что христианский долг нарушила. Когда ее сожитель предлагает герою тысячу рублей, тот, говоря, что никогда не продавался, брезгливо плюет на деньги, бросает их военному в ноги и дерется с ним. Но, увидев бегущего с пистолетом хозяина, сам отдает ребенка и убегает с тем, кого только что бил.
Оставшись без документов и денег, опять попадает в переплет. На конских торгах видит, как татары бьются за коней, забивая нагайками друг друга, и хочет тоже попробовать свои силы. В поединке за коня, который был его лишь минуту, выстоял, но его соперник погибает. Татары его прячут и увозят с собой, спасая от полиции. Так Флягин попадает в плен к иноверцам, но в уме зреет план о побеге и однажды ему удается осуществить задуманное.
Вернувшись на родину, помогает мужикам покупать коней на ярмарках. И тогда, благодаря молве, берет его на службу князь. Наступила жизнь спокойная и сытая, только иногда от тоски срывается в загулы. И в последний выход сводит судьба с цыганкой Грушенькой, которая покорила его, и Флягин, как завороженный, бросил к ее ногам все деньги, что имел. Князь, узнав про Грушу, увлекшись ее красотой и пением, привозит в имение.
Иван искренне привязался к этой необыкновенной девушке, опекал ее. Но когда обедневший князь решил бросить надоевшую возлюбленную ради выгодной женитьбы, Иван, жалея обезумевшую от горя и ревности Грушу, умолявшую спасти ее от постыдной доли, сталкивает с обрыва в реку.
Мучась от содеянного, ища себе погибели, уезжает вместо другого рекрута воевать на Кавказ , где пробыл он более пятнадцати лет. За верную службу и храбрость был награжден Георгиевским крестом и пожалован офицерским чином. Получив от полковника рекомендательное письмо, устраивается в столице на должность справщика в адресный стол, но не по нему работа: скучная, безденежная. А в кучера уже не берут, его благородное положение не позволяет седокам его обругать или ударить. Пристроился в балаган, где не погнушались его благородством, играть демона. Но и там не задержался, подрался, защищая молоденькую актрису от домогательств.
Опять, оставшись без крова и пищи, решился уйти в монастырь. Приняв имя Измаил, исполнял свое послушание в монастырской конюшне, чем был весьма доволен, потому что не надобно все службы в церкви посещать. Но мается его верующая душа, что не по нему служение в храме, не может он даже свечку нормально поставить, весь подсвечник уронит. А то еще корову пришиб, случайно приняв за беса.
Не раз принимал наказание за свою нерадивость. И стал он пророчить войну, чтобы с верой за отечество постоять. Устав от этого чудного монаха, отправляет его игумен в паломничество на Соловки. Вот в пути на богомолье, встречает очарованный странник своих благодарных слушателей, которым поведал об этапах своего житейского пути.
Характеристика Ивана Флягина как рассказчика
Сказ Флягина-Лескова намеренно замедлен, как в эпической раздумчивой песне. Но когда исподволь накапливаются силы событий и характеров, то он становится динамичным, стремительным. В эпизоде обуздания лошади, с которой даже англичанин Рарей не может справиться, способ повествования динамичный и острый. Описания коней даны так, что вспоминаются народные песни и былины. Конь в 6-й главе сравнивается с птицей, которая не своей силой несется.
Образ предельно поэтичен и смыкается с гоголевской птицей-тройкой. Эта проза должна читаться декламационно, замедлено, как стихотворение в прозе. И таких стихотворений наберется много. Чего стоит эпизод в конце 7-й главы, когда исстрадавшийся странник молится так, что снег под коленями растаял, а там, где слезы капали, утром травка появляется. Это говорит лирический поэт — страстотерпец. Эта и другие миниатюры имеют право на отдельное существование. Но вставленные Лесковым в большое повествование, дают ему необходимую окраску, обогащающий отсвет.
- Сочинения
- По литературе
- Лесков
- Русский богатырь Иван Флягин
Сочинение-миниатюра Иван Флягин Русский богатырь
Для нас образ богатыря рождает творчество народа, его мудрость и верования. Так былины повествуют нам о таких радетелях земли русской, как Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич. Они были физически сильнее остальных людей. Но отличались не только этим. Честь и справедливость, желание приносить пользу своему народу выделяло их среди других. Эти черты характера роднят с ними Ивана Флягина. Он основной и неповторимый герой повести Лескова Н.С. «Очарованный странник».
Встреча с ним происходит во время путешествия на пароходе по Ладожскому озеру. Там же мы узнаём о его сложной судьбе. Он был рождён в семье крестьян. Был крупнее своих сверстников и обладал недюжинной силой, которая роднит его с богатырями. Когда Иван, будучи очень юным, останавливает повозку с господами, становится очевидным его стремление использовать свою силу для добрых дел. Его внешний вид делал его похожим на героя русских былин . Иван имел крупное телосложение и белёсую бороду, поэтому сам Лесков Н. С. выделяет его схожесть с Ильёй Муромцем.
Могучий мужчина , Иван Флягин, ничего не боится и готов встретить ту опасность,которая ожидает его. В нём сочетаются величие, добродушие и наивность. Он человек гордый, поэтому не может подчиниться чужой воле, став рабом. Поэтому он сбегает из дома и становится вечным странником.
Находясь в своих скитаниях, Иван любуется природой. Его тянет к русской земле. В своём странствования он знакомится с различными людьми и старается им оказать помощь. Он помогает воссоединиться матери и ребёнку, идёт воевать вместо юношей, которые оставить одних своих стариков. Такое великодушие подкупает и заставляет внимательнеее следить за судьбой героя.
В жизни главного героя всё время происходят разные события. Он становится виновником гибели монаха. От его руки пал татарского князь. Но эти поступки не является результатом ненависти или стремлением к личной выгоде. Монаха он зарубил случайно, а Саварикея он засек до смерти в честном поединке. В каждом поступке он видит волю Бога.
Трудности жизни не сломили волю Ивана. Он никогда не поступает против своей совести.
Также читают:
Картинка к сочинению Русский богатырь Иван Флягин
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Вожеватова в пьесе Бесприданница Островского сочинение
В «Бесприданнице», лучшей психологической драме Александра Островского, один из героев носит фамилию Вожеватов. В ХIХ веке значение слова «вожеватый» было всем понятно. Обладатель такой фамилии должен был быть вежливым, приветливым и обходительным
- План рассказа Лев и собачка Толстого
Однажды в Лондон приехал зоопарк. Чтобы попасть туда, нужно было заплатить деньги или принести маленькое животное на корм зверям.
- Анализ произведения Палата № 6 Чехова
Рассказ Чехова палата №6 является одним из наиболее популярных и популярность эта обуславливается в основном абсурдным сюжетом, который парадоксальным образом довольно точно описывает действительность.
- Сочинение Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Наука и технологии непрерывно развиваются, они позволяют человеку жить комфортнее, получать высокотехнологичную медицинскую помощь, на вредных предприятиях всё больше использовать автоматизированный труд
- Жизненные идеалы Хлестакова и чем они определяются? сочинение
Известное произведение Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» осмеивает чиновников и их приближенных. Гоголь создал театральную пьесу, в которой присутствуют отрицательные образы
- Сочинения
- По литературе
- Лесков
- Русский богатырь Иван Флягин по рассказу Очарованный странник
Русский богатырь Иван Флягин — сочинение по рассказу Очарованный странник
Перед тем как приступить к написанию сочинения, я заглянула в словарь и выяснила значение слова «богатырь». Мне интересно узнать, что общего и чем отличается Иван Флягин от былинных богатырей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитыча.
Я узнала, кто же такой богатырь? Наверное, это человек, обладающий огромной физической силой, любящий свою родину и народ, населяющий её, готовый постоять за него.
Что же сближает героя сказа Н.С.Лескова «Очарованный странник», Ивана Флягина, с былинными богатырями. Прежде всего, конечно же, физическая сила, выносливость, богатырский вид. Он человек огромной физической силы, смелый, мужественный, бесстрашный, искренний, отзывчивый к чужому горю. Иван Северьяныч, как и былинные герои, постоянно находится в дороге, в поисках своей правды. На его пути встречается много разных людей, которым он пытается помочь или быть полезным. Цель его жизни – облегчить страдания окружающих его людей, оказывать помощь всем нуждающимся.
Иван Флягин – патриот своей страны, наиболее ярко это проявляется в тот момент, когда он десять лет живет в плену у киргизов. Там он лечит людей и лошадей. Как бы они его не уговаривали остаться у них, его всё равно тянет на родину, он скучает по ней, тоскует. Вернувшись из плена помогает выбирать коней на ярмарках.
А с годами его патриотизм проявляется больше. Переживает за то, что может начаться война, а он не сможет принять в ней участие и умереть за родную землю. Это ли не сближает лесковского героя с былинными богатырями? Конечно, да.
Иван Северьянович очень талантливый. А в чём же проявляется его талант? Ну, прежде всего в том, что с детства очень любил лошадей, так как отец его был конюхом и с малых лет он находился с ним в конюшне. Иван хорошо разбирался в лошадях, знал, как с ними обходиться, считался одним из лучших в этом деле.
У нашего героя обострённое чувство красоты. Так как он описывает коней, читателю становится ясно, как он любит этих животных. Разве это не сближает его с былинными богатырями? На полотнах русских художников мы видим богатырей, сидящих на конях. Слово «богатырь» и «конь», как мне кажется, равнозначно.
А теперь поговорим, чем отличается Иван Флягин от былинных богатырей. На мой взгляд, он человек импульсивный, никогда не знает, что будет с ним в следующую минуту, то есть он человек непредсказуемый. Но при всех его плюсах и минусах в Иване чувствуется чистая и благородная душа.
Русский богатырь Иван Флягин по рассказу Очарованный странник
Несколько интересных сочинений
- Критика о повести Портрет Гоголя и отзывы современников
Это произведение Гоголя, написанное при сочетании проблем реальной жизни и элементов сюрреализма вызвало интерес у критики.
- Анализ рассказа Бунина Косцы 5 класс
Произведение «Косцы» Бунина увидело свет в 1921 году. В то время он проживал в Париже, во Франции. Однако заграница так и не стала для него родным домом, поэтому душа писателя начала тосковать по тем временам, проведённым в России.
- Платонов
- Сочинение Жестокость. Что такое Жестокость 11 класс ЕГЭ
Мир, в котором мы живем очень жесток. Об этом свидетельствует все вокруг нас. Стоит просто посмотреть на людей. Почему люди такие обозленные? Почему такие жестокие?
- Сочинение Что такое Дом (рассуждение 15.3 9 класс)
Дом – это лучшее место на Земле. У всех должно быть такое место, которое дорого душе и сердцу, в котором можно отдохнуть от дел, снять стресс, окунуться в воспоминания.
Тип работы: | Сочинение |
Дата добавления: | 06.06.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:
Текст сочинения:
На протяжении всего своего творческого пути Н.С. Лесков создал множество удивительных произведений, каждое из которых раскрывает истину и величие русского народа. Но одним из его лучших творений по праву считается история «Зачарованный странник».
Главный герой рассказа — Иван Флягин — простой русский человек, долгое время блуждающий в поисках своего истинного пути в жизни. Как и знаменитый русский герой Илья Муромцу, наш герой наделен большой физической силой и душевной стабильностью. Это не только интересный человек, но и богато талантливая, неповторимая и удивительная личность. Этот человек должен был многое испытать на своем жизненном пути. Однако способность спокойно принимать и противостоять всем жизненным заботам помогает ему не только преодолевать свои трудности, но и облегчать судьбы других людей, помогать им.
Наш герой пережил долгое пребывание в плену, убийство своей возлюбленной, он работал няней, служил на войне за другого человека и многое другое, сохраняя при этом доброту, мягкость и искренность души.
Я считаю пребывание Ивана Флягина в татарском плену одним из самых ослепительных эпизодов этой истории. Ведь для нас в Иване Северяниче эта история раскрывает существенную черту русского персонажа — любовь к Родине. Так как Флягин был захвачен в плен из-за своей небрежности и любви к лошадям, он прожил там 10 лет. Но, несмотря на такую длинную очередь, он никогда не терял надежды на возвращение и смиренно переносил даже самые суровые наказания за попытку к бегству. При первой же возможности он отправился в степь и помолился, чтобы хотя бы на мгновение почувствовать себя ближе к своему дому. После возвращения в Россию Флягину пришлось выдержать не менее жестокие испытания, чем ему уготовила судьба. С каждым новым испытанием он все больше и больше открывал свою душу для Бога, а затем шел в монастырь. Однако он не убегает от проблем, а проявляет ту же любовь к людям: «Я бы очень хотел умереть за людей», — говорит сам герой.
Таким образом, истинный русский герой Иван Флягин отразил лучшие черты русского национального характера: нравственность и физическую силу, самоотверженность и отзывчивость, безграничную любовь к своей Родине и своему народу.
Повесть н.С. Лескова “Очарованный странник”. Иван Флягин — один из правдоискателей земли Русской.
Иван
Северьянович Флягин, главный герой
повести Николая Семеновича Лескова
“Очарованный странник”, — русский
православный человек с очень непростой
судьбой. Жизнь немало носила его по
свету, много горя пришлось ему испытать,
много людского зла увидеть, но он не
ожесточился, не пал духом, не утратил
веры, что когда-нибудь наступят для
него, как и для всего народа, лучшие
времена. “Мне за народ очень помереть
хочется”, — признается Флягин. Страдание
для него — это и искупление собственных
прегрешений, и как бы способ хоть немного
уменьшить сумму того зла, что может быть
причинено другим людям. Герой “Очарованного
странника” негромко совершает добрые
дела. Он порой кажется чудаком, но на
самом деле Флягин одухотворен любовью
к человеку. Не к человеку или человечеству
вообще, а ко всем тем конкретным людям,
что встречаются ему на жизненном пути.
Лесков полагал, что в человеке должна
присутствовать “ежедневная доблесть”,
чтобы он мог “прожить изо дня в день
праведно долгую жизнь, не солгав, не
обманув, не слукавив, не огорчив
ближнего…” Флягин подобной доблестью
наделен с избытком. В то же время писатель
не идеализирует своего героя. Иван
Северьянович порой буен и своеволен,
периодами склонен к пьянству, но
перевешивают в нем в конечном счете
замечательные черты русского национального
характера: широта души, отзывчивость к
чужому горю, сила духа, приверженность
христианским идиализмам.
Флягин
начиная рассказ о своей жизни признается:
“Всю жизнь свою я погибал и никак не
мог погибнуть”. И в финале повествования
Ивана Северьяновича лекарь говорит ему
почти то же самое: “Экий ты, братец,
барабан: били тебя, били, и все никак еще
не добьют”. Разгадка здесь — в богатырстве
Флягина, в его не только физической, но
и духовной силе. Вот как описывает его
автор: “Это был человек огромного роста,
с смуглым открытым лицом и густыми
волнистыми волосами свинцового цвета:
так сильно отливала его проседь… Этому
новому нашему сопутнику… по виду можно
было дать с небольшим лет за пятьдесят;
но он был в полном смысле слова богатырь,
и притом типический, простодушный,
добрый русский богатырь, напоминающий
дедушку Илью Муромца в прекрасной
картине Верещагина и в поэме графа А.К.
Толстого. Казалось, что ему бы не в рясе
ходить, а сидеть бы ему на “чубаром”
да ездить в лаптищах по лесу и лениво
нюхать, как “смолой и земляникой пахнет
темный бор”. И действительно, душа Ивана
Северьяновича буквально разрывается
между войной и богомольем. В финале он
прямо заявляет, что полюбил монастырскую
жизнь, поскольку “здесь покойно, все
равно как в полку, много сходственного,
все тебе готовое: и одет, и обут, и
накормлен, и начальство смотрит и
повиновения спрашивает”. И монастырь,
и армия привлекают Флягина прежде всего
твердо установленным порядком,
размеренностью жизни. И хотя человек
он богомольный, но собирается вскоре
покинуть монастырь, потому что чувствует
приближение войны. Герой “Очарованного
странника” ощущает потребность самому
идти сражаться за русский народ. Когда
он сидит в монастырской яме за очередную
провинность (все свои провинности и
прегрешения Флягин относит к козням
дьявола), то внезапно обретает дар
пророчества: “…Стал я вдруг понимать,
что сближается реченное: “егда рекут
мир, нападает внезапу всегубительство”,
и я исполнился страха за народ свой
русский и начал молиться и всех других,
кто ко мне к яме придет, стал со слезами
увещевать, молитесь, мол, о покорении
под нозе царя нашего всякого врага и
супостата, ибо близ есть нам всегубительство.
И даны были мне слезы, дивно обильные!..
все я о родине плакал”. Иван Северьянович
душой болеет за Россию.
Флягин
не испытывает зла против тех, кто его
обижает или наказывает. И татарский
плен, и заключение в монастырский погреб,
и другие перипетии своей непростой
жизни он переносит на удивление спокойно,
с верой в Бога, который всегда поможет
одолеть козни дьявола, с верой в то, что
судьба еще повернется к нему благоприятной
стороной. И на слова лекаря, что били
его как барабан, герой “Очарованного
странника” смиренно отвечает: “Что же
делать? Верно, так нужно”. А игумен так
и не может до конца понять, кто же такой
Флягин, “просто добряк, или помешался,
или взаправду предсказатель”. Как
заключает автор, “провещания его
остаются до времени в руке сокрывающего
судьбы свои от умных и разумных и только
иногда открывающего их младенцам”.
Действительно, своим наивным и чистым
восприятием окружающего мира Иван
Северьянович напоминает невинного
младенца.
Лесков
видел, что даже лучших русских людей
нередко одолевают дьявольские соблазны.
Бог и дьявол ведут борьбу за душу Ивана
Флягина, и не случайно в актерской труппе
ему достается роль демона. Но доброе
начало всегда одерживает верх в характере
героя. Он даже грех убийства берет на
себя лишь потому, что цыганка Груша,
которой жить уже невмоготу, сама слезно
просит о смерти. Но Иван Северьянович
не ударил ее ножом в сердце, как того
хотела несчастная, а столкнул с обрыва
в реку, как бы испытывая Божью волю:
возьмет ли Бог ее к себе или оставит на
земле. Сам Иван Северьянович сомневается
в том, действительно ли она погибла.
Писатель
был уверен: “Между злом и добром, между
ложью и правдой идет не только ежедневная,
но и ежемгновенная борьба… Вникните в
эту борьбу, и вы убедитесь, что она и
необходима, и благотворна, и рано или
поздно кончится решительным торжеством
нравственных, благих начал… Эта-то
борьба и есть лучшее доказательство,
что мир человечества не неподвижен, что
он не гибнет и не дряхлеет, а напротив,
крепнет и растет как духом, так и телом…
Но как бы продолжительна ни была такая
борьба, исход ее известен и несомненен:
зло, ложь и произвол уступят, будут
побеждены…” Не неподвижен и характер
Ивана Северьяновича Флягина. Постепенно
из него уходит все дурное, безрассудное,
остается лишь любовь к Богу и людям,
стремление помочь ближнему. Лесков
надеялся, что в этом же направлении
будет эволюционировать и национальный
характер русского народа.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #