- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Иван Иванович Чимша-Гималайский
Сочинение Иван Иванович Чимша-Гималайский в рассказе Чехова Человек в футляре
1898 году издание «Русская мысль» опубликовало рассказ Антона Чехова «Крыжовник». Эта книга представляет собой трилогию, в которую вошли и другие истории «Человек в футляре» и «О любви». Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском не много, поскольку в рассказе говорится только о том, что этот человек был ветеринарным врачом, дворянином. Это был высокого роста, стройный пожилой человек с длинными усами». Внешний облик его можно было сравнить с внешностью сказочного старика Хоттабыча. Дом этого человека располагался рядом с конским заводом неподалеку от города.
Он рассказывает друзьям о своем брате, который стремился приобрести усадьбу, чтобы выращивать там крыжовник. Желание это вроде бы непримечательное и безобидное, однако, чтобы ее осуществить этот человек на всем экономил. Николай из корыстных побуждений женился на старой вдове, чтобы завладеть всем ее состоянием. Когда супруга, которую муж морил голодом померла, Николай Иванович приобрел долгожданное имение. Теперь он выходил на балкон, чтобы попить чай и посмотреть на водоем, в котором плавали утята. Любовался красивым пейзажем и наслаждался беззаботной жизнью.
Иван Иванович счел низменной мечту своего брата. Ему показалось, что Николай хотел купить усадьбу в деревне только для того, чтобы отгородиться, убежать от реальности. Иван Иванович был уверен в том, что люди должны идти навстречу жизни. Что человеку не стоит вести сытый и праздный образ жизни, поскольку от этого начинает портиться характер. Чимша-Гималайский заметил как, изменился характер его брата, когда осуществилась его мечта. Он сразу же возгордился и стал очень высокомерным человеком. Поэтому Иван Иванович и подумал о том, что таким довольным, счастливым гражданам нужно время от времени напоминать о том, что в этом мире есть много несчастных. Иван Иванович замечает, что людей ослепляет их собственное благополучие.
Они начинают равнодушно относиться к несчастью ближнего. Когда брат Чимши-Гималайского нуждался в деньгах, он изо всех сил стремился достичь поставленной цели. Но после того как он приобрел усадьбу, его образ жизни сразу же резко изменился. Николай стал хорошо питаться, много спать и быстро растолстел. Иван Иванович понимает, что в столь немолодом возрасте не стоит начинать борьбу. Ему не нравится морально-нравственное состояние общества, Он замечает, что большинство людей живут так, будто они находятся внутри каких то удобных футляров, которые отделяют их от реальности. Для его брата таким футляром стал крыжовник. Иван Иванович понимает, что каждый человек живет внутри своего собственного удобного мира.
Также читают:
Картинка к сочинению Иван Иванович Чимша-Гималайский
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему город Чебоксары
Чебоксары – это прекрасный город, в котором мне довелось родиться. Поэтому я считаю его любимым и родным местом, в нем много прекрасных достопримечательностей и мест, которые я люблю.
- Сочинение Василиса в рассказе Студент Чехова
Василиса — одна из центральных героинь небольшого рассказа А. П. Чехова “Студент”. Образ Василисы рассматривается в тесной связи с образом ее дочери Лукерьи.
- Отношение Хлестакова к другим действующим лицам
Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель, который негативно относился к власти в свое время. Некоторые его произведения показывали все пороки людей, занимающих высокие должности
- Сочинение по картине Водитель Валя Репки 8 класс
Данная картина написана замечательной художницей Верой Александровной Репка в 1971 году. Полотно очень живое с главной героиней. Мы видим хрупкую девушку, которая сидит за рулем троллейбуса или автобуса.
- Сочинение Три правды в пьесе На дне Горького 11 класс
Пьеса М.Горького «На дне» отображает реалии мира несчастных людей и человеческой души в целом. В ней содержатся различные эпизоды, которые в целом создают драму пьесы. Пьеса повествует о совершенно разных трех правдах
История, жанр и герои рассказа
«Маленькая трилогия» — серия рассказов Чехова, где повествование ведут между собой 3 героя, рассказывая друг другу истории из жизни. В 1898 г. начало этой трилогии положил ее первый текст — рассказ «Человек в футляре».
Центральным в произведении есть образ учителя Беликова, но все остальные персонажи не менее важны, так как их взаимодействие с «человеком в футляре» полностью раскрывает его образ.
Всего в рассказе 8 действующих лиц:
- Иван Иваныч Чимша-Гималайский — врач-ветеринар.
- Буркин — учитель гимназии.
- Беликов — преподаватель греческого языка, центральный персонаж произведения.
- Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии, коллега Беликова.
- Варенька — сестра Михаила Коваленко.
- Афанасий — старик шестидесяти лет, повар главного героя.
- Мавра — жена старосты.
- Учителя, коллеги Беликова.
Запоздавшие охотники
Историю о «человеке в футляре» мы узнаем из диалога двух гостей старосты Прокофия, которые остановились у него заночевать: Ивана Иваныча Чимши-Гималайского и Буркина. Эти же персонажи являются основными повествователями и в двух других рассказах «Маленькой трилогии».
Иван Иваныч
Ветеринарный врач со «странной, двойной фамилией», которая совершенно ему «не шла». Чехов описывает Ивана Иваныча как «высокого, худощавого старика с длинными усами», который курил трубку, был охотником и жил на конском заводе вблизи города.
Чимша-Гималайский, как говорит автор, приехал в село Мироносицкое «подышать свежим воздухом» и стал невольным слушателем и собеседником рассказа Буркина.
Рассказчик Буркин
Учитель гимназии, главный повествователь произведения. Именно он знакомит читателя со своим коллегой Беликовым. Внешность Буркина автор описывает только на последних страницах рассказа: невысокого роста, плотного телосложения, лысый, с длинной черной бородой. Буркин кратко пересказывает своему собеседнику историю Беликова, который уже умер, а при жизни был настолько замкнутым и нелюдимым, будто окружен от мира невидимым футляром. Кроме того, что Буркин работал в той же гимназии, что и Беликов, он ещё был его соседом, они часто общались и вместе ходили на работу.
Человек в футляре
На момент выхода рассказа многие читатели произведения гадали, с кого же срисовал литературный портрет главного героя А. П. Чехов, находя схожие черты во многих знакомых писателя, с которыми он пересекался в жизни. Впоследствии литературные критики выразили сомнения таким параллелям, признав, что образ скорее собирательный, а не точный.
Перебирая персонажей произведения, можно с легкостью определить, кто из героев рассказа Чехова — человек сомневающийся, мнительный, обидчивый, ненавидящий всем сердцем действительность и презирающий нарушение любых правил и порядка. Конечно, это главный герой — учитель греческого языка местной гимназии Беликов. Буркин рассказывает Ивану Иванычу, что Беликов любым способом пытался отгородиться от внешнего мира, что проявлялось в его образе жизни, разговоре, внешнем виде.
Это невысокий человек с маленьким бледным лицом и в темных очках, которому уже было давно за 40 лет, 15 из которых он проработал в местной гимназии. Беликов всего боялся и всех презирал. Он избегал действительности, скрываясь от нее за темными очками, высоким воротом пальто и зонтиком. Несмотря на свою интровертность и сухость, однажды Беликов, как говорит Буркин, «чуть даже не женился».
Жизнерадостная Варенька одновременно притягивала его своим веселым нравом и ласковым к нему отношением, но пугала и отталкивала неудержимым свободолюбием и желанием нарушать правила, которые были в основе мировоззрения Беликова. Но женитьбе не суждено было случиться.
Неудачная карикатура, в которой Беликова прозвали «влюбленный антропос», прервала не только возможное сватанье, но и жизнь мнительного учителя греческого языка.
Главный антагонист произведения
По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные черты и абсурдность жизни главного героя. Теперь 2 героя контрастируют, а автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей он стороне.
В противовес замкнутому, неуверенному в себе, угрюмому Беликову автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии, обладающий зычным голосом и суровым характером. Он уверен в себе, прямолинеен, нетерпим ко лжи и лицемерию. Михаил Саввич прибыл на новое место работы из Украины вместе со своей сестрой Варенькой. Он резко осуждает учителей, называя их «чинодралами», а атмосферу в коллективе характеризует как «удушающую».
К Беликову относится с подозрением, видя в нем «фискала» и «мерзкого типа», но в личные отношения сестры не вмешивается, предоставляя возможность ей самой выбрать жениха. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании скучных преподавателей и с нетерпением ждет возвращения на Родину, где он будет рыбачить и учить «хохлят».
Несостоявшаяся женитьба
Как глоток свежего воздуха разбавляет «душную» атмосферу местных учителей сестра Михаила Коваленко. Она притягивает и увлекает главного героя своим темпераментом, непринужденным поведением и мелодичными песнями.
Веселая, молодая женщина, которую коллеги Беликова надеялись выдать за него замуж. Варвара Саввишна обладала незаурядной внешностью: была чернобровая, стройная, краснощекая, по словам автора, «не девица, а мармелад». Она любит петь и весело хохотать, кататься на велосипеде, читать книги и горячо спорить. Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая взаимностью на его притязания, так как не прочь, как пишет Чехов, выйти замуж, обзавестись семьей и съехать от брата.
Второстепенные персонажи
В рассказе есть несколько второстепенных персонажей. Они лишены реплик и возникают в сознании читателя из рассказа Буркина о Беликове. Каждый из этих персонажей несет смысловую нагрузку, подчеркивая и дополняя образ жизни и мыслей последнего:
- Мавра — жена старосты, у которого остановились на ночь охотники. Именно она побудила Буркина вспомнить о «человеке в футляре», так как и сама являлась замкнутой и нелюдимой. Несмотря на то что женщина она была видная, здоровая и умная, Мавра никогда не покидала пределы родного селения, ничего не видела, а последние 10 лет и вовсе сидела на печи и выходила на улицу только по ночам.
- Старик Афанасий — шестидесятилетний повар Беликова, который когда-то служил денщиком, поэтому кое-что умеет «состряпать». В тексте Афанасий упоминается бегло, чтобы подчеркнуть нетерпимое отношение главного действующего лица рассказа к женскому полу и его недоверие и презрение к окружающим.
- Учителя — собирательный образ: коллеги Беликова, Коваленко, Буркина. По словам последнего, «народ мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине». На деле же, люди унылые, которые не выносят Беликова, но боятся ему возразить, у которых настолько неинтересное и, как говорит Коваленко, «кислое» общество, что они просто от скуки уцепились за возможность сосватать Вареньку за учителя греческого языка.
Несмотря на малый жанр, произведение полностью раскрывает персонажей через диалоги и описания поступков, мыслей и образа жизни героев. Само название рассказа настолько ёмко и точно охарактеризовало типаж Беликова как сухого, закомплексованного интроверта, что на долгие годы стало нарицательным, как и фамилия главного героя.
Главные герои рассказа «Человек в футляре» тесно связаны воедино. Каждый из них чему-то учит читателя. Что хотел донести, создавая образ Беликова, Чехов? Ответ очевиден: не стоит прятаться от жизни, надо быть открытым и свободным, любить и уметь радоваться, не осуждать, не бояться, не быть мнительным и не прятаться в «футляре» от окружающего мира.
«Человек в футляре» главные герои
В рассказе “Человек в футляре” герои подобраны автором мастерски, список персонажей включает абсолютно противоположных, несовместимых людей, которые вынуждены сосуществовать, проживая в небольшом городе и работая в гимназии. В произведениях Чехова часто остро встают вопросы морали, совести, личного выбора. Главные герои “Человека в футляре” заставляют читателя задуматься о собственном “футляре”, о том, имеем ли мы настоящую свободу, живя в обществе.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев “Человек в футляре”
Главные герои
Иван Иванович
Пожилой ветеринарный врач.
Высокий, худой старик, носит длинные усы. У него странная двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая, по мнению окружающих, ему не подходит. По этой причине Ивана Ивановича называют по имени и отчеству. Вместе со вторым рассказчиком он приехал поохотиться и подышать свежим воздухом в село Мироносицкое.
Буркин
Рассказчик, бывший сосед Беликова.
Работает в гимназии, невысокий, полный, лысый мужчина с длинной бородой. Буркин хороший рассказчик, опытный, наблюдательный человек, своего рода философ. Он жил в том же доме, что и главный герой рассказа, в квартире напротив. По словам Буркина, хоронить людей, подобных Беликову, сродни удовольствию.
Беликов
Главный герой рассказа, преподаватель греческого языка.
О Беликове рассказывает Буркин своему товарищу по охоте. Этот человек в любую погоду выходил на улицу с зонтом, в калошах, высоко поднимал воротник. Его пугали любые изменения, запреты он воспринимал как норму. Боясь всего нового, необычного, он осуждал всякое отклонение в поведении, даже самое безобидное. Жизнь в футляре — его самое комфортное состояние. Вне своей скорлупы, он постоянно боится “как бы чего не вышло”. К его характеристике можно прибавить тот факт, что, когда он умер, все испытали огромное облегчение.
Михаил Коваленко
Учитель, коллега Беликова и Буркина.
Высокий, крепкий мужчина, разговаривающий громким басом. С первого дня знакомства возненавидел Беликова. Искренне не понимает, почему его все боятся, зачем он ходит в гости, если просто молча сидит и смотрит на хозяев. Этот человек сыграл решающую роль в судьбе учителя греческого языка — он высказал ему всю правду, отказался от молчаливого терпения, характерного для окружающих. Выгоняя ненавистного гостя из своего дома, он спускает Беликова с лестницы, называет “фискалом”.
Варенька Коваленко
Сестра Михаила 30 лет, пассия Беликова.
Варвара Саввишна — красивая жизнерадостная хохотушка. Она прекрасно поёт, чем очаровала коллег и Беликова. Сестра и брат часто спорят и ссорятся из-за того, что живут под одной крышей и имеют взрывные характеры. По этой причине коллеги целенаправленно сватают Беликову Варвару, решив, что она не против такого жениха.
Второстепенные персонажи
Повар Афанасий
Человек лет шестидесяти, постоянно выпивший, немного не в своём уме. Раньше работал денщиком, едва ли он хорошо готовит. Но взять в дом на эту роль женщину Беликов боится: о нём могут дурно подумать.
Мавра
Жена старосты села, в котором заночевали охотники.
Женщина, имеющая привычку днём находиться дома, а по ночам ходить по деревне. Эта странность на фоне полного здоровья удивляет людей. Всю жизнь она прожила в деревне, никогда не видела города, железной дороги. При этом односельчане считают её неглупой женщиной.
Заключение
Центральный образ — Беликов — нечто немыслимо странное, пустое, ограниченное, для таких людей сама жизнь неестественна и страшна. Всё существование Беликова — гипербола с отрицательным знаком. Важнейшая мысль рассказа: не давайте себе погрязнуть в “чехле” сомнений, страхов, предрассудков, не ставьте ограничений себе и окружающим, живите полноценно, с жаждой, с радостью.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Наталья Миллер
12/12
-
Людмила Скакалкина
12/12
-
Вероника Гвоздкова
12/12
-
Андрей Мазаев
10/12
-
Зинаида Демешкина
11/12
-
Анна Скетч
11/12
-
Lol Lol
11/12
-
Женя Комарова
12/12
-
Наталья Садовская
10/12
-
Мехринисо Каландарова
11/12
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Характеристики героев / Чехов А.П. / Крыжовник / Иван Иваныч Чимша-Гималайский
Иван Иваныч Чимша-Гималайский
Чимша-Гималайский Иван Иваныч — ветеринарный врач, дворянин, персонаж также рассказов «Человек в футляре» (здесь дается его портрет: «высокий, худощавый старик с длинными усами», а также сообщается, что живет он на конском заводе около города) и «О любви». В «Крыжовнике» он выступает в роли рассказчика, повествующего о своем брате Николае Ивановиче, мечтой которого стало приобретение усадьбы и крыжовник в саду. Его можно считать резонером, выражающим близкие автору мысли. И. И. удивляется духовной узости своего брата, несмотря на любовь к нему, потому что, по его мнению, «уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». И. И. считает, что сытость и праздность «развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», и видит это на собственном брате, добившемся наконец исполнения своей мечты. В уста героя Чехов вкладывает слова, ставшие афоризмом: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». И. И. обращает острие критики и против самого себя, находя и в себе те же недостатки — самодовольство, филистерство, склонность поучать, «как жить, как . веровать, как управлять народом». Он сокрушается, что немолод и уже не годится для борьбы. Выражая протест против современного социально-нравственного состояния общества, И. И. говорит: «Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать». С жилкой, просящею улыбкой, как будто просит лично для себя, он призывает более молодого помещика Алехина делать добро.
Добавил: 77793
/ Характеристики героев / Чехов А.П. / Крыжовник / Иван Иваныч Чимша-Гималайский
Смотрите также по
произведению «Крыжовник»:
- Сочинения
- Краткое содержание
- Полное содержание
Крыжовник | |
Жанр | рассказ |
Автор | Антон Павлович Чехов |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1898 |
Дата первой публикации | 1898 |
Текст произведения в Викитеке | |
Цитаты в Викицитатнике |
«Крыжо́вник»
— рассказ Антона Павловича Чехова, опубликованный в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Рассказ входит в «Маленькую трилогию», состоящую из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»[1]. В рассказе говорится о человеке, который всю свою жизнь подчинил материальной идее — желанию иметь усадьбу с кустами крыжовника.
История создания
Впервые рассказ «Крыжовник» был напечатан в августовском номере журнала «Русская мысль» 1898 года. Рассказы «Крыжовник» и «О любви», продолжавшие «маленькую трилогию», начатую рассказом «Человек в футляре», были созданы Чеховым в Мелихове в июле 1898 года.
Известный юрист Анатолий Кони рассказал Льву Николаевичу Толстому историю петербургского чиновника, который откладывал сбережения для того, чтобы сшить парадный мундир с золотыми вышивками. Костюм сшили, но ни одного бала и приёма в ближайшее время не намечалось. Мундир убрали, а осенью оказалось, что от нафталина золото потускнело. Спустя полгода чиновник скончался, и мундир впервые был надет только на его труп. Первоначальный замысел «Крыжовника» напоминает историю петербургского чиновника, которую Чехов мог знать от самого Кони или же со слов Толстого. Только вместо мундира главный герой рассказа мечтает о поместье с кустами крыжовника.
Первый набросок «Крыжовника» в записках Чехова выглядит так:
Заглавие: Крыжовник Х служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги. Мечта: женится, купит имение, будет спать на солнышке… Есть свои щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Уже он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях, десятинах, рощах, реках, прудах, мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде. Обходит свой сад и чувствует, что чего-то не достаёт. Останавливается на мысли, что не достаёт крыжовника, посылает в питомник. Через два-три года у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел равнодушно…[2]
«Крыжовник» был высоко оценён некоторыми критиками, Немирович-Данченко находил, что в нём есть очень хорошие мысли[3]. В письме Чехову он о.
Наталия Душина писала автору: «Когда я прочла „Крыжовник“, мне жутко стало и жалко его, бесконечно жалко бедного, одинокого, черствого душой человека. „Любовь“ тоже пережила я вместе с теми, которые были так близки душой друг к другу, а с виду должны были казаться чужими. И страшно то, что жить всё ж таки надо было и жизнь шла своим обычным ходом и даже разлука пережилась, и пришлось дальше жить, те же занятия пошли, те же мелочи, а сознание, что нет любимого человека, наполняло душу, и казалось, жить нельзя, а жилось».
Н. Н. Гусев присылал из ссылки Л. Н. Толстому выдержку из рассказа «Крыжовник»: «Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом». Толстой в письме писал Гусеву: «Как хороша Ваша выписка из Чехова! Она просится в „Круг чтения“».
При жизни Чехова рассказ переводился на болгарский, немецкий и сербскохорватский языки.
Настоящий помещик
Брат сразу замечает изменения Николая Ивановича. Он пытается описать счастливого человека, но у него это выходит плохо. За каждой фразой встает философская проблема, безнравственность и бездушие. Заветная мечта достигнута, стремиться больше не к чему. Такая позиция пугает, приводит в тупик. Мечта должна завершаться новым желанием, а не приводить к опустошению человека. Чехов приводит в тексте строчки из стихов А. С. Пушкина: «…тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Кажется, что автор ищет поддержку у великого классика. Обман возвышает, но где это в рассказе «Крыжовник». Здесь все идет на снижение образа, хотя у помещика появляются собственные суждения, самомнение и уверенность, что он настоящий потомственный дворянин, которого любит народ. Полведра водки для прислуги – и уважение уже в кармане. За каждым своим поступком помещик видит добрые дела. Николай Иванович из кроткого чиновника преображается в министра, с высказываниями которого нельзя спорить.
Читателя пытаются натолкнуть на мысль, которая ужасает. Чимша-Гималайский не одинок. Таких, как он, очень много. Они не видит ничего и никого вокруг себя. Все в их жизни благополучно и безмятежно. Они горды тем, что смогли добиться своих целей. Нет смысла разбирать, какими путями, главное – итог. Брат дает этому результату название – «общий гипноз».
В определении подсказка для читателя – счастье не истинно. Оно иллюзорно, не вечно и не реально. Судьба сыграет со счастливыми, как Николай Иванович, злую шутку, «…рано или поздно покажет…свои когти». Рядом с такими людьми не будет близких и друзей. Никто не услышит их жалоб, не протянет руку помощи, потому что они не заслужили доброго отношения.
Характер людей меняется в течение жизни, человек развивается и становится умнее, опытнее, мудрее. Но бывает и другое развитие. Тогда человек деградирует, опускается, теряет свои природные черты.
Чтобы написать сочинение «Николай Иванович Чимша-Гималайский», придется дать характеристику именно такого изменения характера персонажа.
Сюжет
Иван Иваныч и Буркин идут по полю возле села Мироносицкое и решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алёхину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алёхин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алёхин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.
Детство братья провели на воле, в имении отца, который выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца у них отсудили именье за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате и мечтал купить себе маленькую усадебку и ни о чём другом просто не мог думать. Он всё время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги её положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и умерла, а Николай купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами. Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.
При виде этого счастливого человека Иваном Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».
Ни Буркин, ни Алёхин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Им было скучно слушать про чиновника, который ел в своем имении крыжовник. Вместо этого они с удовольствием бы поговорили об изящных людях или о женщинах — об этом им напоминала вся обстановка в доме и снующая мимо них красивая горничная Пелагея. Алёхин не вникает, справедливы ли слова Ивана Иваныча. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имело к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать[4][5].
Мечтающий чиновник
Скромный трудяга, старательно корпеющий над непонятными бумагами, в рассказе Ивана Ивановича сначала имеет эпитет добрый. Характеристика Николая Ивановича («Крыжовник») в начале истории – робкий, кроткий, бедный и мягкий юноша. Он боится всех и всего вокруг себя. Даже иметь свой взгляд на вещи для него невозможно. Чиновник сидит в казенных палатах с 19 лет. Это возраст, когда еще не должно быть страха. Юноши в этот период ищут себя, обретают друзей, любовь. У Николая все по-другому. Он не описан в книге веселым, жизнерадостным молодым человеком. Судьбе сложно позавидовать. Парень недоедает, недопивает, ограничивает себя в покупках, даже в одежде. Одно занятие занимает всю его жизнь – он копит на мечту.
Денег не хватает, тогда уже 40-летний мужчина находит другой способ. Он женится. Доброта уже не является частью его характера. Это тиран и деспот, лишающий жену еды и привычных жизненных правил. Супруга не выдерживает и умирает. Автору не приходится посвящать ей большое количество строк. Несколько фраз – и все становится понятно. Мужчина использовал женщину для своей цели и выбросил как ненужный предмет. Нет огорчения или чувства вины, есть только цель, к которой идет постепенно разлагающийся чиновник. Рассказчик пытается смягчить впечатление. Он называет брата чудаком, но сложно согласиться с ним в этом. Вдовец не чудак, он страшен, глуповат и напоминает грубое грязное животное – свинью.
Примечания
- В. И. Кулешов.
МАЛЕНЬКАЯ ТРИЛОГИЯ («Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» А. П. Чехова) (рус.). Дата обращения 27 июня 2012. Архивировано 24 сентября 2012 года. - Примечания. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах
- Чехов. Рассказы. Примечания.
- Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
- Краткое содержание рассказа Чехова «Крыжовник»
Лекториум
Задания 4.1., 4.2.
ПЛАН
СОБСТВЕННО РАССКАЗ
Мечта
«Мечта: жениться, купить имение, будет спать на солнышке, пить на зеленой травке, есть свои щи».
Обывательская мечта, простая и обыкновенная.
Тоска по деревне вылилась в мечту — «купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера».
Все дальнейшие планы о лавочке, щах, любованиями полем и лесом и проч. являются дополнительными, которые сами по себе складываются при осуществлении мечты: покупки усадьбы.
Создается некий поэтический и благородный образ. Уважение к своим корням. Тоска по родным местам. Желание воссоединиться с той прежней деревенской жизнью.
Добыча денег
«Служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги».
«Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк. Страшно жадничал…»
Мораль: «Уж коли задался человек идеей, то ничего не поделаешь».
«Потом, слышу, женился. Всё с той же целью, чтобы купить себе усадьбу с крыжовником, он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у неё водились деньжонки. Он и с ней тоже жил скупо, держал её впроголодь, а деньги её положил в банк на своё имя… стала чахнуть от такой жизни да года через три взяла и отдала богу душу. И конечно брат мой ни одной минуты не подумал, что он виноват в её смерти».
Мораль:«Деньги, как водка, делают человека чудаком».
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ МЕЧТЫ
Деньги меняют человека: у него появляется такое качество, как жадность, даже скупердяйничество. Но не говорится о том, что из-за эго-мечты страдает кто-то еще. Только он сам.
Благородный образ светлой мечты потухает. Появляется мечта наполненная корыстью, жадностью, эгоизмом, жестокостью.
Герой переступит через любого, чтобы получить желаемое.
Усадьба — это всего лишь один из образов, созданный для того, чтобы передать проблему общества. Здесь может подразумеваться и карьеризм. Для достижения своей цели люди шагают по головам своих знакомых, друзей, врагов.
Приближение к мечте
«Прошло 25, 40, 45 лет. Уж он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях десятинах, о рощах, о мельницах».
«Сельскохозяйственные книжки и всякие эти советы в календарях составляли его радость, любимую духовную пищу; он любил читать и газеты, но читал в них одни только объявления о том, что продаются столько-то десятин пашни и луга с усадьбой, рекой, садом, мельницей, с проточными прудами… Ни одной усадьбы, ни одного поэтического угла он не мог себе представить без того, чтобы там не было крыжовника».
«Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он всё читал объявления в газетах и копил».
Герой женился. Всё идет согласно плану.
Осуществление мечты
«Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде.
Обходит свой сад и чувствует, что чего-то не достает. Останавливается на мысли, что не достает крыжовника, посылает в питомник».
Ему хватило на маленькое имение, в котором есть сад, но нет главного героя — крыжовника. Но эту проблему герой решает.
«После смерти жены, — продолжал Иван Иваныч, подумав полминуты, — брат мой стал высматривать себе имение. Конечно, хоть пять лет высматривай, но всё же в конце концов ошибёшься и купишь совсем не то, о чём мечтал. Брат Николай через комиссионера, с переводом долга, купил сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую — костопальный. Но мой Николай Иваныч мало печалился; он выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком».
Купил «приличное имение», скажем так «на широкую ногу». Но это псевдоимение. Какой парк в усадьбе без фруктовых деревьев? Как может быть вода в реке цвета кофе?
Этот цвет может олицетворять ту гниль, которая заполонила сердце Николая Ивановича в период его накоплений. Или же это цвет «от людей», которые погибли в его реке эгоизма, вытекающей из его души.
Это псевдоимение, если рассматривать имение как усадьбу.
Это псевдоимение, если рассматривать имение как иметь что-то. По сути, он ничего не имеет, только своего рода «коробку», а внутри-то пусто! Но он начинает ее заполнять. В первую очередь крыжовником, решением проблем с заводами и проч..
ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ КРЫЖОВНИК?
Крыжовник — это плод человеческой деятельности. Над самим собой. По отношению к другим. Это плод изменений человека в минус-сторону. Смотришь, красивый пузатенький, прозрачный зеленый плод. Кажется, что ты видишь его насквозь, и он тем самым вызывает доверие. Но стоит «заиметь с ним дело», как понимаешь, что кожура толстовата, внутри кисловато. Какая гадость!
Так происходит с людьми, которые некогда были добрыми и кроткими, как герой рассказа, небольших чинов, но, получив власть, деньги, многие из них теряют человеческое обличие. Снаружи круглый миловидный плод, а внутри река цвета кофе. Они радуются получившимся плодам своей деятельности, не обращая внимание на то, что они могли послужить причиной чьих-то несчастий. Николай Иванович не смутился гибелью своей жены, он прошелся по ее голове для достижения цели. Такие крыжовники забывают, что некогда они были простыми людьми.
Автор показывает два вида грязи: внешнюю, которая смывается мылом в бане, и внутреннюю, которая не смоется после тяжб к заводам.
Проживание в усадьбе. судьба героя
«Через 2-3 года, когда у него рак желудка и подходит смерть, ему на тарелке подают его крыжовник».
Крыжовник как символ «за что боролся, на то и напоролся».
«В прошлом году я поехал к нему проведать… Везде канавы, заборы, изгороди, понасажены рядами ёлки… Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд, — того и гляди, хрюкнет в одеяло».
«Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин. Он уж обжился тут, привык и вошёл во вкус; кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие»».
Жадность и хождение по головам дали свои плоды: герой теперь хорошо кушает и сам управляет людьми.
Итог сего рассказа
«Он поглядел равнодушно. /Глядя на тарелку с крыжовником: вот, что дала мне в конце концов жизнь/».
Герой приходит к философским размышлениям о прожитой жизни, видит и осознает итог своих действий.
«И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. А какие добрые дела? Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно. Ах, эти ужасные полведра! Сегодня толстый помещик тащит мужиков к земскому начальнику за потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат ура, и пьяные кланяются ему в ноги».
Мораль: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое».
Подтверждение: «Николай Иваныч, который когда-то в казённой палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды, теперь говорил одни только истины, и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы»… Он раз двадцать повторил: «мы, дворяне», «я, как дворянин»; очевидно, уже не помнил, что дед наш был мужик, а отец — солдат. Даже наша фамилия Чимша-Гималайский, в сущности несообразная, казалась ему теперь звучной, знатной и очень приятной».
Герой ничего не осознает. Мораль выведенная рассказчиком поясняет положение героя.
Что нужно человеку для счастливой жизни?
Встреча с братом заставила Ивана Иваныча по-новому взглянуть на то, как живет он сам и окружающие его люди. А еще признать, что и ему порой были свойственны аналогичные желания, губящие душу. Именно на этом акцентирует внимание А. П. Чехов.
Крыжовник в его рассказе приобретает новое значение — он становится символом ограниченного существования. И в то время как один наслаждается счастьем, множество людей вокруг него страдают и погибают в нищете и бездушии. Спасение от всеобщей духовной гибели Иван Иваныч, а вместе с ним и автор, видит в некоей силе, которая в нужное время будет, подобно молоточку, напоминать счастливому человеку, что не все так прекрасно в мире и в любую минуту может наступить момент, когда понадобится помощь. Вот только оказать ее будет некому и винить в этом придется только себя. К таким не очень веселым, но довольно важным мыслям подводит читателей А. П. Чехов.
Чимша-Гималайский Николай Иваныч — характеристика литературного героя
Чимша-Гималайский Николай Иваныч — главный герой, дворянин, чиновник, затем помещик. О нем учителю гимназии Буркину и помещику Алехину рассказывает его брат — ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Заветной мечтой героя, человека кроткого и доброго, становится приобретение «маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера». Н. И., «сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым
часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Деревенская жизнь представляется ему идеалом, непременным атрибутом которого становится крыжовник. Герой отказывает себе во всем, недоедает, одевается словно нищий и копит деньги на имение. Женится он также по расчету — на вдове, у которой есть деньги. После ее смерти, в которой виноват отчасти и он из-за своей скаредности, герой покупает имение, сажает двадцать кустов крыжовника и превращается в настоящего барина. Н. И. много ест, полнеет и очень обижается, когда мужики не называют его «ваше высокоблагородие». У него появляется чрезвычайное самомнение. Если раньше в казенной палате он боялся иметь собственные взгляды даже для себя лично, то теперь изрекает одни истины, «и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы». Рассказчик становится свидетелем торжества героя, когда за ужином кухарка подает им к столу полную тарелку крыжовнику, собранного в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. «.Он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку и сказал: — Как вкусно!» Рассказчик подытоживает: «Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой».
Деградация главного героя
Анализ «Крыжовника» Чехова — это попытка понять, почему постепенно, параллельно с достижением цели, черствела душа Николая Ивановича. Его нисколько не мучили угрызения совести за смерть жены — он практически заморил ее голодом. Герой жил замкнутой, бесполезной жизнью и очень гордился своим дворянским званием — его, например, очень обижало, когда мужики, обращаясь к нему, пропускали «ваше высокоблагородие». Показывая свою барскую милость, он раз в год, на свои именины, приказывал «выносить полведра» и был уверен, что так непременно должно было быть. Он не замечал, что все вокруг запущено, собака и та была похожа больше на свинью. Да и сам Чимша-Гималайский располнел, обрюзг, постарел и, кажется, потерял человеческий облик.
История написания произведения «Крыжовник»
Как-то писателю рассказали о петербургском чиновнике, который все мечтал о мундире, расшитом золотом. Когда наконец он у него появился, оказалось, что пойти в новом наряде некуда: торжественных приемов в ближайшее время не предвиделось. В результате мундир так и не удалось надеть: позолота на нем со временем потускнела, сам чиновник спустя полгода умер. Эта история послужила основой для создания рассказа, вот только мечтой мелкого чиновника становится крыжовник. Рассказ Чехова привлекает внимание читателя к тому, насколько мелочной и бессмысленной может стать жизнь человека в погоне за эгоистическим счастьем.
Содержание
- Иван Иваныч
- Буркин
- Беликов
- Михаил Коваленко
- Варенька Коваленко
Произведение «Человек в футляре» А.П. Чехова содержит противоречивых, разных персонажей, которые вынуждены подстраиваться друг под друга. Если кратко, то герои живут в маленьком городке, поэтому они просто не могут не взаимодействовать друг с другом.
Несмотря на то, что эти люди абсолютно несовместимы, они работают в одной гимназии. Автор своим произведением словно спрашивает читателя: «А нет ли у него подобного футляра».
Сегодня мы дадим характеристики главных персонажей рассказа «Человек в футляре», чтобы лучше понимать происходящее, смысл и проблематику рассказа.
Иван Иваныч
«Внешность у персонажа была заметная. Его выделяли длинные усы.
«Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами».
Именно так описывает своего персонажа А.П. Чехов.
«У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его по всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом».
Окружающие посчитали, что такая фамилия не подходит ветеринарному врачу. И люди решили не использовать ее в своей речи. Вместе с Буркиным Иван Иваныч отправились на природу.
Буркин
Учитель гимназии. Это был лысый мужчина невысокого роста с длинной бородой. Персонаж был своеобразным философом. Он ясно и понятно излагал свои мысли.
Буркин понимал, что все люди разные.
«Что ж тут удивительного! — сказал Буркин. — Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало».
Но он не мог принять их. По его словам. хоронить людей, подобных Беликову, — сродни удовольствию.
Беликов
Беликов выделялся среди остальных жителей небольшого городка.
«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник».
Персонаж хотел абстрагироваться от окружающих. Беликов не принимал никаких изменений. Его это пугало и выбивало из привычной колеи. Учитель греческого языка был сторонником жестких рамок и правил. Для него любые запреты считались нормой.
«Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».
Он боялся всего нового, неизведанного. Любое отклонение приводило героя в ужас. Беликов осуждал людей, в поведении которых был смысл и новизна.
«…у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний».
Беликов выбрал для себя жить в футляре. Только так он мог избегать каких-то проблем, и чувствовал себя в безопасности. Для него это были самые комфортные условия.
Беликов всегда с тревогой покидал свою скорлупу. Делал это он лишь по большой необходимости. И каждый раз переживал, чтобы «чего не произошло». Окружающие не понимали его поступков и поведения. Когда Беликов умер, все вздохнули с облегчением.
Михаил Коваленко
Еще один учитель. Он работал вместе с Беликовым и Буркиным. Персонаж был высокого роста и крепкого телосложения. Разговаривал исключительно громким басом. Герой с неприязнью относится к Беликову. Можно сказать, что он его ненавидит. Он не понимает его поведения.
Коваленко не побоялся высказать в лицо Беликову все, что он о нем думает. Эту правду долгое время скрывали другие коллеги учителя греческого языка. Коваленко не мог безмолвно наблюдать за происходящим. Оставаться в стороне — не в его правилах. Персонаж не смог вытерпеть Беликова у себя в гостях. Он его выгнал, спустив с лестницы.
Варенька Коваленко
Сестра Михаила Коваленко. 30-летняя героиня была возлюбленной учителя греческого языка. Варвара была привлекательна и умна. Веселая девушка радовалась каждому новому дню. У Варвары Саввишны были отличные вокальные способности.
Этим она и очаровала не только коллег, но и Беликова. Главный персонаж даже поставил портрет жизнерадостной хохотушки на свой стол. Сестра и брат никак не могут найти общий язык. Они постоянно ссорятся. Причина всех их конфликтов — общая жилплощадь.
Поэтому коллеги советуют Варваре присмотреться к Беликову. Они наивно полагают, что героине подойдет такой жених. Но девушка не желает себя ограничивать.
На этом разбор основных действующих лиц рассказа «Человек в футляре» Антона Чехова подошел к концу. Остались вопросы или есть предложения? Мы будем рады вашей активности в комментариях.
Характеристики героев
Беликов
Главный герой рассказа Чехова «Человек в футляре», учитель греческого языка в гимназии. О нём нам рассказал его коллега Буркин, который хорошо его знал. Беликов был очень странный человек, он всегда и от всего старался оградиться оболочкой, футляром. В любую погоду он носил галоши, зонтик, тёплое пальто и даже лицо закрывал воротником. Дома он мог спать, только укрывшись с головой одеялом.
Беликов очень боялся нововведений, открытости, громких звуков и многого другого. Он постоянно осуждал любые начинания, как в гимназии, так и в городе, если его не слушали, начинал жаловаться в вышестоящие инстанции. Из-за этого его все боялись и в городе перестали проводить много различных мероприятий, дел и занятий, лишь бы не стать предметом осуждения Беликова.
Однажды, ему понравилось пение Вареньки, сестры нового учителя в гимназии, и все дружно решили женить его на ней. Она была не против, ему тоже эта мысль понравилась. Беликов поставил её портрет у себя дома, начал за ней, по своему, ухаживать. Все помогали им, приглашали их вместе в театр, в гости. Время шло, но он всё тянул с предложением, сомневался в надобности этого действия. Он часто заходил к Буркину, говорил тому про ответственность, боялся, как бы чего не вышло после свадьбы.
На первое мая все учителя, включая Беликова, пошли в рощу. Вдруг их обогнали на велосипедах Коваленки. Увидев Вареньку, крутящую педали, он потерял дар речи и мгновенно вернулся домой. На следующий день он пошёл им выговаривать, как неприлично учителям и женщинам ездить на велосипедах. Михаил Саввич вспылив от его речей, спихнул Беликова с лестницы. Тот, упав, к своему ужасу, увидел Вареньку, которая, не поняв в чём дело, начала хохотать. В шоке он пошёл домой, убрал её фотографию и слёг. А через месяц Беликов умер. В гробу он лежал, вроде даже как счастливый, ведь он получил такой шикарный футляр.
Буркин
Второстепенный персонаж, учитель гимназии, рассказчик истории про Беликова. Он был его коллегой, да ещё жил в одном с ним доме, поэтому хорошо его знал. Вместе с другим охотником Иваном Иванычем, он заночевал в сарае, где и поведал эту историю.
Иван Иваныч Чимша-Гималайский
Второстепенный персонаж, ветеринарный врач, слушатель истории про Беликова. Вместе с другим охотником Буркиным, он заночевал в сарае, где и услышал эту историю. После рассказа Буркина он начал приводить примеры, что они сами часто ведут себя как Беликовы и хотел рассказать свою историю про это, но Буркин отказался, сославшись, что поздно, и они заснули.
Варенька
Второстепенный персонаж, возлюбленная Беликова, сестра Коваленко. Ей было около тридцати лет, она была высокая и стройная девушка. Варенька была родом из украинского хутора, где у неё осталась мать. Любила петь песни, именно этим она и привлекла Беликова. Она была не против, хотя он был не очень хороший вариант, но лет ей было много, да и с братом она постоянно ссорилась. Варенька стала принимать ухаживания Беликова и всё ждала, когда он сделает ей предложение, но однажды его спустил с лестницы её брат, она рассмеялась и нанесла такой моральный ущерб Беликову, что он слёг и через месяц умер.
Коваленко, Михаил Саввич
Второстепенный персонаж, учитель истории и географии, брат Вареньки. Он был молодой, высокого роста, говорил басом, носил вышитую сорочку, что не нравилось Беликову. Михаилу Саввичу было неприятно, что такой тип, как Беликов хочет выйти замуж за его сестру, и когда подвернулся случай, он спустил того с лестницы.
Директорша
Второстепенный персонаж, директор гимназии. Именно она предложила женить Беликова на Вареньке, а также рассказала Михаилу Саввичу, что неплохо бы было выдать его сестру за Беликова.
Прокофий
Эпизодический персонаж, староста, в сарае у которого ночевали охотники Иван Иваныч и Буркин. Имел странную жену Мавру.
Мавра
Эпизодический персонаж, жена старосты Прокофия. Была нормальной, но странной женщиной, так как боялась выходить на люди и сидела за печкой последние 10 лет. Выходила на улицу только ночью. Нигде не была, кроме своей деревни.
Краткое содержание
Однажды двое охотников, ветеринарный врач Иван Иванович и учитель гимназии Буркин, заночевали в одиноком сарае местного старосты Прокофия. Ночью им не спалось, и Буркин рассказал Ивану Ивановичу историю про своего странного коллегу, учителя греческого языка, Беликова.
Тот жил, как бы постоянно окружая себя оболочкой — в любую погоду носил галоши, зонтик, пальто, тёмные очки и даже уши затыкал ватой. Практически все вещи у него были в футляре, и он сам, как бы был человек в футляре. Беликову нравились любые запреты, а вот разрешения он не любил, так как боялся, что из-за этого может что-нибудь произойти.
Несмотря на свой неказистый вид, он серьёзно влиял на политику гимназии. Своим нытьём и вздохами он мог добиться даже исключения из гимназии учеников, которые были шумными или ему не нравились. В городе его также побаивались — не устраивали домашних спектаклей, не помогали бедным, боялись знакомиться и читать книги, духовенство боялось играть при нём в карты, так как не хотели с ним связываться.
В один из дней, к ним, из украинского хутора, приехал новый учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко с сестрой Варенькой. Они были шумные, активные — полная противоположность старым учителям. Варенька умела красиво петь, чем и привлекла к себе Беликова. Он стал странно за ней ухаживать, например, приходил к ним домой и молча сидел. Так как лет ей было много, уже около 30, то она не стала отвергать его. Сам он не торопился делать ей предложение, всё взвешивал за и против, всё боялся после женитьбы попасть в какую-нибудь историю.
Михаил Саввич не любил Беликова, он часто смеялся над ним, а когда ему однажды намекнули, что тот имеет виды на его сестру, то только проворчал, что это не его дело. В один из дней Михаил Саввич отправился на прогулку с сестрой на велосипедах. Беликов, когда увидел их крутящих педали, то его чуть удар не хватил, ведь он был старомодным человеком и считал, что учителям нельзя ездить на велосипедах, а девушкам так и подавно.
Беликов на следующий день пошёл к Михаилу Саввичу и начал его отчитывать за езду на велосипедах. Тот сначала не понимал, что в этом плохого, а потом нагрубил Беликову, после чего тот заявил, что доложит директору об этом. Михаил Саввич, недолго думая, схватил его за шиворот и спустил с лестницы. Когда Беликов поднялся, то увидел хохочущую Вареньку с двумя другими дамами.
Он вернулся домой и слёг от перенесённого позора. Через месяц он умер и получил свой последний футляр — гроб. После смерти Беликова всем жителям города стало как-то легче и радостнее, они вдруг почувствовали какую-то свободу.
Охотники помолчали, и Иван Иванович начал приводить примеры, что они сами часто себя ведут, как этот человек в футляре — терпят ложь, несправедливость, общаются с глупыми людьми, боятся сказать, что они на стороне честных людей и т.д. И делают они всё это ради каких-то денег или чина.
Читайте так же — А. П. Чехов «Человек в футляре»: анализ рассказа
Источник.
Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.