Иван крестьян и чудо юдо найти присказку зачин эпитеты и концовку вид сказки

logo

  • Найдите в сказке Иван — крестьянский сын и чудо-юдо: Положительных и отрицательных героев; присказку; зачин; концовку; постоянные эпитеты; троекратное повторы.

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      callumglass935

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    2 минуты назад

    Тест по русскому языку

  • fizika
    Физика

    2 минуты назад

    Физика, помогите пожалуйста?

  • algebra
    Алгебра

    7 минут назад

    Помогите пожалуйста, с решением

  • algebra
    Алгебра

    7 минут назад

    Алгебра одночлен, любимая тема, помогите

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    7 минут назад

    Иновации синонимы есть кроме нововведения?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    27 минут назад

    Помогите пожалуйста !!!!

    Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0

  • algebra
    Алгебра

    2 часа назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Предмет Литература                                     Учитель:
Куртсеитова Э.С.

Дата:
08.09.2022                                              Класс: 5-Б

Тема:
«Иван
– крестьянский сын и Чудо-Юдо». Особенности сюжета сказки. Волшебная
богатырская сказка героического содержания

Цель
урока:
 

 Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный
текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы.  На этой
основе определять жанровую разновидность сказки.

Задачи:

обучающие:

v   выявление
основной идеи сказки;

v 
формирование
умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;

v 
знание
теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;

v  вырабатывать
умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на
конкретные вопросы, выделять важную информацию.

v  применение
опорных понятий: сказка, сказочный элемент; волшебный сюжет, волшебные
герои;

v  формирование
навыка работы с иллюстрациями;

v  совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по
ролям и художественного пересказа.

развивающие:

v    развивать
речь учащихся;
ввести термины: герой, героический, бдительный

v    активизировать
познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

v   
развивать коммуникативные
и информационные компетентности;

v   
раскрывать творческий потенциал
учащихся.

воспитательные:

v 
создать условия для духовно – нравственного
воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное
наследие нашей Родины;

v  воспитание
интереса к произведениям устного народного творчества, формирование
представлений о подлинных ценностях;

v  воспитание
чувства патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя
Ивана – крестьянского сына.

v 
развивать
интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры
общения;

v    воспитывать культуру связной речи: логичность,  последовательность,
доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер с
мультимедийным устройством; учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия
для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е
изд. – М.:Просвещение, 2011г

ХОД
УРОКА

1.Орг.момент.
«Минута доброты».

1.Психологический
настрой.


Я хочу вам пожелать

Ø      
Активности;

Ø      
Усидчивости;

Ø      
Удачи;

Ø      
Самостоятельности;

Ø      
Хороших
успехов.

-Здравствуйте,
ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я
желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо
поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы
пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

ІІ.
Артикуляционная разминка.

   Детям
на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с
произнесения скороговорки.

1.Четыре
черепашки учились пить из чашки

Чашку
чая заварили на четыре поделили.

2. У Ивашки –
рубашка, у рубашки – кармашки,

Кармашки – у рубашки, рубашка – у
Ивашки

    IІІ.
Актуализация опорных знаний учащихся

1.       E Блиц-перекличка
по результатам домашнего опроса «Найди себе пару»

1. Кто
создаёт фольклорные произведе­ния?

2. Каким
одним словом можно назвать произведения устного на­родного творчества?

3.
Человек, ведущий пове­ствование в сказке.

4. Первая
часть сказки, с которой начинается развитие действия.

5. Как
называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие
описывается несколько раз?

6. Часть
сказки, не связанная с повество­ванием.

7. Как
назы­вается художественное определение, например, «добрый молодец», «красна
девица»?

8. Как
называется приём изо­бражения неживой природы и животных как людей?

9.
Завершение сказки.

(народ,
фольклор, сказитель, зачин, повторы, присказка, постоянные эпитеты,
олицетворение, концовка)

ІV.Знакомство
с темой

На доске эпиграф «Сказка
— ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

-Как вы думаете,
почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?

(Каждая
сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда
проигрывает).

— С какой сказкой
вы познакомились дома?

(Дома
читали сказку «Иван – крестьянский сын и чудо — юдо»).

— Понравилась вам
она?

— Определите, к
какому виду сказок она относится? Докажите.

-Как вы объясните название сказки?

— Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?

— Почему эту сказку называют богатырской и героической?

&
Работа с толковым словарём.

— Что обозначает слово герой? героический?

1.       Герой – это действующее лицо, персонаж художественного
произведения.

2.                      
Герой – человек, совершивший героический поступок.

Героический — мужественный, отважный

— Сколько значений имеет слово герой?

-Кого в сказке мы назовем героем? Почему?

V.Формирование
новых знаний, умений и навыков

1.Анализ текста сказки


Ребята, прочитайте зачин сказки.

-Что вы
узнали?

— Почему
братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

— Кто из братьев собирается на защиту
земли русской в самом начале сказки? Найдите этот эпизод в сказке.

— Как характеризует их принятое решение?

(Они решительные,
смелые, дружные, любя­щие Родину и др.)

-Как
зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

(Только
один имеет имя. Он главный герой).

Терминологическая
работа:

Завязка 
начальный момент в развитии событий, изобра­жённых в художественном
произведении.

 Эпизод
«Страшная весть» — завязка
( запись в тетради)

— Какая картина представилась братьям?

— Чем чудо-юдо
было опасно для земли русской?

-Что укрепляет их
решение биться?

— Как старушка отреагировала на решение
братьев сражаться со злодеем?

(За дело взялись. Значит, не напрасно
покинули они землю родную))

— Подъезжают к реке Смородине, к Калинову
мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного
учащегося
)

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной,
которая разделяет мир живых и мир мёртвых. Мост охраняется
Трёхглавым
Змеем
. Здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы
зла (в лице различных змеев).

— Как ведут себя на чужой стороне братья?
Какое решение принимают?

— Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается
Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться
да приглядываться”)

& Бдительный
— крайне внимательный, неослабный

— Можем ли мы говорить о том,
что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?

-Прочитайте
о первом подвиге героя. «1 бой — это начало развития сюжета».

— Как себя
ведет Иван и чудо-юдо?

-Каким
предстаёт чудо –юдо во время 1 боя? (шес­тиголовый, страшный, сильный,
хвастливый).

— Как ведет себя в дозоре
старший брат?

-Прочитайте
выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.

-Каким
предстаёт чудо –юдо во время 2 боя? (де­вятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее,
хваст­ливый).

— Как ведет средний брат?

«2 бой
– завязка».


Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отлича­ется от первых двух?
Сопос­тавьте поведение Ивана и чуда-юда.

(две­надцатиголовый, самый
сильный, самый страш­ный, хвастливый)

— Какой
бой оказался самым трудным? Почему?

(Самым
трудным оказался 3 бой. Чудо-юдо ока­зался самым сильным и страшным. Силы Ивана
истощились после двух боёв. Иван мог погиб­нуть. А братья так и не помогали.
Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость,
смелость, стойкость глав­ного героя, который побеждает).

Терминологическая
работа:

& Кульминация
– высшее
напря­жение действия в художест­венном произведении.

«3 бой – кульминация»

— Почему же Иван берет всю
ответственность на себя?

(Иван понял бесполезность
участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)

-В чём отличие Ивана-кре­стьянского
сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты.

(В отличие от чуда-юда Иван – крестьянский сын ведёт
справедливый бой, защищая родную землю, врага упрекает за по­хвальбу, речь его
пестрит пословицами и пого­ворками, что сближает его с народом, защищая который
он пришёл биться.

Во всех боях противопоставляются скромность и
хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не
хвастлив, не болт­лив, речь спокойна, полна человеческого досто­инства)

-Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних
эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана. (Иван не только смелый и
мужественный, но и наход­чивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдо­вых жён).

Данный
эпизод яв­ляется последним в развитии сюжета сказки, и вводит поня­тие
развязки.

Терминологическая
работа:

& Развязка – заключительный
момент в развитии действия художественного произведе­ния.

«Столкновение
с чудо-юдовым племенем»- развязка.

-Чем
закончилась сказка?

(Герои
возвращаются домой к мирному сель­скому труду).

-Какова
основная мысль или идея сказки «Иван-крестьян­ский сын и чудо-юдо»? Чему учит
сказка?

(Герои
победили, но подвиг Ивана — это освобо­ждение родной земли, всего народа. Это
добро не только для себя. Победило добро для всех).


Подберите пословицы, которые соответствуют основной мысли сказки, и запишите
их.

За край
родной иди бесстрашно в бой.

За Русь
иди вперёд, не трусь.

Смело иди
в бой – Родина за тобой.

Враг хотел
пировать, а пришлось горевать.

Жизни не
пощадим, а врага разгромим.

Кому
Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.

Придёшь
незваным, уйдёшь драным.

VI.
Обобщение

Работа по группам:

— Прочитайте, как описывается появление
чуда о шести, девяти, двенадцати головах

(Каждый раз образ чуда-юда становится
страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались,
а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны
ветры завыли”)

— Как ведет себя при каждой встрече с
чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

— Какие черты Ивана – крестьянского сына
раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Сначала Иван –
крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и упорство,
мужество и бесстрашие;

после
побед
 он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его
во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к
змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о
замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, — гласит народная
мудрость.)

— Проследите по тексту, как
называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки?

(В начале сказки братья
называют младшего Иванушкой, старушка в деревне говорит братьям “Добры
молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В середине сказки
сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном.
Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение
“Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и
отчеству.

VI.
Подведение итогов урока.

— Какую сказку читали на уроке? Кто автор?

— Какой раздел учебника открывает эта сказка?

— За какое же доброе дело боролся Иван – крестьянский
сын?

VII.
Домашнее задание
 

Составить рассказ
об Иване – крестьянском сыне.

Можно использовать
план:

·        
Место
Ивана в крестьянской семье.

·        
Его
отношение с родителями и братьями.

·        
Поведение
Ивана в поединках с чудо-юдом.

·        
Главные
черты его характера

·        
Отражение
в образе Ивана народных представлений о добре и зле.

VIII.
Рефлексия.

1.На
уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно
/ пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Сказка
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» отвечает всем требованиям героической
волшебной сказки. В ней есть зачин, есть развитие сюжета, есть счастливая
концовка.

Есть
в ней волшебные превращения, существа, предметы… И, конечно, в героической
сказке должны быть герои.

Давайте
же посмотрим на героев этой сказки!

Главный
герой – это Иван-крестьянский сын.

Он не
только силён и отважен, но также решителен, умён, ловок. Иван умеет видеть
опасность реальную и предвидеть возможную. Побеждает он не только силой и
умением, но и хитростью

Иван
– образец русского богатыря. Он не сидит без дела в мирное время, а в час беды
все силы отдаёт на борьбу с напастью. Он суров с врагами и незлобив с обычными
людьми. Иван не осуждает братьев за их лень и беспечность, а просто всё делает
сам.

Положительными
героями сказки являются также братья Ивана.

Но
это уже люди совсем другого склада. Братья – недалёкие, ленивые, самолюбивые.
Они настолько уверены в себе, что сначала даже не хотят брать Ивана с собой.

Беспечность
братьев поразительна. Они не только проспали «своих» змеев, но из-за них едва
не погиб и сам Иван.

Братья
ругают Ивана даже после того, как он дважды уничтожил смертельные ловушки. Они
совершенно не чувствуют себя виноватыми перед младшим братом.

Но
когда они прибегают на помощь брату, то сила их оказывается в сражении решающей:
последнего змея братья одолевают втроём.

К
положительным героям относятся также родители братьев и старушка,
приютившая их на ночь в своём доме. Они являют собой именно тот народ, который
добрые молодцы и хотят защитить. А старушка ещё как свидетель злодейств чудища
поощряет братьев на бой.

Говоря
о братьях Ивана, мы отметили несхожесть их характеров с характером младшего
брата. Но при всех своих недостатках они всё же положительные герои. Они
покинули родной дом, чтобы спасти родину от опасности, они помогают Ивану в
трудную минуту.

А
недостатки их для того и описывает сказка, чтобы дать «добрым молодцам урок».

– Вот
интересно, – заметил Костя. – В сказке «Царевна-лягушка» главные герои – люди
знатные. Царевич, Василиса, Царь… но получается, что волшебная сказка может
рассказывать и о подвигах простых людей?


Верно, – кивнул дедушка. – В этой волшебной героической сказке действуют
обычные крестьяне. Так тоже бывает.

С кем
же сражаются наши герои?

Ивану
и его братьям противостоят чудища, их мать и их жёны.

Обратим
внимание: в сказках враг всегда назван «поганым». Этим
подчёркивалось, что захватчики были иных верований и иной культуры, не
признавали никаких правил поведения. Старики и дети становились их добычей,
потому что легче было с ними справиться. Таковы и чудища сказки «Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо».

Мы
уже говорили, что каждое следующее чудище было страшнее и сильнее предыдущего.
Больше становится голов, больше ловкости в бою, меньше уязвимости: у последнего
чудовища животворящий огненный палец. С первым Иван справился сравнительно
легко. Со вторым ему уже пришлось применить хитрость. А третье чудо-юдо
погубило бы богатыря при всей его отваге и силе, если бы не братья.

Этот
общий бой и общая победа в сказке описаны не зря. Героические сказки
создавались в те времена, когда раздоры между князьями дробили силы русского
войска. Врага приходилось встречать одному или двум-трём княжествам. А враг

шёл
единым огромным войском. И победить его можно было только сообща.

Казалось
бы, после победы можно отдыхать, праздновать и вообще расслабиться. Но это
далеко не так. Никогда у настоящих богатырей, искренне любящих свою родину, не
было покоя. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» показывает это в полной
мере. Побеждены змеи, но остались змеихи. И опасность едва ли стала меньше.

Зло
открытое и зло тайное – что страшнее? Змеи-чудища шли напролом, грозной силой
оружия. Змеихи используют колдовство и готовы погубить исподволь, соблазнив
приятной приманкой. Но планы-то одинаковы: погубить богатырей.

Сказка
учит своих читателей, что даже после боя нужно всё равно быть осторожным и не
поддаваться на вражеские хитрости. Враг хитёр и коварен. Самые заманчивые вещи
могут выглядеть вполне правдоподобно, но быть ловушками и нести гибель. Откуда
в колодце посреди степи серебряный ковшик? Почему растёт одна, без сада, яблоня
с румяными яблочками?

Тут
явно какое-то волшебство!

А волшебства в
этой сказке – действительно предостаточно. Давайте вспомним несколько моментов…

Братья
спят во время боя Ивана с чудищами и ничего не слышат.

Рукавицы
и шапка – пусть себе даже латные – способны избу разрушить.

Огненный
палец змея приставляет на место отрубленные головы.

Змеихи
превращаются по своему желанию в любой предмет.

Змеиха
пролизывает 12 железных дверей.

Братья
свободно бросают в змеиху по пуду соли (а ведь пуд – это около 16 килограммов).
Соль братья достают из заплечных котомок.

– Это
похоже на очень фантастику или фэнтези! – с горящими глазами заметил Костя. –
Во многих современных книгах и фильмах тоже есть чудовища, герои, магия…

– И
корни всего этого уходят в волшебную сказку, – улыбнулся дедушка. – Ведь именно
на основе волшебной сказки и появились эти жанры!


Пожалуй, перечитаю-ка я волшебные сказки на досуге, – решил Костя.

Что
же мы должны сегодня запомнить?

Волшебные
сказки, в которых герои сражаются за родную землю с какой бы то ни было
напастью, называются волшебными героическими сказками.

Волшебные
героические сказки – опоэтизированная история нашей страны.

В
сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» есть все элементы волшебной сказки.

В
этой сказке есть волшебные предметы, превращения и чудеса, волшебные животные и
колдуны.

Тезаурус

Сказка 
устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового
содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и
поучительных целях.

Присказка —
шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные
с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.

Зачин 
устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для
описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того,
чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.

Постоянные
эпитеты
 — красочное определение, неразрывно сочетающееся с
определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое
выражение.

Сказочные
формулы
 — устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы,
которые используются в фольклорных сказках.

Троичность –
художественный прием, который характерен для повествования в фольклорных
произведениях и заключающийся в трехкратном повторении действия.

Концовка –
устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных
сказках и былинах.

Список
литературы

Теоретический
материал для самостоятельного изучения

Богатырские
сказки являются одной из разновидностей сказок волшебных.

В
богатырских сказках главный герой – мифологизированный персонаж, обладающий
исполинской силой, иначе говоря — Богатырь. Он всегда получает к своему имени
прозвище, согласно его происхождению или какой-то отличительной особенности –
Иван-царевич, Иван – крестьянский сын, Иван-сирота, Иван-дурак, Иван вдовий
сын, Иван медвежье ушко, и так далее.

В
отличие от былинных богатырей, герой богатырской сказки, не служит князю, не является,
как бы мы сейчас сказали, профессиональным воином, он мирный труженик.

В
богатырской сказке присутствуют все элементы волшебной сказки:

Зачин
богатырской сказки – наиболее самобытный элемент сюжета: он изобилует бытовыми
картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются
обычные бытовые сведения о герое: «В некотором царстве, в некотором государстве
жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка.
Жили они — не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали…»
Обращает на себя внимание то, что только младший из братьев имеет имя. Таким
образом, читатель сразу обращает внимание на героя, этот персонаж выделен среди
безымянных братьев.

Крестьянские
сыновья сами принимают решение отправиться на бой с врагом, который разоряет
русскую землю.

Вместо
традиционной, для волшебной сказки, встречи с Бабой Ягой в избушке на курьих
ножках, герои ведут беседу со старухой, которая и рассказывает им о бесчинствах
Чуда-юда.

И
вот братья у реки Смородины, у Калинова моста. Это место и в богатырских
сказках, и в русских былинах является некой границей, за которой начинается
царство темной силы. Именно из-за реки прибывает Чудо-юдо. Чёрный пёс и чёрный
ворон на плече чудища указывают на то, что перед нами герой-злодей: «Выехал он
на середину Калинова моста — конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече
встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился».

Беду,
которую он несет земле русской, подчёркивает тревожное состояние природы:
«…сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на
дубах орлы закричали».

Три
ночи бьется Иван крестьянский сын у Калинова моста, и каждую ночь на три головы
больше у его врага. Таким образом, приём троичности подводит сюжет сказки к
кульминации – наивысшему напряжению действия. И кульминацией будет третий,
самый трудный бой Ивана.

У
последнего чудища появляется волшебная способность: при помощи огненного пальца
он приживляет свои отрубленные головы: «Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул
по ним своим огненным пальцем — и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не
падали».

Трижды
срубает головы ему Иван крестьянский сын, трижды зовёт братьев на помощь – но,
как и подобает настоящему богатырю, сокрушает врага сам.

Особе
место в сказке играет – «помощник» — богатырский конь Ивана – он рвётся на
помощь богатырю: Иванов конь громко ржет да с цепей рвётся. Конь старается
помочь своему хозяину в бою: «Иванов конь прибежал, начал бить Чудо-юдо
копытами. Засвистел Чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать… А Иван –
крестьянский сын тем временем вылез из земли, приловчился и отсек Чуду-юду
огненный палец».

После
гибели чудища от руки Ивана действие сказки не заканчивается, а словно начинает
новый цикл. Теперь Ивану предстоит победить жён и мать чудищ. Злодейки
оборачиваются тремя предметами: колодцем, яблоней и ковром, но все их хитрости
знает наперед Иван крестьянский сын и спасает себя и братьев.

Спасаясь
от змеихи, Иван с братьями использует не столько силу богатырскую, сколько
смекалку: «Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по
пуду соли и бросили змеихе в пасть». Но окончательно побеждает врага все-таки
силой: «поднял змеиху да со всего размаху ударил её о сыру землю. Рассыпалась
она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял».

Героев
ждет возвращение домой. Свойственная волшебной сказке концовка «Стали жить да
поживать и добра наживать» трансформируется в этой сказке в формулу:
«стали
они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать». Так богатырь Иван становится
вновь обычным крестьянином, возвращается к повседневному труду, к обычной
жизни.

В
сказке неслучайно подчеркивается крестьянской происхождение героя. В этом –
вера народа в свои силы, в героический потенциал простого человека, в его
храбрость смекалку, силу, которую дает любовь к родной земле.

Теоретический
материал для углубленного изучения

Академик
Борис Александрович Рыбаков считал, что «языческая романтика придавала особую
красочность русской народной культуре. Все богатырские волшебные сказки оказываются
фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса». Таким образом,
можно предполагать, что, несмотря на существенные отличия сказок от былин, и в
сказках есть некая историческая основа, канва, которая помогает расшифровывать
исследователям долитературное прошлое русского народа. И хотя в отличие от
былинных богатырей – сказочные добрые молодцы не служат конкретной исторической
личности, например, князю киевскому, но посыл для подвигов у них тот же –
спасти от врага родную землю.

Примеры
заданий из Тренировочного модуля

Выбор
элемента из выпадающего списка

Из
предложенных вариантов выберите верный для подстановки на место пропуска:

«Разнеслась
вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается Чудо-юдо поганое на их
землю напасть, всех людей истребить, все города-села _________».

Варианты
ответов:

Разорить

Огнем
спалить

Осадить

Задание
опирается на сюжет изученной сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо».
Читаем фрагмент текста и рассматриваем предложенный список вариантов.
Вспоминаем, что одним из основных свойств чудища была его способность дышать
огнем, и выбираем вариант «Огнем спалить».

Правильный
ответ:

Огнем
спалить

Установление
соответствий между элементами двух множеств

Определите
элемент сюжета сказки

Текст:

после
того давай рубить ему головы – сшиб все до единой…

В
некотором царстве, в некотором государстве…

И
стали они жить, да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять.

Элемент
сказки:

Кульминация

Зачин

Концовка

Правильный
вариант:

после
того давай рубить ему головы – сшиб все до единой…

Кульминация

В
некотором царстве, в некотором государстве…

Зачин

И
стали они жить, да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять.

Концовка

Задание
опирается на изучаемый в течение нескольких уроков теоретический материал.
Предложенные в задание элементы сюжета сказки характеризовались как в ходе
урока, так и рассматривались в тезаурусе. Вспоминаем, что устойчивая формула,
открывающая многие сказочные сюжеты, звучит как «В некотором царстве, в некотором
государстве… » и является зачином. Концовка является окончанием сказочного
сюжета, и ей соответствует фрагмент «И стали они жить, да поживать, поле
пахать, рожь да пшеницу сеять». Кульминацией, как неоднократно повторялось на
уроках, является момент наивысшего напряжения противоборствующих сил. Для
кульминации выбираем фрагмент сказки: «после того давай рубить ему головы –
сшиб все до единой…» и, таким образом, устанавливаем соответствие между
элементами.

Знания.нет

Войти

Зарегистрироваться

Войти

Зарегистрироваться

  • Все предметы

  • Математика

  • Литература

  • Алгебра

  • Русский язык

  • Геометрия

  • Английский язык

  • Химия

  • Физика

  • Биология

  • Другие предметы

  • История

  • Обществознание

  • Окружающий мир

  • География

  • Українська мова

  • Информатика

  • Українська література

  • Қазақ тiлi

  • Экономика

  • Музыка

  • Право

  • Беларуская мова

  • Французский язык

  • Немецкий язык

  • МХК

  • ОБЖ

  • Психология

  • Оʻzbek tili

  • Кыргыз тили

  • Астрономия

  • Физкультура и спорт

  • Литература

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Найдите в сказке Иван — крестьянский сын и чудо-юдо: Положительных и отрицательных героев; присказку; зачин; концовку; постоянные эпитеты; троекратное повторы.


Олька110
7 лет назад

Ответ

Ответ дан

petrAhastasia1

дед баба иван 2 старших брата чудо юдо поганое

Ответы и объяснения

  • Олька110

Не тот ответ, который тебе нужен?

Найди нужный

По всем вопросам пишите на — [email protected]

­Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?

В названии сказки мы видим противоборствующие стороны: Ивана-крестьянского сына и чудо-юдо. Против чуда-юда собрались выступить три брата, но на самом деле сражался только младший Иван.  Чудо-юдо в названии дано в единственном числе (обобщенное зло), хотя на самом деле были три разных чудовища.

Чем занимались старик и старуха – родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

Старик и старуха были крестьянами, занимались земледелием. Когда пришло известие, что скоро появится на их земле чудо-юдо и погубит всех людей, старики опечалились, и старшие сыновья приняли решение уехать из дома и сразиться с врагом. Младший Иван не захотел оставаться в стороне от общей беды и поехал вместе с братьями, родители не посмели отговаривать сына в такой страшный час, когда опасность нависла над всеми.

Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чу­дом-юдом сразиться»?

Доехали братья до деревни, которая была разорена, только одна избушка и осталась, а кругом ни души, все порушено и выжжено. В доме нашли они старуху, которая рассказала о чуде-юде, которое уничтожило все вокруг, но ее пока не тронуло, видимо, она из-за старости своей не годилась чудищу в пищу. Бабушка похвалила молодцев за правильное решение ехать к калинову мосту и сразиться с чудом-юдом, чтобы спасти землю от гибели.

Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?

Подъехали братья к реке Смородине и решили держать дозор у калинова моста, чтобы не пустить в свои земли чудо-юдо. Только не устояли старший и средний братья перед сном, проявили беззаботность, и пришлось Ивану сражаться с двумя чудами-юдами о шести и девяти головах. А в третью ночь, в свой дозор, сразился Иван – крестьянский сын с самым большим чудом-юдом о двенадцати головах с огненным пальцем. И опять безответственные братья чуть не погубили Ивана и всех людей из-за своего крепкого сна. Каждый бой Ивана был труднее прежнего – таковы цена и испытание за свободу и счастье родной земли.  

Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?

В начале сказки младшего брата называют ласково Иванушкой, потом Иваном, Иваном – крестьянским сыном его называют чуда-юда (видимо, было предсказано им, что только Иван – крестьянский сын сможет справиться с ними, потому что окружение чуда-юда  (конь, ворон и пес) чувствовало опасность при приближении к Ивану.

И не напрасно – все три боя выдержал только Иван и победил, и в конце сказки его величают Иваном – крестьянским сыном (это как взрослого уважаемого человека по имени отчеству).

На обратном пути помощь братьям оказали кузнецы, спрятав их в кузнице от матери-змеихи.

Какие черты характера Ивана – крестьянского сына раскры­ваются перед боем, во время боя и после него?

Иван – крестьянский сын очень ответственно относится к делу, он осознает, что враг хитер и силен, а потому бдительность необходима. После двух боев Иван понимает, что это еще не победа, что впереди самый страшный бой и призывает братьев помочь ему. Иван очень смел, он один на один выходит на битву с врагом, не боится прямо отвечать чуду-юду. Иван – защитник семьи и родной земли, он очень внимателен, потому ему удается узнать замыслы змеевых жен и матери-змеихи и спасти братьев от неминуемой гибели. Он не гордится и не хвастается своей силой и победами, он, младший, но по делам и уму оказывается единственным спасителем людей.

Подготовьте рассказ об Иване – крестьянском сыне.

Иван — крестьянский сын – младший в семье. Его все называли Иванушкой. Родители были крестьянами, пахали землю, сеяли зерно, без дела не сидели ни дня. Но пришла беда: разнесся слух, что чудо-юдо подбирается к их землям, а соседние уже разорил и людей уничтожил. Иван вместе с братьями собрался на защиту земли, хотя те и не хотели брать младшенького с собой – хотели, чтобы он остался на утешение родителям. Но мать и отец благословили всех троих сыновей на ратный подвиг.

И именно Иван оказался настоящим воином, смелым, находчивым, сильным, сумевшим в одиночку убить трехглавого и шестиглавого змей. И только в третьем бою братья ему помогли, но лишь тем, что выпустили на подмогу Ивану его верного коня.

На обратном пути Иван трижды спас братьев от смерти, и опять благодаря тому, что не спал, а подслушал разговор жен и матери змеев.

Мне думается, что в образе Ивана сказитель-автор отразил лучшие качества русского народа, которые проявлялись в минуты опасности и помогали защищать родную землю.


Подготовьте сказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные словосочетания из текста. Например:

– Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали…

– Затужили старик со старухой, загоревали…

– В некотором царстве, в некотором государстве…

– И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой. И было у них три сына. Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали. И вот прокатился слух о грозящей беде: будто в соседних землях появилось чудо-юдо, которое людей убивает, землю разоряет, а города и села огнем сжигает.

Затужили старик со старухой, загоревали от такого известия, а старшие сыновья стали их успокаивать:

– Не печальтесь, батюшка и матушка! Мы поедем, найдем чудо-юдо и будем с ним биться насмерть, но в родную землю не пустим. А чтоб веселее вам было, пусть Иванушка с вами остается. Но не согласился со старшими младший брат Иванушка:

– Не смогу я спокойно дома сидеть да вас ждать – тоже поеду с чудом-юдом сражаться.

Не стали отговаривать Ивана отец с матерью, собрали в дорогу трех сыновей. А те сели на коней добрых, взяли с собой мечи булатные да котомки с хлебом-солью и отправились в путь.

Приехали в какую-то деревеньку, от которой и остался-то один дом. Зашли в него и увидели старуху на печи. Рассказала она братьям, что землю разорил и людей убил чудо-юдо. А когда узнала старушка, что братья его и ищут, чтобы сразиться с ним, похвалила добрых молодцев за решение правильное.

Приехали братья к калинову мосту на реке Смородине. Решили ночами дозор держать, чтобы не пропустить чуда-юдо на свои земли. В первую ночь дежурил старший брат, да уснул он и не слышал, как младший Иван сражался с чудом-юдом трехголовым. На следующую ночь средний брат пошел в дозор, но и он уснул. И опять бой принял Иван. Сражался он уже с чудом-юдом о шести головах.

Перед третьей ночью повел Иван своих братьев к мосту и показал им головы змеевы, предупредил, что нынче ночью будет самый страшный бой, а потому должны братья помочь ему, а не спать. Объяснил Иван, что должны сделать братья.

         Ночью появилось на мосту чудо-юдо о двенадцати головах. Ворон на его плече встрепенулся, конь под ним споткнулся, а пес сзади ощетинился.

– Что ты, конь мой, споткнулся? Отчего ты, ворон, встрепенулся? Почему, пес, ты ощетинился? Уж не Ивана ли крестьянского сына вы почуяли? Так он еще не родился, а и родился, то на бой не сгодился. Как дуну – так от него ничего и не останется.

         Вышел тут Иван перед врагом:

– Зря похваляешься, как бы не опозориться!

– А так это ты, Иван – крестьянский сын, и есть! Зачем пришел?

– На тебя посмотреть да с тобой сразиться.

– Да ты муха передо мной. Куда тебе силу мою пробовать!

         Отвечал тогда Иван чуду-юду:

– Я пришел не сказки тебе рассказывать и не твои сказки слушать, а сражаться с тобой на смерть!

         И начался тут бой. У этого чуда-юда был огненный палец, с помощью которого отрубленные головы у него вырастали вновь. Змей пытался хитрить, просил передышки, но Иван понимал, что это для него погибель. Пришла пора звать подмогу. Насилу разбудил Иван опять крепко спящих братьев. Те отвязали жеребца, который пришел на помощь хозяину. Как только удалось срубить огненный палец, сразу и дело у Ивана пошло. Победил он змея о двенадцати головах!

         После отдыха пошел Иван к каменным палатам, где жили чуда-юда со своими женами и матерью, подслушал их планы. Это помогло Ивану спасти братьев и себя на пути домой.

         А когда вернулись к родителям на родную землю, то стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…    


Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились? На что обращает внимание художник? Как вы себе представля­ете бои, которые вёл Иван – крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.

В учебнике помещены две иллюстрации к сказке художника В. Бельтюкова. На первой мы видим встречу на калиновом мосту Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом девятиголовым. С плеч змея взлетает ворон, конь под ним как бы в испуге приостановился, а сзади к земле прижался пес. Сам змей тремя головами дышит огнем. Иван же преградил путь чудищу и готов с ним сразиться. На другой иллюстрации мы видим момент боя Ивана с двенадцатиголовым чудом-юдом. Девять голов змея извергают огонь, но крепко обеими руками держит булатный меч Иван, его фигура полна решимости стоять до конца, но не пропустить чудо-юдо дальше.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народ­ном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь соста­вить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие осо­бенности народных сказок вам кажутся важными?

Фольклор – это устное народное творчество. Это то, что создавалось народом веками и передавалось из уст в уста, когда еще не было письменности. В фольклоре много жанров: песни, пословицы, обрядовые заклички, скороговорки, пестушки, загадки, считалки, сказки. Несмотря на то, что все это создано сотни лет назад, мы и сейчас пользуемся считалками, скороговорками, загадками, пестушками, закличками, и, конечно, все любят сказки.

Русские сказки особенные по своему укладу, герои сказок, как положительные, так и отрицательные – собирательные образы. В сказках выражается народная мудрость, они учат тому, как нужно жить, как поступать, как относиться к природе и людям. В сказках много постоянных эпитетов, присказок, есть загадки, повторы, свой ритм, сказки по-особенному начинаются и заканчиваются – все это обогащает нашу речь, делает ее выразительной и интересной.

Девять голов змея извергают огонь, но крепко обеими руками держит булатный меч Иван, его фигура полна решимости стоять до конца, но не пропустить чудо-юдо дальше.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народ­ном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь соста­вить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие осо­бенности народных сказок вам кажутся важными?

Фольклор – это устное народное творчество. Это то, что создавалось народом веками и передавалось из уст в уста, когда еще не было письменности. В фольклоре много жанров: песни, пословицы, обрядовые заклички, скороговорки, пестушки, загадки, считалки, сказки. Несмотря на то, что все это создано сотни лет назад, мы и сейчас пользуемся считалками, скороговорками, загадками, пестушками, закличками, и, конечно, все любят сказки.

Русские сказки особенные по своему укладу, герои сказок, как положительные, так и отрицательные – собирательные образы. В сказках выражается народная мудрость, они учат тому, как нужно жить, как поступать, как относиться к природе и людям. В сказках много постоянных эпитетов, присказок, есть загадки, повторы, свой ритм, сказки по-особенному начинаются и заканчиваются – все это обогащает нашу речь, делает ее выразительной и интересной.

ghempou294

ghempou294

Вопрос по литературе:

Найдите в сказке Иван — крестьянский сын и чудо-юдо: Положительных и отрицательных героев; присказку; зачин; концовку; постоянные эпитеты; троекратное повторы.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

pthoryoneng824

pthoryoneng824

Дед баба иван 2 старших брата чудо юдо поганое

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Волшебно-героическая сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо –Юдо».

Цели и задачи:

1. Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы.  На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

2. Формулировать учебную задачу урока, понимать и планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; определять  понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном обсуждении сказки.

3. Воспитание  высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

Ход урока.

І. Психологический настрой.

ІІ. Артикуляционная разминка.

Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.

1.Четыре черепашки учились пить из чашки.

Чашку чая заварили, на четыре поделили.

2. У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки,
Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки.

IІІ. Актуализация опорных знаний.

Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса «Найди себе пару»

1. Кто создаёт фольклорные произведения?

2. Каким одним словом можно назвать произведения устного народного творчества?

3. Человек, ведущий повествование в сказке.

4. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.

5. Как называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие описывается несколько раз?

6. Часть сказки, не связанная с повествованием.

7. Как называется художественное определение, например, «добрый молодец», «красна девица»?

8. Как называется приём изображения неживой природы и животных как людей?

9. Завершение сказки.

(народ, фольклор, сказитель, зачин, повторы, присказка, постоянные эпитеты, олицетворение, концовка)

ІV.Знакомство с темой.

«Сказка — ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»

-Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?

(Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает).

— С какой сказкой вы познакомились дома?

(Дома читали сказку «Иван – крестьянский сын и Чудо –Юдо»).

— Понравилась вам она?

— Определите, к какому виду сказок она относится? Докажите.

-Как вы объясните название сказки?

— Почему речь идет только об одном герое и Чуде-Юде?

— Почему эту сказку называют богатырской и героической?

V. Работа с толковым словарём.

— Что обозначает слово герой? героический?

  1. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
  2. Герой – человек, совершивший героический поступок.

Героический — мужественный, отважный

— Сколько значений имеет слово герой?

-Кого в сказке мы назовем героем? Почему?

VІ. Динамическая пауза. Физкультминутка

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

VІІ.Формирование новых знаний, умений и навыков

1.Анализ текста сказки.

— Ребята, прочитайте зачин сказки.

Что вы узнали?

— Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

— Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? Найдите этот эпизод в сказке.

— Как характеризует их принятое решение?

(Они решительные, смелые, дружные, любящие Родину и др.)

-Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

(Только один имеет имя. Он главный герой).

Терминологическая работа:

Завязка – начальный момент в развитии событий, изображённых в художественном произведении.

Эпизод «Страшная весть» — завязка (запись в тетради)

Какая картина представилась братьям?

— Чем Чудо-Юдо было опасно для земли русской?

-Что укрепляет их решение биться?

— Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную)

— Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного учащегося)

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, которая разделяет мир живых и мир мёртвых. Мост охраняется Трёхглавым Змеем. Здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

— Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?

— Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван. «Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться»)

Бдительный — крайне внимательный, неослабный

— Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?

-Прочитайте о первом подвиге героя.

«1 бой — это начало развития сюжета».

— Как себя ведет Иван и Чудо –Юдо?

-Каким предстаёт Чудо –Юдо во время 1 боя? (шестиголовый, страшный, сильный, хвастливый).

— Как ведет себя в дозоре старший брат?

-Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и Чуда-Юда.

-Каким предстаёт чудо –юдо во время 2 боя? (девятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее, хвастливый).

— Как ведет средний брат?

«2 бой – завязка».

— Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отличается от первых двух? Сопоставьте поведение Ивана и Чуда-Юда.

(двенадцатиголовый, самый сильный, самый страшный, хвастливый)

— Какой бой оказался самым трудным? Почему?

(Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-Юдо оказался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погибнуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость главного героя, который побеждает).

Терминологическая работа:

Кульминация – высшее напряжение действия в художественном произведении.

«3 бой – кульминация»

Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с Чудом-Юдом)

-В чём отличие Ивана-крестьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты.

(В отличие от Чуда-Юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, врага упрекает за похвальбу, речь его пестрит пословицами и поговорками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.

Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болтлив, речь спокойна, полна человеческого достоинства)

-Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана. (Иван не только смелый и мужественный, но и находчивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдовых жён).

Данный эпизод является последним в развитии сюжета сказки, и вводит понятие развязки.

Терминологическая работа:

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

«Столкновение с чудо-юдовым племенем»- развязка.

-Чем закончилась сказка?

(Герои возвращаются домой к мирному сельскому труду).

-Какова основная мысль или идея сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»? Чему учит сказка?

(Герои победили, но подвиг Ивана — это освобождение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех).

— Подберите пословицы, которые соответствуют основной мысли сказки, и запишите их.

За край родной иди бесстрашно в бой.

За Русь иди вперёд, не трусь.

Смело иди в бой – Родина за тобой.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Жизни не пощадим, а врага разгромим.

Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.

Придёшь незваным, уйдёшь драным.

VIII. Обобщение

— Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах

(Каждый раз образ Чуда-Юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”)

 Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

— Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, — гласит народная мудрость.)

— Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки?

(В начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревне говорит братьям “Добры молодцы”. Чудо-Юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение “Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству.

Сравните финалы сказок «Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». В обоих случаях добро победило зло, но в чём разница?

В обоих сказках герой победил и вознаграждён за свою смелость, ответственность. Но подвиг Ивана – это и освобождение для родной земли: «Без страху люди жить стали», продолжили заниматься мирным трудом. Победило добро для всех.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Какую сказку читали на уроке? Кто автор?

— Какой раздел учебника открывает эта сказка?

— За какое же доброе дело боролся Иван – крестьянский сын?

— К какой группе сказок относится сказка?

— Правильно, ребята. Все народные сказки делятся на несколько групп: волшебные, о животных и бытовые. И сказка «Иван – крестьянский сын…» — волшебная сказка. Но здесь герой совершает подвиг во имя Родины, значит, эта сказка имеет героическое содержание.

— А сейчас, возьмите карточку со смайликом и нарисуйте ему ротик. Если вы оцениваете свою работу на уроке на отлично, нарисуйте улыбающийся ротик. Если нужно постараться, то рот прямой полоской. Если же вы совсем не справились, то перевёрнутый рот. Грустный смайлик.

X.Домашнее задание

Составить рассказ об Иване – крестьянском сыне.

Можно использовать план:

1.Место Ивана в крестьянской семье.

2.Его отношение с родителями и братьями.

3.Поведение Ивана в поединках с Чудо-Юдом.

4.Главные черты его характера

5.Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.

(стр.38-39). Нарисовать рисунок к сказке.

В процессе анализа сказки дети составляли и записывали в тетрадь план сказки.

План сказки.

  1. Отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать.
  2. Сражение Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом:

а) первая битва;

б) вторая битва;

в) третья битва.

3. Столкновение с чудо-юдовым племенем.

4. Братья вернулись домой.

  • Иван царевич и серый волк сказка краткий пересказ русская народная
  • Иван коданев рассказы читать
  • Иван царевич и серый волк сказка картинки для срисовки
  • Иван иваныч чимша гималайский один из персонажей рассказа человек в футляре
  • Иван царевич и серый волк сказка автор произведения