-
Мораль сказки Иван — крестьянский сын и чудо-юдо помогите пожалуйста!!!!
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
finnfrey208
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык2 минуты назад
Тест по русскому языку
-
Физика2 минуты назад
Физика, помогите пожалуйста?
-
Алгебра7 минут назад
Помогите пожалуйста, с решением
-
Алгебра7 минут назад
Алгебра одночлен, любимая тема, помогите
-
Русский язык7 минут назад
Иновации синонимы есть кроме нововведения?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика27 минут назад
Помогите пожалуйста !!!!
Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0
-
Алгебра2 часа назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
В русской народной сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» говорится о том, что в одном царстве нарушило мирную жизнь людей чудо-юдо поганое. Жили люди своей спокойной жизнью, не тужили, но поселилось в тех краях чудо-юдо поганое. Среди прочих жителей загоревали и старик со старухой. А имели они трех сыновей, младшего из которых звали Иваном.
Все три сына старика и старухи решили вступить в борьбу с поганым чудищем. Сели они на коней, вооружились дубинками и отправились на его поиски. По дороге они встретили старика, который подивился тому, что на бой молодцы пошли лишь с дубинками. Разве ж это оружие? И подсказал им старик, что мечи булатные они смогут найти в высокой горе. Это оружие здорово пригодилась, главным образом, младшему брату, Ивану. Потому что два старших брата оказались неспособными выполнить поставленную задачу.
Много битв выпало на долю Ивана, и во всех он выходил победителем.
Чему учит сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»?
Сказка учит тому, что нужно защищать родную землю. И если какие-то враги с шестью, девятью или двенадцатью головами, или ещё с какими-то ухищрениями и хитростями, решатся напасть на чужую землю, то все равно победа будет за защитниками Родины.
Эта сказка учит тому, что люди (даже и братья) не все одинаковые. В жизни надо уметь распознавать людей. Кто-то, как Иван, будет биться честно, до последнего, просчитывая все шаги, удивляя сообразительностью и отвагой. А кто-то будет отсыпаться в уголке, как будто он здесь ни при чём.
Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» учит и тому, что когда основное сражение выиграно, это не значит, что добыта полная победа. Догадался Иван, что чудо-юдова мать с тремя чудо-юдовыми женами его и его братьев в покое не оставит. А начнут они мстить за гибель чудища поганого. Поэтому, когда одержана победа, следует помнить о том, что у победы может быть и обратная сторона. И бдительность терять не стоит.
Вывод из этой сказки можно сделать такой – всегда есть на земле люди, которым не всё равно, которые будут биться за справедливость. Люди, которые проявят отвагу и мощь, и добьются нужного результата!
Сказка Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо воплощает извечное стремление русского народа жить в мире. Данный сюжет популярен в сказочном и былинном жанрах о богатырях-защитниках. Поэтому сказка о подвигах смелого героя заинтересует всех читателей. С удовольствием сказку прочитают онлайн и дети, и родители.
Сказка Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо читать
Загрузка текста сказки…
Краткое содержание сказки
Пошли братья биться насмерть с вражьей силой. И младшенький Иванушка попросился с ними. Подъехали к рубежу родной земли. Увидели выжженную землю, а вокруг ни единой человеческой души. Решили молодцы у Калинова моста в дозоре стоять, чтобы не пропустить нечисть поганую в родной край. Старшие братья повели себя безответственно, уснули в дозоре. А Иванушка вместо них сражался не на жизнь, а на смерть с чудищами погаными, а их отрубленные головы спрятал. Упрекнул он братьев за легкомыслие и предупредил, что решающий бой предстоит ему на третью ночь. Братьев попросил подсобить ему. Только братья пришли Иванушке на помощь, когда смельчак Чуду-юду все головы отрубил. Братья победу праздновали, а герой в царство Чудо-юдово наведался и узнал, что жены Чуда-юда и Змеиха-мать уничтожить их задумали. По дороге домой Иванушка предупреждал братьев о смертельной опасности и не раз жизнь им спасал. С победой в родной край вернулись. Стали братья опять на земле работать. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.
Анализ сказки Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо
Главный герой сказки — труженик- пахарь, мужественный богатырь. Все лучшие черты народного защитника воплощены в образе Иванушки – сила, смелость, осторожность, наблюдательность. Чему учит сказка Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо? Сказка учит любви к родине, ответственности, умению добиваться цели. А образы братьев тоже поучительны. Это предупреждение юным читателям: такая безответственность непозволительна и заслуживает осуждения!
Мораль сказки Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо
Братья Ивана показали себя ненадежными в ратных делах. Иванушке приходилось действовать за троих. Следовательно, мораль сказки определить можно так: если парень крепко скроен, и один он в поле воин.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Без надежного друга в жизни туго.
- За край родной стой горой.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Читать все Русские народные сказки
Предмет
Литература
Класс
5
Тема урока
Особенности сюжета сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Нравственное превосходство героя сказки
№ урока
9
Тип урока
Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Цели
Расширить представления учащихся о русских народных сказках, раскрыть особенности сюжета сказки, Познакомить с народной оценкой героев сказки.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки;
уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое, характеризовать его
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
№ этапа
Этап урока
УУД
Деятельность
учителя
учащихся
1
Мотивация
Цель : включение учащихся в деятельность
Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;
нравственно-этическое оценивание
Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование
Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевоговысказывания
Вступит. слово:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы на урок всем нам
Захотелось вновь прийти!
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте
2
Актуализация субъективного опыта
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции
Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия
Познавательные УУД: поиск информации, установление формулирование идеи, построение речевого высказывания.
Задаёт вопросы:
-К какому виду сказок относится прочитанная сказка?
-Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чудо-юде?
В это же время выбирает эксперта для работы с «Толковым словарём».
Задание: найти значения слова герой.
Спрашивает детей:-_Как вы понимаете значение слова «герой»? Сколько значений имеет это слово?
Далее предлагает выступить эксперту и соотнести высказывания ребят с мнением специалиста.
Спрашивает у детей: -Почему сказку «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической?
— Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет?
Учащиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнение эксперта, соотносят свои версии с материалом «Толкового словаря».
3
Восприятие и осмысление учащимися нового материала
Цель:
-развитие умения анализировать, делать вывод;
— развитие мышления и грамотной речи учащихся;
Физминутка
Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации, систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение,
Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.
Регулятивные УУД: прогнозир-ие, рефлексия, оценка.
Организует беседу по вопросам учебника-хрестоматии, предлагает просмотр презентации
-Чем занимались старик и старуха – родители трёх братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об это говорится в сказке?
Предлагает прочитать эпизод.
-Кого встретили братья в сожжённой деревне? Что их убедило в том, что они не напрасно покинули родной дом?
Отвечают на вопросы, оценивают ответы одноклассников,сопоставляют эпизоды со слайдами презентации, выразительно читают эпизод
4
Первичная проверка понимания
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.
Регулятивные УУД: прогнозир-ие
Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.
Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.
Организует работу по составлению кластера «Образ Ивана».
Организует групповую работу, предлагает найти в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности их положения. Даёт задание: прочитать, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти головах, о двенадцати головах.
-Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
— Как ведёт себя Иван при каждой встрече с чудом-юдом?
-А как ведут себя братья? Зачем нужны бесполезные помощники?
Обобщает высказывания детей, говорит о том, что с помощью противопоставления Ивана и братьев достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.
Характеризует врага.
Работают в группе, выразительно читают эпизоды, отвечают на вопросы, сопоставляют поведение Ивана и братьев, делают выводы, слушают учителя, оценивают ответы друг друга.
5
Первичное закрепление
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации
Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.
Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.
Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.
Проводит работу по композиции сказки
-Есть ли в сказке зачин? Концовка?
-Соблюдается ли тройственное повторение действия?
-Какие словосочетани замедляют действие?
-Приведите примеры постоянных эпитетов.
-В чем мораль сказки?
Вспомните пословицы о родной стороне.
Отвечают на вопросы, делают выводы, слушают учителя, оценивают ответы друг друга.
6
Рефлексия
Цель:
оценить
результаты
собственной
деятельности
Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Спрашивает: -Какие трудности появились в ходе работы над сказкой? Как вы их преодолевали? Понравился ли вам урок? Дайте оценку своему настроению. Поднимите карточки со смайликами.
Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. (описать устно или нарисовать один из боёв Ивана)
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия,
записывают домашнее задание
Урок 8
Тема:
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Особенности сюжета сказки. Нравственное
превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора – народа. Поэтика
сказки
Цели деятельности учителя: учить
характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое; раскрыть моральные
качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности
сказки; учить определять главную мысль произведения; совершенствовать работу по
восприятию и пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков
пересказа и речи.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать
жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь
отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его.
Метапредметные УУД (универсальные учебные
действия):
Личностные: осваивает новые
виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает
себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и
сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.
Познавательные: понимает
информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие
монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и
рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход
урока
I. Анализ
текста сказки.
Вопросы
1.
Понравилась ли сказка?
2.
Интересен ли вам Иван — крестьянский сын?
3. Можно ли утверждать, что Иван — сын своего народа,
его часть, его защитник? Почему?
4. Каковы, по-вашему, истоки силы героя?
ОБРАЗ
ИВАНА
В
самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван,
которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется
защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем,
как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.
Вопрос: Найдите в
тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об
опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехал мы в чужую сторону,
надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться.)
Несмотря
на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым
кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в
единоборство с чудом-юдом.
Задание:
Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о
двенадцати головах.
Каждый
раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке
заволновались, орлы раскричались, а в третий раз — «сыра земля всколебалась,
воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».
Вопрос:
Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
Изображая
нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность
ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя
который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем
вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Вопрос: Как ведет
себя Иван при каждой встрече с чудищем?
В
первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй — проявил находчивость,
храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.
Вопрос: А как же
ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?
И
это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается
следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный
победитель.
Вспомните,
что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все
оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.
Автор-народ
хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему
делу. Таким является Иван-крестьянский сын.
ОБРАЗ
ВРАГА
Для
того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его
жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.
Еще
один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для
того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг,
а человек все равно победит, так как борется за правое дело.
Двенадцатиголовому
змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя,
проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость
и главная мысль сказки.
КОМПОЗИЦИЯ
СКАЗКИ
Вопросы
и задания:
1.
Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
2.
Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)
3.
Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко, коротко ли
ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)
4.
Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)
Обратите
внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль:
«А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали
они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».
В
этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном
труде. Иван — простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть,
любящий свою Родину.
—
Как можно сформулировать мораль сказки?
Чудо-юдо
явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение
народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли
русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в
которых живет народная мудрость:
•
В каком народе живешь, того и обычая держись.
•
Своя земля и в горсти мила.
•
Чужая сторона — мачеха, родима сторона — мать.
•
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
•
На Руси не все караси — есть и ерши.
•
В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
II.
Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.
Домашнее задание: чтение и пересказ
сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; работа по заданиям «Размышляем о
своеобразии сказок о животных», «Размышляем о своеобразии бытовых сказок» (с.
40-46).