Краткое содержание «Иван»
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 2442.
Обновлено 10 Октября, 2022
О произведении
Повесть «Иван» Богомолова написана в 1957 году. Это трагический и правдивый рассказ о маленьком герое, разведчике, который погиб в борьбе с фашистскими захватчиками.
Основная идея произведения — показать страшную действительность военного времени. Война — тяжёлое испытание, и в ней не место детям. В центре повести борьба 12-летнего Ивана и его старших товарищей против немецких оккупантов.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Иван» по главам, что пригодится как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События повести происходят во время Великой Отечественной войны в СССР, на левом берегу Днепра рядом с деревнями Сосновка и Новоселки.
Главные герои
- Иван – одиннадцатилетний мальчик-сирота, разведчик с несгибаемой силой воли.
- Гальцев – старший лейтенант, молодой человек, привязавшийся к Ивану.
Другие персонажи
- Подполковник Грязнов – штабной офицер, с которым напрямую работал Иван.
- Холин – капитан, офицер разведывательного штаба, красавец и большой шутник.
- Катасонов – старшина, разведчик, приятель Вани.
Краткое содержание
Глава 1
Старшего лейтенанта Гальцева, который временно исполнял обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега был задержан мальчишка, который требовал отвести его в штаб к командиру.
Гальцев увидел перед собой «всего посиневшего от холода и дрожавшего»
худенького мальчика лет одиннадцати. На строгие вопросы лейтенанта он отвечал лишь, что его фамилия Бондарев, и настойчиво требовал сообщить о своем прибытии в штаб. Гальцев отказывался сделать это, и лишь когда мальчик назвал фамилии штабных офицеров, поверил ему.
Подполковник Грязнов подтвердил: «Это наш парень»
. Мальчик достал из платка «зернышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвою»
, внимательно пересчитал их и записал данные на клочке бумаги, которую срочно отправил в штаб.
Глава 2
Иван никак не мог заснуть и все время интересовался у Гальцева, доставлено его послание или нет. Вскоре появился «рослый темноволосый красавец»
Холин, который встретил Ивана как старого друга. Мальчик рассказал ему, что из-за немцев не мог добраться к лодке, и был вынужден отправиться вплавь через Днепр из другого села. Было большим чудом, «что ненастной ночью, в холодной октябрьской воде»
он смог пересечь реку.
Холин привез Ивану чистую одежду. Когда мальчик переоделся, Гальцев заметил, что гимнастерка была «с орденом Отечественной войны, новенькой медалью «За отвагу»».
Подкрепившись, Иван и Холин уехали на машине.
Глава 3
Спустя три дня к Гальцеву пришел старшина Катасонов, который попросил «посмотреть немца»
с наблюдательного пункта. Он рассказал, что по приказу командующего Ванюшку в «школу посылают, в суворовскую»
, но тот отказывается. Мальчик, чью душу разъедала страшная ненависть к захватчикам, хотел всю войну провоевать разведчиком.
Гальцев отправился в обход в сопровождении Холина, который его отталкивал своей бесцеремонностью. Они зашли в батальонный медпункт, куда прибыл новый фельдшер – «статная, лет двадцати, красивая блондинка с ярко-голубыми глазами»
. Заметив заинтересованность Гальцева девушкой, Холин принялся всячески задевать его.
Глав 4
Приехал Ваня, который выглядел «посвежевшим и поздоровевшим»
. Он удивил Гальцева своей разговорчивостью и приветливостью. В этот раз Катасонов и Холин должны были «переправить мальчика через Днепр в тыл к немцам»
. Однако Иван и не думал волноваться – он грыз леденцы и смотрел журналы. Ему очень понравился нож Гальцева, но тот не мог подарить его мальчику, поскольку это была память о друге.
От Катасонова Гальцев узнал, что отец Вани, пограничник, погиб в первый же день войны. Крошечная сестренка была убита прямо на руках у мальчика, а о судьбе матери он ничего не знал.
Гальцев хотел присоединиться к разведчикам, но Холин отказал ему. Когда стало известно, что Катасонова срочно вызвал к себе командир Дивизии, его место занял Гальцев. Никто из них еще не знал, что Катасонов был убит.
Глава 5
Поужинав, Холин разложил карту и ввел Гальцева в курс дела. После тщательной подготовки они отправились выполнять операцию.
Глава 6
Благополучно переплыв реку, разведчики спрятали лодку. Ваня, нарочно одетый в старое рванье, покинул старших товарищей и растворился в темноте.
Глава 7
Отпустив мальчика, Холин и Гальцев притаились в засаде. Вскоре в опасной близости от них прошли немцы. У Гальцева возникла «потребность, необходимость немедля убить их»
, и лишь благодаря хладнокровному и сдержанному Холину он не выдал их пребывание. Когда немцы удалились, разведчики вернулись к своим.
Холин рассказал, что Ивану «нужно пройти более пятидесяти километров»
, и на каждом шагу он может наткнуться на немецкий патруль. Он очень переживал за судьбу мальчика, которому в случае опасности никто не мог прийти на выручку.
Глава 8
Гальцев заказал у местного слесаря-умельца точно такую же финку, какая понравилась Ване. Он хотел при удобном случае передать нож если не самому мальчику, то хотя бы подполковнику Грязнову. Вскоре ему представилась такая возможность. От подполковника он узнал, что Иван вернулся с задания живым и невредимым. После мальчика отправили учиться в училище, но он самовольно ушел. Гальцев попросил передать Ване финку, на что Грязнов ответил, что у него «этих ножей с десяток, не меньше»
. Подполковник не хотел вдаваться в подробности о маленьком разведчике: «чем меньше о них говорят и чем меньше людей о них знает, тем дольше они живут»
.
Глава 9
Сильное ранение привело к тому, что Гальцев «стал «ограниченно годным»»
и был направлен в Берлин «для захвата немецких архивов и документов»
. Среди чудом сохранившихся документов Гальцев обнаружил фото Вани. В донесении было сказано, что был задержан школьник, «наблюдавший за движением эшелонов»
в запретной зоне. При задержании он оказал яростное сопротивление, и после допроса был расстрелян.
И что в итоге?
Иван – схвачен немцами во время выполнения задания, оказал сопротивление и после допроса был расстрелян.
Гальцев – вследствие ранения не может больше участвовать в боевых действиях, направлен в Берлин для захвата немецких документов; там узнаёт правду о судьбе Вани.
Заключение
Своим произведением Владимир Богомолов хотел сказать, что война – тяжелейшее испытание, особенно для детей, которым приходилось делить все тяготы военного времени наравне со взрослыми.
После ознакомления с кратким пересказом «Ивана» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Базз Не-Базз
10/10
-
Милена Калажокова
10/10
-
Саня Кулеш
6/10
-
Атаманов Гена
8/10
-
Глеб Черняк
9/10
-
Мирослав Ситник
10/10
-
Настя Чепанис
10/10
-
Людмила Марковская
8/10
-
Максим Фыв-Фыв
10/10
-
Лилия Брехун
10/10
Рейтинг пересказа
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 2442.
А какую оценку поставите вы?
На чтение 9 мин Просмотров 6.9к. Опубликовано 04.05.2022
⭐⭐⭐⭐⭐ «Иван» менее 1 минуты и подробно по главам за 8 минут.
Очень краткий пересказ повести «Иван»
Осенью 1943 года Гальцев, замещающий комбата батальона, расположенного на берегу Днепра, пересекается с мальчиком Ваней. Выясняется, что тот работает на разведку и, рискуя жизнью, переплавляется на ту сторону реки, где окопались немцы.
В одной из таких вылазок принимает участие и сам Гальцев, но после больше ни разу не встречает парнишку лично. Лишь в конце войны, занимаясь переводом немецких архивов, он находит документ, рассказывающий о том, как был задержан и расстрелян маленький разведчик.
Главные герои и их характеристика:
- Гальцев – старший лейтенант, временно исполняющий обязанности командира батальона. Молодому мужчине на момент повествования всего 21 год, но он уже не раз участвовал в боях и имеет награды. Смел, отзывчив, но немного не уверен в себе. Хорошо владеет немецким языком, поэтому после ранения в конце войны служит переводчиком захваченных немецких документов.
- Иван Бондарев – худенький двенадцатилетний мальчишка со скуластым лицом и широко расставленными глазами родом из Гомеля. Его отец погиб в первый день войны, а полуторогодовалая сестренка была убита прямо на руках Вани во время отступления. Люто ненавидит фашистов. Мстит с яростью, на которую способен не каждый взрослый. Был в партизанах, заслужил там орден «За отвагу». Видел ужасы лагеря смерти. Рискуя жизнью, ходит в разведку в тыл врага. При этом любит журналы с картинками, красивые ножи и музыку из патефона. В конце повести выясняется, что Ивана расстреляли немцы.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Капитан Холин – высокий, темноволосый красивый мужчина 27 лет, офицер разведывательного отдела. Очень любил своего подопечного Ванечку. Чувствовал себя виноватым каждый раз, как маленький разведчик отправлялся на задание. Погиб героем.
- Старшина Катасонов – командир взвода разведывательной роты. Немного старше Холина, невысокого роста, телосложением худощав. Неприметный и скромный, при разговоре шепелявил. Лучший «охотник за языками».
- Подполковник Грязнов – начальник разведывательного отдела. На вид суровый, но в душе очень добрый человек.
- Маслов – начальник штаба над Гальцевым. Молодой, но очень придирчивый и требовательный.
- Ефрейтор Васильев – помощник Гальцева.
- Ефим Титков – предатель, служивший СС. Он обнаружил и сдал Ваню фашистам, за что потом получил вознаграждение в 100 марок.
Краткое содержание повести «Иван» подробно по главам
1
Старший лейтенант Гальцев, временно исполняющий обязанности командира батальона, собирался делать ночной обход, но его разбудили раньше. Ефрейтор Васильев доложил, что на берегу задержан мальчишка.
Доставленный в штаб мокрый и чумазый парнишка наотрез отказывался пояснять кто он такой и что делал на берегу. Он лишь назвал свою фамилию «Бондарев» и требовал срочно доложить о его месте нахождения начальнику разведки Грязнову.
Гальцев не смог добиться от мальчика подробностей, но просьбу его исполнил. На том конце телефонного провода было приказано Бондарева накормить, обогреть, ни о чём не спрашивать и выдать бумагу и карандаш для записей. За найденышем вскоре должен был прибыть капитан Холин.
2
Уложив неразговорчивого мальца спать, Гальцев отправился обходить охранные посты по берегу Днепра. Мальчонка не шел у него из головы. Он сказал, что прибыл с того берега. Но на том берегу немцы, а вода в октябре очень холодная. Старший лейтенант поболтал с бойцами, сменил засыпающего часового, но про пойманного юнца ничего сослуживцам не рассказал, лишь соврал, что он местный, чтобы успокоить бдительность.
Вернувшись в штаб, Гальцев обнаружил Бондарева бодрствующим. Вскоре приехал Холин. Офицер разведки приодел мальчишку: на нём теперь красовались шерстяная гимнастёрка с орденом «За отвагу», темно-синие шаровары и сапожки.
Мужчины выпили, немного поговорили. Выяснилось, что парня звать Иваном, а Днепр он переплыл на бревне, так как не мог добраться до места, где его ждал старшина Катасонов с лодкой для переправы. Очень скрытно Холин и Бондарев покинули штаб Гальцева на разведывательном «додже».
3
Спустя три дня в штабе Гальцева появляются Катасонов (тот самый, что должен был перевезти Бондарева через Днепр) и Холин. Явно планируется какая-то операция, но старшему лейтенанту пока знать ни о чём не следует. Он лишь должен «оказывать всяческое содействие» разведчикам по приказу сверху. Всё это время временно исполняющий обязанности комбата не может забыть Ивана, но его расспросы остаются без ответа. С наступлением темноты в штаб прибывает «додж» разведки. В нём оказывается Иван.
4
Мальчишка на этот раз намного дружелюбнее и разговорчивее. Он как с приятелем здоровается с Гальцевым и называет его на «ты», но так фамильярно он обращается и к Холину, и к Катасонову. Комбату становится понятно, что этой ночью мальчишку перекинут на тот берег, прямо в тыл к врагу. Пока готовят лодку, Холин рассказывает насколько ценен Бондарев для разведки.
Ему подвластно то, что взрослый разведчик провернуть не может. Тогда же Гальцеву становится известно о судьбе мальчишки. Он многое пережил и ненависти по отношению к немцам у него на троих. Командир батальона просит, чтобы его взяли на «дело», но Холин отказывает.
Слишком сложная операция, не каждому по плечу. Однако, когда Катасонова, по словам его напарника, срочно отзывают по тревоге, офицер разведывательного отдела вынужден передумать. Теперь в разведку пойдут трое: Иван, Холин и Гальцев. Для старшего лейтенанта наступает очень волнительный момент, такое с ним впервые. А Ваня очень расстроен, что его друг Катасонов не забежал хоть на минутку пожелать ему удачи.
5
Холин вводит Гальцева в курс дела. Им необходимо доставить мальчишку на тот берег, прикрыть его проникновение в тыл врага. Кроме них в операции задействованы человек 200 на этом берегу, по особому сигналу в случае обнаружения маленького разведчика будет открыт отвлекающий огонь. При этом никто больше не знает, что за операция состоится этой ночью. Вся эта скрытность даже кажется старшему лейтенанту излишней, но что поделаешь, у разведчиков или так, или никак.
К воде пробираются скрытно даже от своих. Холин приказывает Гальцеву отвлечь солдата на посту. В траншее старлей видит труп Катасонова. Оказывается, никакой тревоги не было, разведчика убило пулей врага прямо здесь, на берегу. Конечно, перед началом операции Ваню нельзя расстраивать такой новостью. Гальцев поражен, но молчит об увиденном. Трое разведчиков опускаются в лодку и отчаливают от берега.
6
Лодка причаливает к берегу. Разведчики прячут её в заранее намеченных кустах и пробираются к оврагу. По дороге им попадаются трупы, Холин врёт Ивану, что это немцы, хотя сам прекрасно знает, что на пути тела товарищей. Оказывается, что настоящая фамилия Бондарева – Буслов. Возле оврага, в сырой ночной мгле становится особенно заметно каким беспомощным выглядит подросток. Но паренек полон решимости. Они тепло прощаются. Мальчик исчезает в темноте.
7
Взрослые, притаившись, ждали. Из тьмы послышалась немецкая речь. Четверо дозорных фашистов прошли так близко, что капли грязи из-под их сапог брызнули Гальцеву в лицо. Немцы направлялись прямо к спрятанной лодке.
Гальцеву смерть как захотелось прошить их пулемётной очередью, но Холин жестко приказал не двигаться – они могли так выдать Ивана. Каждую минуту старшему лейтенанту казалось, что вот-вот раздадутся крики об обнаружении лодки, но царит тишина. Подходит время возвращаться. Холин переживает дошел ли Ваня. Ужасно холодная и мокрая ночь, а мальчишка, совсем ещё ребенок один на вражеской территории.
Без приключений мужчины возвращаются к своим. Гальцев продрог, а Холин беспокоится о мальчишке. Он говорит, что этот ребенок пережил такое, что им, взрослым воякам, и не снилось. А сейчас ему предстоит сложны путь, где на каждом шагу – смерть. Патруль, который встретился разведчикам от чего-то вышел на полчаса раньше – это не даёт покоя офицеру разведки. Он упрекает Гальцева за то, что тот отказался подарить Ивану нож, который комбат хранил как память о друге.
8
Ножа Гальцев не пожалел, просто он был дорог ему. Для мальчишки же он изготовил на заказ отличный нож, надеясь при случае как-то передать его. На личную встречу с мальчиком рассчитывать было глупо. Старлея из заместителя назначили в командующего, и он по праву называл людей батальона «своими».
Судьба свела его с Грязновым, который рассказал, что их общий знакомый Иван сбежал от «участи» попасть в Суворовское училище. И где он сейчас не известно. Нож Грязнов взял, пообещал отдать, если встретится с мальцом. Больше о парне Гальцев не спрашивал. А потом стало просто не у кого: Холин погиб в бою героем, а подполковника Грязнова перевели в какой-то полк и след его пропал.
9
Под конец войны Гальцева тяжело ранило, и его признали «ограниченно годным». Службу он продолжил в качестве переводчика немецких архивов. После капитуляции Берлина в его руки попали секретные фашистские бланки, на одном из них он обнаружил фотографию Ивана.
Из бланка стала известна его судьба: парня заметил в запретной зоне зимой 1943 года завербованный немцами Ефим Титков и, несмотря на яростное сопротивление, задержал. Его со всей строгостью допрашивал майор фон Биссинг. Ваня держался стойко, никакой информации по поводу пребывания в тылу врага не раскрыл. Спустя четверо суток маленький герой был расстрелян фашистами.
Кратко об истории создания произведения
Повесть «Иван» — это первое произведение В. Богомолова, попавшее в печать. Она была напечатана в 1958 году на страницах журнала «Знамя», что мгновенно принесло автору заслуженный успех. Повесть вошла в золотой фонд классики прозы о войне. По ее мотивам Андрей Тарковский в 1962 году снял всем известный фильм «Иваново детство».
Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.
Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.
Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.
Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.
Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашёл попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.
Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.
Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.
Пересказала Е. В. Новикова.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.
Здесь даны основные сведения о повести В. О. Богомолова «Иван», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этой повести.
Краткие сведения о произведении
«Иван» — это первая повесть Владимира Осиповича Богомолова. Она написана в 1957 году. После опубликования в 1958 году этого произведения в журнале «Знамя» к писателю пришло признание и успех. По мотивам повести режиссёром А. Тарковским снят фильм «Иваново детство».
Главный герой повести
- Иван Буслов (Бондарев) — мальчик лет одиннадцати. Упрям, настойчив, решителен. Мужественный разведчик. Ненавидит фашистов, которые убили его родных.
Другие персонажи
- Гальцев — старший лейтенант. Смел, решителен, деликатен. Рассказ ведётся от его имени.
- Холин — капитан разведывательного отдела штаба армии. Бесцеремонный, даже иногда циничный человек. Очень ценит Ивана, сочувствует ему. Смелый и умный командир.
- Катасонов — старшина разведчиков, друг Ивана. Вежливый, тихий человек и умелый разведчик.
- Грязнов — подполковник, начальник разведотдела армии. Суров и справедлив.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Старшему лейтенанту Гальцеву ночью сообщили, что возле берега Днепра задержан мальчик. Оказавшись в блиндаже, мальчик требует, чтобы о нём сообщили в штаб армии. Это оказался юный разведчик, вернувшийся с задания. Гальцев был поражён его силой воли, героизмом. В конце войны старший лейтенант узнал, что Иван был расстрелян фашистами.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава 1
Ночью старшего лейтенанта Гальцева разбудил ефрейтор из взвода, находящегося в боевом охранении. Он сообщил, что задержан человек, который ползал возле берега в воде. У дверей Гальцев увидел дрожавшего от холода мальчишку лет одиннадцати. На нём была мокрая одежда, босые ноги были в грязи.
Гальцев сказал ему стать к печке и назвать себя. Мальчишка сказал, что он Бондарев и чтобы прямо сейчас сообщили в штаб армии пятьдесят первому, что он находится здесь. Гальцев спросил, штаб какой армии ему нужен. Мальчик назвал номер полевой почты штаба их армии.
Гальцев сказал, чтобы он разделся и растёрся. Мальчик снял мокрую одежду и бросил в угол. Лейтенант спросил: «А сушить кто будет?» Мальчик ответил, что ему всё привезут.
Он встал сушиться к печке, и Гальцев увидел у него под лопаткой шрам от пулевого ранения. На вопрос, откуда он и зачем попал к реке, мальчик не ответил, но поняв, что Гальцев иначе не сообщит в штаб, сквозь зубы выдавил: «С того берега». Лейтенант спросил, чем он докажет, на что мальчик сказал, что больше ничего не скажет. Гальцев дал ему ватник вместо мокрой одежды. Он не сообщил о мальчике в штаб армии, а доложил по телефону начальнику штаба полка. Тот, узнав, что мальчик говорит, будто он с того берега, из немецкого тыла, не поверил этому и приказал лейтенанту самому разобраться с ним.
В ходе разговора с мальчиком Гальцев понял, что ему известны начальник разведотдела армии Грязнов и офицер разведотдела Холин. Тогда он снова позвонил в штаб полка и попросил разрешения сообщить в штаб армии о мальчике.
Полковник Грязнов по телефону сказал, чтобы Гальцев выгнал всех из землянки для того, чтобы мальчика не видели и не расспрашивали. Велел дать мальчику бумагу и чернила и распорядился, чтобы то, что он напишет, в пакете сразу отправили в штаб полка с надёжным человеком. Также велел создать пареньку все условия, чтобы помылся, поел и поспал.
Мальчик есть не стал, а сразу начал что-то писать, пересчитывая зёрнышки, семечки и хвою, которые достал из кармана штанов. Писал он около часа, затем положил листы в конверт, который тщательно заклеил. Гальцев отдал пакет связному и велел немедленно доставить его в штаб полка. Затем дал мальчику тёплую воду, и тот стал мыться, потом поел и лёг спать.
Глава 2
Вскоре приехал Холин и, бросившись к мальчику, воскликнул: «Иван!» Они обнялись. Холин сказал мальчику, что Катасонов ждёт его с лодкой на берегу Днепра у Диковки. Мальчик сообщил, что там немцев много на берегу, пришлось добираться вплавь. Холин был изумлён, ведь это чудо, что ночью, в холодной октябрьской воде мальчик всё же выплыл.
Холин сказал Гальцеву, чтобы подогнал машину поближе и приказал часовому никого не пускать сюда. Когда лейтенант вернулся, то увидел, что Иван был одет в военную форму по его росту, а на груди был орден и медаль.
Когда стали есть, мальчик ел немного, сказал, что отвык есть помногу. Холин сказал, что хочет, чтобы Ваня поехал в суворовское училище, но мальчик хотел учиться только после войны, а сейчас — ходить в разведку.
«Ну, Ванюша, прощай!» — сказал Гальцев. «Не прощай, а до свидания!» — поправил мальчик.
Глава 3
В расположение Гальцева пришёл командир взвода из разведроты дивизии Катасонов. Он на наблюдательном пункте смотрел в стереотрубу немецкие позиции на другом берегу Днепра.
Гальцев спросил его о Бондареве. Катасонов ответил: «Чудный малец! Только характерный, беда с ним!» Оказалось, что вышел приказ командующего, чтобы его послать в суворовскую школу, а он твердит, что будет учиться после войны, а теперь хочет воевать, быть разведчиком. Ему жжёт душу ненависть. Не пошлют в разведку — сам уйдёт, уже один раз уходил.
На третье утро приехал Холин и пошёл с Гальцевым осматривать передовую. Когда вернулись в землянку, подъехала машина с Катасоновым и Иваном.
Глава 4
Мальчик выглядел поздоровевшим, настроение у него было бодрое. С Гальцевым он вёл себя дружелюбно, а не насторожённо, как в прошлый раз.
Из разговора Катасонова с Холиным Гальцев понял, что они должны переправить Ивана через Днепр во вражеский тыл. Собираясь за лодкой, Гальцев пристегнул к ремню финку. Мальчику нож очень понравился, и он попросил его у Гальцева. Тот сказал, что не может отдать, так как это подарок. Нож был для Гальцева памятью о его погибшем лучшем друге. Но лейтенант пообещал мальчику подарить другой нож, точно такой.
Когда Холин, Катасонов и Гальцев пошли за лодкой, Холин рассказал Гальцеву, что Иван был и в партизанах, и в лагере смерти. Его отец и сестрёнка погибли, и у мальчика одно на уме — мстить.
Ещё сказал, что два дня уговаривали Ивана поехать в суворовское училище. Командующий разрешил сходить в разведку последний раз. Если не посылать — сам уйдёт. Когда Иван впервые пришёл к разведчикам, они не стали его посылать в разведку, но он сам ушёл. При возвращении наши обстреляли его, ранили в плечо — «ночь была тёмная, а никто ничего не знал!..»
Иван в разведку ходил под видом бездомного побирушки и добывал такие сведения, какие не могли добыть взрослые разведчики.
Холин сказал, что Катасонова срочно вызвал комдив, и он уехал в дивизию. Вместо него Холин взял Гальцева провожать Ивана в разведку.
Глава 5
Холин несколько раз инструктировал мальчика, как пробираться в тыл немцев от берега реки. Затем Иван облачился в гражданскую одежду и стал выглядеть как бездомный мальчишка-беженец. В карманы он спрятал складной ножик и немного затёртых немецких оккупационных марок. Холин положил ему в котомку немного продуктов не армейского, а домашнего приготовления.
По дороге к лодке Гальцев зашёл на пост охранения, чтобы отвлечь находящегося там ефрейтора. Холин с мальчиком незаметно проскользнули к лодке. В траншее Гальцев увидел убитого Катасонова. Ефрейтор сказал, что он был убит наповал, а Холин приказал никому не говорить. Гальцев понял, что мальчика, уходящего на задание, нельзя расстраивать — он не должен знать о гибели своего друга.
Гальцев сел в лодку к Холину и Ивану, и они поплыли на другой берег.
Глава 6
Когда плыли в лодке, лейтенант тихо разговаривал с мальчиком, и тот сказал, что у него осталась одна мать, но где она — неизвестно, а фамилия его настоящая — Буслов.
Спрятав в кустах лодку, они осторожно продвигались к оврагу, по которому мальчик должен пробраться в тыл врага. Холин хотел проводить его по оврагу, но Иван сказал, что Холин — большой, и с ним его заметят. Мальчик неслышно исчез в темноте.
Глава 7
Через насколько минут с той стороны, куда ушёл Иван, послышались шаги — это шёл немецкий боевой дозор. Затем минут через двадцать Холин облегчённо вздохнул: «Ну, кажется, прошёл».
Он с Гальцевым сел в лодку, но они ещё долго не отплывали, чтобы, если будет нужно, высадиться на берег и прийти на помощь мальчику. Когда они вернулись в землянку, Холин упрекнул, что Гальцев пожалел нож для Ивана.
Глава 8
Гальцев не мог отдать этот нож, единственную уцелевшую личную вещь погибшего друга. Но по его просьбе в дивизионной артмастерской слесарь-умелец выточил такую же рукоятку, как у понравившегося Ивану ножика. Эту рукоятку слесарь поставил на новенькую десантную финку. Её Гальцев хотел передать мальчику через Холина или подполковника Грязнова.
Наконец лейтенант встретил Грязнова и попросил передать ножик Ивану. Оказалось, что мальчик ушёл, скорее всего, к партизанам, ушёл сам. Утром должны были отправить в суворовское училище, а ночью он ушёл. Грязнов сказал, что нет Ивану покоя, так как в нём не перекипела ненависть к фашистам.
Глава 9
Гальцев был ранен, и его перевели служить переводчиком разведотдела корпуса.
В Берлине он был в составе группы, созданной для захвата немецких документов и архивов. В одной из папок лейтенант увидел на бланке фотографию Ивана. Из документа узнал, что его задержали около железной дороги, где он наблюдал за движением эшелонов. Показаний Иван никаких не дал, на допросах не скрывал ненависти к фашистам. Мальчика расстреляли, а полицаю, выследившему его, дали денежное вознаграждение (сто марок).
Заключение к краткому пересказу
В повести В. О. Богомолова «Иван» освещена тема участия детей-героев в Великой Отечественной войне.
Идея этого произведения состоит в том, что война является тяжёлым испытанием для детей, от которого они быстрее взрослеют.
Краткое содержание повести «Иван» может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Повесть «Иван» Богомолова была написана в 1957 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Иван» по главам, которое пригодится как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы. Это трагический и правдивый рассказ о мальчике-разведчике, который решил положить собственную жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками.
Содержание
- Основные персонажи повести
- Богомолов «Иван» в сокращении
- Короткий пересказ «Иван»
- Сюжет повести «Иван» по главам
- Видео отзыв на повесть «Иван» Богомолова
Основные персонажи повести
Главные герои:
- Иван – одиннадцатилетний мальчик-сирота, разведчик с несгибаемой силой воли.
- Гальцев – старший лейтенант, молодой человек, привязавшийся к Ивану.
Другие персонажи:
- Подполковник Грязнов – штабной офицер, с которым напрямую работал Иван.
- Холин – капитан, офицер разведывательного штаба, красавец и большой шутник.
- Катасонов – старшина, разведчик, приятель Вани.
Богомолов «Иван» в сокращении
Владимир Богомолов «Иван» краткое содержание для читательского дневника:
Рассказ начинается с находки армией мальчика у берегов Днепра. История происходит во времена Великой отечественной войны. Выясняется, что Иван юный разведчик. Он даже переплыл реку для выполнения задания.
Лейтенант Гальцев сначала не мог поверить в это и нелестно принял мальчика. Но вскоре об этом пожалел и изменил свой взгляд. К нему по-разному относились, но часто ценили за храбрость. Вскоре приехал Холин и вручил Ивану форму и награды за отличную службу. Они вместе уезжают.
Как оказалось, семья Ивана погибла на войне, поэтому он решил мстить врагам, содействуя красной армии. Автор рисует и картины игр мальчика. Тот все равно остался ребенком, война не его дело. Иван собирал информацию на фашистов. В конце концов последовал арест юного солдата и расстрел немцами.
Вывод:
Война и дети не должны пересекаться в реальности. Они должны быть заняты играми, образованием, а не страшными делами. Ужасы искалечили душу невинным людям. В то же время, мужество, подвиги будут цениться всю вечность.
Повесть побуждает благодарить ветеранов за стойкость и свободу. Богомолов восхищается любовью к родине детей войны. Они способны на многое и их вклад в победу очень большой.
Короткий пересказ «Иван»
Краткое содержание «Иван» Богомолов:
Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб.
Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее».
Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.
Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.
Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи.
Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.
Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге.
Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…».
А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.
Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашёл попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается.
Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.
Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож мальчику.
Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.
Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами.
В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.
Это интересно: повесть «Сотников» Быков написал в 1969 году. В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. На нашем сайте можно прочитать онлайн краткое содержание «Сотникова» по главам. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны.
Сюжет повести «Иван» по главам
«Иван» Богомолов краткое содержание с описанием каждой главы произведения:
Глава 1
Старшего лейтенанта Гальцева, который временно исполнял обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега был задержан мальчишка, который требовал отвести его в штаб к командиру.
Гальцев увидел перед собой «всего посиневшего от холода и дрожавшего» худенького мальчика лет одиннадцати. На строгие вопросы лейтенанта он отвечал лишь, что его фамилия Бондарев, и настойчиво требовал сообщить о своем прибытии в штаб. Гальцев отказывался сделать это, и лишь когда мальчик назвал фамилии штабных офицеров, поверил ему.
Подполковник Грязнов подтвердил: «Это наш парень». Мальчик достал из платка «зернышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвою», внимательно пересчитал их и записал данные на клочке бумаги, которую срочно отправил в штаб.
Глава 2
Иван никак не мог заснуть, и все время интересовался у Гальцева, доставлено его послание или нет. Вскоре появился «рослый темноволосый красавец» Холин, который встретил Ивана, как старого друга. Мальчик рассказал ему, что из-за немцев не мог добраться к лодке, и был вынужден отправиться вплавь через Днепр из другого села. Было большим чудом, «что ненастной ночью, в холодной октябрьской воде» он смог пересечь реку.
Холин привез Ивану чистую одежду. Когда мальчик переоделся, Гальцев заметил, что гимнастерка была «с орденом Отечественной войны, новенькой медалью «За отвагу»». Подкрепившись, Иван и Холин уехали на машине.
Глава 3
Спустя три дня к Гальцеву пришел старшина Катасонов, который попросил «посмотреть немца» с наблюдательного пункта. Он рассказал, что по приказу командующего Ванюшку в «школу посылают, в суворовскую», но тот отказывается. Мальчик, чью душу разъедала страшная ненависть к захватчикам, хотел всю войну провоевать разведчиком.
Гальцев отправился в обход в сопровождении Холина, который его отталкивал своей бесцеремонностью. Они зашли в батальонный медпункт, куда прибыл новый фельдшер – «статная, лет двадцати, красивая блондинка с ярко-голубыми глазами». Заметив заинтересованность Гальцева девушкой, Холин принялся всячески задевать его.
Глав 4
Приехал Ваня, который выглядел «посвежевшим и поздоровевшим». Он удивил Гальцева своей разговорчивостью и приветливостью. В этот раз Катасонов и Холин должны были «переправить мальчика через Днепр в тыл к немцам». Однако Иван и не думал волноваться – он грыз леденцы и смотрел журналы. Ему очень понравился нож Гальцева, но тот не мог подарить его мальчику, поскольку это была память о друге.
От Катасонова Гальцев узнал, что отец Вани, пограничник, погиб в первый же день войны. Крошечная сестренка была убита прямо на руках у мальчика, а о судьбе матери он ничего не знал.
Гальцев хотел присоединиться к разведчикам, но Холин отказал ему. Когда стало известно, что Катасонова срочно вызвал к себе командир Дивизии, его место занял Гальцев. Никто из них еще не знал, что Катасонов был убит.
Глава 5
Поужинав, Холин разложил карту и ввел Гальцева в курс дела. После тщательной подготовки они отправились выполнять операцию.
Глава 6
Благополучно переплыв реку, разведчики спрятали лодку. Ваня, нарочно одетый в старое рванье, покинул старших товарищей, и растворился в темноте.
Глава 7
Отпустив мальчика, Холин и Гальцев притаились в засаде. Вскоре в опасной близости от них прошли немцы. У Гальцева возникла «потребность, необходимость немедля убить их», и лишь благодаря хладнокровному и сдержанному Холину он не выдал их пребывание. Когда немцы удалились, разведчики вернулись к своим.
Холин рассказал, что Ивану «нужно пройти более пятидесяти километров», и на каждом шагу он может наткнуться на немецкий патруль. Он очень переживал за судьбу мальчика, которому, в случае опасности, никто не мог прийти на выручку.
Глава 8
Гальцев заказал у местного слесаря-умельца точно такую же финку, какая понравилась Ване. Он хотел при удобном случае передать нож если не самому мальчику, то хотя бы подполковнику Грязнову. Вскоре ему представилась такая возможность. От подполковника он узнал, что Иван вернулся с задания живым и невредимым.
После мальчика отправили учиться в училище, но он самовольно ушел. Гальцев попросил передать Ване финку, на что Грязнов ответил, что у него «этих ножей с десяток, не меньше». Подполковник не хотел вдаваться в подробности о маленьком разведчике – «чем меньше о них говорят и чем меньше людей о них знает, тем дольше они живут».
Глава 9
Сильное ранение привело к тому, что Гальцев стал «стал «ограниченно годным»» и был направлен в Берлин «для захвата немецких архивов и документов». Среди чудом сохранившихся документов Гальцев обнаружил фото Вани. В донесении было сказано, что был задержан школьник, «наблюдавший за движением эшелонов» в запретной зоне. При задержании он оказал яростное сопротивление, и после допроса был расстрелян.
Заключение
Своим произведением Владимир Богомолов хотел сказать, что война – тяжелейшее испытание, особенно для детей, которым приходилось делить все тяготы военного времени наравне со взрослыми.
Читайте также рассказ «Сашка» Кондратьева, написанный в 1979 году, во многом является автобиографичным произведением. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Сашка» по главам. В его основу легли воспоминания писателя, который воевал в стрелковой бригаде и лично принимал участие в ожесточенных боях под Ржевом.
Видео отзыв на повесть «Иван» Богомолова
Собственные выводы вы сделаете из краткого содержания рассказа Богомолова «Иван» для читательского дневника, который позволяет увидеть, какой сильный отпечаток война оставляет на детях.
- Краткие содержания
- Разные авторы
- Богомолов — Иван
Краткое содержание Богомолов Иван
Повествуя о предстоящем обходе боевого охранения, старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, поднимают с кровати раньше положенного времени из-за задержанного человека на берегу Днепра. Им оказался промокший мальчик лет одиннадцати. Назвавшись Бондаревым, он приказным тоном просит сообщить о себе в штаб.
Гальцев неуверенно докладывает капитану Маслову о происшествии. Однако мальчик настаивает на звонке начальнику разветотдела армии Грязнову и капитану Холину. По приказу Грязнова лейтенант обеспечивает Ивана всем необходимым, в том числе бумагой и чернилами. В течение часа мальчик делает подсчеты и записывает их на листе.
Уяснив обстановку, Гальцев проникается искренней жалостью и гордостью к задержанному. Он ухаживает за ним как за разведчиком. Предложив еду и теплую одежду, он укладывает его спать, а сам идет в обход через обстрелы прибрежной полосы реки. Приближаясь к местному посту охраны, Гальцев рассказывает бойцам вымышленные истории про этого мальчика, так как истинное положение его занятий должно оставаться в тайне.
Приезд Холина очень обрадовал Ивана. Из разговора товарищей становится понятно, что мальчик самостоятельно, с помощью бревна добрался по воде с противоположного берега октябрьским вечером. Привезенная мальчику форма привлекает внимание орденом и медалью «За отвагу». После разнообразного угощения капитан и Ваня садятся в машину и уезжают. Через несколько дней Гальцев принимает у себя старшину Катасонова, от которого узнает об отклонении Иваном предложения руководства поступать в суворовское училище. Мальчик готов на это лишь после окончания войны.
Представитель высшего штаба Холин приглашает Гальцева в обход. Его бесцеремонность отталкивает лейтенанта. На обратном пути он посещает военного фельдшера – молодую девушку, что становится поводом для насмешек со стороны Холина. Сам старается скрыть интерес к ней.
Собравшись в землянке, Холин, Катасонов и Иван обсуждают предстоящий поход. Грядущей ночью мальчик должен в одиночку переплыть через реку, пройти пятьдесят километров и попасть в тыл к немцам. Гальцев, проявляя инициативу, желает составить им компанию. Однако поначалу Холин высмеивает его неопытность, отказывая в разведке.
Иван обращает внимание на нож Гальцева, который является памятным подарком от погибшего друга Котьки Холодова, героически защищавшего родную страну. Лейтенант обещает Ване привезти подобный предмет.
Чтобы предупредить пост, Гальцев провожает участников разведки к лодке. Многое в этот раз узнает он от Холина о жизни Ивана: о службе в партизанском отряде, о пребывании в лагере смерти, о побеге из интерната, о погибшем его отце и сестренке.
В этот момент неожиданно приходит сообщение о том, что Катасонова вызвал командир дивизии. Мальчик обижен на капитана из-за того, что не успел с ним попрощаться. Он так и не узнал, что капитан погиб от вражеской пули. Заменяет убитого Гальцев. Получив инструктаж, он пытается написать письмо матери, но ему не удается.
Вооружившись, собрав необходимое, бойцы отправляются на операцию. Проводив Ивана, Холин и Гальцин остаются в засаде до определенного времени. Спустя час возвращаются в землянку. Гальцев сдерживает слово. Он заказывает слесарю нож, подобный своему, чтобы сделать подарок Ване.
Однажды ноябрьским днем происходит встреча лейтенанта с Грязновым, который с сожалением сообщает о побеге Вани из-за оформления его в училище. При этом убедительно поясняет никогда не упоминать имени и поступков мальчика, чтобы предостеречь его от беды. Встреча начальников становится последней. Холин также погибает во время очередной операции. Судьба Вани очень интересует Гальцева.
Некоторое время рассказчик находится в Берлине. Работая переводчиком, он случайно среди архивных документов обнаруживает фотографию Ивана. В пояснительной записке сказано, что задержание мальчика состоялось в момент его наблюдения за перемещением вражеских эшелонов. После допросов, на которых не удалось ничего выяснить, юный защитник Родины в 1943 году был расстрелян.
Рассказ учит проявлять стойкость в различных испытаниях, уметь дорожить дружбой, быть примером для подражания независимо от возраста.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Богомолов — Иван. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Погодин Дубравка
Одна маленькая девочка живет на побережье Черного моря. Дубравка любит активные дворовые игры с местными мальчиками: гоняет мяч, бегает на перегонки, в погоне за приключениями уплывает далеко в море
- Краткое содержание Антон Макаренко Флаги на башнях
В произведении «Флаги на башнях», созданном советским писателем Антоном Макаренко, описываются послереволюционные события в России.
- Краткое содержание сказки Три медведя Толстого
Одна девочка пошла в лес, и там заблудилась. Стала она искать обратную дорогу, да не нашла. Вместо этого она увидела на опушке маленькую избушку. Девочка зашла туда
- Краткое содержание Достоевский Вечный муж
В произведении три героя, которым присуща своя история. Вельчанинов Алексей – сорокалетний ловелас, прожигающий наследство. Трусоцкий Павел – чиновник с заурядной внешностью
- Краткое содержание Лиханов Кикимора
Во вступлении автор утверждает, что в мире есть неизбежное великое зло, но обычного зла, которое было бы в порядке вещей, быть не должно. Соглашаться с тем, что есть обычное зло, обычное горе, нельзя. Их надо преодолевать.