Иван сусанин рассказ для детей

<span class=bg_bpub_book_author>Ишимова А.О.</span><br>История России в рассказах для детей

  • Полный текст
  • Древнерусское государство *VI–XII века*
  • Славяне до 862 года
  • Начало русского государства и первые государи русские от 862 до 945 года
  • Святая Ольга от 945 до 957 года
  • Великий князь Святослав I от 957 до 972 года
  • Сыновья Святослава от 972 до 980 года
  • Крещение Руси от 980 до 988 года
  • Владимир христианин от 988 до 1015 года
  • Святополк окаянный от 1015 до 1019 года
  • Великий князь Ярослав I Владимирович от 1019 до 1054 года
  • Кудесники от 1054 до 1078 года
  • Ссоры князей от 1078 до 1097 года
  • Съезды князей От 1097 ДО 1113 года
  • Владимир Мономах от 1113 до 1125 года
  • Русь удельно-вечевая *XII–XIII века*
  • Олеговичи и Мономаховичи от 1125 до 1147 года
  • Начало Москвы от 1146 до 1155 года
  • Своевольство новгородцев от 1155 до 1167 года
  • Андрей Боголюбский от 1157 ДО 1174 года
  • Убиение Андрея Боголюбского 1174 год
  • Великий князь Михаил I от 1174 до 1176 года
  • Вступление на престол великого князя Всеволода III от 1176 до 1178 года
  • Слово о полку Игореве от 1178 ДО 1185 года
  • Ливония и немецкие рыцари от 1185 до 1202 года
  • Роман Волынский и княжество Галицкое от 1198 до 1212 года
  • Мстислав Мстиславич Удалой, князь новгородский от 1210 ДО 1218 года
  • Русь покоренная *XIII–XIV века*
  • Нашествие татар от 1219 до 1238 года
  • Россия покоренная от 1238 до 1243 года
  • Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года
  • Великий князь Ярослав III и князья литовские от 1263 до 1272 года
  • Дети Александра Невского от 1272 до 1304 года
  • Михаил Ярославич Тверской от 1304 до 1318 года
  • Соперничество Москвы с Тверью от 1319 до 1328 года
  • Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года
  • Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года
  • От Куликова поля до реки Угры *XIV–XV века*
  • Малолетство Дмитрия Иоанновича, великого князя московского от 1359 до 1362 года
  • Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380 года
  • Новое бедствие Москвы и разбои новгородцев от 1380 до 1388 года
  • Великодушие князя Владимира Храброго 1389 год
  • Великий князь Василий Дмитриевич от 1389 до 1425 года
  • Враги великого князя
  • Ссора на свадьбе великого князя Василия II от 1425 до 1433 года
  • Дмитрий Шемяка от 1433 до 1446 года
  • Последние годы княжения Василия Темного от 1446 до 1462 года
  • Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года
  • Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года
  • Освобождение Руси от 1478 до 1480 года
  • Московская Русь *XV–XVI века*
  • Новое состояние России от 1480 до 1498 года
  • Два наследника престола от 1498 до 1505 года
  • Покорение Пскова и совершенное уничтожение уделов от 1505 до 1523 года
  • Нравы и обычаи русских при Василии III от 1523 до 1533 года
  • Регентство Великой княгини Елены от 1533 до 1538 года
  • Детство и первая молодость Иоанна IV от 1538 до 1546 года
  • Царство Грозного царя и последние Рюриковичи *1547-1584-1597 года*
  • Чудесная перемена 1547 год
  • Казаки от 1547 до 1552 года
  • Покорение царства Казанского 1552 год
  • Кончина Анастасии от 1552 до 1560 года
  • Опричники и слобода Александровская от 1560 до 1569 года
  • Слабость России от 1569 до 1582 года
  • Ермак, покоритель Сибири от 1582 до 1584 года
  • Кончина Иоанна Грозного 1584 год
  • Новый царь и его любимец от 1584 до 1591 года
  • Углич и последний потомок Рюрика от 1591 до 1597 года
  • «Смутное время» *1598–1613 года*
  • Борис Годунов, царь России от 1597 до 1600 года
  • Мучительная жизнь убийцы от 1600 до 1603 года
  • Самозванец от 1603 до 1605 года
  • Поляки в Москве от 1605 до 1606 года
  • Смерть самозванца 1606 год
  • Несчастное царствование Шуйского от 1606 до 1610 года
  • Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский от 1609 до 1610 года
  • Междуцарствие от 1610 до 1613 года
  • Россия в годы правления первых Романовых *1613–1682 года*
  • Иван Сусанин и его потомство 1613 год
  • Скромность Романовых
  • Восстановление порядка и спокойствия от 1613 до 1619 года
  • Царица Евдокия
  • Продолжение царствования Михаила Федоровича до его кончины от 1619 до 1645 года
  • Боярин Морозов и народные мятежи от 1645 до 1649 года
  • Патриарх Никон от 1649 до 1654 года
  • Малороссия и Богдан Хмельницкий от 1654 до 1667 года
  • Величие души Алексея от 1667 до 1670 года
  • Рождение Петра I 1672 год
  • Царь Федор Алексеевич от 1676 до 1682 года
  • Россия накануне перемен *1682–1703 года*
  • Петр, десятилетний царь России 1682 год
  • Царевна Софья Алексеевна и стрельцы от 1682 до 1688 года
  • Петр, единодержавным обладатель России 1689 год
  • Начало русского флота и первая победа Петра от 1689 до 1697 года
  • Путешествие Петра в чужие края и последний бунт стрельцов от 1697 до 1700 года
  • Новые обычаи и война со Швецией от 1698 до 1703 года
  • Россия во времена реформ Петра I *1703–1725 ГОДА*
  • Новая столица, новые крепости и гавани от 1703 до 1708 года
  • Изменник Мазепа и Полтавская битва от 1708 до 1710 года
  • Царица Екатерина
  • Праздники и петербургские увеселения
  • Новое путешествие Петра в чужие края и царевич Алексей от 1717 до 1719 года
  • Мир со Швецией и Петр император
  • Последние деяния Петра I от 1722 до 1725 года
  • Кончина Петра Великого 1725 год
  • Эпоха дворцовых переворотов *1725–1762 года*
  • Императрица Екатерина I от 1725 до 1727 года
  • Петр II и князь Меншиков от 1727 до 1728 года
  • Долгорукие от 1728 до 1730 года
  • Императрица Анна Иоанновна 1730 год
  • Бирон
  • Войны с Польшей и Турцией от 1732 до 1739 года
  • Двор императрицы Анны
  • Император Иоанн и регентство Бирона 1740 год
  • Правительница Анна Леопольдовна от 1740 до 1741 года
  • Императрица Елизавета 1741 год
  • Непостоянство счастья от 1741 до 1742 года
  • Наследник престола и его супруга
  • Состояние Европы во время царствования императрицы Елизаветы от 1745 до 1756 года
  • Воина с Пруссией и кончина императрицы от 1756 до 1762 года
  • Император Петр III 1762 год
  • «Просвещенный век» Екатерины II *1762–1796 годы*
  • Первые пять лет царствования Екатерины II от 1762 до 1767 года
  • Первая турецкая война и первое разделение Польши от 1767 до 1772 года
  • Моровая язва и Пугачев от 1772 до 1775 года
  • Торжество мира с Турцией и учреждение губерний 1775 год
  • Вооруженный нейтралитет, или новая слава Екатерины от 1775 до 1780 года
  • Князь Потемкин-Таврический
  • Полуостров Крым и путешествие императрицы 1787 год
  • Вторая война с Турцией и Суворов от 1787 до 1790 года
  • Война и мир со Швецией 1790 год
  • Смерть Потемкина и мир с Турцией от 1790 до 1792 года
  • Польша от 1792 до 1795 года
  • Кончина Екатерины 1796 год
  • Правление Павла I *1796–1801 года*
  • Император Павел I от 1796 до 1797 года
  • Императрица Мария
  • Русские в Италии и Швейцарии от 1797 до 1801 года
  • Россия в годы правления Александра I *1801–1825 года*
  • Состояние Европы в первые четыре года царствования императора Александра I от 1801 до 1805 года
  • Воины с Францией и Тильзитский мир от 1805 до 1808 года
  • Завоевание Финляндии от 1808 до 1810 года
  • Новые успехи русских в военных и гражданских делах от 1810 до 1812 года
  • Отечественная война 1812 год
  • Александр в Париже
  • Конгресс в Вене 1815 год
  • Последние десять лет царствования Александра I от 1815 до 1825 года
  • Словарь
  • Условные сокращения

Россия в годы правления первых Романовых *1613–1682 года*

Иван Сусанин и его потомство 1613 год

В несколь­ких вер­стах от Костромы есть село Дом­нино. В нем живут сво­бод­ные посе­ляне, кото­рые не пла­тят никому пода­тей, не испол­няют ника­ких повин­но­стей, то есть не мостят дорог, не дер­жат лоша­дей для почты и про­ез­жих, не пред­став­ляют рекру­тов* на госу­да­реву службу, одним сло­вом, не знают ника­ких тяго­стей обще­ствен­ной жизни, а поль­зу­ются всеми ее выго­дами. Этих счаст­лив­цев назы­вают бело­паш­цами*. Зна­ете ли, милые мои дру­зья, отчего они насла­жда­ются такой при­ят­ной жиз­нью и кому обя­заны всеми сво­ими пре­иму­ще­ствами? Это любо­пыт­ное и тро­га­тель­ное про­ис­ше­ствие. Вы, навер­ное, побла­го­да­рите меня, если я рас­скажу его. Послу­шайте же.

В то время, когда сердца всех Рус­ских с соглас­ным, еди­но­душ­ным вос­тор­гом назвали своим госу­да­рем Миха­ила Рома­нова и уже с нетер­пе­нием ожи­дали изве­стия о том, как при­мут он и его бла­го­че­сти­вая мать, мона­хиня Марфа Иоан­новна, Мос­ков­ских послов, поехав­ших к ним с усерд­ными моль­бами от имени всего народа, Поляки, узнав об этой ново­сти и пред­видя, как повре­дит она их наме­ре­нию завла­деть Рос­сией, реши­лись погу­бить избран­ного царя. Шест­на­дца­ти­лет­ний юноша, отец кото­рого, плен­ник в Вар­шаве, опла­ки­вал бед­ствия сво­его Оте­че­ства, а мать про­во­дила печаль­ные дни в мона­стыр­ской келье, не мог быть стра­шен для силь­ных и мно­го­чис­лен­ных вра­гов, и его поги­бель каза­лась для них лег­кой: все зави­село только от того, чтобы сде­лать это раньше, чем послы успеют при­е­хать к нему и пре­вра­тить скром­ное, без­за­щит­ное жилище моло­дого боярина в непри­ступ­ный, окру­жен­ный вер­ными под­дан­ными дво­рец избран­ного государя.

Рас­суж­дая таким обра­зом, они отпра­вили отряд самых реши­тель­ных зло­деев в поме­стье Рома­но­вых. Это поме­стье было в Костром­ской губер­нии; Рома­но­вым при­над­ле­жало также и то село Дом­нино, о кото­ром мы гово­рили в начале этого рас­сказа. Отряд Поля­ков с ужас­ным наме­ре­нием уже явился в Дом­нино: оста­ва­лось не более вер­сты до той деревни, где был гос­под­ский дом, в кото­ром жил моло­дой Михаил в раз­луке с доб­рыми роди­те­лями, тоскуя о несчаст­ной судьбе отца и услаж­дая свою горесть только сви­да­ни­ями с мате­рью-мона­хи­ней, жив­шей в несколь­ких вер­стах от него, в Ипа­тьев­ском мона­стыре. Убийцы не знали дороги в эту деревню и слу­чайно встре­тили кре­стья­нина из села Дом­нино Ивана Суса­нина. Нетер­пе­ливо они начали рас­спра­ши­вать у него, как им найти поме­стье нового царя Миха­ила Федо­ро­вича, и, чтобы не пока­заться подо­зри­тель­ными, зло­деи при­тво­ри­лись, что посланы от его дру­зей с тем, чтобы раньше всех поздра­вить с неожи­дан­ным счастьем.

Но Суса­нин был умен и смет­лив: он скоро дога­дался, что имел дело не с дру­зьями, а с самыми жесто­кими вра­гами сво­его гос­по­дина. По одежде он тот­час узнал в них Поля­ков, а в то время этого было довольно, чтобы встре­во­жить вся­кого Рус­ского. Чув­ствуя, что от его скром­но­сти зави­села жизнь его боярина, он в ту же минуту решился на вся­кое пожерт­во­ва­ние, чтобы только спа­сти его. Искусно скрыв радость, кото­рая взвол­но­вала его сердце при изве­стии о том, что моло­дой Михаил Федо­ро­вич избран царем Рос­сии, он отве­чал на рас­спросы Поля­ков самым про­сто­душ­ным рас­ска­зом о том, что он очень хорошо знает поме­стье Рома­но­вых, что часто бывает там и может про­во­дить доро­гих гостей поме­щика до самого его дома. При­твор­ное про­сто­ду­шие кре­стья­нина обма­нуло Поля­ков: они пове­рили его сло­вам и велели вести их туда, куда он знает. Что ж он сде­лал и куда повел их? Совсем в обрат­ную сто­рону от пра­виль­ной дороги! А между тем успел еще отпра­вить моло­дому царю весть об угро­жав­шей ему опас­но­сти. Долго Поляки шли со своим про­вод­ни­ком, нигде не оста­нав­ли­ва­ясь, и, нако­нец, ночью при­шли в самый густой, дре­му­чий лес, где нико­гда никто не про­хо­дил и не про­ез­жал. И там еще долго водил их Суса­нин, уве­ряя, что сбился в тем­ноте с тро­пинки. Нако­нец, зло­деи начали дога­ды­ваться, что про­вод­ник обма­ны­вает их, и с гне­вом ска­зали ему это. «Нет! — отве­чал доб­рый, неустра­ши­мый Суса­нин, уже пред­видя свою мучи­тель­ную смерть. — Нет, не я вас, но вы обма­нули сами себя. Как вы могли поду­мать, что я выдам вам нашего госу­даря? Он теперь спа­сен, и вы очень далеко от его поме­стья! Вот вам моя голова, делайте со мной, что хотите, я отдаю себя Богу!»

Можете себе пред­ста­вить, милые чита­тели, какие жесто­кие муче­ния были награ­дой бла­го­род­ному Суса­нину за его вер­ность и муже­ство, за его вели­ко­душ­ное пожерт­во­ва­ние собой! Зло­деи, видя перед собой вер­ную смерть в лесу, где еще не было про­топ­тано ни одной тро­пинки, где земля была покрыта глу­бо­ким сне­гом, как будто гро­зив­шим замо­ро­зить их, бро­си­лись с неопи­су­е­мой яро­стью на доб­рого слугу Рома­но­вых, и ужасны были стра­да­ния, какие вытер­пел он, уми­рая от их рук. Но эти стра­да­ния были воз­на­граж­дены: на небе­сах Бог при­нял с любо­вью пре­крас­ную душу Суса­нина; на земле царь по-цар­ски награ­дил за его усер­дие и вер­ность: он дал детям сво­его спа­си­теля земли, лежав­шие в окрест­но­стях села Дом­нино, поло­вину деревни Дерев­нище, при­над­ле­жав­шей этому селу, и, нако­нец, все пре­иму­ще­ства и выгоды, кото­рые должны на веч­ные вре­мена отли­чать потом­ков Суса­нина от дру­гих госу­дар­ствен­ных кре­стьян. Здесь кстати ска­зать вам, что эти дети и их потомки носят не фами­лию Суса­ни­ных, а Соби­ни­ных. Это потому, что у Ивана не было сына, а была одна дочь Анто­нида, кото­рая была тогда заму­жем за Бог­да­ном Соби­ни­ным и имела двух сыно­вей: Данила и Кон­стан­тина. Вот они-то и вос­поль­зо­ва­лись награ­дой за герой­ский подвиг сво­его дедушки, и от них-то про­ис­хо­дят все бело­пашцы, кото­рых по послед­ним изве­стиям, насчи­ты­ва­лось уже в 1836 году сто пять душ муж­ского и сто два­дцать одна душа жен­ского пола.

Гра­финя Рас­топ­чина в своем «Собра­нии сти­хо­тво­ре­ний» посвя­тила несколько пре­крас­ных строк вос­по­ми­на­нию о Суса­нине. Навер­ное, мои чита­тели с боль­шим удо­воль­ствием про­чтут их:

«Тебе ль чугун, тебе ли мра­мор ставить,
Суса­нин, вер­ный сын, честь родины своей?..
Тебя ли можем мы прославить
Дея­ньем рук и гру­дами камней?
Чугун рас­то­пится… Полу­дня мра­мор белый
Раз­дро­бят дол­гие морозы Рус­ских зим…
Есть памят­ник иной: он тверд, несокрушим,
Он силен и велик, как ты, Суса­нин смелый!
Сей веч­ный памят­ник тебе сооружен
В серд­цах при­зна­тель­ных потомков:
Во дни кра­мол и смут, из пепла, из обломков,
С Рос­сией новою вос­стал, как феникс, он,
И с ней цве­тет под­несь, могу­чий и спокойный.
Да!.. Бла­го­ден­ствие и слава Россиян
Да… гром­кие хвалы позд­ней­ших сограждан —
Вот памят­ник, Суса­нина достойный!..»

Смутное время. Первый царь династии Романовых. Подвиг Ивана Сусанина

Главы из книги «О русских царях. Истории для детей»

В книге бабушка Татьяна Ивановна беседует с внуками Ваней и Аней, рассказывая об интересных фактах российской истории. Разговор касается и духовно-нравственных ценностей – дети сами проводят параллели между своей жизнью и жизнью Царской семьи.

Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908

Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908

Смутное время. Первый царь династии Романовых

– А начинается история династии Романовых более четырёхсот лет назад, когда в 1613 году был возведён на российский престол Михаил Фёдорович Романов.

Династия Романовых сменила династию Рюриковичей, которая правила в России более 700 лет. Последним царём из Рюриковичей, который имел наследников – Фёдора и Дмитрия, был Иван Грозный. После его смерти в начале 17 века началась чехарда и неразбериха с претендентами на царскую власть. Эти времена названы великой Смутой.

Трон занял старший сын Грозного Фёдор, который был не способен управлять страной и нуждался в умном советнике. Таким советником стал боярин Борис Годунов – он фактически захватил власть и правил государством все 13 лет, пока был жив Фёдор. По преданию, именно по поручению Годунова был убит маленький царевич Дмитрий, второй сын Ивана Грозного, как претендент на престол в будущем. Безжалостно уничтожал Годунов и других возможных соперников из бояр.

Царь Борис Фёдорович Годунов. Изображение XVII в.

Царь Борис Фёдорович Годунов. Изображение XVII в.

Фрагмент картины В.М. Васнецова. Царь Иван Грозный. 1897

Фрагмент картины В.М. Васнецова. Царь Иван Грозный. 1897

После смерти Фёдора Борис Годунов был избран царём. Но начавшийся в России страшный голод из-за неурожая три года подряд и недовольство в народе его правлением породили многочисленные крестьянские восстания. Волнения начались и в городах.

Кроме того, Московское государство подвергалось нападению поляков, литовцев, шведов и других чужеземцев.

Старые враги русского государства польские паны, воспользовавшись волнениями, решили захватить на Руси царский престол и подчинить русский народ своей власти. Они распустили слух, что царевич Дмитрий жив и собирается занять трон, который принадлежит ему по праву. Поляки отправили в Москву войско под предводительством своего ставленника, которого в народе прозвали Лжедмитрием. Борис Годунов умер, и самозванец воцарился на русском престоле. Вместе со своими приспешниками, которым он раздал русские земли, он стал грабить народ и пренебрегать русскими обычаями. Народное возмущение нарастало.

Н. Неврев. Присяга Лжедмитрия польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

Н. Неврев. Присяга Лжедмитрия польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

Лжедмитрий был убит в результате боярского заговора. На его место заступил боярин Василий Шуйский. Но появился новый самозванец, Лжедмитрий второй, который собрал войско и пошёл на Москву. До Москвы он не дошёл и остановился в Тушино, где ему присягнуло много городов. Возникло двоевластие: в Москве – Василий Шуйский, в Тушино – Лжедмитрий второй. Шуйский нанял шведские войска для расправы над самозванцем. Это вызвало недовольство Польши, и в 1610 году Польша начала наступление на Москву.

Семь самых влиятельных и богатых бояр свергли Шуйского и фактически признали в Москве власть польского короля Сигизмунда, отдав ему бразды правления страной. Этот период назвали «семибоярщиной». Король Польши Сигизмунд и шведский принц Карл Филипп стали реальными претендентами на русский престол.

Как видите, начало 17 века было временем разрухи и анархии, то есть безвластия. Возникла серьёзная опасность исчезновения русской государственности. Поскольку царский род прервался, а Российское царство оказалось под властью иноземцев, оно могло перестать существовать как самостоятельное независимое государство.

Тогда нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение и дали жёсткий отпор иноземным завоевателям. Ополчение освободило Москву 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года от захватчиков. Этот день в России теперь отмечается как День народного единства.

А в 1818 году по указу императора Александра I был установлен памятник народным героям.

– Мы видели этот памятник на Красной площади в Москве! – воскликнула Аня.

Памятник Минину и Пожарскому

Ваня добавил:

– Да это, по сути, главный памятник страны, и стоит он на главной площади России. На нём написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия».

– И есть за что благодарить! С изгнанием иноземцев из Москвы завершился долгий период Смутного времени. Это был переломный момент для всей русской истории. Независимость России была сохранена для будущих поколений.

Итак, Москва была освобождена от иностранных оккупантов, теперь нужен был царь из народа. Для избрания нового царя было решено созвать Земский Собор в Ипатьевском монастыре в городе Костроме.

На это собрание были приглашены представители русских городов, самые уважаемые люди от каждого сословия – дворянства, боярства, духовенства, казачества, стрельцов, крестьян. Вы только представьте, на Руси ещё в 17 веке царя всем народом выбирали, вот какая демократия была у нас!

Патриарх Гермоген, который пользовался огромным авторитетом, сказал: «Из доброго рода выбирайте, из благочестивого». Таким оказался род бояр Романовых, а среди Романовых выбрали 16-летнего Михаила, который являлся дальним родственником Ивана Грозного. Мать Михаила, монахиня Марфа, поначалу не хотела благословлять сына на царство. Она понимала, что это риск для его жизни, для всего рода. Да и молод ещё сын! Но, в конце концов, после уговоров бояр и беседы с патриархом, мать всё-таки благословила сына, чтобы он возглавил русский трон. И в марте 1613 года состоялась коронация Михаила Фёдоровича и таинство помазания на царство.

А. Кившенко. Михаил Фёдорович. Депутация от Земского собора. 1880

А. Кившенко. Михаил Фёдорович. Депутация от Земского собора. 1880

– А что значит таинство помазания? – тут же спросила Аня.

– Во время этого обряда происходит таинство сошествия Святого Духа на помазанника Божия. Русский народ всегда верил, что всем управляет Бог, и что царь является представителем Бога на Земле. Царь знает волю Бога и поэтому управляет страной не своей волей, а волей Бога. А для того чтобы царь знал волю Бога, он должен быть духовно чистым, нравственным и верующим человеком. Тогда и страна будет процветать. Вот почему избрали Михаила Романова, как чистого юношу благочестивых родителей.

Земский Собор не только избрал нового царя, но все его участники подписали торжественную клятву. От имени всего русского народа они поклялись в верности царю и его потомкам, сколько бы их ни было в роду. А кто нарушит клятву, «тому не будет благословения отныне и до века», то есть на все времена. И эта клятва распространяется на весь русский народ и на нас с вами. Мы – представители народа, давшего клятву верности царю за себя и за своих потомков и не исполнившего её.

Подвиг Ивана Сусанина

– Однако только что избранный царь мог погибнуть, а возрождение России могло не состояться, если бы не подвиг всего одного человека – простого костромского крестьянина Ивана Сусанина.

Татьяна Ивановна заметила, как при этих словах глаза Ани расширились, а Ваня весь подался вперёд в напряжённом внимании. Она продолжала рассказ:

– За Михаилом охотились поляки и литовцы. Иноземным завоевателям очень не хотелось, чтобы Россия становилась сильным государством под руководством православного царя. Они всё ещё лелеяли надежду посадить на русский трон своих ставленников и навязать свою религию.

Польско-литовский отряд рыскал по Костромскому краю в поисках Михаила и его матери (отца ещё раньше забрали в польский плен). На окраине деревни, в которой на ту пору остановились беглецы, преследователи встретили Ивана Сусанина. Они потребовали показать им место, где укрылись Романовы. Сусанин согласился проводить их, а на самом деле завёл далеко в топкое болото. Когда поляки поняли, что крестьянин завёл их в тупик, они зверски его убили. По легенде, сами враги утонули в болоте.

А. Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855

А. Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855

По другой версии Сусанин укрыл Михаила с матерью в овинной яме и забросал её головешками и горелой ветошью, чтобы собаки не смогли взять след. Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика, но тот не выдал беглецов. Тогда враги изрубили крестьянина и ускакали прочь.

В благодарность за спасение Михаил Фёдорович щедро наградил родственников павшего героя и впоследствии дозволил всем потомкам рода Сусаниных не платить податей и не поставлять рекрутов.

– А что это значит? – спросила Аня.

– Это значит, что Сусанины были освобождены от уплаты налогов и из их семьи никогда не призывали мужчин в солдаты. А военная служба в те времена длилась долгих 25 лет. И эти привилегии подтверждались неоднократно другими царями рода Романовых – не был забыт подвиг простого крестьянина, который отдал жизнь за основателя царской династии.

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка посвятил свою знаменитую оперу «Жизнь за царя» подвигу Ивана Сусанина. Опера до сих пор идёт на лучших оперных сценах мира.

Дети притихли, погрузившись в размышления. Солнце село, и вечерние тени растворились в сумраке веранды.

– Вань, а ты бы смог так, как Иван Сусанин? – спросила Аня.

– Я и сам думаю над этим, – отозвался Ваня.

– А я боюсь боли, – призналась девочка. – Я бы, наверно, не выдержала пыток.

– Человек способен выдержать многое, – сказала бабушка. – Если его дух силён, то в самый критический момент человек сделает такое, о чём даже не подозревал. Ради Любви – любви к людям, к своей стране, любви к истине – человек может совершить невозможное. Такие люди, не раздумывая, отдадут жизнь «за други своя».

– А мама говорит, что жизнь – это самое ценное, что есть на земле.

– Так и есть, дорогие мои. Но человек имеет право выбора пожертвовать своей жизнью на благо других людей. А вот чужими жизнями жертвовать нельзя.

* * *

Новая книга «О русских царях» для детей

Книга «О русских царях»

Книга Елены Ильиной и Галины Павловой рассказывает о происхождении династии Романовых и о семье последнего императора Николая II.

Повествование построено в виде бесед бабушки и дедушки с внуками. В них сообщается об интересных и малоизвестных фактах российской истории.

Взрослые совместно с юными героями книги на примерах из жизни русских монархов обсуждают духовно-нравственные ценности, которые были важны не только для царской семьи, но являются жизненно необходимыми и для современных семей.

Книга иллюстрирована множеством чёрно-белых фотографий и цветной вклейкой.

Книга предназначена для среднего школьного возраста и также будет интересна родителям, педагогам и лекторам.

О русских царях. Истории для детей / Е.Ю. Ильина, Г.Л. Павлова. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2021. – 104 с., ил. – ISBN 978-5-6043718-8-6.

Формат – 200 х 260 мм. Цена книги (без учёта доставки) – 260 рублей.

Вы можете заказать книгу:

по e-mail: sirius.book@gmail.com

и по телефонам: (3812) 489-187, +7-908-114-2478


Смотрите также:


Новые факты на смену старой лжи:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

детский сад № 101 города Тюмени

ИТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

в подготовительной к школе группе

Тема: «Иван Сусанин – защитник земли русской»

                                              Воспитатель:

                                                                      Вахнина Юлия Игоревна

Тюмень, 2014

Программные задачи:

Познавательное развитие:

Углубление знаний о защитниках Отечества;

— Воспитание уважения к защитникам Отечества.

Речевое развитие:

— Совершенствование умения более точно характеризовать ситуацию, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Художественно – эстетическое развитие:

Знакомство с элементарными музыкальными понятиями (опера), творчеством композитора;

— Обогащение музыкальных впечатлений детей (вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера);

— Развитие умения активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации.

Материалы и оборудование:

Портреты защитников Отечества от богатырей до наших дней;

— Портрет композитора М.И. Глинки;

— Картинки хора, оперы;

— Музыкальный центр;

— Мультимедийное оборудование;

— Заготовки под фоторамки;

— Материал для оформления рамки: прокрашенные фигурные макороны, цифры из соленого теста, клей ПВА, кисточки, салфетки.

Предварительная работа:

 Беседа о защитниках Отечества;

— Физкультминутка «Солдаты»;

— Рисование фона для рамки;

— Лепка цифр из соленого теста.

Словарная работа:

Уточнять, расширять и активизировать, словарь по теме «Защитники отечества» (богатыри, полководец, артиллеристы,   отечество, Русь, защитники, опера, композитор).

Ход занятия

Ребята сегодня я хочу пригласить вас посетить фотогалерею посвященную защитником русской земли.

— Кто мне скажет, что такое фотогалерея? (ответы)

Нашу землю защищали с давних времен до сегодняшнего времени.

Посмотрите внимательно на портреты защитников русской земли, что у них общего? (ответы)

 А есть ли среди них герои не похожие на остальных? (ответы) Чем они отличаются? (ответы).

Да ребята совершенно верно (показываю на картину сусанина), здесь изображён простой крестьянин Иван Сусанин, который благодаря своему героическому поступку получил призвание – защитник земли русской. А сейчас я хочу вас пригласить  в кинозал, где напомню об истории подвига русского героя Ивана Сусанина. (Презентация)

Вы уже знаете, что на трон царя Руси, многие враги разных народов, хотели поставить своих царей. И поляки хотели поставить на Руси своего царя Сигизмунда. Но русский народ решил:  «Михаил Федорович романов будет нашим царем!» Узнали враги об избрании Михаила на царство и задумали злое дело: убить молодого царя!

Отправили они целый отряд польских воинов в село, где жил молодой царь. Дорога шла густым темным лесом, и поляки заблудились. Долго бродили они и встретили русского крестьянина  Ивана Сусанина. Шел он с внуком домой. Поляки велели ему вести их в то село, где жил молодой царь.

Крестьянин почувствовал недоброе и незаметно послал внука Ваню предупредить царя, а сам повел вражеский отряд совсем в другую сторону, в дремучую чащу леса.

Разыгралась метель. Было темно и морозно. Он завел их в дремучий лес,  а когда поляки это поняли, то потребовали вывести их на дорогу. Иван Сусанин отказался. Тогда поляки разозлились на его. Иван Сусанин погиб. Враги и сами не смогли найти дороги обратно. Весь отряд погиб в лесу от мороза и голода.

Так храбрый и великий душой Иван Сусанин не пожалел своей жизни – спас царя. Русский народ чтит героя.

В городе Костроме поставлен памятник Ивану Сусанину:

—  памятник «Царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину»

—   Барельеф на постаменте Царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину

— современный памятник Ивану Сусанину

— Памятник в честь 300- летия Дома Романовых.

— В Великом Новгороде. Иван Сусанин на памятники «1000 – летия России»

В Костромской области в честь Ивана Сусанина назвали Целый район – Сусанинский район и на гербе этого района изображен Иван Сусанин.

 — Изображение Ивана Сусанина так же есть и на монетах. В честь Ивана Сусанина были написаны стихи и другие литературные произведения. Есть даже музей в честь Ивана Сусанина.

Ребята, а кто создает памятники? Конечно, скульпторы, а русский композитор М. И. Глинка написал оперу, которая называется «Жизнь за царя. Это тоже памятник герою, который создан средствами музыки. Подробнее об этом вам расскажет Людмила Аркадьевна, для этого нам надо пройти в музыкальную гостиную.

 Сначала, ребята я расскажу вам, что такое опера. Это большой музыкальный спектакль, в котором участвуют, симфонический оркестр, и хор, и солисты. Многие оперы написаны по какому – нибудь литературному произведению, сказке или о каком – либо значительном событии. Вот эта опера М.И. Глинки написана о подвиге простого русского крестьянина Ивана Сусанина, который имел большое значение для истории России.

Это очень большое музыкальное произведение. А мы сейчас познакомимся лишь с некоторыми отрывками. Обратите внимание на то, что музыка Глинки похожа на народную. Вот, например, ария Сусанина. Она звучит как протяженная русская песня. (Звучит ария Ивана Сусанина)

— Как вы думаете какие чувства испытывал Иван Сусанин в последние часы перед гибелью? (Ответы)

— Каков характер музыки? (Ответы)

-Что представили себе вы, слушая эту музыку? (Ответы)

А сейчас прозвучит заключительный хор «Славься!». Этим гимном русскому народу, русской земле заканчивается опера. А гимн – это торжественная песня, которая прославляет кого – либо или что – либо. (Слушание хора «Славься!»)

— какие чувства, ребята вы испытываете, когда слушаете эту музыку? Каков ее характер? (Ответы)

— Опера Глинки об Иване Сусанине заканчивается победой русского народа над польскими захватчиками. И хотя главный герой оперы погибает, смерть его не напрасна. Он отдал жизнь за наше государство, а значит и за нас с вами!

Большое спасибо, Людмила Аркадьевна, за интересный рассказ.

Ребята мы сегодня с вами узнали много нового и интересного, что нашу родину защищали не только богатыри и полководцы, но и простые люди, как Иван Сусанин, которого стали называть – защитник земли русской.

И в наше время есть много героев, которые в любой момент могут встать на защиту нашей родины.

— Ребята, а кто на сегодняшний день защищает нашу родину? (ответы детей: морфлот, пограничники, воздушный десант)

Совершенно верно. А сейчас мы отдохнем и превратимся в солдат.

Физминутка

Воспитатель ударяет в барабан.

Барабан гудит, поет,

На парад ребят зовет.

Двадцать маленьких ребят

Зашагали на парад.

Дети маршируют.

Быстро скачет на конях

Кавалерии отряд.

Плывут но морю корабли.

Посмотрите, тут они.

(Двигаются прямым галопом.

Прижимают ладошки друг к другу («лодочки») и покачивают ими из стороны в сторону.)

В небо летчики-пилоты

Ведут большие самолеты.

А теперь крикнуть пора

Армии «Ура!».

  Мы немного отдохнули, а теперь скажите, кто служит в нашей армии (ответы: все мужчины страны). И ваши папы служили в армии, и их мы тоже может называть защитниками отечества.

А как называется праздник, в честь всех защитников страны? (23 февраля)

В этот праздник мы всегда делаем сувениры нашим папам, и сегодня мы посетим художественный салон, где продолжим создавать наши подарки.

Иван Сусанин и его потомство 1613 год

В нескольких верстах от Костромы есть село Домнино. В нем живут свободные поселяне, которые не платят никому податей, не исполняют никаких повинностей, то есть не мостят дорог, не держат лошадей для почты и проезжих, не представляют рекрутов* на государеву службу, одним словом, не знают никаких тягостей общественной жизни, а пользуются всеми ее выгодами. Этих счастливцев называют белопашцами*. Знаете ли, милые мои друзья, отчего они наслаждаются такой приятной жизнью и кому обязаны всеми своими преимуществами? Это любопытное и трогательное происшествие. Вы, наверное, поблагодарите меня, если я расскажу его. Послушайте же.

Подвиг Ивана Сусанина.

Иван Сусанин (?-1613) — Русский крестьянин, житель села Домнино Костромского уезда. Зимой 1613 года, спасая молодого царя, он завел в непроходимые леса Польских и Литовских воинов. Подвигу Ивана Сусанина посвящена опера М. Глинки «Жизнь за царя».

В то время, когда сердца всех Русских с согласным, единодушным восторгом назвали своим государем Михаила Романова и уже с нетерпением ожидали известия о том, как примут он и его благочестивая мать, монахиня Марфа Иоанновна, Московских послов, поехавших к ним с усердными мольбами от имени всего народа, Поляки, узнав об этой новости и предвидя, как повредит она их намерению завладеть Россией, решились погубить избранного царя. Шестнадцатилетний юноша, отец которого, пленник в Варшаве, оплакивал бедствия своего Отечества, а мать проводила печальные дни в монастырской келье, не мог быть страшен для сильных и многочисленных врагов, и его погибель казалась для них легкой: все зависело только от того, чтобы сделать это раньше, чем послы успеют приехать к нему и превратить скромное, беззащитное жилище молодого боярина в неприступный, окруженный верными подданными дворец избранного государя.

Рассуждая таким образом, они отправили отряд самых решительных злодеев в поместье Романовых. Это поместье было в Костромской губернии; Романовым принадлежало также и то село Домнино, о котором мы говорили в начале этого рассказа. Отряд Поляков с ужасным намерением уже явился в Домнино: оставалось не более версты до той деревни, где был господский дом, в котором жил молодой Михаил в разлуке с добрыми родителями, тоскуя о несчастной судьбе отца и услаждая свою горесть только свиданиями с матерью-монахиней, жившей в нескольких верстах от него, в Ипатьевском монастыре. Убийцы не знали дороги в эту деревню и случайно встретили крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина. Нетерпеливо они начали расспрашивать у него, как им найти поместье нового царя Михаила Федоровича, и, чтобы не показаться подозрительными, злодеи притворились, что посланы от его друзей с тем, чтобы раньше всех поздравить с неожиданным счастьем.

Но Сусанин был умен и сметлив: он скоро догадался, что имел дело не с друзьями, а с самыми жестокими врагами своего господина. По одежде он тотчас узнал в них Поляков, а в то время этого было довольно, чтобы встревожить всякого Русского. Чувствуя, что от его скромности зависела жизнь его боярина, он в ту же минуту решился на всякое пожертвование, чтобы только спасти его. Искусно скрыв радость, которая взволновала его сердце при известии о том, что молодой Михаил Федорович избран царем России, он отвечал на расспросы Поляков самым простодушным рассказом о том, что он очень хорошо знает поместье Романовых, что часто бывает там и может проводить дорогих гостей помещика до самого его дома. Притворное простодушие крестьянина обмануло Поляков: они поверили его словам и велели вести их туда, куда он знает. Что ж он сделал и куда повел их? Совсем в обратную сторону от правильной дороги! А между тем успел еще отправить молодому царю весть об угрожавшей ему опасности. Долго Поляки шли со своим проводником, нигде не останавливаясь, и, наконец, ночью пришли в самый густой, дремучий лес, где никогда никто не проходил и не проезжал. И там еще долго водил их Сусанин, уверяя, что сбился в темноте с тропинки. Наконец, злодеи начали догадываться, что проводник обманывает их, и с гневом сказали ему это. «Нет! — отвечал добрый, неустрашимый Сусанин, уже предвидя свою мучительную смерть. — Нет, не я вас, но вы обманули сами себя. Как вы могли подумать, что я выдам вам нашего государя? Он теперь спасен, и вы очень далеко от его поместья! Вот вам моя голова, делайте со мной, что хотите, я отдаю себя Богу!»

Печати патриарха Филарета

Можете себе представить, милые читатели, какие жестокие мучения были наградой благородному Сусанину за его верность и мужество, за его великодушное пожертвование собой! Злодеи, видя перед собой верную смерть в лесу, где еще не было протоптано ни одной тропинки, где земля была покрыта глубоким снегом, как будто грозившим заморозить их, бросились с неописуемой яростью на доброго слугу Романовых, и ужасны были страдания, какие вытерпел он, умирая от их рук. Но эти страдания были вознаграждены: на небесах Бог принял с любовью прекрасную душу Сусанина; на земле царь по-царски наградил за его усердие и верность: он дал детям своего спасителя земли, лежавшие в окрестностях села Домнино, половину деревни Деревнище, принадлежавшей этому селу, и, наконец, все преимущества и выгоды, которые должны на вечные времена отличать потомков Сусанина от других государственных крестьян. Здесь кстати сказать вам, что эти дети и их потомки носят не фамилию Сусаниных, а Собининых. Это потому, что у Ивана не было сына, а была одна дочь Антонида, которая была тогда замужем за Богданом Собининым и имела двух сыновей: Данила и Константина. Вот они-то и воспользовались наградой за геройский подвиг своего дедушки, и от них-то происходят все белопашцы, которых по последним известиям, насчитывалось уже в 1836 году сто пять душ мужского и сто двадцать одна душа женского пола.

Царь Михаил Федорович. Титулярник 1762 г.

Михаил Федорович Романов (1596–1645) — первый царь из рода бояр Романовых, управлял Русским государством с 1613 по 1645 г. Далеким предком семьи Романовых считается Андрей Иванович Кобыла, живший в XIV веке и служивший князю Симеону Гордому. Сын Андрея Кобылы — Федор Кошка — служил Дмитрию Донскому. Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева стала женой Иоанна Грозного.

Семейство Царя Михаила I Федоровича Романова: Супруги: Мария Владимировна, княжна Долгорукова; Евдокия Лукьяновна, дочь дворянина Стрешнева.

Сыновья: Алексей, наследовал престол;

Иоанн, скончался в детстве;

Василий, скончался в детстве.

Дочери: Ирина, Пелагея, Анна, Марфа, София, Татьяна, Евдокия.

Графиня Растопчина в своем «Собрании стихотворений» посвятила несколько прекрасных строк воспоминанию о Сусанине. Наверное, мои читатели с большим удовольствием прочтут их:

«Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить,

Сусанин, верный сын, честь родины своей?..

Тебя ли можем мы прославить

Деяньем рук и грудами камней?

Чугун растопится… Полудня мрамор белый

Раздробят долгие морозы Русских зим…

Есть памятник иной: он тверд, несокрушим,

Он силен и велик, как ты, Сусанин смелый!

Сей вечный памятник тебе сооружен

В сердцах признательных потомков:

Во дни крамол и смут, из пепла, из обломков,

С Россией новою восстал, как феникс, он,

И с ней цветет поднесь, могучий и спокойный.

Да!.. Благоденствие и слава Россиян

Да… громкие хвалы позднейших сограждан —

Вот памятник, Сусанина достойный!..»

Простолюдинка

Русская женщина в душегрейке и кике

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Иван Сусанин: был ли подвиг?

Иван Сусанин: был ли подвиг?
Это вопрос не досужий – ведь документы о подвиге костромского крестьянина имеют более позднее происхождение. Но достоверно известно, что зимой 1613 г., в момент избрания на царство, Михаил с матерью находился в родовой вотчине Романовых под

Где погиб Сусанин

Где погиб Сусанин
Еще одна вековая тайна болота была раскрыта в начале 2008 года – на этот раз в России. У поселка Исупово Сусанинского района Костромской области, где столетие назад было обширное болото, археологи обнаружили сотни человеческих останков и сорок нательных

Иван Сусанин и его потомство 1613 год

Иван Сусанин и его потомство
1613 год
В нескольких верстах от Костромы есть село Домнино. В нем живут 105 свободных поселян, которые не платят податей, не исполняют никаких повинностей, т.е. не мостят дорог, не держат лошадей для почты и проезжих, не представляют рекрутов на

«Потомство отомстит»

«Потомство отомстит»
Еще Павел I, как известно, велел вернуть Радищева из Сибири, впрочем, под надзор, в деревню. Первый русский революционер, столь завороженный революционным громом 1789–1790-х годов, едва избежавший смертной казни за свою более чем смелую книгу, получил

Глава 14. Иван Сусанин — трагедия или водевиль?

Глава 14. Иван Сусанин — трагедия или водевиль?
О местопребывании инокини Марфы с сыном Михаилом и свитой в конце 1612 г. — начале 1613 г. историки спорят уже два века. То, что она поехала в район Костромы, вполне естественно: там были многочисленные вотчины Романовых и два

2.3. «Первая часть» Домициана — это, в основном, Михаил Романов, а «первая часть» Сабина — это Иван Сусанин + Богдан Сабинин

2.3. «Первая часть» Домициана — это, в основном, Михаил Романов, а «первая часть» Сабина — это Иван Сусанин + Богдан Сабинин
Как мы сейчас увидим, первая часть жизнеописания «античного» Домициана является отражением Михаила Романова, а «первая часть» Сабина — отражением

Иван Сусанин

Иван Сусанин
К.Ф. Рылеев. Думы:«В исходе 1612 года юный Михаил Феодорович Романов, последняя отрасль Рюриковой династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: сии пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына

Неисчислимое потомство

Неисчислимое потомство
Император перед смертью оглядывал толпу своих внебрачных сыновей и дочерей, возможно, даже не будучи лично знакомым с некоторыми из них. Из переписки его внуков Карла и Фердинанда можно понять, что оба правителя получили тяжелое наследие в виде

Глава 14 Иван Сусанин — трагедия или водевиль?

Глава 14
Иван Сусанин — трагедия или водевиль?
О местопребывании инокини Марфы с сыном Михаилом и свитой в конце 1612 г. — начале 1613 г. историки спорят уже два века. То, что она поехала в район Костромы, вполне естественно: там были многочисленные вотчины Романовых и два

Иван Сусанин

Иван Сусанин
После изгнания поляков из Москвы, бояре и народ избрали на царство Михаила Федоровича Романова.В то время прославился крестьянин из оперы «Жизнь за царя» Иван Сусанин.Однажды в дом Сусанина ворвалась банда польских воинов и потребовала, чтобы он их повел к

КОГДА И КОГО СПАС ИВАН СУСАНИН?

КОГДА И КОГО СПАС ИВАН СУСАНИН?
Подвиг костромского крестьянина, спасшего русского царя и погубившего отряд польско-литовских интервентов, долгое время был излюбленной темой писателей, поэтов и композиторов. Но, несмотря на огромную популярность, история сусанинского

О СТАТЬЕ г. КОСТОМАРОВА «ИВАН СУСАНИН»

О СТАТЬЕ г. КОСТОМАРОВА «ИВАН СУСАНИН»
От увлечений польской исторической литературы перейдем к увлечениям русской. Причины увлечений очень хорошо излагаются в недавно вышедшей статье профессора Костомарова Иван Сусанин. «В важных исторических событиях, – говорит

Сусанин наоборот

Сусанин наоборот
В русской историографии сложилась пусть не всеобъемлющая, но очень весомая традиция трактовать «опричнину» как некий радикальный «перелом» политики Иоанна Грозного, распадающейся как будто на два противоположных этапа (до введения опричнины и после

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.

Иван Сусанин. Подвиг

М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Читайте также — «За веру православную стою…» Козьма Минин

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Иван Сусанин

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

Михаил Федорович Романов. История про Ивана Сусанина

Михаил Федорович Романов

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Читайте также — Шипка, Плевна и Белый Генерал – 7 фактов о русско-турецкой войне

Иван Сусанин. Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже

Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит». —

«Злодей !», закричали враги закипев:
«Умрешь под мечами !» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —
«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила :
Она для России спасла Михаила!

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Читайте также:

  • О смутном времени. «Разрешительная грамота» двух святых патриархов
  • Уроки Смуты, или 400 лет спустя (Опрос экспертов)
  • Смута. Была или будет?

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

  • Иван яковлевич билибин иллюстрация к сказке об иване царевиче жар птице и сером волке
  • Иван чай рассказ о растении
  • Иван чай рассказ для детей 2 класса окружающий мир
  • Иван царский сын сказка
  • Иван царевич характеристика героя из сказки царевна лягушка