Ивонн страховски рассказ служанки

Ивонн Страховски начала карьеру в Голливуде с сериала «Чак», но по-настоящему известной стала позже, сыграв серийную убийцу в «Декстере» и ультраконсервативную мучительницу в «Рассказе служанки». Ей определенно удаются роли жестоких, психологически травмированных героинь, склонных к садизму; роль Яснорады (Серены Джой) в сериале по роману Маргарет Этвуд принесла актрисе первую номинацию на «Золотой глобус». В интервью Страховски рассказала, почему выбрала для себя такое амплуа и как получала свои главные роли.

О своей роли в «Рассказе служанки»

У меня много вопросов к моей героине, начиная с того, почему она вообще в Гилеаде и почему так стремится быть частью этого движения. Изначально ею движет пуристская идея помочь человечеству и вдохновить молодых женщин на рождение детей. Но в итоге это превратило ее в персонажа с сильнейшим внутренним конфликтом. Серена напоминает мне банку с червями — в ней кроется сплошной клубок противоречий. Она постоянно борется со своими истинными эмоциями и с тем, какой отклик находят в ней события. Она ищет в себе силы, чтобы смириться с тем, что каждый гражданин должен пожертвовать собой ради общего блага, ради величия Республики Гилеад. Ей кажется, что будущим поколениям будет легче, потому что они не будут знать об этих жертвах. Новый сезон интересен мне прежде всего тем, что Серена в очередной раз поймет, насколько она уязвима в действительности.

Я с самого начала считала ее очень травмированной. Когда я впервые пришла на прослушивание на эту роль и познакомилась с Брюсом Миллером, написавшим сценарий для экранизации, я не читала эту книгу и не знала ничего о «Рассказе служанки», кроме нескольких страниц сценария, которые мне дали прочесть. Именно в тот момент я решила для себя, какой будет моя героиня, пытаясь представить, почему она была такой холодной и загадочной в пилотном эпизоде. И меня осенило, что, скорее всего, в ее взаимоотношениях не было настоящего доверия и физической близости. Между этими двумя людьми зияла пустота. Очевидно, она обязана была следовать законам Гилеада и не могла позволить себе нормальные человеческие отношения. Я буквально физически почувствовала, насколько разрушительны подобные обстоятельства для женщины. С самого начала для меня не было загадкой, почему она была такой жестокой.

«Рассказ служанки»

О своих психологически сломленных героинях

Признаюсь, меня всегда привлекали роли с элементами трагедии. Мне очень нравится собирать пазл и разгадывать, почему эти люди стали такими. Именно поэтому мне кажется очень странным, что я вообще могла оказаться в комедийном проекте. Я всегда думала, что мне больше подойдут исторические или костюмные истории, например пьесы Шекспира или «Гордость и предубеждение».

Ханна в «Декстере» стала своего рода предвестником роли Серены Джой в «Рассказе служанки». Я очень любила эту роль. Майкл С. Холл, сыгравший Декстера, был моим вдохновением, я многое позаимствовала у него, работая над своим образом. Ханна была непростым персонажем — с невероятным самоконтролем и харизмой, с умением манипулировать и обманывать. Но всегда нужно помнить, что она сумасшедшая социопатка и серийная убийца, которой движут только ее личные причуды.

Эта роль и мой дебют на Бродвее дали мне шанс на роль, которая подарила мне номинацию на «Золотой глобус». Сразу после «Декстера», в 2012 году, я сыграла Лорну Мун в пьесе Клиффорда Одетса «Золотой мальчик», действие которой происходит в 1930-е годы. Моя героиня была девушкой с резким характером, тоже очень сложная и психологически травмированная. На сцене меня увидели несколько кастинг-директоров «Рассказа служанки», так я и попала в сериал.

«Декстер»

О решении стать актрисой

Я даже не помню, когда я впервые захотела стать актрисой. В детстве я тайком забирала камеру своего отца — у него была такая большая камера JVC, — и мы с друзьями снимали телесериалы везде, где только можно было. На урок актерского мастерства я попала в 12 лет, когда была неуклюжим подростком с плохой кожей и брекетами.

Мой отец — инженер-электронщик, мама — химик. Им очень нравилось, что я была общительным ребенком, но их слегка беспокоило то, что я решила стать актрисой сразу после школы. Они мне пытались объяснить, что в актерской профессии нет постоянной занятости и уровень безработных в этой индустрии очень высок. Но я уперлась, потому что в глубине души знала: это именно то, чем я хочу заниматься всю свою жизнь. Никогда в этом не сомневалась.

О карьере в Голливуде

Самым сложным для меня было найти здесь друзей. Первые шесть лет в Голливуде мне это не удавалось.

Я работала в Австралии всего три года сразу после окончания актерской школы. Сначала все складывалось не очень удачно, я все еще продолжала работать официанткой в кафе. На четвертый год я начала сниматься в рекламе, затем появились предложения эпизодических ролей на телевидении. На том этапе я уже собиралась поехать в Америку на пару месяцев и планировала вернуться в Австралию, но так и не вернулась. Мне очень повезло, что я практически сразу же получила роль в сериале «Чак», хотя это была очень непростая работа. Мы снимали проект днями и месяцами напролет в течение нескольких лет. Я не смогла найти друзей или разобраться в новой культуре. Наша съемочная группа была для меня моим домом все эти годы.

«Чак»

Когда съемки наконец-то завершились, я начала обустраиваться в Калифорнии, пытаясь понять, насколько это действительно мое место. Забавно, многие из моих друзей с легкостью сюда переехали, а у меня все складывалось иначе. В первый год я сменила восемь машин, которые я брала в аренду, и пять или шесть раз переезжала из одной квартиры размером с обувную коробку в другую. Но после «Чака» я практически сразу попала в сериал «Декстер».

Я была так счастлива, что после пяти лет жизни в одном и том же персонаже я наконец-то могу показать людям, что могу сыграть еще кого-то. (Смеется.) На самом деле, это главная проблема в любом бизнесе: вы делаете что-то одно, и люди, видя, что вы хорошо с этим справляетесь, просто перестают видеть вас в чем-то другом.

Смотрите «Рассказ служанки» на more.tv и на Кинопоиске в Плюсе с more.tv.


Автор: Юлия Лоло

Фото: FayesVision / WENN.Com / Legion-Media

Будучи строгим консерватором и одной из главных активисток в построении сурового мира Гилеада, во время первого сезона персонаж Серены Джой (Яснорада) вряд ли мог похвастаться многочисленностью своего фан-клуба. Безжалостно жестокая, Серена наслаждалась своим статусом и властью, представленными ей в этом новом мире благодаря ее мужу.

Однако во втором сезоне Яснорада предстает как один из самых многогранных и интересных персонажей, когда сама непосредственно сталкивается с ужасом мира, который она помогла создать. В финальном эпизоде второго сезона ей, наконец-то, открывается истина: общество, построенное на дегуманизации и порабощении женщин, никогда не сможет защитить ее, и, что еще более важно, никогда не защитит ее дочь.

Harper’s BAZAAR US поговорил с исполнительницей роли Серены – Ивонн Страховски, чтобы обсудить запоздалое (и пока незавершенное) моральное пробуждение Яснорады, ее сложные отношения с Джун (Элизабет Мосс) и чего зрителям стоит ожидать от 3-го сезона.


HARPER’S BAZAAR: Было очень захватывающе наблюдать за развитием отношений между Сереной и Джун. Какой, по вашему мнению, Серена видит Джун?

Ивонн Страховски: Отношения между Сереной и Джун развиваются очень бурно. Их отношения можно сравнить с волнами океана – такие же изменчивые и непостоянные. Любовь, сменяющаяся ненавистью и наоборот – вот основа их отношений. Серена презирает дерзость и манипулятивность Фредовой, но в то же время именно эти качества заставляют ее уважать Джун. Она понимает насколько умна и способна Фредова, и как бы странно это ни звучало, Серене нужен друг – доверенное лицо в этом мире. Я думаю, что подсознательно она пытается развить хорошиие отношения с Джун или, по крайней мере, надеется, но пока это не получается. Во втором сезоне развитие отношений между Сереной и Джун напоминают американские горки и мне нравится, что природа их отношений еще не ясна до конца.

HB: Эволюция отношений между Сереной и Джун четко показана в 10 серии 2 сезона, когда Серена держала Джун, чтобы позволить Фреду изнасиловать ее. Сцена не из самых приятных для просмотра… Каково было снимать ее?

Ивонн: Это была одна из самых сильных и тяжелых сцен за период съемок обоих сезонов. После избиения (8 серия, 2 сезон – HB) мы понимаем, что Серена сыта по горло. Она ведь хочет лишь одного – родить ребенка, но Яснорада бесплодна. Ее разочарование от жизни растет все больше: женщина никогда не сможет забеременеть, но у нее есть служанка в положении, которая не хочет отдавать ребенка. Стоит отметить и медленно меняющееся отношение Фредовой к Яснораде. Я думаю, все это можно считать ключевыми моментами для героини, которые и привели ее именно туда, где она сейчас. Но Серена не была готова к этому.

На самом деле, быть актрисой значит оправдывать все действия твоего персонажа и это ставит тебя в довольно странное положение. После всего этого ты чувствуешь себя грязной! Как актриса, я обязана оправдывать и по-настоящему понимать внутренний мир Серены, а также то, почему она ведет себя подобным образом, но в то же время просто по-человечески я полностью презираю ее и разделяю реакцию телезрителей.

рассказ служанки

HB: Интересно, что в последующей серии Серена напоминает Фреду о произошедшем инциденте во время их ссоры, произнеся фразу: «Ты изнасиловал ее вчера» — специально используя слово «изнасилование», которое довольно редко можно услышать в Гилеаде.

Ивонн: Я думаю, что Серена прекрасно осознает и понимает все то, что она делает и что происходит вокруг. Фраза, брошенная Фреду, была способом атаковать супруга. Но в то же время это выражает большую внутреннюю неуверенность героини в правильности ее действий. Она понимает, что была соучастницей и это очень ее гложет.

HB: Когда Серена впервые приглашает Джун отредактировать текст, создается впечатление, что Яснорада словно возвращается в прошлую жизнь, которая была потеряна в Гилеаде. Что вы думаете об этом?

Ивонн: Я думаю, что для Серены это было очень приятным моментом. Ей грустно, что пришлось забыть о профессиональных умениях и целой части собственной личности, хотя она верит, что все это для общего блага. Яснорада верит, что ее борьба коснется только первого поколения Гилеада, ведь уже их дети ничего не будут знать о существовании США. Это та тонкая грань между любовью к чему-то из прошлого, и пониманием того, что отпустить былое это значит помочь процветанию нового общества.

HB: В сцене финальной серии второго сезона (когда Серена читала вслух библию Совету) кажется, что Яснорада поняла, как дорого ей обходится полный отказ от собственного слова.

Ивонн: Серена прекрасно понимала, что мужской совет вряд ли позволит детям читать библию. Но все равно у нее есть некоторая надежда, ведь женщина пытается донести эту идею. Я думаю, Яснорада больше делает это для себя. Просто чтобы знать, что она попыталась сделать нечто благородное. На самом деле для Серены все это часть процесса осознания: что значит быть хорошей матерью, которая способна на жертвы ради своего ребенка. Может показаться, что ее осознание довольно запоздало и вряд ли что-то изменится, но Серена переживает эту фазу сполна. Она делает смелый шаг и читает вслух, осознавая, что вероятно ее за это накажут.

рассказ служанки Ивонн страховски

HB: Как думаете, что Серена почувствовала, когда Фред не сделал ничего для ее защиты и молча смотрел на наказание? 

Ивонн: Она была шокирована, но, в то же время, она всегда боялась, что в какой-то момент Фред поведет себя именно так, основываясь на том, что она узнала о нем в этом сезоне. Сцена избиения, где он наказывает ее, это начало нового переходного периода для Серены и она начинает понимать, что Фред, на самом деле, не пытается ее защитить. Ведь если он может сотворить подобное со своей женой, то что он способен сделать с ребенком?

На глубинном уровне, это избиение также говорит о том, что Фред отвернулся от истин общества, которое они с Сереной построили вместе. Настоящая причина, по которой он избил ее — наказать ее за то, что она пошла против его желаний и пыталась сделать все возможное, чтобы спасти ребенка, который находился в больнице. Понимать то, насколько система их моральных ценностей с Фредом стала разной — очень разрушительно для Серены. Она теперь она понимает, что Фред не сделает все, что в его силах, чтобы спасти ребенка. Ведь власть и положение для него превыше всего.

HB: Одной из самых потрясающих сцен этого сезона был момент, когда Серена позволила Джун забрать ребенка из Гилеада, но мы ведь все знаем, что иметь ребенка — главная цель в жизни Серены. Каково было снимать эту сцену?

Ивонн: Это была напряженная сцена, но, читая сценарий, эта сцена была очень трогательным. Для Серены такой шаг был абсолютной жертвой. Она отказалась от всего, чего она так хотела все это время. Но это очень важный момент для нее, ведь она поняла, что быть матерью значит делать все возможное для блага своего ребенка. В конце концов, Серена приходит к окончательному пониманию того, что Гилеад не самое лучшее место для ребенка. Не будем забывать и о Джун, подтолкнувшей Серену к тому, что она больше не может отвергать эту правду. Это тяжело наблюдать, но в то же время это дарит тебе удовлетворение.

Рассказ Служанки: интервью с Ивонн Страховски

HB: Теперь, когда ребенка нет, что будет с Сереной? Что станет ее мотивацией?

Ивонн: Надежду иметь ребенка было единственным, что удерживало ее в Гилеаде. Теперь, когда этого нет, я не знаю куда это приведет Серену. Надеюсь, что в 3 сезоне мы увидим еще больше метаморфоз в характере и моральных ценностях моей героини. Если бы Серена поняла, что Гилеад не самое лучшее место, то как «строитель» этого мира она бы почувствовала огромную вину и испытала массу разрушительных, но нужных чувств. Было бы интересно увидеть то, как она пытается исправиться. Даже если бы это не увенчалось успехом, я бы все равно хотела видеть ее старания.

HB: Концовка 2-го сезона была интригующей. То, как мир Гилеада был раскрыт во 2-ом сезоне до сих пор оставляет зрителей в недоумении. Как по вашему мнению шоу будет развиваться дальше?

Ивонн: Кажется, что в конце 2-го сезона мы все в дерьме! Ник с приставленной пушкой к голове Командора… Похоже, что всем стало ясно, кто кого поддерживает. Я не знаю о дальнейшем развитии событий, но, очевидно, действия все так же будут проходить в Гилеаде. Так же как и герои не могут отказаться друг от друга. Я предполагаю, что в новом сезоне мы увидим довольно напряженные перепитии обо всей скрытой информации Гилеада. Увидим и то, кто будет пытаться это замять или кто попытается сбежать… Вариантов множество! Сниматься в этом телепроекте, на самом деле, очень захватывающе.


Текст: Эмма Дибдин; перевод: Малика Рустам.

Spoiler alert: This article contains details the first nine episodes of the current season of Hulu’s The Handmaid’s Tale.

In Season 2 of Hulu’s dystopian drama The Handmaid’s Tale, each character is going through their own version of hell—and Serena Joy is certainly no exception. Establishing this remarkable villainess in Season 1, for all her rage and cruelty, Yvonne Strahovski has masterfully developed the character in the series’ second run through a challenging, nuanced arc, as life as Serena knows it falls apart.

As Serena grows and changes in the midst of deep emotional turmoil, her dominating husband, Commander Waterford, remains very much the same. Indeed, there is no room for emotional evolution in Gilead. Seeing her strict religious ideals bend and break as she distances herself from her husband and the world she has helped to create, Serena must ask herself, who am I now? And what would be left for me if Offred’s child were stripped away?

Introducing some visceral moments from Serena’s past—where she is castigated by the public, before the dawn of a new world—Strahovski’s demanding season was complicated further by the fact that she had her own child on the way.

“Filming from [Episode] 9 onwards, I was in my first trimester, so it was super full on,” the actress shares. “That was a whole other thing that added an element for me this season of weirdness and craziness.”

Serena has an extraordinary arc this season. What has the year been like for you?

I’ve loved the theme this year. Serena’s learning what it actually means to be a mother, and how complicated that is for her, given that she despises Offred so much. Along with a lot of other feelings that she feels towards Offred, she loves the being that’s growing inside of her. It’s so complicated, along with the continuous destruction of her relationship with the Commander.

The pieces are starting to fall apart a little bit for her and her world, while the greatest thing is happening to her, too—the thing that she’s been holding onto this whole time. There’s a lot that they’ve given me this season, and I’m really pleased with it.

Serena is gardening a lot this year. That seems symbolic of a burgeoning maternity within her. Like Offred, she is finding her own patches of beauty within the darkness.

I think so. I think it’s also her opportunity for true solitude, for her to think and have time with herself, because still, Serena is someone who is so isolated. Unlike the handmaids, who you see band together, Serena doesn’t have that. She doesn’t really have a confidante, and it’s sad to watch her, in a very weird way, trying with Offred.

They’ve come together in the most powerful way that we’ve ever seen in the show, and it just sort of seems like they can only ever go so far, even though maybe there is a desire for both of them to go further. But they just can never do that. I always see Serena thinking, “Why can’t Offred just be my friend in the way that I need her to be? Why can’t she just not ever mention Hannah to me again?” I always feel like I’m used by Offred. It’s all those kinds of things, and she always ends up back on her own lonely island with her own thoughts.

Even as Serena seems to evolve, she returns to the vicious behavior we knew her for in Season 1. Do you think this has to do with her sense of impotency—physical and existential—within Gilead?

I think it’s definitely that, although perhaps she’s unaware of that. I think what she might be more aware of is the fact that she has no outlet. So anything that bubbles up inside of her, all those real thoughts and real human emotions that she tries to suppress end up getting taken out on anyone around her, including Offred—and Rita this season, as well, when she couldn’t direct it at Offred because Offred was carrying her baby.

There’s a lot of that, and Offred is always testing Serena. As much as we despise Serena and what she stands for in the show, Offred is always being very cheeky and knows how to push Serena’s buttons, and Serena reacts. [laughs]

What was it like fleshing out Serena’s backstory this season? The scenes we see are quite intense.

That was really full on, particularly the crowd at the university. They were so loud and amazing, and having to try and get Serena’s point across made me go back and think about where this whole thing started. She’s now such a despicable person, but where did that come from? I didn’t ever think that it started in that sort of despicable way. It felt like she was always trying to focus on an issue: Humanity is at stake. Our human race is going to be extinct if we keep going down this path, so what can we do about it?

I think she was incredibly passionate about inspiring women to keep with their biology and focus purely on that. Of course, it’s all embedded in her religious faith that she holds on to still. So if I can say that she had a pure, innocent thought to begin with, as hard as it may be to believe, I think it was that. I think in those flashbacks you get to see elements of that at various stages.

Serena’s ideology seems so fundamental to her identity, and yet we see her belief system breaking down in significant ways this season.

I think it’s all inspired by the idea of a child, bending the rules around baby Angela and learning that perhaps she can’t be the mother that she really wants to be within the bounds of Gilead, and therefore she must break those rules. I think there’s so many things that confront her this season, so many challenges. Is she going to stick with the formal, rigid rules of Gilead, or is she going to break them and do something else? I think right now, what we’re seeing is her giving in to breaking the rules and going against the life that she’s accepted for herself for the sake of another life. And I think that it’s great because it’s so challenging to go up against the box that you live in with the pretty bow around it. It’s not very pretty, but she’s accepted it and she’s gone along with it for the greater good.

But here we are seeing the pretty box crumble, and the bow is coming undone. I think really it’s all about that life inside of Offred that she so yearns for, and so wishes that she could have herself.

Do you think the child growing within Offred is the only reason Serena tries at connecting with her? It seems like her thinking about the treatment of women in Gilead may be evolving.

I think you’re definitely hitting on something. Everything traces back to a life force that was created inside of a woman, and there’s got to be those kinds of unconscious leaks happening right now, where it is affecting the way that she’s treating other people, especially other women. At this point, Serena would’ve had to pose the question, “What if I have a girl? How is my little boy or little girl going to be treated, growing up in Gilead? Is anybody safe in Gilead?”

Clearly, she’s not even safe. She’s a woman of power at the top of the food chain in Gilead, but look at what happens to her. I think all of these questions are floating around in her mind right now, influencing the way that she’s treating Offred and anyone else.

It’s fascinating to examine the episodes in Canada, where the social hierarchy of Gilead doesn’t apply. Here, Serena is viewed as an alien—‘the other’.

That was another set of really interesting circumstances that confront her ideology and the little box that she’s accepted. Canada’s such a huge deal. You’ve got that alien world that she feels completely not a part of, that she once was a part of. She once did wear normal clothing. She once could’ve walked the streets of Canada and totally fit in, and she’s made a choice to not do that anymore.

Then, you’ve got the confronting scene with the guy who sits down with her at the restaurant. There’s a whole other element there that I think sparks something in Serena when you have a male speaking to her, an attractive male, someone who is curious about her and is paying her some level of attention.

Then, you have the moment in the car, when Moira bangs on the window, and Serena realizes that there’s yet another woman involved in the Commander’s secret life. I think it’s just one slap after another, and there is so much to process from that trip. It’s unlike anything she’s experienced in a very long time.

As we’ve seen, Serena has been offered a way out of Gilead. Is there a world in which she would take that opportunity?

I think [that moment] did make a mark on her, and as we go along, we’ll continue to see Serena challenged, and unraveling, to whichever extent we see that happen—without giving things away.

Serena and Commander Waterford are on totally different wavelengths this season. That beating scene can’t have been easy to shoot.

I think that is the ultimate separation right there, for her feelings towards the Commander. Ultimately, he ended up doing that because she went behind his back and she technically did something wrong, but why was she doing something wrong? She was doing something for the sake of a child, and to see the Commander punish that and turn his back on her and ultimately turn his back on a child, I think really sealed the deal for her. I think that’s part of the devastation.

It’s not just the degradation and the shame of the moment. It’s the ultimate loss of how he turned his back on a child, and the despair that she feels in that moment for her own coming child, and what that means for her as a mother, married to somebody who is going to be the father of this child. I think it’s absolutely devastating.

On the day, the scene was really intense, and even in the rehearsal when we just walked it through without much feeling to it, I remember hearing the crew members kind of audibly react—like, “Oh god, this is a lot”.

At one point in Season 2, June says—in voiceover—“I thought she could be decent.” Do you see a road to redemption for Serena?

There is always that potential. I think the things that hold her back, ultimately, is the very thing that is keeping her going. She’s holding on to this idea of the baby and the idealism around that. But if that were to be taken away from her, then what is she left with? Especially now that we see the ultimate demise of her and the Commander’s relationship. What does she really have left if the idea of having a baby was completely taken away from her? Where does she stand?

She would have her faith left, which seems to be the one remaining thing that she holds on to, but even that has to be questioned within these circumstances at this point. So I think it’s a very complicated time for her.

Related stories

Comcast Would Shed Fox’s 30% Stake In Hulu To Win Regulatory Approval

Rafe Spall, John Slattery & Allison Tolman To Star In ‘Kansas City’ Hulu Comedy Pilot

‘The Handmaid’s Tale’ Production Designer Elisabeth Williams Expands Series’ World, Introducing The Colonies

Get more from Deadline.com: Follow us on Twitter, Facebook, Newsletter

Через месяц выйдет продолжение сериала «Рассказ служанки». Предыдущие сезоны мрачной антиутопии выиграли шесть премий «Эмми» и заслужили весьма лестные отзывы: на Metacritic рейтинг сериала держится на отметке в 89 пунктов, и это фантастический результат. 

Чтобы освежить в памяти события из жизни Фредовой, семьи командора Уотерфорда и всего Галаада мы составили алфавит сериала. И обошлись без спойлеров!

Антиутопия

«Рассказ служанки» — роман-антиутопия Маргарет Этвуд, опубликованный в 1985 году. Этвуд рисует мрачную картину будущего, в котором фактически все женщины становятся рабынями — вне зависимости от того, насколько высокое положение в жестоком обществе будущего они занимают. Отвечая на вопросы читателей, писательница пояснила, что не изобретала садистские методы насилия: в книге Этвуд описывает только те, что уже существовали и когда-либо использовались против женщин.

Библия

Основой жизни нового американского общества становится Библия — правда, в очень вольной трактовке: герои и героини сериала, цитируя Писание, выдёргивают фразы из контекста или вовсе переиначивают их смысл. Например, в сериале звучит фраза «Блаженны кроткие», отсылающая к Евенгелию от Матфея 5:5, но продолжение фразы («ибо они наследуют Землю») опускается. А фраза «Блаженны молчаливые», с помощью которой тётки заставляют служанок молчать, в Библии отсутствует.

Война

Действие сериала разворачивается сразу после гражданской войны, в результате которой к власти приходит радикальная группировка «Сыны Иакова». Террористы верят, что Америка погрязла в грехах и коррупции, от которых её нужно спасти. С помощью терактов фундаменталисты убивают президента, свергают конгресс и отменяют конституцию. Экстремисты проворачивают операцию так быстро, что адекватное сопротивление просто не успевает возникнуть: об этом в сериале рассказывает главная героиня. В ходе гражданской войны Правительство США терпит поражение и теряет почти всю подвластную территорию. Как следствие, с государственного флага исчезают почти все звёзды, кроме двух, обозначающих Аляску и Гавайи.

Галаад

На остальной территории США возникает теологическая диктаторская республика Галаад (или Гилеад, оба варианта верны). Звучное название тоже найдено на страницах Библии, где Галаадом называли историческую область Древнего Израиля на восточном берегу реки Иордан. Новообразованное государство фактически живёт по принципу «запрещено всё, что не приказано», имеет строгую иерархическую систему, а правит им специальный Совет, сформированный из лидеров «Сынов Иакова». А ещё Галаад — это страна с узаконенным патриархатом, ведь только у мужчин есть доступ к образованию, оплачиваемой работе и другим социальным благам. Что касается отношений с другими странами, то диктаторская республика на обломках США — нежеланный гость на международной арене: в сериале неоднократно описываются санкции других западных стран.

Дети

Дети ценятся в Галааде превыше всего. Преступления против них считаются самыми серьёзными (хотя наказывают за всё примерно одинаково — членовредительством или смертью). Беременность становится святой обязанностью каждой женщины: например, когда беременеет служанка, она получает массу привилегий, самую вкусную еду (с ней у страны всё еще проблемы) и лучшую медицинскую помощь, которую только могут предложить врачи Галаада. После родов к ребёнку и жене командора, которая становится официальной матерью, приставляется охранник. Если ребёнок заболевает, его везут в больницу на специальном автомобиле с очень громкими сиренами, перед которым на колени падают все служанки. 

Жёны

Жёны — самая привилегированная женская каста в Галааде. Супруги высокопоставленных командоров не ведут хозяйство, но могут рисовать, вязать или сажать цветы. Смысл жизни жён заключается в воспитании детей, но только единицы из них могут иметь своих собственных. По законам Галаада они носят одежду в сине-зелёных оттенках — и, судя по сериалу, в нарядах допускается небольшое разнообразие (правда, брюки или комбинезоны всё равно запрещены).

Запреты

В Галааде существует масса запретов, касающихся обоих полов. Есть универсальные: например, в тоталитарной республике строго запрещены однополые отношения. Тех, кто решится «нарушить» запрет, ждёт смертная казнь через повешение. Использовать корректные термины в отношении геев и лесбиянок тоже нельзя, поэтому власть вводит странный эвфемизм — «гендерные изменники». В Галааде запрещены сексуальные отношения до брака, но законным может считаться только первый брак. Но больше всего запретов, конечно, касается женщин. Им запрещено носить одежду другого цвета — кроме того, что предписывается «кастой». Запрещено работать, запрещено спорить с мужем. Почти всем запрещено читать: если женщину поймают за книгой или газетой в первый раз, ей отрежут палец, а если второй — руку по локоть. Вообще любые наказания в Галааде связаны с членовредительством: в сериале можно встретить эпизоды, в которых жертвам режима выдирают глаза или отрезают клитор (не переживайте, сам процесс остаётся за кадром).

Иезавель

В Библии Иезавель — это жена царя Ахава, имя которой нарицательным для всех «порочных» женщин. Иезавелем в сериале называют бордель, в котором женщин удерживают силой — и заставляют заниматься секс-работой вместо ссылки в радиоактивные колонии или банального убийства. Конечно, содержание подобных мест противоречит строгим религиозным законам Галаада, но его существование оправдано высокой целью. В одном из эпизодов сериала командор Уотерфорд говорит, что Иезавель «помогает договариваться с иностранными партнёрами» — что тоже говорит о политике двойных стандартов в террористическом государстве.

Командоры

Командоры — мужская верхушка Галаада, отвечающая за все вопросы в жизни террористического режима, от международных отношений до обороны. По правилам экстремистского государства только командоры могут иметь служанок, вынашивающих для них детей: считается, что эти мужчины — носители лучших генов, которые и нужно передавать новому поколению.

Марфы

Марфами в сериале домохозяек командоров. Вероятнее всего, происхождение термина отсылает к легенде о сёстрах Марфе и Марии, принимавших в своём доме Иисуса Христа. Сериальные марфы готовят и убирают, а если в доме появляется ребёнок, то марфы становятся ещё и нянями. Узнать их среди других женщин Галаада можно по светло-серому цвету одежды: в доме они постоянно носят платок и фартук, к которым на улице добавляется шаль.

Неженщины

Стать неженщиной — худшая женская участь, которую в Галааде только можно представить, ведь их отправляют чистить заражённые радиацией колонии за разные прегрешения. Неженщинами можно стать не только за преступления (однополые отношения, убийства, попытка побега), не только за политические убеждения (феминистки, политические диссидентки — неженщины в Галааде), но и за бесплодность. Также туда отправляют всех марф, неспособных работать по дому из-за возраста, и служанок, которые так и не смогли забеременеть.

Очи

Очи — это секретная полиция Галаада, которая следит за соблюдением законов тоталитарной республики. Главная цель любого представителя Очей — это неверные, которых в Галааде обычно без суда и следствия сразу отправляют на стену. Чаще всего эти мужчины носят чёрные костюмы и солнцезащитные очки, водят чёрные внедорожники. А ещё они могут жить в домах командоров, докладывая об обстановке своим непосредственным руководителям.

Приветствия

Язык — ещё один способ угнетения, который переизобрели галаадские фанатики. У мужчин и женщин режима есть особые формы приветствия: фраза «Святой день» (Blessed day) используется взамен «Добрый день», а «Пред Его очами» (Under His eye) — стандартное прощание. Правда, есть и необычные обращения, смысл которых строится вокруг «главного женского предназначения» — рожать детей. Фразой «Благословен плод» (Blessed be the fruit) выражают открытость собеседнику, готовность разделять ценности Галаада, а фраза «Да разверзнет Господь» (May the Lord open) — ожидаемый ответ. Одобрение чего бы то ни было выражают фразой «Хвала» (Praised be).

Служанки

Служанки — самая почитаемая и одновременно самая угнетаемая категория женщин в Галааде по одной и той же причине: они могут зачать детей. Служанки освобождены практически от всех домашних обязанностей, за исключением походов в магазины. Но и те носят терапевтический характер: служители и служительницы Галаада верят, что «утробам на ножках» для поддержания здоровья нужны ежедневные прогулки. Служанки носят ярко-красные платья и мантии, добавляя на улице к ним «крылышки» — своеобразный головной убор, который не позволяет служанкам смотреть по сторонам.

Красный цвет в одежде отсылает к «главному предназначению» служанок: они должны рожать детей командорам и их бесплодным жёнам. Всем «премудростям» этого дела их обучают в Красном центре, который ещё называют «центром Леи и Рахиль». Лея и Рахиль — это сёстры и жёны патриарха Иакова, в истории которых террористы нашли прецедент и основу для сексуального рабства служанок. «И сказала Рахиль: вот служанка моя Валла, войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от неё» — написано в Главе 30 Бытия Ветхого завета.

Служанки не имеют права на собственное имя: в Галааде их называют по имени командора, которому они принадлежат. В английском языке новые имена получаются с помощью добавления предлога of: Ofglenn, Ofwarren, Offred. В российском переводе используют имя собственное в позабытом притяжательном падеже: Гленова, Уорренова, Фредова и так далее.

Тётки

Тётками в Галааде называют взрослых, часто фанатичных женщин-надсмотрщиц служанок. Именно они отвечают за обучение в Красных центрах, зачастую — с помощью насилия: тёткам позволено бить или использовать электрошокер, чтобы поддерживать дисциплину. Затем, когда их подопечных распределяет по домам командоров, тётки следят за служанками, читают проповеди, собирают их на «искупления» (ритуальные убийства, которые совершают служанки над преступниками) и помогают беременным. Тётка — это довольно высокое положение женщины в Галааде: по разным данным, им даже разрешено писать и читать. В сериале тётки носят тёмно-коричневую одежду.

Уотерфорд

Командор Уотерфорд, или Фрэд Уотерфорд — центральный мужской персонаж «Рассказа служанки». Уотерфорд занимает высокое положение в Галааде, поэтому его влияние распространяется буквально на все сферы жизни. В сериале командора играет Джозеф Файнс, номинированный за эту роль на «Эмми» в 2018 году.

Фредова

Фредова — служанка, живущая в доме Уотерфордов. До того как попасть туда, она носила имя Джун и работала редактором на полставки в местной газете — но всё изменилось после того, как к власти пришли религиозные фанатики, запретившие женщинам работать за деньги. Она, её муж Люк и дочь Ханна попытались сбежать из Галаада в Канаду, но на полпути их поймали террористы. Джун стала служанкой из-за того, что была «блудницей» и «увела» мужа от первой жены (Галаад, как вы помните, признаёт только первый брак). Её роль исполнила Элизабет Мосс, чья актёрская игра заслужила самые тёплые отзывы кинокритиков.

Хранители

Хранителями в Галааде называют невысокий класс мужчин, ответственных за порядок. В основном это солдаты, только начинающие свою карьеру, однако у них уже есть преимущества перед обычными жителями тоталитарной республики.

Церемония

Каждый месяц служанки проходят через ритуальное изнасилование, для которого экстремисты изобрели изящный эвфемизм — «церемония». Служанок насилуют командор и его жена, последние держат её за руки в изголовье кровати. Церемонии предшествует коллективная молитва, в которой участвуют все жильцы дома. Другие сексуальные контакты между командором и служанкой запрещены — но на практике этот запрет, как и многие другие, не соблюдается.

Чума бесплодия

С 80-х годов мир накрыла «чума бесплодия»: по неизвестным причинам, женщины стали беременеть гораздо реже — а те, кому всё-таки удалось забеременеть, не всегда могут выносить здоровых детей. Подразумевается, что массовое бесплодие вызвано загрязнением природы и изменением климата: именно эти проблемы и стремится решить радикальное правительство Галаада.

Эконолюди

Эконолюди — рядовое население Галаада, а эконожёны — представительницы самого низкого (после неженщин) класс в Галааде — совмещают в себе роли жён, служанок и марф. В сериале они носят одежду в разных оттенках серого и живут в постоянном страхе оказаться в служанках, считая красную мантию и белые «крылышки» наказанием за «грехи». Читать, писать или работать за деньги им запрещено.

Яснорада

Яснорада Уотерфорд (в английской версии Serene Joy) — супруга командора Уотерфорда. До того как появился Галаад, Яснорада была активисткой и писательницей. В своей книге «Место женщины» миссис Уотерфорд точно описала прообраз тоталитарного государства, в котором женская фертильность становится национальным достоянием, а беременность всех способных на то женщин, — моральным императивом. Её роль сыграла Ивонн Страховски, получив по номинации на «Эмми» в 2018 году и «Золотом глобусе» в 2019.

Источник: buro247.ru

А еще в драме снялась Миранда из Mass Effect.

Недавно закончился пятый сезон «Рассказа служанки». Авторы поставили героев в странное положение: им трудно развиваться и делать что-либо интересное. Сценарий стал проходным, но смотреть сериал все равно прикольно. Как-минимум ради бесподобной актерской игры Элизабет Мосс и Ивонн Страховски.

Но в прошлых сезонах «Рассказ служанки» удивлял не только актерским мастерством. Сценарий, основанный на романе Маргарет Этвуд, шокировал, а визуал запомнился яркими образами. Родители и вовсе плакали чуть ли не в каждой серии.

Дешевая драма, которую не стыдно смотреть

События «Рассказа служанки» разворачиваются в недалеком будущем. Люди развлекались, портили экологию и не думали о будущем – и теперь у них не рождаются дети. Популяция медленно сокращалась, и никто не мог с этим ничего поделать.

Пока ученые безуспешно искали ответы, религиозные фанатики действовали. Они решили, что стоит людям отбросить грехи и начать праведную жизнь, человечество спасется. В итоге сектанты устроили вооруженный переворот, захватили часть США и построили новое государство Галаад. В нем даже за мелкие проступки грозит казнь.

Важная часть новой системы – служанки. Это молодые женщины, которые принудительно живут во влиятельных семьях и подвергаются сексуальному насилию. Однажды они забеременеют, родят и отдадут дитя. А затем девушек направят в новую семью.

Система работает, и дети действительно рождаются. А вот на гуманность всем плевать. Если служанка не слушается, лишится глаза. Если не отпускает своего же ребенка, на пару недель сядет в клетку для собак. Попытается сбежать и в лучшем случае попадет на каторгу. Выхода нет, и это ломает людей. Единственный способ выжить – подчиниться.

Джун Осборн тоже почти сломалась. Муж бежал в Канаду, дочь отобрали, а ее сделали служанкой. Дама покончила бы с собой, но нашла в каморке нацарапанную другой жертвой надпись. «Не дай ублюдкам тебя доконать».

Джун не даст. Она только притворяется кроткой и послушной, а на деле вынашивает план мести. Ищет союзников, думает о побеге, связывается с мятежниками. Ненависть слабой девушки так сильна, что однажды Галаад задрожит. Хотя самой Джун и ее окружению тоже достанется.

В сериале хватает изысканной драмы, когда герои принимают опасные решения и пожинают последствия. Но порой сценаристы опускаются до дешевых приемов, когда на фоне звучит трогательная музыка, а героиня вспоминает, как счастливо жила с дочерью.

Все показано красиво и эмоционально, но авторы слишком настойчиво выжимают из зрителя слезу. На самых чувствительных зрителях это сработает, но остальные быстро устанут от приема.

Хотя есть в «Рассказе служанки» достоинство, которое перекроет любые недостатки.

Актрисы уровня Элизабет Мосс больше нет

Я познакомился с Элизабет Мосс в сериале «Безумцы». Там она играла секретаршу в рекламной компании, которая добилась повышения и стала звездой маркетинга. Актриса зажигала, а ее тандем с Джоном Хэммом очаровывал. Но та роль меркнет на фоне Джун из «Рассказа служанки».

Чтобы впечатлить зрителя, Джун не нужно ни говорить, ни жестикулировать. Каждая ее эмоция и без этого понятна. Все благодаря мимике и выразительному взгляду. Глаза Джун характерно дергаются, когда она нервничает. Зрачки расширяются, когда дама в ярости. Взгляд полон любви, если рядом ребенок.

При этом актриса никогда не переигрывает, каждая ее эмоция убедительна. Если нужно разжалобить, напугать или рассердить зрителя, дама справится. Даже когда в пятом сезоне сценарист толкает героиню на глупые поступки, актерское мастерство Мосс спасает ситуацию.

Я искал актрису, которая играет так же круто, но не нашел. Даже харизматичная Шарлиз Терон уступает Элизабет Мосс.

В «Рассказе служанки» есть и другие мощные актерские работы. Например, Энн Дауд хороша в роли Лидии, наставницы служанок. Она искренне любит воспитанниц, но никогда их не щадит. Прикрываясь высшей целью, Лидия избивает нарушительниц и даже выкалывает глаза.

Но и ей далеко до Яснорады в исполнении Ивонн Страховски. Геймеры знают даму по роли Миранды из Mass Effect. В «Рассказе служанки» Ивонн играет хозяйку Джун. Именно в ее доме бунтарка живет и подвергается насилию.

Яснорада поддерживала Галаад, была одним из его архитекторов. Это энергичная и амбициозная девушка, которая построила мир, где ей нет места. В Галааде женщины кроткие, занимаются хозяйством и не лезут в серьезные дела. Яснораде такое не по душе – и это сводит с ума, заставляет срываться на Джун, обижать ее.

Но ненавидеть героиню трудно, ей все равно симпатизируешь. Внутренние сомнения, материнский инстинкт и суровые галаадские правила сломали Яснораду. В ее сердце пока осталась доброта, но день за днем система выжигает все хорошее.

Визуал прекрасный, а костюмы служанок давно стали трендом

Галаад – не самое яркое место. Здесь не украшают улицы, носят одинаковую одежду и больше следят за внутренним миром, а не внешностью. Но даже блеклость религиозного государства показали отлично. Авторы будто отыскали 50 оттенков серого, поэтому разглядывать безжизненные улицы и помещения приятно.

Единственный яркий цвет, который допускает Галаад, – красный. Именно в таких нарядах ходят служанки. Их лицо прикрыто ангельской шапкой, а глаза стыдливо опущены. Выглядит круто: неудивительно, что в таких костюмах ходят на Хэллоуин. Перед стартом третьего сезона служанки гуляли даже по Москве!

Еще и оператор всегда берет идеальные ракурсы и снимает на лучшее оборудование. Съемка, яркие образы и стиль делают «Рассказ служанки» чуть ли не самым красивым сериалом современности.

* * *

«Рассказ служанки» понравится не всем. Зрители, которые не любят антиутопии, жестокость и тему родительства, бросят просмотр на первых эпизодах. Но ради актерской игры, отличного сценария в стартовых сезонах и визуала на шоу нужно обратить внимание.

  • Игра в карты на интерес рассказ
  • Иверская икона рассказ для детей
  • Игра в жмурки рассказ
  • Ивасику телесику сказка на украинском
  • Игра в горелки как пишется правильно