«По сусекам поскреби»: из чего был сделан Колобок на самом деле
Русские народные сказки – это кладезь многовековой народной мудрости. Но современным детям и взрослым часто непонятны некоторые устаревшие слова и даже целые фразы, которые встречаются в сказочных текстах. Например, родители не знают, как объяснить малышам происхождение Колобка, да и слово «сусек» многих людей ставит в тупик.
Древняя сказка
Вообще, «Колобок» – одна из тех сказок, с которыми юные россияне знакомятся в самом раннем детстве. Пожалуй, только «Курочка Ряба», «Репка» и «Теремок» могут составить конкуренцию всеми любимому фольклорному произведению о похождениях вкусного хлебобулочного изделия.
Народные сказители сохранили уникальный текст, дошедший до нас из глубины веков, передавая его из уст в уста. Но, по причине древности этой сказки, в ней содержатся слова, которые в современных словарях даются с пометкой «устаревшее».
С чего начинается повествование? Дед просит бабку испечь колобок. Та поначалу отказывается, дескать, муки совсем не осталось. Но дед возражает: «Э-эх, старуха! По коробу помети, по сусеку поскреби; авось муки и наберется». И действительно, как говорится в сказке: «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить». Затем, если верить сказке, Колобок укатился от деда с бабкой, поочередно встретив Зайца, Волка, Медведя и Лису, которая его и съела.
Миф о солнце
По мнению многих исследователей, «Колобок» представляет собой упрощенную, бытовую версию древнего солярного мифа. И главный герой сказки – это вовсе не компактный круглый хлеб домашнего производства, как можно было подумать, а ни много ни мало, само солнце. Вот оно катится по небу, постепенно набирая силу, а зимой теряет ее, будучи символически съеденным Лисой. И этот процесс происходит ежегодно.
Как известно, словом «коло» восточные славяне называли дневное светило. И древняя традиция отчетливо связывает время изготовления колобков с днем весеннего равноденствия, когда во многих странах отмечался языческий праздник, символизирующий победу света над тьмой. А по православному календарю на 22 марта приходится день памяти сорока Севастийских мучеников.
Методист Института развития образования (г. Ижевск) Владимир Осипов обратил внимание на данный факт в статье «Аксиологический анализ русских народных сказок и их воспитательный потенциал», которая вышла в журнале «Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья» (№ 3 за 2017 г.). Автор отметил: «Интересно, что в сказке точно определен и народный календарь, известно, что колобки на Руси готовились в день Сорока Святых, или Сороки, а праздник этот отмечается 22 марта…».
Так или иначе, а Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля трактует устаревшее на сегодняшний день слово «коло» как круг, колесо, обод, окружность или обруч. Тогда как имя главного героя всеми любимой сказки является уменьшительно-ласкательной формой слова «колоб» – скатанный ком, шар или небольшой круглый хлеб, хлебец.
Судьба человека
Большинство педагогов считает, что похождения Колобка учат юных россиян ответственности, осторожности и внимательности. Еще совсем маленькие дети узнают из сказки, что нельзя безоговорочно доверять каждому встречному, даже если он поначалу приветлив и ласков, словно обходительная Лиса.
А психологи отмечают, что Колобок, вероятно, лишь символически становится добычей коварной рыжей особы. Если учесть, что наш герой, отправившись в самостоятельное плавание по житейским волнам, легко уходит от представителей одного с ним пола – Зайца, Волка и Медведя, но поддается чарам первого же встретившегося на его пути женского персонажа; то вырисовывается очевидная картина. Речь идет о молодом человеке, наивном и неопытном, которого подчинила своей воле (как бы «съела») некая Лиса.
То есть, обретя свободу от своих родителей, в лице которых здесь выступают сказочные дед и бабка, буквально укатив от них, Колобок вскоре теряет самого себя, поддавшись на ласковые и хитрые речи коварной и куда более искушенной в житейских делах особы. Такой уж оказывается его судьба.
Отгороженный ларь
Известный лингвист Владимир Даль охарактеризовал значение слова «сусек» в своем знаменитом словаре так: «отгороженный ларь в амбаре, житнице для ссыпки зернового хлеба». Ученый проиллюстрировал свое определение следующими русскими народными пословицами и поговорками: «Полны сусеки – богатый мужик»; «По сусеку глядя, месят квашню»; «Не то хлеб, что на поле, а то хлеб, что в сусеке» и «Коли поле зимой гладко, и в сусеке будет гладко».
Дополнительные определения слова «сусек» даны в статье методиста Архангельского областного института открытого образования Анджелы Кузьминой «Названия хозяйственных построек в говорах Архангельской области», которая опубликована в «Вестнике Череповецкого госуниверситета» (№ 6 за 2021 г.). Исследовательница отметила, что сусек – это неотъемлемая часть амбара, который в старину имелся в каждом крестьянском дворе. Внутри этого бревенчатого строения, использовавшегося для хранения зерна, муки, овощей и различных товаров, находились сусеки – огороженные отделения, деревянные лари или короба для сельскохозяйственной продукции.
Разумеется, сусеки заполнялись в конце лета — начале осени, когда происходил сбор урожая, а весной они пустели – за зиму крестьяне, как правило, съедали сделанные припасы. Поэтому 22 марта каждого года, когда приходило время испечь колобки, дабы по языческой традиции поприветствовать победу света над тьмой, у многих крестьян в амбаре было уже почти пусто. И муку для празднования приходилось буквально наскребать со стенок сусеков.
Если еще в XIX в. крестьянским детям было понятно значение всех слов сказки, то сейчас не каждый взрослый знает, о чем идет речь. Зато происхождение Колобка обрастает таинственными подробностями, в зависимости от фантазии рассказчика и слушателей.
Примечательно, что на Русском Севере отдельные огороженные места для хранения муки, зерна и другой сельхозпродукции также могли называться «засеками» или «закоренками», а в Рязанской губернии бытовал другой вариант интересующего нас слова – «сусека», как вы понимаете, по смыслу то же самое, но только относящееся к женскому роду.
Современный вариант
Некоторые учителя и детские психологи считают, что знакомя современных малышей со сказками, необходимо разъяснять им непонятные слова и фразы, встречающиеся в тексте. Иначе есть риск, что слушатели неправильно поймут воспитательный императив фольклорного произведения и сделают неверные выводы. Об этом педагоги Верхнебузанской средней школы (Астраханская область) Н. В. Алыкова, Л. С. Дубовицкая и Е. В. Овсянкина написали в статье «Особенности понимания смысла литературных произведений дошкольниками». Совместная работа исследовательниц вышла в журнале «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (№ 52, 2016 г.).
Авторы статьи посоветовали коллегам проводить с детьми особые занятия, в ходе которых в игровой манере дошкольникам разъясняется значение непонятных им слов. Например, в случае со сказкой «Колобок» стоит уточнить не только значение слова «сусеки», но и рассказать малышам, что короб – это изделие из дуба или бересты для хранения или переноски продуктов; крылышко – аналог современной кулинарной лопатки; а пригоршня – такое количество муки, которое помещается в одной ладошке.
Так что современный вариант сказки может звучать так: «Взяла старуха кулинарную лопатку, по контейнеру для хранения муки поскребла, по коробу помела, и набралось муки с два мерных стаканчика…». Это все понятно, конечно, но далеко не так поэтично, как звучит в оригинальном фольклорном произведении.
Читайте наши статьи
на Дзен
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
5
Из чего был сделан колобок?
11 ответов:
5
0
Помню, где-то слышала сказку про колобка на новый лад, там говорилось, что он был сделан из мусора, пыли и мышиных какашек. Сразу представила бабку, которая по сусекам поскребла, по амбарам помела и наскребла на колобок. А ведь правда же.
В идеале он должен быть сделан из теста, что-то вроде хлеба.
4
0
Конкретно из какой муки был сделан колобок, из пшеничной или ржаной, доподлинно не известно. Возможно он вообще был сделан из отрубей, судя потому что «наскребали» его по сусекам.
Ближайший по смыслу ответ из муки а что уж там оставалось в сусеках в голодный год, одному автору этой сказки известно… а может и он того не ведал.
3
0
Колобок конечно же был сделан из муки. Бабка пошла по сусекам поскребла, по амбарам помела и получилось наскрести немного муки из которой бабка замесила тесто и слепила всем нам известного — Колобка.
Правильный ответ: из муки.
3
0
Если имеется в виду вопрос игры, где нужно выбрать между соломой, глиной и прочим содержимым сусеков, то выбираем ответ
а если подойти философски к этому вопросу, то, как нам поет в песеннке другой колобок, который блин: я масленный бок, на сметанке мешан, на маслице жарен, даже за отсутствием некоторых ингредиентов в составе, если есть главные мука и вода, суть появления выпекаемого колобка не меняется, так как речь идет о тесте. Любая выпечка сделана из теста.
3
0
В русской народной сказке главный герой Колобок — это хлеб,который испекла хозяйка — бабушка. Колобок был сделан из остатков муки, которые она наскребла по сусекам — хранилищу муки. Из творога, глины и соломы выпечки не сделаешь, про сою в старорусские времена и слыхом не слыхивали.
Ответ: Колобок был испечен из муки.
2
0
Из теста)))
Бабка с дедкой его слепили. Вот отрывок из книги «Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.»
2
0
Бабка сходила в сусек (ларец для муки в амбаре) и намела там муки на колобок. То есть колобок сделан из двух горстей муки, о чем говорит следующая цитата из сказки:
А так же, для изготовления колобка, старуха применила сметану и масло.
1
0
В сказке «Колобок» старуха пошла в амбар, по сусекам поскребла, намела и наскребла немного муки. Заместила тесто и испекла маленький колобок. Поставила его на подоконник остывать, а зря. Потому что колобок ожил, убежал и после всех приключений достался на обед хитрой лисе. Хоть он и смог убежать от многих других лесных зверей. Так получается, что колобок в сущности своей сделан из муки. Не было бы муки, не смогла бы бабушка заместить тесто и испечь румяный колобок. Значит, правильный ответ: из муки. И в игре «Зимние загадки» правильным ответом на данный вопрос создатели игры определили ответ: из муки.
1
0
В самой сказке есть ответ на вопрос. Все началось с того, как бабка пошла искать муку и собрала.
При этом старушка не искала продукты непонятно где. Сусек — это специально отведенное место в виде лотка, где хранились мука, зерно, картофель и иные продукты.
Затем использовалась сметана и масло для жарки готового изделия.
При этом не говорится, использовала ли бабка яйца, сахар, соль и иные ингредиенты. Поэтому нельзя, опираясь на наши рецепты сказать, из какого теста был сделал Колобок.
Основа проста — мука да сметана. Но, видимо, продукт вышел вкусным и ароматным, раз на него обращали внимание звери.
0
0
Он, то есть колобок, был как указывается в сказке, был сделан из муки. Ну а из какой именно, там не указывается. Однако что еще ясно, касательно той муки, из которой его сделали, так это то, что ее соскребли по сусекам, то есть это определенно, были уже остатки муки.
0
0
Колобок является персонажем знаменитой сказки, которая нравится детям. Данный персонаж был создан из муки посредством действий бабки, которая пошла по сусекам, а также по амбарам помела и смогла в итоге наскрести некоторое количеству муки и соответственно слепить Колобка.
Читайте также
Там хоть варианты ответов даются? Я вот пытаюсь понять, что имели ввиду авторы вопроса — и не могу. Вот текст сказки. Ингредиенты для колобка были добыты из короба и сусека. Сам герой был замешен на сметане и изжарен в масле. На чём готовили в русских деревнях? Обычно в печке, в неё могла поместиться и сковорода.
Это фото и весь процесс приготовления блинов в русской печи поэтапно описан здесь.
Так что колобок родился и в печке, и на сковороде, и в избушке (поскольку именно в ней находилась печь). Местом его рождения можно даже назвать окно, на котором он остывал. Лично я теряюсь в догадках, что именно хотят услышать создатели Школы Аватарии.
Вот ещё Ульяновская область претендует на звание родины колобка, но эти притязания никак не отражены в сказке.
Это смайлик из хлеба, который троллит каждого встречного и поперечного.
Тролль в виде круглого смайлика известен, кажется, во всех странах.
Таким образом, можно объяснить иностранцу неизвестное через известное.
Теоретически, если предположить, что колобок катится по дороге, то он закрывает глаза перед тем, как соприкоснуться с землей. А дорогу видит тогда, когда открывает глаза, тоесть, буквально через пару секунд он снова видит куда катится.
Но, если смотреть мультфильм про колобка, то мы видим, что колобок катится боком, т.е глазами вбок, и в этом случае глаза он не закрывает, а на дорогу смотрит боковым зрением.
Одни проблемы у колобка от того, что он круглый.. Вперед смотреть сложно, песенки всем пой, чтоб не съели, ещё и думать надо, чтобы лис всяких перехитрить, что к сожалению, он не смог.
Про колобка нам сказка всем знакома, чего-ж о ней еще сказать?
Что если колобок в своей дороге не смог лисицу повстречать?:
Катился он и дни и ночи, зверья немало повстречал.
Всем пел все те-же песни строчки и всех успешно покидал.
Прошли года, а может меньше — наш колоб грязи стал комом,
Но все-же с примесью из теста, что было для него умом.
Своим гуляньем по лесу, зверья он вызвал интерес.
Раскинул тестом внутри грязи и замутил такой процесс:
Чуть отщипнул с боков сусечных, песка добавил, жижы из болот.
Стал хлеба продавцом среди животных и так весь ум растратил. Вот.
Он жив еще, скажу Вам по секрету, на вид его узнать нельзя:
Стал он пригорком в лесу где-то. Под ним, я слышал, спит лиса.
Аналог у русской народной сказки «Колобок» есть.Это английская народная сказка «Джонни-пончик».Сюжет этих двух сказок практически совпадает,только в английской сказке Джонни-пончик вместо зайца уходит от двух рабочих.А концовка такая же.
Бесполезные знания о колобке
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
1. Мир узнал о Колобке в 1873 году, когда под номером 36 сказка была опубликована в первом томе «Народных русских сказок» А. Н. Афанасьева. Это первое письменное упоминание о существовании сказочного Колобка.
2. В собственных примечаниях к сказке Афанасьев описывает колобок как плоскую «сдобную, пресную лепешку». Образ Колобка как шарообразного существа приходит значительно позднее.
3. Первый шаг к антропоморфизации Колобка был сделан в 1914 году, когда в собрании сказок известного русского фольклориста Д. К. Зеленина о Колобке впервые сказано не «покатился», а «побежал».
4. От слова «колобок» происходит по меньшей мере одна русская фамилия – Калабухов. По Далю она восходит к древнерусскому нецерковному мужскому личному прозвищу «Калабух» – то есть лепешка, колобок.
5. В 2002 году в Москве недалеко от станции метро «Аэропорт» на рекламном мониторе появился слоган следующего содержания: «Куда мчишься, Колобок? Спешу купить себе гробок!» Заказчиком выступило ЗАО «Гробовая контора братьев Стерлиговых».
6. В 1976 году на большую сцену вышел балет «Колобок», музыку к которому написал известный своими произведениями для детей композитор Михаил Рафаилович Раухвергер. «Колобок» Раухвергера с успехом продержался на сцене почти четверть века. Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац в Москве прекратил показ «Колобка» в конце девяностых годов XX века.
7. В 2000 году голландский режиссер Джеймс Бокбиндер представил общественности короткометражный анимационный фильм Kolobok (также известный как The story of Kolobok). На сегодняшний день это первая и единственная попытка экранизации «Колобка» за пределами бывшего СССР.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
8. Многие исследователи утверждают, что действие «Колобка» разворачивается в середине весны, на Пасху. На это указывает тот факт, что колобок замешивается на сметане, а не на молоке, что для русской кухни нехарактерно. Такое возможно только перед самым окончанием Великого поста, когда в крестьянском доме есть только сметана, а все молоко идет на переработку впрок.
9. Словарь русских народных говоров называет колобок «поскребышем», то есть «последней булочкой, сделанной из остатков теста». Само слово «поскребыш» означает любую еду, приготовленную из остатков. Такую еду всегда было принято наделять волшебной и целительной силой. Руководствуясь этим, языковед В. Наумов относит происхождение слова «колобок» к северному русскому «колебятка» – то есть «последний хлеб из квашни».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
10. Несмотря на то что в сказке старик просит «испечь» колобок, это не следует понимать буквально. Сам Колобок говорит о себе: «В сметане мешон, да в масле пряжон». Согласно словарю Даля «пряжить» – это «о мучном: жарить в масле». Таким образом, Колобок был поджарен на сковороде.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
11. Ряд исследователей полагают сказку о колобке очень древней, находя в ней отголоски лунарных древнеславянских мифов, и видят в колобке прямое противопоставление блину, как солярному сиволу.
12. Песня Колобка, в которой он подробно рассказывает, как был приготовлен, является одной из самых архаичных форм заговора, способного сберечь жизнь и имущество рассказчика. Известный сербский этнограф Сима Троянович в начале XX века записал песню-заговор, при помощи которой женщины разгоняли грозовые тучи. В заговоре подробно описывались «мучения и страдания пшеницы»: жатва, молотьба, перетирание в жерновах, выпекание в раскаленной печи и поедание готовой булки человеком. Смысл таких заговоров заключался в том, что все мучения, через которые приходится пройти пшенице, делают ее необычайно могучей, а рассказчик просто пользуется этой силой. В карпатской сказке «Черт и хлеб», опубликованной в фольклорном сборнике Оскара Кольберга, хлеб рассказывает черту о своих мытарствах, о превращении из зерна в муку, из муки в булку, на что черт, испугавшись, сразу же отказывается от всех своих злых намерений.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
13. Приготовить колобок несложно. Наиболее просты в изготовлении колобки творжные. Для порции колобков потребуется: 500 г творога, ½ стакана муки, 3 яйца, 3 столовые ложки панировочных сухарей, 1 столовая ложка сахарной пудры. А также сливочное масло, ванилин и сметана по вкусу. Творог, яйца, муку, сахар, соль и ванилин тщательно перемешать. Набирая творожную массу столовой ложкой, скатать колобки, обвалять их в сухарях и обжарить в сливочном масле. Перед подачей на стол посыпать сахарной пудрой. Подавать колобки рекомендуется со сметаной.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
14. Помимо «Колобка» в мире существует еще две сказки со схожим сюжетом. Это «Джонни-пончик», записанная известным британским фольклористом Джозефом Джекобсом, и широко растространенная по всей Западной Европе сказка о Пряничном человеке. Обе истории отличаются от «Колобка» незначительными подробностями, но, как и в «Колобке», все ожившие мучные изделия гибнут в пасти у лисы.
15. Наиболее интересный комментарий к Колобку дает известный кумыкский писатель и журналист Мурад Аджи: «Была у кипчаков (тюркского кочевого народа, – Правила жизни) сказка – теперь она русская народная – про колобок. Сказка имела мораль. А какая мораль у русского» колобка? Хитрая лиса перехитрила всех и съела колобок. Никакой морали. Потому что неизвестно, что означает слово «колобок». По-русски – ничего. Нет такого слова в русском языке. А по-тюркски колобок – шарик, слепленный из того, что катает жук-навозник. Катился колобок, катился и попал прямо в рот лисе: «Не хитри, как лиса, а то колобок кушать будешь!»
Колобок | |
Колобок в Донецком парке кованых фигур |
|
Вселенная |
сказка «Колобок» |
---|---|
Официальное название |
Колобок |
Классификация |
Мучное изделие |
Первое появление |
сказка «Колобок» |
Последнее появление |
сказка «Колобок» |
Создатели |
народное творчество |
Колобо́к — персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой.
Почтовая марка Украины на тему сказки «Колобок»
Имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других[1]. Согласно классификатору сюжетов Аарне-Томпсона, сказка относится к типу 2025 — «убежавший блин».[2]
Содержание
- 1 Этимология слова
- 2 Кулинарное изделие
- 3 Экранизации сказки
- 4 Использование образа Колобка
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Ссылки
Этимология слова
Колобок — уменьшительное от колоб — «скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного теста»[3][4]. В тверских говорах есть слова колобу́ха «галушка, увалень», колоба́н «толстая лепешка», околобе́ть «сжаться». Толстая, круглая лепёшка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки. Также в славянских языках есть слово коло (ср. колесо и др.) в значении «круг», однако связь его со словом колобок сомнительна.
Некоторые исследователи считают слово заимствованным, например из греч. κόλλαβος «пшеничный хлеб» или из швед. klabb «чурка», норв. klabb «ком» или из др.-исл. kolfr «брус, шест», однако такие сопоставления неубедительны с фонетической точки зрения. Иногда слово сравнивают с латыш. kalbaks «ломоть, краюха хлеба».[5]
Кулинарное изделие
В 1610—1613 годах в Москве создавались «Росписи царским кушаньям». «Росписи» содержали перечень блюд, подаваемых в различные дни к царскому столу. В перечне упоминается блюдо Колоб, состоящее из 3 лопаток муки крупчатки, 25 яиц, и 3 гривенок сала говяжьего. Лопатка — неизвестная ныне мера[6].
Экранизации сказки
- Колобок, 1936 г.
- Колобок — кукольный мультфильм, Союзмультфильм, 1956 г.
- Сказка про колобок — кукольный мультфильм по мотивам сказки, Союзмультфильм, 1969 г.
- Очень старая сказка — кукольный мультфильм, КИЕВНАУЧФИЛЬМ, 1983 г.
- Колобок, колобок… — рисованый мультфильм для взрослых, ЭКРАН, 1988 г.
- Колобок — кукольный мультфильм, созданный студией детей «Мульти-пульти» в 2009 г.
Использование образа Колобка
В начале 2011 года желание называться «родиной Колобка» выразила Ульяновская область. Причиной послужило заявление местного краеведа, доцента УлГУ Сергея Петрова. По его словам, «колебяткой» в старину в Поволжье называли остатки теста.[7]
Образ Колобка планируется использовать в целях развития туристической отрасли региона. Рассматриваются проекты по созданию интерактивного игрового тематического парка по мотивам русской народной сказки «Колобок», который будет включать в себя Усадьбу Колобка, Колобкодром, детскую площадку, производственную линию «Симбирские колобки» с изготовлением берлинеров в фирменной упаковке при поддержке губернатора Ульяновской области Сергея Морозова.[8]
В настоящее время в Ульяновской области изготавливаются сувениры в виде расписных колобков: «колебятка» — девочка и «колебятко» — мальчик.
Колобок — один из основных персонажей третьей части трилогии М. Г. Успенского «Приключения Жихаря», «Кого за смертью посылать» (1998).
В 1980-х в одном из номеров «Веселых картинок» была опубликована с оформлением в духе комикса современная сказка в детективном жанре с участием Колобка про ужасного волшебника Штосса и его «обезвреживании»[9].
См. также
- Пряничный человечек
Примечания
- ↑ Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. М.: Наука, 1984. Т.1. Примечания на стр. 445. № 36.
- ↑ Чистов К. В. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л., 1979.
- ↑ Что такое КОЛОБ
- ↑ КОЛОБ в словаре Даля
- ↑ Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. II. С. 292.
- ↑ Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.: Транзиткнига, 2005. С. 803. ISBN 5-9578-2773-8
- ↑ Телекомпания НТВ сюжет от 12.02.2011
- ↑ Сообщение пресс-службы Губернатора Ульяновской области Заседание секции по развитию туризма Комиссии по модернизации и развитию экономики и социальной инфраструктуры Ульяновской области
- ↑ Текст сказки про Колобка и волшебника Штосса
Ссылки
Колобок на Викискладе? |
- Текст
- Текст сказки «Колобок» из книги А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки» с сервера Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ)
- Вариант сказки «Колобок» из Восточной Сибири (аудиозапись)
- Анализ и трактовки
- Лозовская Н. В. Многоязыковой проект: Варианты сказочного сюжетного типа AT 2025 «Колобок»
- Толстой Н. И. Секрет Колобка // Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003. С. 469—472.
- Цивьян Т. В. Роковой путь Колобка // Язык культуры: семантика и грамматика. М., 2004. С. 310—321.
- Прочее
- КАЛАБАШКА в словаре Даля
- Описание термина «КАЛАБУХА» в кулинарной энциклопедии