-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
makaylacastaneda437
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Литература3 минуты назад
Люди спите, нет? Как написать, что чувствует татьяна ларина в этих строчках?
-
Математика4 минуты назад
!!!!СРОЧНО!!!!СРОЧНО!!!!СРОЧНО!!!!
-
Физика8 минут назад
Физика, помогите пожалуйста ??????
-
Английский язык9 минут назад
Пожалуйста, помогите очень срочно надо!!!
-
География9 минут назад
Визначте, у яких двох півкулях розташовані острови: 2
в) Тасманія
а) Мадагаскар
г) Гренландія.
б) Ісландія
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика39 минут назад
Помогите пожалуйста !!!!
Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0
-
Алгебра2 часа назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20458
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Проблема любви к Родине
Родина – это близкое сердцу и самое родное, что есть у человека. Почему? Потому что именно с родиной у каждого человека связано рождение, память о первых годах жизни, любовь и ласка родителей, первые друзья. Здесь были первые победы и разочарования. Ничто другое не сможет заменить всего этого. Даже если где-то будет очень хорошо, то сердце все равно будет тосковать по родной стороне.
Конечно же и здесь есть исключения. Не каждый человек является патриотом. Если у человека с детством или юностью связаны негативные моменты из жизни и сильнейшие разочарования, то он захочет, как можно быстрее покинуть это место. Однако, даже и в таких случаях многие русские люди не теряют любви к родине. Хорошим примером являются русские писатели и поэты. Они не смогли прижиться на чужбине и вернулись, даже зная, что их не ждет здесь сказочная жизнь. Они даже были согласны на ссылку, только бы быть и жить в родных краях.
Тему любви к родной стране поднимают разные писатели, одним из них является Сергей Александрович Есенин. Множество стихов поэта посвящены родине, Сергей Александрович буквально восхваляет Россию, ее природу и несравненную красоту. Поэт утверждает, что без такой горячей любви к родному краю, он не мог бы быть поэтом. Даже в сложные времена поэт не теряет любви к своей стране, он даже не может объяснить, почему так влюблен в Россию.
Великий ученый России по фамилии Ломоносов также отличался большой любовью к своей родине. Природа родного края всегда вызывала восторг у Михаила Васильевича. Ученого впечатляла мудрость правителей, он уважал их и почитал. Всегда верил в свой народ и его способность воспринимать и усваивать новую информацию. Когда Елизавета Петровна восходила на престол, великий ученый убеждал ее, что Россия способна родить и вырастить великие умы.
Любовь к родине тесно связана с патриотизмом. Земля способна многое дать человеку, только одного не может – защитить себя. Во все времена были недруги, которые пытались посягнуть на нашу землю. Однако, наша страна не собиралась сдаваться. Русь отличается славными воинами, которые способны стоять насмерть ради счастливой жизни собственного народа.
Подтверждением этому являются старые летописи Нестора, исторические данные и известные войны.
Тема героизма напрямую связана с патриотизмом. Александр Твардовский в поэме под названием «Василий Теркин» показывает, как трудна солдатская жизнь. Михаил Шолохов в произведении «Судьба человека» описывает страшные события, с которыми пришлось столкнуться главному герою. Несмотря на все ужасы, он идет и защищает свою страну. Его семья погибла, но он помнит, что за его спиной остались другие женщины и дети, потерявшие своих мужей и отцов.
Родина является неотъемлемой частью жизни человека. На родной земле легче строить свою жизнь.
Сочинение ЕГЭ: Любовь к родине по тексту Солоухина «С детства, со школьной скамьи»
(378 слов) Без патриотизма народ быстро превращается в население и утрачивает национальную идентичность. Поэтому в литературе часто поднимается проблема воспитания любви к родине. Писатели размышляют о том, как к человеку приходит осознание связи с местом, где он родился? Об этом писал и В.А. Солоухин — русский и советский писатель, яркий представитель «деревенской прозы».
Автор обращает наше внимание на то, что патриотизму нас учат любовь к природе и искусство, ее воспевающее. «На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе» — пишет он. Тому, кто родился в горах, милее склоны и вершины, а тому, кто вырос у моря, нет ничего роднее солоноватого воздуха и плеска волн. Если человек научился ценить красоту своей малой родины, он уже познал глубокое чувство к ней. Но осознать эту привязанность и усилить ее помогает природа, созданная людьми, а именно искусство. Автор утверждает, что именно культура воспитывает в народе патриотизм. «Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?» — вопрошает Солоухин, перечисляя известных художников, которые изображали красивейшие пейзажи. И живопись, и литература, и музыка способствуют укреплению привязанности к родным местам. Таким образом, любовь постигается через красоту и понимание ее значимости в жизни человека.
Позиция автора понятна: он считает, что чувство патриотизма людям внушают природа и искусство родной земли.
Я согласен с автором, ведь любовь порождается восхищением, удивлением, духовной близостью, и все эти чувства нам дарят созерцание природы и любование шедеврами культуры. Справедливость этих утверждений доказывает пример из романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Река Дон занимала особое место в жизни казаков. Глядя на нее, люди набирались сил и бодрости. Неслучайно главные события в судьбе Григория Мелехова соприкасались с этой рекой: после рыбалки и во время бури он сблизился с Аксиньей, за Дон от отступал, когда наступали на казаков большевики, на донских островах он прятался, когда Красная армия разбила казачий отряд сопротивления. Любили казаки и свои поля. У мужчин болела душа, когда они видели неубранную рожь и пшеницу по пути на фронт. И с белыми, и с красными, и с австрийцами они боролись за землю, которую любили больше всего на свете. Родная природа стала для них ключом к пониманию этого сложного чувства.
Таким образом, любовь к родине возникает и развивается под влиянием ярких жизненных впечатлений, источниками которых являются родная природа и отечественное искусство.
Проблема обретения человеком чувства Родины
Сочинение по тексту:
В данном тексте известный русский писатель К.Г. Паустовский поднимает проблему обретения человеком чувства Родины. На примере своего героя – художника Берга – он показывает, что чувство Родины в человеке может зреть годами, нужен толчок, чтобы понять не только разумом, но и сердцем свою неразрывную связь с родным краем. Художник Берг, ранее всегда иронически усмехавшийся при слове «родина», не замечавший природы и не понимавший ее, по словам автора, по приглашению друга едет в муромские леса и там для себя открывает новое «странное чувство» – «радостное чувство родины»: «этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами». Именно поэтому по возвращении домой на выставку художественных работ он отправляет свой «первый пейзаж», запечатлевший все то, «что дрожало где-то на сердце».
Автор очень подробно описывает новое эмоциональное состояние своего героя, его «пробуждение»: через эволюцию персонажа легко проследить авторское отношение к поднятой проблеме. Только через неразрывную связь с родной землей возможен и творческий процесс как таковой: скепсис и пренебрежение своими корнями лишает человека одухотворенности. Именно поэтому вынесенный в начало текста авторский приговор, повторяющий в какой-то степени оценку сослуживцев («Эх, Берг, сухарная душа!») очевиден: «Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи». Чтобы показать эволюцию чувств Берга, их силу и глубину, писатель использует пространные ряды однородных членов («Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто»). В ярких, красочных, живых описаниях природы муромских лесов отчетливо видно восхищение автора родной землей. К.Г. Паустовский – признанный мастер пейзажных описаний. «Передать красоту родной природы автору помогают метафоры («тени ветвей дрожали», «сияла синева») и эпитеты («лимонному полю», «хрупкие лишаи»).
Я разделяю позицию автора, так как считаю, что чувство Родины, родной земле дается нам с самого рождения. Родину, как и родителей, не выбирают. Она – малая и большая – та основа, те корни, что питают нас с самого детства. Осознание этого факта, возможно, приходит не всем и не сразу, но именно это чувство делает нашу «жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».
Тема Родины, родной земли – одна из важных тем в творчестве любого художника (и кисти, и слова).
Тема Родины — одна из главных в творчестве И.А. Бунина, вынужденного в свое время покинуть Россию и особенно остро переживающего эту утрату в своем творчестве. Рассказ «Антоновские яблоки» — одно из самых поэтических произведений в его творчестве. Вкус и запах антоновских яблок становится для героя (и самого автора тоже) символом Родины, без кровной связи с которой человеческая жизнь теряет смысл.
В повести В.Распутина «Прощание с Матерой» автор рассказывает о маленькой деревне на берегу сибирской реки, что должна быть затоплена в связи со строительством гидроэлектростанции. Старики и старухи, оставшиеся в деревне (молодежь уехала в город), трепетно и бережно относятся к прошлому, что хранят эти места. Иными словами, защищают свой родной уголок от затопления те, кто истинно любит родную землю, чужаки (молодежь, уехавшая в город, власти и пр.) готовы надругаться над могилами старого кладбища, жечь дома, чтобы поскорее выселить стариков из них…
Таким образом, чувство родной земли в человеке сродни стержню, что включает его жизнь в контекст самых разных духовно-нравственных опор – семью, народ, нацию, государство. Принадлежность к родной земле, чувство родной земли делает жизнь человека осмысленной и прекрасной.
Текст К. Г. Паустовского
(1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «(3)Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки». – (4)Трепотня! – мрачно говорил Берг. – (5)У таких, как мы, нет и не может быть родины. – (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором отвечали бойцы. – (7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник! (9)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (10)Через несколько лет ранней осенью Берг отправился в муромские леса, на озеро, где проводил лето его друг художник Ярцев, и прожил там около месяца. (11)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок, а привёз только маленькую коробку с акварелью. (12)Целые дни он лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал цветы и травы, собирал ярко-красные ягоды шиповника и пахучий можжевельник, длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны чёрные и синие пятна, хрупкие лишаи нежного пепельного оттенка и вянущую гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал осенние листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью. (14)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг, и Ваня Зотов, сын лесника, каждый раз говорил Бергу: – (15)Кажись, кидают нас птицы, летят к тёплым морям. (16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они бросали без сожаления этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами. (18)Как-то Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца. (22)Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошёл на озеро. (23)Ваня перевёз его на дальний берег. (24)Берг торопился. (25)Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (26)Берг работал как одержимый, пел и кричал. …(27)Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, – мой первый пейзаж». (29)Спустя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. (31)Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов. – (32)Эх, Берг, сухарная душа! – вспомнил он слова бойцов. (33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше. (по К.Г. Паустовскому)
Еще сочинения по данному тексту
«Когда при Берге произносили слово…» Сочинение ЕГЭ
Для каждого человека понятие Родина наполнено определённым смыслом и у каждого он свой. Для кого-то она является местом, где ты родился и вырос, где живут твои родные и близкие. Связь человека и его отчизны возникает подсознательно, основывается эта связь на любви. В своём тексте А.Н.Толстой затрагивает проблему определения роли Родины в жизни человека.
Автор обращает внимание читателя на тот факт, что в мирное время люди не всегда задумываются над тем, какую роль в их жизни играет родина. Одни считают, что весь мир – его родина, другие высокомерно размышляют, что ничего хорошего отчизна не дала им. Но как только появляется угроза Родине, все люди объединяются, дабы сохранить своё отечество:
Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы не замечали … теперь пронзительно дорого нам.
Автор отмечает, что Родина дорога каждому по-своему. Это значит, что несмотря на то, что у человека к ней могут быть разные чувства, но как только появляется угроза отчизне, на первый план выходит любовь к родному месту, необходимость защитить ценное и дорогое – свой дом.
Далее автор размышляет над тем, как и когда сформировалось само понятие – Родина, как вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле объединился под эгидой мощного источника добра и света, названного Родиной. Этот пример показывает, что Родина – это историческое прошлое народа, созданное многими поколениями. Она занимает особенное место в жизни каждого человека.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что отчизна – это родное гнездо для каждого человека, которое нужно беречь. Автор убеждён, что на каждом человеке лежит ответственность за свою Родину, за сохранение наследия своего народа, сильного и свободолюбивого. В годы бедствий люди начинают больше ценить Родину, объединяются ради её спасения. Они должны защищать её и искренне любить. Я согласна с мнением автора. Чувство родины сформировано поколениями и является базовым для любви к ней, к тому родному гнезду, где прошло наше детство и произошло много хорошего для каждого. Она важна для человека, так как является местом его рождения, местом, где живут его родственники и друзья. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» описываются события Отечественной войны 1812 года. Огромное уважение вызывает общий подвиг всего народа, который победил врага, благодаря своей любви к ней, искреннему патриотизму. В то трудное время русский народ пошел на такой отчаянный шаг, как сожжение Москвы, дабы защитить остальную часть страны. Каждый человек готов отдать всё, чтобы Родина жила вечно.
Думаю, Родина имеет огромное значение в жизни каждого человека, потому что она является местом рождения, а также историческим фундаментом, без которого невозможно дальнейшее благополучное развитие любого народа.
Читаемое в разделе:
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема ценности жизни
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Увлечение подростков виртуальным общением
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема воспитания подрастающего поколения
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Роль детства в формировании личности
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Отношение к иностранным заимствованиям в русском языке
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Сыновняя благодарность и любовь к родителям
- Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Подмена непреходящих ценностей духовной культуры
Ранее опубликованные в разделе:
- Проблема судьбы человека в годы войны по тексту Каверина
- Проблема милосердия по отношению к преступникам по тексту А. Грин
- Проблема роли учителя в формировании личности по тексту К.Г. Паустовского
- Проблема проявления самоотверженности. Сочинение ЕГЭ
- Роль учителя в жизни человека по тексту В. Каверина
- Проблема силы любви по тексту Н.И. Батыгиной. Сочинение ЕГЭ
Новые материалы раздела:
- Роль мечты в жизни человека? Сочинение ЕГЭ по тексту Мизерова
- Проблема воспитания детей по тексту Л.Ф. Воронковой
- Проблема роли женщины на войне по тексту С.А. Алексиевич
- Проблема проявления благородства в годы войны по тексту В.П. Астафьева
- Проблема роли поэзии в жизни человека по тексту К.Г. Паустовского
Подготовка к ОГЭ (ГИА)
Чувство родины
Вариант 1 Любовь к родине, верность своей стране — все эти качества свойственны не только тем, кто с трепетом хранит горсть родной земли или вспоминает белоствольную берёзку с трепещущими на ветру листочками, но и тем, кто волею судьбы оказался далеко за пределами своей страны, потому что, несмотря на все трудности и беды, человек, помнящий свои корни, никогда не перестанет помнить и искренно любить Россию. (Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) И с автором невозможно не согласиться.
Подтверждением этого также могут служить строчки В. Набокова:
Бессмертное счастие наше Россией зовётся в веках. Мы края не видели краше, а были во многих краях.
В них звучит гордость за свой народ, свой край, свою землю.
Я вспоминаю слова одного из величайших поэтов России А. Блока, который жил в сложную эпоху перемен, но всё равно писал о любви к Родине. Его стихотворения полны искренней надежды, что его личная судьба и судьба России неразделимы:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слёзы первые любви!
Или вновь и вновь перечитывая дневники известного поэта К. Бальмонта, оказавшегося после Октябрьской революции на чужбине, задумываемся над его строчками: «Нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться… Россия всегда есть, независимо от того, что в ней делается.» Вот она, истинная любовь к Родине, к родной земле, к своей Отчизне, вот в чём проявляется патриотизм её верного сына.
И для меня, уверен, слова «патриотизм», «Родина» — тоже не пустой звук. Знаю, что тоже не смогу вырвать любимую страну из своего сердца. И если кто-то посягнёт на неё, брошусь защищать, как защищали мои деды и прадеды: до последней капли крови, до последнего дыхания, до последней искры в глазах.
Вариант 2 Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина? Родина — это очень много. Это наша честь, которую мы бережём. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки.
Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах земли. Это конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на реке Волге. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.
(Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.
Корни — это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело. Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ, сколь ни высоки его здания из алюминия и стекла.
Лет восемьдесят назад многие думали, что всё это лишнее. В прошлом было действительно много, от чего в новом мире надо было избавиться. Но оказалось, не всё надо сбрасывать с корабля истории.
В тяжёлые годы войны мы призвали на помощь себе нашу историю. Сталин в речи на параде Красной армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве говорил: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» Нас вдохновляли эти великие имена и их идеи, и мы победили! Наше прошлое стало нашим оружием. Силу его никто не измерил. Можно сказать, что была она не слабее знаменитых «катюш».
Итак, без прошлого невозможно ни хорошо жить, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю. Давайте будем помнить об этих корнях.
Вариант 3 «Чувство Родины» — это прежде всего любовь к родной природе и традициям. Совершая великие дела, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Мы должны помнить и чтить деяния предков, ратный и трудовой подвиг отцов.
(Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) Поэт Есенин посвятил всё своё творчество «шестой части земли с названьем кратким “Русь”». Что значит чувствовать Родину? По-моему, это наивысшее проявление патриотизма.
Молодой поэт, на которого оказали влияние природа и крестьянский быт родной Рязанщины, народное творчество, русская классическая литература, воспринимал Родину как земной рай. Край прекрасной природы, вековых традиций, православной культуры.
Поэт называет Россию «страной берёзового ситца». Ему одинаково дороги «топи да болота», «сенокос нескошенный», «лес да монастырь» — всё это «край любимый», «край заброшенный». Есенинский пейзаж не изобилует яркими красками. Это, скорее, тёмные приглушённые тона. Именно такая его родная Рязанщина. Наиболее часто встречаются три цвета: синий, красный и золотой:
Загорелась зорька красная
В небе тёмно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своём блеске золотом.
Есенин ощущает свою связь с родной природой. Нередко он сравнивает себя с клёном:
Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.
Поэт считал клён «своим» деревом.
Автор пишет не только о природе, но и о живых существах, подаренных матерью-природой. Поэт бережно сохраняет и традиции православия. Но Бог у Есенина не всесилен. Даже он не может победить мировое зло. А причиной всех бед Родины он считает то, что Россия отошла от истинной веры. Число сочетаний. Онлайн калькулятор
«Он поэт, поэт народный, / Он поэт родной земли!». Такое мог написать только человек, любящий деревенскую жизнь. Таким образом, дела наши в совокупности с прошлым миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом — Отечество. Стоит вспомнить ещё одно высказывание В. Белинского, который писал: «Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с Отечеством».
Заставить любить своё Отечество невозможно. Эту любовь на-до воспитать, взрастить. И стоит помнить, солнце на земле одинаково светит для всех, но человеку с Родиной оно светит ярче.
Любовь к природе
Любовь к Родине также включает любовь к природе. Человек учится ценить природу и бережно к ней относиться с самого своего рождения, то есть на Родине. Любовь к деревьям, к птицам и животным – все это относится и к любви к Родине. Природа становится олицетворением любви к Родине, и наоборот.
Например, для С. А. Есенина любовь к Родине проявлялась в описании родных мест и природы. Это Русь с ее полями, тополями и кротким Спасом. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» великий поэт показал, что такое любовь к Родине:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Эти слова стали афористичными, с помощью них многие люди выражают свою любовь к Родине.
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к малой Родине»
Курдюшкина Светлана Николаевна
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к малой Родине»
Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки.
Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине — месту, где человек родился. В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
К основным задачам патриотического воспитаниястарших дошкольников относятся: — формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города)
; — формирование духовно-нравственных отношений; — формирование
любви к культурному наследию своего народа; — воспитание любви уважения к своим национальным особенностям; — чувство собственного достоинства как представителя своего народа; — толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Патриотическое воспитание дошкольников должно решать широкий круг задач. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам отчизны, государственной символике, традициям государства, общенародным праздникам.
Методы воспитания дошкольников обеспечивают овладение ими знаниями о родном народе, его Родине и на этой основе — развитие национальных черт и качеств молодого поколения. Достичь качественного уровня патриотического воспитания дошкольников нельзя без учета специфики отдельных регионов, их национальных особенностей. Воспитание любви к Родине, к своей Отчизне — задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые»
показатели проявлений
любви к Родине.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Для того, чтобы определить специфику процесса формирования у детей любви к Род ине, есть необходимость определиться в природе самого патриотического чувства, его структуре, содержании, а также проследить его рождение, источники (на основе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться это сложное интегральное чувство).
Действительно, если патриотизм — это чувство приязни, преданности, ответственности и т. д. к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте необходимо научить быть дружелюбным (к чему-либо, быть ответственным в его малых делах, поступках)
. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам
Родины, он должен научиться сопереживанию вообще, как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя. Также, прежде чем человек научится трудиться на благо Родины, необходимо научить его добросовестно выполнять трудовые поручения, прививать любовь к труду.
Таким образом, базовым этапом в формировании у детей любви к Родине необходимо считать накопление ребенком социального опыта проживания в своем Отечестве и усвоение устоявшихся норм поведения, взаимоотношений.
Патриотическое чувство по природе своей многогранно,оно объединяет все стороны личности: моральную, трудовой, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент, обеспечивает содержание, а поведенческий выполняет контрольно-диагностическую функцию.
Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение»
,можно выделить несколько направлений: 1) отношение к природе родного края, родной страны; 2) отношение к людям, которые живут в родной стране; 3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре; 4) отношение к государственному устройству.
Каждое из этих направлений может стать содержанием образовательно воспитательной деятельности с детьми, и каждое внесет свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей. Невозможно говорить о воспитании любви к Родине без получения детям определенных знаний о ней. Содержание занятий также можно определить в нескольких направлениях. Ребенок дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столица, свой родной город или село, какова природа родного края и страны, где ребенок живет, какие люди по национальности, по личным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляет собой искусство, традиции и обычаи страны. Такая схема содержания знаний о родной стране, на основе которых возможно уже в дошкольном возрасте формировать действенное отношение к ней.
Сложилось мнение, что путь к воспитанию любви к Родине формируется по логике «от близкого к далекому»
— от
любви к родителям (точнее родному дому, к улице, городу, любви к родной стране. Необходимо задуматься, действительно ли этот «территориальный подход»
эффективен в
воспитании такого сложного и многогранного социального чувства, как любовь к Родине.
Очевидно, дело не в расширении «территории»
, а в том, чтобы создать условия для решения задач патриотического
воспитания, для формирования у детейчувств и составляющих в итоге патриотизм: дружба, верность, чувство собственности и осознания того, что ты свой, что ты нужен. У дошкольников постепенно формируется «образ собственного дома»
с его укладом, традициями, общением, стилем взаимодействия.
Ребенок принимает свой дом таким, каким он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома»
ложится в основу
любви к Родине, Отчизне. Задача педагога вместе с родителями формировать любовь, дружбу к родному дому, желание беречь, делать лучше.
Сочинение-рассуждение «Отношение человека к родному дому». По тексту В.П. Астафьева
Предложенный для анализа текст В.П. Астафьева посвящён проблеме отношения человека к родному дому.
Комментируя данный вопрос, хочется отметить, что автор акцентирует внимание читателей на том, что люди перестают ценить самое главное «человеческое прибежище» — свой родной дом. Публицист замечает, что они пренебрежительно относятся к месту, где выросли и провели детство, их не интересует дальнейшая его судьба.
В.П Астафьев сообщает, что «самое печальное зрелище — это оставленная, заброшенная русская изба», которую люди променяли на комфорт и уют современного мира. Автор на примере увиденной главным героем картины «распахнутого настежь» дома, показывает, что «здесь не было памяти, отсюда отступали» без желания вернуться.
Позиция автора по данному вопросу очевидна. Он утверждает, что люди должны проявлять уважение к месту, которое являлось частью их жизни, и, покидая его, не забывать, что с этим местом много связано.
Я согласна с позицией автора. Родной дом — это место, где тебя все ждут, любят, нуждаются в тебе, где живёт твоя семья. Это место, в котором отступают все невзгоды и печали, место, в котором ты чувствуешь себя как за каменной стеной. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
И, зная, что тебе пришлось пережить в нём, нельзя бесчувственно покинуть его, оставив в небрежном состоянии.
Возьмём в качестве примера произведение В. Распутина «Прощание с Матёрой». Люди были не в силах оставить родные места, узнав о немедленном переезде. Они не могли покинуть свой дом, в котором прошла вся их жизнь, который связывал все поколения в единое целое, который объединял всех членов семьи и делал их сильнее. Главная героиня Дарья чувствовала духовную связь с этим местом, она не могла предать память и бросить всё в погоне за новой жизнью и комфортом. Она до последнего стремилась сохранить чистоту родного дома, даже зная о его участи.
Другим примером может служить произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». Родной дом — это особый мир, в котором сохраняются традиции, это основа всего существующего, что нужно беречь. Каждая семья имеет своё начало и понимает счастье по-своему. В семье Ростовых царит любовь и взаимопонимание, для них дом — это место, где тебя всегда поддержат и поймут в трудную минуту, именно поэтому они стараются его оберегать и сохранять в нём «тепло» и «чистоту».
Таким образом, мы приходим к выводу, что человеку надо стараться поддерживать связь с родными местами, необходимо бережно относиться к родному дому, который является нравственным отражением человека.
Полезный материал по теме:
- Отношение человека к родному дому (По тексту В.П.Астафьева)
- Проблема отношения человека к родному дому по тексту Астафьева.Цыбулько 2021.Вариант 18.
- по проблеме отношения человека к родному дому (по тексту Астафьева «Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях…»)
- Отношение человека к родному дому Цыбулько
- Как люди должны относиться к своему родному дому? По тексту Астафьева.
Сочинение 9.3 «Что такое ЧУВСТВО РОДИНЫ?»
Текст для сочинения:
(1)Когда мы говорим «архитектура», сразу вспоминаются известные еще по школьным учебникам грандиозные египетские пирамиды, древнегреческий Парфенон, древнеримский Колизей. (2)Встают перед глазами величественные ансамбли Московского Кремля, Новгорода, Петербурга — замечательные творения зодчих прошлых веков.
(3)Но посмотрите вокруг. (4)Жилые дома, школы, магазины, театры, фабрики, заводы, животноводческие фермы, стадионы, новые города и поселки, их сады и парки — все это также архитектура, и она связана со всей жизнью человека. (5)В одних зданиях он живет, в других учится или работает, в третьих отдыхает. (6)Все здания и сооружения строятся для практических нужд человека, но строятся они по законам красоты и поэтому обладают определенной художественной выразительностью.
(7) Еще две тысячи лет назад великий римский зодчий Витрувий определил три качества, которым должно отвечать произведение архитектуры. (8)Это прочность, польза и красота. (9)Значит, архитектура всегда связана с обществом — с его экономикой, техникой и культурой. (10)В силу такой многогранности она занимает особое место среди видов искусства. (11) При огромном размахе строительства в нашей стране архитекторы не забывают об этом. (12)Во многом они опираются на опыт и традиции прошлого, а традиции русского зодчества весьма богатые. (13)Неслучайно известный советский художник и ученый Игорь Грабарь назвал Россию страной зодчих.
(14)Корни народного зодчества следует искать в тех далеких временах, когда основным строительным материалом было дерево, а самым распространенным населенным пунктом — деревня, названная так потому, что все строения в ней были деревянными. (15)Огромные лесные богатства, сравнительная простота обработки и не слишком высокая стоимость обеспечили этому материалу особую популярность. (16)Из дерева рубили избы и крепости, ладили сани, баркасы и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колеса, резали миски, ложки, детские игрушки. (17)Сколько труда и изобретательности понадобилось нашим предкам, прежде чем сложились типы зданий, была выработана определенная строительная техника, прежде чем появились шедевры мирового деревянного зодчества!
(18) Начиналось с малого, самого необходимого — с жилья. (19) Мы не знаем гениального изобретателя сруба, знаем лишь, что строили срубы и в глубокой древности. (20)Каждый крестьянин был дружен с топором и мог без посторонней помощи за лето поставить сруб будущей избы. (21)И поскольку в душе плотника уживались строитель и художник, он всегда заботился, чтобы жилище было не только прочным, теплым, удобным, но и красивым. (22) Старые мастера придавали самые разнообразные формы покрытиям зданий. (23)Над крышей гордо возносился конек — стилизованная голова лошади. (24) На наличниках плотник топором вырезал фантастических птиц, русалок, диковинные цветы и множество солнц. (25)Его видение мира и понимание прекрасного находило отражение в уборе избы.
(26)Год от года, век от века совершенствовалось мастерство, складывались архитектурно-строительные традиции, которые передавались из поколения в поколение. (27)Многие из них и сегодня применяются в деревянном строительстве. (28)Старые постройки радуют нас красотой своего облика, удивительно точно найденными пропорциями, всегда уместными декоративными элементами и потрясающей целесообразностью и рациональностью: ничего лишнего — все под рукой. (29)Красота и польза неразрывны. (30)Лучшие здания народной архитектуры выдержали испытание временем и стали памятниками истории и культуры. (31)Они несут на себе следы жизни человека; в них его тепло, его дыхание, его надежды. (32)Они хранят память.
(33) Очень важно не потерять и сберечь то ценное, что накапливалось народным зодчеством веками. (34) С каждым годом всё меньше остается старых крестьянских изб, исчезают хозяйственные постройки. (35) Кому теперь нужны в хозяйстве овин или ветряк? (36) Утратив своё практическое применение, они стоят заброшенными и медленно разваливаются. (37) Судьба многих — пойти на дрова. (38) Вы можете сказать, что не о чем жалеть: старое уходит вместе со своим временем. (39) Зачем беречь развалины? (40) Кому и зачем они нужны? (41) Они нужны нам, потому что без них нет в человеке корня, того чувства, что называется чувством Родины. (По Л. И. Даниловой*)
*Людмила Ивановна Данилова — искусствовед, историк, краевед.
Пример сочинения 9.3 «Что такое чувство Родины?»
Что такое чувство Родины? На мой взгляд, данное чувство человек испытывает тогда, когда видит что-то близкое ему, его сердцу, его стране. Это ощущение какой-то особенной теплоты, переполняющее душу. Чтобы доказать свою точку зрения, приведу примеры из текста Л. И. Даниловой и своего жизненного опыта.
В прочитанном тексте идет речь о том, что в современном мире архитекторы и строители следуют богатым традициям и опыту русского зодчества. Ведь до сих пор многие здания того времени «несут на себе следы жизни человека; в них его тепло, его дыхание, его надежды… они хранят память». Поэтому каждый из нас, оказавшись в таком здании, испытывает особенные чувства: теплоты, патриотизма, чувство Родины.
Чувство Родины знакомо каждому из нас. В детстве я часто ездила к бабушке в деревню Сосновый Бор. Сама деревня небольшая, всего три улицы. Но жили там очень дружелюбные люди. Часто устраивали праздники, помогали друг другу убирать урожай. Сейчас в деревне осталось всего несколько домов. Я постоянно езжу навещать бабушку и, проезжая мимо заброшенных мест, скучаю по тем временам. Но в те же моменты меня переполняет чувство чего-то близкого и родного, ведь здесь прошло мое беззаботное детство.
Таким образом, чувство Родины — это особое чувство, знакомое каждому. Это что-то близкое, родное, теплое, объединяющее всех нас.
Источник
Подготовка к ОГЭ (ГИА)
Чувство родины
Вариант 1
Любовь к родине, верность своей стране — все эти качества свойственны не только тем, кто с трепетом хранит горсть родной земли или вспоминает белоствольную берёзку с трепещущими на ветру листочками, но и тем, кто волею судьбы оказался далеко за пределами своей страны, потому что, несмотря на все трудности и беды, человек, помнящий свои корни, никогда не перестанет помнить и искренно любить Россию. (Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) И с автором невозможно не согласиться.
Подтверждением этого также могут служить строчки В. Набокова:
Бессмертное счастие наше Россией зовётся в веках. Мы края не видели краше, а были во многих краях.
В них звучит гордость за свой народ, свой край, свою землю.
Я вспоминаю слова одного из величайших поэтов России А. Блока, который жил в сложную эпоху перемен, но всё равно писал о любви к Родине. Его стихотворения полны искренней надежды, что его личная судьба и судьба России неразделимы:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слёзы первые любви!
Или вновь и вновь перечитывая дневники известного поэта К. Бальмонта, оказавшегося после Октябрьской революции на чужбине, задумываемся над его строчками: «Нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. Россия всегда есть, независимо от того, что в ней делается.» Вот она, истинная любовь к Родине, к родной земле, к своей Отчизне, вот в чём проявляется патриотизм её верного сына.
И для меня, уверен, слова «патриотизм», «Родина» — тоже не пустой звук. Знаю, что тоже не смогу вырвать любимую страну из своего сердца. И если кто-то посягнёт на неё, брошусь защищать, как защищали мои деды и прадеды: до последней капли крови, до последнего дыхания, до последней искры в глазах.
Вариант 2
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина? Родина — это очень много. Это наша честь, которую мы бережём. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки.
Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах земли. Это конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на реке Волге. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.
(Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.
Корни — это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело. Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ, сколь ни высоки его здания из алюминия и стекла.
Лет восемьдесят назад многие думали, что всё это лишнее. В прошлом было действительно много, от чего в новом мире надо было избавиться. Но оказалось, не всё надо сбрасывать с корабля истории.
В тяжёлые годы войны мы призвали на помощь себе нашу историю. Сталин в речи на параде Красной армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве говорил: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» Нас вдохновляли эти великие имена и их идеи, и мы победили! Наше прошлое стало нашим оружием. Силу его никто не измерил. Можно сказать, что была она не слабее знаменитых «катюш».
Итак, без прошлого невозможно ни хорошо жить, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю. Давайте будем помнить об этих корнях.
Вариант 3
«Чувство Родины» — это прежде всего любовь к родной природе и традициям. Совершая великие дела, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Мы должны помнить и чтить деяния предков, ратный и трудовой подвиг отцов.
(Здесь необходимо привести примеры из предложенного текста.) Поэт Есенин посвятил всё своё творчество «шестой части земли с названьем кратким “Русь”». Что значит чувствовать Родину? По-моему, это наивысшее проявление патриотизма.
Молодой поэт, на которого оказали влияние природа и крестьянский быт родной Рязанщины, народное творчество, русская классическая литература, воспринимал Родину как земной рай. Край прекрасной природы, вековых традиций, православной культуры.
Поэт называет Россию «страной берёзового ситца». Ему одинаково дороги «топи да болота», «сенокос нескошенный», «лес да монастырь» — всё это «край любимый», «край заброшенный». Есенинский пейзаж не изобилует яркими красками. Это, скорее, тёмные приглушённые тона. Именно такая его родная Рязанщина. Наиболее часто встречаются три цвета: синий, красный и золотой:
Загорелась зорька красная
В небе тёмно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своём блеске золотом.
Есенин ощущает свою связь с родной природой. Нередко он сравнивает себя с клёном:
Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.
Поэт считал клён «своим» деревом.
Автор пишет не только о природе, но и о живых существах, подаренных матерью-природой. Поэт бережно сохраняет и традиции православия. Но Бог у Есенина не всесилен. Даже он не может победить мировое зло. А причиной всех бед Родины он считает то, что Россия отошла от истинной веры. Число сочетаний. Онлайн калькулятор
«Он поэт, поэт народный, / Он поэт родной земли!». Такое мог написать только человек, любящий деревенскую жизнь. Таким образом, дела наши в совокупности с прошлым миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом — Отечество. Стоит вспомнить ещё одно высказывание В. Белинского, который писал: «Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с Отечеством».
Заставить любить своё Отечество невозможно. Эту любовь на-до воспитать, взрастить. И стоит помнить, солнце на земле одинаково светит для всех, но человеку с Родиной оно светит ярче.
Источник
Сочинения к варианту №3 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Из Берендеева в детский дом стала ходить повариха, хорошая, ласковая женщина Аграфена Ивановна; никогда к детям она не придёт с пустыми руками.
Женщина она бездетная, муж пропал без вести на фронте. Поплакала, люди утешили: не одна она ведь такая осталась на свете.
(1)Из Берендеева в детский дом стала ходить повариха, хорошая, ласковая женщина Аграфена Ивановна; никогда к детям она не придёт с пустыми руками.
(2)Женщина она бездетная, муж пропал без вести на фронте. (З)Поплакала, люди утешили: не одна она ведь такая осталась на свете.
(4)Очень полюбилась этой вдове в детдоме одна девочка, Валя, — маленькая, тонкая, личико всегда удивлённое, будто молоденькая козочка. (5)С этой девочкой стала Аграфена Ивановна отдельно прогуливаться, сказки ей сказывала, сама утешалась ею, конечно, как дочкой, и мало-помалу стала подумывать, не взять ли и вправду её себе навсегда в дочки. (6)На счастье Аграфены Ивановны, маленькая Валя после болезни вовсе забыла своё прошлое в Ленинграде: и где там жила, и какая там у неё была мама, и кто папа. (7)Все воспитательницы в один голос уверяли, что не было случая, когда бы Валя хоть один раз вспомнила что-либо из своего прошлого.
(8)Вы только посмотрите, — говорили они, на её личико: не то она чему-то удивляется, не то вслушивается, не то вспоминает. (9)Она уверена, что вы её настоящая мама. (10)Берите её и будьте счастливы.
(11)То-то вот и боюсь, — отвечала Аграфена Ивановна, что она удивлённая и как будто силится что-то вспомнить; возьму её, а она вдруг вспомнит, что ж тогда?
(12)Повариха целый месяц крепилась, не заглядывала в детский дом. (13)Но, конечно, дома, в своём жёлтом домике в Берендееве, тосковала по дочке, плакала, а девочка тоже не могла утешиться ничем: мама её бросила! (14)А когда повариха не выдержала и опять пришла с гостинцами — вот была встреча!
(15)В августе Аграфена Ивановна увезла свою дочку в Берендеево. (16)Вале, девочке-сироте, было в рыжем домике всё на радость. (17)Девочка ко всему тянется, весело ей, как будто и в самом деле пришла в свой родной домик к настоящей маме. (18)Очень обрадовалась Аграфена Ивановна и, чтобы девочке свой домик совсем как рай показать, завела патефон. (19)В детском доме патефона не было, и Валя не могла помнить патефон вовсе. (20)Но как только заиграла музыка, девочка широко открыла глаза. (21)«Соловей мой, соловей, — пел патефон, — голосистый соловей. »
(22)Козочка удивилась, прислушалась, стала кругом озираться, что-то узнавать, вспоминать.
— (23)А где же клеточка? — вдруг спросила она.
— (25)С маленькой птичкой. (26)Вот тут висела.
(27)Не успела ответить, а Валя опять:
— Вот тут столик был, и на нём куколки мои.
— (28)Погоди, — вспомнила Аграфена Ивановна, — сейчас я их достану.
(29)Достала свою хорошую куклу из сундука.
— (30)Это не та, не моя!
(31)И вдруг у маленькой Козочки что-то сверкнуло в глазах: в этот миг, верно, девочка и вспомнила своё ленинградское прошлое.
— (32)Мама, — закричала она, — это не ты!
(33)И залилась слезами. (34)А патефон всё пел: «Соловей мой, соловей. »
(35)Когда пластинка кончилась и соловей перестал петь, вдруг и Аграфена Ивановна своё что-то вспомнила, заголосила и упала к столу. (З6)Она то поднимет от стола голову, то опять уронит, и стонет, и всхлипывает. (37)Эта беда пересилила Валино горе, девочка обнимает её, теребит и повторяет:
— Мамочка, милая, перестань! (38)Я всё вспомнила, я тебя тоже люблю, ты же теперь моя настоящая мама.
(39)И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные.
(По М. М. Пришвину)
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г.Я. Солганика: «Информативная неполнота диалогической речи может восполняться жестами, мимикой, интонацией».
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. По мнению лингвиста Г.Я. Солганика, жесты, мимика и интонация помогают лучше понять диалогическую речь. Докажем это утверждение с помощью примеров из текста.
Например, в предложениях 22-26 девочка Валя спрашивает у Аграфены Ивановны, где находится её клетка с маленькой птицей. На самом деле героиня вспоминает старый дом и изначально принимает добрую женщину за свою маму. Описание её действий: «…удивилась, прислушалась, стала кругом озираться» и интонации: «…вдруг спросила она» (вдруг – то есть быстро, с волнением) помогают понять чувства Вали. Это дополняет информативную неполноту самого диалога.
В предложениях 31-33 Валя понимает, что никогда раньше не была в этом доме, а Аграфена Ивановна – это не её родная мать. Чтобы ярче передать эмоции героини, автор обращает внимание на её взгляд: «… у маленькой Козочки что-то сверкнуло в глазах» и интонацию: «…закричала она». Одной реплики было бы недостаточно, чтобы описать состояние девочки.
Действительно, жесты, мимика, интонация служат важным дополнением для диалогической речи, именно поэтому в художественном тексте автор уделяет этому такое большое внимание.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные».
Смысл финала текста я понимаю так: две родственные души нашли и утешили друг друга в тяжёлое для обеих время. Теперь эти две женщины, «большая и маленькая» чувствуют себя по-настоящему счастливыми.
Аграфена Ивановна – несчастная бездетная женщина, чей муж пропал на фронте без вести. Конечно, она была одинокой и находила отдушину, приходя в детский дом и заботясь о сироте Вале. В предложениях 15-18 мы узнаём о том, что повариха была счастлива, когда привезла в свой дом маленькую девочку.
Валя пережила блокаду Ленинграда и не помнила своих родителей. Но когда она оказывается в доме у Аграфены Ивановны, воспоминания возвращаются, что доказывают предложения 31-32. В глубине души девочка очень сильно переживала и тосковала по своим родителям, но теперь она готова полюбить эту милосердную женщину так же сильно, как любила бы родную мать.
Таким образом, обе героини почувствовали, что нужны друг другу. В такие минуты взаимопонимания и любви люди и ощущают себя счастливыми.
9.3 Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ?
В чём заключается счастье? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему, потому что универсального определения не существует. Одно можно сказать точно: когда люди счастливы, они наслаждаются каждым мгновением и не чувствуют себя одинокими.
Так, горе сблизило двух женщин, «большую и маленькую», о чём говорится в 39 предложении фрагмента произведения М. Пришвина. Аграфена Ивановна находила отдушину в заботе о девочке из детдома, а Валя воспринимала её как родную мать. Следовательно, обе героини смогли осчастливить друг друга.
В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» также рассказывается о том, как незнакомые люди становятся самыми близкими и родными. Андрей Соколов потерял всю
Источник