Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 46 человек из 24 регионов
- Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов
- Сейчас обучается 130 человек из 46 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 054 686 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
-
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема
Устное народное творчество
Больше материалов по этой теме
Другие материалы
Ктп по литературному чтению
- Учебник: «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
- 12.09.2021
- 152
- 1
- 11.09.2021
- 126
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 62 (Школа России)
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
- Год: 2021.
- Серия: Школа России.
- Издательство: Просвещение.
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 62
странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 11, 12, 13 и 14.
Учебник 1 часть — Страница 62.
Ответы 2021 года.
Номер 11.
Что будет происходить в волшебных сказках?
Какие герои будут участвовать в сказках о животных?
Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?
В волшебных сказках будут происходить чудеса, нереальные события. В таких сказках будут выдуманные герои, люди смогут превращаться в животных и наоборот. Обычно у главного героя есть какие-то чудесные средства или волшебные помощники, с помощью которых он побеждает зло.
В сказках о животных будут участвовать персонажи-звери, птицы и рыбы.
В книгу «Сказки о животных» я бы поместил: «Теремок», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Три поросёнка», «Лиса и Котофей Иванович», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят».
В книгу «Волшебные сказки» я бы определил: «Иван Царевич и серый волк», «По щучьему веленью», «Два Ивана – солдатский сына», «Сивка-Бурка», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка».
В книгу «Сказки» я бы включил «Кашу из топора», «Репку».
Номер 12.
Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например, о собаке или кошке. Запиши в «Рабочую тетрадь» план своего рассказа.
Да, у меня есть кошка и собака.
Как кошка и собака спорить перестали
Жили-были собака Машка и кошка Мурка. Они всегда спорили. У Машки была короткая шерсть, поэтому Мурка всегда говорила:
– Машка, почему ты такая колючая? Ты мне все лапки обколола!
– Я колючая?! Сама ты колючая, – обиженно говорила Машка.
Собака обижалась, дело доходило до ссоры. Вообще Машка и Мурка часто ссорились. Они могли поругаться из-за пустяка. Например, кошка говорила, что самое сильное животное на свете – это бобёр. Собака не соглашалась, ведь где это видано, чтобы бобры были сильнее всех!
Однажды кошка и собака остались одни дома. Животные поругались в очередной раз, они спорили, кто же из них умнее. Они так рассердились друг на друга, что начали бегать по комнате и разбрасывать вещи. Машка разбила вазу, а Мурка перевернула все книги. Ещё они испачкали шторы и порвали обои.
Вернулись хозяева. Они удивлённо спросили:
– Что здесь произошло? Мурка! Машка!
Мурка и Машка спрятались за шкаф.
Хозяйка опять начала разговор:
– Выходите. Не бойтесь. Расскажите, что случилось.
– Мы просто поругались, – призналась Машка.
– Опять?! Ну когда же вы начнёте жить дружно? – спросила хозяйка.
– Мы спорили, кто из нас умнее, – рассказала Мурка.
– Вы посмотрите, к чему привели ваши ссоры! Теперь здесь нужно делать ремонт! – отчаянно произнесла хозяйка.
Машке и Мурке стало стыдно. Они пообещали хозяйке больше не ругаться и не спорить. Ведь единственный способ победить в споре – это не ввязываться в него. С тех пор животные жили дружно.
План рассказа:
1. Ссоры Мурки и Машки.
2. Разгром квартиры.
3. Приход хозяев.
4. Раскаяние животных. Мир.
Номер 13.
Хочешь ли ты научиться сочинять волшебные сказки? Обрати внимание на начало и конец любой сказки, её героев, события и приключения, которые с ними происходили.
Да, я бы хотел научиться сочинять волшебные сказки. Сказки обычно начинаются со слов «Жили-были», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве», а заканчиваются «И стали они жить-поживать да добра наживать», «вот и сказки конец, а кто слушал – молодец».
Номер 14.
Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?
Всё верно. Волшебная сказка состоит из присказки, зачина, троекратного повторения и концовки.
Рейтинг
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»
Литературное чтение. 2 класс
Композиционные части сказки
Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна
Доводи начатое дело до конца.
Сказки о животных
Бытовые сказки
Волшебные сказки
Законы волшебных сказок
- Борьба добра и зла.
- Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.)
- Сказочные числа, повторы.
- Волшебные предметы.
- Положительные и отрицательные герои
- Особая композиция
Как строится сказка
присказка
Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет
Скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается
Ритмически организованная прибаутка,
предшествующая зачину в сказках.
зачин
основная часть
концовка
Присказки
- Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
- В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
- Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
- Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
- Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
- А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
Как строится сказка
присказка
В некотором царстве,
в некотором государстве …
зачин
Жили-были …
Зачин – начало сказки, он бывает
различным (коротким или длинным).
Зачин рассказывает о том,
где происходило действие, когда и
какие герои будут в сказке
основная часть
концовка
Зачины
- За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
- В некотором царстве, в некотором государстве…
- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
- Жили-были…
- В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
- В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Как строится сказка
присказка
зачин
Ключевые события:
— странствие героя;
— встреча героя
с друзьями и врагами;
— бегство, погоня;
— победа героя
и т.д.
основная часть
концовка
Как строится сказка
присказка
Концовка – это последние слова сказки,
завершение, рассказ о том,
чем закончилась история,
рассказанная сказителем,
но еще чаще и обращение к слушателю,
или рассказ сказочника о самом себе.
зачин
основная часть
концовка
И я там был,
мед-пиво пил.
И стали жить-поживать
и добра наживать
Концовки
- Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
- А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
- Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
- Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
- Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
- Стали жить-поживать – добра наживать.
- И сейчас живут – хлеб жуют
- Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал …
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось …
- Сегодня я сумел…
Назови героя сказки
«Никита
Кожемяка»
Назови героя сказки
«Кощей
Бессмертный»
Назови героя сказки
«Василиса
Прекрасная»
Назови героя сказки
— Злосчастие»
«Горе
Назови героя сказки
«Иванушка
— дурачок»
Назови героя сказки
«Жар —
птица»
Назови героя сказки
«Гуси
— лебеди»
Назови героя сказки
«Баба
Яга»
Медведь
Заяц
Щука
Волшебные предметы
Схема волшебной сказки
1. Нарушение запрета.
2. Испытание.
3.Поиски помощников, спасительной магии.
4. Борьба со злыми силами.
5. Спасение.
Художественные приемы, используемые в сказках
1.Постоянные эпитеты
2.Сравнения
3.Троекратные повторы
- Сочинить волшебную сказку
Задания по выбору
- Составить кроссворд «В мире сказок»
- Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Из каких частей состоит волшебная сказка?
Какая последовательность частей волшебной сказки?
10 ответов:
8
0
Структура волшебной сказки может немного различаться, но три составляющие присутствуют всегда. Это:
1) зачин, т.е. некое введение в сказку. Оно связано по смыслу с сюжетом, представляет собой набор устоявшихся сказочных выражений (жили-были, в некотором государстве и т.д.). Перед зачином может быть присказка, она не связана с сюжетом сказки, но она настраивает читателя на соответствующий лад;
2) содержание сказки. Здесь перед нами предстают положительные и отрицательные герои, происходят некие сказочные действия. Положительные герои часто проходят через какие-то испытания, которые цикличны (имеют троекратное повторение);
3) окончание или концовка сказки, здесь мы видим чаще всего счастливую развязку сюжета (для положительных героев, конечно), а также урок сказки, т.е. ее мораль, поучительный вывод.
Если вам зададут в школе написать волшебную сказку самостоятельно, думаю, вам обязательно пригодится такая схема-подсказка:
4
0
Начинается сказка с зачина. По сути это введение сказки, в нем читатель узнает о чем будет идти речь в сказке.
Далее идет подготовительная часть — читатель узнает новые подробности о героях.
Следом идет завязка — главный герой уходит из дома.
Далее следует основная часть — в этой части сказки как правило герой проявляет все свои самые лучшие качества, он сражается со своими врагами и побеждает.
А заканчивается все концовкой — почти все сказки заканчивается счастливо. Главный герой побеждает своих врагов. он становиться богатым и находит свою любовь.
Некоторые сказки начинаются с присказки, но она присутствует далеко не во всех сказках.
4
0
В сказке, в том числе и в волшебной,и даже особенно в волшебной, присутствует так называемые присказка, зачин, основная часть и концовка, у каждой из этих частей есть своя роль, которую она выполняет в сказке. В основной части сказки разворачиваются основные ее события. Может быть также подготовительная часть, которая идет после зачина. Присказка настраивает читателя на особую сказочную атмосферу волшебного мира сказки. Зачин рассказывает коротко о героях сказки, обеспечивает читателя необходимой информацией о них, о их поступках и поведении, в нем мы также читаем о времени и месте, где происходят основные события сказки. Часто в зачине мы читаем такие слова как «жили-были» или «сказка сказывается».
В концовке мы читаем чем закончилась сказка, часто можно встретить слова:
Хотя концовка сказки, конечно, может быть и другой.
3
0
Сказка как литературное произведение имеет несколько частей. В начале её обычно бывает зачин. Он может быть написан в прозе или иметь стихотворную форму. Обычно цель зачина — заинтересовать читателя. Часто эта часть начинается со слов
После зачина идёт следующая часть произведения — подготовительная. Именно из неё мы узнаем о каком то запрете, который был дан главному герою
и его нарушении. Или о каком то подвохе, который становится причиной беды.
Завязка.
Обычно в этой части сказки герой отправляется в путь дорогу, чтобы кого нибудь спасти и наказать зло.
Основная часть.
Собственно встреча с врагом и победа над злыми силами, а также спасение того кто попал в беду.
Концовка.
В ней часто используются популярные фразы
3
0
Чтобы сочинить волшебную сказку нужно понять схему или алгоритм. Но помним, что сказка волшебная, в ней должны быть волшебные предметы и прочие чудеса.
Сначала придумаем присказку. Это может быть привычное «нам жили-были» или «в некотором царстве».
Дальше сочиняем завязку. Например — герои идут в Волшебную страну или Принцесса собирается пойти полюбоваться розами.
Сюжет развивается. Герои пришли в Волшебную страну, а там их ждут злые тролли. Или так: Принцесса любуется розами и тут появляется злая колдунья.
кульминация. Здесь должен быть какой то узел, который распутывают герои.
В развязке узел развязывается.
В концовке делаются выводы. Герои находят друг друга, принц расколдовывает принцессу и т.д.
3
0
Волшебная сказка состоит из нескольких частей:
- присказка (зачин);
- подготовительная часть;
- завязка;
- основная часть (кульминация);
- концовка.
Каждая из частей имеет своё собственное назначение.
Зачин это начало сказки, как правило короткое. Оно готовит читателя к повествованию, настраивает на «нужный лад».
Дальше следует подготовительная часть или завязка.
Кульминация является основной частью сказки, именно в этой части сказки идёт основное повествование, рассказывается читателю самая суть сказки.
Концовка завершает сказку. Это короткая часть сказки, где обычно подводится итог сказки: «жили они долго и счастливо».
2
0
Волшебна сказка строится по определенному сценарию. Сначала идёт присказка, но ее может и не быть.
Далее следует зачин:
Основная часть волшебной сказки содержит главные события, вокруг которых развивается сюжет.
И завершает всё концовка, в которой добро побеждает зло.
1
0
От других сказок волшебная сказка обычно отличается своей предопределенной структурой. С небольшими вариациями волшебная сказка состоит из следующих частей:
- Присказка. Подготавливает слушателя, настраивает его на особый лад. Встречается не во всех сказках.
- Зачин. Описывает главных героев, место и время действия.
- Завязка. Начало развития сюжета сказки, описание основного конфликта, который должен разрешиться в течение сказки.
- Развитие сюжета. Обычно самая объемная часть сказки, где описывается путь героев для достижения своей цели.
- Кульминация. Переломный момент в развитии сюжета.
- Развязка. В этой части описываются завершающие события, которые разрешают основной конфликт героев.
- Концовка. Заключительная часть сказки, в которой обычно повествуется о том, что происходило с героями дальше.
- Конечный присказ. Присутствует не во всех сказках. Завершает повествование, возвращая слушателя в реальный мир.
1
0
Волшебная сказка имеет три составляющих, и первая часть — это всегда зачин, то есть некое введение в суть сказки. Дальше, собственно, идет и суть — содержание сказки, описание конкретных событий. Заканчивается волшебная сказка концовкой или, как его можно назвать по-другому, окончанием, в котором подводятся итоги и, возможно, присутствует мораль.
0
0
Как правило, для написания волшебной сказки применяется приблизительно такая структура отдельных частей:
- Зачин (завязка, введение). В этой части может быть некая присказка, устоявшееся привычное выражение: жили-были, за полями за морями, в некотором царстве и т.п.
- Подготовительная часть (завязка). В этой части ведётся подготовка слушателей, настройка на определённый лад, связанный с последующим рассказом.
- Кульминация. Это основная часть сказки, которая включает в себя основные события — волшебство, борьба со злом и чудесная победа, спасение.
- Развязка. В этой части, зло должно быть побеждено, а добро должно победить.
- Концовка. В этой части, обычно присутствует опять привычная фраза, например: «И стали они жить-поживать, да добро наживать».
Читайте также
Рассказ о мальчик Мише, герое сказки «Городок в табакерке».
Миша предстает перед нами хорошим и воспитанным мальчиком. Посмотрите как он обращается к родителям: Папенька и на Вы:
Только пустите меня туда!
Это также говорит об учтивости мальчика.
Но при этом Мише свойственно обычное детское любопытство, он горит желанием узнать как устроена табакерка, как она издает свои волшебные звуки, он просится войти в нее и внимательно ее разглядывает.
Это говорит о том,что Миша любознательный, любопытный, пытливый и наблюдательный мальчик.
Этот вывод подтверждают и приключения мальчика в табакерке, он не остановился на полпути, он узнал все и познакомился со всеми ее обитателями.
При этом он проявил внимательность но неосторожность. Он все подмечал в городке, но случайно сломал пружинку. И хорошо, что это было во сне, потому что наяву Миша наверняка проявит после этого большую осторожность.
Благодаря своей фантазии и таланту писатель Владимир Одоевский смог превратить простую музыкальную табакерку, которую мальчик Миша получил в подарок от папы, в сказочный городок, полный странных жителей, каждый из которых выполняют свою часть общей работы.
Писатель хорошо знал как устроена музыкальная табакерка и представлял как она работает, откуда берется музыка. Но поставил перед собой задачу в простой и увлекательной манере рассказать об этом механическом чуде простым мальчикам и девочкам, для чего придумал свою сказочную историю. Он превратил детали механизма в живых обитателей табакерки и с помощью путешествия Миши мы ознакомились с их работой.
В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.
Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.
Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.
Вот например что сказано про пружинку:
Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:
- Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
- Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
- Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
- Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
- Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
- Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
- Миша просыпается. Это часть под названием Финал.
Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.
Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.
Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.
Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.
А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.
Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи<wbr />ком.
Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.
Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.
Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.
Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.
Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.
Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.
а потом пружинка лопнула и я проснулся.
👉 Ответы к странице 50. Литературное чтение 2 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
Задание 9
Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.
Ответ:
Моему другу нравится сказка «Мужик и медведь» — о том, как мужик медведя обманывал, оставляя себе нужные «корешки» репы и «вершки» ржи.
Задание 10
Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных?
Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её?
Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы.
Ответ:
В русских народных сказках чаще всего встречаются лесные звери – заяц, лиса, медведь, волк, иногда птицы, например, тетерев, дрозд и гуси-лебеди. Характер лисы в сказках всегда один. Она умная и хитрая, легко может обмануть ради своей выгоды. Перехитрить лисицу сложно, но в некоторых сказках это удалось сделать дрозду и тетереву, а еще её может напугать тот, кто сильнее.
Больше всех пострадали от лисы колобок и петух из сказки «Петушок-золотой гребешок», которых она съела. В сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» лиса обманула волка, который еле-еле убежал от собак.
Задание 11
Как ты думаешь, сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице: «Как аукнется, так и откликнется»?
Ответ:
Эта пословица говорит о том, что ты получаешь в ответ только то, что отдаешь сам. Если ты будешь верным и добрым другом, то окружать тебя будут такие же люди.
Задание 12
Попробуй описать героев из сказок: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и журавль».
Курочка какая? (Находчивая, равнодушная, добрая, капризная, терпеливая, заботливая.)
Лиса какая? (Хитрая, гостеприимная, жадная, упрямая, ласковая…)
Журавль какой? (…)
Ответ:
В сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» курочка добрая, заботливая и находчивая. Когда случилась беда, она сразу поняла, что нужно масло, и побежала за помощью.
В сказке «Лиса и Журавль» главные герои подружиться не смогли. Умная и хитрая лисица пригласила журавля, но не накормила. Когда сама в гости пошла, то голодной осталась, потому что журавль тоже был умный и злопамятный.
Задание 13
Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например, о собаке или кошке. Запиши в «Рабочую тетрадь» план своей сказки.
Ответ:
«Элли»
Жила-была в маленьком домике белая и пушистая собачка Элли. Наступила зима, хорошо Элли было в своей волшебной шубке гулять в лесу. Три раза по часовой стрелке повернется – раз, и согрелась малышка.
Забежала однажды в домик к Элли серая мышка погреться, стала жаловаться на морозы. Элли пожалела гостью и сделала ей из своей шерсти маленькую шубку. С тех пор мышка, как и заяц, зимой меняла серую шубку на белую и больше никогда не мерзла.
Задание 14
Как ты думаешь, можно ли назвать сказку «Гуси-лебеди» волшебной? Докажи.
Ответ:
«Гуси-лебеди» — волшебная сказка, потому что в ней есть главная колдунья Баба-яга, живущая в избушке. Кроме того, в этой сказке разговаривают растения, животные и предметы.
Задание 15
Что будет происходить в волшебных сказках?
Ответ:
Действие волшебных сказок происходит в придуманном мире, в котором живут несуществующие персонажи и говорящие животные. Борьба доброго героя со злым волшебником и заколдованных предметов – основные составляющие любой волшебной сказки.
Задание 16
Хочешь ли ты научиться сочинять волшебные сказки? Обрати внимание на начало и конец любой сказки, её героев, события и приключения, которые с ними происходили.
Ответ:
Я очень хочу научиться сочинять чудесные истории, чтобы рассказывать их своим друзьям. Я обратил внимание на то, что волшебные сказки чем-то похожи друг на друга.
Задание 17
Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?
Ответ:
Волшебная сказка иногда начинается с присказки – это прибаутка или небольшое вступление. Знакомые всем слова «Жили-были» или «В некотором царстве» называются зачин, здесь рассказывают о действующих лицах сказки. Следующая часть сказки – троекратное повторение, во время которого герой проходит испытания и совершает три действия. В концовке читатель видит счастливый конец и мораль сказки.
1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы?
К устному народному творчеству относятся следующие произведения:
- Потешки
- Частушки
- Прибаутки
- Песни
- Пестушки
- Скороговорки
- Считалки
- Небылицы
- Загадки
- Пословицы
- Поговорки,
- Сказки
- Былины.
2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего брата или сёстры.
Пестушка – это стих либо небольшая песенка для самых маленьких детей.
Ладошками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ.
Маленькие ручки машут в окошке,
Маленькие ножки бегут по дорожке.
Потешка – это песенка для детей небольшого объёма.
Она поётся с целью развития, учит ребёнка выполнять и понимать различные действия.
Кошку ручкою погладим,
Ушки пальчиком потрём,
А затем ляжем в кроватку,
Закроем глазки и уснём.
3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.
Пословица:
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи пойди-ка ты!
Небылица:
Трах-трах, тарарах.
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж.
Скороговорка:
Сшила Саша Саньке шапку.
Прибаутка:
-Ты пирог съел?
— Нет, не я!
— А ещё хочешь?
-Хочу!
Колыбельная песенка:
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать.
Стала Маша засыпать.
4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молотить…»?
Да, эти произведения схожи по смыслу.
Мальчик был ленив, зато кушать хотел.
Но, для того чтобы иметь еду надо сначала потрудиться.
5. Пословицы «рассыпались». Собери их.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Делу время – потехе час.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Вместе тесно, а врозь скучно.
6. Прочитай рассказы Льва Николаевича Толстого, которые он сочинил для своих учеников – крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.
«Собака на сене»
Поговорка, что является названием произведения, соответствует его смыслу.
Ведь в нём рассказывается о собаке, которая была на сене.
«Знает кошка, чьё мясо съела»
Поговорка, что является заглавием, хорошо отражает сюжет произведения.
Но в этом случае, она используется не в прямом смысле.
Ведь в роли хитрой кошки выступает девочка.
7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».
Внезапно ворвалась,
Природа поддалась –
Всё вмиг побелело
И похолодело. (Зима)
С листьями играет: сначала золотит, а потом срывает. (Осень)
После сна природу пробуждает и землю украшает. (Весна)
Горячая пора каникулы привела. (Лето)
8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.
Да, я люблю все произведения народного творчества.
Каждая из сказок этого раздела особенная, тяжело выделить одну.
Но всё-таки хочу отметить сказку «Гуси-лебеди».
Мне понравилась главная героиня, которая смогла преодолеть много преград ради спасения брата, ни разу не отчаялась и не опустила руки.
Я очень люблю сказку «Царевна-лягушка».
Она о том, что нужно уметь постоять за своё, действовать согласованно и не совершать необдуманных поступков.
Пересказ сказки «Царевна — лягушка своими словами для 2 класса:
Царь задумал женить каждого сына.
Для этого они выстрелили из лука и пошли искать жену там, где упала стрела.
Два сына нашли вторую половину в боярском и купеческом дворе.
А Иван-царевич выстрелил в болото, где стрелу подобрала лягушка.
На ней он и женился.
Однажды отец дал указ – за ночь пошить рубашку.
Пока Иван спал, лягушка скинула кожу, превратилась в Василису Премудрую и выполнила задание лучше всех.
Потом царь пожелал, чтоб невестки испекли хлеб.
И опять жена Ивана оказалась впереди.
Царь сказал сыновьям приехать на пир вместе с жёнами.
Иван начал печалиться, но жена-лягушка велела ему езжать самому, сказав, что приедет позже.
Когда люди уже собрались, лягушка приехала в образе Василисы Прекрасной.
Пока она удивляла гостей, Иван съездил домой и сжёг лягушачью кожу.
Василиса сильно расстроилась из-за этого и сказала, что теперь она будет у Кощея.
Затем обратилась в кукушку и улетела.
Отправился Иван в дорогу, встретил человека и тот одарил его волшебным клубком.
Затем царевичу по дороге встречались животные, он их щадил – не убивал.
О том, как убить Кощея, Ивану рассказала Баба-яга.
Для этого ему пришлось достать сундук на дубе.
Здесь помогли ему звери.
Выполнив всё, что сказала Яга, Иван победил Кощея и забрал Василису Прекрасную.
9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.
Примеры: «Волк и семеро козлят», «Снегурочка», «Иванушка-дурачок», «Колобок».
10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь, сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице: «Как аукнется, так и откликнется»?
Наиболее часто в сказочных произведениях я встречал лису, зайца, волка, медведя, петушка.
Лиса всегда является воплощением хитрости, коварства, лукавости.
Но при этом, некоторым героям удалось раскусить её намерения.
Например, тетерев не поверил в выдумку лисы, журавль помешал ей удовлетворить свою корысть.
А польстились на слова хитрой героини петушок, волк и заяц.
Я считаю, что настоящие друзья по такой пословице не живут.
Ведь обычно её используют для характеристики мести, а в дружбе её не существует.
11. Попробуй описать героев из следующих сказок: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Каша из топора», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди».
Что будет происходить в волшебных сказках?
Какие герои будут участвовать в сказках о животных?
Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Курочка – терпеливая, находчивая, заботливая;
Петушок – неосторожный, непослушный.
Сказка «Каша из топора»
Солдат – находчивый, хитрый, способный;
Хозяйка дома – жадная, глупая, доверчивая.
Сказка «Лиса и журавль»
Лиса – хитрая, жадная, корыстная;
Журавль – мудрый, сообразительный.
Сказка «Гуси-лебеди»
Девочка – несерьёзная (в начале произведения), целеустремлённая, смелая.
В волшебных произведениях присутствуют необыкновенные, чудесные события, различные перевоплощения.
А помогают в этом волшебные предметы.
В сказках о животных действующими лицами выступают животные, насекомые, рыбы, птицы.
Книга «Сказки о животных»:
«Лиса и журавль», «Теремок», Волк и семеро козлят».
Книга «Волшебные сказки»:
«Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк».
Книга «Сказки»:
«Каша из топора»
12. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в «Рабочую тетрадь» план своего рассказа.
Готовая сказка о собаке и кошке «Мышка — причина раздора» можно посмотреть в ответах к рабочей тетради
13. Обрати внимание на начало и конец любой сказки, её героев, события и приключения, которые с ними происходили.
Начало и конец различных волшебных сказок схожи между собой.
В них присутствуют положительные и отрицательные герои, которые соответственно являются воплощениями добра и зла.
При этом добро всегда побеждает и положительные герои становятся счастливыми.
14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно.
Части волшебной сказки указаны в схеме на странице 63 учебника: присказки, зачина, троекратных повторов, концовки.
15. Определи присказку
Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок
16. Угадай, из какой сказки взяты строки.
«Волк и лиса»
17. Как подготовиться к выразительному чтению?
Прежде чем начать читать текст выразительно, нужно определить какие эмоции и чувства следует передать, какой должен быть темп и тон.
Затем нужно определить слова, которые лучше выделить голосом.
Необходимо решить, где делать паузы. В этом помогут знаки препинания.
Всегда нужно брать во внимание смысл того или иного высказывания.
18. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтоб подчеркнуть: какой месяц год начинает; в чём особенности декабря?
В первом случае нужно сделать акцент на слове «декабрь».
Во втором – на словах «кончает», «начинает».
19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке. Дополнительную информацию найди в энциклопедии или интернете.
Соломенная, Дымковская, Филимоновская игрушка, изделия из Хохломы.
Рассказ о Дымковской игрушке для 2 класса:
Дымковские игрушки представляют собой глиняные изделия различных форм, разукрашенные цветными красками.
Появился такой вид творчества в 15—16 веке в слободе Дымково.
К изготовлению игрушек были задействованы целые семьи: и месили глину, и занимались лепкой, и сушили, и обжигали готовые фигурки.
В 19 веке производство дымковских игрушек стало массовым явлением. А сегодня такие изделия являются визитной карточкой Кировской области.
За годы существования этого народного промысла в нём появились традиционные образы и сюжеты.
Чаще делают целые композиции из игрушек, так как они не любят «одиночества».
Сегодня ведутся работы по сохранению и развитию традиций дымковской игрушки.
Читательские дневники по произведениям:
- «Царевна-лягушка»
- «Гуси-лебеди»
- «Петушок и бобовое зернышко»
- «Каша из топора»
- «Лиса и Журавль»
- «Колобок»
_______
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса.
Автор: Крупейченко Лариса Павловна, учитель начальных классов СОШ №10. Республика Казахстан, г. Экибастуз.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по предмету «Литературное чтение». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Устное народное творчество. Сказки», 2 класс. На данном уроке используются приёмы критического мышления, работа в парах и группах, разноуровневые классные и домашние задания, работа с талантливыми и одарёнными учениками.
Тема: Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.
Цель: Систематизация знаний по теории литературы (композиционные производные)
Задачи для учащихся:
1.Знать композиционные части сказки.
2.Научиться находить их в тексте.
3.Составлять сказку по композиционным частям.
Предполагаемые результаты:
1.Знают, из каких композиционных частей состоит сказка и их определение.
2.Умеют находить композиционные части в тексте.
3.Составляют свою сказку, используя все её композиционные части.
Ход урока.
I. Мотивационный этап.
1.Психологический настрой на урок.
Показ мультфильма «Командное взаимодействие» на интерактивной доске.
Вопросы после просмотра:
Учитель: Какие мысли у вас возникли? Кто желает поделиться?
2.Формирование групп.
Учитель назначает командиров групп:
-Выберите каждый для себя одного ученика – спикера, спикер выберет секретаря, секретарь – таймспикера.
-Покажите смайликом, как вы себя чувствуете в данной группе.
Повторение правил работы в группах.
4.Целеполагание.
Учитель.
— Прочитайте текст на карточках и выполните пометки. (Метод «Инсерт»)
1. |
Сказка – это устный занимательный рассказ о невероятных волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов. |
|
2. |
Сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных. |
|
3. |
В сказках есть присказка, зачин и концовка. |
Учащиеся читают текст карточки и делают пометки:
«!» – знаю, согласен;
«-»-не согласен;
«+»-интересно и неожиданно;
«?»- не знаю, хочу узнать.
После заполнения таблицы задаётся вопрос классу:
-Что заинтересовало вас при работе с таблицей? (Отвечают и останавливаются на пометке «не знаю, хочу узнать»
-Я хочу вам помочь в получении новых знаний. Определите тему сегодняшнего урока.
-Что такое присказка, зачин, концовка в сказке.
-С какой целью вы хотите это узнать?
-Чтобы находить присказку, зачин, концовку в сказках. Чтобы самим правильно сочинить интересную красивую сказку.
-Запишем тему урока в тетрадь.
II. Операционный этап.
1.Определение композиционных частей. Работа в парах. Метод «Прогнозирование».
Учитель: У каждой пары есть карточка. Рассмотрите и попробуйте определить с помощью стрелок присказку, зачин, концовку. (Используются карточки двух вариантов)
1 вариант
Имя_________ 1)Ой ду-ду! На дубу Грянул ворон во трубу. И пошли чудеса: Засинели небеса, Вышли в море паруса, Встали тёмные леса. 2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе: -Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой…. 3) Вот и стали они жить –поживать да добра наживать. |
КОНЦОВКА ПРИСКАЗКА ЗАЧИН |
2 вариант.
Имя_________ 1) А в лесной избушке Затопилась печь – Пироги с морошкой Начал зайка печь. Пирогов покушай, Сказочку послушай. 2) В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит: -Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат… 3) И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. |
КОНЦОВКА ПРИСКАЗКА ЗАЧИН |
2.Проверка. Взаимопроверка пар по ключу в учебнике (стр.39-40. Литературное чтение, 2 класс)
-Кто определил правильно? У кого не получилось, не расстраивайтесь, сейчас вы прочитаете точное определение понятий и сможете правильно находить в сказках присказку, зачин и концовку. (Самостоятельное чтение правил в учебнике Стр.39-40. Работа в группах)
-Чем сказка отличается от рассказа?
-В рассказе нет присказки, зачина и концовки.
-По каким признакам мы отличаем сказку?
-Слова «жили-были», «однажды». Положительные и отрицательные герои. Добро и зло. Добро побеждает.
3.Определение последовательности композиционных частей сказки. (Работа в группах)
-Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке.
Карточки:
4.Проверка методом «Делегирование». Делегаты от групп заходят в другие группы и смотрят выполненную работу. Свои мысли, оценку и предложения оставляют на стикере. В каждой группе остаётся спикер, который представляет работу своей группы.
5. Физминутка «Весёлая зарядка» на интерактивной доске.
6.Закрепление изученного материала.
Карточки с разноуровневыми заданиями. (Обосновать свой выбор)
1 уровень.
Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части.
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
Как-то по весне жила на крыше одного дома сосулька, которая очень хотела иметь косынку.
И вот однажды утром мимо пробегала маленькая девочка. Малышка очень спешила в детский сад и не заметила, как косынка с ее плеч упала прямо на асфальт. Сосулька по молодости и неопытности подумала, что косынка оставлена в подарок для нее. Все утро она думала, как же добраться до косынки. Наступил день, солнышко засветило ярко и сильно. Сосулька, увлеченная своими мыслями, потихоньку таяла и по капельке капала вниз, прямо на косынку… Она и не заметила, как растаяла вся… Влажная от воды косынка к вечеру высохла под солнечными лучами. А вечером девочка, возвращаясь домой из садика, нашла ее на том самом месте, где оставила утром. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
2 уровень.
Карточки с разрезанным текстом.
Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части.
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.
Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
— Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
— Мы — столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
— Приходите вы, рыжики, ко мне на войну! Отказались рыжики:
— Мы — богаты мужики! Не пойдем на войну!
— Приходите вы, волнушки, ко мне на войну! Отказалися волнушки.
— Мы, волнушки, — старушки! Не пойдем на войну!
— Приходите вы, опенки, ко мне на войну! Отказалися опенки:
— У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
— Приходите, грузди, ко мне на войну!
— Мы, грузди, — ребятушки дружны! Пойдем на войну!
Так и победили грибы царя Гороха!
И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.
3 уровень (талантливые и одарённые)
Задание: Устно составьте сказку, используя все композиционные части.
7.Представление выполненной работы спикерами групп.
III.Рефлексия.
1.Проверка усвоения темы.
-Перед вами тест. Вспомните то, о чём вы сегодня узнали и ответьте на вопросы.
Мини-тест.
1.Присказка
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
2.Зачин
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
3.Концовка
а) идея сказки, её герои
б) заманилка к слушанию
в) добро побеждает зло.
2.Проверка.
— Посмотрите на доску и проверьте свою работу (ключ на интерактивной доске)
Поставьте оценку в свой тест.
Если:
все ответы верны – смайлик «улыбается»
один, два ответа не верны – смайлик «грустный»
3.Итог урока – приём «Незаконченные предложения»
По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Сегодня я узнал…..
Было интересно…..
Было трудно….
Я выполнял задания…..
Я понял, что…..
Теперь я могу….
Я почувствовал, что….
Я приобрёл….
Я научился….
У меня получилось…
4.Домашнее задание.
-Повторить правило на странице 39-40.
-Читать страницы 40-48 сказку «Сивка-бурка», разделить сказку на композиционные части.
-Сочинить присказку, зачин или концовку – по желанию на выбор.