12
Используя ответы кроссворда Попробуй вспомнить все сказки Александра Сергеевича Пушкина петушок сказка заяц зеркало яблоко лебед
Используя ответы кроссворда Попробуй вспомнить все сказки Александра Сергеевича Пушкина петушок сказка заяц зеркало яблоко лебедь
1 ответ:
0
0
Используя ответы кроссворда .Попробуй вспомнить все сказки Пушкина
ответы : 1. петушок, 2.сказка ,3. заяц, 4. зеркало, 5. лебедь, 6. яблоко.
1)Петушок-главный герой «Сказка о золотом петушке».
2)Сказка-так называют «У Лукоморья»,пролог к поэме «Руслан и Людмила».
3)Заяц-младший брат Балды ,из
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
4)Зеркало-с ним разговаривала царица ,из «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
«.
5)Яблоко-им отравила мачеха молодую царевну, из «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
6)Лебедь-прекрасная Царевна-Лебедь,стала женой князя Гвидона,из
«Сказка о царе Салтане».
Читайте также
<span>Стихотворение пейзажное интимное ,т.е. автор показывает личные переживания.Этим и понравилось
</span>
Да я верю в спасательную силу книги.Не с каждой проблемой можно подойти к другу за советом. Иногда мы сами не можем разрешить создавшуюся ситуацию. Помощница в этом — книга, т.е. произведение, в котором герой находится в подобных условиях и с теми же проблемами. Вероятнее всего он найдет достойный выход. А мы можем понять — в тяжелые условия может попасть каждый, мы не одиноки в этом. Или воспользоваться тем выходом, которым воспользовался герой книги
Прочитав роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта» , я был покорён мужеством, отвагой, доблестью, целеустремлённостью и благородством главных героев. И мне совершенно несложно было сделать выбор и назвать имя любимого героя.
Конечно, Роберт Грант – вот кто может служить примером для любого мальчишки. Этот парень почти мой ровесник. И мне будет проще сравнить себя с ним. Найти общие черты характера и сделать вывод, почему же всё-таки он так привлёк к себе моё внимание. При первом знакомстве с ним в романе, он производит впечатление воспитанного и решительного мальчика. После того, как его сестра Мери рассказала леди Гленарван историю о том, как они остались одни и какие трудности им пришлось пережить, проникаешься ещё и огромным уважением к этим героям. Слушая рассказ сестры, Роберт впервые отдавал себе отчет в том, сколько она для него сделала, сколько выстрадала, и наконец, не в силах больше сдерживаться, он бросился к сестре и крепко обнял ее. « – Мамочка, дорогая моя мамочка! – воскликнул он, глубоко растроганный» . Его поведение дало понять мне, какой он добрый и ранимый. И какой большой любовью к сестре наполнено его сердце. Роберт был сыном отважного шотландца и моряка. И он был достойным сыном. Интересные приключения и странствия, в которых участвовал Роберт, закаляли его характер. Он знал, что пройдя через все трудности и испытания, он со своими друзьями обязательно достигнет цели – непременно найдут отца Роберта – капитана Гранта. Он хорошо усвоил, что смелость содействует в реализации их цели. Товарищ всегда спасет товарища. Воры получат по заслуге. Справедливость победит, а мечта осуществится. Пройдя океаны и материки, ему вместе с другими героями романа, участвовавшими в поисках его отца, удалось пережить массу приключений и одолеть все трудности, веря в успех своего дела.
О безграничной смелости этого мальчика свидетельствуют множество эпизодов в романе, например, во время землетрясения в Чили. Он пропадает, и несколько дней ребенка нигде не могут найти. Когда друзья, утратив всякую надежду его отыскать, уже собираются двинуться в путь, вдруг видят кондора, который в своих мощных лапах несет Роберта, взмывая в поднебесье.
В пампасах путникам грозит гибель от жажды. Роберт вместе с Талькавом, Гленарваном отправляются на поиски воды и опережают остальных. У реки ночью на них нападает стая красных волков. Им грозит неминуемая гибель. Тогда, Роберт, вскакивает на быстроногую Тауку, лошадь Талькава, и, рискуя быть растерзанным волками, увлекает стаю от Гленарвана и Талькава. Ему удается избежать гибели. Он присоединяется к группе Паганеля, и утром вновь встречается со спасенными Гленарваном и Талькавом.
Как вам? Вот и я был поражён его смелостью и отвагой! Такие приключения добавляют в нем мужества. А мне стремления становится смелее, сильнее, бесстрашнее, выносливее. Он имеет все эти качества, потому и смог это сделать!
И не удивительно, что Роберт, как и его отец, становится бравым моряком. Он получил много жизненных уроков. Люди, окружавшие его на всём путешествии, передали ему свой опыт и знания, которые наверняка ему пригодятся в жизни. А мне и таким как я мальчишкам остаётся только завидовать и учится на его примере!
Просто поменяй под себя
Не пиши все,пиши кратко!
Белка и Волк, большая печка,воробей, два брата
Раньше было можно. Приход в порт корабля с алыми парусами безусловно был феерией. т.е. волшебным элементом, необходимым для полноты сюжета.
В 21 веке ситуация изменилась. В Санкт-Петербурге на празднике выпускников «Алые паруса» каждый год можно наблюдать проход по Неве парусника под алыми парусами. Проход сопровождается фейерверком. Таким образом, этот элемент повести А.Грина «Алые паруса» перестал быть сказочным. Теперь, это скорее, часть карнавального действия. И это подтверждает главную мысль повести — если очень верить и много работать — сказка может воплотиться в жизни.
Цель урока:
Образовательные:
- продолжить знакомство учащихся с биографией и
творчеством А. С. Пушкина; - совершенствовать навык чтения; правильность,
выразительность, беглость, дикцию; - формировать умение логично излагать свои мысли
во время устной речи; - прививать интерес к предмету.
Развивающие:
- развивать устную речь учащихся, формировать
читательскую самостоятельность; - развивать образное и логическое мышление,
воссоздающее творческое воображение детей; - расширять кругозор детей;
- развивать навык словесного рисования;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать умение анализировать, обобщать,
сопоставлять, и другие логические операции
мышления.
Воспитательные:
- воспитание норм морали и нравственности через
принятие идейной нагрузки художественного
произведения; - воспитание интереса к миру детской
художественной литературы и жизни талантливых
людей; - воспитание усидчивости, взаимоуважения,
взаимовыручки; - воспитывать умение работать дружно,
согласованно с одноклассниками.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, магнитофон;
- Портрет А. С. Пушкина;
- Выставка книг А. С. Пушкина.
- Рисунки детей по сказкам А. С. Пушкина
Ход урока
I. Организация детей на занятие.
Приветствие учащихся. Организация рабочего
места.
Ребята, мы с вами на уроках чтения
познакомились со сказками А. С. Пушкина Сегодня у
нас литературная викторина по сказкам. Мы узнаем
, что нового вы узнали и чему научились?
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Беседа
об авторе.
Но прежде чем говорить о сказках, давайте
вспомним, что мы узнали о самом авторе.
Когда и где родился А. С. Пушкин?
- В Москве, 6 июня 1799 год
Когда А. Пушкин начал сочинять стихи?
- Он начал сочинять рано, когда был совсем
маленьким.
Кто учил его писать по-русски?
- (Писать по-русски учила его бабушка)
Кто ему рассказывал сказки?
- (Няня Арина Родионовна и дядька Никита)
Учитель: Александр Сергеевич больше любил с
няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки
рассказывать, так он и не шелохнется, боится
слово пропустить. На основе этих рассказов он
создал свои сказки, которые вы все знаете.
Назовите их:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- «Сказка о царе Салтане:»
- «Сказка о попе и его работнике Балде»
- «Сказка о золотом петушке«
«О чем-то скрипит половица:» О чем-то скрипит
половица, И спице опять не спится, Присев на
кровати, подушки Уже навострили ушки: И сразу
меняются лица, Меняются звуки и краски: Тихонько
скрипит половица, По комнате ходит сказка:
Викторина по сказкам
Вопросы к «Сказке о рыбаке и рыбке»
1. Сколько лет жили старик со старухой у
синего моря? 30 лет и три года
2. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем
поймал золотую рыбку? Два раза.
«В третий раз закинул он невод, — Пришел
невод с одною рыбкой».
3. Сколько времени была старуха царицей? . . . .
Две недели. «Вот неделя, другая проходит. . . «
4. Сколько просьб старика выполнила рыбка?
Четыре просьбы (корыто, изба, дворянка, царица).
5. Сколько раз старик ходил к рыбке с
просьбами? Пять раз
6. Что спрашивала у старика рыбка, являясь на
зов, и как он ей отвечал?
- «Что тебе надобно старче?» —
- «Смилуйся государыня рыбка!. . ,»
Вопросы к «Сказке о царе Салтане»
1. В кого превращался князь Гвидон, когда
летал в царство Салтана?
В комара, муху, шмеля
2. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь?
От чародея
3. Кем приходится сватья баба Бобориха царю
Гвидону? Родной бабушкой.
(«А царевич хоть и злится, Старой бабушки
своей». )
4. Как назывался остров на пути в царство
славного Салтана? Остров Буян
5. Назови любимую песню белочки? «Во саду
ли:»
6. Какими словами встречала царевна-лебедь
князя Гвидона у моря?
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты
тих, как день ненастный? Опечалился чему?»
Вопросы к «Сказке о попе и работнике его
Балде»
1. С каких слов начинается «Сказка о попе:» Жил-был
поп, толоконный лоб
2. Какую плату назначил Балда за свою работу у
попа? «. . . в год затри щелчка полбу. . . «
3. Как попадья учила попа Балду без расплаты
отправить?
«Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь:
А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь».
4. За сколько лет должен был собрать Балда
оброк с чертей?«Лучшего б ненадобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года».
5. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой
в хитрости? «. . . вышлю к тебе внука».
Физкультминутка для глаз.
Белочка любила делать зарядку для
глаз. Давайте и мы потренируем глазки:
Вопросы к «Сказке о золотом петушке»
1. Какими словами извещал петушок царя Дадона
о том, что опасности возле его царства нет? «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
2. Сколько времени никто не беспокоил царство
Дадона?
«Год, другой проходит мирно; Петушок сидит
все смирно «. (2 года. )
3. Откуда пришла беда в царство Дадона? «Видит,
бьется петушок. Обратившись на восток «.
4. Сколько сыновей было у царя Дадона?
‘Что за страшная картина. ‘ Перед ним его ова
сына Без шеломов и без лат Оба мертвые лежат «.
5. Кто встретил царя Дадона?
«В сарачинской шапке-белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец» (Мудрец, звездочет. )
6. Как отблагодарил царь Дадон мудреца за
помощь?
Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон».
7. Какими словами заканчивается «Сказка о
золотом петушке»?
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам
урок».
Вопросы к «Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях»
1. Какое приданое приготовил царь своей
дочери?
«Семь торговых городов Да сто сорок
теремов». . .
2.
«Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном. . . «
Почему братьев, ведь она была единственной
дочерью царя?
Потому, что семь богатырей сами назвали ее
сестрицей:
«Коли красная девица, Будь нам милая
сестрица».
3. Кто дал царевне отравленное яблоко?
Чернавка
4. Кличка собаки семи богатырей? Соколка
5. К кому обращался королевич Елисей с просьбой
о помощи?
«Свет наш солнышко. . . «, «Месяц, месяц,
мой дружок. . . «,
«Ветер, ветер! Ты могуч. . . «
6. Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав,
что его невеста умерла?
«. . . пошел к пустому месту, На прекрасную
невесту Посмотреть еще хоть раз».
7. От чего умерла мачеха? «Тут тоска ее взяла.
. . »
Обобщающие вопросы по сказкам
1. Из какой это сказки?
«Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья, Твоего благословенья».
Из «Сказки о царе Салтане»
2. О ком идет речь:
«И, кого ни спросит он Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется. . .
«?
О Королевиче Елисее.
3. Из какой это сказки:
«Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить»?
Сказка «О попе и работнике его Балде».
4.
«Вдруг шатер распахнулся. . . и девица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя». Что это за девица?
Шамаханская царица из «Сказки о золотом
петушке».
5. Кем предстала перед стариком старуха:
» В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки»
Столбовою дворянкой
Физкультминутка
Изобразите:
— Волны на море
— Как князь Гвидон натягивает лук и пускает
стрелу.
— Изобразите лебедь — гордая осанка, красивая
шея. Как лебедь превращается в царевну.
— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона
— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на
корабль и в щель забился. Садимся за парты,
расправили плечи, продолжим работу.
Конкурсы-задания «По страницам прочитанных
книг»
Задание 1. «Угадайте сказку по иллюстрации»
Задание2. «КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?»
1.
— Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! (Балда)
2.
Вижу я, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! (Молодая царевна)
3.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене. (Третья сестрица)
4.
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! (Мудрец)
Задание 3. «Расшифруй слова и назови, из каких
сказок эти предметы»
АЗРОКЕЛ | 5137426 | ЗЕРКАЛО |
ЫБАРК | 23514 | РЫБКА |
ТЕОШПКУ | 3265174 | ПЕТУШОК |
ЕЛАБК | 23514 | БЕЛКА |
ОМШЕК | 41325 | МЕШОК |
Задание 4. «Узнайте сказку»:
Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба.
Изба, Шатер, звездочет, петушок. Князь, муха, остров, царь, лебедь. |
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о «Сказка о царе Салтане:» «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Задание 5. «Узнай, из какой сказки эти строки»:
1.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
(«Сказка о золотом петушке»)
2.
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за
диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем
прибирал. Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и
покажися, С нами честно подружися. Коль ты старый
человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты
румяный, Братец будешь нам названый. Коль
старушка, будь нам мать, Так и станем величать.
Коли красная девица, Будь нам милая сестрица».
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
3.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник»
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит:
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу».
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Инсценирование учащимися отрывка из сказки о
«Царе Салтане»
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут».
Князю лебедь отвечает:
«Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу».
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
«Ну, спасибо, — молвил он, —
Ай да лебедь — дай ей боже,
Что и мне, веселье то же».
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Задание 6. «Соотнеси предметы с названием
сказки»
Задание 7. Письменная работа с карточками.
Подведение итогов урока.
Что нового вы открыли для себя на уроке? Что
запомнилось?
Учитель: В сказках говорится о бедных и
богатых. В них высмеивается лень, жадность
богатых и скупость, прославляется ум, смекалка
простых людей! В сказках всегда побеждает добро.
Молодцы! Вы сегодня отлично потрудились,
спасибо.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.Читайте Пушкина, друзья! —
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Литература
- Климанова Л. Ф. и др. «Родная речь» 4 класс,
часть 1. М. , «просвещение» 2006г. - Козлова М. А. «Я иду на урок в начальную школу»
часть1, Книга для учителя. М. , «Первое сентября»
2000г. - Романовская З. И. «Живое слово» 1,2 часть. , 3
класс, М. , — Астрель» 2003г
Карточки для учащихся (работа по вариантам)
I вариант.
1.
Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите
название сказки.Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя. ________________________
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!_____________________
2.
Продолжить строчки:
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
_________________________________
3. Что приговаривал Балда, когда расплачивался
за работу у попа?
_________________________________
4. Как звали девушку-служанку из «Сказки о
мертвой царевне и семи богатырях»?
_________________________________
5. Какие просьбы старика исполнила рыбка?
_________________________________
II вариант.
1. Из каких сказок Пушкина эти слова? Напишите
название сказки.
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.__________________________________
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.___________________________________
2. Продолжить строчки:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой____________________________
3. За какую плату согласился работать Балда?
___________________________________
4. Что кричал петушок из «Сказки о золотом
петушке», когда видел опасность?
___________________________________
5. С какими словами обращалась к зеркальцу
царица из «Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях»?
___________________________________
Викторина по сказкам А.С.Пушкина «У Лукоморья»
Цель: расширить знания детей о творчестве А.С Пушкина;
развивать речь, творческие способности, память, внимание,
прививать любовь к чтению, к книге.
Ход занятия.
-
Биография.
-
Где родился А.С. Пушкин? (В Москве).
-
Когда он родился? (6 июня 1799г.).
-
Каким был в детстве? (Увалень, толстенький).
-
Как звали няню? (Арина Родионовна Яковлева).
-
Имя прадеда Пушкина? (Абрам Ганнибал).
-
Имя и отчество бабушки? (Мария Алексеевна).
-
Какие рассказы любил и боялся слушать Пушкин? (О мертвецах, страшные).
-
Кто сказал: «Что за прелесть эти сказки»? (А.С. Пушкин).
-
Когда и где состоялось поэтическое состязание А.Пушкина и В.Жуковского? (В Михайловском, 1831г.).
-
Какие сказки написал каждый из поэтов? (Жуковский «Спящая царевна», «Сказка о Берендее»; Пушкин «Сказка о царе Салтане…»).
-
Сказки А.С.Пушкина.
Назовите сказки А.С. Пушкина:
— Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
— Сказка о рыбаке и рыбке.
— Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
— Сказка о золотом петушке.
— Сказка о попе и работнике его Балде.
III. Разминка
1. В каком городе родился А.С. Пушкин? Ответ: В Москве.
2. О скольких бoгaтырях идет речь в «Скaзкe o мeртвoй цaрeвнe»? Ответ: О семи.
3. В какой орган шмель укусил свaтью-бaбу Бaбaриху? Ответ: В нос.
4. Какой остров стал домом царя Гвидона? Ответ: Буян.
6. Герoиня «Руслaна и Людмилы» былa дoчeрью…? Ответ: Владимира Красное Солнышко.
7. Персонажем какой сказки является Цaрь Дaдoн? Ответ: «Сказка о золотом петушке»
8. Кто любил принимать вид насекомого, догонять корабли в море, путешествуя таким образом? Ответ: Гвидон из «Сказки о царе Салтане».
9. В какой сказке помощник по хозяйству обманул чертей? Ответ: «Сказка о попе и его работнике Балде.
10. Какие чудеса увидели купцы в «Сказке о царе Салтане..»? Ответ: Белка грызла золотые орешки, из моря выходила охрана острова — 33 богатыря, по морю плавала Царевна-лебедь. Мнение эксперта
11. Что сказала Золотая Рыбка старику во время первой встречи? Ответ: «Не печалься, ступай себе с богом. Будет тебе новое корыто». 12. В какой сезон уехал царь из «Сказки о мертвой царевне»? Ответ: Зимой.
13. В какую сторону света плыла бочка с женой и сыном царя Салтана? Ответ: На запад.
14. За какой период поп велел Балде взять оброк с чертей? Ответ: За три года.
15. Когда старуха стала дворянкой, мехом какого животного была отделана ее душегрейка? Ответ: Соболя.
16. Как звали собаку из «Сказки о мертвой царевне» ? Ответ: Соколко. 17. На какую кровать уложила отдыхать Дадона Шамаханская царица? Ответ: На парчовую.
18. Из ветки какого дерева был лук князя Гвидона? Ответ: Из дуба.
19. Царица-мачеха разбила волшебное зеркало об..? Ответ: Об пол.
20. От кого герой Пушкина спас девушку-лебедь? Ответ: От коршуна….
-
Узнай сказку по картинке.
— яблоко (Сказка о мертвой царевне…).
— зеркало (Сказка о мертвой царевне…).
— кораблик (Сказка о царе Салтане…).
— зайчонок (Сказка о попе и работнике его Балде).
— лебедь (Сказка о царе Салтане…).
— корыто (Сказка о рыбаке и рыбке).
-
Знатоки сказок.
— А сейчас мы узнаем, насколько вы были внимательны при чтении сказок, как хорошо знаете их содержание.
А) путь дорога
терем
прялка
солнышко
месяц
ветер
свадьба
(Сказка о мертвой царевне…).
— Как звали сенную девушку? (Чернавка).
— Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей).
— У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей).
— Как звали собаку семи богатырей? (Соколко).
— Как называли царевну богатыри? («Коли красная девица, Будь нам милая сестрица»).
— К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру).
— Где братья похоронили молодую царевну? (Понесли в пустую гору).
— Что сказала царевна, когда ожила? (Как же долго я спала).
б) откуп
дурачина
изба
терем
жемчуг
царица
корыто
(Сказка о рыбаке и рыбке).
— Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года).
— Сколько раз закидывал старик в тот день невод, когда поймал золотую рыбку? (3 раза).
— Что поймал старик в первый и во второй раз? (1- тину, 2- морскую траву).
— Что просила старуха? (Корыто, избу).
— Кем она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей).
— Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морскою).
в) базар
жадность
лошадь
печка
работа
отрок
море
веревка
наказание
(Сказка о попе и его работнике Балде).
— За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? (В год за 3 щелчка по лбу).
— С кого поп велел собрать недоимку за 3 года? (С чертей).
— Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк? (Веревка).
— Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц).
г)царь бочка
кораблик
лебедь
гонец
зависть
(Сказка о царе Салтане).
— Какую песню пела белка «при честном при всем народе»? («Во саду ли, в огороде…»).
— Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря).
— Кто возглавлял чудесное войско? (Дядька Черномор).
— В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля).
— Кем был злой коршун, который хотел погубить царевну Лебедь? (Чародеем).
— Кто подменил грамоту гонцу? (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой бабарихой).
д) рать
воеводы
царь
мудрец
шатер
(Сказка о золотом петушке).
— Кто подарил золотого петушка царю Додону? (Звездочет).
— Где сидел петушок, охраняя границы государства? (На спице).
— Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в сторону опасности и кричал: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»).
— Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Исполнить его первую волю как свою).
— Сколько дней пировал царь Додон в шатре у шамаханской царицы? (Неделю).
— Чем ответил царь Додон на просьбу мудреца подарить ему шамаханскую царицу? («Царь хватил его жезлом./ По лбу; тот упал ничком,/ Да и дух вон…»).
-
Царь недолго собирался.
Перед тобой отрывки из сказок А. Пушкина. В каком из них говорится:
— о царе Салтане;
— о королевиче Елисее;
— о царе Додоне;
— о князе Гвидоне;
— о царе из сказки о мертвой царевне.
1). Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой. (О мертвой царевне).
2). Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя. (О Додоне).
3). …Помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой. (Об Елисее).
4). Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья». (О царе Салтане).
5). Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет её скорей
К милой матушке своей. (О Гвидоне).
6). И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами… (О Елисее).
-
Кабы я была царица…
О хорошей царице: доброй, любящей, заботливой или о плохой: злой, вздорной, завистливой здесь идет речь? Из каких сказок А. Пушкина эти царицы?
1). Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю –
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.
2). Старичок к старухе воротился,
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
3). …И девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Додоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясьей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Додон.
4). Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила…
-
Хоть бы взял ты с нее корыто.
Кто из героев сказок А. Пушкина сказал:
1). «Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь». (Золотая рыбка)
2). «Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей…». (Старик)
3). «Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовой дворянкой». (Старуха)
4).»Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни та нас на сушу!». (Гвидон)
5). «Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли». (Черномор)
6). «…Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица». (Старший брат)
7). «Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её». (Елисей)
8). «Кири-ку-ку.
Царствуй лежа на боку!» (Петушок)
Подведение итогов.