Из каких смысловых частей состоит рассказ сверчок

Цель:

  • создать условия для осмысления рассказа И.А.
    Бунина «Сверчок»,
  • понимания своеобразия характера главного
    героя; способствовать осмыслению авторской
    позиции в изображении главного героя.

Оборудование:

  • хрестоматия к учебнику- практикуму по
    литературе под ред. Г.И. Беленького;
  • таблица со словарной работой;
  • раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический
настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя.

Мир человеческой души как величайшая загадка
природы всегда волновал писателей на протяжении
всего их творческого пути. Человеческие мысли и
чувства, надежды и их крушение, сила и слабость
находят свое отражение в образах, созданных
великими мастерами слова.

Критик В.Г. Белинский считал, что ценность
художественного произведения определяется «еще
и тем, как и насколько совершенно в нем выражены
человеческие характеры». Эта мысль, по-моему,
глубоко и убедительно воплощена в творчестве И.А.
Бунина, в частности в его рассказе «Сверчок», к
которому мы обратимся сегодня на уроке.

Наша задача — осмыслить рассказ И.А. Бунина
«Сверчок»; понять, как показан характер
главного героя; осознать, какова авторская
позиция.

III. Словарная работа.

1. Актуализация имеющихся знаний и сведений.

Прежде чем начать наш разговор, давайте
вспомним значения слов и понятий, которые нужны
нам будут на уроке. (Слова даны без толкования
лексического значения. учащиеся объясняют
лексическое значение данных слов.)

Трагедия — потрясающее событие, тяжкое
переживание, несчастье.

Самоотверженность — способность
жертвовать своими интересами ради других, ради
общего блага, геройство, благородство.

«Маленький человек» — обозначение в
литературе довольно разнородных героев,
объединяемых тем, что они занимают одно из низших
мест в социальной иерархии и что это
обстоятельство определяет их психологию и
общественное поведение (приниженность,
соединяемую с ощущением несправедливости,
уязвленной гордостью. Поэтому «М.ч.» часто
выступает в оппозиции к другому персонажу,
человеку высокопоставленному, а развитие сюжета
строится главным образом как история
какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья).

2. Знакомство с новыми словами и понятиями.

А теперь обратите внимание на слова, которые
встречаются в тексте, значение их можзет быть вам
непонятно. (Слова даются с толкованием
лексического значения.)

Шорник — специалист по изделиям,
относямщимся к ременной упряжи и некоторым
другим изделиям из кожи.

Введение во храм Богородицы — религиозный
христианский праздник (4 декабря).

На закорки (разг.) — на плечи и на верхнюю
часть спины.

Сермяга (перен.) — бедность крестьянского
быта.

IV. Изучение нового материала.

1. Обратимся к композиции произведения.

«4» Из каких смысловых частей состоит рассказ
«Сверчок»?

(В первой фразе говорится, что рассказ этот об
истории шорника Сверчка; описание природы;
описание помещения, где работал шорник; описание
рассказчика и его слушателей; история Сверчка,
рассказанная им самим.)

«5» В чем смысл такой композиции?

(Подробное описание комнаты, где работают
шорники, их манеры трудиться, их внешнего вида
(особенно главного героя) таково, что история
Сверчка, следующая далее, кажется неожиданной.
Цель автора — создать впечатление обыденности,
может быть, даже приземлённости, фигуры
рассказчика. Далее сам герой рассказывает свою
историю. Писатель использует форму
монолога-исповеди героя. Этот приём придаёт
достоверность повествованию, усиливает
драматизм событий, позволяет автору наиболее
полно и ярко раскрыть характер героя.)

2. Какими подробностями (зрительными, слуховыми)
в описании природы во вступительной части
произведения писатель как бы подготавливает
рассказ Сверчка о трагедии с сыном?

(«Ноябрь стоял тёмный и грязный»; «зима всё не
налаживалась»; «несло непроглядной мокрой
вьюгой»; «на четырёх стёклах сверкал и резко
белел мелкий мокрый снег»; «шум ветра,
потрясавшего порой весь флигель». Создаётся
впечатление настороженности, неуютности.)

3. Описание помещения.

«4» В каком помещении жили шорники?

«5» Какова роль этого описания?

(Описание обстановки «простой и низкой
конторы» подчёркивает обыденность, даже
приземлённость происходящего.)

4. Вы знакомы уже с таким средством
характеристики героя, как имя. Каков смысл
прозвища «Сверчок»?

5. Вспомните, по какой художественной детали мы
можем определить, что представляет из себя герой
произведения, каков его внутренний мир,
отношение автора к этому герою? (По описанию
внешности персонажа, портретной характеристике.
Портрет — изображение внешности в литературном
произведении.)

6. Сверчок показан в сопоставлении с другим
героем, шорником Василием.

«4» Как автор описывает внешность, манеру
трудиться Василия, Сверчка?

Что же за человек Сверчок? Подберите эпитеты,
при помощи которых можно охарактеризовать героя.

(Слабый, жалкий, некрасивый, неказистый,
невзрачный, тихий, скромный, незаметный, смирный.)

«5» Почему писатель показывает Сверчка в
сопоставлении с Василием?

Каково авторское отношение к герою?

(В первой части рассказа Сверчок предстаёт
перед нами в сопоставлении с другим шорником,
Василием. Рядом с сильным, уверенным в себе, ловко
и талантливо работающим Василием показан
маленький, лысый, разбитый, неказистый,
шепелявящий Сверчок, с напряжением
прокалывающий дырки в коже. Писатель добавляет,
что у Сверчка было «старческо-детское дыхание»,
«по-детски темны были его чёрные глазки, похожие
на маслинки», «по-детски всхлипывал, подтирал
свой повисший носик, на конце которого всё
держалась светлая капелька». Хотя здесь нет
прямой авторской характеристики, мы можем
сделать вывод, что автор сочувствует,
сопереживает своему герою. Используя
уменьшительно-ласкательные суффиксы, сравнения
(сравнивает с ребёнком), писатель показывает
беспомощность Сверчка, его незащищённость и в то
же время открытость.)

7. Почему, по-вашему, И.А. Бунин избирает героем
рассказа маленького, некрасивого, даже
незаметного человека?

8. Выделите авторские ремарки, сопровождающие
рассказ Сверчка.

Это задание выполняется в группах. Класс
делится на 6 групп, в каждой группе по 4 человека.
Каждой группе дается карточка, в которой
содержится отрывок из текста. Учащиеся
выписывают на отдельных листах бумаги (учитель
заранее разрезает лист ватмана по вертикали на 6
равных частей) цветными маркерами авторские
ремарки, сопровождающие рассказ Сверчка, а затем
клейкой лентой прикрепляют их на доску. В
результате работы групп создается следующая
таблица:

1) «вздохнув», «неловко и с трудом
воткнул шило», «сказал с грустным добродушием»
2) «кротко улыбнулся», «мельком,
старчески-строго глянул»
3) «ласково сказал, всхлипнув»,
«грустно замолчал»
4) «продолжал увереннее», «острее
почувствовав свое уже давно ставшее привычным
горе»
5) «слегка вскрикнул на последних
словах», «вдруг заморгав, исказив и брови, и
губы, и задрожавшую челюсть, стал торопливо
искать кисет», «вертя прыгающими руками цигарку
и роняя слезы», «заговорил повышенным тоном»
6) «вдруг опять звонко сказал, искажая
брови», «сказал упавшим голосом», «заплакал»,
«стал пристально смотреть красными глазами в
одну точку»

По этой таблице ведется дальнейшая работа с
классом.

1) Какова роль авторских ремарок?

(Передать сложные душевные волнения,
переживания человека, переносящего невзгоды,
через внешние, подчас еле заметные проявления:
жест, мимику, короткое слово.)

2) Как нарастают чувства в душе героя?

9. Какую историю поведал Сверчок?

10. В каких строчках выражен протест Сверчка
против гибели сына? В какой форме он передан?

(Протест Сверчка против гибели сына передан в
форме сниженной разговорной речи. «И когда уже
кончился он, смолк совсем, отяжелел, оледенел, я
его, мужчину этакого, на закорки навалил, под ноги
подхватил — и попёр целиком. Нет, думаю, стой, нет,
шалишь, не отдам, — мёртвого буду сто ночей
таскать!»)

11. Как сам Сверчок относится к своей трагедии?

(Сверчок просто и буднично относится к своей
трагедии. Он даже не осознаёт её. Он вновь
переживает гибель сына, а о себе, о том, что было
после гибели сына, говорит мало и как бы неохотно
(отвечает на вопросы кухарки).)

12. В чем видит автор внутреннюю красоту Сверчка?

(Внутренняя красота Сверчка проявляется не
только в том, как он пытается самоотверженно
спасти своего сына, но и в оценке своего
поведения, прозвучавшей в последней реплике
Сверчка («Не до того было, матушка:»), в его
добром сердце, не ожесточившемся после трагедии.)

V. Обобщение.

1. Обратимся к высказыванию критика Ю.
Айхенвальда: «У Бунина трагедия одета в сермягу,
оттого не сразу разглядишь её красоту, но эта
красота несомненна: Рассказ Сверчка о том, как
замерзал сын, обнаруживает в нём светлые глубины
морального героизма:».

Как соотносится высказывание критика Ю.
Айхенвальда с рассказом И.А. Бунина «Сверчок»?

2. Каково ваше отношение к Сверчку?

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

«4» Прочитать рассказ И.А. Бунина «Птицы
небесные», ответить на вопрос: «Что общего между
Сверчком и нищим странником?»

«5» Написать письмо от имени кондуктора его
товарищу о том, как он нашел Сверчка с мертвым
сыном.

XIII. Рефлексия.

Закончить фразу: «Самое главное, что я понял
сегодня на уроке, это…».


1


«Трагедия и самоотверженность «маленького человека» (по рассказу И.А. Бунина «Сверчок»)


2


Критик В.Г. Белинский считал, что ценность художественного произведения определяется «еще и тем, как и насколько совершенно в нем выражены человеческие характеры».


3


Словарная работа Трагедия — потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье. Самоотверженность — способность жертвовать своими интересами ради других, ради общего блага, геройство, благородство. «Маленький человек» — обозначение в литературе довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. Поэтому «М.ч.» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, а развитие сюжета строится главным образом как история какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья).


4


Шорник — специалист по изделиям, относящимся к ременной упряжи и некоторым другим изделиям из кожи. Введение во храм Богородицы — религиозный христианский праздник (4 декабря). На закорки (разг.) — на плечи и на верхнюю часть спины. Сермяга (перен.) — бедность крестьянского быта.


5


Из каких смысловых частей состоит рассказ «Сверчок»? (В первой фразе говорится, что рассказ этот об истории шорника Сверчка; описание природы; описание помещения, где работал шорник; описание рассказчика и его слушателей; история Сверчка, рассказанная им самим.)


6


В чем смысл такой композиции? (Подробное описание комнаты, где работают шорники, их манеры трудиться, их внешнего вида (особенно главного героя) таково, что история Сверчка, следующая далее, кажется неожиданной. Цель автора — создать впечатление обыденности, может быть, даже приземлённости, фигуры рассказчика. Далее сам герой рассказывает свою историю. Писатель использует форму монолога-исповеди героя. Этот приём придаёт достоверность повествованию, усиливает драматизм событий, позволяет автору наиболее полно и ярко раскрыть характер героя.)


7


Какими подробностями (зрительными, слуховыми) в описании природы во вступительной части произведения писатель как бы подготавливает рассказ Сверчка о трагедии с сыном? («Ноябрь стоял тёмный и грязный»; «зима всё не налаживалась»; «несло непроглядной мокрой вьюгой»; «на четырёх стёклах сверкал и резко белел мелкий мокрый снег»; «шум ветра, потрясавшего порой весь флигель». Создаётся впечатление настороженности, неуютности.)


8


В каком помещении жили шорники? Какова роль этого описания? (Описание обстановки «простой и низкой конторы» подчёркивает обыденность, даже приземлённость происходящего.)


9


Каков смысл прозвища «Сверчок»? Вспомните, по какой художественной детали мы можем определить, что представляет из себя герой произведения, каков его внутренний мир, отношение автора к этому герою? (По описанию внешности персонажа, портретной характеристике. Портрет — изображение внешности в литературном произведении.)


10


Сверчок показан в сопоставлении с другим героем, шорником Василием. Как автор описывает внешность, манеру трудиться Василия, Сверчка? Что же за человек Сверчок? Подберите эпитеты, при помощи которых можно охарактеризовать героя. (Слабый, жалкий, некрасивый, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, смирный.) Почему писатель показывает Сверчка в сопоставлении с Василием?


11


Каково авторское отношение к герою? (В первой части рассказа Сверчок предстаёт перед нами в сопоставлении с другим шорником, Василием. Рядом с сильным, уверенным в себе, ловко и талантливо работающим Василием показан маленький, лысый, разбитый, неказистый, шепелявящий Сверчок, с напряжением прокалывающий дырки в коже. Писатель добавляет, что у Сверчка было «старческо-детское дыхание», «по- детски темны были его чёрные глазки, похожие на маслинки», «по- детски всхлипывал, подтирал свой повисший носик, на конце которого всё держалась светлая капелька». Хотя здесь нет прямой авторской характеристики, мы можем сделать вывод, что автор сочувствует, сопереживает своему герою. Используя уменьшительно- ласкательные суффиксы, сравнения (сравнивает с ребёнком), писатель показывает беспомощность Сверчка, его незащищённость и в то же время открытость.)


12


1) «вздохнув», «неловко и с трудом воткнул шило», «сказал с грустным добродушием» 2) «кротко улыбнулся», «мельком, старчески-строго глянул» 3) «ласково сказал, всхлипнув», «грустно замолчал» 4) «продолжал увереннее», «острее почувствовав свое уже давно ставшее привычным горе» 5) «слегка вскрикнул на последних словах», «вдруг заморгав, исказив и брови, и губы, и задрожавшую челюсть, стал торопливо искать кисет», «вертя прыгающими руками цигарку и роняя слезы», «заговорил повышенным тоном» 6) «вдруг опять звонко сказал, искажая брови», «сказал упавшим голосом», «заплакал», «стал пристально смотреть красными глазами в одну точку»


13


Какова роль авторских ремарок? (Передать сложные душевные волнения, переживания человека, переносящего невзгоды, через внешние, подчас еле заметные проявления: жест, мимику, короткое слово.) Как нарастают чувства в душе героя? Какую историю поведал Сверчок?


14


В каких строчках выражен протест Сверчка против гибели сына? В какой форме он передан? Протест Сверчка против гибели сына передан в форме сниженной разговорной речи. «И когда уже кончился он, смолк совсем, отяжелел, оледенел, я его, мужчину этакого, на закорки навалил, под ноги подхватил — и попёр целиком. Нет, думаю, стой, нет, шалишь, не отдам, — мёртвого буду сто ночей таскать!»)


15


Как сам Сверчок относится к своей трагедии? (Сверчок просто и буднично относится к своей трагедии. Он даже не осознаёт её. Он вновь переживает гибель сына, а о себе, о том, что было после гибели сына, говорит мало и как бы неохотно (отвечает на вопросы кухарки)


16


В чем видит автор внутреннюю красоту Сверчка? (Внутренняя красота Сверчка проявляется не только в том, как он пытается самоотверженно спасти своего сына, но и в оценке своего поведения, прозвучавшей в последней реплике Сверчка («Не до того было, матушка:»), в его добром сердце, не ожесточившемся после трагедии.)


17


Обратимся к высказыванию критика Ю. Айхенвальда: «У Бунина трагедия одета в сермягу, оттого не сразу разглядишь её красоту, но эта красота несомненна: Рассказ Сверчка о том, как замерзал сын, обнаруживает в нём светлые глубины морального героизма:». Как соотносится высказывание критика Ю. Айхенвальда с рассказом И.А. Бунина «Сверчок»?


18


Каково ваше отношение к Сверчку?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Анализ рассказа Сверчок

Анализ рассказа Сверчок Бунина

Жанровая направленность произведения представляется лирической новеллой, повествующей о красоте человеческой души, которая присуща даже обычному человеку.

Главным героем рассказа является Илья Капитонов, прозванный Сверчком, представленный писателем в образе шорника в барском доме помещика Ремера и его беременной жены, отличающегося неказистостью, лысиной, болезненной худобой и низким ростом.

Сверчок трудится шорником, то есть ремесленником, который занимается изготовлением упряжей и сбруй для лошадей, вместе с напарником Василием, являющимся гораздо лучшим работником, нежели нескладный Капитонов, а также отличающийся полностью противоположной внешностью, поскольку представляется красивым, статным, высоким и сильным мужчиной. Именно поэтому напарник позволяет по отношении к Сверчку различные издевательства, подтрунивания, замечания, на которые последний реагирует лишь шутками.

Отличительной особенностью рассказа является описание автором главного героя с использованием несовместимых эпитетов, которые сравнивают Сверчка одновременно и со старым человеком, и с маленьким мальчиком.

Сюжетная линия произведения разворачивается в момент повествования главного героя о своей непростой и трагической судьбе, которое кардинально меняет отношение барина и супруги, а также шорника Василия к Сверчку.

Оказывается, в прошлом у Сверчка имеется достаточно взрослый сын Максим, двадцати четырех лет, красивый, здоровый и молодой юноша, помогающий ему в работе. В семье Капитонова царят мир и покой, поскольку отец и сын любят друг друга.

И в один из дней, возвращаясь ночью после работы по заснеженному лесу, Сверчок с сыном теряют дорогу домой и блуждают в метели. Отчаявшись и устав, сын Сверчка обессиленно опускается под дерево, понимая, что находится уже при смерти. Тогда Капитонов, несмотря на отсутствие физических сил, вскидывает юношу себе на спину и несколько километров бредет с умирающим сыном в сторону человеческого жилья.

Однако, когда сверчок добирается до железнодорожных рельсов, сын оказывается уже мертвым. Сверчок медленно оседает на рельсы, наблюдая, как снег заносит мертвое тело его собственного ребенка.

На утро Сверчка подбирает кондуктор проходящего поезда и, несмотря на произошедшую с сыном трагедию, душа Сверчка не наполняется злобой и жестокостью, а остается доброй и открытой.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении сильного человека, обладающего неприглядной внешностью, проявляющего в трудной жизненной ситуации настоящие геройские качества, пытаясь найти решение проблемы даже в безвыходной ситуации.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Сверчок

Анализ рассказа Сверчок

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Судьба мастера в России (Левша) (6 класс)

    Сюжет повести Николая Лескова «Левша» разворачивается вокруг смешения реальных исторических и выдуманных автором событий, начало которых происходит во времена правления императора Александра Первого

  • План рассказа Старый дом Крапивина

    Повествование о том, что происходит в достаточно старом доме, а также о тех, кто живет в его стенах. Благодаря повествованию мы узнаем, что у дома достаточно обитателей, а множество проблем доставлял дом и его постоянные жители

  • Сочинение Анализ рассказа Гамбринус Куприна

    Повествование произведения заключается в описании жизни одного из представителей еврейской национальности по имени Сашка, являющегося музыкантом-самоучкой, играющим на скрипке в пивном баре «Гамбринус»

  • Сочинение Честный человек. Что значит быть честным человеком

    Быть честным человеком — это быть порядочным, надежным и непорочным на протяжении всей жизни. Для человека очень важно быть честным перед самим собой и другими.

  • Сочинение Может ли человек изменить мир?

    Может ли человек изменить мир? Я думаю, что этот вопрос волновал людей во все века. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Попробуем разобраться в этой теме на примерах.

Обновлено: 09.01.2023

Учитель: Стрелова И.В.

Задача: помочь ученикам понять, в чём загадка души русского человека, какова идея рассказа

1. Побудить учеников вслед за автором осмыслить нравственные ценности жизни.

2. Продолжить работу по развитию критического мышления в работе с текстом.

3. Помочь ученикам понять смысл названия, проследить средства раскрытия характеров, провести сравнительную характеристику главных героев, выявить авторскую позицию.

УМК: программа под ред. Г.И.Беленького, учебник – практикум и хрестоматия по этой программе М.: Мнемозина, 2011

Оборудование: проектор, экран и ноутбук для показа презентации

Раздаточный материал : памятки для написания синквейна и эссе, заготовки кластера на листах

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: развитие критического мышления, ИКТ

Стадия вызова ( слайд 1 )

Учитель: — что является целью нашего урока?

Стадия осмысления содержания .

Накануне урока было дано домашнее задание:

— прочитать рассказ с пометами инсерта, обратить внимание на детали, повторяющиеся слова, смыслонесущие фразы;

Учитель: давайте попробуем разобраться в поступках героев и обстановке сюжета . Слайд 3

В классе 6 человек, делю на три группы, даю задания:

1-ая группа – характеристика нищего странника

— отношение к деньгам

— отношение к предложению о ночлеге

— отношение к Богу, людям, жизни

— отношение к смерти

2-ая группа – характеристика студента

— отношение к деньгам

— отношение к нищему страннику

— отношение к Богу, людям, жизни

3-я группа – что окружает студента и странника

— время года, время суток, погода

Через 5 минут – опрос

Здесь предполагаются эвристическая беседа, дискуссия.

Во время опроса 1группы задаю1-ый вопрос из учебника : что подчёркивает автор в описании нищего странника, в чём необычность его внешнего вида для студента?

После ответа 1 группы по внешности нищего задаю 2 группе 2-ой вопрос из учебника: почему так поразило студента равнодушие нищего странника к деньгам и предложению о ночлеге?

Даю высказаться остальным группам.

Учитель: мы рассмотрели средства раскрытия образов. Сколько частей можно выделить в рассказе?

Учитель: итак, в рассказе есть сопоставление любознательной, отзывчивой молодости и мудрой, мужественной старости, богатства и бедности. Чтобы понять, в чём смысл такого сопоставления, обратимся к 3, 4 и 5 вопросам учебника.

После ответа на 3 вопрос – слайд 5

Учитель: птицы небесные свободны, терпеливы, блаженны в великой борьбе за жизнь.

Учитель: я зачитаю финал рассказа, подумаем вместе, что он нам открывает.

Учитель: читаю текст, потом задаю вопрос: какие чувства вы испытывали, когда слушали это?

Учитель: автор вёл нас к трагическому финалу (описание природы предупреждало нас о беде). Как сказано о смерти? (скупо, просто, а предшествующий пейзаж придаёт ей величие). Так в чём же загадка отношения к жизни нищего? В чём смысл его жизни ? Слайд 9

— он терпеливо, легко и спокойно несёт свой крест, долю нищего странника.

Учитель: что поддерживает его?

— вера, она даёт ему душевное богатство, умение радоваться малому, внутреннее спокойствие и величие. Слайд 10.

(См. приложение №1)

— ученики заполняют 3 колонку таблицы

Учитель: составьте в группах синквейн о нём.

— через 3 минуты зачитывают, смотрим синквейн на слайде 11

(См. приложение № 3)

Даю словесную оценку всем работавшим, собираю тетради с таблицей и синквейнами, прошу в конце страницы нарисовать оценку настроения на уроке в виде смайлика, поставить себе предполагаемую оценку.

Почему нищий не гонится за деньгами и не пошёл ночевать в поместье к Вороновым?

Вера делает его богатым, живёт как птицы небесные

Почему студент плохо спал ночью, 3 раза вставал и выходил в сад?

Необычный странник глубоко поразил его, он переживает за него.

Какова идея рассказа?

Вера даёт человеку душевное богатство, радость жизни спокойствие и величие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 9 классе

2. Развивать у учащихся умение давать характеристику герою,

осмысливать авторскую позицию.

3.Воспитывать чувства добра, человечности, сострадания на

примере главного героя рассказа И.Бунина.

Оборудование: 1) хрестоматия к учебнику-практикуму по литературе

под редакцией Г.И.Беленького;

2) раздаточный материал для уч-ся;

Организационный момент .

2.Вступительное слово учителя.

3.Словарная работа.

Актуализация имеющихся знаний.

Слово учителя: Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним значения слов и понятий, с которыми будем работать на уроке.

( Слова даны без толкования, учащиеся объясняют их лексическое значение)

Трагедия – потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.

Самоотверженность – способность жертвовать своими интересами ради других, ради общего блага, геройство, благородство.

2) Знакомство с новыми словами и понятиями .

Слово учителя: А теперь обратите внимание на слова, которые встречаются в тексте, значение их может быть вам непонятно. (Слова даются с толкованием лексического значения.)

Шорник – специалист по изделиям, относящимся к ременной упряжи и некоторым другим изделиям из кожи.

Введение во храм Богородицы – религиозный христианский праздник (4 декабря)

На закорки (разг.) – на плечи и на верхнюю часть спины.

Сермяга (перен.) – бедность крестьянского быта.

4. Изучение нового материала.

Беседа по вопросам

1.Обратимся к композиции рассказа. Из каких смысловых частей состоит это произведение?

2. В чём смысл такой композиции?

3.. Какими подробностями (зрительными, слуховыми) в описании природы во вступительной части произведения писатель как бы подготавливает рассказ Сверчка о трагедии с сыном?

4. Описание помещения.

В каком помещении жили и работали шорники?

Какова роль этого описания?

6. Вспомните, по какой художественной детали мы можем определить, что представляет собой герой произведения, каков его внутренний мир, отношение автора к этому герою? (По портретной характеристике.)

7. Сверчок показан в сопоставлении с другим героем, шорником Василием. Как автор описывает внешность, манеру трудиться Василия?

8. Как выглядит Сверчок?

9.Что же за человек Сверчок? Подберите эпитеты, при помощи которых можно охарактеризовать героя.

10.Почему писатель показывает Сверчка в сопоставлении с Василием?

11. Каково авторское отношение к герою?

12. Почему, по-вашему, И.А. Бунин избирает героем рассказа маленького, некрасивого, даже незаметного человека?

13. Выделите авторские ремарки, сопровождающие рассказ Сверчка. (Работа с раздаточным материалом по вариантам)

Каждому дается карточка, в которой содержится отрывок из текста. Учащиеся подчёркивают авторские ремарки, сопровождающие рассказ Сверчка, а затем проверяют их правильность на экране. В результате работы групп создается следующая таблица:

14. Какова роль авторских ремарок?

15. Какую историю поведал Сверчок?

16.. В каких строчках выражен протест Сверчка против гибели сына? В какой форме он передан?

17. Как сам Сверчок относится к своей трагедии?

18. Самостоятельная работа .

Внешность Сверчка Характеристика Сверчка

(Учащиеся приводят в соответствие таблицу с заданием, потом сдают работы. На экране появляются верные ответы.)

19. Так в чём видит автор внутреннюю красоту Сверчка?

2. Каково ваше отношение к Сверчку?

3. Обращение к слайду презентации с портретами Сверчка и апостола Павла (икона А.Рублёва). Почему рядом я поместила два этих портрета. Что между ними общего?

Не в каждом теле поселяется душа, а только в теле избранных. И это им даёт право оказаться с учениками Христа.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Презентация на тему: » «Трагедия и самоотверженность «маленького человека» (по рассказу И.А. Бунина «Сверчок»)» — Транскрипт:

1 «Трагедия и самоотверженность «маленького человека» (по рассказу И.А. Бунина «Сверчок»)

2 Критик В.Г. Белинский считал, что ценность художественного произведения определяется «еще и тем, как и насколько совершенно в нем выражены человеческие характеры».

3 Словарная работа Трагедия — потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье. Самоотверженность — способность жертвовать своими интересами ради других, ради общего блага, геройство, благородство. «Маленький человек» — обозначение в литературе довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. Поэтому «М.ч.» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, а развитие сюжета строится главным образом как история какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья).

4 Шорник — специалист по изделиям, относящимся к ременной упряжи и некоторым другим изделиям из кожи. Введение во храм Богородицы — религиозный христианский праздник (4 декабря). На закорки (разг.) — на плечи и на верхнюю часть спины. Сермяга (перен.) — бедность крестьянского быта.

5 Из каких смысловых частей состоит рассказ «Сверчок»? (В первой фразе говорится, что рассказ этот об истории шорника Сверчка; описание природы; описание помещения, где работал шорник; описание рассказчика и его слушателей; история Сверчка, рассказанная им самим.)

6 В чем смысл такой композиции? (Подробное описание комнаты, где работают шорники, их манеры трудиться, их внешнего вида (особенно главного героя) таково, что история Сверчка, следующая далее, кажется неожиданной. Цель автора — создать впечатление обыденности, может быть, даже приземлённости, фигуры рассказчика. Далее сам герой рассказывает свою историю. Писатель использует форму монолога-исповеди героя. Этот приём придаёт достоверность повествованию, усиливает драматизм событий, позволяет автору наиболее полно и ярко раскрыть характер героя.)

7 Какими подробностями (зрительными, слуховыми) в описании природы во вступительной части произведения писатель как бы подготавливает рассказ Сверчка о трагедии с сыном? («Ноябрь стоял тёмный и грязный»; «зима всё не налаживалась»; «несло непроглядной мокрой вьюгой»; «на четырёх стёклах сверкал и резко белел мелкий мокрый снег»; «шум ветра, потрясавшего порой весь флигель». Создаётся впечатление настороженности, неуютности.)

8 В каком помещении жили шорники? Какова роль этого описания? (Описание обстановки «простой и низкой конторы» подчёркивает обыденность, даже приземлённость происходящего.)

9 Каков смысл прозвища «Сверчок»? Вспомните, по какой художественной детали мы можем определить, что представляет из себя герой произведения, каков его внутренний мир, отношение автора к этому герою? (По описанию внешности персонажа, портретной характеристике. Портрет — изображение внешности в литературном произведении.)

10 Сверчок показан в сопоставлении с другим героем, шорником Василием. Как автор описывает внешность, манеру трудиться Василия, Сверчка? Что же за человек Сверчок? Подберите эпитеты, при помощи которых можно охарактеризовать героя. (Слабый, жалкий, некрасивый, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, смирный.) Почему писатель показывает Сверчка в сопоставлении с Василием?

11 Каково авторское отношение к герою? (В первой части рассказа Сверчок предстаёт перед нами в сопоставлении с другим шорником, Василием. Рядом с сильным, уверенным в себе, ловко и талантливо работающим Василием показан маленький, лысый, разбитый, неказистый, шепелявящий Сверчок, с напряжением прокалывающий дырки в коже. Писатель добавляет, что у Сверчка было «старческо-детское дыхание», «по- детски темны были его чёрные глазки, похожие на маслинки», «по- детски всхлипывал, подтирал свой повисший носик, на конце которого всё держалась светлая капелька». Хотя здесь нет прямой авторской характеристики, мы можем сделать вывод, что автор сочувствует, сопереживает своему герою. Используя уменьшительно- ласкательные суффиксы, сравнения (сравнивает с ребёнком), писатель показывает беспомощность Сверчка, его незащищённость и в то же время открытость.)

12 1) «вздохнув», «неловко и с трудом воткнул шило», «сказал с грустным добродушием» 2) «кротко улыбнулся», «мельком, старчески-строго глянул» 3) «ласково сказал, всхлипнув», «грустно замолчал» 4) «продолжал увереннее», «острее почувствовав свое уже давно ставшее привычным горе» 5) «слегка вскрикнул на последних словах», «вдруг заморгав, исказив и брови, и губы, и задрожавшую челюсть, стал торопливо искать кисет», «вертя прыгающими руками цигарку и роняя слезы», «заговорил повышенным тоном» 6) «вдруг опять звонко сказал, искажая брови», «сказал упавшим голосом», «заплакал», «стал пристально смотреть красными глазами в одну точку»

13 Какова роль авторских ремарок? (Передать сложные душевные волнения, переживания человека, переносящего невзгоды, через внешние, подчас еле заметные проявления: жест, мимику, короткое слово.) Как нарастают чувства в душе героя? Какую историю поведал Сверчок?

14 В каких строчках выражен протест Сверчка против гибели сына? В какой форме он передан? Протест Сверчка против гибели сына передан в форме сниженной разговорной речи. «И когда уже кончился он, смолк совсем, отяжелел, оледенел, я его, мужчину этакого, на закорки навалил, под ноги подхватил — и попёр целиком. Нет, думаю, стой, нет, шалишь, не отдам, — мёртвого буду сто ночей таскать!»)

15 Как сам Сверчок относится к своей трагедии? (Сверчок просто и буднично относится к своей трагедии. Он даже не осознаёт её. Он вновь переживает гибель сына, а о себе, о том, что было после гибели сына, говорит мало и как бы неохотно (отвечает на вопросы кухарки)

16 В чем видит автор внутреннюю красоту Сверчка? (Внутренняя красота Сверчка проявляется не только в том, как он пытается самоотверженно спасти своего сына, но и в оценке своего поведения, прозвучавшей в последней реплике Сверчка («Не до того было, матушка:»), в его добром сердце, не ожесточившемся после трагедии.)

17 Обратимся к высказыванию критика Ю. Айхенвальда: «У Бунина трагедия одета в сермягу, оттого не сразу разглядишь её красоту, но эта красота несомненна: Рассказ Сверчка о том, как замерзал сын, обнаруживает в нём светлые глубины морального героизма:». Как соотносится высказывание критика Ю. Айхенвальда с рассказом И.А. Бунина «Сверчок»?

Планирование к учебнику ?Литература. Начальный курс?, 8 класс, Беленький Г.И.

Поурочное планирование к учебнику «Литература. Начальный курс», Беленький Г.И.: Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост. Беленький Г. И. — 7-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2007.
[Карточка ресурса]

Урок 45. Бунин И. А. — прозаик. Анализ рассказа «Сверчок». Образ главного героя рассказа

Развить умения анализировать образ

Проверить знания по теме

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 — 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

Читайте также:

      

  • И а гончаров мильон терзаний критический этюд в сокращении конспект
  •   

  • Конспект по биологии 7 класс бактерии доядерные организмы
  •   

  • Луч числовой луч конспект
  •   

  • Фильм братья карамазовы конспект
  •   

  • Конспект урока зимний лес 1 класс

Жанровая направленность произведения представляется лирической новеллой, повествующей о красоте человеческой души, которая присуща даже обычному человеку.

Главным героем рассказа является Илья Капитонов, прозванный Сверчком, представленный писателем в образе шорника в барском доме помещика Ремера и его беременной жены, отличающегося неказистостью, лысиной, болезненной худобой и низким ростом.

Сверчок трудится шорником, то есть ремесленником, который занимается изготовлением упряжей и сбруй для лошадей, вместе с напарником Василием, являющимся гораздо лучшим работником, нежели нескладный Капитонов, а также отличающийся полностью противоположной внешностью, поскольку представляется красивым, статным, высоким и сильным мужчиной. Именно поэтому напарник позволяет по отношении к Сверчку различные издевательства, подтрунивания, замечания, на которые последний реагирует лишь шутками.

Отличительной особенностью рассказа является описание автором главного героя с использованием несовместимых эпитетов, которые сравнивают Сверчка одновременно и со старым человеком, и с маленьким мальчиком.

Сюжетная линия произведения разворачивается в момент повествования главного героя о своей непростой и трагической судьбе, которое кардинально меняет отношение барина и супруги, а также шорника Василия к Сверчку.

Оказывается, в прошлом у Сверчка имеется достаточно взрослый сын Максим, двадцати четырех лет, красивый, здоровый и молодой юноша, помогающий ему в работе. В семье Капитонова царят мир и покой, поскольку отец и сын любят друг друга.

И в один из дней, возвращаясь ночью после работы по заснеженному лесу, Сверчок с сыном теряют дорогу домой и блуждают в метели. Отчаявшись и устав, сын Сверчка обессиленно опускается под дерево, понимая, что находится уже при смерти. Тогда Капитонов, несмотря на отсутствие физических сил, вскидывает юношу себе на спину и несколько километров бредет с умирающим сыном в сторону человеческого жилья.

Однако, когда сверчок добирается до железнодорожных рельсов, сын оказывается уже мертвым. Сверчок медленно оседает на рельсы, наблюдая, как снег заносит мертвое тело его собственного ребенка.

На утро Сверчка подбирает кондуктор проходящего поезда и, несмотря на произошедшую с сыном трагедию, душа Сверчка не наполняется злобой и жестокостью, а остается доброй и открытой.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении сильного человека, обладающего неприглядной внешностью, проявляющего в трудной жизненной ситуации настоящие геройские качества, пытаясь найти решение проблемы даже в безвыходной ситуации.

Картинка к сочинению Анализ рассказа Сверчок

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Из каких русских народных сказок заимствован сюжет сказки конек горбунок
  • Из истории создания сказки спящая царевна составить план
  • Из истории создания сказки спящая царевна план 5 класс
  • Из истории создания сказки спящая царевна конспект краткий
  • Из записок о шерлоке холмсе из морских рассказов краткое содержание

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии