«Тоска» главные герои
Главная мысль рассказа Чехова «Тоска» состоит в том, что человек, живущий в обществе, находясь в окружении людей, на самом деле остается один. Сюжет этого произведения, на первый взгляд, прост: у старика умер сын, и ему не с кем поделиться своим горем. Но на самом деле, суть его намного глубже. Это говорит о полнейшем равнодушии друг к другу, о бездушности человечества. И этот рассказ можно считать актуальным и поныне, и в наше время люди, как и главный герой «Тоска», живут в духовном одиночестве.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Характеристика героев «Тоска»
Главные герои
Иона
Извозчик, простой бедный мужик, пожилой человек.
В «Тоске» герой, похоронивший сына, не может никому рассказать о своем горе. Его снедает печаль, ему хочется услышать простые слова сочувствия, но люди слепы и глухи. Прошла всего неделя со дня смерти сына, у Ионы еще свежа боль от потери родного человека, он рад обратиться к первому встречному, но никто не слышит старика. Ему хочется, чтобы слушатель вздыхал, причитал, хоть как-то реагировал на его слова, но никому нет дела до его беды, и старик изливает свою печаль лошади.
Второстепенные персонажи
Военный
Клиент Ионы, мужчина средних лет.
Первый клиент Ионы, просивший везти его на Выборгскую. Военный произнёс фразу, и Иона, обрадованный седоку, решил рассказать ему о сыне. Но военный не захотел поддержать беседы, может, он едет из оперы и его мысли заняты другим. Он лишь подгоняет извозчика, чтобы тот быстрее доставил его по адресу. Показывая своё нежелание разговаривать с Ионой, седок закрыл глаза, и кучер замолчал.
Трое молодых людей
Клиенты Ионы, шумные парни.
Следующие седоки Ионы. Два пассажира высокие, а третий – маленький и горбатый. Они предлагают Ионе небольшую цену за проезд, но извозчик соглашается. После смерти сына старику всё стало безразлично. Пассажиры лезут в сани и начинают пререкаться, кто из них будет сидеть, а кто поедет стоя. После перебранки, высокие уселись, а горбуну пришлось стоять. Они так же, как и военный, с равнодушием отнеслись к попытке Ионы заговорить с ними. Седоки обсуждают свои дела, не слушая извозчика, и скоро выходят.
Дворник
Уборщик, случайный человек.
Прохожий дворник, к которому обращается Иона, не желает поддерживать беседу, и заставляет кучера ехать дальше.
Критики, оценившие талант писателя, сумевшего в простом рассказе раскрыть глубокую человеческую драму, положительно приняли творение Чехова, назвав его одним из лучших рассказов того времени. Здесь дана характеристика героев произведения «Тоска».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Николай Изварин
10/10
-
Таисия Олешева
10/10
-
Сергей Самойлов
9/10
-
Татьяна Астахова
9/10
-
Данил Жуков
9/10
-
Раниль Каримов
10/10
-
Вадим Гузар
10/10
-
Самира Нуралиева
9/10
-
Надежда Бусыгина
10/10
-
Максим Водов
9/10
Иона. «Тоска». Художники Кукрыниксы |
Крестьянин Иона является главным героем рассказа «Тоска» Чехова, написанного в 1886 году.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ионы в рассказе «Тоска» Чехова: описание героя в цитатах.
Смотрите:
Все материалы по рассказу «Тоска»
Все материалы по творчеству Чехова
Образ и характеристика Ионы в рассказе «Тоска» Чехова
Главный герой рассказа — крестьянин Иона Потапов. Он служит извозчиком в Петербурге. Судя по всему, он живет и работает в деревне («с плугом»), но приезжает в столицу на заработки (это было обычным явлением среди крестьян):
«Извозчик Иона Потапов…»
«Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин…»
Вероятно, извозчик Иона является немолодым мужчиной:
«Да… Стар уж стал я ездить…»
«Старик вздыхает и чешется…»
Иона — бедный крестьянин. Его «лошаденка» отличается худобой, а сам старик, судя по всему, носит старую одежду:
«Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку.»
«Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти…» (о шапке Ионы)
Несколько дней назад у Ионы случилось страшное горе — у него умер сын. Убитый горем старик уже несколько дней пытается поговорить с кем-нибудь о своем горе, но ему это не удается. Очевидно, в Петербурге у него нет близких людей:
«Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер… Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника.»
«А кто ж его знает! Должно, от горячки… Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля.»
«Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… «
Судя по всему, Иона является вдовцом. Из родных у него есть дочь Анисья, которая осталась в деревне:
«В деревне осталась дочка Анисья… И про нее нужно поговорить…»
«— Извозчик, ты женат? — спрашивает длинный.
— Я-то? Гы-ы… ве-еселые господа! Таперя у меля одна жена — сырая земля… Хи-хо-хо… Могила, то есть!.. «
Иона является забитым, робким человеком. Он покорно сносит хамство и пренебрежение со стороны окружающих людей:
«— Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?
И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
— Гы-ы… — смеется он. — Веселые господа… дай бог здоровья!»
Судя по всему, Иона — незлой, доброжелательный человек. Он ведет себя вежливо и приветливо с окружающими. К сожалению, люди не всегда отвечают ему тем же:
«Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.
— Милый, который теперь час будет? — спрашивает он.
— Десятый… Чего же стал здесь? Проезжай!»
К сожалению, в таком большом городе, как Петербург, не находится никого, кто бы выслушал несчастного Иону. Отчаявшись искать поддержку среди людей, старик идет к своей лошади и рассказывает ей все. Лошадь оказывается единственным живым существом, которое способно выслушать несчастного старика:
«Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…
Иона увлекается и рассказывает ей всё…»
Таков цитатный образ и характеристика Ионы в рассказе «Тоска» Чехова: описание героя в цитатах.
Смотрите:
Все материалы по рассказу «Тоска»
Все материалы по творчеству Чехова
- Сочинения
- По литературе
- Чехов А.П.
- Образ и характеристика Ионы в рассказе Тоска
Образ и характеристика Ионы в рассказе Тоска Чехова
Основным персонажем произведения является Иона Потапов, представленный писателем в образе бедного крестьянина, зарабатывающего себе на жизнь в Петербурге, служа простым извозчиком.
Иона описывается в рассказе в качестве немолодого мужчины, отличающегося худосочным телом и изорванной старой одежонкой.
Характерными чертами героя произведения являются его беззлобность, доброта и безобидность. Он является забитым, покорным и робким человеком, неспособным дать отпор хамству и пренебрежению со стороны других людей.
Иона давно овдовел, имеет в деревне дочь Анисью, а недавно похоронил горячо любимого сына, по которому сильно грустит и тоскует. Он постоянно нуждается в том, чтобы высказаться кому-либо накопившийся на сердце груз, но окружающие его люди относятся к извозчику с равнодушием и холодностью, не желая выслушивать душеизлияния старика. Седокам, которые озабочены собственными проблемами, совершенно наплевать на то, что творится в сердце старого Ионы, поскольку они не отличаются чувством сострадания. Иона пытается выговориться, обратившись к молодому извозчику, работающему рядом с ним и проснувшемуся от жажды, однако и тот остается глухим к душевным порывам старика.
В какой-то момент состояние потребности бедного Ионы в стороннем сострадании и поддержке приводит старика к тому, что он облегчает свою душу своей молчаливой лошади, найдя в ней то, что не смог найти в окружающих людях. Иона рассказывает своему невольному слушателю, являющемуся единственным живым существом, не отвернувшимся от него, о своей жизни в деревне, об оставленной там дочери, о тяжелом заболевании сына и его похоронах. И старику совершенно все равно, что лошадь не может выразить свое сострадание к нему в виде охов и ахов. Он знает, что лошадка является его верным и надежным другом, неспособным предать его и оставить в трудную минуту.
В лошади Иона находит свое утешение душевных страданий и мучений, делясь с ней своим одиноким и печальным криком, идущим из глубины его сердца, который разбивается о черствость и равнодушие людей, отказавших старику в поддержке и сострадании.
Повествуя о душевной тоске пожилого крестьянина Ионы, писатель раскрывает проблематику одной из насущных человеческих проблем, заключающейся в отсутствии в современном мире простого человеческого тепла неравнодушия и искреннего сочувствия и участия.
Вариант 2
Антон Павлович Чехове известен как автор миниатюрного рассказа. Сам он при жизни своей говорил: «Краткость – сестра таланта». Рассказ «Тоска», который появился в 1886 году, полностью вписывается в эти рамки.
Центральным героем произведения считается крестьянин по имени Иона. Он работает извозчиком в Петербурге. Вероятно, Иона проживает и работает на земле в селе, а в город приезжает подзаработать денег. Такое явление было вполне себе приемлемым среди бедного крестьянского люда.
Иона мужчина в возрасте. Об этом Чехов дает понять читателю, называя своего героя «стариком».
Иона, какими обычно были все крестьяне, беден. Он носит старую одежду. Его лошадь слабая и тощая, вечно голодная, малоподвижная, как и сам Иона.
Пару дней назад у извозчика произошла огромная беда – у него умер сын. Старику не может не с кем обсудить о своей трагедии. Это очень тяжелая ситуация. «Был пьющий, оттого и помер» — говорят вокруг совершенно чужие люди. Иона пытается поговорить с попутчиками, но всем безразличны душевные его муки. Они равнодушны к терзаниям окружающих людей. В конечном итоге, единственное живое существо, с которым смог поговорить извозчик – его лошадь.
Антон Павлович Чехов делает акцент на том, что люди злы, жестоки и не хотят выслушивать никого потому, что у каждого есть свои проблемы, обиды и причины расстраиваться.
Образ Ионы – образ маленького человека, типичного героя чеховских рассказов. Таких как он много. Бедный крестьянин, без денег, работающий за копейки извозчиком в городе. Ничего не поделаешь. Конечно, если бы у старика были деньги, то он непременно сделал бы все возможное, чтобы вылечить свою кровиночку.
У Ионы есть дочь Анисья. Он вдовец, так как его жена умерла.
Иона человек застенчивый и спокойно относится к хамству со стороны своих седоков, которые обзывают и даже бьют его.
Иона доброжелательный и приветливый человек, несмотря на то, что другие отвечают ему грубостью на доброту. Это читается в разговоре извозчика и дворника.
Рассказ «Тоска» повествует о бренной участи маленького человека в этом мире.
Сочинение на тему Иона
Произведения А.П. Чехова описывают все грани жизни. Здесь проблемы праздной аристократии, любовные перипетии молодежи, муки творчества художников и поэтов, сомнения интеллигенции, жажда перемен в обществе и жизнь маленького человека. Все сословия и болезни социума затрагивает писатель. Поэтому пьесы и рассказы прозаика по-прежнему актуальны, находят своего читателя, а число поклонников творчества только растет.
Рассказ А.П. Чехова «Тоска» полностью соответствует своему названию. Он о жестоком, беспросветном горе простого человека. Книга о людском равнодушии друг к другу. По-мнению, драматурга: «Равнодушие – это паралич души». Будучи, врачом от литературы он ставит беспощадный диагноз.
На страницах «Тоски » мы встречаем Иону Потапова. Бывший крестьянин, а теперь извозчик, пожилой, несчастный человек. Дело у него не клеится. Он убит горем. А потому, заметает его снегом, а герой сидит в своих мыслях, без движения. Лошадка его тоже не двигается, ей тоже тяжело. Ведь ее оторвали от плуга, полей, привычной работы. Животному страшно в городе. Лошадь старенькая, неказистая, напоминает «пряничную лошадку».
Первым ездоком становится молодой офицер. Он довольно вежлив, когда садится. Но медленная езда его начинает нервировать. Несмотря на сарказм, издевки клиента, Потапов хочет поделиться с ним своей бедой, начинает рассказывать про смерть сына. Но военный не проявляет интереса к истории, делает вид, что спит.
Далее садятся молодые барчуки. Их трое, да и ехать далеко, но предлагают копейки. Иона не спорит, молча берет ездоков. Они его обижают всю дорогу, даже пытаются ударить несколько раз. Но он вымученно посмеивается и хвалит ребят. И все пытается рассказать им о сыне. Но и эти люди не хотят разделить его боль, просто выслушать. Только отмахиваются дежурной фразой: «Мы все умрем».
Иона хочет завести разговор с дворником, ведь такой же как он, простой человек, работяга. Но и этому не до него. Прогоняет извозчика дворник. А старику надо немного. Только рассказать о сыне: как он заболел, как лежал в горячке, что говорил перед смертью, как хоронили. Ему бы в собеседницы сейчас женщину хорошую, чтобы слушала, причитала и плакала. От чужих слез о его ребенке, стало бы немного легче. Но жены нет давно. А единственная дочь Анисья живет в деревне, ей тоже приходится несладко.
Потапов едет на постоялый двор, не заработав даже на овес. Там обитают такие же, как он. Но и в комнате всем не до его беды. Горечь утраты пожилого мужчины никому не интересна.
Тогда старик идет на конюшню, дает сена лошаденке. И изливает ей свою боль. А она тихонечко жует и слушает.
Образец 4
Иона Потапов – главный герой рассказа Чехова «Тоска». Он держит небольшой пассажирский извоз в городе: санки на пару мест и лошаденку, или кобылочку, как он ее ласково называет. В рассказе описан один день, или точнее, вечер его работы, которая не приносит большого дохода. Богатые господа ездят в дорогих экипажах, а то, чем управляет Иона, пользуется не очень большим спросом.
Небольшая лошадь, видимо, выросла в деревне. А потом ее оторвали от привычного и милого ее сердцу уклада и бросили в «омут чудовищных огней», вдали от размеренной и спокойной жизни. И Ионе, как и его лошади, тоже не очень спокойно в городе, где все суетятся и куда-то бегут.
Но все можно перетерпеть, даже не очень любимую работу, если бы не смерть сына – на этой неделе умирает в больнице сын Ионы. Умирает внезапно и непонятно, от чего. Наверное, от горячки. И хотя у Ионы есть еще и дочь, живущая в деревне, но сын был бы «надежей», кормильцем и подмогой в старости. Рассказ назван «Тоска», потому что тоска заполняет Иону целиком – его тело, душу, мысли и поведение. Ее так много, что она давит и распирает изнутри грудь с большой силой. Если она вырвется наружу, то затопит все вокруг. И единственное, в чем Иона видит облегчение своей участи, это рассказать кому-нибудь об этой тоске, выговориться, чтобы тебя выслушали, показали, как тебе сочувствуют, поохали и «попричитывали». Но все заняты своими делами, которые волнуют их гораздо больше, чем смерть какого-то незнакомого Кузьмы Потапова: нечего зря болтать, лучше поезжай быстрей. Ведь в этой жизни главное – успеть вовремя.
Вовремя приехать, вовремя прибежать, и поэтому нет времени на разговоры и выслушивание чужих жалоб. Но Ионе необходимо рассказать кому-нибудь о своем сыне: каким хорошим извозчиком он был, как заболел, а потом и помер в больнице. И об очень важном для него – как он ездил в больницу за одеждой умершего сына: ведь это – такое большое событие. И про Анисью, дочку, живущую в деревне, надо бы поговорить. И Иона, к месту и не к месту, вставляет в разговор такие нужные для него слова о смерти сына. Но никто не только не сочувствует, а даже не пытается просто выслушать.
Но надо поговорить и высказаться. Иначе тоска поглотит Иону целиком. День кончается, а никто так и не выслушал от начала до конца скорбный рассказ Ионы. Да и некому выслушивать – рядом никого нет, кроме его верной лошадки, которая хорошо понимает хозяина без слов: она чувствует, когда Иона направляет санки к дому и начинает бежать быстрей. А почему бы не рассказать обо всем ей? Она не будет перебивать, торопить, посмеиваться и осуждать. Она жует, дышит в руки Ионе и слушает, слушает. И Иона, приводя примеры из жизни, забывает, что говорит с лошадью – ведь это единственный благодарный слушатель за весь день. И Иона рассказывает своей лошадке все.
Образ и характеристика Ионы в рассказе Тоска
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Птицы зимой, чем помочь
Самый страшный месяц для птиц – это лютый февраль. Зима воюет с грядущей весной, не имея желания уступать, а наши мелкие друзья от этого страдают.
- Отношение Манилова к просьбе Чичикова в поэме Мертвые души
Манилов – беспечный мечтатель. В его образе присутствуют не самые приятные человеческие качества. Он слащав, сентиментален, ведет праздный образ жизни, создает невероятные проекты, которые не имеют смысла для реально жизни.
- Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение
Его образ изначально был задуман как положительный, он ни к чему не привязан и не обременён заботами об имении.
- Герои романа Война и мир Толстого
Знаменитый роман Льва Николаевича Толстого Война и мир написан в четырех томах. В этом романе описано более пяти ста героев, некоторые реальные люди того времени
- Сочинение на тему Культурный человек (рассуждение)
Я считаю, что культурным можно назвать того человека, который всегда здоровается, при различных обстоятельствах ведет себя прилично, сдержанно, не участвует в конфликтах, опрятно выглядит
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Главные герои рассказа Тоска
Герои рассказа Тоска Чехова (характеристика)
Иона Потапов
Главный герой произведения — извозчик Иона Потапов. У него горе – умер единственный сын. Отец толком и не знает от чего, вроде, как от горячки. Бедному родителю и поделиться горем не с кем. Он хочет рассказать, как хоронил сына. Все заняты своими делами. Никому нет дела до какого-то извозчика.
Горе или нет, а надо работать, иначе можно умереть с голоду. Вот Иона с утра и выехал на работу. Но мысли далеко отсюда, ему бы выговориться, поплакать, может даже немного выпись, чтобы снять стресс.
Военный
Он решает поведать о своей беде своим клиентам. Первым к нему сел военный. Но он не тот человек, которому можно открыть душу. Он ругается из-за того, что Иона медленно едет, а ему надо быстро. И лошадь постоянно тыкается мордой в идущие навстречу кареты. Голова у извозчика занята своими думами, до которых военному нет никакого дела.
Трое молодых людей
После военного Иона взял троих пассажиров, молодых людей. Двое из них высокие и худые, а третий низкого роста и горбатый. Они его обманули с деньгами. Но это сейчас мало волновало Иону. Ему нужны были просто слушатели, кому можно было рассказать про своё горе.
Троица была явно «на веселее». Они шумели всю дорогу, ругались на Иону за то, что он медленно едет. Хотели отлупить его за это. Когда он им поведал про свою беду, они флегматично заявили, что все люди умирают, когда-нибудь умрут и они. Похоже, это их мало волновало.
Дворник
По дороге ему попался дворник. Он остановился в надежде излить ему своё горе. Но дворник стал ругаться и гнать Иону, т.к. он мешал движению. Так не с кем и не поговорив, Иона вернулся назад. В доме, везде, где придётся, спали извозчики.
Он хотел поговорить с молодым извозчиком. Но тот, молчком выслушал его, встал, попил воды. И снова лёг, укрывшись с головой, и повернулся на другой бок. Его, как и остальных людей, не интересовали чужие проблемы.
Иона решил проверить, как там лошадь, всё ли в порядке. И пошёл в конюшню. Лошадь мирно жевала сено. Извозчик любил свою лошадку, как единственную родную душу, хоть и бессловесную. Может именно поэтому, он решил ей рассказать про своё горе.
Он сказал ей, что сын его умер в больнице от горячки. А потом вдруг спросил у лошади, если бы она потеряла своего ребёнка, жеребёнка, жалела бы она его. Лошадь посмотрела на него умными глазами, как-будто всё поняла. И вдруг стала дышать на его руки.
Она поняла человека, поняла, что у него беда, и ему нужна помощь. И по-своему, по-лошадиному, придумала, как ему помочь. Она согрела ему озябшие руки. Удивлённый Иона стал ей рассказывать про своё горе.
В этом нет ничего странного. Лошади, собаки, кошки понимают человека, его настроение. Им не важно, бедный ты или богатый, не важно, во что ты одет. Они просто чувствуют, что человеку плохо, и по-своему сочувствуют ему. Чего нельзя сказать о людях.
К несчастью, и в наше время, в больших городах люди одиноки. Хоть и много народа, но обратиться за помощью и сочувствием не к кому. Будешь лежать с сердечным приступом, и никто к тебе не подойдёт – посчитают за пьяного.
2 вариант
В 1886 году вышел в свет рассказ «Тоска», который был опубликован в «Петербургской газете». Одно из лучших сочинений великого писателя Антона Павловича Чехова.
В этом произведении автор затрагивает тему одиночества и неизбывного страдания маленького человека и равнодушия окружающих людей к чужому несчастью. Данная проблема актуальна и в современном мире, где идеалы добра отошли на второй план. А пошлость, мещанство занимают главную позицию.
Главный герой рассказа перенес душевное потрясение: потерял сына. Мальчик скончался в больнице от горячки, проболев три дня. Иона испытывает душевную муку. Тоска его настолько сильная, что могла бы залить целый мир. Извозчику хочется выговориться. Хотя бы немного облегчить страдание, но ни один человек не считает нужным посочувствовать горю.
Первый пассажир, военный, услышав откровение Ионы, говорит: «Поезжай…подгони-ка!», а затем вовсе закрывает глаза, тем самым давая понять, что не намерен слушать старика.
Три молодых человека, севших к извозчику на Выборгской, с самого начала вызывают негативное отношение. Брань, перепалка за место в санях, сквернословие не лучшим образом характеризует седоков. Но Потапову уже все равно. Желание поведать печаль свою вынуждает обратиться и к ним. Но горбач лишь роняет равнодушно: «Все помрем». Затем с общего согласия отвешивает подзатыльник скорбящему отцу. По разговорам праздных гуляк видно, что дни их проходят в постоянных попойках и кутежах. Поэтому горе человека не вызывает у них никакого сочувствия. В мыслях молодых людей очередное веселье.
Случайно встретившийся дворник, к которому обращаются с речью, говорит: «Чего же встал…Проезжай».
И даже коллега по работе, услышав о смерти Кузьмы, отворачивается и тотчас засыпает.
Никто за целый день не изъявил желания внять старику. А ему нужно было всего лишь сочувствие. Возможно, тогда отчаяние не давило бы с такой силой.
Потеряв надежду встретить собеседника, наш герой отправляется в конюшню задать корм лошади. И вдруг неожиданно для себя находит в лице животного благодарного слушателя. Несчастному кажется, что кобыла все понимает. Сначала отрывками, а потом рекой льется все наболевшее из уст рассказчика.
Хочется верить, что Потапову станет легче после монолога с лошадью. И со временем удастся справиться с постигшим горем, смириться с потерей родного человека.
Писатель учит нас быть чуткими к чужому несчастью. Думать не только о себе. Ведь каждый человек на земле имеет право на сопереживание, сострадание. Нужно помогать ближнему в трудной ситуации. Каждого человека может постигнуть несчастье. И только поддержка окружающих поможет справиться с любой бедой.
Также читают:
Картинка к сочинению Главные герои рассказа Тоска
Популярные сегодня темы
- Сочинение описание по картине Буря на Северном море Айвазовского
Для того чтобы передать мощь стихии довольно действенным приемом выглядит сравнение ничтожности человека перед мощью этой стихии и Айвазовский пользуется таким способом в картине Буря на Северном море
- Сочинение Ростов-на-Дону — мой любимый город
Так и есть, Ростов-на-Дону мой самый-самый любимый город. Конечно, это можно объяснить тем, что я там провожу летние каникулы – у бабушки с дедушкой! Еще там жарко, красиво, много фруктов.
- Образ Прона Оглоблина в поэме Анна Снегина Есенина сочинение
В произведении Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» описываются события, которые происходили в России с 1917 по 1923 годы. Из-за обстановки гражданской тяжелой войны и происходящей революции
- Образ вечной Сонечки в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение
Соня Мармеладова является одним из главных героев в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Семнадцатилетнюю Соню постигла тяжелая судьба: преждевременно умерла мать
- Рассказ про воровство
Жила большая и дружная семья: мама, папа, два брата и младшая сестра. Вместе гуляли по выходным: то в зоопарк, то в парк аттракционов, то к бабушке с дедушкой в гости
На чтение 8 мин. Опубликовано 20.05.2020
Антон Павлович Чехов — психолог человеческих душ. Писатель был обладателем редкого таланта вовлечь читателя в личный разговор и ёмко отразить глубину проблемы. Его «Тоска» не стала исключением. Она показывает трагедию жителей не только большого города, но и всей планеты. Чтобы понять основную идею, необходимо ознакомиться с сюжетом «Тоски» и характеристикой главных героев. Чехов написал это произведение в жанре рассказ.
Содержание
- Краткое содержание
- Характеристика Ионы Потапова
- Лошадь и другие герои
- Анализ произведения
- Критика рассказа
Краткое содержание
Крестьянин по имени Иона Потапов работает извозчиком в Петербурге. Его душа наполнена горем, но не с кем поделиться этими чувствами. Судя по всему, он — вдовец. Дочка осталась в деревне, а сам он отправился на заработки. Никому нет дела до несчастного старика. Поджидая седока, герой полдня стоит со своей лошадью на улице. Он настолько задумчив, что даже не стряхивает с себя снег. Под вечер его окликает военный с требованием довезти на Выборгскую. Герой оцепенело трогает.
Убитый горем, он едет очень невнимательно: то едва не сталкивается с другими санями, то чуть не наезжает на прохожих. Измученному старику сложно следить за дорогой. Пассажир ругает и высмеивает его. Кучер молча оборачивается, а затем тоскливым голосом сообщает, что на этой неделе не стало его сына. Военный недовольно спрашивает, отчего он умер. Герой отвечает, что, должно быть, от горячки. Услышав это, пассажир нетерпеливо гонит извозчика дальше.
Доставив военного до места назначения, старик несколько часов ждёт новых седоков. Через короткое время к нему подходят трое парней, они переговариваются между собой. Молодые люди платят двадцать копеек и садятся в сани, извозчик соглашается довезти их даже за такую мизерную плату. Они направляются к полицейскому мосту. Пассажиры то и дело перебивают друг друга, обсуждают свои попойки и какую-то Надежду Петровну. Они шумят, ругают извозчика и лошадь. Один из них даёт подзатыльник кучеру.
Старик не обращает внимания на издевательства парней. Он чувствует, что его одиночество начинает потихоньку отлегать от груди. Когда в разговоре наступает пауза, он оборачивается и говорит, что недавно лишился сына. Пассажиры не обращают никакого внимания на эти слова. Вскоре они просят кучера остановиться и уходят. Оставшись наедине с самим собой, мужчина снова чувствует невыносимую тоску. Он принимает решение ехать на извозчичий двор. Заработанных сегодня денег не хватает даже на овёс лошади.
Встретив молодого извозчика, Иона пытается заговорить с ним о своей трагедии, однако тот с равнодушием отворачивается и идёт спать. Старику нужно как-то успокоить свою тоску.
Он направляется в конюшню к верной лошади. Вместо овса кобыла ест сено. Заглянув к ней в глаза, бедный кучер незаметно для самого себя начинает выговариваться, и ему становится легче.
Характеристика Ионы Потапова
Главным героем является престарелый извозчик по имени Иона. Обладая низким социальным статусом, мужчина не наделён какими-то особыми способностями и талантами, в то же время он никому не причиняет вреда. Это обычный дворовый кучер, зарабатывающий себе на хлеб.
Старик относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». В русской литературе этот образ стал знаковым и объединил совершенно не похожих друг на друга персонажей, каждый из которых переживает настоящую человеческую трагедию. В данном случае извозчик похоронил сына. Среди многолюдных улиц города он ощущает себя потерянным и одиноким. Согнутый под тяжестью тоски, старик с нетерпением ожидает каждого нового пассажира в надежде поделиться хоть с кем-то своей болью. Однако куда-то торопящиеся ездоки не хотят его слушать, проявляя абсолютное равнодушие.
Горе кучера не трогает чёрствые души случайных пассажиров, им нет дела до трагедии маленького неприметного человека. За весь день извозчику так и не удаётся отыскать кого-нибудь, чтобы выговориться. Внутренние терзания мужчины и его потребность облегчить душу настолько велики, что ему больше ничего не остаётся, как открыться своей кобыле. Лошадка хоть ничего и не отвечает, но всё же внимательно слушает и, скорее всего, всё понимает.
Главный герой проявляет беззащитность перед жестокостью внешнего мира. Он добр и по-детски наивен. На грубость и удары своих пассажиров он реагирует нелепой улыбкой и глуховатым смехом. Неспособность и нежелание постоять за себя можно назвать типичной чертой «маленького человека». Примечательно, что автор произведения выбрал для своего персонажа имя Иона, имеющее древнееврейское происхождение. В переводе на русский оно означает:
- «голубь»;
- «нетерпеливый».
Помимо этого, история знает христианских святых с подобным именем. В поведении и словах персонажа находит своё отражение идея христианского смирения.
На месте главного героя может оказаться каждый, а это огромная трагедия. Повествуя грустную историю извозчика, Чехов даёт возможность посмотреть на ситуацию со стороны. Он призывает проявлять заботу не только о себе, но и о других. Автор учит приходить к окружающим на помощь и быть чутким к чужому горю. Он подталкивает читателя к самостоятельным выводам, но не поучает напрямую.
Лошадь и другие герои
Важным героем произведения выступает кобыла Ионы Потапова, её образ можно назвать аллегоричным изображением хозяина. И лошадь, и кучер стары, больны и безмерно одиноки. Именно к своей кобылке извозчик приходит за обычным человеческим общением и не встречает отказа, как в случае с ездоками. Без неё рассказ бы не имел глубины и завершённости, которых сумел добиться автор.
Лошадь Ионы — жалкое и обессиленное животное, которое является единственным другом извозчика. Именно она помогает ему справиться с невыносимой тоской и одиночеством. Кобыла не умеет говорить, но она дышит теплом на руки хозяина, и это исцеляет его изнутри.
Что касается прочих героев данного произведения, то это жители Петербурга. Когда Иона пытается рассказать о своём горе, они реагируют:
- холодным равнодушием;
- неприкрытой злобой.
В этом проявляется жестокость горожан по отношению друг к другу.
Анализ произведения
Главной темой творчества Антона Чехова является социальная жизнь человека. Действие происходит в зимний период: снег засыпает улицы, и человек со своей трагедией как бы становится призрачным и нереальным. После смерти сына жизнь героя лишилась всякого смысла. Ему невыносимо жутко рисовать в своём воображении образ родной кровинки и хочется с кем-нибудь поговорить о случившемся. Однако безысходное горе не трогает никого из людей, с которыми кучер пытается развить разговор.
Автор акцентировал внимание на одиночестве старика, назвав его именем библейского Ионы, который оказался отгороженным от всех в чреве кита. Смысл произведения отражается в эпиграфе: «Кому повем печаль мою…» Здесь звучит жалоба на бесконечную тоску и сильное желание быть услышанным.
Анализ рассказа Чехова «Тоска» позволяет осознать основной смысл этой истории. Неспроста произведение называется именно так. Автор хотел донести до своих читателей, насколько в действительности страшно одиночество и безразличие окружающих. Ключевая идея состоит в том, что люди должны быть:
- более внимательными друг к другу;
- чуткими;
- сострадающими.
Описание образов главных героев и анализ «Тоски» Чехова даёт возможность сделать вывод об основных проблемах рассказа. Самая главная представляет собой одиночество «маленького человека» в огромном многолюдном городе. Ионой овладевает тоска, и читатели проникаются к нему сочувствием, чего нельзя сказать о других персонажах рассказа, с которыми взаимодействует несчастный кучер.
Также в тексте освещается проблема людского равнодушия. Никто из пассажиров не проявил к старику должного внимания. Каждый из них знал о трагедии кучера, но был занят исключительно своими мыслями и планами. Главный герой смог излить душу только животному.
Чехову близка проблема «маленького человека». К подобной личности окружающие зачастую испытывают пренебрежение. Ведь она пуглива, согнута под ударами судьбы, осторожна и не в силах что-либо изменить. Однако к извозчику читатель, скорее, ощущает жалость, сочувствие и сострадание. Автор стремится показать важность гуманизма во всём мире.
Данное произведение является напоминанием о том, что нельзя проходить мимо чужого горя, проявляя равнодушие.
Критика рассказа
Рассматриваемый рассказ считается знаковым в раннем творчестве автора. Ещё при жизни Чехова произведение было переведено на несколько языков. Своим рассказом юный автор нажал на больную мозоль общества. В 1909 году И. А. Сикорский писал, что сложно себе представить более строгий приговор русской интеллигенции, чем тот, что содержится в чеховской «Тоске».
Творческое наследие автора по достоинству оценили и потомки. Даже в СССР произведение не подверглось нападкам цензоров. Гуманный посыл был высоко оценён и церковными изданиями.
Антон Чехов умел распознать драму за внешне простыми вещами. Рассматриваемое произведение полностью это подтверждает. Его ценность заключается не только в художественных достоинствах, но также и в побуждении внимательнее относиться к окружающим, не отгораживаться от участия в их проблемах. Читать данный рассказ — одно удовольствие. Лучше всего ознакомиться с его оригинальной версией.
Рассказ «Тоска» — это совсем небольшое, но глубокое произведение, которое необходимо в своей жизни прочитать каждому образованному человеку. Его написал признанный классик русской литературы конца девятнадцатого – начала двадцатого века – Антон Павлович Чехов. На его счету немало подобных рассказов – небольших, жизненных и остросоциальных. Даже спустя многие годы его читают последующие поколения, потому что в его книгах прописаны вечные истины. Данная статья посвящена подробному анализу его известного рассказа «Тоска».
Жанр и направление
«Тоска» является по жанру рассказом, так как это прозаическое произведение небольшого объема с повествовательным содержанием. Повествование ведётся от третьего лица.
Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм. Можно смело утверждать, что все произведения Чехова относятся именно к реализму, как и проза других писателей второй половины девятнадцатого века. То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.
Краткое содержание «Тоска» для читательского дневника
ФИО автора: Чехов Антон Павлович
Название: Тоска
Число страниц: 4. Чехов Антон Павлович. «Рассказы». Издательство «АСТ». 2011 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1886 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Суть
О чем же книга? Рассказ о старом извозчике Ионе, у которого умер сын. Его тоска была необычно огромна, беспредельна, и единственное, что могло облегчить ему страдания – это одна единственная живая душа, готовая выслушать его историю о сыне полностью. Но никто не был настроен слушать и вникать. Все люди, которые ему встречались, жили своими заботами, и никому не было дела до горя Ионы.
В конце концов, так и не найдя себе собеседника, он рассказал свою историю лошади. Таковые основные события, описанные в произведении. Подробно сюжет рассказывается здесь.
Анализ 2
Антон Павлович Чехов – был поэтом с большой буквы. В своих произведениях он сумел передать всю тонкость человеческой натуры.
Главным героем рассказа «Тоска», является извозчик Иона. В рассказе описывается тихий обычный зимний вечер, а извозчик все сидит и ждет своих пассажиров. Душа его одинока, так как он похоронил своего единственного сына.
Главного героя, переполняют душевные переживания, его тоска с нутрии съедает, но ему совершенно не с кем пообщаться и рассказать о своих переживаниях. Проходящим мимо его людям не интересно, почему он сидит и плачет, так как каждый думает только о себе и не замечает чужого горя. Ему просто необходима простая человеческая поддержка, но, увы – этого не случилось. И у него не остается сил жить дальше.
Спустя время извозчик нашел, с кем поделится своей бедой – и ею стала старая мудрая лошадь. Хоть животные и не умеют разговаривать, зато они прекрасно могут слушать. Излив всю тягость душевную ей, ему намного стало легче, и появился смысл в жизни.
Вот еще раз опыт несчастного извозчика доказывает, что животные в сто раз добрее и лучше, чем люди. Так как они злые и жестокие, у них нет ни капли сострадания к человеческой беде. Они видят только себя и им не важны окружающие.
Данный рассказ не потеряет актуальность и спустя столетие, так как «Тоска» написана Антоном Павловичем Чеховым, о человеческих отношениях. Потому что не всегда мы стремимся выслушать и помочь постороннему прохожему, который чем-то огорчен и задумчив. И равнодушно проходим мимо плачущего человека.
В своем небольшом рассказе автор, со всей тонкостью своей чуткой души передает, что происходит с Иоанном, как будто сам становится главным героем, который до последней клеточки чувствует безграничную тоску, запах зимы и рядом стоящей дыхание лошади.
Рассказы Чехова учат быть немного добрее и не быть безразличными к окружающим, ведь неизвестно что может, случится с тобой спустя время. Так и данный рассказ «Тоска», в котором поэт тонко описывает человеческое безразличие ко всему происходящему, не оставит равнодушным читателя, и заставит задуматься о своем поведении.
9 класс
Композиция
В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт. Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями. Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.
Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.
Краткое содержание произведения
Сюжет развивается в XIX веке в Петербурге. Действия происходят на улицах города, в доме извозчиков и в конюшне.
В Петербурге на улице уже длительное время стоял извозчик Иона Потапов со своей лошадью. Их припорошил снег, работы не было, поэтому каждый из них думал о своем. Первый клиент появился, когда начало темнеть. Это был военный, ему необходимо было срочно оказаться на Выборгской.
Сани тронулись, как вдруг из темноты показалась карета. Потапов чуть не столкнулся с ней. Немного погодя, под его лошадь едва не попал человек. Мужчина подгонял Иону, называл его нерасторопным. В ответ Потапов прошептал, что у него на этой неделе умер сын. Он пробыл в горячке в течение трех дней, а потом скончался. Только мужчина был равнодушен к словам, продолжал его поторапливать.
Иона высадил военного, прождал еще пару часов, пока не пришли новые клиенты. К нему подошли подвыпившие парни, предложили довольно низкую цену. Делать было нечего, старик согласился. Молодые люди были очень шумными, хвастались друг перед другом, кто больше выпил, говорили про женщин. Потапов счел их веселыми господами, попытался рассказать им о своем несчастье, но его никто не хотел слушать.
Мужчина довез компанию до места назначения, да еще вдобавок получил от них подзатыльник. Он снова остался в тишине. В этот момент на него накатилась страшная тоска. Ионе не с кем было поговорить, излить душу. Он встретил дворника, хотел побеседовать с ним, но тот посоветовал ехать мимо. Тогда Потапов понял, что говорить с людьми на улице не имеет смысла, нужно ехать ко двору, домой. Там было много людей, но все спали, поэтому вновь Ионе не с кем было поделиться горем.
Мужчина очень желал выговориться, рассказать, как болел сын, что он ему сказал перед смертью. Тогда он пошел в конюшню, покормил своего коня, а заодно и сам не заметил, как рассказал ему все свои горести.
Главные герои и их характеристика
- Главный герой рассказа – старый извозчик Иона. Он относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». Это значит, что он — обладатель низкого социального статуса, не наделённый какими-либо особыми способностями и качествами, но и не причинивший никому никакого вреда. Иона – простой дворовый извозчик, зарабатывающий себе крохи на хлеб. Его желание очень скромное и простое – поделиться с кем-нибудь горем. Он не несёт этому миру никакого зла, но и героическими качествами также не наделён. Даже на грубость своих седоков он не отвечает той же грубостью, а лишь пытается завязать приятный разговор. Образ маленького человека подробно описан тут.
- Другим главным героем рассказа можно называть лошадь Ионы, так как без неё это произведение не имело бы той законченности, глубины, которой сумел добиться Чехов. Именно она – жалкое, обессиленное животное, является истинным другом Ионы, в конце концов, спасшим его от неизбывной тоски.
Темы
- Основная тема рассказа – это тоска главного героя, у которого умер сын. Он — «маленький человек», которого никто не замечает. В огромном и суровом внешнем мире, где свирепствует метель и где мимо проходят сотни равнодушных людей, Иона — просто пылинка, но его внутренний мир наполнен чувствами. Его горе не излить, оно теснится внутри, и он остро нуждается в чужом сострадании. Но даже маленькая доля этого сострадания не достаётся старому извозчику, и он вынужден оставаться со страшной тоской один на один. Никто не желает облегчить его горе. В данном эссе подробнее описаны боль и тоска в изображении Чехова.
- Взаимоотношения людей и их питомцев. Однако, не всё так плохо, лучик света всё-таки находится. Удивительно, но «лошадёнка» Ионы оказывается как будто «человечнее» других людей. Она — единственный друг старика, друг, которому он может поведать всё как родственной душе. Потому что она хоть и лошадь, но действительно родственная душа. Иногда животные могут помочь хозяину даже больше окружения, и это – наглядный тому пример.
Темы и проблематика рассказа
В рассказе «Тоска» так же, как и в небезызвестном стихотворении прошедшего ГУЛАГ Варлама Шаламова, затронута тема тоски. Главный герой тяжело переживает смерть сына. Иона — «маленький человек», он просто пылинка в огромном внешнем мире, готовом поглотить слабых и убогих.
Тем не менее, в отличие от сотен равнодушных лиц, он способен к сопереживанию, чего ему так не хватает со стороны других. Горе, теснящееся в его груди, никак не может вырваться наружу. Извозчик остро нуждается в чужой поддержке. Увы, даже маленькая доля сострадания не достается Ионе, и он обречен в одиночку бороться со своей тоской.
Если верить Википедии, до публикации произведения «Тоска» Чехов написал немало рассказов о взаимоотношениях людей и их питомцев, поэтому эта тема для него не нова. Удивительно, но по мере развития сюжета лошадь для извозчика становится единственным другом, которому он может поведать то, что его беспощадно гнетет, потому что она хоть и не умеет разговаривать, но является действительно родственной душой.
Проблемы, поднятые в рассказе, несмотря на его малый объем, весьма разнообразны. Более подробно следует остановиться на следующих двух:
- Проблема одиночества. Особенно актуальной она стала, когда сельские жители массово потянулись в города. В эпоху урбанизации «маленькому человеку» становится все сложнее найти близких по духу товарищей, готовых поддержать добрым словом в трудную минуту. Вот и Иона теряется в многолюдном городе, видя непробиваемую стену безразличия. Одиночество — страшное внутреннее состояние, и Антон Павлович доходчиво доносит до умов читателей эту мысль.
- Проблема равнодушия. Все пассажиры, которых подвозил Иона, узнали о его беде, но не высказали слова поддержки. Некоторые лишь саркастически усмехнулись, а другие и вовсе отмахнулись от назойливого старика. Более того, седоки позволяли себе грубость и хамство в отношении извозчика, что свидетельствует о некоторой жестокости богатых, избалованных роскошью горожан.
Проблемы
Проблематика произведения, несмотря на его размер, очень богата. Мы рассмотрим лишь главные ее аспекты.
- Основная проблема, поднимаемая автором в данном произведении, – это проблема одиночества «маленького человека» в большом многолюдном городе. Боль и тоска овладевают Ионой, и читатели проникаются к нему сочувствием, чего не скажешь об остальных героях произведения, с которыми он взаимодействует. Одиночество бывает страшным внутренним состоянием, и Чехов ярко и выразительно доносит это до умов и сердец читателей.
- Помимо этого, ещё одной проблемой, освещаемой в тексте, является проблема равнодушия. Никто из встретившихся Ионе за день пассажиров не проявил к нему должного внимания. Что военный, что трое молодых людей, которых он подвозил, что дворник и мужик со двора – все они, хотя знали о горе извозчика, но были заняты сугубо своими мыслями и планами. Более того, седоки грубо обращались с ним, когда старик правил не так умело, как им бы хотелось. Здесь мы можем увидеть и некоторую жестокость горожан по отношению друг к другу.
Смысл
А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.
Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.
Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.
Текст книги «Тоска»
Антон Чехов Тоска
Кому повем печаль мою?..
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег… Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих лошадей, тому нельзя не думать…
Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина все нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
– Извозчик, на Выборгскую! – слышит Иона. – Извозчик! Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
– На Выборгскую! – повторяет военный. – Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега… Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места…
– Куда прешь, леший! – на первых же порах слышит Иона возгласы из темной движущейся взад и вперед массы. – Куда черти несут? Пррава держи!
– Ты ездить не умеешь! Права держи! – сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
– Какие все подлецы! – острит военный. – Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами… Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
– Что? – спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
– А у меня, барин, тово… сын на этой педеле помер.
– Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
– А кто ж его знает! Должно, от горячки… Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля.
– Сворачивай, дьявол! – раздается в потемках. – Повылазило, что ли, старый пес! Гляди глазами!
– Поезжай, поезжай… – говорит седок. – Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется… Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой…
По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.
– Извозчик, к Полицейскому мосту! – кричит дребезжащим голосом горбач. – Троих… двугривенный!
Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены… Что рубль, что пятак – для него теперь все равно, были бы только седоки… Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки, капризничанья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.
– Ну, погоняй! – дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. – Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти…
– Гы-ы… гы-ы… – хохочет Иона. – Какая есть…
– Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..
– Голова трещит… – говорит один из длинных. – Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.
– Не понимаю, зачем врать! – сердится другой длинный. – Врет, как скотина.
– Накажи меня бог, правда…
– Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.
– Гы-ы! – ухмыляется Иона. – Ве-еселые господа!
– Тьфу, чтоб тебя черти!.. – возмущается горбач. – Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, черт! Но! Хорошенько ее!
Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:
– А у меня на этой неделе… тово… сын помер!
– Все помрем… – вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. – Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?
– А ты его легонечко подбодри… в шею!
– Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?
И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
– Гы-ы… – смеется он. – Веселые господа… дай бог здоровья!
– Извозчик, ты женат? – спрашивает длинный.
– Я-то? Гы-ы… ве-еселые господа! Таперя у меня одна жена – сырая земля… Хи-хо-хо… Могила то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив… Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну…
И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они наконец приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина… Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски… Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но тем не менее ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…
Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.
– Милый, который теперь час будет? – спрашивает он.
– Десятый… Чего же стал здесь? Проезжай!
Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске… Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи… Ему невмоготу.
«Ко двору, – думает он. – Ко двору!»
И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора Иона сидит уже около большой, грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и духота… Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой…
«И на овес не выездил, – думает он. – Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое дело… который и сам сыт и лошадь сыта, завсегда покоен…»
В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.
– Пить захотел? – спрашивает Иона.
– Стало быть, пить!
– Так… На здоровье… А у меня, брат, сын помер… Слыхал? На этой неделе в больнице… История!
Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется… Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно поговорить с толком, с расстановкой… Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер… Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья… И про нее нужно поговорить… Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать… А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.
«Пойти лошадь поглядеть, – думает Иона. – Спать всегда успеешь… Небось выспишься…»
Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде… Про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…
– Жуешь? – спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. – Ну, жуй, жуй… Коли на овес не выездили, сено есть будем… Да… Стар уж стал я ездить… Сыну бы ездить, а не мне… То настоящий извозчик был… Жить бы только…
Иона молчит некоторое время и продолжает:
– Так-то, брат кобылочка… Нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…
Иона увлекается и рассказывает ей всё…
1886
История создания
Рассказ «Тоска» был опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки».
На момент публикации рассказа Чехову 26 лет. Он уже известен в литературных кругах своими короткими сатирическими произведениями, которые публиковал также в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте.
Доподлинно неизвестно, откуда произошел замысел рассказа «Тоска», но биографы отмечают, что за месяц до написания рассказа автор впервые посетил столицу и был впечатлен холодными сумерками Санкт-Петербурга и тем одиночеством, которое они навевают.
Жанр и направление.
Перед нами художественное произведение в жанре рассказа. Оно небольшое по объему, с одной сюжетной линией, повествующей о судьбе главного героя.
Чехов – блестящий русский писатель-реалист. Рассказ «Тоска» также принадлежит к направлению реализма. В центре сюжета – типический герой в типических обстоятельствах.
Автор рассматривает несколько проблем, но все они так или иначе подчинены основной теме, обозначенной в названии рассказа – тоска.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ повествует о зимнем снежном вечере самого обычного старого извозчика Ионы Потапова. Есть у него дряхленькая кобылка, с которой они развозят по городу вечно спешащих по своим делам петербуржцев. У Ионы невыразимо большое горе – смерть сына. И о своей беде ему жизненно важно поделиться хоть с одной живой душой. Но в холодных лицах города он встречает лишь безразличие, грубость и злобу, жестокость. Нигде и ни в ком герой рассказа не находит сочувствия и даже внимания, одиночество его становится острее, и отдает мучительной ноющей болью в измученном старом теле.
Иона возвращается на двор, идет на конюшню, и только в своей родной лошаденке находит человеческий живой отклик. Лишь она его слушает, лишь она в этом городе его понимает.
Темы
Тематика рассказа «Тоска» интересна даже современному читателю:
- Основная тема рассказа, как ранее уже упоминалось, — тоска. Тоска как настроение, которое отражает внутреннее состояние героя и его переживания.
- Важная тема – это отношения между людьми, отношения между власть имущими (или хотя бы теми, кто большей властью обладает) и теми, кто слабее, кто зависим и слаб – маленьких людей. Здесь раскрывается истинная человеческая сущность. И хотя речь идет о персонажах давно ушедшей эпохи ответить самому себе на вопросы «Знакомо ли тебе сострадание?», «Находишь ли ты в себе отклик на чужую беду?», «Готов ли помочь ближнему пусть словом, но лучше делом?» должен каждый человек.
- Также в рассказе звучит тема народа, так как Иона и есть народный герой, вышедший очевидно из крестьянской среды. Он терпелив, трудолюбив и могуч.
- Тема народа в произведении одновременно перекликается с темой христианства: люди равнодушны друг к другу, поэтому несчастны. Если бы они проявили просто человеческое сочувствие, их жизнь могла стать более счастливой и гармоничной.
- Природа тоже имеет значение к тексте. Роль пейзажа в рассказе «Тоска» определяющая. Зимние сумерки и метель — это психологический и моральный климат города, где все равнодушны друг к другу.
- Внутренний мир — тоже тема для размышления Чехова. За грубым крестьянским мужиков в рогоже скрывается ранимый и тонко чувствующий человек, который ищет сочувствия. При этом он, в отличие от богатых седоков, добр и термин по отношению к людям. В его рассуждениях о жизни и смерти угадывается ум.
Чему учит?
В конце рассказа Иона ведет диалог со своей лошаденкой. И хотя она не может ответить ему по-человечески, это все-таки диалог. Она слушает хозяина, откликается. Но даже на такую малость во всем городе не была способна ни одна живая душа. Чехов иронизирует, ставя вопрос: всегда ли быть рожденным в человеческой шкуре значит быть Человеком? Вот, какова мораль рассказа «Тоска».
Финал рассказа оставляет у читателя даже чувство вины. Осуждая жестоких людей равнодушного города, ты невольно обращаешься и к себе: а часто ли я задумываюсь о страданиях ближнего? Полагаю, этого внутреннего разговора и добивался Чехов.
Какой можно сделать вывод? Рассказ «Тоска» призван напомнить людям о том, что следует быть добрее друг другу, внимательнее, отзывчивее.
Основная идея
Тон рассказа «Тоска» спокоен и ненавязчив. Автор по-настоящему искусно ведет повествование, заставляя читателя сопереживать. Нет, он не обвиняет, но заставляет читателя самому себе задавать неудобные вопросы.
Чехов однозначно обличает принцип, по которому человек человеку волк. Авторская позиция в этом рассказе скорее созвучна постулату «человеку нужен человек». Смысл рассказа «Тоска» — показать важность гуманизма в современном мире.
Рассказ «Тоска» — это наставление, это напоминание о том, что в мире есть и боль, и страдания, и несправедливость, несчастья. Об этом нельзя забывать. Нельзя быть глухим и равнодушным к чужому горю. Такова главная мысль рассказа «Тоска».
Главные герои и их характеристика
- Главный герой рассказа «Тоска» – извозчик Иона Потапов. Он типичный представитель популярного в русской литературе образа «маленького человека». Он нищий, беззащитный перед жестокостями мира, судьба его трагична. Он добр и даже по-детски наивен. Даже на грубые слова и удары седоков он реагирует глуховатым смехом и нелепой улыбкой. Он не может и не хочет постоять за себя – типичная черта маленького человека. Он согнут под ударами судьбы точно так же, как и его лошадь под ударами кнута. Знаменательно, что для главного героя рассказа Чехов выбрал имя Иона. Оно древнееврейского происхождения и переводится дословно как «голубь» или «терпеливый». Кроме того, история знает христианских святых и пророка с именем Иона. Идея христианского смирения и любви находят свое отражение в словах и поступках Ионы Потапова.
- Лошаденка Ионы – также важный герой рассказа. Ее образ – это аллегоричное изображение самого извозчика. И кобылка, и ее хозяин стары, больны, натружены, одиноки. И именно к ней Иона приходит за простым человеческим общением и не встречает отказа.
- Другие герои рассказа «Тоска» – это седоки – представители города. Каким Чехов изобразил городских жителей здесь? Палитра удручающая: от простого равнодушия в лице военного в шинели, до настоящей ничем не прикрытой злобы и пошлости в образах трех молодых людей.
Проблемы
Проблематика этого небольшого рассказа весьма обширна. Следует обратить внимание на основные проблемы, которые ставит автор:
- В рассказе «Тоска» выявлена основная проблема одиночества в многолюдном городе. Благодаря художественным приемам, мы слышим и видим шумный беспокойный город с тысячами огней, с торопливо спешащими куда-то ожесточенными, нервными, одинокими людьми. В этом беспокойстве и суете человек остается один со своей бедой, мы видим это на примере извозчика Ионы. Чем острее его тоска, чем сильнее желание говорить хоть с одной живой душой.
- Чехов подробно и последовательно раскрывает проблему человеческого равнодушия. Извозчик не принят городом, его жителями. Ни один из встреченных им людей, будь то седоки или проезжающие мимо люди, или дворник, или жители постоялого двора по отношению к нему и его горю не только равнодушны, но и озлоблены. Остроту проблемы Чехов подчеркивает тем, что Ионе удается излить душу далеко не человеку, а его верной лошаденке.
- Автор так живо и правдиво воплощает состояние тоски – «тоски громадной, не знающей границ, которая распирает грудь с еще большей силой». Покинутость, ощущение людского безразличия, душевная тревожность определяют проблему боли и тоски в изображении Чехова.
- Проблема маленького человека также близка автору. К «маленькому человеку» окружающие чаще всего испытывают пренебрежительное отношение, даже сами авторы произведений. Ведь он согнут под ударами судьбы, он пуглив, осторожен и не в состоянии изменить свою судьбу. Но к Ионе мы вслед за Чеховым испытываем сочувствие, его мы не столько жалеем, сколько искренне сострадаем ему.