Из какой сказки трава мурава

ТРАВА-МУРАВА БЫЛИННАЯ

Трава-мурава, травушка-муравушка, — всем нам с детства из сказок знакомы эти словосочетания. Что это за трава такая, почему называют ее так нежно и поэтично, травушка-муравушка? Пойду пройдусь по траве-мураве, повествуют нам народные былины, по траве-мураве покачаюсь

Так вот, трава-мурава — это горец птичий (спорыш). Травка эта растет как и подорожник там, где люди ходят. Где такая трава, там нет бурьяна и колючек. По народному поверью, спорыш имеет в себе большую силу и отдает ее людям. Поэтому издавна рекомендуется летним утром бегать босиком по росистой траве-мураве.

Откуда же название «трава-мурава»? В старину зеленый цвет на Руси называли муравым. Например, муравленые изразцы — покрытые зеленой глазурью. Листья горца птичьего — насыщенного зеленого цвета. Растение зеленым ковром покрывает землю с июня до поздней осени, до самого снега.

У этого вездесущего растения много имен: спорыш, птичья гречишка, трава-мурава. Спорыш — потому что растет споро, то есть быстро. В хороших условиях может вырасти до метровой длины. Но чаще ему приходится существовать в трудных условиях: по нему ходят люди и животные, ездят трактора и автомобили, им питается домашняя птица, его объедает скот. Но спорыш выживает и еще обильнее ветвится. Нет места в городе или в селе, где не поселилось бы это растение. Название «птичья гречишка» вполне понятно. Птички лакомятся мелкими орешковидными плодами, трехгранными, как у гречихи.

Горец птичий — это однолетнее неприхотливое травянистое растение. Растет повсюду: во дворах, на сельских улицах, в садах, парках, на площадках, по обочинам дорог, в молодых посадках, по берегам рек. В народе еще его называют травой-муравой.

С лечебной целью используют траву. Заготавливают в период цветения. Срезают ножом. Сушат на чердаках, стеллажах в тени, расстилая тонким слоем. Хранят в холщовых и бумажных мешках. Срок хранения — до 3 лет.

Спорыш применяют как самостоятельно, так и в сборах с другими растениями.

Действует как мочегонное, противовоспалительное, потогонное, кровоочистительное, тонизирующее, болеутоляющее, жаропонижающее, ранозаживляющее средство.

Препараты спорыша растворяют и выводят камни из почек и желчного пузыря, гонят песок, улучшают обменные процессы в организме. Только принимать их нужно осторожно, увеличивая дозу постепенно, курс лечения начинать с маленьких доз.

Настой растения рекомендуют также при желтухе на фоне желчнокаменной болезни. Горец птичий принимают внутрь при заболеваниях почек, мочевого пузыря, отеках почечного происхождения.

При отеках ног из отвара или из свежей измельченной травы делают компрессы на ночь.

Настой растения принимают при нарушении солевого обмена, подагре, полиартрите, ожирении, а также как жаропонижающее при воспалении легких, бронхитах, бронхиальной астме, плеврите, лихорадке, кашле, туберкулезе легких, коклюше.

При воспалении слизистой ротовой полости, при хрипоте его используют для полосканий, принимают теплым внутрь.

Спорыш издавна зарекомендовал себя как хорошее кровоостанавливающее средство при внутренних, маточных кровотечениях в послеродовой период, при обильных менструациях, наружных кровотечениях.

Растение оказывает аппетитное действие при гастритах, вяжущее при поносах, расстройстве желудочно-кишечного тракта, дизентерии, полезно оно при заболеваниях печени и поджелудочной железы, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарном диабете.

Отвар применяют внутрь и используют для спринцевания при белях, наружно — при долго не заживающих язвах, а также ранах, ушибах, опухолях, нарывах, фурункулах, ожогах. Из настоя или отвара растения делают промывания, примочки. Свежую толченую траву кладут на пораженные места, из отвара делают ванночки, аппликации при кожных заболеваниях.

Растение тонизирующе действует на нервную систему, поэтому его применяют при нервном истощении, как укрепляющее средство после тяжелой болезни, при слабости, упадке сил, в старческом возрасте, при неврастении и как спазмолитик при ревматических и головных болях, для снижения кровяного давления.

Отваром травы моют голову при перхоти, он укрепляет волосы. Применение спорыша противопоказано при острых воспалительных процессах в почках и мочевом пузыре, при беременности.

Горец птичий — это ценное лекарственное растение. Молодая зелень вполне съедобна. Ее можно использовать в сыром виде (в салатах) и добавлять в зеленые щи.

Настой: 1 ст. ложка сырья на 1 стакан кипятка, настоять 30 мин, процедить перед употреблением, принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день.

http://rusalla.ru/post241858296/?upd

Введение.

Человеческую жизнь можно представить себе без чего угодно, но только не без растений. С древнейших времен они были источником пищи, одежды, лекарств, строительных материалов, топлива, только с развитием науки человек узнал, что они обеспечивают его еще и кислородом – но неотъемлемой частью его жизни растения были всегда. И потому не кажется удивительным, что мы встречаемся с ними в сказках и легендах.

Во многих сказочных сюжетах волшебная сила приписывается не определенному растению, а некому абстрактному «корешку», «травке», «молодильному яблочку».

 Я очень люблю читать. Люблю сказки, рассказы, повести, стихи. Но придя в первый класс и начав изучать литературное чтение, я заметила, что герои сказок одушевляют и обожествляют деревья, травы, плоды, верят в их могущество, обращаются к ним за помощью. Растения становятся волшебными помощниками сказочным героям. Помогают преодолевать трудности, чтобы добро победило зло и у сказки был счастливый конец. Я стала задумываться, а почему в народных, авторских сказках часто встречаются одни и те же растения? Почему им приписывают чудодейственную силу? И есть ли такие растения в природе или это выдумка?

Я решила проследить участие растений в сказках и ответить на вопросы: «Почему люди выбирают именно эти растения? И есть ли в природе такие растения или это выдумка?»

Цель: 

Выяснить, в каких сказках встречаются «волшебные» растения, определить истоки их чудодейственной силы и существование таких растений в природе.

Для достижения успеха, был определен ряд задач исследования:

1.  Прочитать сказки, в которых встречаются «волшебные» растения.

2.  Выяснить, есть ли такие растения в природе.

3. Узнать, какими свойствами обладают эти растения и почему их используют в сказках.

4. Составить таблицу исследования растений для своих сверстников.

Для достижения поставленных задач считаю необходимым прочитать сказки, найти научные сведения о растениях в энциклопедиях и интернете, узнать истоки употребления данных растений в сказках, сделать выводы согласно поставленным задачам.

На первом этапе работы мы провели письменный опрос во 2 «А» и во 2 «В» классах МБУ «Гимназия № 39» г. о. Тольятти. Ребята отвечали на три вопроса:

1. Какие волшебные растения встречаются в сказках?

2. Как вы думаете, все ли волшебные растения существуют в природе?

3. Знаете ли вы почему в сказках именно эти растения?

Были получены следующие результаты: ребятам знакомы такие растения: аленький цветочек, берёза, яблоня, цветик — семицветик. Ребята думают, что не все «волшебные» растения существуют в природе. А вот почему в сказках встречаются именно эти растения, ребята совсем не знают. Оказалось, что мои сверстники и я, в том числе, не знаем причины, по которым людям в сказках помогают растения и есть ли такие растения на самом деле. Поэтому считаю, что тема актуальна для исследования и поможет узнать новое мне и моим сверстникам.

Объектом работы являются народные и авторские сказки, в которых встречаются растения.

Предметом – деревья, плоды и травы

В первой главе своей работы я расскажу о сказках, в которых встречаются «волшебные» растения и выясню причины их применения.

Во второй главе я составлю таблицу исследования для своих сверстников и оформлю её как книжку — раскладушку.

Практическая значимость моей работы в том, что ребята смогут узнать научное название растения, его полезные свойства. А главное я укажу сказки, где встречаются волшебные растения. Ребятам не нужно думать какую сказку прочитать, у них уже будет готовый путеводитель, в виде книжки-раскладушки. Моей работой можно воспользоваться на уроках литературного чтения, окружающего мира и занятиях внеурочной деятельности.

Глава 1. «Волшебные» растения в сказках и в природе.

Их свойства.

Знаете ли вы, что в растительном мире существует немалое число «волшебных» растений? Если немного отвлечься от повседневности и погрузиться в мир сказок и фантазий, то в волшебных садах можно встретить множество магических трав, чародейских растений, священных деревьев…

Растения постоянно растут, питаясь непосредственно от Матери-земли, некоторые из них живут намного дольше людей, а иные умеют «умирать и воскресать» – значит, и человек может перенять от них эту чудесную жизненную силу.

В сказках растения обычно наделяются волшебно-целительными силами. Это и понятно. Ведь именно растения помогают в лечении различных заболеваний. И именно им приписываются чудодейственные свойства. Этими силами наделяются травы, плоды, корни, различные отдельные части растения. Чаще всего волшебное растение растет очень далеко, и, чтобы его достать, необходимо пройти через ряд испытаний.

Я прочитала некоторые народные и авторские сказки и выбрала несколько «волшебных» растений для исследования.

  1. «Волшебные травы и цветы»

Крапива.

Волшебным растением, частое упоминаемым во всевозможных легендах и сказках, считается самая обыкновенная крапива. Она ассоциировалась с болезненными уколами любви, а также была символом жизни, полной отчаяния и страданий. Полагали, что только юная девушка может спокойно срывать ее голыми руками и не обжигаться.

Действительно, несколько веков назад, до широкого распространения хлопка и льна, крапива была обычным прядильным растением. В X в. из нее делали холсты, канаты, шили паруса. Из корней крапивы получали желтую краску, а из листьев – зеленый пищевой краситель. Сейчас крапиву используют в косметической промышленности, готовят вкусные щи и салаты.

У славян крапива считалась средством против ведьм и русалок. В народном календаре был даже праздник – русальное заговенье, в который было принято хлестать друг друга крапивой для защиты от русалок.

Пожалуй, самая знаменитая сказка, где упоминается крапива, – «Дикие лебеди» Г.Х. Андерсена. Эльза, чтобы спасти своих братьев-принцев, заколдованных злой мачехой, должна была сплести им рубашки из стеблей крапивы.

Травушка-муравушка.

Вот стелется по земле «травушка муравушка». Простая русская травка, которую иногда можно встретить в сказках. Посаженная недоброй колдуньей рядом с людьми, эта трава не захотела приносить вред людям, а решила помочь людям, принести пользу – и коровы, питающиеся этой травой, стали давать более вкусное молоко, корни травушки-муравушки дали красивую краску, а стебельки целебные настои для здоровья (витамина С в них не меньше чем в лимоне, а возможно и больше!) Откуда же название «трава-мурава»?  В старину зеленый цвет на Руси называли муравым

   Есть ли такая на самом деле? Есть конечно. И зовут ее по-научному – спорыш из семейства гречишных. А на уроке окружающего мира мы узнали, что у неё есть название «птичья гречишка». Стелется она по земле, цепляется корешочками за землю и стеблями друг за друга и создает ковер на земле плотный, упругий. Политая кровью русских богатырей, пытается травушка-муравушка помочь людям по мере своих сил. Эта травка встречается и в сказках и былинах, например: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Заяц- хваста», «Иван царевич и серый волк».

Белена. Белладонна.

Говоря о сказочных растениях, нельзя не остановиться на белладонне. Она имеет много разных названий – красавка, «сонная одурь», «бешеная ягода», «песьи вишни», «вишня сумасшедших». Белладонна относится к ядовитым растениям: у нее ядовиты все части, включая и плоды. Белладонна очень опасна для детей: всего две ягодки этой «бешеной вишни» приводят к смерти ребенка. Но вот птицам эта ягода нипочем: дрозд, скворцы и другие птицы могут без опаски склевать эту ягоду. Позднее выяснилось, что настои на её листьях, если принимать их с осторожностью, оказывают лечебное и болеутоляющее воздействие.

 Наверное, не случайно героиня сказки про поросёнка Фунтика имеет имя госпожа Беладонна. За её скверный и взбалмошный характер. И у Пушкина в сказке о рыбаке и рыбке есть слова «Что ты баба белены объелась?», т.е. сошла с ума.

Одолень — трава.

Далеко не все старинные названия нам ныне известны. Вот в сказке «Крупеничка» встречается такое растение: «Долго ли, коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с матушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья, и белыми звездами по воде цвела». Вот когда слышите вы слова «одолень-трава», что на ум приходит? А на самом деле все это растение знают, видели неоднократно, восхищались его скромной прелестью. Это – кувшинка. Растение это необыкновенное. Есть такое поверье, что одолень-трава буквально соответствует своему имени. Ее с давних пор наделяли самыми волшебными свойствами. Ведь предки наши во многих, даже совершенно обычных, явлениях видели «злые чары». Просто объяснить их не могли. Болезни или пожары в их представлении вызывались не физиологическими или природными факторами, а злыми силами, колдунами или ведьмами. Спастись и защититься помогала одолень-трава. Ее наделяли самыми невероятными свойствами. Это, в принципе, объяснимо. Ведь скромное растение проявляет истинный героизм, поднимая свои великолепные цветы из-под воды. Предки наши думали, что раз оно может преодолевать давление, рождая невероятную красоту, значит, в нем таится магия невероятной мощи.

Аленький цветочек.

Кто не знает знаменитую сказку С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»? Конечно же знают все. А вот существует ли такой цветок или это выдумка, знают немногие. Оказывается, и такой цветок существует. Этот цветок называется гибискус, в народе его зовут «китайская роза». В некоторых странах этот цветок называют «цветком смерти». Хотя никто не знает почему. Может поэтому писатель взял для своей сказки именно это растение. С.Т. Аксаков писал эту сказку, когда находился в гостях в селе Мусорка Самарской губернии. А в сёлах в богатых домах часто росли гибискусы и цвели невероятно красиво. Сказку «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич написал для своей внучки Оленьки и поначалу сказка так и называлась «Оленькин цветочек». Из лепестков гибискуса готовят ароматный чай «каркаде». Этот полезный напиток помогает людям бороться с болезнями.

1.2 «Волшебные деревья»

Яблоня.

Я отметила, что в русских волшебных сказках широко используются «молодильные яблоки» и дерево яблоня. В прочитанных мною сказках участвовала яблоня: «Гуси-лебеди», «Крошечка Хаврошечка», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван царевич и серый волк». Наши предки не хотели болеть, стареть, хотели быть всегда молодыми, верили в чудодейственную силу молодильных яблок и свои мечтания отразили в сказках. Поэтому яблоня и представлена в текстах сказаний как «тотемное» дерево.  И это не случайно.

Во-первых, дерево яблоня ассоциировалась у русского народа с плодородием, богатством, добротой.

Например, в сказке «Гуси-лебеди» яблоня помогает девушке, которая спасает своего брата. Когда девушка только отправлялась на поиски брата к бабе Яге, она помогла яблоне, собрав спелые яблоки, распрямила её ветки, а на обратном пути яблоня укрыла в своих ветвях девушку и её брата. В сказке «Крошечка Хаврошечка» коровушка превратилась в яблоню и помогла доброй Хаврошечке обрести своё счастье.

Во-вторых, яблоки выступают в сказке как целительная сила. Например, из сказки об «Иване-царевиче и сером волке» и «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» мы узнаем, что на Руси существовали «молодильные» яблоки: если скушать три из них – становишься сразу молодым и красивым.

В — третьих, яблоки самый распространённый фрукт в нашей стране.

Яблоки обладают очень полезными и лечебными свойствами и крайне полезны, и необходимы для нашего здоровья. Полезные и лечебные свойства яблок объясняются их целебным составом. В яблоках содержатся витамины и  микроэлементы. В составе плодов содержится 84—90% воды.

Яблоки способствуют нормализации деятельности желудочно-кишечного тракта и пищеварительной системы, снижают уровень холестерина в крови, уменьшая риск закупорки сосудов, возникновения сердечных приступов.

Яблоки применяются при авитаминозе, понижении уровня витамина С,  обладают хорошими диетическими свойствами и используются как диетический продукт при расстройстве пищеварения, авитаминозе, малокровии и как мочегонное средство. Яблоки оказывают общеукрепляющее действие и повышают устойчивость организма к действию радиации.

Сок яблок полезен людям умственного труда.

Дуб.

В сказках «Кощей Бессмертный», «Терёшечка», «Козьма Скоробогатый» помощником выступает дуб. Почему именно дуб так часто использовали сказители? Это можно объяснить тем, что дуб – одно из основных деревьев на территории древних славянских поселений. Это могучее дерево отличается своим внушающим видом, огромной силой и остаётся зелёным до глубокой осени. В материалах интернета написано: «Благодаря физическим свойствам, таким, как надёжность и прочность древесины и долголетие, дуб использовали в заклинаниях, направленных на защиту, увеличение физической силы, достижения успеха». Мир был непонятен нашим предкам. Явления природы: гроза, молния, пожары, гром, землетрясения, ураганы, наводнения приносили много горя и бед. Наши предки обращались за помощью к тотемным растениям, что и отразили сказители в устном народном творчестве. Главным богов в славянской мифологии был бог Перун. Священным деревом Перуна, символом жизненной силы, считался дуб. Он придавал силы и даровал мудрость.

 На избранных древнейших дубах, в знак их почитания и присутствия божества, вешали золотую цепь, что нашло своё отражение в произведении А.С. Пушкина и в сказке «кошей Бессмертный». В материалах Интернета я прочитала: «Дуб является энергетическим донором. При прямом контакте с ним человек получает максимально возможное количество жизненной энергии. Общение с дубом успокаивает душу человека. Давно замечено, что прогулки по дубраве нормализуют кровяное давление, благотворно сказываются на работе сердца и нервной системы. Дуб всегда отдаёт предпочтение воинам, борцам, сильным и здоровым людям. Он врачует раны, полученные в бою, лечит души воинов, делится частичкой своего долголетия. Отвары дубовой коры используют в медицине, а дубовые веники применяют в бане.

Орешник.

Магические посохи, жезлы для защиты от магии изготавливали также и из древесины орешника (лещины). Вспомните сказку «ореховый прутик». Именно из лещины был прутик, который мог увеличивать предметы и уменьшать. Лещина считалась тем растением, в которое «не бьет гром», крестики из него считались защитой от удара молнии и оберегали от злых духов. Орешник, также известный под названием лещина или листопадный кустарник, принадлежит к семейству березовых. В природе встречается и древовидный орешник. Народное название куст получил из-за сходства формы листьев с внешним видом рыбы лещ. Плоды лещины широко применяются в качестве пищи людьми и дикими животными, из них добывают компоненты для красок и парфюмерной продукции. Из ветвей и стволов растения плетут корзины, делают обода на бочки, удочки и изготавливают другую хозяйственную утварь. Согласно народным поверьям, орешник обладает магической силой и помогает обрести богатство.

Берёза.

Встречаются в русских волшебных сказках и берёзы. Они и в сказках выступают в роли помощников героям. Так в «Сказке о двух сёстрах» прочитала: – Берёзки, берёзки, зачем вы пропустили девку Дуняшку? – А затем мы пропустили, – говорят берёзки, – что берегли мы твой дом вот уже много лет, а ты и колышка нам не подставила, а эта девушка ленточкой нас перевязала». «В северных районах Руси существовал культ березы». Берёза неразрывно связана с историей славянских народов. Прародители считали её символом доброты, щедрости и сострадания. Считали, что это дерево сохраняет связь с предками. «На Руси 11 апреля выходили в леса и «слушали берёзку», плели венки из свежих веток, пили берёзовый сок». По внешнему виду берёза антипод дубу. Она стройна, светла, чиста, несёт свет и нежность. Красоту этого дерева выделили и отметили наши предки. В глубокой древности у славян год начинался не зимой, а весной и встречали его не елью, а берёзой. Называли этот месяц «берёзозол». Из летописей известно, что люди поклонялись берёзе – своей главной богине Берегине, матери всех духов. В сказке «Белая уточка» читаю: «Взял князь белую уточку за крылышко и говорит:

 –  Стань, белая берёза, у меня позади, а красная девица – впереди!

 – Белая берёза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди». Вот она богиня Берегиня –«тотемное» дерево охраняет счастье князя и красной девицы.

 Береза, является кладезем всех полезных свойств, и у неё ценны не только древесина, но и листья, почки, цветочные сережки, сок, а также гриб, который растет на поверхности березы и называется он гриб Чага. Также из березы готовят активированный уголь и березовый деготь, это все целебные свойства березы для человека. Березовый сок получают из березы ранней весной, когда ещё не распустились листья. Он содержит в своем составе магний, кальций, фосфор, цирконий, никель, также барий, стронций, медь, титан, кремний, железо, марганец, алюминий, натрий, моносахариды. Все эти вещества обладают целебными свойствами для человека.

Березовый сок обладает восстанавливающим и кроветворным эффектом, он стимулирует обменные процессы в организме и быстро выводит из него токсины и шлаки, поэтому он ценен при интоксикации и других заболеваниях, вызванных нарушением обмена веществ в организме.   Может «живая вода» в сказках и есть берёзовый сок?

Глава 2. Таблица исследования.

Когда я начинала своё исследование, я провела опрос среди учащихся 2 «А» и 2 «В» классов. Ребятам было предложено три вопроса:

1. Какие волшебные растения встречаются в сказках?

2. Как вы думаете, все ли волшебные растения существуют в природе?

3. Знаете ли вы, почему в сказках именно эти растения?

Были получены следующие результаты: ребятам знакомы такие растения: аленький цветочек, берёза, яблоня, цветик — семицветик. Ребята думают, что не все «волшебные» растения существуют в природе. А вот почему в сказках встречаются именно эти растения, ребята совсем не знают. Поэтому, проведя своё исследование, я решила составить таблицу, в которой укажу название растений, сказки, в которых они встречаются, их научное название и свойства. Данную таблицу я оформила как книжку-раскладушку.

Растение в сказке

Сказка

Растение в жизни

Свойства растения

Травушка-муравушка.

Сказка «Иван царевич и серый волк», былина «Илья Муромец и соловей разбойник»

Спорыш, птичья гречишка

Это лекарственное растение. Его можно встретить на тропинках, около дорог, на выгонах, на деревенских улицах и в городских парках. Где такая трава, там нет бурьяна и колючек. По народному поверью, спорыш имеет в себе большую силу и отдает ее людям. Поэтому издавна рекомендуется летним утром бегать босиком по росистой траве-мураве. В старину зеленый цвет на Руси называли муравым. А листья этого растения— насыщенного зеленого цвета. Дикие и домашние птицы с удовольствием поедают его трёхгранные орешки, похожие на гречиху. Этой травой  легко можно отмыть жирную посуду, что в старые времена и делали хозяйки. Молодую зелень употребляли в салатах, добавляли в зелёные борщи. Использовали эту траву как лекарственное растение.

Одолень-трава

«Крупеничка»

Кувшинка или водяная лилия 

 Есть такое поверье, что одолень-трава буквально соответствует своему имени. Ее с давних пор наделяли самыми волшебными свойствами. Ведь предки наши во многих, даже совершенно обычных, явлениях видели «злые чары». Просто объяснить их не могли. Спастись и защититься помогала одолень-трава. Ее наделяли самыми невероятными свойствами. Ведь скромное растение проявляет истинный героизм, поднимая свои великолепные цветы из-под воды. Предки наши думали, что раз оно может преодолевать давление, рождая невероятную красоту, значит, в нем таится магия невероятной мощи.

Крапива

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»

Крапива

Крапива – знаковое растение для славянской культуры. Ее можно найти в разных поверьях и обычаях. Это растение олицетворяет дух нашей родной природы. Слово же «крапива» пришло к нам из древнерусского значения слова «шёлк», или коприна. Из крапивы делали ткань. И ткань очень прочную. А уж лечебные свойства крапивы вообще трудно перечислить, настолько их много. Триста лет назад, когда и знать не знали о том, что растения убивают микробов, русские знахари использовали крапиву для заживления ран и излечивания последствий ранений. Современная наука подтвердила целебные свойства этого растения. Наши предки были уверены в том, что крапива защищает дом от злых духов. Для этого пучки крапивы развешивались над дверями и окнами, а также плелись коврики из крапивы. Такой коврик клали возле двери – и кто бы в дом ни вошел, он не мог причинить его обитателям никакого зла. Весной из крапивы варят вкусные щи.

Аленький цветочек

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Гибискус

( в народе «китайская роза»)

В некоторых странах этот цветок называют «цветком смерти». Хотя никто не знает почему. Может поэтому Аксаков взял для своей сказки именно — это растение. Из лепестков гибискуса готовят ароматный чай «каркаде». Этот полезный напиток помогает людям бороться с болезнями.

Белладонна

Пьеса Валерия Шульжика

 «Четвёртый поросёнок» (мультфильм «Приключения поросёнка Фунтика», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Белладонна. Белена.

Она имеет много разных названий – красавка, «сонная одурь», «бешеная ягода».

Белладонна относится к ядовитым растениям: у нее ядовиты все части, включая и плоды. Бывали случаи, когда люди отравлялись мёдом, который был выработан из пыльцы белладонны.

Белладонна очень опасна для детей: всего две ягодки этой «бешеной вишни» приводят к смерти ребенка. Но вот птицам эта ягода нипочем: дрозд, скворцы и другие птицы могут без опаски склевать эту ягоду. Позднее выяснилось, что настои на её листьях, если принимать их с осторожностью, оказывают лечебное и болеутоляющее воздействие.

Раньше белладонну использовали для вызова видений — это одно из растений, с которым практически у всех ассоциируется колдовская сила и магия. Одним из самых страшных способов применения этого растения ведьмами было его использование для приглушения боли во время сжигания на костре. Когда осужденную на казнь ведьму вели на костер или эшафот, в толпе, окружавшей ее, почти всегда находились еще несколько ведьм, одна из которых пыталась незаметно передать несчастной немного белладонны. Та проглатывала зелье, и это облегчало ее путь в мир иной. В старые времена колдуньи называли это растение просто ядом, и оно всегда входило в состав так называемой «летательной мази».

Яблоня (молодильные яблоки).

«Гуси-лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Крошечка Хаврошечка»

Яблоня. Плод – яблоко.

Яблоня и представлена в текстах сказаний как «тотемное» дерево.  И это не случайно. Во-первых, дерево яблоня ассоциировалась у русского народа с плодородием, богатством, добротой. Во-вторых, яблоки выступают в сказке как целительная сила. Плод яблони – яблоко, без сомнения, один из самых любимых фруктов у многих людей. О полезных свойствах этого плода знают все без исключения. Однако яблоко не только самый популярный, демократичный и любимый фрукт в мире, а также – необыкновенно целебный. Еще Гиппократ прописывал яблоки против кишечных заболеваний, хворей сердца и почек. Да и в рукописях, обнаруженных в  египетских пирамидах и гробницах, восхваляются их лечебные свойства.

 Яблоко содержит урсоловую кислоту. Это вещество отличается активным биологическим действием, стимулирует работу сердца, проявляет противовирусные и противовоспалительные свойства. Английская пословица гласит «По яблоку в день – и врач не нужен». Именно в этом молодильные свойства яблока, поэтому во многих сказках яблоко – это символ молодости и бессмертия, а золотистая румяная кожица – это красота и здоровье.

Дуб могучий.

Сказка  «Кощей Бессмертный», «Терёшечка», «Козьма Скоробогатый»

Дуб.

Дуб — это самый популярный образ из всех деревьев в художественной литературе, сказках и легендах. Главным богов в славянской мифологии был бог Перун. Священным деревом Перуна, символом жизненной силы, считался дуб. Он придавал силы и даровал мудрость. Давно замечено, что прогулки по дубраве нормализуют кровяное давление, благотворно сказываются на работе сердца и нервной системы.

Орешник

«Ореховый прутик»

«Благословенные орехи»

Лещина (орешник)

Лещина считалась тем растением, в которое «не бьет гром», крестики из него считались защитой от удара молнии и оберегали от злых духов. Орешник, также известный под названием лещина. Народное название куст получил из-за сходства формы листьев с внешним видом рыбы лещ. Плоды лещины широко применяются в качестве пищи людьми и дикими животными, из них добывают компоненты для красок и парфюмерной продукции. Из ветвей и стволов растения плетут корзины, делают удочки. Согласно народным поверьям, орешник обладает магической силой и помогает обрести богатство.

Берёза

Сказка «Белая уточка»,  «Сказка о двух сёстрах».

Берёза

 Берёза неразрывно связана с историей славянских народов. Прародители считали её символом доброты, щедрости и сострадания. Считали, что это дерево сохраняет связь с предками. Береза, является кладезем всех полезных свойств, и у неё ценны не только древесина, но и листья, почки, цветочные сережки, сок, а также гриб, который растет на поверхности березы и называется он гриб Чага. Также из березы готовят активированный уголь и березовый деготь, это все целебные свойства березы для человека. Березовый сок получают из березы ранней весной, когда ещё не распустились листья. Он содержит много питательных веществ. Все эти вещества обладают целебными свойствами для человека.

Березовый сок обладает восстанавливающим и кроветворным эффектом, он стимулирует обменные процессы в организме и быстро выводит из него токсины и шлаки, поэтому он ценен при заболеваниях, вызванных нарушением обмена веществ в организме.   Может «живая вода» в сказках и есть берёзовый сок?

Заключение.

Итак, я прочитала сказки, в которых встречаются «волшебные растения» и ещё раз убедилась, что растения выступают волшебными помощниками и помогают преодолевать трудности, чтобы добро победило зло. Я выяснила, что все растения, которые встречаются в сказках, существуют в природе, только некоторые имеют другое научное название. Люди неспроста в сказках упоминали именно эти растения. Истоки хранятся в мифологии, а также в лекарственных свойствах этих растений. Мне хотелось весь этот материал донести до своих одноклассников. И я сделала книжку раскладушку, в которой можно узнать научное название растения, его полезные свойства, а главное я указала сказки, где встречаются волшебные растения. Ребятам не нужно думать какую сказку прочитать, у них уже есть готовый путеводитель. Свою таблицу я оформила в виде книжки-раскладушки. Моей работой можно воспользоваться на уроках литературного чтения, окружающего мира и занятиях внеурочной деятельности.

Цель моей работы достигнута, задачи выполнены.

Список используемых источников

Статьи

  1. http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Мини-исследование_Тотемные_растения_в_русских_волшебных_сказках
  2. http://www.vashaibolit.ru/7309-celebnye-svoystva-berezy-dlya-cheloveka.html
  3. http://matery.ru/disput-gostinaya/imya-bozhestvu-tomu—priroda/
  4. http://bio.1september.ru/article.php?ID=200301301
  5. http://roza-i-fialka.ru/articles/rozy/pochemu-kitajskuyu-rozu-ili-gibiskus-nazyvayut-czvetkom-smerti.html
  6. http://samaratoday.ru/news/136703

Иллюстрации

  1. http://images60.fotki.com/v361/photos/8/869496/3484730/IMGP5362-vi.jpg
  2. http://notefood.ru/wp-content/uploads/2016/08/gorec-ptichij-5.jpg
  3. http://stylemyhouse.ru/wp-content/uploads/2012/05/oreshnik.jpg
  4. http://d.120-bal.ru/pars_docs/refs/13/12166/12166_html_37ac5b44.jpg
  5. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f3/Nymphaea_odorata_PP.jpg
  6. http://krasnayakrov.ru/wp-content/uploads/2015/05/krapiva.jpg
  7. http://www.zooclub.ru/attach/2949.jpg
  8. http://fitoapteka.org/images/foto/347/9.jpg
  9. http://images.latin-wife.com/colombia/images/hibiscus-rosa-sinensis-rose-red.jpg
  10. http://thewestfieldnews.com/wp-content/uploads/2016/09/Apple.jpg
  11. http://maxiplant.ru/wp-content/uploads/2016/03/red-apples-on-tree-11294511627z6e.jpg

Сказки

  1. http://ollforkids.ru/skazkart/4122-havroshechkarusskaya-narodnaya-skazka.html
  2. http://dlya-detey.com/skazki/skazki-aksakova/19-alenkiy-cvetochek-chitat-online.html
  3. http://detskie-skazki.com/russkie-narodnye-skazki/teryoshechka.html
  4. https://deti-online.com/skazki/russkie-narodnye-skazki/ivan-carevich-i-seryy-volk/
  5. https://deti-online.com/skazki/russkie-narodnye-skazki/o-molodilnyh-yablokah-i-zhivoy-vode/
  6. http://multpult.net/orehovyj-prutik.html
  7. http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/skazki-pushkina-online/skazka-o-rybake-i-rybke-chitat.html
  8. http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/skazki-gansa-hristiana-andersena/dikie-lebedi.html
  9. http://mamulichkam.ru/gusi-lebedi-skazka/
  10. http://www.planetaskazok.ru/drskazotech/krupenichkateleshovskz?start=1

Трава-мурава, травушка-муравушка, — всем нам с детства из сказок знакомы эти словосочетания. Что это за трава такая, почему называют ее так нежно и поэтично, травушка-муравушка? Пойду пройдусь по траве-мураве, повествуют нам народные былины, по траве-мураве покачаюсь…

Так вот, трава-мурава — это горец птичий (спорыш). Травка эта растет как и подорожник там, где люди ходят. Где такая трава, там нет бурьяна и колючек. По народному поверью, спорыш имеет в себе большую силу и отдает ее людям. Поэтому издавна рекомендуется летним утром бегать босиком по росистой траве-мураве.
Откуда же название «трава-мурава»? В старину зеленый цвет на Руси называли муравым. Например, муравленые изразцы — покрытые зеленой глазурью. Листья горца птичьего — насыщенного зеленого цвета. Растение зеленым ковром покрывает землю с июня до поздней осени, до самого снега.

У этого вездесущего растения много имен: спорыш, птичья гречишка, трава-мурава. Спорыш — потому что растет споро, то есть быстро. В хороших условиях может вырасти до метровой длины. Но чаще ему приходится существовать в трудных условиях: по нему ходят люди и животные, ездят трактора и автомобили, им питается домашняя птица, его объедает скот. Но спорыш выживает и еще обильнее ветвится. Нет места в городе или в селе, где не поселилось бы это растение. Название «птичья гречишка» вполне понятно. Птички лакомятся мелкими орешковидными плодами, трехгранными, как у гречихи.

Горец птичий — это однолетнее неприхотливое травянистое растение. Растет повсюду: во дворах, на сельских улицах, в садах, парках, на площадках, по обочинам дорог, в молодых посадках, по берегам рек. В народе еще его называют травой-муравой.

С лечебной целью используют траву. Заготавливают в период цветения. Срезают ножом. Сушат на чердаках, стеллажах в тени, расстилая тонким слоем. Хранят в холщовых и бумажных мешках. Срок хранения — до 3 лет.

Спорыш применяют как самостоятельно, так и в сборах с другими растениями.

Действует как мочегонное, противовоспалительное, потогонное, кровоочистительное, тонизирующее, болеутоляющее, жаропонижающее, ранозаживляющее средство.

Препараты спорыша растворяют и выводят камни из почек и желчного пузыря, гонят песок, улучшают обменные процессы в организме. Только принимать их нужно осторожно, увеличивая дозу постепенно, курс лечения начинать с маленьких доз.

Настой растения рекомендуют также при желтухе на фоне желчнокаменной болезни. Горец птичий принимают внутрь при заболеваниях почек, мочевого пузыря, отеках почечного происхождения.

При отеках ног из отвара или из свежей измельченной травы делают компрессы на ночь.

Настой растения принимают при нарушении солевого обмена, подагре, полиартрите, ожирении, а также как жаропонижающее при воспалении легких, бронхитах, бронхиальной астме, плеврите, лихорадке, кашле, туберкулезе легких, коклюше.

При воспалении слизистой ротовой полости, при хрипоте его используют для полосканий, принимают теплым внутрь.

Спорыш издавна зарекомендовал себя как хорошее кровоостанавливающее средство при внутренних, маточных кровотечениях в послеродовой период, при обильных менструациях, наружных кровотечениях.

Растение оказывает аппетитное действие при гастритах, вяжущее при поносах, расстройстве желудочно-кишечного тракта, дизентерии, полезно оно при заболеваниях печени и поджелудочной железы, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарном диабете.

Отвар применяют внутрь и используют для спринцевания при белях, наружно — при долго не заживающих язвах, а также ранах, ушибах, опухолях, нарывах, фурункулах, ожогах. Из настоя или отвара растения делают промывания, примочки. Свежую толченую траву кладут на пораженные места, из отвара делают ванночки, аппликации при кожных заболеваниях.

Растение оказывает тонизирующее действие на нервную систему, поэтому его применяют при нервном истощении, как укрепляющее средство после тяжелой болезни, при слабости, упадке сил, в старческом возрасте, при неврастении и как спазмолитик при ревматических и головных болях, для снижения кровяного давления.

Отваром травы моют голову при перхоти, он укрепляет волосы. Применение спорыша противопоказано при острых воспалительных процессах в почках и мочевом пузыре, при беременности.

Горец птичий — это ценное лекарственное растение. Молодая зелень вполне съедобна. Ее можно использовать в сыром виде (в салатах) и добавлять в зеленые щи.

Настой: 1 ст. ложка сырья на 1 стакан кипятка, настоять 30 мин, процедить перед употреблением, принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день.

ТРАВА-МУРАВА БЫЛИННАЯ

Трава-мурава, травушка-муравушка, — всем нам с детства из сказок знакомы эти словосочетания. Что это за трава такая, почему называют ее так нежно и поэтично, травушка-муравушка? Пойду пройдусь по траве-мураве, повествуют нам народные былины, по траве-мураве покачаюсь

Так вот, трава-мурава — это горец птичий (спорыш). Травка эта растет как и подорожник там, где люди ходят. Где такая трава, там нет бурьяна и колючек. По народному поверью, спорыш имеет в себе большую силу и отдает ее людям. Поэтому издавна рекомендуется летним утром бегать босиком по росистой траве-мураве.

Откуда же название «трава-мурава»? В старину зеленый цвет на Руси называли муравым. Например, муравленые изразцы — покрытые зеленой глазурью. Листья горца птичьего — насыщенного зеленого цвета. Растение зеленым ковром покрывает землю с июня до поздней осени, до самого снега.

У этого вездесущего растения много имен: спорыш, птичья гречишка, трава-мурава. Спорыш — потому что растет споро, то есть быстро. В хороших условиях может вырасти до метровой длины. Но чаще ему приходится существовать в трудных условиях: по нему ходят люди и животные, ездят трактора и автомобили, им питается домашняя птица, его объедает скот. Но спорыш выживает и еще обильнее ветвится. Нет места в городе или в селе, где не поселилось бы это растение. Название «птичья гречишка» вполне понятно. Птички лакомятся мелкими орешковидными плодами, трехгранными, как у гречихи.



Горец птичий — это однолетнее неприхотливое травянистое растение. Растет повсюду: во дворах, на сельских улицах, в садах, парках, на площадках, по обочинам дорог, в молодых посадках, по берегам рек. В народе еще его называют травой-муравой.

С лечебной целью используют траву. Заготавливают в период цветения. Срезают ножом. Сушат на чердаках, стеллажах в тени, расстилая тонким слоем. Хранят в холщовых и бумажных мешках. Срок хранения — до 3 лет.

Спорыш применяют как самостоятельно, так и в сборах с другими растениями.

Действует как мочегонное, противовоспалительное, потогонное, кровоочистительное, тонизирующее, болеутоляющее, жаропонижающее, ранозаживляющее средство.

Препараты спорыша растворяют и выводят камни из почек и желчного пузыря, гонят песок, улучшают обменные процессы в организме. Только принимать их нужно осторожно, увеличивая дозу постепенно, курс лечения начинать с маленьких доз.

Настой растения рекомендуют также при желтухе на фоне желчнокаменной болезни. Горец птичий принимают внутрь при заболеваниях почек, мочевого пузыря, отеках почечного происхождения.



При отеках ног из отвара или из свежей измельченной травы делают компрессы на ночь.

Настой растения принимают при нарушении солевого обмена, подагре, полиартрите, ожирении, а также как жаропонижающее при воспалении легких, бронхитах, бронхиальной астме, плеврите, лихорадке, кашле, туберкулезе легких, коклюше.

При воспалении слизистой ротовой полости, при хрипоте его используют для полосканий, принимают теплым внутрь.

Спорыш издавна зарекомендовал себя как хорошее кровоостанавливающее средство при внутренних, маточных кровотечениях в послеродовой период, при обильных менструациях, наружных кровотечениях.

Растение оказывает аппетитное действие при гастритах, вяжущее при поносах, расстройстве желудочно-кишечного тракта, дизентерии, полезно оно при заболеваниях печени и поджелудочной железы, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарном диабете.



Отвар применяют внутрь и используют для спринцевания при белях, наружно — при долго не заживающих язвах, а также ранах, ушибах, опухолях, нарывах, фурункулах, ожогах. Из настоя или отвара растения делают промывания, примочки. Свежую толченую траву кладут на пораженные места, из отвара делают ванночки, аппликации при кожных заболеваниях.

Растение тонизирующе действует на нервную систему, поэтому его применяют при нервном истощении, как укрепляющее средство после тяжелой болезни, при слабости, упадке сил, в старческом возрасте, при неврастении и как спазмолитик при ревматических и головных болях, для снижения кровяного давления.

Отваром травы моют голову при перхоти, он укрепляет волосы. Применение спорыша противопоказано при острых воспалительных процессах в почках и мочевом пузыре, при беременности.

Горец птичий — это ценное лекарственное растение. Молодая зелень вполне съедобна. Ее можно использовать в сыром виде (в салатах) и добавлять в зеленые щи.

Настой: 1 ст. ложка сырья на 1 стакан кипятка, настоять 30 мин, процедить перед употреблением, принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день.

http://rusalla.ru/post241858296/?upd

 

Волшебные травы на Руси

Говори, высчитывай, какие есть чародейные травы ? Да говори же, колдун! — … Всякие есть травы. Есть колюка-трава,…

Надо только произнести его и уже ловишь «флюиды», иначе говоря ощущаешь этот неповторимый дух, отчего радостно и…

Славная и повсюду по лесам и лугам в великом множестве растущая трава всем деревенским жителям, так довольно известна,…

Рогоз широколистный, или Бочарная трава, или Куга, или Чакан (лат. Typha latifolia) — многолетнее земноводное…

Мурава́, часто в качестве присказки трава́-мурава́, реже мура́вник (устар., книжн., стилиз. под народный сказ, сказку), в самой общей форме употребления — молодая, сочная, ярко-зелёная трава, покрывающая мягкий весенний луг или опушку в лесу; тра́вчатый пласт, дёрн, луговина или печорье, на которое так и хочется прилечь.

В узком смысле слова травой-муравой в разных диалектах иногда называют горец птичий (гусиную траву) или другие мягкие ярко-зелёные травы.

Мурава в афоризмах и кратких цитатах[править]

  •  

Жерло всякой бездны обсажено острыми камнями, а во глубине или внизу нередко видна прекрасная мурава, орошаемая каскадами.[1]

  •  

Вместе с бригадиром постарел и деревянный дом его, и все дворовые строения. Стены и кровли почернели, обросли мохом и муравою.[2]

  — Александр Вельтман, «Эротида», 1835
  •  

Неисчислимы пути и тропинки зла, по которым влечет оно человека, едва человек поддался ему ― бездны порока прикрыты цветами страстей; василиски и аспиды ядовитые скрываются в мягкой мураве обольщений…[3]

  — Николай Полевой, «Иоанн Цимисхий», 1841
  •  

Как ни мила идиллия, как ни прекрасны «ручейки и мурава зеленая», но для широких натур существует на свете своего рода фатум, который невольным образом увлекает их из тесных сфер на иное, блестящее поприще.[4]

  — Михаил Салтыков-Щедрин, «Губернские очерки», 1857
  •  

…у ног ее блаженствовал на зеленой мураве кавалер, которому, судя по плотно натянутым чулкам, туго завязанным подвязкам и другим узким принадлежностям туалета, было весьма неудобно лежать, и надобно было полагать, что едва ли бы он в таком наряде мог привстать с муравы…[5]

  — Евгений Карнович, «Любовь и корона», 1879

Мурава в научно-популярной литературе и публицистике[править]

  •  

Светлый месяц взошел над долиною. Я сижу на мягкой мураве и; смотрю, как свет его разливается по горам, осребряет гранитные скалы, возвышает густую зелень сосен блистает на вершине Юнгферы, одной из высочайших Альпийских гор, вечным льдом покрытой. Два снежные холма, девическим грудям подобные, составляют ее корону. <…>
Плодовитые лесочки и между ними маленькие деревянные домики, составляющие местечко Мейринген, ― река Ара, стремящаяся вдоль по долине, ― множество ручьев, ниспадающих с крутых утесов и с серебряною пеною текущих по бархатной мураве: все сие вместе образовало нечто романическое, пленительное ― нечто такое, чего я отроду не видывал. Ах, друзья мои! Не должно ли мне благодарить судьбу за все великое и прекрасное, виденное глазами моими в Швейцарии![1]

  — Николай Карамзин, Письма русского путешественника, 1793
  •  

На одной картине какая-то маркиза или виконтесса, в великолепном модном наряде, с напудренной головкой и крепко затянутой талией, полулежала с пастушеским посошком среди беленьких овечек и смотрела вдаль, вероятно, поджидая появления своего возлюбленного из-за листвы деревьев. На другой картине не менее пышно разодетая дама сидела над светлым ручейком, опустив в тихие его струи удочку, а у ног ее блаженствовал на зеленой мураве кавалер, которому, судя по плотно натянутым чулкам, туго завязанным подвязкам и другим узким принадлежностям туалета, было весьма неудобно лежать, и надобно было полагать, что едва ли бы он в таком наряде мог привстать с муравы без помощи своей подруги.[5]

  — Евгений Карнович, «Любовь и корона», 1879
  •  

Когда человек, занося ногу, чтоб сделать шаг вперед, заранее знает, что эта нога станет на твердом месте, а не попадет в дыру и не увлечет туда своего обладателя, то для воображения его не представляется никакой роли. Напротив, ежели человек не знает, что именно означает расстилающаяся перед ним мурава, то воображение его естественным образом раздражается. С одной стороны, его обуревает страх быть поглощенным бездною, с другой ― ласкает надежда как-нибудь обойти ее. Разве возможно оставить эти чувства неразделенными?[7]

  — Михаил Салтыков-Щедрин, «За рубежом», 1881
  •  

Овсы, не поднявшись ещё и на пол-аршина от земли, уже поблекли и начинали желтеть. Просяные поля уныло отливали своими бледно-зелёными преждевременно выметавшимися кистями. Мурава на выгонах и отава на покосах высохла наподобие какой-то щетины и подернулась неприятной желтизною. Паровые поля, выбитые скотиной, уж не зарастали вновь травою: только колючий татарник да корявый бурьян кое-где разнообразили эти поля, высохшие, как камень, и пыльные, точно столбовая дорога.[8]

  — Александр Эртель, «Записки Степняка», 1883

Мурава в мемуарах и дневниковой прозе[править]

  •  

Итак, подошел к оному, сел и начал весьма тихим тоном извлекать на флейте звуки той песни, кою получил от милой Анны Лаврентьевны, т. е. «Певец прекрасный, милый, прекрасный соловей» и проч. Наконец, окончив оную, лег на зеленеющую мураву, и, в приятном размышлении, Морфей старался усыпить меня, и уже я находился в сладострастнейших мечтаниях, представляющих прекрасных нимф, как вдруг слышу сквозь приятный сон шорох около себя! Раскрываю глаза и ― ах, какой счастливый предмет восхитил меня! ― вижу двух нимф…[9]

  — Иван Лапин, Дневник, 1818
  •  

Тихий удар по плечу заставил меня взглянуть на свет божий. «Что вы так задумались, Александров? вот вам приказ от Кологривова; вам должно ехать в Лаишин к ротмистру Бибикову и принять от него лошадей, которых вы будете пасти на лугах зеленых, на мураве шёлковой!»[10]

  — Надежда Дурова, «Кавалерист-девица», 1835

Мурава в беллетристике и художественной прозе[править]

  •  

Перед ними на противоположной стороне оврага зеленелся дремучий лес; толстая ясень, высокий клён, прямая, как стрела, берёза, темнолиственный дуб, кудрявая рябина, душистая липа и благовонная черёмуха, перемешанные между собою и растущие по уступам отлогой горы, образовали беспредельный зеленый амфитеатр. Внизу, изгибаясь по изумрудной мураве, быстрый ручей вливался в светлый пруд. По влажным берегам его, как узорчатые каймы, пестрелись белые ландыши, желтые ноготки и голубые колокольчики. Тысячи лесных птиц, отряхая с своих крыльев дождевые капли, вились над вершинами деревьев и спешили обсушиться на солнышке.[11]

  — Михаил Загоскин, «Аскольдова могила», 1833
  •  

Наконец лес начинал редеть, сквозь забор темных дерев начинало проглядывать голубое небо, и вдруг открывалась круглая луговина, обведенная лесом как волшебным очерком, блистающая светлою зеленью и пестрыми высокими цветами, как островок среди угрюмого моря, ― на ней во время осени всегда являлся высокий стог сена, воздвигнутый трудолюбием какого-нибудь бедного мужика; грозно-молчаливо смотрели на нее друг из-за друга ели и березы, будто завидуя ее свежести, будто намереваясь толпой подвинуться вперед и злобно растоптать ее бархатную мураву.[12]

  — Михаил Лермонтов, «Вадим», 1834
  •  

Кедр ливанский, он попирает стопою мураву усов и гордо раскидывается бровями. Под ним и окрест его цветут улыбки, на нём сидит орёл, ― дума. И как величаво вздымается он к облакам, как бесстрашно кидается вперёд, как пророчески помавает ноздрями ― будто вдыхает уже ветер бессмертия.[13]

  — Александр Бестужев-Марлинский, «Мулла-Нур», 1836
  •  

На том месте, где ныне церковь Троицы в полях, на Никольской, низенькая, в полчеловека, каменная ограда, пустившая из себя новую, живую ограду из дерев, захватывала тогда между своими стенами четвероугольный лоскут земли. На нем стояла деревянная церковь во имя Георгия Победоносца, такая ветхая, что переходы ее опускали по сторонам свои крылья, а кровли источены были ржавчиною времени. Между храмом и стенами оставалась площадка, может быть сажен в десяток, на которой мурава изорвана была лошадиными копытами. Иногда зелень, окропленная следами крови, в полночь вздохи и стенания, прогулка мертвецов, свечи, горящие в церкви кровавым светом, ― все эти явления не могли бы дать повода к удивлению, когда бы прибавить, что место, где они происходили, называлось полем, то есть местом судебных поединков.[14]

  — Иван Лажечников, «Басурман», 1838
  •  

Между тем все общество подошло к беседке, известной под именем Миловидовой, и остановилось, чтобы полюбоваться зрелищем Царицынских прудов. Они тянулись один за другим на несколько верст; сплошные леса темнели за ними. Мурава, покрывавшая весь скат холма до главного пруда, придавала самой воде необыкновенно яркий, изумрудный цвет.[15]

  — Иван Тургенев, «Накануне», 1859
  •  

Все поползновения повыше уровня обыденной жизни в нем как бы придавились под этим вечно движущимся канцелярским жерновом, и из него уже начал мало-помалу выковываться старый холостяк-чиновник: хладносердый (по крайней мере по наружности) ко всему божьему миру, он ни с кем почти не был знаком и ни к кому никогда не ходил; целые вечера, целые дни он просиживал в своей неприглядной серенькой квартирке один-одинёхонек, все о чем-то думая и как будто бы чего-то ожидая. Самым живым и почти единственным его развлечением было то, что отправится иногда летним временем поудить рыбу, оттуда пройдет куда-нибудь далеко-далеко в поле, полежит там на мураве, пройдется по сенокосным лугам, нарвет цветов, полюбуется ими или заберется в рожь и с наслаждением повдыхает в себя запах поспевающего хлеба; но с наступлением осени и то прекращалось.[16]

  — Алексей Писемский, «Старческий грех», 1861
  •  

А дремота опять набегает, дремота сильная, неодолимая дремота, которую не нарушает ни солнце, достающее теперь лучами до его головы, ни пристяжная лошадь, которая, наскучив покоем, все решительней и решительней скапывала с себя узду и наконец скапнула ее, сбросила и, отряхнувшись, отошла и стала валяться. Все это будто так должно: лошадь идет дальше и дальше; вот она щипнула густой муравы на опушке; вот скусила верхушку дубочка, вот наконец ступила на засеянный клевером рубеж и пошла по нем дальше и дальше: Савелий все смотрит. Это не сон и не бденье. Он видит и слышит. Вон высоко над его головою в безоблачном небе плавает ворон. Ворон ли то или коршун?[17]

  — Николай Лесков, «Божедомы», 1868
  •  

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках.[18]

  — Иван Бунин, «Митина любовь», 1924
  •  

Страстно простившись с Норой, ожидавшей гостей, Картофельный Эльф вышел на широкую, гладкую улицу, облитую солнцем, и сразу понял, что весь город создан для него одного. Весёлый шофер звонким ударом согнул железный флажок таксометра, мимо полилась улица, и Фред то и дело соскальзывал с кожаного сиденья и всё смеялся, ворковал сам с собою. Он вылез у входа в Гайд-Парк и, не замечая любопытных взглядов, засеменил вдоль зелёных складных стульев, вдоль бассейна, вдоль огромных кустов рододендрона, темневших в тени ильмов и лип, над муравой, яркой и ровной, как бильярдное сукно.[19]

  — Владимир Набоков, «Картофельный эльф», 1924
  •  

Потом оказалось, что среди нашего двора, густо заросшего кудрявой муравой, есть какое-то древнее каменное корыто, под которым можно прятаться друг от друга, разувшись и бегая белыми босыми ножками (которые нравятся даже самому себе своей белизной) по этой зелёной кудрявой мураве, сверху от солнца горячей, а ниже прохладной. А под амбарами оказались кусты белены, которой мы с Олей однажды наелись так, что нас отпаивали парным молоком: уж очень дивно звенела у нас голова, а в душе и теле было не только желанье, но и чувство полной возможности подняться на воздух и полететь куда угодно…[20]

  — Иван Бунин, «Жизнь Арсеньева. Юность», 1933

Мурава в стихах[править]

  •  

По заветну бережку
Мурава нетоптана,
По лугу нехожему
Травушка некошена,
Мурава шелковая,
Цветики лазоревы.[22]

  — Вячеслав Ива́нов, «Владычица Дебренская», 1916
  •  

Отдала всю любовь, когда померкнул свод,
Упав на мураву и чресла раскрывая,
Впивая яростно росу и горький пот.
Потом приподнялась. Пошла в туман. И вот
Покорная луна несет вослед, мерцая,
Прощальный тихий клич и дальний рокот вод.[23]

  — Эдуард Багрицкий, «Кончается ночей прохладных половина…», 1929
  •  

Боже дайте мне напиться
это зяблик он не птица
это просто муравей
кувыркался в мураве
кувыркался и брыкался
и смеялся и ругался
и среди земных плевел
как зарезанный ревел
муравей мой что ревёшь
муравей кого зовёшь…[24]

  — Александр Введенский, «Святой и его подчинённые», 1930
  •  

Тогда, Боже правый,
там, на траве,
там, на нежной травке,
на сверкающей мураве
медленно подпрыгивали влюбленные
медленно кувыркались
медленно хрюкали.[25]

  — Игорь Бахтерев, «Построение чувств», 1935
  •  

Весь черный собой, в мураве голубой
встает муравей, будто поднят трубой.
И черный доспех на нем и на всех,
и черный шелом на всех и на нем.
Весь рыжий собой, в мураве голубой
встает муравей, будто призван трубой.
И рыжий доспех на нем и на всех,
и рыжий шелом на всех и на нем. <…>
Копытца, копытца стучат, шелестят,
домой направляется рыжий солдат.
Спешит муравой муравей мировой,
за ним муравей еще мировей.[6]

  — Николай Ушаков, «Муравьи», 1937
  •  

Нет веса в теле меленьком, свободном и упругом,
Свистящий воздух ластится к горящей голове, ―
Ах, если бы хоть раз ещё вот так промчаться лугом
По гладкой, чуть утоптанной, росистой мураве![26]

  — Даниил Андреев, «Собрав ребят с околицы, с гумна, из душной хаты…», 1946

Источники[править]

  1. 1 2 Карамзин. Н.М. Письма русского путешественника. — Москва: Советская Россия, 1982. — 608 с. — (Библиотека русской художественной публицистики). — 100 000 экз.
  2. Вельтман А.Ф. Повести и рассказы. Москва, «Советская Россия», 1979 г.
  3. Полевой Н. А. Избранная историческая проза. — М.: Правда, 1990 г.
  4. Салтыков-Щедрин М.Е. «Губернские очерки». Собрание сочинений в двадцати томах, Том 2. — Москва, «Художественная литература», 1965 г.
  5. 1 2 Е. П. Карнович. Придворное кружево: Романы. — М.: Современник, 1994 г.
  6. 1 2 Н. Ушаков. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание. — Л.: Советский писатель, 1980 г.
  7. М. Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в двадцати томах. Том 7. — Москва, Художественная литература, 1966 г.
  8. Эртель А.И. «Записки Степняка». Очерки и рассказы. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958 г.
  9. Купеческие дневники и мемуары конца XVIII ― первой половины XIX века. ― М.: РОССПЭН, 2007 г.
  10. Избранные произведения кавалерист-девицы Н. А. Дуровой. — М.: Московский рабочий, 1983 г.
  11. М.Н. Загоскин. «Аскольдова могила». Романы. Повести. — М.: «Современник», 1989 г.
  12. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. — АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). — Изд. 2-е, испр. и доп. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979—1981 гг.
  13. Бестужев-Марлинский А.А. Кавказские повести. Санкт-Петербург, «Наука», 1995 г.
  14. И.И. Лажечников. «Ледяной дом». — М.: Эксмо, 2006 г.
  15. И.С.Тургенев. «Накануне». «Отцы и дети». — М.: «Художественная литература», 1979 г.
  16. Писемский А.Ф. Собрание сочинений в 9 т. Том 2. — М.: «Правда», 1959 г.
  17. Лесков Н. С. Энциклопедическое собрание сочинений. М.: «ИДДК», IDDK-0561
  18. Бунин И. А. Стихотворения. Рассказы. Повести. — М.: «Художественная литература», 1973 г.
  19. Набоков В. В. Собрание сочинений в 4 томах — М.: Правда, 1990 г. Том первый
  20. Бунин И.А., «Жизнь Арсеньева»: Роман. Рассказы. — М.: Советская Россия, 1991 г.
  21. Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем. — М.: Языки славянской культуры, 2000 г.
  22. В. Иванов. Собрание сочинений в 4 томах. — Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1971-1987 г.
  23. Э. Багрицкий. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. М.: Советский писатель, 1964 г.
  24. А. Введенский. Полное собрание сочинений в 2 т. — М.: Гилея, 1993 г.
  25. И. В. Бахтерев, Обэриутские сочинения: В 2 томах. — М.: Гилея, 2013 г.
  26. Д.Л.Андреев. Собрание сочинений. — М.: «Русский путь», 2006 г.

См. также[править]

  • Трава
  • Муравей
  • Сорняки
  • Пырей
  • Мятлик
  • Плевелы
  • Плакун-трава
  • Разрыв-трава
  • Сон-трава
  • Мать-трава
  • Трын-трава
  • Бешеная трава
  • Трава дьявола


4

Какие растения упоминаются в русских народных сказках?

12 ответов:



2



0

В сказках встречала названия таких растений: трынь-трава, сон-трава, дурман-трава. Они одурманивали голову и герой засыпал мертвым сном. Упоминаются и культурные сорта растений: пшеница, рожь, репка, горох.



1



0

В русских народных сказках упоминается репка.



1



0

В русской народной сказке «Кот , петух и лиса» упоминается горох(«дам тебе горошку, бросила горсть гороха»), «Маша и медведь» —«идет медведь между ёлками, бредет между березками»,

«Петушок и бобовое зернышко»-бобовое зерно, трава, «Смоляной бычок» —кочан капусты принес заинька деду с бабой.



1



0

Яблоня спрятала детей когда их «гуси-лебеди» искали. Яблонька в русских сказках символ плодородия, богатства и доброты. «Иван царевич и серый вол» там молодильные яблоки были. А еще у Пушкина мачеха подарила царевне отравленное яблоко и девушка уснула. Не помню, из какой сказки он этот сюжет украл.



1



0

репка, аленький цветочек, дуб, береза, крапива, папоротник, яблоня, ромашка



1



0

В русских народных сказках многие растения наделялись различными волшебными свойствами. Это такие растения, как «одолень-трава, разрыв-трава, молодильные яблочки. Это «Аленьеий цветочек» у Аксакова или «Цветик-Семицвеик» у Катаева.

текст при наведении



1



0

Часто в русских сказках встречаются растения кедр, дуб, иногда они даже оживают. Вообще дуб — одно из почитаемых деревьях у древних славян. Также можно прочитать о березках и яблонях. Березка также почиталась как берегиня.

Часто в сказках фигурируют калиновый, ивовый, ракитовый, смородиновый кусты.

Много сказок о папортнике, вернее о волшебном цветке папортника, который цветет одну ночь в году по поверьям.



1



0

Не могу сказать, что все растения, которые я вспомнила упоминаются именно в народных сказках, но в первую очередь я подумала про дуб, который растёт в Лукоморье, или дубравы, переходящие в дремучий лес, которые упоминаются в других сказках.

А ещё одним из главных героев сказки является овощное растение репка или репа – вкусное и полезное.

Могу ещё назвать яблоню, на которой растут молодильные яблоки, правда, опять же не уверена, что сказка про Ивана и Серого волка – это народная сказка.



1



0

В сказках очень часто упоминаются деревья, травы, кустарники, а также другие необычные и сказочные растения. Из наиболее известных — это дуб, береза, калина, яблоня, ива (ракита, верба), орешник, осина, одолень-трава, трава-мурава, разрыв-трава, горох, розы, незабудки, папоротник, репка, ромашка, васильки, рожь, пшеница. Все растения сразу трудно вспомнить, поэтому назвала только часть из них.



1



0

Многие спрашивают: какие деревья чаще всего являются волшебными в сказках?

Из деревьев это:

Дуб

Яблоня (молодильное яблоко)

Орех (ореховый прутик)

Берёза (Сказка о двух сёстрах)

Ива (Золотой ботиночек)

Из трав:

Ракита (ракитовый куст в сказке «Бурёнушка»)

Калиновый куст

Смородиновый куст и т.д.

текст при наведении



1



0

В русских народных сказках упоминаются самые разные растения, произрастающие и характерные для нашей страны. Это разные деревья — яблони, которые дают молодильные яблоки, дуб, который служит символом могущества и часто держит на ветвях сундук или даже русалку, ели и сосны, калина, ива, которая плачет над водой или скрывает героя склонившимися ветвями. Есть в сказках и травы: крапива, лопухи и волшебная одолень трава. Из плодовых кустарников часто можно встретить упоминание смородины, правда почему-то в негативном смысле. Есть совсем экзотические растения, вроде аленького цветочка, за которым требуется ехать за три-девять земель. Ну и сельско-хозяйственная продукция — репка, рожь, вершки-корешки, лебеда, капуста и горох.



0



0

В русских народных сказках упоминаются такие растения:

  • В сказке «Репка» соответственно — это репка.
  • рожь,
  • горох,
  • просо,
  • папоротник,
  • сон-трава,
  • одолень-трава,
  • лопух (например, «Диво-дивное»).
  • крапива (сказка об Иване-царевиче и Василисе Прекрасной).

Вот только некоторые, на самом деле их гораздо больше.

Читайте также

Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:

SqTWftBcCZoDc4lYH34cWYufIIdlByl.png

Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).

Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…

Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:

  1. Фарфоровый чайник — жизнь в достатке.
  2. Чайник гордится своими достоинствами, но скрывает недостатки. Из достоинств: фарфор, из которого он сделан, носик и ручка. Недостатки: умалчивает о разбитой ручке.
  3. Излишнее любование собой. Чайник сравнивает себя с другими предметами сервиза, находя, что он — лучший.
  4. Изящная рука — роковое стечение обстоятельств. Рука разбивает чайник.
  5. Удар по самолюбию, пересмотр житейских ценностей. Чайник начинает прозревать, что все в мире меняется мгновенно.
  6. Смена жилища. Чайник попадает в дом к беднякам, где стоит без дела.
  7. Неожиданный поворот судьбы. Чайник используют в качестве горшка для цветка.
  8. Пробуждение луковицы, перевернувшей полностью мысли чайника. Чайник понимает, что счастье заключено совсем в ином…
  9. Безответное чувство, которое наполняет чайник тихим, печальным…, но все-таки счастьем. Он понимает для чего дана жизнь.

<h2>Краткое содержание сказки «Мойдодыр»</h2>

Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.

И у меня была пластинка «Кошкин дом»,

и до сих пор я помню: в доме том

У кисы гости жарили колбаску,

потом пожар случился жуткий в сказке.

Пролив слезиночки на пепелище,

богачка в прошлом безуспешно ищет

пристанища в домах своих гостей,

но гонят все они ее взашей.

А приютили кошку-тетку

ее племянники-сиротки.

Ряд книжек — картинок про сказочного героя под именем Элмер написал известный английский писатель и иллюстратор детских книг ( они переведены на 40 языков мира ), а также создатель мультфильмов Дэвид Макки ( род. 2.01.1935 ).

В его книгах Элмер — это очень необычный , а разноцветный слон в клеточку. Эти клеточки у него разные: желтые и оранжевые, красные и розовые, фиолетовые и голубые, зеленые, черные и белые. У Элмера очень жизнерадостный и добрый характер и он любит подшучивать над своими друзьями.

Первая книжка об этом слонёнке вышла в печати в 1968 году, а последняя — в 2013.

Так что ответом на данную викторину следует считать вариант — 2).Слон в клеточку

ТРАВА-МУРАВА БЫЛИННАЯ

Трава-мурава, травушка-муравушка, — всем нам с детства из сказок знакомы эти словосочетания. Что это за трава такая, почему называют ее так нежно и поэтично, травушка-муравушка? Пойду пройдусь по траве-мураве, повествуют нам народные былины, по траве-мураве покачаюсь

Так вот, трава-мурава — это горец птичий (спорыш). Травка эта растет как и подорожник там, где люди ходят. Где такая трава, там нет бурьяна и колючек. По народному поверью, спорыш имеет в себе большую силу и отдает ее людям. Поэтому издавна рекомендуется летним утром бегать босиком по росистой траве-мураве.

Откуда же название «трава-мурава»? В старину зеленый цвет на Руси называли муравым. Например, муравленые изразцы — покрытые зеленой глазурью. Листья горца птичьего — насыщенного зеленого цвета. Растение зеленым ковром покрывает землю с июня до поздней осени, до самого снега.

У этого вездесущего растения много имен: спорыш, птичья гречишка, трава-мурава.Спорыш — потому что растет споро, то есть быстро. В хороших условиях может вырасти до метровой длины. Но чаще ему приходится существовать в трудных условиях: по нему ходят люди и животные, ездят трактора и автомобили, им питается домашняя птица, его объедает скот. Но спорыш выживает и еще обильнее ветвится. Нет места в городе или в селе, где не поселилось бы это растение. Название «птичья гречишка» вполне понятно. Птички лакомятся мелкими орешковидными плодами, трехгранными, как у гречихи.

ТРАВА-МУРАВА БЫЛИННАЯ

Горец птичий — это однолетнее неприхотливое травянистое растение. Растет повсюду: во дворах, на сельских улицах, в садах, парках, на площадках, по обочинам дорог, в молодых посадках, по берегам рек. В народе еще его называют травой-муравой.

С лечебной целью используют траву. Заготавливают в период цветения. Срезают ножом. Сушат на чердаках, стеллажах в тени, расстилая тонким слоем. Хранят в холщовых и бумажных мешках. Срок хранения — до 3 лет.

Спорыш применяют как самостоятельно, так и в сборах с другими растениями.

Действует как мочегонное, противовоспалительное, потогонное, кровоочистительное, тонизирующее, болеутоляющее, жаропонижающее, ранозаживляющее средство.

Препараты спорыша растворяют и выводят камни из почек и желчного пузыря, гонят песок, улучшают обменные процессы в организме. Только принимать их нужно осторожно, увеличивая дозу постепенно, курс лечения начинать с маленьких доз.

Настой растения рекомендуют также при желтухе на фоне желчнокаменной болезни. Горец птичий принимают внутрь при заболеваниях почек, мочевого пузыря, отеках почечного происхождения.

ТРАВА-МУРАВА БЫЛИННАЯ

При отеках ног из отвара или из свежей измельченной травы делают компрессы на ночь.

Настой растения принимают при нарушении солевого обмена, подагре, полиартрите, ожирении, а также как жаропонижающее при воспалении легких, бронхитах, бронхиальной астме, плеврите, лихорадке, кашле, туберкулезе легких, коклюше.

При воспалении слизистой ротовой полости, при хрипоте его используют для полосканий, принимают теплым внутрь.

Спорыш издавна зарекомендовал себя как хорошее кровоостанавливающее средство при внутренних, маточных кровотечениях в послеродовой период, при обильных менструациях, наружных кровотечениях.

Растение оказывает аппетитное действие при гастритах, вяжущее при поносах, расстройстве желудочно-кишечного тракта, дизентерии, полезно оно при заболеваниях печени и поджелудочной железы, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарном диабете.

ТРАВА-МУРАВА БЫЛИННАЯ

Отвар применяют внутрь и используют для спринцевания при белях, наружно — при долго не заживающих язвах, а также ранах, ушибах, опухолях, нарывах, фурункулах, ожогах. Из настоя или отвара растения делают промывания, примочки. Свежую толченую траву кладут на пораженные места, из отвара делают ванночки, аппликации при кожных заболеваниях.

Растение тонизирующе действует на нервную систему, поэтому его применяют при нервном истощении, как укрепляющее средство после тяжелой болезни, при слабости, упадке сил, в старческом возрасте, при неврастении и как спазмолитик при ревматических и головных болях, для снижения кровяного давления.

Отваром травы моют голову при перхоти, он укрепляет волосы. Применение спорыша противопоказано при острых воспалительных процессах в почках и мочевом пузыре, при беременности.

Горец птичий — это ценное лекарственное растение. Молодая зелень вполне съедобна. Ее можно использовать в сыром виде (в салатах) и добавлять в зеленые щи.

Настой: 1 ст. ложка сырья на 1 стакан кипятка, настоять 30 мин, процедить перед употреблением, принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день.

www

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Из какой сказки слова у сильного всегда бессильный виноват
  • Из какой сказки слова у лукоморья дуб зеленый златая цепь на дубе том
  • Из какой сказки слова пойди туда не знаю куда принеси то не знаю что
  • Из какой сказки слова один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими
  • Из какой сказки слова не садись на пенек не ешь пирожок

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии