Из рассказов о сказочниках 5 класс конспект

Обновлено: 09.01.2023

Войти через uID

Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы.
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.

2. Основная часть сказки :
— Жили-были.
— Вот однажды случилось.
— В путь-дорожку дальнюю.
— Долго ли, коротко ли он шел.
— За добро добром платят.
— Злодея одолеть.
— Пир на весь мир.

(интегрированный урок внеклассного чтения для 5 класса: литература – музыка — изобразительное искусство — по сказкам зарубежных писателей – 2 часа).

ЦЕЛЬ: обучение пересказу; расширение читательского кругозора; систематизация знаний об авторской сказке; привитие любви к художественному чтению; воспитание эстетического вкуса и любви к живописи и музыке.

Х О Д У Р О К А

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Беседа с учащимися.

— Давайте вспомним, что мы с вами, ребята, изучали на предшествующих уроках? (сказки)

— Вы их любите читать? Чем они вас привлекают? Что в них необычного? (В них случаются чудеса)

— А вы любите чудеса? А путешествовать? Вы не возражаете, если мы отправимся с вами в путешествие? Но путешествие это будет не простое, а сказочное. А на чём же мы будем путешествовать? (учащиеся предлагают свои варианты)

— Нет, это слишком прозаично и для сказочного путешествия не подходит. А в нашем классе есть предмет, с помощью которого сказочные герои проделывали долгий путь за короткое время. (Ковёр-самолёт) Какой волшебник нам его

подарил? (В. Васнецов).

— А какие его картины вы ещё знаете? Каких сказочных героев он на них изобразил?

— Теперь приготовьтесь, пожалуйста, к путешествию. Смотрите внимательно и слушайте, ничего не пропуская, а самое главное и интересное заносите в свой дневник путешественника (рабочую тетрадь). Вместе с нами будут путешествовать два журналиста, которые тоже будут записывать всё, а потом, возможно, даже возьмут у вас интервью и напишут статью в газету о нашем путешествии (индивидуальные задания двум учащимся).

— А теперь, ребята, в путь. Нам предстоит побывать в гостях у самых необычных людей из разных стран – у знаменитых на весь мир сказочников. Представьте себе, что мы садимся на ковёр-самолёт, как наши сказочные герои на картине. Уселись? Сказка начинается! Мы поднимаемся в воздух, набираем скорость и мчимся в далёкие края. Что мы можем видеть внизу? (Устное словесное рисование. Это должны быть только сказочные пейзажи!)

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

— Вот и первый пункт нашего путешествия. Мы прилетели во Францию XYII века, где нас встречает удивительный человек с необычным именем, которое он назовёт нам сам.

Ученик в роли Шарля Перро:

— Меня зовут Шарль Перро. Если вы думаете, что я сразу стал сказочником – вы глубоко ошибаетесь. Сначала я был известным государственным деятелем и поэтом. 20 лет я верой и правдой служил королю Людовику XIY, 20 лет я управлял строительством королевских служб, но не получил за это никакой награды. И тогда я решил заняться литературой. Я начал писать сказки. Но они никогда бы не удались мне, не дожили до ваших дней, ребята, если бы я не любил детей. В глазах моих современников я выглядел чудаком, когда после смерти жены решил заняться воспитанием четверых детей. Я занялся этим не только из чувства долга, но и потому, что с детьми мне было по-настоящему интересно и весело. Мы жили дружно. Часто устраивали вечера сказок, на которых снова и снова рассказывались приключения любимых героев моих сказок. А вы, ребята, каких героев моих сказок знаете?

— А есть ли среди них ваши любимые герои? Кто они?

— Кто из вас расскажет сказку о своём любимом сказочном герое? (Учащиеся рассказывают фрагмент сказки Ш.Перро)

— Прекрасная, пленительная музыка. Но нам пора в дорогу. Теперь мы летим в Германию XYIII века, где нас встречают сразу два волшебника.

Два ученика в роли Якоба и Вильгельма Гримм:

— Мы братья. Меня зовут Якоб.

— А меня Вильгельм. Но у нас одна фамилия – Гримм.

— Вы, конечно, нас хорошо знаете.

— Мы даже родились через год и всегда были вместе.

— У нас было суровое детство, мы с трудом получили образование.

— Нам пришлось много работать из-за каждого куска хлеба.

— Но мы ценой своего неустанного труда стали профессорами.

— И даже получили кафедры в университете. Я изучал немецкую литературу и фольклор. А вы, ребята, должны знать, что такое фольклор. Кто мне скажет, что такое фольклор? (Учащиеся отвечают).

-А я изучал немецкий язык и его историю.

— Но нашей самой большой заслугой было издание сборника народных сказок.

— В нашем сборнике их было более двухсот. Среди них сказки о животных, бытовые и, конечно, волшебные.

— И мы знаем, что ещё с ХIХ века дети России стали читать наши сказки.

— Кто мог бы продолжить сказку? (Учение продолжает пересказ сказки).

— А какой девиз был у этого героя?

— Вам нравится этот герой? Такой хвастунишка? Почему? Потому что всегда рассчитывал не на физическую силу, а на силу ума).

— Молодцы, вы очень помогли героям, в сё потому, что хорошо знаете сказки. Здесь же, в Германии, в то же время жил другой сказочник. И нам обязательно надо с ним встретиться.

Ученик в роли Вильгельма Гауфа:

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вильгельм Гауф. Я пришёл к вам из ХIХ века. Родился я в Германии в Штудгарте в бюргерской семье. Когда мне исполнилось 7 лет, отец умер, а мать вместе с нами переехала к деду. В доме моего деда была богатая библиотека, и я не упускал случая, чтобы не прочитать

-Кто из вас хочет всем остальным ребятам рассказать мою сказку? (Учащийся рассказывает сказку В. Гауфа).

— Сейчас мы с вами попали на выставку картин (иллюстрации учащихся к сказкам). Здесь можно встретить иллюстрации к самым разным сказкам. Давайте определим, к каким сказкам сделаны иллюстрации? А какие моменты из сказок запечатлели на своих рисунках юные художники? У нас ещё много интересного впереди. А сейчас наша задача такая: выбрать лучшую иллюстрацию, чтобы подарить Музею Сказки. (Выбирают, обосновывая).

— И ещё одна встреча в Германии. Имя этого человека очень длинное. Давайте посмотрим сначала отрывок из фильма об этом человеке. (Смотрят отрывок из фильма). Итак, это Эрнест Теодор Амадей Гофман.

Ученик в роли Эрнеста Теодора Амадея Гофмана:

— Кто написал эту удивительную музыку? (Тоже П.И.Чайковский)

— Угадайте, к кому в гости мы отправляемся на этот раз. Имя его хорошо вам знакомо.

Ученик в роли Х.К.Андерсена.

— В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало,

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя.

Люблю тебя, родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

Цветы садов, родных лесов поляны,

Люблю тебя, отцов моих страна.

Страна, где вырос я, где чувствую родным

И каждый холм, и каждый нивы колос,

Где в шуме волн мне внемлет милый голос,

Где веет жизнь пленительным былым…

Вы, берегов скалистые края,

Где слышны взмахи крыльев лебединых,

Вы – острова, очаг былин старинных,

О. Дания! О, Родина моя!

— Конечно же, имя его Ханс Кристиан Андерсен. Что вы знаете об это человеке? (Отвечают).

— Чем заканчивается сказка?

— А какие ещё сказки этого писателя вам нравятся? Какие герои самые любимые? (Отвечают)

— Кто из героев вам больше всего запомнился?

— Как бы вы ответили на вопрос маленькой разбойницы: стоит ли Кай того, чтобы за ним идти на край света? (За каждого человека, каким бы он ни был, за его сердце, которое должно жить по законам добра, надо всегда бороться).

— А всегда ли мы добром боремся за человека? (Рассуждают, приводя конкретные примеры).

Викторина по иллюстрациям с кратким пересказом изображённых эпизодов. (Иллюстрации подбирает учитель по своему выбору, желательно к тем сказкам, о которых ещё не говорили).

Ученица в роли Сельмы Лагерлёф:

— Путешествуя, мы побывали в мире музыки и живописи, но мы не можем не побывать в мире книги. Все вы, ребята, хорошо знаете сказки, поэтому они и пришли к вам в гости. Но, вероятно, не все книги вы читали, поэтому вы можете записать те сказки, которые хотели бы прочесть. Сделать это надо как можно быстрее, так как мы отправляемся в дорогу. И теперь мы в солнечной, вечно зелёной Италии в гостях у знаменитого сказочника.

Учащийся в роли Джанни Родари:

Держаться за руки мы будем

И счастье на земле добудем.

Пускай для радости – не зря –

Бегут листки календаря!

Чиччо в подвале живёт, у помойки.

Спит на скрипучей расшатанной койке.

Стол хромоногий да табурет,

Больше в подвале мебели нет.

Есть на земле и сады и поляны,

Тысячи брызг рассыпают фонтаны.

В тёмном подвале со стенок всегда

Медленной струйкой стекает вода.

Именно таким детям, как Чиччо, я посвящаю свои сказки, чтобы хоть на какое-то мгновение скрасить их жизнь и подарить им мечту и красоту. А кто из вас читал мои сказки и какие? (Пересказ эпизода или целой сказки).

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1)Журналистам – написать статью в газету.

2)Всем остальным учащимся – написать письмо своим родственникам или друзьям, в котором рассказать о своём волшебном путешествии, правильно оформив адрес на конверте.

Реальными создателями сказок были, конечно же, их исполнители — многие и многие безымянные сказочники. Вспомним, что народная сказка в отличие от литературной всегда рассказывалась, а не читалась.

Талантливые сказочники — это прежде всего знатоки сказок: от каждого из них собиратели, как правило, записывали большое количество сказок — иногда более ста! Сказочники в то же время и настоящие актёры.

Много талантливых сказочников! К сожалению, не обо всех мы располагаем данными, раскрывающими их творческий облик и жизненный путь. Однако о некоторых у нас есть сведения, хотя порой и скудные. Искусной сказочницей была няня А. С. Пушкина Арина Родионовна: её исполнение очаровывало великого поэта. С теплотой вспоминал свою няню Евгению М. Горький.

По Ю. Г. Круглову

Известный учёный, исследователь русского фольклора Марк Константинович Азадовский оставил интересные характеристики наиболее талантливых сказочников.

Форма особого балагурного стиля представлена и сказительницей А. К. Барышниковой. Она использует в сказках зачины, концовки, повторы, подробности, вводит ритм, рифму. Каждый раз она творит сказку.

Н. О. Винокурова сопровождает свои сказывания сказок жестами, мимикой героев, вводит в текст песни, пейзаж.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект удобен для проведения урока литературы в начале сентября, присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока, вступительное слово учителя, основная часть, физкультминутка, викторина, заключение, домашнее задание.

ЦЕЛЬ: обучение пересказу; расширение читательского кругозора.

Задачи — обучение пересказу; расширение читательского кругозора; систематизация знаний об авторской сказке; привитие любви к художественному чтению; воспитание эстетического вкуса и любви к живописи и музыке.

Х О Д У Р О К А

1. Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися.

— Давайте вспомним, что мы с вами, ребята, изучали на предшествующих уроках? (сказки)

— Вы их любите читать? Чем они вас привлекают? Что в них необычного? (В них случаются чудеса)

— А вы любите чудеса? А путешествовать? Вы не возражаете, если мы отправимся с вами в путешествие? Но путешествие это будет не простое, а сказочное. А на чём же мы будем путешествовать? (учащиеся предлагают свои варианты)

— Нет, это слишком прозаично и для сказочного путешествия не подходит. А в нашем классе есть предмет, с помощью которого сказочные герои проделывали долгий путь за короткое время. (Ковёр-самолёт) Какой волшебник нам его

подарил? (В. Васнецов).

— А какие его картины вы ещё знаете? Каких сказочных героев он на них изобразил?

— Теперь приготовьтесь, пожалуйста, к путешествию. Смотрите внимательно и слушайте, ничего не пропуская, а самое главное и интересное заносите в свой дневник путешественника (рабочую тетрадь). Вместе с нами будут путешествовать два журналиста, которые тоже будут записывать всё, а потом, возможно, даже возьмут у вас интервью и напишут статью в газету о нашем путешествии (индивидуальные задания двум учащимся).

— А теперь, ребята, в путь. Нам предстоит побывать в гостях у самых необычных людей из разных стран – у знаменитых на весь мир сказочников. Представьте себе, что мы садимся на ковёр-самолёт, как наши сказочные герои на картине. Уселись? Сказка начинается! Мы поднимаемся в воздух, набираем скорость и мчимся в далёкие края. Что мы можем видеть внизу? (Устное словесное рисование. Это должны быть только сказочные пейзажи!)

2. Основная часть урока.

— Вот и первый пункт нашего путешествия. Мы прилетели во Францию X YII века, где нас встречает удивительный человек с необычным именем, которое он назовёт нам сам.

Ученик в роли Шарля Перро:

— Меня зовут Шарль Перро. Если вы думаете, что я сразу стал сказочником – вы глубоко ошибаетесь. Сначала я был известным государственным деятелем и поэтом. 20 лет я верой и правдой служил королю Людовику X IY , 20 лет я управлял строительством королевских служб, но не получил за это никакой награды. И тогда я решил заняться литературой. Я начал писать сказки. Но они никогда бы не удались мне, не дожили до ваших дней, ребята, если бы я не любил детей. В глазах моих современников я выглядел чудаком, когда после смерти жены решил заняться воспитанием четверых детей. Я занялся этим не только из чувства долга, но и потому, что с детьми мне было по-настоящему интересно и весело. Мы жили дружно. Часто устраивали вечера сказок, на которых снова и снова рассказывались приключения любимых героев моих сказок. А вы, ребята, каких героев моих сказок знаете?

— А есть ли среди них ваши любимые герои? Кто они?

— Кто из вас расскажет сказку о своём любимом сказочном герое? (Учащиеся рассказывают фрагмент сказки Ш.Перро)

— Прекрасная, пленительная музыка. Но нам пора в дорогу. Теперь мы летим в Германию X YIII века, где нас встречают сразу два волшебника.

Два ученика в роли Якоба и Вильгельма Гримм:

— Мы братья. Меня зовут Якоб.

— А меня Вильгельм. Но у нас одна фамилия – Гримм.

— Вы, конечно, нас хорошо знаете.

— Мы даже родились через год и всегда были вместе.

— У нас было суровое детство, мы с трудом получили образование.

— Нам пришлось много работать из-за каждого куска хлеба.

— Но мы ценой своего неустанного труда стали профессорами.

— И даже получили кафедры в университете. Я изучал немецкую литературу и фольклор. А вы, ребята, должны знать, что такое фольклор. Кто мне скажет, что такое фольклор? (Учащиеся отвечают).

-А я изучал немецкий язык и его историю.

— Но нашей самой большой заслугой было издание сборника народных сказок.

— В нашем сборнике их было более двухсот. Среди них сказки о животных, бытовые и, конечно, волшебные.

— И мы знаем, что ещё с Х I Х века дети России стали читать наши сказки.

— Кто мог бы продолжить сказку? (Учение продолжает пересказ сказки).

— А какой девиз был у этого героя?

— Вам нравится этот герой? Такой хвастунишка? Почему? Потому что всегда рассчитывал не на физическую силу, а на силу ума).

— Молодцы, вы очень помогли героям, в сё потому, что хорошо знаете сказки. Здесь же, в Германии, в то же время жил другой сказочник. И нам обязательно надо с ним встретиться.

Ученик в роли Вильгельма Гауфа:

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вильгельм Гауф. Я пришёл к вам из Х I Х века. Родился я в Германии в Штудгарте в бюргерской семье. Когда мне исполнилось 7 лет, отец умер, а мать вместе с нами переехала к деду. В доме моего деда была богатая библиотека, и я не упускал случая, чтобы не прочитать

-Кто из вас хочет всем остальным ребятам рассказать мою сказку? (Учащийся рассказывает сказку В. Гауфа).

— Сейчас мы с вами попали на выставку картин (иллюстрации учащихся к сказкам). Здесь можно встретить иллюстрации к самым разным сказкам. Давайте определим, к каким сказкам сделаны иллюстрации? А какие моменты из сказок запечатлели на своих рисунках юные художники? У нас ещё много интересного впереди. А сейчас наша задача такая: выбрать лучшую иллюстрацию, чтобы подарить Музею Сказки. (Выбирают, обосновывая).

— И ещё одна встреча в Германии. Имя этого человека очень длинное. Давайте посмотрим сначала отрывок из фильма об этом человеке. (Смотрят отрывок из фильма). Итак, это Эрнест Теодор Амадей Гофман.

Ученик в роли Эрнеста Теодора Амадея Гофмана:

— Кто написал эту удивительную музыку? (Тоже П.И.Чайковский)

— Угадайте, к кому в гости мы отправляемся на этот раз. Имя его хорошо вам знакомо.

Ученик в роли Х.К.Андерсена.

— В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало,

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя.

Люблю тебя, родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

Цветы садов, родных лесов поляны,

Люблю тебя, отцов моих страна.

Страна, где вырос я, где чувствую родным

И каждый холм, и каждый нивы колос,

Где в шуме волн мне внемлет милый голос,

Где веет жизнь пленительным былым…

Вы, берегов скалистые края,

Где слышны взмахи крыльев лебединых,

Вы – острова, очаг былин старинных,

О. Дания! О, Родина моя!

— Конечно же, имя его Ханс Кристиан Андерсен. Что вы знаете об это человеке? (Отвечают).

— Чем заканчивается сказка?

— А какие ещё сказки этого писателя вам нравятся? Какие герои самые любимые? (Отвечают)

— Кто из героев вам больше всего запомнился?

— Как бы вы ответили на вопрос маленькой разбойницы: стоит ли Кай того, чтобы за ним идти на край света? (За каждого человека, каким бы он ни был, за его сердце, которое должно жить по законам добра, надо всегда бороться).

— А всегда ли мы добром боремся за человека? (Рассуждают, приводя конкретные примеры).

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз —

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять —

Можно глазки открывать!

Викторина по иллюстрациям с кратким пересказом изображённых эпизодов. (Иллюстрации подбирает учитель по своему выбору, желательно к тем сказкам, о которых ещё не говорили).

Ученица в роли Сельмы Лагерлёф:

— Путешествуя, мы побывали в мире музыки и живописи, но мы не можем не побывать в мире книги. Все вы, ребята, хорошо знаете сказки, поэтому они и пришли к вам в гости. Но, вероятно, не все книги вы читали, поэтому вы можете записать те сказки, которые хотели бы прочесть. Сделать это надо как можно быстрее, так как мы отправляемся в дорогу. И теперь мы в солнечной, вечно зелёной Италии в гостях у знаменитого сказочника.

Учащийся в роли Джанни Родари:

Держаться за руки мы будем

И счастье на земле добудем.

Пускай для радости – не зря –

Бегут листки календаря!

Чиччо в подвале живёт, у помойки.

Спит на скрипучей расшатанной койке.

Стол хромоногий да табурет,

Больше в подвале мебели нет.

Есть на земле и сады и поляны,

Тысячи брызг рассыпают фонтаны.

В тёмном подвале со стенок всегда

Медленной струйкой стекает вода.

Именно таким детям, как Чиччо, я посвящаю свои сказки, чтобы хоть на какое-то мгновение скрасить их жизнь и подарить им мечту и красоту. А кто из вас читал мои сказки и какие? (Пересказ эпизода или целой сказки).

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1)Журналистам – написать статью в газету.

2)Всем остальным учащимся – написать письмо своим родственникам или друзьям, в котором рассказать о своём волшебном путешествии, правильно оформив адрес на конверте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все мы с детства любим сказки и верим в чудеса. Сказок написано превеликое множество. Они помогают нам различать добро и зло, учат мечтать и верить в лучшее.

(интегрированный урок внеклассного чтения по сказкам зарубежных писателей для 5 класса: литература – музыка — изобразительное искусство).

ЦЕЛЬ: расширение читательского кругозора; систематизация знаний об авторской сказке; воспитание эстетического вкуса.

Х О Д У Р О К А

1. Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися.

— Ребята, вы любите читать сказки? Чем они вас привлекают? Что в них необычного? (В них случаются чудеса)

— А вы любите чудеса? А путешествовать? Вы не будете возражать, если сейчас мы отправимся с вами в путешествие? Но путешествие это будет не простое, а сказочное. А на чём же мы будем путешествовать? (учащиеся предлагают свои варианты)

— Для сказочного путешествия идеально подходит предмет, с помощью которого сказочные герои проделывали долгий путь за короткое время. (Ковёр-самолёт) Какой волшебник нам его

п одарил? (В. Васнецов).

— А какие его картины вы ещё знаете? Каких сказочных героев он на них изобразил?

— Теперь приготовьтесь, пожалуйста, к путешествию. Смотрите внимательно и слушайте, ничего не пропуская, а самое главное и интересное заносите в свой дневник путешественника (рабочую тетрадь). Вместе с нами будут путешествовать два журналиста, которые тоже будут записывать всё, а потом, возможно, даже возьмут у вас интервью и напишут статью в газету о нашем путешествии (индивидуальные задания двум учащимся).

— А теперь, ребята, в путь. Нам предстоит побывать в гостях у самых необычных людей из разных стран – у знаменитых на весь мир сказочников. Представьте себе, что мы садимся на ковёр-самолёт, как наши сказочные герои на картине. Уселись? Сказка начинается! Мы поднимаемся в воздух, набираем скорость и мчимся в далёкие края. Что мы можем видеть внизу? (Устное словесное рисование. Это должны быть только сказочные пейзажи!)

2. Основная часть урока.

— Вот и первый пункт нашего путешествия. Мы прилетели во Францию XYII века, где нас встречает удивительный человек с необычным именем, которое он назовёт нам сам.

Ученик в роли Шарля Перро:

— Меня зовут Шарль Перро. Сначала я был известным государственным деятелем и поэтом. 20 лет я верой и правдой служил королю Людовику XIY, 20 лет я управлял строительством королевских служб, но не получил за это никакой награды. И тогда я решил заняться литературой. Я начал писать сказки. Но они никогда бы не удались мне, не дожили до ваших дней, ребята, если бы я не любил детей. В глазах моих современников я выглядел чудаком, когда после смерти жены решил заняться воспитанием четверых детей. Я занялся этим не только из чувства долга, но и потому, что с детьми мне было по-настоящему интересно и весело. Мы жили дружно. Часто устраивали вечера сказок, на которых снова и снова рассказывались приключения любимых героев моих сказок. А вы, ребята, каких героев моих сказок знаете?

— А есть ли среди них ваши любимые герои? Кто они?

— Кто из вас расскажет сказку о своём любимом сказочном герое? (Учащиеся рассказывают фрагмент сказки Ш.Перро)

— Прекрасная, пленительная музыка. Но нам пора в дорогу. Теперь мы летим в Германию XYIII века, где нас встречают сразу два волшебника.

Два ученика в роли Якоба и Вильгельма Гримм:

— Мы братья. Меня зовут Якоб.

— А меня Вильгельм. Но у нас одна фамилия – Гримм.

— Вы, конечно, нас хорошо знаете.

— Мы даже родились через год и всегда были вместе.

— У нас было суровое детство, мы с трудом получили образование.

— Нам пришлось много работать из-за каждого куска хлеба.

— Но мы ценой своего неустанного труда стали профессорами.

— И даже получили кафедры в университете. Я изучал немецкую литературу и фольклор. А вы, ребята, должны знать, что такое фольклор. Кто мне скажет, что такое фольклор? (Учащиеся отвечают).

-А я изучал немецкий язык и его историю.

— Но нашей самой большой заслугой было издание сборника народных сказок.

— В нашем сборнике их было более двухсот. Среди них сказки о животных, бытовые и, конечно, волшебные.

— И мы знаем, что ещё с ХIХ века дети России стали читать наши сказки.

— Кто мог бы продолжить сказку? (Учение продолжает пересказ сказки).

— А какой девиз был у этого героя?

— Вам нравится этот герой? Такой хвастунишка? Почему? Потому что всегда рассчитывал не на физическую силу, а на силу ума).

— Молодцы, вы очень помогли героям, в сё потому, что хорошо знаете сказки. Здесь же, в Германии, в то же время жил другой сказочник. И нам обязательно надо с ним встретиться.

Ученик в роли Вильгельма Гауфа:

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вильгельм Гауф. Я пришёл к вам из ХIХ века. Родился я в Германии в Штудгарте в бюргерской семье. Когда мне исполнилось 7 лет, отец умер, а мать вместе с нами переехала к деду. В доме моего деда была богатая библиотека, и я не упускал случая, чтобы не прочитать

-Кто из вас хочет всем остальным ребятам рассказать мою сказку? (Учащийся рассказывает сказку В. Гауфа).

— Сейчас мы с вами попали на выставку картин (иллюстрации учащихся к сказкам). Здесь можно встретить иллюстрации к самым разным сказкам. Давайте определим, к каким сказкам сделаны иллюстрации? А какие моменты из сказок запечатлели на своих рисунках юные художники? У нас ещё много интересного впереди. А сейчас наша задача такая: выбрать лучшую иллюстрацию, чтобы подарить Музею Сказки. (Выбирают, обосновывая).

— И ещё одна встреча в Германии. Имя этого человека очень длинное. Давайте посмотрим сначала отрывок из фильма об этом человеке. (Смотрят отрывок из фильма). Итак, это Эрнест Теодор Амадей Гофман.

Ученик в роли Эрнеста Теодора Амадея Гофмана:

— Кто написал эту удивительную музыку? (Тоже П.И.Чайковский)

— Сейчас наш путь лежит в Швецию. Мы познакомимся с человеком, который, прожив 82 года, неустанно боролся и трудился. Он боролся против войны, нищеты, отстаивал права женщин. Имя этого человека — Сельма Лагерлёф. Ученица в роли Сельмы Лагерлёф:

— Путешествуя, мы побывали в мире музыки и живописи, но мы не можем не побывать в мире книги. Все вы, ребята, хорошо знаете сказки, поэтому они и пришли к вам в гости. Но, вероятно, не все книги вы читали, поэтому вы можете записать те сказки, которые хотели бы прочесть.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1)Журналистам – написать статью в газету.

2)Всем остальным учащимся – написать письмо своим родственникам или друзьям, в котором рассказать о своём волшебном путешествии, правильно оформив адрес на конверте.

Читайте также:

      

  • Конспект урока практикум подумай и реши 1 класс
  •   

  • Подробное изложение обучение деловому повествованию 4 класс гармония конспект
  •   

  • Величайшее чудо на планете биология 5 класс конспект урока
  •   

  • Конспект занятий по активизации развития речи у ребенка до 3го 4 го года жизни
  •   

  • Конспект урока гранатовый браслет

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»

                                                         Урок внеклассного чтения

        для 5 класса по сказкам

                                                     зарубежных писателей

                                            Учитель: Черных

                                                             Наталья Владимировна

Тема:  «Сказочники мира так прекрасно разны»

(интегрированный урок внеклассного чтения для 5 класса: литература – музыка — изобразительное искусство — по сказкам зарубежных писателей – 2 часа).

ЦЕЛЬ:  обучение пересказу; расширение читательского кругозора; систематизация знаний об авторской сказке; привитие любви к художественному чтению; воспитание эстетического вкуса и любви к живописи и музыке.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта Европы с табличками, на которых указаны фамилии писателей (крепятся на карте в соответствующей стране); плакат с записью темы урока; книжная выставка сказок зарубежных писателей; музыкальные записи; видеоматериалы; иллюстрации к сказкам для викторины; рисунки для «Лавки волшебных находок»; картина В.Васнецова «Ковёр-самолёт»; конверты для домашнего задания.

Х О Д    У Р О К А

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Беседа с учащимися.

 — Давайте вспомним, что мы с вами, ребята, изучали на предшествующих уроках? (сказки)

 — Вы их любите читать? Чем они вас привлекают? Что в них необычного? (В них случаются чудеса)

 — А вы любите чудеса? А путешествовать? Вы не возражаете, если мы отправимся с вами в путешествие? Но путешествие это будет не простое, а сказочное. А на чём же мы будем путешествовать? (учащиеся предлагают свои варианты)

 — Нет, это слишком прозаично и для сказочного путешествия не подходит. А в нашем классе есть предмет, с помощью которого сказочные герои проделывали долгий путь за короткое время. (Ковёр-самолёт) Какой волшебник нам его

подарил? (В. Васнецов).

—  А какие его картины вы ещё знаете? Каких сказочных героев он на них изобразил?

 — Теперь приготовьтесь, пожалуйста, к путешествию. Смотрите внимательно и слушайте, ничего не пропуская, а самое главное и интересное заносите в свой дневник путешественника (рабочую тетрадь). Вместе с нами будут путешествовать два журналиста, которые тоже будут записывать всё, а потом, возможно, даже возьмут у вас интервью и напишут статью в газету о нашем путешествии (индивидуальные задания двум учащимся).

 — А теперь, ребята, в путь. Нам предстоит побывать в гостях у самых необычных людей из разных стран – у знаменитых на весь мир сказочников. Представьте себе, что мы садимся на ковёр-самолёт, как наши сказочные герои на картине. Уселись? Сказка начинается! Мы поднимаемся в воздух, набираем скорость и мчимся в далёкие края. Что мы можем видеть внизу? (Устное словесное рисование. Это должны быть только сказочные пейзажи!)

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

 — Вот и первый пункт нашего путешествия. Мы прилетели во Францию XYII века, где нас встречает удивительный человек с необычным именем, которое он назовёт нам сам.

Ученик в роли Шарля Перро:

 — Меня зовут Шарль Перро. Если вы думаете, что я сразу стал сказочником – вы глубоко ошибаетесь. Сначала я был известным государственным деятелем и поэтом. 20 лет я верой и правдой служил королю Людовику XIY, 20 лет я управлял строительством королевских служб, но не получил за это никакой награды. И тогда я решил заняться литературой. Я начал писать сказки. Но они никогда бы не удались мне, не дожили до ваших дней, ребята, если бы я не любил детей. В глазах моих современников я выглядел чудаком, когда после смерти жены решил заняться воспитанием четверых детей. Я занялся этим не только из чувства долга, но и потому, что с детьми мне было по-настоящему интересно и весело. Мы жили дружно. Часто устраивали вечера сказок, на которых снова и снова  рассказывались приключения любимых героев моих сказок. А вы, ребята, каких героев моих сказок знаете?

 — А есть ли среди них ваши любимые герои? Кто они?

 — Кто из вас расскажет сказку о своём любимом сказочном герое? (Учащиеся рассказывают фрагмент сказки Ш.Перро)

Учитель:

 — Сила сказочников безгранична, потому что их волшебство рождает новое волшебство. Недаром вслед за одним чудом сказкой «Спящая красавица» возникло другое – чудо музыки, которую создал другой волшебник – русский композитор Пётр Ильич Чайковский, написавший балет «Спящая красавица». Сейчас мы попадём в мир сказочной музыки. Представьте на миг: принц откинул полог постели и увидел прекрасную спящую шестнадцатилетнюю принцессу. Её красота так сияла, что золото казалось ничем перед ней. Он опустился на колени. Час, назначенный феей, пробил. Принцесса проснулась, открыла глаза: «Ах, это вы, принц. Долго же вы заставили себя ждать». Не успела она проговорить эти слова, как всё ожило, зашевелилось и помчалось в вихре волшебного нежного вальса. (Звучит вальс из балета «Спящая красавица»).

 — Прекрасная, пленительная музыка. Но нам пора в дорогу. Теперь мы летим в Германию XYIII века, где нас встречают сразу два волшебника.

Два ученика в роли Якоба и Вильгельма Гримм:

 — Мы братья. Меня зовут Якоб.

 — А меня Вильгельм. Но у нас одна фамилия – Гримм.

 — Вы, конечно, нас хорошо знаете.

 — Мы даже родились через год и всегда были вместе.

 — У нас было суровое детство, мы с трудом получили образование.

 — Нам пришлось много работать из-за каждого куска хлеба.

 — Но мы ценой своего неустанного труда стали профессорами.

 — И даже получили кафедры в университете. Я изучал немецкую литературу и фольклор. А вы, ребята, должны знать, что такое фольклор. Кто мне скажет, что такое фольклор? (Учащиеся отвечают).

 -А я изучал немецкий язык и его историю.

 — Но нашей самой большой заслугой было издание сборника народных сказок.

 — В нашем сборнике их было более двухсот. Среди них сказки о животных, бытовые и, конечно, волшебные.

 — И мы знаем, что ещё с ХIХ века дети России стали читать наши сказки.

 — А вы, ребята, расскажите хоть одну нашу сказку. А может быть, я вам помогу? (Показывает фрагмент из мультфильма «Храбрый портной» или другой сказки).

 — Кто мог бы продолжить сказку? (Учение продолжает пересказ сказки).

 — А какой девиз был у этого героя?

 — Вам нравится этот герой? Такой хвастунишка? Почему? Потому что всегда рассчитывал не на физическую силу, а на силу ума).

Учитель:

 — А теперь мы отправляемся… Что такое? Куда мы попали? Ах, вот куда. В «Лавку волшебных находок». Наши герои, несмотря на свою сказочность, оказывается, порядочные растеряхи. Посмотрите, сколько волшебных вещей они потеряли. А без них может быть сказка? Давайте поможем волшебным вещам отыскать своего владельца и свою сказку. Кто владелица этой хрустальной туфельки, из какой сказки? («Золушка» Ш.Перро) Вот этот шикарный сапог? («Кот в сапогах» Ш.Перро) А эта прелестная красная шапочка, кто носил её? (Из одноимённой сказки Ш.Перро) Из какой сказки этот горшок  каши? (Из одноимённой сказки Братьев Гримм) А это веретено? В какой сказке оно сыграло трагическую роль? («Спящая красавица» Ш.Перро.)

 — Молодцы, вы очень помогли героям, в сё потому, что хорошо знаете сказки. Здесь же, в Германии, в то же время жил другой сказочник. И нам обязательно надо с ним встретиться.

Ученик в роли Вильгельма Гауфа:

 — Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вильгельм Гауф. Я пришёл к вам из ХIХ  века. Родился я в Германии в Штудгарте в бюргерской семье. Когда мне исполнилось 7 лет,  отец умер, а мать вместе с нами переехала к деду. В доме моего деда была богатая библиотека, и я не упускал случая, чтобы не прочитать

Запутанные истории и рассказы о старине, которые по вечерам я пересказывал сёстрам, переиначивая их по-своему и присочиняя сказочные подробности. В 18 лет я поступил в университет, а по окончании его, стал домашним учителем в семье барона Хюгеля. Первыми слушателями моих сказок  стали мои маленькие воспитанники, которые всегда с увлечением и вниманием слушали меня. А в 1826 году вышел мой «Альманах сказок». Успех книги позволил мне осуществить свою заветную мечту – отправиться за границу. Но прошёл год – и в 25 лет я умер от нервной горячки. Да, ребята, всего 25 лет мне было отпущено, но их оказалось достаточно, чтобы обрести вечную жизнь. Недаром мы сегодня с вами встретились. Прав итальянский писатель и художник Леонардо да Винчи, говоря: «Долгая жизнь – это хорошая жизнь». Как легко многие из вас разбазаривают золотое время, не считают даром потраченных минут и дней. Спохватываются – ан, жизнь и прожита, и ничего не сделано, и всё. Что откладывалось на завтра, никогда не сбудется. Я, ребята, ничего не откладывал на завтра, работал каждый день и каждую ночь, поэтому оставил после себя 2 романа, историческую эпопею, много стихотворений и, конечно, сказки. А какие мои сказки вы знаете?

 -Кто из вас хочет всем остальным ребятам рассказать мою сказку? (Учащийся рассказывает сказку В. Гауфа).

Учитель:

 — Сейчас мы с вами попали на выставку картин (иллюстрации  учащихся к сказкам). Здесь можно встретить иллюстрации к самым разным сказкам. Давайте определим, к каким сказкам сделаны иллюстрации? А какие моменты из сказок запечатлели на своих рисунках юные художники? У нас ещё много интересного впереди. А сейчас наша задача такая: выбрать лучшую иллюстрацию, чтобы подарить Музею Сказки. (Выбирают, обосновывая).

— И ещё одна встреча в Германии. Имя этого человека очень длинное. Давайте посмотрим сначала отрывок из фильма об этом человеке. (Смотрят отрывок из фильма). Итак, это Эрнест Теодор Амадей Гофман.

Ученик в роли Эрнеста Теодора Амадея Гофмана:

 — Меня зовут Эрнест Теодор Амадей Гофман. Я родился в Германии в семье адвоката и должен был идти по стопам отца. Я даже закончил юридический факультет, но быть чиновником – такая судьба меня мало привлекала. Я всегда с удовольствием занимался делами, далёкими от службы: рисовал, читал лекции о музыке. Сам сочинил балет и оперу. В 1806 году началась война с Наполеоном, и, когда французские войска заняли Варшаву, где я тогда жил, я, наконец, избавился от ненавистной мне службы. Целых 8 лет я вёл жизнь бродячего артиста, давал уроки музыки, дирижировал, ставил спектакли, и хотя денег всегда не хватало, был счастлив свободой. Но судьба жестоко обошлась со мной, я снова должен был влачить жалкое существование бедного чиновника. Но я писал книги, в которых смело восставал против несправедливости. Я высмеивал общество, в котором жил. Мне грозила страшная расправа, но неизлечимая болезнь опередила человеческую кару. К этому времени я, изведавший жестокую нужду, холод непризнания, потерю единственной дочери, стал знаменит и почти богат. Но я уже ничего не хотел, кроме клочка зелёного поля, кусочка синего неба, глотка свободы и свежего воздуха.  Но и в этом мне отказали: парализованный, прикованный к кровати, я скончался сорока семи лет от роду. Мне не за что было любить людей, но я умел любить Человека. В знак памяти о моей любимой дочери я написал для вас сказку «Щелкунчик и Мышиный король». Я уверен, что кто-нибудь прочитал эту сказку. (Учащийся рассказывает наиболее понравившийся эпизод).

Учитель:

 — И вновь мы с вами в плену музыкальной сказки, в которой мари спасает Дроссельмейера, не отвергнув его из-за его уродства. И сразу же он превращается из жалкого Щелкунчика в прекрасного человека. Мари стала невестой Дроссельмейера. Он увёз её на золотой карете, запряжённой серебряными лошадьми, а на свадьбе у них плясали 22 тысячи наряженных кукол, но самым удивительным был танец – Вальс цветов. (Учащиеся слушают вальс из балета «Щелкунчик»)

 — Кто написал эту удивительную музыку? (Тоже П.И.Чайковский)

 — Угадайте, к кому в гости мы отправляемся на этот раз. Имя его хорошо вам знакомо.

Ученик в роли Х.К.Андерсена.

 —                        В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало,

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя.

Люблю тебя, родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

 Цветы садов, родных лесов поляны,

 Люблю тебя, отцов моих страна.

 Страна, где вырос я, где чувствую родным

 И каждый холм, и каждый нивы колос,

 Где в шуме волн мне внемлет милый голос,

 Где веет жизнь пленительным былым…

 Вы, берегов скалистые края,

 Где слышны взмахи крыльев лебединых,

 Вы – острова, очаг былин старинных,

 О. Дания! О, Родина моя!

Учитель:

 — Конечно же, имя его Ханс Кристиан Андерсен. Что вы знаете об это человеке? (Отвечают).

 — Давайте вспомним сказку «Ребячья болтовня». Что в ней общего с жизнью Андерсена? (Отвечают).

 — А какая ещё сказка напоминает тяжёлую жизнь Андерсена? (Просмотр отрывка из мультфильма «Гадкий утёнок»).

 — Чем заканчивается сказка?

 — А какие ещё сказки этого писателя вам нравятся? Какие герои самые любимые? (Отвечают)

 — Какую сказку читали в этом году?  «Снежная королева»)

 — Кто из героев вам больше всего запомнился?

 — Как бы вы ответили на вопрос маленькой разбойницы: стоит ли Кай того, чтобы за ним идти на край света? (За каждого человека, каким бы он ни был, за его сердце, которое должно жить по законам добра, надо всегда бороться).

 — А всегда ли мы добром боремся за человека? (Рассуждают, приводя конкретные примеры).

 — Мы снова должны отправиться в путь, но чтобы нам подняться в воздух, надо выполнить задания.

Викторина по иллюстрациям с кратким пересказом изображённых эпизодов. (Иллюстрации подбирает учитель по своему выбору, желательно к тем сказкам, о которых ещё не говорили).

Учитель:

 — Сейчас наш путь лежит в Швецию конца ХIХ – начала ХХ века. Мы познакомимся с человеком, который, прожив 82 года, неустанно боролся и трудился. Он боролся против войны, нищеты, отстаивал права женщин. Имя этого человека —  Сельма Лагерлёф. На международном женском конгрессе в 1911 году она спрашивала с гневом: «Где то государство, которое карает не из мести, но исключительно для того, чтобы воспитывать и исправлять, как это следовало бы делать умным и сознательным людям? Где то государство, которое способно пестовать каждое дарование? Где то государство, в котором неудачник окружён такой же заботой, как и преуспевающий? Где то государство. Которое не порабощает малые народности, не будучи в состоянии сделать их счастливыми? Где то государство, которое не допустит гибели отдельных членов общества от нужды, пьянства и позорного образа жизни?» — не правда ли, насущные слова!

Ученица в роли Сельмы Лагерлёф:

 — Я Сельма Лагерлёф. Вам рассказывали, что я прожила энергичную жизнь, но начиналась она печально. Ещё маленькой я, дочь отставного военного, была прикована к постели детским параличом. Болезнь развила во мне мечтательность, фантазию, которая помогла мне обходиться без живых детских игр, болезнь пробудила  и любовь к сказкам и легендам, которые рассказывали мне хуторские старухи. Я так сжилась со сказкой, что даже автобиографию назвала много лет спустя «Сказкой о сказке». Я одолела болезнь, потому что была мужественным и целеустремлённым человеком. Я получила образование и стала учительницей. Но с детства мечтала стать писательницей. И я стала ею. Я написала много романов. Я стала членом шведской академии (первая из женщин), почётным доктором университета, стала лауреатом Нобелевской премии. Но мне всегда хотелось спеть звонкую песню природе родного края, родной северной страны, песню дружбе и взаимопомощи всех добрых людей на Земле. И я написала книгу «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Задумана эта книга была как учебник географии вместо скучных прежних. Ведь никто ещё не изучал географию, путешествуя вместе с гусями. Детям очень понравилась эта книга, ведь прочитав сказку, каждый верил, что сам летал на спине гуся, воздушные струи обтекали его тело и лицо, слезя глаза и наполняя восторгом душу. Но нашлись строгие критики, которые считали книгу вредной, особенно считали церковники, ведь в книге действуют тролли и другие фантастические существа. Больше всего их раздражало то, что я так фантастично и весело писала для вас, ребята. Но дети любят мою книгу, я знаю, иначе не появился бы в одном из парков столицы Японии Токио памятник: Нильс верхом на Мартине. Я думаю, что и вы встретились в книге  с моими героями. (Пересказ одним из учащихся эпизода из книги).

Учитель:

 — Путешествуя, мы побывали в мире музыки и живописи, но мы не можем не побывать в мире книги. Все вы, ребята, хорошо знаете сказки, поэтому они и пришли к вам в гости. Но, вероятно, не все книги вы читали, поэтому вы можете записать те сказки, которые хотели бы прочесть. Сделать это надо как можно быстрее, так как мы отправляемся в дорогу. И теперь мы в солнечной, вечно зелёной Италии в гостях у знаменитого сказочника.

Учащийся в роли Джанни Родари:

 — меня зовут Джованни. Я родился в 1920 году в рабочей семье. Несколько лет я работал в начальной школе учителем. Во время войны работал и принимал участие в Движении Сопротивления. С 1948 года я – литературный сотрудник миланского издания газеты «Унита», где я вёл отдел «Детский уголок», созданный по моей инициативе. Русские читатели уже в 50-е годы познакомились с моими сборниками «Книга городов», «Поезд стихов», «Чем пахнут ремёсла». Главный мой девиз:

Держаться за руки мы будем

И счастье на земле добудем.

Пускай для радости – не зря –

Бегут листки календаря!

Вам знакомы мои произведения «Приключения Чиполлино», «Путешествие голубой стрелы», сказочная повесть «Джельсомино в стране лжецов», «Маленькие бродяги», «Джин в телевизоре», «История королевства Обжория». Однажды в редакцию мне пришло письмо от одной женщины: «Я живу в тёмном подвале. В этом подвале растёт мой мальчик, его зовут Чиччо. Напишите стишок для него». Так появилось стихотворение «Чиччо»:

Чиччо в подвале живёт, у помойки.

Спит на скрипучей расшатанной койке.

Стол хромоногий да табурет,

Больше в подвале мебели нет.

Есть на земле и сады и поляны,

Тысячи брызг рассыпают фонтаны.

В тёмном подвале со стенок всегда

Медленной струйкой стекает вода.

Именно таким детям, как Чиччо, я посвящаю свои сказки, чтобы хоть на какое-то мгновение скрасить их жизнь и подарить им мечту и красоту. А кто из вас читал мои сказки и какие? (Пересказ эпизода или целой сказки).

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учитель:

 — Вот и закончилось наше путешествие в мир сказки. Мы побывали в гостях у многих сказочников, но не назвали имена таких писателей, как Санариас Топеллиус, английский писатель Оскар Уайльд, написавший свою замечательную сказку «Мальчик-звезда», Антуан де Сент-Экзюпери и его сказку «Маленький принц» и т.д. Несмотря на то, что сказочники жили в разное время и в разных странах, их можно назвать друзьями. Почему? А тема нашего сегодняшнего урока? Мы ведь говорим, что они разны? Правильно. Рисуют разное, но цель их одна. Они любили людей, своими сказками боролись против зла, старались, чтобы торжествовало добро, а люди становились добрее и лучше.

 — А сейчас нашим журналистам предоставляется возможность побеседовать с участниками путешествия, задать им свои вопросы, обменяться впечатлениями. («Журналисты» задают свои вопросы ученикам).

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

        1)Журналистам – написать статью в газету.

         2)Всем остальным учащимся – написать письмо своим родственникам или друзьям, в котором рассказать о своём волшебном путешествии, правильно оформив адрес на конверте.

Цель: познакомить учащихся с другими видами сказок: сказкой о животных и бытовой сказкой

Ход урока

I. Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»


      Артикуляционная разминка, выразительное чтение
      Выделим в классе две группы детей с хорошими навыками чтения: три и два человека, которые выходят на 5—7 минут из класса и готовят выразительное чтение сказок. Три человека по ролям читают сказку «Журавль и цапля», 2 человека читают «Солдатскую шинель»: один читает текст от автора, другой — реплики персонажей.
      Внимание второй группы акцентируем на орфоэпической норме при произнесении слова шинель — [н’э], так как в наше время под влиянием многочисленных заимствований дети часто произносят [нэ].
      Пока они готовятся, оставшиеся в классе дети проводят с учителем артикуляционную разминку. Время позволит прочитать и даже выучить две-три небылицы-перевертыша
      После выступления первой творческой группы обсудим сказку «Журавль и цапля» с помощью вопросов и заданий учебника.
      «Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с забавной присказки, главный персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли: «Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся».
      В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…»
      Постоянных эпитетов в сказке нет.
      Народные выражения, т. е. устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой».
      В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных событиях. Сказка «Журавль и цапля» — о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.
      Вторая творческая группа читает сказку «Солдатская шинель». Обсуждаем сказку с помощью вопросов и заданий.
      Эту сказку мы называем бытовой, потому что в ней обычные для такого типа сказки персонажи: находчивый солдат и глупый барин. Мы радуемся смекалке солдата и смеемся над растяпой-барином.

      II. Сказочники
      Читаем и обсуждаем статью учебника «Из рассказов о сказочниках».
      — Как вы будете сказывать волшебную сказку и сказку о животных?
      В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудеса иного рода. Чтобы слушатели лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а действие сказки о животных — как будто в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого животного.
      — Каковы особенности сказывания сказок у разных исполнителей?
      — Какими приемами сказителей вы будете пользоваться при подготовке пересказа разных видов сказок?
      При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться спокойной, несколько торжественной манерой и рассказывать точно, стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности речи героев, выразить свое отношение к ним.

      III. Русские народные сказки
      Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок
      Учитель может заранее распределить сказки между учениками. Хорошо, если на уроке прозвучат разные виды сказок. Возможно, некоторые из них будут прочитаны по ролям. Постараемся, чтобы дети при чтении и пересказе сказок учли прочитанную на уроке статью о сказочниках. Чтение и пересказы школьники проиллюстрируют своими рисунками.
      Урок завершим обсуждением вопроса:
      — Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?
      У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.
      В качестве внеклассного мероприятия по теме «Устное народное творчество» можно подготовить урок-праздник «Серебряное донце, золотое веретенце» (сценарий урока предлагается в Приложении).

      Домашнее задание
      Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе).

­ Как вы думаете, почему ровная, неторопливая, даже немного торжественная манера сказывания волшебных сказок не го­дится для исполнения сказок о животных?

В волшебных сказках добро борется со злом, герои защищают родную землю от нечисти, также волшебные сказки наполнены любовью к родителям, братьям и сестрам, мужьям и женам. Неторопливость сказывания и торжественность интонаций при сказывании этих сказок только усиливают воздействие на слушателя.

В сказках о животных очень часто высмеиваются человеческие недостатки, и торжественность здесь неуместна. Тут необходимо интонационно передавать характер героев.

Каковы особенности сказывания сказок у разных сказителей?

Сказитель привносит в сказку свое понимание текста и отношение к героям. Он может добавить присказку или переиначить зачин или концовку. Каждый сказитель – актер, и актерское мастерство у всех разное: кто-то здорово умеет менять голос, у другого рифмы сами складываются, один может и песню вставить, а второй помогает себе жестами и мимикой.

Какими приёмами сказителей вы бы воспользовались при под­готовке пересказа сказки?

В зависимости жанра сказки можно воспользоваться разными приемами. Если я буду сказывать волшебную сказку, то постараюсь не торопиться, чтобы слушатели успевали все представить, о чем я буду рассказывать.

Бытовую сказку буду рассказывать, как случай из жизни, используя жесты и мимику. А в сказке о животных постараюсь передать изменением голоса особенности характеров героев в репликах и описаниях их манеры двигаться.

Рассмотрите несколько слов-синонимов. Есть ли среди них сленг, разговорные слова? Ругать – бранить – обзывать; талантливый – знаток – классный.

Разговорные слова: обзывать, ругать (но может быть и книжным), знаток. Сленг – классный (в значении «очень хороший»).

Каких художников-иллюстраторов народных сказок вы знаете и какие сказки они иллюстрировали?

В.М. Васнецов – это первый художник, обратившийся к народной сказке и былине. Он не был иллюстратором, он создавал картины по произведениям фольклора. Изветсны его картины по сказкам: «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Спящая царевна».

Иллюстратором сказок и былин в XIX веке был Иван Яковлевич Билибин. Он создал иллюстрации к многим сказкам, среди которых «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Марья Моревна».

Елена Поленова одной из первых в XIX веке начала создавать иллюстрации к детским книгам. Например, к русским народным сказкам: «Война грибов», «Морозко», «Избушка на курьих ножках», «Лисичка сестричка и волк».

 Кто из художников украшает иллюстрации орнаментами?

 Из художников, чьи иллюстрации даны в учебнике, орнаментов свои работы украшает И.Я.

Билибин.

Кто из сказочников пользовался следующими приёмами:

а) вносил «потешные элементы», рифмовку;
б) вводил в текст песни, пейзаж;
в) использовал зачины, концовки, повторы;
г) считал, что самое трудное в сказке — «разговор»;
д) заботился о том, чтобы «всё было на месте и к месту»?

а) А.К. Новопольцев
б) Н.О. Винокурова
в) А.К. Барышникова
г) Ф.И. Зыков
д) Д.С. Асламов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Из рассказа охтхере о его первом путешествии перевод
  • Из рассказа муму характер барыни
  • Из рассказа муму рассказ о герасиме из
  • Из рассказа который никогда не будет окончен
  • Из рассказа беды о поэте кэдмоне разбор предложения

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии