Филиал
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения
«Детский сад № 43» — «детский сад № 41»
«Родина
в народных сказках»
(Формирование основ патриотического
сознания детей
через потенциал народных
сказок)
Автор: |
Веремей |
воспитатель, |
|
г.
Славгород
2021г.
Оглавление.
Введение.………………………………………………………………….. |
3 |
Содержание |
4 — 10 |
Заключение………………………………………………………………… |
10 |
Список |
11 |
Приложение |
12 -19 |
Приложение |
20 -21 |
Сказка
учит добро понимать,
О поступках
людей рассуждать,
Коль
плохой, то его осудить,
Ну а
слабый – его защитить!
Дети
учатся думать, мечтать,
На
вопросы ответ получать.
Каждый
раз что-нибудь узнают,
Родину
свою познают!
Введение.
В содержании ФГОС ДО
отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у
дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы,
восприимчивы, у них происходит становление личности и формирование
патриотических чувств, таких как любовь к близким, родному краю и Родине.
Чувство Родины
начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыши, чему они изумляются
и что вызывает отклик в их душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны ими
глубоко, но играют большую роль в становлении личности дошкольников-патриотов.
Народная мудрость,
воспитывающая в детях гордость за свой народ, заключена в интересном
выразительном слове — сказках.
Сказка — это духовное
богатство культуры, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви
к Родине. Если сказка удачно выбрана, выразительно рассказана, можно быть
уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет
способствовать формированию патриотического сознания у дошкольников.
Народные сказки воспитывают
ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно — нравственных
народных воззрениях видение жизни. Роль народных сказок в воспитании патриотического сознания,
становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти
сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей
сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и
годовым церковным кругом. Ведь народ бережно хранил и передавал из поколения в
поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Сказка
развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и
техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся
сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и
т.д. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения,
развития и воспитания дошкольников.
Сказка
относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает
возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в
работе с дошкольниками.
Содержание работы.
Работа по
формированию основ патриотического сознания детей
через
потенциал народных сказок включала в себя следующие этапы:
1. Изучение
методической литературы.
2. Подбор
русских народных сказок для старшего дошкольного возраста.
3. Изготовление
атрибутов к играм-драматизациям.
Цель:
создать условия для формирования основ патриотического сознания детей старшего
дошкольного возраста через потенциал народных сказок.
На пути к достижению этой цели реализовывались задачи:
ü
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение
к традициям народной культуры.
ü
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве
русского народа.
ü
Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания
русских народных сказок.
Актуальность. Использование
сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей
дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается
тенденция к снижению традиций русского народа, его обычаев.
Именно народные сказки
воспитывают ребёнка в традициях своего народа, сообщают ему основанное на
духовно — нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль сказок в
воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима. Вот поэтому, воспитывать
патриотические чувства у детей, любовь к родине мы решили, через сказку — самое
доступное и любимое детьми.
Основной концепцией работы «Родина в народных
сказках» (Формирование
основ патриотического
сознания детей через потенциал народных сказок) является Федеральный
закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Где подчеркивается,
что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России,
граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и
свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную
и религиозную терпимость».
Паспорт проектной деятельности
Возраст детей, на
которых рассчитан проект: 7-й год жизни.
Направленность развития
детей, в рамках которых проводилась работа по проекту: комплексное (разные виды
деятельности: слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность,
познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование,
аппликация.)
Участники проекта: дети
подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Вид проекта:
практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность: проект
рассчитан на три месяца.
Формы работы:
·
беседы
·
экскурсия по «виртуальному музею»
·
инсценировка сказок
·
продуктивная деятельность детей
·
праздничные мероприятия
·
выставки творческих работ детей
Предполагаемый
результат:
• У
детей сформированы представления о богатстве народной культуры, национальных
особенностях характера и быта русского человека, расширился кругозор.
•
Появилась
мотивационная потребность самостоятельного изучения истории своего народа через
потенциал народных сказок. Этот интерес проявляется в детских вопросах,
рассказах, рисунках.
Практическая значимость работы
заключается в том, что в ней собран и систематизирован теоретический и
практический материал, освещающий вопросы формирования основ
патриотического сознания детей через потенциал народных сказок.
Содержание проекта
Формы работы с детьми и родителями |
Задачи |
Время |
Занятие знакомству |
Формировать |
В месяцев |
Сказкотерапия |
Способствовать |
В месяцев |
Изготовление атрибутов |
Воспитывать |
В месяцев |
Инсценировка сказок |
Побуждать |
В месяцев |
Взаимодействие с |
Привлечь |
В месяцев |
Перспективный план
«Родина
в народных сказках»
(Формирование основ патриотического
сознания детей через потенциал русских народных сказок)
Тема |
Цель |
* «Сестрица * «Гуси-лебеди» * «Теремок» |
|
* «Крылатый, * «Жихарка» * «Курочка, |
|
* «Лисичка * «Лисичка-сестричка серый * «Лиса и * «Золотое |
|
* «Каша из |
|
* «Хаврошечка» * «Снегурочка» * «Морозко» |
|
* «Заяц-хваста» * «У |
|
* «Царевна-лягушка» * «Сивка-бурка» |
|
* «Мужик и |
|
* «Два |
|
Предания и былины русского
народа
— — — — — — |
Цель: |
Сказки и легенды алтайского
народа
— — А. — — — |
Цель: продолжать |
Содержание работы
Работа по формированию
основ патриотического сознания детей через потенциал русских народных
сказок у детей старшего дошкольного возраста велась по двум направлениям.
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
Для более образного восприятия детьми знаний о
традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие
методов и приемов. Разнообразные формы работы: рассказывание, пересказ, драматизация, разучивание. Обыгрывание (инсценировка)
произведения, настольный (кукольный, пальчиковый и т. п.) театр по произведению,
самостоятельная театрализованная деятельность. Пополнение групповой библиотеки (книжного уголка).
Основной формой является чтение сказки. Одним из
главных требований является ее выразительность речи, чтобы дети могли понять не
только смысл, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо,
выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит
непосредственная образовательная деятельность. Но лучше сказку рассказывать наизусть. Это вызывает у детей особый интерес. Воспитатель, рассказывая сказку,
видит лица детей,
оценивает их реакцию, использует мимику и жесты для большей убедительности,
образности восприятия
происходящего действия, сюжета, ситуации. (Приложение 1)
Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал,
который помогает детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и
дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно – прикладного
искусства. (Приложение 1)
Всё это помогает детям почувствовать и научиться
понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных,
ценить труд человека, и формировать в себе чувство гражданственности — любить
Родину.
Каждый вид деятельности преследовал решение своих
задач. Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы
решали такие задачи как:
- Сообщение детям знаний о традициях
русской культуры. - О местах проживания наших предков.
- О быте русских людей.
- Об истории мужской и женской одежды.
- Об истории русской кухни.
- О народных праздниках.
- О народных приметах.
- О героизме русского народа.
Содержание бесед и
поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских народных сказок.
Например: познакомив
детей со сказкой, Никита Кожемяка, организовали и провели беседу о традициях
русской культуры, о героизме народа.
Прослушав цикл бытовых
сказок, беседа с детьми выстраивалась по вопросам касающихся, русских народных
промыслов, одежды, утвари.
С помощью таких сказок
как, Семилетка, Снегурушка, знакомили детей с семейной иерархией на Руси.
Идеалом для девочек становится красна девица (умница,
рукодельница). Наиболее популярные сказки для формирования женских черт
характера — «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко». Во всех женских сказках
обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним
отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к супружеству. Эти сказки
помогают девочке постичь смысл женственности.
С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали
основные жизненные принципы.
- Что такое хорошо.
- Добро всегда побеждает.
- Уважать старших.
- Слушать родителей.
Перевоплощаясь
в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях
людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в
трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить
в силу любви и добра.
Нельзя исключать из воспитательного процесса и
региональный компонент. Л. Толстой называл сказки «кладезем мудрости народа».
Алтайские
сказки — это благодатный
и ничем не заменимый источник воспитания любви к малой Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания,
созданные алтайским народом
сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка
могучий творческий дух алтайского народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Например,
Сартакпай, что означает строитель, созидатель, не знающий усталости. Сартакпай
был богатырем-великаном. Там, где он проходил, оставались следы, даже на
камнях. Места, связанные с именем
Сартакпая,
можно встретить почти во всех уголках Горного Алтая.
Очень интересны и познавательны алтайские сказки и
легенды о животных. Древние люди умели очень тонко подметить повадки,
особенности зверей и птиц. В сказке «Верная сестра» рассказывается, почему у
кукушки одна нога покрыта перьями, а другая — голая, почему она гнездо не вьет,
а подкладывает яйца другим птицам. В сказке «Медвежий подарок» объясняется
происхождение полос на спинке бурундука: это медведь оставил память о себе,
решив погладить бурундука. Почему у барсука на лбу белое пятно, почему лошадь
не пьет грязную воду, а корова может напиться из лужи? Все это в сказочной
форме умели объяснить древние алтайцы.
Поучительна и трогательна сказка «Ячменное зерно», в
которой рассказывается о русском пахаре, пришедшем на помощь алтайскому
народу. В сказке побеждает доброта, дружба, любовь к человеку независимо от национальности,
обычаев, взглядов. (Приложение 1).
С целью закрепления
знаний об алтайских народных сказках использовали дидактические игры: «Расскажи
сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». Дидактические
игры развивают речь, мышление, воображение.
Провели сравнительный
анализ условий жизни и быта двух народов.
Алтайцы |
Русские |
место |
|
Горы |
Равнина |
жилище |
|
Юрта, |
Изба |
род |
|
Скотоводство, |
Земледелие |
женская |
|
Чегедек |
Сарафан |
музыкальный |
|
Топшуур |
Балалайка |
Шоор |
Дудочка |
Сказка
воспитывает
любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа. Алтайская сказка — это духовное богатство народной культуры, которую ребенок познаёт сердцем.
При проведении непосредственно
образовательной деятельности в практической части использовали различные
виды художественной деятельности: рисование, аппликацию, лепку. Продуктивная
деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию
эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его
свойствах.
Разнообразные игры,
этюды, использование музыкальных произведений, все это помогало детям почувствовать
эмоции сказочных персонажей, научиться анализировать их ошибки.
Игры-драматизации были направлены на умение детей передавать настроение героев,
отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. Исполняя роли,
дети передавали настроение героев, отражали их поступки. (Приложение 1).
Детям была предложена и
такая форма работы как посещение «виртуального музея» где вниманию
воспитанников была предложена выставка работ местного художника Т.С.Прохоренко.
(Приложение 1). После выставки проведена беседа на тему: «Краски художника при
рисовании Родины».
В работе с родителями
использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к
изготовлению атрибутов для театрализованных представлений. Была предложена
вниманию родителей серия консультаций «Воспитание сказкой» как с помощью
русских народных сказок прививать любовь к Родине. (Приложение 1).
Результативность
проекта:
•
Дети
научились понимать смысл сказок.
•
Отличать
добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя.
•
С
чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины.
•
Проект
помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности
за младших сестёр и братьев.
•
Дети
стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль.
•
Произошло
взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.
По результатам мониторинга видно, что работа по
проекту дала положительные результаты. Если на начало проекта доля высокого
уровня — 25%, то на конец проекта -70%. (Приложение 2).
Реализация проекта показала важность инициативы,
творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.
Заключение.
Использование сказок
для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей у
дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается
тенденция к снижению интереса к традициям русского народа, его обычаям.
Данный проект доказывает, что патриотическое
воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка —
благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка —
это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем
родной народ.
Завершить хотелось бы словами И.А.Ильина «Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку
первое чувство героического …Она учит его мужеству и верности; она учит его
созерцать человеческую судьбу, любовь к Родине, милой матушке, отличать «правду
от кривды».
Список
используемой литературы:
1.
Александрова,
Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е.Ю.
Александрова,
Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Волгоград, 2007.-208с.
2.
Алешина,
Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алешина, – М.,2008.-205с.
3.
Аникин
В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.
4.
Аникин
В.П. К мудрости ступенька. М.,1988.
5.
Буре
Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей
детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
6.
Гладкова
Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования // Ребенок в детском саду. –
2006. — № 4.
7.
Короткова
Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного
воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2008.
8.
Куцакова
Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Програм.- метод.
пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 144 с.
9.
Маханева
М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.:
Сфера, 2002.
10.
Нечаева
В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду: пособие
для воспитателей / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – 3-е изд., испр. И
доп. М.: Просвещение, 1984. – 272 с., ил.
11.
Петрова
В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание
в детском саду. Пособие для родителей и методистов. – 2-е изд., испр. И доп. –
М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.
12.
Потаповская
О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание –
2006. — № 1.
13.
Фесюкова
Л.Б. Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000 г.
14.
Шорохова
О.А., Играем в сказку. М.: «Творческий центр», 2006г.
15.
nsportal.ru
(социальная сеть работников образования).
Приложение
1.
Читать сказку
следует неторопливо, выразительно. Воспитатель видит лица детей, оценивает их реакцию, использует мимику и жесты для
большей убедительности, образности восприятия происходящего действия, сюжета, ситуации.
Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал,
который помогает детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и
дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно — прикладного
искусства.
Важное значение имеет
ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу
гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным
искусством.
Конспект НОД чтение сказки
«Ячменное зерно»
Задачи: продолжать
знакомить с бытом алтайского и русского народов. Воспитывать доброжелательное
отношение к людям, желание помогать друг другу.
Предварительная работа. Рассматривание
иллюстраций с изображением быта алтайцев и русских в прошлом (знакомство с понятиями
«богатый» и «бедный»). Работа с трудными словами, встречающимися в тексте. Чтение
поговорок и пословиц о дружбе, хлебе.
Ход
НОД.
Сегодня вы познакомитесь с алтайской сказкой «Ячменное
зерно» она расскажет о том, как начиналась крепкая дружба между алтайским и
русским народами».
Воспитатель
рассказывает:
«Это было давным-давно. В те тяжелые годы, когда алтайцы землю пахать не умели,
хлеба не знали. Круглый год кочевали со стадами скота. Однажды среди зимы навалились
черные тучи, пошел дождь. Девять дней и девять ночей продолжался он. На десятый
день ударил мороз, заковал землю в толстый лед. Кони копытами не могли его
пробить. Коровы зубами не могли прогрызть. Ни одной травинки нельзя было
достать. Весь скот голодной смертью погиб. Люди позабыли вкус мяса. К обеду
кипятили пустую воду. Старики с голода умирали. Даже крепкие молодцы обессилели.
Девушки разучились улыбаться. Беда придавила всех, как темная ночь. Вместо
песен всюду — глухие стоны. Даже птицы приумолкли. Только одна веселая синица
продолжала насвистывать свои простые песенки. А когда увидела умирающих людей,
задумалась: Как им помочь? Как спасти народ от голодной смерти?
Много раз ей случалось летать далеко в степь. Там она
видела русских людей. Те люди жили в домах. Весной в полях землю пахали, хлеб
сеяли. Женщины в домах калачи стряпали, в жарких печах пекли. Перелетных синиц
хлебными крошками подкармливали. Вкуснее тех крошек ничего на свете нет. Синица
все припомнила и, весело подпрыгнув, людям гор сказала: Я вам помогу.
Она взвилась в воздух и полетела в сторону степей. Умирающие
люди проводили ее глазами и вздохнули: Разве такая маленькая птичка может
спасти народ? Не под силу ей… А все-таки посматривали туда, куда она улетела,
и ждали.
Солнце высоко поднялось, весеннее тепло растопило
ледяную корку. Загремели ручьи, зазвенела молодая травка. Голодные люди, едва
передвигаясь, разрывали землю, ели корни травы кандык. А сами все посматривали
в воздух: Не видать нашей синицы… Наверно, злой коршун настиг, острыми
когтями разорвал, кривым клювом расклевал. А бойкая синица все летела и летела
высоко над землей. В степях шумел ковыль, березки начинали одеваться зеленью.
Русские крестьяне пахали землю. На межах — мешки с
семенным зерном. В одних мешках — пшеница, в других — рожь, в третьих — ячмень.
Синица покружилась над мешками, а взять зерно без
спроса не посмела. Ударилась она о землю и стала молодой девушкой. Щеки лесными
пионами горят, глаза на черную смородину походят. Брови словно крылья птицы в
полете.
Подошла
девушка к пахарю, поклонилась ему в пояс, про голодающих горных людей все
рассказала.
Мы с тобой еще успеем помочь людям, — сказал пахарь. —
Спасем от голодной смерти.- Дай мне зерна пшеницы, — попросила девушка.- Нет,
— возразил пахарь. — В горах лето короткое: пшеницу осенний мороз убьет, Я дам
тебе ячменные зерна. Он насыпал ячменя в мешок и подал девушке. А чтобы она не
опоздала, подвел ей заседланного коня.
Скачи скорее, — сказал на прощанье. Девушка
поблагодарила пахаря и помчалась в горы. А там, за высокой синей скалой, ее
поджидал белый волк с хвостом в шестьдесят аршин. Пасть раскрыл, зубы
навострил. Ноги у него напряжены, как тетива лука. Вот-вот на коня прыгнет,
девушке горло перервет.
Испугавшись, девушка метнулась в воздух и снова стала
синицей. Мешок она уронила на землю, и ячменные зерна рассыпались по камням.
Конь повернулся и быстрей стрелы полетел домой.
Смелая синица бросилась за драгоценными зернами и
стала набирать себе в клюв. Белый волк кинулся на нее, хотел смять, зубами
разорвать, но бойкая птичка ускользнула от него. В зубах волка осталось одно
перышко. Волк ударился о землю и стал зайсаном. Остатки рассыпанных ячменных
зерен собрал в приподнятую полу широкой шубы и стал горстями кидать в свой
жадный рот.
Синица вернулась к людям и отдала ячменное зерно. Обернувшись
девушкой, она рассказала, как русские люди землю пашут, хлеб сеют, как в жарких
печах калачи пекут.
Люди взрыхлили землю, посадили ячмень. Осенью собрали
урожай. Из ячменных зерен приготовили муку — талкан. Стали пить чай. Про голод
забыли. На лицах парней появились улыбки, девушки запели песни.
Всю зиму по стойбищам летала и распевала свои песни
синица. Подлетит к юрте, сядет на ветку и начнет рассказывать про русских. Как
они в домах живут, как вкусные калачи пекут… Ой, какие калачи!
Наши люди слушали, слушали ее и решили перекочевать
поближе к русским. Они поехали туда, куда летала бойкая синица. Погостили. А
потом русских пахарей к себе в гости позвали… Жизнь хорошая пошла!
—
О чём нам рассказывает сказка «Ячменное зерно»?
—
Почему
именно синица полетела к пахарю, за зернами пшеницы?
—
Как может выглядеть синица в образе девушки?
—
Как вы думаете, чем ячмень отличается от пшеницы?
—
Кто
такай зайсан? Как он выглядит?
.
Фотография
родовых зайсанов
— Давайте нарисуем иллюстрацию к сказке
«Ячменное зерно» и в ней отразим все знания об условиях
жизни и быта алтайского и русского народов.
Игры-драматизации
были направлены на умение детей передавать настроение героев, отражать их
поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. Исполняя роли, дети
передавали настроение героев, отражали их поступки.
Детям была предложена и
такая форма работы как посещение «виртуального музея» где вниманию
воспитанников была предложена выставка работ местного художника Татьяны
Сергеевны Прохоренко.
Консультация для родителей
«Воспитание
сказкой»
Случайная
встреча
с
хорошей книгой может
навсегда
изменить судьбу человека.
Прево
Эжен-Марсель
Книга – это отличный помощник по жизни, лучший друг
человека. В ней мы можем найти много умных мыслей, полезной и интересной
информации на различные темы. Не малую роль играет книга в воспитании
подрастающего поколения. Она не только учит, развивает и воспитывает ребенка,
но и пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала,
помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.
Сказки, всегда были самым эффективным средством
общения с детьми. Они передавались и передаются из поколения в поколение, на
протяжении веков находят отражение в культурах разных народов. Со сказкой
человек знакомится в самом начале жизненного пути, сопутствует на протяжении
дошкольного возраста и сохраняется навсегда. Благодаря сказке малыш учится
правильно произносить звуки, выполнять простые задания, развивается
интеллектуально. Слушая сказки, дети познают окружающий мир и учатся
у нее опыту жизни. Через сказку малыш познает свое место в этом мире,
получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и
трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и
плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Фундамент правильного
поведения в обществе, умение общения закладывается у малыша с самого раннего
возраста при чтении. Возрастными особенностями большинства дошколят является
неумение общаться со сверстниками, нежелание делиться игрушками, помогать в
трудной ситуации другу, предрасположенность к агрессии. Малыши еще не умеют
сопереживать, поддерживать друг друга. Ведь именно в дошкольном возрасте
формируются нравственные качества человека. Задача взрослых воспитывать ребенка
так, чтобы он не стал равнодушным к окружающему его миру.
Психологи
рекомендуют сказку, как особый инструмент работы с детьми. Использовать сказку
в развивающих, воспитательных, обучающих целях могут не только профессиональные
воспитатели в детском саду, но и сами родители.
С помощью сказки
вы сможете воспитать:
- Волю
— сложное и многогранное качество личности. - Веру
в себя — умение противостоять неудачам. - Смелость
— самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических
ситуациях. - Трудолюбие
— нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду. - Настойчивость
— терпение и выдержку при достижении цели. - Обязательность
— умение держать слово. - Оптимизм
— веру в успех, увлеченность, душевный подъем. - Целеустремленность
— умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения. - Доброту
и честность.
С помощью сказки
вы, родители, сможете развить у ребенка:
- умение
слушать; - умение
познавать;
- умение
сравнивать, сопоставлять; - умение
мыслить словами; - связную
речь; - интерес
к учебе; - мышление;
внимание; - память;
- воображение;
- мимику
лица и жесты; - эстетические
чувства; - чувство
юмора.
Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения. С
помощью сказок взрослые могут объяснить малышу все прописные истины в легкой и
доступной форме. Дети мыслят образами, поэтому им легче представить ситуацию на
примере героев произведений. Сказка дает возможность поучаствовать в
сюжете, домыслить его, разыграть в лицах и т. д. Сказка – это инструмент для
исправления беспокоящей дошкольника ситуации, с ее помощью можно корректировать
модель его поведения.
Роль сказки в развитии и воспитании детей очень важна,
без нее детство будет неполноценным. А добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и
честные персонажи произведений всегда должны быть рядом с малышом. Такие разные
герои дают ему опору в жизни, учат отличать плохое от хорошего, развивают
воображение и интеллект.
Приложение
2.
Мониторинг
формирования познавательного интереса к сказкам
у
старших дошкольников (Л.Г. Нисканен)
Компоненты развития интереса |
Критерии |
Показатели |
Когнитивный компонент |
Характеризует определенный объем суждений эталону, образцу. Владеет определенными понятиями. Степень осмысленности. |
— Имеет полные суждения о сказках и значении их в жизни — Знает волшебные и бытовые сказки. — Умеет драматизировать. — Сформировывает представления о сказке: выдумка, фантазия, — Оперирует понятиями: сказка, зачин, концовка, мораль — Умеет доказывать и аргументировать свои ответы и суждения. |
Эмоциональный компонент |
Эмоционально-познавательная направленность детей старшего возраста к сказкам. |
— Проявляет радость, восторг от сказок, сопереживает — Получает положительные эмоции, задает вопросы о героях сказки. — Реакция на новизну. — Появление характерных пантомимических реакций. |
Волевой компонент |
Стремление ребенка к преобразованию. |
— Самостоятельно преодолевает познавательные затруднения в — Делится своими впечатлениями с окружающими. |
Высокий уровень: имеет полные
суждения о сказках и значении их в жизни человека. Умеет драматизировать.
Сформировывает представления о сказке: выдумка, фантазия, волшебство, доброта,
введение волшебства. Обобщает поступки. Оперирует понятиями:
сказка, зачин, концовка, мораль сказки, рассуждает о способах
моделирования сказки. Умеет доказывать и аргументировать свои ответы и
суждения. Проявляет радость, восторг от сказок, сопереживает героям.
Получает положительные эмоции, задает вопросы о героях сказки. Самостоятельно
преодолевает познавательные затруднения в пересказе, вводить нового
героя. Делится своими впечатлениями с окружающими.
Средний уровень: интерес к
сказкам выражен довольно ярко, мотивируется увлекательностью сюжета, наличием
чудес и волшебства. Проявляет интерес к ее содержанию и героям. Знает многих
героев, понимает, но не всегда может объяснить их функции в сказках. Выбирает
для пересказа более интересные сказки, но ограничивается рассказыванием
короткого фрагмента. С помощью взросло объясняет характерные особенности
сказочного стиля.
Низкий уровень: Ребенок
испытывает трудности при рассуждениях о содержании программных сказок:
взаимоотношении героев, анализе поступков и т.п. Не владеет объемом суждений по
эталону и образцу. Затрудняется назвать героев, события, происходящие в сказке.
Не показывает адекватные сюжету проявления. Не может объяснить значение средств
лексической выразительности сказки.
Диаграмма формирования
познавательного интереса к сказкам
у старших дошкольников
По результатам мониторинга видно, что работа по
проекту дала положительные результаты. Если на начало проекта доля высокого
уровня — 25%, то на конец проекта -70%.
Сказки,былины,легенды о любви к Родине
-
- 0
-
-
- 0
-
Микула Селянинович из былины
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Они все из былины , если что
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
Алёша Попович и Тугарин ЗмеёвичАлёша Попович и Тугарин Змеевич (2)БалбешкаБанникВерлиокаВодянойВолх ВсеславьевичВольга ВсеславьевичВольга и МикулаДети Сварога (мифы восточных славян)Добрыня и ЗмейДобрыня Никитич в отъездеДобрыня Никитич и Алеша ПоповичДобрыня Никитич и Змей ГорынычДомовойДонская сказкаДочь ЛадыЖар-птицаЖитный дедИдолищеИлья Муромец и идолище поганоеИлья Муромец и Кáлин-царьИлья Муромец и Калин-царь (2)Илья Муромец и Соловей-РазбойникИлья Муромец: Болезнь и исцеление ИльиИлья Муромец: Как Илья от Святогора меч получилИлья Муромец: Как Илья поссорился с князем ВладимиромИлья Муромец: На заставе богатырскойИлья Муромец: Первый бой Ильи МуромцаИлья Муромец: три поездки Ильи МуромцаКак Михайло Казаринов от татарского плена девушку спасКикиморкаКот БаюнЛегенда о Белозерском медвежьем князеЛегенда о волотахЛегенда о РуевитеЛегенда о храме СварогаЛегенда племени северян (сказка о заколдованном князе)ЛесовикЛешийМасленицаМертвое сердцеМикула СеляниновичНаходчивый солдат: Двое молодцов и солдатского ранцаНаходчивый солдат: Каша из топораНаходчивый солдат: Пётр Великий, монахи и отставной солдатНаходчивый солдат: Пётр Первый и находчивый солдатНаходчивый солдат: Про солдата и Петра ПервогоНаходчивый солдат: Солдат и лесная нечистьНаходчивый солдат: Чья одежда лучше?О князе Романе и двух королевичахПерунПеснь о БоградеПотык — богатырьПро Василису МикулишнуРусалкаСадкоСвятогор и Илья МуромецСвятогор и тяга земнаяСвятогор-богатырьСолдат Семен – скорый гонецСоловей БудимировичСтарик Данило и молодой МихайлоЯрило
Незнаю ілі это то что нужно
-
Комментариев (0)
Ваш ответ
-
Какие сказки и былины о любви к родине ты знаешь?Опишите сюжет и тему одной сказки.
Помогите пожалуйста!
Предмет если что ОДНКНР.
То бишь проще говоря религия.-
Предмет:
Литература
-
Автор:
valentinawalker286
-
Создано:
2 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика1 минута назад
в колхозе 4/9 всей земли засеяно озимыми,3/7 остатка-кукурузой,а остальная земля занятя овощами.Определить площадь земли в колхозе,если известно,что под озимыми посевами на 780 га больше,чем под кукурузой
-
Другие предметы3 минуты назад
я помню пенис большой
-
Математика19 минут назад
Шулала
-
Обществознание23 минут назад
Помогите с Учи.ру
-
Физика28 минут назад
Какой вред природе от силы трения?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Любовь к России через сказки
Все мы читаем на занятиях и дома детям сказки. Одной из главных задач воспитателя является раскрытие духовного и нравственного потенциала произведения и доведение его до ребёнка в доступной форме. Мы придаём большое значение увеличению словарного запаса детей путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения и исторического значения. Читаем не только русские народные сказки, но так же сказки других народов, например, украинские, татарские, нанайские, белорусские. У каждого народа свои сказки, свой жанр, свои мудрости. Мы рассказываем детям как живут люди другой национальности, объясняем им смысл незнакомых слов, названий, показываем иллюстрации к той или иной сказке, сравниваем чем похожи и в чём отличия в быту, жизни того или иного народа. Поэтому мы отбираем литературные произведения по нравственным критериям. Читаем сказки, анализируем поступки героев, пытаемся понять мотивы произведения, Предлагаем детям задуматься о последствиях различных действий, предлагаем сравнивать свои предпочтения и оценки с мнением других детей, приобретаем сведения о правилах общения со сверстниками и взрослыми, усваиваем основы экологической культуры, осознаём единство человека с природой, учим ответственно относиться к окружающей среде. Рассказываем детям об особенностях природы в наших краях и сравниваем с природой севера, юга. Говорим о том, что на севере вечная мерзлота, деревья низкие, так как земля глубоко не прогревается. Люди живут в чумах. На юге наоборот, там жарко, очень много плодовых деревьев.
Так же через сказки мы узнаём о значении таких понятий как семья. Например, сказка «Рукавичка», Все звери стали жить в одном доме (рукавичке) как одна большая семья. У них появился вой собственный дом, Важно научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции, предложить раскрывать поговорки: «В тесноте. да не в обиде». Да, звери не в обиде, но ведь в ущерб кому-то (деду). «Вместе тесно, а врозь скучно» Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо что так случилось, а для кого плохо.
Сказка воспитывает добрые чувства. Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире, Сказка «Гуси-лебеди» показывает как надо относиться к родным братьям и сёстрам, учит сочувствовать и сопереживать.
В каждой сказке содержатся пословицы и поговорки, старинные и незнакомые слова, которые мы вместе разбираем. Например, в сказке «Пузырь, соломина и лапоть» пословица «смеётся тот, кто смеётся последний». Почему так говорят? Что такое лапоть?
В сказке «Василиса Прекрасная» встречается много старинных слов, таких как: премудрая, что означает превосходная, избушка- домик, горнила- зал, состряпать- приготовить, благословение- разрешение.
Мама — слово святое. Сказка «Кукушка» учит нас любить свою мать. Эта сказка воспитывает добрые чувства. Разбирая эту сказку, дети рассказывают как они помогают своим мамам, какие они дети и внуки, как бы они поступили , если бы оказались на месте этих братьев. Какие сердца у братьев (каменное, холодное, черствое). Как подходят пословицы к этой сказке? «Ищи ветра в поле», «При солнышке тепло, при матушке Добро», Что такое чум? (жилище ненцев).
Разбирая вместе с ребёнком и обсуждая смысл каждой из пословиц, тем самым помогаем ребёнку запомнить пословицу или поговорку, учимся применять её к месту, более чётко уяснить внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не всё коту масленица» даёт повод к разговору о древнем славянском празднике масленице как празднике «проводов зимы», встрече весны с печеньем блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота — быть сытым в праздник? Но ведь праздник бывает не Каждый день, значит, не всегда. и коту масленица.
Так, разбирая содержание и, выясняя происхождение той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его представление о народных традициях и образах.
Все сказки учат быть честными, добрыми, любить свою Родину и защищать слабых.