Из скольких томов состоит полное академическое собрание сочинений а с пушкина

Тестовые задания по литературе по теме: «Творчество А.С. Пушкина»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Сколько лет прожил А.С. Пушкин?

А) 28 лет

Б) 31 год

+ В) 37 лет

Г) 40 лет

2. Основы какого литературного направления в России заложил А.С. Пушкин?

+ А) Реализма

Б) Классицизма

В) Сентиментализма

Г) Романтизма

3. Кем А.С. Пушкин не был?

А) Литературным критиком

Б) Историком

В) Публицистом

+ Г) Языковедом

4. Создателем чего считается А.С. Пушкин?

А) Русской классической литературы

Б) Основ русского стихосложения

+ В) Современного русского литературного языка

Г) Лингвистики

5. Из скольких томов состоит Полное академическое собрание сочинений А.С. Пушкина?

А) 3 тома

Б) 6 томов

В) 12 томов

+ Г) 16 томов

6. В чем заключается особая ценность писем А.С. Пушкина?

+ А) Сохранение его орфографии и пунктуации

Б) Сохранение личной информации

В) Раскрытие политических тайн

Г) Ни в чём

7. Что привило А.С. Пушкину любовь к народной поэзии?

А) Сказки матери

+ Б) Песни и сказки няни

В) Путешествия по России

Г) Управление своим имением в деревне

8. Когда сформировались политические убеждения А.С. Пушкина?

А) В раннем детстве, чему способствовали собрания в родительском доме

+ Б) Во время учебы в Царскосельском лицее

В) В Петербургский период

Г) Во время южной ссылки

9. Чье заступничество спасло А.С. Пушкина от ссылки в Сибирь за политические стихотворения?

А) Родителей А.С. Пушкина

Б) Гоголя

+ В) Карамзина и Жуковского

Г) Жуковского и Белинского

тест 10. Какое произведение написал А.С. Пушкин во время южной ссылки?

А) «Моцарт и Сольери»

Б) «Барышня-крестьянка»

В) «Медный всадник»

+ Г) «Кавказский пленник»

11. Какую поэму написал А.С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском?

А) Руслан и Людмила

+ Б) Цыганы

В) Капитанская дочка

Г) Бахчисарайский фонтан

12. Какие темы стали интересовать А.С. Пушкина во время пребывания в Михайловском и отображаться в его творчестве?

А) Любовные

+ Б) Исторические

В) Семейно-бытовые

Г) Философские

13. Как называлась самый продуктивный творческий период в жизни Пушкина?

А) Болдинская весна

Б) Болдинское лето

+ В) Болдинская осень

Г) Болдинская зима

14. Из-за чего Пушкин стал узником имения Большое Болдино в 1830 году?

А) Заболел и не мог ехать дальше

Б) Обанкротился

+ В) Эпидемия холеры

Г) Война

15. Работу над каким произведением завершил А.С. Пушкин в имении Большое Болдино?

А) «Руслан и Людмила»

Б) «Гаврилииада»

В) «Анджело»

+ Г) «Евгений Онегин»

16. Из скольких повестей состоит цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?

А) 3

Б) 4

+ В) 5

Г) 10

17. Какая повесть не входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?

А) «Выстрел»

Б) «Барышня-крестьянка»

+ В) «Скупой рыцарь»

Г) «Гробовщик»

18. Как называется цикл небольших пьес, написанных Пушкиным в Болдино?

А) Маленькие комедии

+ Б) Маленькие трагедии

В) Небольшие повести

Г) Деревенские повести

19. Вступлением к какому произведению является стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый»?

+ А) «Руслан и Людмила»

Б) «Сказка о царе Салтане»

В) «Сказка о золотом Петушке»

Г) «Братья разбойники»

тест-20. Автором какой сказки А.С. Пушкин не является?

А) «Сказка о попе и его работнике балде»

Б) «Сказка о золотом петушке»

В) «Сказка о рыбаке и рыбке»

+ Г) «Солдатская шинель»

21. Сколько было лет А.С. Пушкину, когда впервые опубликовали его стихотворение?

А) 7 лет

Б) 12 лет

+ В) 15 лет

Г) 18 лет

22. В какое литературное общество вступил А.С. Пушкин в 1817 году?

А) Общество любомудрия

+ Б) Арзамас

В) Зелёная лампа

Г) Кружок Станкевича

23. Для изучения какого исторического события А.С. Пушкин ездил в Оренбургскую губернию?

А) Битва на Калке

Б) Война 1812 года

+ В) Пугачевское восстание

Г) Крещение Руси

24. Сколько лет А.С. Пушкин писал «Евгения Онегина?

А) 2 года

Б) 4 года

+ В) 7 лет

Г) 15 лет

25. К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

А) Повесть

Б) Поэма

В) Роман

+ Г) Роман в стихах

26. Кому А.С. Пушкин посвятил свое стихотворение «Я помню чудное мгновение»?

А) Наталье Николаевне Гончаровой

Б) Анне Ахматовой

В) Императрице Елизавете

+ Г) Анне Керн

27. После какой поэмы отношение читателей и критиков к А.С. Пушкину изменилось в худшую сторону?

А) «Цыгане»

+ Б) «Полтава»

В) «Бахчисарайский фонтан»

Г) «Братья разбойники»

28. Какое название было дано А.С. Пушкиным своему роману «Дубровский»?

А) «Дубровский»

Б) «Маша – вражеская дочь»

В) «Любовь и месть»

+ Г) Никакое

29. Персонажем какой сказки А.С. Пушкина является царь Дадон?

А) «Сказка о царе Салтане»

+ Б) «Сказка о золотом петушке»

В) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Г) «Сказка о рыбаке и рыбке»

тест_30. Прочтение какого произведения повлияло на создание А.С. Пушкиным исторической драмы «Борис Годунов»?

А) Л.Н. Толстой «Пётр I»

Б) В.С. Пикуль «Фаворит»

+ В) Н.М. Карамзин «История государства Российского»

Г) Гомер «Иллиада»

Анастасия Долгошева

Когда Полное будет полным?


Общепринятое представление: уж о ком о ком, а об Александре Сергеевиче известно более или менее все. На самом деле Пушкин — единственный наш классик, у которого нет по-настоящему полного академического издания собрания сочинений. Уже 18 лет Институт русской литературы (Пушкинский Дом) это собрание готовит, но выходят тома очень неспешно. О том, почему так происходит и почему, тем не менее, торопливость куда опаснее, мы беседуем с Марией ВИРОЛАЙНЕН, заведующей Отделом пушкиноведения, заместителем председателя Пушкинской комиссии РАН.

Когда Полное будет полным? | Черновики Александр Сергеевич писал для себя, но разбираться с ними приходится ученым. Репродукция. ФОТО АВТОРА

Черновики Александр Сергеевич писал для себя, но разбираться с ними приходится ученым. Репродукция. ФОТО АВТОРА

— Мария Наумовна, нынешнее академическое полное собрание называют «первым полноформатным». А как же 17-томное, которое выходило в тридцатых — сороковых?

— Для того чтобы понять разницу между этими двумя изданиями, необходимо представлять себе, что такое полное академическое собрание сочинений. В каждом его томе должны быть представлены три раздела. Первый — основные тексты. Второй — «Другие редакции и варианты»: черновые, беловые, печатные. Третий раздел — комментарии. Здесь должны быть изложены все известные факты, связанные с историей каждого произведения: описание автографов, датировка, творческая история, источники, на которые Пушкин ориентировался, построчный комментарий, в котором отмечены все реминисценции, заимствования и т. д.

Предыдущее Большое академическое собрание сочинений Пушкина начали делать в 1930-е, в сталинскую эпоху. Как рассказывают, пробный том с обширнейшим комментарием был представлен Сталину, и тот сказал, что народу это не нужно.

— Слишком много научных подробностей?

— Решено было не просто сократить подробности, а делать академическое издание вообще без комментариев, только с краткими текстологическими справками. К тому же первый том готовили к 1937 году, к столетию со дня смерти поэта, а последний заканчивали к 1949-му, к 150-летию со дня рождения. Поэтому сроки были жесткие, комментированное издание просто не успели бы подготовить. И между этими датами прошла война…

Только много лет спустя началась работа над новым академическим собранием, на сей раз снабженным полноценным комментарием. Первый том вышел в 1999 году, к 200-летию со дня рождения поэта (у нас же до сих пор сохраняется «юбилейное» мышление).

Хотя издание тридцатых — сороковых годов готовили блестящие текстологи — Б. В. Томашевский, Г. О. Винокур, Н. В. Измайлов, С. М. Бонди, М. А. и Т. Г. Цявловские, которым удалось разобрать в пушкинских записях практически все, — мы обязаны заново прочесть все пушкинские рукописи. Тем более что мы стремимся передать динамику работы над черновыми автографами, ту последовательность, в которой Пушкин правил свой текст. Да и некоторые другие текстологические принципы изменились.

Та замечательная плеяда ученых при других условиях могла бы создать и первоклассные комментарии. Но этого не случилось. В Большом академическом собрании сочинений нет даже обоснования указанных там датировок произведений, и теперь мы должны каждый раз реконструировать логику наших предшественников, догадываться, почему они поставили ту или иную дату, и уж только потом соглашаться или не соглашаться с ними. Ведь иногда выясняется, что даже дата, поставленная пушкинской рукой, не верна.

— Александр Сергеевич «запутывал»?

— Да, иногда он мистифицировал читателей, создавал тот или иной поэтический контекст собственной биографии. Например, целый ряд стихотворений, написанных в михайловской ссылке, он датировал временем южной ссылки. Бывает и так, что дата под беловым автографом указывает лишь на время, когда стихотворение было переписано набело, а создано оно могло быть значительно раньше.

— А в черновиках и без мистификации мало что поймешь…

— Да, пушкинские черновики читаются трудно. Его беловые автографы очень красивы (правда, к знакам препинания он всегда относился небрежно), а черновики писал для себя, переходя иногда на скоропись.

Но пушкинские черновики так трудны прежде всего потому, что сохраняют многослойную правку. Есть поэты, которые записывают уже сложившийся в их сознании текст, он ложится на бумагу более или менее готовым. А Пушкин сочинял с пером в руке, записывал, зачеркивал, снова и снова переправлял. Представление о пушкинской легкости — абсолютная иллюзия. Его черновики свидетельствуют о том, какая работа стоит за этими «легкими» строчками.

Работа с автографами и датировка произведений тесно связаны друг с другом. Вот, например, среди черновиков сохранился набросок эпиграммы: «Певец-Давид был ростом мал, / Но повалил же Голиафа…». Дальше все записано скорописью, но исследователи когда-то разобрали в конце четвертой строчки что-то похожее на «графа» и сочли, что это эпиграмма на новороссийского генерал-губернатора графа Воронцова.

Когда Пушкин был в южной ссылке, друзья хлопотали, чтобы его перевели из Кишинева в Одессу под начало Воронцова, имевшего репутацию достойного человека. Но отношения между ним и Пушкиным поначалу не сложились, а затем перешли в острый конфликт. В конце концов Воронцов добился, чтобы поэта отправили в Михайловское. Пушкин «откликнулся» несколькими эпиграммами в его адрес, и эту, про Давида и Голиафа, считали одной из них.

А потом С. А. Фомичев по положению наброска в рабочей тетради Пушкина определил, что эпиграмму можно датировать только 1822 годом, а с Воронцовым поэт познакомился в 1823-м… Это не открытие мирового масштаба, но такие мелкие факты драгоценны, потому что из них-то и складывается большая историческая картина.

— Есть ли очевидные даже для неспециалиста расхождения между прежним академическим собранием и готовящимся?

— Например, «Борис Годунов». Сколько поколений читает текст, которого (в напечатанном виде) Пушкин в глаза не видел, в руках не держал…

— Как?!

— «Борис Годунов» был написан в 1825 году в михайловской ссылке, но издан только спустя пять лет. Из печатной редакции Пушкин исключил три сцены: «Девичье поле. Новодевичий монастырь», «Ограда монастырская» и «Уборная Марины».

В старом академическом издании, как и во всех, последовавших за ним, «народная сцена» в «Девичьем поле» восстановлена как якобы изъятая по цензурным соображениям. Но оснований для такой трактовки не имеется. Можно либо печатать все три сцены в составе ранней редакции, созданной в Михайловском, или печатать без всех трех, как было в прижизненном издании трагедии.

Мы в новом издании сделали так: в корпусе основных текстов напечатали «Бориса Годунова» без трех исключенных Пушкиным сцен, а в разделе «Другие редакции и варианты» — полный текст ранней редакции. Она называлась «Комедия о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», и в ней были все три сцены.

— Первый том вышел 18 лет назад. Сколько будет томов?

— Издание было запланировано еще предыдущим поколением пушкинистов в двадцати томах. На самом деле их будет гораздо больше, потому что некоторые тома выйдут в нескольких книгах. Например, уже вышедший второй том — две совершенно автономные книги: в первой — петербургская лирика с момента выхода из лицея и до южной ссылки; во второй — лирика южной ссылки.

Сейчас из печати вышли четыре книги (если считать не в томах, а именно в книгах; тома выходят в разной последовательности — например, в 2009 году был подготовлен VII том «Драматические произведения». — Ред.). Вот-вот сдадим в набор еще одну. Но я не знаю, какова будет ее судьба. Пушкинский Дом — академический институт, мы связаны с издательством РАН «Наука», а издательство постепенно разоряется.

Оригинал-макет предпоследнего вышедшего тома был готов в 2009 году, а вышел том в 2011-м. Лежал два года, потому что у издательства не было денег на то, чтобы его напечатать. Боюсь, что и следующий том застрянет. А материал устаревает: ведь в печати постоянно появляются результаты новых исследований, в том числе наших собственных.

— Есть понимание того, сколько стоит этот «проект» от начала работы над ним до выхода книги из печати? Ну если бы подавали на грант…

— Подготовка академического собрания — прямая обязанность нашего академического учреждения. Мы работаем за зарплату. Она незавидная: младший научный сотрудник получает на руки девять тысяч. Грант на издание книги — отдельная проблема. С этого года книги, напечатанные при грантовой поддержке, запрещено продавать. А книга, которая не появляется на книжных прилавках, превращается в какой-то фантом. Она как будто бы существует, но купить ее невозможно.

В то же время мы бесконечно слышим упреки в том, что очень медленно работаем. Тем, кто не вникает в подробности нашего дела, трудно объяснить, почему иногда над одним листом черновика можно просидеть две недели, а то и значительно больше. Казалось бы, у нас большой отдел, но ведь мы осуществляем и другие проекты. Например, готовим Пушкинскую энциклопедию, в которой каждому произведению, будь то «Медный всадник» или крошечный набросок недописанного стихотворения, посвящена специальная статья. Это трудоемкая работа и очень нужная: выход томов энциклопедии (их будет пять) хотя бы немного компенсирует отсутствие академического полного собрания сочинений.

— А в Интернет нельзя выложить материал Большого академического собрания, а потом уж когда-нибудь издать…

— Боюсь, что при этом был бы нарушен заключенный в незапамятные времена договор с «Наукой».

Другое дело, что мы сейчас разрабатываем очень перспективное направление — версию электронного академического издания Пушкина. Вот на это мы получили грант и сумели оплатить работу программиста. Но это не выложенная в Интернет копия тома. Это специально созданный сайт, на котором есть все разделы академического издания, но представлены они совсем в ином виде, материал организован не линейно, как в бумажном издании, а с помощью обширной системы внутренних и внешних ссылок.

Например, читатель может немедленно обратиться к художественным, философским или публицистическим текстам, оказавшим влияние на Пушкина при создании комментируемого произведения. Многократно расширено использование иллюстративного материала, дорогостоящего и потому скупо представленного в печатном издании. У читателя появляется доступ к оцифрованным рукописям, к аудио- и видеоматериалам.

Наш первый проект электронного академического издания создан на материале «Маленьких трагедий», скоро планируем его презентацию. Однако подготовка к такому изданию каждого нового произведения тоже требует больших затрат времени и труда, в частности — работы программиста, которую Пушкинский Дом не в состоянии финансировать.

— Интересно, в других странах академические «тяжеловесы» тоже с трудом издаются?

— Академические издания того типа, которые создаются в Пушкинском Доме, — исключительно русская традиция. Так что сравнить особенно не с чем: это наша национальная культура. Очень высокая культура.

— Вы говорите: у нас «датское» мышление. Может, к 220-летию правительство решит выделить побольше денег…

— Сотрудники нашего отдела в прошлом году вели в СПбГУ семинар «Академическое знание в мультимедийной среде» и дали студентам возможность участвовать в подготовке электронного академического издания. Когда семестр закончился, я спросила: если бы у нашего института появились какие-то средства, кто согласился бы продолжить такую работу? И, знаете, самые толковые с охотой откликнулись.

Но вариант, при котором нас вдруг «озолотят», тоже пугает. Потому что станут торопить. Если бы мне предложили зарплату, скажем, 100 тысяч рублей (что для меня и моих коллег кажется запредельной суммой), но поставили условие уложиться в срок, который я сочла бы нереальным для качественной работы, — я бы отказалась.

Все требует определенного времени. Чтобы выносить ребенка, нужно девять месяцев.

Материалы рубрики

Комментарии

Тест по литературе Творчество А.С. Пушкина с ответами (Сколько лет прожил …)

Рубрика: Литература

Тестовые задания по литературе по теме: «Творчество А.С. Пушкина»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

Тесты по литературе, А.С. Пушкин

А.С. Пушкин

1. Сколько лет прожил А.С. Пушкин?

А) 28 лет

Б) 31 год

+ В) 37 лет

Г) 40 лет

2. Основы какого литературного направления в России заложил А.С. Пушкин?

+ А) Реализма

Б) Классицизма

В) Сентиментализма

Г) Романтизма

3. Кем А.С. Пушкин не был?

А) Литературным критиком

Б) Историком

В) Публицистом

+ Г) Языковедом

4. Создателем чего считается А.С. Пушкин?

А) Русской классической литературы

Б) Основ русского стихосложения

+ В) Современного русского литературного языка

Г) Лингвистики

5. Из скольких томов состоит Полное академическое собрание сочинений А.С. Пушкина?

А) 3 тома

Б) 6 томов

В) 12 томов

+ Г) 16 томов

6. В чем заключается особая ценность писем А.С. Пушкина?

+ А) Сохранение его орфографии и пунктуации

Б) Сохранение личной информации

В) Раскрытие политических тайн

Г) Ни в чём

7. Что привило А.С. Пушкину любовь к народной поэзии?

А) Сказки матери

+ Б) Песни и сказки няни

В) Путешествия по России

Г) Управление своим имением в деревне

8. Когда сформировались политические убеждения А.С. Пушкина?

А) В раннем детстве, чему способствовали собрания в родительском доме

+ Б) Во время учебы в Царскосельском лицее

В) В Петербургский период

Г) Во время южной ссылки

9. Чье заступничество спасло А.С. Пушкина от ссылки в Сибирь за политические стихотворения?

А) Родителей А.С. Пушкина

Б) Гоголя

+ В) Карамзина и Жуковского

Г) Жуковского и Белинского

тест 10. Какое произведение написал А.С. Пушкин во время южной ссылки?

А) «Моцарт и Сольери»

Б) «Барышня-крестьянка»

В) «Медный всадник»

+ Г) «Кавказский пленник»

11. Какую поэму написал А.С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском?

А) Руслан и Людмила

+ Б) Цыганы

В) Капитанская дочка

Г) Бахчисарайский фонтан

12. Какие темы стали интересовать А.С. Пушкина во время пребывания в Михайловском и отображаться в его творчестве?

А) Любовные

+ Б) Исторические

В) Семейно-бытовые

Г) Философские

13. Как называлась самый продуктивный творческий период в жизни Пушкина?

А) Болдинская весна

Б) Болдинское лето

+ В) Болдинская осень

Г) Болдинская зима

14. Из-за чего Пушкин стал узником имения Большое Болдино в 1830 году?

А) Заболел и не мог ехать дальше

Б) Обанкротился

+ В) Эпидемия холеры

Г) Война

15. Работу над каким произведением завершил А.С. Пушкин в имении Большое Болдино?

А) «Руслан и Людмила»

Б) «Гаврилииада»

В) «Анджело»

+ Г) «Евгений Онегин»

16. Из скольких повестей состоит цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?

А) 3

Б) 4

+ В) 5

Г) 10

17. Какая повесть не входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?

А) «Выстрел»

Б) «Барышня-крестьянка»

+ В) «Скупой рыцарь»

Г) «Гробовщик»

18. Как называется цикл небольших пьес, написанных Пушкиным в Болдино?

А) Маленькие комедии

+ Б) Маленькие трагедии

В) Небольшие повести

Г) Деревенские повести

19. Вступлением к какому произведению является стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый»?

+ А) «Руслан и Людмила»

Б) «Сказка о царе Салтане»

В) «Сказка о золотом Петушке»

Г) «Братья разбойники»

тест-20. Автором какой сказки А.С. Пушкин не является?

А) «Сказка о попе и его работнике балде»

Б) «Сказка о золотом петушке»

В) «Сказка о рыбаке и рыбке»

+ Г) «Солдатская шинель»

21. Сколько было лет А.С. Пушкину, когда впервые опубликовали его стихотворение?

А) 7 лет

Б) 12 лет

+ В) 15 лет

Г) 18 лет

22. В какое литературное общество вступил А.С. Пушкин в 1817 году?

А) Общество любомудрия

+ Б) Арзамас

В) Зелёная лампа

Г) Кружок Станкевича

23. Для изучения какого исторического события А.С. Пушкин ездил в Оренбургскую губернию?

А) Битва на Калке

Б) Война 1812 года

+ В) Пугачевское восстание

Г) Крещение Руси

24. Сколько лет А.С. Пушкин писал «Евгения Онегина?

А) 2 года

Б) 4 года

+ В) 7 лет

Г) 15 лет

25. К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

А) Повесть

Б) Поэма

В) Роман

+ Г) Роман в стихах

26. Кому А.С. Пушкин посвятил свое стихотворение «Я помню чудное мгновение»?

А) Наталье Николаевне Гончаровой

Б) Анне Ахматовой

В) Императрице Елизавете

+ Г) Анне Керн

27. После какой поэмы отношение читателей и критиков к А.С. Пушкину изменилось в худшую сторону?

А) «Цыгане»

+ Б) «Полтава»

В) «Бахчисарайский фонтан»

Г) «Братья разбойники»

28. Какое название было дано А.С. Пушкиным своему роману «Дубровский»?

А) «Дубровский»

Б) «Маша – вражеская дочь»

В) «Любовь и месть»

+ Г) Никакое

29. Персонажем какой сказки А.С. Пушкина является царь Дадон?

А) «Сказка о царе Салтане»

+ Б) «Сказка о золотом петушке»

В) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Г) «Сказка о рыбаке и рыбке»

тест_30. Прочтение какого произведения повлияло на создание А.С. Пушкиным исторической драмы «Борис Годунов»?

А) Л.Н. Толстой «Пётр I»

Б) В.С. Пикуль «Фаворит»

+ В) Н.М. Карамзин «История государства Российского»

Г) Гомер «Иллиада»

Биография Пушкина

предки//// 1799 Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, внучка Абрама Петровича Ганнибала ‑ «арапа Петра Великого».

детство//// Воспитанием, кроме французских гувернеров, занимались бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна. Пушкин познакомился с поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей 18 века. Развитию литературных склонностей способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались писатели.

лицей//// 1811 Пушкин поступил в только открытый Царскосельский лицей по специальной программе подготовки высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Пушкин и другие лицеисты 1 выпуска слушали лекции известных профессоров, на испытаниях в лицее присутствовали министр народного просвещения, члены Академии наук, профессора Санкт‑Петербургского педагогического института. Пушкин написал первые стихи. Он сотрудничал в рукописных лицейских журналах и был членом кружка лицейских новеллистов и поэтов, которые по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи. Поэтический талант Пушкина был признан товарищами по лицею Дельвигом, Кюхельбекером, Пущиным, корифеями русской литературы Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным. Начал писать «Руслан и Людмила«, которую закончил в марте 1820.

служба//// 1817 В чине коллежского секретаря Александр определен на службу в Коллегию иностранных дел (Санкт‑Петербург). Но скорее числился, чем служил. Пушкин принимал участие в заседаниях литературного общества «Арзамас». 1819. Вступил в члены литературно‑театрального сообщества «Зеленая лампа», руководимого «Союзом благоденствия». Дома он писал политические эпиграммы и стихи: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву», «Деревня» (1819), «На Аракчеева» (1817‑1820), которые не публиковались, но были широко известны.

ссылка//// 1820 В мае Пушкин сослан на юг за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». Формально ссыльным не считался. По предписанию императора, Пушкин отправлен в Екатеринослав служить в канцелярии начальника иностранных колонистов генерала Ивана Инзова. Там Пушкин прожил полторы недели и заболел. Для поправки здоровья поехал с семьей Раевских на Кавказ, потом в Крым. В сентябре приехал в Кишинев на новую службу.

декабристы//// В Кишиневе знакомится с будущими декабристами. Пишет «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Узник», «Песнь о вещем Олеге» (1822). Начат «Евгений Онегин«.

михайловское//// 1823 В июле Пушкина переводят в Одессу под начало графа Воронцова, с которым отношения не сложились. Пушкин уволен с государственной службы и выслан в имение матери. Тут поэт вел уединенный образ жизни. Общался только с соседями ‑ семьей Осиповых‑Вульф и няней. В Михайловской ссылке Пушкин продолжает «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I». Узнав о восстании декабристов 14 декабря 1825 года и аресте друзей, Пушкин уничтожает автобиографические записки, которые «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв».

возвращение//// 1826 Имя Пушкина не значилось в списках заговорщиков. В июле послал письмо государю с выражением раскаяния и намерения не противоречить своими мнениями общепринятому порядку. В сентябре получил приказ нового императора Николая I прибыть в Москву. 8 сентября представлен государю. Получил позволение жить где угодно. В Петербург доступ открыт в мае 1827 года, император вызвался быть его цензором. «Борис Годунов» несколько лет под запретом. Пушкину запрещено издавать и читать произведения, не просмотренные государем. Тяжелые раздумья отражены в стихах «Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный», «Предчувствие».

кавказ//// 1829 Пушкин сватается к Наталье Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив ответа, самовольно уезжает на Кавказ. Впечатления в «Путешествие в Арзрум», в стихах «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии…». Возвратившись в Петербург, Пушкин получает от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с выговором от императора, раскрывшее враждебное отношение Николая I.

болдино//// 1830 В апреле Пушкин вновь сделал предложение Наталье, которое было принято. В сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры задержала здесь на несколько месяцев. Этот период известен как «Болдинская осень». Пушкин пишет «Повести Белкина», «Маленькие трагедии«, «Домик в Коломне», «Сказку о попе и работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение», закончен «Евгений Онегин».

заработок//// Литературный заработок поэта складывается из 3 составляющих: от книгоиздателей и публикаций в журналах, собственное издательство и «государево жалованье» за работу в архиве. За 17 лет литературной деятельности Пушкин заработал 254 190 рублей (на современные рубли — 23 миллиона).

свадьба//// 1831 18 февраля (2 марта по ст.ст.) в Москве Пушкин обвенчался с Гончаровой. Впоследствии у Пушкина было четверо детей ‑ Мария, Наталья, Александр и Григорий. Летом поступил на госслужбу в Иностранную коллегию с правом доступа в госархив. Пишет «Историю Пугачева» (1833), историческое исследование «История Петра» (подготовительный текст, 1835).

служба//// Обострявшиеся отношения с царем, вражда к поэту влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин смирился с назначением камер‑юнкером двора, оскорбительным, так как это звание «жаловалось» молодым людям. За поэтом следили, письма подвергались цензуре. Росли долги. Но именно в эти годы написаны «Пиковая дама» (1833), «Египетские ночи», «Капитанская дочка» (1836), поэма «Медный всадник», сказки.

журнал//// 1835 Пушкин получил разрешение на издание своего журнала «Современник». Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности. Художественный уровень журнала высок, сотрудничали Жуковский, Баратынский, Вяземский, Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов.

дуэль//// 1836 Зимой завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход клевету на его жену, связывая ее имя с именем императора, а затем с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, ухаживавшего за Натальей Гончаровой. Чтобы защитить честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля (27 января по ст.ст.) 1837 года на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня (10 февраля) скончался. Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта Александр Тургенев. Похоронен Александр Сергеевич Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.

вклад//// Он поднял ценность простого русского слова и поэтического слога, явился основателем нового классического искусства. Язык Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, остается основой русского литературного языка. Творческим завещанием осталось стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». По произведениям написаны оперы, балеты, хоры, оратории, кантаты, симфонические и камерно‑инструментальные произведения, романсы, музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам, телевизионным и радиопередачам. В 1997 установлен Пушкинский день России, отмечается ежегодно 6 июня — в день рождения поэта.

Полное собрание сочинений
Авторы Александр Сергеевич Пушкин (b)
Язык оригинала русский (b)
Оригинал издан 1937 (b)
Издатель АН СССР
Выпуск 1937—1959
Текст на стороннем сайте

Полное собрание сочинений Пушкина в 16 томах — издание произведений, критических статей и переписки Александра Сергеевича Пушкина (b) , начатое Академией наук СССР (b) в 1933 году и приуроченное к отмечавшемуся в 1937 году столетию со дня гибели поэта (b) . Выпуск собрания сочинений осуществлялся издательством АН СССР (b) в 1937—1949 годах, дополнительный семнадцатый том был издан в 1959 году и не имел нумерации, а с учётом полутомов издание включает 20 книг[1].

Произведения в собрании расположены сначала по отдельным видам и жанрам, внутри каждого вида и жанра — в хронологическом порядке. Стихотворения Пушкина включены в первые три тома, поэмы — в 4-й и 5-й тома, отдельный 6-й том посвящён полностью роману «Евгений Онегин (b) ». Драматические произведения включены в 7-й том, проза — в 8-й, в 9-м томе помещена «История Пугачёва (b) », в 10-м — «История Петра (b) ». Публицистика и критические статьи были помещены в 11 и 12 тома, тома 13—16 включали переписку поэта. Дополнительный том включал обнаруженные или пропущенные тексты, а также сводные указатели ко всему изданию. Издание и по сей день является самым полным собранием литературных творческих текстов Пушкина.

История издания

Идея полного академического издания произведений Пушкина впервые была озвучена накануне празднования столетнего юбилея поэта. К 1899 году Отделением русского языка и словесности (b) Императорской Академии наук (b) был подготовлен и издан первый том. Издание подверглось множественным критическим замечаниям по поводу принципов отбора и расположения текстов, а также явной неполноты при его составлении. Как отмечал директор Пушкинского Дома Н. Н. Скатов (b) , текущее состояние филологической науки, в частности текстологии, в те годы не позволяло достичь необходимого для академического издания качественного уровня, и к концу 1920-х годов работа над собранием была полностью прекращена. Всего в составе Собрания вышли 6 томов — первые четыре, 9-й (в 2 книгах) и 11-й. Последней в 1929 году была издана вторая книга 9 тома — комментарий к критической прозе Пушкина, подготовленный Н. К. Козминым (b) [2].

Вопрос о возвращении к изданию полного собрания сочинений Пушкина никогда не сходил с повестки дня пушкинистов, на конференциях в Москве в 1928 году и в Ленинграде в 1933 году литературоведы обсуждали научные принципы нового издания. Задача была значительной и сложной, не только из-за объёмов пушкинских текстов, но, в особенности, из-за огромного количества черновых текстов, набросков, планов и неосуществлённых замыслов, сохранившихся в бумагах поэта. Предстояло решить, каким образом классифицировать и распределить пушкинское наследие по томам — следовать ли хронологическому порядку их создания или сгруппировать их по литературным жанрам. И в первом, и во втором случае предстоял титанический труд по датировке пушкинских текстов, либо по определению жанра и интерпретации многочисленных черновиков, набросков и неоконченных текстов — стихотворение или начало поэмы, исторический труд или публицистическая статья. Изначально рядом руководителей АН СССР были высказаны сомнения в возможности подготовки издания к Пушкинскому юбилею 1937 года по ряду причин — финансовых и научных. Академики Пиксанов (b) и Волгин (b) предложили для начала сосредоточиться над выпуском 12-томного издания сочинений Пушкина в рамах серии «Академическая библиотека русских писателей», в качестве «ещё одного репетиционного, опытного издания». Но большинство пушкинистов высказались против распыления усилий для одновременной подготовки двух академических изданий. Общее настроение передано в письме Цявловского (b) Якубовичу (b) :

«Итак, нужно ли сейчас еще одно „предакадемическое“ издание, еще один „опыт“? Опять-таки по чистой совести скажу — не нужен. Лично для меня опыт двух изданий (краснонивское и гихловское) дал огромный материал, и для меня сейчас все проблемы академического издания ясны до мельчайших подробностей. Но дело, конечно, не только во мне. И Оксман, и Томашевский имеют не меньший опыт — и вполне готовы приступить к академическому изданию»

[3]

На конференции в Ленинграде было принято решение строить новое издание по жанрово-хронологическому принципу. Согласно выработанному плану подготовки издания, каждый том нового собрания должен был содержать наряду с основными вариантами текстов произведений все сохранившиеся редакции и варианты, а также научные комментарии к текстам на уровне академических исследовательских статей. К подготовке издания приступил коллектив пушкинистов, среди которых были как известные учёные дореволюционной школы, так и молодые литературоведы, пришедшие в науку в советские годы: Н. О. Лернер (b) , М. А. Цявловский, П. Е. Щеголев (b) , Д. Д. Благой (b) , С. М. Бонди (b) , Д. П. Якубович, Ю. Н. Тынянов (b) , Ю. Г. Оксман (b) , Б. В. Томашевский (b) и другие[2][4].

Первым томом Полного собрания, подготовленным к печати в 1935 году, стал седьмой том, включавший драматургическую часть пушкинского творчества. Данный том стал единственным, подготовленным и вышедшим в печать в том виде, как это изначально задумывалось редакторами издания: тексты Пушкина сопровождали научные комментарии, разборы текстов — окончательных и черновых вариантов, сведения об исторических и литературных источниках, на которые опирался поэт, биографические комментарии. Тексты черновых вариантов произведений были включены в отдельный раздел «Другие редакции и варианты». Справочный материал тома содержал значительную долю новаторских исследований, основанных на последних тенденциях в литературоведении того времени. Комментарии и примечания заняли половину тома, а с учётом того, что для комментариев был выбран гораздо более компактный шрифт, научный аппарат тома намного превзошёл по объёму оригинальный пушкинский текст. Выход седьмого тома вызвал за собой целую серию публикаций и исследований, основанных на его материалах. Редактором тома был Дмитрий Петрович Якубович, контрольным рецензентом Сергей Михайлович Бонди, над подготовкой к печати драматических произведений Пушкина и их вариантов работали также Н. В. Измайлов, Б. В. Томашевский, М. П. Алексеев (b) , Г. О. Винокур (b) , Н. В. Яковлев, А. Л. Слонимский (b) и Ю. Г. Оксман[5][6].

Несмотря на превосходные отзывы пушкинистов на выход первого из томов нового Полного собрания, седьмой том остался последним, подготовленным и вышедшим в соответствии с первоначальным замыслом и снабжённым мощным научным аппаратом. На коллектив пушкинистов, готовивших выпуск собрания, обрушился вал критики. Злую шутку с изданием сыграло включение издания Полного собрания в план мероприятий Пушкинского юбилея — 100-летия со дня смерти поэта. Кропотливая работа учёных над комментариями к каждому тому делала невозможным завершение издания собрания к юбилейному 1937 году, что стало ясно в ходе обсуждения на заседании Пушкинской комиссии в апреле 1936 года. Большинство учёных наотрез отказалось от идеи ускорения работы над научным аппаратом томов собрания в ущерб его качеству. В ответ на обвинения в срыве планов издания литературовед Цявловский в сердцах заявил: «Вели Совнарком дать мне приказ сунуть этот стул в карман, я всё равно не сумею его выполнить». Положение усугубилось некачественным полиграфическим оформлением первого из вышедших томов, не соответствовавший праздничному размаху задуманного правительством празднования пушкинского юбилея. Один из участников заседания пушкинской комиссии так описал свои впечатления от внешнего вида издания: «Я почти заплакал, когда увидел этот шоколадный томик с портретами, сделанными плохой четырёхцветкой». На литературоведов обрушились правительственные и партийные функционеры: «Кого издаём? Пушкина или пушкинистов?» В одном из партийных журналов вышел фельетон «Каста пушкинистов», в котором учёных обвинили в «рвачестве» и цинизме, желании урвать побольше за счёт всенародного праздника: «Столетний юбилей бывает раз в сто лет. Век живи — такой ярмарки не будет. Лови момент! Рви, где можно!»[2]

Поначалу сохранялась надежда, что пушкинистам оставят возможность работать по первоначальному плану, Юлиан Оксман писал в статье в «Литературном Ленинграде (b) » о варианте одновременного выпуска двух изданий: «большого 18-томного академического издания (тиражом в 10-12 тыс. экз.), в котором будут полностью сохранены все комментарии, и другого, 13-томного (с сокращенными комментариями), которое выйдет тиражом в 40-50 тыс. экз.» Но после вала критики последовал неминуемый поиск виновных во «вредительстве» и на Оксмана, одного из ведущих редакторов издания, поступил донос сотрудницы Пушкинского Дома, в котором учёный обвинялся в прямом вредительстве и умыслах по срыву издания собрания и мероприятий готовившихся пушкинских празднеств. В начале ноября 1936 года Оксман был арестован, следом последовали аресты ещё ряда учёных, вовлечённых в работу над собранием. В этой атмосфере пушкинистам пришлось пойти на отказ от сопровождения пушкинских текстов научным аппаратом. Согласно выработанному новому плану обширные комментарии были заменены лишь краткими источниковедческими справками. Издание почти уже готовых томов собрания с лицейской лирикой, поэмами, а также четырёх томов переписки поэта было отменено. Более того, учёным пришлось сражаться за включение в полное собрание вариантов и редакций пушкинских произведений, также показавшихся партийному руководству «излишними». Редактор издательства Академии наук впрямую требовал избавиться от «пушкинского брака» — «вы печатаете то, что Пушкин отбросил, вы печатаете пушкинский брак!»[2][7]

В 1937 году вышел первый том Собрания с лицейской лирикой Пушкина в соответствии с новым более торжественным оформлением — большего формата, плотной бумагой, золотым тиснением на корешке, но лишённый комментариев. Заодно был перепечатан и седьмой том, также с выброшенным научным аппаратом. В предисловии к первому тому редакция издания сообщила о том, что научные комментарии будут опубликованы позднее в отдельных изданиях:

«Все вопросы, связанные с обоснованием текста, с датировкой, с доказательством принадлежности Пушкину печатаемых в отделе Dubia (b) стихотворений, являются предметом особой комментаторской работы, неотъемлемой от изучения творческой истории произведения, то есть истории создания и работы Пушкина над данным произведением в свете идеологических, исторических, историко-литературных и биографических фактов. Подобного рода комментарий издается в виде особой серии трудов Редакционной коллегии издания. Именно там читатель должен искать ответа на вопросы, почему то или иное произведение включено или, наоборот, не вошло в издание, почему редактор предпочел то или иное чтение, почему оно напечатано в данном месте издания. В настоящем издании дается лишь результат подобных исследований, без его мотивировки»

От редакции. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. Том 1[8]

.

Но обещанная особая серия комментариев так и не была напечатана. Часть из подготовленных научных разделов увидела свет в виде отдельных журнальных публикаций, часть же осталась в архивах подготовивших их пушкинистов в виде рукописей и заготовок. Со смертью участников подготовки Полного собрания не всегда удавалось сохранить их рукописные архивы и часть из подготовленного научного аппарата Собрания оказалась утрачена навсегда. К следующему пушкинскому юбилею 1949 года были напечатаны 16 томов Собрания и партийные руководители поспешили доложить Сталину, что к очередной юбилейной дате печать Собрания завершена. В итоге три почти готовых тома — рисунков и коротких записей Пушкина, а также том указателей, оказались «за бортом» академического издания. Пушкинисты не оставляли надежды, что, несмотря на объявленное завершение работы над собранием им всё уже удастся дополнить его тщательно готовившимися тремя томами, но только через десять лет, в 1959 году удалось издать том с указателями, оставшийся без порядкового номера, два других тома так и не были отпечатаны[9].

Состав Полного собрания

Издание 1937 года. Разворот.
Портрет Пушкина в академическом издании 1937 года.

Том 1. Лицейские стихотворения. 1937 год

Несмотря на жанровый принцип распределения произведений Пушкина по томам Собрания, в том лирики лицейского периода были включены все произведения лицейских лет, включая поэмы «Монах», «Бова», «Тень Фонвизина». Редакторами первого тома были Мстислав Цявловский и его ученица и супруга Татьяна Григорьевна Зенгер (Цявловская) (b) , контрольным рецензентом — Борис Викторович Томашевский. Одной из главных методологических особенностей при составлении первого тома, коренным образом отличавшей его от остальных томов собрания, стало выбор в качестве главного варианта произведения его версии лицейских лет, а не более поздние варианты в доработке зрелого Пушкина. По мнению Цявловского, включение более поздних версий 1817—1829 годов не позволили бы читателям получить впечатление о Пушкине-лицеисте. Более поздние же варианты лицейской лирики были опубликованы в разделе «Другие редакции и варианты», по подсчёту Цявловского Пушкин значительно переработал более 50 стихотворений времён Лицея при подготовке их к печати в 1825—1829 годах. Так как лишь незначительная часть лицейских стихотворений была опубликована Пушкиным при жизни, и ещё часть из них была напечатана при жизни и после смерти поэта без его участия, а большинство лицейских черновиков просто не сохранилось, перед учёными пушкинистами стояла весьма сложная задача по составлению наиболее полного собрания. Для этого пришлось обработать бесчисленное множество списков, сборников, личных альбомов, чему Цявловский посвятил огромную часть своей жизни. Все изученные списки включали в себя зачастую сильно отличавшиеся друг от друга варианты стихотворений. Все эти варианты были также приведены в разделе других редакций, для части стихотворений было приведено до двадцати различных вариантов[10].

Том 2. Стихотворения 1817—1826. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. Книга 1 — 1947 год. Книга 2 — 1949 год

Том стихотворений Пушкина со времени окончания Лицея и по 1826 год готовился под общей редакцией Цявловского, в его подготовке принимали участие Д. Д. Благой, С. М. Бонди, Т. Г. Зенгер, Н. В. Измайлов, И. Н. Медведева (b) , контрольный рецензент — Томашевский. В отличие от тома лицейской лирики, в состав которого было включено множество произведений никогда ранее не издававшихся, большинство стихотворений второго тома были хорошо известны и издавались многократно. При этом учёные провели большую работу по изучению рукописных списков пушкинских стихов, так как при его жизни в печати многие стихотворения выходили в сильно искажённом цензурой виде. В результате части стихотворений в разделе других редакций и вариантов отведены по несколько десятков страниц. При установлении главного варианта оды «Вольность (b) » Цявловский использовал 65 вариантов, сохранившихся в списках, для послания к Чаадаеву — до 60 сохранившихся копий. В состав второго тома собрания была включена «нескромная» пушкинская сказка «Царь Никита и сорок его дочерей (b) », ранее публиковавшаяся лишь однажды в пушкинском собрании П. А. Ефремова (b) . Хотя вопрос об авторстве сказки уже не стоял, но восстановление её полного текста стало непростой научной задачей, так как в бумагах Пушкина сохранились лишь первые 26 стихов. Наиболее достоверным вариантом для включения в собрание был признан вариант, записанный по памяти братом поэта Львом Сергеевичем Пушкиным. Несмотря на включение в академический сборник, фривольная сказка Пушкина и в дальнейшем крайне редко публиковалась в сборниках произведений поэта[11].

Том 3. Стихотворения 1826—1836. Сказки. Книга 1 — 1948 год. Книга 2 — 1949 год

Том зрелой лирики Пушкина готовился под общей редакцией Мстислава Цявловского и Татьяны Зенгер-Цявловской, в его подготовке принимали участие Бонди, Зенгер, Измайлов, Слонимский, контрольный рецензент — Бонди. Среди основной работы пушкинистов в томе зрелой лирики поэта было сопоставление различных известных вариантов стихотворений Пушкина — рукописных и прошедших цензуру при печати, сохранившихся в переписке, рукописных сборниках.

Том 4. Поэмы 1817—1824. 1937 год

Том был подготовлен под общей редакцией Сергея Михайловича Бонди, в работе над подготовкой произведений, вошедших в этот том принимали участие Г. О. Винокур (b) , Н. К. Гудзий (b) , Н. В. Измайлов, Контрольный рецензент — Томашевский. В том вошли поэмы «Руслан и Людмила» и романтические «южные поэмы» — «Кавказский пленник (b) », «Бахчисарайский фонтан (b) », «Братья-разбойники (b) », «Цыганы (b) ». Здесь же был напечатан отрывок из незавершённой поэмы «Вадим», ранее по традиции помещаемый в раздел стихотворений. Злую шутку отказ от печати научных комментариев к тому сыграл с вариантами «Гаврилиады (b) ». В отсутствие рукописных оригиналов в архивах Пушкина, готовивший «Гаврилиаду» к печати Борис Викторович Томашевский при изначальной подготовке тома поместил известные варианты в раздел с научными комментариями. В итоге все они оказались выброшенными за пределы тома вместе с прочим научным аппаратом тома. Но в целом раздел других версий 4-го тома оказался богат на варианты пушкинских текстов — 260 страниц против 200 страниц канонических версий, многие из редакций были опубликованы впервые[12].

Том 5. Поэмы 1825—1833. 1948 год

Том подготовлен под общей редакцией Сергея Михайловича Бонди, в подготовке тома принимали участие Н. В. Измайлов, Б. М. Эйхенбаум (b) , Д. П. Якубович. Контрольный рецензент — Томашевский. Главной задачей при подготовке тома было установление оригинального текста поэмы «Медный всадник (b) ». Личный цензор поэта Николай I своей рукой внёс столько правок в тексте пушкинской рукописи, что в итоге Пушкин, поначалу начавший правку поэмы, затем отказался от попыток опубликовать её. После смерти поэта за доработку текста, который прошёл бы цензуру, взялся Василий Андреевич Жуковский. Задачу пушкиноведов осложняло то, что не все из правок Пушкина следовало считать вынужденными, часть явно следовало отнести к художественной доработке. Огромное значение в восстановлении пушкинских замыслов сыграла найденная накануне начала работы надо Собранием в хранилище бывшего Румянцевского музея (b) рукопись самого позднего варианта поэмы. Значительный объём тома заняли варианты и редакции поэмы «Полтава (b) », дающие представления о работе поэта и изменениях в композиции поэмы. Впервые в 5 томе Собрания была представлена наиболее полная версия незаконченной поэмы «Езерский (b) », восстановленная Н. В Измайловым[13].

Том 6. Евгений Онегин. 1937 год

Том подготовлен Борисом Викторовичем Томашевским, контрольным рецензентом выступил Г. О. Винокур. В томе приведены все беловые и черновые редакции поэмы. Была проделана огромная работа по систематизации всех существующих вариантов пушкинского текста, включая наиболее пострадавшую от цензуры десятую главу[14].

Том 7. Драматические произведения. 1948 год

Общая редакция Д. П. Якубовича, редакторы тома — М. П. Алексеев, Д. П. Якубович, С. М. Бонди, Г. О. Винокур, А. Л. Слонимский, Б. В. Томашевский, Н. В. Яковлев (b) . Контрольный рецензент — С. М. Бонди. Единственный том, опубликованный в трёх различных редакциях. Ставший первым, подготовленным к печати в 1935 году, седьмой том послужил спусковым крючком критического огня советской партийной номенклатуры, обрушившейся на пушкиноведов накануне Пушкинского юбилея. В 1937 году том вышел вновь, в соответствии с новой концепцией — лишённый комментариев, тиражом в 1000 экземпляров. В 1948 году вышла окончательная редакция тома, значительно дополненная в связи с находками пушкинских рукописей, в частности — с найденной рукописью «Пира во время чумы», долгие годы считавшейся утерянной[15].

Том 8. Романы и повести. Путешествия. Книга 1 — 1938 год. Книга 2 — 1940 год

Общий редактор 8 тома — Борис Томашевский, над томом работали С. М Бонди, В. В. Виноградов (b) , Л. Л. Домгер, Л. Б. Модзалевский (b) , Ю. Н. Тынянов (b) , Д. П. Якубович. Контрольный рецензент — Б. М. Эйхенбаум (b) . Решением редакции тома в первом полутоме были помещены все прозаические произведения Пушкина — не разделяя законченные и незавершённые. К незавершённым были отнесены «Арап Петра Великого (b) », «История села Горюхина (b) », «Рославлев», и ранее включавшиеся в сборники пушкинской прозы наряду с завершёнными произведениями, а также незавершённые произведения и отрывки «Роман в письмах», «Мария Шонинг», «Гости съезжались на дачу», «На углу маленькой площади», «Цезарь путешествовал». Впервые в разделе прозы были помещены «Путешествие в Арзрум (b) » и «Отрывок из письма к Д.» (Дельвигу). Вторую книгу тома занял раздел «Другие редакции и варианты», и по объёму — 620 страниц, — этот раздел намного превысил объём основных редакций. Во многом столь обширный объём редакции и варианты заняли из-за решения сопроводить их выдержками окончательных вариантов пушкинского текста, отделённых вертикальной чертой — громоздкий вариант был выбран С М. Бонди для большей наглядности работы Пушкина над текстом[16].

Том 9. История Пугачёва. Книга 1 — 1938 год. Книга 2 — 1940 год

Редактор тома — Василий Леонидович Комарович (b) . В первом полутоме были размещены «История Пугачёва (b) » с пушкинскими примечаниями, а также опубликованные им приложения к своему историческому труду — куда вошли хроники осады Оренбурга (b) и Яицкой крепости (b) , журнал действий подполковника Михельсона, указы и переписка правительственной стороны, некоторые документы из пугачёвского лагеря. Во второй полутом вошли документы, архивные выписки и другие документы, собранные Пушкиным во время работы над «Историей Пугачёва», но которые он по каким-либо соображениям не включил во второй том своего труда. Здесь особый интерес вызывают записи рассказов очевидцев событий Пугачёвщины, журналы боевых действий офицеров правительственных войск, выписки из архивных дел. Кроме этого, в разделе других вариантов и редакций были помещены пушкинские черновые варианты, дающие представления о редактировании Пушкиным первоначального плана после поездки по местам, где разворачивались события восстания[17].

Том 10. История Петра. Записки Моро де Бразе. Заметки о Камчатке. 1938 год

Общий редактор тома — М. А. Цявловский, в работе над томом также принимали участие П. С. Попов (b) , А. И. Заозерский (b) , Б. И. Коплан (b) , контрольный рецензент — В. В. Виноградов.

Том 11. Критика и публицистика. 1949 год. Том 12. Критика. Автобиография. 1949 год

Оба тома готовились к печати под общей редакцией В. В. Гиппиуса (b) , и в целом они были подготовлены к печати к 1941 году, но процесс подготовки к печати был прерван войной и блокадой Ленинграда. После войны подготовка томов была продолжена под руководством Б. В. Томашевского и Б. М. Эйхенбаума. В работе над подготовкой тома принимали участие Б. С. Мейлах (b) , Б. И. Коплан, А. И. Заозерский, Т. Г. Цявловская-Зенгер, Н. Г. Богословский, С. М. Бонди, Г. А. Бялый (b) , Н. В. Измайлов, В. Л. Комарович, контрольный рецензент — В. В. Виноградов.

Тома 13-16. Переписка. 1815—1827 — 1937 год. 1828—1831 — 1941 год. 1832—1834 — 1948 год. 1835—1837 — 1949 год

Над томами переписки работали Д. Д Благой, М. А. Цявловский, Л. Л. Домгер, Н. В. Измайлов, Л. Б. Модзалевский, Д. П. Якубович. Всего в собрание вошло 820 писем Пушкина, часть из которых представляла собой скорее записки в несколько слов, часть же переписки содержала наброски будущих публицистических статей. По мнению Б. Л. Модзалевского, в архивах сохранилось не более трети эпистолярного пушкинского наследия. Отсутствие научных комментариев особенно отразилось на томах переписки Пушкина, так как без них для неподготовленного читателя слишком многое остаётся неизвестным и непонятным, краткие текстологические справки и указатели имён не могут заменить требуемого полноценного научного аппарата[18].

Дополнительный том. Указатели и дополнения. 1959 год

В том вошли новые обнаруженные автографы и материалы, пропущенные по какой-либо причине строки и строфы, сводные указатели.

Переиздание Полного собрания сочинений к 200-летнему юбилею Пушкина

В рамках празднования 200-летнего юбилея со дня рождения Пушкина было подготовлено переиздание Полного собрания сочинений, при этом в состав издания были включены дополнительные 17-й и 18-й тома — «Рукою Пушкина» и «Рисунки Пушкина». Справочный том, не имевший номера в оригинальном издании 1959 года, при переиздании получил номер 19.

Том 17 (дополнительный). Рукою Пушкина. 1997 год

Том озаглавлен «Выписки записи разного содержания. Официальные документы», в него включены ранее неизвестные подстрочные переводы, записки бытового и финансового характера, надписи в альбомах и другое рукописное наследие Пушкина, ранее не включавшееся в полное собрание сочинений. В основу тома положено издание 1935 года — «Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты «, подготовленное М. А. Цявловским, Л. Б. Модзалевским и Т. Г. Зенгер.

Том 18 (дополнительный). Рисунки. 1996 год

Приведены и систематизированы более 400 рисунков Пушкина, сделанных им в рукописях и на отдельных листах, с распределением по тематике и с комментариями. В основу положена работа Т. Г. Цявловской по сбору и систематизации рисунков Пушкина, не вошедшая оригинально в Полное собрание сочинений.

Том 19 (информационно-справочный). Дополнения и исправления. Указатели. Каталог рисунков. Путеводитель по Пушкину. 1997 год

Ранее не имевший нумерации дополнительный том, изданный в 1959 году, при переиздании в 1997 году получил номер 19. Включает оригинальные дополнения и исправления, изданные в 1959 году, указатели ко всему собранию сочинений, включая вновь изданные 17-й и 18-й тома, каталог рисунков Пушкина, а также «Путеводитель по Пушкину», впервые изданный в 1931 году в кочестве приложения к журналу «Красная Нива».

Критические отзывы

Драматическая судьба подготовки академического издания и отдельных её участников не отменили самого факта урона качеству собрания, нанесённого принятыми решениями по изъятию научного аппарата издания. Полное собрание не обеспечивает читателей, литературоведов мотивировками выбора основного текста и даты его создания. Отсутствует исследование его творческой истории — истории замысла и создания произведения, а также анализ рукописных (черновых и и всех дальнейших) версий и анализ прижизненных печатных текстов, которые должны дать представление о творческой работе Пушкина над своими произведениями. Пушкинисты также сходятся в том, что научный аппарат должен содержать анализ источников произведения, его места в творчестве Пушкина и мировом литературном контексте. По мнению известного пушкиниста Измайлова, академическое собрание, с учётом объёма и содержания отдельных произведений, должно содержать расшифровку исторических, философских, литературных, мифологических, бытовых деталей и понятий по ходу текста, а также алфавитный указатель имён и понятий в конце каждого тома[19].

Один из директоров Пушкинского Дома Н. Н. Скатов отмечал также, что для полноты академического собрания оно должно было включать все материалы, написанные собственной рукой Пушкина, в то время, как в вышедшее Полное собрание не были включены пушкинские записи народного фольклора, в частности — «Записи народных песен и сказок», а также деловая переписка — «Записки официального назначения. Выписки и записи разного содержания». Непоправимый урон изданию был нанесён отменой публикации тома, посвящённого рисункам Пушкина, ранее заявленного в качестве особого тома в составе собрания[2].

Примечания

  1. Полное собрание сочинений / Пушкин; ред. ком. Максим Горький, С. М. Бонди и др.; Акад. наук СССР. — Ленинград : Изд-во акад. наук СССР, 1937-1959. — 20 т.; 26 см.. РГБ. Дата обращения: 1 февраля 2019.
  2. 1 2 3 4 5 Скатов, 1995.
  3. Турчаненко В. Пушкинская комиссия vs профессор Пиксанов: Из истории академического пушкиноведения // Studia Slavica]. — 2020. № XVIII. С. 64—74.
  4. Измайлов, 1979, с. 5—6.
  5. Бонди, 1963, с. 125.
  6. Домгер, 1987, с. 296.
  7. Измайлов, 1979, с. 7—8.
  8. Бонди, 1963, с. 125—126.
  9. Бонди, 1963, с. 126—127.
  10. Домгер, 1987, с. 301—303.
  11. Домгер, 1987, с. 303—305.
  12. Домгер, 1987, с. 315—319.
  13. Домгер, 1987, с. 320—323.
  14. Домгер, 1987, с. 325—327.
  15. Домгер, 1987, с. 328—329.
  16. Домгер, 1987, с. 329—338.
  17. Домгер, 1987, с. 338—339.
  18. Домгер, 1987, с. 345—347.
  19. Измайлов, 1979, с. 15—16.

Литература

  • Пушкин А. С. Полное собрание сочинений, 1837—1937: В 16 томах. Электронное научное издание «Пушкин». Фундаментальная электронная библиотека (b) . Дата обращения: 4 апреля 2022. Архивировано 24 июля 2021 года.
  • Бонди С. М. (b) Об академическом издании сочинений Пушкина // Вопросы литературы (b) . — 1963. № 2. С. 123—131.
  • Домгерр Л. Л. (b) Из истории советского академического издания полного собрания сочинений Пушкина 1937—1949 (материалы и комментарии) // Записки Русской Академической группы в США. — New York: Monastery Press, 1987. Т. XX. С. 295—348.
  • Домгер Л. Л. Советское академическое издание Пушкина // Новый журнал (b) . — Нью-Йорк, 1987. № 167. С. 228—252.
  • Измайлов Н. В. (b) О принципах нового академического издания сочинений Пушкина // Пушкин: исследования и материалы. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. Т. 9. С. 5—16.
  • От редакции // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т.. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. Т. 1. Лицейские стихотворения. — 1937. С. V-XIV.
  • Скатов Н. Н. (b) Драма одного издания // Вестник Российской академии наук (b) . — 1995. Т. 65, № 2. С. 153—163.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Сколько томов включало полное собрание А.С. Пушкина?

В 1949 году вышло полное собрание сочинений великого поэта. Сколько было томов в нем?

1 ответ:



0



0

Полное собрание сочинений в классической издании Академии наук — это 17 томов, но так как 17й том с исправлениями и дополнениями вышел дополнительно к собранию сочинений только в конце 50х годов, то к 1949 собр.соч. А.С.Пушкина насчитывало только 16 томов, половина из которых художественные произведения и половина — публицистика, критика, письма.

Читайте также

Безусловно гением перевода Александр Сергеевич Пушкин мог назвать только того величайшего переводчика, который перевел для нас со старославянского языка «Слово о полку Игореве», а так же сделал много переводов с латинского языка, а так же с французского и немецкого.

Так же вообще не стоит забывать, что этот человек считается родоначальником вообще всей школы русского перевода. Это безусловно Жуковский Василий Андреевич.

Пущин же Иван Иванович славен другой деятельностью, связанной с тайным обществом декабристов. Имел военную карьеру и карьеру заговорщика, был судим, приговорен к каторге. И переводов после себя никаких не оставил.

Портрет Жуковского кисти Ореста Кипренского прилагается.

Реальные люди, современники А.С. Пушкина, появляются уже в первой главе романа «Евгений Онегин». Это прежде всего театр. Пушкин упоминает и трагическую актрису Семенову, и балерину Истомину, и драматургов Шаховского и Катенина, и балетмейстера Дидло.

Когда Татьяну Ларину привозят на ярмарку невест в Москву, ее окружают москвичи. В частности, Вяземский, друг Пушкина, подсел к ней на одном из вечеров. В путешествии Онегина появляется Мицкевич.

В романе присутствуют и скрытые современники, которые не называются по имени. Например, отдельные строчки посвящены Марии Николаевне Раевской-Волконской:

rz7bWrLUnFAsJLKGzHwWYEucFWGPQc9I.png

И подобных примеров в «Онегине» несколько.

По моему мнению,самая короткая сказка из всех сказок Александра Сергеевича Пушкина это «Сказка о попе и его работнике Балде».

Сказка повествует нам о том,как поп искал себе работника на все руки,а денег хотел платить за эту работу по меньше.В итоге поп попал в ловушку к хитроумному Балде и вскоре пожалел о своей жадности,ведь казавшийся простачком Балда на деле оказался вовсе не так и прост!

Я думаю, что Александр Сергеевич Пушкин воплотил свой идеал в Татьяне Лариной. Она полюбила и не побоялась в этом признаться в те времена, когда это было совсем не принято. А потом, любя Евгения, сохранила верность мужу, которого только уважала. Для нашего времени это не тот идеал, конечно, но ведь то была другая эпоха и другие принципы.

Злой волшебник Черномор предстает в сказке Пушкина двойственным образом. Вроде как это и могучий волшебник, но его коварство и волшебство делают его опасным для витязей, а любовь к Людмиле делает его слабым. Когда Людмила была похищена Черномором она конечно сперва испугалась, а в хоромах Черномора ее взяла грусть и печаль, да так, что Людмила подмывала о самоубийстве. ей пытались угодить слуги, дарили драгоценности и показывали прекрасные сады, но Людмила тосковала по своему Руслану:

ZFM7u7qhJqwQAEisjYk7pSFVBFBWGRB.png

В этом проявилось ее верность и сила любви. Когда ночью к нем заявился карлик-Черномор, Людмила уже была доведена до отчаяния и перестала бояться. Она схватила Черномора за колпак и чуть не удушила. То есть главными чертами характера, которые помогли выстоять Людмиле в плену, были ее верность, храбрость, может быть даже упрямство, решительность, эмоциональность.

Какие черты характера помогают Людмиле бороться с Черномором

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Из сказок пушкина выписать архаизмы и историзмы группами
  • Из сказки царевна лягушка выписать разные предложения по цели высказывания по 2 на каждой
  • Из сказки снежная королева выписать 10 словосочетаний сделать их разбор
  • Из сказки морозко афоризмы
  • Из сказки конек горбунок старинные слова

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии