Избегание потерь пример из литературы для сочинения

Хотите узнать, как вы относитесь к риску? Попробуйте максимально реалистично представить нашу с вами встречу при таких обстоятельствах. Мы здороваемся, садимся друг на против друга. Я, приветливо улыбаясь, даю вам 1000 рублей. Вы, улыбаясь даже более приветливо, убираете тысячу в карман. Представили? А теперь я достаю монетку и предлагаю сыграть в такую игру. Если выпадает орел, вы отдаете мне обратно 1000 рублей, а если выпадет решка, то я даю вам еще… А вот теперь ответьте честно, за какой минимальный выигрыш в случае решки вы согласились бы сыграть со мной в эту игру?

Если ваш ответ меньше 1000 рублей, вы любитель риска. Если ровно 1000 рублей, вы нейтральны к риску. А если больше 1000 рублей, то вы не любите риск.

А какой минимальный выигрыш вас устроит, если я сначала дам вам 5 000 рублей, а затем предложу сыграть на них? А если дам 5 000 рублей и предложу сыграть на 20 000 рублей? Поменялось ли ваше отношение к риску в зависимости от роста возможного проигрыша? Попробуйте предложить подумать над такой ситуацией своим друзьям. А теперь родителям. Кто из них меньше любит риск?

Как биологический вид мы не любим убытков и стараемся избегать их (для выживания и продолжения рода всегда было важнее сберечь, а не приумножить то, что мы имели).

Есть люди, которые в силу возраста, пола, профессии, физиологических или психологических особенностей более склонны к риску. Именно они, как правило, идут работать в финансовую сферу, которая отличается повышенным риском потерять свои деньги (речь идет о той работе, которая связана с реальным принятием решений о деньгах, а не, скажем, о работе операциониста в банке). Но даже любители риска на самом деле любят выигрывать, а не проигрывать. Вместо того чтобы зафиксировать убытки на низком уровне, прекратив игру, многие продолжают вкладывать новые средства в убыточную стратегию, надеясь рано или поздно (часто бывает именно поздно) отыграться. Показательный пример: как Ник Лисон обанкротил Бэрингз.

Как Ник Лисон обанкротил «Бэрингз»

Итак, мы не любим потери и не очень любим разбираться в тонкостях предлагаемых альтернатив. Поэтому по возможности предпочтем сохранить текущее состояние (статус-кво) или выбрать опцию, предлагаемую по умолчанию. Опция «по умолчанию» кажется нам привлекательной еще и потому, что мы видим в ней негласное одобрение того, кто ее предложил (государства, работодателя, продавца программного обеспечения). Однако представим, что продавец товара или услуги действительно задумался о том, какую опцию предложить в качестве стандартной. Почти во всех случаях он выберет вариант, выгодный для себя, а не для нас.

Опция «по умолчанию» чаще выгодна тому, кто ее предлагает

Опция «по умолчанию» чаще выгодна тому, кто ее предлагает

Этим довольно часто грешат продавцы финансовых услуг. Льготная процентная ставка в первые 3 месяца кредита на 1 год привлечет вас в банк, и вы, возможно, даже не обратите внимание, что в остальные 9 месяцев ставка существенно возрастает. Другой пример — автоматическая пролонгация вклада в день его окончания на ухудшившихся условиях, на которые вы вряд ли согласились бы, если бы ваше мнение спросили в явном виде.

Источник: vc.ru

Вице-президент отдела разработки продуктов Lingualeo Артём Логинов о том, как использовать особенности восприятия для увеличения объема продаж.

Хороший продакт-менеджер должен:

  • Сначала изучить свою аудиторию (для этого есть много разных методов).
  • Понять, что большинству пользователей нужно.
  • Спроектировать, как всё должно работать, чтобы проблема пользователей решалась наиболее удобно и качественно, не забыв про интересы компании (заработать, побудить приводить в продукт своих друзей, собрать с пользователей полезные данные и прочее).

Все проблемы обычно начинаются в третьем пункте. Неопытные менеджеры по продукту начинают опираться или на своё представление о прекрасном, или на мнение ближайшего окружения, или спрашивают десяток случайных пользователей. Некоторые начинают выдумывать «персоны».

На мой взгляд, всё это не работает.

А вот если разобраться, как человеческий мозг реагирует на разные элементы интерфейса, почему мозг «приказывает» нам открыть и просмотреть условный Instagram, почему и в какой момент мозг хочет закрыть приложение и так далее, то становится понятно, как спроектировать хороший продукт для выбранной аудитории.

Несколько лет назад в Brain Science образовалось ИТ-подразделение, где ребята из Долины стали изучать реакцию мозга на всякие штуки в мобильных приложениях. Маркетологи сориентировались первыми, «повыдёргивали» оттуда идеи и назвали это нейромаркетингом.

Сейчас он везде, самая модная тема. А большинство продакт-менеджеров и дизайнеров всё ещё тормозят, хотя для них там как раз больше всего полезной информации. И для специалистов по монетизации тоже, но они уже начали потихоньку изучать эту тему.

Появился специальный модный термин «нейроэкономика». Там объясняется, как наш мозг принимает решение купить или не купить что-то в приложении, за что люди готовы охотнее платить и почему.

Приведу пример с одной из моих любимых фишек — «Избегание потерь». Человеческий мозг так устроен, что радуется обретению денег или какой-то награде. Но когда теряет такое же количество денег или упускает возможность получить награду, то расстраивается гораздо сильнее.

В книге Белла Купера описана интересная ситуация на эту тему: один профессор провёл эксперимент на двух группах учеников. Первой группе он предложил делать дополнительные домашние задания. За их выполнение студент получал дополнительный балл. Заработав 5 баллов, можно не сдавать экзамен. Для второй группы он изменил постановку задачи: с самого начала вся группа была освобождена от финального экзамена. Но те, кто за семестр не решил ни одного дополнительного домашнего задания, теряли право не сдавать финальный экзамен.

В первом классе 43% студентов в итоге заработали 5 баллов и получили право не сдавать экзамен. Во втором классе таких студентов оказалось 82%. Разница в том, что мы ненавидим терять то, что, как нам кажется, нам уже принадлежит. По такому же принципу работают многие акции в играх: пользователю предлагается турнир или акция, выполнение условий которой принесёт дополнительный приз (ресурсы, внутреннюю валюту, возможность открыть нового героя, способности или предметы).

Акция обычно имеет ограниченный срок действия — от нескольких часов до нескольких недель (зависит от типа игры). Многие пользователи в этот период повышают свою активность в игре из-за страха упустить выгоду. Мозг любыми способами старается избегать потери и выкраивает больше времени на игру, порой даже в ущерб действительно важным делам (мозг подкидывает человеку оправдание, почему можно не делать эти дела, а нужно потратить время на игру).

Так же работают офферволы в неигровых приложениях. Обычно это предложения с таймером обратного отсчёта, которые сгорают через какое-то время. В самом примитивном виде это просто скидка с таймером. Это тоже работает, но проект быстро попадает в скидочную ловушку, и пользователи перестают покупать что-то в обычное время, ожидая появление скидки.

Что интересно, людям требуется определённое время на принятие решения о покупке с таймером обратного отсчёта. Поэтому не стоит делать его слишком коротким. На одной конференции ребята то ли из Bookmate, то ли из LitRes (забыл) делились опытом эксперимента — когда предложение с таймером обратного отсчёта действовало два часа, то покупок было мало. Как только время действия было увеличено до нескольких дней — количество покупок выросло в разы. Во время тестов команда выяснила, что два часа — слишком мало, семь дней — слишком долго, а вот около двух суток — идеально.

Однако мне кажется, что скидки — плохое решение. Их можно заменить на более интересный вариант, работающий всё на том же принципе избегания потерь. Можно периодически «прикреплять» небольшие подарки к той вещи, которую вы хотите продать. Например, если приложение продаёт премиум-аккаунт, то прикрепление к нему какой-то дополнительной «фишки», которая изначально в этот аккаунт не входит, повысит продажи не хуже скидки (я проверял).

Представьте, что вы покупаете бутылку шампуня. Вы видите, что у вашего любимого бренда сегодня акция: можно купить одну бутылку шампуня со скидкой 20% от обычной цены. А можно купить бутылку за полную стоимость, но в этом случае к ней идёт в подарок бесплатная бутылка кондиционера. Мозг в большинстве случаев выбирает второй вариант, поскольку боится упустить выгоду — бесплатный подарок воспринимается мозгом как нечто более ценное, нежели скидка, и покупатель начинает думать, что заключил выгодную сделку. Вы не захотите упускать шанс получить бесплатный подарок независимо от его стоимости.

Ещё один пример избегания потерь — пробные периоды. Мы с большей вероятностью будем участвовать в бесплатных пробных периодах, чем платить заранее, так как мы говорим себе, что бесплатный продукт нам ничего не стоит. Правда в том, что мы платим нашим временем и усилиями, чтобы привыкнуть к продукту. И когда пробный период закончится, оплата за дальнейшее пользование будет восприниматься мозгом как избегание потери. Мы потеряем всё время и усилия, вложенные в продукт, если не продолжим.

Ещё неплохой вариант избегания потерь — статусы «осталось всего 2 штуки» или «последний экземпляр» в онлайн-магазинах. В более продвинутом виде монетизацией, построенной на «избегании потерь», может стать страхование того, что у пользователя уже есть.

В реальном мире это отлично работает в фитнес-центрах, когда клиент может «заморозить» уже купленный абонемент, чтобы не терять недели, когда он в отпуске. В приложениях многие люди готовы немного доплатить за схожую опцию, особенно если оплата будет происходить не реальными деньгами, а какой-то внутренней валютой. Такие «монетки» не воспринимаются нашим мозгом как что-то существенное, даже если они были куплены за реальные деньги. С ними человек расстанется гораздо охотнее.

С натяжкой даже манипуляции Uber с ценой поездки можно отнести к избеганию потерь. По слухам, компания фиксирует заряд телефона и повышает цену поездки для тех, чьи смартфоны сохранили 20% заряда и меньше. Считается, что человек с разряжающимся смартфоном не захочет оставаться без такси и оплатит поездку даже по более высокому тарифу.

В ряде случаев принцип избегания потерь можно использовать и для немонетизационных функций. К примеру, отложенная регистрация. Если пользователь сначала поиграет в игру или чего-то достигнет в неигровом приложении, то мозг будет воспринимать это как вложенные усилия (затраты) и будет бояться их потерять просто так. Следовательно, если предложить пользователю сначала что-то сделать в приложении, а только потом попросить завести аккаунт, то страх потерять вложенные усилия будет перевешивать «стоимость» усилий на регистрацию, а в большинстве случаев ещё и перевесит страх выдачи сервису своей частной информации.

Вот функция, выведенная Каннеманом и Тверски:

Парадоксально, но люди склонны чрезмерно реагировать на небольшие потери (или прибыль), но слабее реагируют на средние и крупные потери. И если пользователь сравнивает соразмерные выгоду и потерю, то потеря того же размера воспринимается как имеющая большую ценность.

Кроме того, наша готовность принять решение не имеет никакого отношения к тому, сколько мы уже имеем. Даже если у нас будет миллион долларов, мы все равно будем столь же сильно избегать потери 20 долларов, как если бы у нас не было денег.

Вице-президент отдела разработки продуктов Lingualeo Артём Логинов о том, как использовать особенности восприятия для увеличения объема продаж.

Все проблемы обычно начинаются в третьем пункте. Неопытные менеджеры по продукту начинают опираться или на своё представление о прекрасном, или на мнение ближайшего окружения, или спрашивают десяток случайных пользователей. Некоторые начинают выдумывать «персоны».

На мой взгляд, всё это не работает.

А вот если разобраться, как человеческий мозг реагирует на разные элементы интерфейса, почему мозг «приказывает» нам открыть и просмотреть условный Instagram, почему и в какой момент мозг хочет закрыть приложение и так далее, то становится понятно, как спроектировать хороший продукт для выбранной аудитории.

Несколько лет назад в Brain Science образовалось ИТ-подразделение, где ребята из Долины стали изучать реакцию мозга на всякие штуки в мобильных приложениях. Маркетологи сориентировались первыми, «повыдёргивали» оттуда идеи и назвали это нейромаркетингом.

Сейчас он везде, самая модная тема. А большинство продакт-менеджеров и дизайнеров всё ещё тормозят, хотя для них там как раз больше всего полезной информации. И для специалистов по монетизации тоже, но они уже начали потихоньку изучать эту тему.

Появился специальный модный термин «нейроэкономика». Там объясняется, как наш мозг принимает решение купить или не купить что-то в приложении, за что люди готовы охотнее платить и почему.

Приведу пример с одной из моих любимых фишек — «Избегание потерь». Человеческий мозг так устроен, что радуется обретению денег или какой-то награде. Но когда теряет такое же количество денег или упускает возможность получить награду, то расстраивается гораздо сильнее.

В книге Белла Купера описана интересная ситуация на эту тему: один профессор провёл эксперимент на двух группах учеников. Первой группе он предложил делать дополнительные домашние задания. За их выполнение студент получал дополнительный балл. Заработав 5 баллов, можно не сдавать экзамен. Для второй группы он изменил постановку задачи: с самого начала вся группа была освобождена от финального экзамена. Но те, кто за семестр не решил ни одного дополнительного домашнего задания, теряли право не сдавать финальный экзамен.

В первом классе 43% студентов в итоге заработали 5 баллов и получили право не сдавать экзамен. Во втором классе таких студентов оказалось 82%. Разница в том, что мы ненавидим терять то, что, как нам кажется, нам уже принадлежит. По такому же принципу работают многие акции в играх: пользователю предлагается турнир или акция, выполнение условий которой принесёт дополнительный приз (ресурсы, внутреннюю валюту, возможность открыть нового героя, способности или предметы).

Акция обычно имеет ограниченный срок действия — от нескольких часов до нескольких недель (зависит от типа игры). Многие пользователи в этот период повышают свою активность в игре из-за страха упустить выгоду. Мозг любыми способами старается избегать потери и выкраивает больше времени на игру, порой даже в ущерб действительно важным делам (мозг подкидывает человеку оправдание, почему можно не делать эти дела, а нужно потратить время на игру).

Так же работают офферволы в неигровых приложениях. Обычно это предложения с таймером обратного отсчёта, которые сгорают через какое-то время. В самом примитивном виде это просто скидка с таймером. Это тоже работает, но проект быстро попадает в скидочную ловушку, и пользователи перестают покупать что-то в обычное время, ожидая появление скидки.

Что интересно, людям требуется определённое время на принятие решения о покупке с таймером обратного отсчёта. Поэтому не стоит делать его слишком коротким. На одной конференции ребята то ли из Bookmate, то ли из LitRes (забыл) делились опытом эксперимента — когда предложение с таймером обратного отсчёта действовало два часа, то покупок было мало. Как только время действия было увеличено до нескольких дней — количество покупок выросло в разы. Во время тестов команда выяснила, что два часа — слишком мало, семь дней — слишком долго, а вот около двух суток — идеально.

Однако мне кажется, что скидки — плохое решение. Их можно заменить на более интересный вариант, работающий всё на том же принципе избегания потерь. Можно периодически «прикреплять» небольшие подарки к той вещи, которую вы хотите продать. Например, если приложение продаёт премиум-аккаунт, то прикрепление к нему какой-то дополнительной «фишки», которая изначально в этот аккаунт не входит, повысит продажи не хуже скидки (я проверял).

Представьте, что вы покупаете бутылку шампуня. Вы видите, что у вашего любимого бренда сегодня акция: можно купить одну бутылку шампуня со скидкой 20% от обычной цены. А можно купить бутылку за полную стоимость, но в этом случае к ней идёт в подарок бесплатная бутылка кондиционера. Мозг в большинстве случаев выбирает второй вариант, поскольку боится упустить выгоду — бесплатный подарок воспринимается мозгом как нечто более ценное, нежели скидка, и покупатель начинает думать, что заключил выгодную сделку. Вы не захотите упускать шанс получить бесплатный подарок независимо от его стоимости.

Ещё один пример избегания потерь — пробные периоды. Мы с большей вероятностью будем участвовать в бесплатных пробных периодах, чем платить заранее, так как мы говорим себе, что бесплатный продукт нам ничего не стоит. Правда в том, что мы платим нашим временем и усилиями, чтобы привыкнуть к продукту. И когда пробный период закончится, оплата за дальнейшее пользование будет восприниматься мозгом как избегание потери. Мы потеряем всё время и усилия, вложенные в продукт, если не продолжим.

Ещё неплохой вариант избегания потерь — статусы «осталось всего 2 штуки» или «последний экземпляр» в онлайн-магазинах. В более продвинутом виде монетизацией, построенной на «избегании потерь», может стать страхование того, что у пользователя уже есть.

В реальном мире это отлично работает в фитнес-центрах, когда клиент может «заморозить» уже купленный абонемент, чтобы не терять недели, когда он в отпуске. В приложениях многие люди готовы немного доплатить за схожую опцию, особенно если оплата будет происходить не реальными деньгами, а какой-то внутренней валютой. Такие «монетки» не воспринимаются нашим мозгом как что-то существенное, даже если они были куплены за реальные деньги. С ними человек расстанется гораздо охотнее.

С натяжкой даже манипуляции Uber с ценой поездки можно отнести к избеганию потерь. По слухам, компания фиксирует заряд телефона и повышает цену поездки для тех, чьи смартфоны сохранили 20% заряда и меньше. Считается, что человек с разряжающимся смартфоном не захочет оставаться без такси и оплатит поездку даже по более высокому тарифу.

В ряде случаев принцип избегания потерь можно использовать и для немонетизационных функций. К примеру, отложенная регистрация. Если пользователь сначала поиграет в игру или чего-то достигнет в неигровом приложении, то мозг будет воспринимать это как вложенные усилия (затраты) и будет бояться их потерять просто так. Следовательно, если предложить пользователю сначала что-то сделать в приложении, а только потом попросить завести аккаунт, то страх потерять вложенные усилия будет перевешивать «стоимость» усилий на регистрацию, а в большинстве случаев ещё и перевесит страх выдачи сервису своей частной информации.

Вот функция, выведенная Каннеманом и Тверски:

Парадоксально, но люди склонны чрезмерно реагировать на небольшие потери (или прибыль), но слабее реагируют на средние и крупные потери. И если пользователь сравнивает соразмерные выгоду и потерю, то потеря того же размера воспринимается как имеющая большую ценность.

Кроме того, наша готовность принять решение не имеет никакого отношения к тому, сколько мы уже имеем. Даже если у нас будет миллион долларов, мы все равно будем столь же сильно избегать потери 20 долларов, как если бы у нас не было денег.

Многомудрый Литрекон не любит конфликтовать, но признает эту необходимость в крайнем случае. Свою позицию он выразил в итоговом сочинении на тему: Всегда ли нужно избегать конфликтов? Аргументы он взял из книг «Гроза», «Евгений Онегин», «На дне», «Дубровский», «Старуха Изергиль», «Капитанская дочка», «Юшка», «Олеся».

Вариант 1

(347 слов) Многие люди стараются избегать конфликтов, так как не любят ссоры и дорожат отношениями с близкими. Однако бывают такие ситуации, когда промолчать нельзя, иначе мы рискуем потерять себя в бесчисленных уступках. Подобными примерами богата отечественная литература.

Так, в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы становимся свидетелями ссоры двух приятелей. Алексей оскорбил любимую девушку Петра, сказав, что вместо стихов она предпочла бы серьги, а за них охотно навестила бы офицера ночью. Эти слова порочили честь семьи Мироновых — людей, которые приняли Швабрина как родного. Такой подлости и неблагодарности Петр не мог простить. Как промолчать, если человек ведет себя отвратительно и бесчестно? Разве можно оставить без внимания несправедливость? Гринев вызвал Швабрина на поединок и дрался с ним, даже несмотря на запрет коменданта крепости. В данной ситуации нельзя было избежать конфликта, потому что гнусные сплетни Алексея могли перечеркнуть будущее Марьи, которой и так было сложно найти жениха из-за отсутствия приданого. Кроме того, Петр не смог бы уважать себя и придерживаться своих принципов, если бы не вступился за даму сердца.

В качестве еще одного примера рассмотрим ситуацию, более приближенную к быту и нравам наших семей. А.Н. Островский в пьесе «Гроза» описал конфликт невестки и свекрови. Кабаниха прибрала к рукам всю власть в доме и командовала безвольным сыном. Своенравие его супруги вызывало у Марфы Игнатьевны раздражение и даже гнев. Чтобы подавить ее сопротивление, она не жалела упреков и грубости. Конечно, невестка лучше владела собой и была культурнее, так что могла бы промолчать и проявить уважение к старшим, как сказали бы многие. Но если бы Катерина позволила свекрови помыкать собой, сохранила бы она верность своим убеждениям? Смогла бы она уважать себя? Нет, ведь ей пришлось бы распрощаться со своей индивидуальностью и самобытностью. Героиня стала бы такой же лицемеркой и ханжой, как все обитатели Калинова. Поэтому Катерина все время почтительно, но твердо возражает Кабанихе. Она не может избежать этого конфликта, иначе потеряет себя.

Таким образом, в жизни часто приходится защищать свое право оставаться собой, поэтому всех конфликтов избежать нельзя. В противном случае мы потеряем свое мнение в череде уступок и станем безвольными куклами в руках тех, кто не боится враждовать ради достижения цели.

Вариант 2

(380 слов) Вражда разрушает не только отношения между людьми, но и самих людей. В пылу ссор мы теряем время, силы и нервы, отодвигая на задний план все действительно важные дела. Поэтому каждый человек должен избегать конфликтов и мириться при первой же возможности. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.

Так, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» описал конфликт двух приятелей. Евгений хотел позабавиться над товарищем и отомстить ему за то, что он привел его на вечер, не соответствующий ожиданиям Онегина. В качестве орудия мести он избрал флирт с Ольгой — невестой Владимира. Провинциальная кокетка была польщена вниманием столичного денди и уделила ему весь вечер. Ленский был взбешен, он приревновал Ольгу и жаждал поединка. Евгений принял вызов. Хоть он и признавал свою вину, до извинений дело так и не дошло, потому что Онегин боялся уронить свою репутацию в глазах света. Просьба о прощении могла быть истолкована как трусость. В итоге ссора привела приятелей к барьеру, и Ленский был убит накануне свадьбы. Разрушительные последствия их вражды — это доказательство того, что лучше всего избегать конфликтов, ведь они опасны и непредсказуемы, а их влияние на жизнь — губительно.

Не менее поучительный пример А.С. Пушкин изобразил в романе «Дубровский». Два старых друга жили бок о бок и часто общались, даже думали поженить своих детей, но одна случайная размолвка разрушила их отношения и привела к ужасным последствиям. Андрей Гаврилович, будучи в гостях у приятеля, заметил, что его охотничьи собаки живут лучше крепостных крестьян. Псарь Троекурова в ответ сказал, что «иному барину неплохо было бы променять усадьбу на собачью конуру». Дубровский обиделся и покинул имение. Он прислал Троекурову письмо с требованием наказать Парамошку за дерзость. Кирила Петрович был взбешен тоном послания и отказался. Сосед же изловил его мужиков на своей территории и велел их высечь за кражу леса. Троекуров решил наказать товарища и подкупил чиновников, чтобы незаконно присвоить владения Дубровского. Андрей Гаврилович, лишившись дома, сильно заболел от расстройства и умер преждевременно, а друг так и не успел помириться с ним и попросить прощения. Конфликт двух друзей, начавшийся с пустяка, привел к трагичным последствиям, что подтверждает необходимость избегать ссор и споров.

Таким образом, конфликты необходимо исключить из своей жизни, иначе они ее разрушат. Споры и склоки мешают человеку выстраивать гармоничные и длительные отношения и порождают столкновения, опасные для здоровья. Лучше сохранить худой мир, чем растрачивать себя на добрые ссоры. 

Вариант 3

(390 слов) Конфликты разъедают отношения, как ржавчина, и приносят только страдания все участникам. Нужно стараться по возможности избегать их. Но бывают случаи, когда остаться в стороне просто невозможно, когда нужно защитить свои права и свободы. И те, и другие примеры мы можем разобрать, обратившись к отечественной литературе.

Например, в пьесе М. Горького «На дне» бесконечная вереница конфликтов разрушила отношения Василисы со всеми окружающими ее людьми. Вздорный характер и грубость нрава мешают женщине наладить контакт с мужем и сестрой. Каждый день Василиса провоцирует ссоры и бьет Наташу. Супруга она не ценит и даже желает его смерти, чтобы захватить все его имущество. Бездуховность и агрессивность героини шокируют даже ее любовника, вора и бродягу. Васька Пепел бросает ее, потому что ему не нужна женщина «без души». Ему милее тихая и нежная Наташа, которая в драмах семьи Костылевых всегда играет роль жертвы. Все постояльцы ночлежки тоже не жалуют Василису за ее злость и склонность к ссорам. Несмотря на материальное благополучие, героиня ведет себя хуже нищих и пьяных обитателей социального дна. Постоянные выяснения отношений разрушили семью Василисы и негативно отразились на ее характере. Героиня так и не нашла любви и счастья, потому что воюет со всем миром и утрачивает в этих стычках все самое лучшее, что есть в женщине.

Однако далеко не всегда конфликты — это капризы вздорного характера. Иногда нам просто необходимо враждовать с теми, кто попирает наши права. Такой пример М. Горький описал в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра, сын орла и похищенной им земной женщины, пришел в племя людей, но со своим уставом. Он, как и его отец, полагал, что может насильно взять все, что ему приглянулось, не спрашивая ни разрешения, ни мнения. Поэтому Ларра без колебаний убил девушку, которая не захотела пойти с ним. Что оставалось делать его соплеменникам? Они должны были вступить в конфликт с преступником и наказать его. Люди связали убийцу и провели допрос, а после решили изгнать Ларру. Какими бы миролюбивыми ни были эти герои, они не могли миновать это выяснение отношений, ведь преступник нарушал их права, и его нужно было остановить. общество вынуждено конфликтовать с теми, кто идет против его законов, иначе оно станет жертвой агрессора.

Таким образом, люди должны избегать ссор и споров, чтобы сохранить семью, дружбу, отношения внутри рабочего коллектива. Вражда разрушает все самое дорогое, что у нас есть. Но когда наши свободы уничтожаются чьей-то вседозволенностью, нам необходимо вступить в конфликт, дабы обезопасить свои права от посягательств преступника.

Вариант 4

(453 слова) Никто из нас, конечно, не скажет, что конфликты — это положительное явление. Вражда выматывает людей и отнимает силы, которым стоит найти лучшее применение. Поэтому человеку необходимо дистанцироваться от агрессивной среды и набраться терпения, чтобы не реагировать на провокации. Только так он сможет добиться большего и сохранить свои нервы в порядке.

Проблему конфликтности окружения и методы борьбы с ней мы находим в рассказе А. Платонова «Юшка». Главный герой стал настоящим «мальчиком для битья» в своей среде, где люди были жестокими и грубыми. Помощник кузнеца был больным и слабым бедняком, над которым можно было вдоволь потешиться и сорвать злость. Даже дети вели себя агрессивно по отношению к Ефиму, который в ответ на насилие проявлял доброту и снисходительность. Ни разу герой не поднял руку и не прикрикнул на тех, кто обижал его ежедневно. Он полагал, что все эти люди любят его, но не умеют выразить своего чувства. Лишь однажды Юшка возразил мужчине, обвинившему его в том, что он — лишний в этом мире. В ответ герой получил смертельный удар, после которого скончался. Если бы Ефим каждый раз болезненно реагировал на эти провокации, он не дожил бы и до того дня, ведь вражда истощает силы и приводит к насилию. Энергию, сэкономленную на ссорах, он направлял на то, чтобы обеспечить сироту и дать ей образование. Юшка избегал конфликтов и извлек из этого максимум пользы для себя и девочки, и которой он помог.

Иногда нам кажется, что мы вполне можем существовать в агрессивной среде и дать отпор тем, кто вздумает на нас давить. Однако любое столкновение с людьми влечет за собой негативные последствия, масштабов которых мы не можем оценить заблаговременно. Подтверждение этому мы находим в повести А.И. Куприна «Олеся». Главная героиня жила за пределами деревни, потому что местные жители считали ее колдуньей. Крестьяне были суеверны и невежественны, поэтому любая премудрость в их понимании была «от лукавого». Их предрассудки заразили и саму Олесю, поэтому она считала, что в церкви ей не место, так как ее дар был инфернальным. Но желание соответствовать требованиям избранника взяло верх, и героиня решила явиться на службу. Она понимала, что ее появление может вызвать негатив у местных жителей, но рискнула. Оказавшись в окружении агрессивно настроенных людей, Олеся уже не контролировала ситуацию. Прихожанки набросились на нее с кулаками и хотели измазать «ведьму» дегтем. Олеся едва спаслась от преследователей, но все равно была сильно избита. Этот пример подтверждает необходимость избегать конфликтных ситуаций. Героиня могла бы предотвратить случившееся, если бы дистанцировалась от агрессивной среды и не провоцировала жестоких людей на насилие.

Таким образом, человек должен запастись терпением и избегать столкновений с другими людьми, чтобы ссоры и склоки не отвлекали его от поставленных целей и подлинных жизненных ценностей. Нужно не реагировать на провокации и беречь силы для созидания. Конфликты отнимают силы, но взамен не дают ничего, кроме иллюзорного и ничтожного триумфа.

3494

Как успешно написать итоговое сочинение, являющееся допуском к ЕГЭ? Создать грамотный текст с последовательными рассуждениями. Чтобы получить «зачет», для раскрытия темы нужно привлечь развернутые аргументы.

В 2022/2023 учебном году экзамен претерпел некоторые изменения – ФИПИ выделил из банка заданий 3 новых глобальных раздела, касающихся места человека в обществе и в природе. Ниже вы найдете несколько литературных аргументов по всем направлениям итогового сочинения.

Содержание

Разделы и подразделы итогового сочинения 2022-2023 года

По каким направлениям* стоит заранее создать подборку литературных примеров, какие разделы будут встречаться в итоговых сочинениях с 2022 года? 👇🏻

*направление – старое наименование раздела, которое употреблялось до 2022 года. С 2022-2023 учебного года данное понятие отменено. Слово «направление», которое далее фигурирует в статье, дается условно.

Раздел итогового сочинения №1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

Раздел итогового сочинения №2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

Раздел итогового сочинения №3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

24 декабря – 20 января

5-11 классы

Онлайн-олимпиада Коалиции

Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 года

Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

Пример темы экзамена: Почему человек должен сохранять честь и достоинство?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Честь – высокое моральное качество, позволяющее человеку придерживаться нравственных ориентиров при любых обстоятельствах. Олицетворением чести выступает Петр Гринев, герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Родители вложили в Петра нерушимые идеалы. «Береги честь смолоду», — ключевое наставление, которое отец дал сыну перед его отправкой на службу.

Главному герою пришлось пройти множество испытаний, но даже в моменты опасности он не пытался укрыться от проблем. Гринев дал решительный отказ на предложение Пугачева присягнуть ему и перейти на сторону бунтовщиков. Петр – дворянин, который понимал то, как важно хранить верность Отчизне.

Пример темы экзамена: В какие моменты перед человеком встает выбор между добром и злом?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Выбор между добром и злом отражен в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников, находился в тяжелом материальном положении – у него не было средств на оплату обучения и своего проживания. В голове героя твердо осела определенная картина мироздания: одни люди относятся к категории «право имеющих», а другие считаются «тварями дрожащими». Последние – представители общества, чьи жизни не имеют особой ценности.

Чтобы проверить теорию и доказать себе принадлежность к высшей группе, Раскольников решился на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, которая наживалась на людях, оказавшихся на грани бедности.

Ужасное деяние главного героя не спасло мир от зла – наоборот, он примкнул к темной стороне, потворствуя жестокости. Раскольников мог решить свои проблемы иным путем, но он выбрал насилие.

Пример темы экзамена: Какие духовные ориентиры позволяют человеку двигаться дальше?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Сила духа – важнейший двигатель, позволяющий преодолевать все невзгоды, встречающиеся на тернистом пути людей. Олицетворением силы духа является Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

На долю Соколова выпало множество бед: Великая Отечественная война разлучила с любимой женой и детьми, а затем и вовсе забрала их жизни, лишила дома, где некогда царила теплая семейная атмосфера. Андрею приходилось встречаться со смертью лицом к лицу: он не раз попадал в тяжелые ситуации и был на грани погибели.

Но вера в лучшее в мужчине не угасла. Он приютил осиротевшего мальчишку, прикинувшись его родным отцом. Своим благородным поступком Соколов укрыл ребенка от невзгод и подарил ему шанс на счастливую жизнь.

3599

Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

Пример темы экзамена: Почему возникают разногласия между представителями разных поколений?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

«Отцы и дети» — роман, написанный И. С. Тургеневым еще в XIX веке. Несмотря на течение времени, произведение и по сей день остается актуальным. В романе поднимается важная проблема, с которой сталкиваются все люди, — старые устои становятся чужды новым поколениям.

Евгений Базаров выступает за рационализм во всем: по его мнению, деятельность людей должна приносить только практическую пользу. Герой отрицает важность искусства, не умеет восхищаться явлениями природы, не может полностью окунуться в чувство любви.

Противоположностью Евгения является Павел Петрович Кирсанов – представитель старшего поколения, активно вступающий в споры. Кирсанов привык к праздному образу жизни, он не может представить свое существование без прекрасного – без поэзии и музыки. Он поддерживает традиционные ценности народа и не понимает аргументов молодого нигилиста Евгения.

Пример темы экзамена: В чем проявляется гражданская позиция человека?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Гражданская позиция – взгляды человека на жизнь государства и общества, его личное отношение к происходящим событиям, а также действия, направленные на изменение или сохранение установленных порядков.

Пример гражданской позиции можно увидеть в произведении Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой, отец семейства, чтил историю своего государства, с уважением относился к Родине и считал защиту Отечества своим главным долгом. Своим детям он прививал высшие моральные ценности и чувство патриотизма. Его позицию перенял Остап – старший сын, погибший в бою. Младший же, Андрий, променял свое государство и перешел на вражескую сторону из-за любви к прекрасной полячке.

Что изменилось в структуре итогового сочинения?

Итоговое сочинение 2022-2023

Пример темы экзамена: Может ли человек существовать вне общества?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Люди – социальные существа, начинающие адаптацию к обществу с раннего детства. Окружение прививает им нормы, представления о добре и зле, учит взаимодействию с членами разных социальных групп. Если этого не происходит, люди вырастают отчужденными, не умеют дружить, любить и понимать чувства окружающих.

Так и произошло с Ларрой – героем произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра, сын человека и орла, не вписывался в рамки общества – он считал себя лучше других, потакал всем своим желаниям, несмотря на социальное порицание. Люди прокляли его за излишнюю гордость. Карой стала вечность в одиночестве – Ларра принял облик бессмертной тени.

3534

Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Природа и культура в жизни человека»

Пример темы экзамена: Какова роль музыки на войне?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Музыка способна поднять боевой дух солдат, воодушевить их на новые благородные свершения во имя Отечества. В произведении «Василий Теркин», написанном А. Твардовским, читали могут заметить исцеляющее действие искусства.

Главный герой взял гармонь убитого танкиста и стал играть на ней различные мелодии. Услышав прекрасное звучание, к Василию Теркину подтянулись все солдаты. Музыка помогла бойцам отвлечься от ужасных военных событий, от разрухи и смертей. Настроение членов танковой колонны быстро сменилось: мужчины пошли в пляс, стали радоваться, наслаждаясь моментами счастья и безмятежности.

Пример темы экзамена: Чем может обернуться вмешательство в природу?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» раскрывает негативные последствия, возникающие из-за вмешательства человека в природу. Профессор Преображенский решил провести эксперимент – пересадить собаке человеческий гипофиз. Животное обрело облик человека, но полноценным представителем общества не стало: остались повадки, свойственные от природы большинству собак. Результат опыта, Шариков, оказался невоспитанным грубияном, который жил в обществе, но игнорировал принятые этические нормы.

Автор произведения показывает, что научный прогресс зачастую приводит к негативным последствиям. Люди, возомнившие себя венцом природы, рушат естественный уклад жизни и сами же от этого страдают.

Пример темы экзамена: Какого человека можно назвать творцом искусства?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» перед читателями предстает образ Екатерины Ивановны – молодой девушки, мечтающей стать известной пианисткой. Екатерина Ивановна переоценивала свои возможности, считая себя талантливым человеком, которому заготовлено отдельное место в мире искусства.

В музыке героиню интересовало не столько само искусство, сколько признание со стороны общества. Екатерина желала заявить о себе при помощи игры на пианино. Она хотела жить и купаться в лучах славы, но не была готова в полной мере работать над достижением цели, вследствие чего ее желания так и не были реализованы.

3502

Как подготовиться к декабрьскому сочинению 2022-2023 учебного года?

1.Заведите читательский дневник, чтобы с легкостью написать сочинение и не перепутать литературных героев

Фиксируйте основную мысль литературных произведений, указывайте главных героев и их образы, основные тезисы, чтобы безошибочно оперировать информацией на итоговом сочинении.

2.Раскрывая тему направления, в качестве аргументов используйте любые литературные произведения, с которыми вы хорошо знакомы

Суть написания итогового сочинения – применение информации из целиком прочитанных произведений. Используя информацию с сайтов, где расположены краткие пересказы, вы подвергаете себя фактическим ошибкам – можно спутать детали и лишиться баллов.

3.Научитесь укладываться во время, данное для написания сочинения

Одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение в течение 235 минут. Если вы не уложитесь в регламент, ваши бланки заберут без возможности доработки текста.

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

4.Помните, что каждое сочинение оценивается по заранее установленным критериям

Чем выше качество вашего сочинения, чем ближе работа к эталону, тем больше вероятность получить «зачет».

5.Используйте банк аргументов итогового сочинения 2021 года

В 2022-2023 учебном году будут использоваться темы прошлых сезонов. Прочтите готовые тексты, подборки аргументов, чтобы почерпнуть больше литературных материалов и задействовать их во время написания итогового сочинения.

6.Совершенствуйте владение языковыми навыками

Грамотность – один из критериев, входящих в структуру сочинения. «Незачет» ставится в том случае, если школьник допускает более 5 ошибок на 100 слов. Лишить заветного допуска к ЕГЭ могут пунктуационные, орфографические, грамматические и речевые ошибки. Прокачать навык письменной речи можно на онлайн-курсе по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

2bc099fc-945a-4540-a15f-5274bdb091e8

Выводы

Темы, встречающиеся на экзамене, всегда связаны с природой, обществом и социальными явлениями. Написание итогового сочинения не составит труда, если вы заранее подготовите аргументы для нескольких разделов и подразделов.

Поделиться в социальных сетях

Как продвигается ваша подготовка к итоговому сочинению?

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

[Эта статья участвует в конкурсе «Время ломать языковой барьер 4».]

Игра может разрабатываться под влиянием различных областей науки. Среди них область психологии является одной из самых интересных, поскольку она предлагает варианты взаимодействия игроков, которые могут быть не предусмотрены основной механикой игры. На этой неделе я публикую свой взгляд на избегание потери, который, надеюсь, перерастёт в серию статей по психологии.

Я нашёл одно из лучших обсуждений феномена избегания потери на Usabilia, где этот термин описывается следующим образом:

«Избегание потери — это характеристика человека, которая описывает, как люди по своей природе боятся что-либо потерять. Если сравнить, то люди гораздо больше испытывают огорчение от поражения, чем радость от победы. При этом величина потери сильно преувеличена по сравнению с выгодой, даже если стоимость в денежном эквиваленте одинакова».

Вопрос о сути феномена избегания потери поднимается нечасто. Вместо этого, современные научные статьи по этой теме, как правило, больше сосредоточены на том, почему это происходит и каковы его границы. Я думаю, что некоторые из этих вопросов могут быть интересными для последующих статей, но на данный момент я хочу сосредоточиться на основе избегания потерь, поскольку это имеет отношение к игровому дизайну.

Так уж получилось, что два разных разработчика игр хорошо воссоздали и повторили эффект избегания потери в своих проектах. Поэтому их игры являются отличным примером того, как этот психологический эффект может быть использован для улучшения игрового процесса. И так получилось, что эти двое — одни из моих любимых разработчиков игр: Райнер Книция и Штефан Фельд.

Основы избегания потери

Ra (1999) Райнера Книции — игра, которая всегда заставляет меня думать о страхе потерять победные очки. Основная цель игры состоит в том, чтобы собирать тайлы, и эти тайлы, как правило, дают вам победные очки при размещении монументов, фараонов, пойм и технологий вашей цивилизации. Чаще всего вы получаете победные очки, но есть два исключения: если у вас меньше всего фараонов, вы теряете 2 очка, и если у вас нет технологий цивилизации в конце эпохи, вы теряете 5 очков.

Будучи примером очень хорошо проработанной игры с аукционом, цены на тайлы формируются в зависимости от спроса. Тем не менее в большинстве или во всех партиях в Ra, что я играл, ценность тайлов цивилизации, как правило, завышена: люди будут платить за них больше, чем стоит потратить на получение 5 очков, и это понятно, ведь они боятся потерять победные очки. Я подозреваю, что в Ra — Dice Game (2009) важность технологий цивилизации, реализованных посредством кубиков, также переоценена, но тяжело понять, насколько именно, потому как в Ra всё считается несколько по-другому. (Это, скорее всего, ещё одна тема для будущего разговора.)

Фараоны, из-за которых можно получить штраф в 2 балла, ещё более интересны, чем технологии цивилизации. Я уверен, среднестатистический игрок точно так же переоценивает их значимость, даже если он не является последним по количеству этих тайлов. Тем не менее избегание потерь имеет тенденцию исчезать с приобретением опыта в игре. Эта же тенденция прослеживается во многих других играх.

Огласим первый закон Шеннона о дизайне игр с избеганием потерь:

  Более опытные игроки проще относятся к потерям.

Эпоха кризиса

В конце 00-ых на рынке появились игры с элементами кризиса. Наиболее известной в этой категории является «Агрикола» (2007), но я считаю, что Штефан Фельд является непревзойдённым мастером этого жанра.

Основная идея такой игры состоит в том, что на передний план ставятся штрафы и потери, делая их постоянным фактором в игровом процессе. Благодаря феномену избегания потери, напряжение в таких играх возрастает, и это само по себе стимулирует принимать определённые решения, что не всегда к лучшему.

Notre Dame (2007) была первой игрой Фельда в этой категории. В игре много вариантов действий, в том числе драфт карт и менеджмент ресурсов, но при этом присутствует элемент кризиза: каждый раунд каждый игрок добавляет определённое количество крыс к своему треку чумы, и уменьшить их количество можно, только построив больницы.

Интересно в Notre Dame то, что начинающие игроки часто пытаются всеми силами не допустить увеличения показаний трека чумы, при том, что он не имеет никакого эффекта, пока не достигнет последнего значения. Опытные игроки (опять же) немного спокойнее относятся к увеличению значения на их треке чумы, но даже они не склонны играть максимально эффективно, без оглядки на то, что они оказались бы к концу игры практически в конце этого трека. Всё потому, что они, опять же, опасаются случайных потерь, что возможно при неудачном выпадении карт в конце хода.

  Игроки стараются избегать не только потерь как таковых, но и увеличения вероятности потерь в дальнейшем.

In the Year of the Dragon (2007) Штефана Фельда может быть самая гадкая, насыщенная кризисами игра из всех. Каждый раунд происходит что-то ужасное: эпидемия убивает людей, если не хватает целителей; монголы убивают людей, если не хватает воинов; император забирает людей, если налоги не платятся; засуха убивает людей, если дворцы не снабжаются рисом. Это постоянная полоса несчастий, с которыми игроки борются, чтобы не отстать, и, на удивление, это не исчерпывает их страха перед потерями. (Хотя это может исчерпать терпение игроков!)

И среди всего этого безобразия вдруг начинается «праздник дракона». Это хорошее событие, которое может принести много победных очков игрокам, которые предоставят тайлы фейерверков, но это всегда меньше заботит игроков, чем оставшееся время до конца игры.

  Даже в игре, перенасыщенной штрафами, игроки, как правило, больше беспокоятся о возможных потерях, чем о слабозаметных на фоне общего кризиса бонусах.

Расходы и последствия

Райнер Книция полностью сосредоточился на феномене избегания потери, как мне кажется, в 90-х годах, и теперь давайте рассмотрим другую игру той эпохи — Medici (1995), как пример ещё одного интересного варианта использования избегания потери.

В Medici игроки делают денежные ставки на закупку большого количества товаров, которые, в свою очередь, могут принести им деньги, хотя получаемая прибыль не всегда очевидна. Загвоздка в том, что деньги, которые вы тратите, и есть ваши победные очки.

Игра предполагает, что расходование ПО вызовет некоторый эффект избегания потерь, хотя, вероятно, не в таком масштабе, как потеря ПО в других игровых механиках (как крысы или отсутствие тайлов цивилизации). Тем не менее новички, как мне кажется, с большей неохотой тратят свои ПО, чем более опытные игроки.

  Расходы иногда могут привести к эффекту избегания потери, хотя и в меньшей степени, чем при действительной потере чего-либо.

Интересно, что Medici предлагает хороший аргумент против траты ПО. Вы начинаете с 30–40 флоринами, и если вы дойдёте до 0… То у вас не будет больше денег для участия в торгах. Таким образом, существуют реальные последствия чрезмерных трат.

  Иногда игра может предложить весомый аргумент, который поможет избежать потерь.

Вывод

Очевидно, что тема избегания потери в играх может использовать некоторые реальные исследования, чтобы лучше оценить, насколько этот феномен применим, и какой именно тип поведения генерирует, в какой степени  и для какого типа игроков. Также я думаю, было бы интересно математически проанализировать, как определённые механики влияют на разницу между потерей и приобретением. Однако на данный момент, я думаю, справедливо подвести итог — разработка с учётом неприятия потери может хорошо работать в игре, предоставляя игрокам дилеммы, решение которых находится за пределами самой игры, в основных проблемах человеческой психологии.

Тезисы

  1. Если живешь один, необходимо о ком-то заботиться. Иначе тебе угрожает опасность быть унесенным ветром. Лилиан Джексон Браун

  2. Дети, браки и сады отражают ту заботу, которую о них проявляют. Г. Джексон Браун

  3. Он берёг её, как садовник бережет редкостный цветок от каждого дуновения ветра, и окружил всем, что могло приносить радость её нежной душе. Мэри Шелли, «Франкенштейн, или Современный Прометей»

  4. Быть по-матерински заботливым — значит быть способным на безусловную любовь. Это значит любить человека просто ради радости любви, помогать человеку расти просто ради радости видеть, как кто-то растет. Ошо

  5. Красота женщины — не во внешней ее привлекательности, истинная красота женщины отражается в ее душе. Это забота, которую она отдает с любовью. Одри Хепберн

  6. Нередко заботливые родственники приносят человеку больше вреда, чем откровенные враги. Они блокируют его развитие, делая за него то, что он должен делать сам. Михаил Литвак

  7. Самое важное лекарство — это нежная любовь и забота. Мать Тереза

Аргументы

А. И. Куприн «Куст сирени». В рассказе А. И. Куприна «Куст сирени» также затрагивается тема заботы. Вера и Николай Алмазовы жили бедно, но они любили друг другу. Вера старалась сделать всё возможное, чтобы помочь мужу в обучении в Академии, она множество раз переписывала его работы, переводила тексты, исправляла ошибки. Николай знал: любимая всегда сможет ему помочь. Алмазов совершил ошибку при создании плана местности и соврал о кустах, растущих на месте случайно появившейся кляксы. Преподаватель не поверил Николаю, и студент понимал, что его дальнейшее обучение стояло под угрозой. Именно Вера смогла решить проблему, она предложила высадить недостающие кусты. Девушка продала свои украшения, супруги приобрели сирень. План сработал, Николай смог продолжить обучений. Забота – лучшее проявление любви. Лишь тот, кто по-настоящему дорожит человеком, способен пожертвовать чем-то важным для себя ради помощи близкому. 

Л. Н. Толстой «Война и мир» Роман-эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого – уникальное произведение, в котором раскрывается множество острых социальных проблем, в том числе тема заботы. Князь Болконский отличался деспотичностью, а его характер был невыносим. Несмотря на строгость воспитания, Марья выросла доброй, отзывчивой девушкой, обладавшей прекрасным образованием. Княжна всегда старалась помогать окружающим. Забыв о запретах отца, она разрешала «странникам» ночевать в комнатах имения, когда Николай Болконский выезжал из деревни. Именно Марья взялась за воспитание племянника, Николая, когда его мать умерла, а отец был вынужден уехать. Религия занимала важное место в жизни девушки, заповеди, согласно которым человек должен пожертвовать всем, что у него было, ради помощи нуждающимся, были священны для неё. Доброта девушки спасла множество людей, помогла мальчику, оставшемуся сиротой, вырасти настоящим мужчиной. Таким образом, забота о близких – это удивительная способность личности, которая заключается в умении делать добрые поступки, помогать окружающим. 

Д. И. Фонвизин «Недоросль» Обратимся к произведению Д. И. Фонвизина «Недоросль», в котором также раскрывается проблема заботы. Княгиня Простакова занималась воспитанием своего сына — Митрофанушки. К сожалению, она не уделяла достаточного внимания его образованию. Несмотря на то, что Митрофана обучало множество педагогов, ни один из них не смог дать молодому человеку настоящих знаний. А Простакова и не думала менять учителей, её вполне устраивала нетребовательность преподавателей, ведь сытость и здоровье Митрофана волновали её гораздо больше. Она ни в чём ему не отказывала, даже позволяла грубо разговаривать как с собой, так и со слугами. Настолько трепетное отношение матери к взрослому человеку нельзя назвать заботой, это излишняя опека, которая способна лишь навредить каждому. Таким образом, любить – не значит оберегать и исполнять любой приказ, напротив, забота – это помощь, умение всегда быть рядом и лишь в нужный момент оказывать поддержку, давая необходимую свободу и возможность самостоятельно принимать решения. 

О. Генри «Последний лист» Обратимся к рассказу О. Генри «Последний лист», в котором также раскрывается тема заботы. Джонси тяжело заболела пневмонией и совершенно потеряла веру в возможность снова почувствовать себя здоровой. Сьюзи не бросила больную подругу, она приглашала врачей, доставала лекарства. Девушки жили бедно, поэтому Сью приходилось много работать, чтобы на вырученные от продажи картин деньги покупать всё необходимое для выздоровления близкого ей человека. Художница морально поддерживала подругу, заставляла её продолжать мечтать, думать о светлом будущем. Без помощи подруги девушке вряд ли удалось бы выздороветь. Таким образом, забота – это отсутствие равнодушие, доброе отношение одного человека к другому. Каждому важно чувствоваться любовь близких, осознавать, что есть те люди, которые смогут прийти на помощь. 

И. А. Гончаров «Обломов». Обратимся к роману И. А. Гончарова «Обломов», в котором также раскрывается тема заботы. Илья Ильич Обломов с детства привык лениться, откладывать важные дела на далёкое будущее и, боясь возможных трудностей, забывать о собственных мечтах. Ольга Сергеевна временно изменила его жизнь: заставила Илью Ильича выходить на улицу, посещать театры, ездить к соседям, заниматься самообразованием. Обломов был готов жениться на Ольге, но, не выдержав напряжения, вернулся к старому образу жизни. Переложив все свои обязанности на непроверенного человека, он потерял огромные деньги, а вместе с тем и любовь всей своей жизни. Главному герою произведения впоследствии понравилась другая женщина, Агафья Матвеевна Пшеницына, которая была готова полностью позаботиться о быте, взять на себя всё хозяйство и ничего не требовать от Ильи Ильича. В результате такая опека-забота над взрослым мужчиной сделала его абсолютно ни к чему неспособным, мечты и рассуждения стали единственными его занятиями. Таким образом, несмотря на то, что любовь и забота играют важную роль в жизни людей, излишнее беспокойство о близких далеко не всегда приводит к их счастью и благополучию. 

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» — эти слова принадлежали главному герою сказки А. де Сента-Экзюпери «Маленький принц», в которой также раскрывается тема заботы. Маленький принц оберегал свою крохотную планетку от злосчастных баобабов и ежедневно избавлялся от противных растений, способных уничтожить его дом. Чистка вулканов также отнимала у него много времени, но он был готов делать всё возможное для благополучия своего дома. Герой произведения влюбился в прекрасную розу, он старался позаботиться и о ней, исполнял все её капризы. Даже во время своего путешествия Маленький принц не смог забыть о возлюбленной, он переживал о её состоянии. Забота главного героя произведения проявлялась в трепетном отношении к окружающему миру и близким. Он никогда не жалел ни собственных сил, ни времени на необходимую помощь. Таким образом, заботливый человек никогда не останется равнодушным к проблемам дорогих ему людей. Он будет готов сделать всё, чтобы сохранить то, что обладает особой для него ценностью. 

А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Обратимся к рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор», в котором также раскрывается тема заботы. За свою жизнь главная героиня произведения пережила многое: войну, потерю любимого мужа, смерти детей. Несмотря на все случившиеся трагедии, женщина осталась доброй и отзывчивой. Она никогда и никому не отказывала в помощи. Все соседи знали, что в любой момент могут рассчитывать на поддержку Матрёны, ведь она даже не требовала вознаграждения за свой труд и сама никогда не просила о чём-либо. Женщина любила помогать окружающим и всю свою жизнь посвятила именно этому занятию: она занималась воспитанием неродной дочери и была готова пожертвовать частью собственной горницы для её счастья. Та же Матрёна приютила больную кошку и ухаживала за ней. Главная героиня произведения заботилась обо всех, ей было важно оказывать необходимую поддержку нуждающимся, она по-настоящему беспокоилась об их благополучии. Таким образом, забота – это чистое и искреннее чувство человека, которое проявляется в его бескорыстной помощи окружающим. 

А. И. Куприн «Чудесный доктор». Обратимся к рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор», в котором также раскрывается тема заботы. Семья главного героя произведения, Емельяна Мерцалова, переживала не лучший период: отца не принимали на работу, мать была вынуждена ездить на другой конец города, чтобы получить немного денег, старших детей не брали в гимназию, а младшая дочь серьёзно болела. Отсутствие денег было главной проблемой, Мерцаловы жили в сыром подвале, недоедали и не могли позволить себе купить лекарства для больной девочки. Положение казалось безвыходным, но доктор Пирогов случайно встретился с Емельяном на улице. Узнав обо всех несчастьях Марцаловых, доктор принял решение помочь, он осмотрел девочку и дал денег на лекарства. После визита врача всё начало меняться в лучшую сторону: чудом Мерцалова взяли на работу, детей приняли в гимназию, Машутка выздоровела, и семья переехала. Именно благодаря неравнодушию Доктора Пирогова жизнь девочки была спасена. Таким образом, забота проявляется в желании одного человека помочь окружающим. От добрых поступков нередко зависит жизнь других людей. 

Л. Н. Андреев «Кусака». Обратимся к рассказу Л. Н. Андреева «Кусака», в котором также раскрывается тема заботы. Главная героиня произведения, Кусака, была оставлена на улице. Она долго искала нового хозяина, но никто не хотел брать на себя ответственность за домашнее животное. Она любила людей, была готова стать верным другом для каждого, кто проявит к ней тёплые чувства. Но, к сожалению, окружающие не обращали на неё внимания, многие начинали громко и страшно кричать, бить, и в результате собака озлобилась. Кусака нашла себе новый дом, в которой вскоре заехали жильца. Девочка Оля и её семья полюбили собаку, они старались позаботиться о своём питомце. Любовь окружающих изменила собаку, Кусака перестала бояться людей, научилась показывать собственную любовь и ласку к дорогим ей людям. Таким образом, забота важна не только людям, но и животным. Когда собаки чувствуют доброту своих хозяев, они готовы сделать всё что угодно для их благополучия.

Ф. М. Достоевский «Бедные люди». Обратимся к роману Ф. М. Достоевского «Бедные люди», в котором также раскрывается тема заботы. Макар Девушкин старался во всём помогать своей родственнице, Варваре Добросёловой. Несмотря на скромный доход, он смог найти средства, чтобы заплатить за её жильё, дарить подарки, угощать конфетами, Макар даже доставал книги для девушки. Мужчине пришлось переехать и начать снимать крохотную комнату на кухне, чтобы продолжить помогать девушке. Варя была благодарна ему за оказанную помощь. Она самостоятельно также старалась немного зарабатывать: вязала кружева и продавала их. Варвара понимала, что забота о ней тяжела для Макара, она пожертвовала собственным счастьем и вышла замуж за нелюбимого мужчину, готового её полностью обеспечить. Главные герои произведения умели заботиться друг о друге, они были готовы отдать всё, что имели сами, ради помощи другому. Таким образом, забота – это отсутствие равнодушия к проблемам окружающих, искреннее желание сделать всё возможное, чтобы помочь тем, кто находится в беде. 

5 когнитивных предубеждений, о которых должен знать каждый маркетолог

Человеческий разум, бесспорно, обладает феноменальными возможностями, но даже у столь близкой к совершенству системы есть свои недостатки.

Изъяны нашего сознания именуются когнитивными предубеждениями — таковые являются иррациональными паттернами мышления, которые функционировали на благо человека тысячи лет назад, но с ходом эволюции стали приносить больше вреда, чем пользы.

Когнитивные установки не только ограничивают восприятие людей, что снижает результативность маркетинговой кампании, но и становятся причиной негативного отношения потребителей к рекламным сообщениям.

Однако маркетолог, понимающий базовые принципы функционирования иррациональных предубеждений, имеет возможность разработать более эффективную маркетинговую стратегию.

В данном посте мы изучим 5 когнитивных предубеждений, о которых должен знать каждый специалист по маркетингу.

  • 5 когнитивных предубеждений на лендинг пейдж

1. Ошибка атрибуции

Человек имеет врожденную тенденцию к объяснению поведения других людей их личностными особенностями, а своего собственного — внешними обстоятельствами.

Такая когнитивная установка нередко приводит нас к ложным выводам, поскольку мы не учитываем обстоятельства, которые влияют на поведение другого человека, и считаем, что он принимает решения, руководствуясь исключительно своими желаниями, принципами и т. д.

В 1967 году психологи Эдвард Джонс (Edward Jones) и Виктор Харрис (Victor Harris) провели эксперимент, в ходе которого респонденты прочитывали статьи о Фиделе Кастро (Fidel Castro), а затем выражали свои мнения по поводу их авторов. Одни очерки были написаны в поддержку Кастро, а другие осуждали его режим.

Первой группе респондентов сказали, что журналисты имели право высказать любую точку зрения — участники исследования заявили, что материалы, поддерживающие режим революционера, написаны его сторонниками. Вполне предсказуемый ответ.

Удивительной была оценка второй группы, которой сказали, что авторы писали под давлением со стороны именитого политика — зная о том, что писатели были вынуждены отзываться о Кастро позитивно, респонденты заявили, что журналисты все равно выразили свое настоящее мнение.

Заключения для маркетологов

  • Образ бренда формирует отношение потребителей — люди считают, что от идеологии компании зависит качество ее продукции и сервиса.
  • Потребители винят руководителей бизнеса за все решения, влияющие отрицательно на покупательский опыт, независимо от обстоятельств, в связи с которыми они были приняты.
  • Люди не утратят доверие к организации, репутация которой пострадала, если ее представители не будут объяснять события негативного характера внешними обстоятельствами и возьмут ответственность за них на себя. Более того, даже обвинения авторитетного эксперта не навредят имиджу бизнеса, CEO которого честно признает свою вину.
  • Позитивный образ бренда должен создаваться заботой о покупателях, а не публичными выступлениями представителей компании.
  • Как добиться лояльности покупателей?

2. Предвзятость подтверждения

Люди всегда стремятся найти информацию, подтверждающую правильность их представлений, и отрицают факты, свидетельствующие об обратном.

Термин «предвзятость подтверждения» был впервые использован в отчете об исследовании, проведенном специалистом в области когнитивной психологии Питером Вейзоном (Peter Wason) в 1960 году.

В ходе эксперимента Вейзона респонденты определяли, по какому принципу выстроена последовательность представленной им серии чисел (2, 4, 6), а затем анализировали другой набор цифр, чтобы убедится в правильности своей гипотезы.

На самом деле, числа были размещены от меньшего к большему, однако исследуемые вывели более специфичные концепции: одни предполагали, что числа выстроены по принципу четности, другие, что значения кратны числу 2, а некоторые были уверены, что число в середине последовательности является средним значением первой и последней цифры. В целом, участники эксперимента сделали множество предположений, большинство которых были далеки от простого, правильного ответа.

Когда респонденты тестировали правильность своих гипотез, они выбирали для анализа только те серии цифр, последовательность которых подтверждала их правоту. Например, человек, который считал, что серия выстроена по принципу четности, анализировал набор цифр 6, 8, 10.

Однако правильным способом подтверждения той или иной гипотезы является изучение предположения, которое ей противоречит. Следовательно, упомянутый выше участник должен был проверить свою теорию на комбинации 7, 9, 11, а не 6, 8, 10. Но поскольку таковая не соответствовала его теории, человек следовал своей иррациональной установке и выбирал ту последовательность, которая подтверждала его правоту.

Заключения для маркетологов

  • Потребители судят бренд, отталкиваясь от первой ассоциации, возникнувшей с ним.
  • Сильное, положительное первое впечатление трудно изменить.
  • Чтобы изменить негативное отношение покупателя, имеющего отрицательный опыт с определенной компанией или всей нишей рынка в целом, потребуются весомые, неопровержимые доказательства неправильности его суждения.
  • Человек склонен доверять компании, философия которой соответствует его идеологии.
  • Первое впечатление имеет значение, или Почему важен хороший дизайн

3. Тенденциозность в отношении себя

Данное когнитивное предубеждение выражается игнорированием информации, затрагивающей эго — это объясняет, почему некоторые люди крайне болезненно воспринимают даже конструктивную критику, анализ которой пошел бы им на благо.

Склонность человека к защите своего собственного Я доказана множеством исследований, суть которых заключалась в оценке реакции респондентов на хорошие и плохие результаты выполненных ими заданий.

Эксперименты показали, что люди соглашались с положительными оценками, присваивая заслуги себе, а отрицательные объясняли некомпетентностью специалистов, анализирующих их результаты.

Казалось бы, каждый маркетолог понимает, что не должен занижать самооценку представителей целевой аудитории, однако маркетинговые сообщения, оскорбляющие потребителей, встречаются довольно часто:

  • Рекламный ролик, в котором человек практически разрушает свою кухню, пытаясь приготовить яичницу — потребители либо посчитают такой ролик оскорбительным, либо, что более вероятно, проигнорируют рекламируемый продукт, поскольку в отличие от героя рекламы, способны приготовить элементарное блюдо.
  • Посты и заголовки, которые обвиняют читателей в совершении глупых ошибок — таковые привлекают вниманию людей, желающих указать на описанные ошибки другим, но те, кто их совершает, скорее всего не захотят читать материал.
  • Маркетинговые сообщения, привлекающие внимание за счет указания покупателям на недостатки их тела или внешности — подобные послания были бы значительно эффективней, если бы отображали идею того, что потребители являются жертвами неких обстоятельств, а не своего несовершенства.
  • 8 рекламных кампаний топовых брендов, о которых пришлось пожалеть

4. Предвзятость убеждений

Предвзятость убеждений — склонность человека к отрицанию неправдоподобной информации, даже если таковая подтверждена рациональными умозаключениями и реальными фактами.

В 1983 психологи Пол Поллард (Paul Pollard), Джули Бартсон (Julie Bartson) и Джонатан Эванс (Jonathan Evans) провели эксперимент с целью изучения того, как люди воспринимают реалистичную и нереалистичную информацию.

В ходе исследования респондентам были представлены заключения, одна половина которых казалась правдоподобной, а вторая — нет. На самом деле, лишь 50% доводов были правдой.

Результаты показали, что участники посчитали логически обоснованными 80% заключений, похожих на правду, и всего 33% доводов, казавшихся нереалистичными.

Заключения для маркетологов

  • Если информация кажется потребителям неправдоподобной, рациональные доказательства не изменят их восприятие.
  • Чтобы оффер был более убедительным, маркетологу следует сделать представленные о нем аргументы более реалистичными, а не подкреплять их логическими доводами.
  • Если сверхэффективность предложения покажется потребителям слишком приукрашенной, они в нее не поверят. Факты и социальные доказательства их также не переубедят.
  • Приводить рациональные доводы стоит в том случае, если потенциальный покупатель эмоционально настроился на заключение сделки. Рекламное послание не должно состоять исключительно из убеждений, вызывающих эмоциональный отклик, но специалисты в области маркетинга должны учитывать, что чувства человека влияют на его окончательное решение о покупке сильнее, чем логика.
  • Эмоции или логика: что же определяет покупку?

5. Эффект обрамления (избегание потери)

Согласно теории эффекта обрамления, люди склонны принимать рискованные решения, чтобы избежать потери, но не готовы рисковать, чтобы получить выгоду.

Фрейминг-эффект был выведен Даниэлем Кайнеманом (Daniel Kahneman) и Амосом Тверски (Amos Tversky) по окончании их знаменитого эксперимента, получившего название «Азиатская эпидемия».

Участники упомянутого выше исследования должны были выбрать между двумя вариантами лечения вымышленной эпидемии, один из которых был представлен с позиции выгоды, а второй — с позиции потери.

В первом сценарии, лечение А гарантировало спасение 200 из 600 инфицированных, а вариант Б мог спасти всех с вероятностью в 33%, или же не вылечить никого с вероятностью в 66% — 72% опрошенных выбрали опцию А.

Во втором сценарии, вариант А лишал жизни 400 из 600 больных, а опция Б либо спасла бы всех (33%), либо не излечила бы никого (66%) — в данном случае, лишь 22% людей выбрали лечение А, желая избежать смерти 400 зараженных.

На самом деле, исход вариантов А и Б не изменяется в обоих сценариях, но различная формулировка результата их применения кардинально меняет восприятие людей.

Заключения для маркетологов

  • Предложение «Сэкономьте 25%» является более привлекательным для потребителей, чем «Оплатите всего 75% от стоимости».
  • Эффектом обрамления также стоит руководствоваться при создании оффера — предложение, помогающее «прекратить употреблять еду, которая делает вас толстыми», является более эффективным, чем оффер, который «расскажет о продуктах, способствующих снижению веса». Однако стоит заметить, что оба приведенных в пример заголовка привлекли бы определенный сегмент целевого рынка, посему маркетолог должен всегда учитывать интересы и потребности потенциальных покупателей и проводить тестирование.
  • Статьи, которые учат читателей решать проблемы и избегать потерь, привлекают больше внимания, чем посты, помогающие обрести удовлетворение.
  • Управляйте выбором, или 5 главных секретов нейромаркетинга

Вместо заключения

Знание иррациональных мыслительных паттернов, описанных в этой статье, позволит вам погрузится более глубоко в экономическую психологию и получить конкурентное преимущество в борьбе за новых клиентов.

Высоких вам конверсий!

По материалам blog.hubspot.com, image source NASA on The Commons 

25-10-2014

  • Избалованный подросток как пишется
  • Избалованный малыш как пишется
  • Избалованная девушка как пишется
  • Избалована или избалованна как пишется
  • Избалована в детстве как пишется