Изложение обучение рассказу о словах 3 класс умк гармония

ПЛАН УРОКА (ФГОС)     Предмет: русский язык     Класс: 3                                                    
Тема урока:     Изложение: обучение рассказу о словах                                                                                     
Дата:                                                                                                                                                                    
Место в системе уроков: 8 урок  Общее знакомство с частями речи.  Морфология. Каждое слово 
– часть речи (26ч.)                                                                                                                                       
Используемые технологии: ИКТ                                                                                                                    
Цель урока: познакомить детей с понятием «фразеологический оборот», учить письменно передавать
содержание текста.
Оборудование: презентация к уроку                                                                                                                   
Планируемые результаты: Предметные: Анализировать строение текста и выбор языковых средств. ­ 
Воспроизводить текст определённой тематики после проведённой подготовки; проверять и улучшать написанное.   
Метапредметные Личностные:­ Представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к 
качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков. Становление коммуникативного мотива изучения 
русского языка. Регулятивные:­ Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действия для её 
решения. Планировать свои действия. Действовать по намеченному плану. Выполнять учебные действия в речевой и 
умственной форме. Выполнять проверку действий «другого» и осуществлять самоконтроль; осознавать возникающие 
трудности.  Познавательные:­ Читать учебный текст, понимать его содержание, завершать отдельные предложения. 
Обдумывать заданные вопросы, предполагать ответы на них и проверять предположения по учебнику; находить в учебном 
тексте новые сведения. ­ Осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных 
задач.­ Понимать информацию, представленную в табличном виде, дополнять её новыми сведениями; переводить 
информацию в словесную форму.  ­ Анализировать факты языка, устанавливать причинно­следственные связи, делать 
умозаключения, выводы. ­ Выделять существенные признаки, подводить по ним факты языка под понятия. 
Классифицировать, слова по заданным признакам, группировать их; работать с таблицей, дополнять её, обобщать и 
систематизировать материал. Коммуникативные:­ Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной 
деятельности, соблюдать правила речевого поведения. ­ Высказывать свои предположения, своё мнение по обсуждаемым 
вопросам, слушать и учитывать другие мнения. ­ Понимать задаваемые вопросы и отвечать на них. ­ Строить небольшие 
монологические сообщения научно­делового характера и слушать сообщения других. ­ Анализировать и оценивать 
правильность употребления средств языка в речи, ясность выражения мысли;  использовать освоенные способы устранения
и предупреждения речевых недочётов.­ Делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её.                         
О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы : презентация по теме 
Орг.
момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Проверка домашнего задания. 
– Какие самостоятельные и служебные части речи вы использовали
в домашнем задании?
– Сколько приставок в этих словах?
Актуализац
ия опорных 
знаний
1. Выполнение упр. 144.
– Понятна ли вам эта запись? Какие правила не знали малыши?
– Исправьте ошибки и запишите эти предложения правильно.
– Какие самостоятельные и служебные части речи в этом отрывке?
Каких нет? (Союзов.)
– Какие союзы вы знаете? Если в предложении встречаются союзы,
то нужна ли всегда запятая? Загляните в памятку.
2. – Подберите верно союзы и поставьте, если надо, запятую. Творческое 
применение
и 
добывание 
знаний в 
новой 
ситуации 
(проблемны
е задания)
Физминут­
ка
Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет. Любит кошка рыбку
… в воду лезть не хочет. Солнце выглянуло … потом опять скрылось
за тучи. Сидеть у моря … ждать погоды.
– Нужны ли в нашей речи союзы? Для чего они служат?
 Фразеологические обороты.
1.   Обратите   внимание   на   последнее   предложение.   Когда   так
говорят: «Сидеть у моря и ждать погоды»?
Б е с е д а  о фразеологических оборотах.
–   Такие   выражения   называются   фразеологизмами,   то   есть   это
фразы, когда слова теряют свои прежние значения. Для чего нужны
эти фразы? Они украшают нашу речь, делают ее выразительной. Чем
богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои
мысли. Мы их часто употребляем в нашей речи.
Это интересно!
Как появилась фраза «Зарубить на носу»?
Многим   представляется,   что   сказано   это   не   без   жестокости:   не
очень­то   приятно,   если   тебе   предлагают   сделать   зарубку   на
собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает
орган   обоняния,   а   всего   лишь   памятную   дощечку   для   записей.   В
древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и
на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки
и называли носами.
  
2. Работа с текстом.
– Сейчас мы познакомимся еще с одним выражением из упр. 145.
Что оно обозначает?
а) – Как текст лучше назвать?
– Сколько в нем частей?
– Как они выделены?
– Какая основная?
– Зачем нужна маленькая часть до нее? А та, которая после?
– Как выделена речь человека?
– Как он назван?
– Подберите синонимы к словам «жулик», «стянул».
– Можно ли ими воспользоваться?
– Попробуйте заменить существительные местоимениями.
– Перечитайте рассказ и покажите все орфограммы.
– Почему в последнем предложении поставили запятую?
б) – Перечитайте еще раз текст.
в) – Представьте себя рассказчиком и запишите, уходя от ошибок с
помощью «окошек». г) Проверка записанного текста.
 Итог урока.
– Для чего в своей речи люди используют такие выражения?
  Домашнее   задание:  найти   фразеологические   обороты   и
объяснить их смысл.
Информаци
я о д/з,
Рефлексия 
(подведение
итогов 
занятия)

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ОС «Гармония», учитель Попова О.А.

Тема

Изложения. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем»)

Цели

Образовательные:

Формирование умения передавать содержание рассказа по плану

Формирование УУД:

Личностные УУД: Элементы способности оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений. Желание использовать разнообразные средства языка и осуществлять контроль за их выбором. Становление положительного отношения к изучению русского языка.

Регулятивные УУД: Ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах, проверять.

Познавательные УУД: Читать и понимать указанный учебный текст, уточнять свои знания. Пользоваться памятками учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его. Наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Проявлять лингвистическое мышление. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД: Пересказывать и создавать письменные тексты, использовать речевые секреты писателей, стараясь соблюдать нормы литературного языка, проявлять чувство слова, заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства.

Планируемый результат

Предметные:

Коллективно анализировать текст: понимать тему и его главную мысль, отражать тему и главную мысль в заглавии; наблюдать за построением текста, за связью предложений, выявлять и озаглавливать его части, осознавать смысл действия по составлению плана; замечать средства языка, повышающие выразительность текста.

— Письменно пересказывать текст и создавать небольшие тексты повествовательного характера на основе разных источников; после записи улучшать текст.

— Пользоваться орфографическими умениями при оформлении записи

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

План текста, тема, главная мысль

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 2ч.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник ч.2

Учебная презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: — актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— уточнение типа урока;

— уточнение тематических рамок.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует

уточняет тематические рамки.

Психологический настрой на урок

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)

Цели: организация формулирования темы урока учащимися;

— организация постановки цели урока учащимися;

— мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.

Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует формулирование темы урока учащимися

Организует постановку цели урока учащимися

— Прочитайте тему нашего урока. Предположите, что нам предстоит сегодня выполнять на уроке.

Проверка домашнего задания

Строить предложения при ответе на вопросы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (18 мин)

Цели: работа над содержанием текста изложения, знакомство с составлением ПЛАНА;

Сравнивают слова заголовка по значению и строению, выявляют сходство и различие. Читают и коллективно анализируют тексты с точки зрения темы, главной мысли, построения, использованных языковых средств. Озаглавливают тексты и его части; осмысливают понятие «план», анализируют готовые образцы планов и составляют свои.. Наблюдают за выбором языковых средств, за построением предложений и их связью, делают выводы о «секретах» авторов. Соотносят тексты и иллюстрации, дополняют (при наличии задания) тексты своими суждениями.

Воспроизводят повествовательные тексты, накапливают опыт построения таких текстов, обсуждают способ действия при составлении плана; учатся пользоваться разными формами глаголов; пишут изложения, целенаправленно перечитывают их, ищут возможности для улучшения, редактируют их. Применяют весь комплекс орфографических умений.

Актуализирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.

Организует работу над заданием по инструкции

Введение понятия «анализ слова как части речи»

Актуализация опорных знаний

Задание 392 – Запишите в тетради заголовок.

Чем глаголы, употребленные в теме, похожи по строению?

Чем они отличаются?

Объясните различие в их значении.

Почему употреблено в заголовке слово «снова»?

Подберите к нему синоним.

Задание 393 – (Первый раз текст читает учитель.)

Вы догадались, что сделал зверек?

Откройте учебники на с.22 и рассмотрите рисунок.

Что же сделал хомячок?

Какими словами можно выразить свое отношение к хомяку? (Восхищение, удивление.)

Можно ли таким предложением закончить рассказ?

Какой знак в конце предложения поставили?

Прочитайте возможные варианты предложений для передачи восхищения, удивления.

Как можно озаглавить рассказ?

Физминутка

Задание 394 – Из скольких частей состоит текст?

Как они отделены?

О чем в них говорится?

Выделите в тексте слова, которыми можно назвать то главное, о чем рассказывают части.

Если мы запишем эти слова в столбик под номерами, у нас получится план:

1) Птичье гнездо.

2) Как быть?

3) Находка.

4) Догадался!

— Как вы считаете, чем план может быть полезен при пересказе, при создании своего рассказа?

Задание 395 – работа по содержанию текста

— Коллективно анализировать текст: понимать тему и его главную мысль, отражать тему и главную мысль в заглавии; наблюдать за построением текста, за связью предложений, выявлять и озаглавливать его части, осознавать смысл действия по составлению плана; замечать средства языка, повышающие выразительность текста.

— Письменно пересказывать текст и создавать небольшие тексты повествовательного характера на основе разных источников; после записи улучшать текст.

— Пользоваться орфографическими умениями при оформлении записи.

Уметь обмениваться впечатлениями о прошедших каникулах, выбирать наиболее точные синонимы и антонимы для выражения мыслей, чувств. (Коммуникативные УУД)

Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД)

IV. Контролирующее задание (15 мин)

Цель: написание текста изложения; работа по памяткамТ, Р

Строят ответы на вопросы, выполняют указанные в задании действия

Организует работу над заданием в парах

Координирует действия учащихся в случае затруднений.

Задание 396 – Прочитайте строки задания. Уточним, что такое план.

Действовать по памятке «Текст», «Редактор»

Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)

Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся.

Выполняют самооценку работы, вносят исправления.

Сдают тетради на проверку.

Записывают домашнее задание.

Организует рефлексию.

Выставляет отметки за урок.

Дает инструкцию по домашнему заданию.

Какие новые действия вы будете выполнять, пользуясь памяткамиТ, Р?

Закончите предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Дома: Задание 398

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).


1


Развитие речи. Изложение «На воре шапка горит» 3 класс, УМК «Гармония» Составила: учитель начальных классов Фетисова О.А.


2


Внимательно прочитай рассказ. Ответьте на вопросы по тексту. Напишите варианты заголовка. Составьте план. Расскажите по плану про себя. Послушайте своих одноклассников. Напишите изложение. Проверьте, ясно ли передали мысли, нет ли неоправданных повторов одного и того же слова. Все ли слова употреблены удачно. Не забудьте про грамотность. Проверьте знаки препинания. Памятка.


3


Ответы на вопросы Сколько в нём частей? Как текст лучше назвать? Как они выделены? Какая основная? Зачем нужна маленькая часть до неё? А та, которая после?


4


План. Перескажите текст по плану. Слова — помощники. История, стянул, увидал, находсивый, крикнет, схватился, сорвал, в разных случаях. 1. Есть такое выражение. 2. Однажды на рынке. 3. Жулик выдал себя. 4. Стали так говорить.


5


Лексическая подготовка. Подберите синонимы. Жулик — обманщик, вор. Стянул — Как выделена речь человека? Как он назван? украл, своровал.


6


Попробуйте заменить существительные местоимениями. Как сказать по-другому.


7


Орфографическая подготовка. Подберите проверочные слова. Ша…ка – Интерес…ная – Ув…дал – Нахо…сивый – Схв…тился – С…рвал – Г…в…рить – Случ…ях – Пок…зать — шапочка интерес вижу находит схватит сорван говор,разговорсивый показывать п ? и д а о ооо ? а случаях


8


Раскройте скобки. (на)рынке (с)головы (с)хватился (за)шапку на рынке с головы схватился за шапку


9


1. Расскажите по плану про себя. Послушайте своих одноклассников. 2. Напишите изложение. 3.Проверьте, ясно ли передали мысли, нет ли неоправданных повторов одного и того же слова. Все ли слова употреблены удачно. Не забудьте про грамотность. Проверьте знаки препинания. Прочитайте текст.


10


План. Перескажите текст по плану. Слова — помощники. История, стянул, увидал, находсивый, крикнет, схватился, сорвал, в разных случаях. 1. Есть такое выражение. 2. Однажды на рынке. 3. Жулик выдал себя. 4. Стали так говорить. Творческое задание. Закончи рассказ.

Конспект урока на 26.01.18г

Класс: 3 класс

УМК «Гармония»

Урок: русский язык

Тема: «Изложения. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени»

Цель: сформировать умения передавать содержание рассказа по плану с помощью глаголов настоящего времени.

Планируемые результаты:

Предметные: коллективно анализировать текст: понимать тему и его главную мысль, отражать тему и главную мысль в заглавии; наблюдать за построением текста, за связью предложений, осознавать смысл действия по составлению плана.

Метапредметные:
Регулятивные: планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах.

Познавательные: Читать и понимать указанный учебный текст. понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму.

Коммуникативные: пересказывать и создавать письменные тексты, использовать речевые секреты писателей, стараясь соблюдать нормы литературного языка, проявлять чувство слова, заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства.

Личностные: способность оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений, осуществлять контроль за их выбором, становление положительного отношения к изучению русского языка.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Ровна встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко — сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинаем наш урок.

— Отройте тетрадки, запишите число, классная работа

Слушают настраиваются на урок

записывают

2. Актуализация знаний

-Что мы проходили на прошлом уроке?

-Какие задания выполняли?

-Откройте стр.21. Прочитайте тему нашего урока. Предположите, что нам предстоит сегодня выполнять на уроке.

Ответы детей

3. Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, какая тема сегодня будет на уроке?

-Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Будем составлять рассказы, и пересказывать их с помощью глаголов.

Научиться составлять рассказ с помощью глаголов.

4. Работа по теме урока

-Стр.21 № 392

– Запишите в тетради заголовок.

– Чем глаголы, употребленные в теме, похожи по строению?

– Чем они отличаются?

– Объясните различие в их значении.

– Почему употреблено в заголовке слово «снова»?

– Подберите к нему синоним.

-Стр.21 № 393

-Сейчас я вам прочитаю рассказ.

– Вы догадались, что сделал зверек?

-Посмотрите на иллюстрацию стр.22

– Что же сделал хомячок?

– Какими словами можно выразить свое отношение к хомяку?

– Можно ли таким предложением закончить рассказ?

– Какой знак в конце предложения поставили?

– Прочитайте возможные варианты предложений для передачи восхищения, удивления.

– Как можно озаглавить рассказ?

Они похожи по звучанию и у них одинаковый корень.

Ответы детей

Пересказ это подробное описание. А рассказ это краткое описание.

Потому что мы уже сталкивались с рассказами.

Опять

Слушают

Ответы детей

Он начал катить носом яйцо

Восхищение, удивление.

Ответы детей

Восклицательный

Дети читают

«Умный хомячок»

Физкультминутка

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок
Хома раненько встает,
Щечки моет , лапки трет
Подметает Хома хатку и выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять
хомка хочет сильным стать

Выполняют

5. Продолжение работы по теме урока

– Из скольких частей состоит текст?

– Как они отделены?

– О чем в них говорится?

– Выделите в тексте слова, которыми можно назвать то главное, о чем рассказывают части.

– Если мы запишем эти слова в столбик под номерами, у нас получится план:

1) Птичье гнездо.

2) Как быть?

3) Находка.

4) Догадался!

— Как вы считаете, чем план может быть полезен при пересказе, при создании своего рассказа?

-Стр.23 № 395 работа по содержанию текста

-Стр.24 № 397 самостоятельное чтение

— Какие новые действия вы будете выполнять, пользуясь памятками?

Их 4

Абзацами

Ответы детей

Учащиеся выделяют

Может быть полезен.

Работают с учителем с вопросами

Самостоятельно читают про план

Ответы детей

7. Итог урока

-Что мы изучали сегодня на уроке?

-Что же такое план?

-Как его правильно составлять?

План, рассказ.

Ответы детей

Ответы детей

8. Рефлексия

Дополните предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Дополняют предложения устно

9.Домашнее задание

Стр.24 № 398

Записывают себе в дневник

2

Тема: Изложение №7. Обучение составлению плана, детализации действий

Цель:Формирование умения строить текст.

Задачи:

  • Научить определять тему текста

  • Формировать умение устанавливать связь заголовка с темой текста.

  • Формировать умение определять последовательность частей в тексте

Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска

Ход урока

  1. Организация на урок.

  2. Беседа по содержанию текста.

А) Учитель:

— Что вы знаете о жизни ёжика? (слайд 1)

— Прочитайте текст (слайд 2)

Ежик.

Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.

Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтый листочек и тоже наколол.

А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.

— Что необычного в этом тексте? (части текста перепутаны)

— Какому требованию должен отвечать текст, чтобы его было легко понять? (все части должны идти по порядку)

— Как определить последовательность частей?

— Прочитайте текст.

— Представьте, как происходили события: с чего всё началось, как развивались события, как закончились?

(учащиеся самостоятельно определяют порядок следования частей текста)

-О чём говорится в первой части? (слайд 3) (О том, как ёжик гулял по лесу)

— Как дальше развивается действие?

— О чём говорится во второй части? (О том, как ёжик нашёл звезду)

— О чём третья часть? (О том, как утром он нашёл красное солнышко).

— Какие слова помогли определить порядок частей? (Вдруг, а утром)

Б) Один ученик читает весь восстановленный текст.

Ежик.

Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтый листочек и тоже наколол.

Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.

А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.

В) Учитель: (слайд 5)

— О чём этот рассказ? ( О том, как ёжик отражение принял за настоящую звезду)

— Понял ли ёж свою ошибку?

-Что об этом говорится в рассказе?

— Как он отнёсся к своей ошибке? Прочитайте. (Слайд 6)

3. Подготовка к изложению и составление плана.

А) Языковые особенности текста.

— Как автор относится к ёжику?

-Найдите в первой части предложения с повторяющимися словами. Почёму автор повторяет слова «увидел» и «наколол»? (Ёжик неторопливо гуляет, что увидит, то и наколет на иголки).

-Почему ёжику не удалось наколоть голубую звезду? Что об этом сказано?

— Какой знак пунктуации стоит во втором предложении текста? Прочитай выразительно.

Б) Орфографическая подготовка (слайд 7)

1. Вставь пропущённые в словах буквы:

пош_л увид_л н_чего ж_лтые

замет_л л_пушком наш_л подум_л

  1. Найди в тексте слова с приставками, назови приставки.

(возврат по ссылке на слайд 6)

  1. Составление плана (переход по ссылке на слайд 8)

План

  1. Ночная прогулка по лесу.

  2. Голубая звезда в луже.

  3. Утреннее красное солнышко.

4. Написание изложения и его проверка.

Прочитайте ещё раз текст и приготовьтесь к его записи (посылке на слайд 6)

-Сколько частей в тексте? Как их нужно показать при записи?

Учащиеся пишут изложение по плану (слайд 8) и проверяют написанное (слайд 9).

5.Итог урока.

— Что было интересным?

— Что оказалось сложным?

Слайд 2Ты слышал(а) когда- нибудь выражение: «На воре шапка горит»?

Ты слышал(а) когда- нибудь выражение: «На воре шапка горит»?


Слайд 3Фразеологизм
«На воре и шапка горит»
Кто-либо невольно, случайно сам выдаёт то,

что хотел бы скрыть. 

Фразеологизм «На воре и шапка горит»Кто-либо невольно, случайно сам выдаёт то, что хотел бы скрыть. 


Слайд 4Развитие речи.
Изложение
«На воре шапка горит»
3 класс, УМК «Гармония»

Развитие речи. Изложение«На воре шапка горит»3 класс, УМК «Гармония»


Слайд 5 Есть такое выражение: «На воре шапка горит». У

него интересная история.
Однажды жулик на рынке что – то стянул. Случайно это увидел один находчивый человек. Он как крикнет:
На воре шапка горит!
От испуга жулик схватился за шапку и сорвал ее с головы. Тем и выдал себя.
Вот и стали так говорить в разных случаях, когда хотят показать, что…

Есть такое выражение: «На воре шапка горит». У него интересная история.  Однажды жулик


Слайд 6Внимательно прочитай рассказ.
Ответьте на вопросы по тексту.
Напишите варианты заголовка.
Составьте план.
Расскажите по

плану про себя. Послушайте своих одноклассников.
Напишите изложение.
Проверьте, ясно ли передали мысли, нет ли неоправданных повторов одного и того же слова. Все ли слова употреблены удачно. Не забудьте про грамотность. Проверьте знаки препинания.

Памятка.

Внимательно прочитай рассказ.Ответьте на вопросы по тексту.Напишите варианты заголовка.Составьте план.Расскажите по плану про себя. Послушайте своих одноклассников.Напишите


Слайд 7Ответы на вопросы
Сколько в нём частей?
Как текст лучше назвать?
Как они выделены?
Какая

основная?

Зачем нужна маленькая часть
до неё?

А та, которая после?

Ответы на вопросыСколько в нём частей?Как текст лучше назвать?Как они выделены?Какая основная?Зачем нужна маленькая часть до неё?


Слайд 8План.
Перескажите текст по плану.
Слова — помощники.
История, стянул, увидал, находчивый, крикнет, схватился,

сорвал, в разных случаях.

1. Есть такое выражение.

2. Однажды на рынке.

3. Жулик выдал себя.

4. Стали так говорить.

План.Перескажите текст по плану.Слова - помощники.История, стянул, увидал, находчивый, крикнет, схватился, сорвал, в разных случаях.1. Есть такое


Слайд 9Лексическая подготовка.
Подберите синонимы.
Жулик —
обманщик, вор.
Стянул-
Как выделена речь человека?
Как

он назван?

украл, своровал.

Лексическая подготовка.Подберите синонимы.Жулик - обманщик, вор. Стянул- Как выделена речь человека?Как он назван?украл, своровал.


Слайд 10Попробуйте заменить существительные местоимениями.
Как сказать по-другому.

Попробуйте заменить существительные местоимениями.Как сказать по-другому.


Слайд 11Орфографическая подготовка.
Подберите проверочные слова.
Ша…ка –
Интерес…ная –
Ув…дал –
Нахо…чивый –

Схв…тился –
С…рвал –
Г…в…рить –
Случ…ях –
Пок…зать —

шапочка

интерес

вижу

находит

схватит

сорван

говор,разговорчивый

показывать

п

?

и

д

а

о

о

о

?

а

случаях

Орфографическая подготовка.Подберите проверочные слова.Ша…ка –  Интерес…ная –Ув…дал – Нахо…чивый – Схв…тился – С…рвал – Г…в…рить –Случ…ях


Слайд 12Раскройте скобки.
(на)рынке
(с)головы
(с)хватился
(за)шапку

на рынке
с головы
схватился
за шапку

Раскройте скобки.(на)рынке(с)головы(с)хватился(за)шапкуна рынкес головысхватилсяза шапку


Слайд 13Расскажите по плану про себя. Послушайте своих одноклассников.
Напишите изложение.
Проверьте, ясно ли

передали мысли, нет ли неоправданных повторов одного и того же слова. Все ли слова употреблены удачно. Не забудьте про грамотность. Проверьте знаки препинания.

Прочитайте текст.

Расскажите по плану про себя. Послушайте своих одноклассников.Напишите изложение.Проверьте, ясно ли передали мысли, нет ли неоправданных повторов


Слайд 14На воре шапка горит
Есть такое выражение: «…
Однажды …

От испуга…
Вот и стали

На воре шапка горитЕсть такое выражение: «…Однажды …-От испуга…Вот и стали …


Слайд 15План.
Перескажите текст по плану.
Слова — помощники.
История, стянул, увидал, находчивый, крикнет, схватился,

сорвал, в разных случаях.

1. Есть такое выражение.

2. Однажды на рынке.

3. Жулик выдал себя.

4. Стали так говорить.

Творческое задание.

Закончи рассказ.

План.Перескажите текст по плану.Слова - помощники.История, стянул, увидал, находчивый, крикнет, схватился, сорвал, в разных случаях.1. Есть такое


УМК «Гармония» открытый урок во 2 «а» классе

Учитель Лазуткина А.В.

Тема. Обучение первым изложениям. «Учимся пересказывать»

Цели: — познакомить детей с новым для них видам работы, раскрыть ее сущность и назначение, показать значимость умения хорошо пересказывать текст, ввести с осознанное употребление слова пересказывать, пересказ, изложение;

начать формирование речевых умений; развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся, создать условия для формирования УУД.

Планируемые предметные результаты освоения материала: учащиеся узнают научное слово- «изложение»; научатся воспринимать информацию, звучащую и письменную; сформируют умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям, т.е. писать изложение.

Познавательные: формирование каллиграфических и орфографических навыков; учить находить и проверять орфограммы слова, через решение поставленной проблемы; создать условия для выработки навыков нахождения и проверки орфограммы слова; формировать навыки учебной деятельности;

Регулятивные: контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий, оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления; развивать внимание, мышление через анализ предложений; развивать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; воспитывать потребность в применение здоровьесберегающих технологий.

Личностные: выражать познавательный интерес к русскому языку, сознательное отношение к качеству своей речи.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание; участвовать в коллективном поиске, в совместном решении вопросов, в групповой работе; договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент. Цель данного этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовит учащихся к общению и предстоящему занятию.

— Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

— Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?

— Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

— Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?

— Я желаю всем маленьких удач на уроке.

  1. Постановка учебной задачи.

Цель — актуализировать знания учащихся по теме, закрепить знания, умения и навыки учащихся по нахождению изученных орфограмм в словах, определения места орфограммы в слове, выбора нужного способа проверки, а также повысить уровень осмысления материала.

Подумайте и скажите:

— Какое различие в смысле слов рассказывать и пересказывать?

— В жизни человеку приходится очень часто пересказывать то, что он видел, читал, что услышал от других. Пересказываете вы на уроках чтения и окружающего мира. А бывают ситуации, когда хочется пересказать, а рядом нет этого человека? Как вы ему это перескажите? (напишем) А надо этому учиться? (конечно, иначе он не поймет)

— Чему будем учиться на уроке?

Слайд1 «Учимся письменному пересказу текста »

Оцените себя – можете ли вы это сделать без подготовки?

(рисунок –« Горка» -самооценка)

— Подумайте и скажите, с чего нужно начать учиться пересказывать текст?

(с повторения знаний о тексте)

  1. Повторение знаний о речи, тексте.

У меня в руках корзинка, не простая – корзинка, а корзинка – «Знаний» (рисунок)

-Что можете сказать о тексте, глядя на схему? (речь состоит из слов, предложений и текстов)

Слайд 2. «Корзинка знаний»

— Что такое текст? (текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить, в нем есть главная мысль, предложения в тексте пишутся с большой точке, в конце ставиться знак . ! ? )

Пусть корзинка напоминает нам о том, что мы уже знаем, а в конце урока мы дополним ее новыми знаниями.

Вернемся к теме урока, кто знает, как называется письменный пересказ?

А хотите узнать?

4.Знакомство с новым научным словом. — Прочтите информацию.

Слайд 3, Изложение – это..

Слайд 4

-Так какое слово узнали? Что оно обозначает? Нужно ли дословно запоминать текст?

Слайд 5 Запишите в тетради: Мое первое изложение

Составим план наших действий. С чего начнем?

(- Чтобы написать изложение нужно внимательно слушать или прочитать текст; определить тему и главную мысль; повторить орфограммы и записать грамотно)

5. Восприятие текста на слух.

Послушайте текст и определите, о ком или о чем говорится в нем?

Вишенка гулял по парку. Вдруг он увидел мальчика с веселым лицом. За мальчиком шла девочка лет десяти. У нее косичка была похожа на хвостик редиски.

— Меня зовут Редиска. А это Чиполлино.

— Очень приятно.

И все трое засмеялись. Так у Вишенки появились друзья.

О ком или о чем говорится в нем? (о встрече, о знакомстве)

-Из какой книги эти герои? (Джанни Родари – показ портрет и выставка книг)

— В каком предложении заключена главная мысль? (в последнем)

— Как бы вы озаглавили этот текст? (Вишенка и его друзья, Знакомство с друзьями, Первые друзья»

— Кто эти друзья?

6.Анализ текста на основе зрительного восприятия.

Слайд 6 или текст в учебнике упражнение 265

-Прочитайте текст про себя, чтобы ответить на мои вопросы.

— О чем сообщается в начале рассказа? (зачитать)

-Что произошло дальше? (зачитать)

— Какое слово указывает на неожиданность встречи?

— На что Вишенка сразу обратил внимание?

— Кого он увидел еще? Что интересного заметил?

-Почему использованы слова косичка, хвостик, а не коса, хвост?

— Что случилось потом? Кто представился первым?

— Как ответил Вишенка? Правильно ли?

— А почему ребята рассмеялись?

— Все события кончились, зачем же еще предложение?

— Какое слово в нем показывает, что это предложение заключает текст?

7. Уточнение структуры текста.

-Давайте еще раз проследим, как движется мысль в тексте

— О ком первое предложение? (параллельно с ответами на экране появляются начала предложений, заключающие в себе указание на тему каждого из них.)

— О чем сообщает второе?

— Как его продолжает третье?

— Что нового добавляет следующее?

Слайд 7 Вишенка… . Вдруг он … . За мальчиком … . У нее … .

— Меня зовут… . А вот это … .

— …. .

И все трое … . Так у Вишенки … .

8. Орфографическая подготовка. ( физминутки от усталости, для глаз)

Определим «опасные» места

— Зачем нам нужна такая работа?

(урок русского языка учит писать грамотно и применять изученные правила)

Работа в паре (по карточки). У детей по два предложения, в которых они решают орфографическую задачу. У учителя текст на доске.

Проверка – дети выходят к доске и показывают в предложениях орфограммы – или . . Остальные – следят и проверяют. (светофор – оцени товарища)

— Отметь орфограммы в названии текста. Прочитай слова так, как они написаны.

— Обрати внимание на ь в слове друзья: прочитайте, как «сломается» слово, если вдруг вы пропустите ь.

— В 1, во 2 предложении сколько слов помощников и как они пишутся.

— Сколько раз встречается слово редиска? Почему написано по- разному?

— Как называется разговор наших героев? Как это показано на письме?

-Выделите орфограммы в имени мальчика-луковки. Прочитайте вслух так, как оно написано.

9. Вторичный синтез текста.

Чтение детьми предложений по слайду с добавлением.

Поработали по содержанию — продвинулись по горке. («Горка»- самооценка)

( физминутка — пальчиковая)

10.Самостоятельная работа.

Напишите название и письменно перескажите рассказ. Помните, что вы можете писать не только авторскими, но и своими словами. Не забывайте о том, что вы умеете не делать орфографические ошибки: не знаете, забыли. Как пишется слово, — оставляйте «окошко», а если нужно, показывайте выбор букв.

11. Проверка. (Памятки на слайде)

Поработайте редактором. Прочитайте свой текст и проверьте, не пропущена ли какая-нибудь мысль, не нарушен ли их порядок. Не пропущены ли важные слова.

Поработайте корректором. Прочитайте свои рассказы еще раз и отметьте все орфограммы. В случае появления сомнения в написанной букве ставьте над ней знак вопроса, а на месте «окошка» вставьте букву, если вспомните.

Вносить поправки лучше карандашом – это избавит от грязи в тетради.

Итог: Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний.

— Какую задачу ставили перед собой?

Прочитать написанные детьми 1- 2 изложения.

— Какие новые знания мы можем положить в корзинку? «Горка» -самооценка

12.Рефлексия. Цель — формирование умений размышлять и анализировать свою деятельность, т.е. самоанализ ученика по пройденному материалу

Мне понравилось на уроке…

Я легко справился с …

Мне было трудно …

Дома с родителями я поделюсь…

— Какое настроение у вас сейчас? Хочется ли улыбнуться, как в начале урока? Улыбнитесь, подарите дружбу. Я благодарю вас за помощь мне на уроке. (Аплодирование – награда за работу на уроке.)

Домашнее задание. Цель данного этапа – закрепить нахождение орфограмм.

Хотите узнать, как закончилась встреча друзей? Расскажет вам упр.266.

up

Поиск по сайту

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК « Гармония» «Изложение. История слова «каникулы»

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор: Михайлова Ирина Владимировна

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 16.42 Kb
Количество скачиваний: 25

Скачать

Просмотров: 75

Похожие материалы

  • Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК « Гармония» «Составление новогодних поздравлений и пожеланий.»
  • Конспект урока по самообслуживанию на тему «Как надо здороваться?»
  • Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК « Гармония» Н.Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.
  • Классный час 4 класс «Как избавиться от страха»
  • Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме «Роль имен прилагательных в русском языке .»
  • Родительское собрание в 1 классе Тема: «ПЕРВОКЛАССНИК — НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ».
  • Конспект урока «Родственные слова» 2 класс
  • Внеклассное занятие по экологии для младших школьников «Бабочек веселый хоровод»
  • Конспект урока по русскому языку «Виды предложений по цели высказывания и по интонации» 4 класс
  • Сценарий мероприятия, посвящённого 8 Марта.

  • Извините как пишется правильно проверочное слово к слову
  • Извините как пишется на английском языке
  • Извините как пишется англ
  • Извините или извените как писать правильно слово пишется правильно
  • Извините за причиненные неудобства как пишется