Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:
— Здорово, браток!
— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:
— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.
— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:
— Беда мне с этим пассажиром!
Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
Проверь и спиши Упражнение 151 по готовым домашним заданиям из разных решебников собранных на учебник по русскому языку 7 класса от авторов Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др. написанного в 2013 году.
Условие
Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:
— Здорово, браток!
— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:
— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.
— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:
— Беда мне с этим пассажиром!
Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
Решение № 1
Решение № 6
Решение № 2
Решение № 4
Решение № 5
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
6
1 ответ:
0
0
Ответ:
Сын
На первой странице повести «Судьба человека» ы знакомимся с двумя героями. Один из них-мальчик Ваня.
Мальчик, судя по росту, был лет пяти, шести, не больше. Отец у него был шофер грузовой машины. Ваня был доверчивым мальчиком. Когда автор стал спрашивать мальчика, Ваня посмотрел своими светлыми как небушко глазами чуть-чуть улыбаясь. Пожимая рукуВане, автор заиетил что у Вани розовая холодня ручонка. Мальчик был одет просто, но добротно. И в том, как сидели на нем искусно сшитые сапожки, все выдавало материнский труд.
Ваня был застенчивым, доверчивым, добрым мальчиком. Можно предположить что мужчина воспитывавший с такой любовью Ваню был не родным отцом
Читайте также
Посмотрит настоящее.время я посмотрю ты посмотришь оно посмотрит, спряжение 2, ед,число потом поставь спасибо!!1
Я долго размышлял над темой произведения. Я не мог решить, какой именно цветок мой любимый. Все цветы, которые растут в саду и на клумбах — очень красивые. Мне нравятся белые хризантемы, красные тюльпаны, простые полевые ромашки. Но мой любимый цветок — это все-таки роза!
Душистый — качественное
Раскидистый — качественное
Папин — притяжательное
Ужасный — качественное
Местный — относительное
Олений — притяжательное
Отличительные особенности заключаются в их роде,то есть у них разный род.
Алмаз-корень
ы-окончание
Пере-приставка
лив-корень
аютс-суф
я-окончание
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 58 человек из 31 региона
- Сейчас обучается 99 человек из 42 регионов
- Сейчас обучается 142 человека из 47 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Выборочное изложение по отрывку из повести
М.А. Шолохова
«Судьба человека» -
2 слайд
Выборочное изложение ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ
(по рассказу М.А.Шолохова
«Судьба человека») -
3 слайд
Ребята, мы ни раз говорили о Великой Отечественной войне и выяснили, что нет в нашей стране такой семьи, по которой война не прошлась бы своими тяжелыми колесами. Великая Отечественная война — это великое испытание, искалечившее судьбы многих людей. Сегодня мы поговорим о судьбе человека, на долю которого выпали все тяготы военного времени, а именно о герое повести Шолохова «Судьба человека».
-
4 слайд
Подумайте
Что вам говорит термин «выборочное изложение»?
Подберите однокоренные слова к слову «выборочное». -
5 слайд
Выборочное изложение предполагает пересказ не всего текста, а лишь той части, которая касается избранной вами темы. Пересказ должен идти от 3-го лица. Поэтому для изложения мы выбираем только описание героев повести
М.А. Шолохова, их портреты. -
6 слайд
Портрет – это изображение лица или всей фигуры человека.
Сделать портрет можно красками, карандашом. Вылепить из глины. Но словами тоже создается портрет – словесный портрет.
Что главное в лице человека, его фигуре, одежде, мимике, жестах? -
7 слайд
Итак, описание внешности не только предает то, как человек выглядит, но и является средством его характеристики.
-Чтобы облегчить работу, при чтении текста постарайтесь мысленно представить себе героев, нарисовать их в своем воображении. Тогда вам останется лишь перенести то, что стоит перед вашим мысленным взором, на бумагу.
-
8 слайд
Чтение текста учителем
Ваши действия:
Внимательно слушать текст
Запомнить, о ком идёт речь (герои)
Какими их описывает автор
Яркие, запоминающиеся черты героев -
9 слайд
Подумайте, какие микротемы можно в нем выделить?
-
10 слайд
1-я микротема — Портрет мальчика и мужчины.
2-я микротема — Отец.
3-я микротема — Сын. -
11 слайд
Кто из вас знает, что обозначает слово «хутор»?
С какой целью в тексте автор использует глагол «брели»?
Почему автор говорит «сутуловатый», а не использует прилагательное «сутулый»? -
12 слайд
Хутор — это крестьянский поселок, селение в южных областях.
Использование глагола «брели» подчеркивает, что путники очень устали и передвигались крайне медленно.
Сутулым человек бывает от природы, а сутуловатым он бывает от усталости. -
13 слайд
В тексте используется словосочетание «черствая рука». Давайте подберем синонимы к нему.
Жесткая рука, темная рука, шершавая рука.
А как вы думаете, у кого бывают такие руки?
У человека, который занимается тяжелым физическим трудом. -
14 слайд
Определите тип речи текста.
Определите стиль текста.
Какими художественными приемами пользуется автор?
Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор?
(глаза, руки) -
15 слайд
(повествовательный с элементами описания)
(художественный с элементами разговорной в диалогах)
-
16 слайд
Эпитеты – устало сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской.
Сравнения – светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пеплом.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – небушко, сынок, ручонки.
Диалог между героями. -
17 слайд
Отец – много повидавший за свою жизнь человек.
Сын – трогательно доверчивый мальчик. -
18 слайд
Отец
Мужчина — высокий, сутуловатый
Приглушённый басок
Большая, чёрствая рука
Тощий вещевой мешок
Защитные летние штаны
Свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет с надписью
Большие темные руки
Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской
Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан
Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена
Почти новые солдатские ботинки
Плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука -
19 слайд
Сын
Лет пяти-шести
Глаза светлые, как нёбушко
Розовая холодная ручонка
По-детски доверчивый взгляд
Белесые бровки
Мальчик одет просто, но добротно
Длиннополая курточка, подбитая цигейкой
Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на разорванном рукаве курточки. -
20 слайд
Схема описания
«Отец»:
рост
фигура
руки
глаза
голос
одежда
«Сын»:
возраст
глаза
руки
одежда -
21 слайд
«Портрет мальчика и мужчины». Выборочное изложение.
1) Вступление.
2)Портрет мальчика:
Возраст, глаза(брови), руки, одежда
3)Портрет мужчины:
Рост, фигура, руки, глаза, голос, одежда
4) Заключение. -
22 слайд
ВОЗМОЖНОЕ НАЧАЛО ИЗЛОЖЕНИЯ
1. Портрет героя – важное средство создания характера. В произведении «Судьба человека» М.А. Шолохов представляет человека трудной судьбы, прошедшего войну. Это …
Другой герой — приемный сын Андрея Соколова. В повести М.А. Шолохов изображает его …2. М.А. Шолохов в самом начале своей повести «Судьба человека» знакомит нас с двумя основными героями. Один из них, судя по деталям портрета,— бывший фронтовик, много переживший за свою жизнь человек; другой — трогательно доверчивый мальчик, о котором кто-то по-матерински заботится.
-
23 слайд
ВОЗМОЖНЫЙ ФИНАЛ ИЗЛОЖЕНИЯ
Андрей Соколов, прошедший войну, многое испытавший, знает, во имя чего стоит жить.Ваня рядом с мудрым и заботливым отцом сумеет вырасти настоящим человеком.
-
24 слайд
Авторская оценка
Андрей Соколов — человек трудной судьбы, покоряющий силой духа, жаждой жизни.Приемный сын Андрея Соколова, Ванечка, с наивной доверчивостью относится к миру, потому что рядом с ним надежное отцовское плечо.
-
-
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 054 686 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Рейтинг:
2 из 5
- 07.01.2018
- 6337
- 127
Тест по теме «Причастие»
- Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
- Тема: Причастие
- 06.01.2018
- 1285
- 5
Урок по русскому языку
- Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
- Тема: Наречие
- 04.01.2018
- 597
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Класс: 7
Тип урока: урок развития речи
Цель урока: Знакомство обучающихся с особенностями построения сочинения-описания внешности человека.
Задачи:
Предметные:
— совершенствование умения описывать внешность человека, используя прилагательные и причастия;
— закрепление умения собирать и систематизировать материал на заданную тему;
— выделение особенностей выборочного изложения, определение структуры текста типа описания, его языковых особенностей.
Развитие умения через внешность человека постигать его внутренний мир, характер, настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретной личности; формировать у школьников наблюдательность и внимание к окружающим; обогащать лексический запас учащихся; закрепить навыки правописания причастий; закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки письменного изложения текста; воспитывать художественный и эстетический вкус
Метапредметные результаты: осознание эстетической ценности русского языка, совершенствование умений задавать вопросы к тексту.
Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа.
Оборудование: Тексты, презентация
Ход урока.
В человеке должно быть всё прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П.Чехов
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
II. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня у нас урок развития речи. На таких уроках в 5 и 6 классах вы учились писать сочинения-описания. В частности вы описывали природу, интерьер, животных и т.д., но самым сложным и ответственным среди описаний является описание внешности человека. Ведь каждый человек – это личность, и личность неповторимая.
Изучая произведения литературы, вы уже знакомились с таким понятием, как портрет литературного героя.
— А для чего он вводится в художественное произведение? (Для того, чтобы зрительно представить этого литературного героя и увидеть не только, каков он внешне, но через внешность понять его внутренний мир, душевное состояние. Посредством портретной характеристики мы можем определить, положительный это герой или отрицательный и что нам следует ожидать в процессе развития действия в литературном произведении.
2. Чтение учителем отрывка из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть. Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза. Таким сделала его война.
3. Чтение стихотворения Майи Румянцевой «Баллада о седых». (Дети, прослушав стихотворение, делают свои выводы).
Говорят, нынче в моде седые волосы,
И «седеет» безумно молодость.
И девчонка лет двадцати
Может гордо седою пройти.
Но какому кощунству в угоду,
И кому это ставить в вину.
Как нельзя вводить горе в моду,
Так нельзя вводить седину.
Память, стой, замри! Это надо.
То из жизни моей — не из книжки…
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток.
А ещё я помню солдата.
Он был контужен взрывом гранаты.
И оглох… И навек онемел…
Вот тогда, говорят, поседел.
О, седая и мудрая старость.
О, седины неравных боёв.
Сколько людям седин досталось
От неотданных городов.
А от тех, что пришлось отдать —
Поседевших не сосчитать.
Говорят, нынче в моде седИны…
Нет, не мода была тогда:
В городах седые дымины,
И седая в селе лебеда.
И седые бабы-вдовицы,
И глаза, седые от слёз,
И от пепла седые лица
Над холмом поседевших берёз.
Пусть сейчас не война… Не война…
Но от горя растёт седина.
… Эх ты, модница, злая молодость.
Над улыбкой седая прядь…
Это даже похоже на подлость…
За полтинник седою стать.
… Я не против дерзости в моде,
Я за то, чтобы модною слыть.
Но седины, как славу, как орден
Надо, выстрадав, заслужить!…
1. Слово учителя о писателе, лауреате Нобелевской премии М.А.Шолохове.
М.А.Шолохов (1905 – 1984гг.)
В «Судьбе человека» он первым в нашей литературе с тревогой и сочувствием написал о судьбе тех, кто побывал в плену. Таких в стране насчитывалось 6 миллионов. Не все, конечно, сдавались – были и другие причины: ранения, контузия… Однако всех, без исключения, ждали потом суд и лагеря. Поднять голос в их защиту было не прсто. Но Шолохов на это решился. Рассказ был напечатан в газете «Правда» 31.12.1956г. и 01.01.1957г.
III. Работа с текстом
1. Прослушивание текста.
2. Беседа по тексту.
— О чем, по-вашему, говорят портреты героев фрагмента? По каким признакам вы это установили? (Учитель кратко знакомит учеников с содержанием рассказа «Судьба человека», называет имена героев: Андрей Соколов, Ваня.)
— Определите тип речи текста. (Повествование с описанием.)
— Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного — в диалогах.)
— Какова композиция текста?
— Какими художественными приемами пользуется автор? (Эпитеты: устало, сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской и др., сравнения: светлыми, как небушко глазами; глаза, словно присыпанные пеплом; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручонку; риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза…;
диалоги, авторские вводные слова: на мой взгляд и т. д.)
— Какое впечатление произвёл на вас текст?
— Чем интересно его содержание?
— Какова тема текста?
— Каково построение текста? Сколько в нём частей?
— Назовите микротемы.
— Какие ключевые фразы вы выделили?, на что следует обратить внимание?
— Смешивание каких текстов мы наблюдаем? (художественный, разговорный)
— Объясните слова, помеченные звёздочкой.
3. Чтение задания на с.62.
— Что означает термин выборочное изложение?
— Какую работу нам предстоит выполнить?
— Как нужно описывать предмет, животное, человека? (сначала описываем то, как выглядит предмет, затем называем характерные для него действия).
4. Составление плана.
-
Первое впечатление.
-
Внешность (лицо, одежда и т.д.)
-
Характерные действия.
— Сколько абзацев у вас получится?
— Каково первое впечатление от героев отрывка?
— Что вы напишите в первом абзаце?
— Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия выполняет? В какой части изложения вы об этом напишите?
— Как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему?
Каким пунктам нашего плана это соответствует?
— Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)
«У мальчика глаза, как небушко; у отца, словно присыпаны пеплом.» — Как называется такой приём? (сравнение)
— Почему у мальчика «ручёнка розовая и холодная, а у мужчины – чёрствая»? – Какое языковое средство использует автор? (эпитеты)
— «Белёсые брови» — какого они цвета?
— Как вы думаете, зачем автору понадобилось давать нам описание кисета? Характеризуют ли человека его собственные вещи?
— Придумайте и запишите заголовок к тексту.
Выборочный пересказ на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец». «Сын».
5. Обсуждение заглавия выборочного изложения.
6. Обсуждение планов
7. Повторное чтение текста.
V. Написание изложения. (используя причастия).
Домашнее задание (по выбору):
Повторить §§ 9-22; дописать изложение
Приложение №1
Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
— Здорово, браток!
— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что……
Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника……
Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой»……
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
1956-1957
4
Упражнение № 151 Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора* вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:
— Здорово, браток!
— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:
— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.
— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:
— Беда мне с этим пассажиром!
Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
Ответ: