Изложение отрывка из рассказа шолохова судьба человека сын

Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.

Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

— Беда мне с этим пассажиром!

Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.

ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская

Проверь и спиши Упражнение 151 по готовым домашним заданиям из разных решебников собранных на учебник по русскому языку 7 класса от авторов Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др. написанного в 2013 году.


Условие

Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.

Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

— Беда мне с этим пассажиром!

Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.

Фото условия на Упр. 151 из ГДЗ по Русскому языку за 7 класс: Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.


Решение № 1

Фото решения 1: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Решение № 6

Фото решения 6: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Решение № 2

Фото решения 2: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Решение № 4

Фото решения 4: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Решение № 5

Фото решения 5: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


6

1 ответ:



0



0

Ответ:

Сын

На первой странице повести «Судьба человека» ы знакомимся с двумя героями. Один из них-мальчик Ваня.

Мальчик, судя по росту, был лет пяти, шести, не больше. Отец у него был шофер грузовой машины. Ваня был доверчивым мальчиком. Когда автор стал спрашивать мальчика, Ваня посмотрел своими светлыми как небушко глазами чуть-чуть улыбаясь. Пожимая рукуВане, автор заиетил что у Вани розовая холодня ручонка. Мальчик был одет просто, но добротно. И в том, как сидели на нем искусно сшитые сапожки, все выдавало материнский труд.

Ваня был застенчивым, доверчивым, добрым мальчиком. Можно предположить что мужчина воспитывавший с такой любовью Ваню был не родным отцом

Читайте также

Посмотрит настоящее.время я посмотрю ты посмотришь оно посмотрит, спряжение 2, ед,число потом поставь спасибо!!1

Я долго размышлял над темой произведения. Я не мог решить, какой именно цветок мой любимый. Все цветы, которые растут в саду и на клумбах — очень красивые. Мне нравятся белые хризантемы, красные тюльпаны, простые полевые ромашки. Но мой любимый цветок — это все-таки роза!

Душистый — качественное
Раскидистый — качественное
Папин — притяжательное
Ужасный — качественное
Местный — относительное
Олений — притяжательное

Отличительные особенности заключаются в их роде,то есть у них разный род.

Алмаз-корень
ы-окончание
Пере-приставка
лив-корень
аютс-суф
я-окончание



Скачать материал

Выборочное изложение  по отрывку из повестиМ.А. Шолохова «Судьба человека»



Скачать материал

  • Сейчас обучается 58 человек из 31 региона

  • Сейчас обучается 99 человек из 42 регионов

  • Сейчас обучается 142 человека из 47 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Выборочное изложение  по отрывку из повестиМ.А. Шолохова «Судьба человека»

    1 слайд

    Выборочное изложение  по отрывку из повести
    М.А. Шолохова
    «Судьба человека»

  • Выборочное изложение  ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба...

    2 слайд

    Выборочное изложение ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ
    (по рассказу М.А.Шолохова
    «Судьба человека»)

  • Ребята, мы ни раз говорили о Великой Отечественной войне и выяснили, что нет...

    3 слайд

    Ребята, мы ни раз говорили о Великой Отечественной войне и выяснили, что нет в нашей стране такой семьи, по которой война не прошлась бы своими тяжелыми колесами. Великая Отечественная война — это великое испытание, искалечившее судьбы многих людей. Сегодня мы поговорим о судьбе человека, на долю которого выпали все тяготы военного времени, а именно о герое повести Шолохова «Судьба человека».

  • Подумайте Что вам говорит термин «выборочное изложение»?
Подберите однокоренн...

    4 слайд

    Подумайте
    Что вам говорит термин «выборочное изложение»?
    Подберите однокоренные слова к слову «выборочное».

  • Выборочное изложение предполагает пересказ не всего текста, а лишь той част...

    5 слайд

    Выборочное изложение предполагает пересказ не всего текста, а лишь той части, которая касается избранной вами темы. Пересказ должен идти от 3-го лица. Поэтому для изложения мы выбираем только описание героев повести
    М.А. Шолохова, их портреты. 

  • Портрет – это изображение лица или всей фигуры человека.

Сделать портрет мож...

    6 слайд

    Портрет – это изображение лица или всей фигуры человека.

    Сделать портрет можно красками, карандашом. Вылепить из глины. Но словами тоже создается портрет – словесный портрет.
    Что главное в лице человека, его фигуре, одежде, мимике, жестах?

  • Итак, описание внешности не только предает то, как человек выглядит, но и явл...

    7 слайд

    Итак, описание внешности не только предает то, как человек выглядит, но и является средством его характеристики.

    -Чтобы облегчить работу, при чтении текста постарайтесь мысленно представить себе героев, нарисовать их в своем воображении. Тогда вам останется лишь перенести то, что стоит перед вашим мысленным взором, на бумагу.

  • Чтение текста учителемВаши действия:
Внимательно слушать текст
Запомнить, о к...

    8 слайд

    Чтение текста учителем
    Ваши действия:
    Внимательно слушать текст
    Запомнить, о ком идёт речь (герои)
    Какими их описывает автор
    Яркие, запоминающиеся черты героев

  • Подумайте, какие микротемы можно в нем выделить?

    9 слайд

    Подумайте, какие микротемы можно в нем выделить?

  • 1-я микротема - Портрет мальчика и мужчины.
 2-я микротема - Отец.
3-я микрот...

    10 слайд

    1-я микротема — Портрет мальчика и мужчины.
    2-я микротема — Отец.
    3-я микротема — Сын.

  • Кто из вас знает, что обозначает слово «хутор»? 
 С какой целью в тексте авто...

    11 слайд

    Кто из вас знает, что обозначает слово «хутор»? 
     С какой целью в тексте автор использует глагол «брели»? 
    Почему автор говорит «сутуловатый», а не использует прилагательное «сутулый»?

  • Хутор - это крестьянский поселок, селение в южных областях.
Использование гла...

    12 слайд

    Хутор — это крестьянский поселок, селение в южных областях.
    Использование глагола «брели» подчеркивает, что путники очень устали и передвигались крайне медленно. 
    Сутулым человек бывает от природы, а сутуловатым он бывает от усталости. 

  • В тексте используется словосочетание "черствая рука". Давайте подберем синони...

    13 слайд

    В тексте используется словосочетание «черствая рука». Давайте подберем синонимы к нему.
     Жесткая рука, темная рука, шершавая рука.
    А как вы думаете, у кого бывают такие руки? 
    У человека, который занимается тяжелым физическим трудом.

  • Определите тип речи текста.
 Определите стиль текста.
Какими художественными...

    14 слайд

    Определите тип речи текста.
     Определите стиль текста.
    Какими художественными приемами пользуется автор?
    Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор?
    (глаза, руки)

  • (повествовательный с элементами описания)

(художественный с элементами разго...

    15 слайд

    (повествовательный с элементами описания)

    (художественный с элементами разговорной в диалогах)

  • Эпитеты – устало сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской.
Сравне...

    16 слайд

    Эпитеты – устало сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской.
    Сравнения – светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пеплом.
    Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – небушко, сынок, ручонки.
    Диалог между героями.

  • Отец – много повидавший за свою жизнь человек.
Сын – трогательно доверчивый м...

    17 слайд

    Отец – много повидавший за свою жизнь человек.
    Сын – трогательно доверчивый мальчик.

  • Отец
      
Мужчина — высокий, сутуловатый Приглушённы...

    18 слайд

    Отец

          Мужчина — высокий, сутуловатый
     Приглушённый басок
     Большая, чёрствая рука
     Тощий вещевой мешок
     Защитные летние штаны
    Свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет с надписью
    Большие темные руки
     Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской
    Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан
    Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена
    Почти новые солдатские ботинки
     Плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука

  • Сын
      Лет пяти-шести      Глаза с...

    19 слайд

    Сын

          Лет пяти-шести
          Глаза светлые, как нёбушко
          Розовая холодная ручонка
    По-детски доверчивый взгляд
          Белесые бровки
          Мальчик одет просто, но добротно
     Длиннополая курточка, подбитая цигейкой
    Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на разорванном рукаве курточки.

  • Схема описания «Отец»: 
рост
фигура
 руки 
 глаза
голос
одежда«Сын»:
возраст...

    20 слайд

    Схема описания
    «Отец»:
    рост
    фигура
     руки
     глаза
    голос
    одежда
    «Сын»:
    возраст
     глаза
     руки
     одежда

  • «Портрет мальчика и мужчины». Выборочное изложение.1) Вступление.
2)Портрет...

    21 слайд

    «Портрет мальчика и мужчины». Выборочное изложение.

    1) Вступление.
    2)Портрет мальчика:
    Возраст, глаза(брови), руки, одежда
    3)Портрет мужчины:
    Рост, фигура, руки, глаза, голос, одежда
    4) Заключение.

  • ВОЗМОЖНОЕ НАЧАЛО ИЗЛОЖЕНИЯ 1. Портрет героя – важное средство создания характ...

    22 слайд

    ВОЗМОЖНОЕ НАЧАЛО ИЗЛОЖЕНИЯ
    1. Портрет героя – важное средство создания характера. В произведении «Судьба человека» М.А. Шолохов представляет человека трудной судьбы, прошедшего войну. Это …
    Другой герой — приемный сын Андрея Соколова. В повести М.А. Шолохов изображает его …

    2.  М.А. Шолохов в самом начале своей повести «Судьба человека» знакомит нас с двумя основными героями. Один из них, судя по деталям портрета,— бывший фронтовик, много переживший за свою жизнь человек; другой — трогательно доверчивый мальчик, о котором кто-то по-матерински заботится.

  • ВОЗМОЖНЫЙ ФИНАЛ ИЗЛОЖЕНИЯАндрей Соколов, прошедший войну, многое испытавший,...

    23 слайд

    ВОЗМОЖНЫЙ ФИНАЛ ИЗЛОЖЕНИЯ
    Андрей Соколов, прошедший войну, многое испытавший, знает, во имя чего стоит жить.

    Ваня рядом с мудрым и заботливым отцом сумеет вырасти настоящим человеком.

  • Авторская оценкаАндрей Соколов - человек трудной судьбы, покоряющий силой дух...

    24 слайд

    Авторская оценка
    Андрей Соколов — человек трудной судьбы, покоряющий силой духа, жаждой жизни.

    Приемный сын Андрея Соколова, Ванечка, с наивной доверчивостью относится к миру, потому что рядом с ним надежное отцовское плечо.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 686 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Другие материалы

Рейтинг:
2 из 5

  • 07.01.2018
  • 6337
  • 127

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Тест по теме «Причастие»

  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Причастие
  • 06.01.2018
  • 1285
  • 5

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Урок по русскому языку

  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Наречие
  • 04.01.2018
  • 597
  • 0

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Класс: 7

Тип урока: урок развития речи

Цель урока:  Знакомство обучающихся с особенностями построения сочинения-описания внешности человека.

Задачи:

Предметные:

— совершенствование умения описывать внешность человека, используя прилагательные и причастия;
— закрепление умения собирать и систематизировать материал на заданную тему;

—  выделение особенностей выборочного изложения, определение структуры текста типа описания, его языковых особенностей.

Развитие умения через внешность человека постигать его внутренний мир, характер, настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретной личности; формировать у школьников наблюдательность и внимание к окружающим; обогащать лексический запас учащихся; закрепить навыки правописания причастий; закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки письменного изложения текста; воспитывать художественный и эстетический вкус

Метапредметные результаты: осознание эстетической ценности русского языка, совершенствование умений задавать вопросы к тексту.

Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа.

Оборудование: Тексты, презентация

Ход урока.

В человеке должно быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

II. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас урок развития речи. На таких уроках в 5 и 6 классах вы учились писать сочинения-описания. В частности вы описывали природу, интерьер, животных и т.д., но самым сложным и ответственным среди описаний является описание внешности человека. Ведь каждый человек – это личность, и личность неповторимая.

Изучая произведения литературы, вы уже знакомились с таким понятием, как портрет литературного героя.

— А для чего он вводится в художественное произведение? (Для того, чтобы зрительно представить этого литературного героя и увидеть не только, каков он внешне, но через внешность понять его внутренний мир, душевное состояние. Посредством портретной характеристики мы можем определить, положительный это герой или отрицательный и что нам следует ожидать в процессе развития действия в литературном произведении.

2. Чтение учителем отрывка из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть. Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза. Таким сделала его война.

3. Чтение стихотворения Майи Румянцевой «Баллада о седых». (Дети, прослушав стихотворение, делают свои выводы).

Говорят, нынче в моде седые волосы,
И «седеет» безумно молодость.
И девчонка лет двадцати
Может гордо седою пройти.
Но какому кощунству в угоду,
И кому это ставить в вину.
Как нельзя вводить горе в моду,
Так нельзя вводить седину.

Память, стой, замри! Это надо.
То из жизни моей — не из книжки…
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток.

А ещё я помню солдата.
Он был контужен взрывом гранаты.
И оглох… И навек онемел…
Вот тогда, говорят, поседел.
О, седая и мудрая старость.
О, седины неравных боёв.
Сколько людям седин досталось
От неотданных городов.
А от тех, что пришлось отдать —
Поседевших не сосчитать.

Говорят, нынче в моде седИны…
Нет, не мода была тогда:
В городах седые дымины,
И седая в селе лебеда.
И седые бабы-вдовицы,
И глаза, седые от слёз,
И от пепла седые лица
Над холмом поседевших берёз.

Пусть сейчас не война… Не война…
Но от горя растёт седина.
… Эх ты, модница, злая молодость.
Над улыбкой седая прядь…
Это даже похоже на подлость…
За полтинник седою стать.
… Я не против дерзости в моде,
Я за то, чтобы модною слыть.
Но седины, как славу, как орден
Надо, выстрадав, заслужить!…

1. Слово учителя о писателе, лауреате Нобелевской премии М.А.Шолохове.

М.А.Шолохов (1905 – 1984гг.)

В «Судьбе человека» он первым в нашей литературе с тревогой и сочувствием написал о судьбе тех, кто побывал в плену. Таких в стране насчитывалось 6 миллионов. Не все, конечно, сдавались – были и другие причины: ранения, контузия… Однако всех, без исключения, ждали потом суд и лагеря. Поднять голос в их защиту было не прсто. Но Шолохов на это решился. Рассказ был напечатан в газете «Правда» 31.12.1956г. и 01.01.1957г.

III. Работа с текстом

1. Прослушивание текста.

2. Беседа по тексту.

— О чем, по-вашему, говорят портреты героев фрагмента? По каким признакам вы это установили? (Учитель кратко знакомит учеников с содержанием рассказа «Судьба человека», называет имена героев: Андрей Соколов, Ваня.)

— Определите тип речи текста. (Повествование с описанием.)

— Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного — в диалогах.)

— Какова композиция текста?

— Какими художественными приемами пользуется автор? (Эпитеты: устало, сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской и др., сравнения: светлыми, как небушко глазами; глаза, словно присыпанные пеплом; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручонку; риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза…;

диалоги, авторские вводные слова: на мой взгляд и т. д.)

— Какое впечатление произвёл на вас текст?

— Чем интересно его содержание?

— Какова тема текста?

— Каково построение текста? Сколько в нём частей?

— Назовите микротемы.

— Какие ключевые фразы вы выделили?, на что следует обратить внимание?

— Смешивание каких текстов мы наблюдаем? (художественный, разговорный)

— Объясните слова, помеченные звёздочкой.

3. Чтение задания на с.62.

— Что означает термин выборочное изложение?

— Какую работу нам предстоит выполнить?

— Как нужно описывать предмет, животное, человека? (сначала описываем то, как выглядит предмет, затем называем характерные для него действия).

4. Составление плана.

  1. Первое впечатление.

  2. Внешность (лицо, одежда и т.д.)

  3. Характерные действия.

— Сколько абзацев у вас получится?

— Каково первое впечатление от героев отрывка?

— Что вы напишите в первом абзаце?

— Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия выполняет? В какой части изложения вы об этом напишите?

— Как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему?

Каким пунктам нашего плана это соответствует?

— Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)

«У мальчика глаза, как небушко; у отца, словно присыпаны пеплом.» — Как называется такой приём? (сравнение)

— Почему у мальчика «ручёнка розовая и холодная, а у мужчины – чёрствая»? – Какое языковое средство использует автор? (эпитеты)

— «Белёсые брови» — какого они цвета?

— Как вы думаете, зачем автору понадобилось давать нам описание кисета? Характеризуют ли человека его собственные вещи?

— Придумайте и запишите заголовок к тексту.

Выборочный пересказ на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец». «Сын».

5. Обсуждение заглавия выборочного изложения.

6. Обсуждение планов

7. Повторное чтение текста.

V. Написание изложения. (используя причастия).

Домашнее задание (по выбору):

Повторить §§ 9-22; дописать изложение

Приложение №1

Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что……

Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника……

Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой»……

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

1956-1957

4

Упражнение № 151   Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.

   Я увидел, как из-за крайних дворов хутора* вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

   — Здорово, браток!

   — Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

   — Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

   Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

   — Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

   С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

   — Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.

   Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

   — Беда мне с этим пассажиром!

   Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…

   Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

   Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

   А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.

Ответ:

  • Извините как пишется правильно проверочное слово к слову
  • Извините как пишется на английском языке
  • Извините как пишется англ
  • Извините или извените как писать правильно слово пишется правильно
  • Извините за причиненные неудобства как пишется