Изложение по рассказу паустовского первый снег 5 класс

Изложение  по тексту  К.Г. Паустовского

Изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»

Двадцать первое января.

Вы уже не один раз видели первый снег. Конечно, первый снег всегда тает, приносит грязь и слякоть, но, несмотря на это, мы всегда рады первому снегу, земля преображается, покрывается белоснежным пушистым ковром.

  • Вы уже не один раз видели первый снег. Конечно, первый снег всегда тает, приносит грязь и слякоть, но, несмотря на это, мы всегда рады первому снегу, земля преображается, покрывается белоснежным пушистым ковром.

А какие чувства у вас вызывает первый снег?

А какие чувства у вас вызывает первый снег?

Первый снег. 1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. 2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. 3) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. 4) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло. 5) Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

  • Первый снег.

1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.

2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

3) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

4) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

5) Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

Беседа по тексту. Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ? Определите тип речи и стиль этого текста. Докажите свое мнение. Назовите тему текста, о чем он?  Повествование озаглавлено “Первый снег”. Что отражено в заглавии: тема или идея текста?

Беседа по тексту.

  • Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ?
  • Определите тип речи и стиль этого текста. Докажите свое мнение.
  • Назовите тему текста, о чем он?
  • Повествование озаглавлено “Первый снег”. Что отражено в заглавии: тема или идея текста?

Начало текста Слова  “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда”  удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ в художественном стиле.

Начало текста

Слова “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда”

удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ в художественном стиле.

Какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении? “ мертвая” тишина, умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад . Что достигается употреблением этих слов в переносном значении?

Какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении?

мертвая” тишина,

умер дождь,

умер ветер,

умер шумливый, беспокойный сад .

Что достигается употреблением этих слов в переносном значении?

Сравните: Необыкновенная необычная, особенная, особая - “ мертвая” тишина; перестал дождь - умер дождь, прекратился ветер - умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад - умер сад. Употреблением слов “мертвая”, “умер” автор хочет подчеркнуть абсолютную тишину, без единого звука, такую необычную, что человеку кажется, что он оглох.

Сравните:

Необыкновенная

необычная,

особенная,

особая —

“ мертвая”

тишина;

перестал дождь — умер дождь,

прекратился ветер — умер ветер;

затих шумливый, беспокойный сад — умер сад.

Употреблением слов “мертвая”, “умер” автор хочет подчеркнуть абсолютную тишину, без единого звука, такую необычную, что человеку кажется, что он оглох.

Что нарушает тишину? Эту тишину нарушает только посапывание кота. Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит.

Что нарушает тишину?

  • Эту тишину нарушает только посапывание кота.
  • Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит.

Почему же сад был “глумливый”, “беспокойный”?   Сад был такой, потому что вечером дул ветер, качались деревья, ветки бились друг о друга, и это создавало шум. А то, что деревья качались, создавало впечатление, что сад о чем-то беспокоится.

Почему же сад был “глумливый”, “беспокойный”?

  • Сад был такой, потому что вечером дул ветер, качались деревья, ветки бились друг о друга, и это создавало шум. А то, что деревья качались, создавало впечатление, что сад о чем-то беспокоится.

Подберите синонимы к словам “глумливый”, “беспокойный”. Сад шумный, волнующийся, трепещущий.  Объясните постановку запятых в первом абзаце. 1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. 2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

  • Подберите синонимы к словам “глумливый”, “беспокойный”.
  • Сад шумный, волнующийся, трепещущий.

Объясните постановку запятых в первом абзаце.

1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.

2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Прочитаем второй абзац Как автор избегает повторения слова “окно”? Вместо слова “окно” автор пишет “за стеклами”. Этим он избегает нежелательного повтора.

Прочитаем второй абзац

  • Как автор избегает повторения слова “окно”?
  • Вместо слова “окно” автор пишет “за стеклами”. Этим он избегает нежелательного повтора.

Обратите внимание, во втором абзаце автор опять говорит о тишине. Какое слово указывает на тишину? “ ...было снежно и безмолвно”. Почему вокруг луны переливался желтоватый круг? Небо было туманным, поэтому луна светила неярко, и этот свет как бы переливался. Луна желтоватая, но не желтая. Этот суффикс -оват- указывает на неполноту признака, луна слегка желтая.

  • Обратите внимание, во втором абзаце автор опять говорит о тишине. Какое слово указывает на тишину?
  • …было снежно и безмолвно”.

Почему вокруг луны переливался желтоватый круг?

Небо было туманным, поэтому луна светила неярко, и этот свет как бы переливался.

Луна желтоватая, но не желтая. Этот суффикс -оват- указывает на неполноту признака, луна слегка желтая.

«Стояла одинокая луна». Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении дано это слово? Слово дано в переносном значении, одинокими могут быть только люди. Этим словом автор говорит, что луна также одинока в небе, как и он одинок на земле. Ведь все спят, автор стоит один у окна, среди тишины земной, как луна среди тишины небесной.

«Стояла одинокая луна». Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении дано это слово?

  • Слово дано в переносном значении, одинокими могут быть только люди. Этим словом автор говорит, что луна также одинока в небе, как и он одинок на земле. Ведь все спят, автор стоит один у окна, среди тишины земной, как луна среди тишины небесной.

С чем сравнивает автор снег? Почему? Снег сравнивается со стеклянным дождем, потому что каждая снежинка блестит и переливается при лунном свете.

С чем сравнивает автор снег? Почему?

  • Снег сравнивается со стеклянным дождем, потому что каждая снежинка блестит и переливается при лунном свете.

Прочитайте последний абзац. Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой? Земля нарядная, так как она покрыта блестящим снегом. Белая одежда считается нарядной, а также такого цвета платье у невесты. Но земля застенчивая, потому что она только в белом, без украшений.

  • Прочитайте последний абзац.
  • Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой?
  • Земля нарядная, так как она покрыта блестящим снегом. Белая одежда считается нарядной, а также такого цвета платье у невесты. Но земля застенчивая, потому что она только в белом, без украшений.

Орфографическая работа пок а залось, зак а чалось, прислуш и вался, посап ы вает, пок а зывали, увид е в, н е обыкн о венная, стекл янн ая, застенч ив ая.

Орфографическая работа

  • пок а залось, зак а чалось, прислуш и вался, посап ы вает, пок а зывали, увид е в, н е обыкн о венная, стекл янн ая, застенч ив ая.

Напишите изложение Странные ощущения (проснулся, показалось, прислушивался, понял). “ Мертвая” тишина (дождь, ветер, сад, кот). За стеклами все было снежно и безмолвно (луна, птица, ветка клена, стеклянный дождь). “ Застенчивая невеста”.

Напишите изложение

  • Странные ощущения (проснулся, показалось, прислушивался, понял).
  • Мертвая” тишина (дождь, ветер, сад, кот).
  • За стеклами все было снежно и безмолвно (луна, птица, ветка клена, стеклянный дождь).
  • Застенчивая невеста”.

Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме: «Изложение с языковым анализом по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»»

Цели урока:

  1. закрепить понятие “изложение с языковым анализом”; показать систему языковых средств, использованных в тексте;
  2. обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка; содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся; помочь понять учащимся идею, композицию, детали, связи и зависимости текста; развивать творческие возможности учащихся;
  3. научить понимать и ценить красоту русского языка.

Оборудование: школьная доска, учебник 5 класса, иллюстрации к рассказу.

Оформление доски

На доске записан план текста.

  1. Странные ощущения.
  2. “Мертвая” тишина.
  3. За стеклами все было снежно и безмолвно.
  4. За два часа так необыкновенно изменилась земля.
  5. ……………………………………………………………………….
  6. ……………………………………………………………………….

Даны слова для орфографической работы: показалось, закачалось, прислушивался, посапывает, показывали, увидев, необыкновенная, стеклянная, застенчивая.

План урока

1. Оргмомент, целеполагание

2. Вступительная беседа.

3. Чтение текста учителем.

4. Беседа по тексту:

– пояснение и уточнение его содержания;

– выявление темы и идеи текста;

– объяснение структуры текста.

5. Коллективная работа над планом.

6. Повторное чтение текста и его языковой анализ.

7. Написание изложения: черновик (25 мин.), чистовик (15 мин.)

Ход урока

1. Оргмомент, целеполагание.

Ребята, сегодня мы на уроке будем писать изложение с языковым анализом. Суть этой работы заключается в том, чтобы выявить, какие языковые средства отобраны автором при создании текста и с какой целью он это делал.

2. Вступительная беседа.

Учитель: “Первый снег” — рассказ К.Г. Паустовского, который входит в его книгу “Летние дни”. Работая над этим текстом, мы еще раз внимательно рассмотрим, как строится повествование, как автор строго отбирает материал, обратим внимание на лексику и синтаксические особенности предложений.

К.Г.Паустовский — это знакомый вам писатель, вы уже знаете некоторые его произведения. Вы знаете, что он очень любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных, птицах, о лесе, о травах и цветах. Но он не только любовался природой, он хотел найти в ней объяснение человеку — его поступкам, мыслям, его желаниям.

Ребята, многим из вас уже исполнилось 9-10 лет, вы уже не один раз видели первый снег. Конечно, первый снег всегда тает, приносит грязь и слякоть, но, несмотря на это, мы всегда рады первому снегу, земля преображается, покрывается белоснежным пушистым ковром. А какие чувства у вас вызывает первый снег?

Уч-ся: (ответы на вопрос).

Учитель: А теперь давайте прочитаем рассказ К.Г.Паустовского “Первый снег”, где он описывает свои чувства, когда, проснувшись, увидел за окном первый снег.

3. Чтение текста учителем.

Первый снег.

1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.

2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

3) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

4) Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

5) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

6) Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал :

– Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

Учитель: Рувим — это человек, который путешествовал вместе с Паустовским.

4. Беседа по тексту.

Учитель: Понравился ли вам рассказ? Почему? Что вы мысленно увидели, когда слушали рассказ?

Уч-ся: (ответы).

Учитель: Определите тип речи и стиль этого текста. Докажите свое мнение.

Уч-ся: Это повествовательный тип речи, так как в тексте говорится о событии, он отвечает на вопрос “что произошло?”, к тексту можно сделать одну фотографию. Преобладают глаголы, обозначающие движение и состояние. Стиль — художественный, так как основная его цель — воздействовать на чувства читателей.

Учитель: Назовите тему текста, о чем он?

Уч-ся: Из этого рассказа мы узнаем, какие чувства, ощущения испытал автор, когда увидел, что выпал первый снег. Это также рассказ о том, как изменилась земля после того, как выпал первый снег.

Учитель: Повествование озаглавлено “Первый снег”. Что отражено в заглавии: тема или идея текста?

Уч-ся: В заглавии отражена тема. Идея, главная мысль текста другая. Автор говорит нам, читателям: “Человек, остановись, посмотри, как прекрасен этот мир, как чиста природа, полюбуйся этой красотой”.

5. Составление плана.

Учитель: На доске записан план этого текста, он состоит из шести частей. Четыре из них озаглавлены. Остальные части вам нужно будет озаглавить. Но вначале найдем в тексте эти шесть частей.

(Учитель и ученики отмечают в тексте шесть частей в соответствии с планом).

Учитель: Можно ли оставить заголовки первых четырех пунктов такими, какими они записаны на доске. Почему?

Уч-ся: Я думаю, что первые четыре части можно озаглавить так, как они озаглавлены на доске. В первой части говорится о странном ощущении, во второй части — о “мертвой” тишине, так как все умерло: и дождь, и ветер, и сад; в третьей — о том, что увидел автор в окно; в четвертой части говорится, о чем подумал автор.

Учитель: Озаглавьте пятую и шестую части. Объясните свой выбор.

Уч-ся: Пятую часть можно озаглавить “Визит птицы”, “Птица за окном”, потому что в ней говорится о том, что в сад прилетела птица. Шестую часть можно озаглавить “Первый снег очень к лицу земле”. Это главная мысль шестой части.

6. Языковой анализ текста.

Учитель: А теперь давайте займемся главной нашей работой — посмотрим, какие языковые средства и почему использовал автор в своем тексте.

Текст начинается со слова “однажды”. Такое начало характерно для повествовательного типа речи. Слова “однажды”, “как-то раз”, “когда-то”, “некогда” удобны, чтобы начать сообщение о каком-либо случае, событии, происшествии. Выбор автором такого начала вполне закономерен, потому что он пишет рассказ, то есть литературно-художественное повествование.

В первом предложении он указывает, при каких обстоятельствах и с кем произошло событие, о котором будет рассказано. На слова “странное (ощущение)”, “оглох (во сне)” падает логическое ударение. Эти слова автор использовал для того, чтобы подготовить нас к рассказу о переходе осени в зиму, о первом снеге.

— Ребята, какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении?

Уч-ся: В переносном значении употреблены “мертвая” тишина, умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад.

Учитель: Что достигается употреблением этих слов в переносном значении? Сравните: необыкновенная, необычная, особенная, особая — “мертвая” тишина; перестал дождь — умер дождь, прекратился ветер — умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад — умер сад.

Уч-ся: Употреблением слов “мертвая”, “умер” автор хочет подчеркнуть абсолютную тишину, без единого звука, такую необычную, что человеку кажется, что он оглох.

Учитель: Что нарушает эту тишину?

Уч-ся: Эту тишину нарушает только посапывание кота.

Учитель: Это дополнение про кота неслучайно. Затихла природа не только за окном, тишина и в доме. Это посапывание кота подчеркивает тишину. Все спит.

— А почему же сад был “шумливый”, “беспокойный”?

Уч-ся: Сад был такой, потому что вечером дул ветер, качались деревья, ветки бились друг о друга, и это создавало шум. А то, что деревья качались, создавало впечатление, что сад о чем-то беспокоится.

Учитель: Подберите синонимы к словам “шумливый”, “беспокойный”.

Уч-ся: Сад шумный, волнующийся, трепещущий.

Учитель: Объясните постановку запятых в первом абзаце.

(Ученики вместе с учителем разбирают постановку запятых).

Учитель: Прочитаем второй абзац. Подумайте, почему свет в нем назван “белым” и “ровным”?

Уч-ся: Свет был белый, потому что он исходил от снега. Свет был ровный, потому что исходил от всего снежного полотна. Этот ровный свет не могут прервать плывущие по небу тучи.

Учитель: Как автор избегает повторения слова “окно”?

Уч-ся: Вместо слова “окно” автор пишет “за стеклами”. Этим он избегает нежелательного повтора.

Учитель: Обратите внимание, во втором абзаце автор опять говорит о тишине. Какое слово указывает на тишину?

Уч-ся: На тишину указывают слова: “…было снежно и безмолвно”.

Учитель: Почему вокруг луны переливался желтоватый круг?

Уч-ся: Небо было туманным, поэтому луна светила неярко, и этот свет как бы переливался.

Учитель: Луна желтоватая, но не желтая. Этот суффикс -оват- указывает на неполноту признака, луна слегка желтая.

—  “Стояла одинокая луна”. Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении дано это слово?

Уч-ся: Слово дано в переносном значении, одинокими могут быть только люди. Этим словом автор говорит, что луна также одинока в небе, как и он одинок на земле. Ведь все спят, автор стоит один у окна, среди тишины земной, как луна среди тишины небесной.

Учитель: В третьем предложении второго абзаца между двумя простыми предложениями стоит тире. Этот знак как бы указывает на две противоположные стороны от окна: одна сторона- это комната, где стоит автор; другая, противоположная, — это снежный сад. Два контраста: дом и улица, тепло и холод. И везде тишина.

Прочитайте четвертую часть текста. Определите главную мысль.

Уч-ся: Главная идея в следующих словах: “…за два часа так необыкновенно изменилась земля”.

Учитель: И опять встречается слово “необыкновенно”, в первом абзаце уже встречалось подобное выражение “необыкновенная тишина”. Автор говорит нам: “Это необычное явление, оно редкое, не пропустите его”. А теперь послушайте: “…за два коротких часа поля, леса, сады заворожила стужа”. Что значит “заворожила”? Подберите синонимы.

Уч-ся: “Заворожила” — это значит, покрыла снегом, можно сказать, укутала, околдовала, одела в белые одежды.

Учитель: Как точно употребил автор слово “заворожила”, оно вбирает в себя значения всех перечисленных вами синонимов. В предложении “ …за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа” имеется повтор слов, который передает удивление, недоумение автора: “Как за два часа земля могла так измениться?”

— Ребята, с чем сравнивает автор снег? Почему?

Уч-ся: Снег сравнивается со стеклянным дождем, потому что каждая снежинка блестит и переливается при лунном свете.

Учитель: И опять упоминается о тишине: “Потом снова все стихло”. Обратите внимание, сколько много глаголов в четвертой и пятой частях текста: я увидел, птица села, ветка закачалась, посыпался снег, птица поднялась, полетела, снег сыпался, все стихло. Даже если мы употребим только подлежащее и сказуемое, все равно будет понятно, что произошло за окном. Но чего не хватает получившемуся тексту без второстепенных слов?

Уч-ся: Без второстепенных членов отсутствуют те подробности, благодаря которым текст становится интересным, запоминающимся, художественным.

Учитель: Прочитайте последний абзац. Мы его назвали “Первый снег очень к лицу земле”. Это слова Рувима. Почему автору нужно было, чтобы Рувим проснулся и сказал эти слова, а сам автор разве не мог бы этого сказать?

Уч-ся: К. Г. Паустовскому нужно было показать, что не один он восхищается этой красотой, что Рувим тоже это заметил. Это может заметить каждый человек, только нужно остановиться и посмотреть вокруг.

Учитель: Что говорится о земле, почему она сравнивается с застенчивой невестой?

Уч-ся: Земля нарядная, так как она покрыта блестящим снегом. Белая одежда считается нарядной, а также такого цвета платье у невесты. Но земля застенчивая, потому что она только в белом, без украшений.

Учитель: Запишите слова Рувима как сложное предложение.

Уч-ся: Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал, что первый снег очень к лицу земле.

Учитель: Выберите удобный для вас вариант, объясните постановку знаков препинания.

Далее идет работа с орфограммами (слова записаны на доске). После этого текст читается в последний раз.

7. Написание изложения.

Домашнее задание можно не задавать.

5 класс. Уроки 92, 93. ИЗЛОЖЕНИЕ ПО ОТРЫВКУ ИЗ РАССКАЗА К.Г.

ПАУСТОВСКОГО «ПЕРВЫЙ СНЕГ»

Цели уроков: выработка навыков восприятия и осознание текста; привитие

любови к прекрасному; развитие речи, мышления, воображения и творческих

способностей учащихся;

Оборудование: видеопроекционный комплекс, интерактивная доска.

I. Сообщение о К.Г. Паустовском.

Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Гранатном

переулке в Москве. Его отец был служащим в управлении железной дороги, мать

дочь служащего на сахарном заводе. Семья Паустовского несколько раз

переезжала с места на место, пока не обосновалась в Киеве. В семье будущего

писателя любили искусство: много пели, играли на рояле, часто посещали театр.

Учился Константин Паустовский в Киевской классической гимназии, у него

были хорошие учителя, знавшие и любившие русскую словесность, историю и

психологию. Паустовский много читал, увлекся сочинением стихов.

Учась в последнем классе гимназии, Паустовский написал свой первый

рассказ, который был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». С тех

пор решение стать писателем завладело Константином Паустовским полностью.

Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был

военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать.

В послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало

ему возможность много ездить по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше,

Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции.

Впечатления от этих поездок легли в основу множества его произведений. И

часто вместе с Паустовским путешествовал Рувим Исаевич Фраерман.

Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.

II. Анализ текста К.Г. Паустовского «Первый снег»

1. Первое предъявление текста.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что

я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец,

понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная

тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер

шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл

к окну за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на

головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался

желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку

клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег.

4

Птица медленно поднялась

и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом

снова всё стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый

снег очень к лицу земле».

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К. Г. Паустовский)

От какого лица ведётся повествование?

Глазами автора мы смотрим на мир, поэтому важно не просто запомнить всё

то, что он увидел и услышал, но вместе увидеть и услышать.

2. Работа с первым абзацем.

Есть в тексте главные слова, мысли, образы, которые нельзя упустить,

забыть.

Найдём главное слово в первом предложении. Странное ощущение.

Подберём к этому слову синонимы: непонятное, непривычное.

Прочтём второе предложение, логически выделяя слова, которые

указывают, каким именно было это странное ощущение.

Мне показалось, что я оглох во сне.

Как можно подругому выразить эту мысль? (Мне почудилось… Я как

будто…)

Прочтём третье предложение, логически выделяя главные слова.

Найдите в следующих предложениях первого абзаца слова, употреблённые

в переносном значении:

метафоры: мёртвая тишина.

олицетворения: умер дождь, умер ветер, умер сад

эпитеты: шумливый, беспокойный сад

Как можно озаглавить первый абзац? – Необыкновенная тишина.

3. Работа со вторым и третьим абзацами.

Прочтём 1 и 2 предложения, логически выделяя главные слова.

Найдём эпитеты: ровный свет.

Что означает этот эпитет? – Свет отражённый, не создающий тени.

Какое здесь впечатление? – Зрительное.

Прочтём 3 предложение, логически выделяя главные слова.

Какими впечатлениями делится здесь автор? Зрительные и слуховые:

снежно и безмолвно.

Как автор избегает повторений? – За стеклами…

Прочтём 4 предложение, логически выделяя главные слова.

Какие однотипные по строению словосочетания здесь есть? Туманное

небо; на головокружительной высоте; одинокая луна; желтоватый круг.

Что объединяет остальные предложения 2го абзаца? Сюжет.

Перескажите события, изложенные в определённой последовательности.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.

Ветка качнулась, с неё посыпался снег.

4

Птица медленно поднялась и улетела, а

снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё

стихло.

Найдём сравнение. – Как стеклянный дождь.

Какие ассоциации вызывает это сравнение? Холодно и одновременно

празднично, как на Новый год.

Как озаглавим.

Снежно и безмолвно.

Одинокая луна.

Стеклянный дождь.

Третий абзац предложение с прямой речью. Прямую речь желательно

сохранить. Ею можно озаглавить 5ый пункт плана.

Что, на ваш взгляд, главное в последнем предложении? Сравнение земли

с невестой.

Как озаглавим последний пункт плана? (Застенчивая невеста.)

III. План изложения.

1. Необыкновенная тишина.

2. Снежно и безмолвно.

3. Одинокая луна.

4. Стеклянный дождь

5. Застенчивая невеста.

IV. Самостоятельная работа.

Задание на дом: упр. 365.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Паустовский «Первый снег» изложение.

Изложение по «Первый снег» Паустовского как написать?

«Первый снег» Паустовский изложение 5 класс.

Изложение по тексту Паустовского «Первый снег».

3 ответа:



6



0

Изложение по рассказу «Первый снег» Паустовского — это по сути его пересказ своими словами. Сам текст (оригинал) приведен внизу на картинке, чтобы его читать, а не искать.

Вот пример изложения для 5 класса:

Однажды я проснулся посреди ночи. Со мной происходило что-то странное и непонятно. Я сначала подумал, что совсем оглох. Ведь вокруг было так тихо. Я не слышал ни единого звуки, ни единого шороха. Единственный доносившийся звук — это было посапывание кота во сне.

Оказалось, что ночью выпал первый снег. За те 2 часа, что я проспал, он укутал всю землю. От него исходил белый свет, который дополняла полная луна на небе.

Полное спокойствие нарушила лишь птица, что присела на ветку и стряхнула снег. Когда она улетела, все снова замерло, все стихло.

Вдруг проснулся и Рувим. Он тоже любовался снегом, а потом сказал, что земле уж очень подходит этот первый снег.

<hr />

Трогательный и красивый, простой и реалистичный рассказ Паустовского «Первый снег» — это тот чудесный миг, когда земля действительно преображается, меняет свой наряд и ее не узнать. Она действительно великолепна в это миг, ей к лицу такие перемены.

Паустовский "Первый снег" изложение



2



0

Я проснулся ночью от странного, необычного ощущения и подумал: «Я оглох?» Лежа с закрытыми глазами, я прислушивался, но вокруг меня была просто оглушающая тишина. И я испугался. Но потом понял, что ничего со мной не произошло. Просто все привычные звуки куда-то исчезли и слышно только посапывание кота во сне.

Я открыл глаза и увидел, что комнату заливает белый, ровный свет. Когда я встал и подошел к окну, то увидел, что выпал снег. Было очень тихо и только желтый круг луны просвечивал сквозь дымку облаков.

Подойдя к часам, я увидел, что сейчас два часа ночи. Если я лег в полночь, то снег выпал за эти два часа.

На ветке, запорошенной снегом сидела одинокая птица. Затем птица улетела, и еще долго с ветки сыпались снежинки как стеклянные бусы.

Проснувшийся Рувим посмотрел в окно и сказал, что первый снег земле к лицу. Земля была действительно нарядна.



2



0

Проснувшись посреди ночи, я сначала решил, что оглох. Это чувство возникло оттого, что кругом была полнейшая тишина. Но прислушавшись, я понял, что не оглох, а просто куда-то пропали все звуки за окном: не слышно шума дождя, шороха ветра в листьях сада. Слышно только как во сне посапывает кот.

Открыв глаза, я увидел залитую светом комнату. Встал, подошел к окну и охнул от удивления — все вокруг было покрыто белым пушистым снегом. Одинокая луна заливала все вокруг желтым светом.

Удивившись, когда же успел выпасть снег, я посмотрел на часы, которые было хорошо видно. Они показывали два часа ночи. Я уснул в двенадцать, а это значит, что всего за два часа природа так неузнаваемо изменилась.

Только одинокая птица села на ветку дерева, нарушив полное безмолвие. Посидев немного, она улетела, а я задумчиво наблюдал, как осыпаются снежинки с ветки.

Потом проснулся Рувим и заметил, что земле очень идет ее новый наряд.

Читайте также

Изложение по-другому можно назвать пересказом услышанного или прочитанного текста. Чтобы научиться его писать правильно, нужно тщательно отработать порядок действий.

  1. Прослушать текст.
  2. Понять его основную мысль.
  3. Записать ключевые слова, словосочетания (это лучше делать по памяти после 1-го чтения, во время чтения записывать не надо), составить план.
  4. Во время второго чтения проследить, как развивается действие или авторская мысль.
  5. Дополнить ключевые слова, составить предложения
  6. Записать черновик, проследить логику изложения.
  7. Проверить текст на речевые и грамматические ошибки.
  8. Переписать на чистовик.

Картина «Первый снег» была написана Иваном Ивановичем Шишкиным в 1875 году.

Художнику удалось предельно реалистично передать настроение природы поздней осенью.

Шишкин очень любил тему леса, и на данной картине он изобразил пейзаж максимально естественно, как он есть, ничего не выдумывая.

Данная картина навеивает чувство тоски и одиночества, вероятнее всего из-за серого неба и тяжёлого подтаявшего снега.

В этой картине автор хотел показать нам не просто лес, а всё его могущество и силу.

Эта картина находится в киевском музее русского искусства.

Как любую народную сказку, и это литературное произведение можно начать со слов «жили-были». Итак, изложение.

Жили-были через дорогу соседки Глупость и Спесь. Первая была весёлой и болтливой, а вторая — мрачной и неразговорчивой.

Но это не мешало им дружить. И вот у Глупости обвалился старый сарай, прибило скотину, что даже обрадовало Глупость.

На радостях она решила отпраздновать это событие, избавляющее её от всяких забот.

По совету своей соседки пригласила всех знакомых, для этого продав всё добро, оставшись в результате ни с чем.

Зато все говорили о Глупости, а это вызвало зависть у Спеси. Теперь уже по совету Глупости Спесь подожгла свою хату.

Весь народ сбежался смотреть на пожар и на Спесь, оставшуюся без ничего.

Однако длилось это недолго, все разошлись, а Спеси-то негде жить, вот и пришлось ей идти к Глупости.

Так и стали подружки жить вместе, не показывая никому вида, что остались обе у разбитого корыта.

Вот и получается, что не могут они существовать друг без друга:

Где Глупость — там обязательно присутствует Спесь, а где Спесь — там обязательно и Глупость.

Мне очень понравился рассказ Константина Паустовского, который называется «Золотой линь». Данный рассказ читали в начальной школе, рассказ небольшой, но поучительный.

В данном рассказе два рыбака пошли на рыбалку, но день у них совсем не заладился, сначала женщины над ними смеялись, затем дед им мешал своими разговорами, затем погода внесла свои коррективы. В общем у них ничего не получалось.

но под конец им удалось поймать огромного линя.

Таким образом данное произведение учит нас не сдаваться, не смотря на все неудачи нужно идти вперед к своей цели. Рассказ учит терпимости, усидчивости, стрессоустойчивости.

Текст изложения учитель читает не один раз. Во время первого чтения текста нужно попробовать представить то, о чём говорится в тексте, понять его содержание, установить логические связи между событиями. Во время второго прочтения учитель обычно разрешает делать записи в черновике. В каждом предложении находим опорные слова, которые и нужно записать. Опираясь на них, вы вспомните, о чём шла речь в предложении. А вообще нужно тренировать память и внимание, тогда изложение не будет так пугать.

Сочинения бывают разных видов. Нужно чётко понимать, какого вида сочинение вам задали. От этого зависит его структура. Композиция сочинения — это его «скелет». На него необходимо нарастить «мясо» (связно, правильно, точно высказать свои мысли, что-то описать или рассказать о каком-то событии), вдохнуть в него «душу» (написать оригинально, интересно, умно, талантливо), тогда получится то, что нужно. Но, в первую очередь, вы должны иметь развитую речь, много знать, иметь своё мнение по многим вопросам и уметь его доказывать, образно мыслить и красиво или хотя бы внятно излагать свои мысли. Быстро писать сочинения могут единицы. Поэтому учителя сообщают тему заранее, чтобы дать время подумать.


1


Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс


2


«Первый снег» – рассказ К.Паустовского, который входит в его книгу «Летние дни» Читая это произведение, мы ещё раз внимательно рассмотрим, как строится повествование, как автор строго отбирает материал, обратим внимание на лексику и синтаксические особенности предложений.


3


К.Паустовский – знакомый вам писатель, вы уже знаете некоторые его произведения. Он очень любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных, птицах, о лесе, о травах, о цветах. Но он не только любовался природой, он искал в ней объяснения человеку – его поступкам, мыслям, желаниям.


4


Вы уже не раз видели первый снег. Конечно, первый снег всегда тает, приносит грязь и слякоть, но, несмотря на это, мы всегда рады первому снегу. Какие ощущения вызывает у вас первый снег?


5


Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина.


6


Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.


7


Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.


8


Когда же выпал первый снег? Я подошёл к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.


9


Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.


10


Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле» Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.


11


Беседа по тексту Понравился вам рассказ? Что вы мысленно увидели, когда его слушали? Определите тип речи и стиль этого текста и докажите свое мнение. Назовите тему текста. Что отражено в заглавии: тема или идея текста? Текст состоит из шести частей. Найдите их в тексте и озаглавьте.


12


Примерный план 1. Странные ощущения 2. «Мёртвая» тишина 3. Снежное безмолвие 4. Необыкновенное изменение земли 5. Визит птицы 6. Первый снег к лицу земле


13


Языковой анализ текста Какие языковые средства и почему использовал автор в этом тексте? 1. Обратим внимание, что текст начинается со слова «однажды». Такое начало характерно для повествовательного типа речи. 2. Какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении? Что достигается употреблением этих слов? 3. Что нарушает тишину? Случайно ли это дополнение?


14


4. Почему сад был «шумливый» и «беспокойный»? Подберите синонимы к этим словам. 5. Почему свет во втором абзаце назван «ровным» и «белым»? 6. Как избегает автор повторения слова «окно»? 7. Почему вокруг луны переливался желтоватый круг? Обратите внимание на суффикс –оват-, который указывает на неполноту признака.


15


8. Почему автор говорит, что луна одинокая? В прямом или переносном значении употреблено это слово? 9. Почему автор дважды употребляет слов «необыкновенный»? 10. «…..поля, леса, сады заворожила стужа» Что значит «заворожила»? Подберите синонимы. 11. С чем сравнивает автор падающий с ветки снег? Почему?


16


12. Сколько глаголов в четвёртой и пятой частях? 13. Почему автору нужно было, чтобы Рувим проснулся и сказал: «Первый снег очень к лицу земле». Разве сам автор не мог бы этого сказать? 14. Почему земля сравнивается с застенчивой невестой? Понравилось вам такое сравнение?


17


Слова для орфографической работы Показалось Закачалась Прислушивался Посапывает Показывали Увидел Необыкновенная Стеклянный застенчивая

Изложение (по тексту К. Паустовского). Озаглавьте каждую часть словами текста, выражающими её основную мысль. Запишите эти заголовки. У вас получился план текста. Назовите слова, употреблённые в переносном значении. Для какого стиля характерно такое употребление этих языковых средств? Определите, от какого лица − первого или третьего − вы будете излагать текст. В четвёртом, пятом и шестом предложениях второй части текста объясните знаки препинания.
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер глумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну — за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло. <…>
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §69. Антонимы. Упражнение №375

Решение

План.
1. Необыкновенная тишина.
2. Серая птица
3. Застенчивая невеста
Первый снег
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер глумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну — за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
Слова в переносном значении: Умер(дождь, ветер, сад), стеклянный дождь. Это характерно для художественного стиля.
Ветка качнулась, с неё посыпался снег. (Повеств., невоскл., сложн., состоит из двух частей, связь бессоюзная).
Текст нужно излагать от третьего лица.
В четвертом, пятом и шестом предложениях запятые стоят между частями простых предложений в составе сложного.

375. Изложение (по тексту К. Паустовского). Озаглавьте каждую часть словами текста, выражающими её основную мысль. Запишите эти заголовки. У вас получился план текста. Назовите слова, употреблённые в переносном значении. Для какого стиля характерно такое употребление этих языковых средств? Определите, от какого лица — первого или третьего — вы будете излагать текст. В четвёртом, пятом и шестом предложениях второй части текста объясните знаки препинания.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер глумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну — за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег.4 Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло. <…>

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.


План:

1. «Необыкновенная тишина» («Странное ощущение», «Мёртвая тишина»).

2. «За стёклами всё было снежно и безмолвно» («А снег всё сыпался»).

3. «Земля была нарядная» («Земля похожа на застенчивую невесту»).


Слова, употреблённые в переносном значении: мёртвая тишина; умер дождь, умер ветер, умер глумливый, беспокойный сад; ровный свет; одинокая луна; стеклянный дождь; нарядная земля.

Художественный стиль.

Знаки препинания:

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. (сложное предложение).

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду (сложноподчинённая связь).

Ветка качнулась, с неё посыпался снег. (сложное предложение).

Ветка качнулась, с неё посыпался снег.4
                                     –·–·–·–

(повеств., невоскл., сложное (1) ветка качнулась, 2) посыпался снег).

Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 5 класс

  • Изложение по рассказу недоросль
  • Изложение по рассказу мой друг
  • Изложение по рассказу ленька любимец ребят
  • Изложение по рассказу кляксы баруздин
  • Изложение по рассказу капитанская дочка