Изложение по рассказу воробей тургенева

Слайд 1

Двадцатое апреля Классная работа Изложение «Воробей» Словарь: Аллея – дорога с деревьями по обеим сторонам Красться – осторожно, неслышно приближаться Зачуять – почувствовать запах Дичь – дикая птица или животное, на которое охотятся Сорваться – очень быстро упасть Взъерошенный – с поднятыми перьями Пасть – рот у животных Ринуться – кинуться, броситься, устремиться Заслонить – закрыть Детище – дитё, ребёнок Трепетало от ужаса – дрожало от страха Попятиться – пойти назад, отступить Признать – согласиться уважать Благоговеть – очень уважать, любить Порыв – действие, поступок, дело

Слайд 2

Иван Тургенев «Воробей» (стихотворение в прозе) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1879

Слайд 3

Желторотый

Слайд 4

«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада»

Слайд 5

«Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки»

Слайд 6

«Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…»

Слайд 7

«Мой Трезор остановился, попятился…»

Слайд 8

«Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился благоговея»

Слайд 9

План: 1 . Возвращение с охоты 2. Собака почуяла дичь 3. Птенец на дороге 4. Появление защитника 5. Страх воробья 6. Признание силы / отступление собаки 7. Благоговение перед птицей 8. Любовь сильнее смерти

Слайд 10

Опорная карточка для пересказа (слабый ученик) Я шел с охоты по …. сада. Собака бежала ……….. меня. Вдруг она начала …………., зачуяв перед собою …… . Тут увидел на дороге молодого ……….. . Он упал из …………. и сидел неподвижно. Моя собака медленно …………. к нему, как вдруг с дерева слетел старый черногрудый ……………………… и начал прыгать перед ее ……………………….. Он ринулся ………………. свое …………, хотя сам трепетал от ужаса. Но несмотря на это он не мог …………… на своей безопасной ……….. Мой Трезор ……………………., попятился. Он тоже признал эту …………… Я отозвал пса — и удалился, ………….. перед той маленькой ……………… птицей. Любовь, думал я, сильнее ………….. и страха смерти. Только ею, только ………. держится и движется…………..

Слайд 11

Опорная карточка для пересказа (сильный ученик) Я (что делал?) ………….(где?)…… . …………. Вдруг ….. (что сделала?) , почуяв …… Тут я (что сделал?) ………. (где?) ….. (какого?) ………….. ………… с …….. … , Он (что с ним случилось?) ………….. И (как?) ………… (где?) /(как?) (кто?)……. (что делала?)…………….., как вдруг (откуда?) ………. (как?) ……….. (что сделал?) …………… (какой?)……. ……… (кто?). Он с отчаянным писком прыгал перед (чем?) ………… Он (что сделал?) ………….. (кого?) ……, хотя сам (что делал?) ………. . Но несмотря на ужас, он не мог ………………… . (Кто?) ……… (что сделал?)………., признавая эту силу. Я (что сделал?) …… и ….. (как?) …. перед (кем?) ………… Любовь, …………………………

Слайд 12

4 1 Т р е з о р 2 3

Слайд 13

4 1 Т р е з о р 2 в о р о б е й 3

Слайд 14

4 1 Т р е з о р 2 в о р о б е й 3 л ю б о в ь

Слайд 15

4 Т у 1 Т р е з о р г 2 в о р о б е й н е 3 л ю б о в ь

Слайд 16

Спасибо за урок!

Изложение
по разделу «Местоимение», 6 кл
.

Учитель:
Пронина М. А.

В
программе нет изложения по теме, но его можно поставить к теме:
«Местоимения и другие части речи», вместо анализа пословиц.

(Выделяют
местоимения по признаку сходства с другими частями речи.

Заполняют таблицу. Анализируют пословицы,
содержащие местоимения)

Воробей

  Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.
Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться,
как бы зачуяв перед собою дичь. 

  Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья
с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно
качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие
крылышки. 

   Моя собака медленно приближалась к нему, как
вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал
перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким
писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. 

   Он ринулся спасать, он заслонил собою свое
детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип,
он замирал, он жертвовал собою! 

Каким громадным чудовищем должна была ему
казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной
ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. 

   Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и
он признал эту силу. 

    Я поспешил отозвать смущенного пса — и
удалился, благоговея. 

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той
маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. 

     Любовь, думал я, сильнее смерти и страха
смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)

Работа над изложением:

1. Речевая задача
изложения — развитие речи, умение составлять связный текст и использовать
местоимения («Сегодня мы с вами поработаем над вашим умением составлять
тексты и выделять местоимения среди других частей речи»)

2. Текст — одно из
знаменитых «Стихотворений в прозе» И.Тургенева.

3.Чтение текста учителем

4.Тема текста — защита
воробьем птенца от собаки, сила родительской любви. Главная мысль: любовь
сильнее смерти

5. Теперь посмотрим,
сколько частей в этом тексте. (Учитель читает по абзацам и предлагает каждый
озаглавить). В итоге мы с вами получили план рассказа:

1.Возвращение с охоты

2.Упавший
птенец

3.Защитник
птенца

4.Самоотверженная
любовь

5.Признание
силы

6.Благоговение

7.
Любовь сильнее смерти

6.
Стиль
текста — художественный, т.к. это стихотворение в прозе, много ИВС.

Выписать
метафоры — громадное чудовище, эпитеты -взъерошенный воробей, олицетворения — смущенный
пес и тд. Посмотреть, каких средств выразительности больше.

Тип-повествование,
т.к. рассказано о случае, который произошел с героем.

Непонятные
слова: благоговение — восхищение, искаженный — неверный, одичал — стал диким.

Найдите
в каждом абзаце ключевые слова и подберите к ним синонимы:

собака-пес,
дичь — еда, жертва, молодой воробей — птенец, старый черногрудый воробей —
взрослый, родитель, спасать — идти на помощь, детище — ребенок, сила — власть,
героическая птица-спаситель, любовь-чувство

7.
Теперь
Коля перескажет нам первые 2 абзаца, Оля — вторые два, а Катя — последние три.

8. Повторное чтение. Вы
можете записывать в черновик основные мысли.

9. Теперь вы пишете текст в
черновике, исправляете его и

10. Только после этого переписываете
в чистовик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка Развитие речи. Обучающее изложение по произведению И. Тургенева (4 класс, уч. стр.23, упр.31) УМК «Школа России» 

Просмотр содержимого документа

«Изложение по произведению И. Тургенева «Воробей»»

Урок русского языка Развитие речи. Обучающее изложение по произведению И. Тургенева (4 класс, уч. стр.23, упр.31) УМК «Школа России»     Презентацию выполнила Дорофеева И А учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа города Багратионовска»

Урок русского языка

Развитие речи. Обучающее изложение по произведению И. Тургенева

(4 класс, уч. стр.23, упр.31) УМК «Школа России»

Презентацию выполнила Дорофеева И А учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа города Багратионовска»

Определите тип данного текста. Докажите.  Какова тема текста?  Где происходят описанные события? Кого увидел автор на аллее? Почему молодой воробей сидел неподвижно?  Как повела себя собака, когда обнаружила воробышка?  Что означает «жертвовал собою»?  Что заставило воробья жертвовать собою? Как автор подчеркивает, что воробей бросился спасать своё детище?  Что воробей чувствовал в этот момент? Что побеждает страх старого воробья?  Какова главная мысль текста? Как можно озаглавить текст?

  • Определите тип данного текста. Докажите.
  • Какова тема текста?
  • Где происходят описанные события?
  • Кого увидел автор на аллее?
  • Почему молодой воробей сидел неподвижно?
  • Как повела себя собака, когда обнаружила воробышка?
  • Что означает «жертвовал собою»?
  • Что заставило воробья жертвовать собою?
  • Как автор подчеркивает, что воробей бросился спасать своё детище?
  • Что воробей чувствовал в этот момент?
  • Что побеждает страх старого воробья?
  • Какова главная мысль текста?
  • Как можно озаглавить текст?

Сколько частей имеет текст- повествование? Как вы определили?  Прочитайте первую часть Назовите основную мысль этой части. Как мы можем озаглавить эту часть?  План 1. Собака почуяла дичь. Выпишем опорные слова к этой части. Возвращался, бежала, уменьшила шаги, стала красться.

  • Сколько частей имеет текст- повествование? Как вы определили?
  • Прочитайте первую часть
  • Назовите основную мысль этой части. Как мы можем озаглавить эту часть?
  • План 1. Собака почуяла дичь.
  • Выпишем опорные слова к этой части.
  • Возвращался, бежала, уменьшила шаги, стала красться.

Прочитайте вторую часть Назовите основную мысль этой части. Как мы можем озаглавить эту часть? План 2. Птенец на аллее Выпишем опорные слова к этой части. Увидал, выпал, не умел летать, сидел неподвижно.

  • Прочитайте вторую часть
  • Назовите основную мысль этой части. Как мы можем озаглавить эту часть?
  • План 2. Птенец на аллее
  • Выпишем опорные слова к этой части.
  • Увидал, выпал, не умел летать, сидел неподвижно.

Прочитайте  третью  часть Назовите основную мысль этой части. Как мы можем озаглавить эту часть? План 3. Появление защитника  Выпишем опорные слова к этой части Раскрыв пасть, медленно приближалась, камнем упал, с жалким писком прыгнул, громко пищал, дрожал, заслонял собою

  • Прочитайте третью часть
  • Назовите основную мысль этой части. Как мы можем озаглавить эту часть?
  • План 3. Появление защитника
  • Выпишем опорные слова к этой части
  • Раскрыв пасть, медленно приближалась, камнем упал, с жалким писком прыгнул, громко пищал, дрожал, заслонял собою

Прочитайте четвёртую часть Назовите основную мысль этой части. Как мы можем озаглавить эту часть?  План 4. Любовь сильнее смерти Выпишем опорные слова к этой части. Жертвовал собою, героически спасал, остановилась и отступила.  

  • Прочитайте четвёртую часть
  • Назовите основную мысль этой части. Как мы можем озаглавить эту часть?
  • План 4. Любовь сильнее смерти
  • Выпишем опорные слова к этой части.
  • Жертвовал собою, героически спасал, остановилась и отступила.

Лексическая подготовка красться подходить незаметно неподвижно без движений камнем упал упал с быстротой и тяжестью падающего камня заслонял собой закрывал, загораживал собой жертвовал подвергался опасности ради чего-либо отступила шагнула назад, отошла

Лексическая подготовка

  • красться
  • подходить незаметно
  • неподвижно
  • без движений
  • камнем упал
  • упал с быстротой и тяжестью падающего камня
  • заслонял собой
  • закрывал, загораживал собой
  • жертвовал
  • подвергался опасности ради чего-либо
  • отступила
  • шагнула назад, отошла

Кто это? Собака, громадное чудовище, Трезор, пёс Воробышек, молодой воробей, птенец, детище Старый воробей, воробей, героическая птица

Кто это?

  • Собака, громадное чудовище, Трезор, пёс
  • Воробышек, молодой воробей, птенец, детище
  • Старый воробей, воробей, героическая птица

Орфографическая подготовка .хота, с.бака, (в)переди, вдру., в.р.бей, громк., г.р.ически, (не)п.движн., б.жала, ш.ги, ув.дал, м.л.дой, (из) гн.зда, л.тать, с.дел, прибл.жалась, (к )пт.нцу, (с) дер.ва, в.р.бей, п.щ.л, др.жал, засл.нял, сп.сал, св.ё.

Орфографическая подготовка

  • .хота, с.бака, (в)переди, вдру., в.р.бей, громк., г.р.ически, (не)п.движн., б.жала, ш.ги, ув.дал, м.л.дой, (из) гн.зда, л.тать, с.дел, прибл.жалась, (к )пт.нцу, (с) дер.ва, в.р.бей, п.щ.л, др.жал, засл.нял, сп.сал, св.ё.

Восстановите

Восстановите

План 1. Собака почуяла дичь.  Возвращался, бежала, уменьшила шаги, стала красться. 2. Птенец на аллее Увидал, выпал, не умел летать, сидел неподвижно. 3. Появление защитника  Раскрыв пасть, медленно приближалась, камнем упал, с жалким писком прыгнул, громко пищал, дрожал, заслонял собою 4. Любовь сильнее смерти Жертвовал собою, героически спасал, остановилась и отступила.

План

  • 1. Собака почуяла дичь.
  • Возвращался, бежала, уменьшила шаги, стала красться.
  • 2. Птенец на аллее
  • Увидал, выпал, не умел летать, сидел неподвижно.
  • 3. Появление защитника
  • Раскрыв пасть, медленно приближалась, камнем упал, с жалким писком прыгнул, громко пищал, дрожал, заслонял собою
  • 4. Любовь сильнее смерти
  • Жертвовал собою, героически спасал, остановилась и отступила.

Урок русского языка
Обучающее изложение по произведению
И. Тургенева «Воробей»

Презентацию выполнила

Т.А. Петрушина, учитель

начальных классов

БОУ г Омска «СОШ № 118»

И. С. Тургенев родился в Орле в 1818 г. В старинной дворянской семье.

Детство провел в имении Тургеневых Спасское-Лутовиново, которое располагалось в березовой роще на пологом холме.

Матери Варвары Петровны боялся, как огня. Редкий день проходил без розог.

В 1827 г. Тургеневы переехали в Москву, и Иван стал учиться в пансионе, затем был зачислен на словесное отделение Московского университета, а осенью стал студентом Петербургского университета.

Вскоре он уехал в Италию, поселился в Риме, путешествует по Швейцарии.

Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких языков, он за всю свою жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке кроме своего родного.

«Муму», «Бирюк»,

«В дороге», «Собака» и др.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Словарная работа
Аллея сада –

Искажённый ( от слова исказить) –
Детище –
Жертвовать –

Благоговеть –

Трепетать –

дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.

сильно изменить.

ребёнок (устаревшее).

подвергать опасности; рисковать ради чего-нибудь или кого нибудь.

относиться с глубочайшим почтением.

испытывать сильное волнение,

дрожать от каких-либо переживаний

Тема:

Основная мысль:

  • как воробей, рискуя жизнью, спас своего птенца.

любовь сильнее смерти и страха

  • Где происходят описанные события?
  • Кого увидел автор на аллее?
  • Почему молодой воробей сидел неподвижно?
  • Как повела себя собака, когда обнаружила воробышка?
  • Что означает «жертвовал собою»?
  • Что заставило воробья жертвовать собою?
  • Как автор подчеркивает, что воробей бросился спасать своё детище?
  • Что воробей чувствовал в этот момент?
  • Что побеждает страх старого воробья?
  • Какова главная мысль текста?
  • Как можно озаглавить текст?

Прочитайте первую часть

  • Прочитайте первую часть
  • Назовите основную мысль этой части. Как мы можем озаглавить эту часть?
  • План 1. Собака почуяла дичь.
  • Выпишем опорные слова к этой части.
  • Возвращался, бежала, уменьшила шаги, стала красться, зачуяв дичь.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

  • План 2. Птенец на аллее
  • Выпишем опорные слова к этой части.
  • Увидал, молодого, с желтизной, пухом на голове, выпал, не умел летать, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

План 3. Появление защитника

  • План 3. Появление защитника
  • Выпишем опорные слова к этой части
  • Медленно приближалась, сорвавшись, близкого дерева, черногрудый, камнем упал, взъерошенный, отчаянным и жалким писком прыгнул, раскрытой пасти, ринулся спасать, заслонил собою детище, громко пищал, дрожал, он замирал, он жертвовал собою

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

План 4. Любовь сильнее смерти

  • План 4. Любовь сильнее смерти
  • Выпишем опорные слова к этой части.
  • Трезор остановился, попятился, признал силу, отозвал смущённого пса, удалился благоговея, перед маленькой героической птицей, любовным её порывом, любовь сильнее смерти, любовью держится и движется жизнь.
  •  

Лексическая подготовка

  • красться
  • подходить незаметно
  • неподвижно
  • без движений
  • камнем упал
  • упал с быстротой и тяжестью падающего камня
  • заслонял собой
  • закрывал, загораживал собой
  • жертвовал
  • подвергался опасности ради чего-либо
  • отступила
  • шагнула назад, отошла

Кто это?

  • Собака, громадное чудовище, Трезор, пёс
  • Воробышек, молодой воробей, птенец, детище
  • Старый воробей, воробей, героическая птица

Орфографическая подготовка

  • .хота, с.бака, (в)переди, вдру., в.р.бей, громк., г.р.ически, (не)п.движн., б.жала, ш.ги, ув.дал, м.л.дой, (из) гн.зда, л.тать, с.дел, прибл.жалась, (к )пт.нцу, (с) дер.ва, в.р.бей, п.щ.л, др.жал, засл.нял, сп.сал, св.ё.

Восстановите

План

  • 1. Собака почуяла дичь.
  • Возвращался, бежала, уменьшила шаги, стала красться.
  • 2. Птенец на аллее
  • Увидал, выпал, не умел летать, сидел неподвижно.
  • 3. Появление защитника
  • Раскрыв пасть, медленно приближалась, камнем упал, с жалким писком прыгнул, громко пищал, дрожал, заслонял собою
  • 4. Любовь сильнее смерти
  • Жертвовал собою, героически спасал, остановилась и отступила.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Опорная карточка для пересказа (слабый ученик)
Я шел с охоты по …. сада. Собака бежала ……….. меня.
Вдруг она начала …………., зачуяв перед собою …… .
Тут увидел на дороге молодого ……….. . Он упал из …………. и сидел неподвижно.
Моя собака медленно …………. к нему, как вдруг с дерева слетел старый черногрудый ……………………… и начал прыгать перед ее ………………………..
Он ринулся ………………. свое …………, хотя сам трепетал от ужаса. Но несмотря на это он не мог …………… на своей безопасной ………..
Мой Трезор ……………………., попятился. Он тоже признал эту ……………
Я отозвал пса — и удалился, ………….. перед той маленькой ……………… птицей.
Любовь, думал я, сильнее ………….. и страха смерти. Только ею, только ………. держится и движется…………..
Опорная карточка для пересказ (сильный ученик)
Я (что делал?) ………….(где?)…… . ………….
Вдруг ….. (что сделала?) , почуяв ……
Тут я (что сделал?) ………. (где?) ….. (какого?) ………….. ………… с …….. … , Он (что с ним случилось?) ………….. И (как?) ………… (где?) /(как?)
(кто?)……. (что делала?)…………….., как вдруг (откуда?) ………. (как?) ……….. (что сделал?) …………… (какой?)……. ……… (кто?). Он с отчаянным писком прыгал перед (чем?) …………
Он (что сделал?) ………….. (кого?) ……, хотя сам (что делал?) ………. . Но несмотря на ужас, он не мог ………………… .
(Кто?) ……… (что сделал?)………., признавая эту силу. Я (что сделал?) …… и ….. (как?) …. перед (кем?) …………
Любовь, …………………………


1


Подробное изложение «Воробей» (по рассказу И.С.Тургенева) Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» , п.Вейделевка, ул.Центральная, д.30, тел.: ,


2


Цели урока: формировать навык воссоздания прослушанного текста с сохранением той же композиционной формы и деталей содержания текста, помочь учащимся приобрести опыт написания подробного изложения; вырабатывать умение понимать «основную мысль текста», «основные факты и их последовательность»; учить составлять план, способствующий полному раскрытию темы высказывания; развивать речь учащихся; подготовить учащихся к написанию подробного изложения


3


Задачи написания подробного изложения: — воспроизвести содержание текста; — пересказать точно, подробно, последовательно; -раскрыть тему высказывания так, как это сделал автор; — сохранить языковые особенности текста


4


Иван Сергеевич Тургенев ( ) Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове на Орловщине. Великий русский писатель получил строгое воспитание и глубокое и разностороннее образование, обучаясь в Московском университете, на философском факультете Петербургского университета, в Берлинском университете в Германии. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «артист, художник и музыкант» в одном лице. Язык Тургенева богат и красочен. Иван Сергеевич не только любил природу, но понимал и чувствовал её. В своих произведениях писатель воспевал силу любви и жизни.


5


Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.


6


Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.


7


Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.


8


Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.


9


Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.


10


Анализ текста Определение типа текста -Какие типы текста вы знаете? -Подумайте, к какому функционально- смысловому типу относится текст? Какой из трех типов текста в этом произведении преобладает? -Какой тип речи использует автор при появлении птенца? -Какой тип речи представлен в заключении?


11


Анализ текста -Проследите за тем, что и как говорит автор? -Какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что произошло на аллее сада? -Какова позиция автора? Как она выражена в рассуждении?


12


Анализ текста -Как соотнесены главные герои повествования — птенец, воробей и собака? -Что лежит в основе их сопоставления? -Какова роль описания в выражении главной мысли центрального эпизода?


13


Анализ текста -Какие глаголы, свидетельствующие о силе воробья, использует автор? -(прыгнул, ринулся спасать, заслонил, замирал, жертвовал) Вывод: старый воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел. И хотя ему самому было очень страшно, он бросился спасать свое детище.


14


Лексическая работа Детище — то же, что ребёнок, сын или дочь (устар.) Жертвовать — подвергать себя опасности ради кого-нибудь, чего-нибудь Благоговеть — относиться с глубочайшим почтением; очень сильно любить


15


Составление плана План. 1. Возвращение с охоты. 2. Желторотый птенец. 3. Храбрый защитник. 4. Трезор признал силу воробья. 5. Любовь сильнее смерти.


16


Используемые ресурсы: Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд. Русский язык: сборник заданий. 5 класс.– М.: Дрофа, url=data13.gallery.ru%2Falbums%2Fgallery%2F m549x500te464.jpg&ed=1&text=%D0%A4%D0%BE% D1%82%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D 1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0% BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B E%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1 %87%D1%8C%D0 4. htpp://ru.wikipedia.org/wiki

logo

  • помогите пожалуйста написать сжатое изложение по русскому языку по тексту Тургенева «Воробей»

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      lisahumphrey916

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    2 минуты назад

    Как будет правильно? «Один раз есть, неделю нет или недеЛя? Окончание? Типо человек один раз появляется и неделя нет.

  • literatura
    Литература

    7 минут назад

    Люди спите, нет? Как написать, что чувствует татьяна ларина в этих строчках?

  • matematika
    Математика

    7 минут назад

    !!!!СРОЧНО!!!!СРОЧНО!!!!СРОЧНО!!!!​

  • fizika
    Физика

    12 минут назад

    Физика, помогите пожалуйста ??????

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    12 минут назад

    Пожалуйста, помогите очень срочно надо!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

«Изложение близко к тексту. «Воробей» И.Тургенева »

Цели:

  1. Продолжать коррекционную работу по активизации словаря, умению
    анализировать текст.

  2. Развивать связную письменную речь, культуру устной и письменной речи продолжать обучению написания изложения близко к тексту.

  3. Воспитывать любовь к детям, чувства отцовства и материнства.

Оборудование: презентация, текст стихотворения в прозе И.Тургенева «Воробей»;опорные карты для индивидуальной письменной работы.

Пункты плана:

1.Я возвращался с охоты.

2.Собака уменьшила шаги.

3.Старый воробей заслонил собой своё детище.

4,Трезор остановился, попятился.

5.Я благоговел перед героической птичкой.

Словарные слова: Благоговеть, красться.

Ход урока.

Эпиграф к уроку записан на доске.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И. Тургенев)

1. Организационный момент. Цель: Создание микроклимата способствующего общению детей. Общая коррекция внимания.

(Слайд) цели урока: вспомнить немного из биографии И. С. Тургенева;

Подготовиться и написать изложение близкое к тексту по произведению И. С. Тургенева.

— Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока.

— К этим словам И. Тургенева мы будем возвращаться на протяжении всего урока.

— Какая бывает любовь? Д:Родительская, материнская т.д.

А что вы знаете о И. С. Тургеневе?

(Слайд) И. С. Тургенев родился в Орле в 1818 г. В старинной дворянской семье.

Детство провел в имении Тургеневых Спасское-Лутовиново, которое располагалось в березовой роще на пологом холме.

Матери Варвары Петровны боялся, как огня. Редкий день проходил без розог.

В 1827 г. Тургеневы переехали в Москву, и Иван стал учиться в пансионе, затем был зачислен на словесное отделение Московского университета, а осенью стал студентом Петербургского университета.

Вскоре он уехал в Италию, поселился в Риме, путешествует по Швейцарии.

(Слайд) Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких языков, он за всю свою жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке кроме своего родного.

«Муму», «Бирюк», «В дороге», «Собака» и др.

2. Словарная работа. Цель: развитие мышления, речи учащихся.

(Слайд) Как вы понимаете слова: «ЛЮБОВЬ» и «БЛАГОГОВЕЯТЬ»?

(Слайд) Значение слова «любовь» (по словарю русского языка С.Ожегова) – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Значение слова «благоговеть» — без меры, глубоко уважать и ценить чьи-то достоинства.

3. Введение в тему урока. Цель коррекция внимания, аналитико-синтетической деятельности.

— Ребята, прочитайте тему урока.

Д: Изложение близко к тексту по рассказу И.С.Тургенева «Воробей».

— Как вы понимаете «изложение близко к тексту»?

Д: Письменный пересказ, используя слова автора.

(Слайд) — Прочитайте ещё раз эпиграф нашего урока .

-Чем же держится и движется жизнь? Д: Любовью.

4. Чтение рассказа. Цель: Развитие слухового анализатора, мышления, внимания.

Первичное чтение учителем.

— Почему автор назвал воробья «героической птицей»?

Словарная работа:

(слайд) *Благоговеть – относиться с уважением, с глубочайшим почтением.

Определите тему и основную мысль текста.

(Слайд) тема: как воробей, рискуя жизнью, спас своего птенца.

Основная мысль: любовь сильнее смерти и страха

Давайте вспомним: определите тип речи текста?

Как строится текст повествование? Какие части в нем можно выделить?

(Слайд) план текста повествования

  1. Вступление.

  2. Элементы сюжета (развитие действия).

1. Завязка.

2. Кульминация.

3. Развязка.

  1. Заключение.

5.Работа над текстом. Цель: Коррекция слухового восприятия через повтор; развитие мышления, устной связной речи, обогащение активного словаря.

Где происходят описанные события?

— Кого увидел автор на аллее?

— Прочитайте, как описан воробей.

(Слайд) описание воробья

С желтизной около клюва и пухом на голове,

беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки,

весь взъерошенный, искаженный,

писк его отчаянный и жалкий,

голосок одичал и охрип,

маленькое тело трепетало от ужаса.

— Почему он сидел неподвижно, беспомощно расставив крылышки? (не умел летать)

-Как вы понимаете предложение: «….он жертвовал собою»? Д: Готов был умереть, о себе не думал.

Что заставило воробья жертвовать собой?

Д: Воробей хотел спасти своего птенца, потому что любил его.

6.Работа над языковыми средствами. Цель:Коррекция внимания, развитие процессов памяти, через воспроизведение прочитаного текста

— Прочитайте, как автор подчёркивает, что воробей бросился спасать своё детище, не раздумывая, не теряя ни секунды. 4,5,6 абзацы. Выберите глаголы, которые показывают действия старого воробья.

(Слайд) действия воробья

Сорвался с дерева, Упал камнем, Прыгнул, Ринулся, Сила воли сбросила его

— Что воробей чувствовал в этот момент?

Д: Воробей испытывал ужас, страх перед собакой, но в то же время любовь к птенцу.

— А как выглядела собака в этот момент?

(Слайд) описание собаки

Громадное чудовище, Его морда, Зубастая раскрытая пасть

Д: Собака медленно приближалась, раскрыла зубастую пасть, казалась громадным чудовищем воробью.

(Слайд) Броситься, кинуться, метнуться, устремиться.

Дрожать, трепетать, содрогаться, сотрясаться, вздрагивать, вибрировать.

— А кого можно назвать героем?

Д: Герой – это храбрый человек. Он совершает подвиги.

— Давайте уточним значение слова герой, пользуясь толковым словарем.

(Слайд) Д: Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, самоотверженности.

— Что побеждает страх старого воробья? Прочитайте словами текста.

Д: «Любовь побеждает страх».

7. Повторное чтение рассказа. Цель: Развитие слухового анализатора, памяти, коррекция мыслительных процессов.

8. Составление плана к рассказу. Цель: Развитие слухового анализатора и зрительного восприятия по иллюстрации к рассказу.

Учитель читает отрывки, дети коллективно выделяют основную мысль отрывка.

(Слайд) план текста

  1. Вступление: Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди меня.

  2. Элементы сюжета (развитие действия).

1. Завязка: собака начала красться к беспомощному птенцу.

2. Кульминация: старый воробей заслонил собой свой детище, готовый пожертвовать собой.

3. Развязка: Трезор отступил…..

  1. Заключение: любовь сильнее смерти и страха смерти.

9. Работа над орфографией и пунктуацией. (Слайд)

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы

Ш..л, с..бака, прибл…жалась, уд…вился, г…роический.

  1. Объясните написание

Шёл по аллее, вдоль аллеи, усидеть на ветке, сильнее его воли, держится, движется.

  1. Запишите и запомните

Как бы зачуяв, желтизна, отчаянный, смущённый, благоговея.

(Слайд) расставьте знаки препинания.

Я возвращался с охоты и шёл по вллее сада.

Видно и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился благоговея.

9. Пересказ по вопросам и по плану.Цель: Коррекция слухового и зрительного анализатора через повтор. Коррекция внимания через запоминание.

10. Письменное изложение. Цель: Коррекция внимания, наглядно-образного мышления. Развитие процессов памяти через воспроизведение.

(Слайд) ваша задача – написать изложение близкое к тексту И. С. Тургенева «Воробей»

11. Итог урока. Рефлексия.

7

  • Извините как пишется правильно проверочное слово к слову
  • Извините как пишется на английском языке
  • Извините как пишется англ
  • Извините или извените как писать правильно слово пишется правильно
  • Извините за причиненные неудобства как пишется