Слайд 2
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Как хорошо! Как привольно!»… Второй луч попал на зайчика. Третий луч попал в курятник. Четвёртый луч попал в улей. Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю. Он повернулся на другой бок и опять заснул.
Слайд 3
1. О чём рассказал автор в первой части? 2. Что значит золотые лучи? 3. На кого попал первый лучик? 4. Что сделал жаворонок?
Слайд 4
5. Куда попал второй лучик? 6. Куда попал третий лучик? 6. Куда попал четвёртый лучик? 7. Куда попал пятый лучик?
Слайд 5
Выплыло на небо и стало рассыпать золотые лучи – будить . Первый луч попал на .
Слайд 6
Второй луч попал на . Третий луч попал в . Четвёртый луч попал в .
Слайд 7
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому . Он повернулся на другой бок и опять заснул.
Слайд 8
Попал – разбудил, отправился, направился, угодил.
Слайд 9
Выплыл о на неб о солнышк о и стал о ра сс ыпать з..л…тые лучи – будить землю. Первый луч п о пал на жав оро нка. Встр е п е нулся жав оро н о к, поднялся выс…к о -выс…к о и запел св…ю с е ребр ян ую пес е нку: «Как х…р…шо! Как пр и вольн о !»… Второй луч п о пал на зайчика. Третий луч п о пал в курятник. Четвёртый луч п о пал в ул е й. Пятый луч п о пал в де тс кую, на п о стельку к мал е нькому л…нтяю. Он п о в е рнулся на другой бок и о пять заснул. о о о о о о о е
Слайд 10
Выплыл о , стал о ра сс ыпать, буд ить , п о пал, о тправ и лся, раз будил, н а прав и лся, уг о дил, жав оро нок, мал е ньк о му, п о в е рнулся, о пять ул е й.
Слайд 11
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю.
Слайд 12
1. Кого разбудил первый луч? Первый луч…. 2. На кого попал второй луч? Второй луч…. 3. Куда угодил третий луч? Третий луч…. 4. Куда направился четвёртый луч? Четвёртый луч…. 5. Кого разбудил пятый луч? Пятый луч…. 6. Что сделал лентяй? Лентяй….
Слайд 13
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю. Первый луч разбудил жаворонка. Второй луч попал на зайчика. Третий луч угодил в курятник. Четвёртый луч направился в улей. Пятый луч разбудил маленького лентяя. Лентяй повернулся на другой бок и опять заснул.
Изложение «Утренние лучи» презентация, проект, доклад
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Презентацию на тему «Изложение «Утренние лучи»»
(2 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 13 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Изложение Утренние лучи
Слайд 2
Прочитайте текст:
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Как хорошо! Как привольно!»… Второй луч попал на зайчика. Третий луч попал в курятник. Четвёртый луч попал в улей. Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю. Он повернулся на другой бок и опять заснул.
Слайд 3
Ответь на вопросы:
1. О чём рассказал автор в первой части?
о солнышке
2. Что значит золотые лучи?
3. На кого попал первый лучик?
на жаворонка
4. Что сделал жаворонок?
запел серебряную песенку
Слайд 4
5. Куда попал второй лучик?
на зайчика
6. Куда попал третий лучик?
в курятник
6. Куда попал четвёртый лучик?
в улей
7. Куда попал пятый лучик?
на постельку к лентяю
Слайд 5
Прочитай и перескажи:
Выплыло на небо и стало рассыпать золотые лучи – будить .
Первый луч попал на .
Слайд 6
Второй луч попал на . Третий луч попал в . Четвёртый луч попал в .
Слайд 7
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому . Он повернулся на другой бок и опять заснул.
Слайд 8
Какое слово описывает действие солнечного луча:
Попал – разбудил, отправился, направился, угодил.
Слайд 9
Вставь пропущенные буквы.
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать з..л…тые лучи – будить землю. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, поднялся выс…ко-выс…ко и запел св…ю серебряную песенку: «Как х…р…шо! Как привольно!»… Второй луч попал на зайчика. Третий луч попал в курятник. Четвёртый луч попал в улей. Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому л…нтяю. Он повернулся на другой бок и опять заснул.
о е
Слайд 10
Выплыло, стало рассыпать, будить, попал, отправился, разбудил, направился, угодил, жаворонок, маленькому, повернулся, опять улей.
Запомни написание!
Слайд 11
Спишите предложение:
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю.
Слайд 12
Ответьте на вопросы и допишите предложения:
1. Кого разбудил первый луч? Первый луч….
2. На кого попал второй луч? Второй луч….
3. Куда угодил третий луч? Третий луч….
4. Куда направился четвёртый луч? Четвёртый луч….
5. Кого разбудил пятый луч? Пятый луч….
6. Что сделал лентяй? Лентяй….
Слайд 13
Проверьте написанное:
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю. Первый луч разбудил жаворонка. Второй луч попал на зайчика. Третий луч угодил в курятник. Четвёртый луч направился в улей. Пятый луч разбудил маленького лентяя. Лентяй повернулся на другой бок и опять заснул.
Список похожих презентаций
Изложение текста «Кормушка»
Порядок на столе- Порядок в голове. Начать урок готовы? Изложение. Кормушка. Десятое апреля. с. 132, Упр. 157. Работа с учебником. В выходной день …
Изложение повествовательного текста
Две встречи. Окончилась Великая Отечественная война. На Красной площади шёл парад Победы. На трибуне среди гостей стоял седой полковник. Вот по площади …
Изложение по вопросам учителя
Что такое изложение? Как мы будем готовиться к нему? Сегодня мы будем писать про лес. Кто был в лесу летом? Какие деревья летом? А как меняются деревья …
Изложение «Еж и волк»
Еж и Волк. Набрал Еж ягод. Повстречался ему серый Волк. Ежик вежливо поздоровался с ним. Волк бросился на Ежа. Он хотел отнять ягоды. Еж быстро свернулся …
Изложение Олимпийские игры
О спорт, ты – мир! Надежда мира. Надежда мира всех времен И славит мир своих кумиров, Их силой духа покорён! Горит гирлянда поколений Стремленьем …
Изложение – речь, стиль
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. Упражнение 144, стр.69. НАШ ПОМОЩНИК — СЛОВАРЬ. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова, …
Изложение » Дуб» И. Соколов — Микитов
И. Соколов-Микитов. Его проза выразительна и наглядна прежде всего в тех случаях, когда он придерживается собственного опыта, она слабее, когда писатель …
Изложение
Изложение. Звали её Ю-ю… Сначала это был пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике. Лакал молочко …
Изложение
Загадка. Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. …
Изложение
Подготовительная работа отгадайте загадку. Вверх дном — густо, Вниз дном — пусто. Ношу на голове поля Но это вовсе не земля. Шляпа. Весной Илья забыл …
Изложение текста с рассуждением
Чтобы ответить, нужно. что-то объяснить что-то доказать. Текст, в котором что-то объясняется или доказывается называется рассуждением. Изложение текста …
Изложение «Ёжик спит»
. Кто узнал этого лесного жителя?
Что этот лесной житель делает?
Кто это? Дед Иван привёл детей в сад. Он показал им холмик земли под кустом. Это …
Изложение
Случай на катке Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика. Витя выбежал на лёд на коньках. Тонкий …
Изложение «Ласточки»
Ласточки. Над наличником окна было ласточкино гнездо. Из него выглядывали птенчики. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Ласточки кружились над ним …
Изложение от 3-его лица
Образовательный портал «Мой университет» — www.moi-universitet.ru. Цели урока:. 1.Развить творческие способности учащихся; 2. Развивать умения проводить …
Изложение «Спасённый сад»
Спасённый сад. Весной писатель Гайдар отдыхал в Ялте. Однажды он шёл по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. …
Конспекты
Изложение текста по вопросам
Тема урока: Изложение текста по вопросам. Цель урока: активизировать и стимулировать у обучающихся активизировать и стимулировать у обучающихсяинтерес …
Изложение с элементами сочинения
Развитие речи. 4 класс. Тема:. Изложение с элементами сочинения. Цель:. Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать …
Изложение с элементами сочинения
Орёл Людмила Александровна. Учитель русского языка и литературы. ГБС(К)ОУШИ I. ,II. ВИДА г. Тихорецка, Краснодарского края. ТЕМА УРОКА:. . …
Изложение с творческим заданием
Тема. . Изложение с творческим заданием. . «Мурка и ежата». Цели:. . формировать умения связно пересказывать текст, дополняя его собственными …
Изложение по составленному плану
Конспект урока развития речи в 3 классе. . Изложение по составленному плану. Задачи:. .
совершенствовать навык составления плана к тексту;. …
Изложение близко к тексту. «Воробей
Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение. «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7,. …
Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
- Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих
вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно). - Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно
просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама. - Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста
позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая
информация, остальное лучше рассказать слушателям устно. - Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет
сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для
этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации,
а также правильно подобрать сочетание фона и текста. - Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете
первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом. - Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его
выступления. - Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
- Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете
меньше волноваться.
Презентация на тему «Изложение «Утренние лучи»» 2 класс
-
Скачать презентацию (0.77 Мб)
-
165 загрузок -
4.3 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация — пособие для детей начальной школы, с помощью которого они научатся писать изложения. В работе изложена методика подхода к работе с текстом для лучшего его запоминания. Для этого используются наводящие вопросы, которые не дадут детям напомнить ключевые фрагменты рассказа.
Краткое содержание
- Учимся писать изложение
- Работа с текстом
- Наводящие вопросы
- Самостоятельная работа
- Способы запоминания текста
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
13
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
-
Предназначение
-
Для проведения урока учителем
-
Содержание
-
Слайд 1
Изложение Утренние лучи
-
Слайд 2
Прочитайте текст:
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю.
Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Как хорошо! Как привольно!»…
Второй луч попал на зайчика.
Третий луч попал в курятник.
Четвёртый луч попал в улей.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю. Он повернулся на другой бок и опять заснул.
-
Слайд 3
Ответь на вопросы:
1. О чём рассказал автор в первой части?
о солнышке
2. Что значит золотые лучи?
3. На кого попал первый лучик?
на жаворонка
4. Что сделал жаворонок?
запел серебряную песенку
-
Слайд 4
Ответь на вопросы:
5. Куда попал второй лучик?
на зайчика
6. Куда попал третий лучик?
в курятник
6. Куда попал четвёртый лучик?
в улей
7. Куда попал пятый лучик?
на постельку к лентяю
-
Слайд 5
Прочитай и перескажи:
Выплыло на небо и стало
рассыпать золотые лучи – будить
.
Первый луч попал на .
-
Слайд 6
Прочитай и перескажи:
- Второй луч попал на .
- Третий луч попал в .
- Четвёртый луч попал в .
-
Слайд 7
Прочитай и перескажи:
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому .
Он повернулся на другой бок и опять заснул.
-
Слайд 8
Какое слово описывает
действие солнечного луча:
- Попал –
- разбудил,
- отправился,
- направился,
- угодил.
-
Слайд 9
Вставь пропущенные буквы.
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать з..л…тые лучи – будить землю.
Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, поднялся выс…ко-выс…ко и запел св…ю серебряную песенку: «Как х…р…шо! Как привольно!»…
Второй луч попал на зайчика.
Третий луч попал в курятник.
Четвёртый луч попал в улей.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому л…нтяю. Он повернулся на другой бок и опять заснул.
о о о о о о о е
-
Слайд 10
Выплыло, стало рассыпать, будить, попал, отправился, разбудил, направился, угодил, жаворонок, маленькому, повернулся, опять улей.
Запомни написание!
-
Слайд 11
Спишите предложение:
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю.
-
Слайд 12
Ответьте на вопросы и допишите предложения:
1. Кого разбудил первый луч? Первый луч….
2. На кого попал второй луч? Второй луч….
3. Куда угодил третий луч? Третий луч….
4. Куда направился четвёртый луч? Четвёртый луч….
5. Кого разбудил пятый луч? Пятый луч….
6. Что сделал лентяй? Лентяй….
-
Слайд 13
Проверьте написанное:
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю.
Первый луч разбудил жаворонка.
Второй луч попал на зайчика.
Третий луч угодил в курятник.
Четвёртый луч направился в улей.
Пятый луч разбудил маленького лентяя. Лентяй повернулся на другой бок и опять заснул.
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Слайд 1Дрокина Елена Александровна
МБОУ «Лицей экономический №71»
2 «В» класс, 2017г.
Обучающее изложение
«Утренние
лучи» (По К. Д. Ушинскому)
Слайд 2
К.Д. Ушинский «Утренние лучи»
Слайд 3Без крыльев летаю,
Без ног хожу,
Без огня горю.
(Солнышко)
Изложение – это письменный
пересказ текста, который услышали или прочитали сами.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Слайд 4К.Д. Ушинский «Утренние лучи»
(в сокращении)
Прочитайте текст в учебнике (упр. 69 с
53 — 54):
Слайд 5Знакомство с содержанием текста изложения
Зачем солнышко выплыло на небо?
Чтобы разбудить землю.
Кто первый проснулся?
Жаворонок.
Второй луч кого разбудил?
Зайку.
Третий?
Попал в курятник, разбудил кур.
Четвертый?
Попал в улей, разбудил пчел.
Пятый?
Попал в комнату маленького лентяя.
Слайд 6Проверь себя:
Что такое текст?
Текст- это группа предложений, связанных
по смыслу.
Что такое тема текста?
Это то, о чем или о ком говорится в тексте.
Что такое главная, основная мысль?
Это то главное, о чём хотел сказать автор.
Назовите тип речи текста.
Текст –повествование; текст- рассуждение; текст- описание.
Слайд 7Сформулируйте основную мысль и тип речи текста
(работа в паре):
Когда встает солнышко и начинается новый день, все просыпаются и приступают к своей работе, только лентяй не хочет вставать.
Это текст повествование, отвечает на вопрос «Что произошло?».
Слайд 8Особенности построения текста:
Сколько частей в тексте?
Как вы это определили?
Каждая часть начинается с красной строки.
Слайд 9План:
Как пробуждается земля?
Кого разбудил первый луч?
На кого попал второй луч?
Куда угодил
третий луч?
Куда направился четвёртый луч?
Кого разбудил пятый луч?
Слайд 10Ключевые (или опорные) слова:
1. Выплыло, стало рассыпать, золотые лучи, будить;
2. Жаворонок, встрепенулся, поднялся , серебряную песенку;
3. Попал, зайчик;
4. Курятник;
5. Улей;
6. Детскую, постельку, разбудил, режет, повернулся, заснул.
Это самые важные слова, основные для понимания содержания текста.
Слайд 11Вставь пропущенные буквы.
Выплыло
на небо солнышко и стало рассыпать з…л…тые лучи – будить землю.
Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, поднялся выс…ко-выс…ко и запел св…ю серебряную песенку: «Как х…р…шо! Как привольно!»…
Второй луч попал на зайчика.
Третий луч попал в курятник.
Четвёртый луч попал в улей.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому л…нтяю. Он повернулся на другой бок и опять заснул.
Орфографическая работа.
о
о
о
о
о
о
о
е
Слайд 12Спишите предложение:
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать
золотые лучи – будить землю.
Слайд 13Самостоятельная работа учащихся:
1. Кого разбудил первый луч? Первый луч… .
2. На
кого попал второй луч? Второй луч… .
3. Куда угодил третий луч? Третий луч… .
4. Куда направился четвёртый луч? Четвёртый луч… .
5. Кого разбудил пятый луч? Пятый луч… .
Что сделал лентяй? Лентяй… .
Ответьте на вопросы и допишите предложения:
Слайд 14Проверь написанное (у каждого свой текст):
Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи – будить землю.
Первый луч разбудил жаворонка.
Второй луч попал на зайчика.
Третий луч угодил в курятник.
Четвёртый луч направился в улей.
Пятый луч разбудил маленького лентяя. Лентяй повернулся на другой бок и опять заснул.
Найди и подчеркни в своём тексте изученные орфограммы.
Самопроверка:
Слайд 15Домашнее задание:
Упражнение 70 с 54 в учебнике, повторить теорию по Шклярову
с 3-5, 15-17.
Цель как деятельность учеников: развитие
умения письменной речи – письменный пересказ
прослушанного и зрительно воспринятого текста,
включающего слова с изученными орфограммами
(3ЛР).
Планируемые результаты (задачи урока):
Предметные:
- воспринимать текст на слух;
- выбирать наиболее подходящее заглавие из
нескольких предложенных; - делить текст на части, озаглавливать части;
- предполагать по ключевым словам и фамилии
автора содержание текста; - подробно пересказывать текст с опорой на план и
ключевые слова; - грамотно записать пересказ;
- увидеть опасные места в словах, находить и
исправлять свои орфографические ошибки на
изученные правила.
Метапредметные (УУД):
- определить и сформулировать цель и задачи
деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать свою версию на основе
работы с учебным материалом; - делать выводы в результате совместной работы
класса и учителя; - оформлять свои мысли в устной и письменной
форме; - договариваться с одноклассниками во время
работы в паре и группе.
Личностные:
- обращать внимание на особенности письменных
высказываний других людей (автора текста); - понимать эмоции автора, получать информацию о
нем посредством анализа текста.
Оборудование к уроку:
- технические средства для демонстрации
презентации; - модель солнышка и горной вершины,изображения
четырех камней с записанными на них вопросами; - плакат с ключевыми словами;
- карточки с текстом изложения (по количеству
учащихся); - карточки разных цветов с тестами для работы в
группах (по количеству учащихся); - таблица условных обозначений;
- диск с мелодией для динамической паузы;
- у обучающихся — разноцветные ручки.
1. Организационный момент и планирование
деятельности учащимися с помощью учителя.
Придумано кем-то просто и мудро
С улыбкой здороваться: “Доброе утро!”
— Доброе утро! – солнцу и птицам.
— Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро пусть длится до вечера!
— С предвкушения доброго дня, приятного общения
друг с другом, успехов в совместной работе начнем
наш трудовой день. С нами учиться пожелал новый
необычный ученик. Кто это? (Слайд 2. Без крыльев
летаю, без ног хожу, без огня горю.)
— Почему про солнышко сказано, что оно летает,
ходит? (Модель солнышка помещается на доске у
основания нарисованной горной вершины.)
— Сегодня нам предстоит написать изложение. (Слайд
3. Обучающее изложение.)
— Что значит написать изложение? (Слайд 3.
Написать изложение – это письменно пересказать
текст, который услышали или прочитали сами.)
— Порассуждаем, в каких жизненных ситуациях
может пригодиться вам умение письменно излагать
услышанный или увиденный текст.
— Кто готов сформулировать цель нашей работы на
этом уроке?
— В чем еще будем себя тренировать во время
работы над изложением?
Дети озвучивают задачи, учитель делает пометки
на доске с помощью набора условных знаков,
принятых для работы на каждом уроке. Их найти
можно в учебнике русского языка для 2 класса (Р.Н.
Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина) на стр.4-7). Таким
образом, обучающиесяспланировали свою
деятельность. Наглядный графический план –
перед глазами, и к нему будем обращаться на
протяжении всего урока, а в конце урока по нему же
все вместе подведем итог.
2. Актуализация полученных ранее знаний о
тексте.
— Загрустило наше солнышко у подножия горы,
хочет подняться на вершину, огромные валуны
преградили путь. Мы можем убрать их с пути,
выполнив начертанные на обратной стороне
валунов следующие задания. Что такое текст? Что
такое тема текста? Что такое главная, основная
мысль? Что такое ключевые, опорные слова? (
Солнышко перемещаем на вершину горы). — Молодцы!
И пословица гласит: “Хорош тот, кто сам вверх
шагает и другим помогает”.
3. Антиципация — предугадывание будущих
действий и ситуаций (лат. Anticipatio
–предвосхищение).
— Мы вспомнили, что ключевые (или опорные ) слова
– это самые важные слова, основные для понимания
содержания текста. Благодарное солнышко
подготовило для нас опорные слова из текста
нашего изложения. Прочитаем их и попытаемся
предположить, о чем будет текст?
Вывешивается плакат с опорными словами.
Выплыло, стало рассыпать, жаворонок, выпорхнул,
поднялся, побежал, добывать, захлопал, разбудил,
зажужжала, выползла, полетела, собирать.
— Есть еще одна подсказка. Вот автор текста. (Слайд
4)
— Кто узнал писателя? О чем же писал Константин
Дмитриевич Ушинский?(Демонстрируются слайды
5,6,7.)
Дети читают на слайдах названия книг; одним
предложением говорят, о чем она. В том случае,
если книга ученику знакома, он встает. Этим
компенсируется двигательный режим. — Проверим
наши предположения.
4. Работа с текстом изложения.
Чтение текста учителем. Учитель наизусть читает
текст (демонстрирует соответствующие слайды 8-
12).
Выплыло на небо солнышко. Стало рассыпать свои
золотые лучи.
- Первый луч попал в гнездо жаворонка. Он
выпорхнул из гнезда, поднялся в небо и запел
веселую песенку. - Второй луч попал на зайчика. Побежал зайчик
добывать на завтрак росистой травки. - Третий луч попал в курятник. Петух захлопал
крыльями и разбудил кур. Стали они червяков
искать. - Четвертый луч попал в улей. Зажужжала пчёлка.
Она выползла из улья и полетела собирать медок с
душистых цветов. (71)
(По К. Ушинскому)
— Наши предположения оказались верными. Какие
чувства пробудил текст?
– Какое явление природы наблюдал Константин
Дмитриевич?
— Куда попал первый луч? Второй? Третий?
Четвертый?
Самостоятельное чтение детьми и работа по
выявлению признаков текста.
Текст изложения предложен детям на
индивидуальных карточках. Дается установка на
чтение — читать внимательно, т.к. предстоит работа
по определению темы, цели, типаи стиля
текста (эти четыре слова появляются на доске).
Работа в группах. У каждого ребенка на парте
– карточка определенного цвета с тестом. Дети
знакомятся с содержанием карточки. Затем по
команде учителя организуются в группы для
обсуждения проблемы, заданной тестом. Группы
мобильные; дети собираются “в кучки” и работают
стоя. (Помним, что очень важна смена поз во время
работы учащихся с точки зрения охраны их
здоровья.) Состав каждой группы определяется
цветовой гаммой карточек. При подготовке к уроку
учитель продумывает комплектацию групп с учетом
уровня подготовки каждого ребенка. В каждую
отдельно взятую группу входят учащиеся равные
“по силам”. Задания так же дифференцированы по
сложности. Крайне важно, чтобы дети обо всем этом
не догадывались.
Карточка розового цвета. Определи тему
текста. А. Текст о жизни животных. Б. Текст о любви
автора к животным. В. Текст об утренних лучах
солнца.
Карточка зеленого цвета. Какова идея
произведения? А. Ранним утром животные
приступают к работе. Б. Всходит солнце, и
просыпается все живое на земле (взаимосвязь
явлений в природе). В. Солнышко дает задания своим
лучам.
Карточка голубого цвета. Назови тип речи
текста. А. Текст — рассуждение. Б. Текст —
повествование. В. Текст — описание.
Карточка сиреневого цвета.Определи стиль
текста. А. Художественный. Б. Научный. В.
Разговорный.
Карточка серого цвета. Выбери наиболее
точный заголовок для текста. А. Животные
просыпаются. Б. Солнышко выплыло на небо. В.
Утренние лучи.
После обсуждения в группах школьники садятся
за парты, а представители от каждой группы
поочередно дают аргументированные ответы на
свои вопросы. Класс поправляет, дополняет. По
ходу работы с экрана демонстрируются верные
ответы (слайды 13 – 17).
Деление текста на части и составление плана
самостоятельно с последующей проверкой.
— Просмотрите текст изложения еще раз. Сколько в
нем частей?
— Почему вы так думаете? (Необходимо обратить
внимание на то, что каждая часть начинается с
красной строки.)
Учащиеся самостоятельно составляют план и
сравнивают с планом на экране, который “записало
солнышко” (слайд 18). Этот план остается на
экране.
Пересказ текста по плану и опорным словам.
— Вернемся к опорным словам. Прочитайте их еще
раз.
— Что заметили интересного? Какое слово можно
назвать “лишним”? Почему? Что обозначают
остальные слова? Почему так много в тексте слов,
обозначающих действия предметов (глаголов)?
Игра “День – ночь”. По команде
“ночь”, дети закрывают глаза. Учитель
переворачивает на доске плакат другой стороной,
где опорные слова уже сгруппированыв
соответствии с частями текста, но преднамеренно
допущены неточности. Звучит команда “день”, и
ребята отвечают на вопрос: “Что изменилось?”
Затем уточняют ключевые слова для каждой из
частей.
— Подберите синонимы к слову “выплыло”.
— Почему автор использует выражение “выпорхнул
из гнезда”, а не “вылетел из гнезда”, “поднялся
с гнезда”? (Выражение легкости движения и
одновременно стремительности, ведь жаворонок
прячет свое гнездышко от посторонних
наблюдателей.)
— Как это характеризует Константина
Дмитриевича Ушинского? (Он – наблюдательный
человек, знает и любит родную природу и ее
явления.Ушинский прекрасно владеет русским
языком, умело и точно использует слова в
письменной речи…)
— Обратимся к тексту. В каких словах выражается
любовь автора к родной природе?
— Ребята, мы постоянно “боремся” в своих
сочинениях, изложениях с повторами. Обратите
внимание – как начинается каждая часть текста у
Константина Дмитриевича? Почему знаменитый
писатель допускает в своем тексте один за другим
сразу четыре повтора? (Этим автор передает
пунктуальность в “работе” лучиков,
подчеркивает, что их “работа” совершается по
строгим законам природы…)
Учитель принимает все ответы детей, хвалит за
активность и желание участвовать в дискуссии.
Пересказ текста по плану и ключевым словам в
парах. А затем 1-2 ученика пересказывают весь
текст у доски.
5. Орфографическая подготовка.
Дается задание самостоятельнонайти и
подчеркнуть в тексте на карточке ручками разных
цветов слова с изученными орфограммами:
а) буквы безударных гласных в корне,
проверяемые ударением (использовать, например,
розовую пасту);
б) буквы парных по глухости – звонкости
согласных (использовать синюю пасту);
в) разные орфограммы (использовать зеленую
пасту).
Фронтальная проверка самостоятельной
работы.
6. Хоровое орфографическое чтение текста
изложения.
7. Музыкальная динамическая пауза.
Позвольте предложить для этой цели детскую
песню “Светит солнышко для всех” (музыка А.
Ермолова, слова В. Орлова). Ее содержание созвучно
с темой урока и послужит удачным дополнением к
нему. Музыка поднимет настроение, но не приведет
к перевозбуждению учащихся. Движения необходимо
разучить заранее, и включать эту физкультурную
минутку на предшествующих уроках. На данном
уроке новизна при проведении динамической паузы
может отвлечь детей от главного.
8. Написание изложения.
9. Самопроверка.
10. Итог урока, эмоциональная рефлексия.
Чтение 2 – 3 работ вслух. Учителем совместно с
детьми дается краткая словесная оценка работ.
Ученик получает за удачную работу на память от
солнышка “фотографию”. Такой же подарок учитель
обещает остальным ребятам по результатам
проверенных работ. Все вместе по плану
анализируем результаты работы на уроке.
Установка на успех. (Что у вас получалось
особенно хорошо?) Дети рефлексируют, выбирая
соответствующий значок-солнышко.
11. Творческое домашнее задание.
Домашнее задание предлагается выполнить
учащимся на выбор один из вариантов в устной
форме, а по желанию детей — письменно,
нарисовано (слайд 19).
Выбирай любую работу!
- Придумай продолжение текста (“работу” для
пятого, шестого… лучика). - Придумай сказочную концовку к этому тексту.
- Сочини свою сказку на эту же тему.
- Почитай книги К.Ушинского, а самое интересное
произведение подготовься пересказать ребятам в
классе.
Желаю успехов и хорошего настроения!
Презентация «Пересказ текста « Утренние лучи» с опорой на мнемотаблицу»
«Пересказ текста « Утренние лучи» с опорой на мнемотаблицу»
Учитель-логопед МБОУ «СОШ № 18»
г. Абакана
Дубок. Д.В.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Упражнять детей в пересказе, составлении рассказов, используя мнемотаблицы и мнемосхемы.
Закреплять умение составлять текст связно, в логической последовательности.
Активизировать в речи выражения, позволяющие начать и закончить текст.
Расширить круг знаний об окружающем мире.
Активизировать словарный запас.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни.
Помочь преодолеть робость, застенчивость; научить свободно держаться перед аудиторией.
Задачи метода:
при условии систематического использования на логопедических занятиях разных типов мнемотаблиц и схем при обучении детей пересказу и составлению рассказов, должны улучшиться показатели связной речи детей.
Ожидаемый результат:
Работа по воспроизведению рассказа по мнемотаблице проводится по следующему алгоритму:
1. Чтение текста учителем-логопедом или самостоятельное чтение детей.
2. Словарная работа с незнакомыми, малознакомыми словами.
3. Повторное чтение детьми текста с использованием различных приёмов коррекции чтения.
4.Ответы на вопросы к тексту.
5. Совместный с учителем анализ готовой мнемотаблицы, либо самостоятельное составление мнемотаблицы к данному тексту. Главное, чтобы подобранные, либо зарисованные символы были понятны детям.
6. Использование схемы-модели как плана пересказа.
7. Закрепление навыков рассказывания путём неоднократного повторения текста с опорой на схему-модель.
8.На последующих занятиях возможна запись текста с опорой на мнемотаблицу.
Виды работ с мнемотаблицей
Утренние лучи
Автор: Ушинский Константин Дмитриевич
Выплыло на небо солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Выпорхнул он из гнездышка, поднялся высоко и запел свою серебряную песенку.
Второй луч попал на зайчика. Он весело запрыгал по росистому лугу за сочной травкой. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Четвертый луч попал в улей. Пчелка полетела собирать медок с душистых цветов. Пятый луч разбудил маленького лентяя. Он повернулся на другой бок и опять заснул.
1
Кто герои рассказа?
1
2
3
2
4
5
3
6
7
И
ку
ка
ре
ку
4
8
9
5
10
11
выпорхнул
поднялся
запел
запрыгал
захлопал
запел
полетела собирать
повернулся
заснул
Подбери к словам действиям слова предметы
золотые
душистые
сочная
серебряная
росистый
Подбери к словам признакам слова предметы