Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:
— Здорово, браток!
— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:
— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.
— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:
— Беда мне с этим пассажиром!
Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
Проверь и спиши Упражнение 151 по готовым домашним заданиям из разных решебников собранных на учебник по русскому языку 7 класса от авторов Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др. написанного в 2013 году.
Условие
Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:
— Здорово, браток!
— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:
— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.
— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:
— Беда мне с этим пассажиром!
Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
Решение № 1
Решение № 6
Решение № 2
Решение № 4
Решение № 5
1. Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
2. Подумайте
• Что вам говорит термин «выборочное
изложение»?
• Подберите однокоренные слова к слову
«выборочное».
3. Виды изложений
Подробное
Сжатое
Выборочное
4.
5. Цели урока
• 1) закрепить умение собирать (отбирать)
материал к высказыванию по книжному
источнику;
• 2) подготовиться к выборочному
кизложению.
6. Что такое портрет?
• Портрет – это
изображение лица или всей
фигуры человека.
7. Чтение текста учителем
Ваши действия:
Внимательно слушать текст
Запомнить, о ком идёт речь (герои)
Какими их описывает автор
Яркие, запоминающиеся черты героев
8.
* Цигейка — мех, выделываемый из
шкуры овец цигайской породы;
гладкий, мягкий.
* Подбитый от глаг. подбить —
подшить с изнанки, сделать
подкладку из чего-либо.
* Длиннополый, т. е. с длинными
полами. Пола — одна из половин
распахивающейся спереди одежды.
9.
расчёт,
искусный, шов,
ручонка
10.
Какова тема текста?
О чём задумывается автор?
(В
тексте описана встреча рассказчика с мужчиной
имальчиком. Автор замечает контраст во
внешности взрослого и ребёнка; удивляется
человеческому портрету, тому, как прожитое
читается во взгляде; задумывается, насколько
удивительна судьба каждого человека.)
11.
Какими художественными приёмами
пользуется автор?
• Эпитеты:
устало,
сутуловатый,
приглушённо, неизбывной смертной тоской.
• Сравнения: светлыми, как небушко,
глазами; глаза, словно присыпанные пеплом.
• Слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами: небушко, баском, сынок,
ручонку.
• Риторические вопросы: Видали вы когданибудь глаза…;
• диалоги.
12. Тип текста
повествование с
элементами описания
13. Стиль текста.
художественный с
элементами разговорного
стиля.
14.
15. Задание
• 1 вариант выписывает определения,
характеризующие отца
• 2 вариант – определения,
характеризующие сына
16. Отец
Отец
Мужчина — высокий, сутуловатый
Приглушенный бас
Большая черствая рука
Тощий вещевой мешок
Защитные летние штаны
Свернутый в трубку малиновый шелковый
потертый кисет с надписью
Большие темные руки
Глаза, словно присыпанные пеплом,
наполненные неизбывной тоской
Прожженный в нескольких местах ватник
небрежно и грубо заштопан
Латка на выношенных защитных штанах не
пришита как следует, а наживлена
Новые солдатские ботинки
Плотные шерстяные носки изъедены молью
17. Сын
Сын
Лет пяти-шести
Глаза светлые, как небушко
Розовая холодная ручонка
Белесые бровки
Мальчик одет просто, но
добротно
Длиннополая куртка, подбитая
легкой, поношенной цигейкой
Крохотные сапожки с расчетом
на шерстяной носок, искусный шов
на рукаве курточки
18. Внимание
• Что в записанных материалах следует
сгруппировать?
• В какой последовательности лучше
использовать данный материал?
19. Отец
К изложению «Отец» надо
сгруппировать материал, относящийся к
описанию рук и описанию одежды
(делайте необходимые отметки)
20. Сын
• К изложению «Мальчик» следует
сгруппировать то, что относится к
описанию глаз (бровей). Обсуждается
последовательность использования
материала.
21. Работа
• Обсуждается
последовательность
использования материала.
22. Схема описания
• «Отец»:
• рост
• фигура
• руки
• глаза
• голос
• одежда
• «Сын»:
• возраст;
• глаза;
• руки;
• одежда.
23. ТЕМА:
« Портрет отца и сына»
24. НАЧАЛО ИЗЛОЖЕНИЯ:
На первой странице рассказа « Судьба
человека» мы знакомимся с двумя ее
основными героями. Один – это…
25. Словарная работа:
Хутор-однодворное сельское поселение.
Кисет-Мешочек для табака (преимущ.
курительного), затягиваемый шнурком
Самосад -табак собственного посева и
домашней выделки.
26.
27. Возможное начало
М. А. Шолохов в самом начале своей
повести «Судьба человека» знакомит нас с
двумя основными героями. Один из них, судя
по деталям портрета,— бывший фронтовик,
много переживший за свою жизнь человек
(вспомним глаза его с «неизбывной смертной
тоской»); другой — трогательно доверчивый
мальчик, о котором кто-то по-матерински
заботится.
28. Возможное начало
Один из героев повести
М. А. Шолохова «Судьба человека» —
высокий сутуловатый мужчина…
На первой странице повести «Судьба
человека» мы знакомимся с двумя ее
основными героями. Один — это…
29.
30.
Портрет мальчика и мужчины.
На дорогу вышел мужчина, ведший за руку
мальчика лет пяти-шести.
Мальчик смотрел прямо и доверчиво своими
светлыми, как небо, глазами. Он был одет просто, но
добротно. На нем ловко сидела длиннополая курточка,
подбитая цигейкой. Рукав ее был аккуратно зашит.
Маленькие сапожки были по размеру, но с расчётом
надевать их на шерстяной носок. Все это говорило о
материнской заботе умелых женских рук.
Отец же выглядел иначе. Мужчина сутулился,
словно его сгорбило несчастье. В глазах его, словно
присыпанных пеплом, была неизбывная тоска.
Прожженный в нескольких местах ватник был заштопан
небрежно, на штанах была грубая заплатка, а шерстяные
носки изъедены молью.
156. Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение.
• Используйте в своём изложении причастия, подчеркните их.
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:
— Здорово, браток!
— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:
— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.
— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:
— Беда мне с этим пассажиром!
<…> Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
<…> Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — всё выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нём были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука…
(По М. Шолохову)
Портрет мальчика
Из хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика — лет пяти-шести.
У него были светлые, как небушко, глаза, белёсые брови. Мальчик протянул розовую холодную ручонку.
Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на
нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что
~~~~~~~~
крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на
шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном
~~~~~~~~~~~
рукаве курточки — всё выдавало женскую заботу, умелые
материнские руки.
Ответы по русскому языку. 7 класс. Учебник. Часть 1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А.
Ответы по русскому языку. 7 класс
Выборочное изложение по отрывку из повести М.А. Шолохова «Судьба человека»
Выборочное изложение ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)
Ребята, мы ни раз говорили о Великой Отечественной войне и выяснили, что нет в нашей стране такой семьи, по которой война не прошлась бы своими тяжелыми колесами. Великая Отечественная война — это великое испытание, искалечившее судьбы многих людей. Сегодня мы поговорим о судьбе человека, на долю которого выпали все тяготы военного времени, а именно о герое повести Шолохова «Судьба человека».
Подумайте
- Что вам говорит термин «выборочное изложение»?
- Подберите однокоренные слова к слову «выборочное».
Выборочное изложение предполагает пересказ не всего текста, а лишь той части, которая касается избранной вами темы. Пересказ должен идти от 3-го лица. Поэтому для изложения мы выбираем только описание героев повести
М.А. Шолохова, их портреты.
Портрет – это изображение лица или всей фигуры человека.
- Сделать портрет можно красками, карандашом. Вылепить из глины. Но словами тоже создается портрет – словесный портрет.
- Что главное в лице человека, его фигуре, одежде, мимике, жестах?
Итак, описание внешности не только предает то, как человек выглядит, но и является средством его характеристики.
-Чтобы облегчить работу, при чтении текста постарайтесь мысленно представить себе героев, нарисовать их в своем воображении. Тогда вам останется лишь перенести то, что стоит перед вашим мысленным взором, на бумагу.
Чтение текста учителем
Ваши действия:
- Внимательно слушать текст
- Запомнить, о ком идёт речь (герои)
- Какими их описывает автор
- Яркие, запоминающиеся черты героев
- Подумайте, какие микротемы можно в нем выделить?
- 1-я микротема — Портрет мальчика и мужчины.
- 2-я микротема — Отец.
- 3-я микротема — Сын.
- Кто из вас знает, что обозначает слово «хутор»?
- С какой целью в тексте автор использует глагол «брели»?
- Почему автор говорит «сутуловатый», а не использует прилагательное «сутулый»?
- Хутор — это крестьянский поселок, селение в южных областях.
- Использование глагола «брели» подчеркивает, что путники очень устали и передвигались крайне медленно.
- Сутулым человек бывает от природы, а сутуловатым он бывает от усталости.
- В тексте используется словосочетание «черствая рука». Давайте подберем синонимы к нему.
- Жесткая рука, темная рука, шершавая рука.
- А как вы думаете, у кого бывают такие руки?
- У человека, который занимается тяжелым физическим трудом.
- Определите тип речи текста.
- Определите стиль текста.
- Какими художественными приемами пользуется автор?
- Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор?
(глаза, руки)
- (повествовательный с элементами описания)
- (художественный с элементами разговорной в диалогах)
- Эпитеты – устало сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской.
- Сравнения – светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пеплом.
- Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – небушко, сынок, ручонки.
- Диалог между героями.
- Отец – много повидавший за свою жизнь человек.
- Сын – трогательно доверчивый мальчик.
Отец
Мужчина — высокий, сутуловатый Приглушённый басок Большая, чёрствая рука Тощий вещевой мешок Защитные летние штаны Свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет с надписью Большие темные руки
Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена Почти новые солдатские ботинки
Плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука
Сын
Лет пяти-шести Глаза светлые, как нёбушко Розовая холодная ручонка
По-детски доверчивый взгляд Белесые бровки Мальчик одет просто, но добротно Длиннополая курточка, подбитая цигейкой Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на разорванном рукаве курточки.
Схема описания
«Отец»:
«Сын»:
- рост
- фигура
- руки
- глаза
- голос
- одежда
- возраст
- глаза
- руки
- одежда
«Портрет мальчика и мужчины». Выборочное изложение.
1) Вступление.
2)Портрет мальчика:
Возраст, глаза(брови), руки, одежда
3)Портрет мужчины:
Рост, фигура, руки, глаза, голос, одежда
4) Заключение.
ВОЗМОЖНОЕ НАЧАЛО ИЗЛОЖЕНИЯ
1. Портрет героя – важное средство создания характера. В произведении «Судьба человека» М.А. Шолохов представляет человека трудной судьбы, прошедшего войну. Это …
Другой герой — приемный сын Андрея Соколова. В повести М.А. Шолохов изображает его …
2. М.А. Шолохов в самом начале своей повести «Судьба человека» знакомит нас с двумя основными героями. Один из них, судя по деталям портрета,— бывший фронтовик, много переживший за свою жизнь человек; другой — трогательно доверчивый мальчик, о котором кто-то по-матерински заботится.
ВОЗМОЖНЫЙ ФИНАЛ ИЗЛОЖЕНИЯ
Андрей Соколов, прошедший войну, многое испытавший, знает, во имя чего стоит жить.
Ваня рядом с мудрым и заботливым отцом сумеет вырасти настоящим человеком.
Авторская оценка
- Андрей Соколов — человек трудной судьбы, покоряющий силой духа, жаждой жизни.
- Приемный сын Андрея Соколова, Ванечка, с наивной доверчивостью относится к миру, потому что рядом с ним надежное отцовское плечо.