Тема урока: Изложение «Памятник подлецу». (2 урока)
Тип урока: развитие речи.
Цель урока: подготовка учащихся к написанию изложения
Задачи:
- Отработка умения подробно и выборочно излагать текст с элементами описания и рассуждения. Повторение и закрепление умения определять стиль и тип речи. Отработка умения использовать в речи различные синтаксические конструкции. Повторение отдельных видов орфограмм.
- Развивать речь учащихся, воображение. Развивать умение анализировать текст с точки зрения его содержания, использования автором художественно-изобразительных средств языка. Развивать мышление детей, умение делать выводы, обобщения.
- Воспитание бережного трепетного обращения ко всему живому на Земле, ответственности каждого и за все, что окружает его.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Я хочу начать наш урок со слов французского философа, писателя, мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»
2.Мотивация учебной деятельности учащихся
-Вы уже знаете, что первая часть экзамена (ОГЭ) в 9 классе — это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. И сегодня мы продолжим с вами готовиться к предстоящей государственной итоговой аттестации.
3.Постановка цели и задач урока.
—Какова цель нашего урока? (Продолжим учиться написанию изложения)
Сегодня мы должны будем написать подробное изложение, поэтому целью этого урока и будет подготовка к нему.
4. Актуализация знаний уч-ся.
– Что такое изложение?
Изложение – это пересказ текста и передача его языковой формы, стиля автора.
5.Работа по теме урока.
Изложение ( очерк старейшей журналистки «Комсомольской правды» Татьяны Тэсс). Текст называется непривычно «Памятник подлецу».
-Как это понять: «памятник подлецу»? За что? И какой это памятник? Слушайте внимательно текст, и вы найдете ответы на все эти вопросы.
Чтение учителем текста «Памятник подлецу» .
Памятник подлецу.
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю.
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и, вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно отрубил ему голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т.Тэсс) 218 сл.
Анализ содержания
-Так почему же текст назван «Памятник подлецу»?
Текст так называется, потому что в нем идет речь о срубленной ели, которая впоследствии стала памятником подлецу – тому человеку, который ее срубил.
-Какова тема этого текста? (О чем?)
Тема текста – ель, которая являлась гордостью всего дома.
-А какая идея? (Ради чего написано)
Идея текста – бережное отношение к природе, ко всему живому.
-Как вы думаете, почему жильцы дома так старались, сажая елку?
Жильцы дома так старались для того, чтобы ель выросла красивой и стала украшением их двора.
-Как вы понимаете сочетание слов «запах детства», «запах чистоты»?
«Запах детства» — запах, который напоминает о каком-то событии, произошедшем в детстве.
-Каким вы представляете человека, который изуродовал елку? Как вы думаете, что чувствует человек, срубивший елку, когда проходит мимо «памятника» себе?
Может быть человек, который срубил елку, каждый раз проходя мима «памятника» себе жалеет о том, что он срубил такую красивую ель. А быть может он человек бесчувственный и беспринципный, и поэтому он ничего не чувствует проходя мимо «памятника».
-Татьяна Тэсс затрагивает очень важную для всех нас проблему, какую?
Бережного отношения к природе, ко всему живому на земле.
Обобщающее слово учителя.
-Итак, мы с вами определили тему и идею текста. Этот текст о том, как жильцы посадили во дворе ель, вырастили ее, а потом под Новый год ее срубили, и жильцы дома, переживая это событие решили поставить во дворе «памятник» подлецу – тому человеку, который погубил так любимое всеми дерево. Автор в этом тексте затрагивает проблему бережного отношения к природе, ко всему живому на земле.
Справка из Красной книги:
Ель сибирская голубая
Редкая исчезающая разновидность голубой ели на Байкале, высоко декоративна.
-В РЭ 9 задание (определить стиль и тип теста).
— Вспомним типы речи? (Повествование, описание, рассуждение).
Верно, в зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три основных типа: описание, повествование, рассуждение.
— Назовите их отличительные признаки.
(В повествовании говорится о следующих друг за другом действиях, в описании – о признаках предмета, в рассуждении – о причинах свойств или явлений).
-К какому из трех типов текста вы отнесете его?
Тип текста – повествование с элементами описания.
-Где присутствует повествование? Рассказ о случае в моем дворе.
Элементы описания — назвать их (2 описания ели: до гибели и после )
— Что вы знаете о стилях речи?
(Стили речи делятся на две группы: разговорный и книжные. К книжным относятся научный, публицистический, официально-деловой и стиль художественной литературы).
— Определите стиль речи.
Анализ художественно-изобразительных средств текста.(РЭ 11 задание, ОГЭ 3 задание, ЕГЭ 24 задание).
-Какие изобразительные средства использует автор?
Эпитеты – художественные определения
Побеги– свежие, пушистые
Запах – задумчивый, щемящий
Дерево – изуродованное
Сравнение – дерево стояло, распластав нижние ветки, словно…
-Как называется такой прием, когда явление природы и предметы наделяются признаками живого существа? (Олицетворение)
-Почему, говоря о елке, он использует слова «мертвые», «умерла», «убитое дерево», словно он говорит о человеке?
Автор сравнивает ель с отрубленной верхушкой, с человеком, которому отрубил голову палач? Как мы назовем такой прием?
Автор сравнивает ель с человеком для того, чтобы показать, что природа требует к себе бережного отношения, такого же, как ко всем людям.
Автор использует в данном тексте такие приемы как олицетворение и сравнение.
-Ребята, а что еще нужно сделать, чтобы передать текст последовательно, логически правильно? (Составить план.)
— Сколько в этом тексте абзацев? (6)
-Как можно озаглавить каждую из частей?
Составление плана.
- Голубое дерево из сказки.
- Жильцы сажают елку у дома.
- Ель стала гордостью дома.
- Изуродованное дерево.
- Табличка с надписью.
- Молчаливый укор совести.
Лексическая работа.
-Значения всех ли слов вам понятны?
Дёрн – верхний слой почвы, заросший травой
Укор – упрек, обвинение
Содрогание – дрожь от сильного чувства (дрожь сердца, души)
6.Физкультминутка.
Орфографическая работа.
-Мы поработали над содержанием изложения, а теперь давайте проведем работу по предупреждению ошибок.
Работа в паре.
-В тексте много слов с непроверяемой орфограммой в корне, выпишите их.
- Выписать из текста слова, с чередованием гласных в корне, обозначить орфограмму: обложили, касался, умерла, разрослась.
Подобрать проверочные слова устно:
Жильцы -…, запах — …, содрогание — …, укреплена — …, напоминать — …
Задание классу:
Записать и объяснить правописание слов:
Написано, укрепление, посаженная, изуродованное.
Синтаксическая работа. Построить:
- Схему предложений с прямой речью.
- Схему первого предложения с причастным оборотом.
- Схему предложения с деепричастным оборотом.
- Схему предложения с однородными членами.
Пересказ текста изложения.
7. Итоги урока.
1. Понравилось ли вам анализировать текст?
2.Помогло ли это в запоминании текста?
3.Удалось решить поставленную задачу? Каким способом?
4.Где можно применить знания?
5.Что же можем сделать мы для того, чтобы наш посёлок стал зеленым и уютным?
8.Рефлексия.«Лестница успеха» (изображена лестница с 3-ми ступеньками:
1) уверен в своих знаниях
2) в основном уверен , нужно ещё повторить
3)нуждаюсь в помощи.
Ученик помещает (рисует) человечка (себя) на соответствующую ступеньку.
9.Повторное прочтение текста.
10.Письменное изложение.
Голубая ель
Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном .
(По Т.ТЕСС).
Тема урока: Изложение «Памятник подлецу». (2 урока)
Тип урока: развитие речи.
Цель урока: подготовка учащихся к написанию изложения
Задачи:
Отработка умения подробно и выборочно излагать текст с элементами описания и рассуждения. Повторение и закрепление умения определять стиль и тип речи. Отработка умения использовать в речи различные синтаксические конструкции. Повторение отдельных видов орфограмм.
Развивать речь учащихся, воображение. Развивать умение анализировать текст с точки зрения его содержания, использования автором художественно-изобразительных средств языка. Развивать мышление детей, умение делать выводы, обобщения.
Воспитание бережного трепетного обращения ко всему живому на Земле, ответственности каждого и за все, что окружает его.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Я хочу начать наш урок со слов французского философа, писателя, мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»
2.Мотивация учебной деятельности учащихся
-Вы уже знаете, что первая часть экзамена (ОГЭ) в 9 классе – это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. И сегодня мы продолжим с вами готовиться к предстоящей государственной итоговой аттестации.
3.Постановка цели и задач урока.
–Какова цель нашего урока? (Продолжим учиться написанию изложения)
Сегодня мы должны будем написать подробное изложение, поэтому целью этого урока и будет подготовка к нему.
4.Актуализация знаний уч-ся.
– Что такое изложение?
Изложение – это пересказ текста и передача его языковой формы, стиля автора.
5.Работа по теме урока.
Изложение ( очерк старейшей журналистки «Комсомольской правды» Татьяны Тэсс). Текст называется непривычно «Памятник подлецу».
-Как это понять: «памятник подлецу»? За что? И какой это памятник? Слушайте внимательно текст, и вы найдете ответы на все эти вопросы.
Чтение учителем текста «Памятник подлецу» .
Памятник подлецу.
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю.
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и, вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она почувствовала себя, как дома.
Дерево прижилось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную, пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, – смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано отчетливыми буквами: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил елку”.
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, срубивший дерево, проходит, может быть мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
Дополните рассказ памятник подлецу
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она почувствовала себя, как дома.
Дерево прижилось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную, пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, – смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано отчетливыми буквами: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил елку”.
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, срубивший дерево, проходит, может быть мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
Дополнить на тему “всё в таких руках”
Какую тему для изложения в 6 классе выбрать в конце первого семестра, перед Новым годом?
Конечно, что-то новогоднее. Наталье Николаевне очень понравился рассказ с ярким названием
*Памятник подлецу*. Как раз можно познакомить детей с оксюмороном. Вот какой текст она прочитала.
В одном из поселков жители небольшого двухэтажного дома на четыре семьи посадили во дворе
сосенку для того, чтобы, как принято, украшать ее под Новый год.В их населенном пункте
лесную красавицу купить сложно. Дети были в каждой семье. Они росли вместе с посаженным
у дома деревцем и каждый год с радостью помогали родителям украшать его. Шло время.Ребята
уже и школу закончили, поступили учиться в городские вузы и техникумы, разъехались кто
куда, но новогодние праздники проводили дома, все так же наряжая сосенку фонариками и
игрушками.
Первым по утрам из дома всегда выходил дед Матвей : подышать свежим утренним воздухом,
на небо посмотреть, определить без синоптиков, какая погода ожидается, ворон, что сидят на деревьях и галдят перед полетом на дневную кормежку, пугнуть. А еще дед очень любил сосенку
Такое впечатление создавалось, что он с ней, как с живой ,разговаривал. Только о чем – не
слышно. Может быть, рассказывал, как ему одиноко: жена давно померла, дети и внуки в город перебрались.Соседи, конечно, хорошие, помогают, если что-то надо, но одному в квартире неуютно. Сыновья зовут к себе, а он не может уехать из родных мест.
Сегодня дед вышел раньше обычного: хотел о чем-то поговорить со своей любимицей, пока соседи спят – выходной день. Посмотрел на облака, на птиц. Пугать не стал, а то раскри-
чатся, разбудят всех. Пошел к сосне.
Матвей протер глаза: совсем зрение село, ничего толком не разглядеть без очков. Чудится
что-то невообразимое. Вот, дерево свое не узнает. Маленьким кажется. Надел очки и замер
от неожиданности: дерево, действительно, стало меньше. Сначала он не понял, почему.
Их красавица стояла без верхушки! Самую красивую часть ее кто-то безжалостно срубил. Не хотелось верить своим глазам. Еще раз протер очки – нет верхушки. Долго он стоял перед
обезображенным деревом. Ни мыслей, ни чувств, казалось, не было – пустота.
Стали выходить соседи. Хотели пораньше нарядить сосну – к приезду детей. Увидев это
варварство, ахали, удивлялись, возмущались, что-то говорили – Матвей ничего не восприни-
мал. Он вспомнил, как недавно смотрел по телевизору передачу о том, что деревья человеку
могут давать силу и здоровье. Прижмешься к стволу, обхватишь его руками, постоишь
так некоторое время и почувствуешь, как дерево делится с тобой жизнью. Там еще говорили,
что деревья могут человека любить или бояться, смотря как он к ним относится. И страдают
они от боли, если их ломают или вот так безжалостно рубят.
Матвей медленно пошел к дому…Искать виновного не стали, хотя в их поселке сделать это
было нетрудно: народу живет немного.
-До чего мудро поступили,- сказала Наталья Николаевна,- если у человека осталась хоть
капля совести, он сам себя будет казнить. А если нет – то и наказание ему вряд ли поможет.
А сделали жители этого дома вот что.На большом куске фанеры огромными буквами написали:
*Памятник подлецу* и повесили эту таблицу на самом видном месте сосны так, что далеко
было заметно. Все, конечно, читали надпись. Наверняка тот, кто испортил дерево, тоже
читал…
Цель этого урока была в том, чтобы основательно подготовить учеников к рассуждению, что
такое совесть.Сейчас поговорят, а на другом уроке напишут. Можно, конечно, дать само-
стоятельно поразмышлять над этой темой, но хотелось услышать их живой разговор, посмот-
реть на реакцию от прочитанного.
Сначала было тихо. Наверное, дети осмысливали то, что услышали. Потом заговорили все сразу. Она их утихомирила и попросила высказываться по одному. Спора в общем-то не полу-
чилось, потому что все единодушно осудили поступок и посочувствовали соседям. Многим было
жаль старика Матвея. *Хорошо,-подумала учительница,-сопереживание – замечательное каче-
ство. С этим у ребят все в порядке*.
А самое главное началось позже. Как это бывает на уроках такого типа (опытные учителя
не видят ничего плохого в том, что так получается), дети тему увели в сторону. Не потому,
чтобы позлить учителя, а непреднамеренно: хотели высказать то, что их волновало.
Начала Нина Сизова, всегда немногословная девочка: -Наталья Николаевна, мы живем на
пятом этаже. Каждый год я вижу, как после праздников соседи выбрасывают ненужные уже
елочки прямо из окон. Мне так жалко эти елочки.
-А напротив нашего окна стоят мусорные баки, и там целые горы елок после Нового года,-
перебила ее Юля Иванова.
-А мы из елок во дворе делаем шалаш! – это вечно почему-то кричащий, а не говорящий спо-
койно, Колька Шаповалов.
Тут же, не слушая друг друга, подключились к обсуждению темы остальные ученики.
Наталья Николаевна помолчала, подождала: может быть, иссякнут рассказы и дети сами
утихомирятся. Но не тут-то было. Пришлось применить *диктатуру*. Смолкли.
-А у нас елка стоит почти два месяца – до папиного дня рождения,- Галка Петрова выпали-
ла, обрадовавшись, что ее услышат. Тут же нашлись ее последователи, но строгий взгляд
учительницы остановил желающих высказаться, и опять стало тихо.
Маша Соколова дисциплинированно подняла руку:
-Наталья Николаевна, а Вы елку большую покупаете? Интересно, почему ей важно это знать?
-Нет, Маша, елка у нас не очень большая – метра полтора. И не покупаем мы ее, потому что давным-давно нам подарили это искусственное деревце, с тех пор мы его и украшаем.
От настоящего не отличишь. Удобно, практично. Дети хотели еще поговорить, но звонок
с урока прервал все споры
А после зимних каникул на уроке русского языка шестиклассники писали изложение-рассуж-
дение по рассказу *Памятник подлецу*.
Как положено, в начале второго полугодия проводится классное родительское собрание.
В 6-а классе родители активны и дисциплинированны, поэтому явка всегда высокая. Так
было и на этот раз. После решения некоторых текущих вопросов мама Пети Чернова, скромно-
го, незаметного мальчика (такие дети есть в каждом коллективе) стала рассказывать о
том, что ее сын наотрез отказался от покупки настоящей ели или сосны. В крайнем случае,
согласился он, пусть будет искусственная. *У Натальи Николаевны искусственная, я тоже
хочу такую!*- сын был непреклонен. И тут выяснилось, что от елок отказались еще несколь-
ко детей.
-Понимаешь, мама,- убеждала Лиля Белова,- во-первых, часто елки рубят не по-научному,
как попало. От этого страдает окружающая природа, а во-вторых, мы участвуем в этом
безобразии, если покупаем их.
-А моя вообще чуть не плакала, рассказывала, как ей жалко елочку, когда ее волокут на
помойку, а она свои веточки в разные стороны тянет, как будто о помощи просит,- поделилась мать Жени Кривоноговой.
-Зря Вы, Наталья Николаевна, навязали детям свое мнение, ненужную сентиментальность.
Бывает же и плановая вырубка леса,- вступил в разговор отец одного из учеников. Как часто это бывает, на собрание приходят в основном мамы. На этого папу *накинулись*
почти все женщины в классе. Он вроде шутя поднял в примирении руки – спорить не стал,
но видно было, что остался при своем…
Мамы никак не могли успокоиться (как их дети на уроке). А учительница подумала, что
сила художественного слова огромна. Только нужно умело этим пользоваться, особенно если
работаешь с детьми…
Дорогие ребята!
Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации. Постарайтесь выполнить эти задания.
1.Прочитайте текст.
2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста.
Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.
4.Определите жанр произведения.
народная сказка
литературная сказка
рассказ
басня
стихотворение
былина
5. Где происходят события?
6.Назовите главных героев произведения.
7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.
Голубая ель
Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном (см. 1). Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ели, чтобы она чувствовала себя, как дома. Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты. И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, – смотрели с болью, содроганием, гневом… На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчётливыми буквами: « Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку». Ель засохла и умерла. Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
1. Дёрн – густо заросший травой, скреплённый корнями многолетних растений верхний слой почвы, а также вырезанные пласты из этого слоя.
Назад в раздел
Урок подготовки к изложению с
элементами сочинения
«Памятник подлецу»
Цели урока:
1.
Отработка умения
подробно и выборочно излагать текст с элементами описания и рассуждения.
Повторение и закрепление умения определять стиль и тип речи. Отработка умения использовать
в речи различные синтаксические конструкции. Повторение отдельных видов
орфограмм.
2.
Развивать речь
учащихся, воображение. Развивать умение анализировать текст с точки зрения его
содержания, использования автором художественно-изобразительных средств языка.
Развивать мышление детей, умение делать выводы, обобщения.
3.
Воспитание
бережного трепетного обращения ко всему живому на Земле, ответственности
каждого и за все, что окружает его.
Эпиграф:
Зачем я родился?
Отвечу,
изволь,
Чтоб
радовать землю!
Глеб Горбовский.
1.
Вступительное
слово учителя
Сегодня мы должны будем написать
подробное изложение с элементами сочинения, поэтому целью этого урока и будет
подготовка к нему. Для изложения я взяла отрывок из очерка старейшей
журналистки «Комсомольской правды» Татьяны Тэсс. Текст называется остро и
непривычно «Памятник подлецу». Почти оксюморон
(сочетание противоположных по значению слов).
Как это понять: «памятник подлецу»?
За что? И какой это памятник? Слушайте внимательно текст, и вы найдете ответы
на все эти вопросы.
2.
Чтение
учителем текста «Памятник подлецу» под музыку Джеймса Ласта «Одинокий пастух».
Памятник подлецу.
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном
московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее
вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы
лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю,
чтобы она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги.
Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась,
и, вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах
лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома
ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную
пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав
оставшиеся нижние ветви, словно отрубил ему голову палач. Люди долго смотрели
на ель, не веря своим глазам, — смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку.
Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными
отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до
сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него
каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает
ему о содеянном.
(По Т.Тэсс) 218 сл.
Толчком к
тому, чтобы взять этот текст, послужили прочитанные много в некоторых местных
газетах заметки о том, что под Новый год подростки рубят в городе елки. А
недавно увидела и у нас, на Гожувской совсем крошечную сломанную елочку.
3.
Анализ
содержания
·
Так почему же
текст назван «Памятник подлецу»?
·
Какой памятник
поставлен этому человеку?
·
Как вы думаете,
почему жильцы дома так старались, сажая елку?
·
В
чем особенность голубой ели? Индивидуальное задание.
·
Почему жители
заметили, что ель прижилась?
·
Как вы понимаете
сочетание слов «запах детства», «запах чистоты»?
·
Каким вы
представляете человека, который изуродовал елку?
·
А каким —
человека, который сделал табличку?
·
Как вы думаете,
как чувствует себя человек, срубивший елку, проходя мимо «памятника» себе?
4.
Анализ
художественно-изобразительных средств текста.
·
Как называется
такой прием, когда явление природы и предметы наделяются признаками живого
существа? Олицетворение
·
Какие еще
изобразительные средства использует автор?
Эпитеты – художественные определения
Побеги – свежие, пушистые
Запах – задумчивый, щемящий
Дерево – изуродованное
Сравнение – дерево стояло, распластав нижние
ветки, словно…
·
Мы поговорили о
художественных особенностях текста, а какой стиль использует автор?
·
К какому из трех
типов текста вы отнесете его?
Где присутствует повествование?
Рассказ о случае в моем дворе.
Элементы описания — назвать их (2
описания ели: до гибели и после , 2 учащихся пересказывают)
Почему автор сравнивает ель с
отрубленной верхушкой, с человеком, которому отрубил голову палач? Как мы
назовем такой прием?
Почему, говоря о елке, он использует
слова «мертвые», «умерла», «убитое дерево», словно он говорит о человеке?
5.
Составление
плана.
На сколько частей можно разделить
текст?
1.
Голубое дерево из
сказки.
2.
Жильцы сажают
елку у дома.
3.
Ель стала
гордостью дома.
4.
Изуродованное
дерево.
5.
Табличка с надписью.
6.
Молчаливый укор
совести.
6.
Лексическая
работа.
Значения
всех ли слов вам понятны?
·
Дерн – верхний слой почвы, заросший
травой
·
Укор
– упрек, обвинение
·
Содрогание
– задрожать от
сильного чувства (дрожь сердца, души)
7.
Орфографическая
работа.
Мы поработали
над содержанием вашего изложения, а теперь давайте проведем работу по
предупреждению ошибок.
Задание классу:
В тексте
много слов с непроверяемой орфограммой в корне, выпишите их.
В это же время на доске двое с карточками.
1.
Выписать из
текста слова, с чередованием гласных в корне, обозначить орфограмму: обложили,
касался, умерла, разрослась.
2.
Разобрать по
составу слова: задумчивый, отчетливый, рассказала, распластать, беспомощно.
Подобрать проверочные слова устно:
Жильцы -…,
запах — …, содрогание — …, укреплена — …, напоминать — …
Задание классу:
Записать и
объяснить правописание слов:
Написано,
укрепление, посаженная, изуродованное, содеянное.
8.
Синтаксическая
работа. Построить:
1.
Схему предложений
с прямой речью.
2.
Схему первого
предложения с причастным оборотом.
3.
Схему предложения
с деепричастным оборотом.
4.
Схему предложения
с однородными членами.
9.
Пересказ
текста изложения.
10.Работа над сочинением.
Мы проанализировали этот текст, но не сказали об одном, очень
важном. Какова идея этого текста? Что автор хотел нам сказать им?
Татьяна Тэсс затрагивает очень важную для всех нас проблему,
какую?
Бережного отношения к природе, ко
всему живому на земле. Это близко и понятно нам всем. Ведь все меньше остается
на земле нетронутых, девственных уголков природы, заповедных лесов, рек с
хрустально чистой водой, белоснежных колокольчиков ландыша, голубых кусочков
неба – незабудок. Мы, вчерашние дети природы, сегодня почувствовали себя
богами, способными вершить чужие судьбы, кроить, перекраивать, а заодно и
убивать все живое. Следствием этого стало ожесточение людей по отношению к
природе, к братьям меньшим, друг к другу.
Что же можем сделать мы с вами,
городские жители, для того, чтобы наш город стал зеленым и уютным, а не
превратился в железо-бетонно-асфальтированную пустыню?
Заканчивается урок стихотворением
Николая Старшинова «Нам жить в одной семье».
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
Елку во дворах,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся…
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
deborahwinters612
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык2 минуты назад
Как будет правильно? «Один раз есть, неделю нет или недеЛя? Окончание? Типо человек один раз появляется и неделя нет.
-
Литература7 минут назад
Люди спите, нет? Как написать, что чувствует татьяна ларина в этих строчках?
-
Математика7 минут назад
!!!!СРОЧНО!!!!СРОЧНО!!!!СРОЧНО!!!!
-
Физика12 минут назад
Физика, помогите пожалуйста ??????
-
Английский язык12 минут назад
Пожалуйста, помогите очень срочно надо!!!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика42 минут назад
Помогите пожалуйста !!!!
Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0
-
Алгебра2 часа назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20458
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Урок подготовки к изложению с элементами сочинения
в 8 классе
«Памятник подлецу»
Цели урока:
-
Отработка умения подробно и выборочно излагать текст с элементами описания и рассуждения. Повторение и закрепление умения определять стиль и тип речи. Отработка умения использовать в речи различные синтаксические конструкции. Повторение отдельных видов орфограмм.
-
Развивать речь учащихся, воображение.
-
Воспитание бережного трепетного обращения ко всему живому на Земле, ответственности каждого и за все, что окружает его.
Эпиграф: Зачем я родился?
Отвечу, изволь,
Чтоб радовать землю!
Глеб Горбовский.
-
Вступительное слово учителя
Сегодня мы должны будем написать подробное изложение с элементами сочинения, поэтому целью этого урока и будет подготовка к нему. Для изложения я взяла отрывок из очерка старейшей журналистки «Комсомольской правды» Татьяны Тэсс. Текст называется остро и непривычно «Памятник подлецу». Почти оксюморон (сочетание противоположных по значению слов).
Как это понять: «памятник подлецу»? За что? И какой это памятник? Слушайте внимательно текст, и вы найдете ответы на все эти вопросы.
-
Чтение учителем текста «Памятник подлецу» под музыку Джеймса Ласта «Одинокий пастух».
Памятник подлецу.
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю, чтобы она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и, вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно отрубил ему голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, — смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т.Тэсс) 218 сл.
Толчком к тому, чтобы взять этот текст, послужили прочитанные много в некоторых местных газетах заметки о том, что под Новый год подростки рубят в городе елки. А недавно увидела и у нас, на Гожувской совсем крошечную сломанную елочку.
-
Анализ содержания
-
Так почему же текст назван «Памятник подлецу»?
-
Какой памятник поставлен этому человеку?
-
Как вы думаете, почему жильцы дома так старались, сажая елку?
-
В чем особенность голубой ели? Индивидуальное задание.
-
Почему жители заметили, что ель прижилась?
-
Как вы понимаете сочетание слов «запах детства», «запах чистоты»?
-
Каким вы представляете человека, который изуродовал елку?
-
А каким — человека, который сделал табличку?
-
Как вы думаете, как чувствует себя человек, срубивший елку, проходя мимо «памятника» себе?
-
Анализ художественно-изобразительных средств текста.
-
Как называется такой прием, когда явление природы и предметы наделяются признаками живого существа? Олицетворение
-
Какие еще изобразительные средства использует автор?
Эпитеты – художественные определения
Побеги – свежие, пушистые
Запах – задумчивый, щемящий
Дерево – изуродованное
Сравнение – дерево стояло, распластав нижние ветки, словно…
-
Мы поговорили о художественных особенностях текста, а какой стиль использует автор?
-
К какому из трех типов текста вы отнесете его?
Где присутствует повествование? Рассказ о случае в моем дворе.
Элементы описания — назвать их (2 описания ели: до гибели и после , 2 учащихся пересказывают)
Почему автор сравнивает ель с отрубленной верхушкой, с человеком, которому отрубил голову палач? Как мы назовем такой прием?
Почему, говоря о елке, он использует слова «мертвые», «умерла», «убитое дерево», словно он говорит о человеке?
-
Составление плана.
На сколько частей можно разделить текст?
-
Голубое дерево из сказки.
-
Жильцы сажают елку у дома.
-
Ель стала гордостью дома.
-
Изуродованное дерево.
-
Табличка с надписью.
-
Молчаливый укор совести.
-
Лексическая работа.
Значения всех ли слов вам понятны?
-
Дерн – верхний слой почвы, заросший травой
-
Укор – упрек, обвинение
-
Содрогание – задрожать от сильного чувства (дрожь сердца, души)
-
Орфографическая работа.
Мы поработали над содержанием вашего изложения, а теперь давайте проведем работу по предупреждению ошибок.
Задание классу:
В тексте много слов с непроверяемой орфограммой в корне, выпишите их.
В это же время на доске двое учеников с карточками.
-
Выписать из текста слова, с чередованием гласных в корне, обозначить орфограмму: обложили, касался, умерла, разрослась.
-
Разобрать по составу слова: задумчивый, отчетливый, рассказала, распластать, беспомощно.
Подобрать проверочные слова устно:
Жильцы -…, запах — …, содрогание — …, укреплена — …, напоминать — …
Задание классу:
Записать и объяснить правописание слов:
Написано, укрепление, посаженная, изуродованное, содеянное.
-
Синтаксическая работа. Построить:
-
Схему предложений с прямой речью.
-
Схему первого предложения с причастным оборотом.
-
Схему предложения с деепричастным оборотом.
-
Схему предложения с однородными членами.
-
Пересказ текста изложения.
-
Работа над сочинением.
Мы проанализировали этот текст, но не сказали об одном, очень важном. Какова идея этого текста? Что автор хотел нам сказать им?
Татьяна Тэсс затрагивает очень важную для всех нас проблему, какую?
Бережного отношения к природе, ко всему живому на земле. Это близко и понятно нам всем. Ведь все меньше остается на земле нетронутых, девственных уголков природы, заповедных лесов, рек с хрустально чистой водой, белоснежных колокольчиков ландыша, голубых кусочков неба – незабудок. Мы, вчерашние дети природы, сегодня почувствовали себя богами, способными вершить чужие судьбы, кроить, перекраивать, а заодно и убивать все живое. Следствием этого стало ожесточение людей по отношению к природе, к братьям меньшим, друг к другу.
-
Написать изложение
Тема урока: Изложение «Памятник подлецу». (2 урока)
Тип урока: развитие речи.
Цель урока: подготовка учащихся к написанию изложения
Задачи:
- Отработка умения подробно и выборочно излагать текст с элементами описания и рассуждения. Повторение и закрепление умения определять стиль и тип речи. Отработка умения использовать в речи различные синтаксические конструкции. Повторение отдельных видов орфограмм.
- Развивать речь учащихся, воображение. Развивать умение анализировать текст с точки зрения его содержания, использования автором художественно-изобразительных средств языка. Развивать мышление детей, умение делать выводы, обобщения.
- Воспитание бережного трепетного обращения ко всему живому на Земле, ответственности каждого и за все, что окружает его.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Я хочу начать наш урок со слов французского философа, писателя, мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»
2.Мотивация учебной деятельности учащихся
-Вы уже знаете, что первая часть экзамена (ОГЭ) в 9 классе — это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. И сегодня мы продолжим с вами готовиться к предстоящей государственной итоговой аттестации.
3.Постановка цели и задач урока.
—Какова цель нашего урока? (Продолжим учиться написанию изложения)
Сегодня мы должны будем написать подробное изложение, поэтому целью этого урока и будет подготовка к нему.
4. Актуализация знаний уч-ся.
– Что такое изложение?
Изложение – это пересказ текста и передача его языковой формы, стиля автора.
5.Работа по теме урока.
Изложение ( очерк старейшей журналистки «Комсомольской правды» Татьяны Тэсс). Текст называется непривычно «Памятник подлецу».
-Как это понять: «памятник подлецу»? За что? И какой это памятник? Слушайте внимательно текст, и вы найдете ответы на все эти вопросы.
Чтение учителем текста «Памятник подлецу» .
Памятник подлецу.
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю.
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и, вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно отрубил ему голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т.Тэсс) 218 сл.
Анализ содержания
-Так почему же текст назван «Памятник подлецу»?
Текст так называется, потому что в нем идет речь о срубленной ели, которая впоследствии стала памятником подлецу – тому человеку, который ее срубил.
-Какова тема этого текста? (О чем?)
Тема текста – ель, которая являлась гордостью всего дома.
-А какая идея? (Ради чего написано)
Идея текста – бережное отношение к природе, ко всему живому.
-Как вы думаете, почему жильцы дома так старались, сажая елку?
Жильцы дома так старались для того, чтобы ель выросла красивой и стала украшением их двора.
-Как вы понимаете сочетание слов «запах детства», «запах чистоты»?
«Запах детства» — запах, который напоминает о каком-то событии, произошедшем в детстве.
-Каким вы представляете человека, который изуродовал елку? Как вы думаете, что чувствует человек, срубивший елку, когда проходит мимо «памятника» себе?
Может быть человек, который срубил елку, каждый раз проходя мима «памятника» себе жалеет о том, что он срубил такую красивую ель. А быть может он человек бесчувственный и беспринципный, и поэтому он ничего не чувствует проходя мимо «памятника».
-Татьяна Тэсс затрагивает очень важную для всех нас проблему, какую?
Бережного отношения к природе, ко всему живому на земле.
Обобщающее слово учителя.
-Итак, мы с вами определили тему и идею текста. Этот текст о том, как жильцы посадили во дворе ель, вырастили ее, а потом под Новый год ее срубили, и жильцы дома, переживая это событие решили поставить во дворе «памятник» подлецу – тому человеку, который погубил так любимое всеми дерево. Автор в этом тексте затрагивает проблему бережного отношения к природе, ко всему живому на земле.
Справка из Красной книги:
Ель сибирская голубая
Редкая исчезающая разновидность голубой ели на Байкале, высоко декоративна.
-В РЭ 9 задание (определить стиль и тип теста).
— Вспомним типы речи? (Повествование, описание, рассуждение).
Верно, в зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три основных типа: описание, повествование, рассуждение.
— Назовите их отличительные признаки.
(В повествовании говорится о следующих друг за другом действиях, в описании – о признаках предмета, в рассуждении – о причинах свойств или явлений).
-К какому из трех типов текста вы отнесете его?
Тип текста – повествование с элементами описания.
-Где присутствует повествование? Рассказ о случае в моем дворе.
Элементы описания — назвать их (2 описания ели: до гибели и после )
— Что вы знаете о стилях речи?
(Стили речи делятся на две группы: разговорный и книжные. К книжным относятся научный, публицистический, официально-деловой и стиль художественной литературы).
— Определите стиль речи.
Анализ художественно-изобразительных средств текста.(РЭ 11 задание, ОГЭ 3 задание, ЕГЭ 24 задание).
-Какие изобразительные средства использует автор?
Эпитеты – художественные определения
Побеги– свежие, пушистые
Запах – задумчивый, щемящий
Дерево – изуродованное
Сравнение – дерево стояло, распластав нижние ветки, словно…
-Как называется такой прием, когда явление природы и предметы наделяются признаками живого существа? (Олицетворение)
-Почему, говоря о елке, он использует слова «мертвые», «умерла», «убитое дерево», словно он говорит о человеке?
Автор сравнивает ель с отрубленной верхушкой, с человеком, которому отрубил голову палач? Как мы назовем такой прием?
Автор сравнивает ель с человеком для того, чтобы показать, что природа требует к себе бережного отношения, такого же, как ко всем людям.
Автор использует в данном тексте такие приемы как олицетворение и сравнение.
-Ребята, а что еще нужно сделать, чтобы передать текст последовательно, логически правильно? (Составить план.)
— Сколько в этом тексте абзацев? (6)
-Как можно озаглавить каждую из частей?
Составление плана.
- Голубое дерево из сказки.
- Жильцы сажают елку у дома.
- Ель стала гордостью дома.
- Изуродованное дерево.
- Табличка с надписью.
- Молчаливый укор совести.
Лексическая работа.
-Значения всех ли слов вам понятны?
Дёрн – верхний слой почвы, заросший травой
Укор – упрек, обвинение
Содрогание – дрожь от сильного чувства (дрожь сердца, души)
6.Физкультминутка.
Орфографическая работа.
-Мы поработали над содержанием изложения, а теперь давайте проведем работу по предупреждению ошибок.
Работа в паре.
-В тексте много слов с непроверяемой орфограммой в корне, выпишите их.
- Выписать из текста слова, с чередованием гласных в корне, обозначить орфограмму: обложили, касался, умерла, разрослась.
Подобрать проверочные слова устно:
Жильцы -…, запах — …, содрогание — …, укреплена — …, напоминать — …
Задание классу:
Записать и объяснить правописание слов:
Написано, укрепление, посаженная, изуродованное.
Синтаксическая работа. Построить:
- Схему предложений с прямой речью.
- Схему первого предложения с причастным оборотом.
- Схему предложения с деепричастным оборотом.
- Схему предложения с однородными членами.
Пересказ текста изложения.
7. Итоги урока.
1. Понравилось ли вам анализировать текст?
2.Помогло ли это в запоминании текста?
3.Удалось решить поставленную задачу? Каким способом?
4.Где можно применить знания?
5.Что же можем сделать мы для того, чтобы наш посёлок стал зеленым и уютным?
8.Рефлексия.«Лестница успеха» (изображена лестница с 3-ми ступеньками:
1) уверен в своих знаниях
2) в основном уверен , нужно ещё повторить
3)нуждаюсь в помощи.
Ученик помещает (рисует) человечка (себя) на соответствующую ступеньку.
9.Повторное прочтение текста.
10.Письменное изложение.