2.02.2015 учитель: Лекасова А.И 7 класс
Тема урока: Изложение с элементом сочинения.
Цели урока:
Продолжать работу над развитием умения писать изложения по составленному плану и умением создавать собственный текст;
Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся;
Воспитывать бережное отношение к природе, любви к ней, учить охранять природу.
Оборудование:картины животного василиск
Ход урока
Организационный момент
Беседа: повторение знаний о тексте, о типах речи.
— Что такое текст, признаки текста?
— Какие типы речи вы знаете?
— Остановимся подробно на повествовательном типе речи, какие художественные жанры мы можем отнести к нему? Рассказ, в основе него лежит …( По мере того как учащиеся называют, записываем в столбик на доске: случай, эпизод, событие происшествие, приключение, инцидент, эпизод, история)
— А какие три основные части в построении рассказа можно выделить? (Завязка, кульминация, развязка)
Материал для учителя: Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события. Развязка – результат развития события, его заключительный момент.
Объявление темы урока: Изложение.
Чтение текста.
Жуткая встреча
Это случилось в Южной Америке. Только что прошел сильный ливень. Мы с отрядом пробирались вдоль небольшой речки. Здесь был не особенно густой лесок с разбросанными кое-где пальмами, из сердцевины стволов которых индейцы добывают нечто вроде муки. На войлочных стволах пальм и на кустарниках вода оставила толстый слой ила и грязи.
Вдруг в волокнах, покрывавших ствол пальмы, что-то зашуршало. Я подкрался ближе и осторожно раздвинул покрывало из лиан. Под лианами было сумрачно, и я долго не мог ничего разглядеть. Но потом испуганно отскочил: на меня в упор смотрели страшные глаза. Постепенно я смог различить какое-то страшное серо-зеленое пресмыкающегося длиной около семидесяти сантиметров, с зубчатым гребнем на спине и хвосте, шлемообразным наростом на затылке и горловым мешком в виде воротника. Животное держалось за ствол длинными пальцами с когтями. Это был василиск. Так вот кА выглядит это легендарное, очень редкое животное.
— Только не беги резко, спокойно уходим, — сказал местный сопровождающий.
Я был изрядно напуган видом чудища, о котором знал лишь по рассказам и картинкам. Легенды рассказывают, что взгляд его смертелен. Но страшное животное неожиданно, цепляясь когтями за ствол дерева, скрылось в густой листве.
— Видишь, а ты хотел бежать.
— Страшно!
— А убегать еще страшней.
5. Работа с текстом
1) — Озаглавьте его по-своему.
2) — Составьте план текста.
Примерный план: 1. В Южной Америке. 2. Жуткая встреча с василиском. 3. Страшное животное неожиданно скрылось.
3) — Перескажите текст по плану.
4) Определяем тип речи:
— Найдите слова начала, развития, завершения.
— Определите время глаголов в тексте.
— С каким типом речи мы имеем дело?
5) Определяем стиль текста.
— Какую цель преследует автор, рассказываю читателю историю встречи с василиском: описать внешний вид василиска или дать научное представление о василиске?
— Укажите эпитеты, при помощи которых автор описывает внешний вид василиска?
— Какой стиль текста?
6) Синтаксическая работа.
— Составьте схему шестого предложения.
— Объяснить запятую перед союзом и в седьмом предложении.
— Укажите сложноподчиненные предложения.
— Предложение 13 по цели высказывания.
7) Орфографическая работа. Объяснить орфограммы. ЮжнаяАмерика, прошел, пробирались,небольшой, разбросанными, кое—где, постепенно, лианы, ничего, василиск, испуганно, в упор, серо-зеленое, смертелен.
6. Чтение текста 2-ой раз, ребята записывают опорные слова, затем пересказывают, опираясь на план и записанные слова.
7. Чтение текста 3-ий раз, далее учащиеся приступают к написанию изложения, сохраняя структуру предложений исходного текста.
8. Итоги урока
9. Домашнее задание: написание небольшого сочинения на тему: «Моя неожиданная встреча с …», учитывая композицию рассказа.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/117994-izlozhenie-s-jelementom-sochinenija
Кони несут среди сугробов, править не нужно, потому что снег им по брюхо и в сторону они не бросятся. Скачем извилистой тропой, но вскоре после крутого поворота мы со всего маху неожиданно вломились в притворенные ворота. Остановить лошадей у крыльца сил не хватило, и они протащили мимо и засели в сугробе. Смотрю: на крыльце стоит Пушкин в одной рубахе. Не нужно говорить, что тогда со мной происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу его в дом (на дворе страшный холод). Смотрим друг на друга, обнимаемся, целуемся, молчим. Он и забыл, что нужно прикрыть наготу, а я даже и не вспомнил об заиндевевшей шубе и шапке. Было около восьми часов утра. Неожиданно в комнату вбежала какая-то старуха. Она так и увидела нас: одного — почти голым, другого — забросанного снегом. Наконец, пробила слеза, и мы очнулись. Перед женщиной плакать было стыдно, но она все поняла и, не спрашивая, кто я такой, тоже начала меня обнимать. Я сообразил, что это — та самая добрая няня Пушкина, многократно воспетая им. Вся сцена происходила в комнате Александра — маленьком помещении возле крыльца с окном на двор.Изложение на тему Долгожданная встреча — размещено на реф.рф! Через это окно он и увидел меня, услышал колокольчик. В этой комнате помещались стол, кровать, диван, шкаф с книгами. Во всей комнате был поэтический беспорядок, всюду были разбросаны листы бумаги и обкусанные, обожженные кусочки перьев. Я между тем приглядывался, где бы мне умыться.. Кое-как все уладили, прибрались, и наконец мы уселись с трубками. Так много надо было рассказать другу, так о многом расспросить его! Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако же, ту же веселость. Оʜа проявлялась во всем: оʜ, как дитя, радовался ʜашему свидаʜию, повторял ʜесколько раз, что ему ʜе верится, что мы вместе. Его прежʜяя живость проявлялась в каждом его слове, в каждом его воспомиʜаʜии о былой жизʜи. Нашей ʜеумолкаемой болтовʜе ʜе было коʜца. Вʜешʜе Пушкиʜ почти ʜе измеʜился, лишь оброс бакеʜбардами. В разговоре вʜезапʜо оʜ спросил меʜя, что о ʜем говорят в Петербурге и Москве. Я ответил ему, что читающая публика благодарит его за любой литературʜый подарок, что стихи его приобрели во всей России народность и что друзья и знакомые помнят его и желают, чтобы поскорее закончилось его изгнание. Пушкин терпеливо выслушал мой рассказ и сказал, что за эти четыре месяца примирился со своим бытом, таким тягостным для него в начале. Он признал, что отдыхает от прежнего шума, с Музой живет в ладу и трудится охотно и усердно. Ответьте на вопрос «Какое значение имела эта встреча для А С. Пушкина?» Для А.С. Пушкина встреча с И.И. Пущиным имела огромное значение. Поэт почувствовал поддержку друзей и поклонников таланта, ощутил, что, хотя и находится в изгнании, нужен обществу и России, что все, что он делал и делает, не напрасно. Именно поддержка окружающих помогла поэту пережить этот сложный для него период
Перед вами текст изложения по русскому языку «Встреча с Пушкиным». Текст предназначен для учеников 9 класса.
Встреча с Пушкиным
Случилось нечто необыкновенное. Я уснул, но мой сон оказался продолжением жизни, будто я просто перешел с одной улицы на другую, — и все. И слова мне слышались те же, точно я еще раз повторял стихи, которые мы прочитали, как бы соревнуясь с Вовкой.
«На звонкое дно, в густое вино заветные кольца бросайте!» — слышал я, и, как эхо, отзывалось вокруг: дно! вино!
А потом выплывали новые слова, совершенно замечательные: «Что смолкнул веселия глас?»
Мы идем с Вовкой по улице, неподалеку от библиотеки перебрасываемся, словно цветными мячами, прекрасными выражениями и только торжественно улыбаемся друг другу, но не смеемся — смеяться нельзя: это грех, бесстыдство, над такими словами невозможно смеяться, им можно лишь приветливо улыбаться, как цветам, как уважаемым старшим друзьям, и тут я чувствую чей-то взгляд.
Мне не по себе. Кто-то смотрит на меня очень пристально, а я как пришитый к Вовке, талдычу: «Да голос мой душе твоей дарует то же утешенье!» Вот так-то, мой первый друг, мой друг бесценный! Но Вовкины глаза округляются, будто фары. Он смотрит куда-то за мою спину, и я наконец с трудом останавливаюсь и поворачиваю голову.
Боже! Скрестив руки, у стены стоит Пушкин в одном фраке, и на голове ничего нет. А на улице же зима, подвывает ветер, и снежная пурга сыплется в кудрявые волосы.
Мы замираем, не имея сил спросить Александра Сергеевича о чем-нибудь важном, я просто таращусь на него, а он усмехается и тоже молчит.
Молчать, я знаю, глупо, надо скорее завязывать разговор, чтобы Пушкин не обиделся на такое не гостеприимство, и я наконец говорю:
— Вам не холодно?
Он не отвечает, но мотает головой: не холодно.
Странно, ведь зима.
гостеприимство, и я наконец говорю:
— Александр Сергеевич, — прошу я, почитайте стихи.
Но Пушкин отворачивается, недовольно косит на меня глазом.
И вдруг собралась толпа, все останавливаются, никто не проходит мимо, и выглядит это не очень здорово, потому что все в шубах и шапках, а возле стены стоит раздетый Пушкин, словно его ограбили.
И тогда мне в голову приходит отличная мысль. Я снимаю шапку и протягиваю поэту:
гостеприимство, и я наконец говорю:
— Наденьте! Вам холодно!
Я готов снять и леопардовую шубу, американский подарок детям заснеженной России, но поэт делает жест рукой, который означает: ему ничего не нужно.
гостеприимство, и я наконец говорю:
— Тогда почитайте! — прошу я, и вся толпа канючит то же самое
И Пушкин наконец говорит. Нет, нет он не говорит, он просто шевелит губами, голоса не слышно, но я понимаю, что он отвечает на просьбу толпы:
гостеприимство, и я наконец говорю:
— Теперь — я узнаю по губам — ваше время.
Но что это значит? Конечно, наше, какое же еще! И на улице зима. И где-то там, далёко от нас, гремят бои. Идет Великая Отечественная война.
И вдруг я Слышу Вовкин голос. Пушкин смотрит, улыбаясь, на моего первого друга, и все поворачиваются к Вовке, а он, как заслуженный артист республики, читает стихи, которые отыскал еще вчера:
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…
Все хлопают, и Александр Сергеевич тоже. Он улыбается Вовке, а тот резко опускает голову, потом плавно поднимает ее (так кланяются артисты), и вдруг я слышу голос Татьяны Львовны, библиотекаря, у себя под ухом:
гостеприимство, и я наконец говорю:
— Вот видишь, — говорит она, — а ты хотел его учить. И я понял, что она была нрава: Пушкина не учить надо, Пушкина надо любить! Как Вовка, как Татьяна Львовна.
— Долгожданная встреча — Встреча старых друзей — Шаляпин в гостях у Горького — Воспоминания о Шаляпине — Толстые и тонкие — Толстые и тонкие – вариант — Вдохновение — Чайковский и природа — Лапти — Лапти – вторая версия — Солнечные лучи — Огненные краски хохломы — Полет самого счастливого человека на Земле — Самый счастливый человек на Земле — Исповедь — Исповедь – вторая версия — Деревянная сказка — Деревянная сказка – вторая версия — Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре — Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре – вторая версия — Меценатская деятельность П.М. Третьякова — Меценат и его галерея — Чудный храм — Летящий белый лебедь — Анна Ахматова — Анна Ахматова – вторая версия — Способный студент — Способный студент – вторая версия — Скрипучие половицы — Скрипучие половицы – вторая версия — Чудо-кузнец — Искусный кузнец — Многоликий Куприн — Трудолюбивый непоседа — Полуправда — Полуправда – вторая версия — Приносящие счастье — Счастливые цветы — Стог — это архитектурное сооружение — Искусство метать стога — Твардовский — Твардовский – вторая версия — Подвиг художника — Подвиг художника – вторая версия — О милосердии — О милосердии – вторая версия — Покос — Как в молодости — Музыка — Музыка – вторая версия — Весенний остров — Весенний остров – вторая версия — Дядя Гиляй — Дядя Гиляй – вторая версия — Красота родной природы — Вечная красота природы — Легенда о Коломне — Легенда о Коломне – вторая версия — Переводчик — Переводчик – вторая версия — И прахом своим… — И прахом своим… – вторая версия — Любовь, уважение, знание… — Любовь, уважение, знание… – вторая версия — Потерянная любовь — Упущенный шанс — Работа над картиной — Художник и его картина — Весна в селе — Весна — Чтобы боль каждого… — Чтобы боль каждого… — вторая версия — Граф Брюс — Выдающийся Брюс — Видение — Видение – вторая версия — Дорога домой — Дорога домой – вторая версия — В гостях у медведя — В гостях у Собакевича — Скромный Рахманинов — Скромный благодетель — Умение слушать — Случай на концерте — Путь таланта — Путь таланта – вторая версия — Святые места — Святые места – вторая версия — Рождение стиха — Рождение стиха – вторая версия — Герои Бородина — Герои Бородина – вторая версия — Москвич Пушкин — Москвич Пушкин – вторая версия — Дурак — Дурак – вторая версия — Подлинный гений — Концерт гения — Талицкая сказка — Радующая сердце сказка — О бережном отношении к траве — Воздух и трава — В работе над собой — Внутренняя борьба Ландау — И очень просто… — Московский булочник — Анна Павлова — Анна Павлова – вторая версия — Один день Горького — Горький в работе — Мать — Мать – вторая версия — Русь колокольная — Колокол в России — Учитель — Учитель — вторая версия — Народные художники-самоучки — Богатая глушь — Благоденствующая красивость — Коронный номер — Бим возвращает надежду — Хороший человек — Святой города Смоленска — Доктор-святой — Москва вчера, сегодня, завтра — Это мой город — Капля смелости Юрия Гагарина — Такой же, как все — Дымковские улыбки — Мастера Вятки — Вдохновение Пушкиным — Александра Федоровна
Изложение: «Святые места» — (Песков)
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина? Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно — как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах?
В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице — «сколько людей прошло»! Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого.
Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры… » У меня тогда комок в горле застрял.
Не мог говорить, не мог сразу поверить… В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали…
» Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо.
Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев.
При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали.
Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
Изложение – Святые места
Из чего вырастает огромная человеческая любовь к Родине? На первую свою получку я приехал из Воронежа в Москву и сразу же отправился на Красную площадь. Мне хотелось потрогать кирпичи в стене, камни на площади — соприкоснуться с историей страны. Я не мог понять, как проходившие мимо люди не обращали внимание на окружавшую их красоту и разговаривали о каких-то своих мелких проблемах. В то время в Кремль еще не пускали, но я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного — мне хотелось хоть одним глазком взглянуть на то, что там внутри.
Много лет спустя, поездив по миру, я с гордостью думал, что нигде в мире нет такой красивой и своеобразной площади. Нельзя даже представить себе Красную площадь без храма Василия Блаженного, а ведь его хотели снести! П. Д. Барановский, лучший в нашей стране реставратор, рассказывал, как после войны его вызвали в одну высокую инстанцию и сказали, что площадь надо сделать просторнее для автомобилей, поэтому решено снести храм, и ему поручили сделать необходимые обмеры. Барановский просто не мог поверить своим ушам! К счастью, чья-то мудрость остановила непоправимое действие, и храм остался на месте.
Сейчас на Красной площади автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости места и большого количества людей, желающих пройти ее пешком. Сегодня, смотря на храм Василия Блаженного, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо.
Древние мастера и живописцы могли проявить свой талант только в постройке церквей, поэтому, сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. Несмотря на все наши будничные проблемы, мы дрлжны бережно относиться к храмам и церквям, древним книгам и документам, народным ремеслам и живописи в храмах. Совершая великие дела, мы должны знать, откуда пошли наши корни. Наши дела в совокупности с прошлым, окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим для всех словом «Отечество».
Любить Родину невозможно заставить, ее надо воспитывать. Какие проблемы подняты автором в данном тексте? Автор в данном тексте поднял проблему сохранения культурного наследия страны. Это очень важно для любой нации, ведь, как сказал сам В. М. Песков, «мы должны знать, откуда пошли и как начинали». Не зная своего прошлого, мы рискуем совершить те же ошибки, что и наши предки.
Мы не будем двигаться вперед. Не зря говорят, что народ, у которого нет прошлого, нет настоящего и не будет будущего.
Сжатое изложение. 9 класс.
1. Чтение текста учителем. (1) Есть на земле места, которые в памяти народной священны. (2) Они окружены особым вниманием и любовью. (3) Среди них – особо дорогие места, связанные с жизнью и творчеством Пушкина на Псковщине: Михайловское, Тригорское, Пушкинские Горы. (4) Ещё в 1899 году они стали национальным государственным имением. (5) Сегодня Пушкинский заповедник – своеобразная литературная Мекка. (6) Сюда идут люди со всех концов земли, чтобы встретиться с Пушкиным. (7) Приходя под сень знаменитых Михайловских рощ, они вступают в мир образов поэта, проникаются строем его мыслей и чувств. (8) Почти вся жизнь великого поэта была неразрывно связана с псковской землёй. (9) Здесь в постоянном общении с простым русским народом, добрыми деревенскими друзьями, с родной природой формировалось поэтическое мировоззрение Пушкина, окреп и засиял его творческий гений. (10) В разные годы он пишет «в глуши лесов сосновых» свой Михайловский цикл. (11) Здесь явились миру «Борис Годунов», деревенские главы «Евгения Онегина», «Граф Нулин». (12) Здесь были задуманы «Маленькие трагедии», «Русалка», «Сцена из рыцарских времён», «Арап Петра Великого»… (13) Свыше ста лирических стихотворений были написаны поэтом только во время его «Михайловского сидения» — ссылки 1824 – 1826 годов. (14) Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен. (15) Он – неиссякаемый родник радости. (16) Когда вы сегодня идёте по аллеям парков Михайловского и Тригорского, любуетесь лугами, озёрами и рощами, вы невольно вспоминаете отдельные строчки пушкинских стихотворений. (17) Многие из них звучат как страницы лирического дневника Пушкина. (18) Удивительное состояние испытывает человек, когда читает эти стихотворения на месте их рождения. (19) Время для него как бы смещается, и он слышит голос живого поэта. (С. Гейченко)
2. Задания к тексту: • определите стиль и тип речи (худож.- публиц., рассуждение) Какие слова непонятны? (Мекка – центр паломничества для мусульман, город в Саудовской Аравии; место для поклонения) — Переходим к работе над «сжатием» текста.
VI. Работа над «сжатием» текста. — Обратимся к критериями оценивания сжатого изложения. (Работа с памяткой № 1) — Какие способы «сжатия» текста существуют? (Напоминаю: обобщение, упрощение, исключение) — Сегодня на уроке мы отработаем применение такого способа «сжатия» текста, как исключение. — Как понимаете значение этого слова?
• Определите тему текста. (Память народа о творчестве Пушкина, о тех местах, где писал свои произведения поэт) • Сколько микротем содержится в тексте? (6) — То есть в каждом абзаце выделяется микротема. • Найдите главную информацию каждой микротеме, которая направлена на её раскрытие. (С первой микротемой работают ребята, сидящие на 1 ряду и т.д.) Данную информацию запишите в таблицу «Информация о тексте», которая дана на рабочих листах. • Текстовый материал (лексику, раскрывающую микротему) подчеркнём красной чертой на ИД. Даю подсказку: о чём говорится в абзаце? Микротема связана с темой текста.
Микротема 1. 2. 3. 4. 5. 6.
• Укажите несущественную информацию, которую можно исключить. Заштрихуем эти слова и выражения на ИД и на рабочих листах. Даю подсказку: это слова и выражения, которые не влияют на раскрытие микротемы. — Как правило, количество абзацев в сжатом тексте соответствует количеству микротем исходного текста. Хотя может быть в одном абзаце несколько микротем.
Полный текст материала Сжатое изложение. 9 класс. смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.
Автор: Румянцева Татьяна Валерьевна → Татьяна_Румянцева 08.01.2011 3 21822 1458 | Комментировать |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Вход | Регистрация
Есть мнение? Оставьте комментарий
Сочинение святые места
Любить Родину невозможно заставить, ее надо воспитывать. Какие проблемы подняты автором в данном тексте? Автор в данном тексте поднял проблему сохранения культурного наследия страны. Это очень важно для любой нации, ведь, как сказал сам В. М. Песков, «мы должны знать, откуда пошли и как начинали». Не зная своего прошлого, мы рискуем совершить те же ошибки, что и наши предки.
Сейчас на Красной площади автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости места и большого количества людей, желающих пройти ее пешком. Сегодня, смотря на храм
Василия Блаженного, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо.
Древние мастера и живописцы могли проявить свой талант только в постройке церквей, поэтому, сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. Несмотря на все наши будничные проблемы, мы дрлжны бережно относиться к храмам и церквям, древним книгам и документам, народным ремеслам и живописи в храмах. Совершая великие дела, мы должны знать, откуда пошли наши корни. Наши дела в совокупности с прошлым, окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим для всех словом «Отечество».
Мы не будем двигаться вперед. Не зря говорят,
что народ, у которого нет прошлого, нет настоящего и не будет будущего.
Из чего вырастает огромная человеческая любовь к Родине? На первую свою получку я приехал из Воронежа в Москву и сразу же отправился на Красную площадь. Мне хотелось потрогать кирпичи в стене, камни на площади — соприкоснуться с историей страны. Я не мог понять, как проходившие мимо люди не обращали внимание на окружавшую их красоту и разговаривали о каких-то своих мелких проблемах. В то время в Кремль еще не пускали, но я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного — мне хотелось хоть одним глазком взглянуть на то, что там внутри.
Много лет спустя, поездив по миру, я с гордостью думал, что нигде в мире нет такой красивой и своеобразной площади. Нельзя даже представить себе Красную площадь без храма Василия Блаженного, а ведь его хотели снести! П. Д. Барановский, лучший в нашей стране реставратор, рассказывал, как после войны его вызвали в одну высокую инстанцию и сказали, что площадь надо сделать просторнее для автомобилей, поэтому решено снести храм, и ему поручили сделать необходимые обмеры. Барановский просто не мог поверить своим ушам! К счастью, чья-то мудрость остановила непоправимое действие, и храм остался на месте.