Изложение с элементами сочинения обыкновенный человек 8 класс

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      kennyirwin223

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    2 минуты назад

    Как будет правильно? «Один раз есть, неделю нет или недеЛя? Окончание? Типо человек один раз появляется и неделя нет.

  • literatura
    Литература

    7 минут назад

    Люди спите, нет? Как написать, что чувствует татьяна ларина в этих строчках?

  • matematika
    Математика

    7 минут назад

    !!!!СРОЧНО!!!!СРОЧНО!!!!СРОЧНО!!!!​

  • fizika
    Физика

    12 минут назад

    Физика, помогите пожалуйста ??????

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    12 минут назад

    Пожалуйста, помогите очень срочно надо!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    42 минут назад

    Помогите пожалуйста !!!!

    Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0

  • algebra
    Алгебра

    2 часа назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20458

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Памятка для учащихся «Как писать изложение»

1. Внимательно прослушайте  текст и выделите в нем важные, необходимые мысли.

2. В каких словах заключена главная мысль.

3. Разбейте текст на части (микротемы) и сгруппируйте его вокруг существенных мыслей.

4. Подумайте, какая информация в каждой части является второстепенной , перескажите рассказ  близко к тексту.

Притча — это небольшой рассказ в иносказательном виде, заключающий моральное поучение. 

Часто в притче нет характеров, повествование иногда ведется вне конкретного времени.

Слушаем текст.

В жаркий, сухой степи -колодец. Возле колодца -изба. В ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро.

Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадь и поехал дальше.

— Что это за человек? – спросил внук деда.

— Это не человек, — ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил деда внук.

— И это еще не человек, — ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

— А это что за человек? – спросил внук.

— Обыкновенный, — ответил дед.

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения по рассказу В.А.Сухомлинского Обыкновенный человек

Словарная работа

Проезжий- тот, кто проезжает мимо.

Приезжий- тот , кто приехал жить или погостить из другой местности.

Толкование слов: обычный, обыкновенный.

Творческое задание

Дай оценку поступку всех трех проезжих.

Почему последнего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?

Сделай вывод: чему учит этот рассказ?

Напиши с красной строки небольшое сочинение, опираясь на эти вопросы.


    План-конспект урока 

    

    План. Конспект. Тема. Развитие речи, изложение-сочинение. Презентация «Изложение “Обыкновенный человек”»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Словарная работа.  Слайд 2. (время 0:03)
    Лингвистическое значение слова – притча

    2. Текст. Слайд 3. (время 0:04)
    Притча  Сухомлинского «Обыкновенный человек»

    3. Беседа. Слайд 4. (время 0:05)
    Беседа с классом по прослушанной притче.

    4. Повторение.  Слайд 5-9. (время 0:04)
    А. НЕ при отрицании с существительными.
    Б. НЕ, НИ с местоимениями
    В. -ТЬСЯ и -ТСЯ и в глаголах
    Г. Личные окончания глаголов.
    Д. Безударные гласные в корне.

    5. Слово учителя. Слайд 10.  (время 0:02)
    Тире при пропущенным сказуемом в неполном предложении с примером из текста.

    6. Творческое задание. Слайд 11. (время 0:05)
    Задание по прослушанной притче: характеристика персонажей, мораль.

    7. Повторное чтение текста. Слайд 12. (время 0:04)

    8. Написание изложения. Слайд 13. (время 0:18)

    9. Домашнее задание.  (время 0:00)
    Закончите изложение дома.

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Архив уроков
2018 год, октябрь2018 год, сентябрь2018 год, август2018 год, июнь2018 год, май2018 год, апрель2018 год, март2018 год, февраль2018 год, январь2017 год, декабрь2017 год, ноябрь2017 год, октябрь2017 год, сентябрь2017 год, август2017 год, июль2017 год, июнь2017 год, март2017 год, январь2016 год, декабрь2016 год, ноябрь2016 год, октябрь2016 год, сентябрь2016 год, август2016 год, июль2016 год, июнь2016 год, май2016 год, апрель2016 год, март2016 год, январь2015 год, декабрь2015 год, ноябрь2015 год, октябрь2015 год, сентябрь2014 год, декабрь2014 год, октябрь2013 год, ноябрь2013 год, октябрь2012 год, декабрь2012 год, ноябрь2012 год, октябрь

У Ростовых было три дочери: Наташа, Соня и Николай.

Из школьных сочинений





Статистика посещений
   Сегодня 8  Сейчас 2





  • Главная
  • Уроки
  • Методика
  • Публикации
  • Мой класс

Изложение с элементами сочинения

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-11-10

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)



 

Фрагменты урока

I. Тема урока. Изложение с элементами сочинения.
II. Оборудование и приложения. Презентация «развитие речи»

1. Словарная работа. Слайд 2
Притча –  короткий рассказ с поучением, чаще всего в иносказательном виде. Повествование обычно ведется без конкретизации времени и акцентуации характеров.

2. Текст /прилагается/. Слайд 3
Послушайте притчу Василия Александровича Сухомлинского «Обыкновенный человек»

3. Беседа. Слайд 4
В. Как бы вы по-иному озаглавили притчу, опираясь на ее основную мысль?
В. Определите тип речи притчи.
В. Определите характерные элементы композиции этого короткого рассказа.
В. С какой целью автором использованы в тексте повторы?

В. Где здесь экспозиция и завязка?
В. А развязка?

4. Повторение. Слайд 5
Давайте быстренько вспомним кое-что из ранее нами изученного:
НЕ  с существительными:
Пример из текста: Это не человек.
Для сравнения: это не металл (логическое ударение на не – отрицание), это неметалл (неметаллическое вещество – нет отрицания).
Слайд 6(обр.), слайд 7  
НЕ и НИ с местоимениями
Пример из текста: нечем достать.
Слайд 8(обр.), слайд 9  
-ТЬСЯ и -ТСЯ и в глаголах
Пример из текста: дал напиться.
Слайд 10(обр.), слайд 11 
Личные окончания глаголов.
Пример из текста: заворачивают 
Слайд 12(обр), слайд 13 
Безударные гласные.
Пример из текста: привязать, благодарить, верёвка, остановиться.

5. Слово учителя.

Слайд 14(обр), слайд 15 
Тире при пропущенным сказуемом в неполном предложении. Пример из текста.
В подобных предложениях постановка тире не обязательна. Тире ставится только в том случае, когда  хотят выделить слово, перед которым оно стоит, логическим ударением.

6. Творческое задание. Слайд 16
а. Дайте оценку поступкам путников в притче.
б. Охарактеризуйте всех проезжих, выделите их черты.
в. Какова мораль притчи?

7. Повторное чтение текста.  Слайд 17

8. Написание изложения. Слайд 18

9. Домашнее задание. Слайд 18
Закончите изложение дома.

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:

ФИО автора материала: Шишкина Т.В.

Место работы МБОУ СОШ № 10 п.Моревка

Должность автора: учитель русского языка и литературы

Урок в 8 классе

Р.р. Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения-рассуждения на общественно значимую тему (2 часа)

Цели: развивать умение письменно сжато излагать прочитанный и услышанный текст; развивать умение сжимать текст, применяя 3 способа сжатия; развивать творческие способности учащихся, умение высказывать собственную точку зрения на прочитанное (элемент сочинения-рассуждения).

Оборудование: ноутбук, колонки, аудиозапись текста.

  1. Орг.момент

  2. Работа по теме урока

  1. Беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, наш век называют веком информации, как вы понимаете это? (Это значит, что очень много информации получает современный человек. Он должен много знать, быть информированным).

        • В какой форме представлена вся эта информация? (текст). Можно ли сохранить всю поступающую человеку информацию? (нет).

        • Как же поступить? (записать, зафиксировать).

        • Можно ли дословно зафиксировать получаемую информацию? (можно, но очень трудно) Что вы можете предложить? (запомнить только самое главное). Другими словами – сжать исходную информацию.

        • Как же можно сократить текст? (ответы детей «Способы сжатия текста»)

Учитель: Наша задача сегодня – продолжить учиться пересказывать текст сжато. Для этого надо внимательно прочитать или прослушать его, выделить основную мысль, найти самую важную информацию (самые важные предложения) и, применив приемы сжатия, пересказать исходный текст сжато. Напоминаю, объем вашего изложения должен быть не менее 70-ти слов.

На этом работа не закончится, т.к. затем вы выскажете свое мнение по теме, поднятой в исходном тексте. Отступив 1 строку от изложения, вы напишете небольшое сочинение-рассуждение.

2.Чтение текста (аудиозапись) + листочки с текстом на столах.

3. Беседа по тексту

— О чем текст?

— Какова его основная мысль?

— Как можно озаглавить текст?

— Сколько абзацев в тексте?

— Какие бы вы в нем выделили ключевые слова?

— Что нужно сделать для сжатия текста? (Определить основную мысль каждого абзаца и, сохранив её, исключая, обобщая или упрощая вторичную информацию, составить сжатый пересказ каждого абзаца.)

— Что остается без изменений? (Последовательность изложения, количество абзацев, осн.мысль всего текста и каждого абзаца.)

Учитель: Напоминаю вам, что при написании изложения может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте.

4. Работа над сжатием текста

— Основная мысль (микротема) 1-го абзаца?

— Основная мысль 2-го абзаца?

— Основная мысль 3-го абзаца?

1

Грубость в языке – показатель слабости и невоспитанности человека.

2

Грубая речь – это дурной поступок, отражающийся, в первую очередь, на самом говорящем.

3

Надо учиться хорошей речи, потому что наша речь – показатель нашей личности, нашей культуры.

5. Работа по сжатию текста.

Теперь применим приемы сжатия, сохраняя основную мысль абзаца. (Выбор материала из исходного текста и запись в рабочую тетрадь)

  • Над сжатием первой микоротемы проводится совместная работа, определяются приемы сжатия и зачитывается окончательный вариант. Запись тезиса (-ов) учащимися в тетрадь.

  • Над следующими двумя микотемами работают уч-ся самостоятельно, по желанию зачитывая окончательные варианты. Запись тезисов в тетрадь.

ФИЗМИНУТКА (для глаз)

    1. Сбор текстов у учащихся. Повторное прослушивание аудиотекста.

    1. Работа учащихся в черновиках, редактирование.

Учитель: Помните, объем изложения не менее 70 слов!

  1. Написание учащимися изложения.

  1. Пока учащиеся пишут изложение, на доске записываю творческое задание:

Написать сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос: «Согласны ли вы с утверждениями Д.С.Лихачева?» (Письменно высказать согласие или несогласие, обосновав, свое отношение к утверждениям Д.С.Лихачева).

(Я согласен с Д.С.Лихачёвым, что… , потому что… .)

Домашнее задание: Выучить по памятке способы сжатия текста.

Приложение 1

Текст для изложения

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово отражаются на окружающих и враждебны самому дорогому, что есть на свете, — человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С.Лихачёву)

138 слов

Приложение 2

ПАМЯТКА ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

1. Исключение

  • вводных слов;

  • однородных членов предложения;

  • повторов;

  • однотипных примеров;

  • риторических вопросов и восклицаний;

  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

  • пояснений;

  • рассуждений;

  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

  • ряда предложений, связанных одной мыслью;

  • частей предложений;

  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

  1. Замена

  • однородных членов обобщающим словом;

  • сложного предложения – простым;

  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

  • части текста одним предложением;

  • части предложения местоимением и т.д.

ПОДСПОРЬЕ

Т.С.КОРШУНОВА,
г. Москва


Изложения с элементами сочинения

7 — 8 классы

Вашему вниманию предлагаются тексты изложений
с элементами сочинения, в основу которых легли
рассказы А.П. Чехова.
Одновременно этот материал может быть
использован на уроках русского языка для
закрепления сложнейших тем по синтаксису и
пунктуации. Виды работ можно разнообразить:
объяснительный, свободный и контрольный
диктанты, все виды грамматического разбора,
составление схем предложений.
Класс, в котором дается тот или иной отрывок,
определяет сам учитель.

1. В БОЛЬНИЦЕ
(По рассказу А.П. Чехова «Беглец»)

До чтения текста объясните детям, что
во времена А.П. Чехова говорили доктор, а не врач,
фельдшер, фельдшерица
(запишите на доске), а не медсестра.

Сначала Пашка шел с матерью под дождем
по скошенному полю, потом по лесным тропинкам,
шел до тех пор, пока не рассвело. Потом он два часа
стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь.
Но вот дверь распахнулась, и Пашка с матерью
вошли в приемную больницы.

Доктор осмотрел его больной локоть,
подавил, вздохнул и стал ругать мать за то, что
вовремя не привела сына в больницу и что сустав
теперь надо оперировать. Он стал уговаривать
Пашку остаться в больнице, обещая показать живую
лисицу и поехать на ярмарку леденцы покупать.
Доктор, по-видимому, был веселый и покладистый
малый, и Пашка захотел уважить его, тем более что
он отродясь не бывал на ярмарке и охотно бы
поглядел на живую лисицу. Не успел он открыть рта,
как фельдшерица уже вела его вверх по лестнице.
Больше всего Пашке понравилась кровать, на
которую его посадили, и серое шершавое одеяло. Он
потрогал руками подушку и одеяло, оглядел палату
и решил, что доктору живется очень недурно.

В палату вошла сиделка, держа в руках
две оловянные миски, ложки и два куска хлеба.
Взглянув в миску, Пашка увидел жирные щи, а в щах
кусок мяса, и опять подумал, что доктору
живется недурно. Долго он ел щи, потом принялся за
мясо, стараясь есть его возможно дольше, но
старания его ни к чему не привели: скоро исчезло и
мясо. Остался только кусок хлеба. Невкусно есть
один хлеб, но делать было нечего. Пашка подумал и
съел хлеб.

Потом Пашка сел на кровать и стал
дожидаться доктора, чтобы идти с ним ловить чижей
или ехать на ярмарку. Но доктор не шел. В ожидании
доктора Пашка осматривал своего соседа-старика.
Старик не переставал кашлять; кашель у
него был протяжный, скрипучий.

За окнами посинело, в палатах зажглись
огни, а доктор не показывался. Было уже поздно
ехать на ярмарку и ловить чижей.

Его разбудил шорох. В соседней палате
при тусклом свете ночника Пашка увидел три
фигуры, которые несли кого-то за руки и за ноги. В
груди спящего старика раздавался свист и
разноголосое пение. Пашке стало страшно, и он
бросился, не разбирая дверей, в соседние палаты,
оттуда в коридор, из коридора побежал вниз.
Пахнул холодный ветер, и Пашка, спотыкаясь,
выбежал во двор. Он побежал с крыльца прямо
вперед, обогнул сарай и наткнулся на кусты;
постояв немного, Пашка бросился назад к больнице,
обежал ее и опять остановился в нерешительности:
за больничным корпусом белели могильные кресты.

Обезумевший от страха Пашка увидел
одно освещенное окно, а рядом с окном крыльцо.
Пашка взбежал по ступеням, и острая,
захватывающая радость вдруг овладела им. В окно
Пашка увидел веселого, покладистого доктора.
Смеясь от счастья, он протянул к знакомому лицу
руки, хотел крикнуть, но неведомая сила сжала его
дыхание и ударила по ногам; мальчик покачнулся и
без чувств повалился на ступени.

Когда Пашка пришел в себя, было уже
светло, и очень знакомый голос, обещавший вчера
ярмарку и лисицу, говорил возле него: «Ну и дурак,
Пашка! Бить бы тебя, да некому».

(402 слова)

После первого чтения анализируем
текст по вопросам.

1.  Докажите, что доктор был хорошим
человеком
. (Все его слова – неправда, но
главное для него – уговорить ребенка остаться
первый раз в жизни без матери, в больнице.
Ласковый тон разговора и необидная брань.)

2. Почему мать вовремя не привела сына
в больницу?
(От собственной темноты,
необразованности; матери некогда ходить по
больницам.) Докажите, что путь в больницу был
очень долгим.
(Вышли ночью, шли, пока не
рассвело, по полю, потом по лесу; два часа стояли в
темных сенях.)

3. Чего же так испугался Пашка в
лечебнице?
(Покойника – он никогда их не видел;
страшных, непривычных звуков, которые издавал
старик сосед; позже могильных крестов.)

После второго чтения учащиеся
пишут изложение
. Написав изложение, они
выполняют одно из заданий (по желанию или по
вариантам).

1. Докажите, что дома Пашке жилось
несладко
. (Дома такая нужда, что Пашке
понравилась и кровать – дома он спал на полатях?
полу? – и шершавое одеяло, и подушка: дома и этого
не было.

Дома Пашка питался совсем плохо. Он
никогда не ел досыта даже хлеба, восторг у него
вызвали щи с мясом. Он никогда не был на ярмарке,
редко чувствовал любовь и ласку, иначе почему
Пашке так понравился добрый доктор?)

2. Докажите, что А.П. Чехов прекрасно
понимает психологию маленького мальчика
.
(Пашка, как всякий ребенок, доверчив, поэтому
верит словам доктора, тем более что этот доктор
ему очень понравился. Все, что видит Пашка в
больнице, ему кажется необыкновенным, так как
ничего этого не было у него дома. Пашка безумно
испугался покойника, необычных звуков в палате, а
на улице – могильных крестов. Переживания
ребенка так сильны, что только что перенесенный
ужас и острая, захватывающая радость от новой
встречи с хорошим доктором привели его в
состояние шока (потери сознания). Взрослый
человек так остро на все не реагирует.)

(Вместо изложения учитель может
использовать любую часть текста в качестве
контрольного диктанта.)

2. ЗАБЛУДИЛАСЬ
(Изложение с элементами сочинения по рассказу
А.П. Чехова «Каштанка»)

Перед чтением текста, опираясь на
знания детей, объясните значение слов: столяр,
верстак, вытянуться во фрунт, заказчики, (хватать
за) икры, такса, каучук, конка, сделать под
козырек, калоши.


Молодая рыжая собака бегала взад и
вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по
сторонам. Изредка она останавливалась и, плача,
приподнимала то одну озябшую лапу, то другую,
стараясь дать себе отчет: как это могло
случиться, что она заблудилась? День начался с
того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, взял
под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в
красный платок, и позвал Каштанку идти вместе с
ним. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно
далеко. Каштанка помнила, что по дороге она вела
себя ужасно неприлично. От радости, что ее взяли
гулять, она прыгала, бросалась с лаем под колеса
конки, гонялась за собаками.

Вдруг заиграла музыка. Каштанка
оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее
шел полк солдат. Не вынося музыки, которая
расстраивала ее нервы, она заметалась и завыла. К
великому ее удивлению, столяр, вместо того(,)
чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко
улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней
сделал под козырек. Каштанка еще громче завыла и,
не помня себя, бросилась через дорогу на другой
тротуар. Когда она опомнилась, столяра уже не
было. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще
раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь
землю провалился. Она стала обнюхивать тротуар,
надеясь найти хозяина по запаху его следов, но
раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых
калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с
острой каучуковой вонью, так что ничего нельзя
было разобрать.

По обе стороны улицы зажглись фонари, и
в окнах домов показались огни. Мимо Каштанки,
толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед
проходили незнакомые заказчики. (Все
человечество Каштанка делила на очень неравные
части: на хозяев и на заказчиков; между теми и
другими была существенная разница: первые имели
право бить ее, а вторых она сама имела право
хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не
обращали на нее никакого внимания.

Каштанкой овладели отчаяние и ужас.
Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько
плакать. Дневное путешествие утомило ее, уши и
лапы у нее озябли, и к тому же она была ужасно
голодна.

Когда мягкий, пушистый снег совсем
облепил ее спину и голову, она от изнеможения
погрузилась в тяжелую дремоту.

(457 слов)

Вопросы после первого чтения.

1. Что говорит о том, что события
происходили очень давно, в конце XIX века?
(Конка
– железнодорожный вагон, запряженный лошадью,
ходивший по рельсам, предшественник трамвая;
извозчики; мастера носили заказчикам готовые
изделия на дом.)

2. Почему у хозяина и собаки было
такое разное отношение к музыке?
(У собак очень
тонкий слух, у человека гораздо хуже. У Луки
Александрыча с музыкой связаны приятные
воспоминания.)

3. В какие моменты Чехов описывает
жизнь с точки зрения не человека, а собаки?

(Каштанка все человечество делит на хозяев и
заказчиков, путая эти понятия; человек в
резиновых калошах для нее – «негодяй»; хозяин,
услышав музыку, «не испугался, не завизжал и не
залаял».) Зачем автор так делает? (Прием
очеловечивания животных – об этом далее; элемент
юмора.)

4. Докажите, что автор очень хорошо
знает повадки собак, не раз за ними наблюдал, у
него самого были собаки
. (Каштанка от радости
«прыгала, бросалась с лаем под колеса»; «стала
обнюхивать тротуар».)

5. Объясните правописание отчества. Александрович 
литературное, правильное; Александрыч
просторечное, как у Чехова, неправильное. Зачем
так делает автор?

После повторного чтения учащиеся
пишут изложение
, а после его написания
отвечают письменно на вопросы:

Какие действия, мысли и чувства
человека А.П. Чехов приписывает собаке? Зачем?

(Каштанка беспокойно оглядывалась;
плакала; старалась дать себе отчет; вела себя
неприлично; музыка расстраивала ей нервы; она
удивлялась; Каштанкой овладели отчаяние и ужас;
путешествие с хозяином утомило ее; она в
изнеможении погрузилась в дремоту
.

Это прием очеловечивания животного
(прием антропоморфизма), желание показать все
ощущения, переживания собаки, передать ее
состояние как бы «изнутри», чтобы вызвать в
читателе теплые чувства к животному, сделать
читателя добрее, гуманнее.)

3. СОБЫТИЕ
(По одноименному рассказу А.П. Чехова)

Перед чтением рассказа объясните
слова: гербовая бумага (бумага с гербом,
обычно на ней печатают тексты государственной
важности).

Утро. Ваня, мальчик лет шести, и его
сестра Нина, четырехлетняя девочка, просыпаются
и через решетки кроваток глядят сердито друг на
друга.
Они проснулись не в духе. В это время из гостиной
доносится голос мамы:
– Не забудьте дать кошке молоко, у нее теперь
котята!
Ваня и Нина разом вскакивают, прыгают с кроваток
и, оглашая воздух пронзительным визгом, бегут
босиком, в одних рубашонках в кухню.
– Кошка ощенилась! – кричат они.

В кухне из ящика выглядывает кошка.
Дети садятся на корточки и, не шевелясь, притаив
дыхание, глядят на кошку… В глазах обоих
светится самая искренняя радость. Нина,
заливаясь веселым смехом, замечает, какие котята
маленькие и похожи на «мышов». Ваня, насчитав три
котенка, решает, что один котенок останется дома
при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой
поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где
очень много крыс. Потом дети кладут котят в
подолы рубах и бегут в комнаты. Мать сидит в
гостиной с каким-то незнакомым господином.
Увидев детей, неумытых, неодетых, с задранными
вверх подолами, она конфузится и делает строгие
глаза. Дети не замечают ни рассерженного взгляда
матери, ни присутствия чужого человека. Когда
немного погодя детей тащат в детскую, одевают их
и поят чаем, они полны страстного желания
поскорей отделаться от прозаических повинностей
и опять бежать в кухню.

Нина и Ваня долго решают, кому быть
отцом котят. Выбор их падает на большую
темно-красную лошадь с оторванным хвостом.
Радость детей не имеет пределов, но приходится
переживать и тяжелые, мучительные минуты.

Перед самым обедом Ваня сидит в
кабинете отца, а около лампы на гербовой бумаге
ворочается котенок. Вдруг точно из-под земли
появляется отец. К великому удивлению Вани, он,
вместо того(,) чтобы прийти в восхищение и
обрадоваться, дергает сына за ухо и требует
убрать эту гадость.

За обедом тоже скандал. Под фартучком у
Нины находят котенка и требуют выбросить его на
помойку. Дети начинают плакать и умоляют
пощадить котят. Отец соглашается, но с условием,
чтобы дети не смели трогать котят. Запрещение
ходить в кухню повергло детей в уныние. Они
отказываются от сладостей, капризничают и грубят
матери.

Вечером приходит дядя Петя, приходит
не один, а вместе с Неро, большим черным псом. Все
садятся за стол пить чай, но в этот момент Степан,
лакей в доме, со смехом объявляет, что Нера котят
съела. Нина и Ваня бледнеют и с ужасом глядят на
Степана. Детям кажется, что все люди в доме
всполошатся и набросятся на злодея Неро. Но они
сидят спокойно на своих местах и смеются.
Обеспокоена одна только кошка. Вытянув свой
хвост, она подозрительно поглядывает на детей и
жалобно мяукает.

Ваня и Нина ложатся спать, плачут и
долго думают об обиженной кошке и жестоком,
наглом Неро.

(420 слов)

После второго чтения учащиеся
пишут изложение
. Сильные ученики пишут
сочинение на одну из тем:

1. Почему свой рассказ А.П. Чехов назвал
«Событие»? Или: Какой урок жестокости
преподнесли взрослые детям в рассказе А.П. Чехова
«Событие»?

Примерные сочинения учащихся

(Важнейшее событие в сознании детей
произошло в одноименном рассказе А.П. Чехова.
Родились котята! Появились на свет маленькие
живые существа, с которыми можно поиграть,
которых можно покормить, позаботиться о них! Они
так не похожи на надоевшие неживые игрушки:
маленькие, слепые и только ползают. Дети
обдумывают будущее котят (одного – на дачу,
другого – матери кошке, а третьего – крыс
ловить), даже находят котятам отца.

Поэтому детям трудно понять
неудовольствие родителей, которые называют
котят гадостью и отправляют их на кухню. (Хорошо,
что не на помойку!) Дети, оставшись без котят,
мучаются, плачут, отказываются от сладкого и даже
грубят. Родители не понимают, что творится с их
чадами.

Известие о том, что котят съела собака,
повергло малышей в шок. Они в ужасе! Дети не
понимают взрослых, которые так спокойны и даже
смеются. Малыши ненавидят эту жестокую и наглую
собаку, а ложась спать, плачут и никак не могут
заснуть.

Первый урок жестокости дети уже
получили. Едва ли после этого они будут добрее,
будут любить и жалеть животных. Отношение детей к
взрослым, даже родителям, тоже не станет теплее,
пока не забудется это событие.)

2. Юмор в рассказе А.П. Чехова «Событие».
Или: Изображение детей в рассказе А.П. Чехова.

Примерные сочинения учащихся

(Маленькие дети наивны и забавны; все
события они воспринимают не так, как взрослые.
А.П. Чехов прекрасно об этом знал. Юмор рассказа –
в описании необычного поведения малышей, их
реакции на все и в языке.

Рождение котят для шестилетнего Вани и
четырехлетней Нины – великое событие. Они
мгновенно забывают о своем плохом настроении,
вскакивают с кроваток, пронзительно визжат,
совершенно забыв о том, что они босиком, в одних
рубашонках.

При этом дети никого не слышат и не
видят: ни рассерженного взгляда матери, ни
присутствия постороннего человека.

Игры малышей с котятами смешны, а
иногда и жестоки. Дети не брезгуют этими
маленькими, слепыми и беспомощными существами:
они сажают их к себе в подол, кладут на ковер,
прячут в своей одежде, сажают на стол, где лежат
папины важные бумаги. Дети уносят котят от кошки,
не понимая, что делать этого нельзя. Дети не
только ведут себя забавно, но даже и мыслят
по-детски, наивно: кто отец котят, они не знают, но
без отца нельзя; тогда пусть отцом будет
темно-красная лошадь с оторванным хвостом. Ваня
обдумывает будущее котят: одного котенка дети
возьмут с собой на дачу. Другой будет ловить крыс,
а третий останется с матерью. А как говорят дети!
Кошка у них «ощенилась», а котята похожи на
«мышов». Как всегда, любой рассказ А.П. Чехова –
это сочетание юмора и серьезной, глубокой мысли.)

4. ВОЛЧАТА
(По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)

Предварительно дайте детям задание
прочитать рассказ А.П. Чехова «Белолобый», а в
классе спросите, почему щенок по кличке
Белолобый бежал за волчихой в лес, в ее логово.

Уже светало, и когда волчиха
пробиралась к себе густым осинником, то было
отчетливо видно каждую осинку и уже просыпались
тетерева и часто вспархивали красивые петухи,
обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем
щенка.

«Зачем он бежит за мной? – думала
волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы
я его съела».

Она жила с волчатами в неглубокой яме.
Теперь на дне ее были старые листья и мох, тут же
валялись кости и бычьи рога, которыми играли
волчата. Они уже проснулись(,) и все трое, очень
похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей
ямы и, глядя на возвращающуюся мать, помахивали
хвостами. Увидев их, Белолобый остановился
поодаль и долго смотрел на них; заметив, что они
тоже внимательно смотрят на него, он стал лаять
на них сердито, как на чужих.

Волчата сосали свою мать, пихая ее
лапами в тощий живот, а она в это время грызла
лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод,
голова разболелась от собачьего лая, и ей
хотелось броситься на непрошеного гостя и
разорвать его.

Наконец щенок утомился и охрип; видя,
что его не боятся и даже не обращают на него
внимания, он стал несмело, то приседая, то
подскакивая, подходить к волчатам. Волчата
замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой
одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже
ударил его лапой по голове. Щенок встал к нему
боком и посмотрел на него искоса, помахивая
хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал
несколько кругов по насту. Волчата погнались за
ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они
втроем напали на него и, визжа от восторга, стали
кусать его, но не больно, а в шутку. Стало шумно и
весело. Солнце припекало уже по-весеннему; и
петухи, то и дело перелетавшие через сосну,
поваленную бурей, при блеске солнца казались
изумрудными.

Обыкновенно волчихи приучают своих
детей к охоте, давая им поиграть добычей; и
теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за
щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай
приучаются».

Наигравшись, волчата пошли в яму и
легли спать. Белолобый повыл немного с голоду,
потом также растянулся на солнышке. А
проснувшись, они опять стали играть.

(384 слова)

Вопросы после первого чтения:

1. Почему щенок и волчата бегали по
снегу, не проваливаясь? Что такое наст?

2. Докажите, что события происходят в
самой глухой части леса
(описание логова
волчицы, тетеревов). О каких же тогда петухах
говорится?
(Тетерева мужского пола.) Какого
они цвета?
(Казались изумрудными, т.е.
темно-зеленого цвета.)

После повторного чтения учащиеся
пишут изложение
, в конце его отвечают на
вопросы:

Чем нас трогает поведение волчихи,
волчат и щенка? Зачем это делает автор?

(Волчиха испытывает все ощущения
человека: она досадует, думает, у нее разболелась
голова. А щенок и волчата ведут себя как дети: они
играют, им весело, они наивны и доверчивы.
Подобные описания помогают нам понять
«переживания» животных, а потому сочувственно к
ним относиться. Такие рассказы делают нас добрее,
гуманнее.

(Этот текст можно использовать и в
качестве диктанта.)

5. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
(По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)

Вспомните, почему щенок по кличке
Белолобый оказался в лесу, в логове волчихи.
Перед чтением городским детям объясните
значение слов:
зимовье – зимнее жилище человека и животных;
хлев – помещение для скота;
слега – толстая жердь.

Весь день и вечером волчиха
вспоминала, как прошлой ночью в хлеву блеял
ягненок и как пахло овечьим молоком, и от
аппетита она все щелкала зубами и не переставала
грызть с жадностью старую кость, воображая себе,
что это ягненок. Волчата сосали мать. А щенок,
который тоже хотел есть, бегал кругом и обнюхивал
снег.

«Съем-ка я его», – решила волчиха. Она
подошла к нему, а он лизнул ее в морду и заскулил,
думая, что она хочет играть с ним. В былое время
она едала собак, но от этого щенка сильно пахло
псиной, и(,) по слабости здоровья(,) она уже не
терпела этого запаха; ей стало противно, и она
пошла прочь.

К ночи похолодало. Белолобый
соскучился и пошел домой.

Когда волчата крепко уснули, волчиха
опять отправилась на охоту. Она бежала в стороне
от дороги по насту. Вдруг далеко впереди на
дороге замелькало что-то темное. Она напрягла
зрение и слух: не барсук ли? Она осторожно, чуть
дыша, обогнала темное пятно, оглянулась на него и
узнала. Это не спеша, шагом возвращался к себе в
зимовье щенок с белым лбом. Волчиха быстро
побежала вперед.

Но зимовье было уже близко. Она опять
взобралась на хлев по сугробу. Вчерашняя дыра
была уже заделана соломой, и по крыше протянулись
две новые слеги. Волчиха стала быстро работать
ногами и мордой, оглядываясь, не идет ли щенок, но
едва пахнуло на нее теплым паром и запахом
навоза, как сзади послышался радостный,
заливистый лай. Это был щенок. Он прыгнул к
волчихе на крышу, потом в дыру, и, почувствовав
себя дома, в тепле, узнав своих овец, залаял еще
громче. Арапка, мать Белолобого, проснулась под
сараем и, почуяв волка, завыла, закудахтали куры,
и когда на крыльце показался сторож Игнат со
своей одностволкой, то перепуганная волчиха была
уже далеко от зимовья.

Сторож спустил курок – ружье дало
осечку. И только в третий раз громадный огненный
сноп вылетел из ствола. Взявши в одну руку ружье,
а в другую топор, Игнат пошел посмотреть, отчего
шум.

Немного погодя он вернулся в избу и
объяснил, что Белолобый повадился с овцами
спать(,) в тепле, а выйти норовил не в дверь, а в
крышу.

Утром Игнат подозвал к себе щенка,
больно оттрепал его за уши и потом, наказывая его
хворостиной, все приговаривал:

– Ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходи в
дверь!

(391 слово)

Запишите на доске слова: взобралась,
оттрепал
.

Дополнительные задания после
повторного чтения
(по желанию или по
вариантам).

1. Чем нас так трогает поведение
волчихи и щенка?
(Ответ см. ранее.)

2. В чем проявилось мастерство Чехова
в этом рассказе?
(Сумел точно изобразить
поведение животных; прием антропоморфизма; юмор;
точное и одновременно художественное описание
природы.)

(Этот текст можно использовать и в
качестве диктанта.)

6. ЛЕДОХОД
(Изложение с элементами сочинения по рассказу
А.П. Чехова. Сочинение на эту же тему.)

Перед изложением дайте задание
понаблюдать ледоход. Можно дать план (см. ниже), по
которому учащиеся составляют устный рассказ.
Бык – промежуточная опора моста.
Ряса – верхняя длинная одежда с широкими
рукавами у православного духовенства.

– Лед тронулся! – слышны звуки среди
ясного весеннего дня.
– Ребята, лед идет.

Лед трогается аккуратно каждую весну,
но тем не менее ледоход всегда составляет
событие и злобу дня. Заслышав крики, вы, если
живете в городе, бежите к мосту, причем на лице у
вас такое серьезное выражение, как будто бы на
мосту совершается убийство или грабеж. Такое же
выражение и у мальчишек, которые бегут мимо вас, и
у извозчиков, и у торговок.

На мосту уже собралась публика. Тут
гимназисты с ранцами, две-три рясы, черномазый
мальчишка, держащий за уши только что сшитые
сапоги, солдатки. Все, свесившись через перила,
молчат, не двигаются и вопросительно глядят вниз
на реку. Вы тоже глядите на реку и – какое
разочарование! – вы ожидали треска и грохота, но
ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного
шума, похожего на очень отдаленный гром. Вместо
чудовищной ломки, столкновений и дружного
натиска вы видите безмятежно лежащие
неподвижные груды изломанного льда,
наполняющего всю реку от берега до берега.
Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по
ней прошелся великан пахарь и тронул ее своим
громадным плугом.

Воды не видно ни капли, а только лед,
лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у
вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с
вами куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль
реки вместе с берегами и рассекает своими быками
груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о
бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг,
как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к
вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но,
не выдержав своей тяжести, ломается на два куска
и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый.
Они как будто сознают, что их гонят из родных мест
куда-то далеко, в страшную Волгу, где,
насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в
ничто.

Скоро холмы начинают редеть, и между
льдинами показывается темная, стремительно
бегущая вода. Теперь обман исчезает, и вы
начинаете видеть, что двигается не мост, а река.

К вечеру река уже почти совсем чиста от
льда; изредка попадаются на ней отставшие льдины,
но их так мало, что они не мешают фонарям
глядеться в воду, как в зеркало.

(342 слова)

Анализ текста по вопросам

1. Видели ли вы когда-нибудь такой
ледоход в Москве? Почему?

(Вода почти не замерзает: химические выбросы.)

2. И все-таки ледоход – это волнующее
событие. Почему?
(Стихийное явление, бывает
редко, хочется посмотреть, «поучаствовать».)

3. Почему Чехов так подробно
описывает участников этого зрелища?
(Это
явление интересно для всех – гимназистов,
служителей церкви, мальчишки-подмастерья,
солдаток. Все серьезны, внимательны; ледоход
застал их врасплох.)

4. Какими органами чувств человек
воспринимает ледоход?
(Слухом – шум, как гром;
зрением – неподвижные груды льда, отдельные
льдинки.)

5. Какое необычное ощущение описывает
А.П. Чехов?

(Кружится голова; мост мчится вместе с берегами.)

6. Какие сравнения использует автор в
этом отрывке?
(Льдина бежит как живая, словно
хочет проститься, фонари глядятся в воду, как в
зеркало; великан пахарь.)

7. От какого лица написан текст?
(Безличная форма, хотя употребляется местоимение
вы, не имеющее конкретного значения.)

А почему Чехов не использует форму
личного местоимения я?
(Более принята форма
авторской скромности: мы, вы или он, они,
тем более что участником подобного события может
быть любой.)

Задание учащимся

1-й вариант. Опишите ледоход,
используя текст и свои собственные наблюдения.

Или:

2-й вариант. Опишите ледоход на основе
собственных впечатлений.

План

1. Ледоход как событие.
2. Участники этого зрелища.
3. Поведение отдельных льдин.
4. Описание воды.
5. Личные чувства и ощущения.

(Можно текст прочитать еще раз.)

Цели: 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков работы с текстом.
2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты-рассуждения, способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей.
3. Содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей.

Оборудование:
1 Текст изложения
2 Раздаточный материал:
— текст для индивидуальной работы;
— листы с речевым клише.

Ход урока.
I Мотивационно-целевой этап.
1 Выход на тему урока.
— На каких уроках вы раскрываете свои творческие способности?
— Что получится как результат деятельности на уроке?
— Какова главная цель изложения?
— Как вы понимаете «элементы сочинения»?
II Операционно-познавательный этап.
1 Анализ заглавия текста. Молодость — вся жизнь.
— Можно ли в заглавии выделить ключевые слова? Почему?
2 Свободное письмо
— Предположите, о чем будет текст?
— Выразите свое отношение к проблеме. (на выбор)
а) обдумывание;
б) написание;
в) обсуждение в паре;
г) выбор:
д) озвучивание.
3 Проверка опережающего задания.
а) информационное сообщение.
Автор этого текста Д.С.Лихачев. Это выдающийся ученый, филолог, академик. Ученики вашего класса получили задание: по указанным сайтам собрать материал по биографии Д.С.Лихачева.
б) сообщение ученика о биографии Д.С. Лихачева
в) представление книги « Письма о добром и прекрасном», обобщающее слово учителя с рекомендациями для индивидуального чтения.
Текст нашего изложения — это одно из писем.
4 Чтение текста изложения.
Способ работы с текстом выбираете сами.
( для аудиалов- вслух, для визуалов- текст на партах)
Молодость-вся жизнь.
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе.
Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые.
Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость-это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Неразделенная радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — работа вечно будет доставлять радость. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят.
И еще. Есть русская пословица: « Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.
(193 слова) (по Д.С.Лихачеву)
5 Преподавательский опрос.
(Восприятие текста)
— Какие чувства вызвал у вас текст?
— Как вы относитесь к высказыванию Д.С. Лихачева?
— Какую основную мысль можно выделить в тексте?
— Что вы хотели бы высказать по поводу данной темы?
— Как вы поняли предложение « Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно»?
6. Повторное чтение текста с попутной фиксацией ключевых слов.
1. взрослая жизнь
иная обстановка
оказалось иначе
2. сверстники
друзья молодости
круг знакомых
3. подлинные друзья
время сближений
настоящая дружба
неразделенная радость
пора несчастий
4. берегите молодость
ничто не проходит бесследно
человеческое счастье
5. Береги честь смолоду.
поступки, совершенные в молодости
хорошие и дурные
7. Переосмысление ключевых терминов.
— Покажите соотношение, взаимосвязь ключевых слов текста.
8.Лингвистический анализ текста с использованием записанных слов.
— Какова тема письма?
— Какую основную мысль утверждает автор?
— Что выражено в заглавии — тема или идея? Обоснуйте свой ответ.
— В каком стиле написан текст? Докажите.
( Публицистический стиль: воздействие на человека; структура предложений, примеры из жизни)
— Найдите то место в тексте, после которого особенно захотелось читать текст. Аргументируйте свой ответ.
(«оказалось все иначе»)
— Определите тип речи, которым написано письмо? (рассуждение)
— Найдите в тексте подтверждение правильности вашего мнения.
(Попутная фиксация на доске формулы: Р= тезис +аргументы- вывод)
— Тезис: «Друзья молодости оказались самыми верными»
— Аргументы:
«Настоящая дружба помогает в горе и радости»
« Горе человеку, если он один»
« Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно» «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь»
— Перечитайте авторский вывод? Согласны ли вы с ним?
( «Берегите честь смолоду».
«В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости»)
— Поделитесь, что добавите?
— Кому адресуете письмо?
9.Орфографическая работа.
а) — Какие слова из текста, возможно, вызовут у вас затруднение?
(проговаривание слов)
— Обратите внимание на предложение:
Неразделенная радость — не радость.
б) — Те, у кого на парте есть цветные листочки, могут ими пользоваться в случае затруднения.
10. Итоговое чтение текста.
-Итак, минута особого внимания.
11. Написание изложения с элементами сочинения.
III.Рефлексивно-оценочный этап.
— Что узнал о себе, о собственных возможностях?
— Над чем задумался, работая над текстом?
— Над чем задумался по окончании урока?

Приложение
Речевой помощник

Дорогой друг!
I. Если ты встретишь затруднение по одному из вопросов текста, обратись к речевому клише. Вставь пропущенные слова.

Почему надо беречь друзей? Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в …, и в ….Человека портит счастье, если он переживает его ….
Горе человеку, если … ….

В чем ценность молодости? Цените всё хорошее, что приобрели в молодости. Ничто из приобретенного в … не проходит бесследно. Хорошие навыки …облегчат …, дурные ….

II. Будь внимателен при написании следующих слов:
Университет
Сверстник
Приобретать
Опять-таки
Бесследно
Смолоду
Неразделенная радость – не радость.

  • Изложение с элементами сочинения мещерский край 8 класс
  • Изложение с элементами сочинения как писать
  • Изложение с элементами сочинения дубровский
  • Изложение с элементами сочинения долгожданная встреча
  • Изложение с элементами сочинения 9 класс гвэ