ПОДСПОРЬЕ
Т.С.КОРШУНОВА,
г. Москва
Изложения с элементами сочинения
7 — 8 классы
Вашему вниманию предлагаются тексты изложений
с элементами сочинения, в основу которых легли
рассказы А.П. Чехова.
Одновременно этот материал может быть
использован на уроках русского языка для
закрепления сложнейших тем по синтаксису и
пунктуации. Виды работ можно разнообразить:
объяснительный, свободный и контрольный
диктанты, все виды грамматического разбора,
составление схем предложений.
Класс, в котором дается тот или иной отрывок,
определяет сам учитель.
1. В БОЛЬНИЦЕ
(По рассказу А.П. Чехова «Беглец»)
До чтения текста объясните детям, что
во времена А.П. Чехова говорили доктор, а не врач,
фельдшер, фельдшерица (запишите на доске), а не медсестра.
Сначала Пашка шел с матерью под дождем
по скошенному полю, потом по лесным тропинкам,
шел до тех пор, пока не рассвело. Потом он два часа
стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь.
Но вот дверь распахнулась, и Пашка с матерью
вошли в приемную больницы.
Доктор осмотрел его больной локоть,
подавил, вздохнул и стал ругать мать за то, что
вовремя не привела сына в больницу и что сустав
теперь надо оперировать. Он стал уговаривать
Пашку остаться в больнице, обещая показать живую
лисицу и поехать на ярмарку леденцы покупать.
Доктор, по-видимому, был веселый и покладистый
малый, и Пашка захотел уважить его, тем более что
он отродясь не бывал на ярмарке и охотно бы
поглядел на живую лисицу. Не успел он открыть рта,
как фельдшерица уже вела его вверх по лестнице.
Больше всего Пашке понравилась кровать, на
которую его посадили, и серое шершавое одеяло. Он
потрогал руками подушку и одеяло, оглядел палату
и решил, что доктору живется очень недурно.
В палату вошла сиделка, держа в руках
две оловянные миски, ложки и два куска хлеба.
Взглянув в миску, Пашка увидел жирные щи, а в щах
кусок мяса, и опять подумал, что доктору
живется недурно. Долго он ел щи, потом принялся за
мясо, стараясь есть его возможно дольше, но
старания его ни к чему не привели: скоро исчезло и
мясо. Остался только кусок хлеба. Невкусно есть
один хлеб, но делать было нечего. Пашка подумал и
съел хлеб.
Потом Пашка сел на кровать и стал
дожидаться доктора, чтобы идти с ним ловить чижей
или ехать на ярмарку. Но доктор не шел. В ожидании
доктора Пашка осматривал своего соседа-старика.
Старик не переставал кашлять; кашель у
него был протяжный, скрипучий.
За окнами посинело, в палатах зажглись
огни, а доктор не показывался. Было уже поздно
ехать на ярмарку и ловить чижей.
Его разбудил шорох. В соседней палате
при тусклом свете ночника Пашка увидел три
фигуры, которые несли кого-то за руки и за ноги. В
груди спящего старика раздавался свист и
разноголосое пение. Пашке стало страшно, и он
бросился, не разбирая дверей, в соседние палаты,
оттуда в коридор, из коридора побежал вниз.
Пахнул холодный ветер, и Пашка, спотыкаясь,
выбежал во двор. Он побежал с крыльца прямо
вперед, обогнул сарай и наткнулся на кусты;
постояв немного, Пашка бросился назад к больнице,
обежал ее и опять остановился в нерешительности:
за больничным корпусом белели могильные кресты.
Обезумевший от страха Пашка увидел
одно освещенное окно, а рядом с окном крыльцо.
Пашка взбежал по ступеням, и острая,
захватывающая радость вдруг овладела им. В окно
Пашка увидел веселого, покладистого доктора.
Смеясь от счастья, он протянул к знакомому лицу
руки, хотел крикнуть, но неведомая сила сжала его
дыхание и ударила по ногам; мальчик покачнулся и
без чувств повалился на ступени.
Когда Пашка пришел в себя, было уже
светло, и очень знакомый голос, обещавший вчера
ярмарку и лисицу, говорил возле него: «Ну и дурак,
Пашка! Бить бы тебя, да некому».
(402 слова)
После первого чтения анализируем
текст по вопросам.
1. Докажите, что доктор был хорошим
человеком. (Все его слова – неправда, но
главное для него – уговорить ребенка остаться
первый раз в жизни без матери, в больнице.
Ласковый тон разговора и необидная брань.)
2. Почему мать вовремя не привела сына
в больницу? (От собственной темноты,
необразованности; матери некогда ходить по
больницам.) Докажите, что путь в больницу был
очень долгим. (Вышли ночью, шли, пока не
рассвело, по полю, потом по лесу; два часа стояли в
темных сенях.)
3. Чего же так испугался Пашка в
лечебнице? (Покойника – он никогда их не видел;
страшных, непривычных звуков, которые издавал
старик сосед; позже могильных крестов.)
После второго чтения учащиеся
пишут изложение. Написав изложение, они
выполняют одно из заданий (по желанию или по
вариантам).
1. Докажите, что дома Пашке жилось
несладко. (Дома такая нужда, что Пашке
понравилась и кровать – дома он спал на полатях?
полу? – и шершавое одеяло, и подушка: дома и этого
не было.
Дома Пашка питался совсем плохо. Он
никогда не ел досыта даже хлеба, восторг у него
вызвали щи с мясом. Он никогда не был на ярмарке,
редко чувствовал любовь и ласку, иначе почему
Пашке так понравился добрый доктор?)
2. Докажите, что А.П. Чехов прекрасно
понимает психологию маленького мальчика.
(Пашка, как всякий ребенок, доверчив, поэтому
верит словам доктора, тем более что этот доктор
ему очень понравился. Все, что видит Пашка в
больнице, ему кажется необыкновенным, так как
ничего этого не было у него дома. Пашка безумно
испугался покойника, необычных звуков в палате, а
на улице – могильных крестов. Переживания
ребенка так сильны, что только что перенесенный
ужас и острая, захватывающая радость от новой
встречи с хорошим доктором привели его в
состояние шока (потери сознания). Взрослый
человек так остро на все не реагирует.)
(Вместо изложения учитель может
использовать любую часть текста в качестве
контрольного диктанта.)
2. ЗАБЛУДИЛАСЬ
(Изложение с элементами сочинения по рассказу
А.П. Чехова «Каштанка»)
Перед чтением текста, опираясь на
знания детей, объясните значение слов: столяр,
верстак, вытянуться во фрунт, заказчики, (хватать
за) икры, такса, каучук, конка, сделать под
козырек, калоши.
Молодая рыжая собака бегала взад и
вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по
сторонам. Изредка она останавливалась и, плача,
приподнимала то одну озябшую лапу, то другую,
стараясь дать себе отчет: как это могло
случиться, что она заблудилась? День начался с
того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, взял
под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в
красный платок, и позвал Каштанку идти вместе с
ним. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно
далеко. Каштанка помнила, что по дороге она вела
себя ужасно неприлично. От радости, что ее взяли
гулять, она прыгала, бросалась с лаем под колеса
конки, гонялась за собаками.
Вдруг заиграла музыка. Каштанка
оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее
шел полк солдат. Не вынося музыки, которая
расстраивала ее нервы, она заметалась и завыла. К
великому ее удивлению, столяр, вместо того(,)
чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко
улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней
сделал под козырек. Каштанка еще громче завыла и,
не помня себя, бросилась через дорогу на другой
тротуар. Когда она опомнилась, столяра уже не
было. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще
раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь
землю провалился. Она стала обнюхивать тротуар,
надеясь найти хозяина по запаху его следов, но
раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых
калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с
острой каучуковой вонью, так что ничего нельзя
было разобрать.
По обе стороны улицы зажглись фонари, и
в окнах домов показались огни. Мимо Каштанки,
толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед
проходили незнакомые заказчики. (Все
человечество Каштанка делила на очень неравные
части: на хозяев и на заказчиков; между теми и
другими была существенная разница: первые имели
право бить ее, а вторых она сама имела право
хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не
обращали на нее никакого внимания.
Каштанкой овладели отчаяние и ужас.
Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько
плакать. Дневное путешествие утомило ее, уши и
лапы у нее озябли, и к тому же она была ужасно
голодна.
Когда мягкий, пушистый снег совсем
облепил ее спину и голову, она от изнеможения
погрузилась в тяжелую дремоту.
(457 слов)
Вопросы после первого чтения.
1. Что говорит о том, что события
происходили очень давно, в конце XIX века? (Конка
– железнодорожный вагон, запряженный лошадью,
ходивший по рельсам, предшественник трамвая;
извозчики; мастера носили заказчикам готовые
изделия на дом.)
2. Почему у хозяина и собаки было
такое разное отношение к музыке? (У собак очень
тонкий слух, у человека гораздо хуже. У Луки
Александрыча с музыкой связаны приятные
воспоминания.)
3. В какие моменты Чехов описывает
жизнь с точки зрения не человека, а собаки?
(Каштанка все человечество делит на хозяев и
заказчиков, путая эти понятия; человек в
резиновых калошах для нее – «негодяй»; хозяин,
услышав музыку, «не испугался, не завизжал и не
залаял».) Зачем автор так делает? (Прием
очеловечивания животных – об этом далее; элемент
юмора.)
4. Докажите, что автор очень хорошо
знает повадки собак, не раз за ними наблюдал, у
него самого были собаки. (Каштанка от радости
«прыгала, бросалась с лаем под колеса»; «стала
обнюхивать тротуар».)
5. Объясните правописание отчества. Александрович –
литературное, правильное; Александрыч –
просторечное, как у Чехова, неправильное. Зачем
так делает автор?
После повторного чтения учащиеся
пишут изложение, а после его написания
отвечают письменно на вопросы:
Какие действия, мысли и чувства
человека А.П. Чехов приписывает собаке? Зачем?
(Каштанка беспокойно оглядывалась;
плакала; старалась дать себе отчет; вела себя
неприлично; музыка расстраивала ей нервы; она
удивлялась; Каштанкой овладели отчаяние и ужас;
путешествие с хозяином утомило ее; она в
изнеможении погрузилась в дремоту.
Это прием очеловечивания животного
(прием антропоморфизма), желание показать все
ощущения, переживания собаки, передать ее
состояние как бы «изнутри», чтобы вызвать в
читателе теплые чувства к животному, сделать
читателя добрее, гуманнее.)
3. СОБЫТИЕ
(По одноименному рассказу А.П. Чехова)
Перед чтением рассказа объясните
слова: гербовая бумага (бумага с гербом,
обычно на ней печатают тексты государственной
важности).
Утро. Ваня, мальчик лет шести, и его
сестра Нина, четырехлетняя девочка, просыпаются
и через решетки кроваток глядят сердито друг на
друга.
Они проснулись не в духе. В это время из гостиной
доносится голос мамы:
– Не забудьте дать кошке молоко, у нее теперь
котята!
Ваня и Нина разом вскакивают, прыгают с кроваток
и, оглашая воздух пронзительным визгом, бегут
босиком, в одних рубашонках в кухню.
– Кошка ощенилась! – кричат они.
В кухне из ящика выглядывает кошка.
Дети садятся на корточки и, не шевелясь, притаив
дыхание, глядят на кошку… В глазах обоих
светится самая искренняя радость. Нина,
заливаясь веселым смехом, замечает, какие котята
маленькие и похожи на «мышов». Ваня, насчитав три
котенка, решает, что один котенок останется дома
при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой
поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где
очень много крыс. Потом дети кладут котят в
подолы рубах и бегут в комнаты. Мать сидит в
гостиной с каким-то незнакомым господином.
Увидев детей, неумытых, неодетых, с задранными
вверх подолами, она конфузится и делает строгие
глаза. Дети не замечают ни рассерженного взгляда
матери, ни присутствия чужого человека. Когда
немного погодя детей тащат в детскую, одевают их
и поят чаем, они полны страстного желания
поскорей отделаться от прозаических повинностей
и опять бежать в кухню.
Нина и Ваня долго решают, кому быть
отцом котят. Выбор их падает на большую
темно-красную лошадь с оторванным хвостом.
Радость детей не имеет пределов, но приходится
переживать и тяжелые, мучительные минуты.
Перед самым обедом Ваня сидит в
кабинете отца, а около лампы на гербовой бумаге
ворочается котенок. Вдруг точно из-под земли
появляется отец. К великому удивлению Вани, он,
вместо того(,) чтобы прийти в восхищение и
обрадоваться, дергает сына за ухо и требует
убрать эту гадость.
За обедом тоже скандал. Под фартучком у
Нины находят котенка и требуют выбросить его на
помойку. Дети начинают плакать и умоляют
пощадить котят. Отец соглашается, но с условием,
чтобы дети не смели трогать котят. Запрещение
ходить в кухню повергло детей в уныние. Они
отказываются от сладостей, капризничают и грубят
матери.
Вечером приходит дядя Петя, приходит
не один, а вместе с Неро, большим черным псом. Все
садятся за стол пить чай, но в этот момент Степан,
лакей в доме, со смехом объявляет, что Нера котят
съела. Нина и Ваня бледнеют и с ужасом глядят на
Степана. Детям кажется, что все люди в доме
всполошатся и набросятся на злодея Неро. Но они
сидят спокойно на своих местах и смеются.
Обеспокоена одна только кошка. Вытянув свой
хвост, она подозрительно поглядывает на детей и
жалобно мяукает.
Ваня и Нина ложатся спать, плачут и
долго думают об обиженной кошке и жестоком,
наглом Неро.
(420 слов)
После второго чтения учащиеся
пишут изложение. Сильные ученики пишут
сочинение на одну из тем:
1. Почему свой рассказ А.П. Чехов назвал
«Событие»? Или: Какой урок жестокости
преподнесли взрослые детям в рассказе А.П. Чехова
«Событие»?
Примерные сочинения учащихся
(Важнейшее событие в сознании детей
произошло в одноименном рассказе А.П. Чехова.
Родились котята! Появились на свет маленькие
живые существа, с которыми можно поиграть,
которых можно покормить, позаботиться о них! Они
так не похожи на надоевшие неживые игрушки:
маленькие, слепые и только ползают. Дети
обдумывают будущее котят (одного – на дачу,
другого – матери кошке, а третьего – крыс
ловить), даже находят котятам отца.
Поэтому детям трудно понять
неудовольствие родителей, которые называют
котят гадостью и отправляют их на кухню. (Хорошо,
что не на помойку!) Дети, оставшись без котят,
мучаются, плачут, отказываются от сладкого и даже
грубят. Родители не понимают, что творится с их
чадами.
Известие о том, что котят съела собака,
повергло малышей в шок. Они в ужасе! Дети не
понимают взрослых, которые так спокойны и даже
смеются. Малыши ненавидят эту жестокую и наглую
собаку, а ложась спать, плачут и никак не могут
заснуть.
Первый урок жестокости дети уже
получили. Едва ли после этого они будут добрее,
будут любить и жалеть животных. Отношение детей к
взрослым, даже родителям, тоже не станет теплее,
пока не забудется это событие.)
2. Юмор в рассказе А.П. Чехова «Событие».
Или: Изображение детей в рассказе А.П. Чехова.
Примерные сочинения учащихся
(Маленькие дети наивны и забавны; все
события они воспринимают не так, как взрослые.
А.П. Чехов прекрасно об этом знал. Юмор рассказа –
в описании необычного поведения малышей, их
реакции на все и в языке.
Рождение котят для шестилетнего Вани и
четырехлетней Нины – великое событие. Они
мгновенно забывают о своем плохом настроении,
вскакивают с кроваток, пронзительно визжат,
совершенно забыв о том, что они босиком, в одних
рубашонках.
При этом дети никого не слышат и не
видят: ни рассерженного взгляда матери, ни
присутствия постороннего человека.
Игры малышей с котятами смешны, а
иногда и жестоки. Дети не брезгуют этими
маленькими, слепыми и беспомощными существами:
они сажают их к себе в подол, кладут на ковер,
прячут в своей одежде, сажают на стол, где лежат
папины важные бумаги. Дети уносят котят от кошки,
не понимая, что делать этого нельзя. Дети не
только ведут себя забавно, но даже и мыслят
по-детски, наивно: кто отец котят, они не знают, но
без отца нельзя; тогда пусть отцом будет
темно-красная лошадь с оторванным хвостом. Ваня
обдумывает будущее котят: одного котенка дети
возьмут с собой на дачу. Другой будет ловить крыс,
а третий останется с матерью. А как говорят дети!
Кошка у них «ощенилась», а котята похожи на
«мышов». Как всегда, любой рассказ А.П. Чехова –
это сочетание юмора и серьезной, глубокой мысли.)
4. ВОЛЧАТА
(По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)
Предварительно дайте детям задание
прочитать рассказ А.П. Чехова «Белолобый», а в
классе спросите, почему щенок по кличке
Белолобый бежал за волчихой в лес, в ее логово.
Уже светало, и когда волчиха
пробиралась к себе густым осинником, то было
отчетливо видно каждую осинку и уже просыпались
тетерева и часто вспархивали красивые петухи,
обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем
щенка.
«Зачем он бежит за мной? – думала
волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы
я его съела».
Она жила с волчатами в неглубокой яме.
Теперь на дне ее были старые листья и мох, тут же
валялись кости и бычьи рога, которыми играли
волчата. Они уже проснулись(,) и все трое, очень
похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей
ямы и, глядя на возвращающуюся мать, помахивали
хвостами. Увидев их, Белолобый остановился
поодаль и долго смотрел на них; заметив, что они
тоже внимательно смотрят на него, он стал лаять
на них сердито, как на чужих.
Волчата сосали свою мать, пихая ее
лапами в тощий живот, а она в это время грызла
лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод,
голова разболелась от собачьего лая, и ей
хотелось броситься на непрошеного гостя и
разорвать его.
Наконец щенок утомился и охрип; видя,
что его не боятся и даже не обращают на него
внимания, он стал несмело, то приседая, то
подскакивая, подходить к волчатам. Волчата
замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой
одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже
ударил его лапой по голове. Щенок встал к нему
боком и посмотрел на него искоса, помахивая
хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал
несколько кругов по насту. Волчата погнались за
ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они
втроем напали на него и, визжа от восторга, стали
кусать его, но не больно, а в шутку. Стало шумно и
весело. Солнце припекало уже по-весеннему; и
петухи, то и дело перелетавшие через сосну,
поваленную бурей, при блеске солнца казались
изумрудными.
Обыкновенно волчихи приучают своих
детей к охоте, давая им поиграть добычей; и
теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за
щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай
приучаются».
Наигравшись, волчата пошли в яму и
легли спать. Белолобый повыл немного с голоду,
потом также растянулся на солнышке. А
проснувшись, они опять стали играть.
(384 слова)
Вопросы после первого чтения:
1. Почему щенок и волчата бегали по
снегу, не проваливаясь? Что такое наст?
2. Докажите, что события происходят в
самой глухой части леса (описание логова
волчицы, тетеревов). О каких же тогда петухах
говорится? (Тетерева мужского пола.) Какого
они цвета? (Казались изумрудными, т.е.
темно-зеленого цвета.)
После повторного чтения учащиеся
пишут изложение, в конце его отвечают на
вопросы:
Чем нас трогает поведение волчихи,
волчат и щенка? Зачем это делает автор?
(Волчиха испытывает все ощущения
человека: она досадует, думает, у нее разболелась
голова. А щенок и волчата ведут себя как дети: они
играют, им весело, они наивны и доверчивы.
Подобные описания помогают нам понять
«переживания» животных, а потому сочувственно к
ним относиться. Такие рассказы делают нас добрее,
гуманнее.
(Этот текст можно использовать и в
качестве диктанта.)
5. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
(По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)
Вспомните, почему щенок по кличке
Белолобый оказался в лесу, в логове волчихи.
Перед чтением городским детям объясните
значение слов:
зимовье – зимнее жилище человека и животных;
хлев – помещение для скота;
слега – толстая жердь.
Весь день и вечером волчиха
вспоминала, как прошлой ночью в хлеву блеял
ягненок и как пахло овечьим молоком, и от
аппетита она все щелкала зубами и не переставала
грызть с жадностью старую кость, воображая себе,
что это ягненок. Волчата сосали мать. А щенок,
который тоже хотел есть, бегал кругом и обнюхивал
снег.
«Съем-ка я его», – решила волчиха. Она
подошла к нему, а он лизнул ее в морду и заскулил,
думая, что она хочет играть с ним. В былое время
она едала собак, но от этого щенка сильно пахло
псиной, и(,) по слабости здоровья(,) она уже не
терпела этого запаха; ей стало противно, и она
пошла прочь.
К ночи похолодало. Белолобый
соскучился и пошел домой.
Когда волчата крепко уснули, волчиха
опять отправилась на охоту. Она бежала в стороне
от дороги по насту. Вдруг далеко впереди на
дороге замелькало что-то темное. Она напрягла
зрение и слух: не барсук ли? Она осторожно, чуть
дыша, обогнала темное пятно, оглянулась на него и
узнала. Это не спеша, шагом возвращался к себе в
зимовье щенок с белым лбом. Волчиха быстро
побежала вперед.
Но зимовье было уже близко. Она опять
взобралась на хлев по сугробу. Вчерашняя дыра
была уже заделана соломой, и по крыше протянулись
две новые слеги. Волчиха стала быстро работать
ногами и мордой, оглядываясь, не идет ли щенок, но
едва пахнуло на нее теплым паром и запахом
навоза, как сзади послышался радостный,
заливистый лай. Это был щенок. Он прыгнул к
волчихе на крышу, потом в дыру, и, почувствовав
себя дома, в тепле, узнав своих овец, залаял еще
громче. Арапка, мать Белолобого, проснулась под
сараем и, почуяв волка, завыла, закудахтали куры,
и когда на крыльце показался сторож Игнат со
своей одностволкой, то перепуганная волчиха была
уже далеко от зимовья.
Сторож спустил курок – ружье дало
осечку. И только в третий раз громадный огненный
сноп вылетел из ствола. Взявши в одну руку ружье,
а в другую топор, Игнат пошел посмотреть, отчего
шум.
Немного погодя он вернулся в избу и
объяснил, что Белолобый повадился с овцами
спать(,) в тепле, а выйти норовил не в дверь, а в
крышу.
Утром Игнат подозвал к себе щенка,
больно оттрепал его за уши и потом, наказывая его
хворостиной, все приговаривал:
– Ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходи в
дверь!
(391 слово)
Запишите на доске слова: взобралась,
оттрепал.
Дополнительные задания после
повторного чтения (по желанию или по
вариантам).
1. Чем нас так трогает поведение
волчихи и щенка? (Ответ см. ранее.)
2. В чем проявилось мастерство Чехова
в этом рассказе? (Сумел точно изобразить
поведение животных; прием антропоморфизма; юмор;
точное и одновременно художественное описание
природы.)
(Этот текст можно использовать и в
качестве диктанта.)
6. ЛЕДОХОД
(Изложение с элементами сочинения по рассказу
А.П. Чехова. Сочинение на эту же тему.)
Перед изложением дайте задание
понаблюдать ледоход. Можно дать план (см. ниже), по
которому учащиеся составляют устный рассказ.
Бык – промежуточная опора моста.
Ряса – верхняя длинная одежда с широкими
рукавами у православного духовенства.
– Лед тронулся! – слышны звуки среди
ясного весеннего дня.
– Ребята, лед идет.
Лед трогается аккуратно каждую весну,
но тем не менее ледоход всегда составляет
событие и злобу дня. Заслышав крики, вы, если
живете в городе, бежите к мосту, причем на лице у
вас такое серьезное выражение, как будто бы на
мосту совершается убийство или грабеж. Такое же
выражение и у мальчишек, которые бегут мимо вас, и
у извозчиков, и у торговок.
На мосту уже собралась публика. Тут
гимназисты с ранцами, две-три рясы, черномазый
мальчишка, держащий за уши только что сшитые
сапоги, солдатки. Все, свесившись через перила,
молчат, не двигаются и вопросительно глядят вниз
на реку. Вы тоже глядите на реку и – какое
разочарование! – вы ожидали треска и грохота, но
ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного
шума, похожего на очень отдаленный гром. Вместо
чудовищной ломки, столкновений и дружного
натиска вы видите безмятежно лежащие
неподвижные груды изломанного льда,
наполняющего всю реку от берега до берега.
Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по
ней прошелся великан пахарь и тронул ее своим
громадным плугом.
Воды не видно ни капли, а только лед,
лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у
вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с
вами куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль
реки вместе с берегами и рассекает своими быками
груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о
бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг,
как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к
вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но,
не выдержав своей тяжести, ломается на два куска
и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый.
Они как будто сознают, что их гонят из родных мест
куда-то далеко, в страшную Волгу, где,
насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в
ничто.
Скоро холмы начинают редеть, и между
льдинами показывается темная, стремительно
бегущая вода. Теперь обман исчезает, и вы
начинаете видеть, что двигается не мост, а река.
К вечеру река уже почти совсем чиста от
льда; изредка попадаются на ней отставшие льдины,
но их так мало, что они не мешают фонарям
глядеться в воду, как в зеркало.
(342 слова)
Анализ текста по вопросам
1. Видели ли вы когда-нибудь такой
ледоход в Москве? Почему?
(Вода почти не замерзает: химические выбросы.)
2. И все-таки ледоход – это волнующее
событие. Почему? (Стихийное явление, бывает
редко, хочется посмотреть, «поучаствовать».)
3. Почему Чехов так подробно
описывает участников этого зрелища? (Это
явление интересно для всех – гимназистов,
служителей церкви, мальчишки-подмастерья,
солдаток. Все серьезны, внимательны; ледоход
застал их врасплох.)
4. Какими органами чувств человек
воспринимает ледоход? (Слухом – шум, как гром;
зрением – неподвижные груды льда, отдельные
льдинки.)
5. Какое необычное ощущение описывает
А.П. Чехов?
(Кружится голова; мост мчится вместе с берегами.)
6. Какие сравнения использует автор в
этом отрывке? (Льдина бежит как живая, словно
хочет проститься, фонари глядятся в воду, как в
зеркало; великан пахарь.)
7. От какого лица написан текст?
(Безличная форма, хотя употребляется местоимение
вы, не имеющее конкретного значения.)
А почему Чехов не использует форму
личного местоимения я? (Более принята форма
авторской скромности: мы, вы или он, они,
тем более что участником подобного события может
быть любой.)
Задание учащимся
1-й вариант. Опишите ледоход,
используя текст и свои собственные наблюдения.
Или:
2-й вариант. Опишите ледоход на основе
собственных впечатлений.
План
1. Ледоход как событие.
2. Участники этого зрелища.
3. Поведение отдельных льдин.
4. Описание воды.
5. Личные чувства и ощущения.
(Можно текст прочитать еще раз.)
Изложения с элементами сочинения
Изложение – это определённый способ письменного пересказа исходного текста. Этот учебный жанр можно обогатить, если ввести в изложение элементы сочинения. Вариантов работы с этим типом изложения в начальной школе может быть много. Вот некоторые из них:
- придумать развязку описываемого события. Это незавершённые тексты, которые школьник должен “досочинить” сам. Для этого нужны такие тексты, о которых с большой степенью вероятности можно предположить, что они неизвестны школьникам. Обрывается текст там, где повествование достигает наивысшего напряжения.
- придумать начало изложения. Дан текст, в котором нет первых предложений. Из них должно быть ясно, о ком и о чём говорится, где и когда произошёл случай.
- написать среднюю часть.
- изложить текст от имени другого лица.
- ввести в текст элементы описания (внешности, времени, места, события)
- рассуждение по затронутому в тексте вопросу.
- когда основное задание “перескажи текст” сопровождается заданием типа “вырази своё отношение…”, “ изложи своё мнение…”.
- “я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического пера)
В зависимости от задания оригинальный текст учащегося или вписывается в структуру исходного текста при пересказе, или продолжает основной текст изложения, или представляет собой отдельную самостоятельную часть работы. Дополнение к изложению в виде сочинения — это самостоятельный анализ прослушанного и пересказанного текста. Дополнение требует развитого чувства стиля и умения проникнуть в подтекст, понять глубину писательской мысли, найти опору в тех словах, словосочетаниях, предложениях, в которых проявляется основная мысль. Характер выполнения задания (объём, жанр, тип речи и др.) избирается самим учащимся. В зависимости от задания сочинение ученика может быть разным по сложности и объёму и представляет собой:
- элементарный ответ на вопрос в виде двух-трёх предложений;
- небольшое описание интересного для учащегося и важного для понимания проблемы объекта;
- небольшое рассуждение по проблеме, затронутой автором исходного текста;
- небольшое повествование, являющееся доказательством своей точки зрения;
- несколько тезисов (от двух и более) аргументированного плана, подтверждающих согласие или несогласие с позицией автора исходного текста;
- развёрнутое исчерпывающее рассуждение с обозначением проблемы, поднятой в исходном тексте.
Эта работа не должна никак направляться учителем. Школьникам ничего не предлагается, не подсказывается и тем более не навязывается. Авторское завершение текста или другие формы ответов сообщаются детям только на этапе анализа работ. От учащегося совсем не требуется, чтобы их ответы совпадали с текстом оригинала. Иногда молодые авторы раскрывают по сравнению с авторской концовкой, интересные и ценные аспекты ситуации, делают другие, не менее верные выводы.
Главная трудность при подготовке изложения с элементами сочинения – подбор текста. Поэтому возникает необходимость определить качественные характеристики текста, предполагающего дополнения:
- текст должен быть органическим компонентом системы учебных текстов, ориентированных на программный материал, на школьников определённой возрастной группы, на целостное усвоение текстовой информации, характеризоваться новизной и проблемностью;
- в тексте присутствуют два пласта информации: поверхностный (точный, образный, одинаково понятный всем школьникам) и глубинный, скрытый пласт, который возникает из-за того, что автор преднамеренно или случайно допускает пропуск в изложении мыслей, пунктиром намечает смысловые опоры, помогающие ребёнку “развернуть” текст. Именно глубинный пласт текста активизирует мыслительную деятельность, образы памяти и воображение ребят, пробуждает их к поиску новых знаний, высказыванию догадок, фантазированию;
- текстовая информация должна соединять то, что редко сочетается вне данного речевого произведения, в нём заложены неожиданное наложение планов, “смена голосов”, персонажей.
Следующий этап работы – сопоставление ответов школьников друг с другом и с текстом оригинала. Он имеет огромный развивающий потенциал, и его реализация целиком зависит от мастерства и такта учителя. Создание собственных частей изложения, которое ставит школьников перед необходимостью самостоятельного решения поставленных задач, гораздо больше способствует их духовному росту, чем обычные работы, основанные на восприятии готового содержания. А для учителя такие работы дают яркую картину уровня интеллектуального, нравственного и речевого развития каждого из учеников. При желании и умении учителя обсуждение этих работ может стать настоящей школой культуры речевого общения. Беседа с детьми показала, что такое задание вызывает большой интерес и к самой работе, и к ответам друг друга.
Изложение с элементами сочинения является работой комплексного типа и оценивается как одна работа двумя отметками: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Отметка записывается дробным числом. Качество содержания и речевого оформления, уровень орфографической, пунктуационной и языковой грамотности определяются по соответствующим критериям, отражённым в “Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку”. План при выставлении отметки не учитывается. Оценка может быть повышена на балл, если объём изложения значительно превышает средний уровень (в 1,5 – 2 раза) или понижена на балл, если объём не достигает среднего уровня. К объёму изложения всегда следует относиться как к примерному, более всего учитывать качество выполнения коммуникативно-речевой задачи, принимая во внимание точность, ясность мысли, адекватность её речевого оформления. Не следует принижать роль второй части работы – сочинение. Для оценки сочинения важно учитывать:
— соответствие работы ученика типу речи, преимущественному для данного высказывания;
— выдержанность стиля, избранного учеником для своего высказывания;
— достаточность аргументации в связном тексте-рассуждении;
— адекватность содержания ученического высказывания к исходному тексту;
— точность и глубина оценок в высказываниях учащихся.
Важен также гибкий подход учителя к работе каждого ученика (“бухгалтерский” подсчёт ошибок здесь неуместен). Комплексный характер работы может вызвать некоторые сложности, связанные с оценкой содержания и речевого оформления (первая оценка). Как быть, если, пересказывая текст, ученик успешно справился с поставленной задачей, а вторую часть работы написал довольно беспомощно? Это свидетельствует о том, что основная проблема, поставленная в тексте, понята неверно или ученик не нашёл точные слова, чтобы выразить свои мысли и чувства. Как оценить работу, в которой вторая часть написана слишком кратко, однако ученик сумел при этом выразить правильное понимание основной мысли? Отвечая на эти вопросы, многие учителя пришли к выводу, что отметка “5” за такие работы не может быть поставлена, даже если изложение отвечает всем требованиям, предъявляемым к отличным работам. Если же с задачей написать небольшое сочинение ученик не справился совсем, то за такую работу первая оценка не может быть выше, чем три балла (при условии, если изложение написано вполне удовлетворительно). Та часть работы, которая является небольшим сочинением, особенно ярко выражает творческие возможности ученика, уровень его речевого и интеллектуального развития. Поэтому оценка работы в целом в большей степени определяется успешностью написания сочинения.
Успех работы над изложением с элементами сочинения определяется тем, какая подготовительная работа к изложению проводится учителем. На подготовительных уроках следует создать психологический настрой на предстоящую творческую работу. Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. При обучении изложению с элементами сочинения различают следующие виды работ:
- воспроизведение прочитанного по вопросам;
- связный пересказ прочитанного;
- придумывание заглавий;
- составление плана к прочитанному;
- дополнение, продолжение, вставка эпизодов, творческие работы по прочитанному.
Воспроизведение содержания прочитанного по вопросам следует начинать в начальных классах с небольших по объёму и лёгких по содержанию прозаических произведений. После прочтения всего рассказа учитель задаёт детям несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что они правильно поняли содержание прочитанного. Затем останавливается на самых существенных моментах. Таким образом, ученики уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное.
Целям обучения детей охватывать содержание прочитанного и его обобщать служит составление плана. Навыки составления плана требуют умения в двух-трёх словах обобщать основное содержание прочитанного отрывка, части целого. Именно этой цели служат такие упражнения, как придумывание заглавий к текстам или частям текста, нахождение в книге отдельных предложений, которые могли бы служить подписью под картинкой, заглавием и части прочитанного рассказа.
Для обучения учащихся написанию изложения может проводиться такая подготовительная работа:
Прочитай рассказ и скажи, какой части (начала, средней части или конца) недостаёт в каждом из них? Что непонятно без этой части? “Вдруг из копны соломы выскочил большой серый заяц и пустился наутёк. Мы закричали и побежали за ним, но заяц вскоре скрылся в кустах. А мы ещё долго смотрели вслед ему, а потом все стали говорить, какой был заяц и кто его первым увидел”. Проводится работа над начальной частью рассказа. В тексте непонятно без начала, кто именно из ребят оказался на поле около леса, как спугнули зайца; может быть, они были на прогулке, громко разговаривали.
“Ребята сели на бережок и стали разговаривать, играть. Про утят они забыли. Вдруг, откуда ни возьмись, показался ястреб и как бросится на утят. Он схватил одного и полетел. Мальчики вскочили, закричали. Сеня даже запустил в ястреба палкой. Но разве это так просто – попасть в летящую птицу? Ястреб унёс утёнка. Вася заплакал, ему было жаль утёнка”. Без начала неясно, как ребята оказались на берегу, какое у них было задание (а их послали стеречь утят). Учитель должен обратить внимание детей на то, что из начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чём говорится дальше, где и когда произошёл случай. Озаглавьте рассказ.
Прочитай начало двух рассказов. Как ты думаешь, что может случиться дальше? Придумай и расскажи продолжение этих историй. “Мне очень нравится отдыхать в деревне у бабушки. Там всегда приключается что-нибудь весёлое. Вот однажды со мной произошёл такой случай…”. “Однажды ребята позвали меня с собой на речку купаться. Плавать я тогда ещё не умел, но ребятам об этом постеснялся сказать и полез вместе с ними в воду…”.
Подробно ли говорится в средней части этого рассказа о том, что случилось с рассказчиком? О чём можно рассказать подробнее? “У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша и не нашёл ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Вытряхнул он сапог, а из сапога ёж выкатился. Ну и домик облюбовал себе ёжик!”
На подготовительных уроках нужно обратить внимание детей на то, что, слушая текст, следует “настроится” не только на восприятие его содержания, но и на анализ его построения: как начинается текст; как завершается; какие языковые средства использует автор, чтобы выразить своё отношение; как осуществляется связь между предложениями, абзацами; какие слова в тексте можно считать ключевыми; как используется повтор; в каких случаях употребляются синонимы и т.д. Можно посоветовать учащимся, чтобы, делая на черновике наброски после первого прослушивания текста, они не только стремились составить план, но и записывали те слова, словосочетания, которые показались им особенно яркими, выразительными. Слушая текст второй раз, ученики могут кое-что записывать. Надо сказать ученикам, что не следует записывать многое, возможно использование условных графических обозначений.
Известно, что внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Чтобы помочь школьнику развить своё внимание, память, научить быстро запоминать и воспроизводить большое количество слов и предложений, учитель при обучении написанию изложения может использовать приём активного слушания. Вот как построена классическая схема обучения изложению:
- учитель читает текст
- ученики составляют план, записывают опорные слова по памяти
- устное изложение по плану выполняет один или несколько учеников
- ученики приступают к самостоятельной работе над изложением в черновике
- учитель повторно читает текст
- ученики вносят дополнения и записывают изложение в тетрадь
Такая схема – ловушка для учеников с неразвитой памятью и недостаточным вниманием. Для этих учеников и используется приём активного слушания, предполагающего использование памяток. Детям с развитой речью можно предложить приём рисования по ходу слушания текста (памятки — зарисовки). Этот приём развивает память, внимание, мышление. Ученики, прошедшие обучение по памяткам – зарисовкам, быстро осваивают технику написания изложения и становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения. Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками, выбран следующий алгоритм обучения изложению:
- возьми черновик и простой карандаш
- начинай активно слушать с первого чтения текста учителем
- слова – памятки каждого предложения записывай
- между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений
- окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста
- помоги себе рисунками или схемой, сделав их на обратной стороне листа
- из слов составь все предложения
- активно слушай второе чтение текста, вноси изменения и дополнения на оставленной первой строчке
- закончи работу над изложением в черновике: исправленное или дополненное предложение запиши на второй строчке
- прочитай написанное, исправь ошибки
- запиши изложение в тетрадь
Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти: упражнение на словесную память, упражнение “разрезанное предложение”, “от слова к рассказу”, “картинка – слово – рассказ”. Вы почувствуете, когда можно легко и доступно перейти к написанию изложения с элементами сочинения. В результате нет боязни не справиться с изложением, работа идёт легко и увлекательно.
На подготовительных уроках по написанию изложения с элементами сочинения нужно обратить особое внимание на ту часть работы, которая следует после изложения. Создавая небольшое сочинение, ученик должен подумать, как начать текст, как выразить в нём свою точку зрения, своё мнение, чувства. С этой целью можно предложить ученикам памятку (она составляется совместно с учащимися), включающую те слова, сочетания слов, речевые обороты, которые помогут высказать своё отношение. Например:
- Нельзя не согласиться с точкой зрения автора…
- Мне близка мысль о том что…
- Я согласен с тем, что…
- На мой взгляд…
- По-моему…
- По моему мнению…
Так можно предупредить вопросы учеников, продуманно снабдив их подходящими концовками и сберечь немало сил школьников, которые вынуждены пока находить средство завершение текста по интуиции.
Школьник хорошо излагает устно или письменно лишь при условии, когда ему самому интересно, когда у него есть реальный ли воображаемый читатель, поэтому должна быть обеспечена обратная связь, создающая ситуацию диалога. План письменного изложения с элементами сочинения может быть такой:
- постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста
- чтение текста
- беседа
- план (составляется школьниками)
- языковая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи). В старых методиках рекомендован устный рассказ 2-3 человек до его записи. В новых – не рекомендуется из опасения, что рассказ ребёнка, как бы он ни был хорош, может помешать прямому влиянию на пишущих
- составление текста учащимися, запись, расположение текста на страницах. Коллективное составление текста допустимо лишь тогда, когда ставится задача коллективно работать, редактировать или когда учитель знакомит школьников с новым для них типом текста, стилем, жанром
- самопроверка, саморедактирование
К сожалению, в большинстве случаев изложения пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь дети пишут очень медленно. С черновиками пишут не более 2-3 раз в году, с целью обучения редактированию. В остальных случаях детям разрешается делать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причём исправления не считаются помарками и не приводит к снижению оценки.
В работе над изложением с элементами сочинения есть свои правила. Целесообразно школьникам предложить следующую памятку:
- мобилизовать свою память
- рассчитать время, успеть написать намеченное, оставить время на самопроверку и редактирование
- попытаться представить себе своих читателей
- подготовить письменные принадлежности, рассчитать симметричное расположение заглавия, плана, следить за почерком, орфографией
- стараться внутренне проговаривать составляемые предложения до их записи, в необходимых случаях делать аккуратные исправления
- продумать ту часть работы, которую надо сочинить самому
- делить текст на абзацы, делая “красную строку”
- проверить самостоятельно написанное, в случае необходимости обратиться к учителю
Учитель должен время от времени проходить вдоль рядов, наблюдая за работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда предлагать свою помощь, особенно на этапе редактирования.
Представляем конспекты уроков, посвящённых написанию изложения с элементами сочинения (3 класс).
Тема: Изложение – сочинение “Собака на плоту”
Цель: Написать изложение и придумать конец.
Сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение. Но это будет не простое изложение. Это изложение – сочинение. Вы должны будете написать изложение и придумать, сочинить его недостающую часть. Послушайте текст изложения. О чём он? Как можно его озаглавить? Какой части недостаёт? “Однажды моряки увидели в море плот. Издалека он казался пустым. Но, подплыв поближе, они увидели в нём собаку. Моряки взяли её на корабль. Животное очень исхудало, и смотрело на всех жалобными, голодными глазами. Моряки накормили собаку. Как же она оказалась в море?” Далее работа по вопросам:
— как можно озаглавить текст?
— на сколько частей можно разделить?
— как озаглавим каждую часть?
— составление плана, опорных слов
План |
Опорные слова |
1 Собака на плоту |
Однажды, плот, издалека, подплыв, поближе, моряки, корабль |
2. Животное накормили |
Исхудало, жалобные, голодные глаза, накормили, как же |
3. История собаки |
— какой части недостаёт? Что непонятно без неё? (недостаёт третьей части, в которой рассказывается, как собака оказалась в море)
— запишите по плану текст изложения, используя опорные слова и свой вариант истории. Помните о памятке к работе по написанию изложения с элементами сочинения.
В этом изложении – сочинении может быть и другой вариант работы: недостающую часть написать в начале изложения, изменив последнее предложение. При первичном знакомстве детей с текстом можно предложить приём активного слушания. Перед глазами детей должна висеть памятка, которую они повторяют до прочтения изложения. И учащиеся уже при первом прочтении текста начинают записывать, зарисовывать слова – памятки. Потом из этих слов составляют предложения, после второго чтения текста учителем, вносят изменения и дополнения, только потом записывают изложение – сочинение в тетрадь.
Проведённый нами урок по написанию изложения с элементами сочинения “Собака на плоту” был первой пробой пера учеников в этом виде работы. С заданием справились все учащиеся. Этому способствовали подготовительные уроки. Вот некоторые варианты концовок детей: “Мальчики строили на берегу плот. Они взяли с собой собаку. Она резвилась рядом, играла. Когда плот был готов, они спустили его на воду и привязали, чтобы не уплыл. Дети ушли домой. Собака запрыгнула на плот, верёвка развязалась. Так она оказалась в море”. “Деревенские ребятишки пошли купаться. С ними увязалась собака. На берегу они увидели плот, решили подшутить над собакой. Заманили её, отвязали верёвку. Собака попыталась спрыгнуть, но было поздно. Так она оказалась в море”.
Мы не остановились на достигнутом и нами была проведена дальнейшая работа с учащимися по написанию этого вида изложения.
Тема: Изложение – сочинение “Мёд в кармане”
Цель: Написать изложение, придумать и дописать концовку
Детям сообщается тема и цель урока. Учитель напоминает, что пользуемся приёмом активного слушания, вспоминаем соответствующую памятку. Далее учитель читает текст. “Дима, Вася и Юра собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья завернули пирожки в бумагу и положили в карманы. А Юре мама налила ещё маленькую бутылочку мёда. Мальчик подумал, что не будет хвалиться ребятам, а где-нибудь сядет один и съест. Положил Юра бутылочку в карман. Пришли ребята в лес, сели на полянку отдохнуть. Захотелось есть. Достали пирожки, едят. Вдруг к Юре подлетела пчела. Села на штанину, лезет в карман. За ней вторая, третья…” Беседа по вопросам: О чём рассказ? Как можно озаглавить? На сколько частей можно разбить текст? Как озаглавить каждую часть? Назовите опорные слова каждой части, используя свои записи, рисунки.
Составление плана, опорных слов.
План |
Опорные слова |
1. Мальчики собрались в лес |
пирожки, мамы, завернули в бумагу, положили в карман |
2. Что мама дала Юре и что Юра подумал? |
маленькая бутылочка мёда, сяду один и съем |
3. Мёд в кармане |
пришли в лес, достали пирожки, вдруг, пчела, за ней вторая, третья… |
4. Чтоже дальше? |
Вот один из вариантов детского творчества в написании концовки: “Мальчики очень удивились, почему это к Юре так пчёлы липнут? Спросили у него. Мальчику ничего не оставалось, как вытащить бутылочку мёда и поделиться с друзьями”.
Для написания следующего типа изложения – сочинения от детей потребуется умение анализировать текст и интерпретировать его.
Тема: Изложение – сочинение “Муравей”
Цель: Написать изложение, выразить своё отношение к поступку человека
Сообщение детям темы, цели урока, настрой на активное слушание, чтение текста. “Муравей тащил ягоду. Тяжёлую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день тащил он ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника. По тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: “Гляди-ка, ягода”. Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю: “Поди прочь, привык на готовенькое!” Засунул ягоду в рот и пошагал дальше”. А. Приставкин. Муравей.
Анализ работ показывает, что учащиеся справляются с этим заданием успешно. Например, вот как выразила своё отношение к человеку ученица: “Мне жаль, что муравей, трудясь весь день, пришёл в муравейник ни с чем. Человек оказался злым и жестоким. Он отобрал ягоду у муравья, и он теперь должен вернуться к своей семье с пустыми руками. Его семья осталась голодной. Если бы я встретила муравья с ягодой, то никогда бы не взяла её”. Такие задания нужны, полезны. В содержание текста “Муравей” можно заглянуть глубже: речь идёт о внимательном, бережном отношении человека к природе. “Человек! Не будь так равнодушен и жесток к братьям нашим меньшим. Жестокость в малом рождает жестокость в большом. Бережно относись ко всему сущему на земле. О тебя лично зависит сохранение равновесия на земле”. Это текст, заложенный в подтексте, без специальной подготовки не осознаётся учениками. Так, глагол “тащил” ученики заменяют “нёс”, опускают определение “тяжёлую” и заменяют его на “большую”. А ведь большой не всегда тяжёлый. Для того, чтобы ученики глубже поняли смысл этого изложения можно предложить им такие вопросы и задания:
Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?
Как, по-вашему, автор относится к поступку человека? Выражено ли это отношение в рассказе прямо, открыто?
Какие слова и выражения помогают понять отношение автора к происходящему?
Наиболее удачные работы: “Человек поступил неправильно. Он оказался злым и жестоким по отношению к муравью и всему его семейству. Нужно бережно и с любовью относиться ко всему живому на Земле”. Подобные задания способствуют формированию умений, необходимых для вдумчивого, аналитического чтения, пониманию и интерпретации текста.
Написание изложения с элементами сочинения не совсем привычное в повседневной школьной практике творческое упражнение. Оно поможет детям проникнуться творческим настроением, испытать первые муки речевого творчества, может стать для ребят праздником неожиданностей, удивления, радости. Каждое итоговое творческое задание в многообразной работе по развитию связной письменной речи в начальной школе, каждая детская работа – это результат осмысления какой-либо темы, связанной с грамматикой, с изучением конкретного раздела науки о языке. И качество этого результата определяется глубоко продуманным, комплексным подходом учителя к речевому развитию своих учеников на творческом уровне.
Как подготовиться
к изложению.
1. Прочитай
внимательно текст.
2. Определи
его тему (о чём говориться в тексте).
3. Определи
его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
4. Составь
план.
1) Раздели текст на части.
2) Выдели главное в каждой части.
3) Озаглавь каждую часть.
5. Найди в тексте опорные слова и
словосочетания.
6. Выпиши трудные слова. Найди слова на
правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно перечитай текст.
Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напиши изложение.
9. Проверь работу.
Как
написать элемент сочинения
Элемент
сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного
вами изложения.
1.
Внимательно
прочитайте вопрос.
2.
Продумайте
и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)
3.
Подберите
и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на
каждый пример-аргумент)
4.
Сформулируйте
и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)
5.
Еще
раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения,
исправьте допущенные ошибки.
6.
Запишите
элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.
Речевые клеше для элемента сочинения
Речевые
клише для вступления:
- Наверное,
каждый человек не раз задумывался о том, … - Я
не раз задумывался о том, …
Речевые
клише для введения аргументов:
- Во-первых,…во-вторых,…
- С
одной стороны…, с другой стороны… - Следующий
/ еще один пример… - Приведем,
например, такой факт… - Насколько
я знаю,… - По
данным специалистов…. - Как
говорится в пословице…
Речевые
клише для вывода
- Исходя
из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:… - Исходя
из приведенных аргументов… - Таким
образом … - Следовательно
…
Как подготовиться
к изложению.
5. Прочитай
внимательно текст.
6. Определи
его тему (о чём говориться в тексте).
7. Определи
его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
8. Составь
план.
1) Раздели текст на части.
2) Выдели главное в каждой части.
3) Озаглавь каждую часть.
5. Найди в тексте опорные слова и
словосочетания.
6. Выпиши трудные слова. Найди слова на
правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно перечитай текст.
Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напиши изложение.
9. Проверь работу.
Как
написать элемент сочинения
Элемент
сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного
вами изложения.
7.
Внимательно
прочитайте вопрос.
8.
Продумайте
и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)
9.
Подберите
и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на
каждый пример-аргумент)
10. Сформулируйте
и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)
11. Еще
раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения,
исправьте допущенные ошибки.
12. Запишите
элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.
Речевые клеше для элемента сочинения
Речевые
клише для вступления:
- Наверное,
каждый человек не раз задумывался о том, … - Я
не раз задумывался о том, …
Речевые
клише для введения аргументов:
- Во-первых,…во-вторых,…
- С
одной стороны…, с другой стороны… - Следующий
/ еще один пример… - Приведем,
например, такой факт… - Насколько
я знаю,… - По
данным специалистов…. - Как
говорится в пословице…
Речевые
клише для вывода
- Исходя
из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:… - Исходя
из приведенных аргументов… - Таким
образом … - Следовательно
…
Изложение с элементами сочинения для 8-х классов
Никифорова Марина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык
Цели урока:
-
Познавательные:
1) повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;
2) продолжать знакомить с особенностями описания и рассуждения в публицистическом и художественном стилях;
3) показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому;
4) познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле;)
-
Практические:
1) совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;
2) формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания;
3) учить рецензировать написанное;
4) формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.
-
Общепредметные:
1) развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;
2) воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к природе и прошлому нашей Родины.
Принципы обучения:
-
Общедидактические:
1. Принцип преемственности и перспективности в обучении (опора на базовые речеведческие знания: тип, стиль, тема, основная мысль текста; умение анализировать через указанные понятия готовый текст).
2. Принцип индивидуального подхода в обучении (свободный выбор реки для написания сочинения-рассуждения с элементами описания)
3. Принцип наглядности (тексты публицистического и художественного стилей; обобщающие таблицы “Стили речи”, “Типы речи” — раздаточный материал на каждую парту; репродукции картин “Бурлаки на Волге” Репина, “Русская сказка” Васильева, “После дождя” Левитана; фотография реки Волги со спутника (Рис.1)).
Рис. 1
-
Общеметодические:
1. Нормативно-стилистический (сопоставление функций публицистического рассуждения и художественного описания).
2. Принцип внутриуровневых (опора на базовые речеведческие понятия) и межуровневых (анализ языковых средств выразительности) связей.
-
Частнометодические:
1. Принцип развития чувства языка (редактирование текстов).
2. Принцип оценки выразительности речи (анализ средств создания образности в художественных описаниях).
Методы объяснения:
1. Репродуктивная беседа.
Методы формирования и контроля знаний:
1. Постановка вопросов: — фронтальный опрос (на этапе восприятия нового материала, во время подведения итогов урока).
Методы формирования умений
1. Аналитические наблюдения над готовым текстом.
2. Редактирование.
3. Изложение с элементами сочинения..
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Н.А. Некрасов
Ход урока
I. Организационный момент.
А) Сегодня мы познакомимся с новым типом изложения (усложненным): сокращение текста и творческое его продолжение. Увеличено количество слов (около 300).
На последних уроках литературы учились рассуждать, анализировать художественные произведения. Сегодня мы будем размышлять о тексте публицистического характера. Важно отметить сходства и различие этих стилей речи.
Текст нашего изложения — это очерк, авторы которого Дворников и Крупчек. Речь пойдет о месте, где рождается великая русская река (Валдайская возвышенность, населенный пункт Волго-Верховье), об отношении к ней наших современников и предков.
Б) Запись темы урока. Обращение к эпиграфу урока.
П. Объяснение нового материала:
Много песен на Руси сложено о Волге, много прекрасных стихотворений и много создано живописных полотен – “Бурлаки на Волге” И.Е. Репина и др.
Песня Людмилы Зыкиной “Издалека долго течет река Волга”.
Наш текст тоже о Волге. Наша цель сегодня проанализировать его, научиться описывать реку и попытаться подтвердить мысль авторов о том, что судьба Волги (и любой реки, протекающей по территории России) переплетена с судьбой России, судьбой народа.
Задание: прослушайте текст, определите его тему, основную мысль, стиль и тип речи. Подумайте, на какие две части можно разделить этот текст. Озаглавьте текст. В работе вам помогут знакомые уже таблицы “Стили речи” и “Типы речи”.
(Чтение текста учителем с объяснением непонятных слов, которые записаны на доске (1 раз) и беседа во время чтения.
Словарная работа: Окрестности (то, что вокруг), исток – руслице, опушка, отороченная пиками елей, осока, хвощ, рубленый домик, янтарная бревна (желтоватый), дощатый помост с перильцами, половицы, смола, пряность, колыбель, рябь, застенчивое небо (эпитет).
У истока Волги.
Стоял сентябрь, дорога была влажной. Около самой деревни далеко просматривались окрестности. В низине текла Волга.
Нет, это еще не начало. Но оно уже совсем близко.
К истоку надо идти, а не ехать. Нужно услышать тишину холмов, наполниться спокойствием далей, соединить в своем сердце землю и небо воедино. И хотя б на миг представить бесконечный путь Волги — через всю страну — и иcторию нашу.
Дорога спускается вниз. На белой от берез опушке, отороченной острыми пиками елей, посреди болотца, ощетинившегося осокой и хвощом, стоит рубленый домик. Янтарные бревна чуть потемнели от времени. К домику ведет дощатый помост с перильцами. Скрипят половицы под ногами.
В избушке прохладный полумрак. Пахнет смолистым деревом, отдает горечью лугов и пряностью болотца. В полу домика — круглое отверстие примерно метрового диаметра, окаймленное блестящим обручем.
В этом круге находится Волгина колыбель. Надо только терпеливо подождать, и увидишь: вода вдруг всколыхнется еле заметной рябью. Это бьется сердце Волги!
С этих почти незаметных движений начинает свой бег Волга — самая большая река Европы, главная улица России.
Отсюда, от березовой белизны, берет начало река, вместившая на своих берегах сотни городов и городков, бессчетное количество сел и деревень, миллионы и миллионы людей.
Вот под этим застенчивым небом начинается река, из года в год, из века в век переплетающая свою судьбу с судьбой государства Российского, с судьбой его народов.
Крохотной Волгой-девочкой начинает свой путь река, а кончает Волгой-матушкой, Волгой-труженицей…
Бежит, извивается среди осоки крохотный ручеек. Кажется, упади на его пути толстое дерево или глыба дерна — и пропадет Волга-девочка, навсегда исчезнет с земли. Но бывало — илом зарастало ее руслице, как подкошенные валились в ручей десятки деревьев, под артиллерийским огнем осыпались ее берега. А крохотный ручей все так же бежал вперед, преодолевая преграды на своем пути. (По Дворникову и Крупнеку.)
Беседа после чтения: (По ходу беседы учащиеся делают записи в рабочих тетрадях записи названия текста, основной мысли и новых теоретических понятий)
Как можно озаглавить этот текст? (“У истока Волги”, “Исток Волги”, “Колыбель Волги”.)
Сформулируйте основную мысль текста. (Волга дорога нашему сердцу. Судьба Волги неразрывно связана с судьбой России каждого русского человека, надо знать свои истоки.)
Вопрос: А знаете ли вы, когда впервые в исторических источниках упоминается река Волга, какова этимология слова “Волга”?
Индивидуальное задание:
Упоминает о Волге еще древнегреческий ученый-астроном Птолемей Клавдий, автор “Географии” античного мира. Встречается название Ра, Аракс (Диодор Сицилийский, I в. до н. э.). В средние века — Итиль, или Этель. Этимологии и топонимисты в основном сходятся на одной и той же мысли: гидроним Волга так или иначе связан со славянским словом «влага», которое в древнерусском языке и в некоторых диалектах звучало как «волога»(отсюда, кстати, и имя реки Вологды и старинного города на ней). (Из книги «Загадки Российской цивилизации. Сакральная история, география, этнография». Демин В., Зеленцов С. Издательство “Вече”).
Вопрос: С помощью таблицы “Стили речи” определите, к какому стилю речи относится текст? Запишите его определение в тетрадь.
Ответ: К публицистическому.
Учитель: Публицистика имеет свои жанры. Данный текст – проблемный очерк, социального значения, содержащий путевые заметки, которые служат доказательством (подтверждением) позиции автора (его взгляд на проблему), с выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания. Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, с которых идет речь.
Определим основные средства публицистического стиля: использование общественной и нравственно-этической лексики, призывной интонации, гражданский пафос. Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской (эпитетов, сравнений, метафор, обращений, пословиц и поговорок, фразеологизмов, разговорных оборотов речи), с целью воздействия его в чем-то.
Задание: Найдите средства выразительности, используемые в тексте. (Тишина холмов, спокойствие далей, бесконечный путь Волги, белая (от берез) опушка, крохотный ручей, янтарные бревна, пряность болотца, Волга- матушка, Волга-девочка и др.)
Вопрос: На какие две логические части можно разделить текст? Они соответствуют разным типам речи. Эти типы могут смешиваться в одном тексте. (Используйте таблицу “Типы речи”)
Ответ: Текст можно разделить на две части. Художественное описание истока Волги и рассуждение публицистического характера о неразрывности судьбы Волги с судьбой России.
Вопрос: Каким типам речи соответствуют эти две части? (Работа по таблице).
Ответ:
1. Описание.
2. Рассуждение. Описание изображает какое-либо явление предмета путем перечисления и раскрытия основных признаков (пейзажа, места). Рассуждение – словесное подтверждение какой-либо мысли.
План рассуждения:
-
Тезис (мысль)
-
Доказательство тезиса (аргументы, сопровождаемые примерами: а), б), в)
-
Вывод (заключение)
Задание: Прочитать описательные отрывки текста и постройте рассуждения по данному выше плану.
Вопрос: Какую цель преследовали авторы текста, соединив в нем два типа речи?
Ответ: Они руководствовались целями публицистического стиля – вызвать отклик у читателей, описав место рождения великой реки, саму Волгу, и высказав тревогу за ее судьбу.
Слово учителя: Вода в русском фольклоре – божественная сила, рождает и питает мир, “живая” — возвращала жизнь, “мертвая” — исцеляла раны. Волга издавна была главным и торговым путем между странами Востока и древнейшими городами Северной Руси – Новгородом и Белоозером. Русские называли эту реку “матушкой” и “кормилицей”. Такова ли сейчас Волга? В современной жизни существует очень важная проблема – экологическая — загрязнение атмосферы, воды, гибели рек из-за непродуманной деятельности человека. Эта проблема актуальна и для Волги, и для других рек, например, Иртыша.
Индивидуальное задание: рассказ об экологических проблемах реки Иртыш.
Экологические проблемы реки Иртыш
Как мы все знаем еще со школьной скамьи, вода является неотъемлемой частью нашего организма. Вода – это неоценимое природное богатство. В мире находят замену многим продуктам и изделиям, а вода так и осталась незаменима, без неё невозможна жизнь на Земле. Вода является составной частью тела человека и животного, процессы обмена веществ и энергии происходят в живом организме только при наличии воды. Потеря 10-12 процентов воды тяжело сказывается на состоянии организма, появляется слабость, жажда, дрожь, потеря 20-25 процентов воды может привести к смертельному исходу. Бассейн реки Иртыш наиболее загрязнен водами, которые сбрасывают предприятия химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной отраслей промышленности и цветной металлургии. Динамика сбросов сточных вод в бассейн р. Иртыш Река Иртыш испытывает интенсивную нагрузку от сбросов сточных вод, содержащих загрязняющие вещества. Всего в бассейн реки Иртыш только в 2000 году сброшено со сточными водами около 86390 тыс. т. загрязняющих веществ, в том числе ядовитых металлов. Естественно это ухудшает качество питьевой воды. В свою очередь, это негативно отражается на здоровье людей. А это привлекает внимание общества к экологической проблеме реки Иртыш.
III. Орфографическая и пунктуационная работа.
При подготовке к изложению целесообразно организовать повторение некоторых орфографических правил (используя при этом лексический материал из текста изложения или подобный ему): правописание безударных гласных корня (низинка, спокойствие, соединить, ощетинившийся, блестящий, перильца, извивается и др.), согласных (окрестности, дощатый, исчезнет, бессчетный и др.). некоторых суффиксов, в том числе н и нн в прилагательных и причастиях (белизна, крохотный, труженица, отороченный, рубленый, окаймленный, подкошенный и пр.), о — е в окончаниях существительных после шипящих и ц (хвощом, обручем, руслице), безударных личных окончаний и -тся — -ться в глаголах (увидишь, спускается, находится, наполниться и др.), а также других орфограмм (преодолевая, преграда, миллион, артиллерийский и др.). Необходимо обратить внимание на прописную букву в слове Волгина (Волгина колыбель) и раздельное написание так же в последнем предложении. Пунктуационные правила повторяются по усмотрению учителя.
Составление плана-конспекта изложения (при втором прочтение текста учителем).
План
-
Дорога к истоку.
-
У колыбели великой реки России.
-
Судьба Волги переплетена с судьбой Родины.
-
Волга преодолевает все преграды.
IV. Вывод урока.
Слово учителя: Подводя итоги нашему разговору, давайте подумаем, какой смысл вкладывал великий русский поэт Н.Некрасов в слова, обращенные к Волге:
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
V. Вывод.
-
Волга имеет исток (начало), охраняемый и сохраняемый людьми.
-
Сама Волга – исток (начало) русской нации.
-
Мы русские люди, и должны знать свою историю.
-
Каждый человек имеет свою историю, свои истоки, свою родословную, которую нельзя забывать, так как это приводит к одиночеству.
-
В современном мире природу надо оберегать, сохранять свои истоки, поэтому нужно чаще говорить и писать об этом! (роль публицистического стиля)
VI. Пересказ текста (1-2 ученика).
VII. Написание изложения и рассуждение на тему: “Есть ли река, которая занимает заметное место в вашей жизни? Чем она дорога вам?”