Изложение сжатое с элементами сочинения 10 класс русский язык

Изложение с элементами сочинения

10 класс

Автор: Носкова Т.Б., учитель русского языка и литературы

Изложение с элементами сочинения в 10 классе предполагает тренировку

учащихся старших классов общеобразовательных школ в плане развития речи. Текст

изложения представляет собой отрывок из Мифа Древней Греции «Орфей и Эвридика»,

что в дальнейшем может послужить наглядным аргументом при написании

экзаменационного сочинения на соответствующую проблематику.

Орфей и Эвридика

На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и

слава о нём шла по всей земле греков.

За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их

было недолговечно.

Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной

кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Вдруг ей почудилось, что ктото

бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала

назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном

беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила.

Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как

между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, это Смерть уносила Эвридику в

подземное царство.

Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь

по лесам, изливая в песнях свою тоску.

Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его

печаль.

Нет, не могу я жить без Эвридики! говорил он. Не мила мне земля без неё.

Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей

любимой!

Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.

Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара

нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей

спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось

царство мёртвых.

Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон,

плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно

заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:

Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:

Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!

Сжалься! молил Орфей. Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному

оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!

Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно

зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись

печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон,

опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз

его на другой берег.

Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства Аида и вступил в

обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним

его прекрасная царица Персефона.

Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых.

Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.

Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он

пел о своей любви к Эвридике

Задания

1. Напишите сжатое изложение по тексту, передав кратко содержание текста.

2. Напишите ответрассуждение на вопрос: «Что помогло Орфею преодолеть

все преграды и попасть в царство мёртвых?»

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

10 класс

Изложение лингвистического текста

Цель: выявить уровень владения приёмами информационной переработки прочитанного текста и умения представлять его в виде развёрнутого плана.

Языковая картина мира

Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.

Так, в языках некоторых северных народов существует множество названий для снега. Это легко объяснить: снег занимает в их жизни важное место, его количество и состояние очень важны. Например, по плотному снегу удобнее передвигаться, чем по пушистому; в слежавшемся снегу можно делать укрытия, такой снег используют канадские эскимосы при строительстве снежных жилищ – иглу.

Каждый язык отражает свою картину мира и через грамматику. Есть языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Некоторые лингвисты связывают это с условиями жизни человека в горах. Именно в горной местности такие характеристики предмета, как положение его дальше или ближе, выше или ниже, вплотную или вдали, становятся весьма существенными для собеседников. (160 слов)

(По материалам научно-популярных ресурсов Интернет.)

Сжатое изложение с элементами сочинения

Цель: совершенствовать навыки написания сжатого изложения текста с высказыванием суждений по теме.

У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.

Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритьё головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матёрого верблюда. Освежёвывая верблюжью шкуру, первым делом отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, её тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями, наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.

Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять – шесть шири. После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там, в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленных попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.

И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой. (327 слов)

(Ч.Т.Айтматов)

Напишите сочинение-рассуждение: Почему соплеменники не пытались спасти манкуртов?

Контрольная работа по теме «Фонетика»

Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными навыками, умением производить фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы.

Диктант

Численность человечества на много порядков больше, чем численность сравнимых с ним видов животных. В живой природе передача информации от поколения к поколению и её распространение в пределах популяции происходят генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путём социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в культуре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всём пути его развития.

В тысяча семисотом году число жителей на Земле было в десять раз меньше, чем сегодня, а за последние триста лет произошло его утроение. Ежедневно население Земли растёт на двести пятьдесят тысяч человек, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Такие темпы роста характеризуют как демографический взрыв, способный потрясти планету. Однако в последние годы численность населения стабилизируется. Учёные предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества.

(132 слова) (По С. П. Капице)

Грамматические задания

1. Выполнить фонетический разбор.

Вариант I: (в) живой (предложение 2).

Вариант II: (с) речью (предложение 4).

2. Выполнить морфемный разбор (разбор слова по составу).

Вариант I: произошло (предложение 1 второго абзаца).

Вариант II: приходится (предложение 2 второго абзаца).

3. Выполнить морфологический разбор.

Вариант I: практически (предложение 2 второго абзаца).

Вариант II: весь (предложение 2 второго абзаца).

4. Выполнить синтаксический разбор.

Вариант I: предложение 2.

Вариант II: последнее предложение текста.

Сочинение «Проблема ответственности личности за свою судьбу»

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология»

Цель: определить уровень изученного материала по теме «Лексика и фразеология»

ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО

Самое большое озеро в Европе раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии у самого края Балтийского щита. С юга на север протянулось оно на двести двадцать километров, а в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги местами превышает двести метров.

На Ладоге много островов, самый знаменитый – Валаам. Скалистые берега острова круто, почти отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста метров в глубину. Здесь новгородские монахи основали монастырь еще в четырнадцатом веке. Удивительные по своей красоте бронзовые мачтовые сосны на гранитных куполах скал и памятники старины привлекают сюда множество туристов.

В южной части озера есть необычный маленький островок Сухо. Это единственный здесь остров искусственного происхождения. В восемнадцатом веке по приказу Петра Первого его соорудили из каменных глыб на месте опасной мели, которая мешала судоходству.

(По материалам «100 великих чудес природы».)

(120 слов)

Грамматическое задание по тексту:

•    Определите тему и основную мысль текста.

•    Определите стиль речи, обоснуйте свое мнение.

•    Определите тип речи, обоснуйте свое мнение.

•    Произведите фонетический разбор слов: Европа, опускаются, происхождение.

Контрольная работа по теме «Состав слова и словообразование»

Цель: определить уровень изученного материала по теме «Состав слова и словообразование. Орфография»

Тест

Вариант 1

А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) передовой

2) по-французски

3) пригородный

4) полено

А2. Каков способ образования слова ПОДЛЁДНЫЙ?

1) приставочно-суффиксальный

2) приставочный

3) сложение

4) суффиксальный

А3. В каком ряду записаны однокоренные слова?

1) рукавица, подручный

2) рожица, ро́жки

3) водянистый, подводить

4) молоко, молодой

А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) абон..мент, выб..рать, уед..нение

2) ув..дающая пр..рода, ч..столюбивый

3) по..стеречь, птицево..ческий, зо..чество

4) оз..рение, выр..внять грядку, расп..хнуть дверь

А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква?

1) чес..ный, пору..чик, песчан..ый

2) лан..шафт, громоз..кий, извес..ка

3) прелес..ный, рас..читывать, искус..ный

4) аген..ство, словес..ный, ровес..ник

А6. В каком слове есть приставка РОС-?

1) россиянин

2) роскошество

3) росистый

4) роспуск

А7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) по прибыти.. поезда, в глубоком ущель..

2) рассказ о Юри.., держись на расстояни..

3) деревья в ине.., в течени.. суток

4) письмо из Дани.., на знамен..

В1. Из данного фрагмента стихотворения А. А. Блока выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

В2. Из третьей и четвёртой строк фрагмента стихотворения (см. задание В1) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.

С1. Напишите о роли языковых особенностей текста в создании А. Блоком образа Пушкина.

Вариант 2

А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) прабабушка

2) подгорелый

3) правдоподобный

4) по-весеннему

А2. Каков способ образования слова ПРЕВЫШЕ?

1) приставочно-суффиксальный

2) приставочный

3) сложение

4) суффиксальный

А3. В каком ряду записаны однокоренные слова?

1) прощение, рощица

2) горюющий, пригорок

3) холодильник, прохладный

4) поворот, повар

А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пир..мида, предл..гатъ, выг..ревший

2) паст..ла, разв..вающ..йся флаг

3) во..зал, ко..ти, рю..зак

4) отч..тать, выж..гатъ, прим..рение

А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква?

1) серебрян..ый, рас..чёт, гиган..ский

2) дилетан..ский, словес..ный, пьес..а

3) вес..ник, истин..ый, контрас..т

4) интел..ект, блес. .нуть, чудес..ный

А6. В каком слове есть приставка ИС-?

1) испугаться

2) искомый

3) искренность

4) искусство

А7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) в полном молчани.., быть в раздумь..

2) позвони Анастаси.., по окончани.. сеанса

3) в продолжени.. вечера, о лицемери..

4) на пустош.., в Суздал..

В1. Из данного фрагмента стихотворения М. Волошина выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Пройди по лесистым предгорьям,

По бледным полынным лугам

К широким моим плоскогорьям,

К гудящим волной берегам.

В2. Из данного фрагмента стихотворения (см. задание В1) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.

С1. Напишите о роли языковых особенностей текста в создании М. Волошиным образа природы.

Сочинение по теме «Спор поколений: вместе и врозь».

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография»

Вам, наверное, не раз приходилось видеть иллюстрации разных художников к «Сказке о царе Салтане». Именно ту картину, где изображается город, чудесным образом возникший за одну ночь на пустынном каменистом острове. Говорят, Москва, если смотреть издали на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся была как этот сказочный златоглавый город.

Вы, конечно, любовались Кремлём из-за Москвы-реки. Говорят, вся Москва была по главному архитектурному звучанию как этот уцелевший пока, хотя и не в полной мере, Московский Кремль.

Напрягите воображение, представьте ту давнюю панораму с Воробьёвых гор. Сотни островерхих шатров, розовеющих на закате, сотни золотых куполов, отражающих в себе тихое сияние неба. Нет, Москва имела своё, ещё более ярко выраженное, чем у Петербурга, лицо. Более того, Москва была самым оригинальным, уникальным городом на Земле.

Может нравиться или не нравиться купольная златоверхая архитектура, как может нравиться или не нравиться, допустим, архитектура древнего Самарканда. Но второго Самарканда больше нет нигде на земле. Он уникален. Не было и второй Москвы.

(156 слов) (По В. А. Солоухину)

Грамматические задания

1. Выполнить фонетический разбор.

Вариант I: представьте (предложение 1 третьего аб заца).

Вариант II: сияние (предложение 2 третьего абзаца).

2. Выполнить морфемный разбор (разбор слова по составу).

Вариант I: издали (предложение 3).

Вариант II: островерхих (предложение 2 третьего абзаца).

3. Выполнить морфологический разбор.

Вариант I: уцелевший (предложение 2 второго абзаца).

Вариант II: уникален (предложение 3 последнего абзаца).

4. Выполнить синтаксический разбор.

Вариант I: предложение 1.

Вариант II: предложение 1 третьего абзаца.

Сочинение по теме «Вопросы, заданные человечеству войной»

Контрольная работа: написание эссе «Модно ли быть патриотом сегодня?»

Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте.

Цель: оценка коммуникативных качеств и эффективности речи

БРЕГЕТ

Однажды зимой офицеры гусарского полка собрались у ротмистра фон Ашенберга на именины. Среди прочих был в этой компании поручик Чекмарев, общий любимец и баловень. Веселый, щедрый, ловкий, красавец собою, великолепный танцор и наездник — словом, чудесный малый. Кроме того, он был очень богат и его кошелек всегда был в общем распоряжении.

Кто-то, вспомнил, что накануне граф Ольховский ездил к помещику играть в карты. Оказалось, что он выиграл полторы тысячи деньгами, каракового жеребца и золотые часы-брегет. Ольховский эти часы сейчас же и показал. Старинные часы, с резьбой, с украшениями, и если сверху надавить пуговку, то они очень мелодично прозвонят, сколько четвертей и который час. Ольховский немного заважничал.

— Это, — говорит, — очень редкая вещь. Я ее ни за что из рук не выпущу. Весьма вероятно, что подобных часов во всем свете не больше двух-трех экземпляров.

Чекмарев на это улыбнулся.

— Напрасно вы такого лестного мнения о ваших часах. Я вам могу показать совершенно такие же. Они вовсе не такая редкость, как вы думаете.

Ольховский недоверчиво покачал головой:

— Где же вы их достанете? Простите, но я сомневаюсь… 
— Как вам угодно. Хотите пари? —С удовольствием… Вдруг есаул Сиротко ударил себя по лбу и воскликнул: 
— Братцы мои! А ведь я совсем было забыл, что у меня нынче приемка обоза. Удирать надо, ребята. К восьми часам надо быть непременно. Ольховский, который час? Позвони-ка!

Ольховский стал шарил по карманам. Вдруг он проговорил озабоченным тоном:

— Вот так штука!.. 
— Что такое случилось? — спросил фон Ашенберг. 
— Да часов никак не найду. Сейчас только положил их около себя, когда снимал ментик. — А ну-ка, посветите, господа.

Зажгли огонь, принялись искать часы, но их не находилось. Всем почему-то сделалось неловко.

Искали около четверти часа и совершенно бесплодно. Ольховский, растерянный, сконфуженный, повторял ежеминутно:

— Ах, господа, да черт с ними… да ну их к бесу, эти часы, господа…

Но ротмистр Иванов прикрикнул на него:

— Дурак! Наплевать нам на твои часы. Понимаешь ли ты, что прислуги здесь не было?

Наконец офицеры сбились с ног в поисках и сели вокруг стола в томительном Молчании. Майор Кожин тоскливо обвел товарищей глазами и спросил еле слышно:

— Что же теперь делать, господа? 
— Ну, уж это ваше дело, что делать, майор, — сурово сказал Иванов. — Вы между нами старший… А только часы должны непременно найтись.

Было решено, что каждый позволит себя обыскать, и все поочередно были обысканы. Остался один только Чек-марев.

— Ну, Федюша, подходи… что же ты? — подтолкнул его с суровой и грустной лаской Иванов.

Но тот стоял, плотно прислонившись к стене, бледный, с вздрагивающими губами, и не двигался с места.

— Ну, иди же, Чекмарев, — ободрял его майор Кожин. — Видишь, все подходили…

Чекмарев медленно покачал головой. Он с трудом выговорил:

— Я… себя… не позволю… обыскивать…

Ротмистр Иванов вспыхнул:

— Как, черт возьми? Пять старых офицеров позволяют себя обыскивать, а ты нет? Что же ты, лучше нас всех? Сейчас подходи, Федька, слышишь?

Но Чекмарев опять отрицательно покачал головой.

— Не пойду, — прошептал он.

Было что-то ужасное в его неподвижной позе, в мертвенном взгляде его глаз и в его напряженной улыбке. Иванов вдруг переменил тон и заговорил таким ласковым тоном, какого никто не мог ожидать от этого грубого солдата:

— Федюша, голубчик мой, брось глупости… Ты знаешь, я тебя, как сына, люблю… Может быть, ты как-нибудь… ну, знаешь, из-за этого дурацкого пари… понимаешь, пошутил… а?

Вся кровь бросилась в лицо Чекма-реву и сейчас же отхлынула назад. Губы его задергались. Он молча, с прежней страдальческой улыбкой покачал головой.

— В таком случае знаете, поручик… мы хотя и не сомневаемся в вашей честности… но, знаете… вам как-то неловко оставаться между нами…

Чекмарев пошатнулся. Казалось, он вот-вот грохнется на пол. Но он справился с собой и, поддерживая левой рукой саблю, глядя перед собой неподвижными глазами, точно лунатик, медленно, прошел к двери. Офицеры безмолвно расступились, чтобы дать ему дорогу.

Фон Ашенберг позвал денщиков и приказал им убирать со стола. Все молчали, точно еще ожидали чего-то.

Вдруг денщик хозяина воскликнул:

— Часы!

Все бросились к нему. Действительно, на полу, под котелком, лежал брегет Ольховского.

— Черт его знает, — бормотал смущенный граф, — должно быть, я их как-нибудь нечаянно ногой, что ли, туда подтолкнул.

Офицеры вышли на крыльцо. Какой-то человек быстро бежал к дому. Это оказался денщик поручика Чекмарева. Солдат был без шапки и казался страшно перепуганным. Еще на ходу он закричал, еле переводя дух:

— Ваше благородие, несчастье!.. Поручик Чекмарев застрелился!

Офицеры кинулись на квартиру Чек-марева. Двери были не заперты. Чекмарев лежал на полу, боком. Весь пол был залит кровью, большой дуэльный пистолет валялся в двух шагах…

На письменном столе лежала записка, придавленная сверху золотыми часами. Брегет был, как две капли воды, похож на часы графа Ольховского. Содержание записки было таково: «Прощайте, дорогие товарищи. Клянусь богом, что я не виновен в краже. Я только потому не позволил себя обыскать, что в это время в кармане у меня находился точно такой же брегет, как и у графа Ольховского, доставшийся мне от моего покойного деда. К сожалению, не осталось никого в живых, кто мог бы это засвидетельствовать, и потому мне остается выбирать только между позором и смертью. В случае, если часы Ольховского найдутся и моя невйновость будет таким образом доказана, прошу ротмистра Иванова все мои вещи, оружие и лошадей раздать на память товарищам, а самому себе оставить мой брегет».

(По А. Куприну) 

Итоговая контрольная работа

Вариант I
1. Приведите в соответствие стили речи и сферы их использования:
Стиль Сфера использования:
научная и учебная литература
Официально-деловой 
агитация, пропаганда, критика
Художественный
Разговорный 
2. Определите стиль и докажите справедливость своего суждения.
При телепатии получатель, или перципиент, должен, не прибегая к своим органам чувств, узнавать о том, что думает отправитель, или индуктор. При этом обычно подразумевается, что никаких специальных действий индуктор не производит. Иначе говоря, его мысли, желает он того или нет, становятся известными получателю без всяких усилий, направленных на передачу сообщения. (Ч.Хэнзел)
3. Подберите лексические значения следующим заимствованным словам, используя толкования, данные в скобках:
1.Палитра, 2.депозит, 3.дерматин, 4.бумеранг, 5.корнпапир, 6.реверс, 7.триумф, 8.ветеран, 9.мавзолей, 10.календарь.
( )Выдающийся, блестящий успех, победа; ( )подбор цветов; ( )большое надгробное архитектурное сооружение, памятник; ( )вид искусственной кожи; ( )метательное орудие; ( )система исчисления времени, основанная на периодических явлениях природы; ( )бывалый, опытный воин; ( )денежные средства или ценные бумаги, помещаемые для хранения в кредитные учреждения; ( )бумага с зернистым строением поверхности; ( )оборотная сторона медали, монеты).
4. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу, сохраняя заданный тип текста (описание, повествование или рассуждение) и озаглавьте его.
Раннее утро. Чуть брезжит рассвет. В комнате мягкий обволакивающий полумрак. Я подхожу к окну: дух захватывает от чудесной картины зимнего утра…

Вариант II
1. Покажите схемы параллельной и цепной (последовательной) связи предложений в тексте, поясните их.
2. Определите стиль и докажите справедливость своего суждения.
Прошу вашего согласия на произведение ремонтных работ по устранению неполадок в работе телефонной сети. Ремонтные работы будут проводиться в течение 2-х дней. Организация, производящая ремонт телефонных линий, гарантирует выполнение ремонтных работ качественно и в срок.
3. Исправьте тексты, заменяя повторяющиеся слова в целях разнообразия синонимами.
Мы говорим, что мы умны, а старики говорят: нет, мы умнее вас были. А сказка говорит, что когда еще наши деды не учились, а родители не родились, в некотором царстве, в некотором государстве жил-был такой старичок, который трех своих сыновей научил грамоте и всему книжному.
4. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу, сохраняя заданный тип текста (описание, повествование или рассуждение) и озаглавьте его.
Дайте-ка вспомнить, как это было… Я сижу на своем любимом месте у окна. Идет урок истории. Учитель вещает что-то мудрое и очень умное. Мне тоскливо и одиноко. И вдруг…

Как подготовиться
к изложению.

1.    Прочитай
внимательно текст.

2.    Определи
его тему (о чём говориться в тексте).

3.    Определи
его основную мысль (что главное хотел сказать автор).

4.    Составь
план.

1) Раздели текст на части.

2) Выдели главное в каждой части.

3) Озаглавь каждую часть.

5. Найди в тексте опорные слова и
словосочетания.

6. Выпиши трудные слова. Найди слова на
правила. Подумай, как объяснить их написание.

7. Ещё раз внимательно перечитай текст.
 Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.

8. Напиши изложение.

9. Проверь работу.

Как
написать элемент сочинения

Элемент
сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного
вами изложения.

1.    
Внимательно
прочитайте вопрос.

2.    
Продумайте
и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)

3.    
Подберите
и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на
каждый пример-аргумент)

4.    
Сформулируйте
и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)

5.    
Еще
раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения,
исправьте допущенные ошибки.

6.    
Запишите
элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.

Речевые клеше для элемента сочинения

Речевые
клише для вступления:

  • Наверное,
    каждый человек не раз задумывался о том, …
  • Я
    не раз задумывался о том, …

Речевые
клише для введения аргументов:

  • Во-первых,…во-вторых,…
  • С
    одной стороны…, с другой стороны…
  • Следующий
    / еще один пример…
  • Приведем,
    например, такой факт…
  • Насколько
    я знаю,…
  • По
    данным специалистов….
  • Как
    говорится в пословице…

Речевые
клише для вывода

  • Исходя
    из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
  • Исходя
    из приведенных аргументов…
  • Таким
    образом …
  • Следовательно

Как подготовиться
к изложению.

5.    Прочитай
внимательно текст.

6.    Определи
его тему (о чём говориться в тексте).

7.    Определи
его основную мысль (что главное хотел сказать автор).

8.    Составь
план.

1) Раздели текст на части.

2) Выдели главное в каждой части.

3) Озаглавь каждую часть.

5. Найди в тексте опорные слова и
словосочетания.

6. Выпиши трудные слова. Найди слова на
правила. Подумай, как объяснить их написание.

7. Ещё раз внимательно перечитай текст.
 Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.

8. Напиши изложение.

9. Проверь работу.

Как
написать элемент сочинения

Элемент
сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного
вами изложения.

7.    
Внимательно
прочитайте вопрос.

8.    
Продумайте
и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)

9.    
Подберите
и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на
каждый пример-аргумент)

10. Сформулируйте
и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)

11. Еще
раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения,
исправьте допущенные ошибки.

12. Запишите
элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.

Речевые клеше для элемента сочинения

Речевые
клише для вступления:

  • Наверное,
    каждый человек не раз задумывался о том, …
  • Я
    не раз задумывался о том, …

Речевые
клише для введения аргументов:

  • Во-первых,…во-вторых,…
  • С
    одной стороны…, с другой стороны…
  • Следующий
    / еще один пример…
  • Приведем,
    например, такой факт…
  • Насколько
    я знаю,…
  • По
    данным специалистов….
  • Как
    говорится в пословице…

Речевые
клише для вывода

  • Исходя
    из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
  • Исходя
    из приведенных аргументов…
  • Таким
    образом …
  • Следовательно

up

Поиск по сайту

Конспект урока на тему: «Контрольное сжатое изложение №2 с элементами сочинения.» (10 класс)

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор: Баранова Виктория Анатольевна

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 29.29 Kb
Количество скачиваний: 186

Скачать

Просмотров: 304

Похожие материалы

  • Урок русского языка на тему «Подготовка к написанию сочинения- рассуждения» (11 класс)
  • 6 класс тема: «Устаревшие слова. Архаизмы и историзмы»
  • Урок на тему «Сложные союзные и бессоюзные предложения»
  • Урок русского языка на тему «Путешествие Гулливера» 7 класс
  • План-конспект урока литературное чтение на тему:»Серебряное копытце . Бажов П.П. «
  • Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование гласных в корне слова» (5 класс)
  • Конспект урока по русскому языку на тему «Употребление букв ё(е)-о после шипящих и ц» (6 класс)
  • Технологическая карта 6 класс заимствованные слова
  • Конспект урока по литературе на тему «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как гимн любви и верности».
  • Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Гласные Е, И в суффиксах существительных –ЕК, -ИК.

Обучение написанию сжатого изложения с элементами сочинения – рассуждения «Самая большая ценность народа – его язык

Автор: Насадюк Елена Анатольевна

Организация: МБОУ СОШ №5

Населенный пункт: г. Мурманск

Тема нашего урока «Обучение написанию сжатого изложения с элементами сочинения – рассуждения «Самая большая ценность народа – его язык».

Ключевые слова: сжатое изложение, сочинение – рассуждение.

Цель урока: отработать алгоритм написания вторичного текста на основе данного, создание собственного текста с соблюдением всех композиционных частей текста – рассуждения.

Начать урок хочу с показа фильма из детского журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»

— Почему я решила начать урок с просмотра этого фильма? Соотнесите с темой вашего будущего сочинения.

— Понятен ли вам рассказ мальчика?

— Как герой артиста Мишулина воспринял этот рассказ?

— Отрывок из какого произведения постарался воспроизвести на подростковом сленге мужчина?

— Давайте вспомним оригинал.

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко осветиться в водах. Зеленокудрые! Они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! Ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает – и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и издревле разломанные горы. Свесившись, силятся закрыть его, хотя длинною тенью своею, — напрасно! Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом средь ночи, как средь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человеческое око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхивает будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире! Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат, и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир – страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали.

— Думаю, нет смысла спрашивать, какой вариант

лучше.

Я не случайно начала урок с просмотра фильма. К сожалению, речь современного

школьника далека от идеала. Сленговые слова и выражения преобладают в ней. Почему мы так говорим?

Недавно во время нашей беседы о культуре речи я предложила анкету.

Вопросы анкеты и результаты:

  • Знаю, что такое школьный сленг (85%)
  • Употребляю сленговые слова в речи, потому что

    • это модно (63%)
    • делают речь понятной для других (80%)
    • помогают преодолеть недостаток слов в млей речи (55%)
  • Когда стану взрослым, буду употреблять сленговые слова (92%)
  • Хочу, чтобы мои дети владели грамотной, чистой речью (100%)

Какие выводы вы можете сделать по результатам анкетирования?

Мы хотим, чтобы наши дети говорили грамотно, образно, чисто, но сами не хотим

достичь этого.

Сегодня мы будем учиться говорить красиво, правильно, логично.

Помогут нам в этом такие виды работы, как сжатое изложение и написание сочинения – рассуждения. За основу нашей работы я взяла текст академика Лихачева «Русский язык».

Слушать выступления этого человека было величайшим наслаждением для всех, кто любит родной язык. Его речь всегда была прекрасной, потому что в ней обнаруживалось глубокое уважение и любовь к слушателю и собеседнику.

В 2000 году в статье «О русском языке письменном и устном, старом и новом»

Дмитрий Сергеевич писал о русском языке:

Русский язык

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Мысли наши формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетий, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке : « …Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив.

— Фрагмент статьи перед вами.

— Прочитайте текст про себя.

— Выразительное чтение текста.

Работа с текстом.

— Какова тема этого текста?

— Основная мысль текста.

— Сколько микротем в тексте? Составляем план.

— Работа с таблицей.

План

Ключевые слова

1.

2.

3.

4.

В первую колонку вносим пункты плана, во вторую – ключевые

слова, которые помогут вам передать микротему.

— Приемы сжатия.

— Зачем мы учимся сжимать текст?

— Лексическая работа (моральный облик).

— Работа над сочинением – рассуждением.

— Вспомните композицию.

— Можем ли мы сказать, что текст Лихачева – это рассуждение?

— Нам предстоит создать свой текст на тему «Самая большая ценность народа – егоязык».

— Чем эта фраза будет в вашем сочинении?

— Работа с рабочим листком.

Самая большая ценность народа – его язык.

Тезис:

Цитаты

Аргументы

1.Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
К. Г. Паустовский

2. Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением
от нечего делать, а насущной необходимостью.
А. И. Куприн

3. Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.
М. М. Пришвин

4. Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
М. Горький

5. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
К. Г. Паустовский

Вывод:

Пишем тезис.

— Теперь нам надо собрать аргументы, доказательства, подтверждающие тезис.

— Расширяем доказательную базу, работаем с высказываниями писателей.

Анализ высказываний, запись основной мысли.

— Прочитайте записанное. Можем ли мы считать это доказательством нашего тезиса?

— Проговорим две композиционные части нашего будущего сочинения.

— Третья часть – вывод. Предложите свои варианты.

  1. Дома вам предстоит оформить сочинение.
  2. Подведение итогов.

Сегодня мы отрабатывали алгоритм написания сжатого изложения и сочинения – рассуждения по предложенной теме.

— Какие знания, умения вы сегодня приобрели?

— Понадобятся они вам в жизни? При изучении других дисциплин?

10. Звучит стихотворение В. Шефнера «Устная речь».

Список литературы:

  1. Д.С. Лихачев. Статья «О русском языке письменном и устном, старом и новом».
  2. Сборник цитат о русском языке.
  3. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  5. Словарь основных этических понятий и терминов.

Приложения:

  1. file0.doc.. 54,5 КБ

  2. file1.docx.. 11,5 КБ

Опубликовано: 15.10.2019

Урок русского языка в 10 классе

Тема: Изложение

Цели: углубить знания учащихся по развитию речи

Задачи: продолжить обучение учащихся написанию изложения,

формировать умения: развитие связной речи учащихся, последовательное изложение текста, правильное оформление работы (составление плана),

прививать учащимся творческую инициативу, интерес к учению, истории, литературе.

Наглядность: презентация к уроку

Ход урока:

I.        Оргмомент.

II.        Целеполагание: работа над изложением по отрывку произведения Ч.Айтматова.        

III.        Формирование новых знаний.

  1. Просмотр презентации (слайд 1 – 3)
  2. Знакомство с текстом.

У кладбища Ана-Бейит  была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.

                Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритьё головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матёрого верблюда. Освежёвывая  верблюжью шкуру, первым делом отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, её тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями, наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.

                Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять – шесть шири. После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там, в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленных попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.

                И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой. (327 слов)

                                                                                        (Ч.Т.Айтматов)

  1. Работа по тексту
  1. Озаглавьте текст. Сформулируйте его основную мысль. Определите тип речи. Назовите ключевые слова.

УЧАСТЬ МАНКУРТА. САРОЗЕКСКАЯ ЛЕГЕНДА.

  1. Дайте толкование современного употребления слова манкурт. Как возникло значение этого слова? (слайд 4 – 6)

манкурт — м. Тот, кто забыл свое прошлое, отказался от своих национальных обычаев, традиций, ценностей, потерял нравственные ориентиры. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000

«Если сделать экскурс в историю, то слово манкурт, возможно, восходит к древнетюрскому munqul „неразумный, глупый, лишенный рассудка“.

В современном киргизском языке встречается слово munju в значении „калека (без руки или рук, без ноги или ног)“, то есть изувеченный человек.

 В монгольском языке находим форму „мангуу“, фиксируемую в двух значениях: 1. тупой, глупый, слабоумный,

        2. идиот, от которого образуется глагол мангуурах- «становится глупым, тупым».

 Учитывая взаимопроникновенность и взаимовлияние монгольского языка на киргизский, можно утверждать, что слово манкурт заимствовано из этого языка.

Но данная лексема может толковаться с различными смысловыми оттенками. Возможно, слово манкурт могло образоваться и путем слияния двух древнетюркских корней man- „надевать пояс, опоясываться“ и qurut- „высушенный“, то есть человек, на голову которого надевается пояс и высушивается»

  1. Составьте план (слайд 7)

План.

1. Жестокое обращение жуаньжуанов с пленными воинами.

2. Счастливый исход рабства.

3. Превращение раба в манкурта:

                а) бритьё головы захваченного в боях молодого воина;

                б) надевание на голову жертвы шири;

                в) последствия страшной пытки.

4. Отношение близких людей к манкуртам.

IV.        Применение новых знаний.

         Написание изложения

V.        Домашнее задание: прочитать произведение Ч.Айтматова «И дольше века длится день»        (слайд 8)  

Изложение с элементами сочинения

Русский язык

8 класс

Цели: 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков (работа с текстом), изложение предложенного текста и сочинение собственного.

2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты-рассуждения, способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей.

3. Содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей.

Оборудование:

1 Текст изложения

2 Раздаточный материал:

— текст для индивидуальной работы;

— листы с речевым клише.

Ход урока.

I Мотивационно-целевой этап.

1 Выход на тему урока.

— На каких уроках вы раскрываете свои творческие способности?

— Что получится как результат деятельности на уроке?

— Какова главная цель изложения?

— Как вы понимаете « элементы сочинения»?

II Операционно-познавательный этап.

1 Анализ заглавия текста.

Молодость-вся жизнь.

— Можно ли в заглавии выделить ключевые слова? Почему?

2 Свободное письмо

— Предположите, о чем будет текст?

— Выразите свое отношение к проблеме. (на выбор)

а) обдумывание;

б) написание;

в) обсуждение в паре;

г) выбор:

д) озвучивание.

3 Проверка опережающего задания.

а) информационное сообщение.

Автор этого текста Д.С.Лихачев. Это выдающийся ученый, филолог, академик. Ученики вашего класса получили задание: по указанным сайтам собрать материал по биографии Д.С.Лихачева.

б) сообщение ученика о биографии Д.С. Лихачева

в) представление книги « Письма о добром и прекрасном», обобщающее слово учителя с рекомендациями для индивидуального чтения.

Текст нашего изложения — это одно из писем.

4 Чтение текста изложения.

Способ работы с текстом выбираете сами.

( для аудиалов- вслух, для визуалов- текст на партах)

Молодость-вся жизнь.

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе.

Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость-это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Неразделенная радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — работа вечно будет доставлять радость. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: « Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

(193 слова) (по Д.С.Лихачеву)

5 Преподавательский опрос.

(Восприятие текста)

— Какие чувства вызвал у вас текст?

— Как вы относитесь к высказыванию Д.С. Лихачева?

— Какую основную мысль можно выделить в тексте?

— Что вы хотели бы высказать по поводу данной темы?

— Как вы поняли предложение « Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно»?

6. Повторное чтение текста с попутной фиксацией ключевых слов.

1. взрослая жизнь

иная обстановка

оказалось иначе

2. сверстники

друзья молодости

круг знакомых

3. подлинные друзья

время сближений

настоящая дружба

неразделенная радость

пора несчастий

4. берегите молодость

ничто не проходит бесследно

человеческое счастье

5. Береги честь смолоду.

поступки, совершенные в молодости

хорошие и дурные

7. Переосмысление ключевых терминов.

-Покажите соотношение, взаимосвязь ключевых слов текста.

8.Лингвистический анализ текста с использованием записанных слов.

— Какова тема письма?

— Какую основную мысль утверждает автор?

— Что выражено в заглавии — тема или идея? Обоснуйте свой ответ.

— В каком стиле написан текст? Докажите.

( Публицистический стиль: воздействие на человека; структура предложений, примеры из жизни)

— Найдите то место в тексте, после которого особенно захотелось читать текст. Аргументируйте свой ответ.

(«оказалось все иначе»)

— Определите тип речи, которым написано письмо? (рассуждение)

— Найдите в тексте подтверждение правильности вашего мнения.

(Попутная фиксация на доске формулы: Р= тезис +аргументы- вывод)

— Тезис: «Друзья молодости оказались самыми верными»

— Аргументы:

«Настоящая дружба помогает в горе и радости»

« Горе человеку, если он один»

« Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно» «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь»

— Перечитайте авторский вывод? Согласны ли вы с ним?

( «Берегите честь смолоду».

«В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости»)

— Поделитесь, что добавите?

— Кому адресуете письмо?

9.Орфографическая работа.

а) — Какие слова из текста, возможно, вызовут у вас затруднение?

( проговаривание слов)

— Обратите внимание на предложение:

Неразделенная радость — не радость.

б)- Те, у кого на парте есть цветные листочки, могут ими пользоваться в случае затруднения.

10. Итоговое чтение текста.

-Итак, минута особого внимания.

11. Написание изложения с элементами сочинения.

III.Рефлексивно-оценочный этап.

— Что узнал о себе, о собственных возможностях?

— Над чем задумался, работая над текстом?

— Над чем задумался по окончании урока?

Приложение

Речевой помощник

Дорогой друг!

  1. Если ты встретишь затруднение по одному из вопросов текста, обратись к речевому клише. Вставь пропущенные слова.

Почему надо беречь друзей?

Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в …, и в … .Человека портит счастье, если он переживает его … .

Горе человеку, если … … .

В чем ценность молодости?

Цените всё хорошее, что приобрели в молодости. Ничто из приобретенного в … не проходит бесследно. Хорошие навыки …облегчат …, дурные … .

  1. Будь внимателен при написании следующих слов:

Университет

Сверстник

Приобретать

Опять-таки

Бесследно

Смолоду

Неразделенная радость – не радость.

  • Изложение с элементами сочинения рассуждения зима
  • Изложение с элементами сочинения пример
  • Изложение с элементами сочинения по роману отцы и дети
  • Изложение с элементами сочинения обыкновенный человек 8 класс
  • Изложение с элементами сочинения о милосердии