Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация. Изо.3 класс. «Сказка о царе Салтане. Иллюстрирование.»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов
- Сейчас обучается 219 человек из 52 регионов
- Курс добавлен 11.11.2022
- Сейчас обучается 134 человека из 45 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Иллюстрирование сказки
А.С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 054 686 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 17.12.2017
- 1000
- 1
- 17.12.2017
- 1047
- 4
- 17.12.2017
- 389
- 0
- 17.12.2017
- 656
- 0
- 17.12.2017
- 428
- 2
- 17.12.2017
- 583
- 0
- 17.12.2017
- 514
- 0
- 17.12.2017
- 1099
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
-
Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
-
Курс повышения квалификации «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
-
Скачать материал
-
17.12.2017
7439
-
PPTX
2.1 мбайт -
461
скачивание -
Рейтинг:
3 из 5 -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Гинзбург Наталья Алексеевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 2 месяца
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 34950
-
Всего материалов:
18
Презентация 3 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ Тунглакова Дарья 2 «Д» курс.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ Тунглакова Дарья 2 «Д» курс
2
Иллюстрация — рисунок, раскрывающий содержание литературного произведения. Иллюстратор — художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.
3
4
Художник- иллюстратор Иван Яковлевич Билибин
5
Иллюстрация к сказке «Конек -Горбунок»
6
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
7
8
9
Лента времени Выбор невесты. Обман царя. Царица с сыном в бочке по морю. Чудесное спасение. Град на острове Буяне.
10
Выбор невесты
11
Царица с сыном в бочке по морю.
12
Град на острове Буяне
13
Этапы выполнения рисунка Выбрать расположение листа. Тонкими линиями проводим линию горизонта. Определить расположение главных героев рисунка. Отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы. Тонкими линиями прорисовываем детали предметов, соразмеряя их пропорции.
14
15
Источники ресурсов E0%EA%E5_%E8_%F0%FB%E1%EA%E5 E0%EA%E5_%E8_%F0%FB%E1%EA%E5 – материал из Википедии интернета jpg — иллюстрация jpg jpg — иллюстрация jpg jpg — jpg иллюстрация jpg — иллюстрация jpg -multfilmov-imeninyi-serdtsa-3-dvdrip_scene48. jpg — иллюстрация -multfilmov-imeninyi-serdtsa-3-dvdrip_scene48. jpg иллюстрация jpg — иллюстрация
Хлопянова Татьяна Витальевна изобразительное искусство
Учитель начальных классов 3 класс
МОУ «СОШ№14»
г. Новомосковска
Тульской области
Тема урока: Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. Рисование сказочных сюжетов (карандаш)
Тип урока: интегрированный.
Метод обучения: аудиовизуальный.
Роль и место темы в курсе: Данный урок входит в раздел «В мире сказок» и является вторым уроком данного раздела.
Данному уроку предшествовала тема (в соответствии с календарно-тематическим планированием): Беседа «Сказка в произведениях русских художников».
За изучаемой на данном уроке темой «Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. Рисование сказочных сюжетов (карандаш)» следует тема: «Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. Рисование сказочных сюжетов (гуашь)»
Формы организации учебной деятельности:
-
Групповая
-
Фронтальная
Цель урока: Создание карандашного наброска иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина.
ЗАДАЧИ УРОКА |
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ |
Организовать поисковую деятельность учащихся для ознакомления с творчеством художников-иллюстраторов. Способствовать проявлению различных видов творчества у детей, умений простейшими средствами передавать основные события сказки, умений находить яркие характеристики музыкальных и художественных образов |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ |
Формирование учащимися умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. Пробуждение интереса детей к творчеству художников-иллюстраторов. |
РАЗВИВАЮЩАЯ |
Стимулировать работу учащихся по расширению словаря эмоций; развитию образной речи, развитию умений и навыков работы с разными источниками информации; развития воображения, творческих наклонностей. |
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
-
Компьютер, мультимедийный проектор.
-
Словарь: Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов; Под ред. Проф. Л.И.Скворцова. – 27-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2010. – 1360 с.
-
Изобразительный ряд: иллюстрации И.Я.Билибина, М.А.Куркина, Б.В.Зворыкина, репродукция картины М.А.Врубеля к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина;
-
Литературный ряд: отрывки из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.
-
Музыкальный ряд: музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» — фрагменты «Три чуда» и «Полет шмеля».
-
Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Особенности урока:
Урок с применением Информационно-коммуникационных технологий. Подходит для любого УМК.
Структура и содержание урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Форма деятельности |
1 |
Организационный момент |
Приветствует учащихся, настраивает на работу. |
Выполняют просьбы учителя. |
Фронтальная. |
2 |
Постановка темы урока |
Вводит в тему урока |
Распределяются по группам |
Фронтальная. |
3 |
Актуализация знаний. |
Задает вопросы по теме |
Отвечают на поставленные вопросы |
Фронтальная. |
4 |
Решение учебной задачи |
Организует работу по теме урока |
Решают учебную задачу через работу с подготовленным ранее материалом, с толковым словарём. |
Фронтальная Групповая |
5 |
Рефлексия. |
Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы. |
Формулируют выводы. |
Подводят итоги. |
Ход урока.
1. Организационный момент.
— приветствие класса
— проверка готовности к уроку
— организация рабочего места (класс разделен на группы).
2. Введение в тему урока.
Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о сказке, начатый на прошлом уроке. И, как вы знаете, сегодня мы отправляемся в «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди». Вы заранее разделились на группы. Каждая группа готовила свой материал к уроку. Я думаю, вам будет интересно узнать, что приготовили ваши товарищи. Итак, мы отправляемся в сказку.
3. Актуализация знаний учащихся.
Слайд 2. Александр Михайлович Куркин.
Учитель: Посмотрите на слайд. Это работа Александра Михайловича Куркина.
— Что изобразил художник?
— Художник здесь объединил героев так, что они не мешают друг другу: изображены и богатыри, и царевна в темнице тужит, и ступа у избушки на курьих ножках. Вдали виден чудный остров князя Гвидона. А вот и сам поэт пишет очередную сказку, которую нашептывает ему кот ученый.
— Работа Александра Михайловича Куркина не просто рисунок. Такие рисунки Александр Михайлович сделал к книге. А значит, это иллюстрации к сказке. Посмотрим в словари, что же означает слово «иллюстрация».
Иллюстрация – рисунок, иллюстрирующий текст, т.е. рисунок к тексту.
4. Работа с учебным материалом.
4.1 Анализ произведений изобразительного искусства. Материал по теме – сообщения учащихся с презентацией (подготовлено заранее).
— Каждая из групп выбрала для себя определенные фрагменты сказки, которые проиллюстрировали известные художники. Сегодня мы рассмотрим иллюстрации таких известных мастеров, как Иван Яковлевич Билибин, Александр Михайлович Куркин, Борис Васильевич Зворыкин и Михаил Александрович Врубель.
1 группа (слайд 3): — В 1905 г. была издана «Сказка о царе Салтане», иллюстрированная И.Я.Билибиным. Обложка книги украшена старинным орнаментом, напоминающим узор нарядной старинной парчи. А надпись, сделанная красивым стилизованным шрифтом, гласит: «Труд этот посвящаю русскому композитору Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову». Это не случайно. Овеянный светлыми образами героев, добротой сказки, певучим языком Пушкина русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков пишет оперу «Сказка о царе Салтане».
В своих иллюстрациях Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки. Одна из лучших иллюстраций – сказочный город (слайд 4). На него с радостным удивлением взирают князь Гвидон и его мать. А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом – радостная, чудесная. По нижнему краю листа идет орнамент, мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные вологодские кружева.
Учитель: — Прочтем отрывок о городе.
Дети читают текст сказки.
Д. Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Релаксация. Физминутка (слайд 5).
— Повторяйте глазами движения шмеля. А теперь закройте глаза и представьте, что вы летите вместе со шмелем.
Учитель: — Сейчас прозвучал музыкальный фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» — «Полет шмеля».
Учитель: — О каких трех чудесах рассказывается в сказке?
Дети: — О белке, тридцати трех богатырях и о царевне-лебеди.
Учитель: Чудо первое – белочка. Прочтем, как описывается она в сказке.
Дети: Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…
Учитель: — Значение каких слов непонятно? Найдите их в словаре.
Дети ищут значение слова «дьяк».
Дьяк — (от греч. diakonos — служитель) — начальник и письмоводитель канцелярии разных ведомств в России до 18 в. Руководили работой местных учреждений (съезжие избы) и приказов (начальник приказов или их помощники). Отсюда у Пушкина – дьяк приказный.
Учитель: Слово ребятам второй группы. А вы не только слушайте рассказ, но и музыку — отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Три чуда — белочка».
2 группа (слайд 6): Вот как увидел белочку замечательный и незаслуженно забытый художник-иллюстратор Борис Васильевич Зворыкин в 1925 г. Он превратил иллюстрацию в изысканный многоцветный орнамент. Оформление рамки и оборочные узоры на этой иллюстрации с большой определенностью восходят к традициям средневекового книжного оформления. С поразительным мастерством изобразил художник старинные костюмы, утварь. Борис Васильевич изобретательно, талантливо фантазировал, что и позволяло ему передать особую, праздничную атмосферу сказки. Цвет вместе с тщательной проработкой деталей придает рисунку характер узорчатого ковра.
Учитель: — Чудо второе – богатыри. Прочитаем о них.
Дети:
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит…
3 группа (слайд 7): Перед вами иллюстрация Александра Михайловича Куркина «Черномор и богатыри», выполненная в стиле палех. И снова музыкальное сопровождение из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Три чуда — тридцать три богатыря». Наиболее выразительно художник рисует море. Из моря поднимается отряд богатырей. Во главе их самый старший – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда. Море с крутыми вздыбившимися волнами «расплескалось в шумном беге». При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря.
Учитель: — Чудо третье – царевна-лебедь. Какой ее представил А.С.Пушкин?
Дети: …Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
4 группа (слайд 8): Какой же представляли себе царевну-лебедь художники? Посмотрите на доску. Перед вами репродукция картины Михаила Александровича Врубеля, крупнейшего русского художника конца XIX – начала ХХ в. Называется она «Царевна-лебедь». Вы видите сказочную волшебницу, скорее лебедя, чем человека. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях черноволосая и темноглазая царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом, с большой черной косой. Весь тон картины – голубовато-серебристый. А сопровождал показ фрагмент оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Три чуда – царевна-лебедь».
4.2. Словесное рисование.
Учитель: Ну а теперь каждая из групп выберет сюжет для своей иллюстрации. Это не обязательно должен быть фрагмент, о котором вы рассказывали.
— Как вы расположите лист для своей иллюстрации и почему?
— Что будет нарисовано и какого размера?
— Что будет главным в вашей иллюстрации, а что будет являться фоном и окружать персонажей?
— Сколько места отведено для изображения земли, неба?
— Вы выбрали интересные композиции к этим сюжетам. Особенно мне нравится, что вы избрали совершенно особые, оригинальные приемы показа характера героев.
4.3. Педагогический рисунок.
— Художники очень тщательно обдумывают формат иллюстраций. Обратите и вы внимание на то, как лучше будет смотреться ваша композиция – в вертикальном или горизонтальном формате. Я выбрала рисунок белочки. Значит, лист я расположу … (вертикально). Правильно, располагаю лист по вертикали. Теперь нужно вспомнить о композиционном расположении главных персонажей сказки – они должны быть расположены в центре вашей работы. Намечаю линию пола ниже середины листа. Определяю размеры и форму домика. Уточняю строение домика. Тут же определяю пропорции белочки. Голова белочки похожа на … (круг), туловище на … (овал), хвост… (овал). Дополняю домик декоративными элементами. Прорисовываю лапки, орешек, мордочку белочки. Украшаю домик дополнительными элементами, рисую рядом горку изумрудов и золотых скорлупок. Вот и все – рисунок закончен.
4.4. Самостоятельная работа учащихся.
— В работе постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемого объекта, но и ваше отношение к нему.
5. Итог урока.
Учитель: Поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя для этого предложения:
— Мне стало известно, что…
— Меня особенно привлекло и заинтересовало…
Дети делятся впечатлениями.
— На следующем уроке мы продолжим оформление иллюстрации в красках.
– Сказки Пушкина не оставляют равнодушным никого.
– Какими словами заканчивается сказка?
Дети: Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил (слайд 9).
Учитель: Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь «обмочили усы», то есть совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта.
Используемые источники
-
богатыри: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/26/596/26596069_1212752730_saltan08.jpg
-
Диск. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты и игрушки. Аудиопособие «Слушаем музыку» к программе «Музыкальные шедевры»/Составитель: О.П. Радынова. Производитель: Москва, 2009 г. Формат: МР3
-
Иллюстрации (к слайдам 3,4,6): «Чудный остров. Мать и сын», «Обложка к сказке» И.Я.Билибина 1905 г.; «Белочка» Б.Зворыкина 1925г. – Беседы об искусстве: Пособие для учителей начальных классов. – Москва: Просвещение, 1979 г. – 183с.
-
корабль – http://open.az/uploads/posts/2009-02/1233776838_img-71db1.jpg
-
Рамки – стандартные из коллекции Microsoft offices
-
сказки Пушкина: http://s46.radikal.ru/i113/1006/d2/90687c02d897.jpg
-
царевна-лебедь: http://art.1september.ru/2006/20/no20_75.jpg
-
шмель: http://www.gifpark.su/Gifs/ANIMALS/Bee10.gif
9
Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане лебедь
Сказка о царе Салтане иллюстрации рисунки
Сказка о царе Салтане белка
Иллюстрация к сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане
Иллюстрации к произведениям Пушкина сказка о царе Салтане
Пушкин а.с. «сказка о царе Салтане»
Рисунок к сказке о царе Салтане
Рисунок к сказке о царе Салтане
О царе Салтане лебедь
Сказки Пушкина рисунки
Царевна лебедь о царе Салтане
Сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане
Белка из сказки о царе Султане
Сказка о царе Салтане иллюстрации рисунки
Иллюстрация к сказке о царе Салтане
Писувнки к сказке о царе Салтане
Иллюстрации к сказкам Пушкина о царе Салтане детские
Детские иллюстрации к сказке о царе Салтане
Сказка о царе Салтане Коршун
Сказка о царе Салтане лебедь рисунок
Детские рисунки к сказке о царе Салтане Пушкина
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане 2 класс
Рисунок к сказке о царе Салтане
Иллюстрации к сказке о царе Салтане Пушкина 33 богатыря
Сказка о царе Салтане белкааскраска
Гвидон и лебедь
Детские рисунки к сказкам Пушкина
Иван Билибин Царевна лебедь
Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане лебедь
Сказка о царе Салтане белка
Раскраски сказки Пушкина о царе Салтане
Сказка о царе Салтане раскраска
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане 1 часть
Нарисовать царя Берендея
Сказка Пушкина о царе Салтане
Рисование сказки
Лебедь детский рисунок
Иллюстрации к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане 3 класс
Булка из сказки о царе Салтане
Царевна лебедь Пушкина
Сказка о царе Салтане белка с орешками
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане для детей
Царевна рисунок
Рисование в детском саду сказка о царе Салтане
Сказка о мёртвой царевне расскраска
Сказка о царе Салтане Царевна лебедь рисунок
Ладья царя Салтана
Звездочет Пушкин золотой петушок
Рисунок к сказке о царе Салтане
Билибин Царевна лебедь
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане белка
Царевна лебедь
Рисунок из сказки о царе Салтане
33 Богатыря из сказки о царе Салтане
Рисунок к сказке о царе Салтане
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане лебедь
Сказка о царе Салтане
Иллюстрация к сказке о царе Салтане три девицы под окном
Рисунок к сказке царь Гвидон
Иллюстрации к сказке о царе Салтане Пушкина раскраски
Программа
РИТМ «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» УМК «Изобразительное искусство». 1 – 4 классы. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина
Предмет
Изобразительное искусство
Класс
3
Продолжительность урока
45 минут
Тема урока
Иллюстрирование. «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.
Цель и задачи урока:
Цель: познакомить с творчеством русских художников – сказочников (В. Конашевич, В.Билибин), дать основные понятия об иллюстрации и научить изображать главного героя сказки.
Задачи:
Образовательная: формировать умения построения композиции рисунка, определять сюжет, цель и содержание, выделение главного в иллюстрации .
Воспитательная: расширять знания о роли художника – иллюстратора в оформлении сказок, и их вклад в развитие литературы и искусства;
Развивающая: развитие мелкой моторики рук, интерес и любовь к чтению, наблюдательности, зрительной памяти и воображения.
Тип урока
Изложение нового материала и закрепление его самостоятельной работой.
Формы и методы работы на уроке
Объяснительно – иллюстративный, метод наблюдения и сравнения. Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Межпредметная связь
Литература, технология, музыка.
Оборудование
Для учителя:
Мультимедийное оборудование: конспект урока, презентация к уроку, музыка для фона.
Карандаши, кисти, магниты для доски и самооценки; емкость с водой, гуашь, формат А2, салфетка, палитра.
Для учащегося: ватман, цветная бумага, гуашь, кисти (средняя и тонкая), емкость с водой, тряпочка, палитра, клей, ножницы;
Ожидаемые результаты
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: проявлять интерес к иллюстрированию сказок; формирования умения выражать положительное отношение к процессу во время самостоятельной работы.
Предметные: знакомятся со способами работы с красками, учатся поэтапно выполнять в цвете тематическую композицию.
Метапредметные:
Регулятивные: учиться анализировать образец при работе, поэтапно выполнять работу над тематической композицией используя различные приемы изображения, организовывать рабочее место для работы, контролировать свои действия при работе с красками;
Познавательные: открывают новые знания и умения, учиться использовать практические упражнения для открытия новых знаний; оценивают свой результат деятельности.
Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, научить слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, приводить свои аргументы.
Этап, время
Методы,
приемы
Содержание урока
Деятельность учащихся
Метапред-метные результаты
1. Орг. момент
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
приветствуют учителя
Умение сконцентрироваться на работу
2. Мотивационный (повто-рение ранее изученного)
Фронтальный опрос
Слайд №1 музыкальный фон
Помните, как в детстве, когда вы еще не умели читать, вы рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев? Совершая путешествие по дорогам сказок красочные картинки помогали нам понять характеры героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные.
И сегодня мы с вами узнаем, как художники в своих произведениях создают образы сказочных персонажей в произведениях живописи.
активно слушают,
отвечают на вопросы, оценивают свои знания
умение пользоваться полученной информацией
3. Знакомство с новым материалом
Эвристический вопрос
схема-опора
Слайд №2
Обратите внимание на выставку
Кто может сформулировать тему и задачу нашего урока?
Тема нашего урока: ««По дорогам сказки».
Цель:
— познакомиться с выразительными средствами, которые помогают выявить характерные черты главных героев;
-как с помощью композиции передать образы главных героев;
— Выполнить иллюстрацию к сказке.
А как выполняли иллюстрации знаменитые русские художники сказочники?
Слайд №4 Ива́н Я́ковлевич Били́бин (4 (16) августа 1876 — 7 февраля 1942) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель
Познакомимся с выразительными средствами, которые помогают художнику выявить характерные черты сказочных героев, как они используют композицию, передают передать отношение героев.
слайд №5 -Ребята, посмотрите перед вами изображение сестрицы Аленушки.
— Какие чувства вызывает у вас этот образ?
— Как художник добивается этого?
— Можно ли с помощью цвета передать эти чувства?
— Ребята, можно ли с помощью положения рук , наклона головы выразить характер героя?
— Теперь давайте рассмотрим иллюстрации всеми известной сказки «О царе Салтане». На что автор обращает больше внимания? (на передний план). Что художник расположил в центре картины? Какой горизонт использует художник (высокий, средний или низкий)
Слайды № 6,7
Чем притягивают сказочные образы героев, нарисованные художником? (яркость, декоративность) слайд №8
А как работает другой русский художник иллюстратор Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963)? Слайд №9
-Ребята, вспомните названия и автора любимых сказок, которые он иллюстрировал и назовите их?
Слайды №10 «Золушка»
Слайд №11 «Доктор Айболит»
Слайд № 12 «Федорино горе» Корней Ивановича Чуковского
Вопрос: Что определяет стиль художника? (графичность изображения)
Слайд № 15 Назовите имя известного русского писателя которого вы видите на слайде (А.С.Пушкин)
музыкальный фон Римский Корсаков фрагмент из оперы «Садко» на фоне моря
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко, Как уютный милый дом.
Слайд №16, №17
Какой русской сказке принадлежат данные иллюстрации художника В.М. Билибина? ( «Сказка о царе Салтане»)
самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель
наблюдают за …. , анализируют, аргументируют свое мнение,
под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции
умение самостоятельно определять круг учебных задач
умение наблюдать, делать выводы,
умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать
Эвристический полилог,
наглядно-иллюстративный
4. Педагогический показ
Демонстрационный
объяснение
1 этап: Расположение листа ( вертикально, горизонтально)
2 этап: Определяем линию горизонта, пишем небо
3 этап: Пишем море
4 этап: Пишем землю
5 этап: Заполнение дальнего плана
5 этап: Заполнение переднего плана
наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы
умение следить и усваивать практические приёмы работы
5. Поста-новка творческой задачи
Инструктаж
Ваша задача выбрать сюжет сказки, определить главного героя и действующих лиц, начните работу над композицией. Расположи действующих лиц и окружающие их предметы так, чтобы главная мысль твоей иллюстрации стала понятна зрителю.
Физминутка: (видео)
принимают задачу общую и личную в групповой работе
умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, формирование ответственного творческого отношения к работе
6. Практи-ческая работа учащихся
Практическая работа
Групповая и индивидуальная работа с учащимися .
самостоятельно или с группой выполняют задание
умение общаться в группе.
7. Подве-дение итогов урока
Демонстрационный, обобщающий опрос.
Что нового на уроке вы узнали?
— как художники создают яркие образы сказочных персонажей в произведениях живописи.
— выполнение изображения героев сказки
Какую сказку вы изобразили?
Какие цвета вы использовали?
Довольны ли вы своей работой?
осматривают выставку, оценивают достижения свои и других.
умение анализировать результаты труда своего и одноклассников
8. Домаш-нее задание
задание
-
Сейчас дежурные помогут убрать рабочие места.
-
Ребята, чтобы наш следующий урок был интересным я предлагаю Вам принести иллюстрацию вашей любимой сказки
Урок окончен!
записывают в дневник
умение запоминать и удерживать в памяти задание
Урок ИЗО «Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (3 класс)
План – конспект урока
Предмет: изобразительное искусство Класс: 2 б Учебник (УМК) Б. М. Неменский (Школа России)
Тема урока : «Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Тип урока: комплексное усвоение знаний и способов деятельности.
Оборудование: Изобразительный ряд:
а) иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина;
б) образец педагогического рисунка (карандаш, гуашь).
Литературный ряд:
а) отрывки из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина;
Музыкальный ряд:
а) музыка из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Оборудование для учащихся: технологические карты, альбом, простой карандаш, резинка, цветные карандаши, салфетка.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Формировать умения простейшими средствами передать основные события сказки
1 уровень – понимание.
2 уровень – совместно выполняемые под руководством учителя действия учащихся
Метапредметные
Развить наблюдательность и внимание;
Развить логическое мышление;
умение сопереживать героям литературного произведения.
2 уровень – овладение навыками
1 уровень — понимание
3 уровень – адекватное восприятие
Личностные
Привить интерес и любовь детей к творчеству художников детской книги, к оформительской графике.
3 уровень – понимание
Характеристика этапов урока
— Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки или мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».
В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
Пушкин любил читать свои произведения в Михайловской ссылке любимой няне Арине Родионовне:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности своей…
Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому ребёнку, не была обучена грамоте. Её руки привычны к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины».
Ребята, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть картину Ю. Непринцева «Пушкин и Арина Родионовна» и нарисовать по впечатлению от увиденного образ няни А.С.Пушкина, возможно дополнив его чертами образа своей няни, бабушки или мамы.
По окончании работы идёт обсуждение рисунков.
— Пушкинские сказки…Невозможно перечислить всех художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой темой.
-
А какие сказки вы знаете?
-
Какие персонажи вам нравятся? Почему?
Ответы детей.
Постановка учебной проблемы
3
Подведение к теме
Работа с дополнительным источником
диалог
Ф
Сказка – особый жанр: в них воспроизводится мир вымысла, демонстрация иллюстраций. Ребята, вы помните, как в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характер героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки с превращениями, погонями и долгожданным счастливым концом. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолёту, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это было замечательно – попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из её героев!
Формулирование проблемы
5
Выход на тему
Конкретизировать тему урока
беседа
Г
Как вы уже поняли речь пойдет о сказке А.С.Пушкина.
Чтобы понять о какой именно сказке давайте посмотрим фрагмент этого произведения.
Так что это за сказка?
Смотрят отрывок сказки и угадывают.
«Сказка о царе Салтане»
Поиск решения
7
Открытие нового знания
Работа с дополнительным материалом
беседа
Ф
Г
— Сказка, однажды вошедшая в нашу жизнь, прочно занимает в ней своё особое место. В сказках А.С.Пушкина мы находим мудрость, улыбку, нравственную высоту, человеческую простоту и всегда добро и красоту. Недаром, многие художники считают за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина. Одним из таких великих мастеров графического рисунка является И.Я.Билибин. Поэтично и трогательно оформлены художником сказки. Он создал небывалые образы, величавые, мудрые в их национальной самобытности.
Идёт демонстрация иллюстраций И.Я.Билибина, .
-
Что позволило И.Я.Билибину выразить смысл сказки столь глубоко и подлинно?
-
В чём черпал идею, основу для своих произведений?
Ответы детей
Развитие умений
10
Применение нового знания
Практическая работа
рисование
И
— Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и побывать в сказке, выполнив иллюстрации к «Сказке о царе Салтане». А для того, чтобы ваши представления о сказочных героях были полными, я буду вам читать это произведение, а вы рисовать.
Во время чтения сказки звучит опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая помогает углубить и расширить представления детей о сказочных героях, вызывает интерес к симфонической музыке.
Прослушивание оперы начинается со вступления, где торжественно звучат трубы (фанфары). Педагог обращает внимание детей на то, что музыка звучит весёлая, жизнерадостная. Весёлый фанфарный клич как бы призывает: «Слушайте, смотрите! Действие начинается». Он звучит, будто сказочный зачин.
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя
Рисуют иллюстрации
рефлексия
3
Подведение итогов
самооценка
беседа
Г
Анализ и оценка успеха достижения цели.
Выставка работ учащихся.
Педагог:
— Давайте посмотрим на наши работы, полюбуемся ими. Пусть и не стоит сравнивать их с произведениями мастеров изобразительного искусства, но можно смело дать им такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов, музыкальность и простота стихов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.
Анализируют урок