Изображение крестьянства и дворянства является темой рассказа и бунина

Через
все творчество И. А. Бунина проходит
мотив тоски по уходящему прошлому,
вызванному разорением дворянства,
являвшегося в представлении писателя
единственным хранителем и создателем
культуры. Этот мотив находит свое
лирическое выражение в таких произведениях,
как “Антоновские яблоки” и повесть
“Суходол”.

В
“Антоновских яблоках” Бунин идеализирует
доброе старое время, когда дворянство
переживало идиллическую пору своего
существования; в повести “Суходол” он
с грустью воссоздает хронику некогда
знатного рода дворян Хрущевых.

“Многие
из соплеменников наших, как и мы, знатны
и древни родом. Имена наши поминают
хроники: предки наши были и стольниками,
и воеводами, и “мужами именитыми”,
ближайшими сподвижниками, даже родичами
царей. И называйся они рыцарями, родись
мы западнее, как бы твердо говорили мы
о них, как долго еще держались бы! Не мог
бы потомок рыцарей сказать, что за
полвека почти исчезло с лица земли целое
сословие, что столько выродилось, сошло
с ума, наложило руки на себя или было
убито, спилось, опустилось и просто
потерялось где-то бесцельно и бесплодно!”

Такие
размышления о судьбе дворянства заполняют
повесть “Суходол”. Это вырождение ярко
предстает на страницах повести Бунина,
показывающей, как измельчал некогда
знатный род, последние представители
которого “сосуществуют” между собой,
как пауки в банке: доходило иногда до
того, что они хватались за ножи и ружья.
И тем не менее персонаж, от имени которого
ведется повествование, приходит к
выводу, что мужики и дворяне прочно
связаны с суходольской усадьбой. В
последнем отпрыске дворянского рода
Хрущевых он усматривает “суходольскуюмужицкую
силу”. “А все же мы на деле — мужики.
Говорят, что составляли и составляем
мы какое-то особое сословие. А не проще
ли дело? Были на Руси мужики богатые,
были мужики нищие, величали одних
господишками, а других холопами — вот и
разница вся”.

Особенности
мировоззрения Бунина дают возможность
понять его поэзию в годы революции и
гражданской войны.

В
разгар революционного движения Бунин
уезжает за границу. Он много путешествует.
Но мыслями он был со своей родной землей.
Постепенно природа России становилась
Для Бунина той целительной и благотворной
силой, которая дает человеку все: радость,
мудрость, красоту, ощущение беспредельности,
разнообразия и целостности мира, ощущения
своего единения со своей нацией, со
своим народом.

Бунин
превосходно чувствует и мастерски
изображает обыденную жизнь. Для его
прозы характерна простая композиция,
отсутствие острой интриги, резко
выраженных завязок и развязок.

Повествование
обычно ведется в эпически спокойных
тонах, выводы не подсказываются читателю,
а вытекают естественно, как результат
изображаемого. Автор описывает мельчайшие
подробности обстановки, портрета,
пейзажа. Вот характерная бунинская
картина из рассказа “Подторжье”: “За
телегами идут привязанные к ним лошади
и коровы. На ногах коров тоже блестит
низкое солнце, коровы идут медленно, с
женскою неловкостью. Молодые кобылки
и жеребчики, когда их объезжаешь рысью,
красиво и гневно горячатся, шарахаются.
И пахнет и конским навозом, и коровами,
дегтем и сеном, которым набиты тележные
задки, больше же всего — городом и
ярмарочным станом, уже раскинувшимся
на громадном выгоне перед монастырем.
Там, на этом выгоне, белеют балаганы,
дымят собранные на скорую руку походные
печки, набралось порядочное количество
скотины и телег с поднятыми оглоблями,
расставленных, однако, еще довольно
просторно…”

Бунин
воспроизводит живой народный колорит
речи. В рассказах о крестьянстве, особенно
в повести “Деревня”, он ярко передает
своеобразие говора крестьян средней
полосы.

Особенно
ярко переданы сложные стороны жизни не
высокоинтеллектуальных, образованных
героев, способных глубоко мыслить, а
самых обыкновенных, простых людей,
какими являются как главные герои —
Тихон и Кузьма Красовы, Молодая и Денис
Серый, так и многочисленные второстепенные,
эпизодические лица. Обилие персонажей
представляет ту разноликую многомиллионную
народную Русь, о судьбе которой так
печалится И. А. Бунин.

В
таких произведениях, как “Антоновские
яблоки”, “Суходол”, “Жизнь Арсеньева”,
на первый план выдвигается лирическое
настроение, связанное у Бунина с
идеализацией безвозвратно ушедшего,
что придает элегический тон изображаемому.

Русский
характер… Основы души и поведения
человека… Трудные, до конца не познанные
тайны российского бытия исследует Бунин
в большинстве своих произведений,
поэтому, видимо, и волнуют нас сегодня
его размышления над истоками национального
характера:

В
лесу, в горе, родник, живой и звонкий, 

Над родником старинный голубец 

С лубочной почерневшею иконкой.

А
в роднике березовый корец, 

Я не
люблю, о Русь, твоей несмелой, 

Тысячелетней рабской нищеты.

Но
этот крест, но этот ковшик белый…

Смиренные, родимые черты! 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных еще до отмены крепостного права. Так, И. А. Гончаров описывает в «Обломове», как мерный ход жизни в Обломовке превращается в кипучую деятельность поместья Штольца. Барство уходит в прошлое, но с ним связаны культура и традиции целого класса — дворянства. Об этом же писал и Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо», борьба новых явлений со старым укладом жизни нашла свое отражение и в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». На рубеже двух веков к этой теме обращается и такой великий русский писатель, как Иван Алексеевич Бунин.

Почему тема дворянской Руси столь близка сердцу Бунина? Известно, что он родился не просто в дворянской семье. Род Буниных был очень древним, и писатель по праву гордился своими предками. Он прекрасно знал образ жизни поместного дворянства, его культуру, быт. Но так же хорошо он знал и жизнь простого крестьянского люда.
В детстве в деревне от матери и дворовых он наслушался песен и сказок. Воспоминания о детских годах — лет с семи, как писал Бунин, — связаны у него «с полем, с мужицкими избами» и их обитателями. Он целыми днями пропадал в ближайших деревнях, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Подражая подпаску, он и сестра Маша ели черный хлеб, редьку, «шершавые и бугристые огурчики», и за этой трапезой, «сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан мир», — писал Бунин в автобиографическом романе «Жизнь Арсе-ньева». Поэтому для писателя уход в прошлое этого уклада жизни был настоящей трагедией. Тема расставания с близкой ему Россией, той, которую он знал с самого детства, раскрывается в таких произведениях Бунина, как «Антоновские яблоки», «Эпитафия», «Суходол», «Деревня» и других.

В повести «Суходол» писатель с грустью воссоздает хронику некогда знатного рода дворян Хрущевых: «Многие из соплеменников наших, как и мы, знатны и древни родом. Имена наши поминают хроники: пред- ки наши были и стольниками, и воеводами, и «мужами именитыми», ближайшими сподвижниками, даже родичами царей. И называйся они рыцарями, родись мы западнее, как бы твердо говорили мы о них, как долго еще держались бы! Не мог бы потомок рыцарей сказать, что за полвека почти исчезло с лица земли целое сословие, что столько выродилось, сошло с ума, наложило руки на себя или было убито, спилось, опустилось и просто потерялось где-то бесцельно и бесплодно!»
Барство у Бунина уходит вместе с его представителями. Дворяне у него вырождаются. Это ярко видно в повести «Суходол», показывающей, как измельчал некогда знатный род. Судьба Хрущевых трагична. Барышня Тоня сходит с ума, Петр Петрович погибает под копытами коня, слабоумный дедушка Петр Кириллович умирает от руки крепостного. Представители некогда знатного дворянского рода просто «сосуществуют» между собой, иногда доходило до того, что они хватались за ножи и ружья.

При этом Бунин с симпатией относится к простому люду. «Порой мне казалось на редкость заманчивым быть мужиком», — писал он. Жизнь богатых, зажиточных мужиков писатель сравнивает с жизнью среднего дворянства. Бунину нравится их трудолюбие, набожность, размеренный уклад жизни — все, что составляло основу той Руси, которая была так близка писателю и которая уходила в прошлое.

Но Бунин видел и забитость крестьянства, его невежество и бесхозяйственность. Герой его замечательной повести «Деревня» Тихон Краснов до глубины души поражен, что в плодородном черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. «Хозяина бы сюда, хозяина!» — думает он. Его брат Кузьма винит в этом правительственных «пустоболтов», которые «затоптали, забили народ».

Повесть Бунина «Деревня», напечатанная в 1910 году, вызвала большие споры и явилась началом огромной популярности писателя. За «Деревней» последовали другие повести и рассказы, как писал Бунин, «резко рисовавшие русскую душу, ее светлые и темные, часто трагические основы». По мнению Максима Горького, о чем он и написал автору «Деревни», Бунин в этом произведении «широко захватил жизнь русского народа, касается проблем исторических, национальных и того, что было злобой дня, — войны и революции». При этом он изображает современную ему деревню «без всяких прекрас».
«Беспощадная правда» бунинской повести была основана на глубоком знании ее автором «мужицкого царства». В ней Бунин показывает жизнь крестьянства накануне первой русской революции, события которой полностью разрушают привычный ход жизни в деревне. Мы видим какие-то мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты… Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти для себя точку опоры. Но неспокойные события начала века обостряют не только социальные проблемы деревни, но и разрушают нормальные человеческие отношения, заводят героев «Деревни» в тупик.

Герои Бунина очень тяжело переживают все эти события. Иногда они не в силах выносить разлад в привычной им жизни: Арсений Семенович из рассказа «Антоновские яблоки» застрелился. В этом рассказе Бунин идеализирует доброе старое время, когда дворянство переживало свои лучшие времена. Вчитываясь в его строки, мы начинаем видеть целую историю расцвета и заката жизни помещичьих усадеб, описание осени дворянства. Антоновские яблоки — символ жизни, благополучия. Поэтому не случайно лучшие воспоминания Бунина о прежней богатой дворянской жизни связаны именно с антоновкой, такой реальной, что мы, кажется, слышим ее запах.

Творчество И. А. Бунина занимает значительное место не только в русской, но и во всемирной литературе. В мире прозу Бунина приравняли к произведениям Толстого и Достоевского, говоря при этом, что он обновил русское искусство и по форме, и по содержанию, привнес в реализм XIX века новые черты и краски. Описывая современные ему события, Бунин выдвигает на первый план вечные ценности — добро и красоту. Это давало писателю столь необходимое ему ощущение связи с прошлым.

Начало XX века вошло в историю как время грандиозных исторических и культурных потрясений, период надежд и разочарований- По словам Н. Бердяева, эта эпоха соединила в себе «чувство заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни». Общим для всех было ощущение изжитости существовавшего порядка вещей. Представления об однозначных закономерностях, об абсолютной предсказуемости человеческой жизни и реальной возможности объяснить действительность оказались несостоятельными. Этим определялся напряженный поиск новой системы ценностей, в который активно включилась литература рубежа веков и начала XX века. Социальная динамика обусловила напряженно драматическое переживание действительности в искусстве. С начала нового столетия литература становится полем соревнования различных направлений, искавших собственные ответы на поставленные ранее вопросы. Для сознания людей было характерно не только отрицание несовершенной действительности, но и нарастая сомнений в возможности близкого обновления. Этим определяется усиление катастрофических настроений в литературе. Трагическое предчувствия, мрачный взгляд на перспективы человека отражены в прозе И. Бунина. Писатель обращался к сложным нравственным философским проблемы.

Своим учителем писатель считал Л. Толстого, который повлиял на трактовки некоторых тем. И. Бунин увлекался в свое время толстовской теорией непротивления злу насилием. Герой повести «Деревня» Кузьма верит в идеал Платона Каратаева. Но жизнь заставляет усомниться в возможности его осуществления. Автор наделяет героя собственными раздумьями и разочарованиями. И. Бунину присущ интерес ко всему запредельному и вечному. Именно поэтому он обращается к теме жизни и смерти, затронутой в повести Толстого «Смерть Ивана Ильича». В этом произведении смерть изображается как экстремальная ситуация, перед лицом которой человек оценивает всю свою жизнь. Соглашаясь с Толстым, Бунин идет дальше своего учителя. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» показывает безликого американского миллионера, чья жизнь была расписана по дешевым рецептам и пронизана фальшью. Это всего лишь скверная игра, за которой скрыто духовное угасание.

Не случайно господин из Сан-Франциско умирает, казалось бы, в лучшие мгновения жизни. Все его существование иллюзорно, и к нему не приходит раскаяние. После смерти миллионера ничего не меняется вокруг. Бездушная игра продолжается: хозяин отеля не хочет тревожить постояльцев, а на пароходе, где американец был одним из желанных пассажиров, теперь тщательно прячут гроб с его телом в трюме. Прячут и продолжают вести призрачную жизнь. Кораблю с названием «Атлантида» Бунин придает символический смысл, делая пароход моделью мира, находящегося на краю пропасти в хаосе и тумане, не замечая океана зияющей бездны, грозящей проглотить корабль-человечество, и дьявола, следящего за пароходом. Сложным было отношение писателя к Ф. Достоевскому. Бунин отрицал его мировоззрение, но все-таки обращался к проблемам, затронутым Достоевским. Сильнее всего это проявилось в рассказе «Петлистые уши». Бунин доводит до крайности характер идейного преступника. Отталкиваясь от образа Раскольникова, писатель показывает преступление без наказания. Мир, по мнению Бунина, достиг предела бездуховности и распада. Адам Соколович иронизирует над Достоевским, утверждая, что покаяние — это удел слабых. Одним из участников действия рассказа является Петербург. Бунин развивает тему города кошмаров, города дьявола и «петлистых ушей». Столь мрачная картина, нарисованная писателем, заставляет убедиться в том, что на смену надеждам русской классики приходят безнадежность и трагические предвидения.

По мироощущению И. Бунину ближе всех был А. Чехов. Это объяснимо, поскольку в творчестве последнего уже ощущаются философия и психология XX века. Чехов предвосхищает новое столетие. Бунин перенял у своего старшего современника интерес к жизни обычного человекаа не маленького или великого, а среднего. Следом за Чеховым писатель показывает, как засасывает людей жизнь в российской глубинке. Рассказ «Чаша жизни» написан в духе чеховского «Ионыча». Вещный мир поглощает героев, убивая их мечты. Обаятельна и трогательна Александра Васильевна, главная героиня, чей внутренний мир наполнен радостью и надеждой. Но и ее жизнь прошла без счастья и смысла. Попытка вернуться к памяти юности и весны оказалась безнадежной: ничего исправить героиня уже не успевает. В конце рассказа возникает образ поезда, несущегося через всю Россию, где очень много несостоявшихся людей. Писатель не видит возможности что-либо изменить. Единственная ценность, способная поддержать человека, — это вспышка любви. Об этом рассказ «Солнечный удар». Построенный по аналогии с чеховским рассказом «Дама с собачкой», он содержит внутреннюю полемику с ним. Для Чехова встреча героев и посетившее их чувство — залог будущего обновления жизни. Для Бунина любовь — это только мгновение, солнечный удар. За ним может не последовать изменений, но в нем оправдание всей их жизни.

Обращение к творчеству И. Бунина позволяет понять, как шло развитие русской литературы в начале XX века, как известным проблемам придавалось оригинальное звучание. Ничто не возникает из пустоты, а уж тем более искусство. Оно всегда опирается на достигнутый опыт, открывая новые горизонты. Безусловным доказательством этого явились произведения И. Бунина.

Психологическая повесть Ивана Алексеевича Бунина «Деревня» признана одним из самых выдающихся и правдивых произведений русской литературы XX века.

Именно в этой повести писатель начинает раскрывать в себе талант реалистичного прозаика, при этом разнообразие его художественный приемов для отображения простой крестьянской жизни России тесно перекликается с темами и художественной выразительностью его лирики [4, с. 448].

Основой «Деревни» служит трезвый, беспощадный в своей истине реализм, с помощью которого Бунин раскрывает перед читателями полноценную картину крестьянской жизни.

Замысел повести «Деревня» возник у Бунина в результате раздумываний о событиях 1905 года и то, как это отобразилось на жизни в русской деревне. Это привело к тому, что лиричному и мастеру тонкой и нежной поэзии Бунину пришлось изображать происходящее в деревне в строгом стиле и сугубо объективной манере [8, с. 319].

Только так он смог бы достучаться до черствых и уже, казалось бы, небьющихся сердец людей, которые игнорировали то, что переживают тысячи обездоленных людей. При этом Бунин не просто рисует суровую картину действительности, он раскрывает личности людей, которые были ключевыми фигурами этой картины. Поэтому повесть «Деревня» считается, прежде всего, психологическим романом, так как Бунин уделяет много внимания глубинным портретам людей, их чувствам, переживаниям, мыслям [5, с. 55].

Тщательно описанный Буниным быт и повседневное существование крестьян и детально показанные образы людей свидетельствует о главном замысле повести [9, с. 174].

Дурновка в повести является воплощением черт русской деревни,то есть получает статус символа русской деревни вообще. Но Бунин не ограничивает этим границ символического образа. Мы помним, что Балашкину принадлежит высказывание, расширяющее понятие русской деревни до понятия всей России: «…Да она вся-деревня, на носу заруби себе это! Глянь кругом-то: город это, по-твоему? Стадо каждый день по улицам прет- от пыли соседа не видать… А ты-«город!». Эта страстная филиппика могла бы остаться характеристикой взглядов одного Балашкина, если бы вокруг нее не сосредоточивались ряды других символических значений [3, с. 542].

Дурновка является символом России, а жители её олицетворяют русский народ. Автор изображает целую галерею дурновцев: Макар, Аким, Родька, солдат-учитель. Завершает этот ряд Серый, пожалуй самый опустившийся из всех крестьян. Типичен образ самого бедного мужика Дурновки. Его прозвище под стать всему колориту изображаемой жизни. Он ленив, апатичен, безразличен к судьбе своей семьи. Вообще нищие, «обглоданные» жизнью дурновцы не похожи на тех крестьян, которых идеализировал Бунин. Они не способны работать, потеряли привязанность к земле. Они наглы, циничны, грубы и жестоки. Извечная крестьянская нравственность уходит из их душ. Бунин градирует своих персонажей по нисходящей траектории. Таким образом даёт нам понять, что хуже чем Серый уже никто не живёт. Автор намекает нам на сходство этого персонажа с волком. В его образе сосредоточены самые губительные и разрушительные стороны русского крестьянства. Мы понимаем, что вина в гибели старой патриархальной России целиком лежит на плечах подобных личностей. Для примера рассмотрим эпизод с кобылой. Ни для кого не секрет, что многие писатели очень часто сравнивают Россию с лошадью. В словаре символов лошадь имеет двойственное значение. Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами Солнца, впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила — боевые кони океанических богов. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть. Лошадь символизирует также интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, стремительный бег времени [http://mirslovarei.com].

У Бунина, Россия — это уже не бешеная тройка, которая несётся в неизведанную даль, а старая измождённая кляча, которую Серый убивает на корм собакам. Автор вспоминает эпизод, когда Серого покалечила лошадь. Таким образом, раньше Россия не была такой слабой и была способной противостоять внешнему или внутреннему обидчику. Современная же кляча, как показывает Бунин, абсолютно покорная и обессилевшая. Итак, мы можем заключить, что образ лошади, который скользит красной нитью через всё повествование, является синонимичным образу России в целом.

Атмосферу безысходности и трагичности судьбы передаёт постоянная близость смерти. Большинство образов напоминает нам о ней. Не только крестьянство не имеет будущего. Дворянство тоже обречено. Несчастный Тихон Ильич надеется на продолжение рода, но вместо счастливого потомства получает лишь череду похорон своих мёртвых детей. С самого детства герой ненавидит похороны, но постоянно с ними сталкивается. Лампадка, которую он так не любит, стала для него символом печали и вечной скорби, на которую обрекла его судьба.

Ещё в самом начале произведения герой Тихон Ильич прогуливается по кладбищу и читает могильные надписи. Но это сцена не пугает нас, наоборот, она является воплощением покоя и умиротворения. А надпись на камне: «Блажены мёртвые, умирающие в господе», даёт нам надежду на возрождение души после смерти и её награде за все земные муки. Гораздо сильнее пугает нас жизнь живых людей, находящихся на грани жизни и смерти. С самого детства герои живут в нищете. Любимой игрой дурновских детей являются похороны кукол. Постоянными спутниками крестьян выступают грязь, навоз, голодные и злые собаки, холод, голод, волки, вороны. Для изображения всех тягот народной жизни Бунин не скупится на средства выразительности, прибегая к натурализму. «Грубо торчала на голом выгоне церковь дикого цвета. Над церковью блестел мелкий глинистый пруд под навозной плотиной — густая жёлтая вода, в которой стояло стадо коров, поминутно отправлявшие свои нужды, и намыливал голову голый мужик. Он по пояс вошёл в воду, на его груди блестел медный крестик…» [3, с. 501].

Самое шокирующие, что люди, по словам мужика, не только купались в этой воде, но и использовали её для питья. Безобразность сцены усиливается контрастом: церковь, крестик и стадо коров, навоз. Сцена показывает, что крестьяне живут подобно скоту. Что же символизирует грязь? Обратимся к словарю символов. Грязь — символ воспринимающей земли, пропитанной благодатными водами, источника урожая и роста. Кроме того, грязь олицетворяет примитивного человека, неспособного к возрождению. Итак, русское крестьянство вырождается без шансов на выживание [http://mirslovarei.com].

Особое внимание следует обратить на цветовую гамму повести. Практически везде нас сопровождает серый цвет: серое небо, серые избы, даже кожа людей серая, почти землистого цвета. Бунинская зима тоже не отличается сияющей белизной. В нашем случае изображение зимы существенно отличается от привычных нам изображений. Это уже не время веселий, хороводов и народных гуляний, и даже не время, когда «крестьянин торжествует, на дровнях обновляя путь». В контексте Бунина зима становится грозной и беспощадной губительной силой, враждебной человечеству. «Смеркалось, часа в три, лохматые собаки сидели на крышах, почти сровнявшихся с сугробами. Ни единая душа не знала, чем питаются эти собаки. Однако они были живы и даже свирепы» [3, с. 523]. В словаре символов собака олицетворяет верность, бдительность, знатность, (собаки и соколы — эмблемы знати). Плутарх говорит, что собаки символизируют консервативное, бдительное, философское начало в жизни, подымающая свою грубую шею, с мордой поочередно то черной, то золотой означает посланника, снующего туда-сюда между высшими и подземными силами (Апулей). Она охраняет границы между тем миром и этим, страж этого перехода, страж мира подземного, прислужница мертвых. Будучи лунным животным наряду с зайцем и ящерицей, собака — посредник между лунными божествами. Итак, собака, судя по словарю, страж царства мёртвых. Не случайно мы их встречаем на этом «кладбище живых людей». Ещё они сопровождают Серого, как человека, несущего смерть [http://mirslovarei.com].

Суровая звериная действительность поглощает жителей Дурновки. Они становятся жертвами стихии, оказываясь практически погребёнными заживо. Картина ужасная, больше похожая на кладбище. Трубы торчат из-под снега, подобно крестам. Но это «кладбище» пугает нас больше, чем то, которое изображается в начале произведения, к описанию которого мы уже обращались. На этом «кладбище» погребены живые люди. Погребены самой матушкой природой. Даже она ополчилась против дурновцев.

С символом волка напрямую в тексте мы не встречаемся, но в повествовании он незримо присутствует. Мы встречаем мужиков, покалеченных волком, да и сам Серый является двойником волка. Он ведёт звериный образ жизни. Для выяснения значения символа «волк», обратимся к словарю. Волк означает землю, зло, пожирающую страсть и ярость В христианстве волк — зло, дьявол, погубитель паствы, жестокость, хитрость и ересь, а также человек с неподвижной шеей, так как считается, что волк не способен обернуться [http://mirslovarei.com].

Практически все культуры едины во мнении, что образ волка не представляет ничего светлого и созидательного, он несёт лишь ярость и разрушение. Если представить себе образ крестьянина Серого, как конечную стадию деградации русского крестьянства, то нетрудно предположить, что оно внесёт весомый вклад в становление варварских порядков на территории России.

Итак, подведём предварительные итоги: крестьянство похоже на зверьё, Дурновка — это безжизненная пустыня, природа — злая сила, носитель смерти и забвения.

Рассмотрим образы представителей дворянства, бывших крестьян Тихона и Илью Красовых. Пессимизм Бунина в отношении русской деревни сказался и в решении образа Тихона Красова. Казалось бы, цепкий, энергичный, приспособленный к жизни, выбившийся в хозяева, Тихон должен радоваться жизни. Но он ощущает бесцельность прожитых лет: у него нет наследника рода, некому продолжить его дело — значит нет будущего.

Кузьма — несостоявшийся поэт, анархист. Как и брат он не может реализовать себя в жизни. Его пугает окружающая действительность. Он не приспособлен к жизни и в финале повести оказывается практически без средств к существованию. У него даже нет валенок, чтобы спастись от лютых зимних морозов. Герой потерял вкус к жизни. Мы видим, что деградации подвержено не только крестьянство, но и дворянство тоже.

В своих размышлениях Кузьма сравнивает себя с Серым и находит много общего. Несмотря на это, Кузьма ещё не утерял душевную чувствительность, способность к состраданию и критическому осмыслению действительности. Вот почему мёртвый снегирь, попавшийся ему на пороге, производит на него настолько неизгладимое впечатление, что преследует его на протяжении всей болезни и сопровождающего её бреда. Это не случайно. Снегирь, в какой-то степени, тоже является символом русской зимы и России в целом. Эти птицы являются воплощением преданности, так как они не улетают в тёплые края, а стойко переносят все тяготы суровой русской зимы. Пнув ногой околевшее тело снегиря, герой видит всю трагичность ситуации. Вымирает старая добрая патриархальная Россия со всеми её порядками и обычаями.

Итак, деградации подвержены все слои населения. Нет надежды и опоры ни в ком. Бунинский пессимизм достигает своего апогея.

Символически значимая формула Балашкина оттачивается через ряд символов, параллельно идущих линий и концентрических кругов и получает сильную поддержку в заключительной сцене повести. Свадьба Молодой и Дениса Серого — высшее проявление «ужаса и нелепости» дурновской жизни, ее символ. Буниным она ставится в ряд с ошеломительным числом новых террористических актов и ответных казней, которыми правительство отвечало на террор. Ни к проявлению высоких чувств, ни к разумным политическим предприятиям Россия не была подготовлена ходом истории в своих низах, как и в своих верхах. В финале повести становятся ясными скрепы и связки бунинской символизации: Дурновка- вообще русская деревня, дурновцы- вообще русские мужики и бабы; но деревня -вообще Россия, а Россия, забитая, измученная, изгаженная — вся Дурновка.

«В этом символическом контексте», — отмечает Л. А. Смирнова, «по-особому прочитываются высказывания героев о русской истории, народном творчестве, русской культуре и литературе» [12, с. 193].

В символическом строе повести они обретают значение, равное тому, которое имеют в ней сюжетно-фабульные элементы, непосредственно связанные с повседневной жизнью персонажей.

Особенность символического строя повести такова, что он выводит разговор о России за рамки бунинского творчества и вступает во взаимодействие с произведениями других писателей, образуя с ними некий единый общий текст.

Бунин рисует жизнь крестьянской России серыми, унылыми красками. Дурновка становится центром и олицетворением всей страны. Темнота, холод, грязь, вонь — вот что окружает полунищих крестьян..

В целом рисуя крестьян мрачными красками, негативно оценивая их настоящее, Бунин все же показывает и светлые характеры, и привлекательных героев. В образе Молодой представлена судьба крестьянской женщины предреволюционного времени. В ней раскрыты прекрасные духовные качества. Она очень красива, но это поруганная красота, трагически изломанная судьба.

Жизнь народа в «Деревне» предстает как косный, мрачный и отупляющий быт. Даже бунты, которые прошли по всему уезду, не могут изменить этой косности. «Весь бунт кончился тем, что поорали по уезду мужики, сожгли и разгромили несколько усадеб, да и смолкли». Мужицкая Русь не способна совершить переворот в жизни. Идет деградация крестьянской России.

Бунин показывает процесс общего распада. Изображенные им помещики и их наследники — ущербные, жалкие и нелепые люди. Их жизнь так же уныла и убога, как и жизнь мужиков. В повести нет той элегической ноты, которая окрашивала дворянский быт в «Антоновских яблоках» [11, с. 550].

В повести «Деревня» жизнь России показана в состоянии глубокого кризиса, из которого Бунин не видел выхода.

Литература:

1.                 Афанасьев, В. Н. И.А. Бунин. Очерк творчества / В. Н. Афанасьев. — М.: Просвещение, 1966. — 384 с.

2.                 Бонами, Т. М. Художественная проза Бунина. 1887–1904. / Т. М. Бонами. — Владимир: Владимирское книжное издательство, 1962. — 255 с.

3.                 Бунин, И. А. Избранное / И. А. Бунин. — Киев: Высшая школа, 1987. — 624с.

4.                 Волков, А. А. Проза Ивана Бунина / А. А. Волков. — М.: Московский рабочий, 1969. — 448 с.

5.                 Ильин, И. А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. / И. А. Ильин. — М.: Республика, 1991. — С. 26–78.

6.                 Карпов, И. П. Проза Ивана Бунина. / И. П. Карпов. — М.: Наследие, 1999. — 336 с.

7.                 Колобаева, Л. А. Проза И. А. Бунина / Л. А. Колобаева. — М.: Издательство МГУ, 1998. — 88 с.

8.                 Кучеровский, Н. М. И. Бунин и его проза. / Н. М. Кучеровский. — Тула: Приокское книжное издательство, 1980. — 319 с.

9.                 Линков, В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. / В. Я. Линков. — М.: Республика, 1989. — С. 174.

10.             Михайлов, О. Н. Мастер. Путь Бунина-художника. // Михайлов О. Н. Страницы русского реализма. — М.: Современник, 1982. — С. 67–141.

11.             Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). Книга 1. — М.: Наследие, 2001. — С. 540–585.

12.             Смирнова, Л. А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. / Л. А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1991. — 193 с.

13.             Источник: http://mirslovarei.com

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, русская деревня, жизнь, словарь символов, собака, крестьянская Россия, русское крестьянство, самое детство, символический строй повести, стадо коров.

Доклад по литературе «Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки»»

Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол».

Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе Бутырки в обедневшей дворянской семье. От славного когда-то рода Буниных почти ничего не осталось. В рассказе «Антоновские яблоки» писатель по крупицам собирает дорогие ему воспоминания о прежней жизни.

В повествовании чередуются прекрасные пейзажи и портретные зарисовки. Под пером Бунина все оживает. Вот в праздничной одежде «молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова». Вот «чахоточный веселый мещанин», торгующий всякой всячиной с шутками-прибаутками. Стайка мальчишек, идущих «по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне». То вдруг возникает «сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра».

Русские усадьбы представляли собой патриархальное натуральное хозяйство: все было свое. Жизнь вдали от столиц, долгие зимы и бездорожье побуждали помещиков самим придумывать развлечения, искать или создавать «пищу для души». Так за долгие годы существования была создана уникальная русская усадебная культура, о которой с сожалением вспоминает автор. Чтение старинных книг в толстых кожаных переплетах, игра на клавикордах, пение в гостиной по вечерам. В интерьерах усадьбы автору видится, как «аристократически-красивые головки в старинных прическах кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза». Писатель любовно описывает каждую черточку прежней усадебной жизни, обстановку дома. Это и старая мебель красного дерева с инкрустациями, тяжелые шторы, зеркала в красивых рамах, синие стекла в окнах. Автора восхищает поэзия этого уходящего мира.

Повествование в рассказе «Антоновские яблоки» ведется от лица лирического героя, вспоминающего раннюю осень в имении. Перед нами одна за другой встают картины жизни деревни. Рассказчик любуется природой, красотой земного мира, мужиками, насыпающими собранные яблоки, уносится воспоминаниями в далекое прошлое. Образ ароматных антоновских яблок – ключевой в рассказе. Это символ простой деревенской жизни.

Природа и люди – все восхищает рассказчика-барчука. Днем – буйство прекрасной природы, ночью – небо, полное звезд и созвездий, которыми не устает любоваться герой: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Проза, написанная поэтом, уникальна по художественности и глубине. Бунин рисовал словами, как гениальный художник красками. От природы писатель был наделен необыкновенной остротой чувств: превышающими человеческие возможности зрением, слухом и обонянием. Именно поэтому, читая рассказы Бунина, мы слышим птиц, ветер и дождь, видим мельчайшие подробности окружающего мира, которые сами бы не заметили, ощущаем множество запахов. «Тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок». Автор воспевает мудрость природы, ее вечное обновление и красоту.

Бунин не раз говорил, что его интересуют не крестьяне и дворяне отдельно, а «душа русских людей вообще». Писатель питал искренний интерес к людям независимо от их сословной принадлежности. Он утверждал, что противоречия между мужиком и барином давно сгладились. Теперь это один русский народ. В деревне многие мужики стали богаче своих бывших помещиков. С ностальгией автор вспоминает особый тип взаимоотношений в усадьбах, когда крестьяне и барин с семьей представляли одно целое: вместе жили, играли свадьбы, родились и умирали. Иногда даже были связаны между собой родственными узами. С особым почтением автор пишет о «белых как лунь» стариках и старухах, живших по сто лет в богатой деревне Выселки. Бунину до боли жаль этой разрушающейся идиллии.

Усадебная культура на Руси складывалась веками, а разрушилась на удивление быстро. Может быть, придумали что-то лучше, прогрессивнее? Нет. Бунин писал, что «наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства». Но даже в такой форме усадьба хранит еще множество прежних черт, хотя крестьяне поют песни уже «безнадежные».

Рассказ пронизан любовью к земле, к родине, к славным людям прошлых поколений, уважением и почтением к истории своей страны и ее народа.

  • Изображение войны в севастопольских рассказах л н толстого
  • Изображение войны в севастопольских рассказах и романе война и мир сообщение
  • Изображение войны в романе война и мир сочинение
  • Изображение бабы яги в русских сказках
  • Изученные как пишется правильно