История персонажа
Русские народные сказки полны колоритными и уникальными персонажами. В их доброй половине нашлось место хитрому и вспыльчивому лешему – хранителю лесных богатств.
Мифология, образ и характер
История происхождения сказочного героя берет начало в славянской мифологии, согласно которой каждый уголок в этом мире имел собственного хозяина. Избу охранял домовой, болота принадлежали болотнику, озера и реки – водяному, а в лесу хозяйничал леший. Существо подчинялось мудрому богу-оборотню Велесу и было наделено неограниченной властью над лесными угодьями. Причем в каждой отдельно взятой чащобе жил свой хозяин, который строго наказывал людей за нарушение правил пребывания в лесу.
Как выглядит леший, никто не имел ни малейшего понятия, потому как увидеть существо невозможно. Но народная фантазия не знает предела. Во всклокоченных волосах цвета тины с проседью застряли ветки деревьев и листва, кожа серого оттенка, зеленые светящиеся глаза – таким его представляли люди. Иногда лицо персонажа украшает нечесаная седая борода, на голове проступает лысина, появляется хромота, а один глаз косит или же застыл неподвижно.
Житель дремучих чащоб способен легко менять облик и рост: то он выше деревьев, то ниже травы. Многоликий персонаж впитал в себя разные образы. Умеет меняться, превращаясь в растения, животного, стихию (сильный ветер), духа или человека. Впрочем, рассказывая темными вечерами былички, предки не рисковали описывать внешность хозяина леса, считая такую вольность опасным занятием.
Хранитель леса по-своему справедлив, без надобности не принесет зла человеку. В хорошем настроении покажет дорогу к грибным и ягодным местам, выступит в роли ангела-хранителя для заблудившегося в лесу ребенка, поможет охотнику.
Вместе с тем леший – персонаж неуравновешенный, лучше его не злить. Обычно дед мирно обходит дозором лес; вылечит или спасет попавшее в беду животное, отгонит чужих духов, претендующих на территорию. Неограниченная физическая сила позволяет вытащить из земли больное дерево. Но порой на старика нападает веселье, и тогда лесным обитателям приходится прятаться: леший пугает животных и птиц, а заодно и людей, забредших за дарами природы. Округа наполняется разноголосыми пародиями на зверей, пропадают лукошки и топоры. А если напугать жертву удалось, леший громко хохочет и хлопает в ладоши.
Любимое развлечение лешего – прикидываться родственником или соседом, которого грибник случайно встречает в лесу. Уже дома выясняется, что тот человек в это время был совсем в другом месте. Но это лучше, чем если леший решит притвориться умершим знакомым, такая шутка тоже в почете у духа.
Однако смотритель леса не такой безобидный. Стоит его разозлить, и он способен даже на убийство человека. Но обычно не своими руками – поведет неведомыми тропами прямо в сердце болотной топи или натравит хищного зверя. В крайнем случае, сам превратится в медведя и задерет насмерть.
Народный фольклор приписывает герою вражду с водяным и домовыми. Опасен леший и для женщин. Если приглянется какая красавица, посетившая его владения, может украсть ее и сделать своей женой, ведь коротает дни в одиночестве. Детям тоже стоит с осторожностью гулять по лесам. Леший хоть и бессмертен, но периодически пытается готовить себе замену. Для этого крадет ребенка и воспитывает по всем правилам лешачьей педагогики.
Поверья и обычаи
Образ лешего за долгие годы успел обрасти поверьями. Заходя в лес, гость обязан попросить разрешение на охоту и собирание ягод и грибов. Если даров природы оказалось много, следует, возвращаясь домой, сказать «спасибо» лешему за помощь. Перед Ивановым днем на поклон к нему ходили пастухи, чтобы дух помог уберечь скот от хищных зверей. А 4 сентября народ, одетый в вывернутые тулупы, выходил стеречь гумна от разбушевавшегося деда, который норовил пробраться прямо в деревню.
У персонажа даже имеется собственный день – 16 октября, когда ни один оберег не спасет человека от возможных проказ лесного духа. Этот сказочный старик накануне Ерофеева дня беснуется по-особому буйно и творит в компании с кикиморами страшные дела, ведь нечисти предстоит исчезнуть до весеннего тепла.
Убить лешего невозможно, но зато просто напугать и прогнать. Он, например, боится меди. Если выстрелить в него пулей из этого металла, тут же исчезнет. Заплутавшим в лесах и болотах грибникам поможет найти дорогу домой вывернутая наизнанку одежда. А верный способ избавиться от чар лешего – выругаться или прочитать молитву.
За пропавшими в лесах родственниками и знакомыми люди приходили с дарами, если найти не удавалось, угрожали заступничеством святых. Леший не переносит соль и боится огня, поэтому люди заворачивали соль в платочек и прятали в левом кармане, а в лесу при малейшем подозрении на то, что по пятам ходит дух, разводили костер.
Народный этикет предписывал строгое поведение в лесу. Хозяина легко рассердить громкими песнями, свистом, бранью и вообще лишним шумом. По поверьям, нельзя разбивать ночную стоянку на тропе – вдруг через нее взбредет лешему прогуляться вместе с семьей, тогда смерти не миновать.
В культуре
Русские поэты и писатели обожают использовать в творчестве образ хранителя леса. С детства каждому знакомы строчки из поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила»:
«Там леший бродит, русалка на ветвях сидит…»
Старика можно встретить в стихах Василия Жуковского, Павла Катенина, Афанасия Фета, он засветился в прозе Ивана Тургенева и сказках Алексея Ремизова.
Двести с лишним лет леший живет в книгах под разными личинами: то это неугомонный своенравный дух, то добрый хранитель леса, то выступает главным герой, а то скромно сидит в «уголке». Современные писатели тоже уделяют персонажу внимание – в конце 90-ых годов любители фэнтези получили от Анджея Сапковского рассказы «Сага о Ведьмаке».
Редкая киносказка обходится без лешего. Персонаж дополняет традиционный набор «злых» героев – Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного. Костюм лесного старика примеряли Владимир Рудин («Лесная песня», 1961), Иван Миколайчук («Лесная песня. Мавка», 1980), Сергей Яковлев («Немухинские музыканты», 1981) и другие известные российские актеры.
Великолепный леший вышел из Спартака Мишулина, который появился в сказке «В тринадцатом часу ночи» (1969), и из Михаила Кононова, снявшегося в фильме «Андрей и злой чародей» (1981).
В 2011 году российский кинематограф обогатился картиной «Реальная сказка», где повелителя лесов сыграл Георгий Штиль. Интересно, что для Штиля это уже второе появление в образе Лешего: в 1975 году он входил в актерский состав сказки «Новогодние приключения Маши и Вити»
Из зарубежных киноработ ярким стал фильм ужасов «Леший», созданный режиссером Бреттом Леонардом. В основу легли комиксы «Марвел», поэтому с персонажем из русского фольклора его роднит только имя. В таинственного жителя глухих болот, убивающего людей, перевоплотился Конан Стивенс.
И, конечно, сказочный герой присутствует в россыпи мультфильмов. Советские дети знакомились с ним в мультиках «Приключение домовенка», «Глаша и кикимора», «Стрела улетает в сказку», «Уважаемый леший». Голоса старику дарили Георгий Вицин, Феликс Иванов, Юрий Волынцев. В первом десятилетии нового века леший вошел в сюжет еще нескольких анимационных фильмов.
Интересные факты
- Наблюдая за безосновательной миграцией мелких животных из одного леса в другой, предки шутили, что леший начал играть в карты. На кону игры – зайцы и белки.
- Хранитель леса относится к фольклорным персонажам, которые не прочь погулять на широкую ногу. Например, старик любит выпить вина и часто делает это в компании с медведями.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа №36 имени генерала А.М. Городнянского» города Смоленска
Образ лешего в русских народных сказках
Выполнила: ученица 5Б класса
Банникова Анна
Руководитель: Лютикас Н.П
1
Цель исследования: изучить образ Лешего в русских народных сказках.
Задачи исследования:
1.Узнать, кто такой Леший.
2. Описать облик Лешего, его жилище.
3. Определить, какими нравом обладает Леший.
4. Выяснить в каких отношениях он находится с другими героями русских народных сказок.
5. В каких русских народных сказках встречается леший и как он себя ведёт.
6. Узнать в каких ещё русских произведений встречается образ Лешего.
1
Гипотеза
Образ Лешего представлен, как отрицательный герой в русских народных сказках
Объект исследования
Произведения русско-народных сказок
Предмет исследования
Образ Лешего в русских народных сказках
1
Образ Лешего
Леший – мифическое существо славянских преданий и русских народных сказок.
В русских народных сказка образ Лешего предстаёт перед нами — мохнатым, рослым и сильным, с мощными руками, со сверкающими глазами существом, который живет в лесной чащобе. Он охраняет лес и лесных зверей. Любит проказничать. Большую часть времени лешие проводят на деревьях; качаться и дурачится для них — самое любимое занятие. Иногда он кричит в лесу и пугает людей.
1
Облик Лешего и его жилища
Обитает Леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек, вот только обувь перепутана: правый лапоть одет на левую ногу, а левый –на правый. Это и есть его главная примета. Леший довольно частый гость русских народных сказок, где наш герой-проказник может стать пнём и кочкой, оборотиться медведем или зайцем, даже растением, потому что он –дух леса.
Облик жилища Лешего
Леший живёт в лесах, в большой бревенчатой избе вдали от человека. Изба укрыта еловыми ветками, травой, кожами.
1
Нрав Лешего
Леший – начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешения в лес заходить не стоит. Зная крутой нрав Лешего, охотники всячески пытаются задобрить духа, чтобы тот не вредил им на охоте. Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки, путая тропы и начиная водить кругами. Один из характерных звуков, присущих лешему, — свист. Это своего» рода позывной сигнал нечистой силы. Любимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял».
1
Взаимоотношения с героями
- Проказничает и шутит, но не вредит героям сказок.
- Охотники и пастухи обычно составляли своеобразное соглашение с лешими, в
которых оговаривали взаимные запреты и обязанности.
- Похищает детей.
- В некоторых сказках выступает, как положительный герой: дарит подарки и разговаривает с героями.
1
Образ Лешего в русской народной сказке «Леший»
В русской народной сказке образ Лешего представлен в роли отрицательного героя, но также его можно рассмотреть и с положительной точки зрения. Девочка уходит из дома и пропадает на три года. Всё это время она жила у Лешего. Как-то раз охотник шёл по лесу и наткнулся на того самого Лешего у которого жила девочка: «Смотрит охотник, а перед ним на лесной тропинке лежит колода, на колоде мужик сидит, лапоть ковыряет; подковырнет лапоть, да на месяц и погрозит:
— Свети, свети, ясен месяц!
Дивно стало охотнику; отчего так, думает, собою мужик — еще молодец, а волосом как лунь сед? Только подумал это, а он словно мысль его угадал:
— Оттого, — говорит, — я и сед, что чертов дед!
Тут охотник и смекнул, что перед ним не простой мужик, а леший». Охотник спас девочку и вернул родителям.
1
В этой сказке образ Лешего можно рассматривать как отрицательного героя, так и положительного.
- С отрицательной точки зрения
Леший отрицательный герой, потому что он не вернул девочку родителям, а увёл за собой в чащу леса и поселил у себя в избушке.
2. С положительной точки зрения
Леший положительный герой, потому что он заботился об этой девочке всё это время: «сидит девица да горько плачет:
— Кто теперь меня поить-кормить будет!»
1
Образ лешего в русской народной сказке «Старуха –Говоруха»
В сказке «Старуха-Говоруха» образ лешего представлен с положительной стороны. Отец по велению своей жены отвозит дочку в лес и оставляет в избушке. «Осталась девка одна; натолкла проса, наварила каши много, а есть некому. Пришла ночь длинная, жуткая; спать — бока пролежишь, глядеть — глаза проглядишь, слова молвить не с кем, и скучно и страшно! Стала она на порог, отворила дверь в лес и зовет:
— Кто в лесе, кто в темном — приди ко мне гостевать!
Леший откликнулся, скинулся молодцом, новогородским купцом, прибежал и подарочек принес. Нынче придет покалякает, завтра придет — гостинец принесет; увадился, наносил столько, что девать некуда!»
1
В каких ещё сказках встречается образ Лешего?
- Сказки Т.И. Александровой о «Домовёнке Кузе».
- Пьеса Павла Финна « Маша и Витя против «Диких гитар»».
- Отрывок А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный».
- Сказка А.Л. Толстого «Мишка и Леший».
- Русско-народная сказка «В няньках у Лешего».
- Сказка Алексея и Екатерины Малышевых «Леший».
Экранизация по мотивам сказок Т.И.Александровой
.
Экранизация «Новогодние Приключения Маши и Вити» снята по мотивам пьесы Павла Финна « Маша и Витя против «Диких гитар»».
В выводе хотелось бы сказать, что в русских народных сказках образ Лешего люди представляли себе по-разному: кто-то лесным духом, кто-то злодеем, который вечно проказничает, а кто-то добрым старичком.
Список использованной литературы.
- http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1258422-v-kakih-russkih-skazkah-est-leshij.html
- Сказки А.С. Пушкина../ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2015 г.
- Александрова Т.И../. Сказки «Домовёнок Кузя»../. АСТ, 2010 г.
- Афанасьев А. Н. XVII. Древо жизни и лесные духи // Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т.. — М.: Издание К. Солдатенкова, 1868. — Т. 2. — С. 325—349.
- Левкиевская Е. Е. Леший // Мифы русского народа. — М.: Астрель, АСТ, 2000. — С. 320—339. — 528 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-271-00676-X, ISBN 5-1
Спасибо за внимание!
лесной человек в абхазской мифологии, огромное мохнатое чудовище с торчащим из груди топором, отличающееся необычайной физической силой и свирепостью
в мифах балкарцев, карачаевцев и азербайджанцев «лесной человек», дух, живущий в горных лесах Кавказа
в фольклоре Восточной Африки человекообразные карликовые существа с желтовато-красной кожей и волосами апельсинового цвета
в фольклоре Американских колонистов агрессивное обезьяноподобное существо, обитающее в полых стволах сухих деревьев
в славянской мифологии обозначение нечистой и неведомой силы, восходящее к апокрифической легенде о детях Адама и Евы, рожденных после грехопадения и скрытых от бога
в легендах индейского племени пареси белый лесной человек-людоед
согласно фольклору народа тингианов с филиппинского острова Лусон, дикие крылатые женщины с перевернутыми пальцами на руках и ногах
в грузинской мифологии злые духи, обитающие в горах, лесах, реках
в древнегреческой мифологии нимфы рощ
в кантабрийском фольклоре лесные женские духи, обыкновенно являющиеся людям в полуживотном обличье
способный к оборотничеству дух леса, как правило, являющийся в облике белого оленя с пылающими глазами
согласно чувашской мифологии дух, хозяин леса, леший
в фольклоре марийцев (черемисов) злой дух, преграждающий путь на дороге или перекрестке дорог и вызывающий панический страх
в фольклоре германо-скандинавских народов (от Германии и до юга Швеции) дух ясеня, злобное существо женского пола
в славянской мифологии дух леса, персонификация эха
в финском фольклоре злой женский дух леса, всячески способствующий тому, чтобы пришедшие в лес заблудились
древесный демон из филиппинского фольклора, огромная тучная женщина, душащая спящих
в баскской мифологии «господин чащи», дух, обитающий в глубине лесов или в пещерах, расположенных на возвышенностях
cогласно силезским суевериям, дух-охранитель в облике маленького человечка, живущего в кустах бузины
в фольклоре коренного населения Конго, обросший травой карлик, способный проглотить человека целиком
в немецком фольклоре злобные древесные духи, живущие внутри дерева, и имеющие на больших пальцах левых ног серпы вместо ногтей
в малазийском фольклоре женский природный дух-хранитель камфорного дерева, человек-цикада, также появляющийся в сериале «Сверхъестественное»
в башкирском фольклоре маленьких лесные человечков в красных рубашках, которые склоняют людей к сожительству, а потом покровительствуют им, помогая разбогатеть
в восточно-славянском фольклоре лесной дух, который сбивает с дороги путников, заставляет их плутать по лесу, заводит в болото или чащу
по русским поверьям большеголовый и неуклюжий дух леса, живущий в ягодных местах, норовящий обманом запрыгнуть на шею и голову петлей стянуть
согласно фольклору южноамериканских индейцев тукано, лесной великан с огромными ушами, клыками и гениталиями, размельчающий жертву своими объятиями и выпивающий ее через темечко
по славянской мифологии один из лесных духов, хозяин боров и рощ
по славянской мифологии маленькие старички, подчиненные боровика, хозяева грибов
в фольклоре Скандинавии и Британии дух-хранитель бузины, нещадно мстящий за порчу своего дерева без спроса
в польском фольклоре лесные или полевые демоны, сбивающие путников с пути, вынуждая их блудить
в латышском и южно-эстонском фольклоре лесной дух, сбивающий путника с пути и нередко заводящий его в чащу или болото
в эстонской мифологии злобные лесные духи, которые сбивают с дороги путников, заставляя долго плутать по лесу
согласно мифологии саамов, духи-хозяева лесов
в восточнославянских сказках чудовищное агрессивное лесное создание, которое убивает объединённая группа людей, животных и предметов
в мифологии народов коми леший, не только следивший за промысловой деятельностью охотников, но и распространивший свою власть на многие сферы бытовой жизни
в мансийской мифологии злой лесной дух, похожий на вывороченный пень с длинными корнями
в фольклоре цыган лесовик в облике низенького седого старика, наделенного при этом невероятной силой и способностью увеличиваться в размере
в белорусской мифологии внучки гаёвого деда, лешего
легендарное существо из мифологии австралийских аборигенов, которое камнем падает с дерева на зашедшего в лес человека, окутывает жертву своими крыльями и, задушив, пожирает
в белорусской мифологии лесной дух, вид лешего
в чешской мифологии вредный лесной дух, окликающий эхом, заставляющий блудить или вообще наваливающийся на человека невидимым грузом
в итальянской мифологии духи, живущие в лесах или пещерах; своими песнями завлекают людей, высасывают у них кровь и убивают
в литовской мифологии леший, лесное чудовище, оборотень-волколак
в поверьях восточных лужичан* из окрестностей Мускау* мужские лесные духи, выглядящие как сильные привлекательные парни, но покрытые шерстью и с конскими ногами
в словацком и польском фольклоре гигантская лесная женщина с чёрными ногами, которая ловит мужчин и душит их, засовывая свою грудь жертве в рот
представитель низшей белорусской и польской мифологии, сочетающий в себе качества домового, лешего и ряда других персонажей
в фольклоре кетов, одного из малых народов Западной Сибири, женское злокозненное существо, живущее в тайге и горах, способное погубить человека даже своим криком
в фольклоре Полесья мифический железный великан, живущий в болоте или заболоченном лесу и охраняющий свою территорию от посягательств и незваных гостей
в фольклоре северо-запада Беларуси, локальная лесная демоница в облике прекрасной девушки с длинными волосами, которая завораживала юношей и заводила их в чащу
в немецком фольклоре женские лесные духи, прекрасные длинноволосые блондинки
в румынском фольклоре зловредные женские духи лесов и полей, аналоги восточнославянским русалкам и южнославянским самовилам
в фольклоре кетов* дух-покровитель леса в облике медведя, двузубой белки или женщины в богатой шубе, обеспечивающий успех в охоте
в мифах полинезийцев существа крохотного роста, с длинными когтями на пальцах, волосами до колен и разноцветными телами
в мифологии коми лесной дух, единственной функцией которого является разделение птенцов боровой дичи
лесной дух, которому поклоняются гольды, народ тунгусского племени, живущий по реке Амур
древесный демон из фольклора Филиппинских островов, бородатое человекоподобное существо ростом в 2–3 метра
согласно фольклору филиппинского народа ибанаг, маленькие природные духи, обитающие в земле, в холмах, в лесу и в поле
в польской мифологии дурной дух низшего уровня, который, будучи пригретым в доме, приносит своим хозяевам добро, краденое им у соседей
согласно японским поверьям, воплощенные души деревьев, способные покидать своё дерево, присматривая за рощами и поддерживая равновесие в природе
персонаж эстонского фольклоре, лесной дух в облике косоглазого человека, который прячется в сильно скрученных березах неестественной формы
в чилийском и аргентинском фольклоре бессмертный дух-защитник всех зверей высокогорья, который в облике гуанако или викуньи пасется со стадами этих животных
в бретонском фольклоре то ли проказливые карлики сродни лютенам, то ли феи ручьев
существо из филиппинского фольклора, которое собирает ногти детей и использует их для торговли в подземном мире
в вавилонских мифах (в частности, в сказаниях о Гильгамеше) гигантское чудовище в виде многоногого и многорукого существа
в белорусском фольклоре добрый лесной дух, собирающий «папараць-кветку» в купальскую ночь
в бразильской мифологии дух леса, объединивший в своих чертах поверья местных индейцев и африканских переселенцев
в фольклоре народов Дагестана злой дух леса с ужасающей внешностью
в еврейском фольклоре мелкая нечисть, чертята, похожие на домовых, леших или водяных; серьезного вреда не причиняют, но склонны к озорству
оленеподобный демон, обитающий в лесах Лодзинского воеводства Польши, заманивающий путников в дебри и там атакующий их
в фольклоре коми-пермяков женский дух леса в виде сгорбленной старушки в грязной одежде с клюкой в руке
в финском, карельском и эстонском фольклоре злой переменчивый дух, способный контролировать человека и вести его к всяческим неудачам
в белорусском фольклоре мелкие лесные духи, дети лешего и кикиморы
в славянской мифологии дух леса
в белорусском фольклоре мелкие шаловливые нечистики, обитающие около водоемов в кустах лозы
в белорусском фольклоре некий лесной или болотный нечистик, живущий в лозе
в белорусской мифологии коварный лесной или болотный дух исключительно женского пола
в фольклоре западно-африканского народа ваи, легендарное лесное чудовище, похищающие прекрасных девушек
в цыганском фольклоре страшный лесной дух, лохматый зубастый леший с длинными отвисшими ушами
во французском фольклоре ночные существа маленького роста и крайне проказливого характера
в фольклоре жителей ряда регионов Казахстана дух-покровитель мистического леса, оказывающий помощь в поиске счастья
в бразильском фольклоре и криптозоологии одноглазое лесное существо с пастью на животе
древний и дикий народ из мифологии маори, коренного населения Новой Зеландии
в фольклоре индейцев апинайе, проживающих в центральной Бразилии, лесной демон-оборотень
согласно чешского фольклора, лесная белая пани, дух-покровитель диких пчел и меда
в эстонской мифологии лесные духи, оборотни, способные перекидываться в животных, принимать человеческий и получеловеческий образ
по славянской мифологии дух мшистых болот, самый маленький из лесных духов
обидчивые духи филиппинского фольклора, живущие в так называемых «таинственных холмах», разбросанных по лесу
франко-бельгийский подвид французских лютенов, проказливых ночных карликов-гномиков
леший в удмуртской мифологии, хозяин леса и повелитель зверей
в фольклоре папуасов киваи злое похожее на человека существо с очень большими, свисающими до земли ушами, которыми он укрывается ночью
в грузинской мифологии злой лесной дух, получеловек-полукозел
в фольклоре северо-восточных Бразильских штатов Алагоас и Пернамбуку, волосатый лесной великан с десятиметровыми когтями и кольцом в пупке
в колумбийском фольклоре одноногая лесная женщина-вампир, соблазняющая охотников и лесорубов
по представлениям висайя, аэта и других народов Филиппин, доброжелательные к людям маленькие человечки, живущие в полях и лесах
в финском и карельском фольклоре злой лесной дух, демон, призрак или неопределенная мистическая сила
в мифологии западносибирских татар дух-хозяин леса
в фольклоре Олонецкого края, полевой или лесной дух, обитающий в кустарнике и стерегущий ягоды
в белорусском фольклоре хозяин ограниченного участка нетронутого леса (пущи), исключительно враждебный человеку
в китайском и впоследствии в японском фольклоре дух тысячелетнего камфорного дерева
в словацком фолькоре женский дух-хранитель золота и сокровищ, расположение которых может рассказать человеку в обмен на его ребёнка
в кашубской мифологии лесной демон, в виде самца косули являющийся охотникам, пришедшим в лес в час воскресной полуденной церковной службы
в древнегреческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа
в фольклоре скандинавских народов лесные духи, прекрасные но беспощадные, оборотни и искусительницы
в казахской мифологии лесной дух, в облике вытянутого человека с длинными когтистыми руками и копытами вместо ног
в русских поверьях суровый дух-хранитель степи
в фольклоре кумыков лесной дух в образе женщины, которая по ночам бродит в окрестностях селений
в корейской мифологии общее название духов деревьев, как правило старых и развесистых
по представлениям марийцев, опасный одноглазый дух леса, которым становится душа умершего неестественной смертью грешника
конеголовый леший с Филиппин
в кантабрийском фольклоре скрытные лесные духи, с ног до головы покрытые мхом, листьями и даже шляпками грибов
в фольклоре жителей Мадагаскара мохнатое лесное существо ростом с теленка, с обезьяньими лапами и человеческой головой
у литовских русинов опасный лесной божок, под видом тура или оленя с золотыми рогами или копытами заманивающий путников в лес или болото
небольшие и озорные существа французского фольклора, родственники гномиков-лютенов
в немецком фольклоре лесные великаны, косматые и кровожадные
в русском фольклоре лесные духи, эхом отзывающиеся на человеческий голос
в итальянской мифологии собирательное название для проказливых существ невысокого роста и «игривого» характера
согласно поверьям народа маори, природные демоны, охранители лесов, способные принимать облик птиц и насекомых
в скандинавском фольклоре прекрасная девушка из скрытого народца, либо из рода троллей, отличающаяся от человека наличием коровьего хвоста, который она тщательно скрывает
согласно коми-зырянскому преданию, женщина-утопленница с длинными волосами, сидящая при луне на ветках сосен
в фольклоре марийцев (черемисов) дух-покровитель леса, податель лесных благ и одновременно воплощение связанных с лесом опасностей
добродушный и веселый лесовик, известный только в украинских Карпатах
в мифах якутов дикое племя великанов
согласно казахскому фольклору, степной, лесной или горный демон, губящий путника, заводя его в топкое болото
согласно германскому фольклору, дикие косматые лесные дуМхи, схожие с античными сатирами
антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса
в фольклоре жителей острова Флорес (Индонезия) племя человеческих существ небольшого роста
волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре, а также в многочисленных мирах фэнтези
в фольклоре папуасов киваи мифические существа, живущие в больших деревьях, в источниках и других подобных местах
в фольклоре папуасов киваи мифическое существо и тотемный персонаж в облике огромной говорящей ящерицы
в мифологии северных коми-зырян лесное чудище, великан, ростом с сосну, похожий на дикого зверя
в фольклоре Валахии (исторической области на юге Румынии) лиса-оборотень, выполняющая, кроме того, функции духа-хранителя леса