В романе “Дубровский” Пушкин довольно подробно описывает характер и манеры зажиточного русского барства на примере Кирилы Петровича Троекурова, который славился не только своим знатным родом и богатством, но и вседозволенностью, жестокостью и безнравственным поведением. К большому сожалению, во времена писателя нравственное разложение у представителей высших слоёв населения случалось довольно часто. Скальное русское барство было известно далеко за пределами своих волостей, ходили настоящие легенды о нравах самых жестоких помещиков. Истории также пестрят образами необузданных пьяниц, обжор, азартных игроков, расточителей и скупердяев. Сложно поверить, но светское общество времен великого писателя было буквально напичкано такими “экземплярами”.
Кирила Петрович владел усадьбой Покровское и в его доме всегда было много народу, хотя гостеприимство и радушие не входило в число сильных качеств его характера. В основном в доме жили или гостили те, кто с помощью подхалимства и лести планировал постоянно участвовать в кутежах и увеселениях, которые частенько устраивал хозяин. Бывало и так, что гостей принимали целый день. Также в доме, который поражал показной роскошной обстановкой и богатым интерьером, проживало огромное количество слуг. Кстати сказать, слуги не также, как и хозяин, не отличались вежливостью и хорошими манерами, часто грубили и не церемонились даже со знатными гостями, копируя поведение своего барина. Пожалуй, самая бесшабашная выходка Троекурова, которую он тщательно готовил при помощи своих верных слуг — комната с разъяренным медведем, в которой внезапно, будто бы по ошибке, оказывался почти каждый новый гость усадьбы.
Старый друг и сосед Кириллы Петровича — Андрей Гаврилович Дубровский — показан в романе как полная его противоположность. Андрей Гаврилович владелец имения Кистеневка, но его род давно обеднел, хоть и сохранил доброе имя и звание. В его имении царит мир и порядок, крестьяне любят и ценят его за честность и справедливость. С трудом он переносит выходки своего соседа, и лишь любовь к охоте объединяет их, как и воспоминания о былой службе в армии.
В романе есть описание очень интересного момента — когда Дубровский еле сдерживает свои эмоции при виде обширного, ухоженного псарного двора, в котором живут в сытости и тепле не одна сотня охотничьих борзых собак. Андрей Гаврилович крайне раздражен тем, что эти собаки живут лучше некоторых крестьян в имении Троекурова.
Когда между Троекуровым и Дубровским произошла ссора, Кирила Петрович не просто так заступается за нагрубившего слугу — псаря Парамошку, и делает это он не из хороших побуждений. Он унижает и повелевает своими слугами, распоряжается ими под влиянием своего настроения. И считает, что указывать ему как жить и поступать никто не вправе.
Есть один интересный пример поведения Троекурова, который описывается в романе, — барин высказывает благосклонность гувернантки, мамзель Мими, позволяя её сыну называться своим законным отпрыском. А все остальные дворовые дети, как две капли воды похожие на него, так и не признаются своим отцом.
Мораль, дружба, сострадание, ответственность — все эти слова ему не знакомы. Он даже готов пожертвовать единственным другом, ради того, чтобы еще раз самоутвердиться в глазах других людей и своих собственных.
Как противоположность тому, что происходит в имении Троекурова, мы видим имение Дубровского — Кистеневку, в котором крестьяне дорожат своим хозяином и проживают вместе с ним все невзгоды. Его слуги напоминают скорее семью, нежели персонал. Во время болезни Андрея Гавриловича окружают заботой и вниманием.
Но Троекуров идёт на неожиданную подлость, он совершает подкуп влиятельных чиновников, который позволяет ему отсудить поместье соседа в свою пользу. Для Дубровского это стало последней каплей и сердце его не выдерживает такой страшной новости. В Кистеневку приходи горе, трагедия охватывает всех людей, проживающих в селе. Но это объединяет людей ещё сильнее, заставляет их самих подняться на борьбу с беззаконием и найти выход из сложившейся ситуации. Мы видим, как Троекуров, осознав последствия своих действий, жалеет о содеянном, хочет исправить ошибку, но поздно. Усадьба Дубровских сгорает, а крестьяне уходят с оружием и ведут разбойничий образ жизни.
В романе показано как беззаконие и нравственность, которую творит Троекуров, рушит жизни многих людей, включая жизнь его собственной дочери. В итоге самодур-помещик остаётся в своём имении без настоящих друзей, окруженный толпой прихлебателей и льстецов, преклоняющихся перед роскошью его дома и его деньгами. Эти люди готовы на подлость ради богатства и предадут его самого ради наживы, только лишь появится возможность сделать это. Кажется Троекуров в последний момент понимает это.
Пушкин при помощи различных художественных приемов рисует нам очень яркую картину того, какими были нравы русского барства того времени.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
(366 слов) Уклад жизни русского барина, богатого представителя знатного рода — Кирилы Петровича Троекурова, поражает своей безнравственностью и жестокостью. Печально, но во времена А. С. Пушкина такое явление встречалось часто. О скандальных нравах русского барства слагали легенды. История пестрит примерами необузданного пьянства, обжорства, пристрастия к азартным играм, расточительства среди представителей светского общества.
Надменного хозяина усадьбы Покровское нельзя назвать гостеприимным и радушным человеком. Его старинный друг, обедневший владелец Кистеневки, Андрей Гаврилович Дубровский, был справедливым и честным. Он с большим трудом выдерживал барские увеселения своего соседа. Лишь страсть к охоте объединяла столь разных по характеру людей. Дом Троекурова поражал показной роскошью и огромным количеством обслуги. Случалось, гостей принимали целый день. Андрей Гаврилович Дубровский не смог сдержать раздражение при виде огромного псарного двора, где обитали в довольстве и тепле сотни гончих и борзых, которые жили лучше крестьян. Крепостные Троекурова не церемонились со знатными гостями, перенимая манеру поведения своего барина. Чего стоит только тщательно подготовленный сюрприз для гостей — в виде комнаты с разъяренным медведем! Кирила Петрович встал на защиту псаря Парамошки вовсе не из благих побуждений. Он сам привык наводить порядок в усадьбе, повелевать и унижать своих холопов под влиянием настроения. Например, мамзель Мими взбалмошный Троекуров выказывал дружескую благосклонность. Ребенку гувернантки выпала честь называться законным сыном Троекурова. А множество дворовых ребятишек, похожих, как две капли воды на владельца усадьбы, так и не были признаны отцом.
В сельце Кистеневка царили другие порядки. Крепостные крестьяне дорожили своим хозяином и близко к сердцу принимали его невзгоды. Во время болезни Андрея Гавриловича окружали преданные, внимательные к его нуждам, заботливые люди.
Троекуров совершил беззаконный поступок. Подкупив влиятельных чиновников, он отсудил поместье соседа в свою пользу. Для Дубровского это стало страшным ударом. Все жители Кистеневки восприняли эту новость трагически. Горе сплотило и объединило их еще сильнее. Самодур Троекуров, в порыве минутного раскаяния, хотел исправить свою ошибку, но не смог. После поджога усадьбы, крепостные Кистеневки взяли в руки оружие и стали вести разбойничий образ жизни.
Своим беззаконием Троекуров нарушил привычный уклад жизни многих людей. Не только слуги пострадали от крутого нрава Покровского помещика, но и его собственная дочь. Лишившись настоящих друзей, Троекуров окружил себя толпой фальшивых льстецов, готовых на подлость, и преклоняющихся перед его богатством. На его примере А. С. Пушкин, используя различные художественные приемы, мастерски показал нравы русского барства.
Автор: Дионисия Вяземская
Изображение русского барства в романе «Дубровский» (А.С. Пушкин)
На чтение 3 мин Просмотров 5.8к.
Обновлено 30 июля, 2020
Изображение русского барства в романе А.С. Пушкина «Дубровский» имеет большое значение, многие писатели того времени обличали вседозволенность и безнаказанность действий помещиков, их несправедливое, а часто даже жестокое отношение к своим крестьянам. Автор изобразил в своём романе два непохожих типа барства, к каждому из которых и принадлежали главные герои.
Роман А.С. Пушкина начинается с описания «настоящего русского барина» Кириллы Петровича Троекурова. Он был очень состоятельным человеком, который занимал высокое положение в обществе. Автор описывает обычаи, заведённые в его зажиточном имении. Кирилла Петрович предстаёт перед читателем как необразованный, деспотичный и надменный барин, отличающийся своей грубостью и жестокостью. Он с пренебрежением относится к своим крепостным, он считал их всего лишь вещью, которой можно воспользоваться. Для него не имели никакого значения их страдания и несчастья, да и дальнейшая судьба в целом. Это просто прислуга, не имеющая права на чувства и желания. Троекуров заботился только о собственной персоне, поэтому любил хорошо провести время, веселье занимало основную часть его жизни. Вот только развлечения были очень своеобразными, он получал наслаждение от чужой боли и страха. Ему нравилось унижать других, чувствовать собственное превосходство и чью-то зависимость от своей воли. Например, он любил наблюдать, как будет вести себя человек, запертый в одной клетке с разъярённым медведем. Если у человека получалось выжить в схватке с голодным хищником, он получал барское расположение. Троекуров считал, что имеет полное права распоряжаться человеческой жизнью, подобно Господу Богу. Больше всего страдали от самодурства своего хозяина, крестьяне Кириллы Петровича, они под его опекой жили хуже, чем собаки на псарне. Не знавшим уважения и заботы крестьянам ничего не оставалось, кроме как взять поведение барина за основу, поэтому также бездушно относились к тем, кто хоть как-то от них зависел. Они действительно гордились богатством и положением Кириллы Петровича. А своим хамством по отношению к другим господам они старались заслужить хозяйское поощрение, они пытались добиться расположения Троекурова любым способом.
К полностью противоположному типу барства принадлежал Андрей Гаврилович Дубровский – небогатый дворянин, зато честный и достойный. Одним из его главных жизненных принципов была справедливость, поэтому крестьяне любили и уважали его. Как хороший помещик он был строг со своими крепостными, но никогда не обижал их без причины и принимал непосредственное участие в их судьбе. Беспокойство за собственных крестьян не мешало ему следить за своим хозяйством и держать всё под контролем. Дубровский никогда не превозносил себя над всеми остальными, ко всем принятиям решений относился ответственно и рассудительно. Крестьяне ценили заботу своего хозяина, они знали, как сильно им повезло, поэтому искренне горевали после его гибели. Так сильно грустить можно только о близком человеке, который занимал особое место в твоей жизни. Крепостные понимали, что попадут в руки к Троекурову, поэтому предпочли лесное разбойничество такой судьбе.
Оба барина принадлежат к одному сословию, но так по-разному относились к простому народу, к тем, кто усердно служил им на протяжении многих лет. А.С. Пушкин выступал против крепостного права, но в данном романе он показал, что дело не только в государственных законах, а и в самом человеке. Дубровский придерживался общепринятых устоев, но был добр к своим крестьянам и они любили его за заботу. Хороший человек создаёт вокруг себя благоприятную атмосферу для окружающих, поэтому, прежде всего, необходимо менять самого себя, а не весь мир.
Алёна Базан
Учитель русского языка и литературы. Моя работа — это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.
Оцените автора
( 20 оценок, среднее 4.2 из 5 )
метки: Дубровский, Дворянство, Человек, Троекуров, Кирил, Любить, Несмотря, Пушкин
…
Голосуйте за сочинение
На страницах «Дубровского» мы знако- мимся со многими людьми дворянского со- словия. Одни из них обрисованы полно и все- сторонне (Троекуров, Дубровские), другие — фрагментарно (князь Верейский), о третьих и вовсе говорится вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).
Надо сказать, что помещики отличались друг от друга как количеством имеющихся у них крестьян, так и отношением к ним. Сюжет повести разворачивается вокруг конфликта между двумя помещиками — Ки- рилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским, но невольно во- влеченными в него оказываются и другие дво- ряне. Все, по сути, разделились на два лаге- ря. В одном — Андрей Гаврилович Дубров- ский и его сын Владимир, другой значительно многочисленнее — Троекуров и все остальные помещики, завсегдатаи его дома. Что до Кирилы Петровича Троекурова, «старинного русского барина», то уже первые страницы произведения дают нам понять, ка- кой это был властный, корыстный человек, деспот, богатство и древнее происхождение которого «давали ему большой вес в губерни- ях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; гу- бернские чиновники трепетали при его име- ни; Кирила Петрович принимал знаки подо- бострастия как надлежащую дань… В домаш- нем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалован- ный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограни- ченного ума».
Детей у Троекурова было двое: Маша — семнадцатилетняя дочь, и сын — «черноглазый мальчик, шалун лет девяти». Саша был также сыном и мамзель Мими, вос- питательницы Маши, которую «Кирила Пет- рович, казалось, любил… более прочих». Дочь свою Кирила Петрович любил, «но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обра- щением. Уверенный в ее привязанности, ни- когда не мог он добиться ее доверенности». Кирила Петрович только тем и занимал- ся, что разъезжал по своим пространным владениям, устраивал шумные пиры с про- казами. Охота занимала едва ли не основ- ное место в жизни Троекурова. По этой причине и псарня у него была на зависть всем, там «более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя ще- дрость Кирилы Петровича на своем собачь- ем языке». Именно псарня и послужила причиной раздора между Троекуровым и ближайшим соседом его Андреем Гавриловичем Дубров- ским, которого одного Кирила Петрович ува- жал, «несмотря на смиренное его состояние», и к которому мог запросто заехать в гости. Уважительное отношение Троекурова к Ду- бровскому возникло еще в молодости; «Не- когда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера».
2 стр., 684 слов
«Кирилл Троекуров и Андрей Дубровский» для 6 класса
… прощалось только Андрею Гавриловичу. Дубровский, напротив, был замкнут и малообщителен. Он не кичился своим званием и состоянием, но сумел своей скромностью завоевать расположение высокомерного друга Троекурова. Кирилл Петрович увидел в соседе …
Андрея Гав- риловича оскорбило замечание одного из псарей соседа относительно его якобы недю- жего состояния и унизительного быта. При- чем Дубровского не так оскорбило само заме- чание, сколько то, что Троекуров при этом «громко засмеялся» и не принял никаких мер, чтобы наказать дерзкого холопа. С ужи- на обиженный Дубровский ушел, и приказ Троекурова вернуться оставил без внимания. Простить такого даже Дубровскому Кирила Петрович не мог и в наказание решил отсу- дить у друга имение, что и сделал. Этот поступок показывает духовную ис- порченность Троекурова, для которого нет ничего святого, который и дружбу готов про- дать. Правда, автор подчеркивает, что в не- которые моменты совесть помещика просы- пается, он начинает жалеть Дубровского и готов его простить, но чувство ложной гордо- сти и своего превосходства не позволяют ему попросить извинения. Близок к Троекурову и князь Верей- ский. И хоть он не так полно обрисован в повести, но одно то, что князь с удоволь- ствием посещает дом Кирилы Петровича, что, несмотря на слезы и мольбы Маши, до- бивается все же ее руки, ставит его в один ряд с Троекуровым. Сатирическими красками в романе обри- сованы гости Троекурова — мелкие помещи- ки-подхалимы, которые, боясь гнева властно- го хозяина, не смели сказать ему и слова против.
Однако у себя в имении они едва ли были робкими… Троекуров, князь Верейский и им подоб- ные — далекая от реформаторских идей, прочно стоящая на ногах часть поместного дворянства, яростно защищающая крепост- ничество. В отличие от этих персонажей, Андрей Гаврилович Дубровский — помещик либе- ральный. Праздность и разврат — не его об- раз жизни. Имея семьдесят человек кресть- ян, Дубровский относится к ним иначе, чем самодур-сосед. Поэтому и крестьяне отвеча- ют ему уважением и любовью, поэтому и го- товы умереть, лишь бы не попасть в кабалу к Троекурову. Отмена крепостного права- наверняка не напугала бы Андрея Гаврило- вича, и он вряд ли стал препятствовать ей. Ни в первые годы жизни в поместье, ни по- том Андрей Гаврилович не соглашался вос- пользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от других помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии надменного соседа свои мысли. Это говорит о гордости этого человека, причем гордости настоящей, не троекуровской. Образ молодого Дубровского дан в разви- тии: вначале честолюбивый и беспечный мот, потом — защитник угнетенных, благородный мститель, бунтарь. Его, дворянина-разбойни- ка, Пушкин делает предводителем крестьян. Но тут же дает понять, что Владимир — не во всем их единомышленник, что он сотруд- ничает с крестьянами и ради личных интере- сов. Потому-то, когда Маша выходит замуж за князя, Дубровский покидает своих това- рищей, заявляя им; «Вы все мошенники». Владимир Дубровский не против дворянства как класса вообще, он только против жес- токостей,- чинимых дворянами, такими, как Троекуров. Однако в ту пору и это было прогрессив- ным шагом на пути к освобождению кресть- ян, потому и главного героя повести мы вос- принимаем как передового дворянина, воз- можно предшественника декабристов.
Похожие сочинения
- Сочинение на тему: Эпиграфы и их роль в романе «Капитанская дочка» Эпиграфы и их роль в романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин очень любил добавлять эпиграфы к своим творениям, таким […]
- Сочинение на тему: становление личности Петра Гринева Сочинение на тему: становление личности Петра Гринева. Пётр Андреевич Гринёв является главным героем произведения […]
- Сочинение на тему «Образ Савельича в Капитанской дочке» Добродушный, преданный слуга Савельич – это, пожалуй, некий собирательный образ обыкновенного русского человека, […]
- Сочинение на тему: «что сближает и что разделяет Чацкого и Онегина?» ЧТО СБЛИЖАЕТ И РАЗДЕЛЯЕТ ЧАЦКОГО И ОНЕГИНА После того, как Россия выиграла Отечественную войну в 1812 году, за […]
- Сочинение на тему: «о чем заставил задуматься роман «Евгений Онегин» Евгений Онегин — одно из самых гениальных творений великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина. Пушкин был […]
- Сочинение на тему: «Мой Пушкин» Вряд ли есть на нашей планете взрослый человек, который за всю свою жизнь не прочитал ни единой книги. Читая, человек […]
Права, обязанности и привилегии дворян
Дворянство, как привилегированный класс, имело свои права, обязанности и привилегии. Эти данные представлены в таблице.
Права | Обязанности | Привилегии |
|
Принимать участие на выборах и заниматься руководящей деятельностью в государстве. |
|
Быт дворянства начала XIX века
Быт дворянства всегда отличался своеобразием. Это наблюдалось и период начала XIX столетия. Изучая жизнь дворянина, можно сделать вывод о своеобразии развития русской культуры. На протяжении всей истории развития Руси, дворянство представляло собой наиболее передовое сословие. В каждый период времени в нём происходили изменения как во внешнем виде, так и в области культурного воспитания и образования. Не исключением стал и период XIX века, что нашло своё отражение в форме одежды и культуре разрешения споров.
Мужская одежда
Мужская одежда быстро стала меняться под влиянием Европы, в первую очередь таких городов как Париж, Лондон и Вена. В моду стали входить фраки и жилеты. В первой половине XIX века эта одежда ещё не была чёрного цвета, какой стала впоследствии. Она использовалась для посещения театра. Одновременно дворяне стали снимать парики, заменяя их шляпой цилиндром.
Во время похода в гости одевался костюм. В нём обязательным атрибутом было наличие воротника и галстука. Что касается повседневной жизни, то тут преимущество имел восточный стиль. Это был длинный халат из цветной ткани.
Женская одежда
Большое влияние на женскую моду оказало появление ткани жаккард. Вскоре была изобретена швейная машина. В связи с этим мода на женскую одежду претерпела изменения. Она стала состоять из следующих вещей:
- Салопа. Изделие представляло собой накидку большой длины без рукавов.
- Бурнуса. В отличие от салопа изделие имело рукава и ватную подкладку.
- Накидки. Они больше надевались для красоты.
- Чепчик. Этот головой убор настолько вошёл в моду, что его стали одевать женщины любого возраста. Использовался он как в домашних условиях, так и для похода в гости.
- Корсет. Он одевался с желанием поднять грудь и подчеркнуть талию.
- Шали и шарфы. Заняли прочное место в женском гардеробе.
Воспитание и образование
Образование детей дворян начала XIX века проходило в 3 этапа:
- Домашнее обучение. Обычно этим занимались иностранные гувернёры. Они были недостаточно образованными, поэтому больше уделяли внимание привитию навыков хороших манер.
- Гимназия. В этот период шла подготовка учащегося к поступлению в университет.
- Университет или военная служба. В основном это касалось юношей, потому что девушкам обычно достаточно было поверхностного образования. Что для них требовалось — это знания нескольких иностранных языков, умения играть на музыкальных инструментах и обладания навыками хороших манер. Если юноша не поступал в военное училище, то при написании своей биографии от него требовалось объяснение причины.
Разрешение споров
Для разрешения конфликтов между дворянами устраивались дуэли. Однако тут существовало негласное правило. Участие в ней могли принимать только представители равного происхождения. Такая мода пошла из Европы. Причина заключалась в том, что каждый дворянин стремился защитить свою честь. Сделать же это можно было только в честном поединке.
Дуэли бывали 3 типов:
- На законных основаниях. При этом составлялся протокол её ведения. В качестве оружия использовались исключительно шпага или пистолет.
- Исключительная. Участники дуэли не придерживались общепринятых норм.
- Секретная. В этом случае даже секунданты не знали причины конфликта.
ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»
На страницах «Дубровского» мы знако- мимся со многими людьми дворянского со- словия. Одни из них обрисованы полно и все- сторонне (Троекуров, Дубровские), другие — фрагментарно (князь Верейский), о третьих и вовсе говорится вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).
Надо сказать, что помещики отличались друг от друга как количеством имеющихся у них крестьян, так и отношением к ним. Сюжет повести разворачивается вокруг конфликта между двумя помещиками — Ки- рилой Петровичем Троекуровым и
Андреем Гавриловичем Дубровским, но невольно во- влеченными в него оказываются и другие дво- ряне. Все, по сути, разделились на два лаге- ря. В одном — Андрей Гаврилович Дубров- ский и его сын Владимир, другой значительно многочисленнее — Троекуров и все остальные помещики, завсегдатаи его дома. Что до Кирилы Петровича Троекурова, «старинного русского барина», то уже первые страницы произведения дают нам понять, ка- кой это был властный, корыстный человек, деспот, богатство и древнее происхождение которого «давали ему большой вес в губерни- ях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; гу- бернские чиновники трепетали при его име- ни; Кирила Петрович принимал знаки подо- бострастия как надлежащую дань… В домаш- нем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалован- ный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограни- ченного ума». Детей у Троекурова было двое: Маша — семнадцатилетняя дочь, и сын — «черноглазый мальчик, шалун лет девяти». Саша был также сыном и мамзель Мими, вос- питательницы Маши, которую «Кирила Пет- рович, казалось, любил… более прочих».
Дочь свою Кирила Петрович любил, «но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обра- щением. Уверенный в ее привязанности, ни- когда не мог он добиться ее доверенности». Кирила Петрович только тем и занимал- ся, что разъезжал по своим пространным владениям, устраивал шумные пиры с про- казами. Охота занимала едва ли не основ- ное место в жизни Троекурова. По этой причине и псарня у него была на зависть всем, там «более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя ще- дрость Кирилы Петровича на своем собачь- ем языке». Именно псарня и послужила причиной раздора между Троекуровым и ближайшим соседом его Андреем Гавриловичем Дубров- ским, которого одного Кирила Петрович ува- жал, «несмотря на смиренное его состояние», и к которому мог запросто заехать в гости. Уважительное отношение Троекурова к Ду- бровскому возникло еще в молодости; «Не- когда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Андрея Гав- риловича оскорбило замечание одного из псарей соседа относительно его якобы недю- жего состояния и унизительного быта.
При- чем Дубровского не так оскорбило само заме- чание, сколько то, что Троекуров при этом «громко засмеялся» и не принял никаких мер, чтобы наказать дерзкого холопа. С ужи- на обиженный Дубровский ушел, и приказ Троекурова вернуться оставил без внимания. Простить такого даже Дубровскому Кирила Петрович не мог и в наказание решил отсу- дить у друга имение, что и сделал. Этот поступок показывает духовную ис- порченность Троекурова, для которого нет ничего святого, который и дружбу готов про- дать. Правда, автор подчеркивает, что в не- которые моменты совесть помещика просы- пается, он начинает жалеть Дубровского и готов его простить, но чувство ложной гордо- сти и своего превосходства не позволяют ему попросить извинения. Близок к Троекурову и князь Верей- ский. И хоть он не так полно обрисован в повести, но одно то, что князь с удоволь- ствием посещает дом Кирилы Петровича, что, несмотря на слезы и мольбы Маши, до- бивается все же ее руки, ставит его в один ряд с Троекуровым. Сатирическими красками в романе обри- сованы гости Троекурова — мелкие помещи- ки-подхалимы, которые, боясь гнева властно- го хозяина, не смели сказать ему и слова против. Однако у себя в имении они едва ли были робкими… Троекуров, князь Верейский и им подоб- ные — далекая от реформаторских идей, прочно стоящая на ногах часть поместного дворянства, яростно защищающая крепост- ничество.
В отличие от этих персонажей, Андрей Гаврилович Дубровский — помещик либе- ральный. Праздность и разврат — не его об- раз жизни. Имея семьдесят человек кресть- ян, Дубровский относится к ним иначе, чем самодур-сосед. Поэтому и крестьяне отвеча- ют ему уважением и любовью, поэтому и го- товы умереть, лишь бы не попасть в кабалу к Троекурову. Отмена крепостного права- наверняка не напугала бы Андрея Гаврило- вича, и он вряд ли стал препятствовать ей. Ни в первые годы жизни в поместье, ни по- том Андрей Гаврилович не соглашался вос- пользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от других помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии надменного соседа свои мысли. Это говорит о гордости этого человека, причем гордости настоящей, не троекуровской. Образ молодого Дубровского дан в разви- тии: вначале честолюбивый и беспечный мот, потом — защитник угнетенных, благородный мститель, бунтарь. Его, дворянина-разбойни- ка, Пушкин делает предводителем крестьян. Но тут же дает понять, что Владимир — не во всем их единомышленник, что он сотруд- ничает с крестьянами и ради личных интере- сов. Потому-то, когда Маша выходит замуж за князя, Дубровский покидает своих това- рищей, заявляя им; «Вы все мошенники». Владимир Дубровский не против дворянства как класса вообще, он только против жес- токостей,- чинимых дворянами, такими, как Троекуров. Однако в ту пору и это было прогрессив- ным шагом на пути к освобождению кресть- ян, потому и главного героя повести мы вос- принимаем как передового дворянина, воз- можно предшественника декабристов.
Ослабление дворянства в конце первой половины XIX века
Первую половину XIX века принято считать началом заката дворянства. Одной из причин явилась опала, в которую оно попало при царе Николае I после восстания декабристов.
Несмотря на то, что укрепились позиции потомственного сословия, социальная роль дворянства значительно снизилась. Бюрократический аппарат власти стал пополняться людьми не аристократического происхождения.
Помещичьи землевладения претерпели дробление. В результате многие хозяева стали мелкопоместными. Часть дворян, с развитием промышленности, стало заниматься предпринимательской деятельностью, что не приветствовалось в своей среде.
На данном этапе такие тенденции стали только появляться, но уже в конце XIX столетия они приобрели масштабный характер.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района
Быт и нравы русского дворянства на примере произведений А.С. Пушкина «Дубровский», «Повестей Белкина»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Автор: ученица 6-2 класса
Куприна Арина
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Рахманова Наталья Геннадьевна
Санкт-Петербург
2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1.Введение.
2.Основная часть .
2.1 Дворянство, быт и нравы — что это такое?
2.2 Быт и нравы русского дворянства на примере произведений А. С. Пушкина.
— внутренние качества и мышление людей;
— воспитание и образование;
— времяпрепровождение;
— дуэль.
3.Заключение .
4.Список используемой литературы .
1. ВВЕДЕНИЕ.
А.С.Пушкин – русский поэт, драматург и прозаик , один из самых любимых моих писателей. Знакомство с его творчеством началось в раннем детстве с чтения интересных и увлекательных сказок, которые оказались милы сердцу моему. Повзрослев, моё внимание привлекли более серьёзные произведения писателя, такие как «Дубровский», цикл повестей «Покойного Ивана Петровича Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик» , «Станционный смотритель» , «Барышня-крестьянка» .
Когда говорят о творчестве А.С. Пушкина, отмечают энциклопедичность его произведений и широту тематики. Поэт затрагивал общественные проблемы своего времени: личность и государство, русское дворянство. Поэтому тема быта и нравов дворянства тоже нашла своё отражение в творчестве этого писателя. Изображение бытовых отношений мы видим в романе «Дубровский», и в некоторых повестях из цикла «Повестей Белкина».
Изучая на уроках литературы произведения А. С. Пушкина «Дубровский» и цикл «Повестей Белкина», я обратила внимание на то, как много общего в этих книгах в изображении быта и нравов дворянства, и поэтому решила изучить этот вопрос.
Тема моей работы: «Быт и нравы русского дворянства на примере произведений А.С. Пушкина « Дубровский », « Повести Белкина» .
Цель работы — повышение уровня знаний по литературе благодаря знакомству с творчеством поэта , рассмотреть быт и нравы дворянства в произведениях А.С. Пушкина .
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
На примере произведений А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повести Белкина» рассмотреть быт и нравы русского дворянства.
— Используя исторические сведения, воспоминания из прочитанных литературных произведений А. С. Пушкина, изложить наиболее важные моменты в развитии дворянского общества, рассказать о нравах дворянства, его быте и зарождении традиций, которые стали важной составляющей для культурного развития России и нашли отражение в наше время.
— Раскрыть нравственный облик дворян, сопоставить героев произведений А. С. Пушкина, поведать об их времяпрепровождении, передать настроение, затронуть конфликтные ситуации в дворянском обществе, которые иногда решались путём проведения дуэли.
Объектом данной работы являются хорошо известные во всём мире произведения великого русского писателя А.С. Пушкина «Дубровский» и «Повести Белкина».
Предметом исследования является тема быта и нравов русского дворянства на примере произведений А. С. Пушкина.
Материалом исследования послужили произведения писателя, такие как «Дубровский», Повести Белкина- «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».
Основным методом исследования является поисковый и метод сравнительного анализа.
Мною выдвинута гипотеза, что герои исторических литературных произведений А.С. Пушкина помогают учиться и набираться жизненного опыта наглядно на образах и характере героев, быте и нравах , обычаях и традициях , их поступках, помогают раскрыть богатство и красоту русского народа. По моему мнению, это и есть самая главная задача — научиться на примере других.
В заключении я сделаю выводы, к которым пришла, прочитав произведения и изучив материалы по теме: «Быт и нравы русского дворянства на примере произведений А. С. Пушкина».
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .
Прежде чем говорить о быте и нравах русского дворянства, вспомним, что же такое дворянство, быт и нравы в общем понимании? На Руси дворянин — это обязательно воин, нередко военачальник. Дворянами становились люди низкого происхождения, получившие это звание по своим заслугам и по царской милости. Дворяне имели крестьян и получали земли для их обработки. Не случайно появление поговорки «из грязи в князи». Например, сподвижник Петра I А. Д. Меньшиков по своему происхождению из самого низшего сословия. Сделал головокружительную карьеру, имел титул «Светлейший князь» и получил от Петра I более 100 тысяч крепостных крестьян. Поэтому, пока дворянство существовало, оно было военным сословием, что позволяло ему надежнее гарантировать свои права, подтверждая их авторитетом своего оружия. Тем не менее, применявшийся в разговорной речи и использовавшийся в литературе термин «благородство» по своему происхождению указывал на положительную характеристику аристократических качеств личности.
Что же подразумевается под бытом и нравами? Быт – это сфера социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения . В самом широком смысле быт — это уклад повседневной жизни . Нравы — это особенности поведения человека, связанные с чертами характера, обычаи, общераспространенные привычки, уклад общественной жизни.
А быт и нравы эпохи 19 века имел свою уникальную особенность в поведении людей, их внешнем виде, воспитании и образовании , времяпрепровождении . Повседневная жизнь русского дворянства позволяет раскрыть специфику русской культуры , увидеть отличительные особенности дворянской жизни.
Обращаясь к пушкинским произведениям ,мы рассмотрим быт и нравы русского дворянского общества, увидим духовное, интеллектуальное и нравственное развитие его героев. Представления о дворянской чести и этикете связаны с идеями того времени и не отделимы от истории.
Произведения А. С. Пушкина «Дубровский» , «Повести Белкина» можно в полной мере назвать историческими, потому что в них четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая эти произведения, мы словно попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями.
Для рассмотрения дворянского быта разумно описать, как выглядели представители этого сословия. Интерес представляет внутренние качества и мышление людей , которые можно выявить посредством воспитания и образования. А включение главы под названием дуэль, отражает дух того времени и показывает, как дворянство иногда разрешало разногласия между собой.
Принадлежность человека к дворянской культуре всегда обязывала к определенным правилам поведения, нормам, принципам чести .
В повести «Дубровский» Пушкин изобразил два типа дворян. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного дворянина. Он образован, умен, честен и благороден. По мысли Пушкина, герой образован, поскольку обладает лучшими качествами ума и сердца. Со всей уверенностью можно сказать, что это лучший представитель дворянства.
Андрей Гаврилович Дубровский был очень гордым и честным человеком. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость. Превыше всего он ценил свое честное имя и дворянскую честь. Этот герой никогда и ни перед кем не унижался и всегда говорил правду в глаза. Дубровский держал себя на равных и с Троекуровым, который был гораздо богаче и знатнее его. Он не прозябает в пьянстве и обжорстве, не разбрасывается деньгами, не издевается над подневольными и не притесняет крестьян. Со своими крепостными крестьянами Дубровский обходился строго, но справедливо. Их он считал такими же людьми, как и дворян.
Рядом с Дубровским Пушкин изображает Троекурова, который предстаёт перед читателем в противоположном образе . Он богат, но не образован. Этот герой не достоин звания дворянина, поэтому писатель говорит о нем, как о «русском барине». Тем самым он подчеркивает, что таких людей, как Троекуров, в России было много.
Для чего же Пушкин изображает Дубровского — старшего и Троекурова столь разными? Андрей Гаврилович Дубровский – положительный герой, Кирилла Петрович Троекуров — отрицательный. Я думаю, что с помощью этих образов поэт хотел показать нам свой идеал дворянина. Он должен обладать благородством, гордостью, чувством собственного достоинства. Пушкин восхищается тем, что в молодости Дубровский отказался от помощи своего влиятельного и богатого друга Троекурова. Он не захотел вернуть свое состояние таким путем, не захотел потерять своей свободы: Дубровский с расстроенным состоянием вынужден был выйти в отставку и поселиться в своей деревне. Кирила Петрович, узнав об этом, предлагал
ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим.
Писатель очень ярко представил нам Кирила Петровича Троекурова, которому ничего не стоит унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. Отличительные черты таких дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. В непросвещенном дворянине живёт вера в свою безнаказанность и безграничные возможности («В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»). Даже любовь к детям искажается до предела. Троекуров обожает свою Машу, но делает ее несчастной, выдав за богатого, но нелюбимого ею старика. Самодурство Троекурова отражается и на его крепостных. Они также спесивы, как и их хозяин. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе. А не подчиниться воле самодура — значит стать его врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Заискивать перед богатым соседом было не в правилах Дубровского. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах.
Рассмотрим пушкинский цикл повестей «Покойного Ивана Петровича Белкина», в котором представлены сцены из русской жизни. Сцены эти разные, как и сама жизнь. Открывается цикл мрачной атмосферой повести «Гробовщик», в которой нечестный предприниматель, разбогатев, занимает дворянский особняк в центре Москвы, а заканчивается повестью «Барышня-крестьянка» — самой благополучной и счастливой повестью в списке «Повестей Белкина».
Одной из основных тем является тема особенности и индивидуальности человека. Именно под взглядом «индивидуальности» предстают перед нами два соседа, два помещика, особенности характера которых во многом оказываются противоположными и дополняющими друг друга. Если Иван Петрович Берестов по жизни человек независимый, хороший хозяйственник, то Григорий Иванович Муромский, наоборот, известный в округе, образованный, промотавший большую часть своего состояния в Москве. Укажем на два свидетельства, неприметные на первый взгляд, особо характеризующие двух соседей. О Берестове автор сообщает: «В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку и уехал в свою деревню и с тех пор оттуда не выезжал». Что-то произошло на службе, отчего Берестов оставил военную карьеру. Должно быть его «независимость» стала тому причиной, столкнувшись с правилами и порядками в армии. Иван Петрович, познав горечь несправедливых притеснений, и сына обязывает идти не в армию, а избрать для себя гражданскую службу. Другое свидетельство касается Муромского. Перед тем, как пастуху Трофиму передать «пестрые лапти» Насте, Пушкин пишет: «Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора». Редко какой помещик разрешит деревенское стадо проводить каждый раз мимо своего барского двора.
Жизнь дворянской семьи имела свои особенности. Во главе семьи был отец, который отвечал за представительство в обществе. Согласно этикету он держался в отдалении, имел в доме отдельные помещения. В литературных произведениях этого времени показано, с каким трепетом дети тайно проникали в кабинет отца, который даже в зрелом возрасте оставался им недоступным. В обязанности главы семьи входили устройство браков потомства и карьеры сыновей. Отношение к детям в дворянской семье было строгим. Высокий уровень требовательности к ребенку объяснялся тем, что его воспитание строилось в рамках дворянского кодекса чести.
Домашнее образование получило широкое распространение в семьях провинциального дворянства и отражало благосостояние и культурный уровень родителей. Образование позволяло дворянству прекрасно устроить свою жизнь и добиться высот в карьере.
Домашнее воспитание осуществлялось таким образом, что в первые годы жизни ребенок находился на попечении няни. После к детям приглашались учителя, которые должны были дать ребенку основные и необходимые знания.С 7-летнего возраста ребенок рассматривался как маленький взрослый, так как считалось, что у него появлялся разум и начиналось преподавание ребенку арифметики, чтения, музыки, не забывали и о физической нагрузке. Теперь воспитанием ребенка занимались гувернеры и гувернантки, преимущественно это были иностранцы. Гувернеры играли непосредственную роль в обучении детей хорошим манерам, молодые дворяне могли свободно говорить на нескольких языках. Специально для этого в имение на работу нанимались учителя, особенно модно было пригласить к ребенку в педагоги иностранца. Чаще всего это были французы , реже немцы и англичане.
В романе «Дубровский» и повести «Барышня – крестьянка» главные герои имели детей, воспитанием и образованием которых они занимались. Так, у Троекурова и Муромского было по дочери — Маша и Лиза, всю жизнь провели дома и не выезжали дальше своего владения, росли на глазах родителей.
И в романе «Дубровский», и в повести «Барышня – Крестьянка» учителя были наёмными, а точнее «выписанными из – за границы», как верно подмечено в «Дубровском». У Лизы Муромской это была мисс Жаксон, сорокалетняя старая дева, англичанка, а у Маши Троекуровой — мсье Дефорж, заменённый Дубровским. Но если у Муромского, у «настоящего русского барина» это была англичанка, то у Троекурова эту должность занимал француз. И ранее в семье Кирилла Петровича до мсье Дефоржа учителем была мадемуазель Мими.
Главной целью присутствия гувернёров в имении являлось обучение и подготовка юной барышни к светской жизни. Обязательным считалось для благовоспитанной девицы знание нескольких иностранных языков, умение играть на музыкальном инструменте, танцевать, обучение светским манерам, рукоделию. В целом образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и чаще домашним. В зависимости от финансовых возможностей семьи, девочек направляли на обучение в институт благородных девиц или пансионы.
Обучение и воспитание мальчиков ориентировалось на служение Отечеству. Как дворянин он обязан был быть храбрым, честным, благородным, образованным. Храбрость вырабатывалась путем волевых усилий и тренировок, обучались верховой езде, фехтованию. С 7-8 лет дети зачислялись в военные училища, а по их окончании поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге.
У героев пушкинских произведений Дубровского и Берестова было по сыну. Сыновья обучались в Петербурге вдали от отчего дома. Разница лишь в том, что Андрей Дубровский уже был поручиком, а Алексей Берестов только собирался поступить на военную службу, так как «к статской службе молодой человек чувствовал себя совершенно не способным». Берестов желал сам решать, что нужно его сыну и действовал излишне решительно.
Сам процесс домашнего обучения молодых дворян был в достаточной степени произволен. Уроки не всегда носили формальный характер, а могли представлять собой прогулку по парку с поучительной беседой, всевозможные экскурсии или рисование пейзажей усадьбы. Дети наиболее богатых дворянских родов домашнее образование завершали длительным заграничным путешествием под руководством иностранных гувернеров.
Так же семья играла важную роль в домашнем образовании детей. Родители приучали детей к семейным традициям, например, к регулярному совместному принятию пищи за общим столом, встречи с родственниками и проводимые с ними беседы. Обучение манерам имели значение для подрастающего дворянина.Таким образом, провинциальная дворянская усадьба первой половины XIX в. была прекрасным местом для воспитания и образования достойных дворян.
Между делами и воспитанием детей дворянство проводило дни на службе в постоянном общении. Старинными увлечениями дворян являлись охота и верховая езда, а также приемы. При приеме гостей дворяне особенно проявляли свою преданность моде и традициям. На приемах много общались, танцевали, играли в карточные игры. Женщины занимались рукоделием и чтением романов на иностранных языках.
Вспоминается эпизод из произведения «Дубровский». Так Кирила Петрович Троекуров, человек богатого, знатного рода, дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность…Он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал полную волю своим затеям. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. Псарня Троекурова славилась на всю губернию, была гордостью хозяина. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех её участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.
Усадьба отражала душу хозяина и раскрывала особенности его личности. Она занимала особое место в жизни дворян, как природно-культурное пространство, созданное на века, усадьба стала символом дворянской семьи. В формировании ее поэтики внесли вклад А. С. Пушкин.
Основные события в жизни дворянина были связаны с усадьбой, поэтому ее устройство продумывалось до мелочей.
В усадебном доме помимо непременного наличия спален, гостиной, кухни, кладовых, стали появляться библиотеки,которые собирались годами. Для хозяина в доме обязательно был кабинет – небольшое укромное пространство для уединения со скромной обивкой, но дубовой мебелью. Здесь хозяин дома мог себе позволить новомодную традицию – курить трубку или нюхать табак. Нередко в усадьбе были театр, библиотека, храм, школы длякрепостных, оркестр. Центральное положение в барском доме занимал парадный зал, где проходили приемы гостей .
На примере повести «Барышня — крестьянка» мы видим, как Г. И. Муромский обустраивает своё имение по английским образцам. Сад и конюшня были в английском стиле, поля обрабатывались на английский манер, даже у дочери Лизаветы в гувернантках была англичанка — мисс Жаксон, но из-за этих дорогих затей почти разоряется.
На смену сложенным годами традициям стали приходить новые, поступившие с Запада веяния моды .
Практичные хозяева строили в усадьбах винокуренные, кирпичные, мыловаренные, суконные, стекольные, бумажные и другие предприятия.
Так, полной противоположностью Муромского всё в той же «Барышне — крестьянке» предстал перед нами практичный и хозяйственный, не терпящий безделья помещик Берестов, который заводит у себя в имении суконную фабрику и устраивает свои доходы, а дела его шли хорошо.
В произведениях А. С. Пушкина находили своё отражение не только жизнь, устои и традиции дворянского сословия, но и условия, в которых формировалась личность и интересы. Подробно описывая дворянский уклад жизни, писатель не мог не затронуть такой институт дворянской культуры, как дуэль. Включение главы под названием дуэль, отражает дух того времени и показывает, как дворянство иногда разрешало разногласия между собой.
Происходящие в обществе конфликты личного характера имели своей особенностью разрешениях их в честном поединке. Таким образом, возникала дуэль – от фр. ”поединок”. Как правило, дуэли происходи внутри отдельных общественных слоев, таких как аристократия и дворянство. Дуэль (поединок) — происходящий по определенным правилам : парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением . Утверждение чести как основного законодателя поведения было неотъемлемой частью дворянской жизни. Дуэль в первую очередь была делом военных. В XIX веке дуэли были очень частым явлением среди дворянского сословия. Дворянин не мог позволить, чтобы его честь была запятнана. В связи с этим возникает понятие защиты чести и достоинства в честном поединке .
Поводом для дуэли могло стать оскорбление в адрес семьи и рода, которое затрагивало такие стороны личности, как внешность, манеры и привычки, служебные столкновения, оскорбление воинской чести, дуэль из-за женщины. Дуэль могла происходить только на пистолетах или шпагах и могла не состояться в случае, если будут принесены извинения одной из сторон только в присутствии всех секундантов.
В создании случаев проведения поединков в литературных произведениях, во многом послужил личный опыт А.С. Пушкина . Все прекрасно знают, что Пушкин был известным «забиякой» и на дуэлях дрался часто. По такому поводу он даже носил тяжелую трость — руку тренировал, чтобы не дрогнула, если стреляться придется. Самой известной дуэлью писателя стала дуэль между А.С. Пушкиным и Ж. Дантесом, которая произошла из-за оскорбления нанесенного жене А.С. Пушкина Н.Н. Гончаровой.
Примеры дуэлей данного периода можно обнаружить в литературных произведениях, т.к. авторы часто описывали дуэли .
Основное средство, которому служит мотив дуэли, — это средство создания характеров, ибо в критические моменты жизни человеческие качества проявляются наиболее ярко.
Так, к примеру,случай, описанный в повести А.С. Пушкина «Выстрел», взят из жизни автора. Как-то в бытность в Кишиневе Пушкин играл в карты с неким Зубовым, офицером генерального штаба. В генеральных штабах всегда карты передергивают, а когда мечут банк, уж и подавно. Пушкин проигрался, но сказал друзьям, что лично он за такие проигрыши платить бы запретил.
Оскорбительный намек Пушкина дошел до Зубова. Решили стреляться в винограднике за Кишиневом. Пушкин пришел с фуражкой, полной черешен. Пока Зубов суетился, целился, Пушкин завтракал черешнями. Зубову, видать, тоже так захотелось черешен, что он стрельнул мимо и бросился к Пушкину. Тот думал, что мириться, но оказалось, за черешнями. Чуть снова дело не дошло до дуэли.
В повести «Выстрел» все происходит драматичнее, показано две части дуэли — две повести. Сюжетом повести стал поединок, история одной необыкновенной дуэли. Причиной дуэли стало неуважительное отношение гусара Сильвио, имеющему крутой нрав, злой язык, к графу Б*** — умному, красивому, храброму, богатому. Все заставляло Сильвио испытывать к нему зависть и бешеную злобу. Он стал искать ссоры со своим врагом. Однажды на балу Сильвио сказал своему врагу какую-то грубость, а в ответ получил пощечину. Решено было драться. Первый выстрел достался по жребию врагу Сильвио. При первом столкновении герой – граф Б*** — — молодой, не страшащийся смерти, ничем не дорожащий в жизни, при втором – гусар Сильвио — одержимый мыслью о мщении, сумевший заставить графа сделать выстрел, на который у того не было права: «Я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно…Предаю тебя твоей совести.» Растянутая во времени дуэль закончилась лишь через шесть лет после ее начала. Граф выстрелил, однако Сильвио ответный выстрел сделал намного позже… но не в графа, а в картину: не захотел уничтожать графа физически, довольствовался победой моральной. Выстрел Сильвио был действительно во всех отношениях замечателен. Он без лишних слов дал понять графу, что подарил ему жизнь. Со словами «предаю тебя твоей совести» Сильвио вышел. После этого граф его никогда не видел. А через некоторое время Сильвио погиб на войне. Вот такое завершение повести.
Во второй половине XIX века общество осуждает дуэли, и считает их лишь простой формальностью. В законодательстве появляются статьи, запрещающие поединки, и возводили их в ранг преступления. Каждая дуэль становилась в дальнейшем предметом судебного разбирательства. И противники, и секунданты несли уголовную ответственность. Участие в дуэли, даже в качестве секунданта, влекло за собой неизбежные неприятные последствия. Однако, интересы дружбы и чести требовали принять приглашение участвовать в дуэли как знак доверия.
Таким образом, дуэль была способом проявления личной свободы дворянина. Она являлась показателем защиты своей чести, а также расценивалась, как вызов существующим порядкам. Участие в дуэли показывало, что дворянин сам распоряжается своей и чужой жизни .
3. Заключение.
Дворянство — это высшее сословие, которое являлось господствующим и руководящим в Российском государстве до революции 1917года.
Изучая вопрос быта и нравов дворянства на примере произведений А.С. Пушкина, я пришла к выводу, что дворянское воспитание – это не система, не особая методика и не свод каких-либо правил. Это образ жизни, стиль поведения, сложное переплетение обычаев, утвержденных народной традицией, религиозных обрядов, философского вольнодумства, западничества. Новые западные веяния повлияли в основном на такие стороны жизни провинциального дворянства как изменения в обустройстве усадьбы, стиля одежды, манер общения,поведения, в то время как вечные семейные ценности, домашние обряды, праздники, сохранили в основном древнерусские традиции. Это усваивалось сознательно и бессознательно путем привычек и подражания. Это традиции, которые не обсуждают, а соблюдают . Это находило отражение в литературе, в частности, в произведениях А.С. Пушкина.
Произведения А. С. Пушкина «Дубровский» , «Повести Белкина» можно в полной мере назвать историческими, потому что в них четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт русского дворянства. Преимущество дворянства и в настоящее время вызывает интерес и может быть примером для современного общества.
Трудно высказать и перечесть всей огромной лепты Александра Сергеевича, которую он внес в нашу культуру.
4. Список используемой литературы.
1. Быт пушкинского Петербурга. Опыт энциклопедического словаря. СПб., 2005.
2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX вв.). – СПб., 1994
3. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII-XIX веках. — М., 1974.
4. Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. М., 1975.
5. Л.М. Ляшенко История России XIX век: изд. ДРОФА, М., 2002 г.
6. Яковкина Н.И. История русской культуры XIX век. СПб., 2002.
7. Кацура А. В. Дуэль в истории России. М., 2006.
ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОГО БАРСТВА. А. С. Пушкина всегда волновали взаимоотношения между помещиками и крестьянами. И в своих произведениях он старался найти пути решения этой проблемы. Так, в повести «Дубровский» он рисует образы представителей русского барства, наиболее ярким из которых является Кирила Петрович Троекуров.
Троекуров — «старинный русский барин», отставной генерал-аншеф — первый, с кем мы знакомимся, читая произведение.
Кирила Петрович богат и знатен, имеет связи и большой вес в губерниях, где находится его имение. Он с детства избалован «всем, что только окружало его», привык потакать «всем порывам пылкого своего нрава». Соседи рады угождать малейшим его прихотям и разделять его «буйные увеселения».
Описывая этого богатого помещика-крепостника, Пушкин подчеркивает его безграничную власть над людьми. «С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно», но они гордились богатством и славой своего хозяина. Обычно Троекуров проводил свои дни «в пирах и проказах», объезжал свои просторные владения, веселился, придумывая новые развлечения. Его все побаивались: дьячок, например, скорее согласился бы «лаять на владыку, чем косо взглянуть на Кирилу Петровича». А сам Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал
одного Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии, который был его ближайшим соседом и с которым они некогда были товарищами по службе. Троекуров уважал старинного приятеля, «несмотря на его смиренное состояние», нетерпеливость и решительность характера. Кроме того, они были «ровесниками, рожденными в одном сословии, воспитанные одинаково», отчасти были похожи характерами и наклонностями. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели. Все соседи завидовали согласию между ними, но
один случай все расстроил и переменил.
У Кирилы Петровича была лучшая в округе псарня. Он гордился «сим прекрасным заведением» и никогда не упускал случая похвастаться им перед своими гостями. Дубровский немного завидовал ему и заметил как-то, что вряд ли людям Троекурова житье такое ж, как собакам. На это один из псарей ему ответил, что: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку», намекая на скромный достаток Дубровского. Это замечание и послужило началом ссоры. Троекуров, желая отомстить другу за проявленные им чувство собственного достоинства и независимость, решил отобрать у него имение, считая, что «в том-то и сила, чтобы безо всякого права отобрать». И это
Троекурову удалось: заседатель Шабашкин с усердием (в надежде на благодарность-взятку) устроил так, что выходило, будто село Кистеневка издавна принадлежало Троекурову, который «заседателя ни в грош не ставит, исправник у него на посылках». Это понимали и прихлебатели Троекурова, и крестьяне Дубровского, не желавшие «перейти во владение Троекурову». Автор подчеркивает, что кистеневские крестьяне с самого начала были непримиримы в своем отношении к власти Троекурова. Они не хотели попасть во владение Кириле Петровичу: «У него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет». Но Пушкин также говорит, что Троекуров обладал и некоторым благородством. Он, например, «от природы не был корыстолюбив, желание мести завлекло его слиш-
ком далеко, совесть его роптала». Он знал, в каком состоянии находился товарищ его молодости, победа не радовала его, и он даже решил помириться с соседом, возвратив ему состояние. Но, увидев Троекурова, Дубровский пришел в ужас и негодование, сердце его не выдержало, и он умер.
Феодальный самодур Троекуров — типичный представитель русского барства. И, изображая его отрицательные качества и черты характера, А. С. Пушкин выступает не против помещиков вообще, а против деспотических самоуправцев, которые «привыкли давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям своего довольно ограниченного ума».
Главный герой, Владимир Дубровский — также один из представителей русского барства в повести. В какой-то степени он тоже типичный представитель своего сословия, в Петербурге он ведет беспечную жизнь, получая приличное содержание от отца, потакает своим прихотям. Он расточителен и честолюбив, но позже, когда жизнь его меняется, мы видим, что Владимир унаследовал характер своего отца, его решительность, чувство собственного достоинства, независимость. Он вынужден был круто изменить свою жизнь, но во многом это был не его собственный выбор, а подчинение обстоятельствам. Пушкин немного идеализировал своего героя, изобразив его предводителем крестьян-повстанцев и построив отношение к нему крестьян на преданности. Помещики в то время еще не переходили на сторону крестьян, восстающих против феодального произвола. Владимир — увлекающаяся, порывистая, страстная натура, способен на исключительные поступки, но все же он — временный попутчик крестьян, и в борьбе не с госу-
дарственным устройством в целом, а со злоупотреблениями помещичьей властью.
читать похожие:
ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОГО БАРСТВА А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»
Осуждение барства в романе А. С. Пушкина «Дубровский»
ПРОТЕСТ ПРОТИВ НАСИЛИЯ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»
Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»
Тип работы: | Сочинение |
Дата добавления: | 28.11.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:
Текст сочинения:
В романе «Дубровский» Пушкин подробно описывает характер и манеры богатой русской барчи на примере Кириллы Петровича Троекурова, который был известен не только своей благородной семьей и богатством, но и своей вседозволенностью, жестокостью и безнравственным поведением. К сожалению, моральный упадок был довольно распространен среди представителей высших социальных классов во времена писателя.
Русская королевская власть была известна далеко за пределами Волосков; существовали подлинные легенды о нравственности самых жестоких землевладельцев. Истории также изобилуют образами необузданных пьяниц, обжорств, азартных игроков, трастовщиков и скупецов. В это трудно поверить, но светское общество эпохи великого писателя было буквально набито такими «образцами».
Кирилла Петрович владела усадьбой Покровское, и в его доме всегда было многолюдно, хотя гостеприимство не было одним из его сильных качеств. В основном, его гостями были те, кто хотел присутствовать на банкетах и развлечениях, которые мастер часто устраивал с помощью послушания и лести. Так получилось, что гостей принимали в течение всего дня. В доме, который отличался роскошной обстановкой и богатым интерьером, также размещалось большое количество слуг. Кстати, слуги, как и хозяин, были не очень вежливы и плохо себя вели; они часто были грубы и даже не вежливы по отношению к своим уважаемым гостям, копируя поведение хозяина. Наверное, самой глупой выходкой Троекурова, которую он тщательно готовил с помощью верных слуг, была комната с разгневанным медведем, в которой почти каждый новый гость особняка вдруг оказался, как будто случайно.
Старый друг и сосед Кирилла Петровича, Андрей Гаврилович Дубровский, изображен в романе как его полная противоположность. Андрей Гаврилович является владельцем усадьбы «Кистеньевка», но его семья давно обнищала, хотя и сохранила свое доброе имя и звание. В его имении царит мир и порядок, и крестьяне любят и почитают его за его честность и справедливость. Он с трудом переносит выходки своего соседа, и только любовь к охоте связывает их, как и память об их прежней службе в армии.
В романе описывается очень интересный момент — когда Дубровский, увидев огромный, ухоженный питомник, где в тепле и насыщении живут более ста охотничьих собак, едва ли может сдержать свои эмоции. Андрея Гавриловича крайне раздражает то, что эти собаки живут лучше, чем некоторые крестьяне в имении Троекурова.
Когда дело доходит до ссоры между Троекуровым и Дубровским, Кирила ходатайствует за своего жестокого слугу, собачью сиделку Парамошку, не только из благих намерений. Он унижает и господствует над своими слугами, приказывая им то, чего он хочет. Он считает, что никто не имеет права указывать ему, как жить или действовать.
Интересный пример поведения Троекурова, описанный в романе, — барон проявляет благосклонность к своей гувернантке Мимсель Мими, позволяя сыну называть его законным потомством. И все остальные дети двора, которые, как и он, являются двумя горошинами в стручке, не узнают его отца.
Нравственность, дружба, сострадание, ответственность — все эти слова ему незнакомы. Он даже готов пожертвовать своим единственным другом, чтобы вновь заявить о себе в глазах других и о своих собственных.
Как противоположность тому, что происходит в усадьбе Троекурова, мы видим усадьбу Дубровского — Кистеньевку, где крестьяне ценят своего хозяина и живут с ним через все трудности. Его слуги похожи на его семью, а не на его сотрудников. Во время болезни Андрей Гаврилович окружен заботой и вниманием.
Но Троекуров прибегает к неожиданной подлости: он подкупает влиятельных чиновников, что позволяет ему судиться с соседским имением в свою пользу. Для Дубровского это последняя капля, и его сердце не может вынести этой ужасной новости. Горе приходит в Кистеневку, трагедия захватывает всех жителей села. Но это еще больше объединяет людей, заставляет их восстать против беззакония и найти выход из ситуации. Мы видим Троекурова, осознающего последствия своих действий, сожалеющего о том, что он сделал, желающего исправить ошибку, но уже слишком поздно. Усадьба Дубровских сгорает, крестьяне выходят на улицу с оружием и ведут хищный образ жизни.