Изобразительно выразительные средства в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях

Тропы в сказке Пушкина о мертвой царевне

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина присутствуют следующие тропы.

1. Метафоры

  • жертвой злобе — жертва злых людей
  • под святыми стол дубовый — святые иконы раньше ставились в верхней части стен
  • втихомолку расцветая — незаметно стала прекрасной
  • год прошел как сон пустой — то есть очень быстро

2. Эпитеты

  • белешенька земля
  • гость желанный
  • тяжелешенько вздохнула
  • ломлива
  • тихомолком расцветая
  • румяней и белее
  • черноброва
  • мать брюхатая
  • черной зависти
  • глушь лесную
  • светлой горнице
  • с лежанкой изразцовой
  • красная девица
  • зеленого вина
  • люблю сердечно
  • пес проклятый
  • наливное, молодое, золотое … яблочко
  • жалко смотрит,
  • грозно воет
  • свежо, душисто, румяно-золотисто (про яблоко)
  • алым губкам
  • белы руки
  • тиха, недвижна стала
  • мертвою царевной
  • горести душевной
  • тиха, свежа лежала
  • пустую гору
  • поклон земной
  • доброй вести
  • красну солнцу
  • теплою весной
  • круглолицый, светлоокий (про месяц)
  • месяц ясный
  • ветер могуч
  • ветер буйный
  • речкой тихоструйной
  • во тьме печальной
  • изумленными глазами
  • беседуя приятно

3. Гиперболы

  • Девять месяцев проходит,
    С поля глаз она не сводит — имеется в виду, что часто смотрит на дорогу
  • Королевич Елисей
    Между тем по свету скачет — вероятнее всего он скакал не по всему «свету», то есть миру, но тут имеется в виду, что он проехал много мест.
  • Не видать ничьих следов
    Вкруг того пустого места — имеется в виду, что место настолько пустое и тихое, что даже зверей не бывает там, но следы там вполне могут быть, например, богатырей, которые ее туда принесли.
  • Спит царевна вечным сном — сон не может быть вечным, царевна умерла
  • И никто с начала мира
    Не видал такого пира — преувеличение пышности свадьбы

4. Олицетворение

  • вьется вьюга
  • Снег валится
  • Свойство зеркальце имело:
    Говорить оно умело.
  • «Свет наш солнышко! ты ходишь
    Круглый год по небу, сводишь
    Зиму с теплою весной,
    Всех нас видишь под собой.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видало ль где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ей».— «Свет ты мой,—
    Красно солнце отвечало,—
    Я царевны не видало.
    Знать, ее в живых уж нет.
    Разве месяц, мой сосед,
    Где-нибудь ее да встретил
    Или след ее заметил».
  • «Месяц, месяц, мой дружок,
    Позолоченный рожок!
    Ты встаешь во тьме глубокой,
    Круглолицый, светлоокий,
    И, обычай твой любя,
    Звезды смотрят на тебя.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видал ли где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ей».-— «Братец мой,—
    Отвечает месяц ясный,—
    Не видал я девы красной.
    На стороже я стою
    Только в очередь мою.
    Без меня царевна видно
    Пробежала»
  • «Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе.
    Не боишься никого,
    Кроме бога одного.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видал ли где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ее».— «Постой,—
    Отвечает ветер буйный,—

5. Метонимия

  • молва трезвонить стала
  • И трубит уже молва

6. Перифраз

  • милого друга — супруга милого сердцу
  • мерзкое стекло — зеркало

Тропы в сказке Пушкина о мертвой царевне

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина присутствуют следующие тропы.

1. Метафоры

  • жертвой злобе — жертва злых людей
  • под святыми стол дубовый — святые иконы раньше ставились в верхней части стен
  • втихомолку расцветая — незаметно стала прекрасной
  • год прошел как сон пустой — то есть очень быстро

2. Эпитеты

  • белешенька земля
  • гость желанный
  • тяжелешенько вздохнула
  • ломлива
  • тихомолком расцветая
  • румяней и белее
  • черноброва
  • мать брюхатая
  • черной зависти
  • глушь лесную
  • светлой горнице
  • с лежанкой изразцовой
  • красная девица
  • зеленого вина
  • люблю сердечно
  • пес проклятый
  • наливное, молодое, золотое … яблочко
  • жалко смотрит,
  • грозно воет
  • свежо, душисто, румяно-золотисто (про яблоко)
  • алым губкам
  • белы руки
  • тиха, недвижна стала
  • мертвою царевной
  • горести душевной
  • тиха, свежа лежала
  • пустую гору
  • поклон земной
  • доброй вести
  • красну солнцу
  • теплою весной
  • круглолицый, светлоокий (про месяц)
  • месяц ясный
  • ветер могуч
  • ветер буйный
  • речкой тихоструйной
  • во тьме печальной
  • изумленными глазами
  • беседуя приятно

3. Гиперболы

  • Девять месяцев проходит,
    С поля глаз она не сводит — имеется в виду, что часто смотрит на дорогу
  • Королевич Елисей
    Между тем по свету скачет — вероятнее всего он скакал не по всему «свету», то есть миру, но тут имеется в виду, что он проехал много мест.
  • Не видать ничьих следов
    Вкруг того пустого места — имеется в виду, что место настолько пустое и тихое, что даже зверей не бывает там, но следы там вполне могут быть, например, богатырей, которые ее туда принесли.
  • Спит царевна вечным сном — сон не может быть вечным, царевна умерла
  • И никто с начала мира
    Не видал такого пира — преувеличение пышности свадьбы

4. Олицетворение

  • вьется вьюга
  • Снег валится
  • Свойство зеркальце имело:
    Говорить оно умело.
  • «Свет наш солнышко! ты ходишь
    Круглый год по небу, сводишь
    Зиму с теплою весной,
    Всех нас видишь под собой.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видало ль где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ей».— «Свет ты мой,—
    Красно солнце отвечало,—
    Я царевны не видало.
    Знать, ее в живых уж нет.
    Разве месяц, мой сосед,
    Где-нибудь ее да встретил
    Или след ее заметил».
  • «Месяц, месяц, мой дружок,
    Позолоченный рожок!
    Ты встаешь во тьме глубокой,
    Круглолицый, светлоокий,
    И, обычай твой любя,
    Звезды смотрят на тебя.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видал ли где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ей».-— «Братец мой,—
    Отвечает месяц ясный,—
    Не видал я девы красной.
    На стороже я стою
    Только в очередь мою.
    Без меня царевна видно
    Пробежала»
  • «Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе.
    Не боишься никого,
    Кроме бога одного.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видал ли где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ее».— «Постой,—
    Отвечает ветер буйный,—

5. Метонимия

  • молва трезвонить стала
  • И трубит уже молва

6. Перифраз

  • милого друга — супруга милого сердцу
  • мерзкое стекло — зеркало

logo

  • какое изобразительно-выразительное средство языка использует Пушкин в отрывке из сказки о мертвой царевне: и к царице наливное молодое,золотое прямо яблочко летит

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      siennaluna152

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • Русский язык

    24 секунд назад

    Помогите!!!
    Задание 2 (40 баллов)

  • Геометрия

    27 секунд назад

    Математика помогите решить домашнее задание

  • Геометрия

    35 секунд назад

    В координатной системе дана точка А (7;5;3) Определи расстояния точки от координатных осей ОХ, OY и OZ

  • Қазақ тiлi

    1 минута назад

    Помогите пж!!!!!!!!!!!!!!!!

  • Математика

    1 минута назад

    Түске дейін мұражайға 27оқушы

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • Математика

    15 минут назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • Русский язык

    45 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

РОЛЬ ЭПИТЕТОВ В СКАЗКАХ ПУШКИНА

ВВЕДЕНИЕ

Цель: исследование эпитетов в сказках Пушкина

Актуальность.  В современный век рекламы, электронных технологий наша речь беднеет, все прочнее закрепляется в ней молодежный сленг. Предметом чтения все чаще становятся не великие произведения русской литературы, а тексты, размещенные в Интернете. Что делает нашу речь богатой? На этот вопрос мы будем искать ответ в лучших образцах нашей литературы, а именно, в сказках А.С. Пушкина.

Тема исследовательской работы «Роль эпитетов в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.

Задачи:

  1. Изучить «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
  2. Выявить наличие эпитетов.
  3. Классифицировать эпитеты
  4. Определить роль эпитетов в сказке.
  5. Определить роль эпитетов в нашей речи.

Объект: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»  А.С. Пушкина.

Предмет: эпитеты

Гипотеза. Если мы исследуем эпитеты в сказках А.С. Пушкина, то докажем, что эпитеты являются главным выразительным средством создания художественного образа.

Методы исследования: 

— теоретический (анализ, классификация, сопоставление)

— эмпирический (наблюдение, изучение)

— практический (составление презентации)

— эксперимент

  1. В школьном словаре литературоведческих терминов дается следующее толкование эпитета. Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Известный лингвист Д.Э. Розенталь дает такое определение.

«Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет»

Эпитет как разновидность тропа изучали многие выдающиеся филологи: Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский и др., однако до сих пор наука не располагает разработанной теорией эпитета, нет единой терминологии, необходимой для характеристики различных видов эпитетов. Существуют разные классификации эпитетов. Одна из них следующая.

Виды эпитетов:

1) постоянные;

2) оценочные;

3) описательные;

4) эмоциональные;

5) сложные.

2.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2.1.Как и к каждому из нас, сказка пришла к Александру Сергеевичу Пушкину в детстве. А сказительницей была няня, Арина Родионовна. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в ноябре 1833 г. в Болдине. Основой для этого произведения послужила народная сказка. Фольклорный вариант был записан Пушкиным в Михайловском. Многое роднит авторскую сказку с народной: сюжет, герои, язык. Одним из выразительных средств, заимствованных Пушкиным из народной сказки, является эпитет.

2.2Постоянные эпитеты появились в сказках Пушкина из устного народного творчества.

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга

Рано утром гость желанный

День и ночь так долго жданный

Красно солнце отвечало, —

Я царевны не видало.

Отвечает месяц ясный, —

Не видал я девы красной

Ты волнуешь сине море…

Отвечает ветер буйный

Люди добрые живут…

В руки яблочки взяла

К алым губкам поднесла

Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

 Такие эпитеты мы видим во многих русских народных сказках и песнях. Помним их с детства и употребляем в своей речи.

Следующий ряд эпитетов относится к авторским. Именно эти выразительные средства придают неповторимость языку произведения, создают яркие поэтические образы.

2.3.Описательные эпитеты

Эти эпитеты выделяют признаки предметов, создают, описывают образ.

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла…

Читая эти строки, мы ярче представляем внешность царицы. А вот как Пушкин описывает молодую царевну:

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Эпитеты помогают нам увидеть образы семи богатырей:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

С помощью эпитетов автор рисует некоторые предметы. По сюжету сказки царица, желая быть «всех милее, всех румяней и белее», решила погубить молодую царевну.  В дом богатырей была отправлена черница, которая должна была угостить царевну яблоком, напитанным ядом. Вот как описано это яблоко:

И к царевне наливное,

Молодое, золотое,

Прямо яблочко летит..

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Как же не отведать такое яблоко! И царевна не устояла. В одном  ряду с описательными эпитетами мы видим реже встречающийся сложный эпитет —румяно-золотисто.

2.4.Оценочные эпитеты

Изображая царевну, автор использует помимо постоянных эпитетов и свои. За ними кроется авторское отношение к героине, эти эпитеты раскрывают истинный характер царевны. Внешней красоте противопоставлена зависть, жестокость, себялюбие.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Далее автор прямо выражает свое отношение к героине в следующих строчках:

Черт ли сладит с бабой гневной?

Богатыри изображены как былинные герои – добрые, сильные, благородные. Это сближает сказку Пушкина с народной. Однако у авторской сказки есть отличия, одно из них – использование авторских оценочных эпитетов:

Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять…

Доброе отношение семи богатырей к молодой царевне мы видим в следующих строках:

Братья милую девицу

Полюбили.

Нежную любовь Елисея к своей невесте тоже помогают передать оценочные эпитеты:

И пошел к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

2.5.Эмоциональные эпитеты

Передают авторские чувства, эмоции, относящиеся к героям. Так, мы видим эмоциональное отношение автора к царице, отрицательной героине сказки:

Делать нечего. Она

Черной зависти полна…

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая…

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела…

 Совершенно противоположные чувства испытываем мы, когда читаем строки о положительных героях сказки. Здесь автор использует другие эмоциональные эпитеты:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Раз царевна молодая

Милых братьев поджидая…

Печаль по поводу смерти царевны передает другой ряд эпитетов:

В той норе, во тьме печальной

Гроб качается хрустальный…

Исследуя эпитеты в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», мы позволим себе провести небольшой эксперимент. Выберем отрывок из сказки, в котором встречаются эпитеты, например:

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива

Попробуем убрать все эпитеты. Как изменится этот отрывок?

Год прошел как сон,

Царь женился на другой.

Уж и впрямь была царица:

И умом и всем взяла…

Во-первых, нарушается ритмический строй отрывка. Во-вторых образ новой царицы стал размытым, схематичным. Мы уже не можем уловить характер героини, не чувствуем отношение автора к ней. Утрачена поэтичность отрывка.

  1. Таким образом, исследование эпитетов в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина привело к следующим выводам.
  • Эпитеты усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления,
  • подчёркивают его индивидуальный признак;      
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Если бы в нашем языке не было эпитетов, мы не имели бы возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Скучным, серым и однообразным казался бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще.

4.Список литературы

  1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  2. Школьный словарь литературоведческих терминов.
  3. Мир сказок А. С. Пушкина: — Санкт-Петербург, Московские учебники и Картолитография, 2009 г.- 232 с.

kngulanentha408

Вопрос по литературе:

Какое изобразительно-выразительное средство языка использует Пушкин в отрывке из сказки о мертвой царевне: и к царице наливное молодое,золотое прямо яблочко летит

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

chagsoprers

Это эпитеты (прилагательные, дающие не точную информацию, а видение автора)

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

РОЛЬ ЭПИТЕТОВ В СКАЗКАХ ПУШКИНА

ВВЕДЕНИЕ

Цель: исследование эпитетов в сказках Пушкина

Актуальность.  В современный век рекламы, электронных технологий наша речь беднеет, все прочнее закрепляется в ней молодежный сленг. Предметом чтения все чаще становятся не великие произведения русской литературы, а тексты, размещенные в Интернете. Что делает нашу речь богатой? На этот вопрос мы будем искать ответ в лучших образцах нашей литературы, а именно, в сказках А.С. Пушкина.

Тема исследовательской работы «Роль эпитетов в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.

Задачи:

  1. Изучить «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
  2. Выявить наличие эпитетов.
  3. Классифицировать эпитеты
  4. Определить роль эпитетов в сказке.
  5. Определить роль эпитетов в нашей речи.

Объект: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»  А.С. Пушкина.

Предмет: эпитеты

Гипотеза. Если мы исследуем эпитеты в сказках А.С. Пушкина, то докажем, что эпитеты являются главным выразительным средством создания художественного образа.

Методы исследования: 

— теоретический (анализ, классификация, сопоставление)

— эмпирический (наблюдение, изучение)

— практический (составление презентации)

— эксперимент

  1. В школьном словаре литературоведческих терминов дается следующее толкование эпитета. Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Известный лингвист Д.Э. Розенталь дает такое определение.

«Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет»

Эпитет как разновидность тропа изучали многие выдающиеся филологи: Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский и др., однако до сих пор наука не располагает разработанной теорией эпитета, нет единой терминологии, необходимой для характеристики различных видов эпитетов. Существуют разные классификации эпитетов. Одна из них следующая.

Виды эпитетов:

1) постоянные;

2) оценочные;

3) описательные;

4) эмоциональные;

5) сложные.

2.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2.1.Как и к каждому из нас, сказка пришла к Александру Сергеевичу Пушкину в детстве. А сказительницей была няня, Арина Родионовна. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в ноябре 1833 г. в Болдине. Основой для этого произведения послужила народная сказка. Фольклорный вариант был записан Пушкиным в Михайловском. Многое роднит авторскую сказку с народной: сюжет, герои, язык. Одним из выразительных средств, заимствованных Пушкиным из народной сказки, является эпитет.

2.2Постоянные эпитеты появились в сказках Пушкина из устного народного творчества.

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга

Рано утром гость желанный

День и ночь так долго жданный

Красно солнце отвечало, —

Я царевны не видало.

Отвечает месяц ясный, —

Не видал я девы красной

Ты волнуешь сине море…

Отвечает ветер буйный

Люди добрые живут…

В руки яблочки взяла

К алым губкам поднесла

Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

 Такие эпитеты мы видим во многих русских народных сказках и песнях. Помним их с детства и употребляем в своей речи.

Следующий ряд эпитетов относится к авторским. Именно эти выразительные средства придают неповторимость языку произведения, создают яркие поэтические образы.

2.3.Описательные эпитеты

Эти эпитеты выделяют признаки предметов, создают, описывают образ.

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла…

Читая эти строки, мы ярче представляем внешность царицы. А вот как Пушкин описывает молодую царевну:

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Эпитеты помогают нам увидеть образы семи богатырей:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

С помощью эпитетов автор рисует некоторые предметы. По сюжету сказки царица, желая быть «всех милее, всех румяней и белее», решила погубить молодую царевну.  В дом богатырей была отправлена черница, которая должна была угостить царевну яблоком, напитанным ядом. Вот как описано это яблоко:

И к царевне наливное,

Молодое, золотое,

Прямо яблочко летит..

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Как же не отведать такое яблоко! И царевна не устояла. В одном  ряду с описательными эпитетами мы видим реже встречающийся сложный эпитет —румяно-золотисто.

2.4.Оценочные эпитеты

Изображая царевну, автор использует помимо постоянных эпитетов и свои. За ними кроется авторское отношение к героине, эти эпитеты раскрывают истинный характер царевны. Внешней красоте противопоставлена зависть, жестокость, себялюбие.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Далее автор прямо выражает свое отношение к героине в следующих строчках:

Черт ли сладит с бабой гневной?

Богатыри изображены как былинные герои – добрые, сильные, благородные. Это сближает сказку Пушкина с народной. Однако у авторской сказки есть отличия, одно из них – использование авторских оценочных эпитетов:

Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять…

Доброе отношение семи богатырей к молодой царевне мы видим в следующих строках:

Братья милую девицу

Полюбили.

Нежную любовь Елисея к своей невесте тоже помогают передать оценочные эпитеты:

И пошел к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

2.5.Эмоциональные эпитеты

Передают авторские чувства, эмоции, относящиеся к героям. Так, мы видим эмоциональное отношение автора к царице, отрицательной героине сказки:

Делать нечего. Она

Черной зависти полна…

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая…

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела…

 Совершенно противоположные чувства испытываем мы, когда читаем строки о положительных героях сказки. Здесь автор использует другие эмоциональные эпитеты:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Раз царевна молодая

Милых братьев поджидая…

Печаль по поводу смерти царевны передает другой ряд эпитетов:

В той норе, во тьме печальной

Гроб качается хрустальный…

Исследуя эпитеты в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», мы позволим себе провести небольшой эксперимент. Выберем отрывок из сказки, в котором встречаются эпитеты, например:

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива

Попробуем убрать все эпитеты. Как изменится этот отрывок?

Год прошел как сон,

Царь женился на другой.

Уж и впрямь была царица:

И умом и всем взяла…

Во-первых, нарушается ритмический строй отрывка. Во-вторых образ новой царицы стал размытым, схематичным. Мы уже не можем уловить характер героини, не чувствуем отношение автора к ней. Утрачена поэтичность отрывка.

  1. Таким образом, исследование эпитетов в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина привело к следующим выводам.
  • Эпитеты усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления,
  • подчёркивают его индивидуальный признак;      
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Если бы в нашем языке не было эпитетов, мы не имели бы возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Скучным, серым и однообразным казался бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще.

4.Список литературы

  1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  2. Школьный словарь литературоведческих терминов.
  3. Мир сказок А. С. Пушкина: — Санкт-Петербург, Московские учебники и Картолитография, 2009 г.- 232 с.

  • Изображение из сказки аленький цветочек
  • Изображена как пишется сколько н
  • Изображен синонимы для сочинения
  • Изображать можно линией рисование на тему рассказ о себе презентация 1 класс школа россии
  • Изначально как пишется а или о на конце