Изучение сочинений письменных контрольных графических и творческих работ учащихся это метод

  • Что такое методы исследования?
  • Эмпирические методы исследования
  • Теоретические методы исследования
  • Количественные методы исследования
  • Качественные методы исследования
  • Методы педагогического исследования
  • Методы социологического исследования
  • Методы психологического исследования

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

пример методов исследования в менеджменте

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

    • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
    • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
    • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
    • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
    • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Заказать работу

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал  для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

образец методов исследования в литературе

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

пример по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.
Плюсы Минусы
Качественный метод

Гибкость — вы можете часто корректировать свои методы по мере развития новых знаний.

Можно проводить с небольшими выборками.

Не может быть проанализирован статистически или обобщен на более широкие группы населения.

Сложно стандартизировать исследования.

Количественный метод Может использоваться для систематического описания большого количества параметров.

Требуется статистическая подготовка для анализа данных.

Требуются крупные выборки. 

Методы педагогического исследования

Педагогические методы исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

образец методов исследования в педегогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

образец методов исследования в социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

пример методов исследования по педагогике

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении  дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.
Заказать работу

Автор статьи

Алина Ганзенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Понятие исследовательских методов и методик

В ходе любого исследования применяются определенные методы методики, образующие в совокупности целостную систему. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических способов, связь которых позволяет с самой большой достоверностью обследовать такой сложный, многосторонний и функциональный объект, как педагогический процесс. Использование определенных методов и методик позволяет со всех сторон исследовать проблему, изучить все ее аспекты и характеристики.

Определение 1

Методы педагогического исследования — это самостоятельные приемы изучения педагогических явлений и процессов, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей и взаимоотношений, а также с целью построения и обоснования научных концепций.

Виды исследовательских методов и методик

Исследовательские методы и методики весьма многочисленны и разнообразны. В самом общем смысле их можно поделить на 3 основные группы:

  1. методы исследования педагогического опыта (эмпирические)
  2. методы теоретического исследования
  3. математические и статистические методы.

Методы исследования педагогического опыта представляют собой приемы работы по изучению реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Исследуется как передовой опыт, так и опыт рядовых учителей. Их проблемы зачастую отображают настоящие противоречия педагогического процесса, назревшие либо назревающие трудности. При этом чаще всего используются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, анализ письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации в целом.

Исследовательские методы и методики

Рисунок 1. Исследовательские методы и методики

«Исследовательские методы и методики» 👇

Наблюдение как метод исследования в педагогике применяется довольно часто и представляет собой целенаправленное восприятие педагогической действительности, в ходе которого изыскатель получает точный фактический материал. При этом проводятся записи (протоколы) исследований. Перед началом наблюдения, как правило, составляется план с выделением точных объектов исследования, по которому строится дальнейший процесс. По своей структуре наблюдение проходит ряд этапов:

  • определение задач и цели;
  • выбор объекта, предмета и ситуации;
  • выбор метода исследования;
  • выбор методов регистрации наблюдаемого;
  • обработка и интерпретация приобретенной информации.

По виду различают наблюдение включенное, когда изыскатель становится членом той группы, в какой проводится наблюдение, и невключенное, когда наблюдение проводится со стороны; открытое и закрытое; сплошное и частичное. В целом, наблюдение — это чрезвычайно доступный и простой метод исследования, но он имеет некоторые недочеты, связанные с тем, что на результаты исследования могут оказывать воздействие личные особенности самого исследователя.

Беседа может быть как самостоятельным методом исследования, так и вспомогательным, применяемым с целью получения важной информации или же объяснения того, что осталось неясным при наблюдении. Она также ведется по заранее подготовленному плану с перечнем вопросов, которые следует задавать. Однако запись ответов, как правило, не фиксируется, то есть беседа проводится в свободной форме.

Разновидностью беседы считается интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. Здесь исследователь придерживается заблаговременно намеченных вопросов, задаваемых в некой последовательности, а все ответы открыто записываются.

Анкетирование является весьма популярным методом психолого-педагогического исследования. Это способ группового сбора материала при помощи анкеты, состоящей из ряда вопросов, на которые исследуемые представляют письменные ответы. Если беседа и интервью проходят в процессе прямого общения, то анкетирование напротив, называют заочным выборочным опросом.

Результативность данных методов во многом зависит от содержания и текстуры задаваемых вопросов. В связи с этим к составлению вопросника следует подходить очень серьезно, продумывать все детали, своевременно корректировать их.

Значимый материал может дать исследование продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т. д. Данные материалы могут предоставить объемную информацию о личности учащегося, его индивидуальных особенностях работы, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. Исследование школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, дневников, протоколов собраний и т. д.) вооружает изыскателя объективной информацией, характеризующей реальный педагогический процесс.

Большую роль в психолого-педагогических исследованиях играет педагогический эксперимент как исследовательская деятельность с целью выявления причинно-следственных связей в педагогических явлениях. Он подразумевает моделирование педагогического действия; активное влияние на него самого исследователя; измерение эффектов педагогического воздействия и взаимодействия. Различают естественный и лабораторный эксперименты, которые отличаются условиями проведения. Кроме того, педагогический эксперимент может быть констатирующим, (устанавливающим реальное состояние дел) или же преобразующим (когда ведется целенаправленная его организация для определения различных критериев развития отдельного школьника или классного коллектива в целом). Сложность экспериментального метода в том, что необходимо в совершенстве обладать техникой его проведения, уметь устанавливать контакт с испытуемыми.

Среди теоретических методов следует назвать, прежде всего, теоретический анализ — выделение и обсуждение отдельных сторон, отличительных черт, параметров педагогических явлений. Анализируя отдельные прецеденты, группируя, систематизируя их, выявляется общее и различное, устанавливается единый принцип или же правило.

Теоретические методы важны для определения задач, формулирования гипотез и для оценки собранных материалов. Они тесно связано с исследованием различной литературы: педагогических трудов классиков, историко-педагогических работ и документов, периодической педагогической печати, художественной литературы о школе, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий. Работа с литературой подразумевает применение таковых методов, как составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование. Это позволяет выяснить, какие стороны и вопросы уже достаточно изучены, а какие нуждаются в дополнительном исследовании.
Математические и статистические методы в педагогике используются для обработки приобретенных данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями в виде графиков, диаграмм, таблиц. Они могут помочь оценить результаты работы, увеличивают надежность выводов, предоставляют основания для теоретических обобщений.

Замечание 1

Следует отметить, что перечисленные методы педагогического исследования применяются не в отдельности, а в совокупности, дополняя друг друга.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Методы педагогического исследования – способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Классификации методов педагогического исследования

Существует несколько классификаций методов педагогического исследования. В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются на:

  • эмпирические и теоретические;
  • констатирующие и преобразующие;
  • качественные и количественные;
  • частные и общие;
  • содержательные и формальные;
  • методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
  • методы описания, объяснения и прогноза;
  • специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках;
  • методы обработки результатов исследования и др.

К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

  • общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т. е. логические методы);
  • социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);
  • социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);
  • математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Это теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование и др.

Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла — фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка и т. д.), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и т. п.), а также педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы. Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми  в педагогике, являются:

  • регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных);
  • ранжирование (ранговая оценка) – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или  нарастания каких-то показателей)  и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников);
  • шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений; для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок (например, в вопросе о занятии какой-либо деятельностью в свободное время выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь).

Статистические методы применяются при обработке массового   материала – определения средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы – показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин – дисперсии, коэффициента вариации и др.

Любое исследование начинается с ознакомления исследователя с тем, как интересующая его научная проблема разработана в научной литературе. Для этого  он изучает труды классиков педагогики и смежных с ней наук, историко-педагогические работы и документы; современные труды по педагогике и смежным с ней наукам, касающиеся определенной проблемы; периодическую педагогическую печать, справочную педагогическую литературу; учебники и методические пособия и т. д. При этом, исследователь осуществляет методы сравнительно-исторического и причинно-следственного анализа. Может применяться также метод моделирования

Метод моделирования – наглядно-образная характе-ристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т. п.

Изучение литературы и умение работать с ней:

Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию — список отобранных для изучения источников, который необходимо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями.

Работая с литературой, исследователь осуществляет аннотирование – краткое, лаконичное изложение основного содержания источника; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в источнике (цитата должна иметь правильно оформленную сноску).

Основные идеи литературного источника могут быть перечислены в виде тезисов — кратких цитат или сжатых выдержек из этого источника.

Применяются также такие методы, как конспектирование – более детальное изложение основных  идей источника с выделением его главных положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т. д.); реферирование – сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.

Наблюдениеорганизованное целенаправленное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса либо его явлений.

         Цель наблюдения — накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении. Оно может быть включенным (наблюдатель сам является непосредственным  участником процесса воспитания или обучения) и невключенным (опосредованным, наблюдением «со стороны). Объектами наблюдения могут быть: деятельность группы учащихся или отдельного ученика в процессе обучения или воспитания; взаимоотношения учащихся между собой или с педагогом; действия детей в конкретной ситуации; деятельность учителя на уроке и т. д.

         Этапы наблюдения:

а) определение цели и задач наблюдения («Для чего наблюдать?»);

б) выбор объекта, предмета  наблюдения («Что наблюдать?»);

в) выбор способа наблюдения («Как наблюдать?»);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого («Как вести записи?»);

д) обработка и интерпретация полученной информации («Каков результат?»).

Анкетирование — письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет).

Анкеты могут быть открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (выбрать ответ из ряда предложенных) и смешанными. При составлении анкет важно соблюдать следующие правила: вопросы должны быть тщательно составлены, предельно конкретны, корректны, доступны, они не должны содержать в себе скрытых подсказок желаемого ответа, но должны быть взаимопроверяемыми.

Метод анкетирования позволяет в сравнительно короткий срок получить большое количество информации, которую можно подвергнуть количественному анализу с помощью математических и  статистических методов с использованием вычислительной техники. Количественные данные, полученные путем анкетирования, затем дополняются качественным анализом.

Исследовательская беседа — диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану.

Это наиболее эффективный метод для выявления мотивов поведения, ценностных ориентаций, чувств, переживаний опрашиваемого. До беседы необходимо сформулировать конкретные вопросы, на которые исследователь хотел бы получить ответы. Вместе с тем в процессе беседы желательно не заглядывать в опросник. Для эффективного применения этого метода важно установить дружеские, доверительные отношения с собеседником, проявлять к нему уважение, тактичность. Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда непосредственное общение исследователя с изучаемым. Вместе с тем собеседник может скрыть свои истинные мысли и переживания и ввести исследователя в заблуждение.

Интервьюирование – разновидность беседы. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью проводится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются.

Метод обобщения независимых характеристикметод получения характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников обрабатывается.

Метод написания сочинений группа людей пишет сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Затем сочинения анализируются и обобщаются.

Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков.

Методы оценивания

Рейтингметод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя, директора школ и другие. Они оценивают те или иные качества в соответствии с предложенной оценочной шкалой. Данные анализируются: количественный анализ проводится по определенной формуле и дается качественная оценка.

Самооценка предполагает оценку индивидом своих достижений, личностных качеств, действий, поступков по определенным параметрам. При этом также устанавливается шкала оценок в баллах или других количественных показателях.

Анализ педагогической (школьной) документации, а также результатов разных видов деятельности учащихся. Так, изучение школьной документации даст объективные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение (анализ, оценка) письменных, графических, контрольных, творческих и других видов работ учащихся позволит получить сведения об уровне обученности и воспитанности учащихся, о работе учителя, поможет выявить различные интересы детей, особенности их мышления, суждений, оценок, уровень сформированности учебных умений и т.д.

Педагогическое  тестирование  –  это  метод  исследования, который позволяет с помощью специально разработанных заданий (задач, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Проективные методы — это разновидность тестирования.

Испытуемому предлагается высказаться о своих возможных действиях, поступках в той или иной ситуации.  Суждения анализируются исследователем.

Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. В рамках педагогического эксперимента используется комплекс теоретических и эмпирических методов.

Виды эксперимента:

По условивиям организации различают

  • эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса);
  • лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных).

Виды эксперимента:

По конечным целям педагогический эксперимент может быть:

  • констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в педагогическом процессе;
  • преобразующим, когда проводится целенаправленная организация эксперимента для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива;
  • контрольным, который организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов. При этом дублируется уже состоявшийся эксперимент (повторный эксперимент) или осуществляется замена экспериментальной группы на контрольную, и наоборот (перекрестный эксперимент);
  • пилотажным(предварительным), который  имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента.  Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются, и затем он проводится в полном объеме.

Наши ученики сейчас растут и формируются
в обстановке каждодневных больших и малых
научных открытий, творческих находок. Сама
жизнь заставляет их уже в школе искать
применения своим творческим силам. Когда
это не удаётся, они скучают.

В стремлении уменьшить число отстающих
учеников учителя незаметно отдают им
больше внимания, мало и без определённой
системы работая со способными учащимися.
Эти ученики начинают терять интерес к
занятиям, скучать на уроках: мы не даём им
возможности проявить себя, потому что всё
время заняты с отстающими. Изредка
некоторые дети справедливо сетуют на то,
что им уделяют мало внимания. Опыт работы,
выводы из него заставляют задуматься над
этой серьёзной проблемой, искать формы и
приёмы работы со способными детьми,
развивать их творческую индивидуальность.

А ведь задача воспитания творческой,
самостоятельно мыслящей и действующей
личности – одна из самых сложных,
актуальных и увлекательных задач школы.

Стимулирование интереса учащихся к
литературе, формирование творческого
мышления учащихся, развитие их творческих
способностей, выявление наиболее
талантливых детей, совершенствование
преподавания литературы – вот цели,
которые преследует каждый словесник.

Рождение творческой личности вовсе не
таинственный перманентный процесс,
изолированный от жизни общества, наоборот,
это процесс накопления жизненных
наблюдений, это увлекательная борьба точек
зрения и оценок, это поиски истины,
кристаллизация жизненного опыта.

В последнее время всё более входит в свои
права понятие “творческая педагогика”,
под которой понимаются непосредственная
творческая работа со способными детьми,
поиски средств, методов и форм воздействия
на формирование личности.

“Стремление к глубокому познанию,
мечта найти не только пример для подражания,
но и интересное, познавательное, конкретное
для себя дело – вот те черты способного
ребёнка, которые обязана,-
по мнению
писателя Альберта Лиханова,- учитывать
творческая педагогика”.

Существует различные приёмы выявления
творческих способностей учащихся, например,
с помощью проведения тестирования,
социологических опросов родителей,
учителей – предметников. В своей книге “Психология
литературного творчества” А.Г.Ковалёв
утверждает, что для исследования
творческих возможностей
может быть
применена специальная программа. К примеру,
можно взять следующие вопросы:

  • уровень образования и характер
    интересов членов семьи;
  • образ жизни ученика в семье (игры,
    занятия, труд);
  • отношение ребёнка к сказкам, рассказам и
    реакция на них;
  • основы восприятия жизни и природы;
  • интерес к музыке, театру и т.д.
  • первые попытки сочинительства и их
    качества;
  • отношение к школе, желание учиться;
  • впечатлительность;
  • острота и наблюдательность;
  • убеждения и требовательность к себе.

Приведённые из программы А.Г.Ковалёва
вопросы могут дать учителю интересный
материал для понимания творческой
индивидуальности ученика, раскрытию его
внутреннего мира. Это может лечь в основу
дальнейшей работы с учеником с учётом его
индивидуальных особенностей.

Ещё на первых уроках в 5 классе
целесообразно знать, что требования к
каждому будут различные в зависимости от
его возможностей. Практически это можно
осуществить так. В течение первой четверти
проверяются возможности и интересы
учащихся по схеме, предложенной А.Г.Ковалёвым.
Далее ставятся разные по трудности вопросы
и ведутся наблюдения, кто как отвечает;
ведётся индивидуальная работа во время
исправления сочинений; наблюдается, как
ученик выполняет поставленные учителем
устные и письменные задания. Всё это
помогает проверить уровень знаний,
творческие способности, творческое
воображение, богатство языка. Задания могут
быть такие: самим придумать темы сочинений;
описать своё психологическое состояние во
время первого учебного дня; дать ответ на
вопрос, почему фольклор – источник нашей
литературы и т.д.

После проведения обстоятельной работы по изучению
творческой
индивидуальности учащихся
и получения интересующего нас ответа,
переходим к изучению творческих
способностей
методом экспериментально-
проверочных работ. Для выявления
литературных наклонностей всем учащимся
можно дать экспериментально-проверочные
сочинения на разнообразные темы
творческого характера:
на основании
жизненных впечатлений, по картинам,
художественным произведениям и т.д.

Урок литературы прежде всего требует
атмосферы творчества, так акт постижения
искусства немыслим без личностного
включения в мир художника, без творческого
напряжения. Если творчество в общем плане
может быть определено как умение открывать
то, чего люди раньше не знали, то творчество
ученика – это тоже открытие мира, но скорее
для себя, чем для человечества.

Творчество отличается от ученического
усвоения правил и закрепления их
упражнениями, созданием своего, нового,
личностного, преображённого, оригинального.
Творческое решение задачи – это такое
решение, когда заранее не известен набор
правил и операций, последовательность
которых приводит к цели. Основа творческого
решения – чувственная сфера: в ней
формируется и создаётся – из впечатлений,
знаний, эмоций – нечто новое. Активная
работа над художественным текстом,
выражающаяся в иллюстрировании,
графических и словесных зарисовках,
выразительном чтении, инсценировании,
отражение наблюдений в стихах способствуют
художественному восприятию: творчество
приближают к творчеству.

Методические приёмы, побуждающие
школьников к творческому действию, не могут
быть сведены к упражнениям, а требуют
тонкой проработки с учётом определённых
условий. Главным из этих условий выступают
изучение учителем социогенных
потребностей детей и предоставление
свободы выбора деятельности, вариативность
работы учащихся, создающая реальные
возможности самовыражения.

В результате учитель получает
определённое представление о творческих
возможностях учащихся, что позволяет
выбрать соответствующие формы работы.

Метод экспериментально- творческих
сочинений является началом последующей
деятельности учителя, в процессе которой развивается
творческая индивидуальность ученика.

Урок развития письменной речи как форма
учебного занятия предоставляет больше
возможности для развития творческих
способностей учащегося.

Сочинение – одно из действенных средств
формирования мировоззрения и воспитания
личности ученика, раскрытия его
творческого потенциала.

Школьное сочинение- это особый род
творческой деятельности. Это литературное
произведение, созданное в процессе
индивидуального творчества ученика на
доступном ему материале и доступными
выразительными средствами; на основе
соответствующего его возрасту жизненного,
общественного и читательского опыта.

По способу изложения школьные сочинения
могут быть художественными, научными и
публицистическими с элементами
взаимопроникновения. Выбор способа
изложения диктуется, с одной стороны,
характером материала для сочинения, с
другой- особенностями склада ума школьника,
его творческими способностями. Допустим, в 9
классе предстоит сочинении о Чацком.
Учитель предлагает такие темы, чтобы одни
ученики могли писать научные сочинения,
другие – публицистические, третьи –
художественные. Тему “Взгляды Чацкого в
его монологах” (Или “Прав ли Гончаров,
утверждая, что “борьба истомила” Чацкого?”,
“Согласен ли Гончаров с мнением Пушкина о
Чацком?” и т.п.) успешно разовьют те ученики,
которые любят исследовать художественный
текст, те, у кого рождаются мысли на основе
прочитанных критических и
литературоведческих материалов, кто любит
ссылаться на авторитеты, у кого логика ума
развита больше, чем воображение и чувства.
Перед такими учениками стоит задача:
самостоятельно сделать наблюдения над
текстом, сопоставления, выводы, подкрепить
их выдержками из авторитетных источников (учебник,
критические статьи, цитаты из произведения
– на всё автор научного сочинения должен
ссылаться) и изложить в жанре научной
статьи (наблюдение, тезис, подтверждение
выдвинутой мысли фактами, ссылками и выводы).

Надо научить школьника правильно
работать: пользоваться несколькими
источниками и ссылаться на них. Обобщать,
цитировать и т.п. Навыки такого рода
пригодятся им в будущей практической
деятельности, многие учащиеся избавятся от
упрёков в списывании, в компиляции и будут
работать с удовольствием.

Для тех , кому сочинение необходимо для
самовыражения, кто не мыслит восприятия
художественного произведения и
литературного героя без слияния со своими
чувствами, со своей личностью, кто ищет в
книгах прежде всего ответы на нравственные
и эстетические вопросы, лучше дать темы в
иной редакции: “Чем привлекает меня образ
Чацкого?”, “Чацкий – передовой человек
своего времени” и т.п. Такое сочинение по
своей жанровой природе близко к короткой
литературно-критической статье или
рецензии. Как всякому публицистическому
произведению, ему свойствен страстный тон.
Ученик высказывает свои мнения,
впечатления, иногда даже не совпадающие с
общепринятыми, что свидетельствует об
особом интересе, о самостоятельности
автора. Он обратится и к портрету героя, и к
его характеру, и к его взаимоотношению с
окружающими. В таком публицистическом
сочинении обычно присутствуют два героя:
литературный и сам автор – школьник.

Учащиеся с ярко выраженными
гуманитарными способностями, для которых
любимые герои – лучшие друзья и наставники
на всю жизнь, можно предложить тему
художественного сочинения “Ещё одна
удивительная встреча”. Такую тему можно
раскрыть в жанре дневниковой записи. Этот
жанр при всём своём многообразии не мешает
ученику показать в полной мере знания о
персонаже произведения.

Предлагаемые принципы классификации не
схема, а методическая рекомендация, которая
может помочь и учителю и учащимся в
творческой работе над сочинениями.

Какими основными умениями должен
овладеть ученик?

  • умению вдумываться в тему, осмысливать
    её границы, умению раскрыть тему
    сочинения;
  • умению подчинять своё сочинение
    определённой (основной) мысли;
  • умению собрать материал для сочинения;
  • умению сгруппировать и определить
    последовательность подачи материала;
  • умению строить сочинение в определённой
    композиционной форме.

Начинать целенаправленное и
систематическое приобщение к творческой
деятельности, формирование литературно-
творческих умений следует начинать с
начала изучения курса литературы.

Фольклор представляется для этого наиболее
благоприятной темой. Эти произведения
любимы, что позволяет рассчитывать
на активное, эмоциональное восприятие и на
ответную реакцию попытку создания
собственного произведения .

Основным содержанием уроков развития
письменной речи являются сочинения на
литературные и сочинения по жизненным
впечатлениям. Сочинения на литературные
темы ориентируют на самостоятельную работу
учащихся , на выражение ими личного
отношения к изучаемому художественному
произведению. Сюда входят:

  • оценка литературных героев (“Что мне
    нравится и не нравится в Обломове”?
  • анализ произведения в целом (“Человек
    сомневающийся” в рассказе А.П.Чехова “ О
    любви”)
  • разбор отдельных эпизодов и частей (“Календарь
    природы в романе А.С.Пушкина “Евгений
    Онегин”)
  • литературные обзоры (“Живой Пушкин”)
  • размышления учащихся об отношении
    литературы к жизни (“Как Толстой вошёл в
    мою жизнь”)

Следуя за указаниями новых программ,
словесник озабочен не только знаниями
своих питомцев, но и формированием умений
самостоятельной деятельности талантливого
ребёнка. Адресуясь к творческим
способностям учеников, учитель формирует
умение видеть проблемы, которые несут
художественные произведения. Мысля и
переживая, ученики оценивают то, что принёс
в их жизнь писатель своим произведением.

Книга читается с интересом, работа
приносит удовлетворение, если нравственные
и социальные проблемы, изображённые в
произведении, не “зависают”, а имеют
реальную опору. Так, комедия Н.В.Гоголя
вызывает живой интерес у современного
читателя, потому что остро затрагивает
нынешние проблемы. После аналитического
прочтения комедии можно предложить
учащимся написать сочинение-размышление на
тему: “Что произойдёт в городе после
приезда настоящего ревизора”?

Творческий процесс включает два
основных этапа:
накопление впечатлений,
знаний, умений и
творческую переработку
накопленного. Поэтому так необходимо
приветствовать творческую
индивидуальность ученика, развивать их
воссоздающее воображение, планомерно
формировать литературно-творческие умения.

Всем давно известна истина:
художественное произведение живёт до тех
пор, пока затрагивает болевые точки времени.
Можно привести много примеров из классики,
в которой так ясно и чисто дышит время.
Например, роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
Это живой современный роман. Читаем слова
Базарова: “А потом мы догадались, что
болтать, всё только болтать о наших язвах не
стоит труда, что это ведёт к пошлости и
доктринёрству; мы увидали, что и умники наши,
так называемые передовые люди и обличители,
никуда не годятся, что мы занимаемся
вздором, толкуем о каком-то искусстве,
бессознательном творчестве, о
парламентаризме… и чёрт знает о чём, когда
дело идёт о насущном хлебе…”
Роман, как
видим ,соединяет целые эпохи. В этом,
наверное, основной успех его и интерес
школьников к Тургеневу: ребята с
удовольствием читают его роман.

Учитель должен делать ставку на сугубо
личностное, самим учеником осуществляемое
и поэтому особенно ценное усвоение
материала. После текстуального изучения
романа можно предложить письменную
работу малого формата на тему “ Я с Вами не
согласен, господин Базаров”.

В развитии творческого потенциала нет
мелочей. Особо следует подчеркнуть то
огромное значение, которое имеет отношение
учителя к творческим опытам ребят.
Очень
важно, чтобы они почувствовали интерес к
своим произведениям, устным и письменным,
со стороны доброжелательного,
заинтересованного наставника.

Самостоятельность суждений и оценок
художественных произведений может
сформироваться у школьников только на
основе литературного развития, развития
образного мышления, наблюдательности,
воображения, чувства поэтического слова, на
прочном фундаменте исторических и историко-литературных
знаний, представлений.

Дети нуждаются в творческом проявлении
своих эмоций, в осознании опыта. Если
учитель не приблизит тематику сочинений к
жизни, не учтёт при её составлении интересы
и возможности ученика, то не научит его
самостоятельно выражать свои мысли.

Очерк – эпический жанр, в котором
художественный мир, содержащий элемент
вымысла и субъективную авторскую оценку
опирается на реальные события реально
существующих людей. Написание сочинения-
очерка расширяет круг жизненных наблюдений
ребёнка, учит видеть, слышать, наблюдать,
думать.

Испытав трудности в написании таких
творческих сочинений и чего-то добившись,
ученик замечает и оценивает то, мимо чего
раньше проходил не замечая, увидит богатый
и сложный внутренний мир реального
человека.

Конечно, самое блестящее сочинение не
станет вровень с произведениями даже
рядовых писателей. Но в том-то и дело , что
это школьное, детское произведение.
Талантливые школьники не писатели в полном
смысле слова, но согласно М.А.Рыбниковой,
они “писатели особого рода”. Они наблюдают
окружающую жизнь и природу, участвуют в
общественной жизни, изучают литературу и
обо всём пишут в сочинениях, приобщаясь к
процессу создания литературного
произведения.

Каждая творческая работа должна
усложняться: требовать от талантливого
ученика всё новых усилий мысли, новых
эмоциональных переживаний, новых
результатов.

Ныне действующая программа по литературе
даёт хорошую возможность развития
творческой активности учащихся на уроках.
Конечно, состав и структура школьного курса
литературы ещё будут определяться в
широких дискуссиях и серьёзных научных
спорах. А пока общее направление поисков
каждой школы и каждого учителя можно было
бы обозначить так: от осознания более общих
и принципиально новых подходов к изучению
предмета до тщательной отработки
методических приёмов работы со способными
детьми.

В процессе этой работы активизируется
учебный процесс и раскрывается творческий
потенциал не только способного ученика, но
и самого учителя.

Важно, чтобы передача знаний и опыта в
школе была организована с расчётом на
максимальное развитие созидательных сил
учащихся, на воспитание самостоятельности
их ума и деятельности. Сегодняшнему
обществу нужны не начётчики, а люди, умеющие
активно и разумно пользоваться тем
богатством знаний, которые они получают в
школе, умеющие применять их на практике,
делая их орудием дальнейшего познания.
Учитель должен постепенно оставлять руку
ученика, за которую он вёл его по новым
путям, звал его за собой, теперь он
предлагает идти рядом, а иногда и самому
искать дорогу, определять её по звёздам, по
солнцу, по компасу.

Использованная литература.

  1. Леонов С.А. Развития речи учащихся на
    уроках летературы.-М.: Высшая школа,1988.-123с.
  2. Мусорин Н.П. В сельской школе после
    звонка.-Книга для учителя.- М.:Просвещение,1989.-95с.
  3. Сухомлинский В.А. О воспитании. Книга для
    родителей.-М.:Просвещение,1985.-143с.
  4. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях.-М:Просвещение,
    1986.-160с.
  5. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные
    разработки по литературе. 8класс. В помощь
    школьному учителю.-М.: Вако,2003.-335с.

  • Изучаемый как пишется правильно
  • Изучаем космос энциклопедия для малышей в сказках елена ульева книга
  • Изумрудный город сказка краткое содержание
  • Изумрудный город персонажи сказки
  • Изумрудный город автор сказки