Изучите слова которые обозначают предметы и явления создайте с ними рассказ в любом жанре

1. Выборочный диктант: выпишите диалектные слова

а) Вы идете по глухому лесу вдоль реки, которая впадает в Белое море. Вдруг из-за глухой елки дедка дружелюбно кричит вам: « Эй, друг! Туда не ходи, там – няша.» http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/10/05/razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-dialektnye-slova-v-6-klasse

(В любой северной деревне вы узнаете, что няша – это болото.

________________________________________________________________________________________

б) Перед вами текст – отрывок из “Записок охотника” Тургенева – рассказа “Бежин луг”

— А слыхали вы, ребятки, — начал Ильюша, — что намеднись* у нас на Варнавицах приключилось?
— На плотине – то? – спросил Федя.
-Да, да, на плотине, на прорванной.Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом всё такие буераки*, овраги, а в оврагах казюли* водятся).

________________________________________________________________________________________

в) А. Яшин «Родные слова»

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Разыграйте сценку «Бабушка с дедушкой и внучки».

Бабушка (первой внучке). Внученька, бери рогач, доставай махотку из пригрубка. (второй внучке) А ты помой поташки. Вот и дед пришёл. Ну, как рыбалка?

Дедушка. На усынках был, серушек поймал.

Бабушка. Ах ты мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучек побалуем! Чирики снимай, надевай парцменки. (обращается ко всем) Руки мойте, да берите не утиральник, а рушник (подаёт то, что нужно)

Изучите диалектные слова:

РОГАЧ – ухват;

МАХОТКА – горшок;ПРИГРУБОК –печка;

​ ПОТАШКИ – помидоры;

УСЫНКА – узкое место в реке;

СЕРУШКА – плотва;

МОГУТНОЙ – непоседливый;

ЩАРБА – уха;

ЧИРИКИ – любая обувь;

ПАРЦМЕНКИ – комнатные тапочки;

УТИРАЛЬНИК – полотенце для рук;

РУШНИК – полотенце для гостей.

3. Сыграйте с друзьями в игру «Принеси мне…»

Заранее приготовлены вещи, которые ученики класса будут заказывать друг другу: махотка, рогач, поташки, парцменки, рушник, глядильце, шавырка, питушка и другие предметы)

Правила игры: ученик класса просит принести другого ученика ту или иную вещь, называя при этом диалектное слово. Другой должен принести именно то, что его попросили и положить на парту загадывающего. Если же вещь принесена не та, которую просил ученик, то другие ребята вызываются помочь.

Например:

Денис. Егор, подай мне, пожалуйста, рогач.

Рейхан. А ты, Денис, принеси мне поташки…

Задания 2, 3 взяты из источника http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/27/otkrytyy-urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-dialektnaya-leksika

4. Изучите слова, которые обозначают предметы и явления. Создайте с ними рассказ в любом жанре, выполните иллюстрации, презентуйте в классе.

1. Растительный и животный мир.
Синявка – сыроежка
Красноголовик — подосиновик
Масленники – маслята
Вилок- кочан капусты
Кaлега – репа
Бурёнка – корова
Батун– сорт многолетнего лука .

2. Люди.
Углан — пацан
Суседи – соседи
Братан – брат
Батька – отец

3.Слова, характеризующие человека.
Завертяй — непоседа, озорник
Неработень — ленивый человек, лодырь
Потёма — скрытный, неразговорчивый человек
Колготной — беспокойный, суетливый
Вертоголoвый – непоседливый, непослушный, бойкий
Простодырый – бесхитростный, бескорыстный
Углан – бойкий пацан
Ухач – бойкий, бесшабашный человек.
Чумазый — грязный
Дородный — большой, статный, видный

4.Названия жилых и хозяйственных построек.
Пригородок — пристройка
Катух — сарай для скота, хлев
Поветь — навес над двором, представляющий собой четырёхскатную соломенную крышу на столбах
Чулан– кладовка
Амбар – строение для хранения зернового хлеба, муки

5. Слова, обозначающих предметы и явления природы
Вёдро — хорошая, солнечная погода

6. Одежда и обувь, личные вещи.
Бахилы – сильно разношенная или очень большого размера обуви
Стёганка – стеженая верхняя одежда
Катанки – валенки
Куфайка – куртка
Обутки – обувь
Гамонок – -кошелек
Рукотерник– полотенце для рук
Фуфайка–телогрейка

7. Действия человека.
Изгаляться – издеваться над кем-либо
Напластaть – крупно нарезать что-либо
Скaть – раскатывать тесто
Смекать — считать
Брехать – обманывать
Баситься — рядиться, щеголять
Втемяшить – внушить
Выпороть – отлупить, наказать физически
Держать — тратить; не держится — не истрачивается, не иссякает
Оболокаться – одеваться

8. Предметы быта
Шесток – площадка перед русской печью, между устьем и топкой
Голик–веник для обметания валенок от снега
Качули — качели
Рукомойник– умывальник
Черпак – ковшик

9.Кушанья
Шаньги — ватрушки, лепешки
Посикунчики – пирожки
Брага – хлебный напиток, домашнее пиво

___________________________________

Практическая работа №16. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта.

Цель: познакомить с лексикой, обозначающей предметы и явления традиционного русского быта, выполнить практические задания.

Теоретическая часть

Довольно значительное место в лексике русского языка занимают слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта.

Быт— это повседневная жизнь с установленными правилами, обычаями, привычками.

Таким образом, понятие «бытовая сфера» определяется следующим образом: это существующая в действительности повседневная жизнь с установившимися правилами, обычаями, привычками.

Лексика бытовой сферы — это лексика, областью распространения которой является повседневная жизнь.

Выделяют в составе бытовой лексики несколько групп:

1.названия одежды, обуви, головных уборов, украшений, драгоценных камней, тканей, сосудов и пищи.

2.К этой лексике примыкают и некоторые другие тематические группы со смежными значениями : названия частей человеческого тела, растений, животных, названия денег и др.

3.Названия таких предметов, понятий, как дом, дверь, стол, двор, улица, дерево, рыба, птица, лошадь, голова, лицо, рот, нога, день, ночь, весна, лето, час, год, прошлое, будущее, работа, отдых, разговор, ходьба и т.д.

4.названия качеств и обстоятельств: веселый, твердый, теплый, жирный, красный, каменный, смелый, быстро, медленно, поздно, светло, завтра, пешком и т.д.

5.названия действий и состояний: идти, ехать, резать, писать, ставить, нести, сидеть, ждать, кашлять и т.д.

  Особое место занимает фольклорная лексика.

Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, пьесы и инструментальные наигрыши), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Группа слов, относящихся к фольклорной лексике ведет свое начало из произведений народной словесности; в составе литературной лексики они выделяются своей устно-поэтической окраской, былинно-песенным характером. Их употребление создает колорит фольклора; они и используются поэтами, широко применяющими средства поэтики устного народного творчества. Например, пригожий — красивый. родимый — родной, лазоревый — голубой, пунцовый — красный, погожий — ясный, талант — способности, батюшка — отец, вороги — враги, зелье — яд, пересмешник — насмешник.

К фольклору относятся пословицы, поговорки, афоризмы и фразеологизмы.

Пословица малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Авторство пословиц неизвестно, конструкция их проста и доходчива, проблематика ограниченна, в основном, житейско-бытовыми и морально-практическими ситуациями. Они просты для понимания и запоминания, а смысл зачастую многозначен и иносказателен. Например, «цыплят по осени считают» можно применять практически в любой жизненной ситуации.

Поговоркапростейшая смысловая конструкция, изъятая из другого выражения, произведения, ситуации в предельно сжатом виде и впоследствии образующая самостоятельное смысловое понятие. Как правило, без знания исходного выражения, смысл поговорки не очевиден. Например, «собака на сене». Не понять смысл этого словосочетания, если не знать пословицы: «Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт». А если знать, то сразу становится понятно, о чём пьеса Лопе де Вега «Собака на сене».

Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль).

Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком.

Часто поговорки являются частью соответствующей пословицы:

«Два сапога — пара, да оба на левую ногу одеты»; «Собаку съел, да хвостом подавился».

Практическая часть

Найдите в пословицах и поговорках буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).
2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).
3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).
4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).
5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг). 
6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).
7. Два сапога – тара. (Не тара, а пара).
8. Мы и сами с ушами. (Не с ушами, а с усами).
9. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти).
10. Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд).
Изменив одно или несколько слов, верните осовремененным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

1. Назвался грузом – полезай в кузов. (Назвался груздем – полезай в кузов).
2. После драки много хромых. (После драки много храбрых).
3. Одна голова хорошо, а две некрасиво. (Одна голова хорошо, а две лучше).
4. Без клещей стоматолог — что без рук. (Без клещей кузнец — что без рук).
5. Чтение – лучшее мучение. (Чтение – лучшее учение).
6. Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. (Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня).
7. Одна нога здесь, другая в гипсе. (Одна нога здесь, другая там).
8. Пришёл, увидел, купил! (Пришёл, увидел, победил).
9. Трудно в учении – легко на каникулах. (Трудно в учении – легко в бою).
10. Дети счёт любят. (Деньги счёт любят).
Расположить данные слова так, чтобы получилась поговорка иль пословица.

1. Один, семь, ответ, бед. (Семь бед – один ответ).
2. Мир, война, разрушает, строит. (Мир строит, война разрушает).
3. Несчастье, бросай, не, в друга. (Не бросай друга в несчастье).
4. Золото, серебро, молчание, слово. (Слово – серебро, молчание – золото).
5. Скажи, подумай, потом сперва. (Сперва подумай, потом скажи).
6. Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
7. Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
8. Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит).
9. Ум, без, крыльев, птица, как, без, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
10. Не, работает, ест, кто, тот, не. (Кто не работает, тот не ест).
Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками, и чем меньше пословиц-подсказок для этого понадобится, тем лучше.

1. Прикинулся он бы козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес глядит.
Его ноги кормят. (Волк).
2. Лапки его мягки, да когти остры.
Чует она, чьё мясо съела. 
Доброе слово и ей приятно. (Кошка).
3. И она помнит, кто её кормит.
Не бойся её брехливой, а бойся молчаливой.
Она на сене: сама не ест и другим не даёт. (Собака).
4. Он неуклюж, да дюж.
С ним дружись, да за топор держись.
Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь).
5. Близ норы на промысел не ходит.
Она семерых волков проведёт.
Ей хвост не для красы нужен.
Она и во сне кур считает. (Лиса).
6. Из большого слона не выйдет он.
Делать его из мухи.
Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на него. (Слон).
7. И ловкий его без рукавиц не удержит.
Вертится, словно на него сел.
Свои иголки ему не колки. (Ёж).
8. Не гони его кнутом, гони овсом.
Он копытом даёт сдачи.
Дарёному ему в зубы не смотрят. (Конь).
9. Если люди объединяются, они могут свалить и его. (Эфиопская пословица).
Ему только муравей страшен. (Азербайджанская пословица).
Из пасти его кобылу не вытащишь.
Не буди его спящего. (Лев).
10. Она гложет всё, что может.
Грозит она кошке, да из норы.
Беззаботны те из них, которые лазейку одну знают.
Надулся, как она на крупу. (Мышь).

Вспомните, узнайте или отгадайте, какие географические названия, термины и понятия встречаются в этих русских пословицах и поговорках:

1. Муж в дверь, а жена в … (город). (Тверь).
2. Мажет Клим телегу, едет … (на полуостров) по репу. (Крым).
3. Язык до … (город на Украине) доведёт. (Киев).
4. … (город) у всей Руси под горой – в неё всё катится. (Москва).
5. Копна от копны – как от …(город) до … (город). (Ростов, Москва). 6. В Москве звонили, а в … (город) звон слышали. (Вологда).
7. Город … годом старее Москвы. (Чернь).
8. На вече галдели, да …(город) проглядели. (Новгород).
9. Река … — всем рекам мать. (Волга).
10. На Руси … (город) – отец, … (город) – мать, … (город) – сердце, … (город) – голова.
(Новгород, Киев, Москва, Петербург).
11. По … (река) плыть долго, а по … (река) широка. (Волга, Дунай).
12. Хвалится … (город) осетрами, а … (природная зона) – соболями.
(Казань, Сибирь).
13. Наша … (город) всех рогожей обшила, а… (город) в лапти обула.
(Кашира, Тула).
14. Сердилась лягушка на… (город), да лопнула. (Новгород).
15. Погиб, как швед под…(город). (Полтава).

Во фразах, изложенных научным языком, зашифрованы русские пословицы и поговорки.

1. Потерялся в небольшом количестве хвойных вечнозелёных деревьев.
(В трёх соснах заблудился).
2. Два рода семейства крестоцветных одинаково горькие на вкус.
(Хрен редьки не слаще).
3. Самец непарнокопытного животного семейства лошадиных с нескладной фигурой приравнивается к самке домашнего жвачного парнокопытного животного семейства полорогих.
(Без осанки конь – корова).
4. Допущенный на засаженный участок земли представитель мелкого рогатого скота гарантированно употребит в пищу овощные растения семейства крестоцветных.
(Пусти козла в огород, он всю капусту съест).
5. Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства.
(Знает кошка, чьё мясо съела).
6. Цена ещё ниже, чем у приготовленного на пару корнеплодного растения семейства капустных.
(Дешевле пареной репы).
7. Когда отсутствует водное позвоночное, то таковым может стать и беспозвоночное членистоногое.
(На безрыбье и рак – рыба).
8. Семясодержащие органы растения, к которым нет доступа, обязательно приобретают сахарный вкус.
(Запретный плод сладок).
9. Перенёсшая шок представительница семейства вороновых испытывает страх перед всяким растением с древовидными ветвями без главного ствола. (Пуганая ворона и куста боится).
10. Подобно самцу домашних кур, угодил в жидкое кушанье из кочанного огородного растения.
(Попал, как кур во щи).
Тест

1. Куда смотрит волк, сколько его ни корми?
а) на волчицу; б) на козлят; в) в лес; г) в миску.

2. Кто должен свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) Соловей-разбойник; б) рак; в) полицейский; г) щука.

3. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня; б) бегуна; в) волка; г) сапожника.

4. Кто гладок оттого, что поел и набок?
а) комар; б) медведь; в) свинья; г) кот.

5. На чём приносит новости сорока?
а) на лапах; б) на хвосте; в) на крыльях; г) на блюдечке.

6. Кого можно считать на безрыбье рыбой?
а) улитку; б) медузу; в) лягушку; г) рака.

7. Что летит, когда лес рубят?
а) птицы; б) шишки; в) ветки; г) щепки.

8. Какая птица, согласно народной поговорке, должна клюнуть человека, чтобы он начал проявлять повышенную активность?
а) жар-птица; б) петух; в) цыплёнок табака; г) жареный петух.

9. Кого, согласно поговорке, только девятая смерть донимает?
а) лису; б) слона; в) кошку; г) таракана.

10. Кого, согласно поговорке, подкладывают недоброжелателю?
а) свинью; б) змею; в) ежа; г) мышь.

11. Что называют зеркалом души?
а) уши; б) глаза; в) улыбку; г) лицо.

12. У чего, согласно поговорке, есть уши?
а) у стен; б) у домофона; в) у дверей; г) у замочной скважины.

13. Чем, согласно пословице, капусту не шинкуют?
а) кулаком; б) носом; в) ногой; г) языком.

14. Что, согласно пословице, заказывает тот, кто платит?
а) обед; б) такси; в) музыку; г) хорошую погоду.

15. Какому коню пословица советует не смотреть в зубы?
а) купленному; б) дарёному; в) выигранному; г) арендованному.

16. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя…»
а) закупает; б) упаковывает; в) хвалит; г) доставляет.

17. Вставьте требуемую марку автомобиля в пословицу: «Хороша… у дружного коллектива».
а) «Нива»; б) «Лада»; в) «Волга»; г) «Тойота».

18. Чего много в пустой бочке?
а) пыли; б) воздуха; в) звону; г) запаха.

19. Что делает с рублём копейка?
а) бережёт; б) стережёт; в) питает; г) воспитывает.

20. Кто платит дважды?
а) рассеянный; б) забывчивый; в) скупой; г) крутой.

21. Как поступит умный человек, встретив на пути гору?
а) обойдёт; б) покорит; в) сдвинет; г) пробурит.



Скачать материал

Русский родной язык 3 классПодготовил: учитель начальных классов СОШ №3 г....



Скачать материал

  • Сейчас обучается 61 человек из 27 регионов

  • Сейчас обучается 351 человек из 64 регионов

  • Сейчас обучается 51 человек из 23 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Русский родной язык 3 классПодготовил: учитель начальных классов СОШ №3 г....

    1 слайд

    Русский родной язык 3 класс
    Подготовил: учитель начальных классов
    СОШ №3 г. Одинцово
    Чалых Татьяна Геннадьевна

    Русский язык:
    прошлое и настоящее.
    Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: называющие занятия людей.

  • Цель: сформировать представления о различных словах, называющих занятия людей...

    2 слайд

    Цель: сформировать представления о различных словах, называющих занятия людей, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка.

  • • Землю солнце красит, а человека — труд.
• Работаешь добросовестно, так и в...

    3 слайд

    • Землю солнце красит, а человека — труд.
    • Работаешь добросовестно, так и в глаза людям глядеть не совестно.
    • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

    Мудрость в пословицах

  • Профессия может исчезнуть, а слово остаётся в песнях, книгах, живё...

    4 слайд

    Профессия может исчезнуть, а слово остаётся в песнях, книгах, живёт в других словах. Встречали ли вы ямщиков? А слово ямщик могли слышать: «Ямщик, не гони лошадей…», «В той степи глухой замерзал ямщик…», и человека по фамилии Ямщиков могли встретить. Появляются новые профессии — а вместе с ними и новые слова. Человек полетел в космос — появилось слово космонавт. А сейчас в университетах уже готовят космогеологов — тех, кто будет исследовать полезные ископаемые на других планетах.

    Как ты думаешь, чего больше: профессий или слов, называющих профессии?

  • Учебник стр.50 упражнение 1.Рассмотри репродукции картин на с. 51, к каждой...

    5 слайд

    Учебник стр.50 упражнение 1.
    Рассмотри репродукции картин на с. 51, к каждой подбери подходящую подпись
    С. И. Грибков Водовоз
    А. Е. Архипов. Прачки

  • Учебник стр.50 упражнение 1.Рассмотри репродукции картин на с. 51, к каждой...

    6 слайд

    Учебник стр.50 упражнение 1.
    Рассмотри репродукции картин на с. 51, к каждой подбери подходящую подпись
    Ф. С. Журавлёв. Пряха
    М. П. Клодт. Шорник

  • Есть профессии, которые нужны везде, поэтому у всех народов есть учителя, док...

    7 слайд

    Есть профессии, которые нужны везде, поэтому у всех народов есть учителя, доктора, пекари, повара, строители. А есть профессии, которые связаны с условиями жизни людей: не может быть дровосека там, где нет леса, рыбака — там, где нет моря или реки. У России всегда была большая территория, было много лесов, полей, озёр, рек, поэтому было много земледельцев, хлебопашцев, рыболовов, лесорубов, плотников, столяров, ямщиков.
    Из истории языка и культуры

  • Какое выражение можно употребить в этом тексте: сработано топором или сработа...

    8 слайд

    Какое выражение можно употребить в этом тексте: сработано топором или сработано топорно? В чём разница между этими выражениями?
    Что общего между словами сделать, сработать, соорудить, создать? В чём между ними разница?
    Объясни значение слова срубить в словосочетаниях срубить дерево и срубить дом.
    Учебник стр.52 упражнение 2. Прочитайте текст.

  • Иногда по фамилии человека можно узнать, кем по профессии были его далёкие пр...

    9 слайд

    Иногда по фамилии человека можно узнать, кем по профессии были его далёкие предки, потому что некоторые фамилии указывают на род занятий. Спиши фамилии, рядом запиши профессию, от которой образована эта фамилия.
    Аптекарев, Бондарев, Звонарёв, Кузнецов, Лекарев, Мельников, Плотников, Пряхин, Рыбаков, Сапожников, Столяров, Ямщиков.
    Учебник стр.53 упражнение 3.

  • Рабочий, занимающийся чисткой дымоходов, печных труб – 
трубочист.
Тот, кто к...

    10 слайд

    Рабочий, занимающийся чисткой дымоходов, печных труб –
    трубочист.
    Тот, кто косит траву, злаки –
    Рабочий, зажигающий уличные фонари и наблюдающий за их исправностью –
    Возчик, доставляющий воду –

    Учебник стр.53 упражнение 4. Вставим пропущенные слова. Нам помогут слова для справок.
    косарь.

    фонарщик.

    водовоз.

  • Человек, который пашет землю, землепашец -
пахарь.
Уличный продавец газет –...

    11 слайд

    Человек, который пашет землю, землепашец —
    пахарь.
    Уличный продавец газет –
    То же, что врач –
    Учебник стр.53 упражнение 4. Вставим пропущенные слова. Нам помогут слова для справок.
    лекарь.

    газетчик.

  • Когда основным средством передвижения были лошади, запряжённые в кареты, пово...

    12 слайд

    Когда основным средством передвижения были лошади, запряжённые в кареты, повозки или сани, род занятий многих людей был так или иначе связан с лошадьми — это и конюхи, и кучера (это слово, пришедшее из немецкого языка, почти вытеснило слово возница), и извозчики, и ямщики. Извозчиков можно сравнить с современными водителями городских такси, а ямщиков — с водителями междугородних маршрутов.
    Слово извозчик называло того, кто занимался извозом — перевозил грузы и людей. Слово ямщик заимствовано из тюркских языков, где словом ямчы называли тех, кто выполнял функции почтальона (от ям — «почтовая станция»). В русском языке ямчы изменилось в ямщик по аналогии с существительными на -чик (-щик).
    Из истории языка и культуры

  • Кибитка — крытая дорожная повозка.
Облучок — передок повозки, где сидит возни...

    13 слайд

    Кибитка — крытая дорожная повозка.
    Облучок — передок повозки, где сидит возница, кучер; толстая деревянная скрепа, идущая по краям повозки или огибающая верхнюю часть саней. От древнерусского об- лукъ — дуга; лука (у седла); край повозки.
    Из истории языка и культуры

  • Даша и Кира заспорили, кого называли лавочником. Даша считает, что это челове...

    14 слайд

    Даша и Кира заспорили, кого называли лавочником. Даша считает, что это человек, который делал лавки, а Кира считает, что это человек, который что-то продавал. Они выяснили, что в русском языке есть два разных слова лавка. Поможет ли эта информация определить, кто из девочек прав?
    1. Лавка — скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене.
    2. Лавка — небольшой магазин.
    • Запиши предложение, вставив пропущенное слово.
    (…) — (устаревшее слово): владелец лавки
    или продавец в лавке.
    • А теперь ты можешь сказать, кто был прав?
    Учебник стр.57 упражнение 8.

  • Учебник стр.57 упражнение 9Прочитай предложения, рассмотри иллюстрацию. Поста...

    15 слайд

    Учебник стр.57 упражнение 9
    Прочитай предложения, рассмотри иллюстрацию. Постарайся объяснить, кто такие коробейники.
    1. По деревням ходило множество коробейников, которые разносили мелкие бытовые товары. (Т. Тимошина)
    2. Создателями и виртуозными исполнителями устной рекламы были коробейники, торговавшие
    мелким товаром —
    лентами, кружевами,
    гребнями, косынками,
    пряниками… (В. Козлова)

  • На Руси бродячих торговцев, которые продавали в деревнях различные мелочи, кн...

    16 слайд

    На Руси бродячих торговцев, которые продавали в деревнях различные мелочи, книги, лубочные картинки, бумагу, ткани, называли коробейниками. Они носили свои товары в коробах. Во многом успех торговли зависел от звонкого голоса коробейника. Отцы с детства обучали сыновей особому ремеслу: как зазывать покупателей и как суметь продать им товар подороже. Крестьяне относились к коробейникам насторожённо, но при появлении торговца сразу же бежали к нему — если и не купить что-то, то узнать последние новости.
    Из истории языка и культуры

  • Лекарь, доктор, врач.

Что общего у этих слов? Чем они различаются?Сравни по...

    17 слайд

    Лекарь, доктор, врач.

    Что общего у этих слов? Чем они различаются?
    Сравни по значению и по употреблению слова.

  • РефлексияОцените свою работу на уроке.
Что вспомнили на уроке?
Что нового узн...

    18 слайд

    Рефлексия
    Оцените свою работу на уроке.
    Что вспомнили на уроке?
    Что нового узнали на уроке?
    Тебе пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?

  • Домашнее задание Запиши в тетрадь названия двух профессий, которые уже не сущ...

    19 слайд

    Домашнее задание
    Запиши в тетрадь названия двух профессий, которые уже не существуют в современном мире. Опиши что делали люди этих профессий.

Краткое описание документа:

Презентация по русскому родному языку на тему «Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: называющие занятия людей. Дело мастера боится.» (3 класс)

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 693 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский родной язык. Просвещение», Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И

Другие материалы

  • 25.11.2022
  • 54
  • 0
  • 25.11.2022
  • 76
  • 7
  • 25.11.2022
  • 157
  • 3
  • 25.11.2022
  • 27
  • 0
  • 25.11.2022
  • 65
  • 1
  • 25.11.2022
  • 40
  • 0
  • 25.11.2022
  • 41
  • 0
  • 25.11.2022
  • 22
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»

  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 1

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения

Русский родной язык 3 класс
Подготовила:
учитель МОУ СШ №1
Проненкова Е.А.

Слайд 2

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 2

Попробуйте из списка слов выбрать те, которые имеют в своём значении национально-культурный компонент (т. е. особенный смысл, характерный для русского народа):

Слайд 3

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 3

Язык каждого народа создан самим народом. К.Д. Ушинский

изба — дом, авоська – сумка
правда, истина, долг, обязанность, свобода, воля, добро, благо, угораздило, случилось, небось, возможно.

Слайд 4

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 4

Верный ответ

правда, истина, долг, обязанность, свобода, воля, добро, благо, угораздило, случилось, небось, возможно.

Слайд 5

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 5

Вопросы:

1) Что такое изба?
2) Как выглядит традиционная русская изба?
3) Какие места в избе считались святыми? Расскажите о каждом.

Слайд 6

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 6

В былые времена люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба.
Это был дом деревянный, срубленный из бревен. В нем было тепло и уютно. Люди-соседи помогали друг другу, строили избу вместе — из деревянных бревен, топорами. Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными, ничего лишнего. Окна в избе были резными, расписными, служили не только украшением, но и защищали от солнца и ветра. В избе всегда святыми считали три места:

Слайд 7

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 7

ДОМ — символ семьи

Слайд 8

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 8

Красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почетное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте.

Слайд 9

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 9

Печка. Обогревала избу, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Печка занимала большую часть дома. Русской печки нет добрее: всех накормит, обогреет, варежки сушить поможет, деток спать она уложит.

Слайд 10

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 10

Стол. Это божья ладонь. «Хлеба ни куска, стол-доска», — так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.

Слайд 11

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 11

Слово «дом» в русском языке имеет не одно значение: например, ДОМ — символ семьи: дружить домами.
Подберите по аналогии примеры к словам «стол» и «хлеб».
СТОЛ — застолье; застольные речи, песни, беседы; стол ломился от яств — символ гостеприимства и общения;
ХЛЕБ — хлеб да соль, хлебосольный — символ гостеприимства; зарабатывать на хлеб — символ жизни.

Слайд 12

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 12

Есть в каждом языке такие слова, которые невозможно перевести на другие языки. Например, к таким словам относятся «самовар», «балалайка», «щи», «ватрушка». Найдите в тексте подобные слова и выпишите их, объясняя значение.

Слайд 13

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 13

В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта — стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. Стол покрывали скатертью и за ним собиралась вся семья.

Слайд 14

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 14

Сундук — неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом мужа. В Красном углу отводилось место для икон.

Слайд 15

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 15

Печь это место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. В печи готовили еду. В чугунах специальная, прочная, жаростойкая посуда.

Слайд 16

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 16

Кочерга инструмент для печи, которым сдвигали угли после прогорания поленьев. Ухват использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке.

Слайд 17

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 17

Объясните смысл фраз:

Язык хорошо подвешен.
Язык до Киева доведёт.

Слайд 18

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 18

Самовар берегли и передавали по наследству, в нем кипятили воду для чаепития. Воду для самовара приносили ведрами, используя коромысло.
Ложки раньше были деревянными, а вилок вообще не было. Одним из блюд русской кухни была каша.

Слайд 19

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения, слайд 19

Домашнее задание

Выписать пословицы на определённую тему:
1 ряд — о труде
2 ряд — о дружбе
3 ряд — о семье

Устаревшие слова — это слова, которые не используются в современной повседневной речи. Такие слова обозначают исчезнувшие понятия или заменяются современными словами-синонимами.

Что такое устаревшие слова?

Узнаем, что такое устаревшие слова в русском языке, если примем во внимание, что лексика складывается из слов активного употребления и слов пассивного запаса. Это значит, что в словарном составе русского языка различают активную и пассивную лексику. Одни слова востребованы в речи говорящими каждый день:

город, народ, море, учёба, тетрадь.

Значение этих слов понятно всем владеющим русским языком. Они не отличаются оттенком архаичности или новизны и составляют активный словарный запас. А другими словами мы не пользуемся ежедневно. Они существуют в русском языке, зафиксированы в словарях, но не востребованы в повседневной живой речи и поэтому принадлежат к пассивной лексике. Это устаревшие слова, которые можно разграничить на две группы:

  • историзмы
  • архаизмы

Устаревшие слова

Рассмотрим более детально каждый тип устаревших слов.

Историзмы

Лексика русского языка все время изменяется: с одной стороны, она пополняется новыми словами, а с другой стороны, некоторые слова устаревают. Слова могут стареть по-разному. К примеру,  с течением времени исчезает предмет, явление или понятие, которое обозначало слово:

  • девичья (комната дворовых девушек);
  • кушак
  • ямщик

Само слово сохраняется в лексике, но не используется ежедневно в речи. Оно принадлежит уже истории и поэтому называется соответствующим термином.

Определение

Историзм — это устаревшее слово, обозначающее исчезнувшее понятие в языке.

Такие слова связаны с историей. Если взглянуть на некоторые слова с точки зрения времени, то установим, что они были востребованы когда-то в прошлом:

  • кольчуга
  • камзол
  • воевода

Историзмы

Предметы и явления, которые обозначают историзмы, не сохранились до нашего времени, а устаревшие слова остались и пополнили пассивный запас лексики. Историзмы не имеют синонимов в русском языке. Это единственные названия исчезнувших из обихода предметов и понятий. Их значение не всегда ясно современному человеку. Чтобы понять, что значит тот или иной историзм, следует обратиться к историческому прошлому, например:

  • корчма — постоялый двор;
  • камеристка — комнатная служанка;
  • дровни — крестьянские сани.

Примеры историзмов

По значению историзмы можно разграничить на несколько семантических групп:

  • названия, связанные с административным устройством (приказ, уезд, повет, волость, присутствие, околоток);
  • слова, отображающие социальный уклад общества (царь, боярин, граф, дворянин, барин, крепостной, холоп, смерд);
  • названия должностей и лиц по роду занятий (сокольничий, постельничий, бурлак, рабфаковец);
  • названия старинных единиц измерения (верста, сажень, аршин, золотник, пуд, фунт, десятина, гарнец, доля);
  • названия денежных единиц (алтын, полушка, гривенник, де́ньга);
  • названия предметов вооружения (забрало, палица, кольчуга, булава);
  • названия одежды (кафтан, сермяга, зипун, сюртук, картуз, лапти).

Архаизмы

Некоторые слова с течением времени потеряли свою актуальность и были вытеснены из активного употребления современными словами с тем же значением. Предмет или явление существует в реальности, а слово, называющее его, устарело и вышло из активного употребления.

Определение

Архаизмы — это устаревшие слова, которые по значению соотносятся с современными словами, обозначающими те же понятия.

Термин «архаизм» восходит к греческому слову archaios, что значит «древний».

В русском языке архаизмы всегда имеют современные слова-аналоги, или синонимы, которые называют то же явление, понятие или предмет:

  • брадобрей — парикмахер;
  • гать — настил в топком месте;
  • ежели — если;
  • дабы — чтобы.

Устаревшие названия частей тела человека

Устаревшие названия частей тела человека

Некоторые современные слова совпадают в одном из своих значений с архаизмами. Так, современное слово «живот», кроме общеизвестного названия части тела человека, имеет архаичное значение «жизнь».

Примеры архаизмов

Архаизмы неоднородны по своему составу. Некоторые устаревшие слова полностью были заменены соответствующими современными словами с другим корнем. Значение таких слов иногда  трудно понять современному человеку без помощи словаря. Ряд архаизмов отличаются некоторыми морфемами или отдельными звуками от их синонимов. С этой точки зрения архаизмы делят на группы:

1. лексические архаизмы — устаревшие слова с другим корнем:

  • ветрило — парус;
  • вежды — веки;
  • рамена — плечи;
  • ланиты — щёки;
  • уста — губы;
  • перст — палец;
  • перси — грудь;
  • чело — лоб;

2. лексико-словообразовательные архаизмы — устаревшие слова с другим суффиксом:

  • содейство — содействие;
  • дружество — дружба;
  • знакомец — знакомый;
  • рыбарь — рыбак;

3. лексико-фонетические архаизмы отличаются одним или несколькими звуками:

  • нощь — ночь;
  • нумер — номер;
  • нужа — нужда;
  • зерцало — зеркало;

4. лексико-семантические архаизмы — слова, имеющие другое значение в современном языке:

  • архаизм урод (красота) — урод (человек с физическим недостатком);
  • позор (зрелище) — позор (стыд).

Дополнительный материал

Смотрите больше примеров в словаре устаревших слов.

Итак, архаизмы вышли из активного употребления из-за замены их современными словами с тем же значением. Они используются в научных трудах и художественной литературе как стилистическое средство для создания колорита исторической эпохи, характеристики речи персонажей.

Видеоурок «Новые слова. Устаревшие слова»

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 40

  • Изученный материал как пишется
  • Изолировано или изолированно как пишется
  • Изолированный ребенок как пишется
  • Изовсех или изо всех как правильно пишется
  • Изобретение будущего на английском сочинение