Александр Иванович Куприн – великий русский писатель второй половины 19 – первой половины 20 века. Творческое наследие писателя – это, в основном, небольшие рассказы и повести. Многие из них (в частности, рассказ «Изумруд») посвящены животным, а также их взаимоотношениям с людьми. Многомудрый Литрекон предлагает анализ рассказа «Изумруд» по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Смысл названия
- 4 Композиция
- 5 Суть
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Чему учит?
- 11 Художественные особенности
История создания
Рассказ «Изумруд» был написан в 1907 году и впервые опубликован в альманахе «Шиповник». Знакомый писателя, Н. Телешов, в своих «Записках писателя» вспоминает, что Куприн всегда любил лошадей, мог часами говорить о них. За свое пристрастие к этим животным он даже получил прозвище «Конная площадь». Так, однажды в ходе очередного дружеского разговора, он решил написать рассказ, посвященный беговому рысаку.
Есть версия, что сюжет, положенный в основу рассказа «Изумруд», отчасти был основан на слухах, ходивших тогда в Москве. Популярный в городе успешный беговой рысак вдруг погиб; одной из версий его смерти стало отравление.
Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.
Жанр, направление
«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века.
Смысл названия
Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным.
Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.
Композиция
Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного.
В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.
Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.
Победа рысака на скачках становится кульминацией рассказа, после этого действие постепенно угасает. Развязкой служит смерть Изумруда, которая описывается отстраненно и холодно, будто через пелену непонимания. Изумруд не понял последней человеческой подлости, но для читателей тайн не остается.
Ужасная смерть лошади и последовавшая за ней темнота эмоционально резонируют с удивительными детскими воспоминаниями Изумруда. Ощущение свободы, свежести природы, близости матери и уже знакомых людей делают животное счастливым. Тем страшнее при пробуждении неволя и ее закономерный итог.
Суть
На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею.
В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.
Главные герои и их характеристика
Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада». О характере Изумруда мы узнаем в процессе его взаимодействия с другими лошадями и людьми, а также отчасти из его собственных воспоминаний и мыслей. Он любопытен и смел, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.
Нельзя не отметить и внимательность, развитую интуицию и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.
Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.
Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.
О второстепенных героях рассказа мы также судим, опираясь на восприятие главного героя.
- Назар – «хороший старик» с неторопливыми и мягкими движениями, но нет в нем чего-то главного, лошадиного.
- Васька – трус, суетится и ездить не умеет, лошадей не любит.
- Только наездник с бритым лицом и золотыми очками воспринимается Изумрудом как равный себе – мудрый, бесстрашный, сильный, «будто какая-то необыкновенная лошадь».
Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.
Темы
В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.
Проблемы
Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади, совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.
Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.
Основная идея
Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд».
Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».
Чему учит?
Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».
Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищенно.
Художественные особенности
Чтобы погрузить читателя в маленький мир Изумруда, Куприн делает акцент на описании отдельных ощущений животного, окружающих его запахов и вкусов, кажущихся совсем незначительными деталей.
Автор использует:
- сравнения (закричал петух знакомым криком … «как труба», жеребенок «весь точно из воздуха», засмеялся «точно проржал», ритм, звучащим «как музыка»);
- эпитеты («тонкий» отзвук воспоминания, «низкий ароматный луг», «темная и холодная» яма);
- метафоры («сверкала дрожащими огнями роса», «пьяный восторг молодости»).
Художественно сдержанный и в то же время наполненный язык Куприна делает текст интуитивно понятным и трогательным. В нем сквозит глубокая грусть и тоска писателя.
Автор: Екатерина Озаровская
Автор: Куприн Александр Иванович.
Название: «Изумруд»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: животные в мире людей.
Число страниц: 24
Главные герои и их характеристики:
- Изумруд – четырехлетний беговой жеребец, серебристо-стальной масти, рослый, крепкий, быстрый.
О чем произведение:
Это рассказ о беговом жеребце Изумруде. Он жил своей привычной жизнью, участвовал в скачках, но однажды, после одного из выигрышей, по непонятной ему причине его жизнь навсегда изменилась, а завистливые люди его отравили, и он умер.
Сюжет — краткое содержание:
- Автор описывает ночь в конюшне. Жеребец Изумруд думает о лошадях в соседних загонах, о конюхах, под утро ему снится сон.
- Утром Изумруда вывели во двор, его помыли и почистили. В этот день все готовились к скачкам.
- Первый заезд прошёл легко и быстро, Изумруда увели отдохнуть. Во втором заезде Изумруд бежал с огромным вороным жеребцом и победил.
- После финиша их обступила толпа людей, они кричали об обмане.
- Изумруда перестали брать на скачки, незнакомые люди постоянно приходили к нему, осматривали и что-то обсуждали.
- Вскоре Изумруда увезли в другую конюшню, как будто прятали от кого-то. Там коня отравили, и он умер.
Понравившийся эпизод:
Мне понравился эпизод в начале, когда автор описывает, как к каждому конюху относятся лошади. Животные все понимают, чувствуют отношение людей к ним, их характеры, знают, кто любит их искренне, а кто жесток и опасен.
План произведения для пересказа:
- Ночь в конюшне.
- Сон Изумруда.
- Ипподром, скачки.
- Победа.
- Возмущенные люди.
- Переезд в другую конюшню.
- Отравление, смерть.
Главная мысль:
Иногда животные становятся просто игрушками в руках жестоких людей.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что животных надо любить, они не виноваты в поступках людей. Также учит нас тому, что животные тоже умеют чувствовать и понимать, они не игрушки, а живые существа.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Автор очень хорошо описывает лошадей, их характеры и поведение, видно, как он их любит. Удивительно, как лошади понимают характеры окружающих их людей. Но рассказ очень грустный. Жалко Изумруда, он лишь делала своё дело, то, что от него требовали люди, но почему-то стал жертвой жадности и зависти.
Новые слова и выражения:
Денник – отгороженное стойло в конюшне.
Ногавка – элемент снаряжения лошади для защиты конечностей.
Ипподром – специальный участок и комплекс сооружений для проведения соревнований по конному спорту.
Оглобля – длинный брус для сцепления повозки с лошадью.
Попона – одежда для животных, часть сбруи лошади.
Проминка – вождение лошади с целью размяться.
Пословицы к произведению:
Мы в ответе за тех, кого приручили.
У хорошего хозяина нет плохой лошади.
Не лошадь скачет, а уход за ней скачет.
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
Другие читательские дневники здесь
«Изумруд» читательский дневник
«Изумруд» – грустный, пронзительный рассказ о судьбе прекрасной беговой лошади, ставшей жертвой человеческой зависти, жадности и жестокости.
Краткое содержание «Изумруд» для читательского дневника
ФИО автора: Куприн Александр Иванович
Название: Изумруд
Число страниц: 11. Куприн А. И. «Изумруд». Издательство «Литера». 2018 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1907 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Время и место действия
Действие рассказа происходит в дореволюционной России. Поначалу – в одном из крупных городов, где устраивались скачки, затем – в деревне, где отравили Изумруда.
Главные герои
Изумруд – красивый четырехлетний жеребец, рослый, идеально сложенный, прекрасный рысак.
Василий – молодой конюх, который явно не любил лошадей, и они отвечали ему взаимностью.
Назар – старший конюх, пожилой мужчина, который всегда с большой любовью и заботой относился к лошадям.
Англичанин – главный наездник конюшни, высокий, худой мужчина, который прекрасно чувствовал и понимал лошадей.
Чужой конюх – равнодушный, вечно заспанный мужчина, отравивший Изумруда.
Сюжет
Четырехлетний жеребец Изумруд был изумительно хорош собой: рослый, статный, безупречно сложенный, красивой серебристо-стальной масти. Он жил в конюшне вместе с другими беговыми жеребцами, которые на дух не переносили друг друга. Вражда между ними ещё больше усилилась, когда в конюшню из-за недостатка места поселили молодую красивую кобылу. За лошадьми следили четыре конюха: молодой, вечно пьяный Василий, от которого дурно пахло табаком, заботливый старик Назар, жестокий и нетерпеливый безымянный конюх и мальчик Андрияшка, который очень любил лошадей и украдкой целовал их.
Изумруд с глубоким уважением и трепетом относился к главному наезднику конюшни – худому, высокому англичанину в золотых очках. Он никогда не кричал на лошадей и уж тем более не бил их хлыстом, но чувствовалась в нём такая большая внутренняя сила, что лошади слушались его беспрекословно.
В день бегов Назар с особенной тщательностью стал готовить Изумруда к предстоящим состязаниям. Он как следует вымыл, высушил и вычистил щетками красавца-скакуна. За всеми приготовлениями внимательно следил худой англичанин и лично проверил крепость подпруги. Под чутким руководством опытного наездника Изумруд с большим отрывом пришёл первым. Англичанин и хозяин скакуна были очень довольны, но уже спустя несколько минут уставшего Изумруда обступила толпа, спустившаяся с трибун. Люди принялись недовольно тыкать пальцами в бока и ноги лошади, крича, что это фальшивый рысак. Изумруд не понимал их негодования: ведь он пробежал быстрее всех и выиграл.
Изумруда отвели в конюшню, и настала череда унылых, скучных дней. Приходили какие-то люди, внимательно осматривали его зубы, ноги, тёрли шерсть и кричали друг на друга. Затем поздним вечером Изумруда вывели из конюшни и долго вели по каким-то темным улицам. Его ожидал железнодорожный вокзал и утомительный переезд. Скакуна привезли в деревню и заперли в конюшне, отдельно от других лошадей. И вновь какие-то люди осматривали его.
Главным в этой конюшне был мужчина, к которому Изумруд испытывал непонятный ужас. Однажды ранним утром этот мужчина пробрался в конюшню на цыпочках и насыпал Изумруду овёс со странным привкусом. Съев его, рысак почувствовал острую резь в животе, перед его глазами появились огненные колёса, а ноги внезапно ослабели. Изумруд упал, по его телу прошла череда судорог, и он навсегда закрыл глаза.
Вывод и своё мнение
В своём произведении автор показал, насколько жадным, жестоким и подлым может быть человек по сравнению с животными. Изумруд честно выполнил свою работу, придя первым на скачках и тем самым заработав много денег для своего хозяина. Однако тем самым он себя подставил под удар: завистники добились того, что рысак был признан непригодным для скачек, и хозяин безжалостно избавился от своего фаворита, словно от ненужной, надоевшей вещи.
Главная мысль
Человеческая алчность и жажда наживы способны безжалостно растоптать чужие судьбы и даже жизни.
Авторские афоризмы
«…Но нет в нём чего-то главного, лошадиного…»
«…Он весь точно какая-то необыкновенная лошадь – мудрая, сильная и бесстрашная…»
«…Его от кого-то прятали, и всё его молодое, прекрасное тело томилось, тосковало и опускалось от бездействия …»
«…Какая-то сила несла Изумруда беспощадно и стремительно глубоко вниз, в тёмную и холодную яму…»
Толкование непонятных слов
Укоризна – укор, упрёк с некоторым оттенком презрения, сочувствия, насмешки.
Мостовая – твёрдое дорожное покрытие городских улиц.
Антракт – перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления.
Новые слова
Масть – цвет, окраска, шерсть лошадей.
Конюх – работник, ухаживающий за лошадьми и отвечающий за их состояние.
Ясли – кормушка для скота, наклонно прикреплённая к низу ящика.
Хлыст – вспомогательное средство управления лошадью.
Ипподром – место проведения испытаний рысистых и скаковых лошадей и конно-спортивных соревнований.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?
1
Куприн «Изумруд», какая главная мысль?
1 ответ:
1
0
Этот рассказ повествует о четырехлетнем жеребце по кличке Изумруд , который учувствовал на ипподроме в скачках. Он был лидером и ему не было равных в состязаниях и это стало для Изумруда трагедией.
После очередной победы, было заявлено, что это лошадь не настоящая и Изумруда больше не стали привлекать на скачки. В дальнейшем жеребца отвезли в другую конюшню и отравили, дав ему отравленного овса.
Причина такого поступка людей, как объявление Изумруда «ненастоящим», очевидна. Хозяевам ипподрома не нужен доминирующий лидер, ведь от этого они теряют прибыль, так как зрители делают ставки именно на него.
Главной мыслью этого рассказа конечно же является желание автора показать человеческую жестокость, жадность, алчность, когда жажда наживы затмевает у человека все его хорошие качества. Некоторые люди, ради денег, способны пойти на подлость и даже на убийство.
Читайте также
1. Жанр, время создания.
Повесть «Олеся» Куприна появилась на основании реальных воспоминаний, написана и опубликована в 1898 году.
2. Сюжет.
Начинающий писатель Иван Тимофеевич оказывается в удаленной полесской деревушке. Он относится к этой поездке как к возможности набраться новых впечатлений и тем. Случай сводит его с настоящей полесской ведьмой Мануйлихой и ее искренней и общительной внучкой Олесей, живущих в лесу на окраине болота. Вначале познавательский интерес, а потом и обоюдная любовь привлекают Ивана Тимофеевича и Олесю друг к другу. Но обстоятельства не оставляют им возможности быть вместе.
3.Тема.
Любовь как самоотдача и любовь как подарок.
4.Проблемы.
- Иван Тимофеевич – мягкосердечный, добрый, по-своему порядочный человек, живущий в рамках, предусмотренных светскими представлениями и правилами.
- Самодостаточная, независимая Олеся, скорей всего, обречена на одиночество.
Чтоб стать принятой в кругу его знакомых, она должна отказаться от своей свободы и превратиться в аристократку.
Для жизни в деревне она тоже не готова. Деревенские обитатели существуют словно в остановившемся времени, в атмосфере суеверных страхов, невежества, необщительности, чинопочитания – привычки, оставшиеся со времен польского крепостничества. Своенравная, любознательная девушка не вписывается в такое окружение и вызывает лишь опасение и ненависть.
5.Главная мысль.
Длительное счастье двоих неосуществимо, если не совпадают их жизненные ценности, представления о счастье. Для Ивана Тимофеевича счастье немыслимо вне цивилизации, для Олеси – в отсутствие свободы, вдали от природы.
6.Вывод.
Олеся – создательница и добровольная жертва этой любви, она поступается своими убеждениями, рискует жизнью, принимает на себя все последствия; Иван Тимофеевич – ее инфантильный потребитель, он не способен к большому чувству, к поступку.
https://autogear.ru/<wbr />misc/i/gallery/107/29<wbr />5728.jpg
Если совсем кратко пересказывать содержание рассказа «Механическое правосудие», то суть сюжета заключена в том, что некий господин, член Министерства образования, делает доклад перед дворянским собранием о несовершенстве существующего наказания. Он убеждён в том, существующие ныне меры ущемляют человеческое достоинство и вызывают ненависть, как у исполнителя приговора, так и у наказуемого. Альтернативой предлагается механическая машина для порки, которая работает от брошенного в нее металлического предмета, имеющая разные степени силы удара. При этом весь процесс наказания автоматизирован и остановить аппарат может только обладатель ключа, которых всего два: у директора заведения, которое приобрело машину и у разработчика.
- Агрегат предназначен для всех: от школьника до арестанта, т.е. универсален. Далее оратор предлагает повести демонстрационный опыт, и тут случается оказия — из его рук выпадают золотые часы, которые запускают механизм возмездия в действие! Только подопытным экспонатом служит не кожаный манекен, а сам лектор, стоящий на подножке машины.
- Так как тяжесть упавших часов велика, то порка продолжается гораздо дольше расчетного времени, останавливают машину лишь с помощью вызванных пожарных, которые топорами разламывают этот бездушный механизм. Бедолагу вытаскивает из цепких щупалец устройства и отвозят домой. Он долго болеет, а выздоровев становится самым гуманным преподавателем латыни и греческого, более не возвращаясь к теме механического правосудия.
В принципе отзыв для читательского дневника готов. Остаётся добавить, что главный герой у нас один — это оратор (педагог). И главная мысль произведения заключена в том, что прежде, чем говорить о прелестях нововведений, необходимо опробовать их на своей «шкуре»!
Касаемо краткого содержания и смысла рассказа Куприна «Золотой петух», то передавать надо все эпитеты и сравнения, что, в принципе очень трудно в кратком содержании.
Но, в принципе, в пригороде Парижа утром раздался звонкий крик петухов.Это настолько впечатлило автора, что он принялся фантазировать на данную тему, причём применяя крайне красочные образы.
В общем-то, художник на то и художник (хоть кисти, хоть слова), чтобы видеть в совершенно обыденном факте что-то необыкновенное и даже прекрасно-величестве<wbr />нное.Вечером в одном из дворов автор встречает какого-то петуха, пытается оьратиться к нему, но петух ведёт себя высокомерно, на что автор не обижается.
Касаемо главного смысла, то лично мне он кажется в том, что во всём обычном есть всегда что-то мифическое и величественное, надо просто это увидеть.
Молох.
При анализе этого произведения Куприна, нужно учитывать исторические особенности и состояние общества того времени.
Напомню, что в основу повести, которая была написана в 1896 году, положены личные впечатления писателя от посещения Юзовского металлургического завода.
Главная тема и главная мысль этого произведения, это показ обобщённой характеристики русского капитализма, основанного на насилии над личностью.
Главные герои:
- Андрей Ильич Бобров — молодой инженер, интеллигентный и мягкий человек с обостренной душевной чуткостью, поражённый тем, что «двое уток работы пожирают целого человека».
- Квашнин — владелец завода, эксплуататор, для которого люди существуют, только как средство наживы.
Поэтическая повесть «Олеся» Куприна, воссоздающая картины природы Полесья и самобытные нравы его жителей, написана в 1898 году.
Тема произведения – история трагической любви приезжего дворянина Ивана Тимофеевича и обитательницы Полесья юной Олеси.
Главные герои.
- Иван Тимофеевич. Городской интеллигент приехал в глухую полесскую деревушку. Многое поражает здесь его воображение – уникальная природа этого заповедного края и местные обитатели, верящие одновременно как в бога, так и в нечистую силу и прочих потусторонних персонажей.
Услышав о местных ведьмах, живущих на болоте, он заинтересовался ими и ожидания его вполне оправдались. Он познакомился с удивительной девушкой, которая поразила его непохожестью своего мироощущения и внутренней свободой. Со временем взаимный познавательный интерес превратился в обоюдное глубокое искреннее чувство.
Когда пришла пора возвращаться в город, Иван Тимофеевич предложил Олесе пожениться и ехать вместе с ним, но на самом деле смутно представляя себе такое будущее.
Он малодушно прикрылся несостоятельным вариантом, так как не способен принимать серьезные решения, привык плыть по течению и зависим от предрассудков и внешних обстоятельств.
- Олеся. Молодая девушка, выросшая в глубине Полесья, воспитанная бабкой – колдуньей, она ощущает себя частью окружающей природы. Она самодостаточна, ответственна, рассудительна. Встретив Ивана Тимофеевича, она почувствовала его искренний к себе интерес, тактичность и порядочность, настоящую любовь к природе. А также своим женским чутьем догадалась о его неспособности на длительные чувства и ответственные решения. Она была благодарна за то счастье, которое он смог ей дать и не упрекала за несделанные шаги, на которые он не способен. Олеся сама идет на уступки и жертвы, поступается своими убеждениями и интересами. Она принимает нелегкое решение об их будущем, так как осознает несовместимость их жизненных ценностей и всю глубину социальных различий.
Главная мысль.
В повести анализируется и противопоставляется влияние двух факторов – природы и цивилизации в их воздействии на человеческую сущность. Технический прогресс востребует и развивает одни стороны человеческой личности и незаметно ослабляет другие.
Рассказ обрел жизнь в 1907 году. Куприн с пристрастием относился к лошадям за счет чего даже получил прозвище «Конная площадь». Рассказ «Изумруд» он как раз и посвятил трогательной судьбе известного в то время бегового рысака.
Когда читаем название рассказа «Изумруд», будучи еще незнакомым с его содержанием, мы предполагаем, что речь пойдет о чем-то весомом и ценном. Но догадаться о том, что это кличка лошади не получится, пока не начнется таинство чтения. Наши ожидания отнюдь не разбиваются вдребезги, когда понимаем, что речь не о безделушке или украшении, а о резвом скакуне, поскольку такой конь сам по себе является самой настоящей драгоценностью.
Близкий к злободневности сюжет дает право отнести этот рассказ к реалистическому направлению в литературе. Оригинально видеть у Куприна, как всю происходившую историю, уложившуюся в шести главах, мы просматриваем глазами коня. Так Изумруд нас и знакомит со своим местом проживания, «соседями», хозяевами, детством. Картины, которые запомнил рысак впечатляют своей живописностью. Писатель рассказывает о том, как Изумруд выполняет свою рутинную работу, чутко взаимодействует с окружающими людьми. Этот авторский прием заставляет еще больше восхищаться и сопереживать истории героя. Диалоги практически отсутствуют, что дает лучше понять многогранный эмоциональный аллюр Изумруда.
Апогеем рассказа становится победоносный забег рысака, а после темп рассказа заметно утихает, предвещая скорую развязку — смерть Изумруда. Она описывается, словно, сквозь запотевшее окно, когда вроде бы и видно, что за ним происходит, но мелкие детали ускользают из виду. Такое описание говорит о том, что Изумруд не постиг подлости произошедшего. Ужасная гибель переворачивает сознание. На фоне его смерти до боли в сердце трудно читать о воспоминаниях, родом из детства, когда он был еще жеребенком. В них упоминается обо всем, что делало Изумруда счастливым и беспечным: свежем воздухе, близости матери и знакомых ему людей.
На примере этого рассказа прекрасно видно, как человеческая алчность может погубить жизнь существа, которое во сто крат лучше, благороднее, вернее и преданнее самого человека. Жадность человека сгубила Изумруда — воплощение дивной красоты, силы и выносливости, который так же, как и человек хотел наслаждаться жизнью и ее дарами. Изумруд чутко относился к людям и порой даже понимал их лучше, чем они сами. Куприн уверен, что люди, которые почему-то перестали быть ответственными перед всем живым, что есть на планете, уверовали в свою самодостаточность и не способны более видеть красоту мира, сами себя же обрекают на жизнь в бездушном и затхлом мире.
Основополагающая мысль рассказа — отношение большого брата (человека) к братьям меньшим. Автор прекрасно понимает, что ситуация с Изумрудом лишь одна из многих. Равнодушие к тому, что в какой-то момент уже не приносит былой выгоды, словно коррозия на металле — медленно, но верно разлагает личность. И это становится каким-то негласным законом. Люди теряют присущую им человечность, распадаются как личность. В таком случае равняться хочется на интуитивную и эмоционально открытую лошадь, чем на уязвимую и падкую на наживу лохматую и испорченную душу, что некогда гордо называлась человеком.
Другая проблематика произведения — вступление в силу буржуазных порядков. Главные постулаты этой системы — извлечение выгоды и борьба за финансовое благополучие. Эта борьба губила на корню все бескорыстные и благодатные человеческие начала. И убийство великолепного Изумруда — символ крушения морального облика общества.
Бескорыстная преданность — вот что могут дать животные в отличие от человека, которому следовало бы заботиться о них. У животных есть своя жизнь, которая принадлежит им так же, как наша принадлежит нам. Животные — это ценность, их жизнь также наполнена смыслом и человек, как более могущественное существо, не в праве отбирать ее. Захлестывает чувство огромного сожаления от того, как печально заканчивается жизнь благородного рысака .
Во всех случаях, когда на тебя делают большие ставки, велик риск закончить свою судьбу в унисон с Изумрудом, ибо повелось так, что довольно часто материальный маяк светит намного ярче, чем нравственный.
Жанр: рассказ о животных
Главные герои рассказа «Изумруд» и их характеристика
- Изумруд. Жеребец американской породы. Серый.
План пересказа рассказа «Изумруд»
- Пробуждение в конюшне
- Четыре конюха
- Сон
- Холодное утро
- Растирания
- На ипподроме
- Англичанин
- Первый забег
- Перерыв
- Второй забег
- Победа
- Обман
- Чужая конюшня
- Отравитель
Кратчайшее содержание рассказа «Изумруд» для читательского дневника в 6 предложений
- Четырехлетний Изумруд был одним из самых сильных в конюшне.
- Утром его вывели, обмыли и подготовили к бегам.
- Изумруд легко прошел первый заезд, и его отвели передохнуть.
- Изумруд обогнал могучего вороного рысака, но его обвинили в обмане.
- Изумруда перестали брать на бега, а потом продали и отправили в незнакомую конюшню.
- Хозяин конюшни подсыпал ему отравленного овса и Изумруд умер.
Главная мысль рассказа «Изумруд»
За грехи людей отвечать приходится животным.
Чему учит рассказ «Изумруд»
Рассказ учит любить животных и особенно лошадей. Учит заботиться о своих домашних питомцах. Учит никогда не обманывать и не пытаться победить нечестным путем. Учит отвечать за свои ошибки и обманы. Учит жалости и состраданию.
Отзыв на рассказ «Изумруд»
Мне понравился этот рассказ, несмотря на его очень тяжелую концовку. Видно, что сам автор очень любил лошадей, и ему было больно писать о смерти Изумруда. Но он написал правду, такой, какой ее видел. И эта правда заставляет людей задуматься о своем отношении к животным, и может быть стать немного добрее.
Пословицы к рассказу «Изумруд»
Обманом не разбогатеешь, а обеднеешь.
Где обман, там правды нет.
Били Фому за Еремину вину.
У хорошего хозяина нет плохой лошади.
На лошадь не плеть покупают, а овес.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Изумруд»
I.
Четырехлетний жеребец Изумруд проснулся ночью. Где-то рядом храпел конюх Василий, а напротив, сверкала глазами молодая кобыла Щеголиха. Изумруд заржал и рядом недовольно фыркнул Онегин, бурый жеребец. Жеребцы некоторое время обнюхивали друг друга, и все больше злились. Вот они закричали и забили копытами.
На лошадей закричал проснувшийся Василий, и жеребцы притихли. С тех пор как в конюшню поставили Щеголиху, они стали часто ссориться.
Изумруд пожевал сено и вспомнил конюха Назара, старого и ласкового, которого он любил больше всех. Один кусок сена отличался по вкусу, и Изумруд дожевав его, задремал.
II.
Перед рассветом Изумруд увидел во сне себя молодым, семимесячным. Он носился по лугу в траве, а рядом паслась его мать.
В конюшне стало светло. Василий раскрыл двери и выпустил козла. Появились остальные конюхи и стали задавать лошадям овес.
III.
Едва Изумруд доел, как его вывели во двор, на белую от инея землю. Назар вылил на жеребца ведро воды и стал растирать его.
Был день бегов и конюхи торопились.
Изумруда вытерли насухо, потом стали запрягать. Появился наездник-англичанин, который внимательно проследил за этим процессом и проверил подпруги.
Изумруда вывели на ипподром и он увидел знакомого белого жеребца, всегда скакавшего с ним рядом.
IV.
Наездник сел и Изумруда вывели на дорожку. Он побежал уверенно и ровно. Наездник позволил ему ускориться и Изумруд был ему благодарен.
В перерыве между бегами Изумруд углядел красивую кобылу и хотел познакомиться. но наездник поторопил его. Изумруд побежал как обычно быстро, но вдруг его обошел рыжий жеребец. Изумруд заволновался и хотел прибавить, но наездник удержал его. И вскоре торопливого рыжего жеребца вывели с поля, всего взмыленного и изможденного.
V.
Изумруд пропустил несколько заездов, но потом англичанин снова сел на него. Наездник управлял Изумрудом уверенно и спокойно. Он пока сдерживал жеребца, не давая ему бежать в полную силу, но Изумруд знал, что скоро он его отпустит.
Его соперник — могучий вороной жеребец, проходит призовой столб одновременно с Изумрудом, но с другой стороны диаметра арены. Наездник все еще удерживает Изумруда, но постепенно тот начинает настигать вороного. Вскоре Изумруд оказывается чуть впереди и наездник отпускает его. Изумруд летит и ему становится жарко. Крики с трибуны отвлекают его, но наездник держит его. И Изумруд разрывает контрольную нить, даже не заметив ее. Вороной отстает на семь секунд.
Изумруда отводят к трибунам и он видит, как шумят возмущенные люди. Они теребят ему шерсть, и кричат про фальшивого рысака, требуя вернуть деньги.
Изумруд не понимает этого, ведь он бежал хорошо. А англичанин пылает гневом и что-то кричит.
VI.
Изумруда отвели в конюшню и потекли скучные дни. Его больше не водили на бега. Какие-то люди осматривали его, а потом его погрузили в вагон и увезли в незнакомую конюшню.
Там он снова томился от бездействия, а люди продолжали приходить и осматривать его.
Главным на конюшне был вечно заспанный человек, которого Изумруд инстинктивно боялся.
Однажды этот человек крадучись вошел в конюшню и засыпал Изумруду овса. Изумруд удивился, но сжевал сладкий овес.
Вскоре у него начались рези в животе, быстро ставшие нестерпимыми. Глаза уже ничего не видели и Изумруд упал в какую-то холодную яму, в последний миг видя перед собой англичанина и Онегина.