Все
Аквапарки
Арки и ворота
Аттракционы
Башни
Библиотеки
Водопады
Вокзалы
Вулканы
Выставки
Галереи
Горнолыжные Курорты
Городские парки
Горы
Дворцы
Дельфинарии
Деревни
Долины
Дома
Железные дороги
Заливы и лагуны
Замки и крепости
Заповедники
Зоопарки
Исторические сооружения
Источники
Каналы
Каньоны
Кладбища и склепы
Курорты
Ледники
Леса
Лечение и SPA
Мавзолеи
Магазины
Метро
Мечети
Монастыри
Моря
Мосты
Музеи
Мысы
Набережные
Национальные парки
Небоскребы
Области
Обсерватории
Озера
Океанариумы
Острова
Памятники и мемориалы
Парки развлечений
Пещеры
Плотины
Площади
Пустыни
Районы и кварталы
Реки
Рынки и ярмарки
Сады
Скалы
Смотровые площадки
Соборы
Современная архитектура
Солончаки
Стадионы
Статуи
Театры
Торговые центры
Улицы
Университеты
Усадьбы
Фонтаны
Храмы
Цирки
Спасское-Лутовиново
Спасское-Лутовиново — усадьба матери И. С. Тургенева, расположенная в Мценском районе Орловской…
Дом Пашкова
Дом Пашкова — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее…
Москва
Музей Булгакова в Москве
Музей Булгакова в Москве – первый в России культурно-просветительский музейный комплекс,…
Москва
Домик Петра I
Домик Петра I — уникальный дом на Петровской набережной, ставший первым жилым сооружением…
Санкт-Петербург
Пехра-Яковлевское
Пехра-Яковлевское – усадьба, расположенная в подмосковной Балашихе, на левом берегу реки Пехорки….
Музей Есенина в Москве
Музей Есенина в Москве открыт в доме купца Крылова, где в течение нескольких лет поэт проживал в…
Москва
Музей-усадьба Остафьево
Музей-усадьба Остафьево находится в Подольском районе Московской области. Князь Андрей Иванович…
Москва
Дом-музей И. И. Левитана
Дом-музей И. И. Левитана находится в городе Плёсе, в Ивановской области. Музей, посвященный…
Плес
Музей-дача Пушкина
Уникальность музея-дачи в том, что время и судьба чудом сохранила до наших дней подлинный…
Пушкин
Музей Достоевского в Санкт-Петербурге
Мемориальный музей Достоевского был открыт в 1971 г., к 150-летию со дня его рождения…
Санкт-Петербург
Дача Шаляпина
Дача Шаляпина – литературно-музыкальный музей в Кисловодске, хранящий память о пребывании всемирно…
Кисловодск
Музей Набокова
Музей Набокова — дом писателя в Санкт-Петербурге, где он родился и провел детские годы.
Санкт-Петербург
Туалет на Газетном
Туалет на Газетном — самый известный общественный туалет в Ростове-на-Дону. Уборная расположена в…
Ростов-на-Дону
Музей-усадьба Державина
Музей-усадьба Державина была открыт в 2003 г., к 300-летию Петербурга, в восстановленном особняке,…
Санкт-Петербург
Музей-квартира Римского-Корсакова
Музей-квартира Римского-Корсакова — мемориальный музей, посвященный биографии и творческому пути…
Санкт-Петербург
Музей-квартира Блока
Музей-квартира Блока — мемориальный музей поэта, расположенный в историческом центре…
Санкт-Петербург
Музей Зощенко
Музей Зощенко уникален по двум причинам. Во-первых, это самый маленький музей-квартира в…
Санкт-Петербург
Дом-музей Чапаева
Дом-музей Чапаева – одна из главных достопримечательностей города Балаково в Саратовской области….
Балаково
Россия – страна прекрасной и диковинной архитектуры. В разных городах можно найти необычные здания, олицетворяющие собой старину или, наоборот, современность.
Сегодня мы решили сделать подборку о 10 самых известных зданиях России, стараясь выбрать действительно лучшие. Здесь и памятник древнерусской архитектуры, и позднее барокко, и много чего еще.
Список
- 10. Велл Хаус на Ленинском (Москва)
- 9. Смольный институт благородных девиц (Санкт-Петербург)
- 8. Башня «Россия» (Москва)
- 7. Императорская Академия художеств (Санкт-Петербург)
- 6. Золотые ворота (Владимир)
- 5. Меркурий Офис Тауэр (Москва)
- 4. Большой (Екатерининский) дворец (Пушкин)
- 3. Московский государственный университет (Москва)
- 2. Телебашня «Останкино» (Москва)
- 1. Спасская башня (Москва)
Well House на Ленинском – это многофункциональный жилой комплекс в Москве, построенный в 2010 году. Первоначально ЖК назывался «Вертикаль» и при его проектировании застройщик постарался учесть все нюансы.
Здание нельзя назвать достопримечательностью в прямом смысле слова, но оно все же поражает воображение: высота 162 метра, 665 квартир площадью до 200 квадратных метров, потолки высотой 3 метра, наличие свободной планировки, пентхаусы на верхних этажах (площадью более 250 кв.м.) и много чего еще.
На «Велл Хаус» приятно смотреть со стороны, а жить в нем – мечта многих москвичей.
9. Смольный институт благородных девиц (Санкт-Петербург)
До того момента, как в 1764 году в Санкт-Петербурге было открыто Императорское воспитательное общество благородных девиц (прежнее название), в России не существовало женского образования в принципе.
В дальнейшем Смольный институт благородных девиц стал первым высшим учебным заведением в Европе, в котором могли учиться девушки. Благодарить за это стоит общественного деятеля Ивана Бецкого, выступившего с инициативой, а также Екатерину II, издавшую соответствующий указ.
Императрица была поклонницей прогрессивных европейских идей, поэтому решила, что в общество будут брать шестилетних детей и обучать их 12 лет.
Устав института гласил, что родители, отдавая ребенка, писали расписку о том, что ни при каких обстоятельствах не потребуют отпрыска назад раньше срока.
Екатерина надеялась таким образом «вывести новую породу людей», так как домой возвращались образованные, воспитанные и облагороженные девушки, которые должны были менять ситуацию своим примером.
8. Башня «Россия» (Москва)
Проект башни «Россия» был разработан в 2006 году британским архитектором Норманом Фостером и задумка была шикарной: самое высокое здание не только в нашей стране, но и в Европе – 612 метров.
На 118 этажах должны были расположиться офисы и жилые апартаменты, а сама башня стала бы украшением «Москва-Сити».
К сожалению, из-за проблем с инвесторами и последовавшим финансовым кризисом строительство было отменено, едва успев начаться.
Сейчас это тот редкий случай, когда существующее только на бумаге здание является одним из самых известных и обсуждаемых в России.
Интересный факт: впервые идея постройки знаменитой башни была озвучена в 1994 году, а сам Фостер изначально хотел строить ее высотой 1 000 метров, но вариант отклонил Юрий Лужков, бывший в то время мэром столицы.
7. Императорская Академия художеств (Санкт-Петербург)
Ее основал фаворит императрицы Екатерины I Иван Шувалов в 1757 году, создав таким образом крупнейший в Российской империи вуз в области изобразительного искусства.
В таком виде Императорская Академия художеств просуществовала до Октябрьской революции, когда была упразднена и преобразована. В дальнейшем она неоднократно меняла название, пока в 1990-м не превратилась в Санкт-Петербургский государственный академический институт имени Репина.
Интересный факт: журнал «Нива» в 1870 году опубликовал материал, в котором говорилось, что первый ректор Академии Александр Кокоринов повесился на чердаке, хотя официально он считался умершим от водянки. Эта статья породила легенду о том, что самым непутевым студентам может явиться призрак Кокоринова и пожурить за плохую успеваемость.
6. Золотые ворота (Владимир)
Золотые ворота во Владимире – памятник древнерусской архитектуры и настоящая гордость жителей города.
Они были построены по приказу князя Андрея Боголюбского в 1164 году и служили одновременно триумфальной аркой и защитным сооружением.
В те годы город имел 7 ворот: Иринины (другое название – Оринины), Торговые, Медные, Серебряные, Волжские, Ивановские и Золотые. Все, кроме последних, были разрушены или демонтированы и до наших дней не сохранились.
5. Меркурий Офис Тауэр (Москва)
Башня «Меркурий» входит в состав делового центра «Москва-Сити» и является многофункциональным комплексом.
Строительство было начато в 2005 году, а в эксплуатацию небоскреб ввели в 2013-м. Высота вместе с антенной – 340 метров, а это 75 наземных этажей, 5 подземных и огромный паркинг.
На высоте 67-68 этажа установлен большой медиафасад из 2 млн светодиодов, что делает его самым высоким в Европе.
Это здание стало первым экологичным в столице: 75% офисов в дневное время освещаются дневным светом, а дождевая вода собирается для дальнейшего использования.
Чтобы сделать башню максимально устойчивой, в ней установили два независимых железобетонных каркаса, поэтому «Меркурию» не страшны даже землетрясения в 6 баллов.
4. Большой (Екатерининский) дворец (Пушкин)
Здание Большого (Екатерининского) дворца было заложено в 1717 году в Царском Селе (сейчас это город Пушкин) по указу Екатерины I, после которой в нем проживали еще две императрицы: Елизавета Петровна и Екатерина II (дворец был их летней резиденцией).
В течение всего XVIII века дворец неоднократно перестраивался в соответствии с пожеланиями обитателей, а современный его вариант представляет собой стиль позднего барокко.
В 1944 году здание было практически полностью разрушено бомбардировками, но уже в 1947-м приступили к реставрации.
3. Московский государственный университет (Москва)
Здание МГУ было заложено в 1755 году, хотя в дальнейшем много раз было реконструировано.
Главный корпус вместе со шпилем имеет высоту 240 метров, а венчающая его звезда весит 12 тонн.
«Гигантомания» на этом не заканчивается: в 1997 году в Москву с концертом приехал французский музыкант Жан Мишель Жарр, выступление которого состоялось на площади перед университетом. Тогда-то все и узнали две вещи: что главная площадь МГУ может вместить 5 млн человек и что Жарр очень популярен в России.
2. Телебашня «Останкино» (Москва)
Телебашня, расположенная рядом с одноименным телецентром – самое высокое сооружение не только в России, но и в Европе (входит в топ-15 мирового рейтинга).
Телебашню «Останкино» строили с 1960 по 1967 год, что для советской архитектуры 60-х более чем приемлемый результат, учитывая высоту 540 метров, что эквивалентно 120 этажам.
На башню можно не только смотреть со стороны, но также подняться на нее и даже пообедать: на высоте 330 метров расположился ресторан «Седьмое небо».
1. Спасская башня (Москва)
Проездная башня Кремля в Москве, известная также как «Иерусалимские ворота» была построена в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Солари (через 150 лет англичанин Христофор Галовей надстроил готический верх).
Раньше это место считалось святым: в ворота нельзя было въехать верхом на лошади, а мужчины всегда снимали шляпу перед тем, как сделать первый шаг.
Сейчас это один из главных символов Российской Федерации, посмотреть на который приходят все гости столицы.
Если башню «Меркурий» или «Останкино» можно проигнорировать, то не побывать возле Спасской башни – это все равно что не побывать в Москве.
Государство называют страной диковинной и необычной архитектуры. Во всех городах России можно встретить знаменитые здания, построенные в разное время. Сегодня эти сооружения олицетворяют прошлое и настоящее могучей державы.
Самые известные здания в Москве и Санкт-Петербурге
Город Москва – мегаполис с десятками тысяч старинных памятников и архитектурных ансамблей.
Самыми известными считают следующие:
- Московский Кремль: комплекс в центре столицы. Раскинулся на левом побережье реки Москва. Занимает площадь 27,5 га. Дата основания – X в. Первые стены крепости соорудили в 1156 г. С конца 1264 г. Кремль был резиденцией представителей удельных княжеств. В 1368 г. по приказу Д. Донского деревянные постройки Кремля заменили каменными стенами и башнями. Позже на территориях крепости возвели храмы и соборы. С 1806 г. Александр I принял решение о создании на территории Кремля Оружейной палаты. Сегодня комплекс объединяет 3 собора, 2 палаты, церковь Ризоположения, Алмазный фонд.
- Большой театр: расположен на площади Театральной, в центральной части Москвы. Открылся в 1825 г. Автор проекта – архитектор О. Бове. После пожара в 1852 г. здание реставрировали под руководством главного архитектора императорских театров А. Кавоса. Осенью 1913 г. театр приобрел первый орган, который не сохранился. В 2012 г. был установлен новый орган. После революции 1917 г. театр стал Академическим. За время существования на сцене большого театра дано около 840 оперных и балетных постановок.
- Собор Василия Блаженного (Покровский собор): главный православный храм России. Возвышается на Красной площади. Строился с 1555 по 1561 гг., объединяет 11 приделов. Главный храм сооружен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Вокруг него расположены остальные церкви. Собор назвали по имени юродивого, блаженного Василия, собиравшего деньги на постройку здания.
Одно из самых знаменитых зданий в России — Собор Василия Блаженного - Третьяковская галерея: находится по адресу — пер Лаврушинский, дом 10. Основана в 1856 г. меценатом, промышленником П. Третьяковым. Сначала коллекция состояла из портретов писателей. Затем добавились полотна с историческими сюжетами. Когда картин скопилось много, Третьяков принял решение о строительстве отдельного здания. Двухэтажный особняк возвели в 1874 г. по проекту архитектора Каминского. Затем к основному помещению пристроили дополнительные здания. Когда Третьяков умер, все галереи объединили. Этим занимался В. М. Васнецов, русский художник и общественный деятель.
- Государственный исторический музей: открыт на Красной площади в здании, построенном в 1875 — 1883 гг. при содействии архитектора В. Шервуда.
Экспозиции музея были оформлены с учетом исторических эпох. Сегодня каждый зал здания посвящен значимому историческому событию.
Благодаря раскопкам археологов, коллекции музея пополняются постоянно.
Санкт-Петербург является городом, сумевшим собрать и сохранить в себе бесчисленное количество важных культурных и исторических зданий:
- Эрмитаж: находится на Дворцовой площади. Образован в 1764 г. из коллекции картин, принадлежавших Екатерине II. Комплекс занимает 6 зданий, стоящих на берегах Невы. В них оформлено 365 выставочных залов. Сегодня общее количество экспонатов – около 3000000.
- Исаакиевский собор: главный православный храм северной столицы. Возвышается на Исаакиевской площади. Построен в 1710 г. в виде небольшой деревянной церкви в честь святого из Византии — Исаакия. В настоящее время представляет монументальное купольное здание с гранитным цоколем и мраморными стенами. Впечатляют масштабы собора: высота 101,5 м и вместимость – до 12000 прихожан.
- Петропавловская крепость: находится на острове Заячьем. Фундамент заложен в мае 1703 г. Возведением руководили Петр I с инженером Ламбером из Франции. Крепость построили для защиты территорий, отвоеванных у шведов в ходе сражений Северной войны. Форма укреплений идентична контурам острова. До конца XX в. здесь находилась городская тюрьма. В наши дни это исторический памятник, который посещают тысячи горожан и гостей Санкт – Петербурга.
- Кунсткамера: посетить можно по адресу Университетская набережная, дом 3. Музей основал великий Петр I в 1714 г. С немецкого языка слово кунсткамера переводится как «кабинет редких вещей». Изначально в музее собирали различные раритеты и артефакты, созданные человеком и природой. Сегодня в кунсткамере находится около 1100000 экспонатов, рассказывающих о культуре, быте, развитии человечества всех стран мира.
- Храм Христова Воскресения (однопрестольный): памятник монументального искусства XIX в. Находится на берегу канала Грибоедова. Возведен на месте величайшей трагедии, где в марте 1881 г. было совершено покушение на Александра II.
Смерть императора послужила появлению второго названия собора – Спас-на-Крови. Средства на строительство святыни собирали всей Россией.
Знаменитые здания в России
Знаменитые здания талантливых мастеров и зодчих возведены во многих городах России.
Они олицетворяют былые эпохи и современное время:
Музей разделен на географические зоны, из которых завезли дома. Это Вепсы, Карелия, Пудожье, Петрозаводск и другие.
Самые главные достопримечательности России
Знаменитые здания в России вызывают интерес у миллионов путешественников и туристов.
Они приезжают с целью посетить памятные места и осмотреть достопримечательности нашей страны:
- Красная площадь – сердце столицы и России. Самое посещаемое место в Москве. Здесь расположены Спасская башня, храм Василия Блаженного, московский Универсам, памятник К. Минину и Д. Пожарскому, Лобное место. Рядом со стенами Кремля – захоронения выдающихся исторических и политических деятелей.
- Петергоф – строился как летняя резиденция Петра I с 1712 г. Название комплекса пришло из нидерландского языка, и означает «двор Петра». До настоящего времени сохранились чертежи и пометки, сделанные государем в период стройки. Место наполнено великолепными дворцами, историческими сооружениями и памятниками.
- Казанский кремль – украшение и гордость республики Татарстан. Комплекс находится в старой части города. Появился в X-XII вв., включает ряд архитектурных, археологических и исторических памятников: храмы, здания, башни, соборы.
- Спасо-Преображенский мужской православный монастырь – сохранился на острове Соловецком, Архангельской области. Строился с 1420 г. в течение 10 лет под присмотром священнослужителя Филиппа. В годы советской власти в монастыре был лагерь для заключенных. Позднее его реорганизовали в исторический музей-заповедник. С 1990 г монастырь вновь действует по назначению.
- Золотое кольцо России – всемирно известный краеведческий маршрут для туристов. Существует 55 лет. Проходит по 8-ми старейшим городам страны. Знакомит экскурсантов с древнерусским зодчеством, белокаменными церквями, знаменитыми музеями, шатровыми постройками.
- Ласточкино гнездо – миниатюрный замок в Ялте, зависший на краю скалы. Расположен на 40 м выше уровня моря. Построен в конце 1912 г. по указанию барона из Германии.
Долгий период место служило декорацией для снятия кинофильмов. Затем в замке открыли ресторан. В настоящее время в нем размещен музей.
Самые интересные здания
Привлекательные здания с интересным видом появляются в городах России постоянно:
№п/п | здание | где находится | краткое описание здания |
1 | Технопарк | Татарстан | Круглая форма, зеркальные фасады, карнизы украшены консолями. |
2 | Куликово поле | Тульская обл. | Кровлю музея заменяет холм, засаженный травой. |
3 | Архитектуриум | Подмосковье | Фасад здания выполнен в виде гимнастической ленты. |
4 | Культурный центр | г Первоуральск | Восемь этажей образуют цилиндр, установленный на сферическую платформу. |
5 | Школа | г Пушкино, Московская обл | Стеклянные галереи на этажах, нет ровных коридоров, все помещения необычных форм. |
6 | Краснодар — детская футбольная школа | г Краснодар | Фасады строений облицованы медными панелями, выкрашены в цвета эмблемы спортивного клуба. |
Необычные архитектурные сооружения
Знаменитые здания в России включают постройки самых удивительных, невероятных форм и назначений:
- Плоский дом в Нижнем Новгороде: обычное здание со стороны фасада. Но если взглянуть на него сбоку, возникает оптический обман. Кажется, что дом не имеет объема и ширина его – меньше метра. Конструкция здания построена с применением оптической иллюзии в архитектуре. Плоские дома есть в Санкт-Петербурге, Одессе, Москве.
- Фабричная кухня в Самаре: памятник эпохи СССР в виде серпа и молота. Здание появилось в 1932 г. на оборонном предприятии. Символизировало единение, дружбу крестьян и рабочих. Предполагалось, что работники предприятия будут проводить в кухне-фабрике выходные дни.
- Торговый центр «Штрих-код» в Санкт-Петербурге: фасад дома напоминает товарный штрих-код. Поверхность стен выполнена из редкой, дорогой смальты – цветной мозаики. Окна сделаны в виде витражей.
- Гостиница в форме тарелки на склоне горы Домбай: построена в 1979 г. для горнолыжников. Конструкция напоминает космическую тарелку. Внутренние помещения стилизованы под фантастический облик летательных кораблей.
- Дом-кольцо в Свердловской области: частный дом архитектора Хисматуллина. В круглом здании размещены баня, гостиная, спальни, столовая. Верхний этаж построен как единое помещение, с панорамными стеклами вместо оконных проемов.
- Фура-магазин для автолюбителей в Костроме: строение в виде огромного грузовика. Высоты здания – 13 м, ширина – 20 м. Вход в магазин стилизован под колеса.
- Театр Глобус в Новосибирске: построен в 1975 г. Архитекторы изменили традиционный проект, придав внешнему виду дома круглую форму. Театр напоминает стадион под крышей.
- Сельский магазин в селе Звизжи, Калужской области: местный архитектор Н. Полисский восстановил старое здание магазина. Ветхую конструкцию укрепили стальными стержнями. На них нанизали деревянные брусья, которые не закрепили, оставили подвижными. После ремонта деревянный магазин выглядит как древний храм неведомой цивилизации.
- Перевернутый дом в поселке Кабардинка, Краснодарского края: загородный двухэтажный особняк с интерьером, опрокинутым вверх тормашками. Диваны, столы, кресла, ковры, стулья – расположены на потолке. И только лестница находится в положенном, «правильном» месте.
- Дом-яйцо в Москве: оригинальная форма особняка привлекает массы туристов. Авторы необычного проекта – О. Дубровский и С. Ткаченко.
Удивляет то, что дом является жилым. В нем имеются кухня, гостиная, спальня, душ, подсобные помещения.
Самые креативные и нестандартные
Знаменитые здания в России представлены уникальными, креативными домами, расположенными во всех уголках страны:
- Дом с куполом в Новосибирске – творческий житель И. Дыркин придумал проект дома, в котором тепло и уютно в сибирские морозы. Вдохновившись макетами дирижаблей, умелец построил купольный деревянный дом, ставший достопримечательностью города. Обтекаемая форма здания не позволяет сильным и холодным ветрам проникать вовнутрь.
- Дома-подковы в Красноярске, микрорайоне Солнечном – имеют вид подков. Защищают жильцов от ненастной погоды. Известны как самые многонаселенные высотки края.
- Здание-корабль в Иванове – построено в романтическом архитектурном стиле. В дождливую погоду дом похож на корабль из «Алых парусов». Стеклянные витрины первого этажа создают иллюзию плывущего судна. Коробка этажей напоминает корму, а многочисленные балконы кажутся палубой.
- Разорванное здание в Москве – было обычным домом. В результате бомбежек 1941 г. в середине строения появилась огромная пустота. После войны решили не ремонтировать разрыв и отреставрировали две целые части дома.
- Здание-рюмка в Твери – 22-х этажная высотка города. Кажется хрупким и неустойчивым. За что и получило необыкновенное название.
- Здание музыкального театра в Ростове-на-Дону – названо Белый рояль, потому что похоже на открытый музыкальный инструмент. Здание внесено в реестр исторических памятников города. Театр считают самым большим музыкальным дворцом юга России.
- Комплекс в Новосибирском Академгородке – уникальные здания, состоящие из 2-х наклоненных башен. На последнем, 13 этаже, их соединяет галерея. Расположенные симметрично корпуса администрации примыкают к башням.
- Дом-корабль в селе Боровом, Кемеровской области – создал без проекта и чертежа местный умелец за 2 г. Примечательно, что картинку будущего ковчега он увидел во сне, и специального образования у строителя не было. Жилье напоминает легендарный парусник-призрак, вечно бороздящий моря.
- Дача-шар под Москвой – воплотила идею в жизнь врач О. Кочунева. Она долго искала чертеж загородного домика без черт урбанизации. Купол жилья обшит дранкой из лиственницы, что делает его похожим на ананас. Внутренние стены круглого жилища отделаны досками из сосны.
Знаменитые общественные здания
Знаменитые здания в России с архитектурой XX – XXI вв. поражают, удивляют и восхищают.
Фантазии архитекторов и дизайнеров России нет границ. И многие дома проектируются не только как жилые или торговые.
Они создаются как здания общественные:
- Калининградский Дом Советов: гигантское 28-ми этажное строение. Появилось на руинах Кенигсбергского дворца. Главный долгострой города прозвали Монстром, Закопанным роботом. В сумерках высотка напоминает светящуюся голову. На верхнем этаже здания оборудована смотровая площадка.
- Школа управления в Москве: необычный проект разработал признанный лидер архитектурного искусства Д. Аджайе. Комплекс зданий выглядит фантастически, каждое строение имеет индивидуальную форму. Некоторые части домов нависают над землей, остроугольные фасады раскрашены в яркие цвета и оформлены зеркальными стеклами. Аджайе создал город в миниатюре под крышей. В нем разместились медиацентр, кафетерий, конференц-зал, аудитории, спортивные площадки, административные и гостиничные корпуса.
- Музей и хранилище коньяка в г Черняховске, под Калининградом: принадлежит коньячному заводу Альянс. Состоит из 2-х объектов, горизонтального и вертикального. Горизонтальная деревянная бочка является хранилищем спиртного. Вертикальная, металлическая башня отдана под музей и зал для конференций.
- Экологический центр в г Белоярский, Ханты-Мансийского округа: вмещает музей, архив, административные кабинеты. Основу проекта здания составили чертежи чума и лодки, символизирующие охотничий и рыболовный промыслы.
- Сталеплавительный завод в Первоуральске: построен в 2010 г. Каждое отделение производственного комплекса раскрашено своим цветом – красным, черным, серым, оранжевым. Впечатляют фасад геометрической формы и размеры новых корпусов.
- Винодельня в Краснодарском крае: построена по проекту братьев Переслегиных и Г. Трофимова. Здание имеет лаконичные формы, не отягощенные декоративными элементами. Каждый цех сооружения посвящен производству отдельного сорта вина. На территории винодельни пышет сад, разбиты цветники.
Страна известна не только гостеприимством и щедростью души. В России много знаменитых зданий и архитектурных сооружений, привлекающих отечественных и иностранных туристов.
Российская Федерация прочно удерживает 16 место в рейтинге самых посещаемых государств мира.
Видео о знаменитых зданиях России
Видео-обзор о самых необычных зданиях России:
1. Башня Зенона
Где находится: <Херсонес (Севастополь)
Когда построено: II в. до н. э.
Настоящую древнегреческую башню можно увидеть прямо у нас, не выезжая ни в Грецию, ни даже в Турцию. Находится она на территории древнего Херсонеса в Севастополе. Давным-давно здесь была древнегреческая колония, окруженная со всех сторон высокими стенами. Стены почти не сохранились, а вот башня осталась.
До наших дней она дошла во многом благодаря византийскому императору Зенону, который в V веке дал деньги на ее восстановление — об этом написано на мраморной табличке, которую археологи обнаружили внутри. С тех пор башня носит его имя.
2. Джума-мечеть
Где находится: Дербент
Когда построено: 733 год
Это старейшая мечеть на территории России. Она построена всего через 100 лет после смерти Мухаммеда. Всего тогда было возведено в Дербенте восемь мечетей, и эта была самой большой и главной — для общего пятничного намаза.
На мечеть никто не покушался на протяжении многих веков, разве что в XIV столетии в Дербенте произошло землетрясение, и в здании пришлось делать ремонт. В советское время на нее покусились однажды — в 1938 году мечеть превратили в городскую тюрьму, но уже в 1943 вернули духовенству.
3. Храм Святого Иоанна Предтечи
Где находится: Керчь
Когда построено: VIII–X века
Храм этот — настоящий византийский, византийцами же построенный. Первый храм на этом месте был возведен в VI веке, а тот, что стоит сейчас, поставили на старом основании четыре века спустя.
Впрочем, некоторые историки говорят, что он был построен в VIII веке — в церкви обнаружили греческую надпись и архитектурную форму в виде амфоры, свойственную тем временам.
После захвата полуострова турками-османами в ней сделали мечеть — и это спасло ее от разрушения. В XIX веке к храму пристроили притворы и колокольню в неовизантийском стиле, но сделали это неплохо — они не режут глаз.
4. Аланские храмы
Где находится: Карачаево-Черкессия
Когда построено: X век
Тысячу лет назад на месте поселка Нижний Архыз располагалась столица Аланского государства — город Маас. Сейчас от него не сохранилось ничего, кроме нескольких камней и остатков стен. Зато христианские храмы — древнейшие на территории России — до сих пор стоят.
Храмов всего три. Северный, самый большой и величественный, был центром духовной жизни Алании. В 1940-х археологи обнаружили в нем погребение, в котором было больше ста золотых украшений. Средний храм, поменьше, был у аланов городским собором. В XIX веке в нем располагался мужской монастырь. Южный, самый маленький, когда-то был домовой церковью. Из всех аланских храмов он единственный действующий сегодня.
5. Собор Святой Софии
Где находится: Новгород
Когда построено: 1045–1050 годы
Главный православный храм Новгорода Великого построил Ярослав Мудрый. За основу зодчие взяли знаменитую Софию Константинопольскую — ту самую, которую турки сейчас вновь обратили в мечеть. Материалов и денег, правда, в Новгороде было меньше, чем в столице Византии, поэтому вместо мраморной отделки здесь использовали известняк, а мозаики заменили фресками.
Собор использовался не только для богослужений. В нем проводились разные церемонии и государственные акты — например, приемы иностранных делегаций. Здесь располагалась библиотека Новгорода, хранились образцы мер и весов.
Хотя часть фресок была уничтожена во время оккупации Новгорода фашистами, в соборе есть на что посмотреть. Одна из его главных ценностей — Алексиевский крест, воздвигнутый в 1380 году в память павших в Куликовской битве. Крест не так давно вернулся в собор из Испании, где оказался во время Второй мировой войны.
6. Церковь Покрова на Нерли
Где находится: Владимирская область, п. Боголюбово
Когда построено: 1165–1166 годы
Церковь из белого камня на реке Нерли приказал построить князь Андрей Боголюбский. Строили ее мастера из разных земель, даже из Германии, их прислал друг Андрея император Фридрих Барбаросса.
Церковь необыкновенно проста — у нее всего один купол. Однако пропорции найдены удивительно правильно, отчего стены кажутся выше, чем они есть на самом деле, а сама церковь — тоньше и воздушнее.
По легенде, хан Батый был настолько поражен красотой церкви, что приказал выставить около нее охрану.
7. Копорская крепость
Где находится: село Копорье, Ленинградская область
Когда построено: 1237 год
Старинная крепость находится на полпути между Петербургом и Нарвой. Ее основали рыцари Ливонского Ордена, но в 1240 году ее захватил Александр Невский.
Судьба крепости была непростой: ее разрушали и русские князья в междоусобных битвах, завоевывали шведы. Окончательно она стала русской только при Петре I. Зато передвинулась от границы и таким образом перестала быть важным оборонительным сооружением.
У местных в ходу легенда о том, что где-то в подвалах крепости лежит корона шведского короля Карла XII. Говорят, он находился в крепости, когда русские войска подошли к Копорью, и был так напуган, что бежал, позабыв регалии.
В 2001 году крепость стала музеем, а в 2021 году ее собираются серьезно реставрировать.
8. Выборгский замок
Где находится: г. Выборг, Ленинградская область
Когда построено: 1293 год
Главная выборгская достопримечательность — это замок, построенный еще крестоносцами в XIII веке. Возвели его шведы на небольшом острове в Финском заливе. Здесь сохранились крепостная стена, каменные башни, зубцы на стенах, а в центре замка — башня Святого Олафа, которая долгие годы была самым высоким донжоном в Скандинавии.
Новгородцы несколько раз нападали на Выборгский замок. Но потом пришел Петр I и выбил оттуда шведов. В XVIII веке Выборг, а следовательно, и замок, вошли в состав Российской Империи.
9. Грановитая палата
Где находится: Москва
Когда построено: 1487—1491 годы
Палату строили по указу Ивана III итальянские архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Задача была важной — возвести здание, в котором не стыдно будет и на царство венчаться, и торжественный обед провести, и пустить пыль в глаза послам других государств.
Итальянцы постарались на славу: крестовые своды, фрески с библейскими сюжетами, золото без счета — их творение потрясало всякого, кто имел счастье (или несчастье) сюда попасть.
Иван Грозный отмечал там взятие Казани, Петр I — победу над Швецией. Интересно, что, даже несмотря на смены государственного строя, палата сохранила свои функции и по сей день. Нынешний президент использует ее так же, как делали правители России 500 лет тому назад.
10. Владычная палата в Новгороде
Где находится: Новгород
Когда построено: 1433 год
Владычная палата — родная и старшая сестра Грановитой палаты. В ее строительстве тоже участвовали заграничные мастера, но не итальянские, как в Москве, а немецкие. От них здесь готика: стрельчатые окна и арки, звездчатые своды и высокие треугольные фронтоны, которые на научном языке называются вимпергами. Через восемь лет после строительства палату расписали фресками, которые сохранились до наших дней. В палате заседал суд и совет знати Новгородской республики, здесь же новгородцы заслушали указ Ивана III об их присоединении к русскому государству.
Внутри сейчас музей, под палатой — обширные подземные залы, тоже готические. А попасть во Владычную палату в Новгороде гораздо проще, чем в Грановитую в Москве.
Фото: Kirill Skorobogatko, Akimov Konstantin, Marina Zezelina, Alexander Sobol, Mukhorin Nikolay / Shutterstock.com
За последние 20 лет города России радикально изменились, хотя иногда и казалось, что это не так. У нас появились школы, офисы и парки мирового уровня. «Афиша Daily» выбрала 20 главных архитектурных объектов, построенных в России в XXI веке.
Мы попросили помочь нам архитекторов и архитектурных критиков — специалисты выставляли претендентам баллы от одного до десяти. В топ попали здания со средним баллом не ниже семи. Два объекта, не добравших баллов, редакция взяла на себя смелость все-таки включить в топ из‑за их большого влияния на современный облик Москвы и Петербурга — Москва-Сити и «Лахта-центр» соответственно.
Dominion Tower
Москва, 2015
© View Pictures/Getty Images
Единственное общественное здание первой женщины-лауреата Притцкеровской премии (главная архитектурная премия мира) Захи Хадид в России. По словам заместителя генерального директора Zaha Hadid Architects Патрика Шумахера, в основу проекта легли принципы русского авангарда: «Госпожа Хадид не раз была в Москве, она очень любила русскую культуру и архитектуру. Вдохновение основывалось на русском авангарде — это было начало динамизма, открытой архитектуры и новых веяний, которые потом были развиты в современной архитектуре».
Проект бизнес-центра вынашивали 10 лет: с 2005 года его обсуждали и вносили коррективы. В результате выразительность постройки пришлось смягчить: сдвиг этажей относительно друг друга сократили с 20 метров до 8. В 2008 году начали рыть котлован, но экономический кризис внес свои коррективы: основные работы начали только в 2012 году. При этом постройку удешевили, отказавшись от многих оригинальных решений. Например, вместо искусственного камня использовали сэндвич-панели.
Лучшая часть здания — атриум. Это по-настоящему выдающееся пространство, где внимательно подобраны и проработаны все детали: даже мебель здесь — по собственному дизайну Захи Хадид. Однако попасть сюда сейчас нельзя: от стеклянных дверей людей отгоняет суровый охранник.
© ИТАР-ТАСС/ Владимир Астапкович
Первый постсоветский наукоград, заявленный как «Российская Кремниевая долина». Среди лучших зданий Сколкова — Московская школа управления всемирно известного архитектора из Британии Дэвида Аджайе. Если смотреть сверху, она выглядит как картина Казимира Малевича «Супрематизм». Комплекс технологического университета Сколтех и окружающего его района спроектировало швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron — лауреаты Притцкера и авторы Пекинского национального стадиона. Здание представляет собой три кольца: одно большое и два поменьше внутри первого. Постройка частично приподнята на колоннах, так что из любой точки кампуса открывается вид на центральный двор.
Еще два корпуса — «Матрешку» и «Гиперкуб» — создал молодой российский архитектор Борис Бернаскони. Про «Гиперкуб» он говорил: «Автор фасада не я, а алгоритм. Это алгоритмическая архитектура, построенная на базе больших данных и на моделировании с помощью искусственного интеллекта. Именно искусственный интеллект определяет, на какой стороне здания должен быть медиафасад, это будет зависеть от того, с какой стороны больше потоков людей. И так со многими другими компонентами. Все эти решения завязаны на эффективности, а не на эстетических предпочтениях автора».
Долгожданный Дом культуры в здании в неорусском стиле, в котором в 1907 году запустилась центральная электрическая станция городского трамвая. В XX веке здание не берегли: к нему пристраивали новые корпуса и немилосердно уничтожали исторические фасады. Автор проекта реконструкции — лауреат Притцкера и создатель Центра Помпиду итальянец Ренцо Пьяно. Он превратил некогда заброшенную постройку в белый дворец с синими трубами на вершине и березовой рощей рядом. Главная часть пространства — неф (вытянутое помещение, часть интерьера, встречается в зданиях типа базилик) или пьяцца 100 метров в длину и 22 в высоту, в которую посетитель попадает в первую очередь. Благодаря огромным окнам и стеклянной кровле большую часть дня она залита естественным светом. Архитектор мастерской Renzo Piano Building Workshop Анна Прокудина рассказала «Афише Daily»: «Посетитель, оказавшись в здании, сразу станет участником активной жизни Дома культуры. Посмотрев наверх, он увидит этажи офисов, где кипит работа, — все прозрачно. Пройдя насквозь, попадет в главный неф, над которым находится центральная платформа — открытая площадка для проведения мероприятий. К ней спускается почти прозрачная трибуна для зрителей, а прямо напротив — еще две платформы, составляющие ансамбль парящих площадок нефа. Ориентироваться легко без карты, потому что вся организация пространства интуитивна и прозрачна, галереи и платформы соединены между собой мостиками. Можно посмотреть наверх, оглядеться вокруг и сразу понять, куда ты хочешь попасть, где что происходит».
Москва-Сити
Москва, 1996 — …
© Yongyuan Dai/Getty Images
История комплекса, который олицетворяет современную Москву, началась еще в 1991 году. Тогда архитектор Борис Тхор, автор высотных зданий на Новом Арбате, предложил властям города построить деловой район на месте промзоны рядом с Центральным выставочным комплексом «Экспоцентр». Небоскребы планировалось расположить вокруг зеленой общественной зоны.
Предложенная концепция предполагала свободу для архитекторов каждого из небоскребов. Инвесторы, выкупившие участки, стали увеличивать объемы и высоту зданий. В результате первоначальному плану соответствует только «Башня 2000» на набережной Тараса Шевченко. Вместо парка появился ТЦ «Афимолл-сити», вместо Нормана Фостера и Захи Хадид авторами проектов стали россияне Филипп Никандров, Сергей Чобан и Михаил Посохин. Так или иначе, сегодня Москва-Сити — это символ успеха и чуть ли не самый часто встречающийся фон для фото в соцсетях.
На данный момент здесь возведены 15 зданий, строительство «Империи II» заморожено на неопределенный срок, 62-этажную башню Moscow Tower планируют сдать в следующем году. Сейчас территорию активно благоустраивают: проезжая часть возле «Афимолла» стала пешеходной, создана удобная навигация по деловому центру и окрестностям, а в 2024 году здесь появится пурпурный мост из огромных зеркальных сфер.
«Лахта-центр»
Санкт-Петербург, 2012 — 2021
Самое смелое современное здание в Петербурге когда‑то наделало много шума. В 2004 году «Газпром» решил построить офис высотой 300 метров на Охтинском мысу — на месте крепости Ниеншанц на берегу Невы. Впервые проекты «Охта-центра» были представлены на конкурсной выставке спустя два года. Трое из четырех архитекторов (Норман Фостер, Кисё Курокава и Рафаэль Виньоли) вышли из состава жюри в знак протеста против появления небоскреба в непосредственной близости к историческому центру Петербурга. В открытом письме они заявили, что все необходимые площади можно было бы разместить в 12-этажном здании.
Проект все же выбрали — выиграло британское бюро RMJM, но место возведения поменяли. «Охта-центр» начали строить в 2012 году в Лахте на берегу Финского залива — и переименовали в «Лахта-центр». Высотность увеличили до 462 метров, но это, а также расположение у воды сыграли зданию на руку. Кроме башни, здесь также появилась невысокая вторая часть комплекса в форме бумеранга. Теперь «Газпром» заявляет о намерении построить рядом еще два небоскреба — 703 и 555-метровые авторства того же британского бюро.
© Inna Polekhina/Getty Images
Главный парк России авторства американского бюро Diller Scofidio + Renfro, они создали Хай-Лайн — нью-йоркский парк на высоте 10 метров над землей. «Зарядье» появилось у стен Кремля на месте заброшенного на десятилетие пустыря. Здесь воссозданы четыре ландшафтные зоны России: тундра, степь, лес и болото, для каждой из них организован искусственный микроклимат. Возведены сразу несколько крупных объектов: парящий мост, «Стеклянная кора», под которой расположился амфитеатр, филармония, концертный зал.
«Зарядье» стало победителем премии ArchDaily 2018 в категории Public Architecture. По этому поводу архитектурный критик Григорий Ревзин отметил, что это «высшее международное признание за историю постсоветской архитектуры». С открытия парка прошло уже пять лет, все работы закончены, растения разрослись — теперь можно с уверенностью сказать, что эксперимент удался, а место стало одним из любимых у москвичей.
© Павел Бедняков/РИА Новости
Бюро одного из главных современных архитекторов мира Нормана Фостера не раз пыталось строить здания в России, но все проекты отменялись на начальных этапах.
Пока Foster + Partners смогло построить только здание в Екатеринбурге. Это офис «Русской медной компании». Его начали возводить в 2012 году, а уже в 2020 году в здание заехали первые сотрудники фирмы. Облицовка выразительного медного цвета на самом деле создана не из меди — этот материал сильно перегревается и со временем зеленеет. Здесь использовались листы нержавеющей стали, окрашенные в тон rosy gold — его подобрали специально для этого здания и даже запатентовали. Фасад состоит из 84 трехмерных модулей, граненая форма которых учитывает угол падения солнечных лучей. Благодаря этому летом здание не перегревается, а зимой внутрь него попадает максимально возможное количество солнечного света.
Внутри пространство продумано не менее тщательно. Директор компании-генподрядчика «А1» Алексей Байда рассказал, что «представители бюро долго изучали, как люди взаимодействуют друг с другом и между отделами. Пришли к выводу, что каждая структура состоит из небольших групп от четырех до шести человек. После этого родилась идея типовых модульных этажей — атриумных пространств с нижним и антресольным уровнями».
Штаб-квартира прижилась в Екатеринбурге: местные по-свойски называют ее «ананасом», а городские власти за время стройки реконструировали соседние территории.
Новая Голландия
Санкт-Петербург, 2011 — 2016
Один из лучших образцов раннего классицистического стиля в отечественной архитектуре. Постройки, созданные здесь для нужд судостроения в XVIII–XIX веках, долгое время были скрыты от глаз. В советское время здесь была закрытая зона и располагались склады Ленинградской военно-морской базы, до 2004 года комплекс занимали службы Балтийского флота. Городу достались полуразрушенные исторические здания и захламленная территория. Несколько лет городские власти и инвесторы обсуждали судьбу острова: здесь хотели построить общественно-деловой комплекс, гостиницу и галерею. В 2010 году тендер на право распоряжаться местом выиграла компания Millhouse Романа Абрамовича. Она провела архитектурный конкурс, победителем стало голландское бюро West 8. Сейчас в России они известны как авторы проекта благоустройства Тверской улицы, которое провели в 2016 году. Они выбрали путь деликатной работы с пространством и бережной реставрации.
Впервые за три века Новая Голландия открылась для посетителей в 2011 году. Тогда преобразования здесь только начались, все здания были закрыты на реставрацию, а готовили еду и выдавали спортинвентарь в морских контейнерах. По-настоящему остров заработал в 2016 году: здесь высадили деревья и травяной сад, поставили несколько небольших павильонов, устроили детскую площадку в виде корабля на деревянном каркасе. Основатель West 8 Адриан Гёзе рассказывал: «Мы видели много проектов, сделанных до нас, в том числе и архитекторами с большим именем. У меня осталось впечатление, что они делали ставку на архитектуру, на то, чтобы произвести впечатление новыми постройками. Мы же больше думали о наполнении, об антропологии и социологии. И мы решили: „Давайте лучше начнем с зелени, будем добавлять сюда деревья, а не здания“. Если вы взглянете на план Санкт-Петербурга, то вы увидите, что линия (Адмиралтейский проспект, Конногвардейский бульвар), начинающаяся у Адмиралтейства, продолжается до самой Новой Голландии, и мы решили, что лучше не закрывать ничем открытые края острова, чтобы издалека было видно, что там происходит».
Стадион и парк «Краснодар»
Краснодар, 2016 — 2017
© Виталий Тимкив/РИА Новости
С новыми стадионами в России все не гладко: «Зенит-арена» вызвала в разы больше скандалов, чем радости, а объекты сочинской Олимпиады теперь в основном бездействуют. На этом фоне стадион и парк «Краснодар» — уникальный феномен. Они построены для футбольного клуба «Краснодар» на деньги его владельца и основателя сети «Магнит» Сергея Галицкого. В Краснодаре это место называют не иначе как «парк Галицкого».
Концепцию обоих объектов создало немецкое бюро GMP International, известное по реконструкции Олимпийского стадиона в Берлине, спортивному центру Универсиады в Китае, арене Stade de Luxembourg. Бюро Speech Сергея Чобана стало генеральным проектировщиком и адаптировало проект под российские реалии. Здесь нет модных бионических форм, и использованы только естественные материалы. Для отделки фасада взяли итальянский камень травертин, из которого строили римский Колизей. У парка разнообразный рельеф: каньоны, холмы и даже небольшой водопад. В парковую архитектуру вписаны объекты современного искусства: можно увидеть две скульптуры и масштабный многофигурный барельеф Recycle Group (которые, к слову, тоже родом из Краснодара), а также арт-объект «Внутренний ребенок» американского скульптора Кена Келлехера.
Один из его авторов проекта директор российского офиса GMP Игорь Марков рассказал: «Мы намеренно не стали вписывать стадион в городскую среду. Для меня вообще большая тайна, что такое „среда“ и как в нее вписываются. Частный инвестор не может отвечать за градостроительную политику города. Да, мы построили космический корабль в центре города. Но, если бы мы подстраивались под реалии Краснодара, этого стадиона и парка никогда бы не было. Построили бы стадион в форме очередного торгового центра, вот и все.
Цель „Краснодара“ — влиять не на городскую среду, а на умы: показать, что можно по-другому. Когда мы начинали строить стадион, нам говорили: „Ну, такого у нас не бывает. Так мы не делали. Это непривычно. У нас принято по-другому“. На деле все возможно. Поэтому у этого стадиона, как и у парка, огромная просветительская нагрузка. Люди и весь остальной город должны подтягиваться к уровню стадиона, а не наоборот».
Музей современного искусства «Гараж»
Москва, 2015
Музей современного искусства «Гараж», основанный Романом Абрамовичем и Дарьей Жуковой в 2008 году, до 2011-го занимал Бахметьевский автобусный гараж на улице Образцова. Когда срок аренды подходил к концу, Дарья Жукова показала притцкеровскому лауреату Рему Колхасу два заброшенных здания в парке Горького — «Шестигранник» Ивана Жолтовского и бывший ресторан «Времена года». Идея заключалась в том, что основным зданием нового музея будет павильон «Шестигранник», а «Времена года» — временным. Работать начали с временного, и это оказалось нелегко: процесс проектирования и подготовки к строительству занял четыре года, хотя изначально «Времена года» собирались закончить за год, а через пять лет уже представить публике «Шестигранник». В итоге было принято решение, что «Гараж» переедет во «Времена», а «Шестигранник» законсервируют (в прошлом году был показан проект реконструкции павильона Жолтовского).
Здание ресторана — типовое решение для общепита 1960-х. Предполагалось, что подобные рестораны появятся по всему СССР, однако довольно быстро проект признали неудачным: там были слишком маленькие кухни и неудобная логистика. В Москве, помимо парка Горького, такие же «Времена» были на Чистых прудах — их снесли в девяностые. Колхасу было важно уйти от стандартной реставрации: здесь не притворяются, что восстанавливают оригинальное здание. Особенно это заметно в облицовке стен, где показаны периоды «Времен года» в нескольких слоях. Тут голый кирпич, который раньше был скрыт подвесным потолком, является чисто конструктивным материалом, полированный кирпич — первая облицовка случилась в конце шестидесятых — и зеленая глазурованная плитка, которую наслоили спустя двадцать лет после открытия ресторана. Бюро ОМА Рема Колхаса постаралось показать историю здания — и то, что оно использовалось как объект советского общепита, и то, что оно простояло двадцать лет заброшенным и даже частично обрушилось. Фактически была создана оболочка, которая позволяет руине ресторана «Времена года» функционировать по-новому.
Сам архитектор так говорил о своей работе: «Наше здание работает, как аэропорт: оно открыто для посетителей со всего мира. Музей входит в пространство парка Горького и является его продолжением: территория парка и полмузея находятся на одном уровне. Нам было интересно работать с парком как частью Москвы. Он очень популярен, в нем много посетителей, и это хорошо для музея.
Красивые, старые и важные здания нужно сохранять, чтобы рассказывать детям о том, как мы жили раньше. Но консервация не единственный и не лучший способ сохранения наследия. В этом проекте я демонстрирую уважение к той эпохе и атмосфере 1960-х годов. Советские метафоры до сих пор есть в здании».
Центр гостеприимства парка «Кудыкина гора»
Липецкая область, 2021
Выдающаяся часть «парка чудес», посвященного русской культуре, — с богатырями, Змеем Горынычем, крепостью и храмом. Авторы проекта — московское бюро Megabudka — переосмысляют национальную идентичность. Центр гостеприимства стилизован под русские хоромы и, как и положено, состоит из разных по функционалу помещений.
Исторически при постройке хором не соблюдали плана или симметрии — каждая часть была самостоятельной и своеобразной. Так и Центр гостеприимства состоит из разных по высоте, длине, ширине и форме объемов, перетекающих друг в друга. Встречающий гостя информационный центр — светлая парадная, словно горница или светлица. Широкое и основательное кафе — место для пиров, оно же повалуша. Завуалированный и как бы спрятанный от глаз ресторан — терем, пристроенный как крыльцо стритфуд. Орнаменты треугольных окон, различные решетки, пояски, щели, многообразие способов укладки доски и разные пропорции — вот некоторые приемы нового прочтения архитектуры русской избы.
Архитекторы бюро Megabudka рассказывали: «Фасад выполнен из черного дерева. Это цвет выгоревшей под солнцем доски, истинный цвет русской деревянной архитектуры. На белом снегу он выглядит максимально эпично, а в теплое время года сливается с линией стволов деревьев окружающего леса. Мы ставили себе задачу гармонично вписать комплекс в природное пространство, а не выпятить его на всеобщее обозрение».
Музей «Зоя»
Московская область, 2020
Скромное здание, которое выигрывает именно за счет своей сдержанности. Это попытка заговорить о военной травме на современном языке — без монструозных памятников и пафоса. Сейчас мы еще острее понимаем, насколько этот разговор был важен и своевременен.
Музей расположен в подмосковной деревне Петрищево на 60-70 домов, здесь в 1941 году была казнена нацистскими военными 18-летняя партизанка Зоя Космодемьянская. Проект достался молодому московскому бюро «A2M». В их портфолио — книжный магазин в Еврейском музее и центре толерантности, торгово-офисный центр в Химках и перинатальные центры в Подмосковье. Белоснежное двухэтажное здание стоит в чистом поле и выглядит максимально фотогенично. Журналисты даже назвали его «идеальным фоном для фэшн-съемки», после чего столкнулись с осуждением. Но факт остается фактом: этот музей с завидной частотой мелькает в лентах соцсетей.
Сооснователь бюро Андрей Адамович так описал проект: «Мы поняли, что наш объект должен не отстраняться от этого поля, а стать проницаемой историей. Пока посетитель продвигается по экспозиции, ему постоянно открывается вид на окружающую территорию. Когда он выходит из зала, посвященного Зое Космодемьянской, он видит место казни с одной стороны и дом, где ее пытали, — с другой.
Помимо этого, было важно сохранить сомасштабность музея окружающей деревне. Мы решили, что у каждой функции внутри здания будет свой объем: у выставочных залов, у кафе, у гардероба. Всего таких объемов-кубиков восемь, между ними — большое фойе. В результате мы получили разнообразный внешний контур музея, который созвучен с частными домиками вокруг.
Потом мы упорядочили этот дробленый контур колоннадой по периметру всего здания. Весь внешний контур находится под навесом, это придает необходимую для военного музея строгость».
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Иркутск, 2020
© Дмитрий Чебаненко/CEBRA/UNK PROJECT
Лучшая новая школа России построена на деньги главы «Ростеха» Сергея Чемезова и экс-владельца Yota Альберта Авдоляна — оба уроженцы Иркутской области. Датское бюро CEBRA (они специализируются в том числе на современных школьных зданиях) и российское UNK Project создавали проект вместе с образовательными технологами. Здесь архитектура продумана так, чтобы помогать учиться и адаптироваться детям-сиротам: Иркутская область занимает одно из первых мест в стране по количеству детей, оставшихся без попечения родителей. Но эта школа по-настоящему инклюзивная: большая часть учащихся — из обычных семей.
Корпуса школы соединены в кольцо с большим двором, чтобы создавать ощущение безопасности. При этом круг не замкнутый: стоя во дворе, можно видеть лес и Чертугеевский залив, сюда свободно могут зайти жители окружающих домов. Здание поделено на отдельные объемы-домики с двускатными крышами, чтобы место было более уютным. Здесь дети живут вместе с приемными родителями, так что важно, чтобы они чувствовали себя как дома.
Внутри нет типовых решений: архитекторы отказались от коридорной системы, в каждом корпусе есть просторные атриумы с амфитеатрами, большинство пространств мультифункциональные, они могут меняться и подстраиваться под разных детей или события. Многие стены сделаны из стекла — не только в классах, но и в учительской и кабинете директора.
Главный архитектор проекта Юлий Борисов рассказал: «Типовые школы до сих пор строят по образцу 1950-х годов, в то время как мир стремительно меняется, а вместе с ним меняется образование. Сейчас нет задачи выучить все даты и формулы — для этого есть Google. Ценностью является умение принимать решения и ориентироваться в потоке информации, а для этого нужно давать ребенку возможность выбирать. Когда все одинаковое — классы, образование, одежда — выбора нет. Особенно остро эта проблема чувствуется у детей-сирот, потому что в интернатах они живут по расписанию, делают и носят то, что им говорят. После выпуска они не умеют жить и принимать решения».
«Даниловский форт»
Москва, 2008
Офисный центр от бюро «Сергей Скуратов Architects» на Новоданиловской набережной идеально вписался в среду только начавшего развиваться в нулевые района. Современная форма здесь контрастирует с самым традиционным материалом — красным кирпичом. При этом здание рифмуется с находящимся по соседству памятником промышленной архитектуры позапрошлого века — Даниловской мануфактурой, построенной из того же материала. Из нее стали делать креативное пространство незадолго до окончания строительства форта. Название этого дома не случайно: по форме здание Скуратова напоминает крепостную стену. При этом «Даниловский форт» по-конструктивистски приподнят на стеклянной плоскости первого этажа и на бетонных ножках.
Архитектор остался не вполне доволен результатом: «Это должна была быть полностью кирпичная „скульптура“ на невесомом стеклянном стилобате, и, как это иногда у нас случается, в процессе строительства не все было воплощено, как задумывалось. Так случается, когда заказчик не ощущает своей ответственности перед городом и считает, что лучше архитектора знает, как нужно делать. Или иногда вдруг оказывается, что для завершения строительства не хватает денег, и заказчик начинает экономить. На форме дома он экономить не может и делает это на материалах и умелых рабочих. И все же в этом проекте, я надеюсь, архитектура победила качество строительства, которое не смогло изменить задуманный образ».
Аэропорт Платов
Ростов-на-Дону, 2017
Первый аэропорт в истории современной России, построенный с нуля. Назван он в честь атамана Донского казачьего войска Матвея Платова — так решили ростовчане на онлайн-голосовании. Победителем международного конкурса проектов стало британское архитектурное бюро Twelve Architects — в его портфолио также корпус «Алмаз» в университете Шеффилда и конгресс-холл в Екатеринбурге. Оно в обход технического задания предложило волнообразную крышу — и получило первое место. Также бюро спроектировало площадь с каскадами и водоемом, в котором эффектно отражается здание аэропорта.
Алекс Битус, автор проекта аэропорта, рассказал: «В процессе разработки архитектурной концепции мы придерживались идеи аэропорта как моста между городами, моста, соединяющего два берега реки. Арки, формирующие кровлю терминала, стали метафорой моста в небо. Во время авторского надзора я жил в Ростове-на-Дону, каждый день присутствовал на стройке, встречался и разговаривал с жителями города. Благодаря этому ко мне пришло понимание, что их интерпретации немного отличаются от тех образов, которые были заложены нами. Кто‑то при взгляде на здание аэропорта действительно видел мосты, кто‑то — волны Дона или холмы степи. Мне кажется, что каждая версия по-своему хороша. Здание не диктует видение, благодаря этому возникает пространство для воображения».
Крымская набережная
Москва, 2013
© Виктория Вотоновская/ТАСС
Общественное пространство от бюро Wowhaus и Евгения Асса, ставшее прообразом всех других подобных мест в России. Раньше эта территория не была удобна ни пешеходам, ни автомобилистам (разве что для парковки) и ничего интересного собой не представляла. В 2013 году здесь произошли радикальные изменения. После благоустройства набережная стала полноценной частью парка «Музеон», а разделяющий их забор убрали. Здесь создали небольшие холмы и засадили разными травами — вейником, щучкой и голубой молинией. Дорожки между ними сделали извилистыми и замостили разной плиткой, посреди всего этого высадили полсотни лип, яблонь и других деревьев. Под ними поставили уличную мебель, так что получилось отличное место для отдыха на свежем воздухе.
Архитектор бюро Wowhaus Михаил Козлов рассказывал: «До реконструкции Крымская набережная была объездной дорогой Якиманки, и в этом заключалась ее основная роль. Мало автомобилистов пользовались ей, зимой было вообще удручающее зрелище: половина набережной превращалась в склад снега с разных пешеходных зон, которые находятся в округе. Гулять там было невозможно — пекло, жарко, ни дерева, ни навеса — несмотря на прекрасное месторасположение.
Получился ландшафтный парк — с волнами, холмами, что в мировой практике никакая не новинка, но у нас такого никогда не было. Хотелось, чтобы место было нескучным для людей. Например, существует два типа холмов: холмы созерцания, на которых растут травы, злаки и цветы (такая стилистика прерий), и холмы, просто засеянные газоном, на которых можно устраивать пикники и сидеть. И никто не будет запрещать, как это бывает во многих других наших парках. По крайней мере, мы на это надеемся».
Набережная озера Кабан
Казань, 2018 — …
Кабан — уникальный памятник природы в центре Казани и самая крупная по площади воды озерная система в Татарстане. В 2015 году прошел международный конкурс проектов благоустройства этой территории, в котором победил российско-китайский консорциум Turenscape and MAP с концепцией «Эластичная лента». Здесь решили создать «зелено-голубой пояс», который связал озера Нижний, Средний и Верхний Кабан в единую рекреационную систему. Главной задачей проектировщиков было восстановление экосистемы: они убрали стоки, засадили берега растениями, соорудили систему очистительных каскадов, организовали открытый доступ к воде и оборудовали площадки для прогулок и отдыха прямо над озерной гладью. Первая очередь благоустройства была открыта в 2018 году, вторая — в 2020 году, развитие набережной продолжается.
Заместитель директора бюро Turenscape Стэнли Ланг говорил об идее проекта: «Мы верим, что планировочное решение, разработанное для озер Кабан решит очень важную задачу — очистку воды в озерах, это одна из основных проблем этой территории. Для нас важнее не разработать какую‑то особую новую архитектурную форму, которая будет символом этого места, для нас важно найти особенность в существующем ландшафте и сформировать на этой основе мастер-план территории. Мы сделали ставку на очистку воды, что может лечь в основу любых смелых изменений здесь — от девелоперских проектов до детальных дизайн-проектов берегов. Вода — очень важный элемент для города, природы и людей. Она имеет потенциал, чтобы изменить курс развития города, это живой „клад“, живая легенда Казани».
Завод «Высота 239»
Челябинск, 2010
© Владимир Песня/РИА Новости
Один из редких примеров, когда промышленное здание не только утилитарное, но еще и красивое. Цех начинен новейшей техникой, но современные станки российские компании покупали и раньше. А вот заниматься архитектурой заводов — красить цеха в разный цвет в зависимости от стадий производства, делать променады с деревцами — было удивительно 10 лет назад, уникально это и сейчас. Проект создан московской студией «Ё-программа» под руководством архитекторов Сергея Илышева и Владимира Юданова. 239 метров — высота географической точки, где находится новый цех, соответствующая высоте южной части Уральского хребта над уровнем моря.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов комментировал появление здания: «То, что произошло с цехом „Высота 239“, — это разрушение привычного стереотипа. При слове „завод“ русский человек представляет себе некое громыхающее, сверкающее огнем черно-грязное сооружение неясных размеров. А тут яркий, немного игривый дизайн нарушил привычность стереотипов. Как если бы мы увидели танк в виде чайника или телевизор в виде арбуза. Я считаю, это интересно и точно заслуживает уважения. Я читал отзывы в интернете об этом объекте: типа зачем это нужно, деньги вбухали куда‑то, а еще неизвестно, какие трубы будут выпускать на этом заводе. Ну в том смысле, что дизайн завода не главная его функция. Да, согласен. От завода, конечно же, в первую очередь, требуется выпускать качественные трубы, которые будут функционировать долго и надежно. Но так можно сказать обо всем, и жизнь тогда станет очень скучной. Отрадно, что в стране появились люди, которые иначе мыслят и с душой относятся к тому, что им поручено».
Институт «Стрелка»
Москва, 2010
© Дмитрий Коробейников/ТАСС
Весной 2010 года на месте бывших гаражей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» открылся Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Там, по словам основателя Ильи Осколкова-Ценципера, можно получить «международное по уровню, российское по содержанию» образование. Важной частью проекта стало пространство, созданное бюро Wowhaus. В его центре расположен двор с деревянным амфитеатром — он стал полноценным общественным пространством. В основном корпусе оборудовано пять аудиторий с антресольными этажами, то есть там могут заниматься 10 групп одновременно. Со стороны Москвы-реки появился бар с большой террасой — отсюда открылся отличный вид на город.
Основатель бюро Wowhaus Олег Шапиро говорил: «„Стрелка“ — наш успех, проект удачно стартанул и до сих пор живет счастливой жизнью. Здесь было изобретено много приемов, которые в дальнейшем использовались не только нами, но и многими другими людьми в стране. Это гибридное пространство, где на довольно небольшой площади кипит разноплановая жизнь. Когда мы делали проект, у нас была большая дискуссия, нужно ли застеклить двор, чтобы он превратился в большое круглогодичное пространство. Но мы от этого сознательно отказались, понимая, что должна быть сезонность. Зимой здесь явно меньше людей, все занимаются делом, в баре выпивают и греются, как в убежище. Когда наступает лето, все выходят наружу и начинается нон-стоп праздник, который тоже не может длиться вечно. В сентябре все исчезает до следующего лета, чтобы все соскучились. Программа успевает созреть, место не надоедает — так что сезонность имеет смысл. Все это мы закладывали на этапе проектирования, но к современному обновлению „Стрелки“ не имеем отношения».
Воронежский крематорий
Воронеж, 2020
Единственный крематорий Черноземья — и единственное траурное здание страны, построенное в соответствии с принципами современной архитектуры. В России крематориев все еще очень мало — 27 штук. Почему, можно понять по реакции воронежцев на новости о планируемом строительстве. Они выходили на митинги и подписывали коллективные письма против крематория из‑за опасений, что он «ухудшит экологическую ситуацию в микрорайоне и негативно скажется на психическом здоровье детей». При том, что появился он рядом с кладбищем.
Авторы проекта — супруги Ольга Яковлева и Павел Стефанов. Это крошечное бюро из двух человек, работающее в Москве и Воронеже. В их портфолио — интерьеры ресторанов, шоурумов, частных домов. Как дизайнеры они могут проектировать только одноэтажные здания. Несмотря на это, здесь уместилась 1 000 кв м. Здание простое в плане, в нем минимум декора. В основе композиции — вечные принципы золотого сечения и умиротворяющая симметрия. Использованы светлые локальные материалы, в том числе мрамор из ближайшего к Воронежу карьера.
Изначально Ольга и Павел хотели сделать фасад зеркальным, чтобы он растворялся в окружающей обстановке. От этой идеи пришлось отказаться, так как в России есть традиция завешивать все отражающие поверхности во время похорон. Тем не менее частично этот образ здесь все же присутствует: у стен крематория создано искусственное озеро, в котором отражается фасад.
«Нашей идеей было сделать все белым, светлым. Знаете, некое пространство перехода, как его иногда показывают в кино. Может быть, мы и правда провожаем людей в иной, лучший мир… Вот это хотелось передать — надежду, наверное», — рассказал Павел Стефанов.
Интересные архитектурные сооружения в России
Автор:
19 ноября 2020 10:13
Об этих сооружениях знают далеко не все!
Источник:
Если вы думаете, что нестоличная Россия способна удивить только природой (преимущественно мёрзлой), древними постройками времён Руси (преимущественно церквями) и абсурдными преобразованиями ветхих домов а-ля «расслабься, это Россия», то всё не так однозначно.
Демонстрируем вам десятку действительно интересных и по-хорошему впечатляющих архитектурных проектов, которые можно встретить в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
1. Чёрная сталинка, Котельники
Источник:
2. Плоский дом, Нижний Новгород
Источник:
3. Жилые дома «на ножках», Норильск
Источник:
«Ножки» представляют собой железобетонные сваи. Обычные фундаменты не подходят снежному городу из-за перепадов температур, поэтому в советские времена был придуман именно такой способ возведения многоэтажных зданий на вечномёрзлых грунтах.
4. 6-этажная мельница купца Баркова, Белгородская область
Источник:
Была построена в 1914 году и работала аж до 2004 — то есть 90 лет!
5. Фабрика-кухня, Самара
Источник:
Фабрика-кухня для завода имени Масленникова была построена в 1932 году в форме серпа и молота.
6. Дом с разными окнами, Выборг
Источник:
7. Мокринский железнодорожный мост, Чувашия
Источник:
Построен в 1918 году. Сейчас движение по арочному виадуку, высота которого достигает 20 метров, не осуществляется, и он является историческим памятником.
8. Храм всех религий, Казань
Источник:
В составе комплекса соседствуют знаковые элементы зданий 16 религий.
9. Технопарк новосибирского Академгородка
Источник:
10. Магазин «Фура», Кострома
Источник:
Источник:
Ссылки по теме:
Новости партнёров
реклама
В наше время сохранилось немало строений, которые можно смело назвать памятниками архитектуры. Эти здания выгодно отличаются от современных построек не только архитектурными стилями и элементами, но и своей историей. Особняк Морозовой на Спиридоновке был популярным местом для элиты Москвы. В доме на Большой Садовой, жил Булгаков, и писал «Мастера и Маргариту». В доме Анненковых жил декабрист Иван Анненков. В доме трех Бенуа в Питере сдавали квартиры в аренду богатым людям. Несмотря на разную историю этих зданий, многие бы не отказались иметь там квадратные метры.
От особняка Морозовой до дома приема зарубежных делегаций
Савва Морозов заказал проект архитектору Федору Шехтелю.
В наше время бывший особняк Зинаиды Морозовой принадлежит Министерству иностранных дел РФ, где проводятся официальные приемы делегаций. Интересно, что дед Саввы в прошлом был крепостным крестьянином. Тот работал на ткацкой фабрике и потихоньку начал осваивать «купеческое дело». Морозову удалось стать свободным, выкупив себя и 5 сыновей, дальше развивая свое купеческое дело. Савва Тимофеевич учился в Кембридже, изучая химию, а в Манчестере — текстильное дело. Он продолжил дело своего рода, и управлял Никольской мануфактурой.
Дом был подарком для супруги Саввы Морозова Зинаиды.
Савва Морозов страстно любил свою супругу Зинаиду, которая любила богатство и роскошь. Он хотел построить для нее новый особняк, похожий на рыцарский замок. Это дело он доверил талантливому архитектору Федору Шехтелю. Тот принялся за работу и сделал более 600 чертежей, (там были не только проекты дома, но и варианты интерьера и мебели). По подземному переходу можно было попасть из главного здания в хозяйственные постройки. Особняк имел даже собственную электростанцию. Дом расположился на Спиридоновской улице, что в центре Москвы. Это строение выглядело очень необычно и не вписывалось в местную архитектуру. Поэтому москвичи его называли «домом дурака». Однако Савву это мало волновало.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему Фёдора Шехтеля называли «Моцартом русской архитектуры», и какие из его зданий можно увидеть в столице сегодня
Внутри особняка было роскошно, но среди другой архитектуры Москвы здание смотрелось странновато.
Особняк строился 5 лет (1893-1898). Зинаида Морозова сделала из дома центр столичной светской жизни. Ее приемы любили посещать княгиня Елизавета Федоровна, Чехов, Шаляпин и многие другие. Там собирались только избранные. А Савва укрывал там революционера Баумана. В 1905 году Савва поехал подлечиться нервы к докторам в Канны, но был найден мертвым в гостинице. Говорили, что это самоубийство, но многие считали, что его убили. Через 4 года после случившегося, Зинаида Морозова продает особняк предпринимателю Рябушинскому за очень приличную цену. С семьей тот прожил здесь вплоть до революции, а затем эмигрировал за границу. Уезжая, Рябушинский спрятал половину своей коллекции картин в стенах особняка, надеясь, что скоро вернется. После революции здание активно использовалось большевиками в разных целях. А с 1938 года бывший особняк Зинаиды Морозовой стал Домом приемов МИД.
Особенности дома трех Бенуа в Питере
Проект братьев Бенуа победил в конкурсе и началось строительство дома.
В Санкт-Петербурге находится большое количество зданий, которые эксперты называют шедеврами архитектуры. Дом трех Бенуа, расположенный на Каменноостровском проспекте, одно из таких строений. Заказчиком было Первое Российское страховое общество. Дело в том, что в начале XX века в царской империи строили роскошные дома, для сдачи в аренду квартир всем желающим. Был объявлен конкурс на лучший проект, победителями которого стали братья Бенуа (Альберт, Леонтий и племянник Юлий). Это была очень известная династия архитекторов и художников, а их отец Николай являлся даже главным архитектором Петергофа.
Строительство многоквартирного дома длилось с 1911 по 1914 год. В то время он был самым большим, роскошным и благоустроенным, а его фасады выходили на 3 улицы, одна из них была Каменноостровская. Дом трех Бенуа называли «техническим чудом». Здесь была не только прачечная, собственное паровое отопление, водопровод и канализация, но и электролифты, телефонная станция и даже мусоросжигалка. А настоящей диковинкой были гаражи, куда можно было поставить автомобиль (это тоже была редкость). Такой дом обслуживали около 100 людей.
В доме трех Бенуа была не только канализация и водопровод, но и электролифт и даже гараж для автомобилей.
В доме Бенуа в Санкт-Петербурге проживало немало выдающихся личностей. Это брат Антона Чехова Михаил, композитор Шостакович, академик Бехтерева, князь Гагарин, ученый Нейман, маршал Говоров и многие другие. После 1917 года в доме проживало много партийных работников высокого ранга. Например, секретарь обкома партии Киров. В эту квартиру не раз приезжал сам товарищ Сталин, будучи проездом в Ленинграде. В наши дни в доме проживают люди разного социального статуса. Здесь расположены не только роскошные апартаменты, но и коммунальные квартиры, а также гостиница и несколько магазинов.
С размахом по-царски — дом Анненковых
История еще одного необычного дома вызывает неподдельный интерес. Этот дом расположился на углу Кузнецкого Моста и Петровки в столице. История этого строения началась в 1776 году. Это был заказ Ивана Якоби, который на тот момент был сибирским генерал-губернатором. Поговаривали, что это был проект архитектора Василия Баженова. Так сложилось, что за всю свою историю это здание сменило множество владельцев, но знают его как Дом Анненковых. Дело в том, что Якоби был отцом Анны Ивановны, матери известного декабриста Ивана Анненкова. Этот дом приданного дочери, когда та вышла замуж за статского советника Александра Анненкова. В жизни этой женщины была одна роскошь. За что ее и прозвали в обществе «Королевой Голконды». Это название места, где добывали алмазы.
Иван Якоби отдал своей дочери Анне дом как наследство, когда та выходила замуж за Александра Анненкова.
Целое крыло дома было отведено только под личные покои хозяйки. Стены отделаны шелком малинового цвета. У Анны Ивановны было около 5 тыс. дорогих платьев, большинство из которых она просто не успевала надевать. Мебель в особняке была резная с позолотой. Интересно, что у хозяйки не было кровати, а только кушетка. Еще в юности ей предсказали кончину во сне. Поэтому она панически боялась спать на кровати. Чтобы с ней во сне ничего не случилось, рядом целую ночь дежурили более 30 служанок. Там проживали Анна Ивановна, ее муж и сын Иван. Персонал дома насчитывал около 150 человек. Ее сын Иван Анненков стал декабристом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чем уникальна деревянная церковь в Кимже, которую местные жители спасли от большевиков
В наше время Дом Аненнковых стал частью ТЦ Берлинский дом. / Фото:www.restate.ru
Хотя он и не участвовал в декабрьском восстании 1825 года, но был сослан в Сибирь на 20 лет. С его именем связана удивительная история любви и преданности его жены Полины Гебель, последовавшей за ним в ссылку. Далее в здании Дома Анненковых находился знаменитый ресторан «Яр», который любили посещать многие известные личности. Позже кафе-кондитерская «Трамбле». После Вов это здание получило статус архитектурного памятника. В 2002 году здесь был построен «Берлинский дом», где расположились офисы и магазины. Однако жители столицы считают это строение «позором архитектуры».
Дом на Большой Садовой для дьявольской свиты
Владелец Дома на Большой Садовой был табачный фабрикант Пигит.
Это здание находилось в Москве, и принадлежало владельцу табачной фабрики Илье Пигиту. Первоначально он хотел построить еще одну фабрику, но рядом находилась церковь, и разрешения не дали. Поэтому Пигит в 1902 году начал строительство жилого дома во главе с архитектором Юдицким. А оформлением интерьера и элементами фасада занимался Милков. Главный корпус выходил на Большую Садовую улицу, а дворовой сразу за ним. Владелец дома здесь имел самые роскошные апартаменты, комнаты которых отделаны в разных стилях. Остальные квартиры сдавались в аренду.
С 1921 года в Доме на Большой Садовой 10 живет Михаил Булгаков.
На 2 и 3 этажах в фасадной части здания находились самые дорогие и роскошные квартиры. Как правило, там было 4-6 комнат и шикарный интерьер. Ну, и цена на них была высокая. Поэтому снимали такое жилье очень состоятельные люди для себя и своих семей. Владелец дома Илья Пигит продает его накануне 1917 года крупной риэлтерской компании. Это была отличная сделка не только выгодная финансово. Дело в том, что после Революции новая власть принудительно сделала из этого дома коммуналку, и расселила там представителей пролетариата. Это здание также называют Булгаковским домом или «Пристанищем дьявольской свиты». Здесь в квартире №50 с 1921 года проживал писатель со своей супругой Татьяной Лаппой. Этот дом на Большой Садовой и квартира стала местом жительства некоторых отрицательных героев его произведений. Теперь здесь располагается Булгаковский музей и центр. Настоящей жемчужиной России можно назвать Петергоф. Какие тайны скрыты под водой 190 фонтанов и 4 каскадов великолепного Петергофа
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: