Эти
методы и по названиям и по существу
совпадают со словесными методами
обучения, потому что главная их функция –
просвещение, формирование знаний в
области социально-нравственных
отношений, норм, правил поведения людей,
формирование взглядов, ценностей. Они
главным образом обращены к сознанию
личности, к интеллектуальной,
потребностно-мотивационной,
эмоционально-волевой сферам личности.
Основной инструмент, источник убеждения –
слово, сообщение, информация и обсуждение
информации. Это не только слово взрослого,
но и суждения учащихся. Слово авторитетного
учителя бывает сильным методом
воздействия на умы и чувства школьников,
но это требует от воспитателя высокой
культуры и профессионального мастерства.
Однако
задача не только в том, чтобы объяснить
нормы поведения, установления культуры,
но и вызвать положительное отношение
учащихся, молодежи к ним, желание
принять, сделать своими убеждениями.
Эта задача – информировать и
интериоризовать, донести до сознания –
делает метод убеждения очень непростым,
потому что человек свободен в выборе
убеждений, а молодежь, старшеклассники
нечасто принимают на веру, безоговорочно
идеи, мнения, взгляды даже авторитетного
учителя. К этой группе методов обычно
относят беседу, лекцию, рассказ,
объяснение, диспут, пример, внушение.
Рассказ –
небольшое по объему связное изложение
(в повествовательной или описательной
форме) событий, содержащих иллюстрацию
или анализ тех или иных нравственных
понятий и поступков.
Рассказ
вызывает положительные чувства, учит
сопереживанию, раскрывает содержание
той или иной нормы, представляет
положительный или ярко отрицательный
образ героя: трус, лгун, зазнайка, невежа
или герой, честный, мужественный.
Беседа –
вопросно-ответный способ привлечения
воспитанников к обсуждению и анализу
поступков и выработки собственных
оценок.
Проводимые
беседы с целью формирования нравственных
понятий, суждений и оценок: о долге,
нравственности, добре и зле, патриотизме,
честности, справедливости и т. п.,
носят название этических бесед.
Лекция –
последовательное монологическое
изложение системы нравственных идей
и их доказательства и иллюстрирования.
Цель
лекции – убедить в справедливости
излагаемых идей, предложить систему
аргументированных понятий и суждений.
Диспут –
спор, путь мобилизации активности
воспитанников для выработки правильных
суждений и установок; способ обучения
борьбе против ошибочных представлений
и понятий, умению вести полемику,
защищать свои взгляды, убеждать в них
других людей.
Как
правило, диспуты готовят заранее:
предлагают тему, готовят одного–двух
воспитанников, которые начнут диспут,
высказав различные позиции и аргументировав
их, и будут его вести. Условия
проведения диспута: тактичность
всех выступающих, запрет перехода на
личности и выяснение отношений,
доверительная обстановка, аргументированность
и убедительность суждений воспитателя,
отсутствие в конце какого-либо единого
решения, не лидирующая внешне позиция
воспитателя. Он должен участвовать в
диспуте как равный (внешне), который,
как и все, высказывает свою точку зрения.
Ведут диспут сами ученики.
Пример –
метод, заключающийся в том, чтобы на
конкретных убедительных образцах
проиллюстрировать личностный идеал и
предъявить образец готовой программы
поведения и деятельности.
Пример
опирается на склонности детей к
подражанию. Следуя идеалу, примеру,
достойному подражания, сложившимся
нормам, ребенок часто сам изменяет свое
поведение и регулирует свои поступки,
что можно назвать саморегулированием.
В детской литературе для дошкольников
и младших школьников есть
условно-отрицательные герои, такие,
как Пеппи – Длинный Чулок, Незнайка,
Буратино и др. – озорные, непослушные
обаятельные человечки. В них ярко
показаны все особенности поведения
детей, но без назиданий, нотаций и
унижений, весело и с юмором. Дети видят
себя в этом зеркале и учатся не быть на
них похожими, когда они совершают
неважные поступки, и брать с них пример
в положительных ситуациях. И. С. Кон
считал, что примеры пристают или не
пристают не потому, что они хороши или
плохи, а потому, что они соответствуют
или не соответствуют каким-то внутренним
потребностям человека, особенностям
жизненной ситуации, в которой он
находится.
Внушение (суггестия)
как педагогический метод редко
описывается в пособиях. Внушение –
это воздействие на личность с помощью
эмоциональных, иррациональных приемов
при сниженной критичности личности,
при известном доверии к внушающему.
В
воспитании внушение выражается в
создании эмоционального фона для
совместных переживаний с помощью
музыки, поэзии. Педагогам давно известно,
что сильные совместные и положительные
эмоции являются воспитывающей силой.
Используются также элементы
психологического тренинга для создания
эмоционального состояния, атмосферы
доверия, чувства безопасности.
22.
Методы организации деятельности и
формирования опыта поведения
Эта
группа методов включает в себя приучение,
педагогическое требование, упражнение,
поручение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации.
Упражнение –
многократное повторение определенных
действий и поступков с целью их усвоения.
В результате
упражнения вырабатываются умения и
навыки, привычки, расширяется и
обогащается нравственный опыт ученика.
Приучение –
интенсивное упражнение с целью быстрой
выработки привычки, навыка.
Приучение
применяют тогда, когда необходимо
быстро и на высоком уровне сформировать
необходимое качество, это часто
сопровождается жесткими требованиями.
На таком приучении основываются все
казарменные системы воспитания,
например, армейская, где этот метод
сочетается с наказанием.
Навыки
и привычки –
устойчивые качества личности –
результаты упражнений. К. С. Станиславский
говорил, что упражнение делает мастера.
Эти качества в жизни человека играют
важную роль. Если бы человек не имел
способности к образованию привычки,
отмечал К. Д. Ушинский, то он не
смог бы продвинуться ни на одну ступень
в своем развитии. Привычки, по его
мнению, есть тот процесс, посредством
которого убеждения делаются наклонностями
и мысль переходит в дело. Использование
упражнения признается успешным, когда
воспитанник проявляет устойчивые
навыки и привычки во всех противоречивых
жизненных ситуациях: Чтобы сформировать
их, надо начинать соответствующие
упражнения с раннего возраста. Привыкнув,
человек умело управляет своими чувствами,
сдерживает свои желания, если они мешают
выполнять определенные обязанности,
контролирует свои действия, правильно
их оценивает с позиций других людей.
Выдержка, навыки самоконтроля,
организованность, дисциплина, культура
общений – качества, которые
основываются на сформированных
воспитанием привычках.
Правила
применения упражнений: воспитанники
должны понимать сущность и значение
формируемого качества или привычки;
вырабатываемая норма должна выражаться
предельно кратко и доступно; предъявляемых
одновременно требований должно быть
немного, но они все доводятся до конца;
терпение и выдержка при выработке
привычек, формирование навыков
самоконтроля и самооценки.
Поручение –
передача воспитаннику определенных
функций в выполнении общественно
полезного дела и ответственности за
него. Поручение
очень распространенный и при правильном
использовании продуктивный метод
выработки определенных деятельностных
умений, формирования мотивации долга
и ответственности. В деятельности
детского коллектива могут использоваться
разнообразные виды поручений: по
времени – кратковременные,
длительные, эпизодические; по
сменяемости – сменяемые и
постоянные, по содержанию – организационные,
учебные, трудовые, спортивные,
культурно-массовые, шефские и т. д.
Методика
поручения: учащимся следует объяснять
общественную значимость и ценность
поручаемого задания; обучать выполнению
порученного дела, показывая образцы
действий и сообщая критерии оценки его
результатов; учитывать склонности,
интересы и возможности воспитанника,
чаще использовать принцип добровольности
и поощрения инициативы в принятии
ответственности за какое-то дело и
творческое его выполнение; оказание
помощи в этом; контроль за процессом;
гласная оценка выполнения дела.
Воспитывающие
ситуации –
это те ситуации, в процессе которых
воспитанник ставится перед необходимостью
решить какую-либо проблему, реально
сделать нравственный выбор и совершить
соответствующие поступки.
Это
могут быть проблемы нравственного
выбора, способа организации деятельности,
выбора социальной роли и др.
Воспитатель
умышленно создает условия для
возникновения ситуации. Когда в этой
ситуации у ребенка возникает проблема
и существуют условия для самостоятельного
ее решения, создается возможность
социальной пробы (испытания) как метода
самовоспитания. В процессе включения
в ситуации у детей формируются
определенная социальная позиция и
социальная ответственность, которые
и являются основой для их дальнейшего
вхождения в социальную среду.
Можно
выделить ситуации недолговременные: выбери
способ действия и поступи,
или длительные: шефство –
успех – дружба, доверие – успех –
изменение положения в коллективе и
т. п.
Дисциплинированность
воспитанников – один из главных
и социально желаемых результатов
использования данной группы методов.
Без сознательной дисциплины любое
учебно-воспитательное взаимодействие
обречено на провал.
Дисциплина является
качественной характеристикой порядка,
организованности в той или иной общности,
сфере жизнедеятельности людей, отражающей
соответствие их поведения сложившимся
в обществе нормам права, морали или
уставным требованиям. Она – важнейший
компонент культуры человека.
Требование –
педагогическое воздействие на сознание
воспитанника с целью вызвать, стимулировать
или затормозить отдельные виды его
деятельности.
Требования
реализуются в личных отношениях педагога
и детей. По форме предъявления различаются
непосредственные и опосредованные
требования. Непосредственные –
это требования,
предъявляемые воспитателем воспитаннику
без посредников, напрямую (воспитатель –
воспитанник). Непосредственное
требование может быть прямым и
косвенным. Опосредованные –
это требования
воспитателя, предъявляемые
через актив (группу
класса, принявшую и поддерживающую
требования воспитателя) или общественное
мнение (требование,
поддерживаемое всем классом (группой,
отрядом) или большей его частью). Их
можно выразить формулой: воспитатель –
актив или большинство класса –
воспитанник.
Прямое
требование – приказ, запрет, указание.
Для него характерны императивность,
определенность, конкретность, точность,
понятные воспитанникам формулировки,
не допускающие двух различных толкований.
Предъявляется такое требование
решительным тоном, причем возможна
целая гамма оттенков, которые выражаются
интонацией, силой голоса, мимикой.
Прямое требование наиболее эффективно,
если степень авторитетности воспитателя
еще не определилась, так как он только
начал работать с данным детским
коллективом или конкретным воспитанником,
или если стимулируемая деятельность
незнакома и только осваивается. Прямое
требование формулируется четко,
произносится спокойным и уверенным
тоном. Оно должно быть по возможности
позитивным (предписывать, а не запрещать)
и инструктивным (раскрывать цель и
способ выполнения действия).
Косвенное
требование (совет, просьба, намек,
выражение доверия/недоверия, условие
и т. д.) отличается от прямого тем,
что стимулом действия становится уже
не столько само требование, сколько вызванные
им психологические факторы: переживания,
интересы, стремления воспитанников,
отношение к педагогу или сверстникам.
В косвенном требовании психологически
меньше принуждения, есть возможность
выбора решения самим воспитанником.
Требование-доверие. Между
воспитанниками и педагогами складываются
дружеские отношения, доверие проявляется
как естественное отношение уважающих
друг друга сторон: «Я считаю тебя
достаточно взрослым (серьезным, разумным,
смелым и т. п.), поэтому верю (доверяю,
считаю), что ты примешь правильное
решение».
В
отношении упрямых, честолюбивых и
самолюбивых воспитанников иногда
бывает уместно требование-недоверие: «Я
хотел бы, чтобы ты это сделал, но вряд
ли ты справишься с этим делом». Но этим
нельзя злоупотреблять. Ни в коем случае
не следует в такой форме предъявлять
требования к неуверенному в себе,
постоянно сомневающемуся в успешности
своих действий ребенку. В отношении
таких детей чаще надо использовать
доверие и поддержку: «Да никто лучше
тебя это сделать не сможет».
Требование-совет. Оно
заключается в обращении к сознанию
воспитанника, убеждении его в
целесообразности, полезности,
необходимости рекомендуемых педагогом
действий. Совет будет принят, если
воспитанник видит в своем наставнике
старшего, более опытного товарища,
авторитет которого признан и мнением
которого он дорожит. Звучит это, как
правило, так: «Я тебе советовал бы… но
ты вправе решить все сам».
Требование-условие. Это
широко используемый вид требования:
«Если ты сделаешь (скажешь, сходишь и
т. п.), то я сделаю… или ты получишь…»
Такое требование эффективно, если
воспитанник имеет сильную заинтересованность
в соответствующих действиях педагога,
но нередко оно приобретает характер
откровенного торга (как со стороны
воспитателя, так и со стороны воспитанника).
Требование-просьба. Просьба
в хорошо организованном коллективе
становится одним из наиболее употребляемых
средств воздействия. Она основывается
на установлении товарищеских отношений
между педагогами и воспитанниками.
Сама просьба – форма проявления
сотрудничества, взаимного доверия и
уважения: «Я могу тебя попросить…».
Требование-намек. Используется,
когда воспитатель в силу определенных
причин не хочет обращаться к воспитаннику
лично, но стремится побудить именно
его на совершение требуемого поступка:
«У нас в классе есть человек, лучше
которого это никто не сделает».
К
основным качествам педагогического
требования относятся: целесообразность,
принципиальность, справедливость,
доступность и посильность, определенность
и однозначность, тактичность, твердость,
доведенность до конца, гласность,
постоянство, опора на мнение детского
коллектива, последовательность.
Гос.тестирование по курсу «Теория и методика воспитания младших школьников» Вариант 1.
1. Установить в порядке соподчинения следующие компоненты воспитательного процесса:
а) содержательный;
б) диагностический;
в) целевой;
г) аналитико-результативный;
д) операционно-деятельностный.
2. Движущие силы воспитательного процесса — это:
а) противоречия между требованиями общества и потребностями личности;
б) различные виды воспитательной деятельности;
в) разрешаемые противоречия, возникающие в процессе воспитания.
3. Исходные положения, определяющие основные требования к организации процесса воспитания – __________ воспитания.
4. Системообразующим элементом воспитания является:
а) содержание воспитания;
б) результат воспитания;
в) цель воспитания.
5. Под методами воспитания следует понимать __________взаимодействия педагога и учащихся с целью решения воспитательных задач.
6. Методы воспитания распадаются на составляющие его элементы, которые называются методическими ____________.
7. Последовательная взаимосвязанная система действий педагога (способов, приемов, процедур), направленных на решение педагогических задач, называется педагогической_____________.
8. Единица системного изучения педагогического процесса как акта педагогического взаимодействия ее субъектов в соответствии с набором всех ее средовых условий и факторов, называется:
а) педагогической ситуацией;
б) системным подходом;
в) педагогической задачей;
г) проблемной ситуацией.
9. Воспитательная система – это:
а) система внеклассной воспитательной работы учреждения образования;
б) дидактическая система;
в) социально-педагогическая система, включающая субъектов воспитания, освоенную внешнюю и внутреннюю среду, воспитательный процесс и управление им.
10. Педагогическое ___________ представляет собой контакт педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях.
11. Коллектив выступает в качестве субъекта воспитания в следующих случаях:
а) педагог полностью управляет жизнедеятельностью группы;
б) в коллективе существуют ценности и нормы, регулирующие поведение и отношения воспитанников;
в) коллектив стимулирует личностное развитие каждого;
г) коллектив подавляет проявления индивидуальности.
12. А.С. Макаренко ввел в теорию воспитания систему ближних, средних и дальних___________.
13. Вставьте недостающее. К функциям классного руководителя относятся:
а) организационная;
б) коммуникативная;
в) ____________________________;
г) конструктивно-проектировочная.
14. Регулирование межличностных отношений учащихся относится к ______________функции классного руководителя.
15. Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются:
а) способ воспитания;
б) достижение воспитательных целей;
в) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников;
г) «инструментарий» воспитания;
д) внешнее выражение процесса воспитания.
16. Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется:
а) сотрудничеством;
б) принуждением;
в) уклонением;
г) сглаживанием.
17. В содержание работы классного руководителя входят:
а) развитие ученического самоуправления;
б) организация предметных недель;
в) упорядочение учебной нагрузки учащихся;
г) организация внеклассных мероприятий;
д) наблюдение за успеваемостью, дисциплиной учащихся.
18. Современными моделями российских авторских школ являются школы:
а) комплекс (Е.Ямбург);
б) гражданского воспитания (В.Сухомлинский);
в) развивающего обучения (В.Давыдов);
г) диалога культур (В.Библер);
д) саморазвития личности (А.Тубельский).
19. Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются ___ воспитания.
а) движущими силами;
б) условиями;
в) ценностями;
г) закономерностями.
20. Классный руководитель выполняет такие функции, как:
а) организаторскую;
б) психологическую;
в) дидактическую;
г) воспитательную;
д) координирующую.
21. К какой группе методов относятся пример и его разновидности, диспут, рассказ, беседа, лекция?
а) методы формирования общественного сознания;
б) методы стимулирования положительного поведения;
в) методы организации деятельности детей.
22. К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся:
а) наказание;
б) создание воспитывающих ситуаций;
в) педагогическое требование;
г) соревнование;
д) поощрение.
23. Признание самоценности личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип:
а) демократизации;
б) гуманизма;
в) целостности;
г) непрерывности.
24. Принцип связи воспитания с жизнью предполагает:
а) формирование общеучебных умений;
б) соединение воспитания и дополнительного образования;
в) соединение воспитания с практической деятельностью;
г) учет индивидуальных особенностей воспитанников.
25. Система философских, научных, нравственных взглядов и убеждений человека, отражающих в его сознании картину мира, называется:
а) характером;
б) мировоззрением;
в) культурой;
г) мышлением.
26. Коллектив имеет:
а) организационную структуру;
б) структуру межличностных предпочтений;
в) управленческую структуру;
г) композиционную структуру;
д) коммуникативную и функциональную структура.
27. К планам учебно-воспитательной работы предъявляются такие требования, как:
а) целенаправленность и конкретность образовательных задач;
б) разнообразие содержания, форм и методов;
в) разумная детализированность и краткость;
г) инвариантность планирования;
д) включение большого количества разнообразных мероприятий.
28. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется _______ воспитанием.
а) духовным;
б) нравственным;
в) социальным;
г) умственным.
29. В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как:
а) групповая;
б) парная;
в) бригадная;
г) коллективная;
д) индивидуальная.
30. Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков принять точку зрения руководителя, называется:
а) компромиссом;
б) сглаживанием;
в) принуждением;
г) уклонением.
31. Процесс устранения отрицательных свойств личности и замещениях их положительными – это:
а) реабилитация;
б) коррекция;
в) перевоспитание.
32. Теоретическая концепция, лежащая в основе педагогической системы школы, реализуется в таких процессах, как:
а) формирование;
б) воспитание;
в) социализация;
г) общение;
д) обучение.
33. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как:
а) приучение;
б) пример;
в) упражнение;
г) убеждение.
34. Стимулирование положительных проявлений личности в ходе воспитания с помощью высокой оценки называется:
а) авансированием;
б) поощрением;
в) убеждением;
г) общественным мнением.
35. К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся:
а) поручение;
б) создание воспитывающих ситуаций;
в) поощрение;
г) педагогическое требование;
д) беседа.
36. Признание личности в качестве абсолютной ценности – это показатель:
а) приоритетности общечеловеческих ценностей;
б) демократизма;
в) гуманизма;
г) ретроспективности.
37. Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически жизненных целей, называется:
а) идеалами;
б) убеждениями;
в) ценностными ориентациями;
г) направленностью.
38. Требования к деятельности, являющиеся руководством в практике воспитания, составляют ______ воспитания.
а) принципы;
б) направления;
в) нормы;
г) идеи.
39. Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются _________воспитания.
а) закономерностями;
б) ценностями;
в) движущими силами;
г) условиями.
40. Совокупность разных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащим к разным этническим культурам, – это:
а) культура этнического общения;
б) культура межнационального общения;
в) поликультурное воспитание;
г) интернациональное воспитание.
41. Воспитание – это:
а) воздействие на личность общества в целом;
б) развитие представлений человека о мире;
в) результат усвоения профессиональных знаний, умений и навыков;
г) целенаправленная деятельность по формированию у детей качеств личности;
д) процесс и результат воспитательной работы.
42. Создание среды развития личности, способствующий обеспечению единства народной культуры и достижений мировой цивилизации, – это принцип:
а) культуросообразности;
б) вариативности;
в) природосообразности;
г) открытости.
43. К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся:
а) поручение;
б) создание воспитывающих ситуаций;
в) поощрение;
г) педагогическое требование;
д) беседа.
44. Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей, называется:
а) идеалами;
б) убеждениями;
в) ценностными ориентациями;
г) направленностью.
45. Концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость являются основными требованиями к педагогической:
а) практике;
б) теории;
в) методике;
г) технологии.
25. Характеристика словесных методов
обучения
Данные методы занимают ведущее место в системе методов
обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию,
поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.
Словесные методы подразделяются на следующие виды:
рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
1. Метод рассказа предполагает устное
повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической
точки зрения рассказ должен:
– обеспечивать идейно-нравственную направленность
преподавания;
– содержать только достоверные и научно
проверенные факты;
– включать достаточное количество ярких и
убедительных примеров, фактов;
– иметь четкую логику изложения;
– быть эмоциональным;
– быть доступным;
– отражать элементы личной оценки и отношения учителя
к излагаемым фактам, событиям.
2. Под объяснением следует
понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств
изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение – это монологическая форма
изложения.
Использование данного метода требует:
– точного и четкого формулирования задачи, сути
проблемы, вопроса;
– последовательного раскрытия
причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
– использования сравнения, сопоставления,
аналогии;
– привлечения ярких примеров;
– безукоризненной логики изложения.
3. Беседа – диалогический метод
обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы
вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение
ими уже изученного.
Виды бесед: вводные или вступительные, организующие
беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний
(эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному
ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная
беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование.
Успех проведения бесед во многом зависит от
правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими,
содержательными.
4. Главное назначение учебной дискуссии в
процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение
учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной
проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой
и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная
подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по
меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.
5. Лекция – монологический способ
изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить
законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его
логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.
Школьная лекция может применяться также при повторении
пройденного материала (обзорная лекция).
6. Работа с учебником, книгой –
важнейший метод обучения.
Приемы самостоятельной работы с печатным источником:
конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование;
рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных
характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.