Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 37-38.
УКМ «Школа России»
1. Назови героев сказки. Какими ты их представляешь? Чем они похожи друг на друга? Подтверди свой ответ словами из сказки.
Герои сказки: бабушка, внучка, курочка, мышка, зайка.
Бабушка старая и тихая. Внучка весёлая хохотушка. Курочка беспокойная, постоянно озабоченная. Мышка маленькая и безобидная. Зайка серенький и боязливый.
Они похожи своими страхами. Каждому показалось самое страшное, чего он боялся.
2. Обсудите с другом. В чём причина страха героев? Соотнесите содержание сказки и пословицы. Подходит ли она?
Причина страха героев в неожиданности произошедшего. Они не ждали ничего необычного, а потому испугались.
Пословица Робкого и тень страшит идеально подходит к содержанию сказки. Робкие герои испугались совершенно неопасного зайчика, а зайчик испугался героев.
3. Зачем понадобилось рассказчику использовать такие необычные слова: трёх-плёх, трёх-трёх-трёх? Как звучат эти слова? Какие картины они помогают создать? Какой слышится ритм?
Эти необычные слова нужны для того, чтобы передать звук плещущейся воды. Они звучат спокойно, размеренно. Слыша их мы видим, как покачиваются емкости с водой, как плещется в них вода.
Вода плещется неторопливо и задаёт неспешный ритм сказке.
4. Как начинается сказка? Каким тоном, в каком темпе следует начинать рассказывать сказку?
Сказка начинается очень неспешно, размеренно. Начало сказки следует читать медленно, негромко, спокойным голосом и тоном.
5. В каком темпе следует читать вторую часть сказки? Где меняется успокаивающая, размеренная интонация на быструю, напряжённую? В каких словах это выражено?
Начиная со слов «Налетел на яблоньку ветерок…» темп ускоряется. Одновременно происходит несколько событий, очень быстрых, что и требуется передать голосом. Голос становится напряжённым, темп быстрым.
Ускорение темпа выражено словами: хлоп, прыгнул, испугались, побросали, побежали.
6. Какая пословица содержится в конце сказки? Ко всем ли героям она подходит? Обоснуйте свой ответ.
В конце сказки мы видим пословицу:
У страха глаза велики — чего нет, и то видят.
Она идеально подходит для всех героев, ведь все они увидели то, чего нет на самом деле. Бабушка — медведя, внучка — волка, курочка — лису, мышка — кота, зайка — охотников с собаками.
7. Подготовьтесь к пересказу по плану: жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка; пошли водоносы за водой; вёдра бросили и побежали домой. Какой страшный зверь напугал водоносов?
Водоносов напугал испуганный заяц.
Пересказ сказки «У страха глаза велики» для 2 класса
Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка. Жили они дружно и часто ходили все вместе за водой.
Вот пошли они раз за водой. Набрали вёдра и неспешно возвращались в дом.
Шли они мимо яблоньки, что росла в саду. А под яблонькой сидел зайчик. Ветер качнул ветку, с ветки упало яблоко прямо на зайчика.
Зайчик испугался и под ноги водоносам кинулся. Водоносы тоже испугались, побросали вёдра и побежали домой.
Дома они попрятались друг за друга и стали делиться своими страхами.
Бабушке показалось, что на неё медведь насел. Внучке — что на неё волк бросился. Курочка лису увидела, у мышка — кота.
А заяц убежал в лес, сел под кустом и подумал, что чудом от охотников с собаками сбежал.
8. Рассмотри иллюстрацию к сказке. Расскажи, что на ней изображено. Составь план ответа. Сравни его с планом в рабочей тетради.
На рисунке мы видим, как разбегаются герои сказки.
План ответа по рисунку к сказке «У страха глаза велики»
- Заяц бросается под ноги водоносам.
- Водоносы бросают вёдра.
- Заяц бежит прочь.
- Водоносы бегут в дом.
План в рабочей тетради касается всех событий сказки, а план ответа к рисунку только одного события.
Контрольная работа по разделу «Устное
народное творчество»
ФИ_______________________
Вариант 1
1.
Подчеркни произведения устного народного творчества:
Потешки,
загадки, скороговорки, басни.
2. Определи
жанр произведения: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».
а) скороговорка б) загадка в) пословица
3.
Найди пословицу о дружбе
а) Чтоб из
ручья напиться, нужно наклониться.
б) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
в) Друг за друга стой – и выиграешь бой.
4. К
какой сказке относится пословица: «Робкого и тень страшит».
а) У страха
глаза велики
б) Петушок и бобовое зёрнышко
в) Лиса и тетерев
5. К какому жанру относится произведение, которым
пользовались дети перед игрой?
а) загадка
б) скороговорка
в) считалка
6.
Прочитай название сказки «Лиса и журавль». Определи вид
сказки.
а)
волшебная б) о животных в) бытовая
7.
Из какой сказки эти строчки?
«У старухи
всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой»
а) Каша из топора б)
Лиса и тетерев
в) Петушок и бобовое зёрнышко
8.
Угадай сказку, напиши её название.
1. «Кузнец
дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала
молочка»____________________________________________
2. « Лиса
услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
-Куда ж ты? – сказал тетерев.- Ведь нынче указ, собаки не тронут»
____________________________________________________________________
3. «-
Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся».__________________________________
9. В
каком из видов устного народного творчества предметы не называются, а только
указываются их признаки
а) потешка
б) считалка в) загадка г) небылица
10. Объясни слова и выражения.
Кабы
— ____________________________
Проведать
— ________________________
Потчевать — ________________________
Несолоно
хлебавши — ________________
11. Закончи пословицу: «Доброе братство дороже…»
а) вражды б) богатства в) дружбы г) принцессы
12.Восстанови последовательность сказки, расставь цифры:
Смазала курочка
петушку горлышко
Бросилась курочка к хозяину!
Петушок подавился бобовым зёрнышком. Кузнец
дал хозяину новую косу
Бросилась курочка к коровушке!
Контрольная работа по разделу «Устное
народное творчество»
ФИ________________________
Вариант 2
1.
Подчеркни произведения устного народного творчества:
Поэмы,
сказки, пословицы, считалки.
2. Определи
жанр произведения:
Красная
девица сидит в темнице, а коса на улице.
а)
скороговорка б) загадка в) пословица
3.
Найди пословицу о дружбе
а) Семь раз
отмерь, один раз отрежь. б)
Нет друга — ищи, а нашёл — береги. в)
Делу — время, потехе — час.
4. К
какой сказке относится пословица: «Как аукнется, так и откликнется».
а) У страха
глаза велики
б) Петушок и бобовое зёрнышко
в) Лиса и журавль
5.
Прочитай название сказки «Гуси — лебеди». Определи вид
сказки.
а)
волшебная б) о животных в) бытовая
6.
Из какой сказки эти строчки?
«Беги скорей
к коровушке, проси у неё молока, а я уж собью маслица»
а) Каша из топора б)
Лиса и тетерев
в) Петушок и бобовое зёрнышко
7.
Угадай сказку, напиши её название.
1. «Скоро
будет готово, — отвечает. — Жаль, что вот соли нет» ____________________________________________________________________
2. «Вот
раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород»._____________________________________________________________
3. «А лисица
лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела» _ ____________________________________________________________________
8. К какому жанру относится произведение,
которым пользовались дети перед игрой?
а) загадка
б) скороговорка
в) считалка
9. В
каком из видов устного народного творчества предметы не называются, а только
указываются их признаки
а)
частушка б) небылица в) загадка г) скороговорка
10. Объясни слова и выражения.
Схоронилась
— ________________________________
Устьице
— ____________________________________
Чулан — ______________________________________
На
побывку — _________________________________
11. Закончи
пословицу: «Робкого и … страшит»
а) лес б) волк в) тень г) ветер
12. Восстанови последовательность сказки,
расставь цифры: А тут и отец с матерью пришли
Яблоня, матушка, спрячь меня!
Налетели
гуси-лебеди, подхватили мальчика.
Посадила браться на травку, а сама заигралась, загулялась. Печка,
матушка, спрячь меня!
ФИ_______________________
ПР по теме «Устное народное творчество» 1 вариант
1. Подчеркни произведения устного народного творчества:
Потешки, загадки, скороговорки, басни.
2. Определи жанр произведения:
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
а) скороговорка б) загадка в) пословица
3. Найди пословицу о дружбе
а) Чтоб из ручья напиться, нужно наклониться.
б) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
в) Друг за друга стой – и выиграешь бой.
4. К какой сказке относится пословица: Робкого и тень страшит.
а) У страха глаза велики
б) Петушок и бобовое зёрнышко
в) Лиса и тетерев
5. Прочитай название сказки «Лиса и журавль». Определи вид сказки.
а) волшебная б) о животных в) бытовая
6. Из какой сказки эти строчки?
«У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой»
а) Каша из топора б) Лиса и тетерев
в) Петушок и бобовое зёрнышко
7. Угадай сказку, напиши её название.
«Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молочка»_______________________________________
« Лиса услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
-Куда ж ты? – сказал тетерев.- Ведь нынче указ, собаки не тронут»
__________________________________________
«- Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся». ___________________________________
ФИ_______________________
ПР по теме «Устное народное творчество» 2 вариант
1. Подчеркни произведения устного народного творчества:
Поэмы, сказки, пословицы, считалки.
2. Определи жанр произведения:
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. а) скороговорка б) загадка в) пословица
3. Найди пословицу о дружбе
а) Семь раз отмерь, один раз отрежь. б) Нет друга — ищи, а нашёл — береги. в) Делу — время, потехе — час.
4. К какой сказке относится пословица: Как аукнется, так и откликнется.
а) У страха глаза велики
б) Петушок и бобовое зёрнышко
в) Лиса и журавль
5. Прочитай название сказки «Гуси — лебеди». Определи вид сказки.
а) волшебная б) о животных в) бытовая
6. Из какой сказки эти строчки?
«Беги скорей к коровушке, проси у неё молока, а я уж собью маслица»
а) Каша из топора б) Лиса и тетерев
в) Петушок и бобовое зёрнышко
7. Угадай сказку, напиши её название.
«Скоро будет готово, — отвечает. — Жаль, что вот соли нет» _______________________________________
« Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.»
__________________________________________
«А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела» ___________________________________
Страница 65 из 85
Ответы к странице 119
1. Знаком ли ты с произведениями Евгения Чарушина? Вспомни, какую сказку ты прочитал в первом классе.
В 1 классе я прочитал произведение Е.Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц».
2. Перечитай рассказ так, чтобы слушателям было интересно и страшно. Каким тоном ты будешь читать? Изменится ли интонация в конце рассказа? Объясни своё мнение.
«Страшный рассказ» Чарушина − это одновременно и история страхов маленьких мальчиков, которым довелось остаться дома одним в темноте, и история с веселым неожиданным концом. Поэтому напряжение, которое нагнетается в рассказе странными звуками в конце рассказа спадает.
Начало рассказа читаем спокойно. Но уже когда мальчик Шура говорит, что ему не страшно, начинаем понижать голос. И дальше пока мальчики перечисляют, чего они не боятся, голос постепенно опускается до шепота.
3. Как ты думаешь, прочитанное тобой произведение − сказка или рассказ?
Я думаю, что рассказ Чарушина «Страшный рассказ» − это рассказ. Не известно, где разворачивается действие рассказа, но понятно, что его герои − самые обыкновенные мальчики, а ежик тоже не делает ничего сверхъестественного. Поэтому это произведение нельзя назвать сказкой.
4. Что напугало детей? Найди эти строки.
Мальчики напугались ёжика, который забрался к ним в комнату и топал.
«И только Шура хотел сказать, что он крокодилов не боится, как вдруг они слышат… за дверью, в сенях, кто−то негромко топает ногами по полу: топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ…»
5. Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте с другом их диалог.
Шура и говорит со своей кровати:
− Мне совсем и не страшно.
− Мне тоже совсем не страшно, − отвечает Петя с другой кровати.
− Мы воров не боимся, − говорит Шура.
− Людоедов тоже не боимся, − отвечает Петя.
− И тигров не боимся, − говорит Шура.
− Они сюда не придут, − отвечает Петя
6. Какими ты представляешь себе Шуру и Петю? Как к ним относится автор?
Неизвестность усиливает чувство страха. Шура и Петя, оставшись дома одни, испугались постороннего шума в сенях. Они не знали, кто производит этот шум, поэтому им было очень страшно. Надо было просто включить свет, а не прятаться под одеялом. Трусишки.
Автор говорит о героях − мальчишки, которые любят хвастаться. Они оказались трусливыми и пугливыми.
7. Вспомните с другом случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы.
Когда мы вечером возвращались домой через парк − тоже было жутко и страшно. Казалось, что за каждым деревом прячется какой−то зверь, хотя там никого не было. Мы шли и успокаивали друг друга, что ничего не боимся. А когда мы вышли из парка и подошли к домам, рассмеялись над тем, как мы тряслись от страха.
Я: Ты боишься кого−нибудь?
Друг: А ты боишься тигра или льва?
Я: А ты боишься крокодила?
Друг: Мне совсем не страшно − сюда не придут людоеды.
Я: Значит мы быстрее пойдем и выйдем к дому.
8. Как вёл себя ёжик, когда его нашли? Перечитай эти строки.
Ёжик не хотел, чтобы его брали на руки, а потом свернулся в клубок, пытался кусаться и кололся иглами. Так ежик отстаивал свою независимость.
«И вдруг вдоль стены кто−то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят − да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом.
Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето.
Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся».
9. Какой рассказ ты прочитал: страшный, смешной, поучительный?
Рассказ Е. Чарушина, который называется «Страшный рассказ», мне очень понравился и заинтриговал в самом начале.
Рассказ учит нас быть смелыми и не дрожать от страха по пустякам. Главные герои рассказа оплошали в том плане, что не разобрались, не включили свет, чтобы понять, кто шуршит.
Рассказ Е.Чарушина немного страшный в начале, потом оказался смешным и поучительным.
10. Раздели текст на смысловые части. С помощью подчёркнутых слов составь план рассказа. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
План рассказа:
1. Мальчики легли спать.
2. Кто−то топает ногами за дверью.
3. Пришли папа с мамой.
4. Ёжик жил с ребятами.
11. Вспомни сказку «У страха глаза велики». Чем похоже поведение главных героев в сказке и рассказе?
Эта сказка и рассказ Е.Чарушина − бытовые произведения и похожи тем, что герои одинаково со страху видят то, чего нет на самом деле. Отличие: сказка «У страха глаза велики» − народная, «Страшный рассказ» − авторский.
12. Прочитай пословицу. Отражает ли она главную мысль рассказа?
Робкого и тень страшит.
Главная мысль рассказа Чарушина «Страшный рассказ» заключается в том, что неизвестность усиливает чувство страха. И пословица «Робкого и тень страшит» отражает мысль рассказа − любое неизвестное (может быть и только тень) страшна робкому человеку.
Цель: Учить детей видеть скрытый смысл, заключенный в сказках. Отрабатывать навыки чтения, чтение по ролям, воспитывать в детях волевую саморегуляцию поведения, развивать творческие способности, речевые умения.
Оборудование: проектор, атрибуты для инсценировки, иллюстрация сказки.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
1. Пословицы (проектор)
Робкого и тень страшит.
Не ходи в лес, коли зайца боишься.
Трус собственной тени боится.
Кто дрожит, тот и бежит.
— Прочитайте пословицы про себя.
— Что объединяет эти пословицы? (трусость)
На доске: трусость
— Есть ещё другое слово «страх».
— Эти слова похожи, но и отличаются.
— Чем они отличаются?
— А толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича объясняет эти слова таким образом.
Трус – человек, легко поддающийся чувству страха. (проектор)
Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.
Трусость – поведение труса, робость, боязливость.
Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «У страха глаза велики».
— Как вы понимаете название этой сказки «У страха глаза велики»?
— Давайте сейчас прочитаем сказку.
2 Изучение нового материала.
1. Чтение сказки учителем (проектор. Показ иллюстрации)
— Что вы почувствовали?
— Было ли вам страшно?
— Отчего вам было смешно?
2. Учащиеся читают самостоятельно сказку.
3. Работа с текстом.
— Какие трудные слова встретились? Найдите в тексте? (проектор. Словарные слова)
Колодец – укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды.
Колода – род деревянного корыта – бревно с выдолбленной серединой
Наперсток – колпачок надеваемый на палец при шитье.
— Какие интересные слова заметили?
— Что хотел показать этими словами автор? (вода булькает, плещется, как они ходят)
— А ещё они чем интересны? (слова связаны с характером героев)
4. Работа в группах.
В русских народных сказках есть ещё какая то особенность. Например в этой сказке есть соответствие атрибутов к героям. Давайте пронаблюдаем над этим. В каждой группе даю карточки с заданиями. Вы должны заполнить каждый столбик схематичными рисунками. Рисунки должны узнать из текста. (обсуждение, с каждой группы выходят и рассказывают. Бабушка большая и ведро большое, она берет воду из колодца и объект страха большой. Почему, потому что бабушка большая. Мышка-норушка…..)
— Ещё в какой сказке есть похожее соответствие. (Три медведя. Показ книги)
Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной особенностью народных сказок.
5.Чтение по ролям.
— Эту сказку можно прочитать по ролям?
— Когда читаете по ролям, что мы должны показать? (интонацию, голосом должны показать).
6. Инсценировка.
— А сейчас мы станем все артистами большого детского театра и покажем нашу сказку инсценировкой. Хотите?
— А кто желает участвовать в нашем спектакле?
— Когда играем, постарайтесь передать характер своего героя. Ну теперь все это покажем сами. Пусть каждый артист подумает, как он покажет образ своего героя.
Спасибо вам молодцы. У вас очень хорошо получилось.
7. Итог урока
-Урок понравился?
— Что особенно понравилось?
Название нашей сказки взята из пословицы. «У страха глаза велики» — пословица о том, кто раз испугавшись, всего боится.
Спасибо всем за урок.
Презентация
0
Отражает ли главную мысль «Страшного рассказа» пословица «Робкого ( см.)?
Литературное чтение 2 класс:
Евгений Чарушин «Страшный рассказ»
Пословица «Робкого и тень страшит» отражает ли главную мысль рассказа?
Поясните свой ответ.
Читайте также
Ответы на печатную тетрадь по литературе за 2 класс можно найти на нескольких сайтах вот некоторые из них :
Смотрим Бунеева
Смотрим Бойкина
Смотрим Ефросинина
Домашние задания рекомендуется выполнять самостоятельно . Ответы на вопросы в печатных тетрадях на данных сайтах не гарантируют правильного ответа . Они являются не уникальными . Каждый педагог может распознать списанные домашние задания с интернета .
Начнем описание сказки «Серая звездочка» Бориса Заходера с описания главных героев.
Прежде всего обратим внимание, что это сказка в сказке, которую рассказывает еж своему ежонку.
Поэту папа еж и его ежонок также будут главными героями сказки
Далее это сама Серая звездочка, жаба.
Умный скворец, который придумал жабе оригинальное имя.
Это различные цветы — колокольчики, иван-да-марья, анютины глазки, розы, маргаритки.
Это бабочка крапивница, которая нашла свой конец в клюве скворца
Это Очень Глупый Мальчишка.
Также в сказке действуют вредители — слизняки, гусеницы, жуки.
Главная мысль сказки «Серая звездочка»: «Дело не в названии», главное то, как к тебе относятся твои друзья.
Это пословица говорит о том, что нужно быть благодарным. То есть не только стараться помочь людям (делать добро), но и помнить добро, которое сделали вам, быть благодарным за него.
То есть, если вам когда-то помогли, то не стоит забывать об этом. Таким образом, получается взаимовыручка — сначала тебе помогают, потом уже ты помогаешь. Если все люди будут следовать этому правилу, то мир станет добрее и светлее.
А также, я считаю, что поговорка «Хорошо тому кто добро делает, ещё лучше тому, кто добро помнит» говорит о том, что для самого человека лучше не заостряться на плохом, а наоборот помнить лишь хорошее. Так ему будет гораздо легче жить — в доверии к миру и окружающим людям.
Сюжет сказки «Серая звездочка» Заходера одновременно прост и вместе с тем поучителен. Глвной героиней сказки оказывается жаба, которую многие считают символом уродства. Однако в сказке жаба не знала о своей некрасивости и поскольку цветы, птицы и деревья очень ее полюбили была вполне довольна жизней. А ее глаза так вовсе всем казались просто изумительно красивыми.
Эта сказка учит нас не обращать внимание на внешность, а больше думать о внутреннем содержании. Когда мальчик, прибежавший в сад увидел жабу и стал в нее кидаться и обзывать грязными словами, жаба даже не поверила, что это относится к ней. Она сильно расстроилась, но ее друзья поддержали ее.
Эта сказка несомненно представляет собой очень поучительное сказание, которое заставит нас по новому посмотреть на казалось бы самые очевидные вещи.
Сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.
В отличие от других видов сказок в бытовых сказках описываются ситуации из повседневной жизни, в которых отражается реальный быт. Здесь нет фей, колдунов и волшебных животных или вещей-помощников.
Главными героями являются крестьяне, батраки, бедняки, которые своими нравственными качествами или поступками противопоставлены богачам, царю, купцу, помещику.
По своему содержанию бытовые сказки близки к анекдоту, отличаются юмором: в них высмеиваются жадность, лицемерие, глупость, чрезмерное любопытство, болтливость, зависть, сварливость, глупость, злоба, недальновидность и другие, которым противопоставлены трудолюбие, честность, ум, смекалка смелость, находчивость, щедрость, доброжелательность.
Такие сказки побуждают читателя определить свой нравственный выбор.
Например, такими являются: «Репка», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Вершки и корешки», «Болтливая баба», «Как Иван-дурак дверь стерёг», «Как старик домовничал», «Жена-спорщица» и др.