Раздел:
…затрудняюсь выбрать раздел
В блог
Подписаться на Дзен!
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Сказки бывают волшебные (Царевна-лягушка, Сивка-Бурка), бытовые (Каша из топора, Жена-спорщица) и про животных (Заюшкина избушка, Кот и лиса). К какому типу сказок относится Колобок?
Рассуждали так. Вроде, не совсем бытовая: Колобок как-то больше с животными общался, чем с дедом и бабой, хотя весь процесс хлебопечения прописан в деталях, и не волшебная (хотя, говорящая булочка?…), и не совсем про животных — Колобок ведь не зверь и не птица…
Какие у вас соображения? Заранее спасибо за идеи!)
24.09.2012 19:04:00,
8 комментариев
Ссылка:
24.09.2012 19:09:41, lusha1
а здесь ее обзывают кумулятивной
24.09.2012 19:12:00, lusha1
Спасибо) Значит, все-таки про животных.
Погуглила на пример «кумулятивности» — это типизация по форме (репка, например, тоже кумулятивная, но бытовая, а кумулятивный теремок — сказка о животных). Колобок, естественно, тоже кумулятивная — он всем поет одну и ту же песню!)
Елки-палки, литература 5 класс!))
24.09.2012 19:25:22, Pooh-the-Fox
Хм. Хорошо еще пятый. У сына то же самое в третьем.
24.09.2012 20:18:45, Красно Солнышко
По-моему, про колобка лучше в третьем, чем в пятом, особенно после Властелина колец.
24.09.2012 22:06:46, Pooh-the-Fox
и вот кому это надо? деточке это хоть интересно или только маме?
24.09.2012 19:29:36, lusha1
))Это деточкин вопрос. Деточка учительницу в классе поставил этим вопросом в неудобное положение, и она задала ему это в качестве ДЗ. С кумулятивными сказками выступит завтра, я думаю.
24.09.2012 19:42:14, Pooh-the-Fox
Ориентированная на знания деточка))))
24.09.2012 19:44:21, lusha1
© 2000-2023, 7я.ру
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA «ALP-Media» и авторов. Права авторов и издателя защищены.
7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!
Тест №1
Сказка «Царевна-лягушка»
1.
Когда зародилась
волшебная сказка:
А) в первобытном строе;
Б) в период родовой общины;
В) в период образования семьи.
2.
Какого
композиционного элемента нет в сказке «Царевна-лягушка»:
А) завязка;
Б) отлучка;
В) встреча с дарителем;
Г) чудесные помощники;
Д) победа и возвращение героя.
3.
Какому типу героя
соответствует главный герой сказки «Царевна-лягушка»:
А) активный, «высокий»;
Б) пассивный, «низкий».
4.
Какому типу героинь
соответствует образ героини сказки «Царевна-лягушка»:
А) «чудесная невеста»;
Б) обычная земная девушка.
5.
Кто является
противником Ивана-царевича в сказке «Царевна-лягушка»:
А) Змей;
Б) Кощей;
В) Баба-Яга;
Г) нечистая сила.
6.
В каком из миров
повстречал Иван-царевич старика:
А) в «своем царстве»;
Б) в «чужом царстве».
7.
Что в сказке
«Царевна-лягушка» разделяло 2 царства:
А) море-окиян;
Б) высокие горы»;
В) дремучий лес;
Г) огненная река.
8. Как герой
возвратился в «свое» царство:
А) перелетел на ковре-самолете;
Б) при помощи волшебства Василисы;
В) неведомо как, чудесным образом;
Г) на лучшем скакуне из Кощеевой конюшни.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
в |
2 |
б |
3 |
а |
4 |
а |
5 |
б |
6 |
а |
7 |
в |
8 |
г |
Тест №2
Итоговый тест по теме «Сказки»
1. К какому типу
сказок относятся «Колобок» и «Репка»:
А) к волшебным;
Б) к бытовым;
В) о животных;
Г) к кумулятивным.
2. Какой из
перечисленных видов сказок появился позже других:
А) волшебные;
Б) бытовые;
В) о животных.
3. В каком из
видов сказок человек уравнивается с животными:
А) в волшебных;
Б) в бытовых;
В) о животных.
4. В каких сказках
сверхъестественные силы остались только для насмешки:
А) в волшебных;
Б) в бытовых;
В) о животных;
Г) в кумулятивных.
5. Какие из сказок
отличаются не только занимательным сюжетом, но и юмором:
А) волшебные;
Б) бытовые;
В) о животных;
Г) кумулятивные.
6. Каково
изображение животных в сказках о животных:
А) аллегорическое;
Б) реалистическое;
В) антропоморфное.
7. Композиция
каких сказок отличается единообразием:
А) волшебных;
Б) бытовых;
В) о животных.
8. В какой сказке
был использован прием контраминации:
А) «Морозко»;
Б) «Батрак»;
В) «Лиса и волк»;
Г) «Шабарша».
9. В каких сказках
распространены повторы, утроения:
А) в волшебных;
Б) в бытовых;
В) о животных.
10. Что такое
сказка:
А) художественное повествование с установкой на
вымысел;
Б) рассказы о мире, о богах и героях;
В) устное народное творчество.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
г |
2 |
б |
3 |
в |
4 |
б |
5 |
б |
6 |
в |
7 |
а |
8 |
в |
9 |
а |
10 |
а |
Тест №3
Былина «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»
1. Из какого села
был родом Илья Муромец?
А) из Чернигова;
Б) из Карачарова;
В) из Киева;
Г) из Калинова.
2.
Куда хотел поспеть Илья Муромец к обеденке?
А) в Муром;
Б) в Чернигов;
В) в Киев;
Г) в Рязань.
3. Кем звали Илью
в Черниговград мужички?
А) царем;
Б) боярином;
В) воеводою;
Г) князем.
4. «Как у той
ли то у Грязи у Черной,
Да у той ли у березы у покляпой,
Да у той ли что у речки у Смородины,
У того ли креста у Леванидова …»
Что там находится?
А) три ворона на дубу;
Б) мужички-разбойнички;
В) нагнано силушки полным-полно;
Г) сидит Соловей-разбойник.
5. Чей сын
Соловей-разбойник?
А) Одихмантьев;
Б) Владимиров;
В) змеинов;
Г) богатырский.
6. От чего «все травушки-муравы заплеталися, а
лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все преклонялися»?
А) от покрика богатырского;
Б) от ветра;
В) от воя диких зверей;
Г) от соловьиного свиста.
7.
Кому Илья Муромец говорил таковы слова: «Ах ты, волчья сыть, травяной
мешок!»?
А) соловью-разбойнику;
Б) своему коню;
В) дочерям соловья;
Г) князю Владимиру.
8.
К кому повез Соловья Илья Муромец?
А) к отцу-матери;
Б) к мужичкам Черниговским;
В) к Киевскому князю;
Г) к жене и детям.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
б |
2 |
в |
3 |
в |
4 |
г |
5 |
а |
6 |
г |
7 |
б |
8 |
в |
Тест №4
И.А.Крылов «Волк и ягненок»,
«Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом»
1.
Басней называется:
А) рассказ в стихах о каком-то событии, случае;
Б) короткое нравоучительное произведение, в котором
есть иносказание и поучение;
В) короткое стихотворение, в остроумной форме
высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное мнение;
2.
Мораль басни «Волк и ягненок»:
А) «У сильного всегда бессильный виноват»;
Б) «Досуг мне разбирать вины твои, щенок»;
В) «Ты виноват уж тем, что хочется мне
кушать».
3.
Сколько героев в басне «Квартет»:
А) 3 героя;
Б) 4 героя;
В) 5 героев;
Г) 5 героев и автор, который высказывает мораль.
4.
Какова мораль в басне «Квартет»:
А) «Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»;
Б) «Мы, верно, ух, поладим, Коль рядом
сядем»;
В) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и
уши ваших понежней»;
Г) «В вы, друзья, как ни садитесь, Все в
музыканты не годитесь».
5.
В чьи уста вложена мораль в басне «Квартет»:
А) мартышки;
Б) осла;
В) соловья;
Г) автора.
6.
Какие события отражены в басне «Волк на псарне»:
А) реальный случай из жизни в деревне;
Б) события войны 1812 года;
В) пересказана народная сказка о животных.
7.
В каких словах заключена мораль басни «Волк на псарне»:
А) «Волк ночью думая залезть в овчарню, Попал на
псарню»;
Б) «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш
старинный сват и кум …»;
В) «С волками иначе не делать мировой, Как снявши
шкуру с них долой».
8.
Какой человеческий недостаток обличается в басне И.Крылова «Свинья под
дубом»:
А) невежество;
Б) трусость;
В) лживость.
9.
Персонаж басни «Свинья под дубом», который попытался остановить
свинью, подрывавшую корни Дуба:
А) Коршун;
Б) Орел;
В) Ворон;
Г) Голубь.
10.
Эпитет, используемый автором в басне «Свинья под дубом» для
характеристики Дуба:
А) многолетний;
Б) вековой;
В) старинный.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
б |
2 |
а |
3 |
в |
4 |
г |
5 |
в |
6 |
б |
7 |
в |
8 |
а |
9 |
в |
10 |
б |
Тест №5
Произведения А.С.Пушкина
1. Произведение А.С.Пушкина, начинающееся словами
«У лукоморья дуб зеленый…»:
А) является самостоятельным произведением;
Б) прологом к поэме «Руслан и Людмила»;
В) эпилогом к «Сказке о мертвой царевне и о 7
богатырях»;
Г) это не произведение А.С.Пушкина.
2.
Какая фраза из этого произведения не соответствует обрамляющим формулировкам:
А) «У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе
том»;
Б) «И там я был, и мед я пил»;
В) «Там русский дух… Там Русью пахнет…»;
Г) «И кот ученый свои мне сказки говорил».
3.
«Песнь о вещем Олеге» – это:
А) историческая баллада;
Б) мистическая баллада;
В) семейная баллада.
4. «Воителю
слава – отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда…»
В этих строках идет речь о:
А) об Иване Грозном;
Б) о князе Владимире;
В) о Петре I;
Г) об Олеге.
5.
Источником для «Песни о вещем Олеге» послужили:
А) древнерусские летописи;
Б) русские народные сказки;
В) исторические песни.
6.
Где Пушкин взял сюжет «Сказки о попе и о работнике его Балде»:
А) услышал от няни Арины Родионовны;
Б) узнал от Жуковского;
В) прочитал в древних рукописях;
Г) полностью придумал сам.
7.
Главным героем сказки является:
А) поп;
Б) Балда;
В) черти.
8.
В каких словах заключено поучение:
А) «Пошел поп по базару посмотреть кой-какого
товару»;
Б) «Буду служить тебе справно, усердно и очень
исправно»;
В) «Глупый ты бес, куда же ты за нами
полез?»;
Г) «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».
9.
Главный герой отрывка «Настали святки …»:
А) Татьяна;
Б) Светлана;
В) Лель;
Г) Агафон.
10.
Тема отрывка:
А) святочные гадания;
Б) судьба Татьяны;
В) судьба Светланы.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
б |
2 |
в |
3 |
а |
4 |
г |
5 |
а |
6 |
а |
7 |
б |
8 |
г |
9 |
а |
10 |
а |
Тест №6
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»
1. О каком историческом событии идет речь в
стихотворении:
А) Отечественная война 1812 года;
Б) Великая Отечественная война;
В) первая мировая война.
2. От лица кого ведется повествование в стихотворении:
А) автора;
Б) молодого солдата;
В) старого солдата.
3. Военная специальность героя стихотворения:
А) кавалерист;
Б) артиллерист;
В) пехотинец.
4. Персонаж, которому принадлежат слова: «Ребята!
Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой…»:
А) старый солдат;
Б) драгун;
В) полковник;
Г) генерал.
5. В строках: «И слышно было до рассвета, как
ликовал француз, но тих был наш бивак открытый …» – автор прибег к:
А) аллегории;
Б) сравнению;
В) антитезе;
Г) антропоморфизму.
6. В фразах «французы двинулись , как тучи»,
«носились знамена, как тени» используется:
А) аллегория;
Б) сравнение;
В) антитеза.
6. В фразах «французы двинулись , как тучи»,
«носились знамена, как тени» используется:
А) аллегория;
Б) сравнение;
В) антитеза.
7. Стиль речи, к которому можно отнести фразы «у
наших ушки на макушке», «постой-ка, брат мусью»:
А) разговорный;
Б) художественный;
В) деловой;
Г) научный.
8. На следующий день после боя русская армия была
готова:
А) отступить;
Б) продолжить бой;
В) укрепить свои позиции.
9. Итог Бородинской битвы, как это описано в
стихотворении:
А) русские войска проиграли;
Б) французы отступили;
В) ничья.
10. Стихотворение написано в форме:
А) былины;
Б) исторической песни;
В) баллады;
Г) сказа.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
А |
2 |
В |
3 |
Б |
4 |
В |
5 |
В |
6 |
Б |
7 |
А |
8 |
Б |
9 |
Б |
10 |
Г |
Тест №7
И.С.Тургенев. «Муму»
1. Тема повести:
А) осуждение крепостного права, калечащего судьбы
людей;
Б) противопоставление барыни и крепостных;
В) размышления о необходимости отмены крепостного
права.
2. В основе повести «Муму» лежит:
А) художественный вымысел;
Б) историческая реальность;
В) нереальное событие.
3. Действие происходит:
А) в Петербурге;
Б) в Москве;
В) в Орле.
4. Немота Герасима имеет символический смысл и
означает, что:
А) в своей стране он не может открыто высказываться;;
Б) ему не о чем говорить с людьми;
В) для тяжелой работы речь не нужна.
5. По характеру Герасим был:
А) общительным;
Б) добродушным;
В) жестоким;
Г) замкнутым.
Г) замкнутым.
6. Говоря, что Герасим «вырос немой и могучий,
как дерево растет на плодородной земле», автор использовал:
А) гиперболу;
Б) антитезу;
В) сравнение;
Г) метафору.
7. Герасим желал жениться на Татьяне, потому что ему:
А) было одиноко жить в его каморке;
Б) полюбилась Татьяна;
В) было трудно справляться с домашними делами.
8. Появление Муму в жизни Герасима:
А) скрасило его одинокую жизнь;
Б) отдалило его от людей;
В) позволило ему отдать собаке всю свою
невостребованную любовь.
9. Герасим ушел из Москвы, потому что:
А) лишился единственного друга;
Б) устал от городской жизни;
В) соскучился по крестьянскому труду.
10. Старость у барыни была:
А) веселая и щедрая;
Б) грустная и одинокая;
В) скупая и скучающая.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
А |
2 |
Б |
3 |
Б |
4 |
А |
5 |
Г |
6 |
В |
7 |
Б |
8 |
В |
9 |
А |
10 |
В |
Тест №8
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»
1. Какие события описаны в рассказе?
А) современные события в Чечне;
Б) война на Кавказе в 19 веке;
В) события послевоенного времени на Кавказе.
2. Почему Жилин поехал в отпуск домой?
А) повидаться со старухой-матерью;
Б) срочно жениться;
В) решил совсем оставить службу;
Г) забрать мать к себе.
3. Чье это описание: «Мужчина грузный, толстый,
весь красный, а пот с него так и льет»?
А) Жилина;
Б) Костыгина;
В) отца Дины;
Г) старика-татарина.
4. Какой прием использовал автор в следующих строках:
«как коза дикая», «ручонки тонкие, как прутики»?
А) антитезу;
Б) аллегорию;
В) метафору;
Г) сравнение.
5. Что сказал Абдул, когда Жилин отказался писать
письмо и заявил, что не боится татар?
А) что Жилин дурак;
Б) что убьет его;
В) что «урус джигит»;
Г) что он останется навечно рабом.
6. Для чего Жилин выпросил у своего хозяина ножик?
А) чтобы совершить побег;
Б) чтобы убить татарина;
В) чтобы сделать детям игрушку;
Г) чтобы починить часы.
7. Чье это описание: «Он был ростом маленький, на
шапке у него белое полотенце обмотано, бородка и усы подстрижены…»
А) старика-татарина;
Б) Абдула;
В) Костыгина;
Г) Кази-Мугамеда.
8. На основе какого приема построены образы Жилина и
Костыгина?
А) аллегории;
Б) антитезы;
В) сравнения;
Г) метафоры.
9. Какова тема рассказа?
А) война на Кавказе;
Б) взаимоотношения между людьми и взаимопонимания;
В) вражды и ненависти к врагу;
Г) различие и несхожесть между людьми разных народов.
10. Какова основная мысль этого рассказа?
А) люди должны жить в мире и согласии, т.к. между
людьми больше общего;
Б) надо бороться за свою свободу;
В) война возникает, потому что люди разных народов не
могут жить в мире.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
Б |
2 |
А |
3 |
Б |
4 |
Г |
5 |
В |
6 |
В |
7 |
А |
8 |
Б |
9 |
Б |
10 |
А |
Тест №9
Г.Х.Андерсен. Сказки
1. Где жил король со своими 11 сыновьями и дочерью
Элизой в сказке «Дикие лебеди»?
А) в той стране, где зимой выпадают глубокие снега и
дуют сильные ветры;
Б) в той стране, куда улетают от нас ласточки;
В) в той стране, где возвышаются чудные горы, кедровые
леса, города и замки.
2. Сколько было заплачено за книжку с картинками,
которую рассматривала Элиза?
А) полкоролевства;
Б) приданое матери Элизы;
В) сундук золота и драгоценных камней.
3. Сколько было лет Элизе, когда ее вернули домой?
А) 15 лет;
Б) 16 лет;
В) 20 лет.
4. Чем писали братья Элизы на своих золотых досках?
А) обычным мелом;
Б) цветными карандашами;
В) алмазными грифелями.
5. Почему Элизе нельзя было говорить после того, как
она начала работу?
А) потому что первое же ее слово убило братьев;
Б) потому что за разговорами дело идет медленнее;
В) потому что она не любила тратить время на пустые
разговоры.
6. Кто помогал Элизе плести рубашки в темнице?
А) дрозд;
Б) братья Элизы;
В) мышки;
Г) фея Моргана.
7. Что случилось с поленьями для костра:
А) они сами собой вспыхнули и в мгновенье сгорели;
Б) они превратились в благоухающий куст, покрытый
красными розами;
В) их раскидали братья Элизы, стремясь спасти свою
сестру;
Г) на них сожгли архиепископа.
8. Сколько братьев было у стойкого оловянного
солдатика?
А) 25;
Б) 24;
В) 12.
9. Почему солдатик оказался одноногим?
А) его отливали последним, и олова немного не хватило;
Б) мастеру это показалось забавным;
В) все солдатики были сделаны одноногими.
10. Что потребовала водяная крыса у солдатика?
А) пропуск;
Б) предъявить паспорт;
В) заплатить за проезд.
11. В кого был влюблен солдатик?
А) в тролля;
Б) в лебедей;
В) в прекрасную танцовщицу.
12. Что осталось от солдатика?
А) комочек олова, похожий на сердечко;
Б) обгорелая брошка;
В) ружье.
13. Что говорили при короля из сказки «Новое
платье короля», когда хотели сказать, что он занят важными делами?
А) король в совете;
Б) король занят;
В) король в гардеробной;
14. Почему никто не хотел признаваться в том, что
ничего не видит на станках?
А) боялись, что их казнят;
Б) им хотелось одурачить короля;
В) боялись, что их сочтут глупыми.
15. Кто крикнул, что король голый?
А) придворные;
Б) народ на улице;
В) сами мошенники;
Г) маленький мальчик.
16. Чем закончилась процессия:
А) король сразу же сбежал, устыдившись своего вида;
Б) величаво довели церемонию до конца;
В) король уволил и казнил своих придворных;
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
Б |
2 |
А |
3 |
А |
4 |
В |
5 |
А |
6 |
В |
7 |
Б |
8 |
Б |
9 |
А |
10 |
Б |
11 |
В |
12 |
А |
13 |
В |
14 |
В |
15 |
Г |
16 |
Б |
Тест №10
А.И.Куприн. «Синяя звезда»
1. Чье обличье проявилось в жителях Эрнотерры?
А) образ древних рыцарей-воинов;
Б) нородное эрнотеррское обличье;
В) смешение обликов двух народов.
2. В чем заключался главный, основной закон Эрнотерры?
А) все равны;
Б) никто не смеет лгать;
В) нельзя убивать;
Г) нельзя красть.
3. Что было предметом постоянного огорчения жителей
Эрнотерры и почему?
А) три портрета Эрна Первого, т.к. он был
исключительно уродлив;
Б) характер Эрна Великого, т.к. он был очень жесток;
В) умственные способности Эрна Святого, т.к. он был
непроходимо глуп.
4. Чем отличались все уродливые принцы из династии
Эрнов?
А) высокими душевными качествами;
Б) глупостью;
В) жестокостью;
Г) любовью к дурацким шуткам.
5. Почему в Эрнотерре были изъяты и уничтожены все
зеркала?
А) чтобы эрнотеррцы прекратили кокетство;
Б) чтобы еще больше утвердить равноправие полов;
В) чтоб принцесса не могла увидеть собственными
глазами, насколько она уродлива.
6. Как относился народ к дурнушке-принцессе?
А) с презрением;
Б) с негодованием и разочарованием;
В) с обожанием и жалостью.
7. Кто, по мнению А.Куприна, лучшая учительница языка?
А) вера;
Б) надежда;
В) любовь;
Г) доброта.
8. Почему королева-мать грустила на свадьбе дочери?
А) она расстраивалась из-за того, что принц увезет ее
дочь;
Б) она пререживала, предвидя, какие безобразные у них
родятся дети;
В) ей было тяжело, что принц замечает уродство ее
дочери и никогда не полюбит ее всей душой.
9. Чему радовалась Эрна в Париже?
А) что попал в царство уродов;
Б) что выбралась из своего королевства;
В) что все ее считают красивой.
10. Что гласила надпись, вырезанная Эрном Мудрым на
стене охотничьей комнаты?
А) «Господи, благослови эту страну и ее
народ»;
Б) «Мужчины моей страны умны, верны и
трудолюбивы; женщины честны, добры и понятливы. Но прости им бог – и те, и
другие безобразны»;
В) «Я, Эрл Первый, Великий и Святой, основал это
государство и дал его народу закон, религию и правителей до конца существования
Эрнотеррии. И да поможет мне Бог!».
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
Б |
2 |
Б |
3 |
А |
4 |
А |
5 |
В |
6 |
В |
7 |
В |
8 |
Б |
9 |
А |
10 |
Б |
Тест №11
А.Платонов. «Волшебное кольцо»
1. Какая из русских народных сказок близка к сюжету
сказки Платонова:
А) «Царевна-лягушка»;
Б) «По щучьему веленью»;
В) «Василиса Премудрая»;
Г) «Морозко».
2. Реальность в сказке:
А) прекрасная девушка-сирота;
Б) самосильная машина;
В) хрустальный мост;
Г) змеиный царь.
3. Отец змеи Скарапеи в благодарность за ее спасение
подарил Семену:
А) мешок золота;
Б) корзину жемчуга;
В) чудесный дворец;
Г) золотое кольцо.
4. Приемный сын Змея-царя, увидев кольцо на пальце
Семена, от завсити:
А) упал в обморок;
Б) превратился в гадюку;
В) снес столетние дубы;
Г) потерял сон и аппетит.
5. Семен рассказал жене о силе волшебного кольца, так
как:
А) любил ее и доверял ей;
Б) был глуп и недогадлив;
В) не дорожил тайной;
Г) хотел ее проверить.
6. Царь посадил Семена в тюрьму, потому что:
А) он был злой и несправедливый;
Б) по совету царицы;
В) он не поверил Семену;
Г) боялся, что Семен сбежит.
7. Кошка с собакой помогали Семену, так как:
А) кроме него их никто не кормил;
Б) он спас их от смерти;
В) их попросила мать Семена;
Г) они очень не любили царевну.
8. Аспид не мог обратиться в молодца, потому что:
А) не проходила его злоба на царевну;
Б) он потерял свою волшебную силу;
В) царевна не любила его;
Г) не ладил с отцом царевны м ненавидел его.
9. Какая из пословиц лучше всего выражает смысл
сказки:
А) «Сколько веревочке не виться, а концу
быть»;
Б) «Как аукнется, так и откликнется»;
В) «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»;
Г) «Долг платежом красен»
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
Б |
2 |
А |
3 |
Г |
4 |
Б |
5 |
А |
6 |
В |
7 |
Б |
8 |
А |
9 |
Г |
Тест №12
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца»
1. Жанр произведения:
А) повесть;
Б) сказка;
В) рассказ;
Г) сказка-быль.
2. Название произведения означает, что речь в нем идет
о:
А) богатых залежах торфа на болотах;
Б) душевном богатстве людей;
В) богатом растительном и фивтоном мире лесов;
Г) о кладах, зарытых на болотах.
3. В произведении описываются события:
А) времен первой мировой войны;
Б) времен первых лет советской власти;
В) периода Великой Отечественной войны;
Г) наших дней.
4. Тема произведения:
А) взаимоотношения между людьми;
Б) единство человека и природы, необходимость
заботливого отношения к природе;
В) размышления о том, насколько природа выше человека
и человеческих страстей;
Г) трудности военного времени.
5. Повествование в произведении ведется от лица:
А) Митраши;
Б) Насти;
В) геологов;
Г) жителей деревни.
6. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши
было:
А) прекрасное равенство;
Б) бесспорное первенство сестры;
В) преимущество брата;
Г) они вообще жили недружно.
7. Смысл истории сосны и ели:
А) элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающиеся
в ветреную погоду;
Б) рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова
болота;
В) введение читателя в волшебный мир природы и знакомство
с его обитателями;
Г) предыстория конфликта между Митрашей и Настей.
8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою,
так как:
А) люди, попав в нее, теряли зрение;
Б) здесь росли цветы, которые народ именовал
«куриная слепота»;
В) внешне она никак не отличалась от остального
болота;
Г) просветы воды в Елани были похожи на незрячие
глаза.
9. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал
от диких зверей жить для:
А) других;
Б) себя;
В) природы;
Г) человека.
10. Человеческая правда, которую Антипыч
«перешепнул» Травке, — это правда:
А) принципа «Один за всех и все за одного»;
Б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;
В) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я»;
Г) принципа «Моя хата с краю, я ничего не
знаю».
11. Травка не могла выносить плач сплетенных навеки
деревьев, так как:
А) они напоминали ей о ее собственном горе;
Б) собаке было страшно слышать этот вой;
В) ей было их жалко;
Г) этот вой нравился Серому Помещику.
12. В предложении: «Земля под ногой стала как
гамак, подвешенный над бездной» – используется:
А) антитеза;
Б) сравнение;
В) гипербола;
Г) метафора.
13. В отрывке: «Тогда серая хмарь плотно
надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень
резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все
Блудово болото зарычали, завыли, застонали» – используется:
А) гипербола;
Б) олицетворение;
В) метафора;
Г) антитеза.
14. Как окончил свою жизнь Серый Помещик:
А) замерз зимой в лесу;
Б) умер от старости;
В) его загрызла Травка, спасая Митрашу;
Г) был застрелен Митрашей.
15. Почему Настя отдала всю собранную клюкву
эвакуированным ленинградским детям:
А) чтобы целебной ягодой вылечить детей;
Б) чтобы ничто не напоминало ей об ее жадности;
В) потому что ее заставили это сделать;
Г) чтобы таким образом искупить свою жадность.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
Г |
2 |
А |
3 |
В |
4 |
Б |
5 |
В |
6 |
А |
7 |
Г |
8 |
В |
9 |
Б |
10 |
Б |
11 |
А |
12 |
Б |
13 |
Б |
14 |
Г |
15 |
Г |
Тест №13
П.П.Бажов. «Каменный цветок».
1. Что сказано о возрасте Прокопьича?
А) был старым;
Б) в пожилых годах был;
В) был еще не стар;
Г) был дряхлым стариком.
2. Каково прозвище было у Данила в детстве?
А) Недокормыш;
Б) Откормленный;
В) Выкормыш.
3. На чем научился играть Данилко?
А) на рожке;
Б) на гармони;
В) на балалайке.
4. Что за беда случилась с Данилушкой из-за игры на
музыкальном инструменте?
А) были украдены деньги из барского дома;
Б) его наказали за безделье;
В) потерялись несколько коров.
5. Почему бабушка Вихориха пользовалась известностью?
А) гадала людям на картах;
Б) лечила людей травами;
В) помогала всем нуждающимся.
6. Какой из трех описанных Вихорихой цветов является,
по ее словам, воровским?
А) разрыв-трава;
Б) папоротник;
В) каменный цветок.
7. В какой день каменный цветок, по словам Вихорихи,
имеет полную силу?
А) на Иванов день;
Б) на Рождество;
В) на змеиный праздник.
8. После чего Данилу признали мастером?
А) когда он выточил зарукавье-змейку из цельного
камня;
Б) когда научился вырезать различные узоры да
цветочки;
В) когда выточил чашу по чертежу.
9. Что случилось с дурман-цветком, который вытачивал
Данилушка?
А) Данилушка его разбил;
Б) Данила отдал его барину;
В) Данила подарил его хозяйке Медной горы.
10. Что олицетворяет собой хозяйка Медной горы?
А) красоту и богатство природы;
Б) сказочные силы, помогающие людям;
В) божественные силы.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
Б |
2 |
А |
3 |
А |
4 |
В |
5 |
Б |
6 |
А |
7 |
В |
8 |
А |
9 |
А |
10 |
А |
Тест №14
П.П.Бажов. «Горный мастер»
1. Сколько лет прошло с тех пор, как Данила пропал?
А) 5 лет;
Б) 8 лет;
В) года 2 или 3.
2. Как люди стали обзывать Катю из-за ее нежелания
забыть Данилу?
А) Смертнова;
Б) Покойникова;
В) Мертвякова.
3. Когда Катя ушла жить в Данилову избу:
А) сразу после исчезновения Данилы;
Б) после смерти родителей;
В) после просьбы Прокопьича.
4. В каком возрасте, по заводскому, девушку считали
перестарком:
А) после 40 лет;
Б) после 18 лет;
В) после 20 лет.
5. Какова была первая Катина поделка:
А) бляжки;
Б) заколки;
В) шкатулка.
6. Из какого камня Катя изготовила свою поделку:
А) из алмаза;
Б) из нефрита;
В) из малахита.
7. Какой узор был на бляжках?
А) цветок с бабочкой;
Б) две птицы;
В) деревья.
8. Что освещало сад Хозяйки Медной горы?
А) лампочки;
Б) каменный цветок;
В) золотые змейки.
9. Как объяснил Данила свое долгое отсутствие?
А) был в Колывани на выучке;
Б) был у Хозяйки Медной горы;
В) был в тюрьме.
10. Почему соседи и родня решили, что Данила все-таки
живой?
А) он делал новую чашу;
Б) он курил трубку;
В) ин играл на рожке.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
В |
2 |
В |
3 |
Б |
4 |
В |
5 |
А |
6 |
В |
7 |
Б |
8 |
В |
9 |
А |
10 |
Б |
Тест №15
К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб».
1. Жанр произведения:
А) рассказ;
Б) быль;
В) сказка.
2. Тема произведения:
А) труд и взаимная выручка;
Б) забота о животных;
В) человек и природа.
3. Значение слова «теплый» в названии
произведения:
А) обладающий душевной теплотой, приветливый;
Б) согревающий тело, сытный;
В) недостаточно горячий.
4. Раненый конь остался жить у:
А) кузнеца;
Б) мельника;
В) лесника.
5. Старая сорока считала, что помогла Фильке:
А) позвав на помощь ворон;
Б) разбудив летний ветер;
В) напугав своим стрекотанием лютый мороз.
6. Причиной лютого мороза столетней давности бабка
Фильки считала:
А) злобу людскую;
Б) жадность народную;
В) грубость человеческую.
7. Филька понял, что совершил отвратительный, злой
поступок, когда:
А) обидел коня;
Б) усилился мороз;
В) услышал рассказ бабушки.
8. Отчего помер злой мужик из бабушкиной легенды:
А) от жадности;
Б) от старости;
В) от охлаждения сердца.
9. В предложении: «В чистом небе над осокорями
стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами» – словосочетание
«как невеста» является:
А) сравнением;
Б) олицетворением;
В) антитезой.
10. Изображение ночного пейзажа представляет собой:
А) повествование;
Б) описание;
В) рассуждение.
11. В предложении: «Ветер … понесся над полями,
посвистывая и посмеиваясь над морозом» – автор использует:
А) метафору;
Б) аллегорию;
В) олицетворение.
12. История воина-инвалида и раненого коня объединяет
прием:
А) антитеза;
Б) сравнение;
В) аллегория.
13. В предложении «За окнами воздух был синий,
густой, страшный» выделенные слова являются:
А) эпитетами;
Б) метафорами;
В) сравнениями.
14. Настоящим спасением для деревни явилось:
А) совместный труд ее жителей;
Б) перемена направления ветра;
В) своевременная помощь сороки.
15. Смысл подношения детьми хлеба-соли коню:
А) желание поделиться хлебом с голодным животным;
Б) благодарность за труд;
В) примирение и извинение за залой поступок Фильки.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
В |
2 |
А |
3 |
А |
4 |
Б |
5 |
Б |
6 |
А |
7 |
В |
8 |
В |
9 |
А |
10 |
Б |
11 |
В |
12 |
Б |
13 |
А |
14 |
А |
15 |
В |
Тест №16
Сказки Л.С.Петрушевской.
1. Кем работала Нина?
А) врачом;
Б) парикмахером;
В) продавцом.
2. Чье это описание: «Это оказался симпатичный
молодой человек с черной бородой и в очень красивых темных очках» —
А) Анисим;
Б) волшебник;
В) граф.
3. Что потребовал волшебник за то, чтобы дать Нине
маленький нос:
А) правую руку;
Б) большой палец ее правой руки;
В) указательный палец ее правой руки.
4. Кем оказался Анисим:
А) врачом;
Б) учителем;
В) парикмахером.
5. Как дразнили мальчика-бубенчика ребята:
А) звоночком;
Б) теленком;
В) коровой.
6. Что любил делать колдун:
А) притворяться простым человеком;
Б) гулять ночью по лесу;
В) бросаться камнями.
7. Во что превратился колдун:
А) в бульдозер;
Б) в кошку;
В) в пень.
8. Почему часы показывали без пяти пять:
А) в это время умерла мама девочкиной мамы;
Б) они были ненастоящие и всегда показывали это время;
В) в сказке ничего об этом не сказано.
9. Почему часы нельзя было заводить:
А) потому что отмеряли время неверно;
Б) потому что из-за этого день и ночь менялись
местами;
В) потому что они начинали отсчитывать время жизни
того, что их завел.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
Б |
2 |
Б |
3 |
Б |
4 |
А |
5 |
В |
6 |
А |
7 |
В |
8 |
А |
9 |
В |
Тест №17
М.Д.Зверев. «Тайна двухэтажного города»
1. Жанр произведения:
А) сказка;
Б) рассказ;
В) повесть;
Г) быль.
2. Кем по профессии был С.И.Васильев:
А) историком;
Б) археологом;
В) географом.
3. В честь кого был построен мавзолей Айша-Биби:
А) в честь султана;
Б) в честь хана Караханидов;
В) в честь девушки-наездницы.
4. Как назывался древний город, который был когда-то
на месте современной Алматы:
А) Алима;
Б) Алма-Ата;
В) Тараз.
5. Что случилось с прежней собакой лесника Лукича:
А) она убежала в лес;
Б) она умерла;
В) ее загрызла лиса.
6. О каком «злом цветке» идет речь в главе
«Горными тропами»:
А) о неопалимой купине;
Б) о генциане;
В) о горной аквилегии.
7. О каком зверьке рассказывается в той же главе,
который сушит траву на зиму:
А) о сурке;
Б) о морской свинке;
В) о пищухе.
8. Кто такой Абдул-Раззак:
А) профессор археологии;
Б) зодчий древнего города;
В) паломник, путешествовавший с караванами по Великому
Шелковому пути.
9. Чье это описание: «Темно-синяя птица с
фиолетовым отливом, села на камень, раскинула веером хвост», —
А) жаворонок;
Б) синий дрозд;
В) синяя птица.
10. Что привязали дикому голубю на лапу, чтобы
просигналить о своей беде:
А) кусок бумаги;
Б) кусок травы;
В) ленту Сабиры.
11. Что обнаружили Вова и Сабира в старом кувшине:
А) мед;
Б) золотые деньги;
В) шелковые свитки и чертежи.
12. Что случилось с резиновыми сапогами Вовы:
А) он их потерял;
Б) их съел медведь;
В) они утонули в ручье.
13. Почему Алма-Ата названа в произведении двухэтажным
городом:
А) потому что под современным городом находился
древний;
Б) потому что все дома в нем двухэтажные;
В) потому что город окружен горами, и они как второй
этаж.
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
В |
2 |
Б |
3 |
В |
4 |
А |
5 |
В |
6 |
А |
7 |
В |
8 |
Б |
9 |
В |
10 |
В |
11 |
В |
12 |
Б |
13 |
А |
Тесты
по русской словесности
5 класс
Литература. Итоговый тест по теме «Сказки», 5 класс
Тематический тест по русской литературе. 5 класс. Предназначен для проверки усвоения темы «Сказки». Проводится после завершения её изучения. В тесте 12 вопросов и 3 варианта ответа, один из которых является правильным.
Литература 5 класс | Автор: Автор: Тихонова надежда андреевна | ID: 1055 | Дата: 21.1.2014
Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться
Вопрос №
1
Каково изображение животных в сказках о животных
реалистическое
антропоморфное
аллегорическое
Вопрос №
2
Какой из перечисленных видов сказок появился позже других
о животных
волшебные
бытовые
Вопрос №
3
К какому типу сказок относятся «Колобок» и «Репка»
к кумулятивным
к волшебным
к бытовым
Вопрос №
4
В каком из видов сказок человек уравнивается с животными
в бытовых
о животных
в волшебных
Вопрос №
5
В каких сказках распространены повторы, утроения
в бытовых
в волшебных
о животных
Вопрос №
6
В какой сказке был использован прием контраминации
«Батрак»
«Морозко»
«Лиса и волк»
Вопрос №
7
Что такое сказка
художественное повествование с установкой на вымысел
рассказы о мире, о богах и героях
устное народное творчество
Вопрос №
8
Кто является противником Ивана-царевича в сказке «Царевна-лягушка»
Змей
Баба-Яга
Кощей
Вопрос №
9
Композиция каких сказок отличается единообразием
волшебных
бытовых
о животных
Вопрос №
10
Когда зародилась волшебная сказка
в период образования семьи
в первобытном строе
в период родовой общины
Вопрос №
11
Какие из сказок отличаются не только занимательным сюжетом, но и юмором
бытовые
кумулятивные
волшебные
Вопрос №
12
В каких сказках сверхъестественные силы остались только для насмешки
о животных
в волшебных
в бытовых
Мир
сказки чрезвычайно пестр, разнообразен
и подвижен. Классификация важна не
только потому, что вносит в пестрый мир
сказки порядок и систему. Она имеет и
чисто познавательное значение. Объединение
в один разряд гетерономных явлений
ведет к дальнейшим ошибкам. Поэтому
надо стремиться к правильному объединению
однородных сказочных образований.
Разные виды сказки различаются не только
внешними признаками, характером сюжетов,
героев, поэтикой, идеологией и т.д., они
могут оказаться совершенно различными
и по своему происхождению и истории и
требовать различных приемов изучения.
Поэтому правильная классификация имеет
первостепенное научное значение. Между
тем мы вынуждены признать, что в нашей
науке до сих пор нет общепринятой
классификации сказок. [15;6]
А.Н.
Афанасьев предпринял попытку упорядочения
сказок. В эту классификацию включены
несколько крупных разрядов:
сказки
о животных;
сказки
о людях:
а)
волшебные;
б)
новеллистические (включая анекдоты).
К
этим крупным разрядам примыкают более
мелкие, представленные 1-2 случаями. В
последние годы был установлен разряд
– сказки кумулятивные, или цепевидные.
Этого
деления будем придерживаться и мы. [15;
33; 28]
Волшебные
сказки
Структура
волшебной сказки по В.Я. Проппу
В
большинстве случаев понятие волшебной
сказки определяется через ее сюжеты и
мотивы.
Волшебную
сказку надо определять, используя не
расплывчатое понятие волшебности, а
присущие ей закономерности. Закономерность
начинается там, где есть повторяемость.
Волшебная сказка действительно обладает
какой-то специфической повторяемостью
и при всем разнообразии обладает
единообразием.
Завязка
Начальная
или вводная ситуация иногда обставляется
подчеркнутым благополучием. Все обстоит
прекрасно: сын да дочь «такие дородные,
такие хорошие».
Начальная
ситуация иногда бывает эпически
распространена. Старики бездетны. Они
молятся о рождении сына. Герои рождаются
чудесным образом.
Действие
же начинается с того, что происходит
какое-нибудь несчастье. Все начинается
с того, что кто-нибудь из персонажей,
перечисленных в начальной ситуации, на
время уезжает.
Отлучка
очень часто сопровождается запретами.
Запреты – очень важный и интересный
культурно-исторический элемент. По
тому, что запрещается, можно определить
эпоху и ее характер.
Нарушением
запрета вызывается начальная беда. Беда
в дальнейшем вызовет противодействие,
и этим приводится в действие весь ход
сказки.
Формы
начальной, «завязочной» беды очень
разнообразны, и здесь нет возможности
их перечислить: изгнание из дома, подмена,
убийство или угроза его, околдование,
вампиризм – вот некоторые из форм
первоначальной беды.
Недостача.
Однако
не все волшебные сказки начинаются с
беды. Иногда беде соответствует
какая-нибудь ситуация, при которой
чего-то не хватает. Эффект получается
тот же, что и при похищении.
В
типичной волшебной сказке вся завязка
сводится к тому, чтобы отправить героя
из дома. Подводя итоги, мы можем сказать,
что завязка складывается из каких-либо
элементов, подготавливающих беду
(временная отлучка, запрет или нарушение),
из самой беды или соответствующей ей
недостачи, их просьб о помощи или отсылке
героя, и ли из желания самого героя
оказать противодействие. Он просит его
отпустить, просит благословения и т.д.
И, наконец, герой отправляется из дома.
Типы
героев
Начальная
ситуация включает лица старшего и
младшего поколения. И беда может произойти
как с теми, так и с другими. На ход развития
сюжета это не влияет, но на характере,
на типе героя отражается. В одном случае
герой отправляется избыть чужую беду.
Он ищет похищенных царевен или царицу,
идет на борьбу со змеем и т.д. Это
герой-искатель. В другом случае он изгнан
из дома, как падчерица или ребенок,
похищенный ведьмой. Такой герой может
быть назван героем-жертвой.
Дарители
В
сказке встречаются дарители. Это всякого
рода старухи или старика, случайно
встреченные, которые также указывают
путь и если не непосредственно дарят
волшебное средство или помощника, то
подсказывают как его найти.
Есть
дарители иного типа. К ним можно отнести
благодарных животных. Животные или
дарят герою детеныша, или предоставляют
себя в распоряжение, сообщая формулу
вызова.
Во
всех случаях волшебное средство или
волшебный помощник даются в награду.
Волшебные
помощники и волшебные предметы
Передачей
волшебного средства вводится новый
персонаж.
К
зооморфным помощникам относятся
благодарные животные. Они представляют
собой как бы одну категорию.
Другую
группу представляют собой антропоморфные
помощники фантастического характера.
Это всякого рода искусники, обладающие
необычайным умением или искусством.
Третью
группу помощников составляют невидимые
духи, иногда с очень своеобразными
названиями («Невидим», «Шмат-Разум»).
В
одну категорию с волшебными помощниками
могут быть объединены и волшебные
предметы. Предметы действуют в сказке
как живые существа и с этой точки зрения
условно могут быть названы «персонажами».
Развязка
В
развязке герою предстоит выдержать бой
со своим противником. Наиболее яркая
форма его – это змееборство. Победой
над змеем определяется и освобождение
похищенной или плененной им девушки.
Похищение
– не единственная, но ведущая, основная
форма развязки. Обладая волшебными
средствами, герой избывает начальную
беду в формах, которые соответствуют
завязке. Похищенный или искомый
похищается, заколдованный расколдовывается
и т.д.
Осложнения
Добыв
предмет своих поисков, герой возвращается.
Мы фиксируем функцию возвращения.
Возвращение может привести к прибытию
домой, и на этом сказка кончается. Но
это далеко не всегда так: возвращение
иногда принимает характер бегства, что
стоит в прямой связи с похищением как
формой добычи. На обратном пути герой
может подвергнуться преследованию, от
которого он всегда благополучно
спасается.
Сказка,
по существу, начинается сначала. Беда,
которая происходит с героем теперь, —
такая же завязка, как и вначале.
Трудная
задача
Трудная
задача имеет целью не только отпугнуть
ложного героя, но и обнаружить героя
настоящего.
Мотив
трудной задачи – только один из наиболее
популярных и разнообразных мотивов
волшебной сказки. Данная мотивировка
задачи (найти настоящего героя) – только
одна из возможных.
Мотив
трудной задачи несовместим с мотивом
змееборства или соответствующих ему
форм боя. По этому признаку можно
установить два типа сказок: развивающиеся
через мотив боя и развивающиеся через
мотив трудной задачи.
Содержание
задач чрезвычайно разнообразно.
Функционально они объединены признаком:
они выполнимы только героем, обладающим
тем самым волшебным средством или
помощником, который соответствует
задаче.
Брак
и воцарение героя
Выполнение
трудной задачи ведет к тому, что
скрывавшегося героя узнают. Его могут
узнать по клейму на лбу, по платочку и
т.д. Ложный герой наоборот обличается
и наказывается.
Герой
женится и воцаряется. Браку обычно
сопутствует воцарение.
Единство
композиции и многообразие сюжетов
Волшебные
сказки выделяются из других не по
признаку «фантастичности» или
«волшебности», а по особенностям своей
композиции, которыми другие виды сказок
не обладают.
Композиция
волшебных сказок всегда одна и та же. В
этом состоит их единообразие и
закономерность. Не во всех сказках есть
все функции. Выбор функции и формы ее
определяет сюжет, т.е. данная композиционная
схема вмещает огромное количество
разнообразных сюжетов. Своеобразие
сказочного стиля обычно видят в том,
что волшебная сказка насыщена постоянными
формулами, из которых особое внимание
обращают на себя вводные и заключительные
формулы. Вводная формула выводит сказку
из сферы реального времени и реального
пространства.
Волшебная
сказка обладает тончайшим, совершенно
специфическим юмором, окрашенным в
легкую, добродушную иронию. [26 ]
Новеллистические
сказки
В
новеллистических сказках мир только
один. Это мир, в котором мы живем.
Обстановка
не описывается, а только мыслится или
подразумевается, или дается как некоторый
фон. Действующие лица всегда принадлежат
к определенной социальной категории.
Герой бытовых сказок — молодой парень,
крестьянин, солдат, батрак, мужик. Его
антагонист – барин, помещик, поп, судья,
кулак, богач. Поэтому эти сказки часто
имеют классовый характер.
Эти
сказки могут служить средством изучения
крестьянского мировоззрения и крестьянской
житейской философии. Как и волшебные,
они насквозь оптимистичны. Герой всегда
побеждает своих противников. Но характер
борьбы здесь иной, как иная и мораль
этих сказок. В бытовой сказке носители
зла земные люди. Это чаще всего враги
крестьянина. Противник героя силен
социально, но ничтожен по существу.
Герой обездолен, беден, угнетен. В его
облике как будто нет ничего красивого,
подчеркнуто героического. Но в то же
время он воплощение смелости, решительности,
находчивости, неугасимой силы духа и
воли к борьбе. Поэтому он всегда побеждает.
Один
из основных признаков этих сказок –
отсутствие сверхъестественности. В
них, как правило, не нарушаются законы
природы, волшебного средства никогда
нет.
Все
бытовые сказки ярко юмористичны. Они
отвечают здоровому стремлению, смеху,
хохоту. Бытовая сказка тяготеет к
анекдоту.
В
бытовой сказке не бывает утроений,
типичных для волшебной сказки. Бытовая
сказка чужда так называемой формульности
волшебной сказки, в ней нет вступительных
и заключительных формул, нет общих мест
и общих формул. [15; 26]
Кумулятивные
сказки
Основной
композиционный прием кумулятивных
сказок состоит в каком-либо многократном,
все нарастающем повторении одних и тех
же действий, пока созданная таким образом
цепь не обрывается или же не расплетается
в обратном, убывающем порядке. Простейшим
примером может служить сказка «Репка».
В
этом нагромождении и состоит весь
интерес и все содержание сказок. В них
нет никаких интересных «событий»,
сюжетного порядка. Наоборот, самое
событие ничтожно, и ничтожность этого
события иногда находится в комическом
контрасте с чудовищным нарастанием
вытекающих из него последствий и с
конечной катастрофой (разбилось яичко
– сгорает вся деревня).
Композиция
кумулятивных сказок чрезвычайно проста:
экспозиция чаще всего состоит из
какого-нибудь незначительного события
или очень обычной в жизни ситуации: дед
сажает репу, баба печет колобок,
разбивается яичко и т.д. Эта экспозиция
даже не может быть названа завязкой,
так как совершенно не видно, откуда
развивается действие. Оно развивается
неожиданно и в этой неожиданности один
из главных художественных эффектов
сказки. Искусство таких сказок не требует
никакой логики.
Сказки
построены на ряде обменов, причем мена
может происходить в убывающем порядке
– от лучшего к худшему или наоборот.
Целый
ряд кумулятивных сказок построен на
последовательном появлении каких-нибудь
непрошеных гостей.
Особый
вид представляют собой сказки, построенные
на создании цепи из человеческих тел
или тел животных. В сказке «Репка» все
падают, вытащив репку.
К
кумулятивным сказкам можно причислить
и такие, в которых все действие основывается
на различных видах комических бесконечных
диалогов. [15]
Сказки
о животных
Сказки
о животных мы выделяем по тому принципу,
что главными действующими лицами в них
являются животные. Сказки о животных,
за некоторым исключением, все же
составляют естественную группу, несмотря
на то, что при ближайшем рассмотрении
обнаруживают большое жанровое
разнообразие.
Сказки
о животных подчинены закону переносимости
действий с одних персонажей на другие.
Первично действие, сюжет, вторичны
действующие лица, а, следовательно, то
или иное животное или даже человек не
могут служить основным признаком для
определения жанра. Животные и человек
взаимозаменяемы.
Кроме
сказок, где действующими лицами являются
одни только животные, есть такие, где
действуют и животные, и люди.
Есть
сказки, в которых люди и животные
выступают на равных правах.
В
животном эпосе находит широкое отражение
человеческая жизнь, с ее страстями,
алчностью, жадностью, коварством,
глупостью и хитростью и в то же время с
дружбой, верностью, благодарностью,
т.е. широкая гамма человеческих чувств
и характеров, равно как и реалистическое
изображение человеческого быта. [15; 26 ]
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #