Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83
Размышляем о прочитанном.
1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.
Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.
Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»
Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.
Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.
Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.
Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.
Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.
Литература и изобразительное искусство
Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.
В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.
Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги.
На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.
Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.
Фонохрестоматия
1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.
При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.
Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.
3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.
Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.
6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.
Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.
-
К какому виду сказок вы бы отнесли сказку «Спящая царевна», если бы она была народной? Известно, что она появилась после
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
urijahbates563
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Геометрия2 минуты назад
Найди периметр треугольника
-
Геометрия3 минуты назад
Мне нужно решение, тема вписаные и описаные треугольники
-
Геометрия3 минуты назад
Два угла трапеции равны 80 и 120″. Найди неизвестные углы этой трапеции.
-
Русский язык3 минуты назад
Помогите с английским
-
Другие предметы3 минуты назад
Роль семьи в здоровом образе жизни
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика1 час назад
Помогите пж
-
Геометрия1 час назад
помогите пожалуйста!!!!
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
В сказке Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» особое впечатление на меня произвело описание людей, заснувших внезапно во дворе царского дома. Это описание подробное, доброе и веселое.
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
Если бы сказка «Спящая царевна» была народной, то ее можно было бы отнести к волшебным сказкам. Русскую народную волшебную сказку в ней напоминает волшебство, злой герой, помощники (чародейка, заменившая смерть на сон, и человек, рассказавший царскому сына о спящей царевне), зачин «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…». Автор использует в сказке народные выражения: «Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир / Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да почивать», «Веретенце, не ленись, Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит…».
Главное отличие сказки Жуковского от народной – она написана стихами. В ней есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи: например, «Блещут розы по кустам», «Зданье – чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; / Вместе с ней объемлет он / Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках / Ножки – чудо красотой», «Распалительным огнем / Жарко рдеющих ланит / И дыханьем уст облит, / Он души не удержал…»
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили на бал, потому что пропало одно из золотых блюд, предназначенных для волшебниц. Оно исчезло по неизвестной причине. Царь Матвей решил проблему, не задумываясь о последствиях, нет блюда, значит не нужно приглашать одну из волшебниц, тем более именно одна из них была старой, хромой и злой.
Старая колдунья отомстила за неуважение тем, что самовольно появилась на пиру и предрекла царской дочери смерть от укола веретеном. Одна из чародеек смягчила злое пожелание: смерть обернется сном на 300 лет. Когда три столетия миновали царский сын поцелуем разбудил прекрасную царевну.
Литература и изобразительное искусство
Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
За время существования сказки «Спящая царевна» она вдохновила многих художников на создание к ней иллюстраций. Это Владимир Кутлинский, Борис Дехтерев, Николай Устинов, Владислав Ерко. Но, наверное, самая интересная картина к этой сказке написана известным русским художником Виктором Васнецовым. Можно очень долго рассматривать это полотно, потому что живописец изобразил не только спящую царевну, но и множество спящих людей: у каждого свое выражение лица, позы, детали одежу и быта.
Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))
1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
Манера сказывания народной сказки значительно отличается от художественного чтения литературной сказки. Народные сказки – это произведения устного творчества, в них много присказок, повторов, но нет деталей быта и описаний природы, людей. Литературная же сказка создавалась автором, в ней другие приемы и много изобразительно-выразительных средств. Читается она как художественное поэтическое произведение.
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
Злая чародейка говорит вкрадчиво, но ворчливо и зло, добрая же волшебница говорит обычным голосом, открыто.
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
Интонация актера вновь приобретает бодрые и оптимистические оттенки, ведь до этого он описывал «сонное царство», а теперь перед нами – живой царевич, нужно показать его деятельность, стремительность. Появилась надежда на пробуждение царевны, счастливое завершение событий.
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Выли ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет, в них больше действия, так как их рассказывали устно. Теперь же, когда сказку можно записать и ничего не забудется, появилась возможность сочинять такие длинные описания.
Размышляем о прочитанном
Особенности баллад В. А. Жуковского
1. Кто главные герои баллады?
Главными героями баллады являются царь, его дочь и молодой паж. Героями баллады можно считать окружение царя, морскую пучину и населяющих ее чудовищ.
Кубок – большой сосуд в виде чаши, бокала. В балладе Жуковского кубок – это тот предмет, за которым в морскую пучину ныряет паж. Кубок обычно символизирует победу. В него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки. Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз, но, когда он нырнул, не помолившись, ради почета и богатства, он не смог победить.
2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?
Царь проявляет жестокость, когда объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.
Благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.
Рыцарство – самоотверженность, благородство. Рыцарским можно назвать первый прыжок пажа, потому что он как бы берет удар на себя, ведь волю царя не выполнили ни латники, ни рыцари. Второй прыжок пажа свидетельствует о гордыне пажа, понадеявшись уже только на себя, он ныряет за богатством и положением.
3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете?
Просьба царевны пощадить молодого пажа говорит о том, что сердце девушки полно сострадания к юноше и, может, стыда за бездушное поведение отца. Желание пажа отличиться, проявить смелость, получить кубок и руку царевны можно оправдать его молодостью и пылкими чувствами. Жестокость царя, его произвол, желание повелевать жизнями людей, конечно, достойны только осуждения.
4. Как автор относится к героям – кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?
Отношение автора к царю мы понимаем через отношение рыцарей и латников к его просьбе: они «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на вызов царя. Жуковский, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного юношу.
Автор восхищается смелым поступком пажа: «…вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед…» Поэт передает свое отношение с помощью слов зрителей, которые называют пажа «Красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что юноша «И борется, спорит с волной…». Человек, который не сдается, всегда вызывает уважение. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; Отважность сверкнула в очах…» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.
Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой…» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.
Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея», просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну… глядит».
Учимся читать выразительно
2. Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, торжественные, печальные)?
При чтении баллады вслух необходимы грозные и призывные интонации, когда будет говорить царь. Интонации ужаса – при описании моря, грусти, когда юноша нырнул и исчез в пучине, веселья, когда паж вынырнул. Интонация страха, соединенного с надеждой, нужна, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами. Заканчивается чтение тихо, с длинными паузами.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).