В самом центре Средней земли, называемой эвенками Дулин Буга жил один человек. Чтобы позвать: «Мама!» — не было у него матери; чтобы обратиться: «Папа!» — не было у него отца; чтобы сказать: «Чо!» — не было у него оленя. Жил он на этой средней земле — Дулин Буга — один-одинешенек, и даже слова «человек» никогда не слышал, не знал, что это такое. Жил он так в одиночестве много лет.
И вот однажды сел он у своего очага и задумался: «Как же это так, почему я живу один? Неужели на моей прекрасной земле, называемой Дулин Буга, нет ни одного существа, подобного мне? Если бы я вышел из воды, то на моих пятках остались бы хоть капельки ее, если бы я упал с неба — то на моей макушке остались бы хоть капельки тумана, если бы я из-под земли вышел — то прилипли бы песчинки к моим бокам! Нет, я хочу найти людей, подобных мне!»
Сказав так, пошёл он искать людей. Быстро бежал по родной Дулин Буга, преодолевая огромные расстояния, перепрыгивая большие и маленькие реки, взбираясь на высокие хребты. Увидев перед собой огромную гору, задумался: как же ее преодолеть? Вдруг он услышал сверху какие-то звуки — это было чье-то пение, но наш герой впервые слышал человеческую речь и никак не мог понять, что это. Вдруг из-за девяти туч он увидел птицу, она
Дулин Буга — Средняя земля. По древним представлениям эвенков, земля состояла из трех ярусов: Нижнего, где жила нечистая сила; Верхнего, где жили боги; Средний мир был родиной людей.
кружила в воздухе и пела, пела человеческим голосом. Хотя Умусликэн никогда не слышал человеческой речи и сам не разговаривал (как же он мог разговаривать один!), но он понимал птицу. Кружась, птица села на высокое дерево и запела:
— Дакен, дакен, дакен!
Глянул Умусликэн на нее — а перед ним на дереве сидит красивая девушка, волосы у нее так длинны, что свешиваются до самой земли. Девушка опустилась на землю и сказала:
— Одинокий богатырь Умусликэн, лети за мной. Наверное, тебе хочется узнать, кто были твои родители. Лети за мной, лети за мной!
Проговорив, она взмыла в воздух, вновь обратившись птицей, и бросила ему два крыла.
Схватил Умусликэн в каждую руку по крылу и полетел за птицей. Улетая от него все дальше и дальше, птица пропела: «Это я погубила твоих родителей и твой народ!»
Услышав это, Умусликэн стрелой полетел вслед за птицей, поднялся вначале на высоту за семь туч, но, видя, как быстро коварная птица удаляется от него, он поднялся на высоту девяти туч и стал преследовать ее, стараясь не упустить из виду.
Сколько они летели, он не знал, так как узнавал лето по дождю, зиму по снегу, осень по опавшей листве, весну по талому снегу.
Вдруг вдали наш богатырь увидел огромное море, не было ему ни конца, ни края, впадали в него девяносто девять больших рек, семьдесят семь маленьких рек и восемьдесят восемь озер, сливаясь вместе, пополняли это море своими водами. А летел наш Умусликэн без отдыха уже три года, за это время он совсем из сил выбился. Опустился он на берег этого огромного моря отдохнуть. Сидя на берегу, он думал, как ему перелететь его. Вдруг, подняв голову вверх, услышал чье-то пение. Эта была белка. Она запела:
— Куми-кумикэкэн, кумикэкэн! Слушай меня внимательно, богатырь Умусликэн, мои слова своим сердцем пойми, глубоко в свою душу введи, в свои уши вложи! Я, твоя сестра, хочу помочь тебе. Много-много лет назад злой авахи напал на наш народ, истребил его, погубил наших родителей, увел меня в плен. Только одного мальчика успели спрятать в лесу — это был ты. Вот почему ты рос один, не слыша человеческого слова, не видя материнской ласки, не ведая отцовской заботы. Но оказывается, ты не умер, ты жив, теперь ты должен отомстить за нас. Тебе придется сразиться с сильным противником, та птица, что завела тебя в эти земли, и есть тот враг — авахи.
Технологическая карта урока по литературе Восточной Сибири в 5 классе.
Тема: Эвенкийская народная сказка «Умусликэн».
В обучении, на сегодняшний день, технологическая карта урока рассматривается как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. В дидактическом (отдел педагогики, излагающий общие методы обучения) контексте она представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от цели до результата. В рамках недели открытых уроков по ФГОСу, мною был проведён урок по теме: Эвенкийская народная сказка «Умусликэн».
Технологическая карта урока
Подготовила |
Марчук О. В. |
Предмет |
ЛВС |
Класс |
5 класс |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Тема |
Эвенкийская народная сказка «Умусликэн». |
Цель |
Знакомство с народом ВС – Эвенки. Ознакомить учащихся с народным творчеством эвенков на основе сказки «Умусликэн»; создать условия для развития эмоционального восприятия произведения; образного мышления, творческого воображения, устной речи. |
УУД |
Личностные УУД: сознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Формирование положительного отношения к учёбе; способность к взаимооценке и самооценке; умение работать индивидуально и коллективно. Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое Познавательные УУД: работать с информационными текстами … Коммуникативные УУД: работать в группе … |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся + УУД |
Этап №1 Организационный |
Приветствует учащихся (обращает внимание на морозное утро за окном, которое не должно повлиять на их хорошее настроение и тёплую атмосферу на уроке). |
Личностные УУД: способность к мотивации в работе. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. |
Этап №2 Постановка учебно-практической задачи |
Слово учителя. Ребятам, как в сказке, с помощью трёх подсказок надо будет определить тему урока. |
Знакомство с поставленной учителем задачей. Личностные УУД: развитие самостоятельности и ответственности в работе. Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока. |
Этап №3 Реализация проблемной ситуации |
1) Презентация + видео (материал о жизни эвенкийского народа). 2) Автор произведения (беседа о наличии автора к произведению). 3) Отрывок из сказки (чтение отрывка из сказки «Умусликэн» с муз. сопровождением). Направляет и координирует учеников |
Познавательные УУД: восприятие нового материала с выбором нужной информации. Класс внимательно слушает все подсказки учителя, догадавшиеся фиксируют в свою рабочую таблицу. |
Этап №4 Обсуждение проблемной ситуации |
Учитель спрашивает о теме урока Анализирует работу учащихся, обсуждают совместно недочёты |
Личностные УУД: осознание полноты или неполноты знаний по проблемной ситуации. Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Ученики формулируют ответ. Высказывают свое мнение по сформулированной ими теме урока (осознание собственной степени подготовленности к выполнению работы). Фиксируют все данные в рабочую таблицу. |
Этап №5 Постановка и реализация частных задач |
Слово учителя (объяснение) Учащимся предстоит устная работа с текстом сказки «Умусликэн», которую они читали дома. Анализ эвенкийской народной сказки «Умусликэн»: Вопросы: 1 задача: Доказать, что данное произведение сказка… 2 задача: К какому виду относится данная сказка… 3 задача: Комментарий к заглавию сказки + характеристика главного героя. |
Учащиеся слушают практическую задачу. Совместная работа с учителем (осознание собственной степени подготовленности к выполнению работы). Работа с текстом сказки (примеры). Личностные УУД: проявление интереса к новому материалу, умение работать индивидуально и коллективно (выслушивать устные ответы). Познавательные УУД: работать с текстом сказки «Умусликэн», осуществление анализа, умение осуществлять поиск нужной информации; Коммуникативные УУД: работать индивидуально и коллективно, отвечая устно и выслушивая других учеников. |
Этап №6 Физминутка = Проверка Д/З |
Объяснение: Запись пожелания эвенкийскому народу на рисунках (Д/З) + запечатать в конверт. Конверт подписать (связь с повседневной жизнью) |
Оформление рисунков (пожелание). Каждый, выполнивший домашнее задание, кладёт свой рисунок в конверт. Желающий подписывает большой конверт, класс помогает. Личностные УУД: умение работать индивидуально и коллективно. |
Этап №7 Итог + Рефлексия |
Вопросы учителя по уроку |
Делают выводы, что нового они узнали о бактериях. Заполняют таблицу. Осуществляют взаимооценивание и самооценивание деятельности. Заполняют рабочую таблицу (оценка) Личностные УУД: формирование положительного отношения к учёбе; способность к взаимооценке и самооценке. Регулятивные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Этап №8 Инструктаж домашнего задания |
Объяснение: По сложности (по выбору учащихся) 1. Прочитать эвенкийскую сказку «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай» (стр. 32 – 39) и сделать письменно анализ (материал сегодняшнего урока) 2. Письменная характеристика главного героя сказки «Умусликэн». 3. Отчитать любой эпизод сказки «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай» (стр. 32 – 39) , письменно прокомментировать свой выбор. |
Учащиеся изучают домашнее задание. Сами оценивают свои возможности – выбирают. Личностные УУД: формирование способности к адекватному оцениванию своих знаний и способностей. |
Как видим, технологическая карта отражает деятельность учителя, деятельность учеников . Сама структура карты нацеливает учителя на осознанный подход к планированию процесса формирования образовательных результатов. В карте в целостном и наглядном виде представлен весь процесс деятельности и достаточно детально прописаны отдельные действия учителя и учеников в последовательности от цели к результату.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 подсказка
Современная притча:
Крупный промышленник, который занимался производством обуви, решил расширить рынок сбыта своей продукции. Для этого он послал в африканские страны двух экспертов, чтобы те изучили рынок и сделали необходимые выводы.
Через некоторое время приходит факс от первого эксперта: «Спешу сообщить, что рынок безнадёжен! Здесь все ходят босые!»
Вслед за этим приходит факс от второго эксперта: «Спешу сообщить, что рынок просто великолепен! Здесь все ходят босые!»
-
К какому виду сказок вы бы отнесли сказку «Спящая царевна», если бы она была народной? Известно, что она появилась после
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
urijahbates563
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Геометрия2 минуты назад
Найди периметр треугольника
-
Геометрия3 минуты назад
Мне нужно решение, тема вписаные и описаные треугольники
-
Геометрия3 минуты назад
Два угла трапеции равны 80 и 120″. Найди неизвестные углы этой трапеции.
-
Русский язык3 минуты назад
Помогите с английским
-
Другие предметы3 минуты назад
Роль семьи в здоровом образе жизни
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика1 час назад
Помогите пж
-
Геометрия1 час назад
помогите пожалуйста!!!!
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
В сказке Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» особое впечатление на меня произвело описание людей, заснувших внезапно во дворе царского дома. Это описание подробное, доброе и веселое.
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
Если бы сказка «Спящая царевна» была народной, то ее можно было бы отнести к волшебным сказкам. Русскую народную волшебную сказку в ней напоминает волшебство, злой герой, помощники (чародейка, заменившая смерть на сон, и человек, рассказавший царскому сына о спящей царевне), зачин «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…». Автор использует в сказке народные выражения: «Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир / Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да почивать», «Веретенце, не ленись, Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит…».
Главное отличие сказки Жуковского от народной – она написана стихами. В ней есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи: например, «Блещут розы по кустам», «Зданье – чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; / Вместе с ней объемлет он / Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках / Ножки – чудо красотой», «Распалительным огнем / Жарко рдеющих ланит / И дыханьем уст облит, / Он души не удержал…»
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили на бал, потому что пропало одно из золотых блюд, предназначенных для волшебниц. Оно исчезло по неизвестной причине. Царь Матвей решил проблему, не задумываясь о последствиях, нет блюда, значит не нужно приглашать одну из волшебниц, тем более именно одна из них была старой, хромой и злой.
Старая колдунья отомстила за неуважение тем, что самовольно появилась на пиру и предрекла царской дочери смерть от укола веретеном. Одна из чародеек смягчила злое пожелание: смерть обернется сном на 300 лет. Когда три столетия миновали царский сын поцелуем разбудил прекрасную царевну.
Литература и изобразительное искусство
Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
За время существования сказки «Спящая царевна» она вдохновила многих художников на создание к ней иллюстраций. Это Владимир Кутлинский, Борис Дехтерев, Николай Устинов, Владислав Ерко. Но, наверное, самая интересная картина к этой сказке написана известным русским художником Виктором Васнецовым. Можно очень долго рассматривать это полотно, потому что живописец изобразил не только спящую царевну, но и множество спящих людей: у каждого свое выражение лица, позы, детали одежу и быта.
Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))
1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
Манера сказывания народной сказки значительно отличается от художественного чтения литературной сказки. Народные сказки – это произведения устного творчества, в них много присказок, повторов, но нет деталей быта и описаний природы, людей. Литературная же сказка создавалась автором, в ней другие приемы и много изобразительно-выразительных средств. Читается она как художественное поэтическое произведение.
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
Злая чародейка говорит вкрадчиво, но ворчливо и зло, добрая же волшебница говорит обычным голосом, открыто.
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
Интонация актера вновь приобретает бодрые и оптимистические оттенки, ведь до этого он описывал «сонное царство», а теперь перед нами – живой царевич, нужно показать его деятельность, стремительность. Появилась надежда на пробуждение царевны, счастливое завершение событий.
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Выли ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет, в них больше действия, так как их рассказывали устно. Теперь же, когда сказку можно записать и ничего не забудется, появилась возможность сочинять такие длинные описания.
Размышляем о прочитанном
Особенности баллад В. А. Жуковского
1. Кто главные герои баллады?
Главными героями баллады являются царь, его дочь и молодой паж. Героями баллады можно считать окружение царя, морскую пучину и населяющих ее чудовищ.
Кубок – большой сосуд в виде чаши, бокала. В балладе Жуковского кубок – это тот предмет, за которым в морскую пучину ныряет паж. Кубок обычно символизирует победу. В него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки. Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз, но, когда он нырнул, не помолившись, ради почета и богатства, он не смог победить.
2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?
Царь проявляет жестокость, когда объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.
Благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.
Рыцарство – самоотверженность, благородство. Рыцарским можно назвать первый прыжок пажа, потому что он как бы берет удар на себя, ведь волю царя не выполнили ни латники, ни рыцари. Второй прыжок пажа свидетельствует о гордыне пажа, понадеявшись уже только на себя, он ныряет за богатством и положением.
3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете?
Просьба царевны пощадить молодого пажа говорит о том, что сердце девушки полно сострадания к юноше и, может, стыда за бездушное поведение отца. Желание пажа отличиться, проявить смелость, получить кубок и руку царевны можно оправдать его молодостью и пылкими чувствами. Жестокость царя, его произвол, желание повелевать жизнями людей, конечно, достойны только осуждения.
4. Как автор относится к героям – кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?
Отношение автора к царю мы понимаем через отношение рыцарей и латников к его просьбе: они «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на вызов царя. Жуковский, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного юношу.
Автор восхищается смелым поступком пажа: «…вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед…» Поэт передает свое отношение с помощью слов зрителей, которые называют пажа «Красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что юноша «И борется, спорит с волной…». Человек, который не сдается, всегда вызывает уважение. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; Отважность сверкнула в очах…» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.
Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой…» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.
Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея», просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну… глядит».
Учимся читать выразительно
2. Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, торжественные, печальные)?
При чтении баллады вслух необходимы грозные и призывные интонации, когда будет говорить царь. Интонации ужаса – при описании моря, грусти, когда юноша нырнул и исчез в пучине, веселья, когда паж вынырнул. Интонация страха, соединенного с надеждой, нужна, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами. Заканчивается чтение тихо, с длинными паузами.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).