Что такое литературный жанр — какие жанры произведений бывают
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопрос о жанре как разновидности той или иной сферы искусства достаточно сложен. Этот термин встречается в музыке, живописи, архитектуре, театре, кино, литературе.
Определить жанр произведения – это задача, с которой справится не каждый школьник. Для чего вообще необходимо жанровое деление? Где проходят границы, отделяющие роман от поэмы, а рассказ от повести? Попробуем разобраться вместе.
Жанр в литературе — что это такое
Слово «жанр» происходит от латинского genus (вид, род). Литературоведческие справочники, сообщают, что:
жанр – это исторически сложившаяся разновидность литературных произведений, объединённых определённых набором формальных и содержательных признаков.
Из определения видно, что в процессе жанровой эволюции важно выделить три момента:
- каждый жанр литературы формируется на протяжении длительного времени (у каждого из них есть своя история);
- главной причиной его появления становится потребность оригинальным образом выразить новые идеи (содержательный критерий);
- отличить один вид произведения от другого помогают внешние признаки: объём, сюжет, структура, композиция (формальный критерий).
Все жанры литературы можно представить таким образом:
Это три варианта типологии, помогающие отнести произведение к тому или иному жанру.
История появления жанров литературы на Руси
Литература стран Европы формировалась по принципу движения от общего к частному, от анонимного к авторскому. Художественное творчество как за рубежом, так и в России, питалось двумя источниками:
- духовной культурой, центром создания которой были монастыри;
- народной речью, фольклором.
Если внимательно всмотреться в историю словесности в Древней Руси, можно заметить, как на смену летописям (что это?), патерикам, житиям святых и святоотеческим сочинениям постепенно приходят новые формы повествования.
На рубеже XIV-XV веков появляются такие жанры древнерусской литературы, как слово, хождение (предок романа-путешествия), басня (бытовой «осколок» нравственной притчи), героическая поэма, духовный стих. На материале устных преданий вырастает былина, выделившаяся отдельно в период распада древнего мифа на сказочный эпос и реалистическую воинскую повесть.
Взаимодействуя с зарубежными письменными традициями, русская литература обогащается новыми жанровыми формами: романом, светской философской повестью, авторской сказкой, а в эпоху романтизма (когда это было?) – стихотворением (что это?), лирической поэмой, балладой.
Реалистический канон вызывает к жизни проблемный роман, повесть, рассказ. На рубеже ХIХ-ХХ веков снова становятся популярны жанры с размытыми границами: эссе (что это такое?), очерк, новелла, маленькая поэма, символистская сказка (что это?). Старые формы наполняются оригинальным смыслом, переходят друг в друга, разрушают заданные стандарты.
Мощное влияние на становление жанровой системы оказывает драматическое искусство. Установка на театральность меняет облик таких привычных рядовому читателю жанров, как поэма, повесть, новелла и даже небольшое лирическое стихотворение (в эпоху поэтов-«шестидесятников»).
В современной литературе жанровый канон остаётся открытым. Намечается перспектива взаимодействия не только внутри отдельных жанров, но и внутри различных видов искусства. Каждый год появляется новый жанр в литературе.
Литература по родам и видам
Самая популярная классификация разбивает произведения «по родам» (все ее составляющие показаны в третьей колонке на рисунке, приведенном в начале этой публикации).
Чтобы разобраться в этой жанровой классификации, необходимо запомнить, что литература, как и музыка, стоит на «трёх китах». Эти киты, называемые родами, в свою очередь, делятся на виды. Для наглядности представим эту структуру в виде схемы:
- Самым древним «китом» считается эпос. Его прародителем стал миф (что это такое?), который распался на легенду и сказание.
- Лирика появилась, когда человечество перешагнуло этап коллективного мышления и обратилось к индивидуальным переживаниям каждого члена сообщества. Природа лирики – личный опыт автора.
- Драма старше эпоса и лирики. Её появление связывают с эпохой античности и появлением религиозных культов – мистерий. Драма стала искусством улиц, средством высвобождения коллективной энергии и воздействия на массы людей.
Эпические жанры и примеры таких произведений
Самые крупные эпические формы, известные новому времени – это эпопея и роман-эпопея. Предками эпопеи можно считать сагу, распространённую в прошлом у народов Скандинавии, и сказание (например, индийское «Сказание о Гильгамеше»).
Эпопея – это многотомное повествование о судьбе нескольких поколений героев в исторически сложившихся и закреплённых культурной традицией обстоятельствах.
Обязателен богатый социально-исторический фон, на котором разворачиваются события частной жизни героев. Для эпопеи важны такие признаки, как многокомпонентность сюжета, связь между поколениями, наличие героев и антигероев.
Так как она изображает масштабные события на протяжении веков, в ней редко встречается тщательная психологическая прорисовка, но эпопеи, созданные в последние несколько столетий, сочетают эти установки с достижениями современного искусства. В «Саге о Форсайтах» Дж. Голсуорси не только описана история нескольких поколений семьи Форсайтов, но и даны тонкие яркие образы отдельных персонажей.
В отличие от эпопеи, роман-эпопея охватывает меньший промежуток времени (не более ста лет) и повествует о 2-3 поколениях героев.
В России этот жанр представлен романами «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого.
К средним формам эпоса относятся роман и повесть.
Термин «роман» происходит от слова «Roman» (римский) и напоминает об античном прозаическом повествовании, породившем этот жанр.
Образцом античного романа считается «Сатирикон» Петрония. В средневековой Европе получает распространение плутовской роман. Эпоха сентиментализма дарит миру роман-путешествие. Реалисты развивают жанр и наполняют его классическим содержанием.
На рубеже XIX-XX веков появляются следующие виды романов:
- философский;
- психологический;
- социальный;
- интеллектуальный;
- исторический;
- любовный;
- детективный;
- приключенческий роман.
В школьной программе множество романов. Приводя примеры, назовите книги И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Новь». Жанр «Преступления и наказания», «Идиота», «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского — тоже роман.
Повесть не затрагивает судьбы поколений, но имеет несколько сюжетных линий, развивающихся на фоне одного исторического события.
Повесть – это жанр «Капитанской дочки» А. С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя. В.Г. Белинский говорил о первенстве повествовательной литературы в культуре XIX века.
Малые эпические формы (рассказ, очерк, новелла, эссе) имеют одну сюжетную линию, ограниченное число персонажей и отличаются сжатым объёмом.
Для примера подойдут рассказы А. Гайдара или Ю. Казакова, новеллы Э. По, очерки В.Г. Короленко или эссе В. Вульф. Оговоримся, что очерк иногда «работает» как жанр научного стиля или публицистики, но обладает художественной образностью.
Лирические жанры
Крупные лирические формы представлены поэмой и венком сонетов. Первая более сюжетна, что роднит её с эпосом. Второй статичен. В венке сонетов, состоящем из 15-ти 14-стиший, описывается какая-либо тема и впечатления автора о ней.
В России поэмы имеют социально-исторический характер. «Медный всадник» и «Полтава» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Реквием» А.А. Ахматовой – все эти поэмы лирически описывают русскую жизнь и национальные характеры.
Малые формы лирики многочисленны. Это стихотворение, ода (что это?), канцона, сонет, баллада, эпитафия, басня, мадригал, рондо, триолет. Некоторые формы зародились в средневековой Европе (сонетный жанр лирика в России особенно полюбила), некоторые (например, баллада) стали наследием немецких романтиков.
Традиционно небольшие стихотворные произведения принято делить на 3 вида:
- философская лирика;
- любовная лирика;
- пейзажная лирика.
В последнее время как отдельный подвид также выделилась городская лирика.
Драматические жанры
Драма даёт нам три классических жанра:
- комедия;
- трагедия;
- собственно драма.
Все три разновидности сценического искусства зародились в Древней Греции.
Комедия изначально ассоциировалась с религиозными культами очищения, мистериями, во время которых на улицах разворачивалось карнавальное действо. Шедший по улицам вместе с артистами жертвенный козёл «comos», названный впоследствии «козлом отпущения», символизировал все людские пороки. Их-то и должна, по канону, высмеивать комедия.
Комедия — это жанр «Горя от ума» А.С. Грибоедова и «Недоросля» Д.И. Фонвизина.
В эпоху классицизма сложилось 2 типа комедии: комедия положений и комедия характеров. Первая играла обстоятельствами, выдавала одного героя за другого, имела неожиданную развязку. Вторая сталкивала действующих лиц перед лицом идеи или задачи, порождая театральный конфликт, на котором держалась интрига.
Если во время комедии драматург ожидал целительного смеха толпы, то трагедия ставила своей задачей вызвать слёзы. Она была обязана закончиться гибелью героя. Сопереживая героям, зритель испытывал катарсис или очищение.
В жанре трагедии написаны «Ромео и Джульетта», а также «Гамлет» У. Шекспира.
Собственно драма – это позднейшее изобретение драматургии, снимающее терапевтические задачи и делающее установку на тонкий психологизм, предметность, игру.
Примером классической драмы можно считать пьесы Н.А. Островского и А.П. Чехова.
Определение жанра литературного произведения
Чтобы правильно определить жанр текста, советуем оттолкнуться от авторского обозначения. Иногда оно помогает разгадать смысл произведения.
Как поэма «Евгений Онегин» была названа романом? Для чего Гоголь определил роман «Мёртвые души» как поэму? И почему чеховский «Вишнёвый сад» — комедия? Жанровые обозначения – это подсказки, напоминающие, что в мире искусства есть верные направления, но, к счастью, нет навсегда проторённых дорог.
Чуть выше приведено видео, помогающее определить жанр того или иного литературного произведения.
Жанры литературы в таблицах: список и определения
Можно сказать, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.
Но в XIX веке литература начала живо меняться, откликаясь то на падение феодализма, то на торжество буржуазии. В искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.
Но знать основы основ надо. Особенно если вы и сам писатель. А начинающий или практикующий — уже не столь важно.
Что такое литературный жанр
Даже на самую первую пробу пера (которой можно считать наскальную живопись) человека вдохновил мир вокруг него. Быт, приключения, фантазии, переживания всегда норовили стать историями, которые можно было бы рассказать кому-то. Время и опыт, культура и история оттачивали инструменты повествования, их уникальные каноны и признаки. Так появился литературный жанр.
История появления жанров литературы
Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.
Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.
Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.
Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.
Исторически их три: эпос, лирика и драма. Роды обобщили литературные жанры:
- по художественным признакам;
- по типу отношения автора к его героям и сюжету.
Со временем сформировался и четвертый род, объединивший черты лирики и эпоса. Он получил закономерное имя — лироэпика.
Вглядимся получше в главные призраки жанров литературы:
Эпос появился в литературе не для того, чтобы скромничать. Идейный размах тут простирается от грозных мифов вроде «Старшей Эдды» и сказаний об эллинских богах до рыцарей Круглого стола и былин о русских богатырях. При этом объем эпического произведения может быть совсем небольшим.
- Масштабный исторический и социальный фон, оттеняющий судьбы нескольких поколений героев;
- Ярко выраженные протагонисты и антагонисты;
- Насыщенный сюжет;
Социальная проблематика.
!При этом может отсутствовать тонкая проработка характеров: сопряжение судеб с монументальными событиями намного важнее.
Пример: Михаил Шолохов, «Тихий Дон»
- Подробное описание бытия главного героя в нестандартный для него период жизни;
- Акцент на развитии личности, борьбы с обстоятельствами, преодолении препятствий;
- Несколько сюжетных линий и временных периодов;
- Философская подоплека в паре с актуальными историческими событиями.
!Зачастую в романе присутствуют элементы драмы и лирические отступления.
Пример: Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»
- По объему и содержанию — нечто среднее между рассказом и романом (не менее ста страниц объема);
- Повествование чаще всего ведется в хронологическом порядке, коротком промежутке времени и ограниченном пространстве;
- Сюжет не всегда построен на крупной интриге и больше сфокусирован на главном герое. Остальных персонажей чаще всего — не более трех-четырех;
- История, однако, может окончиться трагической развязкой или клиффхэнгером.
!В зарубежной литературе понятия повести разнятся буквально от страны к стране. Например, в англо-американской литературе под нею понимают «короткий роман».
Пример: Николай Карамзин, «Бедная Лиза»
- Небольшая история в прозе, изложенная в относительно нейтральной манере;
- Одна четкая сюжетная линия;
- Минимум персонажей;
- Одна проблема, которая разрешается кульминацией;
- Тема чаще всего довольно однозначно прописана в названии.
!Повествование построено по схеме «завязка — основная часть — развязка».
Пример: Антон Чехов, «Дама с собачкой»
В лирике важны личные переживания и впечатления автора. Лирики не только изобретательны в плане образов и метафор, но и субъективны в выражении мыслей и оценок. А значит, не так уж романтично-безобидны (см. А. С. Пушкин с его эпиграммами).
- Короткий рассказ, в котором для нравственного поучения автор использует иносказание;
- Персонажи — не только люди, но и животные, растения, неодушевленные предметы, часто наделенные человеческими качествами;
- Острая проблематика, эмоциональная подача, выразительный язык.
! Заложенное в притче нравоучение читателю предлагается расшифровывать самостоятельно.
Пример: Леонардо да Винчи, «Блоха в овечьей шкуре»
- Малая форма; сюжет сосредоточен либо на конкретном событии, либо на описании чувств и внутреннего мира персонажа;
- Необходимые интонации и настроение задают выбранный автором размер, ритм и рифма;
- В числе прочих признаков — сюжетность, лаконичность и смысловая завершенность.
!Именно здесь ярче всего присутствие лирического героя — художественного альтер эго автора. Извечны споры о том, насколько обычно близки/далеки друг от друга автор и лирический герой.
Пример: Владимир Набоков, «Лилит»
- Основные темы: воспевание потерь, горьких воспоминаний, печалей, быстротечности жизни;
- Обычно написана от первого лица и без четкой структуры;
- Построена на личных эмоциональных (а не рациональных) переживаниях лирического героя;
- Объем — максимум средний
Пример: Василий Жуковский, «Вечер. Элегия»
- Стихотворное обращение поэта к реальной или выдуманной личности;
- Выступает просьбой, осуждением, пожеланием, и его характер — торжественный, дружеский или укоряющий — зависит от адресата;
- Второе название послания — эпистола, поскольку это действительно практически открытое письмо в стихах;
- Как правило, отличается изящным остроумием и легкостью слога.
!К настоящему времени поэтические письма не относятся к популярным формам.
Пример: Михаил Лермонтов, «Валерик»
- Лаконичное стихотворение-насмешка, посвященное известной личности, крупному событию или общественному явлению;
- По сути, является поджанром сатиры;
- Состоит из постепенной завязки и неожиданного, язвительного завершения;
- Наполнена колкостями, остротами, желчью, уместны даже непристойности.
!У древних греков эпиграмма вовсе не использовалась для подколов: она была синонимом эпитафии, надписи на надгробии и даже коротким стихотворным комплиментом.
Пример: Валентин Гафт, «Татьяне Дорониной»
- «Выросла» из песней, сложенных в честь победителей Олимпийских игр, и сохранила свой главный признак — восхваление героя или события;
- Торжество, пафос языка — обязательны, а просторечия и неологизмы недопустимы;
- Михаил Ломоносов относил оду к высокому штилю;
- Зачастую богата на мифологические аллюзии.
!В современной литературе оды не слишком востребованы, а уж если их и сочиняют, то только как сатиру.
Пример: Фридрих Шиллер, «Ода к радости»
- По традиции используется для выражения высоких (как правило, любовных) переживаний;
- Представитель так называемых твердых форм: должен состоять из 14 строк, разбитых на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Каждая строфа имеет синтаксическую завершенность;
- Размеры — пятистопный или шестистопный ямб. Одно из самых больших зол — банальные рифмы и словоповторы;
- Сюжет следует четкой структуре: утверждение темы — завязка — развязка — «сонетный замок» (завершение).
!Сонет — одна из немногих поэтических форм, которую можно считать относительно молодой: ей около семи сотен лет.
Пример: Франческо Петрарка, сонет 4
Произведения драматических жанров считаются самыми динамичными, но и самыми непростыми из классических жанров.
- Главная цель — с помощью остроумного и динамичного сюжета представить курьезы общества в смешном ракурсе;
- Комический конфликт строится на «кривом зеркале»: несоответствии событий, о которых мы читаем, и принятых в реальной жизни норм;
- Несмотря на обилие поджанров, существует два главных типа: комедия характеров (смеемся над людьми) и комедия положений (смеемся над ситуациями).
!Комедия считается одним из главных столпов драмы: этот факт часто сбивает с толку тех, кто путает драму с трагедией.
Пример: Александр Грибоедов, «Горе от ума»
- Основывается на неразрешимом конфликте и непримиримых противоречиях;
- Действие в классических трагедиях занимает относительно небольшой временной отрезок;
- Главный герой подвергается страданиям, испытаниям и разного рода терзаниям. Он борется с внутренним или внешним антагонистом и, в конечном итоге, гибнет, но победа духа и морали остается за ним;
- Одна из целей — провести читателя через катарсис.
!В переводе с греческого «трагедия» означает «козлиная песнь»
Пример: Уильям Шекспир, «Гамлет»
- Строится на диалогах и монологах, но автор присутствует всегда, даже если только ремарками;
- Смычка самых сильных сторон трагедии и комедии;
- Фабула — бытовая, лишена пафоса и высмеивания пороков. Конфликт, глубокий и острый, конечно, никто не отменяет, но героям, скорее, тут принято сострадать;
- Сюжет зачастую касается личной жизни героя, его взаимоотношений с внешним миром. Трагический финал совершенно необязателен.
!Драма может быть как и литературным жанром, так и родом. В любом случае, любое хорошее драматическое произведение всегда практически готово для кино- или театральной постановки.
Пример: Гиллиан Флинн, «Острые предметы»
Если в классической эпике и автор, и читатель лишь созерцают события со стороны, то в лиро-эпических произведениях автор внедряет в повествование лирического героя. Окруженный колоссами эпического сюжета, он не теряется, а добавляет в сюжет эмоциональную субъективную оценку.
- Может быть как стихотворной, так и в прозе;
- В центре повествования — развернутое описание масштабных событий, происходящих с героем, социальной группой, страной, человечеством в целом;
- Богата на темы, сюжетные линии и персонажей;
- Идея выражается в многочисленных диалогах и монологах героев, практически как в драме;
- Важно присутствие личностного начала (лирический герой, лирические отступления).
!Поэма, существуя еще с античных времен, пережила настоящие «американские горки» популярности и забвения. В современной литературе она практически неактуальна… что может намекать на очередной скорый взлет.
Пример: Александр Пушкин, «Цыганы»
- Небольшое стихотворное произведение, построенное на исторических или мифологических событиях;
- Характерная черта — напевность, музыкальность слога;
- Относится к твердым формам и подчиняется правилам строгой рифмовки. Правила, в свою очередь, зависят от типа баллады (английской, французской, итальянской и т. д.);
- Динамичный сюжет обычно передается через диалоги персонажей, может иметь необычные повороты и мрачный колорит.
!Баллады сочиняли многие великие поэты, но их прародителями были бродячие трубадуры. В их балладах мог быть не один десяток куплетов с обязательным рефреном.
Пример: Иоганн Гёте, «Лесной царь»
Меняются времена, меняются вкусы. Не стоит на месте и литература — одни жанры покрываются пылью забвения, другие возникают из небытия, прочие активно смешивают принципы и каноны. И этим разнообразием радуют современного избалованного читателя.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Учебный предмет: литература
Класс:7 класс
Учитель: Овчинникова В.В.
Вид работы: итоговое контрольное тестирование (1 полугодие)
ВАРИАНТ 1
1. Определите жанры следующих произведений:
а) Летом одет, зимой раздет.
б) Любишь кататься – люби и саночки возить.
в) «…….. Владимира Мономаха»
г) «Медный всадник»
2. Что такое летопись?
А) рассказ о важных событиях из истории Древней Руси;
Б) сказки о Древней Руси;
В) былины;
Г) рассказы о жизни святых.
3. . К какому роду литературы относят былины?
А) лирика. Б) драма. В) эпос.
4. Соотнесите автора и произведение.
1. А. С. Пушкин |
А) «Тарас Бульба» |
2. Н. В. Гоголь |
Б) «Ангел» |
3. М. Ю. Лермонтов |
В) «Борис Годунов» |
4. Г. Р. Державин |
Г) «К статуе Петра Великого» |
5. М. В. Ломоносов |
Д) «На птичку» |
- Соотнесите термин и определение.
1) былина |
А) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека |
2) композиция |
Б) изображение неживых предметов в виде живых существ |
3) рассказ |
В) краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл |
4) трагедия |
Г) построение художественного произведения |
5) пословица |
Д) вид драмы, в основе которого лежит неразрешимый конфликт, часто заканчивающийся смертью героя |
6) олицетворение |
Е) картина природы в художественном произведении |
7) эпиграф |
Ж) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях |
пейзаж |
З) краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль |
- К какому жанру относится произведение «Вольга и Микула Селянинович» ?
- Назовите малые жанры русского фольклора.
- Назовите известные вам произведения древнерусской литературы.
- Исторические поэмы А.С. Пушкина?
- Что легло в основу баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» ?
- Как называется цикл повестей, в который вошло произведение «Станционный смотритель»? Автор?
- Какой тип героя вошел в литературу с образом Самсона Вырина из «Станционного смотрителя».
- Назовите автора и произведение по приведенной цитате.
- «Люблю тебя, Петра творенье…»
- «На просторе опричник похаживает…»
- «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!»
- «Из мертвой главы гробовая змия Шипя между тем выползала…»
- «И верится , и плачется, И так легко, легко…»
- «-Бей, бей, — подхватил мужик свирепым голосом, — бей,тна, на, бей…(Девочка торопливо вскочила с полу и уставилась на него).»
- «Князь тяжело болен. Весь покрыт струпьями и язвами от крови свирепого летающего змия, которого хотел убить он своею рукой. У себя он не нашел, кто бы излечил его».
- О каком герое идет речь?
Схоронили его за Москвой-рекой, / На чистом поле промеж трех дорог: / Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской;/ И бугор земли сырой тут насыпали, / И кленовый крест тут поставили.
- О каком герое идет речь?
«… весь был он создан для бранной тревоги и отличался прямотой своего нрава. … Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонены к варшавской стороне…»
- Из данных сочетаний слов, взятых из произведений В.М.Ломоносова, выбрать те, которые относятся к высокому стилю.
Несчастный случай, внимает, повар, рассуждаешь, простак, зрак Петров, дерзайте ободренны, недра отечества, жаркое.
17. Выбрать определение гиперболы.
А) один из тропов, чрезмерное увеличение свойств изображаемого предмета.
Б) один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.
В) один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой но основании общего их признака.
- Какие задачи ставил перед собой Тарас Бульба в борьбе с поляками?
А) расширение границ русского государства.
Б) борьба за национальную независимость Украины.
В) завоевание славы среди казаков.
- Каково отношение автора Н.А.Некрасова к княгине Трубецкой в поэме «Русские женщины»?
А) сочувствие ее доли. Б) восхищается ее мужеством.
В) не разделяет убеждений героини. Г) осуждает героиню.
20. Определите стихотворный размер отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова.
…С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится и плачется,
И так легко, легко…
А) хорей. Б) ямб. В) дактиль. Г) анапест.
21. Укажите название приема?
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи буйные…
22. Назовите троп- особое, образное определение, отличающееся художественной выразительностью
ВАРИАНТ 2
1. Определите жанры следующих произведений:
а) Висит груша – нельзя скушать.
б) Семеро одного не ждут.
в) «Два богача».
г) «На день восшествия на престол…», М.В.Ломоносов.
2. Что не относится к устному народному творчеству?
А) потешка;
Б) поговорка;
В) пестушка;
Г) роман.
3. К какому роду литературы относятся «Повести Белкина» А.С. Пушкина
4. Соотнесите автора и произведение.
1. А. С. Пушкин |
А) «Ода на восшествие на престол Елизаветы Петровны» |
2. Н. В. Гоголь |
Б) «Песня про купца Калашникова» |
3. М. Ю. Лермонтов |
В) «Тарас Бульба» |
4. Г. Р. Державин |
Г) «Медный всадник» |
5. М. В. Ломоносов |
Д) «Признание» |
5. Соотнесите термин и определение.
1) стихотворение |
А) в литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование |
2) былина |
Б) один из видов эпического произведения, по объему и охвату жизненных явлений больше, чем рассказ, меньше, чем роман. |
3) повесть |
В) один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором собственных чувств |
4) метафора |
Г) последовательность и связь событий в художественном произведении |
5) сюжет |
Д) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях |
6) эпитет |
Е) написанное стихами произведение, часто лирическое, выражающее душевные переживания |
7) поэма |
Ж) слово или выражение, употребленное в переносном смысле |
рассказчик |
З) художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет |
- Назовите автора теории «трех штилей».
- Какие исторические поэмы А.С. Пушкина вы можете назвать?
- На какие материалы опирался А.С. Пушкин при создании баллады «Песнь о вещем Олеге»?
- Перечислите малые жанры русского фольклора.
- Все былины делятся на два цикла. Какие?
- Как вы понимаете определение «маленький человек»? В каком произведении А.С. Пушкина мы встречаемся с таким героем? Назовите его имя.
- Дайте полное название цикла повестей, в который вошло произведение «Станционный смотритель» А.С.Пушкина.
- Назовите автора и произведение по приведенной цитате.
- «…Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать
- «Вот уже третий год , — заключил он, — как живу я без неё и как об ней нет ни слуху ни духу.»
- «Я скажу тебе, православный царь: -Я убил его вольной волею, А за что про что – не скажу тебе…»
- «В минуту жизни трудную теснится ль в сердце грусть…»
- «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!
- «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
- «Я , брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь. – Должность свою справляю, — ответил он угрюмо…»
- О каком герое идет речь? «Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине».
- О каком герое идет речь? «Вижу, как теперь самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».
- Из данных сочетаний слов, взятых из произведений В.М.Ломоносова, выбрать те, которые относятся к высокому стилю.
Несчастный случай, внимает, повар, рассуждаешь, простак, зрак Петров, дерзайте ободренны, недра отечества, жаркое.
- На какие чувства читателя воздействует А.С.Пушкин в приведенном описании боя?
.. Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, крики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон…
А) зрительное восприятие. Б) звуковое восприятие. В) духовное восприятие
18. За что бился в кулачном бою купец Калашников?
А) показать царю удаль.
Б) за младших братьев.
В) за честь семьи.
Г) за родину
19 Определите жанр «Русских женщин» Н.А.Некрасов:
А) повесть. Б) поэма. В) рассказ. Г) баллада.
20. Определите стихотворный размер отрывка из оды М.В.Ломоносова.
…Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне.
В градском шуму и наедине,
В покое сладком и труде…
А) хорей. Б) ямб. В) дактиль. Г) анапест.
21.Укажите название приема?
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи буйные…
22. Назовите троп— изображение явлений природы и неодушевлённых предметов как живых существ.
.
Ключи
ВАРИАНТ 1
№ вопроса |
№ ответа |
1 |
а) загадка б) пословица в) «Поучение» г) поэма |
2 |
А |
3 |
В |
4 |
|
5 |
1-ж 2-г 3-а 4-д 5-в 6-б 7-з 8-е |
6 |
былина |
7 |
Загадка, потешка, пословица, прибаутка, скороговорка, поговорка и т.д. |
8 |
«Поучение Мономаха», «Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
9 |
«Медный всадник», «Полтава» |
10 |
«Повесть временных лет» |
11 |
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкин |
12 |
Образ маленького человека |
13 |
1.Пушкин «Медный всадник» 2. Лермонтов «Песня про купца И.Калашникова» 3. Гоголь «Тарас Бульба» 4. «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкин 5. Лермонтов «Молитва» 6. Тургенев «Бирюк» 7. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
14 |
Иван Калашников |
15 |
Тарас Бульба |
16 |
Высокий – внимает, зрак Петров, дерзайте ободренны, гласит сей град Средний – счастливой жизни, рассуждаешь, жаркое Низкий – повар, простак |
17 |
А |
18 |
Б |
19 |
Б |
20 |
А |
21 |
Постоянный эпитет |
22 |
эпитет |
ВАРИАНТ 2
№ вопроса |
Ответ |
1 |
а) загадка б) пословица в) стихотворение в прозе г) ода |
2 |
Г |
3 |
эпос |
4 |
1-г 2-в 3-б 4-д 5- а |
5 |
1-е 2- д 3 – б 4- ж 5- г 6 — з 7 — в 8 -а |
6 |
Ломоносов |
7 |
«Медный всадник», «Полтава» |
8 |
«Повесть временных лет» |
9 |
Загадка, потешка, пословица, прибаутка, скороговорка, поговорка и т.д. |
10 |
Киевский и Новгородский |
11 |
Человек низшего чина, «Станционный смотритель» |
12 |
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» |
13 |
|
14. |
Остап |
15. |
Самсон Вырин |
16. |
Высокий – внимает, зрак Петров, дерзайте ободренны, гласит сей град Средний – счастливой жизни, рассуждаешь, жаркое Низкий – повар, простак |
|
Б |
|
Б |
|
А |
|
Постоянный эпитет |
|
олицетворение |