5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 40-42
Размышляем о своеобразии сказок о животных
1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
Сказка начинается с присказки о сове-веселой голове, а потом идет зачин: «Жили-были на болоте журавль да цапля». Заканчивается сказка не традиционной концовкой, потому что конца у этой сказки нет, так как журавль и цапля не поженились, а до сих пор ходят друг к другу свататься.
В тексте сказки мы встречаем повторы: жили-были, летала-летала, тяп, тяп. Здесь есть повторы в действиях: журавль и цапля дважды ходят друг к другу, их фразы тоже похожи. Постоянные эпитеты в сказке отсутствуют, но есть народные выражения, например, «несолоно похлебал», «болото месил».
2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
Сказка «Журавль и цапля» относится к сказкам о животных, в ней, в отличие от волшебной сказки, нет никаких превращений, сказочных героев, волшебства и присутствует юмор. Общее с волшебной сказкой здесь только то, что животные разговаривают и в сказке присутствует присказка, а также есть зачин.
Фонохрестоматия «к Слушаем актёрское чтение »
Сказка «Журавль и цапля»
1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?
Сказка начинается с присказки про сову-веселую голову, именного его сказительница произносит громко и нараспев, чтобы все приготовились слушать сказку, чтобы вызвать интерес к тому, что же будет дальше. Присказка про сову, которая летает-летает, сядет, хвостиком повертит, головой покрутит и дальше полетит, очень похожа на саму сказку, где птицы ходят друг к другу, ходят, а договориться так и не могут.
2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?
Сказительница к журавлю и цапле в начале сказки относится нейтрально, но потом в интонации можно услышать сочувствие к журавлю, которого так грубо оттолкнула цапля, и к цапле, потому что после отказа журавля в голосе сказительницы чувствуется обида за цаплю и жалость к ней. Но далее, когда и журавль, и цапля постоянно отказывают друг другу, а потом жалеют о сделанном, в голосе сказительницы мы улавливаем иронию по отношению к героям.
3.
Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?
Мне кажется, что музыкальное сопровождение сказки ведут три инструмента: баян (гармонь), ксилофон и гудок. Музыка звучит как раз в момент хождений героев, и кажется, что видишь, как птицы передвигают ногами. Судя по темпу и звукам, делают они это важно, как бы любуясь собой. Уловить самовлюбленность в характере героев мне помогло именно музыкальное сопровождение.
Русская народная сказка
Нижегородская школа-интернат для глухих детей
Учитель русского языка и литературы Маслова Л.А.
Прочитайте сказку
Кто герои сказки?
К какому жанру относится сказка «Журавль и цапля»?
Вид сказки
Волшебные
Главный герой
Человек и несуществующие герои
Бытовые
События
?
Человек и иногда животные
Фантастические
Задача жанра
Показать, что добро побеждает зло
Из реальной жизни
Высмеять недостатки героя
«Журавль и Цапля». Подумай и ответь.
О животных
Вид сказки –
Журавль и цапля — птицы
Главный герой–
Реальная жизнь
Событие —
Высмеять поведение героев, которые так и не смогли договориться
Задача жанра–
Объясни выражения
длинные ноги
Ноги долги –
Худо летать –
плохо летать
высокий
Долговязый —
Остался ни с чем
Несолоно хлебал –
Верста -мера длины, равная 1067 метрам
Зачин сказки вот какой. Жили-были на болоте журавль да цапля . Построили они себе по концам болота избушки.
Семь вёрст — примерно 7км 470м
Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться .
«Дай пойду посватаюсь к цапле » – решил Журавль.
Пошёл журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил
болото
Чьи это слова?
Что ответила цапля журавлю? Найди ответ в тексте.
Что ответила цапля на предложение Журавля?
С каким чувством Журавль ушёл от цапли ?(радости,
грусти, обиды)
— —
Цапля подумала, подумала и решила, что лучше выйти замуж за журавля, чем жить одной. И пошла она к журавлю.
Почему Цапля передумала и
пошла к Журавлю?
Что ответил журавль на согласие цапли выйти за него замуж?
Назовите (выберите) качества
журавля и цапли .
- упрямый(ая)
- умный(ая)
- гордый(ая)
- несговорчивый(ая)
- капризный(ая)
- придирчивый(ая)
- нерешительный(ая )
— хвастливый(ая)
— добрый(ая)
— честный(ая)
Это положительные качества или отрицательные?
Ответьте на вопросы:
- Кто является главными героями сказки?
- Какое событие описывается в сказке?
- Что высмеивается в сказке?
- К какому виду вы отнесёте эту сказку? Почему?
Почему журавль и цапля не смогли пожениться?
Главная мысль сказки – нужно уметь (что делать?) чтобы потом (пожалеть, не пожалеть) о своём поступке.
договариваться
Прочитайте сказку по ролям.
- Кто хочет читать слова журавля?
- Кому хочется прочитать слова цапли?
- Кто хочет читать за автора?
- Постарайтесь выразить (показать) эмоции героев : гордыню, обиду, унижение.
Перескажи сказку по иллюстрациям
1
2
3
4
5
7
6
Сжатый пересказ сказки «Журавль и цапля»
План пересказа
- 1. Жили-были журавль да цапля.
- 2. Пришёл журавль к цапле свататься.
- 3. Цапля отказалась идти замуж за журавля.
- 4. Цапля передумала и пошла к журавлю свататься.
- 5. Теперь журавль не захотел жениться на цапле.
- 6. Так по сю пору (по сегодняшний день) и ходят журавль и цапля друг к другу, да никак не женятся.
- 7. Причина – нежелание уступить друг другу.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 40-42
Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Размышляем о своеобразии сказок о животных
1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
В начале этой сказки есть присказка про сову. Потом идёт традиционный зачин «Жили-были». Есть в сказке и концовка «Вот так-то и ходят они…»
В сказке есть событие, которое повторяется: журавль ходит к цапле, цапля ходит к журавлю.
В ней есть постоянные эпитеты: ноги долги, платье коротко.
В сказке имеются народные выражения: несолоно похлебав, заплакала от стыда.
2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
Отличия от волшебной сказки: нет героя человека, нет борьбы добра со злом, нет волшебных предметов, помощников, превращений.
Сходства с волшебной сказкой: есть присказка, зачин, концовка, повторы, эпитеты, народные выражения, животные говорят и ведут себя как люди.
Фонохрестоматия
1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?
Сказка начинается с присказки. Она настраивает слушателя на весёлый лад, вызывает интерес к сказке.
2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?
Сказительница посмеивается над героями. Эта ирония сохраняется на протяжении всего чтения. Отказ каждого она читает с капризной интонацией, а последующие раздумья — с сожалением.
3. Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?
Музыкальное сопровождение помогает представить подпрыгивающую походку жителей болота, их длинные ноги.
В музыкальном сопровождении я услышала аккордеон, ксилофон и какой-то духовой инструмент с пронзительным, жалобным звуком. Это может быть жалейка.
4. Согласны ли вы с той характеристикой, которую даёт сказительница персонажам сказки и всей сказочной ситуации?
Я согласна, что сказочная ситуация глупая и комичная. Герои сами виноваты в своих бедах. Они капризны и легкомысленны.