Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мальчики» с цитатами. В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.
Содержание
- Основные персонажи рассказа
- Чехов «Мальчики» очень краткое содержание
- Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова
- Сюжет рассказа «Мальчики» по главам
- Видео краткое содержание Мальчики Чехов
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
- Володя Королев – гимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.
- Чечевицын – одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой – «худ, смугл и покрыт веснушками».
Другие персонажи:
- Катя, Соня и Маша – родные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.
- Мать Володи, отец Иван Николаич и тетка – ближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.
Чехов «Мальчики» очень краткое содержание
«Мальчики» Чехов краткое содержание для читательского дневника:
Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны.
Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут.
Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями.
Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.
Вывод:
Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели, как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.
Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова
Рассказ «Мальчики» Чехов краткое содержание:
Приехал Володя с другом домой. Мать и тётка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный чёрный пёс.
Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привёз его погостить. Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.
Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.
Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек.
Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.
После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки.
В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.
Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а все думал о чем-то, — все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор.
Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».
Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Володя сомневался, но все-таки поехал.
На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала. Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.
Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и все спрашивали, где продаётся порох). Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Папаша повёл Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними.
Послали телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Сюжет рассказа «Мальчики» по главам
Чехов «Мальчики» краткое содержание с цитатами из произведения:
Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец, кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.
Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.
После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого того пригласил погостить к себе.
Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.
Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына» – настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».
Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.
Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».
Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор.
В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.
Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.
Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать – ему очень хочется в Америку, и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.
Друзьям удается незаметно выскользнуть и дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги – пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.
От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо, и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов – «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Видео краткое содержание Мальчики Чехов
Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.
Краткое содержание «Мальчики» Чехов на видео:
Предыдущая
Краткое содержаниеКраткое содержание повести «Первая любовь» И. С. Тургенев
Следующая
Краткое содержаниеКраткое содержание рассказа «В прекрасном и яростном мире» А. Платонова
А.Чехов «Мальчики»
1 вариант
1.Накануне какого праздника происходят события рассказа?
А) Пасхи
Б) Рождества
В) Крещения
2.Какой работой стали заниматься отец и девочки, когда мальчики пошли в детскую?
А) они делали из цветного картона звезду
Б) они делали из мишуры ёлочные украшения
В) они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки
3.Что подумали сёстры Володи о его друге?
А) Что он очень глупый
Б) Что он странный и пугает их
В) Что он очень умный и учёный человек
4.Как девочки узнали замысел мальчиков?
А) Володя случайно проболтался
Б) они подслушали под дверью
В) они перехватили записку
5.Что мальчики хотели делать в Америке?
А) Стать работорговцами
Б) Добывать золото
В) Работать в морском порту
6.О чём спрашивали прохожих мальчики, когда приехали в город?
А) где можно купить тушёнку?
Б) где можно купить спички и фонарик?
В) где продаётся порох?
7.Почему Володя не хотел ехать в Америку?
A) Жалко маму.
Б) Боялся тигров.
В) Боялся отца.
8.Как вёл себя вернувшийся Чечевицын?
А) был спокойным и невозмутимым
Б) был весёлым и жизнерадостным
В) был суровым и надменным
9.Кто забрал Чечевицына?
А) его отец
Б) его мать
В) его тётя
10.Где Чечевицын написал своё вымышленное имя?
А) на снегу перед крыльцом
Б) на последней странице географического атласа
В) в Катиной тетрадке
2 вариант
1.Приближение какого праздника ожидала семья Володи?
А) Рождества
Б) Пасхи
В) Нового года
2.Как Чечевицын познакомился с Володей?
А) он был товарищем Володи в гимназии
Б) он познакомился с Володей в дороге
В) он познакомился с Володей в больнице
3.Что затеяли мальчики?
А) бегство в Африку
Б) бегство в Америку
В) бегство в Австралию
4.О чём узнали девочки, подслушав разговор брата и товарища?
А) мальчики собирались бежать куда — то в Америку
Б) мальчики собирались помочь родителям по дому
В) мальчики собирались искать клад в лесу
5.Что обнаружили родители Володи за обедом?
А) что мальчиков нет дома
Б) что девочки весь день просидели без работы
В) что младшая сестра ушла на улицу без разрешения
6.Как вёл себя Володя перед бегством?
А) плакал и не хотел бежать
Б) сильно волновался, но не подавал виду
В) стал вдруг особенно весел
7.Как мальчики собирались добывать себе на пропитание?
А) охотой и грабежом
Б) добычей золотом
В) рыбной ловлей, сбором ягод и грибов
8.Что сделал Володя, вернувшись?
А) встал, понуро потупив взгляд, и молча плакал
Б) зарыдал и бросился матери на шею
В) долго оправдывался
9.Почему побег не удался?
A) Передумали бежать.
Б) Заблудись.
В) Их задержали в городе.
10.Что написал Чечевицын в тетрадке Кати?
А) «До новых встреч!»
Б) «Монтигомо Ястребиный Коготь»
В) «Приезжайте в гости к нам!»
Составить вопросы к рассказу «Мальчики» Чехова помогут разные примеры. Проверочная работа (тест) и викторина по рассказу Чехова «Мальчики» лучше запомнить сюжет произведения и подготовиться к уроку
Содержание
- 10 вопросов по рассказу «Мальчики» Чехов
- Рассказ «Мальчики» ответы на вопросы 5 класс
- Тест по рассказу Чехова «Мальчики» 4 класс с ответами
10 вопросов по рассказу «Мальчики» Чехов
Вариант 1:
1) Какой праздник все ждали, когда приехал Володя? (Рождество).
2) Как звали сестер Володи и сколько их было? (три, это Маша, Катя и Соня).
3) Как зовут друга Володи? (Чечевицын. Он ученик второго класса).
4) Каким был Володя, когда приехал с Чечевицыным? (не играл, тихим, постоянно о чем-то шептался).
5) Куда собирались бежать мальчики? (в Америку).
6) Как звали собаку из рассказа «Мальчики»? (Собаку звали Милорд).
7) Что рассматривали Володя и Чечевицын? (Карту, они планировали свое приключение).
Какими качествами обладал Чечевицын? (Смелость, решительность).
9) Кто был главнее Володя или Чечевицын? (Заводилой был Чечевицын).
10) Как отреагировали родители на исчезновение Володи и Чечевицына? (стали их искать, мама плакала).
Вариант 2:
1)Почему Чечевицын не разговаривал с девочками?
2)Что могло случится с мальчиками когда они собирались в путешествие?
3)Почему родители Володи ругали их?
4)Почему мама плакала?
5)Из-за чего плакал Володя?
6)Как хвалил Чечевицын Америку?
7) Почему Чечевицын гордился тем что они ночевали на скамейке?
8)Почему мать Володи плакала проважающей сына?
9) Почему Володя из рассказа Чехова «мальчики» не хотел бежать в тёплые страны?
10)Почему Чечевицын написал в тетрадке у Кати Монтигимо Ястребинный Коготь?
Рассказ «Мальчики» ответы на вопросы 5 класс
Почему Чехов назвал свой рассказ «Мальчики»?
Как Чечевицын познакомился с Володей?
Как называл себя гимназист Чечевицын из рассказа «Мальчики»?
Откуда приехал Володя из рассказа «Мальчики»?
Какую тайну подслушали девочки ?
Почему мальчики из рассказа Чехова хотели сбежать в Америку?
Что товарищи приготовили для дороги ?
Как Володя чувствовал себя перед побегом ?
Как чувствовал себя Чечевицын?
Когда и кто привез ребят после побега?
Как прощался Чечевицын с девочками?
Тест по рассказу Чехова «Мальчики» 4 класс с ответами
1. Какая фамилия была у Володи?
А. Царёв
Б. Королёв
В.Боярский
2. Чем были покрыты гимназическое пальто, фуражка, калоши Володи?
А. пушистым снегом
Б. капельками воды
В. инеем
3. Как звали чёрного пса?
А. Маркиз
Б. Милорд
В. Виконт
4. Кто приехал вместе с Володей?
А. товарищ Крупицын, ученик третьего класса
Б. товарищ Чечевицын, ученик второго класса
В. товарищ Пшеницын, ученик четвертого класса
5. Сколько лет было старшей сестре Володи?
А. 13
Б. 11
В. 9
6. Как звали сестёр Володи.
А. Ира, Алла, Наташа
Б. Оля, Света, Даша
В. Катя, Соня, Маша
7. Приближение какого праздника ожидала семья Володи?
А. Рождества
Б. Пасхи
В. Нового года
8. Какой работой стали заниматься отец и девочки, когда мальчики пошли в детскую?
А. они делали из цветного картона звезду
Б. они делали из мишуры ёлочные украшения
В. они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки
9. О чём узнали девочки, подслушав разговор брата и товарища?
А. мальчики собирались бежать куда — то в Америку
Б. мальчики собирались помочь родителям по дому
В. мальчики собирались искать клад в лесу
10. Как выглядел Чечевицын?
А. был высоким и толстым
Б. был худым, смуглям и веснушчатым
В. был плотным и белокожим
11. Что подумали о Чечевицыне сестры Володи?
А. он глупый и необразованный человек
Б. он очень невежливый и невоспитанный
В. он очень умный и образованный человек
12.Как вел себя Володя в день перед бегством?
А. плакал и не хотел бежать
Б. сильно волновался, но старался не подавать вида
В. как обычно
13. Что обнаружили родители Володи за обедом?
А. что мальчиков нет дома
Б. что девочки весь день просидели без работы
В. что младшая сестра ушла на улицу без разрешения
14. О чём спрашивали прохожих мальчики, когда приехали в город?
А. где можно купить тушёнку?
Б. где можно купить спички и фонарик?
В. где продаётся порох?
15. Где задержали мальчиков?
А. на станции
Б. в городе, на вокзале
В. в городе, в Гостином дворе
Краткое содержание «Мальчики»
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 702.
Обновлено 12 Октября, 2022
О произведении
Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году и опубликован в канун Рождества того же года в «Петербургской газете». В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мальчики». Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно при помощи специального теста на нашем сайте.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят во второй половине XIX века в России.
Главные герои
- Володя Королев – гимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.
- Чечевицын – одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой:
«худ, смугл и покрыт веснушками»
.
Другие персонажи
- Катя, Соня и Маша – родные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.
- Мать Володи, отец Иван Николаич и тетка – ближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.
Краткое содержание
Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.
Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.
После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем»
. Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого тот пригласил погостить к себе.
Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.
Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына»
: настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек»
.
Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.
Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых»
.
Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками»
, и подслушивают их разговор. В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег»
. Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.
Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.
Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать: ему очень хочется в Америку и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.
Друзьям удается незаметно выскользнуть из дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги: пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.
От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов: «Монтигомо Ястребиный Коготь».
И что в итоге?
Володя Королёв — после побега сильно переживает и заболевает.
Чечевицын — вскоре после побега уезжает из дома Королёвых, оставив сёстрам записку.
Заключение
Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.
Для читательского дневника будет вполне достаточно и краткого содержания рассказа «Мальчики». Однако для лучшего усвоения материала рекомендуется прочесть рассказ Чехова целиком.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Никита Мешков
10/10
-
Яна Крюкова
10/10
-
Настя Бирюкова
10/10
-
Валентина Шубич
10/10
-
Алик Янских
10/10
-
Алина Шабунина
10/10
-
Матвей Корнев
10/10
-
Дарья Коралева
10/10
-
Людмила Москвина
9/10
-
Кувандык Эгамбердиев
9/10
Рейтинг пересказа
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 702.
А какую оценку поставите вы?
На чтение 5 мин Просмотров 22.2к. Опубликовано 08.11.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «Мальчики» за 1 минуту и подробно за 3 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Мальчики»
В семействе Королевых радость. На рождественские каникулы домой возвращается сын Володя гимназист 2 класса. За компанию с ним приезжает одноклассник, неприметный замкнутый мальчик – господин Чечевицын. Родители, сестры, прислуга и даже пес Милорд бурно приветствуют гостей.
Володечка не играет с сёстрами, не желает участвовать в приготовлениях к празднику. Вместо привычных занятий молодой человек все время шушукается с товарищем. Сестрицы Катя и Соня подслушивают разговоры мальчиков и понимают, юные авантюристы готовятся бежать в Америку.
У ребят собран целый арсенал для дальнего и трудного приключения. Володя сомневается, он жалеет бедную маму. Серьезно настроенный Чечевицын в гневе, он уговаривает друга, и ребята исчезают из дома. На следующий день беглецов находят в ближайшем городке, где отчаянные путешественники – Чечевицын или как он себя называет Монтигомо Ястребиный Коготь и его Белый брат-Володя – пытались купить порох.
Ребят возвращают домой. Испуганный Володя рад. А за Чечевицыным приезжает мама, и он гордо удаляется, оставив Кате на память подпись индейского вождя.
Главные герои и их характеристика:
- Володя Королев – гимназист, ученик 2 класса, пухлый подросток и домашний мальчик.
- Чечевицын – друг и одноклассник Володи, молчаливый мальчик, склонный к авантюрам.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Иван Николаич – добрый и любящий отец семейства.
- Мать и тетка Володи – заботливые и хозяйственные женщины.
- Катя, Соня, Маша – сестры Володи.
Краткое содержание рассказа «Мальчики» подробно
На рождественские праздники домой приезжает юный гимназист Володя, учащийся 2 класса. Домашние не сразу замечают, что в тени лисьей шубы стоит друг и одноклассник сына – господин Чечевицын. Родные обнимают и целуют мальчика. Вся семья суетится вокруг замерших, уставших с дороги гостей, и даже пес Милорд выражает огромную радость.
Володя знакомит семью с другом – взъерошенным пареньком с узкими глазками господином Чечевицыным. За столом у горячего самовара ребята отогреваются, но разговор не клеится. Володя долго молчал и часто поглядывал на друга, а сестрам сказал, что в Америке вместе чая обычно пьют джин.
Сестрицы Володи – Катя, Соня и Маша следили за ребятами, а от нового знакомого не могли отрывать глаз. Чечевицын был некрасивым, но девчонкам казался таким загадочным, умным и даже ученым.
Обычно веселый Володя теперь совсем не радовался, что вернулся домой. Ребята переглядывались как заговорщики, и сестры заподозрили неладное. Родители готовились к Рождеству, вырезали украшения для елки из разноцветной бумагу. И только мальчишки не участвовали в приготовлениях. Они раскрыли географический атлас и рассматривали карту американского континента.
Старшие Катя и Соня пристально наблюдали за мальчиками. Перед сном они подкрались к комнате брата и подслушали их шушуканья. Оказывается, юные искатели приключений решили бежать в Америку и искать золото. У них уже были собраны нужные запасы от пистолета и сухарей до капитала в 4 рубля. Чечевицын гордо называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь», а к другу обращался – мой бледнолицый брат.
На утро сестры хотели увидеть, как ребята будут бежать в далекую Калифорнию. Володя плакал, он не хотел расстраивать маму. Друг Чечевицын настаивал и всячески уговаривал трусливого одноклассника. Сестры тоже разрыдались, и не заметили, как ребята незаметно исчезли.
На следующий день юных путешественников поймали в городе. Беглецы хотели купить порох для дальнего и опасного приключения. Ребят доставили домой, и Володя горько плакал на груди у матери. Отец Иван Николаич повел ребят в кабинет и долго их отчитывал, называя господина Чечевицына зачинщиком.
Телеграммой вызвали маму нашкодившего гостя. Суровая дама забрала Чечевицына, а он на прощание написал Кате в тетрадку – Монтигомо Ястребиный Коготь.
Кратко об истории создания произведения
Современники Чехова писали, что гениальный рассказ родился из одного короткого эпизода из жизни. Писатель повстречался в Нескучном саду с двумя юными гимназистами. Ребята ловили рыбу и представляли себя краснокожими индейцами. Чехов предложил подросткам раскурить Трубку мира, и в подарок получил рыбацкий поплавок.
В 1887 году рассказ вышел в Петербургской газете, а потом попал в известный сборник сочинений Антона Чехова. Автор несколько раз переписывал произведение, чтобы наиболее ярко представить ранимую детскую психику. Уже при жизни писателя рассказ завоевал популярность и был переведён на несколько европейских языков.
«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа
Автор:
24 сентября 2021 11:39
А. П. Чехов, «Мальчики». Краткое содержание для читательского дневника, кратчайшее изложение рассказа. Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Краткий анализ: тема, проблема и герои рассказа.
Иллюстрации Татьяны Шишмарёвой и Анатолия Иткина
«Мальчики» — рассказ А. П. Чехова, написанный в 1887 году. В то время молодой писатель публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте.
В произведении рассказывается про двух гимназистов-второклассников, которые начитались приключенческих романов и под Рождество решили сбежать в Америку.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Краткое содержание
Гимназист Володя Королёв, ученик второго класса, возвращается домой на Рождество. С ним приезжает однокашник по фамилии Чечевицын — смуглый и неразговорчивый мальчик.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Сёстры Катя, Соня и Маша замечают, что Володя в этот раз не весел и болтлив как обычно, а напряжён и скрытен. Когда девочки делают из бумаги украшения для рождественской ёлки, мальчики держатся особняком и им не помогают.
Чечевицын — поклонник романов Майна Рида. Девочкам он представляется индейским именем: «Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».
Иллюстрация Анатолия Иткина
Из подслушанного разговора сёстры узнают, что Володя и Чечевицын готовятся к побегу в Америку. Ребята начитались приключенческих книг, и теперь им хочется попасть в Калифорнию, штат «золотой лихорадки». По пути они собираются кормиться охотой и грабежом, сражаться с врагами, и вообще готовятся пережить массу приключений.
Иллюстрация Татьяны Шишмарёвой
Романтик Чечевицын мечтает о путешествии в Америку, а вот Володя побаивается убегать из дома: «Я не струсил, а мне… мне маму жалко». Наконец Чечевицын убеждает его отправляться в путь немедленно.
К обеду обнаруживается, что мальчики пропали из дома. Семья беспокоится и пытается их разыскать. Лишь на другой день к дому подъезжают розвальни, на которых привозят мальчиков: ребят обнаружили в городе, где они пытались купить порох, и вернули домой.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Володя плачет, а Чечевицын с гордостью сообщает, что они ночевали на вокзале. Отец уводит мальчиков в кабинет и отчитывает: «Разве это так можно? Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат».
На следующий день мать забирает Чечевицына домой. Гимназист держится с достоинством и оставляет одной из володиных сестёр свой автограф — «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Анализ рассказа «Мальчики»
Тема чеховского рассказа — детство. Писатель в шутливой форме поднимает проблему разрыва между миром детей и миром взрослых. Мальчики наивно мечтают о приключениях в Америке, абсолютно не похожих на окружающую их реальность провинциального городка, и повергают родителей в ужас своим побегом.
Психологизм рассказа построен на противопоставлении двух характеров: суровый мечтатель Чечевицын подчиняет своей воле добродушного Володю, убеждая вместе сбежать из дома. Показано, как по-разному мальчики относятся к предстоящему бегству: Чечевицын предвкушает авантюру, а Володя молится, чтобы Бог пожалел его маму. Когда план побега срывается, Володя рыдает от облегчения и раскаяния, а Чечевицын явно гордится своим поступком.
Иллюстрация Татьяны Шишмарёвой
Рассказ проникнут тёплой рождественской атмосферой. Гостеприимный дом, любящие родители, подготовка к празднику — всё это противопоставлено мечтам мальчиков, которые воображают, будто вскоре навсегда уедут в далёкую Америку, полную опасностей и приключений.
Чехов, как это ему свойственно, воздерживается от оценок происходящего, а лишь описывает людей и события, оставляя их на суд читателя. В произведении нет поучений или морали. Писатель не объясняет, хороши или плохи Володя с Чечевицыным. Мальчики во все времена будут грезить о далёких странах и всегда будут заставлять родителей нервничать. На то они и мальчики.
Новости партнёров
реклама
На чтение 8 мин. Опубликовано 06.04.2020
Антон Чехов написал своё произведение «Мальчики» в 1887 году. В нём автору удалось мастерски раскрыть движения детской души, непонятные взрослым. Рассказ Чехова рекомендован для чтения в детском кругу. Если нет времени, можно ознакомиться с кратким содержанием «Мальчиков», но всё же лучше изучить оригинальную версию.
Содержание
- Приезд мальчишек
- Странное поведение ребят
- Неудавшийся побег
- Образ Володи
- Приятель главного героя
- Темы, проблемы, главная мысль
Приезд мальчишек
Мальчик Володя собирается приехать домой на рождественские каникулы, его с нетерпением ждёт вся семья. Вдруг кто-то видит подъезжающие сани, все торопятся в сени, чтобы встретить ребёнка. Поднимается страшный шум:
- двери хлопают;
- сестрички кричат;
- повсюду носится взбудораженная собака.
Спустя какое-то время семья замечает ещё одного парня, он скромно стоит в углу. Оказывается, что этот маленький человечек, укутанный в платки и покрытый инеем, является одноклассником Володи.
Это его близкий товарищ по фамилии Чечевицын, которого он пригласил к себе погостить.
Семья с радостью знакомится с пареньком и хлопочет над ним, чтобы он мог чувствовать себя уютно в их доме. Они наливают чай и садятся за стол.
Сестрички главного героя, Маша, Соня и Катя, не отрывают глаз от Чечевицына, покрытого веснушками.
Этот парень не слишком симпатичен, у него:
- пухлые губы;
- узкие глаза;
- щетинистые волосы.
Если бы не гимназическая куртка, то его бы запросто можно было принять за сынка кухарки.
За весь вечер он не проронил ни слова и ни разу не растянул губы в улыбке. Сестры Володи подумали, что это, скорее всего, очень умный парень.
Странное поведение ребят
Девчонкам показалось, что на этот раз и их брат был каким-то угрюмым и задумчивым. Обычно он много разговаривал и смеялся, но сегодня это был совсем другой человек. Создавалось впечатление, что он вовсе не рад своему приезду домой и встрече с близкими. Парень был погружен в себя, он всё время напряжённо о чём-то размышлял. Друзья изредка переглядывались, было видно, что они думают об одном и том же.
Когда Чечевицын оставался с девочками наедине, он рассказывал им о Диком Западе, об индейцах, мустангах и москитах, чтобы избежать неловкой паузы.
Постоянные перешёптывания с братом выглядели очень подозрительными, и сёстры приняли решение наблюдать за парнями. Они должны выяснить во что бы то ни стало, что затеяли мальчики.
Подслушав одну из бесед, девочки понимают, в чём дело. Оказывается, парни намерены отправиться в Америку.
Они уже запаслись всем необходимым, у них есть:
- четыре рубля;
- ножи;
- пистолет;
- засушенный хлеб;
- компас;
- увеличительное стекло.
Не зная, что их подслушивают, парни рассказывают друг другу, как они будут искать золото и добывать слоновую кость, драться с индейцами и охотиться на бизонов.
Сестры Володи не собираются рассказывать матери и отцу о том, что они узнали. Они хотят, чтобы брат привёз им подарки из Америки, поэтому намерены молчать.
Неудавшийся побег
Перед Сочельником у Володи сдают нервы, он начинает рыдать навзрыд. Он страстно желает воплотить намеченный план, но вместе с тем и очень боится, что что-то пойдёт не так. К тому же он волнуется за мать, которая однозначно расстроится, когда он пропадёт. Тем не менее настойчивый Чечевицын приводит друга в чувство и уверяет, что нельзя отказываться от побега.
В назначенный день Катя и Соня просыпаются пораньше, чтобы посмотреть, как парни будут реализовывать свой грандиозный план. Мальчики незаметно убегают из дома, но вскоре родители замечают их исчезновение и начинают активные поиски, подняв на ноги всё село. Парней повсюду пытаются найти, их удаётся отыскать только спустя сутки. Мальчиков задерживают в Гостином дворе, где они ищут порох.
Увидев мать, Володя заплакал и кинулся её обнимать. Отец повёл парней к себе в кабинет и там долго с ними о чем-то разговаривал. Взрослые отправили телеграмму матери Чечевицына, которая примчалась на следующий день за сыном. Когда парень уезжал, у него было суровое выражение лица, не выдающее никаких эмоций. Прощаясь с сёстрами приятеля, он не вымолвил ни слова.
Володя очень переживал из-за случившегося и чувствовал себя безмерно виноватым перед родными. Из-за своих волнений он даже заболел. Что касается Чечевицына, то он не испытывал никаких угрызений совести.
Таким образом, в своей повести Антон Чехов описал мечту многих мальчиков. Автор хорошо раскрыл тему инфантильности подростков и взаимоотношений с родителями, ответственности ребят за своё поведение.
Образ Володи
Говорят, что на написание рассказа Чехова вдохновила встреча в Москве с двумя гимназистами, которые играли в индейцев в Нескучном саду. «Мальчики» — прозаическое произведение. Его герои вовсе не идеальны. Подобно призме они пропускают сквозь себя веяния своего времени и невольно подвергаются воздействию общества. Это обыкновенные люди, обладающие своими недостатками, но, вместе с тем, ведомые добрыми помыслами.
Автор во многом противопоставляет парней друг другу. Это касается не только характеристик их внешности, но также и внутренних качеств.
Облик Чечевицына Чехов описывает более подробно. Несмотря на свою угрюмость, этот парень является лидером в общении с Володей. Родители не узнают сына, который всегда был болтуном и весельчаком. Он кажется сердитым и неприветливым, этим он походит на друга.
Чечевицын внушил Володе мысль о том, что им во что бы то ни стало надо бежать в Америку, преодолевая тысячи километров и убивая диких животных, которые будут попадаться на пути. Зато по итогу их будет ожидать вознаграждение в качестве трофеев с индейских резерваций. Володя соглашается на эту авантюру, поддавшись воздействию приятеля и начитавшись увлекательных книжек о приключениях в дальние страны. Однако, встретившись с родными, начинает ощущать неуверенность. Ему уже не хочется никуда бежать, он переживает за маму, которая будет волноваться за пропавшего сына.
Парень желает побыть под кровом уютного дома, он колеблется и говорит об этом приятелю, который стремится его уговорить довести дело до конца. В итоге побеждает моральная сторона вопроса, ведь Володя дал другу слово поддержать эту идею.
Приятель главного героя
В отличие от Володи, Чечевицын не страдает от душевных терзаний. Он мечтает как можно скорее совершить побег. Он не знает, что такое тепло домашнего очага и забота близких, поэтому его ничего не держит. Для этого гимназиста семейные ценности не имеют такого большого значения. Он отличается решимостью и суровостью.
Володя вовсе не такой. Он привязан всем сердцем к своим близким, хоть и стремится показать обратное в силу особенностей своего подросткового возраста. Вместе с этим, мальчик, так же как и его друг, мечтает об Америке. Чтобы исполнить своё желание, он готов пренебречь самым дорогим и ценным. Подобное решение даётся ему с большим трудом. Парень принимает его под давлением более напористого приятеля. Характеристика главных героев позволяет понять, что их происхождения прямо противоположны.
То, что случилось, парни переживают совершенно по-разному. Если Володя чувствует себя подавленным и виноватым перед родителями, которым он причинил беспокойство и боль, то Чечевицын, напротив, горд своим поступком.
Ему нет дела до того, что он заставил кого-то переживать и волноваться. Этот мальчик нисколько не обременён чувством ответственности.
Темы, проблемы, главная мысль
Основной темой рассказа является детство, выражающееся в сильном желании подростков отправиться в далёкую страну, о которой написано так много книг. Друзья абсолютно не готовы к самостоятельной жизни, они не понимают, какие ужасные последствия может иметь их решение, продолжая пребывать в мире своих детских фантазий.
Чехов затрагивает в своём произведении проблемы общения родителей и детей, он описывает разницу в мировоззрении одногодок. Автор уделяет внимание такому вопросу, как расстановка приоритетов в мышлении детей. Если один из них с лёгкостью может чем-то поступиться и пренебречь, то другой не в состоянии это сделать.
Что касается отца Володи, то он демонстрирует уважительное отношение к сыну. Ему удалось заложить в сознание ребёнка правильные постулаты, которыми следует руководствоваться по жизни. Его сын отлично понимает, что такое хорошо, а что такое плохо.
На примере Володиного друга читатель наблюдает противоположную картину. Видно, что парень не знает, что такое родительская любовь и должное воспитание. Из-за этих нехваток у него и сформировалась неадекватная претензия к самостоятельности.
Рассказ Чехова «Мальчики» учит тому, как важно поддерживать правильные отношения между старшими и младшими. Родители должны ответственно относиться к воспитанию своих детей. Ведь на самых ранних этапах формирования личности пример старших является наиболее показательным.
Таким образом, идея рассказа — желание автора напомнить людям о том, что всегда следует оценивать последствия совершённого поступка. Нужно стараться заранее просчитать свои действия. Если же плохой исход неизбежен, вероятно, лучше отказаться от принятого решения. Автор ставит во главу угла тему важности семьи.
Читать произведение будет интересно как ребёнку, так и взрослому. Если мало времени, наилучшим решением окажется ознакомление с пересказом.
С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Самостоятельная работа 1.2.doc, ф.docx, Документ Microsoft Office Word.docx, Самостоятельная работа к теме 3.1.2 (1).doc, РЕГЛАМЕНТ проведения оценки по модели PISA.pdf, Самостоятельная работа 1.2 — копия.doc, тяни-толкай.pdf, kr (1).docx, СР 3.3.1..docx, Воспитательный потенциал 6 класс.docx, ПЛАН МУЗЕЯ 2022-2023г.docx, II Сфера 1.docx, 13 тема.docx, Нормативные документы Указ Президента РФ от 21.07.2020_N474.pdf, 6. Самостоятельная работа 3.2.2.docx, 2. Самостоятельная работа 3.1.2.docx, 1.ПР 3.1.1.docx, ss2.1_uch_8kl_prichiny_dtp_i_travmatizma_lyudey.ppt, 3.6.1 Управление кадровым потенциалом.docx, биология 22-30 новый ФГОС.docx, monitoring_i_prognoz_9_kl.pptx, monitoring_i_prognoz_9_kl.pptx, rabochaja-programma-rov-1-2klass.docx, Листья.docx, Конкурс.docx, Самостоятельная работа к теме 1.2.doc, График оценочных процедур.docx, ca7276077497c24280f3bb44bd27c32e.docx, Статья в журнал Инспектор по делам несовершеннолетних Писарева С, Аннотация-Литература-10-11Б.docx, любовная лирика пушкина.pptx, Практическая работа к разделу 2.4 _Семья_ традиции.docx, Практическая работа к разделу 2.2 _Страна_ патриотизм_.docx, Практическая работа к разделу 2.3 «Государство_ доверие».docx, Практическая работа 2.1 «Ценности и их роль для человека и общес, Практическая работа.docx, Практическая работа к разделу 2.2 «Страна_ патриотизм».docx, Справка 1 по итогам проверки личных дел обучающихся.docx, Пасха.docx, праздник Пасхи.docx, plan_vospitatelnoy_raboti_ooo_2022-2023.docx, Сам.раб Кл единиц и кл тысяч.docx, дыхат.упр.docx, воспитательный план 7 кл.docx, термины 9-16 в.docx, Рабочая программа ID3421683.pdf, Отчет по профильному обучению за 2018.doc, РП ЕГЭ 11.docx, Plan-vosp.-7-klassa.doc и ещё 83 файл(а).
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Сочинение на тему_ «Старые и новые хозяева «Вишневого сада» (А.П, 8ткл мальчики 3 четв .docx, Новаторство Чехова драматурга.docx, Тест по литературному чтению по рассказу А. П. Чехова _Каштанка_, мальчики чехов.docx, тех.карта Чехов.docx, ФАНФИК ЧЕХОВ.docx, А ну-ка, мальчики.docx, А ну-ка , мальчики!.docx, 9 класс Маленькая трилогия Чехов.doc
«Мальчики» А.П.Чехов
1.Откуда приехал Володя?
1) из гимназии 2) из путешествия 3) из больницы 4) из родного дома
2. Как встретили Володю?
1) прохладно 2) восторженно 3) грустно 4) спокойно
3. Как Чечевицын познакомился с Володей?
1) он был товарищем Володи в гимназии
2) он познакомился с Володей в дороге
3) он познакомился с Володей в больнице
4. Как выглядел Чечевицын?
1) был плотным и белокожим
2) был худым, смуглым и веснушчатым
3) был высоким и толстым
4) был на голову ниже Володи, худеньким и щуплым
5. Что подумали о Чечевицыне Володины сёстры?
1) что он злой человек
2) что он глупый и необразованный человек
3) что он невежливый и невоспитанный человек
4)что он очень умный и учёный человек
6. Какие перемены заметили девочки в Володе?
1) он стал невесёлым и неразговорчивым 2) он стал весёлым и разговорчивым
3) он стал грубым и злым 4) он стал вежливым и аккуратным
7. Что затеяли мальчики?
1) бегство в Африку 2) бегство в Америку 3) бегство в Австралию 4) кругосветное путешествие
8. Как мальчики собирались добывать себе на пропитание?
1) работой на плантациях
2) добычей золота
3) рыбной ловлей, сбором ягод и грибов
4) охотой и грабежом
9. Как девочки узнали замысел мальчиков?
1) мальчики им сами рассказали 2) Володя случайно проболтался
3) они подслушали под дверью 4) они перехватили записку
10. Как вёл себя Володя перед бегством?
1) плакал и не хотел бежать
2) сильно волновался, но не подавал виду
3) стал вдруг особенно весел
11. Где задержали мальчиков
1) в городе, на вокзале 2) в городе, в Гостином дворе 3) в поезде, без билетов 4) в городе, на улице
12.Что сделал Володя, вернувшись?
1) зарыдал и бросился матери на шею
2) встал, понуро потупив взгляд, и молча плакал
3) долго оправдывался
13. Как вёл себя вернувшийся Чечевицын?
1) был понурым и печальным
2) был весёлым и жизнерадостным
3) был суровым и надменным
4) был спокойным и невозмутимым
14. Кто забрал Чечевицына?
1) его отец 2) его мать 3) его бабушка 4) его тётя
15. Где Чечевицын написал своё вымышленное имя?
1) на двери дома
2) на снегу перед крыльцом
3) на последней странице географического атласа
4) в Катиной тетрадке
Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мальчики» с цитатами. В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.
Содержание
- Основные персонажи рассказа
- Чехов «Мальчики» очень краткое содержание
- Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова
- Сюжет рассказа «Мальчики» по главам
- Видео краткое содержание Мальчики Чехов
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
- Володя Королев – гимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.
- Чечевицын – одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой – «худ, смугл и покрыт веснушками».
Другие персонажи:
- Катя, Соня и Маша – родные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.
- Мать Володи, отец Иван Николаич и тетка – ближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.
Чехов «Мальчики» очень краткое содержание
«Мальчики» Чехов краткое содержание для читательского дневника:
Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны.
Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут.
Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями.
Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.
Вывод:
Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели, как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.
Читайте также: Произведение «Мальчики» является десятой книгой четвёртой части романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Мальчики» по главам для подготовки к уроку литературы или читательского дневника:
Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова
Рассказ «Мальчики» Чехов краткое содержание:
Приехал Володя с другом домой. Мать и тётка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный чёрный пёс.
Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привёз его погостить. Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.
Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.
Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек.
Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.
После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки.
В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.
Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а все думал о чем-то, — все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор.
Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».
Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Володя сомневался, но все-таки поехал.
На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала. Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.
Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и все спрашивали, где продаётся порох). Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Папаша повёл Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними.
Послали телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Это интересно: Повесть Н. Дубова «Мальчик у моря», написанная в 1963 году, повествует о том, что человек с большим и добрым сердцем обязательно найдет свою звезду и многого добьется. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Мальчик у моря» по главам. Сжатый пересказ можно использовать для читательского дневника.
Сюжет рассказа «Мальчики» по главам
Чехов «Мальчики» краткое содержание с цитатами из произведения:
Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец, кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.
Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.
После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого того пригласил погостить к себе.
Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.
Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына» – настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».
Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.
Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».
Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор.
В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.
Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.
Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать – ему очень хочется в Америку, и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.
Друзьям удается незаметно выскользнуть и дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги – пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.
От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо, и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов – «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Читайте также: Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.
Видео краткое содержание Мальчики Чехов
Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.
Краткое содержание «Мальчики» Чехов на видео:
Содержание
- Основные персонажи
- Очень краткий пересказ
- Краткое содержание
- Основная идея рассказа
Существует предположение, что в основу рассказа «Мальчики» (1887) легло реальное событие: встреча Антона Павловича в Нескучном саду, в Москве, с двумя гимназистами, изображавшими индейцев. Наша статья передает кратко основные события рассказа, дает характеристику героев. Конечно, краткий пересказ не заменит произведения, для этого его нужно читать полностью, но представление о повествовании сложится. Прочитав краткое содержание рассказа А.П. Чехова «Мальчики», вы сэкономите время, но будете иметь о нем полное представление.
Основные персонажи
- Володя – упитанный гимназист 2-го класса, старший ребенок в семье Королевых;
- Чечевицын – гимназический друг Володи; худой, некрасивый, в веснушках, не по-детски серьезный, угрюмый.
- Катя, Соня и Маша – младшие дети в семье Королевых, любознательные, симпатичные сестры.
- Иван Николаевич Королев – папаша, добродушный, заботливый, не лишенный чувства юмора.
- Мамаша и тетушка юного гимназиста – героини, всецело любящие сына и племянника, эмоционально переживающие за него.
Очень краткий пересказ
Королевых в канун Рождества навещает сын, гимназист второго класса. Вся семья радостно встречают Володю. Мальчик привез гостя – друга, одноклассника Чечевицына.
Сестры Катя и Соня замечают, что мальчишки ведут себя странно, и начинают подслушивать их разговоры. Оказывается, друзья собрались бежать в Америку, стать охотниками, золотоискателями или разбойниками. Катя и Соня решают сохранить тайну. В сочельник гимназисты исчезают. Их ищут, но тщетно. Сообщают о случившемся в полицию. Наутро беглецов находят и возвращают. Иван Николаич отчитывает друзей, телеграфирует родителям Чечевицына. Приезжает мать и забирает гостя домой.
Краткое содержание
Семья Королевых (сестры, тетка, мамаша и папаша, а также пес Милорд) встречает любимого сына Володю, приехавшего перед Рождеством отдохнуть от учебы. Сын прибыл не один.
Все с удивлением обнаруживают закутанного во всевозможные платки и накидки маленького человечка. Володя представляет домочадцам своего гимназического товарища – Чечевицына. Королевы знакомятся с гостем. Особое любопытство проявляют младшие Володины сестренки. Гимназист совершенно некрасив: худенький, веснушчатый, со щетинистыми волосами, толстогубый, узкоглазый. Его можно счесть за кухаркиного сына, только форма гимназиста не дает этого сделать.
Сестры отмечают, что Чечевицын угрюм, постоянно о чем-то думает, следовательно, умен и начитан. Старшая Катя, которой 11 лет, и средняя Соня, замечают, что брат изменился: не интересуется играми, строительством горки и украшением елки. Он ведет себя необычно: хмур, чем-то озадачен, неразговорчив.
Однажды Чечевицын остается наедине с девочками. После неловкого молчания он вдруг начинает рассказывать о Диком Западе, где живут индейцы. Сестры узнают много интересного из жизни коренных американцев. В рассказе, как в сказке, звучат волшебные слова: мустанги, пампасы, бизоны, москиты. В конце повествования рассказчик признается, что не тот, за кого его принимают — он индеец Монтигомо, по прозвищу Ястребиный Коготь.
Тайные разговоры брата с Чечевицыным, подогревают интерес сестер к непонятному поведению ребят. Катя и Соня постоянно следят за ними и слышат тайный разговор друзей-гимназистов. Оказывается, мальчишки собираются в Америку, и к этому все готово. Сестры договариваются не разглашать взрослым о подслушанном: они надеются, что брат будет присылать им из далекой страны подарки — золото и слоновую кость.
Володя в последний момент отказывается от путешествия. Ему жалко маму, ведь она будет огорчена его поступком.
Но Чечевицын все же уговаривает друга совершить побег, и товарищи тайно покидают дом Королевых. Друзей ищут целый день. Их нет в имении, нет в ближайшей деревне. О случившемся сообщают в полицию. Приезжает урядник, пишет какую-то бумагу.
Утром следующего дня беглецов привозят. Оказывается, они ночевали на вокзале. Их обнаружили в момент, когда они искали и хотели купить порох. Володя плачет и раскаивается в содеянном. Николай Иваныч ведет беглецов в кабинет, где отчитывает их за проступок. Чечевицыну он сообщает, что выслал телеграмму его родителям и надеется, что те непременно накажут сына, зачинщика побега, по заслугам.
Володя впадает в горячку, ему делают примочки из уксуса. Приезжает мать Чечевицына и забирает сына домой. Уезжая, невозмутимый и надменный Чечевицын в знак прощания пишет в тетрадке Кати слова: «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Основная идея рассказа
Завершая статью «А.П. Чехов «Мальчики», краткое изложение», необходимо сказать, что автор в своем произведении показывает читателям, как происходит становление мужчины. Жизнь подростка всегда связана с романтическим представлением о путешествиях, благородстве и подвигах. Неизбежно, с годами интересы и взгляды на жизнь у мальчиков поменяются, но сейчас в них силен дух авантюризма, страсть к путешествиям, они хотят быть самостоятельными, они хотят быть героями.