Как цитировать прямую речь в сочинении

Основные способы цитирования

Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

Цитаты оформляются следующими способами:

1. Предложениями с прямой речью.

Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.

1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.

Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».

2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).

Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

3) Цитата может быть приведена не с начала предложения.

Например: Писарев писал: «…красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «…Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.

2. Предложениями с косвенной речью.

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.

Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

А. П. Чехов подчёркивал, что «праздная жизнь не может быть чистою».

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин). (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)

3. Предложениями с вводными словами.

Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

 Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.

Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

Цитата как продолжение предложения

 Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.

Например:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Есенин

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ

Цитата заключается в кавычки.

Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.

Например: Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

«Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок!» — писал С. Маршак.

«Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца» (П.).

Если цитата синтаксически связана со словами автора, то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.

Например: «…Тяжелы ступени чужого крыльца», – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка… может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие…».

Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем.

Например: В повести «Разливы рек» К. Г. Паустовский писал:

«Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.

Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.

Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом».

Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.

Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев…».

Конечно, есть такие скептики, которые считают, что «как сказал – так и ладно. Все равно поймут!».

Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения (в печати эти слова выделяются особым шрифтом), то он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире.

Например: (курсив наш. – Н. В.), (подчеркнуто нами. – Н. В.), (выделено нами. – Н. В.).

Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).

Например: О. Бальзак утверждал, что «там, где все горбаты, прекрасная фигура становится уродством» (выделено нами. – Н. В.).

При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.

Например: Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Эпиграф также обычно не заключается в кавычки. При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.

Например, эпиграф к повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» оформлен так:

Золотая роза

 

Литература изъята из законов тления.
         Она одна не признает смерти.

         М. Е. Салтыков-Щедрин

Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки:

Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:

…И всего выше

И нос, и плечи поднимал

Вошедший с нею генерал, –

муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой.

Если цитирующий вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки.

Например: А волоса у нее [русалки] зеленые, что твоя конопля (Т.).

При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки.

Например: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <…>. У нее, как и всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве… Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <…>».

Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу.

Например: Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности… (Д. С. Лихачев).

Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивающие ироническое значение слова, указывающие на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова, а также слова, употребляемые в особом, часто условном значении.

Например: …Многие страницы английского классического романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов); Ведь нулевой цикл – «непыльный» цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зам.).

Кавычками выделяется чисто грамматическая необычность употребления слов, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций.

Например: От его приветливого «я вас ждал» она повеселела (Б. П.); «Хочешь?», «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л.   Т.).

Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, а точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки.

Например: «Мыслить педагогически широко – это значит видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242).

Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.

Например: «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).

 

Нарушения правил цитирования на ЕГЭ по литературе могут спровоцировать ряд ошибок. Самая грубая из них — фактическая. Она входит во 2 критерий (привлечение текста произведения для аргументации) и способна лишить вас нескольких баллов.

Чтобы избежать «обнуления» многочасового труда, изучите как правильно цитировать в сочинении на ЕГЭ.

Как можно цитировать

Лирические и эпические произведения могут цитироваться на ЕГЭ по литературе двумя путями. Первый подразумевает помещение цитаты внутрь предложения с помощью кавычек или без (зависит от рода произведения). Второй путь допускает использование скобок и помещение цитаты изолированно от предложения.

Первый способ, как видно ниже, больше соответствует выбранному автором стилю и благодаря этому предложение выглядит цельно.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу:
Кто создан из глины, кто создан из камня
— а я серебрюсь и сверкаю!

или

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам: «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день».

Второй же способ намного проще, однако цитирование таким путем делает ваше сочинение менее красивым.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу. («Кто создан из глины, кто создан из камня/- а я серебрюсь и сверкаю!»)

или

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам. («По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»).

*В лирике конец строки обозначается /, а конец строфы //.

Подробнее о строфах и строках можно прочесть ЗДЕСЬ.

Как упоминалось выше, оба способа цитирования на ЕГЭ по литературе позволительны, и если вы используете скобки или слэши для своего цитирования, это не станет ошибкой, из-за которой вы лишитесь баллов. В сочинении по русскому на ЕГЭ, напротив, допускается только 1 вариант, где используются кавычки.

И если вы уже определились с методом цитирования, то изучайте правила для каждого из родов, изложенные ниже.

Как цитировать стихи

Стихотворение литература это

Цитирование лирических и лиро-эпических произведений может быть произведено с помощью прямой и косвенной речи, а также с помощью внедрения цитаты в предложение (тем самым цитата становится его частью).

Цитирование с помощью прямой речи

Стихи могут быть процитированы с помощью прямой речи в начале, в середине и в конце предложения.

При использовании прямой речи в начале предложения цитата ставится в кавычках, а после цитаты ставится тире.

В начале предложения
«Разбросанным в пыли по магазинам» — эти строки будто предсказывают судьбу Ахматовой.

Если цитата используется в середине предложения, то перед началом цитаты ставится двоеточие, а в конце тире.

В середине предложения
Такие строки: «Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!)» — являются неким предсказанием Ахматовой.

Перед цитатой в конце предложения ставится двоеточие. Обратите внимание, что в позиции конца предложения и при сохранении стихотворной строки кавычки могут не стоять!

В конце предложения
Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина…

Также, прямая речь может быть прервана вашим замечанием. Чтобы его вставить, необходимо «разорвать» цитату точкой, а затем тире; написать ваше замечание; потом снова написать точку с тире, чтобы продолжить цитату. Кавычки при этом не переставляются.

Внутри предложения
«Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен».

Цитирование с помощью косвенной речи

При цитировании лирики может быть использована косвенная речь.

Косвенная речь
С.А. Есенин приходит к мысли, что «все мы в этом мире тленны»

Косвенная речь может быть введена союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть продолжением предложения. В этом случае цитата используется в оригинальном склонении и с оригинальной пунктуацией, а также ставятся кавычки.

В конце предложения
Её стихам «как драгоценным винам, настанет свой черед».

Цитату менять нельзя! Если цитата не подходит по согласованию к вашему комментарию, измените комментарий!

Как цитировать прозу

Методы цитирования прозы почти ничем не отличаются от цитирования лирики. Единственное, что разнится — при цитировании прозы мы всегда используем кавычки.

Цитирование с помощью прямой речи

Цитирование прозы также может быть в начале, в середине и в конце предложения.

Если цитата в начале, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире.

В начале
«Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания» — так автор с помощью героя-резонёра-Стародума передаёт свое беспокойство о будущем государства.

Чтобы не было ошибки при использовании цитаты в середине предложения, необходимо перед ее началом поставить двоеточие, заключить цитату в кавычки, а после нее поставить тире.

В середине предложения
Оратор привел слова Пушкина: «Наша общественная жизнь — грустная вещь» — и этим закончил свое выступление.

В конце предложения перед цитатой нужно поставить двоеточие и заключить ее в кавычки.

В конце предложения
Аркадий старался успокоить друга и не начинать конфликт: «Полно, Евгений…»

Цитирование с помощью косвенной речи

Косвенная речь при цитировании прозы оформляется так же, как и при цитировании лирики. А именно: ставятся кавычки перед союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Косвенная речь
Белинский писал, что: «причина этого комизма … заключается не в способности … автора находить во всем смешные стороны, но в верности жизни.»

Цитата как продолжение предложения

Чтобы продолжить свою мысль цитатой, ее необходимо брать в оригинальном виде и заключить в кавычки, при это согласовав все части предложения с ней.

Цитата как продолжение предложения
Жизнь главного героя «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей».

Общие правила цитирования

Как бы варианты цитирования не разнились, для них действуют общие правила:

  • При цитировании лирики и прозы выбранные вами предложения должны в точности отражать авторскую орфографию и пунктуацию (если это правило не соблюдается, вы получаете фактическую ошибку).
  • Если при цитировании некоторые слова были опущены, на их месте ставится многоточие.

  • Также, многоточие ставится в том случае, если вы пишете лишь часть цитаты, обрывая ее на каком-нибудь слове.

  • Многоточие должно быть использовано в начале цитаты, если вы берете выражение автора не с начала предложения.

  • Если цитата призвана продолжить мысль, то первое слово цитаты должно начинаться со строчной буквы.

  • Цитаты из нескольких строк выделяются кавычками только один раз.

При написании сочинений ((9.1), (9.2) и (9.3))  необходимо ссылаться на текст, предложенный для анализа. Отсылка к тексту может иметь различные формы:

  • краткий пересказ эпизода текста, важного для понимания проблемы и позиции автора;

    Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами (А. Чехов. Хорошая новость) — пример применения пересказа;

  • приведение цитат — слов, выражений и/или целых предложений из текста с указанием авторства. 

Рассмотрим, каким образом можно включить цитату в текст.

1. Цитата в виде прямой речи.

Схемы расстановки знаков препинания (А — слова автора, введение к цитате; П — прямая речь, цитата):

А: «П».

А: «П!»

А: «П?»

«П», — а.

«П!» — а.

«П?» — а.

«П, — а, — п».

«П, — а. — П».

При таком виде цитирования привлечённый текст передаётся без изменения.

В. Белинский писал: «Судьба языка не может зависеть от произвола того или другого лица. У языка есть хранитель надёжный и верный: это его же собственный дух, гений».

«Язык — орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», — писал А. Н. Толстой.

«Для интеллигентного человека, — утверждает А. Чехов, — дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».

Цитата может быть приведена не с начала предложения.

Тургенев писал о родном языке: «…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Также цитату можно приводить не полностью, а на месте пропуска поставить многоточие.

«Быть может, и мы когда-нибудь дождёмся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица… не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить», — писал А. Чехов в статье «Хорошая новость».

2. Цитата в виде косвенной речи.

Косвенная речь образует придаточную часть в составе сложноподчинённого предложения, в котором роль главной части играют авторские слова.

Ф. Ларошфуко считал, что «истинное красноречие — это умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно».

Предложение может быть построено также с помощью вводных конструкций.

По словам Д. Писарева, «неправильность употребления слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

3. Цитирование слова или выражения.

Цитируемое слово помещается в кавычки, при этом оно находится в структуре предложения, ставится в нужную для контекста форму.

Мы не застали Асю. Она, по словам хозяйки, отправилась на «развалину» (И. Тургенев. Ася).

4. Цитирование стихотворного отрывка.

Привлечённый отрывок из лирического произведения оформляется без кавычек, если соблюдена стихотворная строка. Другие знаки пунктуации соответствуют оформлению прямой речи.

О чувстве одиночества писал М. Лермонтов:

И скучно и грустно и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Мне грустно и легко; печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою, —

такие проникновенные строки пишет А. Пушкин.

Если стихотворная строка не соблюдается, то цитата оформляется в кавычках (в виде прямой или косвенной речи).

С. Есенин писал: «В первый раз я запел про любовь, // В первый раз отрекаюсь скандалить».

Меня поразили строки В. Маяковского, в которых лирический герой просил «в последнем крике выреветь // горечь обиженных жалоб».

5. Отсылка к номеру предложени(-я, -й).

Анализируя текст, можно не переписывать цитату, а указывать номер предложения, к которому обращаешься.

Пример из сочинения (9.1).

В предложении (13) автор использует метафору «горели щёки».

Ещё одно выразительное средство, которое помогает автору изобразить портрет персонажа — сравнение.

Пример из сочинений (9.2) и (9.3).

Предложение (32) подтверждает мысль о том, что герой дорожил дружбой.

Автор отмечает, что книги очень важны в жизни каждого из нас (предложение (21)).

В предложениях (12)–(14) автор перечисляет причины упадка культуры среди молодёжи.

Источники:

http://gramma.ru, портал «Культура письменной речи».

http://new.gramota.ru, портал «Грамота.ру».

http://old-rozental.ru, Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация.

Цитатами называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своих мыслей. Пунктуация при цитировании необходима при выделении прямой и косвенной речи.

Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь. В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п.

Пунктуация при цитировании

Цитаты могут быть оформлены в виде прямой или косвенной речи. Используемые знаки препинания зависят от типа цитирования.

Правила Примеры цитирования
Цитаты выделяются кавычками. Если они сопровождаются словами автора, ставятся такие же знаки, как при прямой речи «Талант Пушкина, — писал В. Г. Белинский, — не был ограничен тесною сферою одного какого-либо рода поэзии».
Если цитата вводится в авторскую речь как часть предложения, первое слово пишется с маленькой буквы О. Мандельштам писал, что «отлучение от языка равносильно для нас отлучению от истории».
 

Если цитата приводится не полностью, вместо пропущенных слов ставится многоточие

а) перед цитатой после открывающихся кавычек, когда цитата приводится не с начала предложения и идёт после слов автора В течение всей жизни Б. Пастернак писал не только стихи, но и прозу, он даже признавался: «… я больше всего люблю прозу».
б) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри неё Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он … сам был первым нашим университетом».
в) после цитаты перед закрывающимися кавычками, когда цитируемое предложение приводится не до конца «Искусство только напоминает нам своими произведениями о том, что интересно для нас в жизни…» — утверждал Н. Г. Чернышевский.
 

Если текст заканчивается цитатой, в конце которой стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после закрывающихся кавычек

а) не ставится никакого знака, если цитата — самостоятельное предложение М. Горький говорил: «Первоэлементом литературы является язык…»
б) ставится точка, если цитата — не самостоятельное предложение А. Герцен считал, что нет мысли, которую «нельзя было бы выразить просто и ясно…».
Если цитата с пропуском начала предложения (это отмечено многоточием) предшествует авторским словам, первое слово в начале текста пишется с большой буквы (хотя в цитируемом тексте оно писалось с маленькой) «… Огромный русский писатель, как Феникс, родился из огня и пепла революции и изгнания», — писала Н. Берберова о В. Набокове.

Сравните:

Н. Берберова писала о В. Набокове: «…огромный русский писатель, как Феникс, родился из огня и пепла революции и изгнания».

Если за цитатой следует указание на её автора, оно берётся в скобки; точка ставится только после скобки «Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» (К. Паустовский).
После цитаты ставится точка, если указание на автора помещается ниже Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Эпиграфы пишутся без кавычек, а ссылки на авторов — без скобок Чтение для ума — то же, что упражнение для тела (Р. Стиль).
Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве членов предложения, выделяются кавычками. Двоеточие перед ними не ставится, если нет слов фраза, предложение, надпись и т. п. Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича.

А. Ахматова назвала Н. Гумилёва «самым непрочитанным поэтом».

Справедливейшая надпись есть в горах: «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг».

Пунктуация при прямой речи

Знаки препинания при прямой речи. Во всех случаях прямая речь выделяется кавычками. Кроме этого есть еще знаки, которые зависят от расположения прямой речи в предложении.

1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с большой буквы.
Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!» (М. Лермонтов)

А: «П».

2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире; если же в прямой речи содержится вопрос или восклицание, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы.
«Это лошадь отца моего», — сказала Бэла. «Увидеть барский дом нельзя ли?» — спросила Таня.

«П», — а.                  «П?» — а.

3. Когда слова автора находятся в середине прямой речи, то возможны следующие варианты:

3.1. Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире. Слова автора и первое слово второй части прямой речи пишутся с маленькой буквы.
«Я говорил вам, — воскликнул Максим Максимыч, — что нынче будет погода». (Без слов автора было бы: «Я говорил вам, что нынче будет погода».)

«П, — а, — п».

3.2. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а после слов автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
«Суда на пристани есть, — подумал я. — Завтра отправлюсь в Геленджик». (Без слов автора было бы: «Суда на пристани есть. Завтра отправлюсь в Геленджик»).

«П, — а. — П».

3.3 Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится этот знак и тире, а после слов автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
«Почему в шесть? — спросил Павел. — Ведь сменяются в семь» (Без слов автора было бы: «Почему в шесть? Ведь сменяются в семь».) «Ну, хорошо, хорошо! — засмеялась Валя. — Я никому не скажу». (Без слов автора было бы: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу».)

«П? — а. — П».     «П! — а. — П».

3.4. Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире:
«Не сердись, — повторил он и шёпотом на ухо добавил: — Плакать тоже не надо». «Полтысячи? — недоверчиво протянул Гаврила, но сейчас же испугался и быстро спросил, толкая ногой тюки в лодке: — А это что же будет за вещь?» 

«П, — а: — П».     «П? — а: — П?»

4. При передаче диалога речь каждого лица берётся в кавычки, отделяется от речи других лиц при помощи тире. Через две минуты мы поравнялись с человеком.
«Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога?» — «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе, — отвечал дорожный, — да что толку?» — «Послушай, мужичок, — сказал я ему, — знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довести меня до ночлега? — «Сторона мне знакомая», — отвечал дорожный… 

5. Очень часто в печати слова каждого лица в диалоге начинаются с новой строки, и тогда перед ними ставится тире. Кавычки в таком случае не употребляются.

Позвольте мне сегодня пойти в гости, — сказала однажды Настя, одевая барышню.
— Изволь, а куда?
— В Тугилово, к Берестовым.

Таким образом, прямая речь (П или п) сопровождается словами автора (А или а), которые указывают, кому она принадлежит. Прямая речь заключается в кавычки, первое слово всегда пишется с заглавной буквы.

Прямая речь может стоять перед словами автора. В этом случае после прямой речи ставится вопросительный или восклицательный знак (перед кавычками), либо запятая (после кавычек). Слова автора начинаются со строчной буквы, перед ними ставится тире.

Как правильно оформить прямую речь

Рассказываем, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, и приводим примеры для каждого случая.

Любой художественный текст немыслим без прямой речи. Персонажи общаются, задаются риторическими вопросами, что-то восклицают и стремятся поделиться с миром мыслями. Даже в нехудожественном произведении нам может повстречаться необходимость правильно передать прямую речь, например, пересказав разговор с важными для понимания темы спикерами или процитировав эксперта. Как писать диалоги мы уже рассказывали, а в этой статье мы рассмотрим, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Прямая речь после слов автора

Если прямая речь располагается после слов автора, то выделяется кавычками, а первое слово пишется с заглавной буквы. Авторский текст обосабливается двоеточием. Точка всегда располагается за кавычками, все остальные знаки препинания — перед. Схемы оформления выглядят следующим образом:

А: «П».
А: «П?»
А: «П!»

Рассмотрим примеры.

Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»

Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».

Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»

Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.

Рассмотрим схемы оформления прямой речи:

«П», — а.
«П?» — а.
«П!» — а.

Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.

«Джим, мальчик мой, передай мне карабин», попросил доктор Ливси.
«А где Джим?» спохватился Трелони.
«Пираты, сэр!» — воскликнул Джойс.

Прямая речь внутри слов автора

В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.

А: «П», а.
А: «П!» — а.
А: «П?» — а.

Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.

Доктор пожал плечами, произнёс: «Ох уж этот сквайр», и скрылся в дверях своей каюты.

Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому!» —

и

решительно выскочил из комнаты.

Слова автора внутри прямой речи

Если авторская речь оказывается внутри прямой, то слова автора отделяются от прямой речи знаками тире. Если вся прямая речь представляет собой одно предложение, то в конце первой части реплики ставится запятая, а вторая начинается со строчной буквы.

«Знаешь, Джим, — задумчиво произнёс Ливси, — мне никак не даёт покоя одна мысль».

Авторский текст может оказаться внутри реплики, в таком случае слова автора отделяются от прямой речи знаком тире. Реплика может состоять как из одного предложения, так и из нескольких. В первом случае в месте разрыва ставится запятая, а второй отрывок начинается со строчной буквы. Во втором в месте разрыва по-прежнему держится запятая, а вот после авторского текста уже должна ставиться точка, а второй отрывок стартует с прописной.

«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»

«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».

Вторая часть может состоять и из нескольких предложений. Закрывающие кавычки должны стоять в конце последнего из них.

«Я арендовал шхуну, нашёл нам отличного повара и нанял остальную команду, — с довольным видом сообщил Трелони. — Джентльмены, вы просто не представляете! Все, буквально все, узнав, что мы отправляемся за сокровищами, пытаются нам помочь!»

Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.

«П, — а, — п».
«П! — а. — П».
«П? — а. — П».

Знаки препинания при диалоге

Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.

В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.

— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?

— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.

— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?

— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.

Если реплику предваряет авторская речь, она отделяется двоеточием, а сама фраза пишется с новой строки.

Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:

— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!

Если реплика предваряет авторскую речь, то она отделяется тире и одним из трёх знаков препинания.

— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.

— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.

— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.

Если авторская речь разрывает реплику, то отделяется запятой и тире.

— Одни боялись Пью, другие Билли Бонса, а меня, — Сильвер обвёл свирепым взглядом присутствующих, — меня боялся сам Флинт.

Если реплика разделяет слова автора, то её следует начать с новой строки. Первый авторский отрывок замыкает двоеточие, а от второго реплику отделяют запятая или два других знака препинания.

Открылась дверь, вошёл высокий, статный джентльмен.
Мужчина поставил саквояж на столик и дружелюбно взглянул на лежащего в постели пирата.
— Здравствуйте, здравствуйте, я — доктор Ливси. — доктор внимательно оглядел Бонса и сморщил нос.

При диалоге авторский текст не обязателен.

— Атос!
 — Портос!
 — И Арамис!
 — А где гасконец?
 — Вот он я!

Абзацы при прямой речи

С нового абзаца следует начинать:

  • Вводящие в текст прямую речь предложения за исключением тех, что начинаются с союзов И или НО.

  • Не связанный с прямой речью по смыслу авторский текст сразу после неё, за исключением предложений, начинающихся с союзов И или НО.

  • Обозначающий действие авторский текст, оказавшийся между двумя репликами одного и того же оратора.

  • Выражающую невысказанные мысли автора прямую речь, если слова автора попадают в конец или середину мысли.

Прямая речь и цитаты

В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.

Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.

Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.

Другие правила использования прямой речи

Прямая речь не выделяется кавычками, если:

  • Не ясно, кто её произносит.
    Про Джона Сильвера говорили, что его боится сам Флинт.

  • Её нельзя отличить от косвенной.
    И тут Джим задумался: зачем он вообще полез в эту бочку?

  • Посреди прямой речи встречается слово «говорит», проясняющее личность оратора.
    Выйду, говорит, и всех пиратов уложу одной левой.

  • Мы пишем новостную заметку и вставляем в середину прямой речи ссылку на её авторство.
    На острове Черепа, передаёт наш специальный корреспондент с борта шхуны «Испаньола», состоялись стычки между представителями короны и зловредными пиратами.

  • Автор приводит цитируемый фрагмент не дословно.
    Размеры сокровищ Флинта, отметил Трелони, никому конкретно не известны.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Прямая речь: схемы оформления с примерами

Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.

На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.

Прямая речь после слов автора

  • А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».
  • А: «П!?…» Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»

Прямая речь перед словами автора

  • «П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.
  • «П!?…» — а. «Помните правила?» — спросил учитель.

Прямая речь внутри слов автора

  • А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
  • А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
  • А: «П!?…» — а. Когда учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — все промолчали.

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:

  1. Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:

    запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.

  2. Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:

    тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:

тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

Иначе говоря, при наличии в прямой речи знаков !/?/… первое правило (запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва слов автора) не действует и вместо запятой ставится тире.

Разница хорошо заметна на таких фразах:

Сказав: «До встречи», она быстро вышла.

Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.

Слова автора внутри прямой речи

  • «П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
  • «П!?… — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
  • «П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».

Схемы оформления цитат

Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи, описанным выше ↑.

Читайте по теме оформления прямой речи:

  • Четыре случая, когда кавычки при прямой речи не нужны
  • Знаки препинания перед прямой речью, начинающейся с абзаца (например, при оформлении диалога)
  • Нестандартное оформление прямой речи: точка вместо запятой и слова автора с большой буквы
  • Сочетаем знаки конца предложения с кавычками

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».

ЕГЭ – 2020  ЗАДАНИЕ 27  СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТАТ ЮЛУЕВА ЭЛЬВИРА РИНАТОВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «СОШ № 10» г. НЕФТЕЮГАНСК

ЕГЭ – 2020 ЗАДАНИЕ 27 СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТАТ

ЮЛУЕВА ЭЛЬВИРА РИНАТОВНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МБОУ «СОШ № 10»

г. НЕФТЕЮГАНСК

1. Цитаты в виде прямой речи  Л.Н. Толстой писал: «…в искусстве полнота, строгость и ясность … достигается только при большом даровании и большом труде…» ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА.

1. Цитаты в виде прямой речи

Л.Н. Толстой писал: «…в искусстве полнота, строгость и ясность … достигается только при большом даровании и большом труде…»

ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА.

1. Цитаты в виде прямой речи «…Гибок, богат и … прекрасен язык каждого народа…» – писал Н.Г. Чернышевский. ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА. ИСПОЛЬЗОВАНА ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВЕ «ГИБОК», ПОСКОЛЬКУ ЭТО НАЧАЛО ВАШЕЙ ФРАЗЫ, ХОТЯ И НЕ НАЧАЛО ФРАЗЫ АВТОРА.

1. Цитаты в виде прямой речи

«…Гибок, богат и … прекрасен язык каждого народа…» – писал Н.Г. Чернышевский.

ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ ЦИТАТА ИЗ СЕРЕДИНЫ ФРАЗЫ АВТОРА. ИСПОЛЬЗОВАНА ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВЕ «ГИБОК», ПОСКОЛЬКУ ЭТО НАЧАЛО ВАШЕЙ ФРАЗЫ, ХОТЯ И НЕ НАЧАЛО ФРАЗЫ АВТОРА.

1. Цитаты в виде прямой речи  Автор так описывает его:  И нос и плечи поднимал  Вошедший с нею генерал... ТАК ОФОРМЛЯЕТСЯ СТИХОТВОРНАЯ ЦИТАТА «В СТОЛБЕЦ»: БЕЗ КАВЫЧЕК, НИЖЕ НА СТРОКУ, НЕЖЕЛИ СЛОВА АВТОРА, И С ВЫРАВНИВАНИЕМ ПОСЕРЕДИНЕ!

1. Цитаты в виде прямой речи

Автор так описывает его:

И нос и плечи поднимал

Вошедший с нею генерал…

ТАК ОФОРМЛЯЕТСЯ СТИХОТВОРНАЯ ЦИТАТА «В СТОЛБЕЦ»: БЕЗ КАВЫЧЕК, НИЖЕ НА СТРОКУ, НЕЖЕЛИ СЛОВА АВТОРА, И С ВЫРАВНИВАНИЕМ ПОСЕРЕДИНЕ!

1. Цитаты в виде прямой речи  Язык Цветаевой метафоричен: «Имя твое – птица в руке, / Имя твое – льдинка на языке, / Одно единственное движенье губ, / Имя твое – пять букв…»  ТАК ОФОРМЛЯЕТСЯ СТИХОТВОРНАЯ ЦИТАТА «В СТРОКУ». ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА НАКЛОННЫЕ ДИАГОНАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛИТЕЛИ СТИХОТВОРНЫХ СТРОК.

1. Цитаты в виде прямой речи

Язык Цветаевой метафоричен: «Имя твое – птица в руке, / Имя твое – льдинка на языке, / Одно единственное движенье губ, / Имя твое – пять букв…»

ТАК ОФОРМЛЯЕТСЯ СТИХОТВОРНАЯ ЦИТАТА «В СТРОКУ». ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА НАКЛОННЫЕ ДИАГОНАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛИТЕЛИ СТИХОТВОРНЫХ СТРОК.

2. Цитаты в виде косвенной речи  М.В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…» ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ «ВСТРОЕННАЯ» ЦИТАТА, У КОТОРОЙ СОКРАЩЕНА КОНЦОВКА

2. Цитаты в виде косвенной речи

М.В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…»

ТАК ВВОДИТСЯ В ВИДЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ «ВСТРОЕННАЯ» ЦИТАТА, У КОТОРОЙ СОКРАЩЕНА КОНЦОВКА

«Встроенные» цитаты  Интересна и сама речь главного героя. Если в начале текста она напоминает речь ребенка («Я гордился своими штанами», «Он отобрал ее у меня. Он все отбирал – все...»), то в конце повествования, после того как он попробовал дать отпор хулигану, мы слышим слова «не мальчика, но мужа» («… я снова буду отстаивать свой завтрак. Будь что будет…»).  ЦИТАТЫ «ВСТРАИВАЮТСЯ» В ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ СКОБОК ИЛИ НАПРЯМУЮ. В ПОСЛЕДНЕМ СЛУЧАЕ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ЦИТИРУЕМОГО ТЕКСТА ДОЛЖНА ПОЛНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

«Встроенные» цитаты

Интересна и сама речь главного героя. Если в начале текста она напоминает речь ребенка («Я гордился своими штанами», «Он отобрал ее у меня. Он все отбирал – все…»), то в конце повествования, после того как он попробовал дать отпор хулигану, мы слышим слова «не мальчика, но мужа» («… я снова буду отстаивать свой завтрак. Будь что будет…»).

ЦИТАТЫ «ВСТРАИВАЮТСЯ» В ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ СКОБОК ИЛИ НАПРЯМУЮ. В ПОСЛЕДНЕМ СЛУЧАЕ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ЦИТИРУЕМОГО ТЕКСТА ДОЛЖНА ПОЛНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

Цитаты со ссылками в скобках на автора, произведение  «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (А. Луначарский).  ТАК ВВОДИТСЯ ССЫЛКА НА АВТОРА ЦИТАТЫ; ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ГДЕ СТОИТ ТОЧКА, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Цитаты со ссылками в скобках на автора, произведение

«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (А. Луначарский).

ТАК ВВОДИТСЯ ССЫЛКА НА АВТОРА ЦИТАТЫ; ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ГДЕ СТОИТ ТОЧКА, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Цитаты со ссылками в скобках на автора, произведение  «Страшная туча надвигалась не спеша сплошной массой…» (из повести «Степь» А.П. Чехова).  ТАК ВВОДИТСЯ ССЫЛКА НА АВТОРА И НАЗВАНИЕ ТЕКСТА К ЦИТАТЕ. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, ГДЕ СТОИТ ТОЧКА, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Цитаты со ссылками в скобках на автора, произведение

«Страшная туча надвигалась не спеша сплошной массой…» (из повести «Степь» А.П. Чехова).

ТАК ВВОДИТСЯ ССЫЛКА НА АВТОРА И НАЗВАНИЕ ТЕКСТА К ЦИТАТЕ. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, ГДЕ СТОИТ ТОЧКА, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Оформление эпиграфа  Как не любить родной Москвы? Е.А. Баратынский ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО ЭПИГРАФ ОФОРМЛЯЕТСЯ БЕЗ КАВЫЧЕК, СТРОКИ НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ НИ ПЕРЕД ФАМИЛИЕЙ АВТОРА, НИ ПЕРЕД ТЕКСТОМ, ВЫРАВНИВАНИЕ ПО ПРАВОМУ ПОЛЮ, ПОСЛЕ ФАМИЛИИ АВТОРА ТОЧКИ НЕТ.

Оформление эпиграфа

Как не любить родной Москвы?

Е.А. Баратынский

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО ЭПИГРАФ ОФОРМЛЯЕТСЯ БЕЗ КАВЫЧЕК, СТРОКИ НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ НИ ПЕРЕД ФАМИЛИЕЙ АВТОРА, НИ ПЕРЕД ТЕКСТОМ, ВЫРАВНИВАНИЕ ПО ПРАВОМУ ПОЛЮ, ПОСЛЕ ФАМИЛИИ АВТОРА ТОЧКИ НЕТ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цитаты и способы цитирования

Цитаты представляют собой дословные выдержки из высказываний третьих лиц либо текстов. Цитаты это один из видов прямой речи в русском языке.

Цитирование мы можем применять в научно-исследовательских работах и сочинениях с целью подкрепить достоверность собственного мнения путем ссылки на более авторитетные источники, что делает лингвистическую работу научно обоснованной, подчеркивает ее оригинальность.

Благодаря цитированию, автор имеет возможность показать всю полноту и обширность выполненной работы или проводимых исследований.

В русском языке цитирование начало применяться в 1820 году и до сих пор успешно используется.

Способы цитирования

В русском языке существуют три основные способы цитирования.

1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», — так говорил Юлий Цезарь.

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.

Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».

3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.

Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».

Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».

4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:

А.Грибоедов. «Горе от ума»

Что может предоставить мне Москва?

Сегодня бал, а завтра два.

Основные требования к цитированию

1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.

2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.

3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.

5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав — ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник

  • Как цитировать высказывания в сочинении
  • Как цитировать в сочинении стихотворные строчки
  • Как цитировать в сочинении по литературе
  • Как цивилизация влияет на человека итоговое сочинение
  • Как царевна лебедь относится к другим героям сказки пушкина