Как догадались богатыри что перед ними царевна сказка о мертвой царевне и 7 богатырях


2

Как догадались богатыри, что перед ними царевна?

Развитие сюжета. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Выберите верный ответ

Как догадались богатыри, что перед ними царевна?

  • по речи
  • по осанке
  • по одежде

1 ответ:



2



0

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали.

Эту сказку с детства знаю наизусть почти всю.

Читайте также

Безусловно гением перевода Александр Сергеевич Пушкин мог назвать только того величайшего переводчика, который перевел для нас со старославянского языка «Слово о полку Игореве», а так же сделал много переводов с латинского языка, а так же с французского и немецкого.

Так же вообще не стоит забывать, что этот человек считается родоначальником вообще всей школы русского перевода. Это безусловно Жуковский Василий Андреевич.

Пущин же Иван Иванович славен другой деятельностью, связанной с тайным обществом декабристов. Имел военную карьеру и карьеру заговорщика, был судим, приговорен к каторге. И переводов после себя никаких не оставил.

Портрет Жуковского кисти Ореста Кипренского прилагается.

Реальные люди, современники А.С. Пушкина, появляются уже в первой главе романа «Евгений Онегин». Это прежде всего театр. Пушкин упоминает и трагическую актрису Семенову, и балерину Истомину, и драматургов Шаховского и Катенина, и балетмейстера Дидло.

Когда Татьяну Ларину привозят на ярмарку невест в Москву, ее окружают москвичи. В частности, Вяземский, друг Пушкина, подсел к ней на одном из вечеров. В путешествии Онегина появляется Мицкевич.

В романе присутствуют и скрытые современники, которые не называются по имени. Например, отдельные строчки посвящены Марии Николаевне Раевской-Волконской:

rz7bWrLUnFAsJLKGzHwWYEucFWGPQc9I.png

И подобных примеров в «Онегине» несколько.

По моему мнению,самая короткая сказка из всех сказок Александра Сергеевича Пушкина это «Сказка о попе и его работнике Балде».

Сказка повествует нам о том,как поп искал себе работника на все руки,а денег хотел платить за эту работу по меньше.В итоге поп попал в ловушку к хитроумному Балде и вскоре пожалел о своей жадности,ведь казавшийся простачком Балда на деле оказался вовсе не так и прост!

Я думаю, что Александр Сергеевич Пушкин воплотил свой идеал в Татьяне Лариной. Она полюбила и не побоялась в этом признаться в те времена, когда это было совсем не принято. А потом, любя Евгения, сохранила верность мужу, которого только уважала. Для нашего времени это не тот идеал, конечно, но ведь то была другая эпоха и другие принципы.

Злой волшебник Черномор предстает в сказке Пушкина двойственным образом. Вроде как это и могучий волшебник, но его коварство и волшебство делают его опасным для витязей, а любовь к Людмиле делает его слабым. Когда Людмила была похищена Черномором она конечно сперва испугалась, а в хоромах Черномора ее взяла грусть и печаль, да так, что Людмила подмывала о самоубийстве. ей пытались угодить слуги, дарили драгоценности и показывали прекрасные сады, но Людмила тосковала по своему Руслану:

ZFM7u7qhJqwQAEisjYk7pSFVBFBWGRB.png

В этом проявилось ее верность и сила любви. Когда ночью к нем заявился карлик-Черномор, Людмила уже была доведена до отчаяния и перестала бояться. Она схватила Черномора за колпак и чуть не удушила. То есть главными чертами характера, которые помогли выстоять Людмиле в плену, были ее верность, храбрость, может быть даже упрямство, решительность, эмоциональность.

Какие черты характера помогают Людмиле бороться с Черномором

Литературное чтение, 4 класс

Урок 11. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и его анализ.

Глоссарий по теме

Инда – так что даже.

Очи – глаза.

Сочельник – вечер накануне Рождества.

Перст – палец.

Девичник – праздник, на котором собираются девушки.

Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы. 

Под святыми – под иконами.

Изразцовый – плитка из обожжённой глины для (отделки) печей (изразцовая печь, изразцовый пол)

Полати – спальное место под потолком между печью и стеной.

Вытравить – выгнать.

Об нём хватилась – о нём вспомнила.

Хлопочет – беспокоится.

Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; сказка; олицетворение; сравнение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

На прошлых уроках мы с вами познакомились с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Мы изучили его биографию и знаем о его тесной связи с няней Ариной Родионовной. Поэт любил и уважал ее, заботился о ее здоровье, называл ее «мамой».

Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Многие из этих сказок поэт изложил в прекрасных стихах.

Кто не зачитывается его сказками: «О попе и работнике его Балде», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», и другими?!

Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из наиболее известных его сказок. Возможно, эта сказка вам уже знакома, может быть, вы даже видели мультфильм. Написана она в 1833 году в Болдино. В основу этой сказки легла русская народная сказка, рассказанная няней поэта Ариной Родионовной.

Попробуйте по картинке догадаться, о какой сказке идёт речь?

Конечно же, это «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Сейчас мы вместе прочитаем эту замечательную сказку и поговорим о героях, их поступках, проанализируем и сделаем выводы, постараемся ответить на вопрос: Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя?

Для того чтобы нам было понятнее читать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», давайте узнаем значения некоторых устаревших слов. Сказка была написана очень давно, поэтому в ней встречаются такие слова:

Инда – даже.

Сочельник – канун Рождества Христова, то есть день перед праздником.

Обедня – главная церковная служба у христиан, которая совершается утром или в первой половине дня.

Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? Пауза.

Потому что это выдуманная история, такого не случится в реальной жизни.

Кто главные герои пушкинского произведения?

Что можно сказать о них? Пауза.

Царевна, дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой.

Царь, после смерти старой царицы женился на молодой красавице

Царица, очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная.

Семь богатырей, витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя с ней как братья

Королевич Елисей, жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра.

Далее мы посмотрим с вами фрагмент из мультфильма, созданного по одноимённой сказке А. С. Пушкина.

Подумайте, какой литературный приём применил Александр Сергеевич в этом эпизоде?

Пауза. Какой литературный приём вы узнали? Пауза.

Конечно же, олицетворение. Автор придал природным объектам свойства живых существ, наделил их речью, способностью мыслить и чувствовать. Пауза.

В: Какое впечатление произвела на вас сказка? Что вам понравилось, запомнилось? Почему?

О: Прежде всего, произведение нравится читателям тем, что добро побеждает зло. В сказке очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. Также привлекает читателей чудесное зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов дети выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного пса Соколку. А ещё восхищаются мелодичными стихами.

Давайте дадим характеристику героям сказки.

В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют две противоположности: добро и зло.

Рассмотрим, как автор описывает царевну:

Мы можем сказать, что царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

В: Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?

О:Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.

В: А кто воплощает силы зла?

О: Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Посмотрим, как Пушкин описывает её?

О царице-мачехе мы можем сказать, что она красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь.

Царица решила погубить царевну, потому что завидовала её красоте.

В: Смогла бы она в одиночку вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха? Кто ей помогал? Найдем ответы в тексте:

О: Помогала царице Чернавка. Сама по себе она злая или нет?

Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, в душе её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …

Чёрт ли сладит С бабой гневной?

Спорить нечего …

Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса. А, спустя некоторое время, приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что неплохая по своей сути девушка совершает плохие, злые дела, страх помогает осуществляться злу, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.

В: Почему же царица так ненавидела царевну?

О: Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её. Это и вызвало гнев мачехи. Ведь она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости.

В: Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно»

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

О: Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя.

В: Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?

О: Через год после смерти родной матери:

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.

В: Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?

О: Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.

В: Когда же мачеха вспомнила о падчерице?

О: Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:

Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Но, несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

В: Вспомните, как автор описал царевну. Какие слова применил?

О: Нраву кроткого такого (тихая, скромная, приветливая). Она не требовала к себе внимания, жила «тихомолком». Оказавшись в тереме богатырей, приняла это смиренно, была, как и прежде, добра, приветлива, верна своему жениху.

Откуда же эти качества у царевны? Конечно же, от матери. Обратимся к тексту, как ведёт себя родная мать царевны в ожидании мужа:

Из этих строк понятно, что главными качествами её характера были любовь и верность.

Умение любить, быть верной и терпеливой передались от неё и дочери.

В: Почему царице-мачехе не удалось погубить царевну?

О: Царевне помог её добрый нрав. Ведь кротким, терпеливым и смиренным героям в сказках оказывают помощь.

Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она

Богатыри приютили царевну в своём доме и всей душой полюбили её. Их пленила её красота и скромность.

А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить.

Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:

Богатыри не решились похоронить царевну, и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без

устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим

кротким нравом …

В: Давайте вспомним, как он искал свою невесту.

О: В сказках добрым героям всегда помогают силы природы. Следуя традициям народных сказок, Пушкин одушевляет такие явления природы, как солнце, месяц, ветер. Ветер сообщает королевичу Елисею печальную новость о смерти царевны.

От чего умерла царевна-мать? От счастья, что увидела мужа после долгой разлуки:

Таким образом, Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю.

В: Что по вашему важнее — красота внешняя или красота внутренняя?

О: Сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра.

Разбор типового тренировочного задания

Угадайте героев сказки по описанию. Соедините героев с их описанием линией.

Первый столбец:

  1. Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

  1. Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя

  1. Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

  1. Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

  1. И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен.

Второй столбец:

  1. Царевна;
  2. Месяц;
  3. Королевич Елисей;
  4. Царица-мать;
  5. Царица-мачеха.

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Выбор элемента из выпадающего списка

Почему царевна отказалась стать женой одного из богатырей?

Варианты ответа: боялась обидеть остальных; не могла выбрать лучшего из них; хранила верность своему жениху.

2 вариант

Как богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

Варианты ответа: по одежде; по речи; по осанке.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

ЦЕЛИ познакомиться с творчеством А. С. Пушкина в жанре литературной сказки прочитать и проанализировать сказку А. С. Пушкина получить представление о героях сказки, их характеристиках

ЦЕЛИ

  • познакомиться с творчеством А. С. Пушкина в жанре литературной сказки
  • прочитать и проанализировать сказку А. С. Пушкина
  • получить представление о героях сказки, их характеристиках

В 1831-1834 годах Александром Сергеевичем Пушкиным был создан цикл сказок, в которых представлено авторское понимание счастья, морали, любви, смысла жизни.

В 1831-1834 годах Александром Сергеевичем Пушкиным был создан цикл сказок, в которых представлено авторское понимание счастья, морали, любви, смысла жизни.

Перед нами «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», написанная Пушкиным осенью 1833 г., то есть знаменитой болдинской осенью.

Перед нами «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», написанная Пушкиным осенью 1833 г., то есть знаменитой болдинской осенью.

Поэт создавал её как под влиянием сюжета сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм , так и услышанной от няни в Михайловском русской народной сказки «Волшебное зеркальце». Сходство пушкинской сказки с «Белоснежкой» есть, но читателем она воспринимается как оригинальный русский сюжет.

Поэт создавал её как под влиянием сюжета сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм , так и услышанной от няни в Михайловском русской народной сказки «Волшебное зеркальце». Сходство пушкинской сказки с «Белоснежкой» есть, но читателем она воспринимается как оригинальный русский сюжет.

Начало сказки о царевне-сироте напоминает и сказку «Морозко», и немецкую сказку. Обратим внимание, как Пушкин расставляет акценты, как противопоставляет злую мачеху и кроткую царевну. Не отказывая царице в красоте, автор описывает дурной характер мачехи: Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.

Начало сказки о царевне-сироте напоминает и сказку «Морозко», и немецкую сказку. Обратим внимание, как Пушкин расставляет акценты, как противопоставляет злую мачеху и кроткую царевну. Не отказывая царице в красоте, автор описывает дурной характер мачехи:

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Царевна же расцвела «тихомолком», она «кроткого нраву»: нет в её характере ни своенравия, ни гордости. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого…

Царевна же расцвела «тихомолком», она «кроткого нраву»: нет в её характере ни своенравия, ни гордости.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Таким образом, с самого начала сказки автор противопоставляет не просто двух красавец, а два типа красоты . Как и в сюжете о Белоснежке, мачеха старается извести прекрасную падчерицу и девушка оказывается в лесу одна-одинёшенька.

Таким образом, с самого начала сказки автор противопоставляет не просто двух красавец, а два типа красоты .

Как и в сюжете о Белоснежке, мачеха старается извести прекрасную падчерицу и девушка оказывается в лесу одна-одинёшенька.

И вот тут появляются герои истинно русской народной сказки – богатыри. Замена гномов богатырями, появление дома-терема, описание богатырских забав и охоты – несомненная удача Пушкина, подчёркивающая оригинальность произведения.

И вот тут появляются герои истинно русской народной сказки – богатыри.

Замена гномов богатырями, появление дома-терема, описание богатырских забав и охоты – несомненная удача Пушкина, подчёркивающая оригинальность произведения.

Перед утренней зарёю Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить…

Перед утренней зарёю

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить…

Важной является сцена сватовства богатырей к молодой царевне, где её ответ раскрывает нам нежную, кроткую, искреннюю суть героини.

Важной является сцена сватовства богатырей к молодой царевне, где её ответ раскрывает нам нежную, кроткую, искреннюю суть героини.

Для меня вы все равны, Все удалы, все умны, Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно Отдана. Мне всех милей Королевич Елисей.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

Образ королевича Елисея – жениха царевны, отправившегося на поиски пропавшей невесты – ещё одно новаторство Пушкина в преображении сюжета. Не случайный спаситель пробудит царевну от злых чар, а жених , объехавший полсвета в поисках её, не побоявшийся обратиться к самому Солнцу. Благородство Елисея под стать душевной красоте его невесты.

Образ королевича Елисея – жениха царевны, отправившегося на поиски пропавшей невесты – ещё одно новаторство Пушкина в преображении сюжета. Не случайный спаситель пробудит царевну от злых чар, а жених , объехавший полсвета в поисках её, не побоявшийся обратиться к самому Солнцу.

Благородство Елисея под стать душевной красоте его невесты.

Конечно, обращает на себя внимание и образ пса Соколки – верного друга царевны. Он, чувствуя зло, которое несет переодетая старушкой злая мачеха, пытается спасти свою хозяйку : Пёс ей под ноги - и лает И к старухе не пускает. Соколка словно уговаривает царевну отказаться от яблока, подаренного старухой.

Конечно, обращает на себя внимание и образ пса Соколки – верного друга царевны. Он, чувствуя зло, которое несет переодетая старушкой злая мачеха, пытается спасти свою хозяйку :

Пёс ей под ноги — и лает

И к старухе не пускает.

Соколка словно уговаривает царевну отказаться от яблока, подаренного старухой.

Пёс бежит и ей в лицо Жалко смотрит, грозно воет, Словно сердце пёсье ноет, Словно хочет ей сказать: Брось!.. Отношение пса к двум героиням еще раз подчеркивает их несхожесть, полное противопоставление в сюжете.

Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце пёсье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось!..

Отношение пса к двум героиням еще раз подчеркивает их несхожесть, полное противопоставление в сюжете.

Завершается это противопоставление в финальной сцене сказки. Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут её тоска взяла, И царица умерла. Лишь её похоронили, Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей…

Завершается это противопоставление в финальной сцене сказки.

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут её тоска взяла,

И царица умерла.

Лишь её похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей…

Обратим внимание, от чего умерла царица: «Тут ее тоска взяла…» Обратившись к словарю, узнаем, что тоска – тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога. То есть царица умерла от того зла, что было в ней самой, в ее злой душе. И как видим, её смерть никого не опечалила – «свадьбу тотчас учинили».

Обратим внимание, от чего умерла царица: «Тут ее тоска взяла…» Обратившись к словарю, узнаем, что тоска – тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога. То есть царица умерла от того зла, что было в ней самой, в ее злой душе. И как видим, её смерть никого не опечалила – «свадьбу тотчас учинили».

Таким образом, Пушкин завершает свою мысль об истинной и ложной красоте, где истинная красота заключается в душе человека, его отношении к миру, к людям, в доброте и кротости. Такая красота – оружие добра, она всегда побеждает злобу, зависть и себялюбие.

Таким образом, Пушкин завершает свою мысль об истинной и ложной красоте, где истинная красота заключается в душе человека, его отношении к миру, к людям, в доброте и кротости. Такая красота – оружие добра, она всегда побеждает злобу, зависть и себялюбие.

ЦЕЛИ познакомиться с источниками и поэтикой сказки проанализировать некоторые особенности поэтического языка сказки

ЦЕЛИ

  • познакомиться с источниками и поэтикой сказки
  • проанализировать некоторые особенности поэтического языка сказки

В начале ХIХ века, как у европейских, так и русских писателей возрастает интерес к фольклорным сюжетам, героям, языку.

В начале ХIХ века, как у европейских, так и русских писателей возрастает интерес к фольклорным сюжетам, героям, языку.

Кроме Александра Сергеевича Пушкина свой вклад в создание литературной сказки на фольклорной основе внесли Василий Андреевич Жуковский, Василий Федорович Одоевский, Пётр Павлович Ершов и другие. Но именно пушкинские сказки стали лучшими образцами литературной сказки с народно-поэтической основой.

Кроме Александра Сергеевича Пушкина свой вклад в создание литературной сказки на фольклорной основе внесли Василий Андреевич Жуковский, Василий Федорович Одоевский, Пётр Павлович Ершов и другие. Но именно пушкинские сказки стали лучшими образцами литературной сказки с народно-поэтической основой.

Мастерство Пушкина проявилось и в использовании для своей сказки самых разных источников. На прошлом уроке вы узнали, что сюжет «Сказки о мёртвой царевне…» мог быть навеян сказкой из сборника братьев Гримм «Белоснежка». Однако Пушкин не просто заменил гномов богатырями, он придал своим героям народные черты сказочных и былинных богатырей.

Мастерство Пушкина проявилось и в использовании для своей сказки самых разных источников. На прошлом уроке вы узнали, что сюжет «Сказки о мёртвой царевне…» мог быть навеян сказкой из сборника братьев Гримм «Белоснежка». Однако Пушкин не просто заменил гномов богатырями, он придал своим героям народные черты сказочных и былинных богатырей.

Обратим внимание, как Пушкин описывает жизнь богатырей. Богатырские забавы в сказке – это защита русских земель от врагов-иноземцев . Перед утренней зарёю Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить, Иль башку с широких плеч У татарина отсечь, Или вытравить из леса Пятигорского черкеса.

Обратим внимание, как Пушкин описывает жизнь богатырей. Богатырские забавы в сказке – это защита русских земель от врагов-иноземцев .

Перед утренней зарёю

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» воплотила идеалы народной этики. Недаром Пушкин в самом начале сказки описывает идеальные отношения в царской семье : царь отправляется в дальнюю дорогу, а царица ждёт его возвращения у окна: Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга!

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» воплотила идеалы народной этики. Недаром Пушкин в самом начале сказки описывает идеальные отношения в царской семье : царь отправляется в дальнюю дорогу, а царица ждёт его возвращения у окна:

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Идеальной можно назвать и жизнь царевны в тереме семи богатырей: А хозяюшкой она В терему меж тем одна Приберёт и приготовит. Им она не прекословит, Не перечут ей они. Так идут за днями дни…

Идеальной можно назвать и жизнь царевны в тереме семи богатырей:

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберёт и приготовит.

Им она не прекословит,

Не перечут ей они.

Так идут за днями дни…

Описывая неторопливую повседневность жизни царевны, он подчёркивает, что «не скучно ей у семи богатырей». Мир, лад, согласие – вот отличительная черта идеальных человеческих отношений, показанная Пушкиным. Разумеется, и народные идеалы, и народные герои не могли быть воплощены без учёта особенностей языка русского фольклора.

Описывая неторопливую повседневность жизни царевны, он подчёркивает, что «не скучно ей у семи богатырей». Мир, лад, согласие – вот отличительная черта идеальных человеческих отношений, показанная Пушкиным. Разумеется, и народные идеалы, и народные герои не могли быть воплощены без учёта особенностей языка русского фольклора.

Пушкин использовал всё богатство средств языковой выразительности, свойственное поэтике народной сказки. Во-первых, это большое количество слов народного языка : … Отпустила и сказала: «Не кручинься, бог с тобой». И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней.

Пушкин использовал всё богатство средств языковой выразительности, свойственное поэтике народной сказки.

Во-первых, это большое количество слов народного языка :

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой».

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Во-вторых, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами : В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила...

Во-вторых, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами :

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила…

В-третьих, свойственные народной сказке постоянные эпитеты Белы руки опустила, Плод румяный уронила, И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную…

В-третьих, свойственные народной сказке постоянные эпитеты

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную…

Зная множество народных сказок, и великолепно чувствуя природу русского языка, Пушкин использовал в «Сказке о мёртвой царевне…» систему повторов, характерных для фольклорных сюжетов. Вспомните, что каждый раз царица обращается к зеркальцу с одними и теми же словами: Здравствуй, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»

Зная множество народных сказок, и великолепно чувствуя природу русского языка, Пушкин использовал в «Сказке о мёртвой царевне…» систему повторов, характерных для фольклорных сюжетов. Вспомните, что каждый раз царица обращается к зеркальцу с одними и теми же словами:

Здравствуй, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Конечно, обращает на себя внимание удивительное мастерство Пушкина строить описания практически без использования прилагательных. В его сказке чаще всего глаголы становятся теми опорными словами, которые помогают читательскому воображению увидеть образы пушкинской сказки. Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного.

Конечно, обращает на себя внимание удивительное мастерство Пушкина строить описания практически без использования прилагательных. В его сказке чаще всего глаголы становятся теми опорными словами, которые помогают читательскому воображению увидеть образы пушкинской сказки.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Таким образом, сюжет, образы героев, язык «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» максимально вобрал фольклорные элементы, свойственные сказке. «Пушкин был первым русским писателем , – отмечал Горький, – который обратил внимание на народное творчество и ввёл его в литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу».

Таким образом, сюжет, образы героев, язык «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» максимально вобрал фольклорные элементы, свойственные сказке.

«Пушкин был первым русским писателем , – отмечал Горький, – который обратил внимание на народное творчество и ввёл его в литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу».

Тест по содержанию 1.К кому обращается с этими словами царица: «…скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»» Царь Служанка Царевна Зеркало

Тест по содержанию

1.К кому обращается с этими словами царица:

«…скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»»

  • Царь
  • Служанка
  • Царевна
  • Зеркало

2. К кому НЕ обращался королевич Елисей в поисках царевны? Месяц Ветер Солнце Море 3. Выберите несколько слов, которыми автор описывает царицу-мачеху. Своенравна Горда Сварлива Мила Добра

2. К кому НЕ обращался королевич Елисей в поисках царевны?

  • Месяц
  • Ветер
  • Солнце
  • Море

3. Выберите несколько слов, которыми автор описывает царицу-мачеху.

  • Своенравна
  • Горда
  • Сварлива
  • Мила
  • Добра

4. Найдите соответствия между героями и обращением к ним королевича Елисея (ветер, солнце, месяц). А. Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе… Б. ……Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. В. Ты встаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя.

4. Найдите соответствия между героями и обращением к ним королевича Елисея (ветер, солнце, месяц).

А. Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе…

Б. ……Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой.

В. Ты встаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя.

5. Царица отравила царевну при помощи Яблока Напитка Мёда Зеркала 6. Как царица велела чернавке поступить с царевной? Увести её в лес и связать Запереть в подвале Отправить в другое государство Ничего не делать

5. Царица отравила царевну при помощи

  • Яблока
  • Напитка
  • Мёда
  • Зеркала

6. Как царица велела чернавке поступить с царевной?

  • Увести её в лес и связать
  • Запереть в подвале
  • Отправить в другое государство
  • Ничего не делать

7. Цель «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» Утвердить идею добра над злом Высмеять злую мачеху Рассказать о жизни царской семьи 8. Чернавка не выполнила указаний царицы и отпустила царевну, потому что… В душе любила царевну и пожалела её Забыла, что наказала ей царица Спешила вернуться из леса во дворец Царевна откупилась от чернавки

7. Цель «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  • Утвердить идею добра над злом
  • Высмеять злую мачеху
  • Рассказать о жизни царской семьи

8. Чернавка не выполнила указаний царицы и отпустила царевну, потому что…

  • В душе любила царевну и пожалела её
  • Забыла, что наказала ей царица
  • Спешила вернуться из леса во дворец
  • Царевна откупилась от чернавки

9. Богатыри положили царевну в гроб Серебряный Стеклянный Хрустальный Золотой 10. Царевна пробудилась от зачарованного сна, потому что Королевич произнес заклинание Королевич её поцеловал Королевич разбил хрустальный гроб Прошло 100 лет

9. Богатыри положили царевну в гроб

  • Серебряный
  • Стеклянный
  • Хрустальный
  • Золотой

10. Царевна пробудилась от зачарованного сна, потому что

  • Королевич произнес заклинание
  • Королевич её поцеловал
  • Королевич разбил хрустальный гроб
  • Прошло 100 лет

11. Соотнесите фрагмент сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и элемент композиции сказки (зачин, кульминация, концовка). А. Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Б. Вдруг она, моя душа, Пошатнулась, не дыша, Белы руки опустила, Плод румяный уронила, Закатилися глаза, И она под образа Головой на лавку пала И тиха, недвижна стала... В. И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

11. Соотнесите фрагмент сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и элемент композиции сказки (зачин, кульминация, концовка).

А. Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.

Б. Вдруг она, моя душа, Пошатнулась, не дыша, Белы руки опустила, Плод румяный уронила, Закатилися глаза, И она под образа Головой на лавку пала И тиха, недвижна стала…

В. И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

12. Царица в сказке прищелкивает перстами. Что значит устаревшее слово «перст?» Кольцо Зеркало Свеча Палец 13. Какой из пословиц можно охарактеризовать царицу из «Сказки о мёртвой царевне?» Выделите цветом правильный вариант. Снаружи красота, внутри пустота Красивый вид человека не портит. Красота с умом редко уживаются.

12. Царица в сказке прищелкивает перстами. Что значит устаревшее слово «перст?»

  • Кольцо
  • Зеркало
  • Свеча
  • Палец

13. Какой из пословиц можно охарактеризовать царицу из «Сказки о мёртвой царевне?» Выделите цветом правильный вариант.

  • Снаружи красота, внутри пустота
  • Красивый вид человека не портит.
  • Красота с умом редко уживаются.

14. Что случилось с волшебным зеркальцем в финале сказки? Царица разбила зеркальце Зеркало потеряло волшебные свойства и стало обычным Зеркало досталось царевне по наследству от мачехи 15. Какая пословица отражает мораль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?» Встречают по платью, провожают по уму. Красота без разума пуста. Не гонись за красотой, а гонись за добротой.

14. Что случилось с волшебным зеркальцем в финале сказки?

  • Царица разбила зеркальце
  • Зеркало потеряло волшебные свойства и стало обычным
  • Зеркало досталось царевне по наследству от мачехи

15. Какая пословица отражает мораль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?»

  • Встречают по платью, провожают по уму.
  • Красота без разума пуста.
  • Не гонись за красотой, а гонись за добротой.

16. Через какое время после смерти жены царь женился вновь? Через пять лет Через три года Через год 17. Как царица-мачеха узнала, что царевна живёт в тереме у богатырей? Ей сказало зеркальце Ей сказал королевич Елисей Ей сказали богатыри

16. Через какое время после смерти жены царь женился вновь?

  • Через пять лет
  • Через три года
  • Через год

17. Как царица-мачеха узнала, что царевна живёт в тереме у богатырей?

  • Ей сказало зеркальце
  • Ей сказал королевич Елисей
  • Ей сказали богатыри

18. В качестве приданого царевне царь приготовил: Полцарства семь торговых городов да сто сорок теремов  ларец с драгоценностями 19. Как догадались богатыри, что перед ними царевна? По одежде По осанке По речи

18. В качестве приданого царевне царь приготовил:

  • Полцарства
  • семь торговых городов да сто сорок теремов 
  • ларец с драгоценностями

19. Как догадались богатыри, что перед ними царевна?

  • По одежде
  • По осанке
  • По речи

20. От кого Елисей узнал, где находится его невеста? от месяца от ветра от солнца 21. Сюжет каких сказок стал основой для «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Русская народная сказка «Волшебное зеркало» Братья Гримм «Белоснежка» Гауф «Маленький Мук» Шарль Перро «Золушка»

20. От кого Елисей узнал, где находится его невеста?

  • от месяца
  • от ветра
  • от солнца

21. Сюжет каких сказок стал основой для «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

  • Русская народная сказка «Волшебное зеркало»
  • Братья Гримм «Белоснежка»
  • Гауф «Маленький Мук»
  • Шарль Перро «Золушка»

22. Когда царевна отказалась выбрать одного из богатырей себе в женихи, богатыри… Выгнали из дома Рассердились Извинились Пришли свататься второй раз 23. Царевна не вышла замуж за одного из богатырей, так как… Не могла выбрать без благословления отца Она не поняла, о чем её спросили Уже была невестой Елисея Она не хотела выходить замуж

22. Когда царевна отказалась выбрать одного из богатырей себе в женихи, богатыри…

  • Выгнали из дома
  • Рассердились
  • Извинились
  • Пришли свататься второй раз

23. Царевна не вышла замуж за одного из богатырей, так как…

  • Не могла выбрать без благословления отца
  • Она не поняла, о чем её спросили
  • Уже была невестой Елисея
  • Она не хотела выходить замуж

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.

Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.

Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.

На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:

«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.

Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:

Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:

«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,

Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: «Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
Та, в душе ее любя,

Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
А сама пришла домой.

«Что? — сказала ей царица, —
Где красавица девица?»
— Там, в лесу, стоит одна, —
Отвечает ей она. —

Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.

Ей на встречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.

Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;

Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;

Знать, не будет ей обидно!
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,

Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.

Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.

Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;

Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она;

Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.

День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.

Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,

Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна

Приберет и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечут ей они.
Так идут за днями дни.

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.

Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя

Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,

Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»

«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
«Спрос не грех. Прости ты нас, —
Старший молвил поклонясь, —

Коли так, не заикнуся
Уж о том». — «Я не сержуся, —
Тихо молвила она, —
И отказ мой не вина».

Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.

Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое

Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,

Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;

Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей».

И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!..»
Та призналася во всем:

Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. «Постой,

Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко, —
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».

Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне». — Царевна хочет
Выдти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,

Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,

На старуху. «Что за чудо?
Видно, выспался он худо, —
Ей царевна говорит: —
На ж, лови!» — и хлеб летит.

Старушонка хлеб поймала:
«Благодарствую, — сказала. —
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»

И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…

Но царевна в обе руки
Хвать — поймала. «Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед».

Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала…
И с царевной на крыльцо
Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце пёсье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! — Она его ласкать,

Треплет нежною рукою;
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!» — и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,

Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…

Подождать она хотела
До обеда; не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа

Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…
Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой

С молодецкого разбоя.
Им на встречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет. «Не к добру! —

Братья молвили: — печали
Не минуем». Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.

Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой,
И с молитвою святой

С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,

Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.

Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой

Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там

Осторожно привинтили
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,

Старший молвил: «Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.

Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:

«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,

Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».
За невестою своей
Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.

«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Свет ты мой, —

Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.

Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Братец мой,

Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На сторо́же я стою
Только в очередь мою.

Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:

«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». — «Постой, —

Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал

И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась

Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.

Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»

И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,

И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним.

Говоря: «Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,

Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.

Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Текст взят:

А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 3. Поэмы, Сказки.

Ссылка на аутентичный текст:

https://rvb.ru/pushkin/01text/03fables/01fables/0800.htm

  • Как добро побеждает зло в сказке иван царевич и серый волк
  • Как добро победило зло в сказке о царе салтане
  • Как добро и зло сочетаются в одном человеке сочинение
  • Как добраться до сказки в чернолучье из омска
  • Как добраться до работы скажи новости футбола расскажи сказку